Публичная форма собственности на квартиру: что это

Что означает публичная форма собственности на недвижимость в 2021 году

В общем смысле существуют две разновидности формы собственности — публичная и частная. Форма собственности публичная возникает тогда, когда недвижимость относится к публично-общественному образованию. Например, государству, субъекту РФ или местной администрации.

Поговорим подробнее о том, что все-таки несет публичная форма собственности, что означает и кроется за представленным понятием. Отметим основные нюансы и особенности, а так же явные плюсы и, к сожалению, минусы указанной формы собственности.

Закон

Процесс приватизации активно начался в начала 90-х годов. Многие объекты недвижимости (даже промышленные предприятия) стали переходить в частные руки.

ВНИМАНИЕ! Публичная форма собственности была господствующей во время Советского Союза. Конечно, в современной России особенно в крупных городах государство остается крупнейшим владельцем недвижимости, но в объемах скромнее, чем в предыдущем столетии

В настоящее время все сделки с публичной недвижимостью и регулирует Земельный и Гражданский кодексы РФ. Обратим внимание на ситуации, при которых недвижимость или земля могут стать публичной собственностью. Регулируются такие права 218 статьей Гражданского кодекса. Из документа можно вынести следующие пункты:

  • сделки, которые проведены согласно действующему законодательству;
  • возможно оформит права собственности на участок, который совсем или временно не имеет владельца;
  • если произошло слияние двух земельных участков и требуется установить нового владельца.

К тому же, 18 статья Земельного кодекса говорит, что земельный участок, к примеру, может быть передан в собственность государства или его субъекта на безвозмездной основе.

Публичная форма собственности распространяется на любую недвижимость (дом, квартира, завод) и земельные участки. По факту недвижимостью может распоряжаться любой субъект страны, вплоть до местной администрации. В этом плане она разделяется на федеральную или муниципальную форму собственности.

Так или иначе, собственность государства представлена рядом объектов (по факту и площадью все страны). Отсюда вытекает следующий важный факт. Государство может по своему усмотрению распоряжаться недвижимостью или землей, вплоть до передачи в частные руки. Правда следует доказать острую необходимость указанной ситуации.

Совсем иначе дело обстоит с муниципальной собственностью. Она не является частью госсобственности, а выступает в разрезе публичных отношений. На практике она не может быть частной, но, как ни странно, ее можно приватизировать.

Если переводить сказанное на современные реалии, то квартиру возможно оформить на чиновника, но Дом Советов (или любое другое административное здание) нельзя.

Исходя из это муниципальные органы могут сдавать землю в аренду или устраивать аукционы для выкупа недвижимости физическими или юридическими лицами.

Возникает вопрос — кто выступает субъектом муниципальных органов власти? В широком смысле это поселки городского типа, села, деревни, небольшие города и прочие муниципальные образования.

На практике отчуждение в пользу частного лица происходит при посредничестве различных фондов и комитетов. Аналогичная история и с приобретением контрольного пакета акций какого-либо предприятия. Она регулируется фондом.

Например, происходит отчуждение контрабандного товара. Он конфискуется в пользу государства, но контролирует процесс, по факту, таможенная служба. Или стоит вопрос о продаже или покупке памятников культуры или истории. Процесс будет идти под контролем Министерства культуры и его подразделений.

ВНИМАНИЕ! Государство в лице чиновников и сотрудников не имеет права злоупотреблять передачей или продажей имущества в частные руки. Или наоборот отчуждать недвижимость или земельные участки в свою пользу. За подобные махинации предусмотрена уголовная ответственность.

Преимущества и особенности

Как ни странно, публичная форма собственности несет яд положительных моментов. Они повышают привлекательность квартир или земельных участков при условии, что государство сдало их в аренду частному лицу:

  1. Нет обязательных отчислений в налоговую с объекта недвижимости (земельного участка). Денежный сбор оплачивается исключительно владелец объекта. Сумма варьируется от 0,3 до 2%.
  2. В случае стихийного бедствия или техногенной катастрофы государство обязуется предоставить новое жилье. Возможно лучшего качества при наличии квартир в новостройке.
  3. Широкие возможности для улучшения жилищных условий. При несоблюдении санитарных норм, ветхости жилья государство вправе предоставить абсолютно новое жилье. Часто улучшенной планировки и большей площадью.
  4. Полная прозрачность и отсутствие преступных махинаций. Государственную недвижимость очень сложно передать в сторонние руки. Множество разрешений, документов и отчетность исключает потерю квартиры.
Читайте также:
Незаконное проникновение на территорию частной собственности

Недостатки

На практике, всего два минуса полностью перечеркивают все положительные стороны:

  • Решения о продаже, дарении, наследовании и т.д. принимает государство. С публичной квартирой нельзя совершить ни одной имущественной сделки.
  • Большая вероятность выселения гражданина. Если поступят жалобы на пьяный дебош и асоциальное поведение человека быстро выпроводят с квартиры. В случае с частной собственностью это невозможно. У гражданина обязательно должна быть крыша над головой. По факту проживающий в государственном жилье обычный наниматель и владелец вправе устанавливать свои условия.

Государственная квартира снимает массу обязанностей с плеч гражданина, но существенно ограничивает его права на распоряжение имуществом.

Документы

По факту сбор документов на приватизацию происходит в два этапа. Подготовка, сбор и оформление документов для подачи в органы местного муниципалитета. Второй этап регистрации в Росреестре, поставка на кадастровый учет. Перейдем к первому пункту. Какие документы необходимо подготовить?

  1. Заявление на приватизацию недвижимости или земельного участка.
  2. Документ, удостоверяющий личность
  3. Документы на право пользования. Например, договор аренды или социального найма.
  4. Документы на предоставление льгот (при их наличии).
  5. Квитанции об оплате и отсутствии задолженности по аренде.
  6. Для земельного участка — его план и акт согласования границ.

При приобретении недвижимости через аукцион потребуются следующие документы:

  • Заявка на участие в торгах.
  • Отчет с окончательными итогами торгов.
  • Квитанции о полной оплате приобретенной недвижимости (земельного участка).

Приватизация оформляется в течении 30 дней. Сроки актуальны и для приобретения через аукцион. При необходимости поставка на учет происходит одновременно с приватизацией. Главное не забыть оформить документацию.После оформления всех прав подается заявление в кадастровую службу.

ВАЖНО! Можно подать документы и через многофункциональный центр (МФЦ). Но стоит учесть, что регистрация через МФЦ на 2 дня дольше. Кадастровую служба оформляет окончательный переход прав в течении 7 дней.

Далее сведения о новом владельце вносится в Росреестр. Именно в этот момент происходит окончательный переход государственной недвижимости в частную собственность.

Главная сложность в оформлении публичной собственности — жесткий контроль со стороны государства т.к. недвижимость и земля одни из самых ценных, главное невосполняемых ресурсов нашей страны.

Что называется публичной формой собственности?

Главная » Кадастр » Общие вопросы » Что называется публичной формой собственности?

Как известно, в современном государстве существует два варианты собственности, публичная и частная. И если второй вариант предполагает владение граждан, то первый владения самого государства и его субъектов.

Главная особенность публичной собственности в том, что полностью государство ее не использует. Отсюда и вытекает вопрос, а для чего она существует, и как используется в действительности?

Что такое публичная форма собственности и какой она бывает?

Государство, несмотря на всю свою власть, такой же участник различных общественных отношений. Оно может даже выступать в суде (разумеется, через представителя). Отсюда возникает момент и с собственностью, которой государство и его субъекты также обладают.

И, несмотря на то, что государство может регулировать и контролировать общество, оно должно помнить о том, что всегда необходимо соблюдать интересы граждан, в том числе в части определения форм собственности.

Публичная собственность особенна тем, что к ней гражданам доступ закрыт, а если и открыт, то ограничен и контролируется государством и его органами. Отсюда вытекает разделение публичной формы владения имуществом.

Собственником может выступать либо самого государство, либо его субъекты (например, область или край, либо муниципалитет, то есть определенное образование, например, населенный пункт). Все это в целом образует публичную форму владения, которая никак не будет касаться граждан.

Преимущества публичной формы собственности

Большое количество граждан сталкиваются с муниципальным жильем. Смысл в том, что они живут в квартире, которая принадлежит муниципалитету, и при этом стремятся переоформить ее на себя.

Читайте также:
Как оформить бесхозный дом в собственность

О землях специального назначения читайте тут.

Однако спешить с этим не стоит, так как публичная собственность также может иметь ряд преимуществ:

  • Отсутствие налогов на имущество, а если таковой и определяется, то по заниженной ставке;
  • Муниципалитет всегда делает так, чтобы жилье соответствовало всем требованиям и нормам, а если этого не происходит, то предлагает иной вариант квартиры;
  • Если квартира будет утрачена, то органы власти всегда предоставят другое жилье, в то время как при частном владении делать это придется своими силами;
  • Обеспечение защиты от мошенничества, так как квартиры муниципалитета нельзя кому-то подарить, или продать, переписать на другого человека или совершить иные подобные сделки.

То есть публичная собственность более защищена, а граждане, проживающие в ней, имеют больше гарантий на то, что не окажутся на улице ни при каких ситуациях.

Недостатки публичной формы собственности

Говоря о недостатках публичной собственности, следует уделить особое внимание двум из них. Первый, отсутствие возможности совершать сделки. С одной стороны, это защищает от мошенников и прочих неприятностей с реализацией имущества.

С другой стороны, не дает в полной мере распорядиться жильем. Однако закон не ограничивает граждан и даже им возможность переоформить квартиру, если это на самом деле необходимо.

Второй недостаток — это зависимость от государства, которое и является владельцем имущества. Именно оно будет решать судьбу квартиры.

Да, на улицу выгнать людей никто не может, всегда гарантируется замена жилья при необходимости или сниженный уровень ответственности граждан, но по сути, люди не могут свободно рассчитывать на квартиру, опять-таки, совершать с ней сделки.

Кроме того, всегда существует контроль над жильцами и немедленное выселение в случае неуплаты по счетам.

Право собственности на квартиру

Полное владение объектом недвижимости возможно только после того, как вы получите право собственности – то есть пройдете процедуру документального подтверждения. Иначе для вас станет недоступен ряд важных операций. О том, как провести эту юридическую процедуру, какие справки и свидетельства для этого нужны – в статье Выберу.ру.

Что такое право собственности?

Право собственности – это возможность пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом на основе специального документа. Так, собственник может передать квартиру в использование третьим лицам по договору аренды или безвозмездного использования, но при этом он не потеряет своих прав владельца.

Закон не ограничивает количество собственников каким-то конкретным числом. Их может быть, как двое, например, супруги, так и все члены семьи, или один человек. Однако, если жилье было приобретено с использованием материнского капитала, право собственности должно быть оформлено и на родителей, и на детей – с выделом доли на каждого из них.

Когда возникает право?

Право собственности возникает в нескольких случаях. Прежде всего – при приобретении. Когда вы на свои или заемные средства приобретаете недвижимость, составляется договор купли-продажи на ваше имя. Это самый распространенный метод приобретения жилья. Сюда же относится договор долевого участия при покупке квартиры в новостройке.

Жилье вам могут подарить, и тогда права возникают на основе дарения. В этом случае также составляется договор, но имущество передается вам на безвозмездной основе.

Получить квартиру или дом можно и по наследству – по закону или согласно составленному завещанию. В этом случае оформление осуществляется после получения соответствующего свидетельства.

Возможны и другие основания – например, при получении квартиры или дома от государства или при обмене недвижимостью с другим владельцем.

Рассмотрим основные способы обретения права собственности далее.

Покупка

К этому способу относится приобретение недвижимости в новостройке или на вторичном рынке. От того, где вы приобретаете квартиру, зависит и тип договора-основания. Вторичка подразумевает договор купли-продажи между продавцом и покупателем. Первый обязуется передать права на жилье покупателю, а второй – передать деньги в установленной договором сумме и принять жилье, подписав акт приема и передачи.

Читайте также:
Зачем оформлять дачный дом в собственность

Характер сделки на первичном рынке несколько иной. Между покупателем и компанией-застройщиком заключается договор долевого строительства. Это более долгая процедура, но в ней есть большой плюс – вы с самого начала можете выбрать наиболее удобную для вас квартиру. А в некоторых компаниях предлагают поучаствовать в создании плана будущей новостройки.

Выбор на вторичном рынке не такой большой, а если вам захочется сделать перепланировку квартиры, ее нужно согласовать с Росреестром и БТИ.

Приватизация

Граждане, проживающие в государственной или муниципальной квартире по договору социального займа, могут оформить эту недвижимость в свою собственность. Совершеннолетние лица участвуют в этой программе только один раз, а вот дети до 18 лет могут приватизировать квартиру два раза – вместе с родителями до совершеннолетия и после, уже самостоятельно.

Приватизировать недвижимость могут все зарегистрированные в квартиры лица, а отсутствие одного из них (по причине военной службы, командировки и т. д. ) позволяет отсрочить участие в программе до возвращения. Те же, кто отказался от приватизации, оставляют за собой бессрочное право пользования и проживания.

Наследство

Вне зависимости от того, было ли составлено завещание или недвижимость была передана лицу на основании законного наследства, спустя полгода он имеет право оформить жилье в свою собственность. Основанием для этого служит нотариально заверенное свидетельство о вступлении в наследство.

Процедура вступления в наследство выглядит следующим образом:

  • Подайте заявление и необходимые документы нотариусу;
  • По истечении установленного времени получите свидетельство о вступлении в наследство;
  • Передайте полученные бумаги в Росреестр для оформления собственности.

Если ранее недвижимость не была зарегистрирована должным образом, наследнику придется отстаивать свое право на нее перед судом. Ситуация усложнится, если речь идет сразу о нескольких наследниках – они должны подать иск и добиться признания собственности за ними, а уже затем делить ее в равных частях.

Дарственная

Дарственная может быть оформлена и при жизни собственника, а подаренное им имущество не войдет в наследство при его смерти. Договор дарения характеризуется следующим:

  • В нем содержатся полные сведения о предмете договора – адрес недвижимости, его основные технические параметры;
  • В договоре нет пункта об оплате или оказании услуг за передачу имущества;
  • В нем прописаны сведения как о дарителе, так и одариваемом.

Договор дарения подается на регистрацию вместе с другими документами, после чего собственник недвижимости меняется. Если все составлено правильно, даритель в будущем не сможет потребовать возврата квартиры, дома или участка.

Порядок вступления в право собственности

Оформить квартиру в собственность можно двумя способами. Первый – обратиться в фирму, специализирующуюся на таких услугах. Этот вариант обойдется вам дороже, однако сэкономит время и силы. Второй способ – сделать все самостоятельно. Для этого придется собрать документы, оплатить госпошлину и, наконец, подать заявление в Росреестр.

Документы можно передать и через портал Госуслуг. Для этого отсканируйте собранные бумаги и заполните форму. Если все верно, вскоре вы получите приглашение для передачи оригиналов и дальнейшей регистрации.

Список документов

Для оформления собственности на квартиру вам понадобится следующий пакет документов:

  • Паспорт гражданина РФ,
  • Свидетельство о праве владения недвижимостью;
  • Кадастровый (технический) паспорт на объект, получить который можно в БТИ;

Подтверждающим право собственности документом может быть:

  • Договор купли-продажи,
  • Завещание,
  • Дарственная,
  • Договор обмена,
  • Договор приватизации,
  • ДДУ.

Если вы приобретали квартиру в кооперативе, дополнительно потребуется документ, оформленный компанией-застройщиком. К нему также должны прилагаться:

  • Передаточный акт, выданный застройщиком вместе с ключами от квартиры;
  • Закладная, если квартира куплена в ипотеку;
  • Письменное согласие органов опеки, если квартира оформляется в собственность на ребенка;
  • Нотариально заверенная доверенность, если заявление подается третьими лицами.

Каждый случай уникален, поэтому перед сбором бумаг лучше всего уточнить их список в МФЦ. И помните, что вам понадобятся не только оригиналы, но и копии всех бумаг.

Приостановление регистрации

Регистратор имеет полномочия приостановить процедуру оформления права собственности. Основания для этого прописаны в ст. 26 ФЗ−218. К ним относятся:

  • Неполный пакет документов;
  • В бумагах указаны неверные сведения;
  • Квартира находится под арестом или же установлен запрет на проведение определенных действий с ней;
  • Противоречия между заявленными и ранее зарегистрированными правами;
  • Противоречия между сведениями в ЕГРН и предоставленных документах;
  • Процесс приостановлен по решению суда.

Как правило, решение это не окончательное – вы можете решить возникшую проблему (например, собрать новый пакет документов с верными данными) и возобновить регистрацию. При повторном отрицательном ответе сделку купли-продажи считают несостоявшейся. Если вы подозреваете незаконность отказа, пожалуйтесь на действия Росреестра. Отказ также можно обжаловать в суде.

Последствия отказа от регистрации

Зачем нужно регистрировать свое право собственности и обязательно ли это? Этим вопросом задается множество граждан, уверенных в том, что это необходимо только для того, чтобы государство могло собирать налоги с недвижимости. Однако у этого процесса есть ряд весомых причин:

  • Одну из них мы уже назвали ранее – только после возникновения прав собственности на жилье вы сможете полностью владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимом имуществом. Иными словами, без этого вы не сможете продавать квартиру, сдавать ее в аренду, передавать по наследству – и т. д.
  • Отсутствие в ЕГРН сведений о правах в отношении жилья в течение 5 лет с момента присвоения им кадастровых номеров ведет к тому, что органы регистрации передают сведения о таких объектах в органы местного самоуправления в соответствии с п. 10 ст. 69 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В свою очередь там могут поставить такие объекты на учет как бесхозные, а впоследствии признать права на них.
  • Земельные участки, поставленные на кадастровый учет, могут быть сняты с него в случае отсутствия в ЕГРН сведений о регистрации. А потому правообладателю придется обращаться к кадастровому инженеру для оформления необходимых документов, писать новое заявление о постановке объекта на кадастровый учет и о приобретении прав собственности.
  • Налог начисляется на жилые объекты на основании сведений о зарегистрированных в ЕГРН сведениях. Их отсутствие означает неинформирование налоговой службы о наличии у вас облагаемых налогом объектов. С 2017 года это влечет за собой штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с объекта, информация о котором не была передана своевременно.
  • Компенсационные выплаты в случае утраты недвижимости из-за пожаров, наводнений, стихийных бедствий возможны только в тех случаях, когда собственник зарегистрировал свое право собственности. Также это касается резервирования земель государством для строительства социально значимых объектов.

Этих причин должно быть достаточно для того, чтобы все-таки провести надлежащую процедуру. Как минимум потому, что один крупный штраф может разорить вас больше, чем стабильная выплата налогов.

Заключение

Основная сложность при регистрации права собственности состоит в сборе необходимых документов. Упростить проведение этой юридической операции можно как в специальных организациях и агентствах, так и с помощью Многофункциональных центров вашего города. Но стоит помнить, что нельзя откладывать регистрацию в долгий ящик, так как это может обернуться проблемами при попытке распорядиться недвижимостью – или штрафом от налоговой.

Что такое собственность публично-правовых образований?

Помимо подробно описанных прав граждан и юридических лиц в отношении имущественного права, в Российской федерации выделяют право на владение и распоряжение имуществом для государственных субъектов.

Собственность публично-правовых образований – что это значит и какие правовые аспекты применимы в отношении имущественных прав этих субъектов?

Публично-правовые образования

Понятие публично-правовое образование (ППО) часто встречается в законодательных актах, но его трактовка часто неоднозначна.

Действительно, термин употребляется в Гражданском и Бюджетном кодексах РФ при уточнении аспектов участия ППО в гражданско-правовых отношениях, но не имеет четко прописанной формулировки.

В юридической практике под публично-правовыми образованиями понимают некоторые субъекты Российской Федерации.

Согласно статье 124 Гражданского кодекса РФ, в список субъектов гражданского права включены не только граждане и юридические лица, но и государство.

Субъекты гражданско-правовых отношений делят на несколько категорий:

  • Государство (Российская Федерация);
  • Субъекты РФ:
    • республики;
    • автономные области;
    • автономные округа;
    • края;
    • области;
    • города федерального значения.
  • Муниципальные образования (городские или сельские поселения и другие территориальные единицы, прописанные в ст. 2 ГК РФ).
  • Любой из перечисленных субъектов территориально, юридически, законодательно и конституционно обладает особым публичным статусом и считается публично-правовым образованием.

    Право собственности

    Статья 212 ГК РФ наделяет ППО правом собственности наравне с другими субъектами, если иное не установлено законодательством.

    Владение, управление и распоряжение имуществом субъектами признаются и защищаются Конституцией, если это удовлетворяет нескольким условиям:

    • не причиняет ущерба окружающей среде;
    • не нарушает прав и законных интересов членов публично-территориального коллектива и других лиц.

    Имущественные отношения публично-правовых образований регулируются так же, как у гражданских субъектов и юридических лиц.

    Что такое собственность публично-правовых образований на простом языке и какими нормами она устанавливается? В соответствии с подразделом 3 ГК РФ, под определением понимают имущество (объекты гражданских прав), принадлежащие государственным субъектам.

    В определении имущественных прав есть строгая иерархия. Право собственности в Российской Федерации (в его составе и субъектах РФ), а также муниципальных образованиях возникает на основании Федерального закона № 52-ФЗ от 30.11.1994 г и ст. 218 ГК РФ.

    Имущественные права государственных публично-правовых образований

    Правовое обоснование права государственной собственности закреплено ст. 214 ГК РФ. Согласно законодательству, государственной собственностью признается имущество, которое:

    • является имуществом РФ (федеральная собственность);
    • является имуществом субъектов РФ (собственность субъекта РФ).

    Имущественные права государственных публично-правовых образований закрепляются за унитарными предприятиями и учреждениями. В обязанности предприятий входит владение, управление, пользование и распоряжение государственной собственностью на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).

    В список также включена казна, которую составляют средства федерального бюджета и бюджетные средства (казна) субъектов РФ.

    Государство имеет право владение всеми типами федерального имущества, в том числе ограниченного и изъятого из оборота.

    Существует ряд объектов гражданских прав, законодательно закрепленных за государственными публично-правовыми образованиями Постановлением ВС РФ №3020-1 от 27.12.1991 года (под ред. от 24.12.1993 года, далее Положение*).

    Федеральная публичная собственность включает следующее имущество:

    • земля, не принадлежащая гражданам, юридическим лицам или муниципальным образованиям;
    • недра и ископаемые ресурсы;
    • лесной фонд;
    • водные ресурсы (в том числе территориальных вод);
    • ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны;
    • железные дороги;
    • производственные мощности по производству и использованию ядерных и радиоактивных материалов (атомные станции, ядерное оружие);
    • исторически значимые объекты на федеральном балансе;
    • объекты культурного наследия федерального значения;
    • монетные дворы и другие предприятия по изготовлению государственных знаков и др.

    Перечисленные объекты изъяты из оборота и не могут принадлежать частным или юридическим лицам. Государство вправе распоряжаться собственностью в соответствии с собственными нуждами, с учетом получения пользы заинтересованными лицами.

    Собственность муниципальных публично-правовых образований

    Муниципальная форма собственности регламентируется ст. 215 ГК РФ. Имущественные права этого субъекта гражданских правоотношений распространяются на объекты гражданских прав, которые принадлежат публично-правовым образованиям на правах муниципальной собственности.

    Имущество закрепляется за муниципальными предприятиями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).

    Положение* причисляет к собственности муниципальных публично-правовых образований следующие объекты в рамках ответственности местной исполнительной власти:

    • жилищный и нежилой фонд;
    • объекты инженерной инфраструктуры городов;
    • учреждения образования и здравоохранения;
    • социально-бытовые объекты и т. д.

    Собственность также составляют средства местного бюджета и иные средства, не распределенные между муниципальными учреждениями и предприятиями (муниципальная казна).

    Управление публичной собственностью

    Как любая собственность, имущество публично-правовых образований может использоваться для извлечения пользы владельца. Осуществление прав собственности происходит посредством участия этих образований в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК РФ).

    Управление имуществом осуществляется в соответствии со ст. 125 ГК РФ и выполняется следующим образом:

  • Управление федеральной собственностью. Права на управление объектами собственности государственных публично-правовых образований (РФ и субъекты РФ) осуществляют федеральные органы государственной власти (ст. 71-73 Конституции РФ).
  • Управление муниципальным имуществом. Права на управление объектами собственности муниципальных ППО осуществляют органы местного самоуправления и лица, компетенции которых соответствуют требованиям ст. 125.
  • Поскольку имущественные права государственных и муниципальных ППО построены по принципу раздельности имущества, эти образования не отвечают по обязательствам друг друга (ст. 126 ГК РФ).

    Передача прав собственности публично-правовых образований

    В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущественные права государственных и муниципальных собственников можно передать гражданским и юридическим лицам. Особенно часто это право интересует потенциальных собственников в отношении земли.

    Передача объектов выполняется в соответствии с законами о приватизации. Приватизация ограничена для некоторых юрлиц и некоммерческих организаций.

    Помимо земельных участков, в рамках приватизации можно приобрести:

    • предприятия;
    • промышленные и гражданские здания и сооружения, в том числе незавершенные);
    • акции открытых акционерных обществ.

    Как собственность публично-правовых образований перевести в частную и как выкупить земельный участок? Порядок приобретения и прекращения права собственности государственных и муниципальных публично-правовых образований регулируется соответствующими статьями Гражданского и Земельного кодекса (если законодательством для объектов собственности не предусмотрено другое).

    Особенности приобретения земельных участков

    Гражданско-правовые отношения в отношении такой части имущества публично-правовых образований, как земля, дополнительно регламентируются Земельным кодексом.

    В 2021 г. права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно приобрести следующим образом:

    • возвести на арендованной земле жилой дом или другое капитальное строение;
    • организовать на арендованной земле сельского поселения крестьянско-фермерское хозяйство;
    • выиграть тендер по продаже земельных участков.

    Чтобы убедиться, что земля находится в собственности публично-правового образования, нужно найти свободный от застроек, но сформированный по требованиям ЗК РФ (статья 11) участок на кадастровой карте РосРеестра.

    Если сведения на электронном ресурсе не соответствуют действительности, точную информацию можно получить при запросе выписки из ЕГРН.

    Имущественное право публично-правовых образований четко регламентируется законодательством РФ. Собственность ППО – это имущество государства, его субъектов и муниципальных образований, которыми владельцы имеют право распоряжаться в интересах публично-территориального коллектива.

    Порядок управления публичными объектами гражданско-правовых отношений в РФ определяется Гражданским и Земельным кодексами, а также соответствующими законами и подзаконными актами.

    Публичная форма собственности на квартиру: что это

    Наверняка каждый из нас уже слышал об отмене выдачи свидетельств о праве собственности с 15 июля 2016 года. Почему законодатель пошел на такой шаг и как сегодня будут гарантированы права на собственность граждан расскажет начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Республике Башкортостан Мережников Сергей Борисович.

    Что же изменилось?

    Действительно, с 15 июля 2016 года прекращена выдача свидетельств о государственной регистрации прав, в том числе повторных. Но это не значит, что россияне остались без правоудостоверяющего документа на свое имущество. Теперь государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется другим документом – выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Но хочу успокоить наших сограждан: для них в процедуре оформления права собственности ничего не изменится.

    Чем же тогда выписка лучше прежнего свидетельства?

    Во-первых, по сути, свидетельство и Удостоверяющая выписка – это документы одного вида, принципиально по содержанию они не отличаются. Замена свидетельства на Удостоверяющую выписку в первую очередь связана с веянием времени и курсом Росреестра на электронизацию государственных услуг ведомства и развитие так называемых «бесконтактных технологий». Уже сегодня государственная регистрация права собственности по документам, поданным в электронном виде, удостоверяется именно выпиской из ЕГРП. И чтобы не было разночтений относительно удостоверяющего документа – «свидетельство» или «выписка» – законодатель оставил только лишь выписку. К тому же, наши граждане уже достаточно информированы о том, что выписка действует в день выдачи и, поэтому, этот документ также не дает людям ошибочной уверенности по поводу собственника.

    Во-вторых, хочу подчеркнуть, что согласно законодательству только запись о государственной регистрации права в ЕГРП является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Поэтому и тогда, и сейчас, Росреестр рекомендует перед совершением сделки, например при покупке квартиры, попросить у продавца актуализировать данные о собственниках приобретаемой квартиры. Также необходимо обращать внимание на другие важные документы, которые остаются на руках у собственников: договор купли-продажи, расписки, акты приема-передачи, завещания, дарственные, решения суда.

    В-третьих, Удостоверяющая выписка из ЕГРП может быть выдана как в бумажной, так и в электронной форме. В последнем случае выписка будет заверена усиленной электронно-цифровой подписью государственного регистратора, которая защищена от подделки. В бумажном виде Удостоверяющая выписка также заверена подписью государственного регистратора и гербовой печатью.

    Менять или не менять?

    После вступления в силу нового закона, ранее выданные свидетельства менять на выписки не нужно. Свидетельство, которое есть у людей на руках, юридической силы не теряет. Это такой же документ подтверждающий право собственности до того момента, как это право перейдет к другому лицу.

    Также хочу дать ответ на еще один популярный вопрос: сколько действует выписка и нужно ли ее постоянно обновлять?

    Сразу поясню: выписка из ЕГРП бывает 2-х видов: Удостоверяющая, которая выдается новому собственнику после проведения государственной регистрации права на недвижимость, и выписка о зарегистрированных правах на объект недвижимости. Последний документ чуть менее полный, в нем отсутствует конфиденциальная информация (паспортные данные собственника, номера документов-оснований для госрегистрации и т.д.), однако отражает все необходимые сведения (данные о собственнике и объекте недвижимости, наличие обременений и т.д.), Выписку о зарегистрированных правах может получить любое заинтересованное лицо.

    Удостоверяющая выписка из ЕГРП, которую Вам выдадут после проведения госрегистрации, действительна на момент выдачи. Однако если же Вы в ближайшее время не планируете распоряжаться недвижимостью, то можете спокойно положить данную выписку на полку, как сделали бы это с обычным бумажным свидетельством.

    К тому же на сегодняшний день сегодня органы власти, муниципалитеты, нотариусы и даже банковские и страховые организации обязаны самостоятельно без участия граждан запрашивать выписки о зарегистрированных правах в Росреестре, причем именно в электронном виде.

    Отчуждение земельного участка находящегося в частной собственности

    Ст. 54.1 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ) применяется также в случаях, если решение о сносе самовольной постройки принято в соответствии с ГК РФ до 04.08.2018 и самовольная постройка не была снесена в установленный этим решением срок.

    ЗК РФ Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации

    (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

    1. Отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

    2. В случае, если на земельном участке, находящемся в частной собственности, наряду с самовольной постройкой, в отношении которой не были выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицом, на которого были возложены такие обязанности, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, орган местного самоуправления обеспечивает раздел исходного земельного участка в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка, при условии, что такой раздел возможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам. В случае, если такой раздел невозможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам, отчуждение этого земельного участка путем его продажи с публичных торгов не допускается.

    3. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка в связи с неиспользованием его по целевому назначению или использованием его с нарушением законодательства Российской Федерации и о его продаже с публичных торгов орган местного самоуправления городского округа, городского поселения по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка в границах сельского поселения или на межселенной территории орган местного самоуправления муниципального района в отношении земельного участка обеспечивает при необходимости образование нового земельного участка, проведение кадастровых работ, а также проводит публичные торги по его продаже.

    4. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”. В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, начальная цена изъятого земельного участка определяется с учетом исключения из нее расходов на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями. В этом случае расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями также определяются в соответствии с Федеральным законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.

    5. В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, и расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями, а также затраты на подготовку и проведение публичных торгов превышают рыночную стоимость земельного участка, начальная цена земельного участка устанавливается равной одному рублю.

    6. В случае, если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи. Начальная цена земельного участка снижается на 20 процентов начальной цены земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

    7. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости земельного участка.

    8. Лицо, которое приобрело по результатам публичных торгов земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в отношении которой принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, обязано в срок, установленный условиями публичных торгов, но не превышающий срока, установленного пунктом 9 настоящей статьи, исполнить обязательства по сносу самовольной постройки или по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае нахождения такой постройки на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки и по приведению ее в соответствие с установленными требованиями за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц. При переходе прав на этот земельный участок такая обязанность переходит к новому собственнику земельного участка.

    9. Срок, устанавливаемый для исполнения обязательств по сносу самовольной постройки или представлению в орган местного самоуправления, указанный в пункте 8 настоящей статьи, утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями, не может составлять более чем двенадцать месяцев, а для исполнения обязательства по приведению самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – более чем три года.

    10. Земельный участок, на котором расположена самовольная постройка и в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда об изъятии земельного участка в связи с его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, подлежит передаче в собственность муниципального образования, орган местного самоуправления которого обеспечивал проведение публичных торгов по продаже такого земельного участка, в следующих случаях:

    1) публичные торги по продаже земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей статьи, на условиях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, признаны несостоявшимися;

    2) публичные торги по продаже земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей статьи, неоднократно признаны несостоявшимися, и сумма затрат на подготовку и проведение публичных торгов превысила начальную цену земельного участка.

    11. В случае выявления фактов эксплуатации самовольной постройки, расположенной на земельном участке, который был изъят у собственника путем продажи с публичных торгов, по решению суда договор купли-продажи подлежит расторжению, а земельный участок – передаче в муниципальную собственность по правилам статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    12. В случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи, какое-либо возмещение правообладателю земельного участка в связи с изъятием земельного участка или расторжением договора купли-продажи не осуществляется.

    13. Особенности отчуждения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением требований законодательства Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

    Отчуждение земельного участка находящегося в частной собственности

    Все мы помним, что в 90-е годы минувшего столетия государство наделяло граждан земельными паями на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, тем самым многие стали правообладателями недвижимого имущества не в силу своего волеизъявления. У других граждан имеются в собственности земельные участки в соответствующих товариществах, которые, зачастую, заброшены и не используются по назначению. Однако действующим законодательством предусмотрено, что правообладатели недвижимости несут не только бремя ответственности за принадлежащее им имущество, но и обязанность своевременно уплачивать налог на это имущество.

    Таким образом, гражданам следует не только использовать предоставленные земельные участки согласно целевому назначению, но и своевременно уплачивать налог за возможность ее использования. В настоящее время ситуации, когда собственник участка не поддерживает на нем надлежащий порядок и не использует принадлежащую ему территорию, случаются все чаще и по разным причинам: состояние здоровья, удаленное местоположение земельного участка от дорог и коммуникаций, низкое качество почвенного слоя земли и иные факторы. В практике Росреестра, как правило, это ситуации, когда принадлежащие гражданам земельные доли, в состав которых входили сенокосы, пашни и пастбища, были ими ранее выделены и отчуждены частично, а в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) продолжают оставаться актуальными записи о зарегистрированных правах на оставшуюся после выдела и отчуждения земельную долю. При этом заблуждение собственников состоит в том, что право общей долевой собственности на оставшуюся долю в праве общей долевой собственности прекращено, и оплата налогов не требуется. Для случаев, когда владелец не осуществляет надлежащие работы на основании каких-либо причин, а также не желает уплачивать налог за пользование участком или земельной долей, а также во избежание в будущем задолженности по уплате налогов законодателем предусмотрена возможность отказа от права собственности.

    Разъяснения по этому вопросу назрели в связи с тем, что в 2018 году увеличилось количество обращений граждан в территориальное управление Росреестра по вопросам налогообложения недвижимого имущества.

    В Земельном кодексе Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлены различные процедуры отказа от права на земельный участок для собственника участка и для лиц, владеющих земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения. В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) содержится общая норма об отказе лица от права собственности в отношении любого имущества. Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

    Если ГК РФ содержит общее правило о том, что отказ от права собственности на имущество может быть выражен в любой, в том числе и в устной форме, то ЗК РФ устанавливает, что отказ от права собственности на такой вид имущества, как земельный участок, должен быть совершен исключительно в письменной форме и подлежит государственной регистрации.

    Согласно ч. 2 ст. 53 ЗК РФ лицо, желающее отказаться от права собственности на земельный участок, подает заявление о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В настоящий момент таким органом является Росреестр и его территориальные органы.

    Порядок государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности определен в ст. 56 Федерального Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости (далее – Закон о регистрации).

    Важно знать, что прием заявлений об отказе от права собственности осуществляется в офисах МФЦ, причем, государственная пошлина за совершение данного регистрационного действия не предусмотрена.

    Если право собственности на земельный участок ранее не было зарегистрировано, то согласно ч. 2 ст. 56 Закона о регистрации к заявлению собственника об отказе от права на земельный участок также прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок, т.е. документ, на основании которого возникло право на земельный участок у гражданина. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок ранее было зарегистрировано и сведения о правах содержатся в ЕГРН.

    Земельные участки, в том числе и доли в них, от которых отказались их собственники, переходят в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Закон о регистрации предусматривает упрощенный порядок государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю в случае отказа от такого права собственником земельного участка или земельной доли, который сводится к тому, что от уполномоченного органа государственной власти (субъекта Российской Федерации или муниципального образования) не требуется заявление о такой государственной регистрации.

    В течение пяти дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок или земельную долю орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить об этом соответствующий орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, а также лицо, отказавшееся от права собственности.

    Таким образом, процедура добровольного отказа от права собственности на земельный участок проста и понятна. В то же время следует учитывать, что реализация отказа от права собственности на земельную долю возможна только при условии соблюдения требований гражданского законодательства относительно порядка реализации такого отказа.

    Вместе с тем, есть несколько нюансов. Так, отказаться от права собственности на земельный участок проблематично в случаях, если на нем расположены объекты капитального строительства, права на которые зарегистрированы в ЕГРН. Согласно ст. 35 ЗК РФ не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. Иными словами, произвести отказ от прав в отношении земельного участка, сохранив при этом право собственности на дом, не получится.

    При этом все случаи индивидуальны и решение о прекращении права собственности принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов.

    Таким образом, желание правообладателя освободиться от бремени содержания земельного участка должно быть направлено на юридическое прекращение принадлежащего ему права.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: