Статья 37 конституции РФ с комментариями

Статья 37 конституции РФ с комментариями

КОНСТИТУЦИЯ *

(с изменениями на 14 марта 2022 года)

Принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными
в ходе общероссийского голосования 1 июля 2022 года

* Текст Конституции Российской Федерации с изменениями на 14 марта 2022 года, опубликованный на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 04.07.2020, см. по ссылке. – Примечание изготовителя базы данных.

Документ с изменениями, внесенными:

____________________________________________________________________
В часть 1 статьи 65 Конституции внесены изменения в соответствии с:
Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 года N 20 (Российская газета N 7, 13.01.96);
Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 года N 173 (Российская газета N 31, 15.02.96);
Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 679 (Российская газета, N 111, 14.06.2001);
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 года N 841 (Российская газета, N 151, 30.07.2003);

Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 года N 1-ФКЗ (Российская газета, N 62, 26.03.2004) (изменения вступили в силу с 1 декабря 2005 года);

Федеральным конституционным законом от 14 октября 2005 года N 6-ФКЗ (Российская газета, N 234, 19.10.2005) (изменения вступили в силу с 1 января 2007 года);

Федеральным конституционным законом от 12 июля 2006 года N 2-ФКЗ (Российская газета, N 153, 15.07.2006) (изменения вступили в силу с 1 июля 2007 года);

Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 года N 6-ФКЗ (Российская газета, N 2, 11.01.2007) (изменения вступили в силу с 1 января 2008 года);

Федеральным конституционным законом от 21 июля 2007 года N 5-ФКЗ (Парламентская газета, N 96-97, 26.07.2007) (изменения вступили в силу с 1 марта 2008 года);

Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.03.2014);

Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 года N 130 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.03.2019, N 0001201903270019).

В документе учтено:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Читайте также:
Статья 168 НК РФ с комментариями

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Поправки к Конституции как односторонний отказ государства от исполнения обязательств

Конституция – это основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Этот документ регулирует основные правоотношения между гражданами и своим государством. Принятая на всенародном референдуме, в самом общем виде, это – общественный договор, с которым согласились стороны властеотношений : Государство и Народ (Граждане)[1].

По действующей российской Конституции обязанностей Народа (Граждан) немного:

– платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

– сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

– нести военную службу в соответствии с федеральным законом (ч.2 ст. 59).

Обязанностей Государства значительно больше:

– признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст.2);

Читайте также:
Статья 46 ЖК РФ с комментариями

– гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст. 17);

– направлять политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст. 7);

– охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.3 ст.7) и др.

– определяет приоритетность прав Гражданина: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18);

– устанавливает запрет на их умаление: в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст.55);

– устанавливает запрет на ограничение особо значимых личных прав Гражданина даже в период чрезвычайного положения (ч.3 ст. 56);

– устанавливает запрет на изменение основ правового статуса личности в Российской Федерации иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией (ст.64).

Односторонний отказ Государства от своих конституционных обязательств

Универсальные Законы Паркинсона гласят, что:

– чиновник множит подчиненных, но не соперников;

– чиновники работают друг для друга;

– сколько бы денег у государства ни было, их всегда понадобится растратить[2].

Практика подтверждает выводы ученого: любая бюрократия склонна сократить свои обязанности за счет прав граждан. Любое государство в отсутствии гражданского общества как газ заполняет собой все свободное пространство.

Российская Федерация не стала исключением: в условиях слабого народного контроля Государство[3] неоднократно сокращало свои обязательства в ущерб правам всего Народа и его отдельных Граждан.

В некоторых случаях это происходило на уровне федеральных законов.

Самые известные примеры – это:

– монетизация льгот, при помощи которой Государство сократило натуральные социальные обязательства перед Гражданами [4];

– увеличение пенсионного возраста Граждан, которое сэкономило средства Пенсионного Фонда России[5].

В некоторых случаях это происходило путем внесения точечных поправок в Конституцию РФ:

– в 2008 г. Государство решило реже встречаться с Народом на выборах Президента и Государственной Думы и увеличило сроки полномочий этих органов власти (на 2 года и 1 год соответственно)[6];

– в 2014 г. Государство решило изменить в свою пользу практику разрешения налоговых споров и сократило число высших судов за счет ВАС РФ[7].

В 2022 г. Государство решилось на существенные и многочисленные изменения условий общественного договора. В текст 3-9 глав Конституции РФ внесены поправки[8], «продиктованные самой жизнью»[9].

Анализ основных поправок в Основной закон говорит о том, что они продиктованы жизненными интересами чиновников Государства, не справившимся со своими конституционными обязанностями.

О чем говорят поправки в Конституцию

Государство признало, что за 26 лет ему не удалось стать современным правовым демократическим социальным государством с рыночной экономикой, основанной на частной инициативе, отрицающим государственную идеологию и цензуру, уважающим политический плюрализм, свободу убеждений, достоинство личности. Ему «жизненно необходимо» вернуть во властеотношения архаику: веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признание исторически сложившегося государственного единства (ст. 67.1).

Эта архаика вносит неопределенность (какому именно Богу, какому именно государству, в какой именно период) и очевидно не учитывает интересы граждан – атеистов, унижает граждан, репрессированных советским государством, оскорбляет память россиян, угнетенных царским режимом, потомков крепостных и рабов, подданных, плативших дань Орде.

Новелла о правопреемстве с СССР очевидно противоречит государственному празднику 12 июня – «дню независимости России», символизирующему отречение новой России от распавшегося неэффективного тоталитарного государства.

Выделение русского народа в качестве государствообразующего (ст. 68) умаляет достоинство других равноправных народов Российской Федерации и не способствует крепости союза этих народов.

Действующее российское Государство признало, что не в состоянии исполнять подписанные международные договоры и собирается впредь нарушать международное право, если оно будет противоречить его, Государства, интересам. Нетрудно заметить, что редакция новой ст. 79 противоречит положениям сохраняющей силу ч.4 ст. 15 Конституции РФ.

Государство проявило неуважение к Конституции РФ, когда включило в ее текст поправки несистемно (по смыслу не имеющие отношения к главе 3 Конституции РФ «Федеративное устройство»), излишне (эти номы уже предусмотрены в федеральных законах) и нарушая внутреннюю организацию документа (новые номы противоречат нормам несменяемых глав 1-2 Конституции РФ).

Исключение по числу предельных сроков занятия одним лицом должности Президента РФ (п.3.1 ст. 81) применимо только для двух физических лиц. Оно нарушает принцип всеобщности и равенства прав граждан, сменяемость власти и покушается на республиканский способ правления, как таковой, фактически наделяя действующего президента пожизненными властными полномочиями.

Читайте также:
Инструкция по заполнению 6 НДФЛ с комментарием

Расширение полномочий Президента РФ по формированию Правительства, Совета Федерации и наделение его правом лишать полномочий судей (в том числе — высших судебных инстанций) и прокуроров (ст.83) покушаются не только на конституционный принцип разделения всех ветвей власти, принцип независимости судебной власти, но и на квалификацию российского государства как правового (ст.1, 10, 11 Конституции РФ).

Эти поправки (в совокупности с новым правилом о неприкосновенности бывшего президента, ст.92.1) наглядно иллюстрируют, чьи именно жизненные интересы они реализуют.

Государство признало свою неспособность взаимодействовать с гражданским обществом и уважать местную инициативу Граждан. Включение органов местного самоуправления в систему государственной власти лишает их самостоятельности (ч.3ст.132). Это противоречит ст. 12 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления (муниципальная власть) не входит в систему органов государственной власти[10] .

Конституционные поправки учитывают интересы Государства, при этом не добавляют прав Гражданам.

Так, гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (ч.5 ст. 75) и индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом (ч.6 ст. 75) повторяют нормы соответствующих федеральных законов. Кроме того, реальное исполнение этих гарантий зависит от воли самого Государства (установление МРОТ и индексация пенсий находится в компетенции Правительства РФ), что превращает их в пустую декларацию.

Для чего нужно «всенародное голосование»?

Ответ очевиден: для получения согласия Народа (Граждан) с новыми правилами общественного договора. Но имитационность этого акта подтверждается несколькими обстоятельствами:

– поправки уже прошли все стадии принятия, по Конституции РФ вступили в силу и юридически «всенародное голосование» излишне;

– не установлен порог явки и в случае, когда проголосует всего 1 Гражданин, голосование будет признано состоявшимся;

– за несколько десятков поправок голосование идет как за одну, что затрудняет волеизъявление Граждан в случае различного их отношения к отдельным поправкам;

– неприменение к этой процедуре общих правил, предусмотренных законодательством о выборах или референдуме;

– проведение голосования в период непрекратившейся пандемии коронавируса негативно влияет на явку избирателей и качество наблюдения за чистотой голосования и подсчета голосов Граждан;

– «всенародное голосование» организуется, рекламируется, проводится, обеспечивается Государством, а Народ лишен возможности агитировать, контролировать его проведение, считать голоса, оспаривать его результаты в суде.

В условиях, когда итог «всенародного голосования» предопределен заранее, признать изменения общественного договора двухсторонним и честным нельзя.

К чему могут привести изменения властеотношений

Такое фактически одностороннее изменение общественного договора, совершенное Государством на крайне невыгодных для Народа (Граждан) условиях, под влиянием обмана и неблагоприятных обстоятельств (эпидемия, административный ресурс), похоже на кабальную сделку. Ст. 179 ГК РФ относит такие сделки к оспоримым, но сами поправки (ст. 79) в принципе закрывают дверь для их эффективного оспаривания в международных судах.

Естественный способ защиты нарушенного договорного права – это соразмерное сокращение своих договорных обязанностей. Гражданское право учит, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст.14 ГК РФ).

Уровень нарушения прав Граждан будет виден со временем, но уже сейчас понятно, что Государство фактически отказалось от ряда свих обязательств перед Гражданами.

В период пандемии коронавируса Государство не помогло своим налогоплательщикам:

– не компенсировало их убытки и неполученные доходы за счет «подушки безопасности», собранной с них ранее в виде налогов;

– обязало предпринимателей оплачивать сотрудникам заработную плату в период объявленных Государством нерабочих дней за свой счет;

– не отменило, но только отсрочило налоговое бремя.

При этом Государство не проявило солидарности с Народом:

– наблюдая сокращение зарплат в бизнесе, не сократило высокие зарплаты своих чиновников;

– констатируя сокращение доходов Граждан, не компенсировало их из бюджета, не сократило текущие бюджетные траты;

– тестировало, лечило, и снабжало СИЗ своих чиновников за государственный счет, при этом не выдавало Гражданам СИЗ бесплатно за счет бюджета.

Конституционный «тест на коронавирус» российское Государство не прошло: его финансовая помощь своим Гражданам в период пандемии была гораздо менее значительной, чем у любого государства – члена G-20, обладающего сопоставимыми экономическими возможностями.

Если верно предположение, что конституционные поправки оформляют изменение курса Государства с демократического на авторитарный (самоизоляцию, огосударствление и милитаризацию экономики), то естественным итогом следования этим курсом будут властеотношения и экономики, аналогичные современным деспотиям (Венесуэла, Иран или Северная Корея).

Такие перспективы убийственны для российского частного бизнеса и налогоплательщиков – физических лиц, которые рискуют не только имуществом, но личной свободой и правом на существование. В такой ситуации каждый налогоплательщик будет определять свой способ самозащиты прав в общественном договоре с Государством: ограничение или прекращение коммерческой деятельности, налоговая оптимизация или минимизация налоговых платежей, перенос места ведения бизнеса и самой жизни за пределы юрисдикции Государства или что-то еще.

Читайте также:
Статья 51 конституции РФ с комментариями

Возможно, в 2022 г. пришло время российскому Государству и российскому Народу на деле убедиться в верности одного из правил С.Н. Паркинсона: «дешевое государство лучше»[11]

[1] Теория общественного договора определяет Конституцию как договор между населением и государством, где определяется порядок формирования государства и взаимоотношение сторон // https://ru.wikipedia.org/wiki/Конституция.

[2] См. Паркинсон С.Н. Полный свод Законов Паркинсона и мисс Паркинсон. – М. – : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 79, 109.

[3] Здесь и далее под Государством понимается не институт публичной власти, а совокупность чиновников, занимающих ключевые государственные посты и получающие оплату из бюджета РФ (СРФ).

[4] См. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

[6] См. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ “Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы”.

[7] См. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации”.

[8] См. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2022 N 1-ФКЗ “О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти”.

[9] Такой комментарий этим поправкам дал президент РФ В.В. Путин.

[10] Что соответствует общепризнанным нормам международного права, в частности – ч.2 ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления.

[11] См. Паркинсон С.Н. Указ. Соч. С. 153.

Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Комментарий 1

Комментарий 2

1. Свобода труда в Российской Федерации реализуется в следующих формах: заключение трудового договора (контракта), вступление в члены корпоративной организации, индивидуальная и частнопредпринимательская деятельность. Каждый может создать предприятие в установленном законом порядке или осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. ТК предусматривает, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

– избрания (выборов) на должность;

– избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

– назначения на должность или утверждения в должности;

– направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;

– судебного решения о заключении трудового договора;

– фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

2. Одной из гарантий свободы труда является запрет принудительного труда. Принудительным трудом в соответствии со ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.) считается любая форма принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, предусмотренных военной службой, в условиях чрезвычайного положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией МОТ № 29 (1930 г.), а также ТК.

3. Право на труд в условиях безопасности и гигиены не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всем производством. Но государство гарантирует работнику и требует от работодателя соблюдения определенных Конституцией условий: условия труда должны отвечать требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд должно выплачиваться без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Если эти требования не обеспечиваются, работодатель несет за это ответственность вплоть до уголовной.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую занятости населения, и бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве или переобучении.

Читайте также:
Статья 119 семейного кодекса РФ с комментариями

4. Трудовые споры – это неурегулированные разногласия между работником и работодателем (индивидуальный трудовой спор) или коллективом работников и работодателем (коллективный трудовой спор) по поводу условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, применения трудового законодательства. Коллективный трудовой конфликт разрешается с использованием примирительных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 23.11.1995 № 175-ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров”. Забастовка признается крайней мерой разрешения трудового спора, применяемой с целью оказания давления на работодателя.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в соответствии с ТК комиссиями по трудовым спорам и судом.

5. Гарантиями права на отдых является установление максимальной продолжительности рабочего времени (не более 40 часов в неделю); видов времени отдыха, к которым в соответствии с ТК относятся:

– перерывы в течение рабочего дня (смены);

– ежедневный (междусменный) отдых;

– выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

– нерабочие праздничные дни;

Ежегодный отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней предоставляется всем работникам с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы.

Статья 37 Конституции РФ

Статья 37 Каждый имеет право на труд

Согласно статье 28 Конституции РФ (Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.) В связи с моими убеждениями я не могу принимать ИНН как идентификатор личности поэтому я от него отказался, а хочу чтобы все отчисления и документооборот в отношении меня велся по Фамилии Имени Отчеству. Я хочу заниматься предпринимательской деятельностью и честно платить налоги своему государству которое по ст 37 Конституции РФ обещает ( Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.) ВОПРОС ПОЧЕМУ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ НАРУШАЮТ КОНСТИТУЦИЮ И ОТКАЗЫВАЮТСЯ РЕГИСТРИРОВАТЬ МЕНЯ КАК “ИП” БЕЗ ИНН.

18 Ноября 2013, 10:49, вопрос №300446Алеша, г. Москв

Здравствуйте, Алексей. Перечитайте еще раз статью 37 Конституции РФ, которая говорит о свободе вероисповедании и т.д, то есть об общих принципах, а по поводу ИНН, вы должны его иметь по налоговому законодательству, и никаких ваших прав ИНН не ущемляет. Кстати за отсутствие ИНН вы заплатите штраф.

Сообщаю Вам, что Конституция РФ имеет прямое действие на территории России. Вы вполне логично изложили взаимосвязь основных прав и гарантий. При обращение в ИФНС России за государственной регистрацией Вы получили письменный отказ в регистрации по определённым основаниям. Я бы посоветовал обжаловать этот отказ в судебном порядке со ссылкой на нормы Конституции. Результат предположить в этом случае можно, но зачем делать предположения, если суд вынесет решение и пояснит его, а уже на основании данного решения можно будет выстраивать свою дальнейшую стратегию. Можно также поискать практику в ЕСПЧ по данному вопросу, возможно есть смысл дойти до этой международной инстанции.

А это ответ ВАШЕГО коллеги и он более грамотный ибо никакое налоговое законодательство не должно расходиться с конституционными законами. И штраф я никакой платить не собираюсь ну это уже другой вопрос.

для начала необходимо вам объяснить, что ИНН по действующему законодательству да и по здравому рассуждению не заменяет имени человека. Кроме того, если учитывать религиозное обоснование, если вы обратите внимание, то при получении ИНН от человека не требуют отказа от Христа, от Бога. Следовательно, ИНН — всего лишь персонализированный идентификатор налогоплательщика (не личности. ) только и исключительно в целях налогообложения, для исключения неверного налогообложения лиц имеющих сходные или идентичные данные. Поскольку введение ИНН было оформлено законодательно, ваш отказ в предоставлении ИНН рассматривается налоговой обоснованно как отказ выполнить требование закона о регистрации вас как субъекта предпринимательской деятельности, поскольку при налогообложении ИП в учетных документах ФНС идет привязка к вашему идентификатору в налоговой (ИНН). Ваше личное убеждение, идущее в противоречие с законами РФ не может рассматриваться как достаточное основание для удовлетворения вашего желания быть зарегистрированным в качестве ИП без соблюдения требований закона. Налоговая не нарушает закона в данном случае.

И как правильно кто-то сказал, не следует смешивать вопросы веры с вопросами предпринимательства. Разные материи.

Вы мне не консультацию даете а убеждения свои говорите, а мои убеждения с вашими не совпадают ибо по моим убеждениям достаточно ФИО и не какой номер налогоплательщика мне не нужен и привязки к Вашему как вы пишите идентификатору я тоже не хочу иметь кроме одно идентификатора -Имени Фамилии Отчества а законы идут в разрез с морально-этическими нормами то вы их сами соблюдайте тогда а мы и так будем трудиться, а то законов то много понаделали скоро и в РФ однополые браки разрешат и сними посоветуюте соглашаться а убеждение это не мое личное а многих людей вот сюда посмотрите передачку точка зрения http://www.youtube.com/watch?v=sfHUKxH3l8E

Читайте также:
Статья 723 ГК РФ с комментариями

это не убеждения. Это Закон. И расхождение ваших убеждений с законом (повторюсь) закона не отменяют. А далее не буду вступать в полемику. Ваше дело. А насчет ЕСПЧ — коллега вам уже дала ответ.

И главное — не стоит переходить на личности. То что вы предлагаете мне посмотреть — я смотрел. Массовый психоз. Подумайте над словами пс. 26 «Господь – просвещение моё и Спаситель мой: кого убоюсь?» плюс послание ап. Павла к евреям стоит вспомнить.

Нарушений никаких нет. В Налоговом законодательстве есть исчерпывающий список документов необходимых для регистрации ИП. Индивидуальный предприниматель должен платить налоги, а как же это сделать, если нет индивид. налогового номера? Тогда и нет ИП!

С 1 января 2007 г. согласно пункту 7 статьи 84 Налогового кодекса РФ
«физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями,
вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в
представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или
иных документах, указывая при этом свои персональные данные»… К физическим лицам, не являющимися предпринимателями также относятся
адвокат, учредивший адвокатский кабинет, частный нотариус, частный
детектив и другие самозанятые граждане.

Плохие ВЫ юристы если нарушений не видите, статья 28 КОНСТИТУЦИИ (наивысшего гаранта прав) гарантирует свободное вероисповедание, по моему убеждению религиозному я не могу принимать индикатор в виде номера ИНН а налоги платить по ФИО не отказываюсь, а по ст.37 КОНСТИТУЦИИ каждый гражданин. а я гражданин у меня есть паспорт и гражданство имеет право на труд я хочу торговать вопрос как государство реализует мои законные права, ответ ни как потому что прессинг идет и из нас дураков хотят сделать – диктатура называется вот и выжываем как можем, и никакому до нас дела нет, ну оставили бы тогда альтернативу по ФИО так нет, с такими рассуждениями вам скоро и чипы будут ставить а вы будете говорить нет нарушений СПАСИБО за ответ http://www.youtube.com/watch?v=sfHUKxH3l8E

Алеша, добрый день!

Дополню по этому поводу своих коллег.

В практике российских судов встречаются, например, дела по жалобам верующих на присвоение им индивидуального номера налогоплательщика (ИНН). Позиции высших судов Российской Федерации по указанной проблеме схожи.

В соответствующих судебных актах разъясняется, что оснований для вывода о том, что присвоение физическому лицу без его согласия идентификационного номера налогоплательщика нарушает его свободу совести и вероисповедания, не имеется.

Справедливость данного вывода признается и на международном уровне: согласно решению ЕСПЧ от 03.12.2009 по делу «Скугар и другие (Skugarand and Others) против России» (жалоба N 40010/04)

обжалование присвоения индивидуальных номеров налогоплательщика, против которого заявители возражали по религиозным соображениям, признано неприемлемым (необоснованным).

Кроме того, Европейский суд отметил, что «законодательство общего характера, применяемое на основе беспристрастности и без какой-либо связи с личными религиозными убеждениями человека, по существу не может рассматриваться как вмешательство в его свободу совести и вероисповедания. Кроме того, содержание официальных государственных документов или баз данных не может находится в зависимости от желаний отдельных лиц».

Вы можете посмотреть следующие решения высших судов РФ как подтверждающие нашу общую с коллегами позицию.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 г. N 287-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Можнева Ивана Федоровича и коллективной жалобы граждан Гирдюк Татьяны Сергеевны, Маркеловой Людмилы Николаевны, Ращинской Галины Владимировны и других на нарушение их конституционных прав абзацем первым пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2003. N 6;

Определение Верховного Суда от 1 марта 2006 г. по делу N 13-В05-13 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2007. N 2;

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2006 г. N 598-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смокотина Вячеслава Витальевича на нарушение его конституционных прав введением в действие паспорта гражданина Российской Федерации»

В любом случае, ИНН не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица(в том числе и ваше вероисповедание).
При этом вы как налогоплательщик не лишены возможности поставить перед налоговым органом вопрос об изменении присвоенного вам ИНН, если в нем окажется некое число, затрагивающее ваши религиозные чувства (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г. по делу N 13-В05-13)

Читайте также:
Статья 1005 ГК РФ с комментариями

Статья 37 конституции РФ с комментариями

1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Труд свободен».

2. Подумайте, какими видами труда вы занимаетесь в свободное от учёбы время. Составьте рассказ о видах своего труда, используя следующий план.

1) Какие обязанности по дому есть у вас? Как вы считает, ваша помощь родителям значима для них и для вас? Почему?

2) Какие виды общественно полезного труда вы могли бы выполнять? Какие виды полезного для общества труда вы выполняли?

Из Конституции РФ.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Пример ответа.

1.Труд свободен, то есть каждый имеет право свободно выбирать ту сферу деятельности, которая ему нравится, к работе в которой он готов. Никто не может силой заставить выполнять что-то.

2.Дома у меня много обязанностей: уборка квартиры, помощь родителям в воспитании сестрёнки, я хожу в магазин за продуктами, если есть время, могу что-то приготовить на ужин, всегда мою посуду и другое. Думаю, что этим я очень помогаю родителям, так как сообща выполнять домашние дела легче и быстрее.

3.Каждый может принять участие в общественно полезном труде, например, в субботнике. Каждую весну школа проводит субботники по уборке территории, мы не только убираемся, но и сажаем деревья, цветы, потом ухаживаем за ними.

4.Уверен, что такая деятельность полезна и мне, и моим одноклассникам, так как все мы понимаем, что и от него завит, в какой среде мы будем жить, какая природа нас окружает. Мы тоже в ответе за всё. Что происходит вокруг нас.

Пояснение.

По статье № 37 Конституции может быть предложено объяснить значение других пунктов статьи.

Примеры вопросов и ответов по статье № 37 Конституции РФ.

  • «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены»- это значит, что условия труда должны соответствовать установленным правилам, нормам, не наносить вреда здоровья работнику, должна соблюдаться техника безопасности.
  • «Каждый имеет право… на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации» — это значит, что заработная плата должна соответствовать установленной государством и зависеть от качества труда, от квалификации работника; не должно быть дискриминации, но есть ущемления прав на зарплату, например, по возрасту, по полу, по тому, гражданин РФ выполняет работу или человек, приехавший законно на заработки в нашу страну.
  • «Принудительный труд запрещен» — это значит, что никто силой, помимо воли человека, не может заставлять его работать. Но надо помнить, что есть ситуации, когда человек должен выполнять работу, которая не входит в его обязанности, например, во время какой-то чрезвычайной ситуации (в школе прорвало трубу – все должны принимать участие в ликвидации аварии до приезда специалистов – такой труд НЕ считается принудительным).
  • «Каждый имеет право на отдых» — по трудовому законодательству каждый человек, работающий где-либо официально за зарплату, имеет право на следующий отдых: перерыв на обед, отдых в выходные и праздничные дни, право на отпуск. Конечно, работодатель может попросить человека выйти на робу в это время, но только с согласия самого работника.
  • «Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку» — это значит, что работник как индивидуально, так и коллективно — вместе с коллегами, имеет право высказывать вои претензии работодателю (например, на плохие условия труда, на задержку зарплаты и др.) Это могут быть письменные обращения к работодателю, в вышестоящие органы, даже разрешается забастовка – то есть прекращение работы на какое-то время, но только о ней нужно сообщить официально заранее, всё должно быть законным.
Читайте также:
Статья 343 ГК РФ с комментариями

Статья 293. Халатность

СТ 293 УК РФ.

1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

1.1. To же деяние, повлекшее причинение особо крупного ущерба, –

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, –

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, –

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным – семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 293 Уголовного кодекса

1. Согласно статье 293 УК РФ объективная сторона предполагает: а) деяние в виде действия или бездействия (неисполнение или ненадлежащее исполнение субъектом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе при наличии реальной возможности надлежащего исполнения либо обязанностей по должности); б) последствие в виде крупного ущерба (примечание к статье) или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинную связь между деянием и последствием.

2. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Второй комментарий к Ст. 293 УК РФ

1. Объективная сторона складывается из трех признаков:

1) неисполнение или ненадлежащее исполнение виновным своих служебных обязанностей;

2) наступление общественно опасных последствий в виде причинения крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) причинная связь между деянием и последствиями.

2. Неисполнение служебных обязанностей означает бездействие — несовершение лицом конкретных действий, которые оно обязано было совершить в силу своего должностного статуса. При установлении состава должностной халатности необходимо в каждом случае определить круг служебных полномочий должностного лица и установить, какие конкретно обязанности не были им выполнены без уважительных причин.

3. Под ненадлежащим исполнением обязанностей следует понимать их неполное, или некачественное, или несвоевременное выполнение.

4. Объективная сторона халатности характеризуется не просто неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, а тем, что они оказались неисполненными по причине недобросовестного или небрежного отношения виновного к службе. Под недобросовестностью нужно понимать сознательное пренебрежение всеми или некоторыми из своих обязанностей, отношение к ним как к не обязательным или не важным. Небрежное отношение к службе означает недостаточную внимательность в отношении своих обязанностей, их выполнение без должных тщательности и прилежания.

5. Халатность наказуема только при наступлении общественно опасных последствий в виде причинения крупного имущественного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Размер ущерба является крупным, если его сумма превышает 1,5 млн руб. (примечание к ст. 293 УК). О понятии существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства см. комментарии к ст. 285 УК.

Читайте также:
Статья 256 УК РФ с комментариями

6. По своей субъективной стороне может выражаться в легкомыслии или небрежности.

7. Субъект преступления — специальный: должностное лицо.

8. Причинение особо крупного ущерба (свыше 7 млн руб. — примечание к ст. 293 УК) влечет повышенную ответственность по ч. 1.1 данной статьи.

9. В части 2 предусмотрена ответственность за халатность, повлекшую по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. В последней разновидности халатность конкурирует с преступлением, предусмотренным ч. 2 ст. 109 УК. Конкуренция этих норм должна разрешаться в пользу ч. 2 ст. 293 УК, которая является специальной по отношению к ч. 2 ст. 109 УК.

10. Часть третья ст. 293 УК устанавливает ответственность за халатность, повлекшую по неосторожности смерть двух или более лиц.

Третий комментарий к статье 293 УК РФ

1. Объект халатности аналогичен объекту должностного подлога.

2. Объективная сторона содержит несколько обязательных признаков: деяние, последствия и причинная связь между ними. Особенность деяния состоит в том, что оно совершается, как правило, в форме бездействия (неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на соответствующее должностное лицо обязанностей). Бездействие наказуемо в том случае, если лицо обязано было действовать соответствующим образом и было в состоянии так действовать. Деяние альтернативно должно повлечь причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Размер крупного ущерба установлен в примечании к статье и должен превышать один миллион пятьсот тысяч рублей. Существенное нарушение является оценочным понятием и является вопросом факта (см. примечание к ст. 285 УК). Между деянием и последствиями должна быть установлена причинная связь.
Состав преступления является специфическим с точки зрения конструкции объективной стороны. Такие составы в теории уголовного права принято называть составами с реальным причинением вреда. Говоря иначе, при отсутствии указанных в законе последствий состав преступления отсутствует, виновный будет нести иную ответственность (административную, дисциплинарную).

3. Субъективная сторона халатности характеризуется неосторожной формой вины в виде преступного легкомыслия или небрежности. Преступное легкомыслие сопровождается предвидением виновным наступления вредных последствий, предусмотренных законом, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей по должности и при беспечном расчете на то, что они не наступят. Неисполнение или ненадлежащее исполнение проявляется в форме небрежности, недобросовестности должностного лица по отношению к порученным ему служебным обязанностям. Небрежность не предполагает предвидения виновным наступления негативных последствий, хотя по обстоятельствам происходящего он должен был и мог их предусмотреть. Если лицо не должно было и не могло предвидеть негативного развития ситуации, оно не может нести за это ответственность.

К квалифицирующим признакам халатности (ч. 2 ст. 293 УК) закон относит причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или причинение смерти человеку. Для установления виновности должностного лица применительно к данным последствиям необходимо доказать наличие причинной связи между его бездействием и причинением тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, что требует проведения судебно-медицинской экспертизы.
Особо квалифицирующим признаком халатности является причинение смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3 ст. 293 УК).

4. Субъектом халатности является только должностное лицо, достигшее возраста 16 лет, вменяемое.

Статья 293. Халатность

1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

1.1. To же деяние, повлекшее причинение особо крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Читайте также:
Статья 30 1 КоАП РФ с комментариями

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 293 УК РФ

1. Объективная сторона преступления состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей.

Неисполнение обязанностей заключается в фактическом бездействии при наличии обязанности действовать тем или иным образом. Ненадлежащее исполнение обязанностей — это исполнение обязанностей с нарушением требований, предъявляемых к деятельности должностного лица (нарушение сроков, допущение ошибок, неточностей и т.п.). И неисполнение, и ненадлежащее исполнение обязанностей должно являться следствием недобросовестного или небрежного отношения должностного лица к службе.

Важным моментом для наличия состава преступления является фактор наличия реальной возможности (объективной и субъективной) для исполнения (надлежащего исполнения) своих обязанностей. Наличие реальной возможности означает, что лицо могло исполнить свои обязанности при конкретных внешних условиях, а также имело к этому субъективную возможность, т.е. имело необходимый уровень профессиональной подготовки, опыт, не находилось в состоянии болезни, препятствующем выполнению служебных функций, и т.д. Если реальная возможность для исполнения обязанностей отсутствует, то отсутствует и признак недобросовестного или небрежного отношения к службе, что исключает рассматриваемый состав преступления.

Совершение указанного деяния (действия либо бездействия) для наличия состава преступления должно повлечь наступление последствия в виде причинения крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

2. В соответствии с примечанием к комментируемой статье 293 УК РФ крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. 500 тыс. руб. Данный ущерб может выражаться в причинении убытков в виде реального ущерба или упущенной выгоды.

3. К существенному нарушению прав и законных интересов можно отнести нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, создание значительных помех и сбоев в работе государственных и муниципальных структур, сокрытие тяжких преступлений и т.п. (см. также комментарий к ст. 285).

4. По своей конструкции состав преступления является материальным. Преступление окончено с момента наступления указанных в законе последствий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновность лица, а значит и состав халатности, исключаются, если в совершенном деянии отсутствует признак недобросовестного или небрежного отношения к службе.

6. Субъект преступления — специальный — должностное лицо.

7. Часть 2 комментируемой статьи 293 Уголовного кодекса РФ предусматривает квалифицированный вид халатности, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Понятие тяжкого вреда здоровью содержится в ст. 111 УК.

8. Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 комментируемой статьи) имеет место в случае, если деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц.

9. При разграничении состава халатности с иными составами преступлений необходимо исходить и из того, что этот состав является общим по отношению к целому ряду специальных норм (нарушение различных правил (строительства, производства работ, несения службы и иных)).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: