Содержание придомовой территории многоквартирного дома: что входит

Содержание прилегающей территории многоквартирного дома

С приходом весны особенно остро встает вопрос о содержании прилегающей территории многоквартирного дома (далее – МКД).

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, территория, прилегающая к МКД, является общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491 прилегающая территория МКД составляет:

участок земли, на котором возведен объект недвижимости;

«зеленые» зоны и прочие элементы озеленения и благоустройства (газоны);

спортивные и детские площадки;

парковочные места и коллективные стоянки для автомобилей;

зоны сушки для белья;

подстанции и трансформаторные будки;

других объектов, необходимых для нормальной эксплуатации дома.

Все перечисленные объекты располагаются в пределах границ, указанных в кадастровом паспорте.

Обеспечение сохранности благоустроенной территории является беспрекословным правом и одновременно обязанностью жителей многоквартирного дома.

Обязанность по благоустройству придомовой территории собственники могут исполнять самостоятельно (посредством ТСЖ) или возложить на управляющую компанию (далее – УК).

Чаще всего такую обязанность собственники перекладывают на УК, включая данное условие в договор и внося регулярные платежи на содержание придомовой территории.

Однако не все УК добросовестно выполняют возложенную на них обязанность.

Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 “О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения” работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают:

подметание и уборка придомовой территории;

очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома;

уборка и выкашивание газонов;

прочистка ливневой канализации;

уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.

Приведенный выше минимальный перечень работ может быть дополнен по взаимному согласию собственников и УК в зависимости от конструктивных особенностей придомовой территории.

Так ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования» устанавливает обширный перечень работ, которые могут входить в услугу текущего содержания имущества МКД:

проведение осмотров имущества в соответствии с пунктом 10 ГОСТ Р 56194;

содержание (ремонт) покрытия тротуаров, дорог и дорожек, расположенных на придомовой территории;

содержание ограждений, въездов, стоянок и других строений, расположенных на придомовой территории;

обустройство мест (контейнерных площадок) для сбора и вывоза твердых и крупногабаритных бытовых отходов;

обустройство мест для складирования угля, дров (при наличии в многоквартирном доме печного отопления);

противопожарную безопасность придомовой территории и имущества расположенного на ней;

уборку придомовой территории;

работу дренажной системы придомовой территории по беспрепятственному отводу дождевой и талой воды;

установку урн для мусора у входов в подъезды и (или) около скамеек;

санитарно-гигиеническую уборку имущества;

безопасное движение пешеходов и транспорта;

беспрепятственный доступ к смотровым колодцам инженерных сетей, источникам пожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам и т.д.), расположенным на обслуживаемой территории;

сохранность и надлежащий уход за существующими зелеными насаждениями;

нормативное или работоспособное техническое состояние объектов благоустройства, расположенных на придомовой территории;

устройство сборников для жидких бытовых отходов (в неканализованных зданиях);

выполнение работ, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду;

обустройство детских, игровых, спортивных и иных площадок.

Обязанность по облуживанию прилегающей территории должна проводиться УК систематически и в установленные сроки. Если Ваша УК не приступила к исполнению обратитесь к ней с письменным заявлением и потребуйте исполнения возложенных на нее по договору обязательств.

УО и благоустройство дворовой территории

Минстрой РФ продолжает работать над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ». На сайте ведомства, в разделе «Документы», можно найти интересную инфографику, в которой представлены принципы благоустройства дворовых территорий.

Предлагаем отвлечься от обсуждения постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 и обратиться к вечному – содержанию общего имущества в МКД.

Земельный участок в составе общего имущества

Дворовая территория – источник вечных споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Земельный участок входит в состав ОИ в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт.

Читайте также:
Приватизация подвала в многоквартирном доме

Чаще всего придомовая территория находится в собственности жильцов МКД. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, придомовая территория входит в состав общего имущества в МКД, поэтому собственники помещений МКД должны оплачивать её содержание и благоустройство.

Управляющие же организации за эти деньги содержат придомовую территорию в надлежащем порядке.

Земельный участок под МКД – придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, которая относится к объектам общего имущества в МКД (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Это общедолевая собственность, поэтому не может стать чьим-то частным владением.

Границы и размер придомовой территории определяются исходя из требований земельного и градостроительного законодательства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Согласно п. 4 ст. 37 ЖК РФ, их могут изменить только собственники на ОСС, приняв решение о проведении реконструкции.

Кто отвечает за благоустройство придомовой территории

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФуправляющая организация по договору управления обязуется:

  • выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД,
  • создавать благоприятные и безопасные условия для проживания граждан,
  • предоставлять КУ потребителям в МКД,
  • производить работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту ОИ в МКД.

Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества, утверждённых ПП РФ N 491, управляющая организация в том числе:

  • убирает и проводит санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, который входит в состав ОИ,
  • собирает и вывозит ТКО и ТБО,
  • ухаживает за элементами озеленения и благоустройства, объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД.

Но это всё не относится к земельным участкам, не входящим в состав общего имущества в МКД. Перечисленные действия в таком случае осуществляют собственники земельных участков.

Благоустройство дворовой территории

Предлагаем изучить, какие принципы благоустройства дворовой территории выделяет Минстрой РФ. Прежде всего ведомство отмечает, что все дворы России объединяет ряд проблем:

  • нет чётких границ между общегородской территорией и двором,
  • не хватает парковочных мест,
  • не настроено освещение,
  • не развита инфраструктура для разных групп пользователей,
  • не предусмотрены площадки для выгула домашних животных,
  • климатический дискомфорт.

Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.

Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.

Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.

Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.

Для улучшения освещения дворов нужно установить дополнительные фонари:

  • у входа в дом (5–7 метров),
  • на детских и спортивных площадках (7–9 метров),
  • у проездов (7 метров).

Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.

На детских площадках должны быть установлены:

  • урны,
  • информационный стенд,
  • живая изгородь,
  • мягкие покрытия,
  • места для сидения,
  • навес,
  • настольные игры,
  • тематические игровые комплексы,
  • элементы для активных игр и т.д.

Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.

Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.

На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.

Экологизация городского пространства

Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.

Новые деревья и кустарники должны повысить уровень климатического контроля и защитить от:

  • шума и ветра,
  • солнца,
  • выхлопных газов.
Читайте также:
Можно ли строить дом на садовом участке

Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.

Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.

Порядок разработки проекта благоустройства дворовой территории таков:

  • вначале определяется тип двора,
  • проводится зонирование площадки,
  • вместе с жителями обсуждается концепция благоустройства,
  • совместно разрабатывается и утверждается проект,
  • проект реализуется также совместными силами.

Место у подъезда: ваша придомовая территория может вам не принадлежать

Если границы прилегающего к многоквартирному дому участка не определены и он не поставлен на кадастровый учет, то его собственником является государство, а не жильцы. Тогда кто должен его содержать и платить за это? Как участком могут распорядиться? Как жильцам узнать, в чьем ведении он находится, и стать его собственниками?

Если участок под домом не сформирован, то его собственником является государственное или муниципальное образование

Многим может показаться интуитивно понятным, какая именно территория прилегает к конкретному дому. Такому впечатлению зачастую способствуют особенности планировки городской застройки: если некоторые дома вынуждены «делить» между собой общее пространство или вообще не имеют явно выраженной «своей» территории, то участки земли, примыкающие к более обособленным домам, напротив, выглядят как выделенные исключительно для них. Расположенные на таком вроде бы несомненно относящемся именно к этому дому участке земли объекты (зоны прогулок и отдыха, детские и спортивные площадки и т.п.) воспринимаются как «принадлежащие» жителям дома. Но такое мнение далеко не всегда оказывается верным.

Закон действительно устанавливает 1 , что собственникам квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом. Но это правило не начинает действовать полноценно до соблюдения одного условия: участок под домом (и прилегающий к нему) должен быть сформирован, т.е. органы власти должны определить его точные границы (провести межевание), после чего поставить отграниченный объект на кадастровый учет.

Это условие сейчас не соблюдено в отношении земельных участков, прилегающих к большому количеству многоквартирных домов (а если говорить о Москве – то и к большинству домов): участки под ними не сформированы. Это означает, что по закону собственником таких участков является государственное или муниципальное образование. Тогда термин «придомовая территория» имеет крайне неопределенное или условное значение.

Права жильцов на несформированный участок, прилегающий к дому

Собственники помещений многоквартирного дома вправе инициировать процесс формирования земельного участка, на котором расположен их дом. Для этого им нужно принять на общем собрании решение о направлении в органы власти заявления о его формировании. Но итоговый размер и конфигурацию предоставленного участка спрогнозировать довольно сложно. Он точно будет включать «подошву» и отмостку дома. А вот прочая территория, сколь бы очевидно она ни воспринималась как придомовая, может, вопреки ожиданиям, не войти в сформированную площадь. Такое возможно по многим причинам, связанным с градостроительным и земельным зонированием территории данного города (поселения), имеющимися проектами застройки и т.п.

Пока земельный участок не сформирован, жильцы формально не являются его собственниками, но и не остаются вовсе бесправными. Государственные и муниципальные образования, считаясь собственниками таких участков, существенно ограничены в возможностях их использования и распоряжения ими. Они обязаны учитывать те права собственников помещений дома на примыкающую территорию, которые хоть и отсутствуют сейчас, но должны возникнуть в будущем 2 .

Так, орган власти не вправе передать, например для строительства или иных целей, часть того участка, который в дальнейшем должен быть сформирован и стать общим имуществом собственников помещений дома. Если он нарушит этот запрет, собственники смогут оспорить его решение в суде. Для этого им потребуется доказать, что если бы участок уже был сформирован по должным правилам, то он включал бы в себя и часть, незаконно отданную другому лицу (но следует отметить, что такая задача может оказаться крайне сложной).

Читайте также:
Нормативы при строительстве частного дома от соседей

Кроме того, в некоторых регионах России собственники помещений дома вправе оградить прилегающую к нему территорию от въезда «посторонних» автомобилей (но не прохода пешеходов!) вне зависимости от того, сформирован земельный участок или нет. Например, таким правом обладают собственники помещений в Москве ‒ оно может быть реализовано в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в г. Москве» (в контексте этого акта «придомовую территорию» следует понимать крайне условно). Для установки ограждения (шлагбаума, ворот и т.п.) собственникам помещений необходимо принять соответствующее решение на общем собрании и получить одобрение совета депутатов муниципального образования.

Обязанность по содержанию придомовых территорий

По общему правилу, содержать свое имущество и уплачивать налоги за него обязан собственник. Существенных исключений из этого правила нет: если участок, прилегающий к многоквартирному дому, не сформирован и считается принадлежащим государственному или муниципальному образованию – его содержат за счет бюджетных средств; если же он считается общим имуществом собственников помещений дома – источником средств на его содержание являются их платежи. То есть пока органы власти бездействуют и не формируют прилегающий к дому земельный участок, собственники помещений экономят на тратах, связанных с его содержанием, например на уборке, ремонте дорог, элементов благоустройства и проч.

Вместе с тем большинство домов сейчас находится в управлении «традиционных» управляющих компаний – по существу, государственных или муниципальных. Независимо от того, кто считается собственником придомового участка, – как правило, его содержит та же управляющая компания. Отличаются только правовые и экономические основания, по которым УК тратит средства на содержание участка: если земля государственная, компания получает за это плату из государственного или муниципального бюджета; если земля передана собственникам, на эти нужды должны использоваться деньги, уплаченные владельцами помещений в качестве жилищно-коммунальных платежей. Однако в силу некоторых причин, связанных с социальной политикой государства, размер платы, вносимой жителями за жилищные услуги, зачастую не зависит от формы собственности на прилегающую к дому землю: обладатели «своей» доли у дома платят столько же, сколько и жители, ожидающие ее выделения.

При существующем разнообразии оснований, по которым разные организации могут оказаться обязанными содержать прилегающую к дому территорию, одним из немногочисленных способов выявить ответственное за нее лицо может оказаться обращение к местному органу власти. Он должен быть осведомлен: если в его ведении находится участок – кому он поручил его содержание; если нет – какая организация управляет домом и обязана содержать землю, ставшую общим имуществом собственников помещений.

Кардинально иной может быть ситуация у владельцев квартир в домах, которыми управляют частные компании, товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы. Эти управляющие организации вынуждены планировать свои сметы ‒ а значит, и размер взносов с каждого метра помещения в доме – таким образом, чтобы обеспечить содержание не только здания, но и участка около него. Владельцы квартир в таких домах могут прочувствовать ощутимость трат на содержание собственной придомовой территории. Впрочем, в подобном случае больший размер платежей должен компенсироваться возможностью более действенного контроля за содержанием территории и эффективными механизмами воздействия на свою управляющую организацию.

(Можно ли не оплачивать ЖКУ, если управляющая компания не занимается содержанием дома, обязательно ли уплачивать взносы на капремонт и как оспорить решение общего собрания – читайте в статье «О чем спорят управляющие компании и жильцы?». Как жильцам отстаивать свои права в споре с УК об отключении воды, отопления или электричества, уборке придомовой территории, оплате коммунальных услуг и о решении общего собрания собственников – читайте в статье «Управляющая компания vs жильцы».)

1 Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

2 Пункты 66–68 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г.

Содержание придомовой территории многоквартирного дома: что входит

ГОСТ Р 56195-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами

Читайте также:
Претензия застройщику о нарушении сроков сдачи дома

УСЛУГИ СОДЕРЖАНИЯ ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ, СБОР И ВЫВОЗ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

The services of housing and communal services and management of apartment buildings. Content services the territory of collection and disposal of household waste. General requirements

Дата введения 2015-07-01

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией “Управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области “Стандарты управления недвижимости” при участии ОАО “Академия коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова” (АКХ), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Тамбовский государственный технический университет”

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 “Услуги в области ЖКХ и управления многоквартирными домами”

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт входит в единую структуру национальных стандартов, объединенных в серию “Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами”.

Применение настоящего стандарта, наряду с другими стандартами из данной серии, позволяет сформировать единую и эффективную систему управления и содержания многоквартирных домов, обеспечивающую их нормативное техническое состояние, безопасную эксплуатацию и комфортные условия проживания, а также выполнить требования технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, Жилищного кодекса [1] и других нормативно-правовых актов.

При переходе эксплуатации многоквартирного дома и выполнения работ (услуг) связанных с его управлением и содержанием на основании добровольного применения национальных стандартов из серии “Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами”, целесообразно устанавливать переходный период с учетом профессиональной подготовки и опыта работы исполнителя и подрядчиков по применению таких национальных стандартов.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов.

Стандарт предназначен для применения лицами, оказывающими услуги содержания общего имущества многоквартирного дома, в том числе подрядными организациями, привлекаемыми для выполнения определенных работ, а также собственниками (потребителями), выступающими в роли заказчика таких услуг.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 51929-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения

ГОСТ Р 54964-2012 Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости

ГОСТ Р 56038-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования

ГОСТ Р 56192-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования

ГОСТ Р 56193-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Общие требования

ГОСТ Р 56194-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги по проведению технических осмотров многоквартирных домов и определения на их основе плана работ, перечня работ. Общие требования

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:
Сколько стоит проект для строительства частного дома

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины, принятые по ГОСТ Р 51929, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 дренажная система придомовой территории: Элементы системы организованного поверхностного водоотведения: водоприемники, кюветы, водоотводные и (или) дренажные канавы, закрытые системы дождевой канализации (гидроизолированные дождеприемные и смотровые колодцы, водоотводящие трубы-коллекторы), которые предназначены для обеспечения нормативного отвода дождевых, талых и грунтовых вод с придомовой территории.

3.2 исполнитель: Лицо, оказывающее услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов.

3.3 крупногабаритные отходы (КГО): Отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.

3.4 мусор: Все виды отходов, в том числе строительные, образовавшиеся в результате самовольного (несанкционированного) сброса, грунтовые наносы, опавшая листва, ветки, а также иные предметы, нахождение которых на придомовой территории не предусмотрено проектом или архитектурно-планировочным решением.

3.5 навал мусора: Скопление мусора, возникшее в результате самовольного сброса, по объему, не превышающему одного м .

3.6 несанкционированная свалка мусора: Самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование мусора на площади свыше 10 м и объемом свыше 2 м .

3.7 объекты благоустройства: Зеленые насаждения и покрытия поверхности земельного участка, инженерные сооружения, объекты декора и культурно-бытового назначения.

3.8 опасные отходы: Отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

3.9 очаговый навал мусора: Скопление мусора, возникшее в результате самовольного сброса, по объему до 2 м на территории площадью до 10 м .

3.10 подрядчик: Лицо, у которого с исполнителем заключен договор на выполнение части работ содержания придомовой территории многоквартирного дома и (или) сбор и вывоз бытовых отходов.

3.11 потребитель: Лицо, пользующиеся на законных основаниях помещениями многоквартирного дома и потребляющее услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза ТБО и КГО.

3.12 твердые бытовые отходы (ТБО): Отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовления пищи, упаковки товаров, уборки и текущего ремонта жилых помещений и другие отходы).

3.13 содержание зеленых насаждений: Комплекс работ (мероприятий) по уходу за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями содержания зеленых насаждений, в том числе включающих мероприятия по посеву газонов, устройству цветников, подготовке участков для озеленения, посадке деревьев и кустарников, по обеспечению их сохранности и проведение, в случае необходимости, санитарной или омолаживающей обрезки.

3.14 услуги плановой уборки придомовой территории: Комплекс работ (мероприятий), которые проводятся в первой половине дня, выполнение которых обеспечивает комфортные условия проживания.

3.15 услуга дополнительной уборки придомовой территории: Комплекс работ (мероприятий), которые проводятся во второй половине дня, выполнение которых обеспечивает повышенные комфортные условия проживания.

4 Общие требования

4.1 Услуга содержания придомовой территории, в том числе объектов благоустройства: зеленых насаждений, детских, спортивных и контейнерных площадок, а также иных строений и сооружений, расположенных на придомовой территории (далее – имущество), в том числе сбор и вывоз мусора предоставляется в соответствии с ГОСТ Р 56192, Жилищным кодексом [1], Постановлением Правительства РФ N 491 [2], с учетом требований установленных Федеральным законом N 52-ФЗ [3] и санитарными правилами [4], [5], [6].

4.2 Состав работ содержания имущества, план и перечень работ, объем и периодичность (далее – график) их выполнения формируется лицом, предоставляющим услуги управления многоквартирным домом в зависимости от заказа на услугу пункт 4.2 ГОСТ Р 56192, состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния имущества. Состав работ не может быть меньше, чем это установлено в Постановлении Правительства от N 290 [7].

4.3 При определении состава работ учитываются конструктивные особенности и состояние имущества, геодезические, природно-климатические условия, требования и правила содержания территорий, установленные органом местного самоуправления, на территории которого находится многоквартирный дом.

Читайте также:
Как снизить кадастровую стоимость дома

4.4 Для выполнения работ должны привлекаться квалифицированные специалисты и рабочие. Состав, квалификация и количество которых определяются в соответствии с [8], [9], расход материальных ресурсов в соответствии с [10]. Сотрудники должны обеспечиваться необходимым оборудованием, инструментами, техникой и материалами.

4.5 Проведение работ должно осуществляться по утвержденному графику, с учетом сезонности, своевременно в рабочие дни и в рабочее время, за исключением работ, которые могут выполняться круглосуточно при экстремальных погодных и стихийных природных явлениях, а также при аварийных ситуациях.

4.6 При выполнении работ должна вестись, пополняться и актуализироваться техническая документация, в том числе инструкция по эксплуатации многоквартирного дома (далее инструкция по эксплуатации) и соответствующие ее разделы. Все внесенные изменения должны доводиться до сведения заказчика во время отчетов.

Примечание – Ведение технической документации или ее частей, по поручению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, может поручаться исполнителю.

4.7 При выполнении работ должны предотвращаться или минимизироваться риски негативного воздействия на окружающую среду и обеспечиваться выполнение требований, установленных в ГОСТ Р 54964 и [11].

4.8 Технические требования, правила и порядок выполнения работ содержания имущества, отдельных его частей, конструкций, элементов, могут регулироваться отдельными стандартами, входящими в единую структуру национальных стандартов, объединенных в серии “Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами”.

Примечание – В случае, если порядок или правила выполнения отдельных работ, не регламентированы нормативно-правовыми актами, в том числе приведенными в настоящем стандарте документами или инструкцией по эксплуатации, то исполнитель должен разработать свой порядок и (или) правила их выполнения, ознакомить с ними заказчика и приобщить к договору.

4.9 Работы, требующие наличие допусков (разрешений), должны выполняться исполнителем и специалистами, имеющими соответствующие документы.

Примечание – Требования к исполнителю предъявляются в соответствии с разделом 9 ГОСТ Р 56192.

5 Определение границ и класса придомовой территории

Исполнитель проверяет техническую документацию на имущество, в том числе инструкцию по эксплуатации и полноту ее заполнения, организует и проводит осмотр имущества, сличает границы придомовой территории с данными кадастрового номера (планом земельного участка).

Примечание – Осмотр имущества, определение границ, необходимо проводить совместно с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

Исполнитель определяет класс придомовой территории, по приведенной в приложении А классификации, с учетом которого определяется объем и периодичность выполнения работ, в том числе их стоимость, а также количество работников и техники, которое необходимо будет задействовать при выполнении работ.

6 Услуга текущего содержания

6.1 Работы, входящие в услугу текущего содержания

Услуга текущего содержания имущества предполагает выполнение комплекса работ (действий), обеспечивающих:

– проведение осмотров имущества в соответствии с пунктом 10 ГОСТ Р 56194;

– содержание (ремонт) покрытия тротуаров, дорог и дорожек, расположенных на придомовой территории;

– содержание ограждений, въездов, стоянок и других строений, расположенных на придомовой территории;

– обустройство мест (контейнерных площадок) для сбора и вывоза твердых и крупногабаритных бытовых отходов;

– обустройство мест для складирования угля, дров (при наличии в многоквартирном доме печного отопления);

– противопожарную безопасность придомовой территории и имущества расположенного на ней;

Прокурор разъясняет – Прокуратура Воронежской области

Прокурор разъясняет

  • 29 апреля 2016, 15:00

Поддержание придомовой территории в надлежащем состоянии является частью работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и включает в себя, в частности (ст. 39 Жилищного кодекса РФ; подп. «е», «ж» п. 2, подп. «г», «д», «ж», «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491; п. 24-26 Минимального перечня услуг и работ, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290):

– уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества;

– сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;

– содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

– текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации элементов благоустройства, расположенных на земельном участке.

Если придомовая территория содержится ненадлежащим образом, необходимо придерживаться следующего алгоритма.

1. Предъявить требование организации, отвечающей за поддержание порядка на придомовой территории. В зависимости от способа управления многоквартирным домом, выбранного собственниками помещений в этом доме, требование о поддержании порядка на придомовой территории может быть предъявлено управляющей компании организации, с которой собственники помещений заключили договор на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2, ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ), ТСЖ или ЖСК (п. 2 ч. 2, ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ); или управляющей организации (п. 3 ч. 2, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Читайте также:
Как снять с кадастрового учета снесенный дом

2. Обратиться с жалобой в органы жилищного контроля и местного самоуправления.

Если после предъявления требований ответственным лицам недостатки, связанные с содержанием придомовой территории, устранены не были, необходимо обратиться в органы государственного и/или муниципального жилищного контроля – жилищные инспекции, администрации муниципальных образований, Департамент природных ресурсов, Роспотребнадзор (ч. 2, 2.1 ст. 20 ЖК РФ; п. 2 Административного регламента, утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 №764).

Если по результатам проверки будут выявлены нарушения правил содержания придомовой территории, контролирующий орган выносит предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ; п. 70 Регламента).

Если решение, а также действия (бездействие) должностных лиц органов госжилнадзора при проведении проверок не устроили, их можно обжаловать их в административном и (или) судебном порядке (п. 17 Положения № 493).

Кроме того, можно обратиться в орган местного самоуправления с жалобой на управляющую организацию. Результатом обращения будет проведенная в пятидневный срок внеплановая проверка деятельности управляющей организации. Если выяснится, что управляющая организация не выполняет условий договора управления, орган местного самоуправления не позднее чем через 15 дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ).

3. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе потребовать произвести перерасчет внесенной платы за содержание общего имущества дома, если услуги по содержанию придомовой территории оказывались ненадлежащим образом или не оказывались вообще. Такое заявление направляется в письменной форме или делается устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации. Размер платы уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы (ч. 10 ст. 156 ЖК РФ; п. 7, 8, 10 Правил изменения размера платы, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

(Прокуратура Коминтерновского района г.Воронежа)

Как приватизировать дом с земельным участком

В 1991 году Правительством РФ была инициирована процедура всеобщей приватизации жилых помещений. Естественно, что таковыми можно признать великое множество строений от маленького домика в деревне до шикарной виллы в пригороде столицы. Как же обратить в собственность не только дом, но и земельный участок, на котором он расположен. Об этом мы расскажем в нашей статье.

Что такое приватизация дома

Процедура приватизации – это обращение недвижимости, находящейся на балансе государства, во владение частных лиц. Процесс этот разрешено проводить каждому гражданину России, однако только один раз в жизни.

Из этого правила существует единственное исключение: если участие в приватизации принимал несовершеннолетний ребенок, то после достижения им 18 лет, он снова может обратить государственную собственность в личную. Подробнее об участии детей в приватизации вы узнаете из этой статьи.

Регламентируется обращение муниципальной собственности такими нормативными актами:

  • ФЗ от 04.07.1991 года «О приватизации»;
  • ЖК РФ;
  • ЗК РФ;
  • местными подзаконными актами.

Можно ли и для чего приватизировать жилой дом?

Стоит ли всем гражданам России проводить приватизацию жилых домов и земли? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть все последствия этой процедуры.

Ведь в разных ситуациях они могут оказаться, как положительными, так и отрицательными. Далее ответим на три самых частых вопроса о приватизации жилого дома.

Можно ли

Если соблюдены все требования Закона, то препятствий к обращению в собственность дома нет.

Читайте также:
Как построить бюджетный дом своими руками

Необходимо соблюсти такие условия:

  • наличие права пользования жильем (договор социального найма, ордер и т.д.);
  • неучастие в приватизации ранее (о том, как это подтвердить, мы рассказывали в этой статье);
  • согласие или добровольный отказ всех зарегистрированных лиц.

Нужно ли

Перед тем как принять решение о приватизации жилого дома, необходимо ответить себе на вопрос: а действительно ли это нужно?

Ведь когда вы станете полноправным владельцем жилой недвижимости и земельного надела, на которой он расположен, то вам придется:

  • ежегодно выплачивать государству налоговый сбор на имущество;
  • самостоятельно обслуживать и территорию, и строение;
  • больше не участвовать в приватизации, даже если иное жилье будет большей площадью или с лучшими условиями.

Для чего нужно

Однако не стоит забывать и о положительных моментах, которые влечет за собой обращение в частную собственность жилой недвижимости, а именно:

  • совершать с домом и участком любые имущественные сделки (можно продать, подарить, передать по наследству и т.д.);
  • сдать в коммерческую аренду, при этом не спрашивая разрешения у администрации;
  • прописать в свой жилой дом любых лиц, независимо от степени родства;
  • можно использовать недвижимость в качестве залога в банковских и иных организациях.

Условия приватизации

Однако законодатель выдвигает требования не только к лицам, приватизирующим дом с земельным наделом, но и к самим объектам недвижимости.

Так, дом должен быть:

  • признан жилым
  • оформленным в соответствии с действующем законодательством;
  • не в аварийном состоянии;
  • не оспариваемым в судебном порядке имуществом.
№ п/п Требования к земельному участку
1 Назначение соответствует предполагаемому использованию (КФХ, ИЖС, ЛПХ и т.д.)
2 Установлены точные границы участка (проведено межевание)
3 Имеются все необходимые документы

О том, какие требования, предъявляются к лицам, претендующим на приватизацию, вы узнаете, если прочитаете эту статью на нашем сайте.

Какие документы нужны для приватизации дома

Если вы собираетесь приватизировать жилой дом без земельного участка, то в местную администрацию придется предоставить такие документы:

  • подтверждение прав на пользование жилым помещением и земельным участком;
  • согласие или нотариально заверенный добровольный отказ от приватизации, всех зарегистрированных в доме лиц;
  • подтверждение на право пользования земельным наделом;
  • паспорта или свидетельства о рождении каждого участника приватизации;
  • кадастровый паспорт на землю;
  • техническая документация на строения, расположенные на участки;
  • справка о неучастии в приватизации;
  • справка об отсутствии задолженностей по коммунальным платежам.

Эти бумаги потребуются для заключения договоров о приватизации дома и земельного участка. Обычно такие процедуры производятся параллельно и одновременно.

Как приватизировать дом с земельным участком

Если вы взвесили все за и против и все же решили приватизировать свой участок с находящимся на нем домом, то далее мы приведем порядок действий, которому необходимо следовать.

Однако, если процедура приватизации квартиры достаточно проста, то перевод в собственность частного надела имеет много нюансов, которые мы рассмотрим далее.

Порядок и процедур

Для того, чтобы приватизировать на льготных условиях жилой дом необходимо следовать такому алгоритму:

  1. Собрать все требуемые документы.
  2. Определить круг лиц, который будет участвовать в приватизации (оформить добровольный отказ, получить справку о неучастии в приватизации). Ни при каких условиях нельзя исключать несовершеннолетних, кроме как по судебному решению.
  3. Обратиться в учреждение местной или государственной власти, в чьем ведении находится жилище и земельный участок, с полным пакетом справок и двумя заявлениями (на землю и на дом).
  4. Дождаться рассмотрения заявок и документов.
  5. В случае положительного решения – заключить с администрацией два договора о приватизации надела и жилья.
  6. Обратиться в региональное отделение Росреестра и зарегистрировать обе сделки.

На этом процедуру можно считать оконченной.

В некоторых регионах страны администрация предоставляет не два бланка заявления, а один – и на землю, и на дом одновременно. Нарушения в этом нет.

Заявления

В заявлении об обращении в собственность жилого дома и земельного участка необходимо указать следующие сведения:

  • данные каждого из заявителей;
  • полные и точные сведения о приватизируемом имуществе (кадастровый номер, метраж, адрес и т.д.);
  • когда и на основании чего возникло право пользования недвижимостью (договор социального найма жилья, договор аренды земли и т.д.);
  • сведения об отказавшихся от приватизации;
  • при наличии – решения судебных органов;
  • размер долей каждого из участников процедуры;
  • дата составления и подпись каждого из заявителей.

Необходимые документы

Вместе с заявлением в администрацию необходимо предоставить такие документы:

  • паспорта всех участников;
  • заявление;
  • договор социального найма или ордер;
  • договор, подтверждающие право пользования землей;
  • технический паспорт;
  • выписка из домовой книги;
  • кадастровый паспорт;
  • заявление о прекращении пользовании землей, если она была предоставлена в аренду;
  • подтверждение неучастии в приватизации каждого заявителя;
  • нотариально заверенный добровольный отказ (при наличии).

А при регистрации сделки в Росреестре необходимо будет дополнительно предоставить:

  • договор о приватизации;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Сколько стоит приватизировать дом

Если у вас на руках есть все документы, то единственная трата, которая вам предстоит – оплата государственной пошлины за регистрацию сделки. В 2021 году она составляет 2000 рублей за каждую из сделок.

Сроки

Несмотря на кажущуюся сложность этой процедуры, приватизация занимает обычно не более двух-трех месяцев.

Администрации на рассмотрение заявления о приватизации предоставляется до 30 дней, после чего должно быть вынесено решение. На регистрацию сделки в Росреестре уйдет еще 14 рабочих дней.

Как приватизировать дом, если нет документов?

Скорее всего документов на дом может не быть в двух случаях:

  • если это дачный дом;
  • если это достаточно старый дом в сельской местности.

В первом случае можно воспользоваться положениями закона «О дачной амнистии», его срок действия продлен до 2020 года.

В этом случае необходимо собрать и предоставить такие документы:

  • паспорт заявителя;
  • справку о членстве в товариществе садоводов;
  • кадастровый паспорт (для его получения потребуется процедура межевания).

После этого необходимо обратиться в Росреестр для регистрации сделки.

Если же нет документов на жилой дом, то необходимо их восстановить или оформить. Для этого нужно сначала обратиться в местную администрацию с запросом о предоставлении всех ведений о земле. Если они там есть, то далее процедура происходит в общем порядке, который мы описывали выше.

Если же документов не оказалось, придется заниматься их оформлением.

Для этого первым делом необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет межевание, определит границы участка, составит план с указанием всех построек, в том числе и жилого дома. Затем необходимо обратиться в отделение БТИ и оформить технический паспорт на дом.

Уже с этими документами необходимо явиться в органы местной власти и провести приватизацию в обычном порядке.

Однако, если зарегистрировать дом не удалось, то придется делать это по суду. Необходимо подать исковое заявление о признании постройки жилым строением. И уже с этим решением обратиться в местную администрацию.

В случае, если на домовладение нет документов, то и сроки, и стоимость процедуры увеличатся из-за процедуры межевания (стоимость зависит от расценок конкретной фирмы), оформление иных документов, запрос справок и бумаг. Точные сроки и стоимость назвать невозможно.

Если вам по тем или иным причинам отказывают в приватизации дома с участком, то требуйте письменный отказ и с ним обращайтесь в суд.

Если после прочтения статьи у вас все же остались какие-то вопросы о том, как приватизировать жилой дом с участком земли, то обязательно свяжитесь любым удобным для вас способом с юристами нашего сайта. Они смогут оказать вам бесплатную консультативную помощь.

Вообще лучше всего доверить представительство своих интересов в процессе обращения недвижимости в собственность профессиональному юристу. Это сэкономит и время, и денежные средства, и силы.

Он сможет и собрать (восстановить) все требуемые документы, обратиться от вашего имени во все инстанции, в том числе и в суд, добиться проведения процедуры в максимально сжатые сроки, обеспечит законность сделки.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

«Дачная амнистия»: как оформить дачную собственность в 2021 году

«Дачная амнистия» снова продлена. У вас еще остается шанс оформить в собственность дачную недвижимость на выгодных условиях.

Содержание

«Дачную амнистию» снова продлили. Вопрос остается актуальным для многих россиян. Рассказываем о нюансах и особенностях, на которые нужно обратить внимание.

Что такое «дачная амнистия»?

Что значит «дачная амнистия»? «Дачная амнистия» на земельный участок или дачное строение – это упрощенный порядок оформления собственности на различные объекты недвижимости: участки, дома, бани, нежилые помещения и т. д. Она действует с 1 сентября 2006 года, но вопрос по-прежнему остается актуальным для многих россиян. Поэтому осенью 2020 года действие закона снова продлили. Таким образом, «дачная амнистия» продлена до 2026 года (закон о внесении изменений – Федеральный закон от 08.12.2020 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»).

Упрощенный порядок оформления права собственности доступен для тех, кто владеет правами на земельный участок, на котором расположены строения. Оформить здания или участок в собственность можно, предоставив три документа: на право владения участком, технический план на дом и декларация, которую владелец заполняет самостоятельно.

Какие объекты вы можете зарегистрировать

По упрощенной системе можно зарегистрировать уже существующие объекты или здания, которые начали без разрешительных документов строить до 4 августа 2018 года. В данном случае имеются в виду:

  • Жилой дом.
  • Летний дачный дом.
  • Садовый домик.
  • Хозяйственные постройки (баня, сарай, дом под склад).
  • Гараж.

Это должны быть капитальные строения, то есть такие, которые имеют связь с землей (фундамент) и не могут быть перемещены без нанесения им вреда. То есть регистрировать дачный туалет как отдельную постройку не надо. А капитальную баню – требуется.

Как определить, что объект не капитальный? Вот основные признаки:

  • Постройка сборно-разборная.
  • Предполагается, что ей будут пользоваться короткий срок (например, большой тент на участке).
  • Нет фундамента.
  • Нет стационарных коммуникаций.

Обратите внимание на то, что в новую редакцию закона включили и жилые дома, построенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. При этом к жилым домам, подпадающим под «дачную амнистию», предъявляются определенные требования. Высота дома не должна быть более 20 м, максимальное количество этажей – три. Жилые комнаты в регистрируемом объекте должны быть отделены от бытовых, в них требуется наличие возможности поддерживать температуру не менее 18˚C.

Регистрация дома по «дачной амнистии»

Подавать документы необходимо в МФЦ или непосредственно в Росреестр. Сделать это требуется лично – чтобы сразу на месте сотрудник, принимающий заявку, проверил их корректность и наличие всех нужных бумаг.

Необходимые документы для «дачной амнистии»

Как мы уже упоминали, требуется всего три документа:

  • Правоустанавливающий на земельный участок.
  • Технический план на постройку (составляется кадастровым инженером).
  • Заполненная декларация.

Особенности оформления гаражей, бань и хозпостроек

Эти строения должны быть капитальными (то есть с фундаментом). Других серьезных ограничений нет, ни на высоту, ни на этажность. Так как это не те помещения, в которых планируют жить, возможность поддержания в них определенной температуры тоже не требуется.

Стоимость оформления домов по дачной амнистии

При подаче заявки необходимо оплатить госпошлину, которая на момент написания статьи составляет 350 рублей. Другие траты не требуются, если не учитывать расходы на кадастрового инженера. Но важно учитывать вот какой момент: зарегистрировать объект, который нарушает какие-либо нормы или требования, не получится – придется сначала исправлять все несоответствия. А это, конечно, потребует определенных денежных вложений и времени. Поэтому, если вы только планируете строить дом или баню или хотите капитально перестроить какое-либо здание на участке, уделите особенно тщательное внимание тому, чтобы строение соответствовало всем требованиям. Это избавит вас от множества проблем в дальнейшем.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: