Рабочий день водителя по трудовому кодексу

Что изменится в режиме труда и отдыха водителей с 2021 года

Область применения нового приказа Минтранса

Как и ранее действовавший документ, новый приказ утверждён для реализации положений ст. 329 ТК РФ, согласно которой режим рабочего времени водителей определяет соответствующее федеральное ведомство.

Действие новых особенностей организации труда и отдыха от Минтранса распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору в организациях или ИП. При этом сделано уточнение: ИП, самостоятельно управляющие своими машинами, так же обязаны соблюдать требования нового приказа Минтранса с 2021 года.

По-прежнему действие положений Приказа не применяют:

  • к водителям на междугородних рейсах;
  • к сотрудникам. управляющим аварийно-спасательными и пожарными машинами;
  • к водителям автомобилей, оказывающих медпомощь при чрезвычайных ситуациях.

С 2021 года действие приказа Минтранса не распространяется на следующие категории транспортных работников:

  • водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
  • водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • армейских водителей;
  • водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В результате, сфера применения приказа Минтранса конкретизирована: в него помимо работников компании добавлены индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками. Вместе с тем, выведены из области применения приказа водители, трудящиеся на территории компании, а также занятые в различных госорганах.

Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года

При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.

Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.

По сути, неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Также сохранена возможность увеличения максимальной длительности рабочего дня на 2 часа – то есть до 12 часов. При условии:

  • необходимости завершения перевозки;
  • следования к месту стоянки.

Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года

Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.

С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:

  • подготовительно-заключительное время;
  • периоды прохождения медосмотров;
  • простои не по вине работника;
  • время ремонта автомобиля;
  • иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.

Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:

  • охраны груза;
  • присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.

С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.

В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.

Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:

  • для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
  • для прочих водителей – не более 5 часов.

Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.

Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года

По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:

  • к водителям легкового транспорта (кроме такси);
  • водителям, участвующим в геолого-разведочных и топографо-изыскательских работах.

Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен. Вот сравнение:

НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНТРАНСА С 2021 ГОДА

Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года

С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.

Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).

С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:

  • возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
  • допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.

Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов. Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут. При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Читайте также:
Запись в трудовой при ликвидации организации: образец

Что делать компаниям в связи с изменениями с 2021 года

Прежде всего, нужно проанализировать действующие в организации режимы работы и графики, скорректировать время еженедельного и ежедневного отдыха водителей. При необходимости – подготовить новые графики на 2021 год. Быть готовыми внести необходимые изменения в части времени работы и отдыха в правила внутреннего трудового распорядка.

Режим работы (труда и отдыха) водителя: новые правила 2021

rezhim_raboty_truda_i_otdyha_voditelya_novye_pravila_2021.jpg

Похожие публикации

С января 2021 года режим труда и отдыха водителей автомобилей будет существенно изменен. Нововведения утверждены Приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Новые правила будут применяться до конца 2026 года. Особенности режима труда и отдыха водителей в 2021 году будут рассмотрены в нашем материале.

Какие изменения вступят в силу с января 2021 года

Нововведения затронут работающих по найму водителей автомобилей и ИП, самостоятельно управляющих автомобилем в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Изменения не затронут водителей автомобилей, занятых в таких сферах:

  • обслуживание органов государственной власти;
  • междугородние перевозки;
  • ведомственная охрана;
  • оперативно-розыскная деятельность.

Также исключением являются водители скорой помощи и пожарных автомобилей, водители-военнослужащие и др. Исчерпывающий перечень водителей, которых не затронут нововведения, приведен в п. 1 Приложения к Приказу Минтранса № 424.

В соответствии с новым Приказом Минтранса режим труда и отдыха водителей претерпел немало изменений, в частности:

  • Расширен перечень водителей, которым разрешено не соблюдать утвержденные требования. А вот водители, входящие в состав вахтовых бригад, теперь смогут работать только по общепринятым правилам. Для них необходимо составлять график работы и придерживаться установленного режима труда и отдыха водителей в 2021 году.
  • Отменены ограничения рабочего времени для 5-ти и 6-дневной рабочей недели (8 и 7 часов в день соответственно). В Приказе Минтранса о режиме труда и отдыха водителей указано только общее ограничение – продолжительность рабочей недели может составлять не более 40 часов.
  • Максимально допустимое время управления автомобилем – 9 часов в день. При необходимости водитель транспортного средства сможет увеличивать его до 10 часов, но это можно делать не более 2 раз в неделю. Еще на 2 часа можно увеличить время движения, чтобы завершить перевозку или доехать до места стоянки.
  • Отменен суммированный учет на период до 6 месяцев. Обновленный режим работы труда и отдыха водителя предусматривает, что теперь продолжительность периода для суммированного учета всегда будет составлять 1 месяц. Но если профсоюз даст одобрение, этот период может быть увеличен до 3 месяцев.
  • Теперь можно разделять смену на части, перерыв между которыми должен наступить не позднее чем через 5 часов после того, как водитель приступил к работе. Но это допускается только с согласия водителя и после получения одобрения профсоюзного органа. Время перерыва между частями рабочего дня не входит в рабочее время водителя.
  • Водители должны отдыхать не менее 45 часов в неделю (ранее было 42 часа).
  • Минимальная продолжительность ежедневного отдыха для водителей, по отношению к которым применяется суммированный учет рабочего времени, в 2021 году составит 11 часов вместо 12.

Применение тахографов

С 1 января 2021 года режим труда и отдыха водителя по тахографу будет полностью совпадать с режимом, который утвержден для остальных групп водителей. Нормы действующего сейчас Приказа Минтранса № 15 от 20.08.2004 и нормы ЕСТР (применяются для международных перевозок) существенно отличаются. Но после вступления в силу Приказа № 424 разночтения исчезнут.

Тахографы применяются для непрерывной регистрации данных о скорости и маршруте движения, продолжительности управления автомобилем и отдыха водителя. Требования к тахографам регламентируются Приказом Минтранса России от 28.10.2020 № 440, их необходимо учитывать при разработке графика работы.

Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей

Проверка режима труда и отдыха водителей осуществляется сотрудниками ГИБДД, а также представителями Ространснадзора и Роструда. Они имеют право останавливать транспортные средства не только на постах, но и на дорогах. Для того, чтобы контроль режима труда и отдыха водителей был проведен в соответствии с законодательными нормами, проверяющие органы должны быть снабжены системами учета и контроля, которые позволят в автоматическом режиме проанализировать данные с тахографов.

Ответственность для нарушителей режима

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей. Отвечать придется и водителям, и их работодателям. Размер штрафа указан в ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:

  • для водителей – 1,5-2 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 7-10 тыс. руб.;
  • для ИП – 15-25 тыс. руб.;
  • для юрлиц – 25-50 тыс. руб.

Кроме того, работодателям и ответственным должностным лицам будут грозить штрафные санкции в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового законодательства. Нужно отметить, что штраф за режим труда и отдыха водителей организации и должностные лица будут уплачивать только в том случае, если они утвердили график работы с нарушением законодательных норм.

Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2021 году

Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:

  • Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
  • Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.
Читайте также:
Внесение благодарности в трудовую книжку: образец

В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:

  • управление автомобилем;
  • специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
  • выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.

Таковы особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей, действующие с 2021 года. Нормальная продолжительность рабочей недели составляет 40 часов. При этом в Приказе № 424 отсутствует строгое требование работать по 8 или 7 часов в день. Допускается, чтобы количество рабочих дней и их продолжительность изменялись, но при этом должен соблюдаться режим труда и отдыха водителя автобуса или иного транспортного средства.

Таблица режима труда и отдыха водителя на 2021 год с учетом внесенных новшеств представлена ниже.

Нормы труда и отдыха водителей в 2021 году

Ежедневный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени

Продолжительность еженедельного рабочего времени

Учетный период должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях – не более 3 месяцев.

Может меняться при условии, что соблюдена указанная еженедельная норма времени.

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Возможно увеличение максимальной длительности рабочего дня на 2 часа до 12 часов. Но это возможно только если:

  • необходимо завершить перевозку;
  • водитель следует к месту стоянки.

Максимальная суммированная длительность перерывов, устанавливаемых между частями смены

Для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3 часов;

Для прочих водителей – не более 5 часов.

Ненормированный рабочий день

Не более 9 часов в смену с возможностью увеличения не более чем до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

Общее время непосредственного управления автомобилем не должно быть более 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 последовательные календарные недели.

Превышение общего времени управления автомобилем в день допустимо не более чем на 1 час – для следования к месту стоянки, пункту назначения или месту отдыха.

Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Возможность сокращения еженедельного отдыха

Работодатели имеют право сокращать время еженедельного отдыха до 24 часов 1 раз в течение двух идущих подряд недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов.

Возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3 раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха.

Допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3 часов, а последняя – не менее 9 часов.

Перерывы для отдыха и питания

Перерыв для отдыха и питания предоставляется в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2 часов.

Если водитель управляет транспортным средством в течение 4 часов 30 минут, по окончании этого периода водителю нужно предоставлять специальный перерыв длительностью 45 минут. При этом отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Режима труда и отдыха водителей

При организации перевозки груза (особенно если груз надо было доставить «еще вчера») всегда есть соблазн гнать машину без остановки, покрывая за день максимально возможное расстояние и забывая при этом, что беспилотники пока еще не стали нормой дорожной жизни и за рулем по-прежнему сидит обычный человек с обычной склонностью уставать и засыпать от усталости. И что такой водитель, борющийся с сонливостью и теряющий концентрацию, неизменно превращается в угрозу для всех участников дорожного движения. Да, некоторое время может везти и угроза может оставаться только угрозой, но рано или поздно она все равно обернется реальным серьезным дорожно-транспортным происшествием, где в лучшем случае пострадают только автомобили, а в худшем…

Благо, в сфере грузоперевозок есть специальные законодательные акты. (нормы режима труда и отдыха водителей), призванные избавить транспортные компании от такой «рачительности» и «забывчивости». И хотя они порой содержат в себе противоречия и недосказанности, а проверить абсолютно каждого находящегося в рейсе водителя не представляется возможным, контроль за соблюдением рабочего времени за рулем становится все строже.

В Европе только водитель, находящийся в пути в то время, как давно уже должен отдыхать, может получить штраф, составляющий четверть его заработка (его наниматели, естественно, в разы больше). А систематические «фокусы» с тахографом обойдутся ему даже в тюремное заключение. По крайней мере, в 2013-м году водителя из Шотландии постигла именно такая участь — 6 месяцев тюрьмы и, как следствие, крест на работе перевозчиком.

Использование тахографа во внутрироссийских грузоперевозках

В России, правда, до недавнего времени сфера внутренних автомобильных грузоперевозок оставалась мало подвластной контролю со стороны компетентных органов. Несмотря на наличие разработанных норм режима труда и отдыха водителя, проверить их действительное выполнение на практике было практически нереально. Во-первых, не все автомобили, осуществляющие грузоперевозки, требовалось в обязательном порядке оснащать тахографами, а во-вторых, теми тахографами, которые находились на борту транспортного средства (а они были аналоговыми), можно было легко манипулировать и без особого труда подделывать выдаваемые ими сведения.

Читайте также:
Трудовой договор с начальником юридического отдела: образец

Однако несколько лет назад ситуация начала меняться. 13-го февраля 2013-го года Министерство транспорта РФ издало Приказ №36, который обязал оборудовать тахографами все грузовые автотранспортные средства грузоподъемностью свыше 3,5 тонн. С 1-го апреля 2014-го года в отношении грузовых автомобилей, не оборудованных тахографами, начал действовать Кодекс об административных правонарушениях. А с 1-го июля 2016-го года в число транспортных средств, не оборудованных тахографами, вошли и те, у которых на борту были установлены аналоговые аппараты.

То есть теперь и во внутрироссийских грузоперевозках нельзя обойтись без тахографа, причем без его цифровой (именно цифровой! которую сложно вскрыть и которая исключает возможность корректировки записанной информации) модели. Иначе — штраф:

  • гражданам — от 1 000 до 3 000 рублей;
  • должностным лицам — от 5 000 до 10 000 рублей.

Законодательство, регламентирующее режим труда и отдыха водителей

Если говорить непосредственно о самих законодательных актах, то при применении их положений всегда нужно учитывать: какой именно вид грузоперевозки осуществляется. Водитель, находящийся в международном рейсе, должен придерживаться международных правил — Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Причем даже въезжая на территорию России, он все равно продолжает подчиняться требованиям ЕСТР.

Если же он выполняет доставку груза в пределах границ России, то целиком зависит от норм Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приказ Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 №15).

И да, между этими документами есть разница. Хотя бы в том, что главная забота ЕСТР — не дать водителю засидеться за рулем, установив для него нормы непрерывного управления автомобилем и нормы отдыха, а отечественное положение пытается еще согласовать эти нормы с требованиями Трудового кодекса.

Поэтому в ЕСТР, например, говорится о продолжительности управления, а в отечественном документе, помимо нее, — еще и о рабочем дне. Получается даже «забавно»: для стандартного рабочего дня лимит рабочего времени устанавливается в 8 часов, а продолжительность управления автомобилем в течение этого рабочего дня — в 9 часов.

Чтобы понимать: в рабочее время водителя, помимо времени управления автомобилем, также входит:

  • время специальных перерывов для отдыха в пути и на конечных пунктах;
  • время проверки автомобиля перед рейсом и после него;
  • время проведения медицинского осмотра водителя;
  • время стоянки в местах погрузки и разгрузки;
  • время простоев (не по вине водителя);
  • время проведения работ по устранению неисправностей автомобиля (если они не требуют разборки механизмов);
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах (засчитывается не менее 30 процентов времени);
  • время присутствия на рабочем месте, когда автомобилем управляет другой водителей (при отправлении в рейс нескольких водителей) (засчитывается не менее 50 процентов времени).

В общем, даже при рабочем дне, не включающем в себя погрузку/разгрузку и полностью состоящем из управления автомобилем, налицо некоторое противоречие: в течение периода ежедневной работы (смены) управлять автомобилем можно 9 часов, в то время как «нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов». Больше всего, конечно, такое противоречие затрудняет бухгалтерский учет. Но оно же мешает и практике, особенно если речь идет о международных автомобильных грузоперевозках и подчинении нормам ЕСТР: российские водители, пытаясь втиснуть свой рабочий день в требования Трудового кодекса, уступают европейским перевозчикам, которым на управление автомобилем дается 9 часов в день, а на рабочую смену вообще (куда входит погрузка/разгрузка, простои, паузы и пр.) — 13 часов.

Суммированный учет рабочего времени

Впрочем, если говорить об учете рабочего времени во внутрироссийских грузоперевозках, то предусматривается ежедневный и суммированный учет. Последний допускается в том случае, когда по условиям работы не может быть установлена нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (что актуально для длительных междугородних перевозок), и, как правило, охватывает учетный период в один месяц. Однако продолжительность рабочего времени за учетный период все равно не должна превышать нормального числа рабочих часов.

То есть: если учетный месяц включает в себя 21 рабочий день, то водитель в течение этого месяца должен работать не более 168 часов (21 × 8). И еще помнить при этом, что «продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 10 часов».

Что еще важно: при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов. Но! Не более двух раз в неделю и при условии, что суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не превышает 90 часов.

Кстати, рабочее время водителя может быть увеличено до 12 часов: в том случае, если водитель не успевает доехать до отведенного места отдыха (ведь ночевать на обочине дороги запрещается!). Однако злоупотреблять этим обстоятельством и уж тем более ссылаться на него, когда тебя остановили для проверки, пытаясь скрыть умышленное нарушение законодательства, точно не стоит: сотрудники ГИБДД или Ространснадзора прекрасно осведомлены об имеющихся по маршруту автомобиля местах для отдыха и их загруженности.

Нормы отдыха

Если еще говорить об отличиях между ЕСТР и отечественным Положением, то они предусматривают разную интенсивность движения. Так, согласно ЕСТР, водитель может непрерывно управлять автомобилем в течение 4,5 часов, после чего должен сделать перерыв на 45 минут. Этот перерыв, кстати, можно разбить на два, но при условии, что один из перерывов длится не менее 30 минут, а продолжительность непрерывного вождения составляла менее 4,5 часов.

Однако при внутрироссийских перевозках водитель может непрерывно находиться за рулем только в течение 4 часов, после чего он должен сделать обязательную паузу минимум на 15 минут. После возобновления движения перерывы в 15 минут можно устанавливать не более чем через каждые 2 часа.

Читайте также:
Продолжительность оплачиваемого отпуска согласно трудовому кодексу РФ

Что интересно, эти перерывы в 15 минут входят в рабочее время водителя. А вот отдых водителя включает в себя:

  • перерыв для отдыха и питания (не менее 30 минут, но не более двух часов): кстати, если водитель делает остановку для такого отдыха, то дополнительный перерыв в 15 минут ему в это время не предоставляется, а при продолжительности рабочего времени более 8 часов, перерывов для отдыха и питания должно быть два;
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • еженедельный непрерывный отдых (выходной).
  • Ежедневный (междусменный) отдых должен быть как минимум в 2 раза больше продолжительности рабочей смены до него, при этом в него также входит перерыв на отдых и питание. То есть: если водитель отработал с 8 до 17 часов (+ 1 час на обед), отдых между сменами для него составляет не менее 15 часов и выйти на работу он может уже на следующие сутки в 8 часов утра.

Однако при суммированном учете рабочего времени междусменный отдых может длиться 12 часов, а при междугородних перевозках — 11 часов. Максимум (!) три раза в течение недели он может быть сокращен до 9 часов. Однако при условии, что до конца следующей недели водитель получит дополнительный отдых, соответствующий тому количеству часов, которые он недоотдыхал.

Кроме того, при междугородних перевозках (и суммированном учете рабочего времени) разрешается делить междусменный отдых на два-три отдельных периода, только один из периодов все равно должен быть не менее 8 часов подряд, сокращать суммарное время отдыха нельзя (в сумме оно равняется минимум 12 часам), а потратить эти периоды необходимо в течение 24 часов.

Еженедельный непрерывный отдых либо следует за междусменным отдыхом, либо непосредственно ему предшествует (что важно, междусменный отдых в еженедельный не включается!) и составляет как минимум 42 часа.

При суммированном учете рабочего времени выходные (они же — еженедельный непрерывный отдых) могут устанавливаться в любые дни недели, но их число должно соответствовать количеству полных недель в учетном месяце.

Два и более водителей в рейсе

Если же доставка груза действительно очень срочная, а проехать к пункту назначения нужно немалое количество километров, то лучший способ законным образом осуществить такую грузоперевозку — направить в рейс двух (или даже больше) водителей. Тем более что российским законодательством предусматривается такая возможность: единственное — автомобиль должен быть оборудован спальным местом для водителя.

Главное — помнить: водителю, который непосредственно не управляет автомобилем, рабочие часы все равно «начисляются» (не менее 50 процентов от того времени, когда за рулем находился напарник). А потому получается: если «нормальная продолжительность ежедневной работы (смены)» одного водителя составляла, например, восемь часов, то второй, вышедший на замену, сможет «крутить баранку» не дольше четырех часов.

Штрафы за нарушения

За несоблюдение режима труда и отдыха в соответствии с Кодексом об административных нарушениях РФ (статья 11.23) штрафом карается непосредственно сам водитель — от 1 000 до 3 000 рублей. Наказание для должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей этой статьей пока не предусмотрено. Единственное, есть общая статья (5.27) «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», которая за нарушение трудового законодательства предусматривает штраф:

  • для должностных лиц — от 1 000 до 5 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
  • Кроме того, как уже упоминалось выше, штраф предусмотрен и за то, что автотранспортное средство, осуществляющее грузоперевозку, не оборудовано тахографом или если этот тахограф не исправен.

Проверять же соблюдение водителями режима труда и отдыха при внутрироссийских перевозках имеют право следующие контролирующие органы:

  • ГИБДД;
  • Ространснадзор;
  • Федеральная служба по труду и занятости.

Новые требования к режиму труда и отдыха водителей с 1.01.2021

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс. Если нужного документа в комплекте нет – закажите его. Это бесплатно! (сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)

С 1 января 2021 года действует Приказ Минтранса РФ от 16.10.2020 N 424, которым утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (далее — Особенности). Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года. На кого распространяются требования этого документа? Чем новые правила отличаются от ранее действовавших (Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15)? Какие нормы времени нахождения в пути и отдыха предусмотрены для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т?

Приказом Минтранса РФ от 16.10.2020 N 424 установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда:

  • для водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности;
  • для водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно.

Исключение составляют водители:

  • осуществляющие перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • занятые на международных перевозках;
  • осуществляющие перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.

Кроме того, Особенности не распространяются на водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

К рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды (ст. 91 ТК РФ).

По общему правилу суточное время (время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и перед началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (ежедневный период)) не должно превышать 9 часов. При этом допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

Читайте также:
Как заверяется копия трудовой книжки: образец

К сведению. В ранее действовавшем документе увеличение суточного времени управления автомобилем было возможно только при суммированном учете рабочего времени. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не могла превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

Согласно п. 11 Особенностей водители вправе использовать дополнительные 2 часа, чтобы завершить перевозку и (или) доехать до стоянки.

Расширены категории водителей, которым работодатель может увеличить продолжительность ежедневной работы или смены до 12 часов. С учетом нововведений в перечень включены водители, осуществляющие перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водители, работающие в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Разделение рабочего дня (смены) на части

С согласия водителей рабочий день может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

К сведению. В ранее действовавшем документе разделение рабочего дня было предусмотрено при перевозках автобусами на регулярных городских и пригородных маршрутах, а также при перевозках должностных лиц госорганов на служебных машинах.

Время перерывов в сумме за день не должно превышать:

  • 3 часов — для водителей, занятых регулярными перевозками пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении;
  • 5 часов — для остальных водителей.

Первый перерыв должен быть не позже чем через 5 часов после начала работы.

Обратите внимание! Время между частями смены не включается в рабочее.

Еженедельный отдых водителя должен составлять минимум 45, а не 42 часа, как было установлено ранее.

Предоставлять еженедельный отдых нужно не реже чем через каждые шесть рабочих смен.

К сведению. Период отдыха можно уменьшить до 24 часов, но максимум раз в две недели. При этом сэкономленные часы водитель должен использовать в течение следующих трех недель. Они присоединяются к ежедневному или еженедельному отдыху.

Пункт 13 Особенностей содержит требование, согласно которому не позднее 4 часов 30 минут нахождения в пути водитель должен прерваться минимум на 45 минут. Перерыв можно делить на части, при этом первая должна быть не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут.

Обратите внимание! При регулярных перевозках пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая часть перерыва должна быть не менее 10 минут. Ранее действовавшие правила содержали норму, согласно которой работник должен был отдыхать не менее 15 минут.

При суммированном учете рабочего времени ежедневный отдых должен составлять не менее 11 (п. 18 Особенностей), а не 12 часов (п. 25 Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15). Разрешено сокращать это время до 9 часов, но не более трех раз в период между еженедельными отдыхами. Также работодатели смогут разделять ежедневный отдых на части: первая должна быть не менее 3 часов, а последняя — не менее 9 часов.

Нормы времени нахождения в пути и отдыха для водителей

автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой

Нормы времени нахождения в пути и отдыха для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т были установлены Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1733 и действуют с 1 января 2020 года. Соблюдение норм отслеживается по тахографу.

Примечание. Тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности (ст. 2 Федерального закона N 196-ФЗ).

Время вождения для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т. Водители могут находиться в пути непрерывно не более 4 часов 30 минут. В сутки за рулем разрешено проводить не более 9 часов, при этом можно увеличивать это время до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю.

Чтобы добраться до ближайшей стоянки для отдыха, водители могут превысить нормы:

  • для поиска места разрешено продлить время непрерывного вождения максимум на 1 час;
  • в сутки затратить на поиск места можно не более 2 часов.

Примечание. Суммарно период вождения не должен превышать 56 часов в неделю и 90 часов в две недели. Таким образом, если одну неделю водитель работает по максимуму, то следующую — не более 34 часов.

Время отдыха для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т. Не позднее 4 часов 30 минут после начала движения водителям положен перерыв не менее 45 минут. Его разрешено делить на части. Первая должна быть минимум 15 минут, а последняя — минимум 30 минут.

Ежедневно водители должны будут отдыхать не менее 11 часов. Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более трех раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха.

Выходной должен длиться не менее 45 часов. Его можно будет сокращать до 24 часов один раз в две недели, компенсировав неиспользованное время в течение следующих трех недель.

Читайте также:
Куда может потребоваться копия трудовой книжки

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

Режим труда и отдыха

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

В большинстве случаев водители автобусов трудятся в режиме нормальной рабочей недели, которая предполагает пять восьмичасовых смен общей продолжительностью 40 часов. Для видов работ, которые невозможно уложить в указанный график, может быть установлен суммированный учет рабочего времени. Максимальная продолжительность учетного периода составляет шесть месяцев — она устанавливается для курортных территорий с выраженной сезонностью. При суммированном учете продолжительность одной смены может достигать десяти часов, а в исключительных случаях — 12 часов.

Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.

Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:

• момента, когда выполнение обязанностей начинается ;

• конечного пункта и времени;

• смены в зависимости от ее длительности;

• перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются;

• отдыха за каждый день и каждую неделю.

Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.

О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ

Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.

В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре. Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации. В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:

1. Присутствие в автобусе, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.

2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.

3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.

4. Простои, в которых водитель лично не виноват.

5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.

6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.

7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.

8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.

Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.

Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.

12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным. Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов. До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.

Допустимо также проведение водителями, так называемой, сверхурочной работы. Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:

• Выполнение обязанностей, с которыми нельзя справиться раньше обозначенного времени по тем или иным причинам, и если отказ от работы может привести к порче имущества, либо нанесению других видов вреда.

• Если необходимо продолжить делать то, что должен был решить другой работник, не явившийся на свою смену.

Но руководитель должен сделать все возможное, чтобы сменные сотрудники все равно менялись настолько часто, насколько это возможно.

О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов. Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей профсоюза. При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.

Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного. Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце. Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный приказ, и получить отдельное согласие от второй стороны.

Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.

Читайте также:
Трудовой договор между ИП и работником: образец
О НЕНОРМИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ДНЯХ

40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами.

Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых. Но в любом правиле есть исключения. Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. Отдых за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.

Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители. Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени. Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.

Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.

К дополнительным обязанностям водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется. Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей. На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.

Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы. За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год.

О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА

Основание для применения именно суммированного учета – невозможность использовать стандартный график, предназначенный для представителей той или иной профессии. Чаще всего в таких ситуациях устанавливают учетные периоды, равные одному месяцу.

Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем. Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа. Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени.

Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода. Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно.

Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету. Иногда суммированный учет становится индивидуальным. Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников.

О ДРУГИХ ОСОБЕННОСТЯХ ОФОРМЛЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА
Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд.

График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени. Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13.

В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается. Так они будут подтверждать, что ознакомлены с правилами и с самими документами.

Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком. Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета:

1. График работы.

2. Норма рабочих часов в учетном периоде.

3. Продолжительность учетного периода.

Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.

О ЕЖЕДНЕВНОМ УЧЕТЕ И РАЗДЕЛЕНИИ

Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю. Правила стандартные, и выше уже не раз описывались. Оформление проводится с использованием унифицированных форм.

Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа. Отдых и питание в этот срок не входят.

Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, совместительство становится недопустимой схемой. Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни. Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган. Работодатели должны только обеспечивать безопасные условия труда, которые не оказывают дополнительного негативного влияния на жизнь и здоровье подчиненных.

Куда обратиться с жалобой на работодателя?

  • Кому и куда пожаловаться на работодателя: способы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ
  • Как подать жалобу в профсоюз
  • Как обратиться в комиссию по рассмотрению трудовых споров
  • Как пожаловаться в трудовую инспекцию на работодателя, можно ли подать жалобу онлайн
  • Порядок подачи и рассмотрения жалоб
  • Жалоба в прокуратуру
  • Обращение в суд
  • Сроки и порядок обращения в суд
  • Как пожаловаться в налоговую на работодателя
  • Можно ли пожаловаться анонимно
  • Итоги

Куда обратиться с жалобой на работодателя — частый вопрос, возникающий у сотрудников организаций, в отношении которых допускаются нарушения требований трудового законодательства. Перечень инстанций, уполномоченных контролировать соблюдение норм права, рассмотрим в предложенной статье.

Кому и куда пожаловаться на работодателя: способы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ

Вопрос о том, куда можно обратиться с жалобой на работодателя, возникает у работников достаточно часто, и законодательство предусматривает значительное количество надзорных инстанций, которые имеют право проводить проверки соблюдения требований трудового законодательства. Перечень способов, при помощи которых гражданин может защитить свои трудовые права, перечислен в ст. 352 ТК РФ.

  • Самозащита своих прав. Согласно требованиям ст. 379 ТК РФ сотрудник может отказаться от порученной работы (предварительно письменно оповестив об этом администрацию) в случаях, если такая работа представляет угрозу для его жизни (здоровья), не предусмотрена контрактом, или при задержке зарплаты на срок больше чем 15 дней.
  • Защита прав при содействии профсоюза или иного объединения работников. Не стоит забывать, что ст. 370 ТК РФ наделяет профсоюз, его представителей и образуемые им органы широкими правами по контролю за соблюдением администрацией организации требований ТК РФ, локальных актов и коллективного договора.
  • Обращение в органы государственной власти (трудовую и налоговую инспекцию, органы прокуратуры и т. д.).
  • Обращение в судебные инстанции в случаях несогласия с решениями комиссий по трудовым спорам, государственных органов и должностных лиц, а также непосредственно по вопросам, перечисленным в ст. 391 ТК РФ.
Читайте также:
Отработать 2 недели при увольнении: трудовой кодекс

Как подать жалобу в профсоюз

В соответствии со ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы, а также уполномоченные ими представители (инспекторы) вправе производить проверку условий труда, охраны труда, а также фактов нарушения трудового законодательства со стороны руководства организации.

Важно помнить, что работник может обратиться как в организацию, действующую непосредственно в пределах его компании, так и в территориальное или отраслевое объединение профсоюзных ячеек. Как профсоюзные работники, так и инспекторы, направляемые отраслевыми либо территориальными объединениями, обладают правом беспрепятственного прохода на территорию деятельности компании в целях проведения контроля за соблюдением прав работающих.

По результатам проверок обращений граждан либо контрольных мероприятий профсоюз направляет в администрацию организации требования по устранению выявленных нарушений. Соответственно, администрация обязана принять необходимые меры, а также в недельный срок сообщить о результатах рассмотрения и проделанной работе по ликвидации нарушений.

При этом в случае бездействия руководства компании профсоюзные работники вправе самостоятельно обращаться в государственные органы или суды, а также иными способами защищать членов своих организаций.

Следует помнить, что ст. 370 ТК РФ не определяет способы подачи жалобы в профсоюз, поэтому при наличии такой необходимости можно как обратиться лично к соответствующему профсоюзному работнику, так и направить свою жалобу по почте. Срок рассмотрения жалобы определяется уставом каждой конкретной организации и не может превышать одного месяца.

Как обратиться в комиссию по рассмотрению трудовых споров

Обращение в комиссию по трудовым спорам (КТС) — еще один способ защитить свои права сотруднику компании. Согласно требованиям ст. 384 ТК РФ такая комиссия может быть образована по инициативе как администрации, так и трудящихся. При этом администрация не вправе уклониться от делегирования в комиссию своих представителей.

КТС образуется на основе равного участия представителей администрации и работающих, которые делегируются общим собранием работников. В ходе работы комиссии избирается ее председатель, заместитель и секретарь. Решения комиссии оформляются письменно в форме протокола.

Согласно ст. 385 ТК РФ комиссия уполномочена рассматривать споры между администрацией и работниками, которые не были разрешены путем самостоятельных переговоров сторон. При этом работник может обратиться в КТС в течение 3 месяцев с момента нарушения его прав.

Поданное заявление должно быть рассмотрено комиссией в течение 10 дней. При этом согласно ст. 387 ТК РФ жалоба рассматривается в присутствии работника. Также комиссия вправе пригласить представителя администрации, свидетелей, экспертов, затребовать необходимые документы и материалы у администрации.

По итогам рассмотрения жалобы комиссия тайным голосованием принимает решение. После принятия решения у сторон спора имеется 10 дней на его обжалование в судебном порядке. Если оно не обжаловано, то должно быть исполнено администрацией в течение 3 дней.

В том случае, если виновная сторона затягивает с исполнением решения, работник согласно ст. 389 ТК РФ может получить специальный документ — удостоверение, которое может быть отнесено судебным исполнителям для принудительного исполнения решения КТС.

Как пожаловаться в трудовую инспекцию на работодателя, можно ли подать жалобу онлайн

Самый частый ответ практиков на вопрос о том, куда можно обратиться с жалобой на работодателя, — в Государственную инспекцию труда. ГИТ в силу положений ст. 354 ТК РФ является единым и специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением именно трудового законодательства.

Статья 357 ТК РФ наделяет инспекторов данной службы широкими полномочиями. В частности, инспекторы вправе:

  • посещать организации и ИП в целях проверки соблюдения норм трудового права;
  • истребовать у работодателей все необходимую информацию, проводить расследование несчастных случаев;
  • выносить предписания о необходимости устранения нарушений компаниями, привлекать их и их должностных лиц к административной ответственности;
  • обращаться в судебные органы с требованиями о ликвидации организации при обнаружении нарушений правил охраны труда и т. д.

Основным способом реализации полномочий по надзору за соблюдением администрациями организаций норм трудового права является проведение документарных и выездных проверок конкретных компаний. Одним из оснований для проведения проверки является жалоба в трудовую инспекцию на работодателя.

Порядок подачи и рассмотрения жалоб

Нормы ТК РФ не определяют специальных особенностей подачи обращений в инспекцию. В связи с чем практикам в этом вопросе следует руководствоваться положениями закона «О порядке…» от 2.05.2006 № 59-ФЗ. Согласно ст. 8 закона № 59 жалоба должна быть подана письменно в соответствующее территориальное подразделение инспекции. В течение 3 дней жалоба подлежит обязательной регистрации, после чего гражданину должен быть дан ответ по существу поставленных вопросов в месячный срок.

Второй способ обращения в инспекцию, согласно ст. 13 закона № 59, — в ходе личного приема граждан руководством либо уполномоченными сотрудникам инспекции. График личного приема указывается на сайте подразделения инспекции.

В рамках личного приема устная жалоба регистрируется в карточке регистрации обращений. Соответственно, ответ на жалобу может быть дан по желанию заявителя устно либо письменно. Также в ходе личного приема может быть принято и письменное обращение, которое будет рассматриваться в указанные выше сроки.

Еще один способ обращения в инспекцию — онлайн-жалоба в трудовую инспекцию на работодателя. Данная жалоба подается посредством заполнения электронного формуляра на сайте инспекции. При необходимости приложить какие-либо документы они также направляются в электронной форме.

Читайте также:
Пролонгация трудового договора по истечении срока

Ответ на онлайн-обращение может быть получен либо в традиционной письменной форме, либо путем отправки электронного документа на указанный пользователем адрес. Порядок рассмотрения электронных жалоб аналогичен порядку рассмотрения письменных обращений.

Жалоба в прокуратуру

На вопрос о том, куда подать жалобу на работодателя, отвечают также нормы закона «О прокуратуре…» от 17.01.1992 № 2202-I. Проводить проверки соблюдения требований законодательства вправе также прокурорские работники в соответствии со ст. 21 закона № 2202-I. Основанием для проведения проверки в организациях является информация, поступившая в органы прокуратуры (в том числе содержащаяся в жалобах граждан), о нарушениях законодательства о труде.

Статья 22 закона № 2202-I определяет полномочия прокурорского работника при проведении проверки. В частности, прокурор вправе:

  • посещать территорию предприятий и организаций, требовать предъявления необходимых для проведения проверки документов;
  • проводить осмотры, ревизии, привлекать экспертов и специалистов для осуществления данных мероприятий;
  • истребовать объяснения с граждан и руководителей организации, вызывать их для дачи объяснений и т. д.

По результатам проверок организаций при выявлении нарушений прокурор выносит представление, требования которого должны быть исполнены в течение одного месяца. О результатах принятых мер прокурору, согласно ст. 24 закона № 2201-I, должно быть сообщено в письменной форме.

Что касается процедуры подачи жалобы в прокуратуру на работодателя, то она аналогична обращению в трудовую инспекцию и регулируется ст. 8 и 13 закона № 59.

Обращение в суд

Один из самых частых ответов практиков на вопрос о том, куда можно пожаловаться на работодателя, — в суд. Компетенция судебных органов по рассмотрению жалоб на администрацию организации определена в ст. 391 ТК РФ. Соответственно, в суде могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения органов и должностных лиц, которые ранее рассматривали жалобы работника (КТС, трудовых инспекторов и т. д.).

Кроме того, в ч. 2 ст. 391 ТК РФ содержится перечень вопросов, которые могут быть разрешены только судом. К ним относятся:

  • споры о восстановлении уволенного сотрудника в прежней должности и переводе на другую должность;
  • об изменении причины увольнения;
  • выплате компенсации при необоснованном увольнении либо разницы в зарплате при переводе;
  • споры с работодателем, который является гражданином и не имеет статуса ИП;
  • нарушения администрацией организации требований законодательства о персональных данных сотрудника.

Сроки и порядок обращения в суд

Согласно требованиям ст. 392 ТК РФ обратиться в суд с жалобой на администрацию организации следует в течение 3 месяцев с момента, когда работник узнал о нарушении своих прав. При этом для разрешения споров об увольнении установлен еще более короткий срок — 1 месяц.

Рассматривать трудовые споры в силу требований ст. 24 ГПК РФ полномочен районный (городской) суд.

Обращение в суд производится при помощи подачи искового заявления. Требования к нему и прилагаемым документам перечислены в ст. 131 и 132 ГПК РФ. Следует также помнить, что в силу положений ст. 393 ТК РФ работнику нет необходимости уплачивать пошлину за обращение в суд, а также прочие судебные расходы.

Как пожаловаться в налоговую на работодателя

В отличие от всех перечисленных выше инстанций, налоговая инспекция обладает специальной компетенцией в отношении организаций и ИП. Согласно п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, ФНС наделена полномочиями по контролю за полнотой и правильностью начисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Соответственно, ФНС не уполномочена рассматривать собственно трудовые споры.

Поэтому обращаться в ФНС имеет смысл только тогда, когда незаконные действия администрации организации связаны с налоговыми нарушениями, которые могут затрагивать интересы работника в части выплаты НДФЛ или страховых взносов либо касаться иных налогов, не связанных с трудовой деятельностью (налога на прибыль, НДС, акцизов и т. д.).

ВАЖНО! Следует помнить, что основная форма контроля со стороны ФНС — это проведение документарных и выездных проверок, регламентируемых гл. 14 НК РФ. Обращение в налоговую инспекцию осуществляется также в соответствии с требованиями ст. 8 и 13 закона № 59.

Можно ли пожаловаться анонимно

Поскольку подача жалобы может повлечь впоследствии негативное отношение администрации организации к сотруднику, то вопрос о том, куда можно пожаловаться на работодателя анонимно, имеет принципиальное значение для последнего. При решении данного вопроса следует помнить о положениях ст. 7 закона № 59, которая определяет требования к жалобе.

Так, в жалобе требуется указать следующие данные о заявителе:

  • инициалы (Ф. И. О.);
  • адрес для направления ответа;
  • дату подачи жалобы и подпись заявителя.

В случае если в обращении не обозначены сведения о заявителе, то должностное лицо, принявшее жалобу, должно руководствоваться правилами ч. 1 ст. 11 закона № 59. Данные правила, в свою очередь, предписывают не отвечать на анонимное обращение.

Так что ответа на вопрос о том, куда пожаловаться на работодателя анонимно, нет, поскольку госорганы с анонимными обращениями не работают. В то же время на практике вопрос о принятии мер по анонимной жалобе будет решаться в каждом случае индивидуально, исходя из фактических обстоятельств дела.

При этом следует помнить, что если в обращении указаны факты, которые позволяют установить, что администрацией организации совершено или готовится к совершению противоправное деяние, то принявший такое обращение сотрудник обязан направить его по подведомственности для принятия необходимых мер.

Итоги

Подводя итоги, отметим, что действующее законодательство достаточно четко отвечает на вопрос о том, кому пожаловаться на работодателя, определяя список инстанций и порядок обращения к ним с жалобами на администрацию организации. Предложенная же читателям статья позволит оперативно определить, куда и каким способом лучше всего обращаться по конкретному вопросу.

Жалоба в трудовую инспекцию

Случаи, когда работники обращаются с жалобами в трудовую инспекцию по тем или иным проблемам, связанным с работой, встречаются не так уж и редко. Закон практически всегда на стороне сотрудников, чьи права были ущемлены работодателем.

Читайте также:
Заявление на выдачу дубликата трудовой книжки: образец

В каких случаях нужно писать жалобу

Причин для написания заявлений в трудовую инспекцию множество.

  1. Часто встречаются случаи нарушений, связанных с различного рода выплатами: заработной платы, отпускных, больничных, расчетных и т.д.
  2. Бывает, что работодатели лишают работника отпуска или же заставляют выходить на работу в выходные и праздничные дни, не предоставляя взамен никакой компенсации, не говоря уж об оплате сверхурочных.
  3. Порой работодатели нарушают режим труда и отдыха, правила безопасности на производстве, превышают установленную длительность рабочих смен и пр.– все это также становится поводом для жалобы в трудовую инспекцию.
  4. Обращаются в инспекцию и несправедливо уволенные сотрудники с требованиями восстановить их в должности.

Куда и когда подавать жалобу

Документ пишется на адрес местной территориальной трудовой инспекции (ее отделения действуют во всех крупных городах и населенных пунктах).

Срок для подачи жалобы составляет три месяца со дня наступления трудового спора.

После этого, жалоба к рассмотрению принята не будет и у работника останется один путь – для восстановления справедливости подать на компанию в суд.

Следует отметить, что жалобу можно подавать как в период работы на предприятии, так и после увольнения.

Сколько времени отводится для рассмотрения жалобы

Законодатель четко регулирует период рассмотрения таких заявлений. В большинстве случае он не превышает тридцати дней, но иногда по каким-либо причинам (обоснованным) может быть продлен, но также на срок не более одного месяца.

Можно ли писать жалобу в инспекцию анонимно

Трудовая инспекция – государственный орган, который призван разбирать сложные ситуации, сложившиеся в отношениях между работником и работодателем, поэтому как любая другая госструктура она не принимает анонимные жалобы.

Для сохранения конфиденциальности, в жалобу можно прямо внести пункт с просьбой о том, чтобы информация о жалобщике не дошла до работодателя.

Кроме того, в нем нужно указать контактные данные заявителя, его адрес и телефон для обратной связи.

По закону, специалисты трудовой инспекции должны принять необходимые меря для урегулирования конфликта и по результатам разбирательства направить ответ составителю жалобы.

Каких результатов ждать

Написание жалобы не гарантирует того что она будет удовлетворена в полном объеме, возможно частичное удовлетворение, или вовсе отказ, но в любом случае решение должно быть вынесено строго в соответствии с действующим законодательством РФ. В процессе рассмотрения жалобы юристы трудовой инспекции (а именно эти специалисты принимают прямое участие в расследовании трудовых споров) обратятся к работодателю с требованием предоставить им всю необходимую информацию для разбирательства. Затем, при выявлении нарушений в какой-либо части, работодателю будет выдано требование об их устранении, а также наложены штрафные санкции.

Если заявитель не будет согласен с решением территориальной трудовой инспекции, он имеет право обжаловать его в вышестоящем органе (например, написав заявление главному инспектору по труду РФ) или же в судебном порядке.

Правила составления документа

Законодательно установленного унифицированного образца жалобы нет, так что работник может писать ее в произвольной форме. Однако при этом необходимо придерживаться некоторых стандартов написания подобного рода документов, а именно:

  • указать адресата, т.е. наименование и номер трудовой инспекции,
  • собственные персональные данные (должность, фамилию, имя, отчество),
  • максимально подробно суть проблемы.

Если с составлением жалобы возникают проблемы, можно обратиться за помощью к независимому юристу (но это услуга платная), или же воспользоваться консультацией сотрудника трудовой инспекции.

При составлении заявления нужно ссылаться на нарушенные нормы закона (желательно указывать конкретные статьи), а также внести к него список прилагаемых документов.

К написанию жалобы следует относиться крайне внимательно, поскольку она имеет статус юридически значимого документа и в дальнейшем может послужить при обращении в судебную инстанцию.

Все сведения изложенные в ней должны быть достоверными, допускать ошибки, а уж тем более включать в документ заведомо ложные сведения нельзя. В противном случае при выявлении таких фактов работник может понести заслуженное наказание (к примеру, за клевету).

Как оформлять жалобу

  • писать от руки (непосредственно в трудовой инспекции),
  • напечатать на компьютере (дома, заранее).

Вне зависимости от того, какой вариант будет выбран, нужно

  • собственноручно подписать его
  • и проставить дату написания (она должна соответствовать непосредственно дню обращения).

Составлять жалобу лучше в двух экземплярах, оба нужно визировать у принимающего специалиста, а затем один передавать в инспекцию, а второй оставлять себе.

Образец жалобы в трудовую инспекцию

  1. В начале, справа или слева (не играет роли) пишется название и номер трудовой инспекции, в которую обращается заявитель, здесь же указываются компания, на которую он работает и его должность, фамилия, имя, отчество (полностью).
  2. Далее идет собственно текст жалобы. Тут нужно опять же указать работодателя, номер и дату заключенного трудового договора, руководителя фирмы.
  3. Потом подробнейшим образом расписывается суть претензии, после чего следует вписать в жалобу просьбу разобраться в конфликте и принять меры к восстановлению ущемленных прав. Не следует забывать внести пункт о сохранении конфиденциальности.
  4. В завершение нужно зафиксировать список прилагаемых документов, а также поставить подпись и дату составления жалобы.

Как отправить жалобу

Документ можно передать лично из рук в руки специалисту трудовой инспекции, а можно переправить через Почту России. В этом случае жалобу нужно отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении, правда, не надо забывать о том, что данный способ довольно затратный по времени. На сегодняшний день получил распространение и третий путь: направление жалобы через электронные средства связи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: