Размещение нестационарных торговых объектов на частной собственности

Как установить киоск или торговую палатку в Подмосковье

Киоски, ларьки, палатки и другие небольшие павильоны для продажи товаров относятся к нестационарным торговым объектам (НТО). Разместить такие в Подмосковье можно по результатам электронных аукционов. Как законно установить НТО, читайте в материале портала mosreg.ru.

Популярный формат торговли

Ценопад, продавец, рынок, товар

Киоски, палатки и ярмарочные места – удобные форматы торговли для предпринимателей. Самая востребованная специализация НТО в Подмосковье – продовольственные товары. Также популярны печатная продукция, непродовольственные и смешанные товары. Традиционно развит формат сезонной торговли – в зависимости от времени года на прилавках появляются бахчевые, мороженое, квас, новогодние елки, пасхальные товары, рассада.

По словам министра потребительского рынка и услуг Московской области Владимира Посаженникова, высокий спрос на НТО у предпринимателей сохраняется благодаря несложной процедуре организации и относительно невысоким капиталовложениям.

Пять шагов для размещения НТО

Источник: ©, Мытищинское информационное агентство, Вячеслав Нестеров

Решение о размещении НТО осуществляется в пять этапов:

– предприниматель обращается в администрацию муниципалитета, на территории которого он планирует вести деятельность, указывает характеристики будущего объекта (вид, специализацию, площадь, период размещения, целевую аудиторию);

– управление потребительского рынка и услуг предоставляет информацию о вакантных местах, но предприниматель может и сам предложить место;

– место размещения НТО рассматривают на заседании Московской областной межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка (рабочие встречи проходят не реже одного раза в месяц); комиссия принимает решение о соответствии (несоответствии) предлагаемой площадки требованиям законодательства и возможности размещения на ней конкретного объекта;

– при положительном решении место включают в схему размещения НТО и выставляют на торги; анонс аукциона публикуют в СМИ;

– предприниматель подает заявку на участие в аукционе и, если становится победителем, заключает с администрацией муниципального образования договор о размещении НТО на срок, не превышающий срок действия схемы.

Порядок проведения торгов устанавливает администрация муниципалитета. Требования к содержанию, форме и составу заявки перечислены в извещении о проведении аукциона.

Требования к НТО

Нестационарный торговый объект

Требования к НТО максимально упрощены:

– у предпринимателя должен быть договор на размещение объекта (в соглашении прописаны условия ведения деятельности, например, выполнение мероприятий по благоустройству площадки);

– павильон должен соответствовать архитектурному решению, утвержденному в муниципалитете.

Также на деятельность НТО распространяются стандартные правила торговли. Например, у продавцов должна быть товарно-сопроводительная документация на реализуемую продукцию.

Что происходит с незаконными НТО

Ликвидация несанкционированной торговой палатки

Специалисты министерства потребительского рынка и услуг Московской области регулярно проводят мониторинг объектов нестационарной торговли. В число нарушителей входят сезонные стихийно возникающие палатки и объекты с истекшим сроком договора на размещение.

Информацию о незаконных объектах передают в администрации муниципалитетов. Такие торговые точки подлежат демонтажу. Причем площадку после сноса объекта следует привести в первоначальное состояние и благоустроить.

Кроме того, местные власти ведут работу по легализации торговых точек. Если место, на котором стоял незаконный объект, соответствует требованиям законодательства, его включают в схему и разыгрывают на аукционе.

КС вновь напомнил о возможности размещения нестационарных торговых объектов возле многоквартирных домов

19 апреля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 14-П по делу о проверке конституционности ряда положений федерального законодательства, регулирующих вопросы размещения нестационарных торговых объектов возле многоквартирных жилых домов и полномочия муниципалитетов в этой сфере, которые ранее уже были предметом рассмотрения Суда.

Повод для повторного обращения в КС и позиция заявителей

Ранее пермские предприниматели Ирик Касимов, Наиля Мухаметзянова, которые владеют нестационарными торговыми объектами, участник общей собственности на участок земли, на котором размещен многоквартирный жилой дом, Алексей Хадеев и ТСЖ «Мирный» уже обращались в Конституционный Суд с жалобой на несоответствие Основному Закону п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса, ч. 7 ст. 10 Закона о государственном регулировании торговой деятельности, а также абз. 22 ч. 1 ст. 2, п. 25 ч. 1 ст. 16 и п. 3 ч. 2 ст. 45.1 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

Тогда КС отказался рассматривать жалобу по существу, но указал в своем Определении от 5 декабря 2019 г. № 3273-О, что органы местного самоуправления не могут запрещать торговые киоски, палатки, передвижные сооружения на придомовой территории, если на этом имеется согласие собственников жилья и не нарушается федеральное законодательство.

В связи с этим заявители обратились в Верховный Суд с просьбой о пересмотре ввиду новых обстоятельств апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам ВС, ранее отменившей решение Пермского краевого суда и отказавшей в удовлетворении требования о признании недействующим подп. 4.1.12 Правил благоустройства и содержания территории в г. Перми в части запрета на размещение нестационарных торговых объектов на придомовых территориях. Тем не менее ВС отказал им, отметив, что в апелляционном определении толкование норм материального права не противоречит правовым позициям Конституционного Суда.

Читайте также:
Структура собственности компании: образец

В то же время Галиб Дадашов совместно с иными гражданами обращался в Ярославский областной суд с административным иском о признании частично недействующими Правил благоустройства территории г. Ярославля. Отказывая в этом, облсуд исходил из того, что вопросы размещения нестационарных торговых объектов как элементов благоустройства регулируются именно правилами благоустройства территории муниципального образования, а федеральное законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения запрещает размещать такие объекты во дворах многоквартирных жилых домов.

В свою очередь, ООО «Быстрое питание» обратилось с административным иском в Калининградский областной суд, требуя признать недействующими подп. 8.8.1 и 8.8.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград». Областной суд отказал в иске со ссылкой на то, что размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, образованном под многоквартирным жилым домом, не направлено непосредственно на обслуживание и эксплуатацию этого дома и объектов, входящих в состав общего имущества жильцов, а текущим законодательством не допускается размещение на таких участках нестационарных торговых объектов. Попытка оспорить такое решение суда в вышестоящих инстанциях не увенчалась успехом.

В своих жалобах в Конституционный Суд Ирик Касимов, Наиля Мухаметзянова, Алексей Хадеев, ТСЖ «Мирный», Галиб Дадашов и ООО «Быстрое питание» отметили, что оспариваемые ими законоположения в контексте судебной практики позволяют органам местного самоуправления городского округа посредством принятия правил благоустройства территории муниципального образования вводить не основанный на законе абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на придомовой территории. Таким образом собственники помещений в многоквартирном доме необоснованно ограничиваются в праве извлекать доход от использования придомовой территории, а хозяйствующие субъекты – вправе вести на ней торговую деятельность, что препятствует конкуренции и развитию предпринимательства.

КС не выявил противоречие оспариваемых норм Конституции

Конституционный Суд отметил, что оспариваемые нормы права являются предметом его рассмотрения в той мере, в какой по смыслу правоприменительной практики они наделяют органы местного самоуправления полномочием регулировать вопросы размещения таких элементов благоустройства, как нестационарные торговые объекты, на придомовой территории многоквартирных жилых домов.

Как пояснил КС, органы местного самоуправления не наделены полномочием устанавливать в правилах благоустройства территории муниципального образования абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если собственники этих участков согласны на размещение таких объектов и соблюдены все законные требования. В свою очередь, действующее федеральное законодательство не запрещает размещение нестационарных торговых объектов в границах придомовой территории многоквартирного дома. Тем не менее ряд муниципалитетов продолжают запрещать размещение таких объектов на придомовой территории и после появления Определения № 3273-О, а также запуска реализации правительственной «регуляторной гильотины», признавшей утратившими силу ряд санитарных правил с 1 марта 2021 г.

«Следовательно, сохранение данного запрета в актах органов местного самоуправления в неизменном виде после этой даты – тем более в условиях обнаружившейся в правоприменительной практике недостаточной правовой определенности категории “территория двора” – способно породить вопрос о соответствии их в указанной части нормативным актам большей юридической силы, который может быть разрешен в судебном порядке как при рассмотрении гражданского дела, так и по правилам административного судопроизводства», – отметил КС. Он добавил, что нужно различать понятия «придомовой» и «внутридворовой» территорий применительно к конкретному многоквартирному дому, когда в качестве таковых могут выступать как совпадающие, так и разные территории, что должно быть принято во внимание при осуществлении правового регулирования и в правоприменительной практике.

Суд также пояснил, что принятие общим собранием собственников жилья в многоквартирном доме решения о предоставлении в аренду придомовой территории или ее части для размещения нестационарного торгового объекта возможно, если земельный участок образован и проведен его государственный кадастровый учет. Если же земельный участок не образован и не состоит на государственном кадастровом учете, то земля под МКД находится в собственности соответствующего публично-правового образования, а собственники жилья в доме вправе владеть и пользоваться ею в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества.

При ином подходе, заметил КС, создавались бы предпосылки для неправомерного извлечения собственниками помещений в многоквартирном доме дохода от использования участка земли, в действительности находящегося в частной собственности иных лиц или в публичной собственности. С этим согласуются положения некоторых муниципальных нормативных актов о том, что на территории муниципального образования запрещено размещение нестационарных объектов мелкорозничной торговой сети на придомовых территориях, если земельный участок не образован.

Читайте также:
Покупка второй квартиры в собственность налоги

Тем самым Суд признал конституционными оспариваемые нормы, поскольку они не исключают возможность для собственников земельных участков, образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет, принять решение о размещении на них нестационарных торговых объектов, если это не нарушает законодательство РФ. При этом муниципалитеты могут воспроизводить в правилах благоустройства обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ, сохраняющие свою юридическую силу, если это не приведет к установлению дополнительных запретов и ограничений. Кроме того, могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и т.п. Не должны устанавливаться требования, каким-либо образом препятствующие конкуренции, подчеркнул КС.

В течение одного года со дня вступления в силу постановления Суда органы местного самоуправления муниципальных образований, ранее запретившие размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории МКД, должны привести свое правовое регулирование в соответствие с конституционно-правовым смыслом норм федерального законодательства, выявленным в этом судебном акте.

«До истечения указанного срока допускается применение правил благоустройства в действующей редакции в части, не противоречащей иным положениям законодательства. Если необходимые изменения не будут внесены в указанный срок, следует исходить из того, что по его истечении запрет на размещение нестационарных торговых объектов на таких земельных участках, установленный правилами благоустройства территории муниципального образования, более не подлежит применению», – отмечено в постановлении. Кроме того, Конституционный Суд распорядился пересмотреть дела всех заявителей.

Адвокаты прокомментировали выводы Суда

Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что законодатель ранее принимал попытки к совершенствованию правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли, однако соответствующий законопроект № 601732-7 так и не был принят. Постановление № 14-П отчасти восполнило данный пробел, защитив права собственников МКД на земельный участок при доме, имеющий границы, пояснила она.

По словам эксперта, такое решение является верным, поскольку участок не находится в государственной или муниципальной собственности, не подлежит включению в схему размещения нестационарных торговых объектов, оснований для обязания освободить участок от подобных объектов, как и признания сделок собственников МКД ничтожными, не имеется. «При этом возведение данной постройки не нарушает права органа местного самоуправления. Расположенный при доме земельный участок находится на праве общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании принимают решение о его предоставлении третьим лицам в пользование (например, в аренду) для размещения нестационарного торгового объекта, такое право основано на положениях ст. 209 ГК РФ и ч. 4 ст. 36 ЖК РФ и распространяется на всю территорию земельного участка, расположенного при доме в пределах его границ», – подчеркнула Валентина Ященко.

Она добавила, что российское законодательство не исключает возможность для собственников образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков принять решение о размещении на них нестационарных торговых объектов, а также о предоставлении их в аренду третьим лицам для осуществления предпринимательской деятельности. «Вместе с тем введенные органами местного самоуправления правила благоустройства содержат ограничения и явно нарушали права собственников МКД на распоряжение принадлежащим им имуществом, ограничивая конкуренцию», – заключила эксперт.

По мнению адвоката Нижегородской областной коллегии адвокатов Александра Немова, если собственник нежилого коммерческого помещения является также и собственником общедомового имущества (включая придомовую территорию), то необходимо обязательно учитывать его интересы при определении возможности использования такого имущества: «У жителей имеется право на использование придомовой территории путем озеленения, облагораживания, размещения объектов инфраструктуры и т.п. Следовательно, и у собственников нежилых помещений такое право должно сохраняться (при условии согласия иных собственников, выраженного на собрании)».

Эксперт добавил, что органы местного самоуправления могут разрабатывать и устанавливать правила благоустройства территории, однако это должны быть именно правила, а не необъяснимые и категоричные запреты. «Данное постановление КС РФ однозначно повлияет на судебную практику. Сам Суд подчеркивает, что уже неоднократно указывал на недопустимость запретов в правилах благоустройства, однако далеко не во всех муниципальных образованиях были приняты соответствующие изменения. В связи с этим КС прямо указал в резолютивной части постановления: если муниципальные образования сами не внесут изменения в правила благоустройства в течение года, то подобные запреты перестают действовать автоматически», – резюмировал Александр Немов.

Размещение нестационарных торговых объектов на частной собственности

от 23 июня 2016 года N 355-ПП

Читайте также:
Долевая собственность на землю под частным домом

О размещении в городе Москве нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах

(с изменениями на 4 марта 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” и в целях реализации мер по упорядочению размещения в городе Москве нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах Правительство Москвы

1.1. Правила размещения, обустройства и эксплуатации нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах (приложение 1).

1.2. Административный регламент предоставления государственной услуги “Включение места размещения нестационарного торгового объекта при стационарном торговом объекте в схему размещения нестационарных торговых объектов (внесение изменений в схему размещения)” (приложение 2).

2. Установить, что:

2.1. Действие настоящего постановления не распространяется на нестационарные торговые объекты при стационарных торговых объектах, находящиеся на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.

2.2. Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы:

2.2.1. Обеспечивает разработку проектов размещения нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах для включения в схему размещения нестационарных торговых объектов и типовых архитектурно-художественных решений нестационарных торговых объектов в рамках реализации Государственной программы города Москвы “Градостроительная политика”.

2.2.2. Разрабатывает и утверждает типовые архитектурно-художественные решения нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах в течение трех месяцев со дня принятия настоящего постановления.

3.1. Пункт 2.2.11 приложения 1 к постановлению дополнить абзацем в следующей редакции:

“В случаях, установленных правовыми актами Правительства Москвы, обеспечивает в установленном порядке согласование проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов в части размещения нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах и проекта изменений указанной схемы, утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов в части размещения нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах и изменения указанной схемы, а также инициирует исключение мест размещения нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах из схемы размещения нестационарных торговых объектов.”.

3.2. Приложение 1 к постановлению дополнить пунктом 2.2.25 в следующей редакции:

“2.2.25. В случаях, установленных правовыми актами Правительства Москвы, осуществляет контроль за соблюдением требований к эксплуатации нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах.”.

“- действующее уведомление о включении места размещения нестационарного торгового объекта при стационарном торговом объекте в схему размещения нестационарных торговых объектов (о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов).”.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы – руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Сергунину Н.А.

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 23 июня 2016 года N 355-ПП

Правила размещения, обустройства и эксплуатации нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах

(с изменениями на 22 сентября 2020 года)

1. Общие положения

1.1. Правила размещения, обустройства и эксплуатации нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах (далее – Правила) устанавливают требования к размещению, обустройству и эксплуатации нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

1.1(1). Действие настоящих Правил не распространяется на предприятия общественного питания и бытового обслуживания.

1.2. Под нестационарным торговым объектом при стационарном торговом объекте (далее – нестационарный торговый объект) понимается размещаемый в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами, торговый объект, представляющий собой временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком, примыкающий к зданию, строению, сооружению, в котором размещен стационарный торговый объект, или размещаемый на расстоянии не более 10 метров от входной группы в такое здание, строение, сооружение.

1.3. Нестационарные торговые объекты должны быть спроектированы, изготовлены и установлены в соответствии с требованиями безопасности, технических регламентов, государственных стандартов, иными требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.

Внешний вид нестационарного торгового объекта должен соответствовать стилистике здания, строения, сооружения, в котором размещен стационарный торговый объект, и не нарушать внешний архитектурно-художественный облик города Москвы.

1.4. Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Москвы в границах земельных участков, находящихся в государственной собственности города Москвы, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без оформления земельно-правовых отношений.

1.5. Размещение нестационарного торгового объекта допускается хозяйствующим субъектом, которому на праве собственности, ином вещном праве, праве пользования и (или) владения принадлежит входная группа в здание, строение, сооружение, в котором располагается стационарный торговый объект. При этом каждому такому хозяйствующему субъекту разрешается размещение одновременно не более одного нестационарного торгового объекта.

Читайте также:
Порядок приобретения в частную собственность земельного участка

1.6. Специализация размещаемого нестационарного торгового объекта, предусмотренная пунктом 2.1 настоящих Правил, должна соответствовать ассортименту товаров, реализуемых в стационарном торговом объекте (за исключением нестационарных торговых объектов со специализацией “елочный базар”). При этом под специализацией нестационарного торгового объекта понимается торговая деятельность, при которой 80 и более процентов всех предлагаемых к продаже товаров от их общего количества составляют товары одной группы.

1.7. Нестационарные торговые объекты размещаются на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее – схема размещения) и уведомления о включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения (о внесении изменений в схему размещения). Нестационарные торговые объекты включаются в схему размещения бессрочно.

1.8. Схема размещения должна содержать: адресные ориентиры, тип нестационарного торгового объекта в соответствии с утвержденным Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы типовым архитектурно-художественным решением нестационарного торгового объекта, специализацию, размер площади места размещения, период размещения нестационарного торгового объекта.

1.9. В состав схемы размещения также включаются:

1.9.1. Схема размещения по административным округам города Москвы в масштабе 1:10000.

1.9.2. Проект размещения нестационарного торгового объекта, разработанный Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, приложением к которому является типовое архитектурно-художественное решение нестационарного торгового объекта.

1.10. Включение места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения (внесение изменений в схему размещения) осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги “Включение места размещения нестационарного торгового объекта при стационарном торговом объекте в схему размещения нестационарных торговых объектов (внесение изменений в схему размещения)” с выдачей хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность в стационарном торговом объекте, уведомления о включении места размещения нестационарного торгового объекта при стационарном торговом объекте в схему размещения нестационарных торговых объектов (о внесении изменений в схему размещения).

Внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, установленном для включения места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения.

1.11. В уведомлении о включении места размещения нестационарного торгового объекта при стационарном торговом объекте в схему размещения нестационарных торговых объектов (о внесении изменений в схему размещения) указываются:

1.11.1. Сведения об адресе и площади места размещения, специализации нестационарного торгового объекта.

1.11.2. Требование о необходимости размещения, обустройства и эксплуатации нестационарного торгового объекта в соответствии с установленными требованиями и проектом размещения нестационарного торгового объекта.

1.11.3. Требование к хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность в стационарном торговом объекте, в срок не позднее 5 календарных дней со дня принятия решения об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения обеспечить демонтаж и вывоз нестационарного торгового объекта с места его размещения.

1.11.4. Положение, предусматривающее, что в случае принятия решения об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения и по истечении срока, указанного в пункте 1.11.3 настоящих Правил, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы самостоятельно обеспечивает демонтаж и (или) перемещение нестационарного торгового объекта на специально организованную площадку для хранения незаконно размещенных объектов.

1.11.5. Положение, предусматривающее, что уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в случае отказа хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность в стационарном торговом объекте, в добровольном порядке осуществить демонтаж и вывоз нестационарного торгового объекта с места его размещения в срок, указанный в пункте 1.11.3 настоящих Правил, не несет ответственность за состояние и сохранность товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в нестационарном торговом объекте, при его демонтаже и (или) перемещении на специально организованную площадку для хранения незаконно размещенных объектов.

1.12. Префектура административного округа города Москвы, Департамент торговли и услуг города Москвы, Объединение административно-технических инспекций города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы при выявлении оснований, предусмотренных пунктом 1.13 настоящих Правил, обязаны инициировать исключение места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения в следующем порядке:

1.12.1. В срок не позднее 5 рабочих дней со дня выявления оснований, предусмотренных пунктом 1.13 настоящих Правил, орган исполнительной власти города Москвы, инициирующий исключение места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения, направляет заявление об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы, которая в срок не позднее 21 рабочего дня со дня получения заявления рассматривает заявление и принимает решение об исключении или об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных пунктом 1.13 настоящих Правил.

1.12.2. При принятии Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы решения об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения префектура административного округа города Москвы в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения принимает правовой акт о внесении изменений в схему размещения (об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения) и направляет хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность в стационарном торговом объекте, уведомление о внесении изменений в схему размещения (об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения) способом, обеспечивающим подтверждение получения такого уведомления.

Читайте также:
Перепланировка в новостройке до получения собственности

1.13. Основаниями для исключения места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения являются:

1.13.1. Изменение градостроительной ситуации, препятствующее размещению нестационарного торгового объекта согласно требованиям, установленным настоящими Правилами, а также создание нестационарным торговым объектом препятствий при осуществлении работ по строительству или длительному (более одного года) ремонту объектов дорожно-транспортной, инженерной инфраструктуры, реконструкции или ремонту зданий, строений, сооружений, в которых размещен стационарный торговый объект, о чем префектура административного округа города Москвы одновременно с направлением заявления, указанного в пункте 1.12.1 настоящих Правил, в Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы уведомляет хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность в стационарном торговом объекте, способом, обеспечивающим подтверждение получения такого уведомления.

1.13.2. Наличие не исполненного в установленный срок предписания или представления органа государственного контроля (надзора) об устранении нарушений требований к размещению, внешнему виду и содержанию нестационарного торгового объекта, установленных настоящими Правилами.

1.13.3. Неоплата или несвоевременная оплата административного штрафа за нарушение требований к размещению, внешнему виду, содержанию и специализации нестационарного торгового объекта.

1.13.4. Наличие неразрешимого конфликта интересов между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в стационарном торговом объекте, и жителями, возникшего в результате размещения нестационарного торгового объекта (наличие неоднократных (двух и более) обоснованных жалоб жителей в органы государственной власти на нарушение требований к размещению, обустройству и эксплуатации нестационарного торгового объекта).

1.13.5. Письменный отказ хозяйствующего субъекта, которому принадлежит право на размещение нестационарного торгового объекта, от размещения нестационарного торгового объекта, поданный в префектуру соответствующего административного округа города Москвы с указанием места размещения нестационарного торгового объекта и его площади, а также специализации нестационарного торгового объекта.

О некоторых вопросах, связанных с размещением нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18.09.2015 № 583

О некоторых вопросах, связанных

с размещением нестационарных торговых

объектов на землях или земельных участках, находящихся

в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках,

государственная собственность на которые не разграничена

В соответствии со статьей 39 33 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Областным законом от 16.04.2010 № 389-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Ростовской области», Областным законом от 01.08.2011 № 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области» Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить следующие типовые формы:

1.1. Договор о размещении нестационарного торгового объекта, за исключением нестационарного торгового объекта на базе транспортного средства, согласно приложению № 1.

1.2. Заявку об участии в торгах по приобретению права о размещении нестационарного торгового объекта, за исключением нестационарного торгового объекта на базе транспортного средства, согласно приложению № 2.

1.3. Заявление о заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта, за исключением нестационарного торгового объекта на базе транспортного средства без проведения торгов, согласно приложению № 3.

1.4. Договор о размещении нестационарного торгового объекта на базе транспортного средства согласно приложению № 4.

1.5. Заявку об участии в торгах по приобретению права о размещении нестационарного торгового объекта на базе транспортного средства согласно приложению № 5.

1.6. Заявление о заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта на базе транспортного средства без проведения торгов согласно приложению № 6.

2. Установить, что:

2.1. Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании договора аренды земельного участка или на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта (далее – договор о размещении).

Случаи, когда размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании договора аренды земельного участка или на основании договора о размещении, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Читайте также:
Аренда или собственность земельного участка: что лучше

2.2. Договоры о размещении заключаются по итогам проведения торгов.

Без проведения торгов договоры о размещении заключаются в случаях:

2.2.1. Размещения на новый срок нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, исполнившим свои обязательства по ранее заключенному договору о размещении.

2.2.1. 1 Размещения нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, исполнившим свои обязательства по договору аренды земельного участка, заключенному
до 1 марта 2015 г. и действующему на день подачи хозяйствующим субъектом заявления о заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта без проведения торгов.

2.2.2. Предоставления компенсационного (свободного) места при досрочном прекращении действия договора о размещении при принятии органом местного самоуправления решений:

о необходимости ремонта и (или) реконструкции автомобильных дорог в случае, если нахождение нестационарного торгового объекта препятствует осуществлению указанных работ;

об использовании территории, занимаемой нестационарным торговым объектом, для целей, связанных с развитием улично-дорожной сети, размещением остановок городского общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных мест, иных элементов благоустройства, установка которых осуществляется в рамках государственных и муниципальных программ по благоустройству территорий;

о размещении объектов капитального строительства.

2.3. Заключение договора о размещении осуществляется на срок, указанный в заявлении хозяйствующего субъекта, но не более чем на 10 лет.

2.4. За размещение нестационарного торгового объекта взимается плата.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области принять нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок проведения торгов и установления платы за размещение нестационарных торговых объектов.

4. Департаменту потребительского рынка Ростовской области (Теларова И.В.) оказывать необходимую методическую помощь органам местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области по вопросам, связанным с размещением нестационарных торговых объектов.

5. Внести в приложение № 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 19.07.2012 № 663 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов» изменение, изложив пункт 6 в следующей редакции:

«6. Внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется по мере необходимости, но не чаще одного раза в квартал в порядке, установленном для ее разработки и утверждения.».

6. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ростовской области Гончарова В.Г.

Временно исполняющий обязанности

Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубев

Постановления

Постановления

Постановление от 30.04.2021 № 20 “Об утверждении Положения о порядке размещения торговых объектов с учетом методики определения платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории Новоюрковичского сельского поселения Климовского района Брян

Новоюрковичская сельская администрация

от «30» апреля 2021 г. № 20

Об утверждении Положения о порядке

размещения торговых объектов с учетом

методики определения платы за размещение

нестационарных торговых объектов на

территории Новоюрковичского сельского поселения

Климовского района Брянской области

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”, постановлением Администрации Брянской области от 24.11.2016 № 589 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов», руководствуясь Уставом Новоюрковичского сельского поселения

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке размещения торговых объектов с учетом методики определения платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории Новоюрковичского сельского поселения Климовского района Брянской области (приложение 1).

2. Настоящее постановление разместить на официальном сайте Новоюрковичской сельской администрации Климовского района Брянской области в сети «Интернет» http: urkovichi.ru

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

сельской администрации: Н.П. Прокопенко

Новоюрковичской сельской администрации

от 30.04.2021 № 20

о порядке размещения торговых объектов с учетом методики определения платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории Новоюрковичского сельского поселения Климовского района Брянской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения сельского поселения, улучшения эстетического облика населенных пунктов сельского поселения.

1.2. Настоящее Положение применяется при размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Новоюрковичского сельского поселения, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Читайте также:
Как оформить брошенный дачный участок в собственность

1.3. Настоящее положение определяет порядок размещения, заключения договоров на размещение, допуска к эксплуатации, демонтажа и осуществления контроля за размещением и эксплуатацией нестационарных торговых объектов на территории Новоюрковичского сельского поселения.

Нестационарный торговый объект (далее НТО) – торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

1.4.Требования, предусмотренные настоящим Положением, не распространяются на отношения, связанные с размещением НТО:

– находящихся на территориях розничных рынков;

– при проведении праздничных, общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий, имеющих временный характер;

– при проведении ярмарок, выставок-ярмарок.

2. Регулирование размещения нестационарных торговых объектов на территории Новоюрковичского сельского поселения

2.1. Регулирование размещения объектов нестационарной торговли на территории сельского поселения осуществляет Новоюрковичская сельская администрация, которая:

– разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции правовые акты в сфере торговли;

– разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения с учетом требований, установленных градостроительным, архитектурным, земельным законодательством, законодательством в области окружающей среды, о противопожарной безопасности и других, установленных законодательством Российской Федерации требований, а также вносит в нее изменения и дополнения;

– заключает договора на предоставление торгового места в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, осуществляет регистрацию заключенных договоров и ведет их учет;

– осуществляет контроль за размещением нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой их размещения.

3. Требования и порядок размещению нестационарных торговых объектов

3.1. Размещение НТО осуществляется на основании утвержденной в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов и должно соответствовать действующим градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным и иным нормам, правилам и нормативам.

3.2. При размещении НТО должен быть предусмотрен удобный подъезд автотранспорта, не создающий помех для прохода пешеходов. Разгрузку товара требуется осуществлять без заезда машин на тротуар.

3.3. Размещаемые нестационарные торговые объекты не должны препятствовать доступу пожарных подразделений, аварийно-спасательной техники к существующим зданиям и сооружениям.

3.4 Размещение нестационарных торговых объектов должно обеспечивать свободное движение пешеходов и доступ потребителей к торговым объектам, в том числе обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

3.5.Техническая оснащенность НТО должна отвечать санитарным, противопожарным требованиям, экологическим правилам, правилам продажи отдельных видов товаров, соответствовать требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, условиям приема, хранения и реализации товара, а также обеспечивать условия труда работников.

3.6. Нестационарные торговые объекты, для которых, исходя из их функционального назначения, а также по санитарно-гигиеническим требованиям и нормативам, требуется подводка воды и канализации, могут размещаться только вблизи инженерных коммуникаций при наличии технической возможности подключения.

3.7. Не допускается складирования товара, упаковок, мусора на элементах благоустройства, прилегающей территории и кровлях.

3.8.Не допускается размещение нестационарных торговых объектов:

– в местах, не включенных в схему.

3.9. Нестационарные торговые объекты разрешается использовать для:

– продажи непродовольственных товаров;

– продажи продовольственных товаров;

– продажи печатной продукции;

– продажи сервисной продукции;

– продажи лекарственных средств;

-предоставление услуг общественного питания;

– оказания бытового обслуживания населения;

– предоставление услуги через платежный терминал.

3.10. Документом, подтверждающим право на размещение нестационарных торговых объектов на территории Новоюрковичского сельского поселения, является договор о предоставлении торгового места для размещения нестационарного торгового объекта, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

3.11. Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании договорных отношений или разрешений на право розничной торговли в нестационарном торговом объекте. При размещении нестационарных объектов на основании договорных отношений применяется Методика расчета платы за размещение НТО.

Договорные отношения на размещения объекта подлежат пролангированию неограниченное количество раз. Торги и иные формы отбора в данном случае не проводятся.

Сроки действия договора на размещение НТО должны составлять:

– для размещения киосков, павильонов, торговых автоматов и иных нестационарных торговых объектов всесезонного размещения, за исключением мобильных торговых объектов -5-7лет;

-мобильных торговых объектов всесезонного размещения, в том числе специализированных автоприцепов- от 12 месяцев до 3лет;

-нестационарных торговых объектов сезонного размещения – 6 месяцев (с 1 апреля по 1 октября).

Размещение НТО в дни проведения праздничных мероприятий имеющих краткосрочный характер от 1 до 5 дней осуществляется путем выдачи разрешения на право размещения НТО Новоюрковичской сельской администрацией (приложение № 2,3).

Ранее заключенные договоры, в том числе договоры аренды земельных участков, должны подпадать под действие данных изменений в части прав хозяйствующих субъектов на пролонгацию договорных отношений. В случае смерти индивидуального предпринимателя права по договору (разрешению) могут передавать по наследству, если наследником также является индивидуальный предприниматель.

Читайте также:
Как правильно оформить дачный дом в собственность

3.12. Включение в схему размещения новых НТО подлежит рассмотрению комиссией при Новоюрковичской сельской администрации для последующего утверждения сельской администрацией и размещению на сайте администрации Климовского района в сети «Интернет».

4. Порядок досрочного прекращения действия договора о предоставлении торгового места для размещения нестационарного торгового объекта

4.1. Действие Договора прекращается Новоюрковичской сельской администрацией досрочно в одностороннем порядке в следующих случаях:

а) прекращения субъектом торговли в установленном законом порядке своей деятельности;

б) неоднократного привлечения субъекта торговли к административной ответственности (два и более раза), в период действия Договора, за нарушение правил торговли, благоустройства и санитарного содержания торгового места, установленных действующим законодательством;

в) невнесение субъектом торговли оплаты по Договору о предоставлении торгового места для размещения нестационарного торгового объекта;

г) иных предусмотренных действующим законодательством случаях.

4.2. Договор о предоставлении торгового места для размещения нестационарного торгового объект может быть, в любое время расторгнут по соглашению сторон.

4.3. В случае досрочного прекращения действия Договора по инициативе Новоюрковичской сельской администрации, последняя в 5-дневный срок с момента принятия решения о досрочном прекращении действия Договора направляет субъектам торговли соответствующее уведомление.

4.4. К исчерпывающим основаниям досрочного расторжения договора или аннулирования разрешения относятся:

-невнесенная плата за размещение НТО более чем за 3 месяца;

-увеличение площади объекта более, чем на 10% без соответствующего согласования;

-неосуществление деятельности в течении 3 месяцев.

5. Порядок демонтажа нестационарных торговых объектов.

5.1. В случае досрочного прекращения действия договора о предоставлении торгового места для размещения нестационарного торгового объекта, по инициативе Новоюрковичской сельской администрации нестационарный торговый объект подлежит демонтажу субъектом торговли в течение 30 дней со дня получения им уведомления о расторжении Договора на размещение нестационарного торгового объекта, при этом субъекту торговли не компенсируются понесенные затраты.

5.2. После окончания срока действия договора о предоставлении торгового места для размещения нестационарного торгового объекта или расторжения договора по соглашению сторон, торговый объект подлежит обязательному демонтажу субъектом торговли в течение 30 дней с момента окончания срока действия Договора или момента расторжения договора по соглашению сторон.

5.3. В случае неисполнения в добровольном порядке субъектом торговли сроков демонтажа нестационарного торгового объекта, а также в случае самовольного размещения нестационарных торговых объектов без разрешительной документации вне схемы размещения нестационарных торговых объектов Новоюрковичской сельской администрацией осуществляется принудительный демонтаж по месту фактического нахождения нестационарного торгового объекта.

5.4. Новоюрковичская сельская администрация направляет по юридическому адресу регистрации субъекта торговли письменное извещение, в котором указывается календарная дата, срок и место демонтажа, место последующего хранения и условия последующего получения конструктивных элементов демонтированного нестационарного торгового объекта субъектом торговли.

5.5. Выдача конструктивных элементов демонтированного нестационарного торгового объекта субъекту торговли производится после полного возмещения всех затрат и издержек, понесенных в связи с принудительным демонтажем и последующим хранением.

5.6. Вскрытие демонтируемых нестационарных торговых объектов, опись находившегося в них имущества и последующая их сдача на хранение оформляются актом Новоюрковичской сельской администрации.

6. Порядок взимания платы за предоставление торгового места.

6.1. Предоставление торгового места осуществляется на платной основе.

6.2. Размер платы за торговое место определяется на основании Методики расчета платы за размещение нестационарного торгового объекта на территории Новоюрковичского сельского поселения.

6.3. Денежные средства, полученные от юридических и физических лиц за предоставление торгового места, поступают в бюджет Новоюрковичского сельского поселения.

6.4. Плата за размещения (эксплуатацию) НТО в бюджет устанавливается в виде ежемесячных платежей (для постоянной деятельности), либо в виде разового платежа (для торговли на разовых торговых мероприятиях- уличных гуляниях, праздниках, фестивалях и пр.)

Размер платы определяется:

– в случае возникновения права на размещения НТО на торгах – по результатам торгов;

-в случае возникновения права на размещение НТО без торгов – согласно Методике расчета платы за размещение НТО.

Размер платы подлежит пересмотру не чаще одного раза в год (1 января), с предварительной, не менее чем за 3 месяца, публикацией изменений, в размере не более индекса инфляции.

6.5. Настоящая методика определяет порядок расчета оплаты за размещение НТО на территории Новоюрковичского сельского поселения.

6.5.1. Настоящая методика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.5.2. Плата за размещение нестационарного торгового объекта рассчитывается по формуле:

БРП = S х К/12 месяцев х М х Пк, где

Базовый размер платы БРП – базовый размер платы;

Читайте также:
Какой документ подтверждает право собственности на квартиру

S- площадь места размещения НТО;

К- средний удельный показательный кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов на территории поселения по кадастровым кварталам в разрезе видов разрешенного использования, устанавливаемый нормативным правовым актом Брянской области;

М- количество месяцев использования торгового места, на который производится расчет начального размераплаты ;

Пк- коэффициент вида деятельности (таблица).

Процентные ставки, применяются к кадастровой стоимости, для размещения нестационарных объектов

Статья 235. Основания прекращения права собственности

Статья 235. Основания прекращения права собственности

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 235 ГК РФ

1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

2. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ подпункт 3 пункта 2 статьи 235 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 апреля 2015 г.

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ пункт 2 статьи 235 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 3.1, вступающим в силу с 1 марта 2015 г.

3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ пункт 2 статьи 235 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 3.2, вступающим в силу с 1 апреля 2015 г.

3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в подпункт 7 пункта 2 статьи 235 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ пункт 2 статьи 235 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений подпункта 8 пункта 2 статьи 235 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2016 г. N 26-П и Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2017 г. N 1163-О

ГАРАНТ:

См. Обзор судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2017 г.

8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ пункт 2 статьи 235 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 9

9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.

По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

Как может произойти прекращение права собственности

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Все основания прекращения права собственности могут быть разделены на происходящие по воле собственника и помимо его воли, т.е. принудительно.
Прекращение права собственности по воле собственника происходит в случаях отчуждения права собственности другим лицам (например, по договорам), а также в случае добровольного отказа собственника от своего права (ст. 236 ГК РФ, ст. 53 ЗК РФ). Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Прекращение права собственника против его воли. Порядок отказа от права собственности на недвижимые вещи установлен
Согласно ст.53 ЗК Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580. Приватизация государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ). В результате приватизации всегда взамен публичной собственности возникает собственность частная. Объектом приватизации является имущество, чаще всего недвижимое. Право собственности на вещь прекращается также с ее гибелью или уничтожением, поскольку при этом перестает существовать сам объект права.
«П.2. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:
1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);
2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);
3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239);
4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);
5) реквизиция (статья 242);
6) конфискация (статья 243);
7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ пункт 2 статьи 235 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2013 г.
8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.
По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.)»
Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ. Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится. Согласно ст. 239 ГК РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном законом. Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Реквизиция – принудительное изъятие у гражданина или юридического лица принадлежащего ему на праве собственности имущества по решению государственных органов в неотложных общественных интересах и с обязательной компенсацией. Реквизиция производится в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, установленных законом.(ст.242 ГК)Конфискация – санкция, применяемая к частному собственнику в установленном законом порядке за совершенное им правонарушение (ст. 243 ГК РФ).В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда, так, ст. 169 ГК РФ предусматривает возможность безвозмездного изъятия имущества, в том числе недвижимого, в доход государства в случае умышленного совершения сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: