Пенсионное обеспечение судей в РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 26.02.2021 N 313-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 февраля 2021 г. N 313-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

СМЕЛЯНСКОГО ИГОРЯ ДАВЫДОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТАМИ 3 И 4 СТАТЬИ 30

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”, А ТАКЖЕ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 11,

ЧАСТЬЮ 8 СТАТЬИ 13 И ЧАСТЬЮ 4 СТАТЬИ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина И.Д. Смелянского вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Гражданин И.Д. Смелянский оспаривает конституционность пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, которые устанавливают варианты определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа и содержат перечни включаемых в нее периодов, а также следующих положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” (в жалобе части статей названного Федерального закона ошибочно именуются пунктами):

части 1 статьи 11, согласно которой в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

части 8 статьи 13, согласно которой при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица;

части 4 статьи 30, закрепляющей возможность исчисления периодов работы (деятельности), имевших место до дня вступления в силу данного Федерального закона, с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Как следует из представленных материалов, заявителю, 15 июня 1960 года рождения, с 15 июня 2017 года была установлена страховая пенсия по старости как лицу, после аварии на Чернобыльской АЭС переселенному из зоны отселения. При этом в страховой стаж И.Д. Смелянского не был засчитан период учебы в медицинском институте, поскольку данному периоду не предшествовали его работа в качестве рабочего или служащего либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, как того требовал действовавший в то время абзац тринадцатый пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590). Расчетный размер пенсии был исчислен из заработной платы за шестьдесят месяцев подряд, а невозможность определения расчетного размера пенсии из заработной платы заявителя за работу на территории Республики Крым в 2000 – 2001 годы территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации аргументировал отсутствием за данный период сведений индивидуального персонифицированного учета. Правильность такого расчета была подтверждена судами общей юрисдикции, рассматривавшими исковое заявление И.Д. Смелянского.

По мнению заявителя, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой при назначении после 1 января 2015 года страховых пенсий гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым, исключают возможность зачета в страховой стаж при исчислении пенсии периодов обучения в высшем учебном заведении, которые включались в общий трудовой стаж согласно законодательству Союза ССР и Украины, и не предусматривают определение размера пенсии из среднего заработка за 2000 – 2001 годы, подтвержденного документами, выдаваемыми работодателями, чем создают для таких лиц худшие условия реализации пенсионных прав по сравнению как с гражданами Российской Федерации, работавшими в указанный период на территории Российской Федерации, так и с гражданами Российской Федерации, проживающими в Республике Крым, которые являлись получателями пенсий на 31 декабря 2014 года.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом “О страховых пенсиях”, с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом “О страховых пенсиях” в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).

Положения статьи 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2).

Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, закреплен положениями пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости.

Читайте также:
Судебная практика по транспортному налогу физических лиц

Такое правовое регулирование является элементом механизма реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение, направленного на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав при изменении системы пенсионного обеспечения, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.

В равной степени на решение названных задач направлены также часть 8 статьи 13 и часть 4 статьи 30 Федерального закона “О страховых пенсиях”, устанавливающие порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.

Что касается закрепленного в части 1 статьи 11 Федерального закона “О страховых пенсиях” правила о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, то оно призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.

Следовательно, оспариваемые И.Д. Смелянским положения не могут рассматриваться как ущемляющие его конституционные права ни сами по себе, ни во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ “Об особенностях пенсионного обеспечении граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя”, которые направлены на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины, в том числе в отношении граждан, получавших пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года, за которыми такие права были признаны государством, – путем определения общих правил перерасчета с 1 января 2015 года пенсий на основании документов выплатного дела с запретом пересмотра права на пенсию и сохранением более высокого ее размера в случае, если при перерасчете он окажется ниже.

Разрешение же вопроса об изменении порядка исчисления страховых пенсий для граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Крым, которым страховые пенсии назначаются после 1 января 2015 года, на чем, как видно из жалобы, настаивает заявитель, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смелянского Игоря Давыдовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Федеральный закон от 10.01.1996 N 6-ФЗ (ред. от 06.03.2019) “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации”

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СУДЕЙ

И РАБОТНИКОВ АППАРАТОВ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 декабря 1995 года

Статья 1. Утратила силу с 1 января 2013 года. – Федеральный закон от 25.12.2012 N 269-ФЗ.

Статья 2. Работникам аппаратов судов Российской Федерации, которым присвоены классные чины, дополнительно к денежному содержанию, установленному для них как для федеральных государственных гражданских служащих, устанавливаются следующие надбавки:

1) работникам, имеющим ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, – в размере 5 процентов установленного должностного оклада;

2) работникам, имеющим ученую степень доктора юридических наук или ученое звание профессора, – в размере 10 процентов установленного должностного оклада;

3) работникам, имеющим почетное звание “Заслуженный юрист Российской Федерации”, – в размере 10 процентов установленного должностного оклада.

Статья 3. Судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.

Статья 4. Судьям Российской Федерации, переведенным в другую местность, расходы по их переезду и переезду членов их семей возмещаются в полном объеме.

Статья 5. Судьи Российской Федерации имеют право на компенсацию понесенных расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений до предоставления им жилой площади.

Часть вторая утратила силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 6. Исключена. – Федеральный закон от 28.06.2002 N 76-ФЗ.

Статья 7. Установить, что в стаж работы судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на получение всех видов выплат и льгот, включается время предшествующей работы в аппаратах судов на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации”.

Часть вторая утратила силу. – Федеральный закон от 22.10.2014 N 309-ФЗ.

Положения настоящей статьи подлежат применению при исчислении стажа работы для назначения выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания и ежемесячного денежного содержания по инвалидности в соответствии с пунктами 3, 5 и 5.1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации”, а также при исчислении стажа, дающего право на получение иных видов выплат и льгот.

Статья 8. Судье Российской Федерации, находящемуся в отставке и привлеченному к исполнению обязанности судьи Российской Федерации, выплачиваются в полном размере ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное денежное вознаграждение, ежеквартальное денежное поощрение и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте также:
Взыскание денежных средств по расписке: судебная практика

Статья 9. Судье Российской Федерации, не использовавшему право на санаторно-курортное лечение, выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путевки.

Статья 10. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 года, за исключением статей 1 и 3, которые вступают в силу с 1 января 1997 года.

10 января 1996 года

к Федеральному закону

“О дополнительных гарантиях

социальной защиты судей и

работников аппаратов судов

от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ

РАЗМЕРЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ

СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕНТНОМ ОТНОШЕНИИ

К ДОЛЖНОСТНОМУ ОКЛАДУ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЫСШЕГО

АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утратили силу с 1 января 2013 года. – Федеральный закон от 25.12.2012 N 269-ФЗ.

Судебная практика и законодательство — 6-ФЗ О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации

3. Материальное и социальное обеспечение судей Суда Евразийского экономического союза и судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, полномочия которых прекращены по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Положения, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации” (далее – Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”), Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации”) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в порядке, установленном для судей Российской Федерации, ушедших или удаленных в отставку.

на должностях, указанных в статье 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации”, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.

1) по основаниям, предусмотренным Законом Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и Федеральным законом от 10 января 1996 года N 6-ФЗ “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации”;

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации”, статьей 5 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации” судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, и имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.

Из этого исходит и Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации”, предусматривая в части 2 статьи 11 возможность привлечения к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом, лишь тех находящихся в отставке судей, которые имеют стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и считаются почетными судьями. По смыслу данной статьи, десятилетний стаж как необходимый элемент правового статуса почетного судьи не предполагает включение в него иных, помимо судейской профессиональной деятельности, периодов, как это допускается, в частности, Законом Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” (абзац второй пункта 1 статьи 19) и Федеральным законом от 10 января 1996 года N 6-ФЗ “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации” (статья 7) при исчислении стажа, дающего право на ежемесячное пожизненное содержание и на дополнительные льготы.

– компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение судьям согласно статьи 9 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ “О дополнительных гарантиях судей и работников аппаратов судов Российской Федерации”;

– единовременное пособие военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов при получении телесных повреждений, не исключающих для них возможность заниматься профессиональной деятельностью, а также при получении телесных повреждений, исключающих для них возможность заниматься профессиональной деятельностью (в случае осуществления выплаты до увольнения);

Другой пример касается Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” (вступил в силу с 1 января 2001 года), в котором содержится несколько статей с изменениями в отдельные законодательные акты и в который Федеральным законом от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” (вступил в силу 27 апреля 2001 года) опять же были внесены изменения, то есть изменения в изменения. Непосредственно в Федеральный закон от 10 января 1996 года N 6-ФЗ “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации” изменения внесены не были.

1. В запросе Верховного Суда Российской Федерации, направленном в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации в связи с рассмотрением дела гражданина В.И. Мухина, поставлен вопрос о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации” (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которой в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” (часть первая); действие этой статьи распространяется на судей Российской Федерации, ушедших в отставку или на пенсию до принятия настоящего Федерального закона (часть вторая).

Читайте также:
Переквалификация статьи в суде

3. Право судьи на отставку согласно Закону Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” относится к гарантиям закрепленной в статье 120 Конституции Российской Федерации независимости судей и является одним из элементов судейского статуса, установленного Конституцией Российской Федерации, с тем чтобы обеспечить осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Вопрос о гарантиях конституционного статуса судьи, включая право судьи на отставку и предоставление ему в связи с этим ежемесячного пожизненного содержания, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 19 февраля 2002 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 15 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”, статьи 2 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и части первой статьи 7 Федерального закона “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации” Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию.

статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации”, предусматривающей порядок исчисления стажа работы в качестве судьи Российской Федерации при определении права на отставку и получение соответствующих выплат и льгот;

Письмо Министерства Юстиции РФ о сохранении пожизненного содержания судьям в отставке при работе в качестве Арбитра – Третейского судьи

На Ваше обращение, касающееся сохранения статуса судьи в отставке и материальных гарантий (в частности, пенсионного обеспечения или ежемесячного пожизненного содержания) при осуществлении иной трудовой деятельности, включая возможность участия судей в отставке в качестве арбитра (третейского судьи) в рамках арбитража (третейского разбирательства), в пределах компетенции рассмотрено в Департаменте уголовного, административного и процессуального законодательства Министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президент Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, в компетенцию Минюста России не входит разъяснение действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) признает отставкой судьи почетный уход или почетное удаление судьи с должности (пункт 1 статьи 15), определяя исчерпывающим образом основания прекращения полномочий, при наличии которых судья считается ушедшим в отставку, а приобретение (и сохранение) статуса судьи в отставке связывается лишь с этими установленными Законом о статусе судей основаниями.

Согласно статье 15 Закона о статусе судей за лицом, пребывающим в отставке, наряду со званием судьи сохраняются как гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, так и право на иные гарантии и льготы, установленные Законом о статусе судей и иными нормативными правовыми актами.

Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание (Пункт 5 статьи 15 Закона о статусе судей).

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 15 Закона о статусе судей судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 3 Закона о статусе судей, сохраняет Гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Исходя из требований пункт 3 статьи 3 Закона о статусе судей судье запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Исключение из этого правила определено для судей, пребывающих в отставке и имеющих стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигших возраста 55 (для женщин – 50) лет, которые могут работать в организациях. учреждения, а также на должности перечисленных в пункте 4 статьи 3 Закона о статусе судей.

Так, пунктом 4 статьи 3 Закона о статусе судей (в редакции от 25 декабря 2008 г. № 274-Ф3), предусмотрено, что судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лег либо достигший возраста 55 (для женщин – 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (Представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Таким образом, судья, пребывающий в отставке, может осуществлять перечисленные в приведенной правовой норме виды деятельности в тех случаях, когда он отвечает определенным критериям по стажу судебной работы и возрасту. При этом Закон о статусе судей не препятствует судье, ушедшему в отставку и не намеренному сохранять ВЫСОКИЙ статус судьи, заниматься по-своему усмотрению любыми видами деятельности, так как Закон о статусе судей закрепляет право, а не обязанность судьи на отставку, предусматривая прекращения отставки по просьбе судьи, не желающего соблюдать установленные для судей запреты и ограничения (Отделение Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2011г. № КАС11-671).

В соответствии с правовой позицией верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 17 сентября 2010 г. № ГКПИ10-950, прекращение отставки судьи не является мерой дисциплинарной ответственности.

Как отмечено в решении Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2010 г. №9 ГКПИ09-1707 судье, отставка которого прекращена, в том числе по собственному желанию, отставка в последующем не восстанавливается, ежемесячное пожизненное содержание не выплачивается. В этом случае по достижении определённого возраста он имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 9 статьи 15 Закона о статусе судей).

Как следует из части 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 382 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», (вступает в силу с 1 сентября 2016 г.) (далее — Ф3-382 об арбитраже), в каждом учреждения не менее половины арбитров должны обладать опытом разрешения Гражданско-правовых споров в качестве третейских судей и (ИЛИ) арбитров в третейских судах (арбитраже) и (или) в качестве судей федерального суда, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации мировых судей в течение не менее десяти лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров. Как ранее было отмечено согласно подпункту 2 пункту 6 статьи 15. Закона о статусе судей, отставка судьи прекращается в случае несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 Закона о статусе судей.

Читайте также:
Какие дела рассматривает арбитражный суд

При этом подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей в действующей редакции не предусматривается, что судья (судья в отставке) вправе быть третейским судьей, арбитром. В тоже время необходимо учитывать, что с 1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный Закон от 29 декабря 2015 года № 409 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 федерального закона «О саморегулируемых организациях» в связи с принятием федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской федерацию (далее – федеральный закон № 409-Ф3), статьей 1 которого вносятся изменения в пункт 4 статьи 3 Закона о статусе судей.

В частности, пунктом 4 статьи 3 Закона о статусе судей в редакции статьи 1 Федерального закона № 409-Ф3 Предусматривается, что на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктами 1, 11 и 12 пункта 3 данной статьи (В частности, требование о том, что судья не вправе замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром (пункт 1). Также отмечаем, что согласно пункту, I части 1 статьи 22 Ф3-382 об арбитраже если стороны не договорились об ином, расходы, связанные с решением спора в арбитраже, включают в себя гонорары арбитров. Как следует из части 2 статьи 22 Ф3-382 об арбитраже, в рамках арбитража администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, третейским судом или постоянно действующим арбитражным учреждением (как это установлено правилами постоянно действующего арбитражною учреждения), определяется, какие из указанных в части 1 данной статьи расходов подлежат оплате сторонами непосредственно и какие – через постоянно действующее арбитражное учреждение (в том числе в составе арбитражного сбора, предусмотренного правилами постоянно действующего арбитражного учреждения).

Директор Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства

Судьи и депутаты получают пенсии выше 40 тысяч рублей в месяц

Большинство наших сограждан не без оснований считают, что на российскую пенсию очень сложно прожить. Так, по данным за сентябрь 2019 года, средний размер назначенных пенсий в нашей стране составил всего 14 тысячи 198 рублей. Пособие при выходе на заслуженных отдых выросло на 6,1% в годовом сопоставлении и на 0,2% к предыдущему месяцу, следует из данных Федеральной службы государственной статистики.

Однако если учесть инфляцию, то реальный размер средней ежемесячной пенсии повысился в сентябре на 2% в годовом выражении и на 0,3% к августу текущего года.

Россияне мечтают получать другие суммы на заслуженном отдыхе. Запросы на самом деле весьма скромные. Так, средний размер пенсии, который «обеспечит достойную старость», должен составить 40 тыс. рублей.

Такие данные приводились в исследовании сервиса по трудоустройству Superjob.

При этом, констатируют эксперты, запросы мужчин превышают запросы женщин: 42,1 тыс. рублей и 37,5 тыс. рублей соответственно.

Между тем в России есть целый ряд профессий, которые позволяют получать такие пенсии.

Депутатская надбавка

Например, речь идет о депутатах Госдумы. Их пенсионное обеспечение регулируется статьей 29 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации».

Согласно этому закону, за стаж работы депутату при выходе на пенсию положена надбавка. Так, при нахождении в должности от 5 до 10 лет она составляет 55% от денежного вознаграждения. Если чиновник провел в Госдуме более 10 лет, то надбавка достигает отметки 75% от денежного вознаграждения.

Так, средняя зарплата в месяц депутата в 2018 году составила 399,3 тыс. рублей. С учетом уплаты подоходного налога чиновник получал 374,4 тыс. рублей. Однако надбавка к пенсии исчисляется не из зарплаты, а из денежного вознаграждения.

Его размер ежегодно индексируется на размер инфляции и в 2018 году составлял 84,7 тыс. рублей.

В итоге после выхода на пенсию депутат получает надбавку к страховой пенсии в размере 46,6 тыс. рублей при исполнении обязанностей от пяти до десяти лет и 63,5 тыс. рублей, если проработал в Госдуме более 10 лет.

«Эта информация была представлена в связи с тем, что на многих информационных ресурсах берут и придумывают, что пенсии депутатов более 100 000 рублей»,

— пояснял спикер нижней палаты российского парламента Вячеслав Володин (цитата по ТАСС).

При этом Госдума также приняла закон, позволяющий депутатам и членам Совета Федерации добровольно отказаться от ежемесячной доплаты к своим пенсиям. Служители закона должны в таком случае написать заявление на имя министра труда и социальной защиты.

Отказ от надбавки к пенсии обратной силы иметь не будет, он является «безусловным и не подлежащим отзыву», поясняли в Госдуме.

Звездные пенсии

Знаменитые российские актеры также получают, хотя и не астрономические гонорары, но в целом неплохие по сравнению с обычными выплаты от государства.

Так, согласно закону №21-ФЗ от 2002 года, лицам, удостоенным наград за выдающиеся достижения и заслуги перед страной, положено дополнительное материальное обеспечение. За ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III, IV степеней это 330% от социальной пенсии нетрудоспособным гражданам. Надбавка эта федеральная. В 2019 году размер социальной пенсии по старости составляет более 5 тыс. руб.

Прописанным в Москве артистам также положена региональная надбавка. Так, с 1 января 2018 года, согласно постановлению правительства столицы от 31 октября 2017 года N 805-ПП, пенсионеры из числа народных и заслуженных артистов имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере 30 тыс. рублей.

Для примера: пенсия 79-летней заслуженной артистки РСФСР Светланы Светличной составляет почти 50 тыс. рублей, сообщало издание «Телепрограмма.pro». Певица Алла Пугачева получает около 47 тыс. рублей.

Правда, часть артистов, которым по закону положены доплаты, в этом либо не признаются, либо просто не обращаются в Пенсионный фонд. Поскольку автоматически они не начисляются без подтверждающих документов, то положенные по закону выплаты звезды могут и не получать.

Читайте также:
Информация по судебным делам физических лиц

Так, в декабре прошлого года «Стархит» сообщал, что юморист Владимир Винокур (имеет звание «Народный артист РСФСР») получает около 10 тыс. рублей, а Михаил Боярский (также имеет звание «Народный артист РСФСР») — 20 тыс. рублей.

Судья в отставке

Высокие по российским меркам пенсии получают также судьи. Какие выплаты у служителей Фемиды будут на заслуженном отдыхе, зависит от целого ряда факторов — доход судьи слагается из оклада и нескольких надбавок в том числе за квалификационный класс, научные достижения, знание иностранных языков.

В итоге зарплата колеблется от 50 тысяч рублей до нескольких сотен тысяч рублей.

Меньше всего — от 50 до 80 тысяч рублей получают мировые судьи. Районные судьи в Москве зарабатывают более 100 тысяч рублей — 140-150 тысяч рублей в месяц.

Больше всего платят в Конституционном суде. Так, доходы служителей Фемиды в КС составляют в среднем около 10 млн рублей в год. Сам глава КС Валерий Зорькин в 2018 году заработал, согласно его декларации, 13,36 млн рублей.

На пенсии доходы судьи не падают также драматически, как у большинства россиян, которые уходят с работы.

Так, если служитель Фемиды проработал на своем посту 25 лет и уходит на отдых по выслуге лет, то ему предусмотрено 50% вознаграждения от зарплаты действующего судьи этой категории. При достижении пенсионного возраста (а он для судей, как и для всех остальных россиян, постепенно увеличивается с этого года — «Газета.Ru»), служитель Фемиды начинает получать пожизненное содержание. Это 80% от зарплаты действующего судьи такой же категории.

Таким образом, судьи вполне могут получать пенсии по 60-70 тысяч рублей. К тому же для них сохраняется целый ряд льгот — по оплате коммуналки, есть право на специальное медицинское обслуживание, на оплату проезда к месту отдыха, предоставляется путевка в санаторий раз в год и т. д.

Также в России повышенную пенсию получают летчики-испытатели, космонавты, а также те, у кого есть какие-либо награды. Например, участники Великой отечественной войны получают две пенсии: военную и страховую гражданскую.

Пенсионное обеспечение судей в РФ

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 августа 2015 года N 669кд/234

(с изменениями на 20 июля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

И.о. Председателя
Верховного Суда
Российской Федерации
П.П.Серков

Генеральный директор
Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
А.В.Гусев

УТВЕРЖДЕНА
приказом Верховного Суда
Российской Федерации и
Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 10 августа 2015 года N 669кд/234

Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячного денежного содержания по инвалидности судьям Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении*

(с изменениями на 20 июля 2020 года)

1. Общие положения

1.1. Ежемесячное пожизненное содержание, не облагаемое налогом и выплачиваемое из средств федерального бюджета, назначается судьям, ушедшим (удаленным) в отставку, и судьям, ушедшим с должности судьи до вступления в силу Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” (бывшие судьи).

1.2. Право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют:

1.2.1. Судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет, – независимо от возраста.

1.2.2. Судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи менее 20 лет, – при достижении ими возраста 55 лет (для женщин – 50 лет).

1.2.3. Судьи, достигшие возраста 60 лет (женщины – 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере.

1.2.4. Бывшие судьи, ушедшие на пенсию по возрасту с должности судьи либо по истечении срока полномочий, при стаже работы в качестве судьи не менее 20 лет.

1.2.5. Бывшие судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и ушедшие с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, по достижении ими 50- или 55-летнего возраста (соответственно для женщин и мужчин), чему не препятствует и то, что до достижения указанного возраста ушедшие с судейской должности могли заниматься иной оплачиваемой деятельностью.

1.2.6. Бывшие судьи, переведенные с должности судьи на работу в государственные организации и ушедшие на пенсию с этой работы, а также лица, работавшие в должности государственного арбитра и ушедшие на пенсию с этой должности.

1.2.7. Судьи в отставке, постоянно проживавшие на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и являвшиеся на 18 марта 2014 года получателями ежемесячного пожизненного денежного содержания, назначенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.

1.2.8. Судьи в отставке, постоянно проживавшие на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и имевшие право на 18 марта 2014 года на назначение ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.

1.2.9. Граждане Российской Федерации, замещавшие на 18 марта 2014 года должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, постоянно проживавшие на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и не назначенные на должности судей при формировании в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 156-ФЗ “О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя” первоначальных составов судов Российской Федерации.

1.2.10. Граждане Российской Федерации, замещавшие на 18 марта 2014 года должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, постоянно проживавшие на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и назначенные на должности судей при формировании в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 156-ФЗ “О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя” первоначальных составов судов Российской Федерации.

Читайте также:
Заявление в арбитражный суд о банкротстве ИП

1.3. Не имеют права на получение ежемесячного пожизненного содержания вместо пенсии бывшие судьи, отозванные с должности судьи в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, а также бывшие судьи, впоследствии осужденные за совершение умышленного преступления или совершившие проступки, которые применительно к судьям, пребывающим в отставке, повлекли бы ее прекращение.

1.4. Судьи, ставшие в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание, ушедшие или удаленные в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, имеют право на назначение ежемесячного денежного содержания по инвалидности либо пенсии по инвалидности на общих основаниях.

1.5. Ежемесячное пожизненное содержание исключает одновременное получение каких-либо других видов пенсий, за исключением пенсии по инвалидности, назначенной вследствие военной травмы.

1.6. В случае гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение (далее – ежемесячное возмещение).

Находившимися на иждивении судьи, нетрудоспособными членами семьи признаются:

дети, в том числе усыновленные, не достигшие возраста 18 лет либо обучающиеся по очной форме в образовательных организациях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных организаций дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;

братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет, а также братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме в образовательных организациях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных организаций дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;

супруг (супруга), если он (она) на момент гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, достиг (достигла) возраста 60 (для женщин – 55) лет или является инвалидом;

родители, если они на момент гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, достигли возраста 60 (для женщин – 55) лет или являются инвалидами;

дедушка и бабушка, если они на момент гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, достигли возраста 60 (для женщин – 55) лет или являются инвалидами;

члены семьи судьи, в том числе пребывавшего в отставке, признанные в судебном порядке находившимися на его иждивении на момент гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке;

находившиеся на иждивении погибшего (умершего) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, лица старше 18 лет, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

Члены семьи погибшего (умершего) судьи признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом внуки погибшего (умершего) судьи признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.

2. Назначение ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячного денежного содержания по инвалидности и ежемесячного возмещения

2.1. Основанием для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячного денежного содержания по инвалидности, ежемесячного возмещения является заявление лица, имеющего на это право. Время подачи заявления каким-либо сроком не ограничивается. Ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное возмещение назначается с даты регистрации заявления в управлении Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (далее – управление Судебного департамента) либо в суде, имеющем свою бухгалтерию (далее – суд), но не ранее наступления права на его получение.

2.2. В заявлении указывается об отсутствии доходов, получение которых исключает выплату ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячного денежного содержания по инвалидности, кроме случаев, перечисленных в статье 3 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”.

2.3. Заявление согласно образцам к данной Инструкции (приложение N 1, N 2, N 3, N 6) подается по желанию заинтересованных лиц либо в управление Судебного департамента либо суд по месту последней работы в должности судьи либо регистрации по месту жительства заявителей.

2.4. Судьи, имеющие право на получение пенсии по предусмотренным законодательством Российской Федерации основаниям, прилагают к заявлению документ, подтверждающий отказ от ее получения.

К заявлению о назначении ежемесячного пожизненного содержания прилагаются: копия трудовой книжки, решение квалификационной коллегии судей об отставке и другие документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы в должности судьи, документы, подтверждающие факт присвоения квалификационного класса, почетного звания, ученого звания, ученой степени и т.д., если в управлении Судебного департамента или суде не имеется таких документов.

К заявлению о назначении ежемесячного денежного содержания по инвалидности, кроме документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, прилагается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2.5. К заявлению о назначении ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, должны быть приложены копия паспорта, копия свидетельства о смерти, копии документов, подтверждающих родственную связь заинтересованного лица с погибшим (умершим) судьей (копии свидетельства о рождении, свидетельства о браке, документов об усыновлении и т.д.), справка из территориального подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации либо из иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о неполучении пенсии по случаю потери кормильца (для нетрудоспособных членов семьи судьи, умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью), справка из образовательного учреждения об обучении детей, братьев, сестер и внуков погибшего (умершего) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, в возрасте от 18 до 23 лет, с указанием даты зачисления на обучение и даты окончания обучения, копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности детей погибшего (умершего) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, до достижения ими возраста 18 лет, копия справки, подтверждающей установление инвалидности супруга (супруги), родителей, дедушки и бабушки погибшего (умершего) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, копии документов, подтверждающих статус (исполнение служебных обязанностей судьей или пребывание в отставке) погибшего (умершего) судьи (трудовая книжка, приказ о зачислении в штат суда, приказ об исключении из штата суда, решение соответствующей квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи и т.п. (в случае их отсутствия в соответствующем управлении Судебного департамента или суде).

Читайте также:
Как снизить проценты по микрозайму в суде

2.6. Вопрос о связи гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, с исполнением им служебных обязанностей решается соответствующей квалификационной коллегией судей по заявлению заинтересованных лиц, поименованных в пункте 4.2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации”.

Решение квалификационной коллегии судей по указанному вопросу может быть обжаловано в судебном порядке.

Изменение размера алиментов: судебная практика

VIII. Изменение установленного судом размера алиментов

и освобождение от уплаты алиментов (статья 119 СК РФ)

При разрешении судом требований об изменении размера алиментов или об освобождении от уплаты алиментов суды в целом правильно применяли положения пункта 1 статьи 119 СК РФ, учитывая при этом разъяснения, содержащиеся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 г. N 9, согласно которым при определении размера алиментов, взыскиваемых с родителя на несовершеннолетних детей (пункт 2 статьи 81 СК РФ), изменении размера алиментов либо освобождении от их уплаты (пункт 1 статьи 119 СК РФ) суд принимает во внимание материальное и семейное положение сторон, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства или интересы сторон (например, нетрудоспособность членов семьи, которым по закону сторона обязана доставлять содержание, наступление инвалидности либо наличие заболевания, препятствующего продолжению прежней работы, поступление ребенка на работу либо занятие им предпринимательской деятельностью).

Если алименты на детей были присуждены в долях к заработку и (или) иному доходу ответчика, размер платежей при удовлетворении иска о снижении (увеличении) размера алиментов также должен быть определен в долях, а не в твердой денежной сумме, за исключением взыскания алиментов в случаях, предусмотренных статьей 83 СК РФ.

Требование об увеличении размера алиментов на несовершеннолетних детей предъявлялось взыскателем алиментов (как правило, матерью ребенка). Требование об уменьшении размера алиментов предъявлялось лицом, выплачивающим алименты по судебному акту (должником), в большинстве случаев – отцом ребенка.

Наиболее распространенным обстоятельством, с которым плательщики алиментов связывали свое требование об уменьшении размера алиментов, являлось рождение у них других детей (от других браков), на которых также взысканы алименты в судебном порядке.

В указанных случаях наличие судебного постановления о взыскании алиментов на другого несовершеннолетнего ребенка некоторыми судами расценивалось в качестве безусловного основания для снижения размера алиментов, взысканных в пользу ответчика. Суды при этом устанавливали иной размер алиментов, приходящийся на долю ребенка, который определялся по правилам пункта 1 статьи 81 СК РФ.

Например, по одному из дел мировой судья, установив, что истец на основании судебных приказов выплачивает алименты в пользу ответчиков на содержание двух детей по 1/4 доли заработка на каждого ребенка, что в совокупности превышает размер алиментов на двух детей, предусмотренный пунктом 1 статьи 81 СК РФ, удовлетворил его исковые требования и уменьшил размер алиментов на каждого из детей до 1/6 доли заработка. При этом, принимая такое решение, судья не исследовал иные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора.

Вместе с тем другие суды по аналогичным делам исследовали вопросы о том, действительно ли материальное и (или) семейное положение должника изменилось настолько, что он не имеет возможности предоставлять несовершеннолетним детям содержание в прежнем размере, а также как скажется такое изменение на материальном положении детей.

Так, решением мирового судьи Первореченского района г. Владивостока обоснованно отказано в удовлетворении иска А. к С. о снижении размера алиментов. В ходе судебного разбирательства установлено, что в 2007 г. с истца в пользу С. на содержание несовершеннолетнего сына взысканы алименты в размере 1/4 доли заработка, а в 2012 г. с истца в пользу А.Е. взысканы алименты на содержание его второго несовершеннолетнего сына в размере 1/6 доли заработка. Судья не принял в качестве основания для уменьшения размера алиментов довод истца о том, что его второй ребенок находится в худшем материальном положении, чем старший сын, поскольку в судебном заседании установлено, что истец и А.Е. проживают одной семьей, имеют общий бюджет, вместе содержат сына, исполнительный лист о взыскании алиментов в пользу А.Е. для исполнения не предъявлялся, место работы истца не изменилось, при этом его заработок увеличился. В то же время доходы С. значительно ниже, чем у истца, поэтому уменьшение алиментов на старшего сына может существенно нарушить его интересы и ему не будет сохранен прежний уровень содержания.

По другому делу решением мирового судьи Железнодорожного района г. Орла также отказано в удовлетворении иска о снижении размера алиментов на несовершеннолетнего сына.

Обращаясь с данным иском, истец указал на то, что решением мирового судьи с него в пользу ответчика на несовершеннолетнего сына взысканы алименты в твердой денежной сумме, а по решению Одинцовского городского суда Московской области им также уплачиваются алименты на дочь от первого брака в размере 1/4 части всех видов заработка. При этом в обоснование своего иска истец ссылался на изменение своего материального положения (получение заработной платы в размере 10 000 рублей в месяц, нахождение на его иждивении престарелой матери), а также на то обстоятельство, что его дочь от первого брака находится в менее выгодном материальном положении по сравнению со вторым ребенком.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судья исходил из того, что на момент рассмотрения спора размер алиментов в твердой денежной сумме, уплачиваемый истцом на сына, был ниже величины прожиточного минимума, установленного для детей в Орловской области. Получение истцом дохода в указанном им размере, по мнению судьи, не являлось основанием для снижения размера алиментов, поскольку доказательств невозможности получения истцом более высокого дохода (наличия заболевания, инвалидности) истец суду не представил. Доводы о нахождении на иждивении истца престарелой матери судом также были отклонены, так как пенсия, получаемая его матерью, превышала величину прожиточного минимума для лиц данной категории.

Читайте также:
Прошел суд по кредиту: что будет дальше

Судья правильно указал, что изменение материального положения родителей само по себе не может ограничить право ребенка на необходимое и достойное содержание и не является безусловным основанием для снижения размера алиментов, поскольку необходимо установить, что такое изменение не позволяет лицу, обязанному уплачивать алименты, поддерживать выплату алиментов в прежнем размере. При этом сохранение прежнего размера алиментов на одного ребенка не свидетельствует об ущемлении прав другого ребенка на его содержание либо на нарушение прав лица, обязанного уплачивать алименты в прежнем размере.

В большинстве случаев наличие на иждивении плательщика алиментов других детей, в отношении которых вопрос о взыскании алиментов в судебном порядке не разрешался, не являлось для судов безусловным основанием для изменения размера алиментов, что следует признать правильным.

Например, мировым судьей Дятьковского района Брянской области отказано в удовлетворении иска П. об уменьшении размера алиментов на несовершеннолетнего ребенка с 1/4 до 1/6 части всех видов заработка истца. Обращаясь с указанным иском, истец ссылался на рождение ребенка от второго брака. Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что с учетом взыскиваемых алиментов уровень обеспеченности семьи истца (на каждого члена семьи) превышает размер выплачиваемых алиментов на ребенка от первого брака, мировой судья обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для уменьшения размера алиментов.

В ряде случаев плательщики алиментов обращались с требованием о снижении размера алиментов, ссылаясь на образовавшуюся задолженность по алиментам. Указанное обстоятельство судами правильно не расценивалось в качестве безусловного основания для изменения (снижения) размера взысканных алиментов.

Так, решением мирового судьи Республики Башкортостан отказано в удовлетворении иска Т. об изменении размера алиментов, взыскиваемых с него на несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 части его заработка и (или) иного дохода, до 1000 рублей. В обоснование иска Т. ссылался на наличие задолженности по алиментам, образовавшейся из-за невозможности устроиться на работу ввиду потери документов. Отказывая в иске, мировой судья правильно исходил из того, что оснований для снижения размера алиментов не имеется, поскольку на время рассмотрения спора в суде истец был трудоустроен и получал стабильную заработную плату, взысканий по другим исполнительным документам у истца не было, размер алиментов на несовершеннолетнего ребенка соответствовал установленному пунктом 1 статьи 81 СК РФ размеру алиментов.

В судебной практике встречались случаи, когда суды необоснованно удовлетворяли требование о снижении размера алиментов.

Например, решением мирового судьи Советского округа г. Липецка, оставленным без изменения апелляционным определением Советского районного суда г. Липецка, были удовлетворены требования истца об уменьшении размера алиментов, уплачиваемых им на несовершеннолетнего ребенка, в связи с ухудшением состояния здоровья истца и несением им дополнительных материальных затрат (наличие кредита, оплата съемного жилья).

Президиум Липецкого областного суда с выводами мирового судьи и суда апелляционной инстанции не согласился и исходил из того, что ухудшение состояния здоровья, не препятствующее продолжению прежней работы, не является достаточным основанием для изменения размера алиментов. Истец имеет постоянное место работы – ЗАО, занимает должность коммерческого директора. Доказательств того, что он несет дополнительные расходы на лечение, истец суду не представил. Что касается наличия кредитных обязательств, а также несения расходов на жилье, то данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют об ухудшении материального положения истца. Президиум Липецкого областного суда правильно отменил вышеуказанные судебные постановления и вынес новое решение, которым отказал в удовлетворении иска о снижении размера алиментов.

В другом случае мировой судья г. Читы, удовлетворив требования С. о снижении размера алиментов до 1/6 части заработка и иных доходов, исходил из изменившегося материального и семейного положения истца – заключения второго брака и рождения ребенка. Центральный районный суд г. Читы, отменяя в апелляционном порядке решение мирового судьи и отказывая в удовлетворении требований о снижении размера алиментов, правильно указал, что мировой судья не принял во внимание, что распределение бремени доказывания по искам о взыскании алиментов носит общий, предусмотренный статьей 56 ГПК РФ, характер. На лице, которое заявило требование об изменении размера взыскиваемых алиментов, лежит обязанность доказать обстоятельства, наличие которых является основанием для уменьшения взыскания. Между тем истец, обосновывая свои требования рождением второго ребенка, доказательств, подтверждающих недостаточное материальное обеспечение семьи, суду не представил. Не привел истец и иных заслуживающих внимание обстоятельств для снижения размера алиментов. Разрешая спор, мировой судья также не проверил, не окажется ли совместный ребенок сторон в случае снижения размера алиментов менее обеспеченным, чем сын истца от второго брака.

Имели место случаи, когда плательщики алиментов просили изменить взыскание алиментов, определенных судом в твердой денежной сумме, на взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу.

Разрешая такие споры, суды, в частности, исследовали вопросы о том, какие обстоятельства служили основанием для установления размера алиментов в твердой денежной сумме, изменились ли эти обстоятельства при предъявлении указанных требований, как скажется изменение размера алиментов на материальном положении ребенка.

Например, решением мирового судьи Алтайского района Алтайского края отказано в удовлетворении требований З. о взыскании алиментов в долевом отношении к заработку, вместо производимого взыскания алиментов на ребенка в размере 2 200 рублей ежемесячно.

В судебном заседании нашел свое подтверждение довод истца о том, что он трудоустроился, однако, как было установлено, истец принят на работу с испытательным сроком, который еще не окончен. Доказательств того, что истец имеет иное постоянное место работы и получает стабильную заработную плату либо имеет иной постоянный доход, суду представлено не было.

Учитывая названные обстоятельства, мировой судья пришел к выводу о том, что истец не имеет регулярного заработка или иного дохода. Кроме того, отказывая в иске, мировой судья исходил также из необходимости сохранения прежнего уровня обеспечения дочери истца, который она имела до подачи данного иска.

Читайте также:
Предварительное судебное заседание в уголовном процессе

Апелляционным определением Алтайского районного суда Алтайского края решение мирового судьи оставлено без изменения.

По другому делу мировой судья г. Элисты Республики Калмыкия также отказал в удовлетворении иска Е., который просил изменить установленный размер алиментов на содержание ребенка с 1/2 части прожиточного минимума для детей до 1/3 части его заработка (дохода) в связи с существенным изменением его материального положения.

Принимая такое решение, мировой судья исходил из того, что на момент обращения Е. с указанным иском его обязательства по содержанию сына от первого брака прекратились в связи с достижением ребенком совершеннолетия. Кроме того, одним из оснований для взыскания алиментов в долевом отношении к заработку в силу статей 81, 83 СК РФ является наличие постоянной работы и регулярного заработка, однако в судебном заседании было установлено, что Е. не работает, получает пособие по безработице. При этом КУ РК “Центр занятости населения города Элисты” зафиксирован отказ Е. от подходящей работы. С учетом установленного мировой судья пришел правильно к выводу об отсутствии правовых оснований для изменения размера взыскиваемых с истца алиментов.

В ряде случаев суды, отказывая в удовлетворении иска об изменении размера алиментов, полагали, что если алименты были присуждены в твердой денежной сумме, то они не могут быть изменены на алименты в долевом отношении к заработку.

Данная позиция является ошибочной, поскольку изменение размера алиментов в порядке, установленном статьей 119 СК РФ, допустимо и в случае, если алименты были присуждены в твердой денежной сумме. Однако в указанном случае истец должен доказать изменение (отсутствие) обстоятельств, послуживших основанием для взыскания алиментов в твердой денежной сумме (статья 83 СК РФ).

Наиболее распространенным обстоятельством, служившим основанием для обращения получателя алиментов в суд с иском об увеличении размера взыскиваемых алиментов в случае, если плательщик алиментов уплачивал алименты на двух и более детей в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу, являлось достижение одним из детей совершеннолетия.

Как правило, такие иски удовлетворялись судами.

Например, мировым судьей Суражского района Брянской области рассмотрено гражданское дело по иску Щ.Н. к Щ.С. об увеличении размера алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетнего ребенка, с 1/6 до 1/4 части всех видов заработка ответчика. Истец мотивировала свои требования тем, что решением мирового судьи с ответчика взысканы алименты на содержание двоих несовершеннолетних детей по 1/6 части всех видов заработка, в настоящее время один из детей достиг совершеннолетия, алиментные обязательства в отношении его прекратились, в связи с чем размер алиментов, взыскиваемых на другого ребенка должен быть увеличен с 1/6 до 1/4 части всех видов заработка плательщика алиментов. Иск был удовлетворен, решение не обжаловалось.

Кроме того, имели место случаи, когда получатели алиментов в целях увеличения размера алиментов обращались с иском в суд о взыскании алиментов в твердой денежной сумме вместо производимого на основании решения суда (либо судебного приказа) взыскания алиментов в долевом отношении к заработку. В обоснование таких требований истцы ссылались на то, что взыскание алиментов в долевом отношении к заработку более не отвечает интересам ребенка, поскольку составляет незначительную сумму, нередко не достигающую даже размера прожиточного минимума на детей, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, что не позволяет содержать ребенка и обеспечивать его жизненные потребности.

Разрешая такие споры, суды проверяли, действительно ли изменилось материальное, семейное положение сторон, имеются ли иные заслуживающие внимание обстоятельства, являющиеся основанием для изменения размера взыскиваемых алиментов.

Например, решением Центрального районного суда г. Калининграда изменен размер алиментов, взысканных в долях: алименты установлены в твердой денежной сумме в размере 7 000 руб., что составляло 1,14 доли величины прожиточного минимума для детей в Калининградской области.

Обращаясь с данным иском в суд, истец ссылалась на то, что доход, из которого исчислены алименты, не соответствует действительному материальному положению ответчика. Кроме того, перечисляемые ответчиком на дочь алименты в размере 1/4 части всех видов его заработка и (или) иного дохода не превышают 1500 руб., что не соответствует прежнему уровню обеспечения дочери.

Согласно сведениям межрайонной ИФНС по г. Калининграду доход ответчика составил 6 500 руб. в месяц. Между тем судом установлено, что ответчик, являясь индивидуальным предпринимателем, арендует нежилое помещение, которое используется им для розничной торговли, при этом ежемесячный размер арендной платы значительно превышает размер его дохода. Кроме того, ответчиком получены значительные денежные средства от продажи 1/2 доли принадлежащего ему на праве собственности земельного участка. Самим ответчиком также не оспаривалось, что ежемесячно он несет расходы, превышающие размер его дохода. С учетом указанных обстоятельств суд обоснованно пришел к выводу о том, что установленный доход ответчика не соответствует его действительному материальному положению. Изменяя размер алиментов, суд также исходил из необходимости сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения. С таким решением суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.

Обобщение судебной практики показало, что при рассмотрении дел об увеличении либо об уменьшении размера алиментов в связи с изменением материального или семейного положения сторон после установления в судебном порядке размера алиментов некоторые суды ошибочно руководствовались пунктом 2 статьи 81 СК РФ.

В данном случае необходимо руководствоваться статьей 119 СК РФ, поскольку именно этой нормой определены основания для изменения или освобождения от уплаты алиментов, размер которых установлен в судебном порядке. Что же касается пункта 2 статьи 81 СК РФ, то он регулирует возможность уменьшения или увеличения размера долей, установленных пунктом 1 статьи 81 СК РФ, при первоначальном определении судом размера алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних в судебном порядке.

Изменение размера алиментов

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Средства, которые родители при раздельном проживании выделяют на содержание несовершеннолетних детей, называют алиментами. Их размер и порядок уплаты супруги определяют самостоятельно или в судебном порядке. При этом, рассмотрев все представленные истцом и ответчиком обстоятельства, суд может изменить размер выплат.

Алименты средства на содержание ребенка

Ст. 80 гл. 13 СК РФ определяет, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Форма и порядок предоставления содержания определяется родителями самостоятельно.

Но удается это не всегда. Например, часто вопрос об алиментах остро встает в случае развода супругов. Или если один из родителей даже при совместном проживании отказывается принимать участие в воспитании и содержании несовершеннолетнего ребенка, тогда и возникает необходимость установления алиментных обязательств. Данное понятие определено СК РФ.

Читайте также:
Заявление о составлении мотивированного решения мирового судьи

Родители могут добровольно, не прибегая к судебному производству, договориться о том, как они будут содержать ребенка, определить форму и порядок содержания.

По согласию супругов один из родителей может выделять средства на сына или дочь в твердой сумме или определенной части от всех видов дохода.

Гл. 16 СК РФ предоставляет родителям возможность самостоятельно подготовить, оформить и подписать соглашение об уплате алиментов. Но такое соглашение будет иметь юридическую силу только после его заверения нотариусом. В противном случае при несоблюдении одной из сторон пунктов договора другая сторона не сможет оспорить его в судебном порядке. В то же время грамотно составленное и оформленное соглашение об алиментных обязательствах приравнивается к исполнительному листу. Пострадавшая сторона вправе направить его в исполнительные органы (в отдел судебных приставов) для взыскания денег с нерадивого родителя в установленном порядке. Поэтому лучше всего доверить решение столь важного вопроса квалифицированному специалисту.

Если родители находятся в разводе или не могут полюбовно договориться о содержании детей, то им стоит обратиться в суд. Для этого истец должен подготовить исковое заявление и приложить к нему пакет необходимых документов. Документы подаются в двух экземплярах: один передается в суд, второй остается у заявителя.

Размер алиментов

Взыскание алиментов является подсудностью мировых судей.

Размер алиментов, уплачиваемых родителями, в судебном порядке устанавливается в соответствии со ст. ст. 80 и 81 СК РФ. Если супруги не заключали между собой соглашения, выплаты взыскиваются с ответчика следующим образом:

  • на одного ребенка одна четвертая часть (25 процентов) от всех видов заработка и доходов;
  • на двух детей одна третья часть (33 процента) от всех видов доходов;
  • на трех и более детей половина (50 процентов) всех видов заработка и доходов.

Если доходы плательщика постоянные, выплаты могут быть установлены в твердом размере. В этом случае гражданин обязан ежемесячно отдавать сумму, определенную судом.

Изменение размера алиментов

Причинами могут быть изменения материального и семейного положения сторон, а также другие заслуживающие внимания обстоятельства.

В зависимости от обстоятельств размер долей алиментов может быть изменен по решению суда в сторону увеличения и уменьшения.

Основаниями для уменьшения являются следующие:

  • инвалидность плательщика;
  • потеря трудоспособности;
  • взыскание алиментов на содержание детей от разных материей;
  • наличие у плательщика других иждивенцев, которые в результате недополучают средства на содержание, положенные по закону, или получают их в меньшем размере;
  • наличие у плательщика чрезвычайно высоко дохода. В этом случае положенных 25 процентов на одного ребенка может оказаться слишком много для удовлетворения его повседневных потребностей;
  • существенное снижение доходов плательщика или другие проблемы и обстоятельства, которые суд посчитает важными.

Размер алиментов может быть не только уменьшен, но и увеличен.

Основаниями для увеличения являются следующие моменты:

  • существенное снижение доходов получателя выплат вследствие уменьшения заработной платы;
  • потеря получателем работы (например, в результате сокращения штата);
  • значительный рост цен на потребительские товары при неизменной зарплате получателя алиментов;
  • серьезное ухудшение состояния здоровья получателя, в результате которого ему требуются серьезные средства на собственное обеспечение. При этом на ребенка выделять деньги не представляется возможным;
  • появление иждивенцев у получателя (это может быть рождение другого ребенка, престарелые родители, выплата алиментов по решению суда другим иждивенцам)
  • смерть лица, оказывавшего получателю материальную поддержку (родителя или супруга).
  • появление у плательщика дополнительных доходов, улучшение его материального состояния;
  • прекращение обязательств по содержанию в отношении лиц, которые ранее находились на иждивении (совершеннолетие детей, развод с супругой, находящейся на иждивении и т.д.).

В любом случае вопрос о том, уменьшить или увеличить размер алиментов, решает только суд. Поэтому заинтересованному лицу следует обращаться с соответствующим исковым заявлением.

Исковое заявление об изменении размера алиментов

Для решения вопроса по изменению размера алиментов в суд предоставляется соответствующее исковое заявление. С иском может выйти как получатель выплат, так и плательщик.

При составлении этого документа обязательно укажите следующую информацию:

  • наименование судебного учреждения, в которое подается иск;
  • информацию об истце и ответчике, ФИО, места жительства, контактные телефоны (если есть);
  • полное название документа: «Исковое заявление об увеличении (или снижении) размера алиментов»;
  • общую цену иска (денежную сумму, на которую планируется увеличить или уменьшить выплаты);
  • все исчерпывающие обстоятельства, которые привели к необходимости корректировки суммы;
  • требование к суду (раздел «Прошу»);
  • перечень прилагаемых документов.

В конце поставьте дату составления иска и свою подпись.

Образец искового заявления вы можете взять непосредственно в суде на информационных стендах или скачать на официальном сайте суда. Лучше всего брать документы с сайта того судебного органа, в который вы собираетесь обращаться.

Изменение размера алиментов. Госпошлина

При подаче искового заявления об изменении размера алиментов необходимо предварительно уплатить госпошлину. Ее размер определяется из стоимости заявленного иска. Если она менее 20 тысяч рублей, госпошлина составит 4 процента от суммы, но не менее 400 рублей.

При величине требований от 20 000 до 100 000 рублей нужно заплатить 800 рублей + 3% от суммы, превышающей 20 000 рублей.

За требования в размере от 100 000 до 200 000 рублей следует уплатить госпошлину в 3200 рублей + 2 процента от суммы, превышающей 100 000 рублей.

Если вы заявляете иск на сумму от 200 000 рублей до 1 млн. рублей, госпошлина составит 5 200 рублей +1 процент от суммы, превышающей 200 000 рублей.

При иске от 1 млн. рублей госпошлина составит 13 200 рублей +0,5 процента от суммы, превышающей 1 млн. рублей, но не более 60 000 рублей.

При подаче заявления с требованиями, не подлежащими оценке, уплачивается госпошлина в фиксированном размере 300 рублей.

Изменение размера алиментов на твердую денежную сумму

Для получения выплат в твердой денежной сумме нужно обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. Фиксированная сумма в качестве установленной формы оплаты применяется в случае:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: