Упрощенная система регистрации права собственности на дом

Что такое дачная амнистия и как ей воспользоваться

Многие граждане длительное время владеют земельными участками или другими объектами недвижимости без зарегистрированного права собственности. Дачная амнистия, срок которой продлен до 2026 года, позволяет быстро зарегистрировать права на недвижимость.

Понятие дачной амнистии

Упрощенный порядок оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимости установлен законом «О внесении изменений. » от 30.06.2006 № 93-ФЗ. В народе он получил название «дачной амнистии». Действует амнистия уже 14 лет. Она позволила оформить право собственности более чем 14 миллионам граждан.

Суть дачной амнистии

Если у вас есть во владении:

  • земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного или дачного хозяйства,
  • сад, огород;
  • земля для индивидуального жилищного или гаражного строительства;
  • здание капитального строительства, расположенное на таких землях,

вы вправе зарегистрировать право собственности на эти объекты недвижимости, обратившись в местную администрацию по месту жительства (ст. 12 Закона № 93).

Для чего нужно оформлять право собственности

Чтобы без проблем законно распоряжаться недвижимостью, следует узаконить постройку.

В силу ч. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Он вправе совершать любые не противоречащие закону действия, в том числе передавать в дар или продавать имущество третьим лицам.

Если право собственности в отношении его вещей не зарегистрировано, в соответствии с нормативными предписаниями он не сможет распоряжаться ими в полном объеме. Незарегистрированные земли или постройки капитального строительства нельзя подарить, продать, обменять.

Какое имущество можно оформить в собственность в упрощенном порядке

Упрощенный порядок приобретения в собственность распространяется на следующие объекты недвижимости:

  1. Земельные участки, предоставленные до 30.10.2001 (т. е. до введения в действие Земельного кодекса РФ) по любому основанию: пожизненное наследуемое владение, личное подсобное хозяйство, огородничество.
  2. Дача, садовый домик или индивидуальное жилое здание — сам объект строительства и земли под ним.
  3. Гаражные строения и хозяйственные постройки вместе с землей, на которой они расположены.

Кроме того, если гражданин начал самовольно возводить жилой дом до 04.08.2018, не уведомив об этом администрацию в порядке ст. 51.1 Градостроительного кодекса, по правилам дачной амнистии его можно узаконить без суда вплоть до 2026 года.

Порядок оформления дома по дачной амнистии

Регистрация в упрощенном порядке права собственности на индивидуальное жилищное строительство проходит в соответствии с п. 1.2 ст. 19 закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ:

  1. Нужно согласовать строительство с администрацией до его начала. Для этого потребуется направить уведомление о планируемом строительстве с приложением правоустанавливающих документов на землю. В течение недели администрация рассмотрит уведомление и сообщит о допустимости или недопустимости размещения объекта на участке. Согласие администрации оформляется в форме уведомления, которое позволит вам строить в течение десяти лет (даже если вы продали участок, право строительства переходит новому собственнику).
  2. После завершения строительства нужно подготовить технический план, обратившись к кадастровым инженерам.
  3. По сведениям, указанным в техплане, необходимо заполнить уведомление об окончании работ по возведению жилого объекта, и оба документа направить в отдел архитектуры администрации населенного пункта или области по месту проживания. Уведомление заполняется по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19.09.2018 № 591/пр. Его можно подать в том числе через МФЦ.
  4. Администрация рассмотрит поданные бумаги и не позднее семи дней направит заявителю ответ о соответствии возведенного дома требованиям закона, а в регистрационный орган — заявление и необходимые документы: техплан, уведомление об окончании постройки или реконструкции, для постановки дома на кадастровый учет и регистрации права собственности на жилой объект.

Если у земли, на которой возведен или реконструирован жилищный объект, будут двое и более правообладателей, общая долевая собственность или многосторонняя аренда, а также при наличии оформленного между собственниками земельного надела соглашения об установлении их долей в построенном жилом доме, эти сведения также нужно передать в орган местного самоуправления для последующей отправки в Росреестр.

При ненаправлении сотрудниками администрации перечисленных бумаг в Росреестр вам придется отсылать заявление самостоятельно. Однако регистрационный орган не вправе требовать дополнительных документов, так как он запрашивает их в органе местного самоуправления, куда застройщик подавал уведомление.

Государственная пошлина за регистрацию составляет 350 рублей (подп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Читайте также:
Как передать право собственности на квартиру родственнику

А что с земельным участком?

В случаях, когда право застройщика на земельный участок, где находится вновь созданная недвижимость, не оформлено, постановка на кадастровый учет и государственная регистрация собственности на такую землю производятся вместе с фиксацией на кадастровом учете и осуществлением государственной регистрации права на объект ИЖС.

С какими проблемами можно столкнуться при оформлении

Пожалуй, основная проблема при оформлении собственности на дом в упрощенном порядке — правильно заполнить уведомление о завершении строительных работ.

Форму вы можете скачать в разделе «Документы и бланки» в начале статьи.

Процедура простая, поэтому серьезных проблем при оформлении не возникает — вам даже не нужно обращаться в Росреестр. Администрация сама направит все документы на регистрацию.

Чтобы понять, какие проблемы могут возникнуть, изучим основания для отказа в предоставлении услуги администрацией. В регистрации откажут, если:

  1. Вы не представите документ о согласии на обработку персональных данных. Этот документ достаточно подписать в администрации или в МФЦ.
  2. Вы допустили ошибки и помарки в уведомлении, из-за которых невозможно понять, что именно вы хотите, или разобрать данные. Однако такая ситуация в принципе невозможна, если вы подаете уведомление через МФЦ или администрацию.
  3. Вы не оформили доверенность на представителя, который проводит регистрацию за вас. Достаточно оформить доверенность правильно.

Однако основания для отказа могут быть связаны и непосредственно с объектом недвижимости:

  1. Параметры дома не соответствуют заявленным. В этом случае нужно приводить дом в соответствие с параметрами либо обращаться в суд.
  2. Вид разрешенного использования объекта недвижимости не соответствует виду разрешенного использования, указанного в уведомлении. Рецепт избавления от проблем такой — стройте объект недвижимости в строгом соответствии с уведомлением о согласовании строительства.

Таким образом, дачная амнистия поможет вам быстро зарегистрировать право собственности на объект недвижимости. Стоимость процедуры складывается из стоимости оформления технического плана и госпошлины (350 рублей).

Упрощенная система регистрации права собственности на дом

Письмом Росреестра от 08.02.2022 № 13-0775-АБ/21 даны разъяснения относительно упрощенного порядка оформления прав на объекты ИЖС.

Законом № 404-ФЗ внесены изменения в часть 5 статьи 16 Закона №340-ФЗ, увеличивающие период применения указанных положений до 01.03.2026, а также изменения в часть 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, не только продлевающие период применения данного положения Закона № 218-ФЗ до 01.03.2026, но и распространяющие их применение на жилые дома, возведенные (возводимые) на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения в границах
населенного пункта личного подсобного хозяйства, если указанные здания соответствуют параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
В этой связи обращаем внимание на следующее.
Закон № 404-ФЗ, часть 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ не содержат указаний о том, что положения части 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ применяются к объектам, строительство которых осуществлено в какой-либо определенный период времени, соответственно:
– особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома, установленные Законом № 404-ФЗ, могут применяться в отношении объектов недвижимости, созданных как до, так и после его вступления в силу, независимо от того, было или не было получено ранее разрешение на строительство такого объекта капитального строительства, направлено или не направлено уведомление о планируемом строительстве или реконструкции указанных объектов и какое уведомление уполномоченного органа получено в этом случае застройщиком;
– для целей выполнения кадастровых работ – подготовки технического плана объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома, осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанные объекты до 01.03.2026 не требуется наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Таким образом, застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять жилой или садовый дом, строительство которого начато или осуществлено (закончено) до или после 04.08.2018, до или после 19.12.2020: в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ или в уведомительном порядке в соответствии со статьей 51.1 и частями 16-21 статьи 55 ГрК РФ, статьей 16 Закона № 340-ФЗ. При этом в случае представления заявителем документов, предусмотренных частью 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, отсутствуют основания для применения положений части 1.2 статьи 19, пунктов 58 – 59 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, в том числе если ранее указанные положения были применены в отношении определенного объекта капитального строительства.
При соблюдении установленных действующим законодательством условий положения части 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ с учетом абзаца первого части 4 статьи 14 Закона № 218-ФЗ в отношении жилого или садового дома, созданного на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускают осуществление:
– одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный объект в случае его создания (строительства), образования в результате реконструкции;
– государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав на указанные дома в случае их реконструкции (если в результате такой реконструкции не образовываются новые дома);
государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, если сведения о здании уже содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), в том числе если сведения о жилом доме были внесены в ЕГРН в порядке внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости на основании документов осуществленного до 01.01.2013 государственного технического учета этого объекта или в порядке государственного кадастрового учета по правилам, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Читайте также:
Переоформление свидетельства о праве собственности на землю

Дачную амнистию продлили до 2022 года. Но на новых условиях

Со 2 августа в очередной раз продлена очередная дачная амнистия. И это снова не та, что раньше. Дачной амнистией называют уже несколько законов, но все они работают по-разному . Общая суть всех поправок про участки, дома и право собственности сводится к тому, что оформлять недвижимость будет проще и дешевле.

Вот что означает дачная амнистия, которая будет действовать до 1 марта 2022 года.

Как работает дачная амнистия с августа 2019 года

Если у вас есть дача, дом или участок, разберитесь, как все это узаконить по дачной амнистии:

  1. Дачной амнистией называют несколько разных норм закона. Это не один документ, и там все сложно.
  2. Земельные участки, выделенные на любом основании до 30 октября 2001 года, можно оформить в собственность по заявлению и документу о правах. Это бессрочно, ничего не менялось.
  3. После 4 августа 2018 года новые дома строят без разрешения, но по уведомлению. Закон принят год назад, он тоже не менялся.
  4. Если дом начали строить до этой даты, его можно узаконить по уведомлению, без разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. То есть если вы самовольно начали строить дом, то его можно узаконить без суда. Этот порядок продлили до 1 марта 2022 года и сейчас называют очередной дачной амнистией.
  5. Дома на садовых участках, которые не оформлены в собственность, можно узаконить без уведомления — по техплану и декларации. Но только до 1 марта 2022 года. Это тоже дачная амнистия, но в ней свои нюансы. Подробности — в статье.
  6. Для гаражей и хозпостроек уведомления не нужны. Их оформляют по декларации и техническому плану. Так было и раньше.
  7. Госпошлина за оформление объекта по амнистии — 350 рублей. Расходы на кадастровый учет и технический план — несколько тысяч.

Что такое дачная амнистия?

Дачной амнистией называют законы, которые каким-то способом упрощают оформление документов на жилой дом или участок. Но словосочетание одно, а работают поправки по-разному . Они могут касаться только земельных участков, отмены разрешений на строительство или узаконивания домов только по техплану.

Вот несколько дачных амнистий, о которых мы рассказывали:

И вот появился еще один закон, который тоже назвали дачной амнистией. Он изменил не только градостроительный кодекс, который устанавливает порядок оформления домов на участках, но и правила регистрации недвижимости. Чтобы вам не изучать эти сложные документы, мы во всем разобрались.

Читайте также:
Разделение земельного участка находящегося в собственности

Готовый или строящийся дом можно узаконить по уведомлению до 2022 года

С 4 августа 2018 года отменили разрешения на строительство. Раньше нужно было спрашивать у местных властей, можно ли построить дом вот с такими параметрами. А теперь достаточно их предупредить. На самом деле процедура все равно похожа на согласование, но она стала немного проще.

Но это касалось домов, которые начали строить с августа, когда заработал закон. А для тех домов, что начали строить без разрешения до поправок, уведомления разрешили подавать только до 1 марта 2019 года. То есть дом уже строится или готов, а разрешения на него нет. Тогда государство как бы говорит: «Ладно, раз уже построили, подайте уведомление и будем считать, что все законно. Самовольной постройкой такой дом не считается».

Но тот, кто не успел разобраться с документами до 1 марта 2019 года, потом мог узаконить дом только через суд. Или пришлось бы как-то хитрить с документами. Иначе дом считался бы самовольной постройкой.

Пока люди разбирались с новым порядком, срок амнистии закончился. И вот спустя несколько месяцев его продлили на два года. Теперь дом, который начали строить до отмены разрешений, можно снова узаконить по уведомлению — без суда и лишних расходов. Пока это условие действует до 1 марта 2022 года. Продлят ли его потом и сделают ли бессрочным — непонятно. Если есть неоформленная недвижимость на участке, лучше поскорее заняться документами.

Упрощенная система регистрации права собственности на дом

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно продления срока действия упрощенного порядка оформления прав граждан на земельные участки, объекты индивидуального жилищного строительства, а также жилые дома, расположенные на дачных и садовых земельных участках, и в пределах компетенции сообщает следующее.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ).

При этом Законом N 218-ФЗ не предусмотрены сроки окончания действия упрощенного порядка оформления прав граждан на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, а также на объекты недвижимого имущества, созданные на предназначенных для ведения дачного хозяйства или садоводства земельных участках, или иные объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство.

Особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здания, сооружения предусмотрены статьями 40, 70 Закона N 218-ФЗ.

Согласно части 7 статьи 70 Закона N 218-ФЗ до 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Учитывая изложенные выше нормы действующего законодательства, 1 марта 2018 года истекает срок действия упрощенного порядка оформления прав граждан на объекты индивидуального жилищного строительства (в части отсутствия необходимости получения разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов недвижимости), созданные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или расположенные в границах населенного пункта и предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), то есть на жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

Читайте также:
Сколько времени регистрируется право собственности на квартиру

Что касается жилых домов, расположенных на дачных и садовых земельных участках, то поскольку, в силу положений части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для строительства таких объектов недвижимого имущества не требуется выдача разрешения на строительство, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на них осуществляется в порядке, определенном частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ. Основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества являются технический план таких объектов недвижимости и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости. Сведения о таких объектах недвижимости указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (часть 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, приказ Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 “Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений”).

В свою очередь обращаем внимание на то, что 1 ноября 2017 года в Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект N 302153-7 “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)” (далее – законопроект) (принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 декабря 2017 года), в том числе устанавливающий единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках.

В соответствии с законопроектом, если общая площадь объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома), садового дома не превышает 500 кв. м, то подготовка проектной документации не потребуется. В данном случае в целях строительства вышеуказанных объектов индивидуального жилищного строительства надо будет подать уведомление о планируемом строительстве с указанием параметров возводимого дома. Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в данном случае также не потребуется. В связи с чем законопроектом предусмотрен уведомительный порядок для строительства указанных объектов индивидуального жилищного строительства.

С учетом данных обстоятельств законопроектом предусмотрены соответствующие изменения в Закон N 218-ФЗ, устанавливающие особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилые и садовые дома.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В. Бочаров

Обзор документа

Разъяснено, что 1 марта 2018 г. истекает срок действия упрощенного порядка оформления прав граждан на объекты ИЖС (в части отсутствия необходимости получения разрешения на ввод в эксплуатацию), созданные на землях, предназначенных для ИЖС или для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке). Речь идет о жилых домах с количеством этажей не более чем 3, предназначенных для проживания 1 семьи.

Что касается жилых домов, расположенных на дачных и садовых земельных участках, то для их строительства не требуется разрешение на строительство. Основаниями для государственного кадастрового учета и регистрации права собственности являются технический план данных объектов и правоустанавливающий документ на участок. Сведения о таких объектах указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.

Одновременно сообщается о том, что планируется установить единые требования к строительству жилых домов на участках, предоставленных в целях ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках. Кроме того, определят особенности государственного кадастрового учета и регистрации прав на жилые и садовые дома. Соответствующий законопроект рассматривается в Госдуме.

Как зарегистрировать дачный дом в СНТ по «дачной амнистии» в Подмосковье

В преддверии дачного сезона встает вопрос оформления летнего домика. До 1 марта 2022 года в регионе проходит упрощенная процедура регистрации таких построек – «дачная амнистия». Для разных категорий земель предлагают разные условия. Какие сооружения можно зарегистрировать в СНТ, читайте в материале портала mosreg.ru.

Действие «дачной амнистии»

Читайте также:
Соглашение участников долевой собственности: образец

«Дачная амнистия» распространяется на постройки, возведенные на участках садовых некоммерческих товариществ (СНТ) без разрешительных документов. До марта 2022 года собственник земли имеет право поставить сооружение на кадастровый учет и оформить на него право собственности.

Виды земель

Под действие «дачной амнистии» подходят не все виды разрешенного использования земель. Зарегистрировать постройки в упрощенном порядке могут владельцы садовых земельных участков.

Узнать вид разрешенного использования можно из правоустанавливающих документов на землю. При этом формулировки «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства», «для дачного строительства» считаются равнозначными. Такие земли предназначены для отдыха граждан и выращивания сельхозкультур для собственных нужд.

Амнистия не распространяется на земли с разрешенным видом использования «садоводство». На таких участках предусмотрено только сельскохозяйственное производство многолетних культур.

Какие объекты можно зарегистрировать

По упрощенной процедуре до 1 марта 2022 года можно зарегистрировать либо уже построенные конструкции, либо те, строительство которых начато до 4 августа 2018 года без разрешительных документов. В СНТ допустимы садовый домик, индивидуальный жилой дом, хозяйственные постройки или гараж.

При этом высота жилого дом не может быть выше 20 метров и в нем не должно быть больше трех этажей. Жилые комнаты должны быть отделены от бытовых помещений, и в них должна поддерживаться температура +18 градусов круглый год. В зданиях, регистрируемых по «дачной амнистии», недопустимо разделение квартиры.

Упрощенный порядок регистрации

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Регистрация дома по упрощенному порядку проходит на основании декларации, технического плана объекта, правоустанавливающего документа на участок.

Декларацию об объекте недвижимости собственник земли заполняет самостоятельно. Можно использовать проектную документацию, если таковая имеется. Форма декларации есть на сайте Росреестра.

Технический план нужен для внесения постройки в кадастр и постановки ее на учет. За оформлением техплана нужно обратиться к кадастровому инженеру. Он выезжает на участок, производит замеры и геодезические расчеты.

Если земельный участок уже зарегистрирован, потребуются правоустанавливающие документы на него: договоры дарения или купли-продажи, свидетельство о наследстве, акты органа власти, решение суда.

Собранный пакет подается в МФЦ или непосредственно в Росреестр. Если дом соответствует требованиям, после проверки собственник получит электронную выписку из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), подтверждающую постановку на кадастровый учет.

После 1 марта 2022 года регистрация домов и строений на всех видах земель потребует подачу уведомлений о начале и завершении строительства.

Зачем регистрировать постройки

Новый дом культуры построят в Богородском городском округе

Собственность, зарегистрированная в установленном порядке, находится под охраной государства. Кроме того, если владелец участка захочет продать или передать дачу по наследству, он сможет провести сделку без ограничений.

К «несуществующему» дому нельзя провести газ и воду. Это необходимо для признания садового дома жилым – в нем должны быть стационарные системы отопления, освещения, водоснабжения, канализации. Если дом относится к жилому фонду, то в нем можно прописаться.

Незарегистрированная недвижимость может быть признана самовольной постройкой – такую конструкцию, вероятно, придется снести.

Налог на имущество

Российские денежные купюры

Владельцам жилых домов полагается налоговый вычет в размере 50 квадратных метров. Если площадь дома и хозяйственных построек менее 50 квадратных метров, налог не начисляется. Если площадь больше, облагаются налогом метры, которые останутся после вычета льготных 50 метров. Ставка составит 0,1% от кадастровой стоимости для СНТ.

Куда обращаться

Второй консультационный центр МОБТИ открыли в Красногоске

Источник: ©, пресс-служба администрации городского округа Красногорск

Подробнее узнать о действии «дачной амнистии» можно в консультационных центрах областного БТИ или МФЦ.

Телефон горячей линии Московского областного БТИ +7 (498) 568-88-88.

Что такое собственность публично-правовых образований?

Помимо подробно описанных прав граждан и юридических лиц в отношении имущественного права, в Российской федерации выделяют право на владение и распоряжение имуществом для государственных субъектов.

Собственность публично-правовых образований – что это значит и какие правовые аспекты применимы в отношении имущественных прав этих субъектов?

Публично-правовые образования

Понятие публично-правовое образование (ППО) часто встречается в законодательных актах, но его трактовка часто неоднозначна.

Читайте также:
Совместная собственность на квартиру без определения долей

Действительно, термин употребляется в Гражданском и Бюджетном кодексах РФ при уточнении аспектов участия ППО в гражданско-правовых отношениях, но не имеет четко прописанной формулировки.

В юридической практике под публично-правовыми образованиями понимают некоторые субъекты Российской Федерации.

Согласно статье 124 Гражданского кодекса РФ, в список субъектов гражданского права включены не только граждане и юридические лица, но и государство.

Субъекты гражданско-правовых отношений делят на несколько категорий:

  • Государство (Российская Федерация);
  • Субъекты РФ:
    • республики;
    • автономные области;
    • автономные округа;
    • края;
    • области;
    • города федерального значения.
  • Муниципальные образования (городские или сельские поселения и другие территориальные единицы, прописанные в ст. 2 ГК РФ).
  • Любой из перечисленных субъектов территориально, юридически, законодательно и конституционно обладает особым публичным статусом и считается публично-правовым образованием.

    Право собственности

    Статья 212 ГК РФ наделяет ППО правом собственности наравне с другими субъектами, если иное не установлено законодательством.

    Владение, управление и распоряжение имуществом субъектами признаются и защищаются Конституцией, если это удовлетворяет нескольким условиям:

    • не причиняет ущерба окружающей среде;
    • не нарушает прав и законных интересов членов публично-территориального коллектива и других лиц.

    Имущественные отношения публично-правовых образований регулируются так же, как у гражданских субъектов и юридических лиц.

    Что такое собственность публично-правовых образований на простом языке и какими нормами она устанавливается? В соответствии с подразделом 3 ГК РФ, под определением понимают имущество (объекты гражданских прав), принадлежащие государственным субъектам.

    В определении имущественных прав есть строгая иерархия. Право собственности в Российской Федерации (в его составе и субъектах РФ), а также муниципальных образованиях возникает на основании Федерального закона № 52-ФЗ от 30.11.1994 г и ст. 218 ГК РФ.

    Имущественные права государственных публично-правовых образований

    Правовое обоснование права государственной собственности закреплено ст. 214 ГК РФ. Согласно законодательству, государственной собственностью признается имущество, которое:

    • является имуществом РФ (федеральная собственность);
    • является имуществом субъектов РФ (собственность субъекта РФ).

    Имущественные права государственных публично-правовых образований закрепляются за унитарными предприятиями и учреждениями. В обязанности предприятий входит владение, управление, пользование и распоряжение государственной собственностью на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).

    В список также включена казна, которую составляют средства федерального бюджета и бюджетные средства (казна) субъектов РФ.

    Государство имеет право владение всеми типами федерального имущества, в том числе ограниченного и изъятого из оборота.

    Существует ряд объектов гражданских прав, законодательно закрепленных за государственными публично-правовыми образованиями Постановлением ВС РФ №3020-1 от 27.12.1991 года (под ред. от 24.12.1993 года, далее Положение*).

    Федеральная публичная собственность включает следующее имущество:

    • земля, не принадлежащая гражданам, юридическим лицам или муниципальным образованиям;
    • недра и ископаемые ресурсы;
    • лесной фонд;
    • водные ресурсы (в том числе территориальных вод);
    • ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны;
    • железные дороги;
    • производственные мощности по производству и использованию ядерных и радиоактивных материалов (атомные станции, ядерное оружие);
    • исторически значимые объекты на федеральном балансе;
    • объекты культурного наследия федерального значения;
    • монетные дворы и другие предприятия по изготовлению государственных знаков и др.

    Перечисленные объекты изъяты из оборота и не могут принадлежать частным или юридическим лицам. Государство вправе распоряжаться собственностью в соответствии с собственными нуждами, с учетом получения пользы заинтересованными лицами.

    Собственность муниципальных публично-правовых образований

    Муниципальная форма собственности регламентируется ст. 215 ГК РФ. Имущественные права этого субъекта гражданских правоотношений распространяются на объекты гражданских прав, которые принадлежат публично-правовым образованиям на правах муниципальной собственности.

    Имущество закрепляется за муниципальными предприятиями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).

    Положение* причисляет к собственности муниципальных публично-правовых образований следующие объекты в рамках ответственности местной исполнительной власти:

    • жилищный и нежилой фонд;
    • объекты инженерной инфраструктуры городов;
    • учреждения образования и здравоохранения;
    • социально-бытовые объекты и т. д.

    Собственность также составляют средства местного бюджета и иные средства, не распределенные между муниципальными учреждениями и предприятиями (муниципальная казна).

    Управление публичной собственностью

    Как любая собственность, имущество публично-правовых образований может использоваться для извлечения пользы владельца. Осуществление прав собственности происходит посредством участия этих образований в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК РФ).

    Управление имуществом осуществляется в соответствии со ст. 125 ГК РФ и выполняется следующим образом:

    Читайте также:
    Сколько метров от забора считается частной собственностью
  • Управление федеральной собственностью. Права на управление объектами собственности государственных публично-правовых образований (РФ и субъекты РФ) осуществляют федеральные органы государственной власти (ст. 71-73 Конституции РФ).
  • Управление муниципальным имуществом. Права на управление объектами собственности муниципальных ППО осуществляют органы местного самоуправления и лица, компетенции которых соответствуют требованиям ст. 125.
  • Поскольку имущественные права государственных и муниципальных ППО построены по принципу раздельности имущества, эти образования не отвечают по обязательствам друг друга (ст. 126 ГК РФ).

    Передача прав собственности публично-правовых образований

    В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущественные права государственных и муниципальных собственников можно передать гражданским и юридическим лицам. Особенно часто это право интересует потенциальных собственников в отношении земли.

    Передача объектов выполняется в соответствии с законами о приватизации. Приватизация ограничена для некоторых юрлиц и некоммерческих организаций.

    Помимо земельных участков, в рамках приватизации можно приобрести:

    • предприятия;
    • промышленные и гражданские здания и сооружения, в том числе незавершенные);
    • акции открытых акционерных обществ.

    Как собственность публично-правовых образований перевести в частную и как выкупить земельный участок? Порядок приобретения и прекращения права собственности государственных и муниципальных публично-правовых образований регулируется соответствующими статьями Гражданского и Земельного кодекса (если законодательством для объектов собственности не предусмотрено другое).

    Особенности приобретения земельных участков

    Гражданско-правовые отношения в отношении такой части имущества публично-правовых образований, как земля, дополнительно регламентируются Земельным кодексом.

    В 2022 г. права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно приобрести следующим образом:

    • возвести на арендованной земле жилой дом или другое капитальное строение;
    • организовать на арендованной земле сельского поселения крестьянско-фермерское хозяйство;
    • выиграть тендер по продаже земельных участков.

    Чтобы убедиться, что земля находится в собственности публично-правового образования, нужно найти свободный от застроек, но сформированный по требованиям ЗК РФ (статья 11) участок на кадастровой карте РосРеестра.

    Если сведения на электронном ресурсе не соответствуют действительности, точную информацию можно получить при запросе выписки из ЕГРН.

    Имущественное право публично-правовых образований четко регламентируется законодательством РФ. Собственность ППО – это имущество государства, его субъектов и муниципальных образований, которыми владельцы имеют право распоряжаться в интересах публично-территориального коллектива.

    Порядок управления публичными объектами гражданско-правовых отношений в РФ определяется Гражданским и Земельным кодексами, а также соответствующими законами и подзаконными актами.

    Что означает форма собственности публичная

    Предоставляя права в отношении публичной собственности частному субъекту, государство преследует цель делегирования вопросов управления этим имуществом иному лицу в обмен на гарантированный доход в виде, например, арендной платы.
    С учетом необходимости предотвращения коррупции особое значение имеют правила, регулирующие порядок предоставления объектов недвижимости частным лицам. Для земельных отношений таким нормативным правовым актом является Земельный кодекс Российской Федерации (далее – также ЗК РФ), который в настоящее время находится в стадии существенного реформирования. С 1 марта 2015 года в полном объеме вступает в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 171-ФЗ), который существенно меняет правила предоставления земельных участков. Этот Закон стал ответом на критику ЗК РФ как представителями академической науки, так и бизнеса.

    Напомним, что в настоящее время Земельным кодексом Российской Федерации предусматриваются три процедуры предоставления земельных участков:
    – на торгах;
    – без торгов с предварительным согласованием места размещения объекта;
    – без торгов.
    В соответствии со статьей 30 ЗК РФ заинтересованное лицо может получить земельный участок в собственность или в аренду на торгах. Исключительно в аренду предоставляются земельные участки с предварительным согласованием места размещения объекта. В этом случае конкурсные процедуры не проводятся. При этом законодательно закреплено несколько ситуаций, когда предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта не допускается:
    1) если земельный участок уже прошел кадастровый учет, что исключает возможность проведения процедуры выбора земельного участка по правилам, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ;
    2) если в отношении территории населенного пункта либо его части утверждены правила землепользования и застройки (п. 11 ст. 30 ЗК РФ);
    3) для жилищного строительства, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ). Круг таких исключений весьма ограничен.
    В то же время для строительства коммерческой недвижимости земельный участок может предоставляться без проведения торгов, несмотря на то, что эта сфера девелопмента зачастую такая же конкурентная и прибыльная, как жилищное строительство.
    Непрозрачная процедура предварительного согласования места размещения объекта не всегда позволяет реализовать земельный участок на наиболее выгодных условиях для публичного собственника и не обеспечивает равный доступ частных лиц к земельным ресурсам.
    Теперь поправками в Земельный кодекс Российской Федерации предусматривается исчерпывающий перечень случаев, когда земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов. Так, Законом N 171-ФЗ в ЗК РФ включается статья 39.3, которой предусмотрены десять случаев, когда продажа земельного участка осуществляется без проведения конкурса, а статьей 39.6 ЗК РФ в новой редакции установлено тридцать два основания для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
    К числу достоинств новых положений земельного законодательства можно отнести то, что ЗК РФ как кодифицированный акт систематизировал все случаи внеконкурсного предоставления земельных участков и устранил ряд противоречий, имеющихся сегодня в законодательстве. Например, поправками решен вопрос о проведении “двойных торгов”. Эта проблема заключается в том, что в некоторых случаях законодательством предусматривается проведение торгов на право осуществления хозяйственной деятельности, которая предполагает землепользование. При этом условия торгов не предусматривают заключение с победителем договора купли-продажи или аренды земельного участка. В силу принципа платности землепользования лицо, извлекающее полезные свойства публичной земли, обязано выплачивать арендную плату или земельный налог. Следовательно, лицо, выигравшее торги, обязано заключить с публичным собственником договор аренды либо выкупить земельный участок по общим правилам ЗК РФ. Возникает парадоксальная ситуация: лицо, получившее право на осуществление деятельности на земельном участке, может проиграть торги на приобретение прав на земельный участок.
    В частности, Законом N 171-ФЗ в перечень оснований для предоставления земельных участков без торгов включено предоставление земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, лицу, с которым заключено концессионное соглашение (п. 23 ст. 39.6 ЗК РФ в новой редакции). Указанная норма устраняет неопределенность в вопросе обоснованности предоставления земли по концессии без проведения торгов, которая существовала с момента вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”. Такое решение можно только приветствовать, поскольку концессионное соглашение является единственной закрепленной в федеральном законодательстве формой государственно-частного партнерства, приобретающего все большее значение в российской экономике. На основании концессионных соглашений реализуются проекты с существенным объемом инвестиций, поэтому неопределенности в таком важном вопросе, как права на землю, не должно быть.
    Решена законодателем проблема “двойных торгов” и при заключении охотхозяйственного соглашения. Теперь лицо, получившее право на осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании соответствующего соглашения, имеет право на предоставление земельного участка в аренду без торгов (п. 24 ст. 39.6 ЗК РФ в новой редакции).
    Помимо этого, согласно поправкам, введенным Законом N 171-ФЗ, земельные участки могут быть предоставлены юридическим лицам по распоряжению Правительства Российской Федерации или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации соответственно.
    Указанные положения исключают необходимость проведения торгов на право заключить договор аренды земельного участка для строительства дошкольных, образовательных учреждений и т.п. Очевидно, что в большинстве ситуаций строительство таких объектов – это реализация государством социальной функции, а для приобретателя такого права – это вопрос социальной ответственности бизнеса, что делает неоправданным использование конкурсных процедур. Сейчас такая практика имеет место, поскольку земельное законодательство зачастую не дает возможности реализовать такой проект без проведения торгов. Снижение временных и финансовых затрат, связанных с проведением торгов, должно благотворно сказаться на обеспечении жителей населенных пунктов объектами социально-культурного назначения.
    Наиболее значимой новеллой Закона N 171-ФЗ являются правила о целевом предоставлении земельных участков для реализации масштабных инвестиционных проектов. Несмотря на то что в условиях действия сегодняшней редакции Земельного кодекса Российской Федерации на региональном уровне имелись прецеденты установления аналогичных правил, это вызывало вопросы. Например, Законом Санкт-Петербурга от 17 июня 2004 года N 282-43 “О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции” было предусмотрено, что земельный участок может передаваться в аренду без торгов “стратегическим инвесторам”. Впоследствии решением арбитражного суда соответствующие нормы были признаны недействующими как противоречащие ЗК РФ и законодательству о защите конкуренции .
    В принципе, закрепление таких правил на федеральном уровне можно поддержать, так как, действительно, проекты, имеющие существенное значение для Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, должны реализовываться юридическими лицами, имеющими соответствующие репутацию, опыт и возможности. В практике конкурсного распределения публичной земли нередки случаи, когда торги выигрывает компания, созданная за незначительный промежуток времени до проведения такого конкурса, не имеющая никакого опыта реализации аналогичных проектов. Торги гарантируют публичному собственнику получение максимальной прибыли от заключения договора с конкретным контрагентом, но не своевременное завершение проекта. Несмотря на то что основную выгоду от строительства получает застройщик, возведенный объект станет элементом комфортной городской среды, создаваемой в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования. Теперь федеральное законодательство позволит обеспечить не только прибыльность, но и результативность использования публичной земли.
    Кроме того, правила о целевом предоставлении земельных участков для реализации масштабных инвестиционных проектов будут способствовать развитию государственно-частного партнерства на региональном уровне. В настоящее время Федеральный закон о государственно-частном партнерстве отсутствует, однако соответствующие законы приняты во многих субъектах Российской Федерации Обычно в таких законах предусматриваются правила о предоставлении земельных участков частному партнеру в аренду без проведения конкурса.
    Несмотря на очевидную целесообразность таких правил, их законность с учетом действующих положений ЗК РФ вызывает сомнение. Рассматриваемая новелла позволит регионам реализовывать проекты государственно-частного партнерства без риска нарушения земельного законодательства или превышения полномочий в этой сфере. В то же время реальный эффект от поправок можно будет оценить только после принятия Правительством Российской Федерации критериев масштабных инвестиционных проектов на федеральном уровне и утверждения аналогичных критериев на региональном уровне. Если в сферу целевого предоставления земельных участков попадут только действительно важные проекты, которые могут быть реализованы лишь некоторыми участниками рынка недвижимости, введение новых правил можно будет только поддержать, однако в высококонкурентных сферах должны сохраниться правила о предоставлении участков на торгах для получения максимального дохода бюджета публичным субъектом.
    В пункте 2 статьи 39.11 ЗК РФ в новой редакции законодателем дан отрицательный ответ на вопрос о возможности объединения нескольких земельных участков в один лот аукциона. Ранее однозначное регулирование по этому вопросу отсутствовало. Суды, рассматривающие соответствующие споры, приходили к противоположным выводам. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2012 года по делу N А56-18722/2011 был сделан вывод о том, что объединение нескольких участков в один лот нарушает статьи 15 и 17 Федерального закона “О защите конкуренции”. К аналогичным выводам пришел Федеральный арбитражный суд Уральского округа . Однако, по мнению Федерального арбитражного суда Центрального округа, такие действия соответствуют земельному законодательству и законодательству о защите конкуренции . Такую же позицию занимал Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в 2011 году .
    Теперь закон прямо запрещает объединение нескольких участков в один лот аукциона. В то же время негативный эффект от такого регулирования несущественен, поскольку несколько земельных участков обычно требуется для реализации масштабных строительных проектов. Теперь такие проекты должны попасть в сферу целевого предоставления земельных участков, что позволит публичному собственнику предоставить необходимые участки частному лицу. В тех же случаях когда реализуется проект, не подпадающий под критерий масштабного, запрет на объединение нескольких участков благотворно скажется на конкуренции в инвестиционно-строительной сфере.

    Читайте также:
    Форма собственности в которой находятся земли запаса

    Переходя от вопросов предоставления земельных участков к вопросам их использования, нельзя не отметить проблему подготовки публичной властью градостроительной документации. Градостроительная документация, которая включает документы территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, призвана обеспечить создание комфортной среды проживания, отдыха и т.д. Среди принципов Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ) называют следующие:
    1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
    2) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (ст. 2 ГрК РФ).
    Устойчивое развитие территорий в понимании Градостроительного кодекса Российской Федерации – это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (подп. 3 ст. 1 ГрК РФ).
    Принимая соответствующие градостроительные документы, публичные субъекты гарантируют устойчивое развитие соответствующей территории, определяют в полном объеме правовой режим земельных участков, которые могут быть предоставлены и застроены. С учетом того, что подавляющее большинство незастроенных земель в черте населенных пунктов обычно находится в публичной собственности, такое регулирование имеет существенное значение.
    Понимая важность разработки правил землепользования и застройки, федеральный законодатель фактически ввел санкцию для тех муниципальных образований, которые не разработают документы градостроительного зонирования. В соответствии с пунктом 3 статьи 51 ГрК РФ при отсутствии правил землепользования и застройки запрещается выдача разрешений на строительство за исключением случаев, предусмотренных законом. Утверждение правил землепользования и застройки в муниципальных районах должно было быть завершено до 30 июня 2013 года, в городских поселениях и городских округах – до 31 декабря 2013 года, в сельских поселениях – до 1 июня 2014 года.
    Таким образом, публичное образование теряет возможность получить доход от такого земельного участка по договору о его предоставлении для строительства. Кроме того, отсутствие возможности определить вид разрешенного использования в такой ситуации лишает публичного собственника возможности самостоятельно в соответствии с законом осуществить строительство. Это препятствует реализации документов территориального планирования, государственных программ и в конечном счете созданию комфортной городской среды.
    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 1336-р была утверждена “дорожная карта” “Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства”, в которой были установлены четкие сроки утверждения проектов правил землепользования и застройки. Однако документы градостроительного зонирования до сих пор разработаны далеко не везде.
    В связи с этим актуальным является более широкое применение санкций, предусмотренных для органов местного самоуправления и их должностных лиц Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации”. Реальное применение таких мер создаст стимулы для муниципальной власти к исполнению нормативных правовых актов в сфере управления публичным имуществом.

    Читайте также:
    Переход права собственности на служебное жилое помещение

    Инвестиционные отчисления на инфраструктуру

    Серьезной проблемой в сфере управления публичным земельным фондом является вопрос установления инвестиционных обязательств для лица, приобретшего права на земельный участок в целях капитального строительства либо реконструкции. Так, субъект Российской Федерации или муниципалитет зачастую требует от застройщика взноса на развитие инфраструктуры либо иного инвестиционного платежа или исполнения в натуре некоего общеполезного обязательства (например, строительство здания дошкольного учреждения или инженерных сетей с последующей безвозмездной передачей их в публичную собственность) в качестве условия для выдачи исходно-разрешительной документации на строительство.
    Несмотря на фискальный характер таких платежей , на федеральном уровне их регулирование отсутствует. Субъекты Российской Федерации по своему усмотрению регулируют соответствующие отношения, что создает неравные условия доступа к строительству в разных субъектах и муниципальных образованиях. Из-за отсутствия единых правил страдают интересы застройщиков, которые, в свою очередь, перекладывают платежи на покупателей построенной недвижимости.
    В настоящее время позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о правовой природе таких платежей заключается в том, что они имеют гражданско-правовой характер . То есть, опираясь на статью 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичный собственник свободен в их включении в договор аренды либо инвестиционный договор с застройщиком. Такое решение не является удачным, поскольку не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации и не стимулирует законодателя урегулировать этот платеж в установленном для фискальных сборов порядке.
    Отсутствие единых и прозрачных правил установления инвестиционных обязательств, защиты частных инвесторов при предоставлении земельных участков под строительство оказывает существенное негативное влияние на возможность реализации строительных проектов на публичной земле. При этом большинство земельных участков находится в публичной собственности, а средств и возможностей для самостоятельного осуществления, например, жилищного строительства у большинства публичных образований просто нет.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: