Статья 139 трудового кодекса РФ с комментариями

Статья 139 ТК РФ. Исчисление средней заработной платы

Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарии к ст. 139 ТК РФ

1. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 утв. Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, которое устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК (далее – средний заработок) (см. п.п. 2 – 19 Положения – не приводятся).

2. Статья 1086 ГК установила порядок определения заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья.

Размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности – степени утраты общей трудоспособности.

В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие. Доходы от предпринимательской деятельности, а также авторский гонорар включаются в состав утраченного заработка, при этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налоговой инспекции.

Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов.

Среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за 12 мес. работы, предшествовавших повреждению здоровья, на 12. В случае когда потерпевший ко времени причинения вреда работал менее 12 мес., среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев.

Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены.

В случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее 5-кратного установленного законом МРОТ.

Если в заработке (доходе) потерпевшего произошли до причинения ему увечья или иного повреждения здоровья устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда потерпевшего), при определении его среднемесячного заработка (дохода) учитывается только заработок (доход), который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.

3. Статья 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” устанавливает среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных служащих.

Размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих определяется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы либо 2,3 должностного оклада, сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы в порядке, установленном законодательством РФ.

Среднемесячный заработок – денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии, выраженные в денежных единицах Российской Федерации и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу или трудовой стаж.

4. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 870 с 1 января 2007 г. исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ.

Читайте также:
Приказ о расторжении срочного трудового договора: образец

5. См. также п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”.

6. В России немало компаний, в которых средняя заработная плата распределяется так: рабочий получает 300 – 500 долл. в месяц, средний персонал – 1000 – 1200 долл., высшие руководители – 10 – 100 тыс. долл.

В развитой капиталистической стране средний класс имеет доход на 1 члена семьи независимо от того, работает член семьи или нет, от 3 до 8 тыс. долл. Численность среднего класса в развитой стране может составлять не менее 50%. Такое положение можно рассматривать как цель государственной политики для России в сфере социально-экономических отношений.

К населению, которое находится за чертой бедности, относятся граждане, которые имеют ежедневный доход на члена семьи, равный или менее 2 долл.

“Среднюю заработную плату к 2025 году планируется довести до 4 – 4,5 тысячи долларов. В 2010 году средняя заработная плата в Москве должна выйти на уровень 40 – 45 тысяч рублей”, – отметил заместитель мэра Москвы Юрий Росляк (Москва, 6 мая 2008 г. – РИА Новости).

В докладе “Заработная плата в мире в 2008 – 2009 гг.” МОТ предупреждает о сокращении в 2009 г. реальной заработной платы миллионов работников.

“Для 1,5 млрд. наемных работников в мире наступают трудные времена, – отметил Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия. – Замедленные или отрицательные темпы экономического роста в сочетании с крайней нестабильностью цен приведут к снижению реальной заработной платы многих работников, особенно малооплачиваемых и живущих в бедных семьях. Во многих странах серьезно пострадают и представители среднего класса”.

Основываясь на оценках Международного валютного фонда (МВФ), эксперты МОТ предполагают, что реальная заработная плата в мире в 2009 г. возрастет в лучшем случае на 1,1% (1,7% в 2008 г.), а во многих странах, включая промышленно развитые, этот показатель может снизиться. Рост заработной платы в промышленно развитых странах снизится с 0,8% в 2008 г. до 0,5% в 2009 г.

По данным доклада, с 1995 г. разница между максимальной и минимальной заработной платой увеличилась более чем в 2/3 всех стран, по которым имеются соответствующие данные, и во многих случаях этот показатель достиг социально неприемлемого уровня. Самые быстрые темпы увеличения разрыва между максимальной и минимальной заработной платой наблюдались в Германии, Польше и США. В других регионах эта разница также резко возросла, особенно в таких странах, как Аргентина, Китай и Таиланд.

В нынешних условиях государствам рекомендуется продемонстрировать готовность поддержать покупательную способность населения, стимулируя внутреннее потребление. Во-первых, социальным партнерам следует предложить договориться о путях и способах предотвращения дальнейшего ухудшения соотношения между долей заработной платы и долей прибыли в ВВП. Во-вторых, с помощью минимальной заработной платы необходимо эффективно поддерживать наименее защищенных работников. В-третьих, нормы, установленные в отношении минимальной заработной платы, и практику ведения переговоров по вопросам заработной платы следует дополнить государственными мерами поддержки, например мерами по поддержанию дохода.

Такие инструменты, как минимальная заработная плата и коллективные переговоры, можно успешно сочетать. Охват коллективными договорами большего числа работников позволяет более тесно увязать заработную плату с экономическим ростом, а также сократить неравенство в оплате труда. Эффективное использование минимальной заработной платы, устанавливающей нижний порог оплаты труда, может способствовать сокращению неравенства заработной платы среди менее обеспеченной половины рабочей силы, снижению числа низкооплачиваемых работников и сокращению тендерного неравенства в оплате труда.

По данным Агентства Bloomberg, которое составило рейтинг городов с самыми большими заработными платами за 2008 г., Москва заняла 49-е место, так как московская заработная плата, без вычета налогов, составила 24,8% от заработной платы в Нью-Йорке, которая в рейтинге была базовой.

Разница в оплате в различных сферах деятельности следующая:

в финансовой сфере ежемесячный доход составляет 46158 руб.;

в сфере компьютерных технологий, связи, телекоммуникационных услуг – 27808 руб.;

в торговле, как оптовой, так и розничной, – 25332 руб.;

на предприятиях обрабатывающей промышленности – 17970 руб.;

в сфере образования – 12892 руб.

Москвичи зарабатывают в 3 раза меньше, чем жители Нью-Йорка, и в 4 раза меньше, чем жители Лондона.

В исследовании компании AVANTA Personnel сравнили уровень заработной платы в 8 крупных городах России: Санкт-Петербурге, Краснодаре, Владивостоке, Екатеринбурге, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре. За базовую (100%) взяли московскую заработную плату. Получилось, что в Санкт-Петербурге, например, получают 84% от среднемесячной московской зарплаты, во Владивостоке – 55%, в Краснодаре – 45%.

По данным Росстата, в 2007 г. россияне получали в среднем 17,112 тыс. руб. в месяц. В декабре 2008 г. средняя заработная плата в стране составила 20,238 тыс. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. заработная плата выросла на 8,1%.

Статья 139. Исчисление средней заработной платы

Статья 139. Исчисление средней заработной платы

Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).

Читайте также:
Переведена на должность запись в трудовой: образец

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Судебная практика и законодательство — ТК РФ. Статья 139. Исчисление средней заработной платы

Аналогичное среднемесячное число календарных дней, то есть 29,4, в целях исчисления среднего дневного заработка для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска было установлено в части четвертой статьи 139 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).

Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 55-ФЗ “О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” и Трудовой кодекс Российской Федерации”, вступившим в силу со 2 апреля 2014 г. (далее – Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 55-ФЗ), в часть 4 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, касающиеся порядка расчета среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска.

Аналогичное среднемесячное число календарных дней, то есть 29,4, в целях исчисления среднего дневного заработка для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска было установлено в части 4 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).

Аналогичное среднемесячное число календарных дней, то есть 29,4, в целях исчисления среднего дневного заработка для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска было установлено в части 4 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).

Статья 139 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляя в части первой правило о едином порядке исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть седьмая).

При этом необходимо иметь в виду, что особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного статьей 139 Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть седьмая статьи 139 ТК РФ).

3.30. Для гражданских служащих, работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с их письменного согласия, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в этих условиях, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией, размер которой исчисляется в порядке, установленном частью 4 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации.

33.1.3. На основании коллективного договора, а также письменного согласия Работника, оформленного путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную абзацем вторым пункта 33.1.1 настоящего Соглашения, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией, определяемой в порядке, установленном частью 4 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации.

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с их письменного согласия, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в этих условиях, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией, размер которой исчисляется в порядке, установленном частью 4 статьи 139 Трудового кодекса.

На основании коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью второй настоящего пункта, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией, определяемой в порядке, установленном ч. 4 ст. 139 ТК РФ.

Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 55-ФЗ “О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” и Трудовой кодекс Российской Федерации” (далее – Закон N 55-ФЗ) в часть четвертую статьи 139 внесены изменения, касающиеся порядка расчета среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска. Ранее расчет производился путем деления суммы начисленной за последние 12 календарных месяцев заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней). В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Закона N 55-ФЗ цифры “29,4” заменены цифрами “29,3”.

В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения, утвержденного настоящим Постановлением.

Читайте также:
Возможна ли пролонгация срочного трудового договора

В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года N 213).

В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации их необходимо учитывать при исчислении средней заработной платы для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (отпуска, командировки, повышение квалификации и т.д.), в порядке, установленном законодательством.

На основании коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, может быть заменена денежной компенсацией, определяемой в порядке, установленном ч. 4 ст. 139 ТК РФ.

Статья 139. Исчисление средней заработной платы

СТ 139 ТК РФ.

Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка),
предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты
труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих
выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя
из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12
календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется
средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е)
число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за
неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы
начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях,
в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за
неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на
количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные
периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей
статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к Ст. 139 Трудового кодекса РФ

1. Средняя заработная плата (или сумма, исчисляемая исходя из средней заработной платы) сохраняется за работником (или выплачивается ему) в случаях, указанных в ст. ст. 39, 74, 114, 155, 157, 167, 171, 178, 181, 182, 185 – 187, 220, 234, 254, 258, 262, 318, 375, 394, 396, 405 ТК РФ. Комментируемая статья устанавливает единый для всех этих случаев порядок исчисления средней заработной платы.

Если сохранение средней заработной платы или выплаты, исчисляемые исходя из средней заработной платы, предусмотрены не ТК РФ, а иными нормативными правовыми актами (например, федеральными законами об отдельных видах обязательного социального страхования) или локальными нормативными актами работодателя либо коллективным договором, трудовым договором, порядок исчисления средней заработной платы может быть установлен этими нормативными правовыми актами, коллективным договором или трудовым договором.

2. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Он установлен Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922.

3. Порядок исчисления среднего заработка предполагает установление следующих условий: вида выплат, учитываемых при исчислении, и периода, за который производится исчисление.

4. В состав среднего заработка включаются все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, применяемой у данного работодателя, независимо от источника этих выплат: должностной оклад и тарифная ставка, доплаты и надбавки, стимулирующие выплаты, премии, районные коэффициенты и процентные надбавки.

Примерный перечень выплат, учитываемых при исчислении средней заработной платы, определен п. 2 указанного Положения.

Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

5. В качестве расчетного периода для исчисления средней заработной платы установлен период в 12 месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется заработная плата. При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:

за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством (например, при выполнении государственных обязанностей в соответствии со ст. 170 ТК РФ);

работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства в соответствии со ст. 262 ТК;

работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ.

6. В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период целиком состоял из времени, исключаемого из расчетного периода, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному, т.е. за предшествующие 12 месяцев.

Читайте также:
Отпуск при регистрации брака: трудовой кодекс

Если фактически начисленной заработной платы не было и в эти предшествующие 12 месяцев, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.

Если фактически начисленной заработной платы у работника не было вовсе (например, если обстоятельства, потребовавшие сохранения среднего заработка, наступили сразу вслед за приемом работника на работу), средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного вознаграждения.

7. Для исчисления среднего заработка используются две величины: средний дневной заработок и средний часовой заработок.

8. Средний дневной заработок (кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска) исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней. Средний заработок при этом определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

9. Средний часовой заработок используется для работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени (кроме случаев оплаты отпуска и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск), и исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок при этом определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.

10. Специальные правила установлены для исчисления среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск. Для этих целей используется средний дневной заработок, который исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3). Если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключались какие-либо дни (см. п. 5 комментария к настоящей статье), средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах. Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.

Такой же порядок применяется для исчисления среднего заработка при замене ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией (ст. 126 ТК РФ).

11. При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке:

а) если повышение произошло в расчетный период, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода;

б) если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;

в) если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.

В случае если при повышении тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения изменяется перечень ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению и (или) их размеры, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты.

При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность).

При повышении среднего заработка выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах, не повышаются.

12. Во всех случаях средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

13. Для исчисления средней заработной платы лицам, работающим по совместительству, используется аналогичный порядок.

Статья 139. Исчисление средней заработной платы

Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

Читайте также:
Договор трудового найма с физическим лицом: образец

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к Ст. 139 ТК РФ

1. Единый порядок исчисления средней заработной платы применяется для всех случаев определения ее размера, которые установлены ТК РФ. с учетом всех без исключения выплат, применяемых у соответствующего работодателя, независимо от источников выплат.

2. По общему правилу расчет средней заработной платы работника производится за 12 календарных месяцев, предшествующие моменту выплаты, либо за иные периоды, установленные локальным нормативным актом, коллективным договором, если это не ухудшает положение работников.

3. При исчислении среднего заработка для оплаты отпусков (выплаты компенсации за неиспользованные отпуска) исходят из режима работы на условиях шестидневной рабочей недели (см. комментарий к ст. 100 ТК РФ).

4. Примерный перечень выплат, учитываемых при исчислении средней заработной платы, определен п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. (СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6618).

Второй комментарий к Статье 139 Трудового кодекса

1. С 1 февраля 2002 г. начал действовать единый порядок исчисления размера средней заработной платы.

К числу случаев, предусмотренных Кодексом, когда возникает необходимость определения размера средней заработной платы, относятся следующие: при направлении работника в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; во всех других случаях освобождения работника от работы с сохранением за ним среднего заработка, предусмотренных Кодексом (см. комментарий к ст. 165).

2. При решении вопроса о том, должна ли учитываться при расчете среднего заработка та или иная выплата, необходимо в каждом конкретном случае определять, относится ли данная выплата к числу предусмотренных системой оплаты или стимулирования труда, применяемой в данной организации, или нет. Статья дополнена указанием на то, что учитываются все выплаты, предусмотренные не только системой оплаты труда, но и системами стимулирования труда. При этом не имеет никакого значения источник данной выплаты.

3. В соответствии с изменением, внесенным в данную статью, теперь учитывается фактически начисленная заработная плата за 12 календарных (а не фактических) месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).

4. Особые правила определения среднего заработка предусмотрены для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска. Расчетный период в этом случае также составляет 12 календарных месяцев, предшествующих тому месяцу, в котором предоставляется отпуск. Средний дневной заработок определяется путем деления начисленной суммы заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней). Определение среднедневного заработка в указанном выше порядке производится в случаях, когда отпуск предоставляется в календарных днях. Иначе определяется средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, и для выплаты компенсации за такие отпуска, когда они не использованы. Предоставление оплачиваемых отпусков в рабочих днях предусмотрено для работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев. Вместо отпуска им может быть при увольнении выплачена компенсация из расчета два рабочих дня за месяц работы (см. комментарий к ст. 291).

5. Иные периоды для расчета средней заработной платы могут предусматриваться в коллективном договоре, локальном нормативном акте, если это не ухудшает положение работников. Продолжительность таких периодов, очевидно, может быть как меньшей, так и большей по сравнению с указанной в Кодексе, но сам механизм расчета среднего заработка не может быть изменен. Доказательством того, что предусмотренные в коллективном договоре или локальном нормативном акте иные по сравнению с Кодексом периоды не ухудшают положения работника, является размер среднего дневного заработка, который в этих случаях не может быть ниже исчисленного за те периоды, которые указаны в законе.

6. Судебной коллегией Верховного Суда РФ признан недействующим с 1 февраля 2002 г. абз. 1 п. 7.2 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г., в части исчисления среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска с учетом дней отгулов, предоставляемых в учетном периоде. Это противоречит ст. 139 ТК РФ, устанавливающей, что при любом режиме работы расчет средней заработной платы производится исходя из фактически начисленной заработной платы и фактически проработанного времени. Оплата дней отдыха (отгулов) при этом не учитывается. Противоречит ст. 139 ТК РФ и абз. 1 п. 7.3 Основных положений, предусматривающий исчисление часового заработка из фактического заработка за часы, проработанные в последних двух месяцах, в то время как в соответствии с ТК РФ расчетный период равен 12 месяцам (БВС РФ. 2004. N 2. С. 11).

7. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213 утверждено Положение об особенностях исчисления средней заработной платы (СЗ РФ. 2003. N 16. Ст. 1529). В Положении, в частности, предусматриваются: виды выплат, учитываемые при расчете среднего заработка; перечень случаев, когда работник фактически не работал, исключаемых из расчетного периода; порядок определения среднего заработка при отсутствии у работника фактически начисленной заработной платы в расчетный период, до его наступления либо даже до наступления случая, с которым связано сохранение заработной платы; особенности определения среднего заработка при неполном рабочем времени, при суммированном учете рабочего времени; правила включения в заработок премий и вознаграждений; порядок повышения среднего заработка при повышении тарифных ставок (окладов), надбавок.

Читайте также:
Как составить срочный трудовой договор: образец

8. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 указывается, что средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих вынужденному прогулу, кроме случаев, когда коллективным договором предусмотрен иной период для расчета средней заработной платы и при условии, что это не ухудшает положение работника (ч. 3 и 6 ст. 139 ТК РФ, абз. 1 п. 3, п. 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213).

Поскольку ст. 139 установлен единый порядок исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, в таком же порядке следует определять средний заработок при взыскании денежных сумм за время вынужденного прогула, вызванного задержкой выдачи уволенному работнику трудовой книжки (ст. 234 ТК РФ), при вынужденном прогуле в связи с неправильной формулировкой причины увольнения (ч. 6 ст. 394), при задержке исполнения решения суда о восстановлении на работе (ст. 396 ТК РФ).

В силу ч. 7 ст. 139 ТК РФ исчисление подлежащего взысканию среднего заработка производится с учетом Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213.

При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету. Однако при определении размера оплаты времени вынужденного прогула средний заработок, взыскиваемый в пользу работника за это время, не подлежит уменьшению на суммы заработной платы, полученной у другого работодателя, независимо от того, работал у него работник на день увольнения или нет, пособия по временной нетрудоспособности, выплаченного истцу в пределах срока оплачиваемого прогула, а также пособия по безработице, которое он получал в период вынужденного прогула, поскольку указанные выплаты действующим законодательством не отнесены к числу выплат, подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула (п. 62).

Увольнение без согласия работника: что надо знать кадровику

Могут ли работника уволить без его ведома — да, но только при наличии основания, предусмотренного ТК РФ, и соблюдении установленной процедуры.

Общие основания и порядок увольнения

Российское законодательство дает возможность гражданину в любой момент инициировать расторжение трудового договора, для этого достаточно написать соответствующее заявление и отработать следующие две недели. В большинстве случаев гражданин не обязан разъяснять причины своего решения, увольнение без дополнительного согласия руководителя — нормальная, законная практика.

Работодатель не обладает аналогичной свободой действий и не вправе безосновательно увольнять персонал — для расторжения договора ему требуются легитимные обоснования. Все возможные причины, которые могут стать основанием для увольнения с работы без согласия работника, перечислены в Трудовом кодексе РФ. В числе законных мотивов:

  • несоответствие занимаемой должности — п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ;
  • неисполнение гражданином возложенных на него должностных обязанностей — п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ;
  • грубое дисциплинарное нарушение — п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ;
  • утрата доверия — п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ;
  • непрохождение испытательного срока — ст. 71 ТК РФ;
  • ликвидация компании или сокращение штата — п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ;
  • отказ гражданина от изменения установленных трудовым договором условий — п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Для каждого основания, когда допустимо расторжение трудового договора без согласия работника, существует определенная процедура, неукоснительное соблюдение которой — обязанность организации (ИП). Независимо от причины увольнения, факт расторжения рабочих отношений с гражданином оформляется соответствующим приказом.

Несоответствие должности

Под несоответствием должности следует понимать отсутствие у подчиненного необходимых на его позиции компетенций, знаний, опыта, т. е. он не устраивает начальство профессионально (см. ч. 2 и ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Но в этом случае может ли работодатель уволить сотрудника без его согласия — нет, чтобы оформить все, недостаточно простого мнения руководителя о компетенциях подчиненного. Прежде чем расторгать договор, необходимо:

Провести комиссионную аттестацию гражданина и с ее помощью вынести объективный вердикт о соответствии или несоответствии его занимаемой должности. Аттестация проводится с участием профсоюзного органа компании (при наличии).

Если сотрудник признан не соответствующим должности, следует предложить ему иную имеющуюся в компании позицию, которой он соответствует.

Только если вакантных подходящих позиций в организации нет или если гражданин официально отказался от предложения работодателя, допускается увольнение по несоответствию.

Неисполнение обязанностей

В п. 33 и 35 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 представлен порядок, как работодатель может уволить работника без его согласия в связи с неисполнением им его обязанностей.

В документе ВС РФ конкретизирует, что неисполнение обязанностей следует констатировать, если гражданин нарушил:

  • требования законодательства;
  • обязательства по трудовому договору;
  • правила внутреннего рабочего распорядка;
  • должностную инструкцию;
  • положение, приказ или другие официальные документы работодателя.

Важным условием для применения этого основания увольнения является неоднократность неисполнения обязанностей: при первичном неисполнении расторжение трудового договора недопустимо, нарушителя следует привлечь к дисциплинарной ответственности. Но если гражданин до истечения срока дисциплинарного взыскания повторно допустил неисполнение обязанностей, у нанимателя появляется основание для увольнения.

Но даже в этом случае увольнению предшествует служебное расследование, призванное установить степень вины работника. В рамках такого расследования с подчиненного обязательно берут письменные объяснения.

Читайте также:
Распоряжение об утверждении правил внутреннего трудового распорядка

Единовременное грубое нарушение

Отдельно ТК РФ выделяет перечень проступков, однократного совершения которых достаточно для увольнения подчиненного:

  • прогул;
  • появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • разглашение государственной, коммерческой, служебной тайны, если работник получил к ней доступ в связи со своими служебными обязанностями, в перечень охраняемой информации входят и персональные данные других сотрудников;
  • хищение;
  • нарушение требований охраны труда, если оно повлекло серьезные последствия, например, несчастный случай, аварию или катастрофу.

Прежде чем оформлять увольнение без предварительного согласия работника, администрация компании обязана провести предварительные мероприятия, в том числе:

  1. Затребовать объяснения от подчиненного.
  2. Получить медицинское заключение о состоянии работника, если речь идет о явке в нетрезвом виде.
  3. Получить заключение комиссии по охране труда о факте нарушения.

Утрата доверия

Это одно из самых частых оснований, по которому увольняют сотрудников, обслуживающих денежные или товарные ценности, — кассиров, кладовщиков или продавцов. Поводом является совершение таким сотрудником поступка, из-за которого начальство усомнилось в его чистоплотности и честности. К таким проступкам относится несоблюдение правил работы с ККТ или недостача.

Ситуация: работницу обвинили в недостаче, проверку не проводили, требуют написать заявление на увольнение по собственному желанию, иначе обещают выгнать по статье. Она спросила у наших экспертов: «Могут ли уволить по статье без моего ведома за недостачу, если вина не доказана?» ТК РФ таких полномочий ее начальству не дает: сначала надо провести служебное расследование, потребовать от сотрудника письменные объяснения и только на основании этой информации принять решение, виновен сотрудник или нет. Если процедуру не соблюсти, работник вправе оспорить решение об увольнении в судебном порядке. Подробнее: как оформить увольнение в связи с утратой доверия.

Провал испытания

Испытательный срок — это период, в течение которого стороны присматриваются друг к другу. Как работник, так и администрация компании в течение этого времени имеют возможность расторгнуть отношения значительно быстрее, чем обычно. Это один из тех случаев, когда ответ на вопрос, может ли директор уволить сотрудника без его согласия, утвердительный: достаточно до истечения испытания, не позднее чем за три дня до предполагаемого расторжения отношений, направить испытуемому письменное уведомление.

В уведомлении разъясняются причины такого решения. Уволенный гражданин вправе обжаловать его в суде.

Ликвидация фирмы и сокращение

ТК РФ предусмотрены случаи, когда увольняют не в связи с личными качествами или поведением гражданина, а из-за процессов, происходящих в компании, в частности, в процессе ликвидации или сокращения штата. И тогда не стоит задумываться, могут ли меня уволить без моего согласия по Трудовому кодексу, а следить, чтобы работодатель четко выполнил обязанности.

О планируемых изменениях работников следует уведомить не позднее чем за два месяца до предполагаемого увольнения. Если планируется сокращение штата, работодатель не вправе оформлять расторжение договора, не предложив увольняемому имеющиеся у него альтернативные вакансии, подходящие этому работнику.

Изменение условий труда

По общему правилу, трудовой договор изменяется только по соглашению сторон — работодатель не вправе принуждать сотрудника к подписанию изменений. Но если изменение договора требуется в связи с существенными переменами в компании, в частности, с изменением организационных или технологических условий труда, работодатель вправе направить работнику изменения и потребовать их подписать. Сделать это необходимо не позднее чем за два месяца до того, как эти изменения произойдут.

Если работник не согласен с предложенными изменениями, перед увольнением компания обязана предложить сотруднику альтернативную вакантную должность, которая соответствует его профессиональным навыкам. Если таковой нет или если человек не готов переходить на предложенную позицию, начинают процедуру увольнения.

Кого нельзя уволить без согласия

Нельзя уволить принудительно человека (без его согласия), который находится в отпуске или на больничном. Кроме того, ст. 261 ТК РФ запрещает увольнять по инициативе работодателя:

  • беременных женщин — кроме случаев, когда увольнение производится в связи с ликвидацией компании;
  • единственных кормильцев многодетных семей;
  • матерей-одиночек с детьми младше 14 лет;
  • женщин с детьми младше трех лет;
  • матерей и отцов детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, если они являются единственными их кормильцами.

Ст. 11 ТК РФ: вопросы и ответы

  • Ст. 11 ТК РФ: официальный текст
  • Ст. 11 ТК РФ: вопросы и ответы
  • На каких именно трудящихся специалистов распространяется действие трудового права?
  • Действует ли трудовое законодательство РФ в отношении работающих в России иностранцев?
  • Труд каких работников регулируется с некоторыми отличиями от общих правил?
  • В отношении каких специалистов в силу статьи 11 ТК РФ не действует трудовое законодательство?

Ст. 11 ТК РФ: официальный текст

Ст. 11 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 11 ТК РФ определяет механизм действия норм трудового права РФ, прописанных в ТК РФ, а также в каких-либо иных нормативных актах. Понимать принципы и особенности действия законодательства о труде одинаково важно как для работников, так и для работодателей. Ведь для некоторых из специалистов нормы ТК РФ действуют с некоторыми специфическими особенностями, а на некоторых не распространяются вовсе.

На каких именно трудящихся специалистов распространяется действие трудового права?

Ст. 11 ТК РФ устанавливает, что нормы трудового законодательства (содержащиеся как в ТК РФ, так и в иных законах РФ) должны в равной степени регулировать труд всех работников и действия всех работодателей России. При этом указанными нормами должны руководствоваться абсолютно все компании, принимающие на работу наемных специалистов, независимо от организационно-правовой формы ведения бизнеса. Указанное справедливо и в отношении работодателей — физических лиц, в т. ч. не зарегистрированных в качестве ИП.

Читайте также:
Справка о нетрудоспособности студента: образец

ВАЖНО! Дискриминация со стороны фирмы (физлица-работодателя) специалистов в их правах на основе личностных критериев (национальность, пол, раса и др.), а не профессиональных умений запрещается прямо ст. 2 ТК РФ.

Сотрудникам важно понимать, что на нормы трудового законодательства РФ они могут опираться при работе в любых условиях труда, если такая работа приводит к возникновению трудовых правоотношений между фирмой (физлицом-работодателем) и специалистом в смысле ст. 15 ТК РФ (т. е. если сотрудник фактически за определенную плату выполняет трудовую функцию в фирме (у физлица), действует в соответствии со штатным расписанием компании, подчиняется правилам внутреннего распорядка и т. д.).

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! При этом не имеет значения сам факт наличия письменного трудового договора. Ведь если деятельность специалиста может быть квалифицирована как трудовые отношения, то даже при отсутствии письменного трудового договора с момента допуска специалиста к работе трудовые отношения считаются возникшими. А значит, на такие отношения действует трудовое право в полном объеме (ст. 16 ТК РФ).

Подробнее об аспектах подписания трудового договора см. в статье «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».

Кроме того, ст. 11 ТК РФ закрепляет, что действие нормативных актов трудового законодательства в РФ распространяется не только на трудовые отношения, но и на иные, связанные с трудовыми отношения. В частности, на нормы трудового права в выстраивании взаимоотношений с компанией могут опираться акционеры, участники товариществ и др.

Действует ли трудовое законодательство РФ в отношении работающих в России иностранцев?

В ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что все трудовые нормы в равной степени справедливы и по отношению к специалистам-иностранцам, а также к сотрудникам, не имеющим гражданства вовсе. Кроме того, нормы российского трудового права применяются ко всем специалистам, местом работы которых являются иностранные (международные) фирмы.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Иностранные специалисты в целом приравниваются по своему правовому положению к российским работникам (это следует из ст. 62 Конституции РФ и из ст. 4 закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Но лишь в том случае, когда они четко соблюдают требования миграционного законодательства.

Вместе с тем для иностранцев, по сравнению с российскими работниками, действуют и некоторые ограничения в отношении распространения норм трудового права. Так, работать на территории РФ они могут, только получив соответствующее разрешение и по достижении возраста 18 лет (п. 4 ст. 13 закона № 115-ФЗ), в то время как для российских специалистов разрешения не требуется, а общеустановленный возрастной порог для заключения трудового договора — 16 лет.

Кроме того, некоторыми видами деятельности (указанными в п. 14 ст. 13 закона № 115-ФЗ) иностранцам запрещено заниматься совсем. В частности, это муниципальная служба, оборонный комплекс РФ и др.

Подробнее о нюансах работы иностранцев в РФ см. в статье «Прием на работу иностранных граждан в 2016 году (нюансы)».

Труд каких работников регулируется с некоторыми отличиями от общих правил?

Несмотря на то что по общему правилу нормы трудового законодательства едины для всех специалистов и всех компаний-работодателей в РФ, существует и некоторая дифференциация в правовом регулировании труда отдельных сотрудников. Такая дифференциация выражается в том, что в отношении некоторых работников нормы трудового права действуют не в полном объеме, в то время как на других специалистов распространяются еще какие-либо дополнительные требования, правила, льготы, гарантии и т. д.

Как правило, конкретные особенности регулирования труда отдельных специалистов могут быть выстроены на основе следующих критериев:

  • специфика выполняемых сотрудником трудовых функций (в частности, для государственных и муниципальных служащих);
  • отраслевые особенности труда работника на определенной должности (к примеру, педагоги, сотрудники сферы транспорта и др.);
  • территория, на которой располагается место труда специалиста (к примеру, работники Крайнего Севера и т. д.);
  • форма закрепления отношений между сотрудником и фирмой (в частности, специалисты-совместители, рабочие, привлеченные на сезонные работы и др.);
  • личные обстоятельства или свойства, присущие определенному работнику (в частности, беременные женщины, несовершеннолетние и др.).

В отношении каких специалистов в силу статьи 11 ТК РФ не действует трудовое законодательство?

Одновременно с этим, как устанавливает ст. 11 ТК РФ, на лиц, занятых определенным родом деятельности, нормы трудового права из ТК РФ и других законов РФ не распространяются.

К таким лицам относятся:

  • военнослужащие при исполнении служебных обязанностей;
  • специалисты, являющиеся членами наблюдательных органов в компании (совета директоров) при том условии, что такие специалисты одновременно не имеют заключенного трудового договора с компанией;
  • работники, трудящиеся по гражданско-правовому договору (ГПД).

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Однако если у работника на ГПД фактически с фирмой (физлицом-работодателем) трудовые отношения, то после признания их таковыми труд таких специалистов будет также регулироваться трудовым правом РФ.

  • иные специалисты, для которых неприменимость норм трудового законодательства РФ прописана в федеральных законах.

Поэтому работнику в случае спора с работодателем нужно четко представлять, на что опираться: на нормы ТК РФ или специальных законов, регулирующих конкретно их род занятий.

КС расширил трудовые права сотрудников органов внутренних дел

КС РФ вынес постановление № 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений ч. 1–9 ст. 36 Закона о службе в органах внутренних дел, регулирующих правоотношения с сотрудником ОВД при сокращении его должности, и ряда положений ст. 82 данного Закона, закрепляющих основания прекращения или расторжения контракта с сотрудником органов внутренних дел.

Читайте также:
Жалоба на предписание трудовой инспекции: образец

По мнению заявительницы, гражданки К., данные законоположения не соответствуют Конституции, так как не относят основание увольнения сотрудника органов внутренних дел, предусмотренное п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел, к основаниям увольнения по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, препятствуя тем самым предоставлению сотруднику – одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, гарантии, предусмотренной ч. 4 ст. 261 ТК РФ. Также оспариваемые нормы не обязывают руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя предлагать сотруднику, подлежащему увольнению в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, влекущих сокращение замещаемой им должности, все имеющиеся вакантные должности, что позволяет производить увольнение из органов внутренних дел произвольно, по усмотрению соответствующего руководителя.

Гражданка К. проходила службу в органах внутренних дел в должности начальника отдела управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления Главного управления МВД России по Республике Башкортостан на основании контракта, заключенного на неопределенный срок. После сокращения замещаемой ею должности она была зачислена в распоряжение Главного управления республиканского МВД, от замещения предлагавшихся ей вакантных должностей она отказалась, в связи с чем была уволена со службы по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел.

После этого женщина обратилась в суд с иском к ведомству об отмене приказов о сокращении ее должности и увольнении, восстановлении на службе, выплате денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование своих требований истица указывала на то, что является одинокой матерью, самостоятельно воспитывающей малолетнего ребенка, и на нее распространяется гарантия, установленная ч. 4 ст. 261 ТК РФ для одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, при увольнении по инициативе работодателя; кроме того, в период нахождения в распоряжении Главного управления МВД России по Республике Башкортостан ей не были предложены нижестоящие вакантные должности в ранее возглавляемом ею отделе.

Решением суда заявленные требования были частично удовлетворены: приказ об увольнении К. со службы в органах внутренних дел признан незаконным и отменен, она была восстановлена на службе, в ее пользу взысканы денежное довольствие за время вынужденного прогула и компенсация морального вреда.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан решение суда первой инстанции было отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении требований К. было отказано. По мнению ВС РБ, вывод суда первой инстанции не соответствует обстоятельствам дела и основан на неправильном применении правовых норм: гарантия, установленная трудовым законодательством для одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в данном случае применяться не должна, поскольку увольнение по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел, осуществляется в силу обязательного и безусловного предписания закона и не может рассматриваться как увольнение по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Кроме того, истица имела возможность выбора основания увольнения – ей предлагалось подать рапорт об увольнении в связи с сокращением должности, однако она от этого предложения отказалась, указав, что для увольнения по данному основанию рапорт от нее не требуется.

Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан и определением судьи Верховного Суда РФ в передаче кассационных жалоб К. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

Рассмотрев материалы дела, Конституционный Суд прекратил производство по делу в части, касающейся проверки конституционности ч. 1–9 ст. 36 и ч. 6 и 7 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел, поскольку из представленных судебных постановлений следует, что эти нормы при разрешении ее дела не применялись.

Что касается положений п. 1 ч. 1, ч. 4, 5 и 9 ст. 36, ч. 6 и 7 ст. 82 данного Закона, то, как указал КС РФ, они определяют особенности прохождения службы сотрудниками ОВД, должности которых сокращаются, предусматривают заблаговременное уведомление таких сотрудников о предстоящих организационно-штатных мероприятиях, а также перечисляют основания увольнения со службы в органах внутренних дел по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Как таковые указанные положения не содержат неопределенности применительно к обстоятельствам дела заявительницы и не могут расцениваться как нарушающие ее права и свободы.

Относительно конституционности п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона Конституционный Суд отметил следующее.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении КС РФ от 15 октября 2013 г. № 21-П, гарантия, связанная с запретом увольнения одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата, распространяется на женщин, состоящих в трудовых отношениях, проходящих государственную, в том числе государственную гражданскую, службу либо являющихся муниципальными служащими. «Что касается женщин, реализующих свое право на труд путем прохождения государственной службы иного вида, то законодательство, определяющее их правовое положение как государственных служащих, не включает специальные гарантии, связанные с материнством и воспитанием детей, – такие гарантии предоставляются им на основании отсылочных норм, предусматривающих возможность применения трудового законодательства в части, не урегулированной законодательством о конкретном виде государственной службы», – пояснил КС.

Читайте также:
Справка о нетрудоспособности студента: образец

Согласно положениям Закона о службе в органах внутренних дел, расторжение контракта с сотрудником ОВД в связи с сокращением замещаемой им должности по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя возможно только в двух случаях. Один из них – невозможность перевода на иную должность в органах, как отметил КС РФ, по буквальному смыслу ч. 7 ст. 82 Закона обусловливается отсутствием вакантных должностей, соответствующих уровню квалификации, образования сотрудника и стажу службы в органах внутренних дел. «Намерение федерального законодателя придать данной норме именно такой смысл подтверждается содержащимся в ней указанием на второй случай расторжения контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя – отказ сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел. Таким образом, само по себе сокращение замещаемой сотрудником должности не влечет его безусловного увольнения – оно выступает лишь предпосылкой расторжения служебного контракта», – подчеркивается в постановлении.

Как следует из правовой позиции, изложенной КС РФ в Постановлении от 1 марта 2017 г. № 3-П, при наличии вакантных должностей в органах внутренних дел сотруднику, признанному ограниченно годным к службе или годным к службе с незначительными ограничениями, соответствующие должности должны быть предложены; могут не предлагаться те вакантные должности, для замещения которых сотрудник не обладает необходимыми профессиональными качествами либо имеются иные объективные обстоятельства, препятствующие его переводу на такие должности. Как указал КС РФ, приведенная правовая позиция в полной мере применима и к случаям сокращения должностей в органах внутренних дел, поскольку и в таких случаях сотрудник увольняется по основанию, не связанному с его виновным поведением.

Таким образом, в случае сокращения должности в ОВД сотрудник, который отказался от предложенной вакантной равноценной или нижестоящей должности, увольняется в связи с сокращением замещаемой им должности. Это означает, что расторжение контракта с сотрудником, независимо от того, отсутствуют в органах внутренних дел вакантные должности либо он отказался от замещения предложенных вакантных должностей, осуществляется по тому же основанию, связанному с проведением организационно-штатных мероприятий.

Конституционный Суд также указал, что, установив специальное основание увольнения в п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел, законодатель предусмотрел в ч. 10 ст. 30 данного Закона и условия его применения: при невозможности перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность или его отказе от такого перевода сотрудник подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел (за исключением перечисленных в той же статье случаев), и такое увольнение производится по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона только в тех случаях, когда иное не предусмотрено.

Таким образом, КС РФ сделал вывод о том, что п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел не противоречит Конституции. Вместе с тем Суд постановил, что правоприменительные решения по делу заявительницы, основанные на этой норме в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Адвокат, партнер АБ «Андрей Городисский и партнеры» Кристина Тимошенко отметила, что в своем постановлении Конституционный Суд выявил несколько важных правовых подходов.

Во-первых, положения ч. 4 ст. 261 ТК РФ, устанавливающие гарантии женщинам и лицам с семейными обязанностями, подлежат применению при проведении сокращения сотрудников ОВД. Таким образом, гарантия, связанная с запретом увольнения одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, должна распространяться и на женщин, проходящих службу в органах внутренних дел.

Во-вторых, то обстоятельство, что закон прямо не обязывает предлагать сокращаемому сотруднику все без исключения вакантные должности, не означает, что при решении данного вопроса руководитель имеет неограниченную свободу усмотрения. Непредложение тех или иных вакантных должностей должно быть обусловлено либо тем, что сотрудник не обладает необходимыми профессиональными качествами, либо имеются иные объективные причины или обстоятельства, препятствующие его переводу.

В-третьих, увольнение сотрудника в связи с сокращением по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 3 ст. 82 Закона о службе в органах внутренних дел, не является законным. Конституционный Суд разъяснил, что эта норма не предполагает возможности увольнения одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, по тому основанию, что она отказалась от перевода на предложенную ей вакантную должность, поскольку иначе это означало бы лишение ее конституционных гарантий по защите материнства и детства.

По словам адвоката АП Нижегородской области Василия Шавина, последние несколько лет суды, в том числе Конституционный Суд, активно поддерживали «установку сверху» на ограничение социальных прав разного рода служащих, в частности, сотрудников органов внутренних дел. «Комментируемое постановление явно выбивается из этого ряда, поскольку значительно расширяет трудовые права сотрудников. Причем несмотря на ограничение КС предмета постановления – увольнения сотрудника органов внутренних дел – одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, по сокращению при отказе от перевода, в тексте постановления Суд рассмотрел широкий круг вопросов, связанных с увольнением сотрудников, причем не только по сокращению», – подчеркнул Василий Шавин.

Он добавил, что решение суда второй инстанции было законным, но примененный закон и судебная практика оказались противоречащими Конституции РФ. По мнению эксперта, постановление КС поможет многим служащим в отстаивании своих прав.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: