Сообщают ли на работу об уголовном правонарушении

Уведомляют ли на работе, если у сотрудника был суд по уголовному делу?

Следствие по моему делу по ст,228 идет уже 8 месяцев, разве оно не должно быть 2-3 месяца? И что мне скорее всего грозит, если обвиняют в пособничестве при приобретении 2-х коробков марихуаны? Два эпизода и при моем задержании понятых не было (характеристики положительные, сотрудничество с гнк, ранее не судима), на работу приходит какое либо уведомление, если у сотрудника был суд по уголовному делу, и ему назначили условно например или штраф? И через какое время гаситься условное наказание? – ну чтобы при устройстве на работу ставить галочку что судимости не было, или об этом потом всю жизнь надо сообщать в анкетах? Спасибо.

Ответы на вопрос:

Сведения о судимости хранятся бессрочно в базе МВД, на работу не сообщают, что был суд, на остальные вопросы можно ответить только после ознакомления с материалами дела, у вас есть адвокат по соглашению или в порядке ст 51 УПК рф, почему они вам ничего не разъясняют, в каком районе ведется следствие?

У вас 2 эпизода сбыта, статья тяжкая, почему я и спросила в каком округе ведется расследование, если прошло 8 месяцев, а сейчас они вас вызывают, не исключено, что потребуют поработать на них, если дело дойдет до суда штрафом не отделаетесь, на работу сообщать не будут, но сведения о судимости в базе МВД хранятся бессрочно и будет являться для вас препятствием при устройстве на работу, где проверяется судимость.

Марина, если Вы всё понимаете, тогда зачем Вам всё это? На данный момент любой работодатель может порыться в этой базе данных и узнает всё что надо и не надо. А Вам это надо? Вроде всё понимаете, а практика такова, что можете получить реальный срок с отбытием в местах не столь отдалённых, как понимаете и на работу сообщать ничего не нужно.

В прошлом году у мнея было дело подобное вашему, с мальчиком из Очнеь благополучной семьи и с одним чеком амфетамина. Так вот мальчик, все думал, что играет в бирюльки, пока прокурор не запросил, срок в 7 лет лишнеия. Только то,что судья оказалась, не совсем, запуганная и адекватная, нам помогло, что мы с мальчиком, смогли переломить процесс, и вернувшись в судебное следствие смогли представить некоторые доказательства, которые, естествнено, сформировали. И все-так мой мальчик получил 1.6 года условно, а в части сбыта был оправдан. Так прокуратура на протяжнеии двух месяцев, пока не прошло кассационное рассмотрнеие, не могла успокоиться! И обыски внезапные делали в квартире у мальчика и провоцировали его в клубе. Маме пришлось бросить работу в Германии и приехать, чтобы немного сбить пнеу! Так, что не могу вас успокоить, что то на, что вы надеетесь, сработает. Надо работать с вашим адвокатом, и не мешать ему. Или помнеять его если вы не видите от него пользы.

Летом 2010 года на улице ко мне подошли сотрудники ГНК. Объяснили мне, что на меня были совершены 2 контрольные закупки, увезли в отдел, где запугали меня, показали видео по первому эпизоду и я все подписала (что после длительных уговоров моего знакомого я помогла ему приобрести марихуану 6 грамм). (первый эпизод был в сентябре 2009 года). Я наняла своего адвоката. Он сказал, что все нормально, у меня пособничество в приобретении, а не в сбыте. На допросе по второму эпизоду, он уже присутствовал, но почему то даже не возразил, когда следователь буквально заставил меня подписать, что я помогла купить 3, а не 2 коробка травы. Адвокат сказал, что это не имеет особого значения. Через 4 месяца я сделала контрольную закупку ну у барыги, у которого я покупала траву. Его приняли и сказали мне, что суд у меня будет после нового года. С момента моего задержания прошло 8 месяцев, я уж думала, что про меня забыли, но мне недавно позвонили, что надо встретиться по моему делу. Все характеристики у меня естественно готовы но дата на них стоит 2010 годом, подойдут ли они для суда или нужны свежие? Еще я узнала что при задержании нужны понятые и как минимум двое. А когда меня задерживали их не было вообще. Имеет ли это какое нибудь значение? Какова вероятность, что я отделаюсь штрафом? И что вообще мне грозит? Заранее спасибо.

А что показывает судебная практика в подобных случаях как у меня? (ну не должно же быть такого, чтобы меня посадили, я же не какой-нибудь конченный героиновый наркоман или барыга, а из благополучной семьи и работаю главным бухгалтером, будет ли учитываться на суде, кем работают мои родители, и не сообщат ли на их работе? – у них очень жесткая служба безопасности)

Соискатель с судимостью: правила приема на работу

Запрет на работу с судимостью

В настоящее время в ТК РФ и других законодательных актах для граждан с судимостью закреплен запрет на работу в некоторых сферах деятельности. Работодатели обязаны соблюдать данный запрет и не трудоустраивать соискателей в нарушение закона.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. В ТК РФ и других законодательных актах закреплен запрет на работу в некоторых сферах деятельности для граждан с судимостью.

2. Если закон содержит запрет для судимых на работу в определенной отрасли или должности, то работодатель, принимая на такую работу, должен требовать от соискателей справку об отсутствии судимости.

3. Если запретов на определенную работу для судимых в законе нет, то, принимая на такие должности, работодатели не могут требовать от соискателей справку об отсутствии судимости. Это дискриминация.

4. Если гражданина приняли на работу, а потом обнаружили, что предоставленная им справка поддельная, то трудовой договор будет расторгнут.

Читайте также:
Имеет ли право руководитель лишить стимулирующих выплат

5. Если на сотрудника завели уголовное дело, а его работа несовместима с судимостью и преследованием по УК РФ, то он должен быть отстранен на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

6. Проверка на судимость при устройстве на работу является обязанностью работодателя. За неисполнение данной обязанности и незаконное трудоустройство судимых лиц работодателя могут привлечь к ответственности.

Лица, имеющие или имевшие судимость, не имеют права заниматься:

  • педагогической деятельностью (абз. 3,4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ);
  • деятельностью в сфере воспитания, развития и организации отдыха несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ).

Лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, не вправе:

  • выполнять работы, непосредственно связанные с транспортной безопасностью (пп.1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ);
  • занимать должность специалиста авиационного персонала и службы авиационной безопасности (п. 3, 4 ст. 52 Воздушного Кодекса РФ);
  • быть гражданским служащим (пп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • быть призванным на военную службу или проходить военную службу по контракту (ст. 23, ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти, не могут:

  • работать в организациях – профессиональных участниках рынка ценных бумаг (п. 2 ст. 10.1. Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ).

Лица, имеющие судимость (в том числе снятую и погашенную), не могут быть трудоустроены:

  • в прокуратуру (п. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1);
  • в органы ФСБ (ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ);
  • в органы внутренних дел (пп. 2 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
  • в суды (пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.06.1992 № 3132-1).

Лица, имеющие неснятую или непогашеную судимость за преступления в сфере экономики, не могут быть:

  • главными бухгалтерами акционерных обществ (пп.3 п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Это далеко не весь перечень работ и профессий, которые недоступны для нарушителей уголовного права. Но перечисленные выше нормы закона обязывают работодателей проверять соискателей на предмет наличия судимости. При этом проверка соискателей должна проводиться с соблюдением определенных правил.

Проверка соискателей на наличие судимости

Среди обязательных документов, которые при поступлении на работу гражданин предъявляет работодателю, фигурирует справка о наличии (отсутствии) судимости и факта уголовного преследования (ст. 65 ТК РФ). Форма и порядок выдачи такой справки утверждены приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121.

Если ТК РФ либо другой закон содержит запрет для судимых на работу в определенной отрасли или должности, справка обязательна. В других случаях работодатель не вправе запрашивать у соискателя подобную информацию – это будет считаться дискриминацией.

Если при проверке справки работодатель сделает вывод, что гражданин не может быть допущен к трудовой деятельности на «запрещенную» должность, в заключении трудового договора ему откажут. Также отказ в приеме на работу возможен при непредставлении справки о судимости в нарушение ст. 65 ТК РФ.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. На письменный отказ у работодателя есть 7 дней (ст. 64 ТК РФ).

Если впоследствии работодатель обнаружит, что справка о наличии (отсутствии) судимости, представленная работником, подделана, трудовой договор с таким работником будет расторгнут по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Основание – представление работником подложных документов при заключении трудового договора.

Если же работодатель принял работника без справки и выяснилось, что у того есть или была судимость, препятствующая дальнейшей работе, работника уволят по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Основание – нарушение правил заключения трудового договора, исключающее возможность продолжения работы.

Обратите внимание! На основании ст. 84 ТК РФ работодатель обязан предложить сотруднику другую работу, на которую не распространяется запрет на трудоустройство судимых граждан. Кроме этого, сотруднику в данном случае выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Уголовное дело во время работы

Работник может подвергнуться уголовному преследованию, работая на должности, которая несовместима с судимостью и преследованием по УК РФ.

При получении от правоохранительных органов сведений о том, что работник подвергнут уголовному преследованию, работодатель обязан отстранить работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда. В период отстранения от работы (недопущения к ней) зарплата сотруднику не начисляется (ст. 76 ТК РФ).

Отстранение от работы осуществляется приказом руководителя организации, составленным в произвольной форме. В приказе следует указать основание отстранения от работы, например, наименование и реквизиты документа, полученного от правоохранительных органов.

Приказ должен содержать и срок отстранения (на период производства по уголовному делу до его прекращения или до вступления в силу приговора суда).

Во избежание трудовых споров нужно ознакомить работника с таким приказом под роспись. Если по окончании уголовного преследования работник был осужден, то в день вступления приговора в законную силу трудовой договор расторгается. Основанием расторжения следует указать п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ – по не зависящим от воли сторон обстоятельствам вследствие осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы.

Ответственность за незаконное трудоустройство судимых

Проверка на судимость при устройстве на работу является обязанностью работодателя. За неисполнение данной обязанности и незаконное трудоустройство судимых лиц работодателя могут привлечь к ответственности.

Судебная практика подтверждает обязанность работодателей проверять соискателей на предмет судимости. Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 22.02.2018 № Ф04-210/2018 возложил на работодателя ответственность за допуск к работе в области транспортной безопасности лиц, данными о судимости которых при заключении трудового договора он не располагал.

Читайте также:
Могут ли депортировать за административное правонарушение

ИП был оштрафован на 30 000 рублей по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ за допуск на должность ответственного за соблюдение транспортной безопасности работника, имеющего непогашенную судимость. Такое трудоустройство прямо запрещено п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ “О транспортной безопасности”. ИП, принимая гражданина на работу, о его судимости не знал.

По мнению суда, работодатель должен обладать достоверной информацией, что принимаемое на работу лицо не имеет неснятой судимости за совершение умышленного преступления. Для этого он должен потребовать у работника справку об отсутствии судимости (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Отсутствие у работодателя такой информации не освобождает его от ответственности, предусмотренной законом.

Таким образом, работодатель может и должен требовать справку об отсутствии судимости у потенциального работника в тех случаях, когда к работе невозможно допустить лицо с судимостью.

Была свидетелем по уголовному делу и теперь не могу устроиться на работу. Законно ли это?

Я в молодости проходила свидетелем по уголовному делу. Но не была ни в судах, ни где-либо еще — просто дала свидетельские показания. Сейчас при приеме на работу не могу пройти проверку службы безопасности: говорят, есть запись по уголовному делу. Но я не судима и была всего лишь свидетелем.

Почему эта запись где-то фигурирует? Как восстановить справедливость? Как это аннулировать и куда обратиться?

Данные о свидетелях в информационные базы МВД не передаются. Это делается только в отношении подозреваемых и обвиняемых, и то не всегда. Поэтому в вашей ситуации возможны три варианта:

  1. работодатель не хочет брать вас на работу и придумал отговорку;
  2. у вас был статус не свидетеля, а подозреваемого, но вы об этом не знали;
  3. это ошибка в базе данных МВД.

В любом случае нужно разбираться. Вот что вам стоит предпринять.

Проверьте себя на судимость

В первую очередь нужно выяснить, какая информация о вас есть в базе данных МВД. Речь идет о проверке на судимость. В справке будет информация не только о судимости или ее отсутствии, но и о фактах уголовного преследования в статусе подозреваемого или обвиняемого. А также о фактах прекращения дел по так называемым нереабилитирующим основаниям, когда дело закрыто, но человек считается виновным, — например, в связи с примирением сторон или после амнистии.

Если никаких сведений о вас в базе данных МВД нет, об этом будет прямо указано в справке.

Справку о несудимости можно заказать на портале госуслуг. Получить документ возможно в электронном или бумажном виде. За бумажной справкой нужно идти лично в информационный центр управления МВД. Электронный документ придет в личный кабинет на госуслугах.

Если нет возможности сделать онлайн-запрос, придется записаться на прием в информационный центр вашего регионального управления МВД и получить справку там. Запросить и получить справку по почте нельзя.

Чтобы уточнить информацию о себе, достаточно электронной справки. Но если вы намерены предъявить ее кому-то , например работодателю, то, скорее всего, потребуется бумажный документ.

Если в справке есть информация о судимости, вы сможете оценить, правдивая это информация или ошибочная, и поймете, что делать дальше. Кроме того, вы увидите статью, по которой квалифицировано преступление, и сможете соотнести, насколько судимость мешает трудоустройству на ту или иную должность. Есть перечень работ и должностей, куда с судимостью устроиться нельзя. Во всех остальных случаях отказ в трудоустройстве можно оспорить. Правда, это сложно, и, вероятно, придется судиться.

Примеры работы, куда сложно устроиться, если есть судимость

Отрасль, куда нельзя устроиться Какая судимость будет препятствием Основание для отказа в приеме на работу или на службу
Авиационный персонал Неснятая или непогашенная судимость за любое умышленное преступление п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ
Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса Если есть неснятая или непогашенная судимость за любое умышленное преступление п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»
Транспортная безопасность Если есть неснятая или непогашенная судимость за любое умышленное преступление п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О транспортной безопасности»
Управленческий персонал клиринговых организаций Если есть судимость за преступления в сфере экономической деятельности или за преступления против государственной власти п. 3 ч. 5 ст. 6 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»
Работники образовательных и воспитательных организаций, где есть контакт с несовершеннолетними Судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, против общественной безопасности ст. 351.1 ТК РФ
Руководитель и главный бухгалтер застройщика Неснятая или непогашенная судимость за преступления в сфере экономики и за преступления против государственной власти п. 1 ч. 3 ст. 3.2 ФЗ «Об участии в долевом строительстве»
Полиция, Росгвардия, Федеральная служба исполнения наказаний, ФСБ, прокуратура Любая судимость, включая снятую и погашенную п. 1 ст. 14 ФЗ «О службе в органах внутренних дел», п. «в» ч. 3 ст. 16 ФЗ «О ФСБ», абз. 5 п. 2 ст. 40.1 ФЗ «О прокуратуре»

Если в справке нет информации о судимости, то, похоже, ваш потенциальный работодатель просто не хочет брать вас на работу. Возможно, он придумал такую отговорку или вы не прошли проверку по другим критериям, которые служба безопасности не хочет разглашать.

Уточните, что имеет в виду работодатель

Вы пишете, что представитель работодателя говорит: «Есть запись по уголовному делу». Но из такой формулировки невозможно понять, что он имеет в виду. Попробуйте уточнить этот момент и выяснить, с чем конкретно связан отказ в трудоустройстве.

Учтите, что служба безопасности помимо закона руководствуется и внутренними критериями проверки, о которых никто ничего не скажет. Зачастую сотрудники СБ негласно пользуются связями в правоохранительных органах и даже могут получить доступ к уголовным делам, хотя это и незаконно. Не исключаю, что вас проверяли именно так. Возможно, пусть вы и были просто свидетелем, но в материалах дела есть сведения о вас, которые не понравились службе безопасности и стали причиной отказа в приеме на работу.

Курс о больших делах

Проверьте совпадения с другими людьми

Возможно, ваши данные совпали с данными другого человека. Ситуация крайне редкая, но все-таки вероятная. Совпасть должны ФИО, дата и место рождения.

Узнать о совпадении вы также сможете из справки о несудимости. Но изменить данные не получится: они касаются другого человека, а не вас.

Можно попытаться разъяснить ситуацию работодателю, но решение о приеме на работу останется за ним.

Если есть ошибки в справке или базе МВД, попросите их исправить

Возможно, в базе МВД есть ошибка или опечатка — и вы значитесь как судимый человек, хотя даже суда не было.

Признать запись недействительной, исключить ее или внести изменения можно только через суд. Для этого необходимо подать административный иск с соответствующим требованием в районный или городской суд по месту жительства. Это можно сделать в течение трех месяцев с момента, когда вы узнали о нарушении своих прав, — например, получили справку о судимости с недостоверными сведениями.

Однако нужно учитывать, что если запись верная, но истец хочет ее убрать, например, потому, что данные мешают поступить в вуз или устроиться работу, то в требованиях суд откажет.

Ошибка может быть не в базе данных, а в самой справке. В этом случае, чтобы ее исправить, нужно обращаться в управление МВД вашего региона или ФКУ «ГИАЦ МВД России». Подать заявление можно через госуслуги. Срок рассмотрения — 5 рабочих дней с момента регистрации обращения.

пп. 93—98 административного регламента МВД, утв. приказом от 27.09.2019 № 660DOCX, 60,9 КБ

По заявлению должны провести проверку и, если ошибка подтвердится, изменить сведения. Об отрицательном решении сообщат письменно, при положительном — пришлют новую справку о наличии или отсутствии судимости.

Что делать, если вы не знали о судимости

Может быть так, что вы ошибочно считаете себя свидетелем, а на самом деле фигурировали в деле как подозреваемая. Кажется, что это невозможно, но вот как все происходит.

Подозреваемым считается человек:

  1. в отношении которого возбуждено уголовное дело;
  2. который задержан в качестве подозреваемого
  3. которому избрали любую меру пресечения, например подписку о невыезде, до предъявления обвинения.

Если возбуждают уголовное дело или задерживают подозреваемого, то его допрашивают в присутствии защитника и объясняют, что происходит. В таком случае сложно не понять, что вы именно подозреваемый.

Но вот избрание меры пресечения может применяться и к свидетелю, и это сразу переводит его в статус подозреваемого, о чем он может и не знать. То есть человека допрашивают в качестве свидетеля, берут с него подписку о невыезде и больше никуда не вызывают. Если по итогам расследования обвинение не предъявляется, мера пресечения автоматически аннулируется. Человек считает себя свидетелем, а по факту он подозреваемый.

Поскольку дело до суда не дошло, при таком развитии событий дознавателю или следователю все равно пришлось бы выносить решение о прекращении преследования. Здесь все зависит от основания закрытия дела:

  1. если дело прекратили по нереабилитирующим основаниям, таким как примирение сторон, истечение срока давности, амнистия и подобные, то сведения обязаны были передать в информационный центр МВД;
  2. если прекратили по реабилитирующим основаниям — например, за отсутствием состава преступления, — то информация останется только в материалах дела.

Если вы все-таки были подозреваемой и дело прекратили по нереабилитирующим основаниям, то в справке о судимости такая информация будет. Исправить ее или удалить нельзя.

Что в итоге

Ваша первоочередная задача — понять, какие сведения о вас содержатся в базе МВД: есть ли они вообще, а если есть, то достоверны ли . Если данные ошибочны, нужно добиваться, чтобы их исправили.

Стоит учесть, что службы безопасности организаций проверяют кандидатов комплексно, по своим критериям. Возможно, причина отказа вовсе не в том, что вы были свидетелем по уголовному делу, а в каких-то сведениях о вас из материалов этого дела. Если все так, то это вовсе не означает, что у вас будут проблемы с трудоустройством в другие компании. Но отношения с этим работодателем у вас вряд ли сложатся.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

КС: Неуказание в анкете сведений о судимости не должно препятствовать приему на муниципальную службу

Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 13 февраля № 8-П по делу о проверке конституционности п. 1 и 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе в РФ в связи с жалобой гражданки Малышевой.

Прочерк в пункте о наличии судимости как повод для увольнения с муниципальной службы

В июне 2017 г. Наталия Егорова (после вступления в брак в августе 2018 г. изменившая фамилию на Малышева) обратилась в администрацию Цивильского района Чувашской Республики с заявлением о приеме на должность начальника отдела строительства и ЖКХ управления экономики. Согласно требованию ч. 3 ст. 16 Закона о муниципальной службе РФ ею также была представлена заполненная и подписанная анкета, в которой в пункте о наличии судимости соискательница поставила прочерк.

Решением конкурсной комиссии Егорова была признана победителем конкурса на замещение вакантной должности и с 26 июня 2017 г. приступила к работе, а спустя 5 месяцев назначена на должность первого зам. главы администрации – начальника управления экономики, строительства и ЖКХ.

В январе 2018 г. в ходе прокурорской проверки, проведенной на основании получения анонимного сообщения, было установлено, что при поступлении на муниципальную службу Наталия Егорова не представила сведения о судимости, в то время как приговором мирового судьи от 11 ноября 2015 г. она была признана виновной в совершении преступления по ч. 1 ст. 116 УК РФ с назначением наказания в виде штрафа в 8000 руб. Несмотря на то что в сентябре 2016 г. судимость с нее была снята до истечения срока погашения, в адрес районной администрации было внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, допущенных при приеме женщины на муниципальную службу.

В феврале того же года распоряжением администрации района Наталия Егорова была освобождена от должности, а трудовой договор с ней расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе (в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой). Предшествовавшая увольнению служебная проверка показала, что, поставив прочерк в анкете, заполненной при поступлении на службу, соискательница тем самым не указала на наличие судимости – то есть фактически предоставила заведомо недостоверные сведения.

Наталия Егорова обратилась в суд с иском к районной администрации о выдаче копий документов, связанных с работой, признании распоряжения об увольнении незаконным и восстановлении в должности, а также взыскании зарплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Суды двух инстанций в удовлетворении иска отказали. При этом они критически отнеслись к доводам истицы об отсутствии умысла представить заведомо недостоверные сведения при поступлении на муниципальную службу – так, истица поясняла, что первоначально указала в анкете сведения о судимости, но, после того как глава администрации разъяснил, что она вправе не заполнять данный пункт по причине указания в самом тексте анкеты на необходимость его заполнения только при поступлении на государственную гражданскую службу, переписала анкету.

Также суды признали не имеющим правового значения тот факт, что на момент поступления на муниципальную службу и заполнения анкеты судимость с истицы была снята, а деяние, за которое она была осуждена, – декриминализовано. По мнению судов, основанием для расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя служит сам факт представления гражданином при поступлении на муниципальную службу заведомо недостоверных или неполных сведений – независимо от того, могли ли они повлиять на возможность принятия на муниципальную службу или стать основанием для отказа в заключении трудового договора.

Отказывая в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Верховным Судом Республики Марий Эл, судья республиканского ВС со ссылкой на п. 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе указал, что лицо, претендующее на замещение должности муниципального служащего, обязано сообщать о себе достоверные сведения, в том числе касающиеся судимости. В передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.

Доводы жалобы в КС

В жалобе в Конституционный Суд заявительница подчеркнула, что п. 1 и 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе не соответствуют Конституции РФ, поскольку обязывают гражданина, поступающего на муниципальную службу, сообщать о наличии судимости независимо от срока, истекшего с момента вынесения обвинительного приговора, а также вступления в силу нового уголовного закона, устраняющего преступность совершенного гражданином деяния, – притом что соответствующий пункт анкеты, обязательной для поступающего на муниципальную службу, подлежит заполнению только при поступлении на госслужбу.

В обоснование своих доводов она привела позицию Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда РФ, выраженную в письме от 21августа 2018 г. № 18-0/10/ООГ-1216, из которого следует, что гражданин, поступающий на муниципальную службу, не обязан заполнять пункт анкеты о наличии судимости: ему может быть лишь рекомендовано представить такую информацию, в то время как неуказание в анкете данных о том, что такой гражданин был судим, само по себе не может рассматриваться как представление работодателю заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (контракта) и служить основанием для отказа в поступлении на муниципальную службу.

Аналогичный подход к решению вопроса о предоставлении лицом, поступающим на муниципальную службу, сведений о судимости применен, как указала заявительница, судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда в апелляционном определении от 7 мая 2013 г. № 33-1321/2013.

КС указал, что единство ограничений и обязательств для государственных и муниципальных служащих не предполагает полного тождества

Рассмотрев материалы жалобы, КС указал, что, поскольку п. 1 оспариваемой нормы в данном деле непосредственно не применялся, производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Касательно п. 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе Конституционный Суд со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции отметил, что специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных (муниципальных) служащих, включающий их права, а также ограничения и запреты, наличие которых компенсируется в том числе предоставляемыми гарантиями и преимуществами. В силу этого введение особых правил поступления и прохождения государственной (муниципальной) службы и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение прав, закрепленных Конституцией (постановления от 30 июня 2011 г. № 14-П, от 21 марта 2013 г. № 6-П, от 21 марта 2014 г. № 7-П, от 30 октября 2014 г. № 26-П, от 8 декабря 2015 г. № 31-П, от 29 ноября 2016 г. № 26-П; определения от 1 декабря 1999 г. № 219-О, от 3 октября 2002 г. № 233-О и др.).

Вместе с тем, добавил КС, устанавливая такие ограничения и запреты и определяя правовые последствия их несоблюдения лицами, поступающими на соответствующую службу, а также государственными и муниципальными служащими, федеральный законодатель должен следовать и предписаниям ч. 2 ст. 54 Конституции, согласно которой юридическая ответственность может наступать только за деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями.

Данное требование, указал Суд, распространяется не только на отношения, связанные с установлением составов различных правонарушений и привлечением к ответственности за их совершение, но и на предполагающие наступление для таких граждан любых неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу. Так, для муниципальных служащих указанные последствия могут наступать лишь в случае нарушения законодательных предписаний, адресованных непосредственно им.

Также КС отметил, что, утверждая единую форму анкеты, представляемой при поступлении как на государственную гражданскую службу, так и на муниципальную, Правительство РФ руководствовалось принципом взаимосвязи данных видов службы, а при определении объема сведений, требуемых при заполнении анкеты, оно исходило из обстоятельств, исключающих возможность поступления на службу и ее прохождения. В частности, поступлению на госслужбу (равно как и ее прохождению) препятствует наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости. Исходя из этого, в пункт анкеты и был включен соответствующий вопрос.

Вместе с тем, отмечается в постановлении, в отношении граждан, поступающих на муниципальную службу, а также муниципальных служащих аналогичное ограничение Законом о муниципальной службе не предусмотрено.

На этом основании, а также учитывая, что установленное оспариваемой нормой единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной и государственной службы не предполагает их полного тождества, а значит – автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с госслужбой ограничения, как наличие неснятой или непогашенной судимости, – сведения о ее наличии либо отсутствии у лица, поступающего на муниципальную службу, не могут повлиять на оценку соответствия его квалификационным требованиям, предусмотренным законом для замещения должностей муниципальной службы, а равно не являются безусловно необходимыми для выявления обстоятельств, препятствующих принятию на муниципальную службу.

В связи с этим, указал КС, в анкете прямо предусмотрено, что пункт о наличии судимости заполняется только при поступлении на госслужбу. «Поскольку установление для государственных гражданских и муниципальных служащих различных ограничений, являющихся элементами правового статуса указанных лиц, само по себе не выходит за пределы дискреции федерального законодателя, приведенное правовое регулирование не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями и основанным на них принципом взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы», – подчеркивается в постановлении.

Вместе с тем, добавил Конституционный Суд, непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений, обязанность представления которых прямо не установлена Законом, не должно повлечь, в том числе после поступления на муниципальную службу, соответствующие правовые последствия, что в полной мере относится к ситуации, когда лицо, поступающее на муниципальную службу, не указало в анкете сведения о судимости.

Правоприменительные решения, вынесенные в отношении заявительницы, КС признал подлежащими пересмотру.

Эксперты прокомментировали выводы КС

По мнению адвоката АП Архангельской области Владимира Цвиля, данное постановление можно отнести к разряду «рабочих», то есть решающих конкретный вопрос, связанный с дефектом правоприменительной практики.

Вместе с тем эксперт обратил внимание на следующие моменты. «Во-первых, процессуальные, – пояснил он в комментарии «АГ». – Так, в отличие от большинства иных постановлений, здесь подробно изложена позиция заявительницы. Это должно приветствоваться, так как зачастую позицию заявителя КС описывает абстрактно. Кроме того, сделан особый акцент на такое условие приемлемости жалобы, как невозможность восстановления конституционных прав и свобод заявителя иначе, чем посредством конституционного правосудия. При этом Суд сконцентрировал внимание на том, что заявительницей исчерпаны все средства судебной защиты в судах общей юрисдикции (пройдены все инстанции). В этом видится развивающаяся тенденция: КС приветствует призыв потенциала конституционного правосудия, когда исчерпаны все ординарные способы судебной защиты. Целесообразность соответствующих законодательных изменений также выразил председатель КС Валерий Зорькин 12 декабря 2019 г. на встрече Президента РФ Владимира Путина с судьями КС».

Во-вторых, добавил Владимир Цвиль, важным представляется вывод о том, что конституционный принцип недопустимости юридической ответственности только за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54 Конституции), распространяется не только на правонарушения в узком смысле, но и на отношения, предполагающие наступление любых неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу. Данная правовая позиция, считает адвокат, обогащает судебную доктрину и раскрывает потенциал конституционных принципов.

«Кроме того, КС указал, что единство ограничений и обязательств, налагаемых на государственных гражданских и муниципальных служащих, не предполагает их полного тождества и допускает дифференциацию соответствующего правового регулирования. В частности, констатировал КС, такая дифференциация действует в отношении объема предоставляемой при поступлении на службу информации (анкетных данных). Однако этот вывод следует не столько из конституционных положений, сколько из действующего законодательства, а потому не предопределяет однозначных вариантов развития», – заметил Владимир Цвиль.

При этом он добавил, что вопрос о степени тождественности условий, налагаемых на государственных и муниципальных служащих, остается открытым, и только законодатель должен определять вектор направления соответствующей политики. «Думается, что в свете принципа единства публичной власти регулирование вопросов государственной гражданской и муниципальной службы также должно сближаться, поскольку не обнаруживается какой-либо ценности и целесообразности различного подхода в регулировании данных правоотношений», – резюмировал он.

«Если рассматривать позицию Конституционного Суда РФ с точки зрения конституционного и муниципального права, она изложена в постановлении ясно и конкретно», – отметил профессор кафедры публичного права Государственного университета управления, д.ю.н. Владимир Таболин. По его мнению, анкетные отличия не должны являться основанием ущемления прав граждан. «Иначе мы очень скоро вернемся к временам, когда анкета была важнее человека и легко ломала его судьбу», – добавил эксперт.

Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н. Александр Чертков поддержал позицию КС о недопустимости распространения на муниципальных служащих обязанности, прямо не предусмотренной законодательством. «Применение к ним аналогии с обязанностями госслужащих на основании единства природы публичной службы видится умозрительным и нарушает как права служащего, так и автономность местного самоуправления», – считает он.

Эксперт добавил, что позиция заявительницы жалобы базируется на верном понимании дифференцированного порядка заполнения единой анкеты при поступлении на муниципальную службу. «Требование закона указывать факт снятой судимости при поступлении на муниципальную службу отсутствует, и глава муниципального образования, со слов заявительницы, был устно осведомлен о судимости. Никаких оснований увольнять муниципального служащего с должности постфактум в связи с обращением прокуратуры не было», – считает Александр Чертков.

Он выразил надежду, что в связи с данным постановлением правоприменительная практика будет гуманизироваться, и снятая судимость перестанет быть «клеймом» на человеке, препятствовать его профессиональному развитию: «В России круг должностей, замещению которых препятствует судимость, представляется излишне широким, равно как и круг преступлений, порождающих такие ограничения. Особенно остра проблема неофициальной практики, когда люди подвергаются не основанным на требованиях закона ограничениям при трудоустройстве и в иных аспектах профессиональной деятельности в связи с фактом снятой судимости и даже по реабилитирующим обстоятельствам».

По мнению адвоката Октябрьского специализированного филиала Башкирской республиканской коллегии адвокатов Надежды Крыловой, постановление является примером правильного и справедливого понимания сути и различий государственной и муниципальной службы в РФ, исходя из действующих конституционных положений, их духа и смысла. «Так сложилось, что правоприменители в большей степени руководствуются принципом единства публичной природы государственной и муниципальной службы, – пояснила она. – При этом самостоятельность местного самоуправления, закрепленная в положениях ст. 130–133 Конституции, не учитывается. Именно этот отличительный признак местной власти определяет особенности и специфику муниципальной службы и одновременно не предполагает полного тождества государственной и муниципальной службы. В связи с этим ограничения и обязательства, налагаемые на муниципальных служащих, отличаются от ограничений и обязательств, налагаемых на госслужащих».

В связи с этим, полагает эксперт, представляется убедительной правовая позиция КС о невозможности «автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с государственной гражданской службой ограничения, как наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости» и об «отсутствии у гражданина, поступающего на муниципальную службу, обязанности указывать при заполнении анкеты сведения о наличии или отсутствии у него судимости».

В заключение Надежда Крылова выразила надежду, что правовые позиции КС РФ окажут позитивное влияние на правоприменительную практику, в том числе на недопущение фактов «применения в отношении муниципального служащего неблагоприятных правовых последствий при отсутствии нарушения прямых правовых предписаний с его стороны».

7 нарушений прав работников, о которых работодатели не всегда знают

Работодатели помнят, что надо оформлять сотрудников по трудовому договору, вовремя платить зарплату и отпускать на выходной. Но по Трудовому кодексу у работников гораздо больше прав, чем обычно знают работодатели. Такое незнание — риск получить от Роструда штраф до 100 000 ₽ и бестолковый судебный кейс. Рассказываем, как делать нельзя, и как надо по закону.

1. Не индексировать зарплату

❌ Принять работника в штат, установить размер зарплаты и годами не повышать его. Или повышать, но за увеличение обязанностей или карьерный рост.

✅ Чтобы работники не страдали от инфляции, работодатели обязаны периодически индексировать зарплату. Это обязанность из ст. 134 ТК РФ.

Индексация зарплаты — это её повышение исходя из роста розничных цен на товары и услуги. При этом работник продолжает выполнять ту же работу.

Для госслужащих индексация прописана в законе. А вот частники должны сами решить, как часто и на какой процент будут индексировать зарплату персонала. Порядок прописывают в трудовом договоре или локальном акте, например, положении об индексации зарплаты. Если порядок прописан — уже полдела. Осталось соблюдать его и вовремя повышать зарплату.

Если работодатель не установил сроки и размер индексации, это не повод её не проводить. Периодичность можно взять любую — раз в полгода или в год. Коэффициент повышения можно рассчитать исходя из индекса потребительских цен за прошлый год. К примеру, за 2019 год инфляция составила примерно 5 %. На столько можно увеличить зарплату.

Регулярные премии и надбавки не заменяют индексацию. Эти выплаты входят в систему оплаты труда. Они зависят от качества и количества работы, а рост цен на продукты тут ни при чём. Это позиция Верховного суда РФ из Определении № 89-КГ18-14.

Индексировать можно оклад или переменную часть зарплаты — например, процент от продаж. Главное, чтобы в итоге повысился реальный размер зарплаты.

2. Штрафовать

❌ Штрафовать работников за недостачу, опоздания, разговор с клиентом не по скрипту. Суммы штрафов удерживать из зарплаты.

✅ Поддерживать дисциплину и наказывать персонал можно только тремя способами из ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор и увольнение по статье. А деньги за недостачу и сломанную мебель надо вычитать по правилам о материальной ответственности из ст. 238 ТК РФ.

Штрафовать работников нельзя. Мы уже рассказывали об этом в нашей статье.

Как за витиеватую систему штрафов, так и за разовое наказание работодатель сам рискует получить штраф от инспектора Роструда. А от работника — иск о взыскании недополученной из-за штрафов зарплаты.

3. Обязать пройти проверку на полиграфе

❌ Поставить работника в условия, когда он не может не согласиться пройти проверку на детекторе лжи. Если окажется, что он ворует или сливает информацию конкурентам, вычесть из зарплаты недостачу, уволить по статье или намекнуть написать заявление по собственному.

✅ Считается, что полиграф по телесным реакциям способен показать, врёт человек или нет.

Проверять работников на полиграфе не запрещено. Делать выводы и принимать меры, в принципе, тоже. Но тут есть два требования закона.

Работник должен дать согласие на проверку. Тест на полиграфе по своей сути — медицинская экспертиза. Ее можно проводить только с согласия человека. Об этом сказано в ст. 21 Конституции РФ.

Согласие должно быть добровольным. То есть работник подписывает его без давления. Хитрить и предлагать подписать согласие на «психологическое тестирование» тоже нельзя. Работник должен чётко понимать, что соглашается именно на устройство с подключением к телу проводов и конкретные вопросы. Отказаться от проверки работник может в любой момент, хоть в середине опроса. Уволить, оштрафовать или вычесть из зарплаты расходы на выезд полиграфолога нельзя.

Если работник в суде докажет, что согласился на полиграф под угрозой увольнения или плохих рекомендаций для эйчаров, работодатель оплатит моральный ущерб. Шанс доказать принуждение большой. Любые сомнения суды трактуют в пользу работника.

Проверка на полиграфе не должна заменять объяснительную, ревизию, акт об ущербе, докладную записку и приговор суда. Результаты теста на полиграфе юридически не доказывают, что работник нарушил закон. Трудовой кодекс не знает такой процедуры. Если работник оспорит увольнение или удержание из зарплаты, сослаться на полиграф не получится. На языке судопроизводства это называется недопустимым доказательством.

Для вычетов из зарплаты, надо соблюсти процедуру привлечения к материальной ответственности из главы 39 ТК РФ. Это создание комиссии, подсчёт ущерба, объяснение работника и приказ об удержании. Полная пошаговая инструкция есть в нашей статье.

Чтобы уволить за воровство, обращаются в полицию и дожидаются приговора суда. Так сказано в ч. 6 ст. 81 ТК РФ.

За слив коммерческой тайны, прогулы и пьянство увольняют после оформления дисциплинарного взыскания по ст. 193 ТК РФ. Инструкция здесь.

4. Заставить работать сверхурочно, в выходной или в ночь

❌ Перевести работника на ночную смену, заставить задержаться, назначить инвентаризацию на выходной. Согласие не спрашивать, за переработку не доплачивать.

✅ Работник обязан быть на работе в часы, которые прописаны в трудовом договоре и правилах трудового распорядка. Рабочее время не должно превышать 40 часов в неделю — ст. 91 ТК РФ.

Для работы сверх нормы с работника берут письменное согласие и добавляют к зарплате.

Сверхурочная работа — это работа после смены, дополнительная смена или работа в выходной. Продолжительность ограничена: не больше 4 часов за две недели и 120 часов в год. Правило — из ст. 99 ТК РФ.

Сама по себе переработка не запрещена. Но должна быть цель: выгрузить скоропортящиеся продукты, заменить невышедшего баристу, починить прорванную трубу. Привлекать к допработе нельзя беременных и несовершеннолетних. А инвалиды и матери детей до трех лет могут отказаться.

За сверхурочную работу доплачивают. За первые два часа — в полтора раза больше, за последующие часы — в два раза. Вместо доплаты работник может выбрать выходной — ст. 152 ТК РФ.

В ночное время работают с 22 до 6 часов. Ночная смена короче дневной на один час. Для разового выхода в ночь с работника берут письменное согласие. Чтобы полностью перевести работника на ночной режим, оформляют допсоглашение к трудовому договору. Подробности — в ст. 96 ТК РФ.

Каждый час ночной работы оплачивается больше на 20 %.

Часто в трудовой договор записывают, что рабочий день ненормированный. Это значит, работника можно иногда оставлять после смены и обязывать выйти в выходной. Брать письменное согласие не нужно. Объём допчасов записывают в трудовой договор.

Если переработка выпала на выходной или праздник оплату удваивают. Либо — по желанию работника — надбавку заменяют лишним выходным. Правила из ст. 153 ТК РФ.

5. Оставить работника без перерыва на обед

❌ Не прописать в документах время обеда. Провести в обед совещание. Не обеспечить место для еды, если в помещении постоянный поток клиентов.

✅ В течение дня работнику полагается перерыв для еды и отдыха — ст. 108 ТК РФ.

Обед длится не меньше 30 минут, но не больше двух часов. Точное время прописывают в трудовом договоре или правилах внутреннего трудового распорядка. Роструд штрафует, если точного времени нет, плавающие обеды не считаются.

В обеденный перерыв работник может уйти гулять и по магазинам. Запрещать нельзя, это его время — ст. 106 ТК РФ.

Работников с рабочим днём меньше четырёх часов можно оставить без обеда. Но если по документам он есть, надо отпускать.

Особый случай — когда по характеру работы человек не может оторваться и уйти поесть. В таком случае работодатель организует отдельное место для еды и кратковременную замену другим сотрудником.

6. Не выдать при увольнении справку 2-НДФЛ

❌ При увольнении не выдать справку 2-НДФЛ, хотя работник просил письменно.

✅ Справка 2-НДФЛ показывает, сколько работник заработал, а работодатель — удержал налога.

2-НДФЛ нужна уволенному, чтобы встать на учёт по безработице, отдать в бухгалтерию на новом месте для расчёта пособий. Ещё — для оформления кредита. Справку делает работодатель. Но человек может сформировать её самостоятельно через личный кабинет налоговой инспекции — если у него есть аккаунт.

В день увольнения работнику вместе с трудовой книжкой выдают справку 2-НДФЛ за текущий год и два предшествующих. Для этого работник пишет заявление. Так сказано в ст. 84.1 ТК РФ и ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ.

Уже уволенному и забытому сотруднику справку выдают в течение трёх дней после письменной просьбы или в этот же срок отправляют почтой. Это сказал Минтруд в Приказе № 182н.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

7. Запретить менять банк для зарплатной карты

❌ Выбрать зарплатный проект и платить работникам только на карту этого банка. Отказать работнику получать зарплату на карту другого банка. Причина — бухгалтерии неудобно, бизнесу невыгодно.

✅ Работодателю не запрещено выбирать банк для зарплат всему коллективу сразу. Если сотрудника устраивают условия обслуживания, всё нормально. Но если работник хочет поменять банк, отказать нельзя. Придётся платить на карту, которую выбрал работник. Так сказано в ст. 136 ТК РФ.

Работник обязан сообщить, что меняет банк и дать новые реквизиты для перевода не позже 15 календарных дней до дня зарплаты. Если протянет с сообщением, можно платить на карту в старом банке. Но следующий перевод делают уже на новую.

Работник вправе менять банк и карту сколько угодно, ограничений нет.

Аргументы, что бухгалтерии удобно платить через один банк, а не терять деньги на межбанковской комиссии, не сработают. Право работника на смену банка безусловно. Вычитать из зарплаты комиссию за перевод нельзя. У работника есть право получить полную зарплату, а комиссия — издержки работодателя на бизнес.

Статья актуальна на 08.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Кто выносит постановление об административном правонарушении ПДД

КоАП РФ Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении

1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

(в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

1.1. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частями 1.3 и 1.3-1 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.09.2005 N 124-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 437-ФЗ, от 29.07.2017 N 264-ФЗ, от 23.06.2022 N 187-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

(абзац введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

(абзац введен Федеральным законом от 11.07.2011 N 198-ФЗ)

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 345-ФЗ)

3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 398-ФЗ, от 11.07.2011 N 198-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

2.1) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 195-ФЗ)

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации;

5) ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом, установленные в соответствии со статьей 27.20 настоящего Кодекса, сохраняются до исполнения постановления о назначении административного наказания.

(п. 5 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 298-ФЗ)

4. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

5. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

5.1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 41-ФЗ)

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 6 ст. 29.10 см. Постановление КС РФ от 13.05.2022 N 24-П.

6. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть 6 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 175-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 08.03.2015 N 41-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

(часть 7 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 175-ФЗ)

8. В целях направления для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носителе, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть 8 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 41-ФЗ)

Как обжаловать штрафы ГИБДД, МАДИ, АМПП, образцы жалоб, разбор ситуаций

Рассказываем как обжаловать штрафы ГИБДД, МАДИ, АМПП. Описываем реальные случаи из практики: какие штрафы стоит обжаловать, а какие нет. Приводим образцы жалоб на штрафы с камер ГИБДД и за парковку.

Кто выносит постановления о нарушении

Постановление за нарушение правил дорожного движения выносит суд или ГИБДД. За нарушения правил остановки и стоянки в Москве постановления выносит Московская административно-дорожная инспекция (МАДИ), за нарушения правил платной парковки в Москве — ГКУ АМПП.

Суд выносит постановления по таким нарушениям:

  • незаконная установка на автомобиль «мигалок», «крякалок» и стробоскопов;
  • управление автомобилем без прав;
  • езда в состоянии алкогольного опьянения или непрохождение водителем медицинского освидетельствования;
  • повторное превышение допустимой скорости на 60 км/ч и более;
  • повторное нарушение правил пересечения железнодорожных путей;
  • повторный выезд на полосу встречного движения;
  • нарушение ПДД, которое повлекло причинение вреда здоровью легкой или средней степени тяжести.

Сроки обжалования штрафа, восстановление срока обжалования

У водителя есть 10 суток на обжалование штрафа. Отсчет начинается с момента получения копии постановления.

Если 10 дней уже прошло, восстановить срок обжалования можно, но только если он был пропущен по уважительной причине. Например, из-за тяжелой болезни, командировки, беспомощного состояния.

Что должна содержать жалоба на постановление

  1. Адресат заявления.
    Укажите наименование суда или территориального органа ГИБДД, в который направляете жалобу. Здесь же заполните информацию о заявителе и его представителе, если он есть: Ф.И.О., адрес проживания, контактный телефон.
  2. Наименование документа.
    Типовое наименование: «Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении»..
  3. Описательно-мотивировочная часть.
    Кратко изложите обстоятельства происшествия. Укажите номер и дату постановления, Ф.И.О. и должность инспектора ГИБДД (или судьи, если обжалуется судебное постановление), статью КоАП РФ.

В этой части также опишите основания, по которым вы считаете постановление неправомерным. Приведите ссылки на нормы закона в обоснование своей позиции.

  • Резолютивная часть.
    В этой части необходимо кратко подытожить жалобу. Например: «Прошу отменить постановление (номер, дата) и прекратить производство по делу».
  • Приложение.
    К жалобе приложите полный перечень документов, который доказывает правоту заявителя. К примеру, Верховный Суд постановил, что если автомобилем управлял другой человек, а штраф пришел собственнику, нужно приложить:
    • доверенность на право управления;
    • полис ОСАГО, в котором указан человек, который был за рулем;
    • договор аренды или лизинга транспортного средства;
    • письменное объяснение водителя, допустившего нарушение.
    1. Подпись и дата написания заявления.

    Основания для отмены штрафа

    Закон предусматривает следующие основания для отмены постановления:

    • малозначительность нарушения (статья 2.9 КоАП РФ);
    • наличие обстоятельств, исключающих производство по административному делу (статья 24.5 КоАП РФ) — например, отсутствие правонарушения или действие лица в состоянии крайней необходимости;
    • нарушение процессуальных требований при выявлении и оформлении правонарушения;
    • неправильное применение нормы закона (неверное толкование).

    Полного перечня оснований для отмены штрафа в законодательстве нет, обычно каждая причина рассматривается судом или ГИБДД индивидуально.

    К примеру, штраф за превышение скорости можно обжаловать, если:

    • камера ошибочно распознала госномер;
    • в момент фиксации нарушения автомобилем управлял другой человек;
    • автомобиль продан, а штрафы нового собственника приходят прежнему владельцу.
    • инспекторы использовали несертифицированные камеры фотофиксации;
    • произошел сбой в работе камеры — автомобиль физически не мог развить скорость, которая указана в постановлении;
    • камера захватила скорость соседнего транспортного средства.

    Куда направлять жалобу

    Все зависит от региона и ведомства, которое вынесло постановление. Большинство постановлений выносят суды или ГИБДД.

    Если постановление вынесено инспектором ГИБДД, то его можно обжаловать как в Госавтоинспекции, так и в суде — районном или городском.

    Суды рассматривают все дела, в которых за нарушение можно получить административный арест. Такие постановления можно обжаловать только в суде.

    В Москве, помимо судов и ГИБДД, штрафы выписывают:

    • АМПП (Администратор Московского парковочного пространства) — штрафы за нарушение правил платной парковки;
    • МАДИ (Московская административная дорожная инспекция) — штрафы за нарушение правил стоянки и остановки, парковку на газоне.

    В других городах постановление может вынести городская администрация, техническая инспекция или административная комиссия.

    Постановления АМПП или МАДИ можно обжаловать как в ведомстве, которое вынесло штраф, так и в судах.

    Какие жалобы лучше направить в ГИБДД

    Все жалобы, обстоятельства которых очевидны для человека, но не очевидны для камеры:

    1. Если в постановлении имеются технические ошибки: неправильно определен госномер автомобиля, камера прислала чужой штраф.
    2. Если камера среагировала на посторонние предметы. Например, тень от машины пересекла сплошную линию дорожной разметки, мимо проезжал мотоцикл с превышением скоростного режима, а штраф пришел водителю авто и т.д.
    3. Если водитель вынуждено проехал на красный свет светофора по указанию регулировщика.
    4. Если сотрудник ГИБДД остановил машину в месте, где останавливаться нельзя.
    5. Водитель сделал вынужденную остановку для замены колеса в месте, где остановка запрещена.

    Также если собственник продал автомобиль, а штрафы по-прежнему приходят ему, жалобу лучше направить в ГИБДД. Одновременно с обжалованием нужно обратиться в РЭО с заявлением о прекращении регистрации ТС в связи с продажей или сделать это удаленно через портал Госуслуги.

    Какие жалобы следует направлять в суд

    1. Спорные ситуации, в которых ГИБДД принимают сторону «обвинителя», когда для принятия законного решения необходимо рассмотреть совокупность фактов, подтверждающих вашу правоту.
    2. Когда в ходе административного производства:
      – по делу допущены процессуальные нарушения;
      – допущено неправильное применение нормы закона;
      – допущены неправомерные действия со стороны сотрудников Госавтоинспекции.

    Жалобы на постановления об административных правонарушениях в области дорожного движения направляются в суд районного (городского) уровня и госпошлиной не облагаются.

    Сроки рассмотрения жалобы по штрафам

    По статье 30.5. КоАП РФ, сроки зависят от того, где водитель обжалует штраф:

    • до 10 дней — если водитель подал жалобу в ГИБДД, АМПП, МАДИ или другое ведомство, которое вынесло ему постановление;
    • до двух месяцев — если водитель подал жалобу в суд.

    Многие водители обращаются сразу в суд, потому что больше доверяют его беспристрастности. Но Госавтоинспекция рассматривает жалобы гораздо быстрее. Если водитель однозначно прав и ситуация простая, лучше обратиться для обжалования в ГИБДД, чтобы сэкономить время.

    Обжалование штрафов ГИБДД, МАДИ, АМПП

    Примеры обжалования штрафов

    1. Автомобиль находился в аренде у другого юрлица (Решение по делу 12-51/2020);
    2. Автомобиль продан, штраф вынесен на предыдущего собственника (Решение 21-485/2020)
    3. Обжалование превышения скорости, в связи с тем, что автомобиль находился во владении не собственника (супруга), а иного лица (супруги) — жалоба удовлетворена (Решение по делу 12-394/2016);
    4. Обжалование постановления за управление в состоянии алкогольного опьянения – жалоба удовлетворена (Решение по делу 12-2/2020);

    Образцы жалоб на постановления

    • автомобиль продал, а штрафы приходят на меня ( скачать );
    • со стороны сотрудников ГИБДД допущены нарушения по процедуре привлечения к ответственности ( скачать );
    • пришел штраф, но на фото не мой автомобиль – камера ошибочно прочитала гос. номер авто ( скачать );
    • оплатил парковку, а штраф выписали – обжалование штрафа ГКУ АМПП ( скачать );
    • припарковал авто под знаком с указанием времени действия знака ( скачать );

    Обжалование в интернете

    Обращения в АМПП (Московский паркинг)

    На этой странице Вы можете направить жалобу (обращение) в ГКУ “АМПП” по постановлениям за нарушения порядка оплаты парковки в Москве. Номера постановлений, которые здесь можно обжаловать, начинаются с 780 или с 03554310.

    ГКУ “Администратор Московского парковочного пространства” (АМПП)
    Фактический адрес:
    г. Москва, ул. Старая Басманная, дом 20, корпус 1 (метро: Бауманская, Красные Ворота, Курская кольцевая)

    Телефоны:
    +7 (495) 539-54-54 – Единый контакт-центр

    Здесь Вы можете оставить обращение о несогласии с постановлением (обжаловать его), уведомить об оплате штрафа, запросить копию постановления, вернуть ошибочно оплаченный штраф. Номера постановлений, по которым можно направить обращение, начинаются с 782 или с 03560430.

    Московская административная дорожная инспекция (МАДИ)
    Фактический адрес:
    г. Москва, ул. Каланчевская, д.49 (метро: Проспект Мира, Комсомольская)

    Телефон:
    +7 (495) 540-76-56 – Единый многоканальный номер

    Обращения в ГИБДД (Госавтоинспекция)

    ВНИМАНИЕ: обжаловать постановления ГИБДД через онлайн-форму приема обращений нельзя.

    Обращения, поступившие в ГИБДД через данную форму рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”. Срок рассмотрения таких обращений – 1 месяц.

    Для обжалования постановлений необходимо с письменным заявлением обращаться в территориальное отделение ГИБДД.
    Номера постановлений ГИБДД начинаются с 188.

    Можно ли обжаловать оплаченный штраф

    Да, можно. Конституционный Суд постановил, что оплата штрафа не означает автоматическое согласие с ним. Даже если водитель оплатил штраф, он может обжаловать его, если срок обжалования не истек.

    Если штраф крупный, мы рекомендуем сначала оплатить его со скидкой, а уже потом попытаться обжаловать. Даже если в обжаловании откажут, можно сэкономить деньги.

    Полезная информация по обжалованию

    Мы регулярно пишем новости и обзоры о том, как обжаловать штраф. Разбираем практику и объясняем решения судов. Читайте:

    Нужна помощь в составлении жалобы?

    Обратитесь к нашим специалистам. Оперативно рассмотрим ваш вопрос и подготовим жалобу на постановление в суд или ГИБДД.

    Не пропустите новые полезные публикации

    Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

    Отлично!

    Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: