Цели и задачи трудового законодательства РФ

Трудовое право

Все моменты, касающиеся отношений между наемными сотрудниками и лицами, предоставляющими им работу, организации трудового процесса, гарантий обеспечения прав, свобод и обязанностей обеих сторон, декларируются в контексте трудового права.

Рассмотрим, какие именно функции возложены на трудовое право в системе правоустанавливающих отношений в нашем государстве, какие цели преследует и какие задачи помогают выполнению поставленных целей.

Трудовое право как система

Установление в правовом поле норм регулирования нюансов производственных отношений в процессе наемной работы и производства составляет правовую систему в трудовой сфере. В РФ принципы трудового права закреплены в Трудовом Кодексе, в который периодически вносятся изменения и дополнения. Поскольку эта ветвь права существует как целостное динамическое образование, ей присущи все характеристики системного объекта:

  • элементы;
  • структура (связи между элементами);
  • цель функционирования;
  • сами функции;
  • задачи, ставящиеся перед системой.

Поэтому, анализируя эту правовую отрасль, нужно рассмотреть все ее системные параметры.

СПРАВКА! Трудовое право выступает одним из самых молодых направлений правоохранительного поля. Как самостоятельная сфера оно выделилось на рубеже 19 и 20 столетий, что можно связать с интенсивным развитием в этот период наемного труда. Одним из «отцов-основателей» этой правовой отрасли был ученый Л.С.Таль. Сегодня есть тенденция к более мелкому «дроблению» трудовой сферы права, к выделению из нее самостоятельных областей, например, «право соцобеспечения», «право наемного труда для публичных служебных функций» и др.

Какой предмет рассматривает трудовое право

Предметом рассмотрения трудового права выступают все формы трудовых отношений и некоторые другие, напрямую объединяемые с трудовыми (так декларирует ст.1 ТК РФ).

В качестве таковых рассматриваются 2 основные формы взаимодействия сторон.

  1. Индивидуальные отношения в производственном процессе (ИТО).
  2. Общественные отношения, имеющие касательство к трудовым, в основном, сферах:
    • организации процесса труда;
    • руководства трудом;
    • особенностей трудоустройства;
    • обеспечения нужного уровня квалификации сотрудников (дополнительная спецподготовка, перепрофилирование, профобучение и т.п.);
    • обязанности по возмещению ущерба, причиненного той или иной стороной производственных отношений;
    • возможностей разрешения трудовых конфликтов;
    • требований к полномочиям сторон;
    • социального партнерства;
    • надзора государственных органов за выполнением правовых норм.

Цели, поставленные перед трудовым правом

Цели каждой отрасли права отображают как государственные, так и народные интересы. Целеполагание динамичной системы, каковой является сфера труда, может меняться вследствие внесения качественных изменений в ее содержание. В настоящий момент актуальны цели, заявленные на момент 7 ноября 2015 года (они регламентированы в самой первой статье ТК РФ).

  1. Гарантирование государством обеспечения гражданам страны свободного права трудиться.
  2. Действия, направленные на создание благоприятных и эффективных для обеих сторон условий труда.
  3. Охрана интересов и обеспечение выполнения полномочий сотрудников и работодателей как действующих сторон процесса труда.

Задачи трудового права – на благо общества

Обеспечение соблюдения правовых трудовых норм призвано способствовать правопорядку в трудовой сфере, что благотворно влияет на общество. Задачи каждой правовой отрасли отражают часть социальных задач в целом, будучи направлены на достижение задекларированных целей. Они приведены в тексте ТК (ч.2 ст.1) и декларируют:

  • формирование оптимальных факторов для консенсуса интересов собственников производства, руководителей и наемных сотрудников, а также пользы для державы;
  • способствование возрастанию производительности труда;
  • содействие росту качественности труда;
  • меры содействия эффективности производства;
  • участие в улучшении финансового и культурного благополучия работающих граждан;
  • упрочение трудовой дисциплины.

Функции, обеспечиваемые трудовым правом

Функции правовой отрасли – это те направления, по которым декларируемые в конкретной сфере нормы призваны воздействовать на различные стороны внешней среды.

В трудовой отрасли права речь идет о влиянии производственных факторов на человеческое сознание и поведение в процессе наемного сотрудничества, максимально обеспечивающим решение вышеприведенных задач.

  1. Регулятивная функция – главная в сфере труда. Все граждане согласно Основному закону РФ имеют свободное и ничем не ограничиваемое право на труд, и в качестве его обеспечения и функционирует эта конкретная отрасль.
  2. Социальная функция (следует из регулятивной). В ТК РФ декларируются нормы, содействующие разрешению многих социальных задач:
    • влияние на занятость населения;
    • прерогатива человеческих свобод и прав в трудовых процессах;
    • создание безопасных условий для труда;
    • предоставление возможности заниматься госслужбой и др.
  3. Защитная функция. Она призвана гарантировать всем сторонам трудового процесса возможность выступить за свои интересы, права и свободы, связанные с занятостью, всеми дозволенными законом способами. Нормы, касающиеся этой функции, рассматривают:
    • порядок преодоления споров и конфликтов в трудовых ситуациях;
    • обеспечение гарантированных прав и восстановление их в случае попрания;
    • установление соответствующего уровня трудовых условий и др.
  4. Хозяйственная функция (иначе называемая производственной) предназначена для работодателей как стороны трудового процесса, нормы в рамках этой функции действуют именно в их пользу:
    • стимулирование эффективности производственного процесса;
    • требования трудовой дисциплины;
    • полномочия в отношении наемного персонала;
    • разные формы ответственности сотрудников;
    • рачительное использование ресурсов и пр.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Защитная и производственная функции являются специфичными именно в отношении трудового права, остальные функции можно отнести к общеюридическим и социальным.

  • Воспитательная функция касается мер гарантии выполнения сторонами своих обязанностей, то есть действий по стимуляции, дисциплинированию, убеждению и иногда даже принуждению. Реализуется в таких нормах:
    • положения о стимулировании сотрудников;
    • система премирования и депремирования;
    • дисциплинарный кодекс ответственности персонала.
  • Экономическая функция характеризует взаимное влияние труда на государственные интересы, потому что он оказывает самое прямое воздействие на экономику страны. Нормы в рамках этой функции направляются на поддержание заинтересованности государства в эффективной трудовой деятельности населения, на контролирующие и надзорные меры над правами и обязанностями сторон в трудовой сфере.
  • Функция развития рабочей демократии. Наемный персонал не должен восприниматься исключительно пассивной стороной трудовых отношений, хотя и обеспечивает их реализацию. В рамках заявленной функции трудовое право стремится задекларировать нормы, дающие возможность сотрудникам в той или иной форме воздействовать на управление производством, формирование условий труда, соблюдении социальных гарантий и пр.
  • Читайте также:
    Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда

    ВАЖНО! В разные периоды развития нашего государства все эти функции проявляются по-разному и имеют различный приоритет. Например, последняя функция, столь активно проявляющаяся в обновлении норм трудового права в 80е годы, в настоящее время не столь актуальна вследствие все большего преобладания рыночных отношений. Кризис современной экономики обусловил снижающееся значение и воспитательной функции.

    Перечисление функций трудового права нельзя определить как закрытое. Еще раз напоминая о том, что данная правовая отрасль является живой, развивающейся системой, важно не забывать, что в процессе практического применения нормы трудового права могут обеспечивать выполнение и других дополнительных функций.

    Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

    Комментарии к статье

    Сложные вопросы квалификации работников (Шестакова Е.В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)

    Основы трудового законодательства

    Ст 1 ч 1 ТК РФ закрепляет основные цели и принципы, без помощи которых не удастся грамотно регулировать трудовые отношения в стране. Правовое регулирование труда в России имеет чётко выраженный социальный аспект, то есть в первую очередь направлено на защиту интересов граждан. По Конституции наша страна является социальным государством. Поэтому все законы и кодексы, изданные в России, должны быть ориентированы на помощь в защите прав граждан. Трудовое законодательство построено исходя из идеи защиты прав субъектов трудовых отношений и равенства всех перед законом. По смыслу ст 1 ч 1 ТК РФ трудовые отношения регулируются особым образом. И работники, и работодатели должны быть уверены, что их права и свободы гарантированны и защищены, а интересы максимально согласованы. Трудовое законодательство определяет пределы так называемой власти работодателей над работниками. То есть работодатель может воздействовать на работников, объединенных в трудовой коллектив, только в законодательно установленных рамках. Однако это не означает, что Трудовой кодекс наделяет правами только работников, а работодателей ограничивает рамками. В равной степени должны быть соблюдены интересы обеих сторон. Обязанности работников по отношению к организациям и предпринимателям, предоставившим им рабочее место, определены также чётко, как и обязанности второй стороны. Тем не менее нельзя сказать, что интересы работника и работодателя, указанные в ст 1 ч 1 ТК РФ, защищаются кодексом в абсолютно равной степени. Следует учитывать некоторый приоритет защиты интересов работников, основанный именно на социальной направленности российского законодательства. Работники по численности преобладают над работодателями, но не это является главной причиной, по которой их права защищаются более строго. Значительную часть граждан, являющихся работниками, можно справедливо признать менее защищенными с экономической точки зрения. Все свои интересы и права в сфере труда работники могут осуществлять только с помощью работодателей – посредством их прямых действий. Работник не получит заработную плату или премию, если её не перечислит организация, не сможет уйти в оплачиваемый отпуск или на больничный, если руководство не подпишет соответствующего приказа. А работодатели далеко не всегда готовы выполнять все действия, направленные на удовлетворение прав и интересов работ ников, заботясь в первую очередь о своей экономической выгоде. При рассмотрении с такого ракурса, принципы трудового законодательства, в большей степени имеющие социальную направленность, кажутся справедливыми и целесообразными. Еще раз стоит подчеркнуть, что интересы и права работодателей Трудовой кодекс не игнорирует – в ст 1 ч 1 ТК РФ они упоминаются наравне с правами работников. Просто законодательство учитывает, что свои экономические интересы юридические лица, каковыми являются работодатели, имеют возможность в большинстве случаев удовлетворить самостоятельно. Принципы трудового законодательства не следует путать с его целями и нормами. Принципы – это основополагающие правила, на которые опирается законодатель, издавая нормы и ставя глобальные задачи. Принципам посвящена ст 2 ТК РФ. А статья 1 ТК РФ освещает цели и задачи, которые стоят перед государством в сфере труда как перед гарантом прав и свобод человека и гражданина. Приоритет прав граждан, защита трудовых интересов работников и работодателей – это и есть основы законодательства о труде. Ст 1 ч 1 ТК РФ закрепляет три основные цели законодательства в сфере труда. На первом месте стоит обеспечение гарантированных Конституцией трудовых гарантий и прав граждан. Для отельных категорий граждан, которые нуждаются в особой защите (несовершеннолетние, инвалиды), установлены дополнительные гарантии. Второе место занимает создание достойных условий труда. Этой цели служат нормы ТК РФ о распорядке трудового дня, отпуске, проф. подготовке и прочие. На третьем месте закреплена цель по защите интересов и прав работников и работодателей. Такое право также гарантировано Конституцией. А нормы трудового кодекса служат его обеспечению, посредством установления ответственности за неправомерное поведение как работодателей, так и работников и закрепления права для каждого на судебную защиту. Итак, законы трудового права базируются в первую очередь на установлении гарантий соблюдения прав работников и работодателей. Но защищают они в большей степени интересы работников как социальной группы, так как ТК РФ признаёт их с экономической и правовой точки зрения менее защищенными. При этом работодатели также вправе отстаивать свои права и защищать интересы, так как это гарантирует им Конституция.

    Читайте также:
    Правила заполнения вкладыша в трудовую книжку: образец

    Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства (действующая редакция)

    Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

    Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

    организации труда и управлению трудом;

    трудоустройству у данного работодателя;

    подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;

    социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

    участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

    материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

    государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    разрешению трудовых споров;

    обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 1 ТК РФ

    1. Изложение статей ТК начинается со ст. 1, определяющей цели и задачи трудового законодательства.

    В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного регулирования важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска и др.), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров.

    Трудовой кодекс содержит нормы, цель которых – создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей. В отличие от ранее действовавшего Кодекса, комментируемый ТК более подробно регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением охраны труда работников. В нем содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, положения об органах управления охраны труда, порядок и условия расследования и учета несчастных случаев, источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (см. коммент. к разд. X “Охрана труда”).

    Защита трудовых прав работников осуществляется различными способами. Основными из них являются: самозащита работниками своих трудовых прав, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, судебная защита (см. коммент. к статьям гл. 56 – 59).

    Значительный массив норм Кодекса связан с порядком проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, установления предела договорного регулирования, с тем чтобы не ухудшить положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Эти нормы имеют целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

    Читайте также:
    Особенности заключения трудового договора с иностранными гражданами

    2. Комментируемая статья формулирует основную задачу трудового законодательства через круг отношений, составляющих предмет трудового права. Эта статья имеет принципиальное значение, поскольку определяет критерии разграничения трудового права и смежных отраслей российского права.

    Центральное место в отношениях, регулируемых трудовым законодательством, занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями в связи с заключением трудового договора (см. коммент. к ст. 15).

    Трудовыми отношениями не исчерпывается круг отношений, составляющих предмет трудового права. В него входят и другие отношения, тесно связанные с трудовыми: одни предшествуют им, другие функционируют одновременно с ними, третьи приходят им на смену. К предшествующим относятся отношения по трудоустройству. Цель указанных отношений – обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых отношений между ними и работодателями. Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в сфере занятости. Для этих отношений характерна множественность субъектов. К ним относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, профсоюзы.

    Отношения, которые функционируют наряду с трудовыми, весьма различны по своему содержанию. Сюда относятся отношения: по организации труда и управлению трудом; социальному партнерству; ведению коллективных переговоров; заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Эти отношения в обобщенной форме являются коллективными трудовыми отношениями. Их отличительная особенность – наличие коллективного субъекта в лице профсоюза или иного представительного органа работников. Сам работник, как правило, непосредственно в коллективном трудовом отношении не участвует.

    К самостоятельным видам Кодекс относит и отношения по подготовке и дополнительному профессиональному образованию кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

    Отношения по контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. Трудовой кодекс не отступает от этих традиций. В соответствии с конституционным правом на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, важное значение имеют предусмотренные в ТК нормы в области контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с осуществлением надзора и контроля отношения функционируют наряду с трудовыми отношениями.

    Перечень отношений, регулируемых трудовым законодательством, комментируемая статья завершает отношениями по рассмотрению трудовых споров. Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым. Они предусматривают (во многих случаях) альтернативный порядок рассмотрения споров, определяют механизм исполнения решений комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

    Наряду со спорами, возникающими между конкретным работником и работодателем, существуют коллективные трудовые споры, порядок разрешения которых предусматривает специальную процедуру вплоть до объявления забастовки (см. коммент. к статьям гл. 61).

    Трудовое законодательство регулирует также отношения по обязательному социальному страхованию. Объединяющий признак их принадлежности к предмету трудового права – связь с трудовыми отношениями. Трудовой кодекс подчеркивает, что отношения по обязательному социальному страхованию регулируются трудовым законодательством в случаях, предусмотренных федеральными законами. Одним из таких законов является Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Согласно этому Закону пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в следующем размере: застрахованному лицу, имеющему страховой стаж восемь и более лет, – 100% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от пяти до восьми лет, – 80% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до пяти лет, – 60% среднего заработка. Однако независимо от продолжительности страхового стажа размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год.

    В 2009 г. в соответствии с Законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 г. максимальный размер пособия в 2009 г. равен 18720 руб.; в 2010 г. – 20030 руб.; в 2011 г. – 21390 руб. (ч. 1 ст. 8). Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по каждому месту работы.

    Читайте также:
    6 дневная рабочая неделя: трудовой кодекс

    Не остается неизменным и максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний: в 2013 г. он не должен был превышать 58970 руб., в 2014 г. – 61920 руб., а в 2015 г. – 65020 руб. (см. Федеральный закон от 03.12.2012 N 219-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов”).

    В настоящее время средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования” на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (Федеральный закон от 25.02.2011 N 21-ФЗ в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 276-ФЗ).

    В случае если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы.

    Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

    Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

    свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

    запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

    защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

    обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

    равенство прав и возможностей работников;

    обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

    обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

    обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;

    обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

    сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

    социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

    обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

    установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

    обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

    обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

    обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

    обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

    обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

    обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

    Комментарий к ст. 2 TК РФ

    В настоящей статье указаны основополагающие начала, закрепленные в нормах трудового законодательства и определяющие направление развития его норм в реализации государственной политики по регулированию трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений.

    Основные принципы, изложенные в ст. 2 ТК, конкретизируют и уточняют применительно к сфере труда общепризнанные принципы и нормы международного права, а также права и свободы граждан, закрепленные в Конституции РФ.

    См. комментарий ко всем разделам ТК.

    Судебная практика по статье 2 TК РФ

    М. обратился в суд с указанным выше заявлением (в окончательной редакции), ссылаясь на то, что оспоренным положением Закона он ограничивается в праве на труд, выбор профессии и самостоятельное распоряжение своими способностями. Такое положение противоречит статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку ему как врачу-фтизиатру, перенесшему заболевание туберкулезом, отказывают в приеме на работу врачом-фтизиатром в тубдиспансере. Забота о состоянии здоровья является личным делом самого работника. Оспариваемой им нормой в нарушение статьи 22 (часть 1) Трудового кодекса Российской Федерации работодатель лишается права на самостоятельное решение кадровых вопросов.

    Читайте также:
    Краткосрочный трудовой договор с работником: образец

    В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном этим Кодексом и иными федеральными законами, признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

    В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном этим Кодексом и иными федеральными законами, признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

    Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 2, 3, 5 Трудового кодекса РФ и нарушают его право на свободное распоряжение своими способностями к труду, а также выбирать род занятий и профессию.
    В суде представитель заявителя Фоминых Е.Ю. поддержала жалобу и пояснила, что оспариваемая норма противоречит также общепризнанным нормам международного права.

    Статьей 2 ТК РФ, на которую также ссылался заявитель в обоснование своих доводов, регулируются основные принципы трудового права (трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений). Оспариваемая норма, как правильно указал суд, затрагивает иную сферу правоотношений и не противоречит ст. 2 ТК РФ.

    В обоснование заявленных требований Л. указала, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает ее права и противоречит ст. ст. 2, 132, 135, 144 Трудового кодекса РФ, не учитывает положений Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов на 2007 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 20 октября 2006 г. (абз. 2 части 7, и подраздел 4.3), Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 г. N 256 “О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений”, ст. 4 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”, ст. 36 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” N 154-ФЗ от 28.08.1995 и ст. 53 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. Соотношение установленного норматива денежного вознаграждения заместителя председателя представительного органа городского поселения и председателя этого органа менее 80 процентов, как по другим группам муниципальных образований, необоснованно и влечет за собой изменение существенных условий труда путем понижения размера должностного оклада заявителя. Размер установленного норматива нарушает права заявителя, так как принятие оспариваемого Закона повлекло уменьшение размера ее вознаграждения, установленного Собранием депутатов Коркинского городского поселения до вступления в действие оспариваемой нормы.

    Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном этим Кодексом и иными федеральными законами, признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

    1. Гражданин А.А. Байков во время своего нахождения в следственном изоляторе привлекался к труду; за фактически отработанные периоды ему были выплачены соответствующие вознаграждения, при этом данные периоды были включены в страховой стаж для назначения трудовой пенсии. А.А. Байков, считая, что на содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в случае их привлечения к труду должны распространяться положения статей 2, 114, 115, 122, 126, 127 и 157 Трудового кодекса Российской Федерации в части предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска с сохранением места работы и среднего заработка, продолжительности и периодичности этого отпуска, возможности его замены денежной компенсацией, выплаты денежной компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении, а также оплаты времени простоя по вине работодателя, обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Перми с соответствующим заявлением. Рассмотрев заявление, Управление разъяснило А.А. Байкову, что трудовой договор между ним и следственным изолятором не заключался, в штат сотрудников он зачислен не был, а сложившиеся в связи с привлечением его к труду отношения регулируются статьей 27 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”. Заявителю было рекомендовано обратиться в Государственную инспекцию труда в Пермском крае, которая подтвердила, что вопросы привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду регулируются названным Федеральным законом, не предусматривающим предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, выплату денежной компенсации за неиспользованные отпуска и оплату времени вынужденного простоя. С таким ответом согласилась и Федеральная служба по труду и занятости, которая, сославшись на статью 27 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, указала, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей.

    Читайте также:
    Сколько можно болеть по трудовому кодексу

    Регулирование трудовых отношений, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основе принципов, закрепленных в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, а также исходя из того, что в силу статей 20 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели – и физические и юридические лица – обладают равными правами и несут равные обязанности. Кроме того, работодатели не принимают непосредственного участия в формировании средств, направляемых на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан. Эти мероприятия являются расходными обязательствами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”), которые исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета (пункт 2 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, предусмотренных в установленном порядке Федеральной службе по труду и занятости (пункт 2 Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2005 года N 485).

    Ч. обратилась в суд с заявлением об оспаривании данного примечания, ссылаясь на то, что предусмотренное им противоречит нормам федерального законодательства: п. п. 1, 2, 4, 7 ст. 4, п. 1 ст. 6, п. п. 1, 2 ст. 7, ст. 13, п. п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 г. “О муниципальной службе в РФ”, ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, ч. ч. 2, 3, ст. 3, ст. ст. 2, 6 Трудового кодекса РФ. Законодательством Республики Бурятия необоснованно установлено примечание “***” к должности “руководителя аппарата (управляющий делами)” исполнительно-распорядительного органа, ставящее срок трудового договора в зависимость от срока исполнения главой муниципального образования полномочий руководителя местной администрации, что нарушает ее трудовые права; является ограничительным условием при поступлении на муниципальную службу, что может быть установлено только федеральным законодательством. Несоответствие Закона Республики Бурятия федеральному законодательству повлекло ее незаконное увольнение в связи со сменой главы муниципального образования.

    Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 1 октября 2009 года N 1160-О-О указал, что изменения, внесенные в статью 129 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ (пункт 1 статьи 2), не затрагивают правила определения заработной платы работника и систему оплаты труда, а отмена нормы части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 2) не предполагала снижение размера заработной платы работников и не была направлена на умаление их права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и членов его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

    Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

    Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

    Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

    организации труда и управлению трудом;

    трудоустройству у данного работодателя;

    подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;

    социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

    участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

    материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

    государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    Читайте также:
    178 статья трудового кодекса при увольнении

    разрешению трудовых споров;

    обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Комментарии к ст. 1 ТК РФ

    1. Изложение статей ТК начинается со ст. 1, определяющей цели и задачи трудового законодательства.

    В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного регулирования важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска и др.), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров.

    Трудовой кодекс содержит нормы, цель которых – создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей. В отличие от ранее действовавшего Кодекса, комментируемый ТК более подробно регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением охраны труда работников. В нем содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, положения об органах управления охраны труда, порядок и условия расследования и учета несчастных случаев, источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (см. коммент. к разд. X “Охрана труда”).

    Защита трудовых прав работников осуществляется различными способами. Основными из них являются: самозащита работниками своих трудовых прав, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, судебная защита (см. коммент. к статьям гл. 56 – 59).

    Значительный массив норм Кодекса связан с порядком проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, установления предела договорного регулирования, с тем чтобы не ухудшить положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Эти нормы имеют целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

    2. Комментируемая статья формулирует основную задачу трудового законодательства через круг отношений, составляющих предмет трудового права. Эта статья имеет принципиальное значение, поскольку определяет критерии разграничения трудового права и смежных отраслей российского права.

    Центральное место в отношениях, регулируемых трудовым законодательством, занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями в связи с заключением трудового договора (см. коммент. к ст. 15).

    Трудовыми отношениями не исчерпывается круг отношений, составляющих предмет трудового права. В него входят и другие отношения, тесно связанные с трудовыми: одни предшествуют им, другие функционируют одновременно с ними, третьи приходят им на смену. К предшествующим относятся отношения по трудоустройству. Цель указанных отношений – обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых отношений между ними и работодателями. Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в сфере занятости. Для этих отношений характерна множественность субъектов. К ним относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, профсоюзы.

    Отношения, которые функционируют наряду с трудовыми, весьма различны по своему содержанию. Сюда относятся отношения: по организации труда и управлению трудом; социальному партнерству; ведению коллективных переговоров; заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Эти отношения в обобщенной форме являются коллективными трудовыми отношениями. Их отличительная особенность – наличие коллективного субъекта в лице профсоюза или иного представительного органа работников. Сам работник, как правило, непосредственно в коллективном трудовом отношении не участвует.

    К самостоятельным видам Кодекс относит и отношения по подготовке и дополнительному профессиональному образованию кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

    Отношения по контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. Трудовой кодекс не отступает от этих традиций. В соответствии с конституционным правом на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, важное значение имеют предусмотренные в ТК нормы в области контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с осуществлением надзора и контроля отношения функционируют наряду с трудовыми отношениями.

    Читайте также:
    Вторая степень ограничения способности к трудовой деятельности

    Перечень отношений, регулируемых трудовым законодательством, комментируемая статья завершает отношениями по рассмотрению трудовых споров. Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым. Они предусматривают (во многих случаях) альтернативный порядок рассмотрения споров, определяют механизм исполнения решений комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

    Наряду со спорами, возникающими между конкретным работником и работодателем, существуют коллективные трудовые споры, порядок разрешения которых предусматривает специальную процедуру вплоть до объявления забастовки (см. коммент. к статьям гл. 61).

    Трудовое законодательство регулирует также отношения по обязательному социальному страхованию. Объединяющий признак их принадлежности к предмету трудового права – связь с трудовыми отношениями. Трудовой кодекс подчеркивает, что отношения по обязательному социальному страхованию регулируются трудовым законодательством в случаях, предусмотренных федеральными законами. Одним из таких законов является Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Согласно этому Закону пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в следующем размере: застрахованному лицу, имеющему страховой стаж восемь и более лет, – 100% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от пяти до восьми лет, – 80% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до пяти лет, – 60% среднего заработка. Однако независимо от продолжительности страхового стажа размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год.

    В 2009 г. в соответствии с Законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 г. максимальный размер пособия в 2009 г. равен 18720 руб.; в 2010 г. – 20030 руб.; в 2011 г. – 21390 руб. (ч. 1 ст. 8). Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по каждому месту работы.

    Не остается неизменным и максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний: в 2013 г. он не должен был превышать 58970 руб., в 2014 г. – 61920 руб., а в 2015 г. – 65020 руб. (см. Федеральный закон от 03.12.2012 N 219-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов”).

    В настоящее время средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования” на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (Федеральный закон от 25.02.2011 N 21-ФЗ в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 276-ФЗ).

    В случае если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы.

    Цели и задачи трудового законодательства

    Создание благоприятных условий работы – гарантия, которая предполагает действенный механизм по охране труда на производстве и в других отраслях деятельности.

    Цели законодательства в трудовой сфере

    Целями трудового законодательства являются нормы, определенные в ст. 1 ТК РФ. Они включают:

    • государственные гарантии прав и свобод граждан, занимающихся трудовой деятельностью;
    • обеспечение допустимых и безопасных условий труда; защиту прав и интересов работников и работодателей.

    Создание системы защиты прав работника и работодателя предполагает обращение в государственные органы власти (ведомства специального контроля и надзора), общественные объединения – профсоюзы, правозащитные организации.

    Выяснить какие правоотношения регулируют нормы трудового законодательства необходимо для того, чтобы обращаться в компетентные органы по адресу. Это поможет избежать получения формальных отписок о том, что обращение было направлено не по подведомственности.

    Эффективна самозащита прав работников, которая регулируется правами административного и гражданско-процессуального законодательства.

    Они могут обращаться в Государственную инспекцию труда, правоохранительные органы (МВД, прокуратуру) и суд. Стоит отметить, что госпошлина за исковое заявление о защите трудовых прав в судах общей юрисдикции не взимается.

    Создание благоприятных условий работы – гарантия, которая предполагает действенный механизм по охране труда на производстве и в других отраслях деятельности. Работодатель обязан регулярно проводить аттестацию рабочих мест, направлять сотрудников на обучение в профильные организации. Работодатель должен нести основные расходы на предоставление лечебного питания, более высоко оплачивать труд на вредных и опасных для здоровья производствах.

    Читайте также:
    Внесение изменений в трудовую книжку при ошибке

    Задачи трудового законодательства

    Их содержание определено в ТК РФ – ч. 2. ст. 1. Нормы предусматривают требование по созданию оптимальных правовых условий с целью согласования интересов сторон трудовых отношений и государства. Задачей также считается регулирование трудовых отношений. Они предполагают:

    • организацию регулирования трудового процесса;
    • порядок поступления на работу и увольнения;
    • повышение квалификации персонала;
    • процедуру коллективных переговоров и содержание достигнутых соглашений в рамках социального партнерства;
    • участие сотрудников и профсоюзов в согласовании условий работы, применение трудового законодательства на практике.

    Нормы ТК также устанавливают материальную ответственность работников и работодателей (гл. 39). Содержание задач дополняют положения о необходимости государственного и общественного контроля.

    Предусматриваются условия и порядок расследования, учета несчастных случаев на производстве. Определены требования к органам охраны труда. Базовые обязанности работодателя – обеспечить сотрудникам безопасные условия работы на предприятии, предоставить средства индивидуальной и коллективной защиты (респираторы, противогазы, спецодежду).

    Критерии разграничения трудового права

    Нормы трудового права позволяют определить специфику регулируемых отношений. Они отграничиваются от смежных отраслей законодательства. Различия заключаются в предмете и методе регулирования. Предмет отрасли права предполагает особенности отношений, которые устанавливаются правилами, обозначенными в нормативных актах – Кодексах, ФЗ, письмах, приказах.

    В трудовом праве регулируется сам процесс труда, в то время как, например, содержание гражданско-правовых отношений связано с правами на овеществленные результаты трудовой деятельности – движимое и недвижимое имущество. В гражданском праве велико значение диспозитивного метода, где есть большая свобода выбора субъекта – заключать сделки, становиться участником (учредителем) юридического лица.

    Трудовые отношения предполагают обязанности в их максимальном значении, и минимум возможностей субъекта действовать по своему усмотрению.

    В гражданско-правовой сфере очевидно юридическое равноправие сторон, а в трудовых отношениях заметна «подчиненность» сотрудника работодателю, которую смягчает содержание гарантированных государством прав и обязанностей. Важна своевременная инициатива сотрудников, столкнувшихся с нарушением прав, и поддержка со стороны профсоюзов, Государственной инспекции по охране труда.

    Разграничение с административным правом

    При схожести методов регулирования трудового и административного права наблюдается их отличие по предмету. Содержание административного права зависит от его главной функции – государственного управления и определения порядка взаимодействия государства (федеральных органов), с региональными органами власти и муниципальными образованиями.

    Отдельный раздел посвящен взаимодействию граждан с органами административной юстиции и юрисдикции, определению наказаний за совершение административных правонарушений – в том числе в области трудового права (например, нарушение правил охраны труда, найма работников без заключения трудового договора и т.д.).

    Нормы трудового права направлены на регулирование отношений, не связанных с государственным управлением, и предусматривают исключительно сферу интересов работников и работодателей.

    Одновременно трудовое законодательство выполняет основные функции управления организацией труда, но предполагает защиту прав субъектов рабочего процесса, в отличие от административно- правового законодательства, где на первое место выступают интересы публично-правовых образований – федеральной власти, органов субъектов РФ, муниципальных образований.

    Разграничение с иными отраслями права

    Цели и задачи трудового законодательства не совпадают с другими смежными отраслями. Так аграрное право предполагает комплекс отношений, связанных с организаций труда на сельскохозяйственных предприятиях, защиту интересов сотрудников сельскохозяйственных кооперативов, крестьянских фермерских хозяйств.

    Большое значение уделяется функции производства, в то время как права, обязанности и гарантии работников остаются вне зоны интересов этой отрасли. Функции трудового законодательства заключаются в нормировании труда в сельскохозяйственной кооперации, защите прав и интересов субъектов отношений.

    Нормы права социального обеспечения и их содержание регулируют порядок предоставления гражданам, на основе соцобеспечения и страхования, денежных выплат, врачебной и лекарственной помощи.

    Устанавливаются основные обязанности компетентных органов по предоставлению социальных услуг, защите прав людей на льготное соцобеспечение. Нормы трудового законодательства предусматривают обязанности социального страхования работников, но не затрагивают напрямую порядок предоставления целевой социальной помощи.

    Предмет и отношения трудового права

    Отношения, составляющие предмет трудового права, предполагают юридические предписания, направленные на упорядочивание трудовых взаимосвязей, с учетом многообразия их субъектов – работников, работодателей, профсоюзов, органов социального партнерства.

    Нормы трудового права направлены на отношения по трудоустройству, заключению, соблюдению, исполнению трудового договора. Устанавливаются права граждан на заработную плату и отпуск, обязанности сотрудников и работодателей. Основные права и обязанности сторон установлены в ТК РФ, но их специфика конкретизируется в рамках трудовых, коллективных договоров (нормы глав 3-14).

    Предмет отрасли опосредуется основными направлениями регулирования и предполагает следующие функции трудового законодательства:

    • Регулятивная. Ее смысл заключается в обеспечении применения норм трудового законодательства на практике: при составлении договоров, локальных нормативных актов – регламентов, приказов.
    • Сущность социальной функции заключается в приоритете прав и свобод человека (гражданина) в процессе труда, согласовании законных интересов работников, работодателя и государства.
    • Реализация защитной функции предполагает обязанности госорганов обеспечить охрану прав и свобод человека в процессе работы на предприятии.
    Читайте также:
    Трудовой кодекс: учебный отпуск, оплата, статья 173

    Функции трудового законодательства взаимосвязаны. Они проявляются в процессе правоприменительной практики, которая определяет: какие предписания следует применять в рамках правоотношений между работником, работодателем и уполномоченными субъектами контроля.

    Об увольнении сотрудника, замещающего должность, если отсутствие основного затянулось

    Минтруд разобрался в следующей ситуации. Пока работник болел, на его место приняли другого по срочному трудовому договору. Основной сотрудник после больничного взял отпуск. Когда уволить замещающего работника, зависит от того, какой срок указан в трудовом договоре:

    • определена конкретная дата – уволить сотрудника нужно в указанный день;
    • срок зависит от времени нахождения основного работника на больничном – договор нужно расторгнуть на следующий рабочий день после закрытия листка нетрудоспособности;
    • дата увольнения и причина отсутствия основного сотрудника в договоре не согласованы – уволить временного работника нужно, когда основной приступит к своим обязанностям.

    Как расторгнуть срочный трудовой договор в связи с выходом на работу основного сотрудника, подскажет готовое решение.

    Вопрос: Работник уволен из организации в связи с окончанием срока трудового договора, заключенного для замещения временно отсутствующего работника. Согласно ст. 79 ТК РФ трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу. Правомерно ли увольнение, если основной работник после окончания больничного не вышел на работу и взял ежегодный отпуск?

    Ответ:

    МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО

    от 13 августа 2020 г. N 14-2/ООГ-12996

    Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу о порядке расторжения срочного трудового договора и сообщает.

    В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

    По общему правилу трудовой договор заключается на неопределенный срок.

    Согласно части 2 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59Кодекса.

    В соответствии с частью 1 статьи 59 Кодекса на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы, заключается срочный трудовой договор.

    По общему правилу срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия.

    В соответствии с частью 3 статьи 79 Кодекса трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.

    Таким образом, если в срочном трудовом договоре было оговорено, что он заключен на определенный срок с указанием конкретной даты, то он подлежит расторжению с истечением срока его действия в указанную дату. Если же в срочном трудовом договоре было оговорено, что он заключен на время нахождения основного работника на листке нетрудоспособности, он подлежит расторжению на следующий рабочий день после окончания листка нетрудоспособности основного работника.

    В случае если в трудовом договоре не указана конкретная причина отсутствия основного работника, а также дата расторжения трудового договора, считаем: в данном случае при переходе основного работника из периода нахождения на листке нетрудоспособности в ежегодный оплачиваемый отпуск трудовой договор продолжает свое действие до выхода основного работника.

    Истечение срока трудового договора является самостоятельным основанием прекращения трудового договора, поэтому при увольнении работника по данному основанию работодатель не обязан принимать специальные дополнительные гарантии, установленные Кодексом для отдельных случаев увольнения по инициативе работодателя. В частности, работник может быть уволен по данному основанию в период пребывания в отпуске и в период временной нетрудоспособности.

    В дальнейшем с этим работником может быть заключен новый срочный трудовой договор, если для его заключения будут иметься соответствующие основания.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: