Приватизация военного жилья через суд

Приватизация и субсидия для военных как не остаться без жилья

Сегодня поговорим про последствия участия военнослужащих в приватизации в 90-2000 годах. Которая серьезно повлияла на обеспечение военнослужащих жильем в настоящее время. Итог печален – сотни военнослужащих, претендующих на постоянное жилье и субсидию, остались без жилья.

Происходило это из-за позиций судов, которые практически перевернули весь смысл законодательства и последние подобные решения строились уже на позиции, что военнослужащий один раз может обеспечиваться от государства, а раз было участие в приватизации, то больше ничего и не положено. Что же касается доводов о том, что должен применяться 5-летний срок намеренного ухудшения, судами они просто игнорировались. В результате социальная напряженность в рядах военнослужащих была уже запредельная. И наконец-то, данная проблема была решена путем принятия 416-фз, который внес изменения в ФЗ «О статусе военнослужащих». Если есть необходимость освежить память ссылка на этот блог будет ниже.

И все бы ничего. Но, к сожалению, есть еще один важный аспект, который многие упускают.

Он является основанием для отказа в признании нуждающимся и это наличие права пользования тем жилым помещением, в котором военнослужащий отказался от приватизации, либо на момент приватизации был там зарегистрирован. Причем суды, говоря об этом праве пользования, используется термин право пожизненного пользования или право бессрочного пользования.
То есть простыми словами, если не признать через суд право бессрочного пользования прекращенным, то юридически оно сохраняется и будет действовать. Что послужит основанием для жилоргнанов при постановке вас на учет в качестве нуждающегося учесть квадратные метры, которые якобы находятся в вашем пользовании. И эту причину жилорганы с удовольствием используют при отказах, причем часто в решениях такие моменты завуалированы, поэтому военнослужащим и сложно понять в чем подвох.

И мы прекрасно видим это, когда консультируем военных по проблемам признания нуждающимся, по участию в приватизации, имевшимся регистрациям на момент приватизации. Именно тут как раз в большинстве случаев и выявляются данные обстоятельства. И хорошо, если это удается сделать до процедуры признания нуждающимся, тогда еще можно успеть провести суд, чтобы вовремя избавить военнослужащего от проблем с жильем.

Теперь для понимания вопроса немного углубимся в нормы права и разберем существующую практику.
Итак по смыслу положения Закона “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” лица, отказавшиеся от участия в приватизации, но давшие согласие на ее осуществление, получают самостоятельное право пользования данным жилым помещением.

Идем далее, давайте теперь обратимся к практике.

Вот одно из свежих судебных решений от 2022 года, где военнослужащий попытался оспорить решение жилкомиссии об отказе в признании нуждающимся. Смотрим позицию суда:
Право бессрочного пользования бывшим членом семьи собственника (то есть военнослужащим) , отказавшегося от приватизации, при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения он имел равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, установлено законом и в дополнительном подтверждении судебным решением не нуждается.
Доводы административного истца и его представителя о том, что военнослужащий более пяти лет с бывшей супругой общего хозяйства не ведут, совместно не проживают, собственником спорного жилого помещения он не является, не могут являться основанием для признания незаконным обжалуемого решения жилищной комиссии воинской части, поскольку указанные обстоятельства в силу закона не порождают за собой прекращение права пользования административным истцом приватизируемым жилым помещением. Право на спорное жилое помещение административный истец не утратил.
Отказавшись от приватизации квартиры, военнослужащий в силу действующего законодательства не утратил право пользования данным жилым помещением, его жилищные условия не были ущемлены, поскольку он был обеспечен жилой площадью более учетной нормы.

То есть в данном случае суд отказал военнослужащему, указав, что поскольку право пользования у него сохранилось, следовательно, необходимо учитывать эти метры жилья при признании нуждающимся. А поскольку по учетной норме эти метры были больше, то соответственно ему в итоге отказали в признании нуждающимся.

Для полноты картины вот еще одна выдержка из другого решения, которая существенно отличается от рассмотренной только что:
«В случае выезда в другое место жительства право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника, в котором он проживал вместе с собственником, может быть прекращено независимо от того, что в момент приватизации бывший член семьи собственника жилого помещения имел равное право пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.

Таким образом, сам по себе факт наличия у гражданина права пользования жилым помещением на момент его приватизации при последующем его добровольном отказе от этого права, не может служить основанием для вывода о сохранении за ним права пользования жилым помещением бессрочно».

А здесь суд, наоборот, признал, что выехав из квартиры, военнослужащий утратил право бессрочного пользования. В данном случае суд применил позицию из гражданских дел.

Т.е. очевидно в каждом случае есть свои тонкие нюансы, которые могут выступить как в пользу военнослужащего, так и против него. Поэтому-то крайне важно чтобы вы смогли в суде правильно выстроить свою позицию и отстоять право на жилье. А сделать это легче с опытным юристом имеющим практику по данным делам.

Но давайте подведем итог и решим как же быть в такой ситуации военнослужащему.

Смотрим 72-й выпусе нашего военно-правового видео блога:

Наша позиция на текущий момент в данном вопросе однозначна. Если выясняется, что у Вас есть право бессрочного пользования, то лучше заранее подготовиться и получить решение суда о признании Вас утратившим это право. Объясним почему это важно: очень часто, когда мы работаем с отказами жилорганов, выявляются ситуации, когда помимо данных обстоятельств в отказе в наличии еще ряд спорных моментов и по членам семьи, и по намеренным ухудшениям, и по спорным регистрациям. При этом, как правило, у военнослужащего приближается срок увольняться, времени нет и распутать клубок всех проблем, к сожалению, не всегда представляется возможным. Естественно, в результате появляется огромный риск остаться без жилья.

Читайте также:
Дисциплинарная ответственность судей: основание и порядок привлечения

Поэтому советуем: решать такие проблемы надо поэтапно и заблаговременно.

Например, многие до сих пор не знают, что в такой квартире не должна сохраняться регистрация. А представьте вполне реальную ситуацию, которую мы видели не раз – военный увольняется, у него сохраняется право бессрочного пользования, да еще и регистрация в этом жилье. Естественно, его ожидает однозначный отказ в признании нуждающимся. И фактически если такую проблему оставить «на потом», то при работе с таким отказом у Вас останется один единственный шанс, можно сказать попытка оспорить все в суде.

Исходя из этого мы и рекомендуем, получите решение суда об утрате права пользования. Тогда вы будете спокойны. И в дальнейшем если вдруг возникнут новые трудности в признании, решить их будет гораздо проще, поскольку часть проблемы уже будет снята.

Поэтому не устаю повторять, если предвидятся проблемы, особенно перед признанием нуждающимся, либо чувствуете, что что-то может обернуться не в вашу пользу, лучше обратитесь к юристам. Ведь правовое заключение по ситуации и рекомендации по решению вопроса уже половина успеха. Это сможет уберечь Вас от проблем с жилобеспечением.
И основаны эти рекомендации не на пустом месте, это опыт, поскольку мы помогли через суд сохранить военнослужащим десятки миллионов как по военной ипотеке, так и по субсидии.
Добавлю еще одно. К сожалению, часто встречаемся и с такой ситуацией когда военнослужащий идет в суд самостоятельно, думая, что суд будет однозначно на его стороне. В результате такого заблуждения проигрывает суд и лишь потом ищет опытных юристов, которые должны вытянуть его дело. Однако в таком случае это возможно уже не всегда. Поэтому, друзья, повышайте правовую грамотность вместе с Начфин.инфо и если вдруг случилась проблема, ни в коем случае не затягивайте ее решение и если нужна помощь обращайтесь в наше юридическое бюро «Начфин.инфо-39».

Приватизация жилья военнослужащими: по договору социального найма и через суд

Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» закрепил за данной категорией граждан обязательное получение жилья по договору социального найма.

Однако в процессе приватизации предоставленного жилья военнослужащие испытывают определённые трудности, преодоление которых требует знания некоторых нюансов данного процесса.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-94-16 . Это быстро и бесплатно !

Требования закона

Приватизация квартир военнослужащими регламентируется основным Законом «О приватизации…» № 1541-1 от 04.07.91г. и Постановлением правительства № 512 от 29.06.11 г.

Согласно данным законодательным актам военнослужащие, отслужившие 20 лет, получают право приватизировать ведомственное жильё.

Данное право распространяется и на военных, уволенных в запас:

  • по возрасту;
  • по состоянию здоровья;
  • по сокращению;
  • прослужившие в ВС свыше 10 лет.

Данные категории могут оформить в собственность квартиру, комнату, дом из муниципального жилфонда. Приватизация военного жилья может быть проведена на любого члена семьи, при условии отказа от доли других зарегистрированных в квартире лиц.

О том, как приватизировать кооперативную квартиру, кто имеет право на повторную приватизацию, а также о том, в каких случаях может быть получен отказ, вы можете узнать из наших статей.

Препятствия к процедуре

В процессе оформления жилья в собственность военнослужащие могут столкнуться с рядом проблем, связанных со статусом жилья. К ним относятся:

  1. Отсутствие у дома, в котором находится квартира, официального владельца или УК. Связано это с тем, что ведомственное жильё Минобороны не всегда своевременно передаётся в муниципальную собственность документально.
  2. Квартира принадлежит Министерству обороны, и передача его в собственность муниципалитета не предполагается.

При этом жильё в таком статусе не подлежит приватизации.

  • На квартиры в домах для военнослужащих не оформлены поэтажные планы, технические и кадастровые паспорта.
  • Подобные проблемы могут затянуть процесс приватизации на неопределённый срок или вовсе сделать невозможным. Решать проблему следует в каждом конкретном случае определённым путём.

    Читайте на нашем сайте о том, как приватизировать квартиру, если утерян ордер, как восстановить договор о передаче жилплощади в собственность, а также о том, как провести процесс деприватизации квартиры.

    Военная приватизация квартиры: с чего начать?

    Первые шаги

    Семье военнослужащего, принявшей решение оформить жильё в собственность, в первую очередь следует определить статус занимаемой ею квартиры в управлении соответствующего органа Минобороны.

    Кроме того, по общим правилам, не допускается приватизация квартир в домах, имеющих статус аварийных и подлежащих сносу.

    Если подобного статуса у квартиры нет, начать процесс следует в обращения в отдел приватизации определённого муниципалитета, для определения пакета документов. При этом заявителем должен выступить сам военный или его доверенное лицо (читайте о приватизации через риэлтора).

    Заявление на приватизацию квартиры военнослужащим образец.

    О том, можно ли приватизировать долю в квартире, вы можете узнать из нашей статьи.

    Порядок проведения

    Приватизация жилья военнослужащими проводится на долевой основе, в процессе участвуют все члены семьи, прописанные на жилплощади. В заявлении должны присутствовать подписи всех зарегистрированных, включая детей с 14 лет.

    На несовершеннолетних граждан до 14 лет также обязательно выделяется доля, согласие от его имени выражают родители.

    К заявлению прилагаются документы:

    • оригиналы и копии документов, удостоверяющих личности;
    • согласие или отказ от приватизации всех зарегистрированных;
    • справка о прописанных;
    • технический и кадастровый паспорта, поэтажный план;
    • договор найма;
    • копия лицевого счёта;
    • выписка из ЕГРП;
    • выписка из послужного списка военного или выписка из приказа об его увольнении;
    • копия Свидетельства о браке;
    • справки о неучастии в процессе ранее на всех участников договора;
    • квитанция на госпошлину (1000 руб).

    Этот момент является наиболее сложным в процессе подготовки документов, поскольку за время службы военные сменяют не один адрес, и с каждого нужно предоставить справку.

    В связи с тем, что некоторые военные части за это время расформированы и справки можно получить только при обращении в соответствующие территориальные архивы, задача становится наиболее сложной в плане временных затрат.

    Незавершённый процесс приватизации может быть приостановлен в связи со смертью заявителя или его переводом на новое место службы и проживания.

    Узнайте, как приватизировать квартиру через МФЦ, из нашей статьи.

    Описание вариантов

    Как осуществляется приватизация квартиры по договору социального найма военнослужащими? Военная приватизация проходит в том же порядке, что и любое оформление жилплощади в собственность. Существует несколько вариантов проведения процедуры:

    Оформление в собственность квартиры от Минобороны, занимаемой семьёй военнослужащего по договору социального найма, регулируется Законом «О приватизации…» и проводится в том же порядке, что и оформление в собственность муниципального жилья.

    Отличие состоит лишь в том, что заявление подаётся не в муниципальные органы, а в подразделение МО РФ (конкретного адресата можно найти в договоре). Заявление – согласие на приватизацию подаётся от имени всех членов семьи.

  • Оформление приватизации служебного жилья родственником военнослужащего проводится при условии его письменного отказа от приватизации. В качестве заявителя может выступить любой член семьи военнослужащего. Другие члены семьи должны представить нотариально оформленный отказ от приватизации.
  • На рассмотрение пакета документов властям отводится срок в 2 месяца. Сотрудники проводят оценку документов, осмотр и выявление статуса жилого помещения, запрашивает сведения об участниках приватизации, включая проверку соблюдения прав лиц до 18 лет.

    В случае положительного решения оформляется договор приватизации, на основании которого можно получить Свидетельство о собственности.

    Особые случаи

    Можно ли приватизировать квартиру от министерства обороны на жену? Военнослужащие в России пользуются поддержкой и социальной защитой, которая распространяется и на членов их семей. В случае смерти военного, близкие родственники имеют возможность пользоваться его льготами.

    Данная мера касается, в том числе предоставления и приватизации жилья. Жена военнослужащего, в случае гибели мужа во время исполнения служебных обязанностей, пользуется его льготами в полном объёме.

    Исключением является льгота по предоставлению жилья.

    Использовать данное право супруга военного может только до вступления в новый брак.

    Если супруга военного проживала вместе с ним на жилплощади, предоставленной Министерством обороны, то в случае потери мужа она может приватизировать жильё на своё имя.

    Вдова пишет заявление в соответствующее подразделение МО РФ и оформляет приватизацию в обычном порядке.

    Если с военнослужащим не был заключён договор социального найма квартиры, после его смерти он заключается с его супругой.

    Когда могут отказать?

    В каких случаях могут отказать приватизировать квартиру военному? Отказа властей в приватизации квартиры может последовать по одной из следующих причин:

    • наличие неузаконенной перепланировки;
    • отсутствие договора найма помещения;
    • несоответствие документов или сомнение в их подлинности;
    • использование кем-либо из прописанных права на бесплатную приватизацию (лицо исключается из списка участников договора).

    Обращение в суд

    В некоторых случаях приватизация служебных квартир военнослужащих возможна только путём подачи искового заявления в суд. Предметом иска в данном случае будет требование снятия с квартиры статуса служебного помещения. Как осуществляется приватизация квартиры военнослужащим через суд?

    Иск составляется в соответствии со статьями 131 и 134 ГПК РФ.

    Заявление подаётся в судебные органы по месту нахождения квартиры.

    Подобными дела находятся в юрисдикции военных судов при гарнизонах, флотах, военных округах.

    Кроме того, рассмотрением дел занимается военная коллегия ВС России. В исковом заявлении должны присутствовать следующие пункты :

    1. Описательная часть со ссылками на статьи Закона.
    2. Требования истца.
    3. Перечисление документов, прилагаемых к заявлению.

    О том, как добиться признания прав собственности через суд, вы можете узнать на нашем сайте.

    Образец искового заявления на приватизацию квартиры военнослужащим.

    Список прилагаемых документов при приватизации военного жилья через суд идентичен ранее перечисленному, предоставляемому для процесса приватизации. По закону рассмотрение дела назначается не позднее 5 суток с момента подачи заявления.

    Составление иска в суд на приватизацию квартиры военнослужащим – дело, требующее учёта некоторых тонкостей и нюансов. В связи с этим целесообразнее обратиться за помощью к профессиональному юристу.

    Рассмотрение дела может проводиться в течение нескольких месяцев. Задержки чаще всего связаны с невозможностью установки собственника, отсутствием у военнослужащего ордера или договора найма помещения.

    Как и любой гражданин, военнослужащий становится собственником жилого помещения только после подписания договора о приватизации и получения Свидетельства о собственности в Росреестре. В случае приватизации жилья для военнослужащих через суд, документ выдаётся на основании Постановления.

    Комментарии юриста по приватизации квартир военнослужащим в этом видео:

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас

    +7 (499) 938-94-16 (Москва)
    +7 (812) 467-39-65 (Санкт-Петербург)

    Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.05.2016 N 41-КГ16-8

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 10 мая 2016 г. N 41-КГ16-8

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего Кликушина А.А.,

    судей Вавилычевой Т.Ю. и Горохова Б.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плешакова М.В. к ФГКУ “Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений” Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

    по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Калуженской Т.В. на решение Морозовского районного суда Ростовской области от 30 марта 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 июля 2015 г.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации Сахарчук С.З., Кикеевой Л.К., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

    Плешаков М.В. обратился в суд с иском к ФГКУ “Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений” Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, ссылаясь на то, что в апреле 2004 года в период прохождения военной службы согласно ордеру на служебное жилое помещение ему и членам его семьи была предоставлена квартира, расположенная по адресу: .

    Приказом от 25 ноября 2004 г. Плешаков М.В. уволен в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

    Военный городок N 8 в г. Морозовске, в котором находится спорная квартира, был исключен из перечня закрытых военных городков на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 1470-р, в связи с чем истец полагал, что имеет право приватизировать спорную квартиру, поскольку в собственности жилья не имеет, право на приватизацию им не использовано, члены его семьи от приватизации квартиры отказались.

    Решением Морозовского районного суда Ростовской области от 30 марта 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 июля 2015 г. иск удовлетворен.

    В кассационной жалобе представителем Министерства обороны Российской Федерации Калуженской Т.В. поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.

    Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 4 апреля 2016 г. кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

    Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены в порядке статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представителем ФГКУ “Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений” Министерства обороны Российской Федерации заявлено о рассмотрении дела в их отсутствие.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены решения и апелляционного определения.

    В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

    Такие нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, Плешакову М.В. на семью из четырех человек на основании ордера на служебное жилое помещение от 30 апреля 2004 г. N 867 была предоставлена квартира, расположенная по адресу: (л.д. 21).

    Постановлением главы администрации г. Морозовска Ростовской области от 25 мая 2000 г. N 91 спорная квартира включена в число служебных квартир в закрытом военном городке г. Морозовска (л.д. 189).

    Приказом от 25 ноября 2004 г. Плешаков М.В. уволен с военной службы в запас по подпункту “а” пункта 1 статьи 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” (по достижению предельного возраста пребывания на военной службе), исключен из списков личного состава военной части с 7 апреля 2005 г. Общая продолжительность военной службы истца составляет в календарном исчислении 22 года (л.д. 39).

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 1470-р военный городок N 8 в г. Морозовске исключен из числа закрытых военных городков.

    Плешаков М.В. ранее в приватизации не участвовал (л.д. 32).

    Членами семьи истца: Плешаковой Е.П. (жена). Плешаковым С.М. (сын) и Витченко К.И. (теща) даны нотариально удостоверенные согласия о том, что они не возражают против приватизации истцом спорной квартиры (л.д. 72 – 74).

    Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что с 2005 года по настоящее время ответчиками требований о выселении Плешакова М.В. и членов его семьи из спорной квартиры не предъявлялось, истец занимает жилое помещение фактически по договору социального найма, в приватизации не участвовал, а военный городок, в котором расположена спорная квартира, утратил статус закрытого военного городка.

    Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно, со ссылкой на статью 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, указав, что при увольнении истец был обеспечен жилым помещением в виде спорной квартиры.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение приняты с существенным нарушением норм материального права, и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

    Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

    Согласно статье 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии. В общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

    Собственники жилищного фонда или уполномоченные им органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

    Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс ФГКУ “Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений” Министерства обороны Российской Федерации, возражавших против передачи квартиры в собственность истцу. Решения о передаче жилого помещения в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.

    Определяя статус спорного жилого помещения, суд пришел к выводу о том, что истец занимает данное жилое помещение фактически на условиях социального найма.

    Между тем, данный вывод суда не основан на нормах закона.

    В соответствии со статьями 28 – 31, 33, 42, 44 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу спорной квартиры, основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда – совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

    Решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Плешакову М.В. как лицу, состоящему на учете нуждающегося в жилых помещениях, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Ордер на право занятия служебного жилого помещения в установленном законом порядке истцом не оспорен и в силу статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент выдачи ордера) подтверждает факт заключения договора найма служебного жилого помещения.

    Спорная квартира включена в число служебных жилых помещений постановлением главы администрации г. Морозовска Ростовской области.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 “О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом” Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Согласно подпункту “м” пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных уполномоченным органом не принималось.

    При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что истец занимает спорное жилое помещение фактически по договору социального найма, и имеет в связи с этим право на приватизацию квартиры, не соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам.

    Противоречит закону и вывод суда апелляционной инстанции о наличии у истца права на приватизацию квартиры на основании статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”.

    Согласно указанной норме Закона в редакции, действовавшей на момент увольнения истца со службы, военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

    Как следует из материалов дела, истец был уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, выслуга лет в календарном исчислении составила 22 года.

    Между тем, согласно пункту 6 статьи 15 указанного выше Закона, военнослужащие – граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

    С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение районного суда и апелляционное определение нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

    При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, определить характер правоотношений сторон и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

    Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

    решение Морозовского районного суда Ростовской области от 30 марта 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 июля 2015 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

    Официальный сайт
    Верховного Суда Российской Федерации

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8

    О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”

    (в редакции постановлений Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11 и от 25 октября 1996 г. № 10, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 6 февраля 2007 г. № 6 и от 2 июля 2009 г. № 14)

    Учитывая, что при применении Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” (с изменениями, внесенными Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 г № 4199-1, Федеральными законами от 11 августа 1994 г. № 26-ФЗ, от 28 марта 1998 г. № 50-ФЗ, от 1 мая 1999 г. № 88-ФЗ, от 15 мая 2001 г. № 54-ФЗ, от 20 мая 2002 г. № 55-ФЗ, от 26 ноября 2002 г. № 153-ФЗ, от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

    1. В соответствии со ст.22 ГПК РФ и ч.3 ст.8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).

    2. Учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.

    Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 ст. 333 19 Налогового кодекса РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке.

    Исковые заявления лиц, претендующих на приватизированное жилое помещение по мотиву принадлежности этого помещения наследодателю, в том числе и в случае, когда приватизация не была надлежащим образом оформлена при жизни наследодателя, оплачиваются государственной пошлиной, исходя из действительной стоимости помещения, по поводу которого возник спор, определяемой на время предъявления иска (подпункт 1 пункта 1 ст. 333 19 названного Кодекса).

    3. В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.». Однако если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит указанному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона.

    4. Решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

    Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст.18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда не были уставлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).

    5. Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст.11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.

    6. В случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.

    7. Поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст.69 Жилищного кодекса РФ имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.

    Учитывая, что в соответствии со ст.ст.28, 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями только при наличии разрешения указанных выше органов.

    8. Исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

    При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст.7,8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

    Однако, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

    9. Ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 ГК РФ).

    10. Продажа одним из участников общей долевой собственности на приватизированную квартиру своей доли постороннему лицу возможна лишь при условии, если остальные сособственники откажутся от осуществления права преимущественной покупки либо не осуществят это право в течение предусмотренного ст.250 ГК РФ срока.

    11. Согласно ст.ст.246, 253 ГК РФ мена (обмен) переданного в порядке приватизации в общую собственность граждан жилого помещения возможна только с согласия всех участников общей собственности.

    12. Выдел участнику общей собственности на приватизированное жилое помещение, представляющее собой отдельную квартиру, принадлежащей ему доли допустим, если имеется техническая возможность передачи истцу изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла и др.), оборудования отдельного входа. При отсутствии такой возможности суд вправе по просьбе истца определить порядок пользования квартирой.

    13. ПРИЗНАН УТРАТИВШИМ СИЛУ (постановлением Пленума от 2 июля 2009 г. № 14)

    Как приватизировать (расприватизировать) квартиру, полученную от Министерства обороны РФ (ФСБ, ФСО, МЧС, ВВ МВД, Нацгвардии и др.)

    Как приватизировать («расприватизировать») квартиру, полученную от Министерства обороны РФ (ФСБ, ФСО, МЧС, ВВ МВД, ВНГи и др.)

    Как известно с 01 марта 2017 года приватизация жилых помещений (бесплатная передача жилых помещений в собственность граждан), занимаемых на условиях социального найма, в Российской Федерации продлена и стала бессрочной.

    9 февраля 2017 года Государственная Дума РФ продлила бесплатную приватизацию жилых помещений бессрочно, в этот день был принят проект федерального закона № 77072-7 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

    Напомним, что согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

    Кроме того, пунктом 6 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” предусмотрено, что «Военнослужащие – граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.»

    Приватизация жилья, полученного от силовых ведомств (ФСБ, ФСО, ВВ МВД, МЧС и проч.), включая Министерство обороны России, осуществляется, как правило, в судебном порядке. Это связано с тем, что обычно право собственности и иные вещные права (право хозяйственного ведения, оперативного управления) на квартиры, которые военнослужащие и военные отставники намерены приватизировать, указанными ведомствами не оформлены, или даже такие квартиры не были поставлены на технический и кадастровый учеты. Кроме того, сама процедура передачи квартиры в порядке приватизации военными ведомствами до настоящего времени не определена, не определены ни должностные лица, ни органы, в чьей компетенции принимать такие решения. Была робкая попытка Министра обороны РФ “разрулить” данную проблему путем издания соответствующего приказа Министра обороны РФ от 23.09.2011 г. № 1717 «Об утверждении Инструкции по передаче жилых помещений, предоставляемых военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации по договорам социального найма из состава жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации», однако ввиду того, что на указанный приказ было получено отрицательное правовое заключение Минюста России этот приказ так и не был официально опубликован и остался проектом. Поэтому как таковой процедуры (административного регламента), описывающего порядок действий по передаче собственность граждан, в том числе военнослужащих и бывших военнослужащих (отставников) и членов их семей в порядке приватизации занимаемых ими квартир, полученных от одного из указанных военных ведомств, в настоящее время не существует. В связи с чем, во всех случаях вопрос приватизации ведомственного военного жилья может быть решен только в судебном порядке.

    И так, первое, что Вам нужно сделать – отправить заявление о приватизации квартиры, полученной от Министерства обороны РФ, заказным письмом с уведомлением, желательно с описью вложения, ксерокопию необходимо сохранить, сохранить также чек, по нему можно будет отследить получение письма адресатом, если уведомление не вернется. К письму необходимо приложить документы, подтверждающие Ваше право на указанную квартиру и неучастие в приватизации ранее, а также согласие на приватизацию от членов семьи, кто не будет принимать участия в приватизации.

    После получения сообщения от ответчика или не получения ответа в установленный срок, можно обращаться в суд с соответствующим заявлением. В суде Вам также необходимо будет подтвердить Ваше право на занимаемое жилое помещение и неучастие в приватизации ранее.

    Что касается сроков приватизации жилых помещений в судебном порядке. Судом дело будет рассматриваться около двух месяцев, и еще месяц решение будет вступать в законную силу. После чего Вы можете подавать документы в Росреестр, МФЦ (Мои документы) для регистрации Вашего права собственности на нее. Выписка из ЕГРН – итоговый документ, подтверждающий Ваше право собственности на квартиру, будет выдана примерно через 10 дней после подачи документов на регистрацию. Государственная пошлина за регистрацию составляет 2000 руб. и уплачивается в равных долях, если участвуют в приватизации несколько членов семьи и подают документы на регистрацию одновременно.

    Следует отдельно отметить, что законодатель сохранил за отдельными лицами право его «расприватизировать». Иногда указанной возможностью можно воспользоваться с целью реализации права на повторное обеспечение жилым помещением от Минобороны РФ или другого военного ведомства.

    Если Вам нужна юридическая помощь в приватизации или наоборот “расприватизации” квартиры, мы можем оказать такую правовую помощь, мы оказываем услуги в приватизации квартир (жилых помещений) в военных городках, полученных от Министерства обороны Российской Федерации, иных военных ведомств (ВВ МВД, ФСБ, ФСО, МЧС), расположенных в г. Москве и Московской области (приватизация квартир в бывших закрытых военных городках Ногинск-9, Воскресенское, Балашиха 30-й микрорайон Авиаторов, микрорайон Салтыковка, Гагарина, г. Подольск, микрорайон Кузнечики, п. Монино, г. Лосино-Петровский, поселок Северный, поселок Заря городского округа Балашиха, г. Железнодорожный, Люберцы п. Октябрьский, п. Ржавки, г. Пушкино, Чехов-7, Сергиев Посад, Одинцово-10, Одинцово-1, Власиха, Кубинка, Химки, микрорайон Подрезково, Щелково-3, микрорайон Потапово, Губернский, Ивантеевка, Раменское, Нахабино), других городах, а также в их обратной передаче в судебном порядке военному ведомству или в государственную или муниципальную собственность («расприватизации» жилых помещений).

    Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, представление интересов в суде?

    Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?

    Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

    Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

    Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

    – разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

    – оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.

    Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ в статью 15 настоящего Закона внесены изменения

    ГАРАНТ:

    Действие статьи 15 (за исключением пункта 3) настоящего Закона распространено на судей, ушедших на пенсию с этой должности, независимо от времени ухода на пенсию

    Статья 15. Отставка судьи

    ГАРАНТ:

    О конституционно-правовом смысле положений пункта 1 статьи 15 настоящего Закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П

    1. Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

    ГАРАНТ:

    Согласно пункту 4 статьи 3 настоящего Закона на судей, пребывающих в отставке и занимающихся деятельностью, указанной в этом пункте, гарантии неприкосновенности не распространяются. Членство таких судей в судейском сообществе приостанавливается

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 июня 2009 г. N 126-ФЗ в пункт 2 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения

    2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона.

    Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ в пункт 3 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

    3. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

    ГАРАНТ:

    См. Инструкцию о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей, утвержденную приказом Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10 августа 2015 г. N 670кд/235

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ статья 15 настоящего Закона дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу с 1 января 2012 г.

    3.1. Ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года, размер выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в части, превышающей трехкратный средний месячный заработок, умножается на коэффициент 1,15.

    4. Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ в пункт 5 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

    ГАРАНТ:

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 9-П взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 15 настоящего Закона и части 5 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ “О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан” признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими правовой механизм не гарантирует судьям, ставшим в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшим в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с утраченным доходом в виде заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи, на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса

    О конституционно-правовом смысле положений пункта 5 статьи 15 настоящего Закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П

    Федеральным законом от 21 июня 1995 г. N 91-ФЗ действие абзацев первого и третьего пункта 5 статьи 15 настоящего Закона распространено на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности

    5. Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин – 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

    Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет – один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов ежемесячного денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи.

    Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.

    ГАРАНТ:

    О допустимости получения ежемесячной компенсационной выплаты судьей в отставке, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, см. Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25 января 2018 г. N 5-КЭ

    Информация об изменениях:

    Статья 15 дополнена пунктом 5.1 с 6 марта 2019 г. – Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 25-ФЗ

    Действие положений пункта 5.1 (в редакции Федерального закона от 6 марта 2019 г. N 25-ФЗ) распространяется в том числе на судей, ставших инвалидами до 6 марта 2019 г. вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью

    5.1. Судье, ставшему в период осуществления своих полномочий инвалидом вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, до приобретения им права на ежемесячное пожизненное содержание, ушедшему или удаленному в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, выплачивается по его выбору ежемесячное денежное содержание по инвалидности либо пенсия по инвалидности на общих основаниях.

    Ежемесячное денежное содержание по инвалидности указанной категории судей исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, и устанавливается в следующем размере:

    инвалидам I и II групп – 3 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год;

    инвалидам III группы – 2 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год.

    Ежемесячное денежное содержание по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом, но не более чем до реализации приобретенного им права на ежемесячное пожизненное содержание.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ пункт 6 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции

    6. Отставка судьи прекращается в случае:

    1) выявления после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий судьи, являющихся основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 12.1 настоящего Закона, если не истек срок давности, установленный пунктом 6 статьи 12.1 настоящего Закона;

    2) несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 настоящего Закона;

    3) существенного, виновного, несовместимого с высоким званием судьи нарушения положений настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, порочащего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти;

    4) занятия деятельностью, несовместимой со статусом судьи;

    5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;

    6) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ пункт 7 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции

    7. Решение о прекращении отставки судьи либо о приостановлении отставки судьи в случаях, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, принимается соответствующей квалификационной коллегией судей по собственной инициативе по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи, пребывающего в отставке, либо по представлению органа судейского сообщества или председателя суда по месту прежней работы судьи, пребывающего в отставке. Решение квалификационной коллегии судей может быть обжаловано судьей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации”.

    Информация об изменениях:

    Пункт 8 изменен с 1 января 2023 г. – Федеральный закон от 8 декабря 2022 г. N 426-ФЗ

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ пункт 8 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции

    ГАРАНТ:

    О конституционно-правовом смысле положений пункта 8 статьи 15 настоящего Закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. N 5-О

    8. Отставка судьи прекращается также в случае повторного назначения (избрания) его на должность судьи, за исключением случая назначения (избрания) судьи, пребывающего в отставке, судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

    9. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

    Конституционный суд изменил порядок назначения пенсий судьям

    Проверял Конституционный суд (КС) ч. 5 ст. 2 закона “О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан”, п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей.

    Судье в отставке, согласно действующему законодательству, выплачивается пенсия на общих основаниях. Если он имеет стаж работы судьей больше 20 лет, то он может выбрать – получить пенсию на общих основаниях или пожизненное содержание в 80% от зарплаты, которое не будет облагаться налогами. Если стаж работы у судьи на момент выхода на пенсию меньше 20 лет, то размер содержания будет меньше, и, соответственно, чем больше стаж, тем больше денег будет получать судья в отставке.

    Геннадий Рязанов работал судьей с 2004 года. В декабре 2013 года ему стало плохо, он заболел, а через пять дней попал в больницу. Спустя полгода ему установили инвалидность без срока переосвидетельствования. Что именно за “общее заболевание” поразило судью – не сообщается.

    Осенью 2014 года (через два месяца после присвоения инвалидности) квалифколлегия судей Смоленской области прекратила его полномочия из-за состояния здоровья. Во время увольнения ему выплатили выходное пособие и все. Пожизненное содержание не назначили, ведь его стаж работы судьей был всего 10 лет (нужно как минимум 20). Зато Рязанову установили трудовую пенсию по инвалидности – 14 475 руб.

    В 2015 году бывший судья Рязанов обратился в управление Суддепа и попросил назначить себе ежемесячные выплаты в размере судейской зарплаты. По закону он имел бы на это право, если бы его болезнь, из-за которой он стал инвалидом, была связана с исполнением судейских обязанностей. Но он не смог это подтвердить, и ему отказали в выплате.

    Рязанов не согласился с отказом и подал в Промышленный районный суд Смоленска иск. Он утверждал, что право на ежемесячные выплаты ему дает п. 3 ст. 20 закона о статусе судей.

    “В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи”.

    Закон о статусе судей

    Суд определил приостановить производство по этому делу, потому что обнаружил неопределенность. Получается, что ч. 5 ст. 2 закона “О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан”, п. 5 ст. 15 и п. 7 ст. 20 закона о статусе судей противоречат статьям Конституции, ведь не гарантируют судьям-инвалидам пожизненное содержание.

    КС напомнил: для судей установлен специальный правовой механизм, который гарантирует им достойное и согласующееся с их высоким статусом пенсионное обеспечение. При этом в качестве условий приобретения судьями права на ежемесячное пожизненное содержание закон называет пребывание в отставке и наличие стажа работы в должности судьи не менее 20 лет, а в случае недостаточной продолжительности стажа – достижение определенного возраста. Судьи, не отвечающие данным требованиям, права на ежемесячное пожизненное содержание не приобретают.

    При этом, указывает суд, судья, получивший инвалидность, вправе рассчитывать на поддержку государства. Если его инвалидность не связана со служебной деятельностью, то судья сам может выбрать себе пенсию из двух вариантов:

    1. Преобразование в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных в период исполнения обязанностей судьи;

    2. Назначение страховой пенсии по инвалидности без учета периода работы судей, чтобы по достижении возраста 55 лет приобрести право на ежемесячное пожизненное содержание.

    Таким образом, при выборе первого варианта размер страховой пенсии по инвалидности судье в отставке определяется без учета его зарплаты, а сам он ставится в худшее, по сравнению с застрахованными лицами, положение, поскольку периоды работы в должности судьи оцениваются, как правило, аналогично периодам, в которые трудовая деятельность по уважительным причинам не осуществлялась.

    Получается, что для судей, уволенных по состоянию здоровья, не предусмотрено специальное пенсионное обеспечение и нет никакого “адекватного правового механизма”, по выражению КС, который позволил бы им получать выплаты, соотносимые с зарплатой.

    Согласно второму варианту, размер страховой пенсии по инвалидности будет определяться только на основе стажа, приобретенного до назначения на должность судьи, то есть пенсия будет еще меньше, но по достижении 55 лет судья получит выбор между получением страховой пенсии по инвалидности и ежемесячным пожизненным содержанием.

    Однако оба варианта ставят судью, вышедшего на пенсию из-за инвалидности, не в лучшее положение. Получается, что даже ежемесячное возмещение членам семьи умершего судьи больше, чем выплаты живому судье, но ушедшему на пенсию раньше, чем нужно. “Социальная защита от статуса умершего кормильца предоставляется семье в более значительном объеме, по сравнению с социальной защитой, предоставляемой судьям, ставшим инвалидами вследствие заболевания, не связанного с осуществлением служебной деятельности”, – отмечает КС.

    “Законодателю следует немедленно определить условия и порядок пенсионного обеспечения судей, ставших в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью”.

    В итоге Конституционный суд признал не соответствующими Конституции положения ч. 5 ст. 2 закона “О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан” и п. 5 ст. 15 закона “О статусе судей в Российской Федерации”. Суд постановил изменить их так, чтобы гарантировать судьям надлежащую социальную защиту как “лицам, обладающим особым конституционно-правовым статусом”. Третью оспариваемую норму (п. 7 ст. 20 закона о статусе судей) КС не рассматривал, потому что она не подлежит применению в этом деле.

    При этом действующий сейчас порядок назначения пенсий сохранится, пока законодатели не внесут в указанные нормы изменения.

    Ознакомиться с текстом постановления Конституционного суда можно здесь.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: