Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда

Перечень Государственных услуг и функций

Территориальный орган осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:

1.1. работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

1.2. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

2. осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

3.1. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;

3.2. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3.3. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;

3.4. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике, участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение его самостоятельно;

3.5. государственную экспертизу условий труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3.6. информирование общественности о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан;

4. анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

5. направляет в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды информацию о фактах нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6. регистрирует в уведомительном порядке коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, предоставляет в установленном порядке сведения об указанных коллективных трудовых спорах;

7. организует подготовку трудовых арбитров;

8. выявляет и анализирует причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

9. принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

10. ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

11. осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и реализацию возложенных на него функций;

12. подготавливает и представляет в Роструд в установленном порядке статистическую, финансовую и бюджетную отчетность, а также иную ведомственную отчетность о деятельности территориального органа;

13. приобретает в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в пределах предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде;

14. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

15. обеспечивает мобилизационную подготовку территориального органа;

15.(1). осуществляет организацию и ведения гражданской обороны в территориальном органе;

16. осуществляет профессиональную подготовку работников территориального органа, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности территориального органа;

18. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд территориального органа;

Читайте также:
Трудовой кодекс перевод на другое место работы

19. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 356 ТК РФ. Основные полномочия федеральной инспекции труда (действующая редакция)

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

абзацы одиннадцатый – двенадцатый утратили силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
Читайте также:
Внесение исправлений в трудовую книжку: образец

Комментарий к ст. 356 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена полномочиям федеральной инспекции труда, посредством которой реализуются стоящие перед ней задачи. Федеральная инспекция труда в своей деятельности не должна выходить за пределы своей компетенции, иначе она будет либо препятствовать надзорно-контрольной деятельности других уполномоченных на то государственных органов, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Государственные инспекторы труда и работники организаций должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда для предотвращения подобных случаев.

2. Одно из основных направлений деятельности федеральной инспекции труда – проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории. Основания для проверок – поступающие в федеральную инспекцию труда заявления и жалобы трудящихся; материалы средств массовой информации, данные статистики; судебной, прокурорской практики; материалы проверок, прежде всего технической и правовой инспекций профсоюзов, других общественных организаций.

Еще одно важное полномочие федеральной инспекции труда – запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Во время регулярно организуемых приемов ей предоставлена возможность непосредственного общения с любыми заинтересованными гражданами, в первую очередь с работниками.

Указанные источники информации служат исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т.е. по конкретному факту правонарушения. Так, федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно (см. ст. ст. 229, 230 и коммент. к ним).

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489. Важно знать, что такие проверки нельзя проводить чаще чем один раз в три года.

Федеральная инспекция труда наделена полномочием привлекать экспертов, экспертные организации к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Эти эксперты (экспертные организации) не могут состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, а также быть аффилированными лицами проверяемых лиц (см. ч. 6 ст. 12 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей). Их помощь может оказываться в различных формах: консультации, обследования, дача заключений по конкретным вопросам. Таким образом обеспечивается потребность в специальных познаниях в области здравоохранения и техники безопасности при анализе материалов о нарушении законодательства по безопасности труда.

3. Важным участком работы федеральной инспекции труда служит предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в ее компетенцию входит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вплоть до ввода их в эксплуатацию.

4. По результатам проверок федеральная инспекция труда:

– выдает обязательные предписания об устранении нарушений;

– составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных ей полномочий;

– подготавливает необходимые материалы, на основании которых ставит вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности;

– в соответствии с законодательством РФ рассматривает дела об административных правонарушениях (см. ст. 362 и коммент. к ней).

5. Федеральная инспекция труда вправе принимать и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав. Она уполномочена также на принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

6. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.05.2012 N 581н. В соответствии с этим Регламентом федеральная инспекция труда информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права актов.

Читайте также:
Правила заверения копии трудовой книжки

7. Регулярный анализ материалов проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда также относится к компетенции федеральной инспекции труда. Собранные в ходе проверок материалы направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

Доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подлежат ежегодной публикации. Они подготавливаются по Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 N 215.

Доклады надзорно-контрольных органов направляются в Минэкономразвития России, которое подготавливает сводный доклад о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля за отчетный год и представляет его в Правительство РФ до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (п. 7 Правил).

Содержащиеся в докладах сведения являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством РФ (п. 8 Правил).

8. Федеральная инспекция труда уполномочена осуществлять надзор и контроль:

– за реализацией прав работников на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (см. ст. ст. 183, 184 и коммент. к ним).

Какие документы проверяет трудовая инспекция

Государственная инспекция труда наделена значительными полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Так какие же документы проверяет трудовая инспекция? Расскажем в статье.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам. Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.

Основные вопросы проведения проверок отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353-368 ТК РФ)».

По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией

  • невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
  • установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
  • невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
  • поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • жалоба работника на нарушение трудовых прав;
  • запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Плановая проверка трудовой инспекции

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Читайте также:
Заносится ли дисциплинарное взыскание в трудовую книжку

Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:

  1. Проверка кадровых документов.
  2. Проверка безопасности выполняемых работ.

Проверка кадровых документов

В первую очередь, при подготовке к визиту инспекции, следует проверить состав документов. Инспекцию труда заинтересуют материалы, связанные с трудовыми отношениями и с охраной труда. Необходимо удостоверится в том, что данные документы находятся в полном порядке.

Кадровые документы, которые будут проверять:

  • учредительные документы;
  • коллективный договор;
  • все бумаги, которые связаны с оплатой труда;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • трудовые договоры, (статья 57 ТК РФ устанавливает существенные условия заключения трудового договора);
  • штатное расписание;
  • табели учета рабочего времени;
  • табели учета рабочего времени сотрудников, занятых на вредных работах;
  • табели расчета зарплаты;
  • больничные листы;
  • график отпусков;
  • личные карточки;
  • приказы о назначении на должность;
  • трудовые книжки;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • положение об оплате труда и премировании;
  • положение о защите персональных данных.

Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» устанавливает форму приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и прочих документов, касающихся учета кадров, расчета рабочего времени и оплаты труда. Следовать данному постановлению обязаны абсолютно все предприятия, независимо от формы собственности. Существует ряд исключений для бюджетных организаций.

Проверка локальной внутренней документации

К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.

Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.

Проверка графика отпусков

Следует убедиться, что за последние годы в отпуск отправлялись все работники, при этом графики отпусков не нарушались, обратите внимание на то, как выплачивались отпускные. Если кому-то из сотрудников не доплатили положенной суммы, сделайте это прямо сейчас. Не забывайте, что график отпусков должен утверждаться не позднее, чем за две недели до окончания календарного года. Обратите внимание, не противоречит ли продолжительность отпуска закону. В случаи, если кто-то из сотрудников уходил в отпуск не по графику, необходимо внести изменения по приказам и заявлениям работников.

Проверка выплаты зарплаты

Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.

Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.

В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.

Проверка сведений, связанных с охраной труда

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:

  • требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
  • меры безопасности при проведении работ;
  • обеспечении работников средствами защиты;
  • организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок — не выше 60 рабочих дней. Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся. При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.

Читайте также:
Как списать испорченную трудовую книжку

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Общественная приемная Центра Правозащиты
по трудовым вопросам по Москве и Московской области

Многоканальная горячая линия по защите трудовых прав

Защита трудовых прав

Полномочия трудовой инспекции

Существуют надзорные органы, органы прокуратуры, суды, профсоюзы – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.

Обращаться в трудовую инспекцию могут как граждане, так и профсоюзы.

Важнейшая задача Трудовой инспекции – защита трудовых прав граждан

Если вы считаете, что ваши права нарушены, но с работодателем договориться не удалось, вы можете обратиться в трудовую инспекцию. На основании письменного обращения работника Роструд проводит проверку соблюдения работодателем трудового законодательства РФ и принимает меры по восстановлению нарушенных трудовых прав. Например, инспекция может выдать работодателю обязательное для исполнения предписание (распоряжение) об устранении нарушения, в том числе и о восстановлении незаконно уволенного работника на работе, о выплате (взыскании) зарплаты (заработной платы, в т.ч. «черной» и «серой» при определенных условиях). В отдельных случаях инспекция может приостановить работу организации или каких-то ее подразделений, привлечь виновных к ответственности (оштрафовать, отстранить от работы и т.д.).

МЫ ПОМОЖЕМ ЗАЩИТИТЬ ВАШИ ПРАВА!

Оставьте электронную жалобу о нарушении трудового
законодательства по форме 14416 (срок рассмотрения 1 час)

Статистика обращений за 2021 год

ЗАДЕРЖКА ЗАРПЛАТЫ
БОЛЕЕ ЧЕМ НА 15 ДНЕЙ

ПРОБЛЕМЫ
С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ТРУДА

ПОНУЖДЕНИЕ
К УВОЛЬНЕНИЮ

ОСПАРИВАНИЕ
ДИСЦИПЛИНАРНОГО
ВЗЫСКАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ С КОМФОРТОМ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

ПРОЧИЕ
ЖАЛОБЫ

Есть вопросы? Нужна консультация специалиста?
Перезвоним за 10 минут!

Многоканальная горячая линия по защите трудовых прав

Реквизиты

Закрыть окно

1. Общие условия

Любое использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации. Администрация Сайта вправе в любое время в одностороннем порядке изменять условия настоящего Соглашения. Такие изменения вступают в силу по истечении 3 (Трех) дней с момента размещения новой версии Соглашения на сайте. При несогласии Пользователя с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

2. Обязательства Пользователя

Пользователь соглашается не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сайта и сервисов Сайта.

Использование материалов Сайта в печатных СМИ допускается только с письменного согласия правообладателя (статья 1270 ГК РФ).

При цитировании материалов Сайта, включая охраняемые авторские произведения, ссылка на Сайт обязательна (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ), причем ссылка должна быть активной, иметь внешний вид ссылки, и не закрытой от индексации поисковыми системами.

Комментарии и иные записи Пользователя на Сайте не должны вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации и общепринятых норм морали и нравственности.

Пользователь предупрежден о том, что Администрация Сайта не несет ответственности за посещение и использование им внешних ресурсов, ссылки на которые могут содержаться на сайте.

Читайте также:
Трудовой договор с оператором ПК

Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, регистрацией авторских прав и сведениями о такой регистрации, товарами или услугами, доступными на или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные контакты Пользователя, в которые он вступил, используя размещенную на Сайте информацию или ссылки на внешние ресурсы.

Пользователь принимает положение о том, что все материалы и сервисы Сайта или любая их часть могут сопровождаться рекламой. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет какой-либо ответственности и не имеет каких-либо обязательств в связи с такой рекламой.

4. Положение о конфиденциальности

Сайт не предназначен для хранения персональных данных. Размещаемые сведения не должны позволять однозначно вас или кого-либо идентифицировать. Если вы по ошибке оставили такие сведения, пожалуйста незамедлительно сообщите об этом администраторам сайта. Все размещаемые сведения являются публичными.

Разместив персональные данные, вы даете согласие Сайту на проверку и обработку, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу (предоставление, доступ) персональных данных, в том числе передачу таких данных третьим лицам, обезличивание, распространение, блокирование, уничтожение (без уведомления об уничтожении) путем обработки автоматизированным или неавтоматизированным способом в целях осуществления своей деятельности на срок 10 лет с целью рассмотрения моей заявки (запроса) на предоставление мне бесплатной консультационной помощи.

Отзыв согласия на обработку персональных данных должен быть осуществлен в письменной форме. Основанием для обработки персональных данных является Ст. 24 Конституции Российской Федерации; ст.6 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных»; иные федеральные законы и нормативно правовые акты.

Хранение персональных данных осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения. Согласие может быть отозвано Пользователем либо его законным представителем, путем направления заявления на электронную почту.

5. Прочие условия

4.1. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения или связанные с ним, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4.2. Ничто в Соглашении не может пониматься как установление между Пользователем и Администрации Сайта агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, либо каких-то иных отношений, прямо не предусмотренных Соглашением.

4.3. Признание судом какого-либо положения Соглашения недействительным или не подлежащим принудительному исполнению не влечет недействительности иных положений Соглашения.

4.4. Бездействие со стороны Администрации Сайта в случае нарушения кем-либо из Пользователей положений Соглашения не лишает Администрацию Сайта права предпринять позднее соответствующие действия в защиту своих интересов и защиту авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта.

Как работнику защитить свои трудовые права: пошаговая инструкция

Очередная волна пандемии COVID-19 опять накрыла частный бизнес с головой. Коммерсанты принялись сокращать свои расходы: снижать зарплаты и увольнять несговорчивых работников в качестве наказания за строптивость. Попробуем разобраться, насколько законны подобные манипуляции, и предложим рекомендации по защите прав обманутых работников.

Варианты обмана человека труда

Отдельные коммерсанты проявляют чудеса изобретательности для того, чтобы набить свои кошельки за счет обмана своих же работников.

Как известно, существуют белые, серые и черные схемы выплаты заработной платы. При белом варианте работник полностью защищен и всем доволен. Он может смело строить долгосрочные планы на будущее:

  1. обратиться в банк для получения ипотечного кредита;
  2. сделать предложение любимой девушке;
  3. зарегистрировать возникшие квазисемейные отношения в загсе;
  4. купить автомобиль Lada Vesta.

При сером варианте у работника гарантирована лишь незначительная часть ежемесячного дохода. Поэтому такой человек вынужден скромнее стать в желаниях по сравнению со счастливым обладателем белой зарплаты.

При черном варианте у работника нет ни трудового, ни гражданско-правового договора. Отсюда следует, что у несчастного нет никаких гарантий и в случае болезни, ухода в декретный отпуск, получения инвалидности и увольнения он вряд ли может рассчитывать на получение каких-либо выплат от своего теневого работодателя.

Борьба за права трудящихся: история и современность

В начале XX века в Российской империи рабочие и крестьяне активно и, главное, грамотно защищали свои права и законные интересы. Пролетарии работали группой — устраивали стачки и забастовки. Поэтому владельцы заводов, газет и пароходов были не на шутку встревожены народными волнениями и иногда шли на уступки простым людям.

Читайте также:
Доплата за временно отсутствующего работника: трудовой кодекс

Сегодня большинство трудового народа не рискует открыто выступать против бесчинств счастливых обладателей роскошных вилл на Лазурном Берегу, роскошных яхт и дорогих вертолетов американского производства.

Разумеется, в правовом государстве должны развиваться институты гражданского общества и люди вправе занимать активную гражданскую позицию. Но на практике только казаки в местах их компактного проживания дают отпор так называемым местным мини-олигархам. Под последними следует понимать региональных воротил бизнеса более мелкого калибра, чем хорошо известные лица из списка Forbes.

Путем титанических усилий им все же удается получить заветный госзаказ, который они охотно тратят на дорогие автомобили немецкого производства, а также они изо всех сил стараются сэкономить федеральные деньги за счет выплаты минимальных зарплат своим работникам.

Что делать обманутому работнику?

Прежде всего, пострадавшему можно обратиться в комиссию по трудовым спорам. Но это в теории. На практике владельцы и менеджеры частных компаний не допускают создания каких-либо структур, которые могут реально защитить права работника. Основной принцип новых русских коммерсантов — «разделяй и властвуй».

Далее рекомендуем обратиться в государственную инспекцию труда с жалобой. В документе нужно подробно изложить обстоятельства дела и привести ссылки на нормы Трудового кодекса, которые нарушил ваш начальник.

Кроме того, каждый вправе обратиться в районную прокуратуру с заявлением о допущенном нарушении. Высока вероятность того, что вмешательство в ваш вопрос служителя закона приведет в чувства зарвавшегося босса и он охотно компенсирует причиненный вам моральный вред.

Одним из наиболее действенных способов защиты трудовых прав является подача искового заявления мировому судье или в суд общей юрисдикции. Однако этот способ защиты прав является наиболее сложным и трудоемким. Поэтому вам, возможно, потребуется помощь квалифицированного юриста, имеющего опыт разрешения трудовых споров.

Если у вас есть подозрения, что бывший работодатель задолжал не только вам, но и государственной казне, то есть смысл сообщить об этом в инспекцию ФНС России или управление экономической безопасности МВД России.

Высока вероятность того, что акционеры и руководители компании, которая выплачивает зарплату «в конверте», перед этим незаконно обналичивают деньги и уклоняются от уплаты налогов и сборов.

Все приемы хороши, выбирай на вкус

Обманутые работники могут применять вышеприведенные способы защиты прав и законных интересов как по отдельности, так и все вместе. В целях повышения эффективности борьбы за свои права рекомендуем объединить усилия с вашими товарищами по несчастью. Речь идет о коллегах, которые так же, как и вы, остались без работы и средств к существованию в это непростое время.

В общем, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Один в поле не воин. Вот только в суде можно выстоять одному. Обманутые работники всех корпораций, объединяйтесь!

Оплата стажировки по трудовому кодексу

Понятие стажировки Трудовой кодекс РФ не раскрывает. В то же время существует ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих правила проведения стажировок различных категорий специалистов, служащих, исходя из которых можно прийти к выводу, что целями стажировки являются изучение стажером передового опыта, освоение новых технологий, форм и методов организации труда, закрепление теоретических знаний, полученных в процессе образования и приобретение практических навыков и умений*(1).
В Трудовом кодексе РФ понятие “стажировка” упоминается в самостоятельном значении в единственной норме – части первой ст. 59 ТК РФ, говорящей о случаях, когда с работником заключается срочный трудовой договор (“для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника”). Напомним, в соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Учитывая изложенное, если в процессе прохождения стажировки предполагается выполнение стажером той или иной работы, а не просто ознакомление, например, с технической и иной информацией, технологическими процессами и так далее, то, по нашему мнению, заключение трудового договора обязательно. Об отсутствии необходимости заключать трудовой договор можно говорить в ситуации, например, когда гражданин проходит в организации практику. В этом случае гражданин в организации только обучается, обучение в процессе производственной практики в организации оформляется договором, заключаемым между образовательной организацией и профильной организацией, указанным договором определяется и порядок прохождения практики.
Если же гражданину с его согласия поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы), то такие отношения в силу ст. 15 ТК РФ должны быть квалифицированы как трудовые и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства: путем заключения трудового договора (ст.ст. 56, 57, 67 ТК РФ), издания приказа о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу (ст. 66 ТК РФ). Если трудовой договор не будет оформлен письменно, то он все равно будет считаться заключенным, если работник приступит к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (часть вторая ст. 67 ТК РФ).
Отметим, что если предполагается выполнение работником всех трудовых обязанностей по должности бухгалтера, то с гражданином необходимо заключить трудовой договор именно по этой должности. Оформление стажировки возможно, лишь если предполагается иной, отличный от обязанностей бухгалтера, объем трудовых обязанностей (например, выполнение заданий наставника, отсутствие возможности самостоятельно подписывать какие-либо финансовые документы и т.п.).
При отсутствии в штатном расписании соответствующей должности работодатель должен ввести в него новые штатные единицы, наименование которых он вправе определить самостоятельно. По смыслу ст. 57 ТК РФ должность, по которой заключается трудовой договор, обязательно должна присутствовать в штатном расписании (письмо Роструда от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1, смотрите также ответ Роструда, размещенный на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”). Заключение с работником трудового договора о работе по должности, отсутствующей в штатном расписании, является нарушением трудового законодательства.
По общему правилу действующее законодательство не обязывает работодателя руководствоваться квалификационными справочниками или профессиональными стандартами при наименовании той или иной должности. Исключением являются случаи, когда в связи с работой по той или иной должности ТК РФ или иными федеральными законами установлены ограничения, льготы и компенсации (ст. 57 ТК РФ). Исходя из того, что должность бухгалтера не относится к таким исключительным случаям, мы делаем вывод о том, что работодатель вправе ввести в штатное расписание любую должность, обязанности по которой будут заключаться в выполнении работником отдельных поручений бухгалтера. Исходя из предполагаемых функциональных обязанностей, такая должность может называться, например, “помощник бухгалтера”, “бухгалтер-стажер”.
Стажировку могут проходить как лица, получающие образование, повышающие квалификацию, так и лица, образование уже получившие*(2).
Квалификационные требования по должности бухгалтер установлены Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37) и профессиональным стандартом”Бухгалтер”.
Анализ законодательства показывает, что обязательные требования к уровню образования и стажу работы установлены на сегодняшний день для главных бухгалтеров и иных должностных лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета, в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в организациях бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений*(3), главных бухгалтеров организаторов торгов*(4), главных бухгалтеров операторов платежных систем*(5), главных бухгалтеров клиринговых организаций*(6) и главных бухгалтеров ряда других организаций.
Требований к уровню образования и стажу работы бухгалтеров, главных бухгалтеров обществ с ограниченной ответственностью в законодательстве не содержится. Также Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами не установлены ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением работы по указанным должностям. Следовательно, учитывая положения статей 195.3 и 57 ТК РФ, для большинства работодателей непубличных обществ – обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ) положения квалификационного справочника и профстандарта носят рекомендательный характер. Руководители названных организаций сами решают, кого они примут на должности бухгалтера или помощника бухгалтера.
Законодательством не предусмотрена необходимость принятия работодателем локального нормативного акта, регулирующего порядок прохождения стажировки, однако работодатель вправе разработать соответствующий локальный акт (смотрите, например, ответ Роструда).
Обращаем внимание на то, что оформление трудового договора со стажером на безвозмездной основе не допускается*(7).
Наставничество может быть частью трудовой функции работника, в таком случае оплата труда наставника может включаться в оклад. Если наставничество не является частью трудовой функции работника и он согласен с возложением на него дополнительных обязанностей наставника, исполняемых им в свое основное рабочее время, такое возложение может быть оформлено либо путем совмещения должностей, либо путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, изменяющего его условия о трудовой функции работника.
Учитывая, что заработная плата является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (ст. 129 ТК РФ), то расширение должностных обязанностей работника должно влечь за собой и увеличение размера оплаты труда, согласованного сторонами изначально при заключении трудового договора исходя из прежнего объема этих обязанностей. Поэтому в дополнительное соглашение к трудовому договору следует включить и условие о доплате за выполнение новых обязанностей.
Совмещение должностей возможно лишь в ситуации, когда должность наставника предусмотрена штатным расписанием организации*(8).

Читайте также:
Методы обеспечения трудовой дисциплины

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Примерная форма срочного трудового договора со стажером (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
– Примерная форма должностной инструкции помощника бухгалтера (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
– Примерная форма приказа о приеме стажера (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Ответ прошел контроль качества

5 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, п. 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 5, п. 13 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 29.06.2015 N 151, а также ответы 1, 2, 3 Роструда на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”.
*(2) Смотрите подробнее в материале: Вопрос: Между ООО и гражданином РФ было заключено соглашение о прохождении стажировки сроком на три месяца. В соглашении оговорено, что отношения, регулируемые данным соглашением, имеют безвозмездный характер. Есть ли ограничение по срокам стажировки? Может ли ООО заключить (или отказать в заключении) новое соглашение с гражданином РФ на таких же условиях на новый срок? Обязано ли ООО после прохождения стажировки заключать трудовой контракт с ним? Какие обязанности у ООО возникают при приеме гражданина РФ на стажировку? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2010 г.).
*(3) Ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
*(4) П. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ “Об организованных торгах”.
*(5) П. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ “О национальной платежной системе”.
*(6) П. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”.
*(7) Смотрите подробнее в материалах:
– Вопрос: Студент, получающий второе высшее образование, хочет набраться опыта работы. Студент не направляется в организацию для прохождения практики. В ходе стажировки предполагается выполнение им определенной работы безвозмездно. Как можно оформить стажера в организацию на безвозмездной основе? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2012 г.);
– вопросы-ответы Роструда 1, 2, 3, 4, размещенные на информационном портале “Онлайнинспекция.РФ”.
*(8) Смотрите подробнее материал “Энциклопедия решений. Совмещение профессий (должностей) и штатное расписание”.

Читайте также:
Доплата за временно отсутствующего работника: трудовой кодекс

Стажерам нужно платить. Всем

Стажер — такой же сотрудник компании, как и все остальные. По закону у него есть права и обязанности, а еще договор, зарплата или стипендия, рабочее место и корпоративная почта.

По закону у стажера и гендиректора одинаковые права

В законе нет точного определения, кто такой стажер, поэтому каждая компания вкладывает в это слово что-то свое. Стажерами называют людей, которые:

  • проходят практику от техникума или университета. Это студенты, которые во время учебы знакомятся с будущей профессией. Практика может быть после любого курса и перед дипломом;
  • получают образование в форме стажировки. Это ученики, которые обязаны проходить обучение перед работой: машинисты поездов, водители пассажирских автобусов, диспетчеры, адвокаты;
  • приходят в компанию, чтобы разобраться в новой профессии, проявить себя и, возможно, остаться там работать.

Практику от университета можно не оплачивать, а вот за другие стажировки обязательно платить зарплату и отчислять страховые взносы. Студенческая практика никак не оформляется, достаточно договора между университетом и компанией.

В остальных случаях стажер — такой же сотрудник компании, как и все остальные. Это не бесплатная рабочая сила, а сотрудник на тех же условиях, что и остальные:

  • с трудовым договором — бессрочным, срочным или ученическим;
  • с зарплатой не меньше минимальной. В 2019 году это 11 280 рублей;
  • с соблюдением трудового законодательства.

Дальше разберемся, в каких случаях заключают тот или иной договор.

Срочный трудовой договор для стажера

По опыту, чаще со стажерами заключают срочный трудовой договор — это как обычный договор, только с конкретной датой окончания. Обычно стажировка длится от двух недель до двух месяцев, поэтому срочный договор удобнее: закончились сроки, перестал действовать и договор.

Чтобы оформить стажера по срочному договору, нужно:

  • заключить договор. В договоре указать основание, в нашем случае — стажировка с целью получить профессиональные знания и навыки;
  • издать приказ о приеме на работу. Стажер должен расписаться в нем в первые три дня работы;
  • оформить трудовую книжку и личную карточку. Если книжки нет, завести новую.
Читайте также:
Трудовой договор с оператором ПК

Когда срочный трудовой договор заканчивается, стажеру дают письменное уведомление об этом и готовят приказ, чтобы договор не стал бессрочным.

К стажировкам, которые длятся больше шести месяцев, закон относится с подозрением: если компанию будут проверять, на это обратят внимание.

Как оформить сотрудника в ИП

Можно использовать ученический договор

Ученический договор со стажером заключают, когда берут на стажировку с дальнейшей работой. В нем прописывают, что компания берется обучать стажера, а тот будет учиться, а затем и работать в этой фирме. Еще указывают сроки такой стажировки и сроки дальнейшей работы. Всё это уже есть в типовом ученическом договоре.

По ученическому договору платят стипендию — не меньше минимальной зарплаты, сумму прописывают в договоре. За такого стажера компания не платит страховые взносы, но с его стипендии нужно перечислять подоходный налог в 13%.

После окончания ученического договора со стажером заключают новый бессрочный договор, назначают зарплату, оформляют трудовую книжку — всё, как положено при приеме на работу.

Зачем нужны стажеры

Александр Вьюшков, гендиректор «ЛидMашины»

Стажировка — это возможность для компании научить «под себя» молодых и талантливых ребят. Я очень хорошо отношусь к стажерам; более того, «ЛидМашина» появилась, потому что я сам прошел стажировку и многому научился в московской компании.

У нас нет постоянного потока стажеров, но два-три человека в квартал приходят. Они узнают от нас через интернет, от знакомых, по нашим проектам или во время учебы в университете — мы проводим лекции в вузах.

Мы платим стажерам в среднем 15 000—20 000 рублей. К каждому стажеру прикрепляем наставника — опытного сотрудника, который помогает влиться в коллектив, обучает по заранее подготовленному плану, а в конце проводит аттестацию. Без наставника стажер мало чему научится — просто просидит весь срок на одном месте.

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: