Содержание собак в многоквартирном доме закон РФ

Закон об ответственном обращении с животными в России: защитит ли питомцев новый правовой акт

Зооактивисты говорят, что 20 лет ждали хоть какого-то закона о защите животных. Именно в начале нулевых заговорили о правовом акте, который бы оберегал питомцев. В итоге получили немного не то: многие положения, которые лоббировали общественники, так и не нашли своего отражения на бумаге. Разница даже на уровне названия. Новый документ называется «Об ответственном обращении с животными».

Законы был опубликован под занавес 2018 года и по сути начал полноценно работать в России лишь с 2019 года.

– Закон об ответственном обращении с животными выделяет животных как существ, способных испытывать эмоции и страдания. Хозяин становится ответственным за судьбу животного, – рассказала адвокат Элеонора Абеле.

Для кого разработан закон

Как бы странно это не прозвучало – для людей. В законе об ответственном обращении с животными прямо сказано, что он должен не только защищать зверей, но и укреплять нравственность, блюсти принципы гуманности.

А еще обеспечивать безопасность граждан при обращении с животными. То есть закон предписывает всяческим шоу, в которых задействуют животных, делать представления безопасными.

Основные положения

Одно из важных положений, это защита животных от жестокого обращения. Запрещена его пропаганда, а также призывы к оному.

Четко сказано, что нельзя проводить болезненные ветпроцедуры без обезболивающих. Натравливать животных друг на друга и устраивать бои. Запрещено прилюдно кормить хищников другими живыми животными в общественных местах.

Закон об ответственном обращении с животными в России запрещает выбрасывать питомцев. То есть хозяин не вправе больше уехать за 100 км от города и бросить бывшего любимца. Его можно передать новому владельцу или в приют.

Среди положений можно выделить запрет на торговлю животными вне «специальных мест». Можно предположить, что речь о питомниках и магазинах. Но как быть с тысячами объявлений в Сети? О них в Законе об ответственном обращении с животными 2019 в России ничего не сказано.

Ответственность хозяев

В законе об ответственном обращении с животными в России, который заработал в 2019 году, прописано понятие «владелец животного». Взглянем на документ.

Владелец животного – физическое или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании.

Закон предписывает хозяевам надлежащий уход за животными.

Правила выгула животных

Первое о чем говорит закон в этой части: владелец не должен допустить, чтобы его животное могло кого-то покалечить или того страшнее. Кроме того, питомец не должен ничего повредить.

Вот требования к выгулу.

  • На дороге, в лифтах, подъездах, дворах, спортивных и детских площадках животное не может передвигаться само. То есть должен быть поводок или шлейка.

  • Следует убирать экскременты за питомцев, если он опорожнился в общественном месте.

  • Не допускать выгул животного вне разрешенных мест.

Обязательное чипирование

Закон об ответственном обращении с животными ни в момент опубликования, ни в 2019 году, ничего не говорил на этот счет. Однако, разные регионы России сами вводят эту норму. Кроме того, достоверно известно, что в Госдуме работают над новым документом. Но там чипирование называется маркировкой.

Может быть, это будет отдельный правовой акт. А может быть внесут поправки в какой-то из действующих. Например, в законы о ветеринарии или тот же об ответственном обращении.

В целом, инициатива здравая, но дорогостоящая. За чей счет будут чипировать миллионы питомцев? Хотя сделать это нужно. Иначе как наказать хозяина, который выбросил собаку? Ведь по закону об ответственном обращении с животными в России он этого делать не имеет права.

Обязательная вакцинация

Кого и как вакцинировать документ также прямо не указывает. В нем есть пункт, где под грифом обязательности предписано: своевременное оказание профилактических ветеринарных мер.

А если не исполнять этого? Судя по документу, ничего не будет. Поэтому зоозащитники и называют его сырым. Не исключено, что по итогам (не) работы документы в 2019 году и позже, будут внесены поправки.

Ответственность при нарушении

В законе об ответственном обращении с животными в России про это сказано так: нарушители несут административную, уголовную и иную ответственность. Каких-то новых штрафов не прописано. Большинство наказаний итак уже перечислены в прочих законах.

Например, если ваш пес нагадил во дворе, то вы нарушили правила благоустройства. Они в каждом городе и регионе свои, а значит и штрафы разные.

Вас покусала чужая собака – подаете в суд и взыскиваете ущерб.

За жестокое обращение отвечает уголовный кодекс. По статье грозит штраф, исправительные работы или до трех лет колонии. Есть и отягчающие обстоятельства, которые усиливают наказание.

Опасные породы собак

В документе указан конкретный перечень.

2. Американский бандог

4. Бразильский бульдог

6. Бульдог алапахский чистокровный (отто)

8. Волко-собачьи гибриды

9. Волкособ, гибрид волка

12. Северокавказская собака

Также в этом перечне метисы пород, указанных в предыдущих пунктах. То есть если один из родителей животного был«опасно-породистый», а другой – нет, он все равно попадает в список опасных.

Выгул опасной собаки без намордника и поводка запрещен. Но на огороженной территории пес может быть не привязан. Например, четвероногий сторож во дворе частного дома. А вот табличку «Осторожно! Злая собака» теперь вещать обязательно, если хоть одна из дюжины опасный пород подстерегает за забором.

Опыт других стран

Наиболее скверная ситуация в этом смысле в Азии и Африке. Где-то в целом нет понятия жестокое обращение, а где-то за него лишь денежный штраф. Например, в Турции. Но при этом в крупных городах там чипированы, стерилизованы и кастрированы все бродячие псы.

Впереди планеты всей как всегда США. Там двигают зоозащитную темы с середины прошлого века. Однако в связи с тем, что штаты внутри страны имеют большую автономность и свои законы, от региона к региону ситуация может быть разной. Местные активисты регулярно бастуют против опытов над животными и родео. Но есть мнение, что еще пару лет и хваленая американская толерантность победит и это.

Читайте также:
ДКП дома с земельным участком: образец

Но самой прогрессивной в плане закона о защите прав животных Швейцария. В стране с высочайшим уровнем жизни очевидно победили все проблемы и взялись за беды меньших братьев. Например, там прописали нормативы кроличьих клеток и активности собак.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Оренбургской области

Прокурор разъясняет

  • 10 августа 2022, 10:10

Согласно законодательству Российской Федерации домашние животные признаются собственностью их владельцев, которые должны их содержать, осуществлять за ними надзор, обеспечивать надлежащий уход, при владении ими не нарушать права и интересы других граждан.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к общим требованиям к содержанию животных их владельцами относится: обеспечение надлежащего ухода за животными; обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий; принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных; предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок; осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 13 названного Закона при выгуле домашнего животного необходимо: исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках; обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Выгул потенциально опасной собаки допускается только в наморднике и на поводке независимо от места выгула. Исключением является случай, когда такая собака находится на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу. При этом, о наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Перечень потенциально опасных собак, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 № 974, в который включены 12 пород собак: акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог, булли Кутта, бульдог алапахский чистокровный (отто), бэндог, волко-собачьи гибриды, волкособ, гибрид волка, гуль дог, питбуль-мастиф, северокавказская собака), а также их метисы.

За нарушение правил содержания животных и обращения с ними предусмотрена ответственность.

Статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрен административный штраф в размере от 100 до 1 млн. рублей в зависимости от субъекта ответственности.

В качестве альтернативного наказания для юридических лиц по указанному составу предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Полномочиями по составлению протокола и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных названной нормой, наделены территориальные органы Роспоторебнадзора.

Возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном названной нормой, вправе и прокурор.

За причинение тяжкого вреда по неосторожности при нападении животного предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статьи 118 Уголовного кодекса РФ вплоть до ареста на срок до шести месяцев.

За жестокое обращение с животным, с целью причинения ему боли и (или) страданий, а также из хулиганских или корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статьи 245 Уголовного кодекса РФ вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет.

Указанные деяния влекут применение еще более строгих мер наказания в случае совершения группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в присутствии малолетнего; с применением садистских методов; с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»); в отношении нескольких животных (часть 2) – лишение свободы на срок до 5 лет.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частями 1 статьи 118 и частью 1 статьи 245 Уголовного кодекса РФ расследуются дознавателями органов внутренних дел, о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи 245 Уголовного кодекса РФ – следователями органов внутренних дел.

Вред, причиненный животным здоровью или имуществу других лиц, должен быть возмещен его владельцем. Кроме того, с владельца животного в пользу пострадавшего может быть взыскана компенсация морального вреда. Возмещение производится по правилам, установленным главой 59 ГК РФ.

В случае причинения вреда безнадзорными животными, ответственность несут органы муниципальной власти, отвечающие за отлов таких животных.

При наличии сведений о нарушении правил содержания домашних животных необходимо обращаться в органы Роспотребнадзора, полиции или прокуратуры, по отлову безнадзорных животных – в органы местного самоуправления.

Разъяснение подготовлено Орской межрайонной природоохранной прокуратурой

Прокуратура
Оренбургской области

Прокуратура Оренбургской области

10 августа 2022, 10:10

Требования к содержанию домашних животных

Согласно законодательству Российской Федерации домашние животные признаются собственностью их владельцев, которые должны их содержать, осуществлять за ними надзор, обеспечивать надлежащий уход, при владении ими не нарушать права и интересы других граждан.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к общим требованиям к содержанию животных их владельцами относится: обеспечение надлежащего ухода за животными; обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий; принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных; предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок; осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 13 названного Закона при выгуле домашнего животного необходимо: исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках; обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Читайте также:
Можно ли отозвать дарственную на дом

Выгул потенциально опасной собаки допускается только в наморднике и на поводке независимо от места выгула. Исключением является случай, когда такая собака находится на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу. При этом, о наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Перечень потенциально опасных собак, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 № 974, в который включены 12 пород собак: акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог, булли Кутта, бульдог алапахский чистокровный (отто), бэндог, волко-собачьи гибриды, волкособ, гибрид волка, гуль дог, питбуль-мастиф, северокавказская собака), а также их метисы.

За нарушение правил содержания животных и обращения с ними предусмотрена ответственность.

Статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрен административный штраф в размере от 100 до 1 млн. рублей в зависимости от субъекта ответственности.

В качестве альтернативного наказания для юридических лиц по указанному составу предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Полномочиями по составлению протокола и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных названной нормой, наделены территориальные органы Роспоторебнадзора.

Возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном названной нормой, вправе и прокурор.

За причинение тяжкого вреда по неосторожности при нападении животного предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статьи 118 Уголовного кодекса РФ вплоть до ареста на срок до шести месяцев.

За жестокое обращение с животным, с целью причинения ему боли и (или) страданий, а также из хулиганских или корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статьи 245 Уголовного кодекса РФ вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет.

Указанные деяния влекут применение еще более строгих мер наказания в случае совершения группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в присутствии малолетнего; с применением садистских методов; с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»); в отношении нескольких животных (часть 2) – лишение свободы на срок до 5 лет.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частями 1 статьи 118 и частью 1 статьи 245 Уголовного кодекса РФ расследуются дознавателями органов внутренних дел, о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи 245 Уголовного кодекса РФ – следователями органов внутренних дел.

Вред, причиненный животным здоровью или имуществу других лиц, должен быть возмещен его владельцем. Кроме того, с владельца животного в пользу пострадавшего может быть взыскана компенсация морального вреда. Возмещение производится по правилам, установленным главой 59 ГК РФ.

В случае причинения вреда безнадзорными животными, ответственность несут органы муниципальной власти, отвечающие за отлов таких животных.

При наличии сведений о нарушении правил содержания домашних животных необходимо обращаться в органы Роспотребнадзора, полиции или прокуратуры, по отлову безнадзорных животных – в органы местного самоуправления.

Разъяснение подготовлено Орской межрайонной природоохранной прокуратурой

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Обновлено секунду назад

Административная комиссия разъясняет: Правила содержания собак!

Уважаемые жители Комсомольского муниципального района. В адрес административной комиссии увеличилось поступление заявлений и материалов по факту безнадзорного выгула собак, а именно без поводка и намордника, за территорией частного двора, в подъездах многоквартирных домов, на детских площадках. Такой безответственный подход к своему питомцу приводит к печальным событиям.

Обращаем Ваше внимание на то, что приобретая в дом собаку, вы должны понимать, что берете на себя большую ответственность. Теперь Вам придется искать компромисс между желанием обеспечить своему любимцу хорошую жизнь и интересами окружающих.

Основными документами, регламентирующими вопросы содержания собак и их выгула, являются Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях, Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ “Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

ФЗ № 498 от 27.12.2018 (извлечения):

Статья 9. Общие требования к содержанию животных.

  1. К общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся:

1) обеспечение надлежащего ухода за животными;

2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;

Читайте также:
Сколько стоит пуск газа в частный дом

5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.

Статья 13. Требования к содержанию домашних животных

  1. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.
  2. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Правила благоустройства сельских поселений Комсомольского муниципального района также содержат пункты, регламентирующие вопросы содержания собак и их выгула.

К главным требованиям, которые регламентируют выгул собак, относится поводок и намордник, для того, чтобы Ваш питомец не смог испугать случайных прохожих и не причинить ущерб их здоровью. Не допускается безнадзорный выгул, в том числе оставление собак без присмотра в общественных местах.

Чтобы не было вопросов и претензий ни к Вам, ни к вашему питомцу по поводу загрязнения подъездов и территорий дворов, Вам будет необходимо носить с собой совок и пакет для того, чтобы сразу же убирать за собакой.

Во время прогулки, даже если собака не спущена с поводка, а бежит на длинном поводке, постоянно контролируйте ее передвижение и берите на короткий поводок, если рядом показались посторонние люди, особенно дети. Помните, что неадекватное поведение ребенка способно спровоцировать агрессию даже у воспитанного и добродушного пса. Всегда лучше предотвратить происшествие, чем потом страдать от его последствий.

Каждый владелец собаки должен знать и соблюдать правила содержания домашних собак. Это касается и обязательной ежегодной вакцинации от бешенства. Делать ее необходимо, так как данное заболевание опасно и не подлежит лечению не только для собаки, но и для человека в том числе. Ежегодно от бешенства умирают сотни животных. Есть и человеческие жертвы. Поэтому собаку независимо от возраста и породы, начиная с трехмесячного возраста, в обязательном порядке нужно вакцинировать один раз в год от бешенства, делать это лучше в ветеринарной клинике. При несоблюдении данных указаний вы не только рискуете здоровьем своей собаки, но подвергаете себя и других людей угрозе заражения некоторыми вирусными заболеваниями.

Права и обязанности владельцев

Нормы содержания собак предусматривают создание комфортных условий не только для собаки, но и для окружающих. То есть собака не должна создавать неудобства для соседей или других членов семьи. Если собака напала на человека или другое животное, владелец должен незамедлительно сообщить об этом в медицинское или ветеринарное учреждение для постановки животного на учет и дальнейшего наблюдения за ним. В общественных местах или на площадках для выгула собак, владелец обязан убирать за своим животным. Кроме того, владелец должен следить за своим животным, гуманно относиться к нему и не оставлять надолго без присмотра.

Условия содержания собак должны отвечать определенным требованиям. За несоблюдение вышеперечисленных правил владелец привлекается к административной ответственности в соответствии со статьей 37.1 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.

Будьте внимательны и выполняйте установленные правила содержания собак и тогда никаких проблем с обществом и тем более с законом у вас не возникнет.

правила содержания собак и кошек

содержания собак и кошек в городе Москве

1. Общие положения

1.1. Настоящие правила распространяются на физических и юридических лиц – владельцев собак и кошек (далее – животные) в городе Москве, которым животные принадлежат на праве собственности или ином законном основании.

1.2. Разрешается содержать животных как в отдельных квартирах, так и в комнатах квартир с несколькими собственниками и (или) пользователями при их согласии и отсутствии медицинских противопоказаний.

1.3. Не разрешается содержать животных в местах общего пользования в квартирах с несколькими собственниками и (или) пользователями, помещениях многоквартирных домов, отнесенных к общему имуществу собственников, а также на придомовых территориях.

1.4. Не допускается организация зоогостиниц в многоквартирных домах и домовладениях граждан.

1.5. Перемещение животных, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности или на выставочные мероприятия, осуществляется в сопровождении ветеринарных сопроводительных документов, оформленных в соответствии с ветеринарными правилами.

1.6. При транспортировке животных общественным городским транспортом необходимо соблюдение условий, исключающих неудобство пассажиров:

– кошек разрешено провозить в клетках с глухим дном (корзинках, коробках, контейнерах и других средствах для транспортировки животных);

– собак мелких, средних пород разрешено провозить на поводке под наблюдением их владельца, а также в клетках с глухим дном (корзинках, коробках, контейнерах и других средствах для транспортировки животных);

– собак крупных пород необходимо перевозить в наморднике и на коротком поводке.

1.7. Владельцы собак, имеющие в пользовании земельный участок, могут содержать собак в свободном выгуле только на огороженной территории или на привязи. На территории участка должна быть оборудована будка или другое сооружение, защищающее животное от перегрева, переохлаждения и осадков. О наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на участок.

1.8. По инициативе владельца животного может быть оформлен ветеринарный паспорт на животное, в который вносятся все сведения о проводимых вакцинациях против заразных болезней животных и обработках, а также регистрационный номер животного.

1.9. Содержание и выгул потенциально опасных собак осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Читайте также:
Что делать, если забыл права дома

1.10. Запрещается появление с собакой без поводка и намордника в организациях, на торговых объектах, предприятиях общественного питания, стадионах, рынках, в городском транспорте общего пользования, пляжах, а также купание и мытье животных в местах, в которых разрешено купание людей.

1.11. Запрещается появление с собакой на детских площадках, территориях медицинских и образовательных организаций.

1.12. Запрещается выгуливать собак и появляться с ними в общественных местах и в транспорте детям младше 14 лет без сопровождения взрослых.

1.13. Запрещается разведение животных в целях использования их шкур и мяса, проведение боев животных, натравливание животных на других животных.

1.14. Запрещается торговля животными в неустановленных местах и с нарушением требований реализации животных на рынках, осуществляющих специализированную торговлю.

2. Обязанности владельца животного

2.1. Владельцы животных обязаны содержать их в помещениях по своей площади и оборудованию обеспечивающих благоприятные условия для их здоровья, обеспечивать животных кормами и водой, безопасными для здоровья животных, соответствующими ветеринарным требованиям и нормам.

2.2. Владелец животных обязан своевременно обеспечить животным ветеринарную помощь.

2.3. Владельцы животных обязаны предоставлять их по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными.

2.4. Владельцы животных по достижении животными трехмесячного возраста, независимо от породы животных, обязаны обеспечить их маркирование (идентификацию), учет (регистрацию). Маркирование (идентификация) животных осуществляется путем установки микрочипа, бирки, кольца, нанесения татуировки или тавро, использования ошейника и других средств маркирования, обеспечивающих установление владельца животного.

2.5. С момента достижения животным трехмесячного возраста владелец должен зарегистрировать его в государственном ветеринарном учреждении города Москвы в течение 2 недель. Вновь приобретенные животные старше трехмесячного возраста должны быть зарегистрированы владельцем в течение 2 недель с даты приобретения. При регистрации владельцу выдается регистрационное удостоверение.

2.6. О смене владельца, случае смерти животного и иных случаях, связанных с прекращением постоянного содержания животного на территории города Москвы, владелец животного обязан сообщать в течение 1 суток в государственное ветеринарное учреждение города Москвы для снятия животного с учета.

Порядок регистрации животных и снятия их с учета утверждается правовым актом Комитета ветеринарии города Москвы.

2.7. Владельцы животных обязаны обеспечить проведение профилактической вакцинации собак против бешенства и лептоспироза, кошек – против бешенства в соответствии с инструкцией по ветеринарному применению лекарственного препарата.

2.8. Владельцы животных при их выгуле обязаны поддерживать санитарное состояние дома и прилегающей территории. Запрещается загрязнение животными подъездов, лестничных клеток, лифтов жилых домов, а также загрязнение детских площадок, дорожек, тротуаров и других мест, и территорий общего пользования. Если животные оставили продукты жизнедеятельности, они должны быть немедленно убраны владельцем.

2.9. Владельцы животных обязаны принимать необходимые меры, обеспечивающие безопасность окружающих людей и животных, сохранность имущества физических и юридических лиц, соблюдение животными тишины в ночное время, а также предотвращать появление у животных нежелательного потомства.

2.10. Выводить собак на прогулку нужно на поводке. Спускать собак с поводка можно только в разрешенных для выгула местах. При этом собакам, в отношении которых имелись факты проявления ими немотивированной агрессии, следует надевать намордник.

2.11. При переходе через улицу и вблизи магистралей владелец животного обязан взять его на поводок во избежание дорожно-транспортных происшествий и гибели животного на проезжей части улиц.

2.12. При нанесении животным покусов человеку или животному владельцы животных обязаны в течение 24 часов после покуса сообщать об этом и доставлять покусавших животных в ближайшее государственное ветеринарное учреждение для осмотра и проведения в течение 10 дней карантинирования под наблюдением специалиста.

2.13. При отказе от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания животное должно быть передано владельцем другому владельцу или сдано в приют для животных с обязательным информированием государственного ветеринарного учреждения.

2.14. При гибели животного труп его в срок не более суток сдается владельцем в ветеринарное учреждение. Запрещается выбрасывать трупы животных в бытовые мусорные контейнеры, вывозить их на свалки и полигоны, захоранивать в землю.

3. Права владельца животного

3.1. Любое животное является собственностью владельца и, как всякая собственность, охраняется законодательством Российской Федерации.

3.2. Животное может быть изъято у владельца по решению суда или в ином порядке в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

4. Ответственность владельца животного

за соблюдение настоящих Правил

4.1. За несоблюдение настоящих Правил владельцы животных несут ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

4.2. Вред, причиненный здоровью граждан или ущерб, нанесенный имуществу граждан животными, возмещается владельцем таких животных в установленном законом порядке.

5. Контроль за соблюдением настоящих Правил

5.1. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Комитет ветеринарии города Москвы.

Соседи выгуливают собак на газоне у дома: что делать?

Я живу в многоквартирном жилом доме в Самаре. Пришла весна, снег растаял, и на газонах вокруг дома показались «результаты» выгула собак. Помогите разобраться с правилами их выгула: законно ли выгуливать собак на газонах у дома и как бороться законными методами с соседями, которые не хотят убирать за своими питомцами?

Александр, разделяю вашу боль. И отвечаю на вопрос: выгуливать собак на газонах нельзя. Для этого должны быть специальные площадки. Просто гулять с собаками, конечно, никто не запрещает. Но экскременты нужно сразу же собирать.

Недавно приняли федеральный закон, где прописаны правила для выгула собак. Но судебной практики по нему пока нет. Советские инструкции и региональные правила, которые регулировали эти вопросы раньше, работают. Но из-за нового закона практика может измениться.

Сразу скажу — законных методов борьбы с собачьими экскрементами на газоне мало. Главная проблема в том, кто должен контролировать соблюдение закона и привлекать нарушителей к ответственности. На федеральном уровне никаких штрафов нет. Некоторые субъекты РФ их вводят, но Самарская область пока отстает в этом вопросе.

Штраф, который выписали соседу, согреет душу, но не исправит состояние газона. Поэтому практический совет — жалуйтесь в управляющую компанию и районную администрацию и требуйте своевременной уборки придомовой территории.

Читайте также:
Балкон относится к общему имуществу многоквартирного дома

Правила выгула домашних животных

В конце 2018 года вступил в силу новый закон об ответственном обращении с животными. В нем есть статья, которая определяет требования к содержанию домашних животных и, в частности, правила их выгула. Причем не только собак, но и кошек, хорьков, лошадей и енотов. Специальные правила есть для некоторых категорий собак, которых законодатель считает потенциально опасными. Это крупные собаки и относящиеся к бойцовым породам. Полный перечень установят отдельным документом.

При выгуле домашнего животного необходимо делать вот что.

Держать животное на поводке, когда переходите дорогу, едете в лифте, идете по подъезду , гуляете во дворе, на детской или спортивной площадке. В законе сказано, что необходимо «исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного». Поводок — проверенный и надежный способ это обеспечить. Можно контролировать животное иначе: держать его в переноске или на руках, если это домашняя крыса.

Держать собак потенциально опасных пород в наморднике и на поводке независимо от места выгула. Перечень таких пород утвердило правительство. В перечне 12 пород собак и их метисы. Например, американский бульдог, питбульмастиф и кавказская овчарка.

Держать таких собак без поводка и намордника можно только на огороженной территории, принадлежащей владельцу и снабженной предупреждающим знаком. Например, во дворе частного дома.

Убирать за животным в местах и на территориях общего пользования. Это подъезды и придомовые территории: двор, детская, спортивная площадка и в том числе газоны вокруг дома. Закон обязывает владельцев «обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного», но не обязывает все делать самому. Можно попросить сына или дворника. Главное — чтобы было убрано.

Хозяева домашних животных обязаны убирать их фекалии в лифтах, коридорах, во дворах и на улице. Это требование закона.

Выгуливать животных только в местах для выгула , которые определила местная администрация. На этих площадках должны стоять контейнеры для сбора фекалий — это требование санитарных правил. Установить их должен муниципалитет.

Требования к местам для выгула обычно включают в правила благоустройства, которые принимает каждый муниципалитет. В Рязани, например, приняли Правила благоустройства и решили, что территории для выгула домашних животных нужно обозначать специальными табличками и огораживать металлической сеткой. Там должны быть специальные контейнеры, куда владельцы животных должны складывать их экскременты. Правила приняты в 2019 году и соответствуют новому федеральному закону.

В Самаре тоже есть такие Правила благоустройства, где отдельно проговаривается, что нельзя выгуливать собак на газонах.

К сожалению, закон не говорит, что такое выгул и чем он отличается от прогулки с собакой в магазин. Чтобы разобраться, нужно сложить вместе все, что написано в законе. Получится вот такая схема действий:

  1. На специальной площадке для выгула собаку можно отпускать свободно бегать и не держать на поводке.
  2. При прогулке в магазин или вокруг дома собаку нужно держать на поводке. Карликовых собачек можно держать на руках.
  3. Собаку потенциально опасной породы обязательно держать в наморднике и на поводке везде: и на улице, и на специальной площадке для выгула.
  4. Убирать за собаками следует везде: и на улице, и на площадке для выгула. Причем и за мастифом, и за чихуа-хуа.

Советские правила выгула собак

Я перечислила требования, которые ввел новый федеральный закон. Однако такие требования — водить собак на поводках, выгуливать на специальных площадках и убирать за ними — существовали и раньше в Правилах содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР. Их приняли в 1981 году и до сих пор никто не отменял.

Требование убирать за кошками и собаками установлено в одном из пунктов этих правил. Оно обязывает граждан не допускать, чтобы собаки и кошки загрязняли квартиры, лестничные клетки, лифты, подвалы и другие места общего пользования в жилых домах, а также дворы, тротуары, улицы и т. п. А если загрязнение появилось, его нужно немедленно устранять.

Правда, не все, в том числе и суды, знают, что эти правила до сих пор действуют и что если их не соблюдать — могут привлечь к административной ответственности. Так, Центральный районный суд Калининграда считает, что таких правил нет, поэтому привлечь к административной ответственности за их нарушение нельзя.

Другие суды считают иначе. Так, мировой судья в Вологодской области привлек мужчину к административной ответственности за то, что его собака укусила ребенка. При этом мировой судья, когда выносил решение, сослался на нарушение Правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР.

Суд в Самарской области обязал хозяйку собаки также возместить вред женщине, которую покусала ее собака, и указал, что хозяйка не соблюдала Правила содержания собак, которые были установлены еще в РСФСР.

Пока не будут приняты новые правила содержания домашних животных, советские правила будут действовать. Это касается всех правовых актов, которые действовали на территории РФ до вступления в силу Конституции. Если они не отменены — они применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.

Если какие-то из советских правил были включены в новый федеральный закон, нужно применять закон. Например, про обязанность убирать за собакой. Хотя здесь закон повторяет советские правила, поэтому на практике разницы не будет.

Правила о содержании животных субъектов РФ

Многие субъекты РФ ввели свои правила содержания домашних животных. Остановлюсь на тех, которые действуют в Самаре и Москве.

Правила содержания собак и кошек в Самаре разрешают прогуливаться с собакой в наморднике и на коротком поводке по улицам, бульварам, паркам. Но спортивными упражнениями можно заниматься только на специально отведенных площадках. На детских площадках нельзя даже появляться с собаками. Владельцы обязаны убирать собачьи экскременты в подъездах, на лестничных клетках и в других местах общественного пользования.

Читайте также:
Как определяется придомовая территория многоквартирного дома

Временные правила содержания собак и кошек в Москве более строгие в этом вопросе. Запрещается загрязнять не только подъезды, лестничные клетки и лифты, но и детские площадки, дорожки, тротуары. Если собака все-таки оставила экскременты в перечисленных местах, владелец должен убрать за ней.

К сожалению, про газоны в документе речи не идет. Так что владельцы, которые не убирают за собаками на прогулке, могут свалить все на региональные нормы. По ним они действительно не обязаны этим заниматься.

Если вам будут говорить такое, сразу показывайте новый федеральный закон. Все региональные нормы о правилах содержания животных приняты до его вступления в силу. Нормы, которые ему не соответствуют, не действуют. Да и сама возможность принятия таких норм в субъектах РФ теперь под вопросом: законодатель забыл написать, кто должен принимать такие правила и должен ли вообще.

В законе сказано: нужно убирать за животным в местах и на территориях общего пользования. Определение таких территорий есть в Градостроительном кодексе — это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц: площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и др. Территория вокруг дома тоже сюда относится, включая газоны. И неважно, что написано в региональных правилах.

Кто должен следить за соблюдением правил содержания животных

В новом законе есть и перечень тех, кто может проверять, как владельцы животных соблюдают закон.

Государственные инспекторы. Инспекторы Россельхознадзора, Росприроднадзора, а также органов, которые создаются в субъектах РФ, могут рассмотреть ваше заявление и вынести предписание владельцу с требованием не нарушать закон.

Если хозяин животного не исполнит такое требование — административный штраф. По общему правилу, он небольшой: от 300 до 500 рублей. Но если предписание выдаст ветеринарный инспектор, штраф вырастет: от 2000 до 4000 рублей. Это штрафы для физических лиц.

Государственные инспекторы могут сразу привлечь виновного к ответственности и даже изъять у него животное.

Общественные инспекторы. Ими могут быть сотрудники зоозащитных организаций или обычные граждане, у которых есть соответствующее удостоверение. Общественный инспектор имеет право фотографировать правонарушения, снимать их на видео и направлять материалы в государственные органы для привлечения к ответственности.

Сейчас статус общественных инспекторов под вопросом. Порядок организации их деятельности не утвержден. Минприроды разработало проект, но пока он проходит экспертизу. Расскажу вкратце, о чем там говорится.

Чтобы стать общественным инспектором, нужно подать заявление в Росприроднадзор или в специальный орган, который создан в вашем субъекте РФ. Это может быть министерство, департамент, комитет. В его названии должны быть ключевые слова: природные ресурсы, экология, охрана окружающей среды, природопользование и т. п. Комиссия проведет собеседование, задаст несколько вопросов о порядке обращения с животными и решит, достоин ли кандидат быть общественным инспектором.

Так что вы можете:

  1. Обратиться в государственный орган, который проводит ветеринарный или экологический надзор.
  2. Стать общественным инспектором и лично следить за соблюдением закона.
  3. Подать заявление о нарушении правил содержания животных вашему участковому. Он проведет проверку и передаст информацию в уполномоченный орган, если понадобится. Заявление можно подать через сайт регионального ГУ МВД: самарцам нужно зайти вот на эту страницу.

Ваш участковый — ближайшего к вам участкового можно найти на сайте МВД

В качестве подтверждения можете использовать фотографии, видеосъемку и показания соседей. В общественных местах можно вести фото- и видеосъемку.

Что будет нарушителям

Сейчас ответственность за нарушение правил выгула собак устанавливается только в региональных законах. Предусмотрено два вида наказания: предупреждение и штраф.

Вероятно, что в ближайшем будущем региональную ответственность отменят, а новую федеральную введут. По общим правилам КоАП, раз правила выгула животных федеральные, то и ответственность должна быть соответствующей. В законах субъектов РФ устанавливать ее нельзя.

Региональные нормы об административной ответственности за нарушение правил содержания животных суды и раньше признавали незаконными. Пока что это практика отдельных субъектов. В целом эти вопросы к судьям и законодателям, а мы пока ориентируемся на действующие нормы.

В Москве штраф для владельца за загрязнение животным мест общего пользования в многоквартирных домах и общественных мест — от 1000 до 2000 рублей. Такой же размер штрафа в Ленинградской области. В некоторых регионах штраф меньше, например, в Томской области — от 500 до 1000 рублей. В Санкт-Петербурге максимальный штраф выше — от 500 до 3000 рублей.

В других субъектах РФ устанавливают ответственность в целом за нарушение правил содержания домашних животных. В Волгоградской области владельцу животного могут выдать предупреждение или назначить штраф от 1000 до 3000 рублей.

Чтобы узнать, какая ответственность установлена у вас в регионе, найдите закон об административных правонарушениях вашего субъекта РФ. Обычно он называется так: Закон об административных правонарушениях на территории Саратовской области или Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях. В нем поиском по ключевым словам «животные», «собаки» ищите нужную статью.

Примеры из жизни

Приведу несколько примеров, когда граждане не убирали за своими собаками и получали предупреждения и штрафы.

В Ростове-на-Дону одна женщина выпускала собак гулять в подъезд без поводка и не убирала за ними экскременты. Административная комиссия муниципального образования привлекла ее к ответственности и вынесла предупреждение.

В Вологодской области женщине назначили штраф в размере 1000 рублей за то, что ее собачка справляла свои естественные надобности у крыльца соседа. Правда, потом суд пересмотрел это решение и отменил штраф. Он учел показания свидетелей: никто не смог подтвердить, что загрязнения во дворе оставила именно собачка, принадлежащая гражданке.

В Новосибирске в отделение полиции поступило три заявления о выгуле собаки на детской площадке, загрязнении собакой общественного места и выгуле собаки без поводка и намордника. Хозяйку привлекли к ответственности и назначили штраф в 1000 рублей. Суд подтвердил: все правильно. Маламутов нужно выгуливать в намордниках.

Если решите обращаться в полицию или в суд, подтверждайте свои слова фотографиями, на них должно быть указано время съемки. Суды проверяют это, смотрят на показания очевидцев. Если в вашем субъекте РФ есть административная ответственность за нарушение правил выгула собак, обратитесь в полицию или местную администрацию: есть шанс наказать нарушителя.

Как поступить в вашем случае

В Самарской области административной ответственности за нарушение правил выгула собак нет. Но в судебной практике я нашла альтернативный вариант.

Гражданина укусила собака, охраняющая двор его соседки. Он обратился к участковому. Тот установил, что соседкой нарушены Правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, а это нарушение санитарных правил по профилактике бешенства. Участковый передал дело в Роспотребнадзор, где возбудили дело об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ. Суд рассмотрел это дело и назначил штраф в 350 рублей.

Есть такие санитарные правила — СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей». В них сказано, что необходимо соблюдать правила содержания и выгула домашних животных и прививать их от бешенства. То есть несоблюдение правил содержания домашних животных — это нарушение санитарных норм. А это влечет ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ.

Через экскременты бешенство не передается, не волнуйтесь, но такая отсылка в санитарных правилах дает возможность привлечь нарушителей к ответственности.

Вы можете обратиться к участковому, как гражданин из примера. Другой вариант — написать в Роспотребнадзор. Для этого заполните форму для обращений и укажите ваши фамилию, имя и отчество. Выберите ближайший к вам территориальный орган Роспотребнадзора.

В обращении напишите так:

Сообщаю о факте административного правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ. Гражданин Иванов И.В. — владелец собаки. Он не соблюдает правила содержания и выгула домашних животных, установленные Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ и Правилами содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР. Также он не убирает экскременты, которые оставила его собака во дворе дома, что нарушает п. 9.2 СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей». Прошу провести с Ивановым И.В. разъяснительную работу и привлечь его к ответственности.

Конкретизируйте текст в зависимости от ваших обстоятельств, опишите конкретные случаи. Приложите фотографии, видео, сошлитесь на показания очевидцев, которые могут выступить свидетелями. Формы для приема электронных сообщений позволяют это сделать.

Как навести порядок на газоне

На газоне гуляют не только домашние собаки, но и бродячие. У них нет хозяев, некому за ними убирать. Поэтому только просветительской работой и жалобами в госорганы проблему не решить. Чтобы на газонах и тротуарах было чисто, нужно обращаться в организацию, которая должна содержать их в приличном виде.

За газоны рядом с домом отвечает управляющая компания или ТСЖ. Земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства относится к общему имуществу жильцов дома. Поэтому его обязаны убирать и проводить санитарно-гигиеническую очистку.

Если управляющая компания не убирает газоны и придомовую территорию, обращайтесь в местную администрацию. Если проблема с городским тротуаром или газоном — тоже обращайтесь в администрацию. Прикладывайте фотографии, составляйте коллективные жалобы.

Сейчас есть специальные порталы, которые позволяют подать жалобу через интернет. Например, жители Санкт-Петербурга могут использовать сайт «Наш Санкт-Петербург», москвичи — Gorod.mos.ru.

Чистый город. Практическое руководство — администрация Санкт-Петербурга разъясняет, что делать, если двор или улицу убирают некачественно. Есть примеры обращений

Чтобы в вашем дворе было чисто, работайте в первую очередь с жильцами дома. Попробуйте поговорить с соседями, которые не убирают за своими собаками. Конечно, это зависит от ваших отношений и темперамента.

Необязательно лично грозить штрафами владельцу кавказской овчарки. Предложите на общем собрании собственников квартир повесить информационные стенды с указанием правил выгула собак по новому федеральному закону. Заодно по реакции соседей узнаете, к кому можно идти за поддержкой, если решите обращаться в госорганы.

И не стесняйтесь фиксировать нарушения и обращаться в полицию. Правильно определить, по какой статье привлекать к ответственности и кто это должен делать, — задача государства. Выше я приводила примеры: шанс привлечь нарушителя к ответственности есть. Даже беседа с участковым в некоторых случаях может помочь.

Если кратко, порядок действий такой:

  1. Найдите закон вашего субъекта РФ об административной ответственности. В нем могут быть штрафы за нарушение правил выгула собак.
  2. Если их нет, можно использовать ст. 6.3 КоАП. Собачьи фекалии на газоне и вокруг дома — это антисанитария.
  3. Фотографируйте факты нарушений, заручитесь поддержкой соседей.
  4. Жалуйтесь участковому, просите обеспечить общественный порядок и привлечь владельца собаки к ответственности.
  5. Не забывайте про ТСЖ и УК, они должны регулярно убирать придомовые территории.

Удачи вам в борьбе за чистые газоны и ответственных соседей-собаководов!

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Расчет количества жителей в многоквартирном доме

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее:

Формулы 4, 4(1), 5, 7, 9, 20, 21, 23, 23(1), 26, 27 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее – Правила N 354), а также формулы, предусмотренные пунктами 12, 14 приложения 2 к Правилам N 354 используют понятие количество постоянно и временно проживающих граждан.

Указанное количество применяется при расчетах размера платы и объема потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению в случаях, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета соответствующего коммунального ресурса.

Количество постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан определяется исходя из следующего:

Постоянно проживающими в жилом помещении являются граждане, которые зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту жительства. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее – Правила N 713), местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Таким образом, количество постоянно проживающих в жилом помещении граждан равняется количеству граждан, зарегистрированных в указанном жилом помещении по месту жительства (регистрация по месту жительства является бессрочной, постоянной).

Временно проживающими в жилом помещении являются граждане, зарегистрированные в указанном жилом помещении по месту пребывания. В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил N 713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. В случае, если временно проживающий в жилом помещении гражданин не является собственником указанного помещения и не является нанимателем указанного помещения, то есть право пребывания в таком помещении предоставлено гражданину лицом, имеющим право пользования указанным помещением, в качестве одного из документов для регистрации гражданина в качестве временно пребывающего пункт 9 Правил N 713 устанавливает заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение. Именно это заявление указано и в подпункте “б” пункта 57 Правил N 354.

Необходимо отметить, что подпункт “б” пункта 57 Правил N 354 в качестве лица, подающего такое заявление, устанавливает собственника или постоянно проживающего потребителя. Данная формулировка указывает на лицо, имеющее право пользования помещением – таким лицом является либо собственник, либо постоянно проживающий в помещении потребитель.

В случае, если жилое помещение является собственностью муниципального образования, и данное жилое помещение передано нанимателю по договору найма, такой наниматель является постоянно проживающим в помещении потребителем, и имеет право оформлять заявление о пользовании указанным жилым помещением временно проживающими потребителями. Документом, подтверждающим право нанимателя использовать указанное помещение, является договор найма – этот документ в обязательном порядке должен предоставляться при оформлении заявления. При этом с учетом того, что муниципальное помещение уже передано нанимателю по договору найма, в указанном случае недопустимо оформление заявления от имени органов местного самоуправления.

Помимо граждан, зарегистрированных в жилом помещении по месту пребывания, к временно проживающим жилищное законодательство относит также граждан, проживающих в жилом помещении без регистрации в указанном жилом помещении – то есть тех граждан, у которых отсутствует регистрация в указанном жилом помещении и по месту жительства, и по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 56(1) Правил N 354 в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (далее – Акт).

Необходимо отметить, что сам по себе указанный Акт не может являться основанием для применения количества указанных в Акте граждан в расчетах платы за коммунальные услуги. Составленный исполнителем коммунальных услуг Акт в соответствии с тем же пунктом 56(1) Правил N 354 в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

После получения Акта от исполнителя коммунальных услуг соответствующие уполномоченные органы проводят проверку и в случае подтверждения факта проживания в жилом помещении граждан, не имеющих в указанном помещении регистрации, составляют Протокол об административном правонарушении. Именно такой Протокол в соответствии с пунктом 58 Правил N 354 количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте “б” пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для определения количества временно проживающих граждан. Применение в расчетах платы за коммунальные услуги Акта, составленного исполнителем коммунальных услуг, в отсутствие составленного уполномоченными органами Протокола об административном правонарушении, недопустимо.

Документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (свидетельство о праве собственности на указанное помещение, выписка из ЕГРП, договор найма на указанное помещение, иные документы, предусмотренные законодательством) являются основанием для внесения оплаты за коммунальные услуги и содержание жилого помещения, но не являются основанием для определения количества проживающих в жилом помещении граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает: у собственников помещений – с момента возникновения права собственности на помещение; у нанимателей и арендаторов помещений – с момента заключения соответствующих договоров найма и аренды; у членов жилищных кооперативов – с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Применение в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения такого показателя, как количество граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, количество нанимателей), не предусмотрено ни Жилищным кодексом РФ, ни принятыми во исполнение его положений постановлениями Правительства РФ. В том числе применение в расчетах платы за коммунальные услуги количества граждан, не проживающих в жилом помещении, а лишь имеющим право такого проживания, не соответствует положениям Правил N 354. При расчете размера платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения используются следующие количественные показатели:

– размер платы за содержание жилого помещения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению и размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, рассчитываются исходя из площади помещения;

– при наличии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению определяется, исходя из показаний этих приборов учета;

– при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению определяется, исходя из нормативов потребления указанных услуг и количества постоянно и временно проживающих граждан

Таким образом, применение в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения количества граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, количество нанимателей), недопустимо.

В случае, если в жилом помещении не зарегистрирован ни один гражданин (ни по месту жительства, ни по месту пребывания), при этом отсутствуют Протоколы об административных правонарушениях, выраженных в проживании в указанном жилом помещении граждан без регистрации в этом жилом помещении, если при этом жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, предъявление к оплате коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению неправомерно.

В том числе, для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии Протоколов об административных нарушениях, выраженных в проживании в указанном помещении граждан без регистрации, расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном жилом помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству Российской Федерации. Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю.

Дополнительно сообщаем, что письма федеральных органов исполнительной власти, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
А.В. Таманцев

Обзор документа

В ряде случаев при расчете размера платы за коммунальные услуги учитывается количество постоянно и временно проживающих граждан.

К первым относятся лица, зарегистрированные в помещении по месту жительства. Ко вторым – граждане, зарегистрированные в помещении по месту пребывания.

Возникают ситуации, когда в помещении проживают граждане без регистрации по месту жительства (пребывания).

Если исполнитель коммунальных услуг обладает информацией о наличии граждан, проживающих в помещении, не оборудованном приборами учета потребленных ресурсов, без регистрации, то он вправе составить акт об установлении количества лиц. Документ в течение 3 дней направляется в уполномоченный орган в сфере миграции, который проводит проверку и при подтверждении факта проживания граждан в помещении без регистрации составляет протокол об административном правонарушении.

Именно такой протокол является основанием для определения количества временно проживающих граждан в целях определения размера платы за коммунальные услуги.

Также отмечено, что не допускается применять в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения такой показатель, как количество граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования им (количество собственников, количество нанимателей).

Для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета ресурсов, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии вышеупомянутых протоколов расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству. Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю.

Расчет количества жителей в многоквартирном доме

ЗДАНИЯ ЖИЛЫЕ МНОГОКВАРТИРНЫЕ

Multicompartment residential buildings

Дата введения 2017-06-04

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ – Акционерное общество “ЦНИИЭП жилища – институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий” (АО “ЦНИИЭП жилища”)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 54.13330.2011 “СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные”

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменения N 1, 2, 3 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2019

Введение

Настоящий свод правил актуализирован в целях повышения уровня безопасности людей и сохранности материальных ценностей в соответствии с федеральными законами [1] и [2], выполнения требований Федерального закона [3], повышения уровня гармонизации с требованиями международных нормативных документов, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки и учета санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых многоквартирных зданиях.

Свод правил выполнен авторским коллективом: АО “ЦНИИЭП жилища – институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий” (канд. архит. проф. А.А.Магай, канд. архит. А.Р.Крюков (отв. исп.), канд. архит., доц. Н.В.Дубынин, арх. С.А.Куницын, инж. Ю.Л.Кашулина, инж. М.А.Жеребина); АО ЦНИИПромзданий (канд. техн. наук Т.Е.Стороженко); ОАО “Академия коммунального хозяйства имени К.Д.Памфилова” (вед. науч. сотр. В.Н.Суворов); ОАО “Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве” (А.И.Тарада), ООО “Верхне-Волжский Институт Строительной Экспертизы и Консалтинга” (М.В.Андреев).

Изменение N 1 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО “ЦНИИПромзданий” (руководитель разработки – д-р техн. наук, проф. В.В.Гранев, руководитель темы – канд. архитектуры Д.К.Лейкина, ответственный исполнитель – канд. архитектуры Н.В.Дубынин; исполнители – Ю.Л.Кашулина, А.И.Хорунжая); ОАО “Академия коммунального хозяйства имени К.Д.Памфилова” (В.Н.Суворов).

Изменение N 3 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО “ЦНИИПромзданий” (руководитель разработки – д-р техн. наук, проф. В.В.Гранев, ответственный исполнитель – канд. архитектуры Н.В.Дубынин; исполнители – канд. техн. наук М.Ю.Граник, Ю.Л.Кашупина, А.И.Хорунжая).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой* до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.

* Здесь и далее по тексту высота жилого здания – в соответствии с определением по пункту 3.1 СП 1.13130.2009

1.2 Свод правил не распространяется: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СП 55.13330, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом, и общими являются только стены между соседними блоками; мобильные жилые здания; жилые помещения маневренного фонда, указанные в [4, статья 92, часть 1, пункты 2)-8)].

1.3 В процессе строительства и при эксплуатации многоквартирных жилых зданий отступать от параметров, установленных в настоящем своде правил, не допускается.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 25772-83 Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 33125-2014 Устройства солнцезащитные. Технические условия

ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов

ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования

ГОСТ Р 51773-2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли

ГОСТ Р 53254-2009 Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 56420.2-2015 (ИСО 25745-2:2015) Лифты, эскалаторы и конвейеры пассажирские. Энергетические характеристики. Часть 2. Расчет энергопотребления и классификация энергетической эффективности лифтов

ГОСТ Р 56926-2016 Конструкции оконные и балконные различного функционального назначения для жилых зданий. Общие технические условия

ГОСТ Р 58020-2017 Система коллективного приёма сигнала эфирного цифрового телевизионного вещания. Основные параметры, технические требования, методы измерений и испытаний

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 14.13330.2018 “СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах”

СП 20.13330.2016 “СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия” (с изменениями N 1, N 2)

СП 21.13330.2012 “СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах” (с изменением N 1)

СП 22.13330.2016 “СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений” (с изменениями N 1, N 2)

СП 24.13330.2011 “СНиП 2.02.03-85 Свайные фундаменты” (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 25.13330.2012 “СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах” (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 28.13330.2017 “СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии” (с изменением N 1)

СП 30.13330.2016 “СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий” (с изменением N 1)

СП 31.13330.2012 “СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения” (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)

СП 42.13330.2016 “СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”

СП 50.13330.2012 “СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий” (с изменением N 1)

СП 52.13330.2016 “СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение”

СП 55.13330.2016 “СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные” (с изменением N 1)

СП 59.13330.2016 “СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”

СП 60.13330.2016 “СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха” (с изменением N 1)

СП 62.13330.2011 “СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы” (с изменениями N 1, N 2)

СП 63.13330.2018 “СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения”

СП 70.13330.2012 “СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции” (с изменениями N 1, N 3)

СП 71.13330.2017 “СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия” (с изменением N 1)

СП 88.13330.2014 “СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны” (с изменениями N 1, N 2)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: