Оформить гараж в собственность: с чего начать

Порядок оформления права собственности на гараж

Как оформить право собственности на гараж?

Земельный надел, на котором расположен индивидуальный гараж, его владелец может бесплатно оформить в собственность при соблюдении ряда условий:

– участок получен ранее 30 октября 2001 г.;

– участок предназначен для ИЖС, ЛПХ, садоводства или гаражного строительства;

– имеются документы о предоставлении лицу данного участка на праве собственности или пожизненного владения (или даже без указания конкретного вида права).

Для регистрации права на землю владельцу участка необходимо обратиться в подразделение Росреестра и представить:

– сохранившиеся документы на землю (постановление, акт, свидетельство о праве на участок или предоставлении участка) либо выписку из похозяйственной книги, если участок отнесен к категории ЛПХ;

– кадастровый паспорт (план участка);

– общегражданский паспорт заявителя;

– документ об уплате госпошлины.

После получения в Росреестре свидетельства о праве на земельный участок можно приступать к легализации построенного на нем гаража. Для этого придется вновь обратиться в службу Росреестра и представить:

– заполненную в двух экземплярах по утвержденной форме декларацию на гараж (в ней гражданин самостоятельно указывает адрес объекта, его площадь, материал стен и иные сведения);

– паспорт владельца гаража;

– документы на участок, на котором расположен гараж;

– квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины.

Если при проверке поданных документах не обнаружится ошибок и нарушений закона, то через 10 рабочих дней хозяин гаража получит свидетельство о праве собственности на него.

Для оформления в собственность гаража, входящего в состав ГСК, потребуется иной пакет документов, чем при оформлении гаража индивидуального. В частности, для регистрации права на кооперативный гараж понадобятся:

– удостоверение личности заявителя;

– справка о членстве данного лица в кооперативе и о полной выплате пая, подписанная председателем и главбухом;

– кадастровый паспорт на гараж;

– квитанция об уплате пошлины.

Ситуация несколько усложнится, если ни один гараж в составе ГСК еще не был оформлен в собственность. В таком случае дополнительно потребуются:

– свидетельство о регистрации ГСК в качестве организации и постановке его на учет в налоговом органе;

– выписка из протокола общего собрания членов ГСК об избрании председателя;

– приказ о назначении гл. бухгалтера;

– список членов ГСК;

– документы, подтверждающие права ГСК на землю (договор аренды или распоряжение муниципального органа о предоставлении земли под гаражное строительство).

Порядок оформления в собственность гаража, входящего в состав ГСК, включает следующие этапы:

1. Обращение к председателю гаражного объединения за получением:

– справки о членстве хозяина гаража в кооперативе и полной выплате паевого взноса за гараж;

– документов, подтверждающих статус ГСК как юридического лица и полномочия его должностных лиц (эти бумаги нужны в случае, если еще ни один гараж в данном кооперативе не был приватизирован).

2. Обращение к кадастровому инженеру для составления тех. плана гаража.

3. Постановка гаража на кадастровый учет. Для этого необходимо обратиться в Кадастровую палату и представить технический план гаража и документы, выданные председателем ГСК.

Следует отметить, что на данном этапе владелец гаража может столкнуться с определенной проблемой: если его гараж является частью линейки гаражей, т.е. имеет с соседними гаражами общие стены, то такой гараж считается помещением, а вся линейка гаражей — зданием. В этом случае постановка на кадастровый учет помещения производится после постановки на учет здания или одновременно с ней. Следовательно, в подобной ситуации может потребоваться постановка на учет всей линейки гаражей как единого здания — и только после этого на учет может быть поставлен конкретный гаражный бокс.

После того, как гараж будет взят на кадастровый учет, его хозяин получает кадастровый паспорт объекта.

4. Подача документов в Росреестр для регистрации права собственности. При обращении в этот орган гражданину понадобится написать заявление о регистрации (бланк будет выдан специалистом) и представить документы, перечень которых был рассмотрен выше. По истечении установленного срока (10 рабочих дней) владелец гаража сможет получить свидетельство о праве собственности.

Также следует учесть, что земельная территория, на которой располагается гаражный кооператив, чаще всего находится в муниципальной собственности, кооператив же владеет этой землей на праве постоянного пользования или договора аренды.

Важной особенностью оформления земли в таком случае является то, что участок под конкретным боксом нельзя приватизировать в личную собственность владельца гаража. Это связано с тем, что территория ГСК является неделимым земельным участком, т.е. ее невозможно разделить на множество мелких земельных наделов. Таким образом, владельцы кооперативных гаражей могут приватизировать землю под ними только в общую долевую собственность. Иными словами, каждый владелец гаража станет собственником определенной доли земельного участка ГСК.

Необходимое условие приватизации земли ГСК — наличие оформленного права собственности на гаражи у всех членов кооператива. Только у законных собственников гаражей появляется право оформить землю под ними в долевую собственность. При этом, если участок был передан кооперативу на праве постоянного пользования ранее 30 октября 2001 г., передача земли в собственность членов ГСК происходит бесплатно — в ином случае за нее будет назначена выкупная цена.

Для оформления земли в долевую собственность членов ГСК им следует подать совместное заявление в муниципальный орган, занимающийся имущественными вопросами. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие статус кооператива и его права на землю, список членов ГСК, копии их паспортов, а также копии свидетельств о праве собственности на гаражные боксы. Местными нормативными актами может быть предусмотрено представление и некоторых дополнительных документов.

Гаражная амнистия 2021: не все так просто, как кажется

Президент отделения Верховенства права и развития International Informatization Academy, к. ю. н.

специально для ГАРАНТ.РУ

С 1 сентября 2021 года в России стартует “гаражная амнистия”. Это термин уже устоялся в обиходе, хотя если внимательно прочесть принятые правила, то точнее говорить о “земельно-гаражной амнистии”. Принятые правила направлены преимущественно на разрешение вопросов оформления собственности именно на земельные участки, на которых расположены гаражи, а не на амнистию самовольно возведенных гаражных построек (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 79-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, далее – Закон № 79-ФЗ).

Читайте также:
Реестр интеллектуальной собственности таможенного союза

До 1 сентября 2026 года граждане, использующие гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеют право на бесплатное предоставление им в собственность земельных участков, на которых они расположены. Речь идет о земельных участках, находившихся до этого в государственной или муниципальной собственности. Правила такой передачи теперь определены в ст. 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон № 137-ФЗ).

Как известно, сам Закон № 79-ФЗ, устанавливающий правила гаражной амнистии был подписан и официально опубликован еще 5 апреля 2021 года. Пауза в несколько месяцев до его вступления в силу вполне очевидно необходима для того, чтобы все заинтересованные лица смогли ознакомиться с его текстом, а органы власти успели проработать необходимые процедуры взаимодействия с гражданами.

Можно предположить и то, что за это время удастся снять ряд вопросов, которые уже возникают в отношении новых правил.

К сожалению, некоторые формулировки принятого закона, предназначенного для широкого круга заинтересованных лиц, достаточно громоздки и, вполне очевидно, будут вызывать сложности у граждан, не обладающих надлежащей юридической подготовкой и не имеющих достаточных финансов, чтобы нанять профессионального юридического помощника.

Например, без использования возможностей гиперссылок в современной профессиональной правовой системе (например, в Системе ГАРАНТ) или, не имея под рукой всех текстов упоминаемых нормативных актов, гражданину вряд ли удастся достаточно быстро и точно понять, о каких правилах идет речь в норме, сформулированной следующим образом: “На отношения, регулируемые пунктом 2 настоящей статьи, не распространяются положения подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3, подпункта 6 пункта 1, пунктов 2, 10, 10.1 статьи 39.15, подпунктов 8, 14 и 20 статьи 39.16, подпункта 4 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации”.

Следует также обратить внимание, что правила гаражной амнистии могут быть сформулированы не только в Законе № 137-ФЗ, но и в соответствующих законах субъектов Российской Федерации, которые еще только предстоит принять.

К примеру, согласно ч. 1 ст. 3.7 Закона № 137-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации “может быть предусмотрен перечень документов, которые могут быть представлены гражданином для подтверждения соответствия земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности”. В отсутствии такого конкретизирующего перечня такие документы будут определяться в соответствии с общими требованиями ст. 3.7 Закона № 137-ФЗ.

Согласно же ч. 8 ст. 18 Закона № 79-ФЗ нормативными правовыми актами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть установлены “особенности предоставления земельных участков гражданам”. Каких-либо ограничений и пределов такого регулирования в данном случае пока в законе не предусмотрено.

С учетом особенностей, предусмотренных указанными законами, предоставление и использование земельных участков должно будет осуществляться также по правилам, установленным в главе V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кто же сможет воспользоваться предоставляемыми возможностями амнистии? Как мы уже указывали вначале, речь идет о владельцах гаражей, “возведенных до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”. Указанный кодекс был впервые официально опубликован в “Российской газете” 30 декабря 2005 года. На указанную дату вполне можно ориентироваться, но что мешало законодателю указать ее в тексте закона? Со всей очевидностью, она не изменится.

На практике возможны спорные ситуации и вокруг использованного понятия “возведенные”. С одной стороны, закон фактически допускает декларативный характер подтверждения факта “возведения” гаража на указанную дату. Подтвердить факт возведения заявитель может как прямыми документальными доказательствами, так и косвенными (например, счетами на оплату коммунальных услуг в связи с использованием гаража).

С другой стороны, закон не дает каких-либо пояснений, смогут ли воспользоваться гаражной амнистией те владельцы, чей гараж находился в стадии возведения на указанную дату и находился в стадии, позволяющей его использование по назначению, но еще не был достроен в полном объеме.

Еще более сложной представляется ситуация, когда взамен построенного до 30 декабря 2005 года гаража, его владелец на том же участке впоследствии возвел новый.

Также следует обратить внимание, что право на применение правил гаражной амнистии законодатель предоставил именно гражданам “использующим” данный гараж. Опять же, закон не содержит каких-либо разъяснений о необходимости документального подтверждения факта такого использования, в том числе использования гаража по его целевому назначению. К примеру, смогут ли беспрепятственно воспользоваться гаражной амнистией граждане, в чьей собственности или владении на данный момент нет ни одного транспортного средства?

Определенной адаптации потребует и новая юридическая терминология. Вместо понятия “гаражный бокс” теперь надлежит использовать понятие “гараж”. При этом, “гаражами” признаются все объекты, созданные до 1 сентября 2021 года, даже если они поименованы “гаражным боксом” в оформленных:

  • правоустанавливающих документах;
  • правоудостоверяющих документах;
  • записях ЕГРН.

Предусмотренные федеральным законом правила применяются в зависимости от того, является ли гараж объектом капитального строительства или некапитальным сооружением.

Так, если обратиться к ч. 1 ст. 3.7 Закона № 137-ФЗ, то можно сделать поспешный вывод, что правила о гаражной амнистии могут быть применены только в отношении гаражей в виде капитальных строений. Однако в ч. 14 ст. 3.7 указанного закона оговорены и условия, при соблюдении которых, право на получение земельного участка бесплатно предоставляется и обладателям гаражей, не являющихся объектом капитального строительства.

Согласно закону, капитальные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.

Читайте также:
Распоряжение имуществом находящимся в долевой собственности

Согласно сложившейся правоприменительной практике даже в том случае, если гаражный бокс (гараж) входит в единый комплекс гаражей, это не свидетельствует о том, что он является помещением в построенном здании, если согласно свидетельству о государственной регистрации права, его владелец является собственником именно здания нежилого назначения (гаражного бокса), а не помещения (Апелляционное определение Московского областного суда от 12 февраля 2014 г. по делу № 33-3313).

В качестве доказательства самостоятельности строения суды обращали внимание на наличие фундамента, стен (в том числе, дополнительно обложенных кирпичом), крыши и индивидуального въезда (Апелляционное определение Московского областного суда от 19 октября 2016 г. по делу № 33-26085/2016).

Одноэтажные гаражи, которые блокированы общими стенами с другими одноэтажными гаражами, сведения о которых внесены в ЕГРН как о помещениях в здании или сооружении, признаются самостоятельными зданиями.

Данный подход согласуется с ранее сложившейся правоприменительной практикой. Так, например, в случае доказанности изолированности гаражного бокса от рядом стоящих гаражей, суд допускал возможность отнести его к самостоятельному строению (Апелляционное определение Московского областного суда от 24 февраля 2014 г. по делу № 33-4299/2014, Апелляционное определение Московского областного суда от 27 ноября 2013 г. по делу № 33-25474/2013).

Нормы ст. 3.7 Закона № 137-ФЗ распространяют действие всей этой статьи также на наследников владельцев гаражей и лиц, впоследствии (т.е. после 30 декабря 2005 года) приобретших от первоначальных владельцев такие гаражи.

Следует заметить, что в ч. 15 ст. 3.7 Закона № 137-ФЗ законодатель дополнительно не уточняет, что право на амнистию получают только наследники из числа физических лиц. Если данная формулировка так и не будет скорректирована, то можно предположить что этой нормой в этой единственной ситуации допускается распространение правил о гаражной амнистии на владельцев гаражей из числа юридических лиц, а также самих государственных или муниципальных образований, получивших такую собственность, как это допускается п. 1-2 ст. 1116 Гражданского кодекса, в порядке наследования по завещанию от физического лица.

В каких же случаях воспользоваться всеми возможностями гаражной амнистии не получится?

О таком случае прямо говорится, например, в ч. 19 ст. 3.7 Закона № 137-ФЗ, согласно которой, если земельный участок, на котором расположен гараж, отнесен к категории земель, ограниченных в обороте, то он может быть предоставлен гражданам только в аренду. Оформить его в собственность не получится.

Также (по ч. 18 ст. 3.7 Закона № 137-ФЗ) не подпадают под гаражную амнистию земельные участки, на которых расположены гаражи:

  • признаваемые объектами вспомогательного использования по отношению к объектам индивидуального жилищного строительства, садовым домам, объектам производственного, промышленного или коммерческого назначения (в том числе предназначенные и (или) используемые для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств);
  • предназначенные для хранения техники и оборудования, необходимого для обеспечения деятельности государственных органов, их территориальных органов, органов местного самоуправления, организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления, а также транспортных организаций;
  • находящиеся в многоквартирных домах и объектах коммерческого назначения.

Правила о гаражной амнистии не распространяются также на гаражи:

  • в судебном или ином, предусмотренном законом, порядке признанными самовольной постройкой, подлежащей сносу (ч. 12 ст. 3.7 Закона № 137-ФЗ).
  • создаваемые и используемые в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. ” (ч. 18 ст. 3.7 Закона № 137-ФЗ).

Не применяется гаражная амнистия и в отношении земельных участков, используемых для размещения подземных гаражей (ч. 18 ст. 3.7 Закона № 137-ФЗ).

К примеру, подземными гаражами согласно законодательству г. Москвы, признаются сооружения, размещаемые ниже уровня дневной поверхности (в подземном пространстве города или в составе “искусственного” подземного пространства, например, сформированного в виде развитого в плане стилобата с эксплуатируемым покрытием) (Постановление Правительства Москвы от 25 января 2000 г. № 49 “Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99”, далее – Постановление № 49).

Все ли возможные объекты перечислил законодатель? Представляется что это не так, но до момента вступления в силу режима гаражной амнистии еще остается время для соответствующих корректировок.

Так, до конца не проясненным является вопрос о возможности применения правил о гаражной амнистии в отношении многоэтажных (многоярусных) и комбинированных гаражей.

К примеру, согласно Постановлению № 49 комбинированными гаражами признаются сооружения, имеющие подземные и наземные ярусы, полуподземные сооружения, а также сооружения, расположенные на участках с резким перепадом рельефа – то есть частично подземные.

На практике также вполне возможна ситуация, когда конструктивно два гаража, принадлежащие разным лицам расположены один над другим. Кто из владельцев в таком случае сможет оформить земельный участок в собственность?

Вообще в законе содержится достаточно мало разъяснений о порядке и возможности совместного использования права на гаражную амнистию совладельцами или сопользователями.

До конца не прояснены в законе и возможные последствия в ситуациях, когда право собственности до настоящего времени оформлено на пропорциональную долю в долевой собственности всего гаражного комплекса, а не на конкретный гараж.

В России вступила в силу «гаражная амнистия». Что важно знать

В России вступил в силу закон о «гаражной амнистии». Президент Владимир Путин подписал соответствующий документ 5 апреля 2021 года. По аналогии с «дачной амнистией» «гаражная» должна урегулировать рынок частных гаражей, деятельность кооперативов и позволит гражданам в упрощенном порядке оформить в собственность гаражи, а также землю под ними.

Рассказываем, в чем суть «гаражной амнистии», как она поможет собственникам незарегистрированных гаражей, какие объекты можно будет зарегистрировать в упрощенном порядке.

Читайте также:
Проверить право собственности по кадастровому номеру

Оглавление:

  • Что такое «гаражная амнистия»
  • Какие гаражи подпадут под амнистию
  • Сроки действия амнистии для гаражей
  • Как оформить гараж в собственность

Что такое «гаражная амнистия»

Сейчас в России нет отдельного нормативного правового акта, который регламентировал бы деятельность гаражно-строительных кооперативов. Также не существует и юридического понятия «гараж», «гаражный кооператив» и т. д. В России числится порядка 3,5–4,5 млн незарегистрированных объектов недвижимости, которые можно отнести к гаражам. В Росреестре не могут назвать четкое их число, так как в российском законодательстве до сих пор пока нет определения гаража. Поэтому оценка о числе таких предварительно выявленных объектов делается по косвенным показаниям, которые позволяют назначение данных объектов отнести к таковым. Количество существующих, но неоформленных объектов гаражного назначения может быть гораздо больше.

Сегодня большое количество гаражей не оформлено в собственность, и люди пользуются ими «на птичьих правах», что не позволяет им распорядиться имуществом — продать или передать по наследству, отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, новый закон позволит гражданам в упрощенном порядке стать полноценными собственниками таких объектов.

Цели амнистии

Большое число гаражно-строительных кооперативов было возведено еще в советское время или до введения современного градостроительного регулирования (до 2005 года). Поэтому их правовой статус в действующем законодательстве отсутствует. Такие объекты нельзя назвать самовольными постройками, часто на них утеряны правоустанавливающие документы, поэтому оформлению (в том числе земельных участков) мешает правовая неопределенность, а граждане не могут противостоять их сносу, оформить в собственность, продать или передать по наследству.

Закон направлен на регулирование правового статуса таких машино-мест и деятельности гаражных или гаражно-строительных кооперативов, в том числе в целях безопасности обслуживания. Также необходимо приведение к современным нормам права на объекты гаражного назначения и земельные участки под ними, считают авторы документа.

Какие гаражи подпадают под амнистию

Воспользоваться «гаражной амнистией» смогут и наследники, и те, кто купил гараж у первоначального владельца. Амнистия распространяется на объекты, построенные до введения в действие Градостроительного кодекса (31.12.2004). В законе указывается, что сооружения должны быть одноэтажными, без жилых помещений. Они могут входить в состав гаражно-строительных кооперативов или быть отдельно стоящими капитальными постройками. Земля, на которой расположен гараж, должна находиться в ведении государства или муниципалитета.

Речь идет только о капитальных сооружениях, у которых есть фундамент и стены. Но основная часть гаражей в гаражных кооперативах не являются капитальными объектами. В связи с этим планируется распространить амнистию на все гаражные сооружения, которые входят в гаражные кооперативы. К некапитальным гаражам могут отнести сваренные металлические конструкции. О так называемых «ракушках» вне гаражных кооперативов речи не идет, такие объекты признают самостроем.

Не подпадают под «гаражную амнистию» самострои и подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах.

Льготы для инвалидов

Для инвалидов предусмотрено исключение — им позволят размещать некапитальные сооружения, для них такая услуга будет бесплатна. Для этого органы местного самоуправления должны утвердить схему размещения таких гаражных объектов.

Сроки «гаражной амнистии»

Закон о «гаражной амнистии» вступил в силу с 1 сентября 2021 года и будет действовать до 2026 года. «Гаражная амнистия» и «дачная» имеют ограниченный срок, но последняя постоянно продляется, так что, возможно, и амнистия по гаражам не станет исключением.

Риски владельцев гаражей

Илья Бахилин, юрист КА «Юков и партнеры»:

— На практике существуют сложности при госрегистрации прав на гаражи и на стоящие отдельно от иной недвижимости земельные участки под ними или необходимые исключительно для их строительства.

В случае если такие права не зарегистрировать, имеется риск того, что эти строения станут рассматриваться как самовольные и будут снесены органами местной власти, а земельный участок изъят либо государством, либо внезапно возникшими прежними собственниками.

Обычно регистрация прав на землю, предназначенную для гаражного строительства, не предполагает сложности, если такая земля изначально приобретается в собственность. В таком случае оформление земли производится в общем порядке через обращение действующего и будущего собственников в Росреестр напрямую или через МФЦ.

Если прежний собственник участка неизвестен, оформить право на землю под постройку гаража можно путем приобретательной давности, что хотя и проблематично, но реально. В этом случае необходимо в течение 15 лет непрерывно, открыто и добросовестно владеть участком как своим собственным.

В подобных ситуациях после приобретения участка построить и оформить права на гараж достаточно легко, поскольку Градостроительный кодекс не требует для этого получения разрешения на строительство, если гараж не планируется использовать для занятия бизнесом.

Намного сложнее обратная ситуация, при которой собственность на землю изначально принадлежит государству при наличии у потенциального покупателя права на владение уже построенным гаражом как строением. В нынешней ситуации получить в этом случае собственность на землю практически нереально, поскольку у владельцев, как правило, нет никаких документов, подтверждающих его права. Сложность связана с тем, что сам статус гаражей в законодательстве является достаточно неопределенным.

С 1 сентября 2021 года граждане смогут бесплатно приобрести гараж и участок под ним в собственность при предоставлении любых доказательств владения гаражом (например, документов о членстве в гаражном кооперативе). Однако закон не затронет гаражи, которые невозможно признать капитальным строением, в связи с чем перед оформлением прав необходимо будет проводить соответствующую проверку.

Как оформить гараж в собственность

Чтобы оформить гараж в собственность, граждане должны будут обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении участка под существующим гаражом. Такая возможность в будущем станет доступна и через МФЦ «Мои документы».

Амнистия подразумевает упрощенный порядок оформления собственности на гаражи и землю под ними. Заявление на регистрацию и участка, и гаража должен будет подать орган местного самоуправления, при этом госпошлину платить не нужно.

Читайте также:
Соглашение участников долевой собственности: образец

Для оформления прав собственности достаточно предоставить документ о предоставлении или выделении гражданину земельного участка. В случае отсутствия у гражданина этого документа к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов:

  • заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса о подключении гаража к сетям или договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, счета по оплате коммунальных услуг;
  • документ государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года, в котором имеются указания на правообладателя гаража и на год его постройки.

Также в подтверждение собственности можно будет предоставить следующие документы:

  • документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для гаражного строительства и (или) размещения гаражей;
  • документ, подтверждающий приобретение указанным кооперативом либо организацией права на использование такого земельного участка по иным основаниям;
  • решение общего собрания членов гаражного кооператива о распределении гражданину гаража и (или) указанного земельного участка либо иной документ, либо документ об оплате паевых взносов кооперативу;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о гаражном кооперативе, членом которого является заявитель.

Кадастровая оценка

Закон наделяет региональные власти и муниципалитеты полномочиями по обеспечению выполнения кадастровых работ в отношении объектов, подпадающих под гаражную амнистию. Это позволит снизить финансовую нагрузку на население, пояснили в Росреестре.

«Гаражная амнистия» в 2021 году

Летом 2021 года Владимир Путин подписал новый закон. По нему все владельцы гаражей могут быстро и без лишних хлопот зарегистрировать их и участки, на которых они расположены. В статье расскажем о том, кто может получить землю в собственность, а также об особенностях законопроекта и этапах оформления документов.

О чем закон

Принятая правовая норма направлена на урегулирование деятельности кооперативов и частных гаражей. С 1 сентября 2021 года каждый пользователь незарегистрированного объекта может официально оформить его на себя по упрощенной схеме. То же самое касается и земли, на которой построен гараж. Процедура будет предельно проста, а большую часть бумажной волокиты возьмут на себя органы местного самоуправления.

Важно! Владелец гаража не выкупает землю у муниципалитета или государства, а бесплатно оформляет на свое имя или берет участок в аренду.

Главный плюс для владельца гаража заключается в том, что он может узаконить недвижимость и распорядиться ею в дальнейшем по своему усмотрению: продать, оставить в наследство или подарить. Без согласования с собственником гараж не имеют права снести, а в случае строительства дороги или жилья гражданин получит материальную компенсацию.

Государство также заинтересовано в развитии этого закона. В Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, которые контролировали бы работу гаражно-строительных кооперативов. В стране по официальным данным числятся около 4,5 млн незарегистрированных гаражей, которые не принадлежат своим пользователям. Но на самом деле таких объектов намного больше.

Новый закон позволяет упрощенно оформить недвижимость в собственность и стать ее полноценным владельцем. Эти меры выгодны государству: на зарегистрированные гаражи и землю под ними начисляются налоги. Еще один плюс закона касается вопроса благоустройства и безопасности сооружений (не всегда известно, кто хозяин гаража, кто отвечает за порядок на территории и т.д.).

Важные нормы, который урегулировал закон:

  • Если объект был построен и узаконен до 1 сентября 2021 и проведен по документам как гаражный бокс, он считается гаражом.
  • Гаражи, которые разделены общими стенами и крышей, также считаются отдельными зданиями.
  • Плата за участок, взятый по амнистии в аренду, не может быть больше земельного налога.
  • На плане размещения гаражей должны быть предусмотрены участки для стоянки и гаражи для людей с инвалидностью.

Сроки действия закона — с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2026 года.

Кто может воспользоваться?

Главные требования для оформления:

  • Необходимое условие — возведение постройки до 2004 года, то есть до принятия Градостроительного кодекса. На гаражи, которые построили позже этой даты, амнистия не распространяется.
  • Гараж должен состоять только из одного этажа, в нем не должно быть жилых комнат. Объект может быть построен как отдельное здание или часть гаражно-строительного кооператива. Важное условие — подтверждение статуса капитального строения (у гаража должны быть стены и фундамент).
  • Земля, на которой находится гараж, должна принадлежать государству или муниципалитету.

Важно! При оформлении смотрите на дату возведения, а не покупки. Наследники гаража могли получить его и до, и после 2004 года, но важно, чтобы объект был построен до конца 2004. Поэтому им придется документально подтвердить этот факт.

Какая недвижимость не попадает под амнистию:

  • Гаражи, которые возникли после 2004 года.
  • Самовольные постройки.
  • Ракушки — разборные металлические сооружения.
  • Подземные гаражи в офисных комплексах и многоэтажных домах.
  • Пристройки к другим объектам: магазину, дому, зданию автосервиса и т.д.

Кто имеет право на «гаражную амнистию»:

  • Владельцы объектов, которые были возведены до 2004 года.
  • Наследники владельцев гаражей.
  • Покупатели, которые приобрели объект у первоначального владельца.

Важно! Администрация регионов должна подготовить план размещения гаражей для инвалидов. Более того, им разрешается использовать некапитальные сооружения.

Необходимые документы

Для оформления собственности нужно обратиться в местную администрацию. Главный плюс — предоставить можно любую справку, которая докажет, что вы владеете объектом.

Какие документы нужны для «гаражной амнистии»:

  • Какая-либо справка от администрации о предоставлении места под гараж.
  • Какой-либо документ от предприятия, на котором вы работали и которое выделило землю. Например, справка с завода, фабрики, колхоза и др.
  • Любой документ о паях в гаражном кооперативе.
  • Документальное решение собрания кооператива, на котором вам достался гараж.
  • Техплан объекта.
  • Техпаспорт (за ним можно обратиться в БТИ).
  • Кадастровый план вашего участка и его схематичное расположение.
  • Квитанции об оплате любых коммунальных услуг, о подключении к различным сетям и т.д.
  • Справка о наследовании гаража (если он принадлежал вашим родственникам).
Читайте также:
Лишение права собственности на квартиру основания

Важно! Власти различных регионов могут предъявлять свои требования о списках документов. Будьте внимательны.

Все справки нужно передать в администрацию района или в МФЦ. Они сами подают в Росреестр следующие заявления:

  • о предварительном согласовании;
  • о передаче в собственность земли.

Госпошлину платить не нужно. Помимо этого, большую часть документов оформляют местные власти. Вы можете обратиться в Росреестр самостоятельно, но эта услуга платная: 350 рублей за недвижимость и 350 рублей за участок.

Как правило, постановка участка на учет и регистрация прав на гараж и землю происходит одновременно. Время ожидания — около 20 дней.

Важно! После регистрации прав государство начисляет налоги.

Еще один плюс законопроекта — предоставление средств на оплату услуг кадастровых инженеров для «гаражной амнистии» из бюджета. В одних регионах установлена предельная максимальная стоимость таких работ, в других владельцы гаражей могут вызвать кадастровых специалистов бесплатно. За подробностями обращайтесь в администрацию города.

Оформление

Разберем поэтапно план действий.

Обращение в администрацию и сбор пакета документов

В органах местного самоуправления вы узнаете, как будет реализовываться «гаражная амнистия» с учетом конкретного региона. Возможно, процесс оформления будет проходить в индивидуальном порядке, или же местные власти организуют общую работу. Второй вариант значительно облегчит задачу владельцам гаражей.

Воспользоваться законом можно, если:

  • кооператив, который выделил вам объект, закрыт;
  • земля сдавалась кооперативу в аренду или для постоянного пользования;
  • участок не оформлен;
  • гараж принадлежал вашим родственникам, но они не успели оформить на вас наследство;
  • продавец гаража умер.

Соберите пакет документов и переходите к следующему пункту.

Выяснение статуса земли

Следует узнать, установлены ли границы у вашего участка и стоит ли он на учете. Этот факт можно выяснить в следующих организациях:

  • МФЦ.
  • Росреестре. На публичной карте вы найдете сведения об участках, которые размежеваны.
  • Кадастровой палате.
  • Местной администрации.
  • В конторах по проведению кадастровых работ.

Если границы установлены, и участок находится на учете, вы можете обратиться к специалистам за техническим планом объекта. В противном случае необходимо образовать участок.

Образование участка

Для этого вам нужно уточнить в местной администрации информацию о проекте межевания. Если оно было, значит, существует документ, который определяет границы участков. Если межевания не проводили, потребуется это сделать с помощью кадастровых организаций.

Подача заявления о предварительном согласовании

Заявление подают в различные инстанции. Это зависит от того, какому государственному органу принадлежит участок. Если муниципальному или государственному — идут в муниципалитет; если региональному — обращаются к региональным властям; когда собственность принадлежит Федерации, заявление подают в региональное управление Росимущества. Оно рассматривается в течение месяца.

Подготовка межевого и технического документов

Получив предварительное согласование, можно заказывать необходимые справки в кадастровой организации. После того, как они будут готовы, переходите к следующему этапу.

Передача документов в Росреестр

Поставить ваш участок на кадастровый учет можно тремя способами:

  • через МФЦ;
  • в электронном виде через портал Росреестра (понадобится электронная подпись);
  • через кадастровую организацию, которая готовила документы.

После этих действий вы получаете свидетельство из ЕГРН на землю под гаражом. Забрать его можно через МФЦ или Росреестр.

Оформление собственности

Это заключительный этап в оформлении «гаражной амнистии». В администрацию отправляют следующие документы:

  • на недвижимость;
  • решение о согласовании;
  • справку из ЕГРН;
  • техплан на гараж.

На этом ваши действия заканчиваются. Далее действует администрация. Сначала она принимает решение о бесплатном оформлении земли в официальное пользование. После этого подает заявления в Росреестр о регистрации собственности. В случае одобрения отдает документы из ЕГРН, по которым вы официально становитесь собственником гаража и земли.

«Гаражная амнистия» — выгодный закон для владельцев гаражей. Он позволяет бесплатно оформить объект в собственность, чтобы распоряжаться им официально. Если хотите узаконить свои постройки, сейчас самое лучшее для этого время.

Как воспользоваться гаражной амнистией?

С сентября 2021 г. у граждан появилась возможность оформить права на гараж и участок под ним бесплатно и в упрощенном порядке

1 сентября 2021 г. вступили в силу положения Федерального закона от 5 апреля 2021 г. № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о гаражной амнистии). Они устанавливают упрощенный порядок оформления прав на индивидуальные гаражи и земельные участки под ними.

Граждане давно ждали этой возможности, особенно в Москве, где в последние годы власти активно расчищают участки, занятые гаражами. До вступления в силу Закона о гаражной амнистии в упрощенном порядке (без торгов) получить в собственность или аренду можно было участок под гаражом, возведенным до 30 декабря 2004 г., при условии, что право собственности гражданина на гараж зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 39.20 Земельного кодекса РФ). Теперь у граждан появилась возможность оформить единовременно права на гараж и участок под ним бесплатно и в упрощенном порядке при соблюдении предусмотренных законом условий.

Условия бесплатного получения в собственность участка и расположенного на нем гаража

Требования к гаражу

  • Гараж возведен до 30 декабря 2004 г. На гаражи, построенные позднее, Закон о гаражной амнистии не распространяется.
  • Гараж является объектом капитального строительства. Капитальный гараж имеет прочную связь с землей, и его конструктивные характеристики не позволяют перемещение или демонтаж и последующую сборку гаража без ущерба его назначению и изменения его основных характеристик (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). В связи с этим под действие Закона о гаражной амнистии не подпадают сборно-разборные гаражные модули, гаражи «ракушки» и другие некапитальные гаражи (об исключении из общего правила читайте ниже).
  • Гараж к моменту обращения гражданина за получением гаража и участка в собственность не признан в судебном или ином законном порядке самовольной постройкой, подлежащей сносу.
  • Гараж не является объектом вспомогательного использования по отношению к объектам индивидуального жилищного строительства, садовым домам, объектам производственного, промышленного или коммерческого назначения.
  • Гараж не предназначен для хранения техники и оборудования, необходимых для обеспечения деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций и транспортных организаций.
  • Гараж не находится в многоквартирном доме и объекте коммерческого назначения, не является подземным гаражом.
Читайте также:
Госпошлина регистрация права собственности на недвижимое имущество

Требования к земельному участку, на котором расположен гараж

  • Участок находится в государственной или муниципальной собственности.
  • Участок не ограничен в обороте. Категории участков, ограниченных в обороте, предусмотрены законом (п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Например, ограничиваются в обороте участки из состава земель лесного фонда; участки, расположенные в 1-м и 2-м поясах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, и т.д. Если участок ограничен в обороте, то приобрести его в собственность нельзя, но его можно получить в аренду, причем размер арендной платы составит не более величины земельного налога.
  • Участок используется гражданином для размещения гаража на основании одного из следующих обстоятельств:
    • участок предоставлен непосредственно гражданину или передан ему организацией (например, организацией-работодателем) для размещения гаража;
    • право на использование участка возникло у гражданина по иным основаниям (например, в порядке наследования или на основании соглашения);
    • участок образован из земельного участка, предоставленного гаражному кооперативу (либо иной организации, при которой был создан гаражный кооператив) для размещения или строительства гаражей, и гараж или участок под ним распределены гражданину (например, на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива).

Важно: если соблюдены все указанные условия, гражданин вправе бесплатно получить в собственность гараж и участок под ним, обратившись с заявлением до 1 сентября 2026 г. После этой даты воспользоваться гаражной амнистией уже не получится. Кроме того, в период рассмотрения заявления гражданина о предоставлении участка под гаражом в собственность или аренду орган местного самоуправления не вправе принимать решение о сносе гаража как самовольной постройки или приведении его в соответствие с требованиями закона. По этим причинам подать заявление лучше заблаговременно.

Обстоятельства, которые не помешают гражданину воспользоваться гаражной амнистией

  • Гараж не является отдельно стоящей постройкой и имеет с соседними гаражами общие стены, крышу, фундамент или коммуникации.
  • Гаражный комплекс уже стоит на кадастровом учете или в отношении него оформлены права как на целое здание, а отдельные боксы указаны как помещения в нем. В этом случае закон предусматривает порядок разделения гаражного комплекса на отдельные гаражи.
  • Гражданин вышел из состава гаражного кооператива, или гаражный кооператив прекратил свое существование.
  • С заявлением о предоставлении участка обратился не гражданин, использовавший участок на основании одного из вышеназванных обстоятельств, а его наследник. В этом случае наследник дополнительно представляет свидетельство о праве на наследство.

Порядок действий при получении гаража и участка под ним в собственность или аренду

Шаг 1. Узнайте, стоит ли участок под гаражом на кадастровом учете и уточнены ли его границы.

Для этого нужно изучить Публичную кадастровую карту России, размещенную в Интернете, либо обратиться в МФЦ, Федеральную кадастровую палату или территориальное подразделение Росреестра. Если участок стоит на кадастровом учете с указанием границ, то можно сразу обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технического плана гаража и перейти к шагу 7. Если участок на учете не стоит, то переходим к шагу 2.

Шаг 2. Уточните, существует ли утвержденный проект межевания территории, на которой расположен гараж?

Проекты межевания территории часто размещаются на сайте местной администрации и просто в Интернете. Также их можно запросить у уполномоченных органов. К примеру, если участок расположен в Москве, то уточнить, существует ли утвержденный проект межевания территории, можно на портале ИАИС ОГД, отметив соответствующий слой в поиске, либо можно направить запрос в Москомархитектуру или Департамент городского имущества г. Москвы.

Наличие утвержденного проекта межевания территории означает, что администрация уже ведет работу по постановке на учет образуемых в соответствии с проектом участков. Утверждение схемы расположения участка в этом случае невозможно. Если же проект межевания территории не утвержден, то переходим к шагу 3.

Шаг 3. Подготовка схемы расположения участка на кадастровом плане территории.

Для подготовки схемы рекомендуется обратиться к кадастровому инженеру. Договор с ним заключает гражданин, и он же оплачивает услуги инженера.

Шаг 4. Подача заявления о предварительном согласовании предоставления участка.

Заявление подается в орган публичной власти, уполномоченный на распоряжение земельными участками. Если участок находится в федеральной собственности, то уполномоченным органом выступает Росимущество; если участок в собственности субъекта, то уполномоченным органом выступает соответствующий орган субъекта (к примеру, в столице это ДГИ г. Москвы); если участок в муниципальной собственности или собственность на землю не разграничена, то уполномоченным органом является муниципалитет. Подать заявление можно через МФЦ или непосредственно в уполномоченный орган.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению:

  • схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
  • доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя гражданина (если заявление подает представитель);
  • документы – основания пользования участком:
    • документ о предоставлении или ином выделении гражданину участка для размещения гаража;
    • документ, подтверждающий возникновение у гражданина права на использование участка по иным основаниям (свидетельство о праве на наследство, соглашение с гражданином, которому был предоставлен участок, и т.д.);
    • документ, подтверждающий предоставление участка гаражному кооперативу (иной организации, при которой был создан гаражный кооператив) для размещения или строительства гаражей; иной документ, подтверждающий приобретение гаражным кооперативом права на использование участка. Одновременно необходимо представить решение общего собрания членов гаражного кооператива о распределении гражданину гаража или участка либо иной документ, устанавливающий такое распределение, или документ, выданный гаражным кооперативом и подтверждающий выплату гражданином пая (паевого взноса). В случае если такие документы ранее передавались другим членом кооператива, их повторное представление не требуется.
Читайте также:
Как правильно оформить гараж в собственность

Если у гражданина отсутствует документ – основание пользования участком, то Закон о гаражной амнистии допускает представление иных подтверждающих данный факт документов (достаточно одного из них):

  • заключенные до 30 декабря 2004 г. договоры о подключении гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, договоры о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража или документы, подтверждающие оплату гражданином таких коммунальных услуг;
  • документ, подтверждающий проведение государственного технического учета или технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 г., в котором заявитель указан как правообладатель гаража или заказчик изготовления документа и отмечен год постройки гаража (до 30 декабря 2004 г.).

Законом субъекта могут предусматриваться и другие документы, которые подтверждают права гражданина на пользование гаражом. Он может представить и иные документы (например, выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации гаражного кооператива), но не обязан это делать. При этом Закон о гаражной амнистии запрещает требовать от гражданина представления дополнительных документов, за исключением тех, что установлены данным законом.

Заявление гражданина должно быть рассмотрено в 30-дневный срок. Если все условия соблюдены и документы поданы в соответствии с законом, то по итогам рассмотрения принимается решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Шаг 5. Подготовка межевого плана участка и технического плана гаража.

Для подготовки этих документов гражданину вновь придется прибегнуть к помощи кадастрового инженера. Перед этим желательно обратиться в местную администрацию (возможно, часть кадастровых работ можно провести за счет бюджета) и в органы БТИ (в архивах БТИ можно найти технический план гаража).

Шаг 6. Постановка участка на кадастровый учет.

Поставить участок на кадастровый учет гражданин может либо самостоятельно, обратившись в Росреестр (в том числе через МФЦ), либо через кадастрового инженера, подготовившего межевой план участка.

Шаг 7. Предоставление участка под гаражом в собственность (аренду) и оформление прав на гараж и участок.

Если участок изначально стоял на кадастровом учете и гражданин не проходил шаги 2–6, то он передает в уполномоченный на распоряжение участком орган заявление о предоставлении участка в собственность (аренду). К такому заявлению прилагаются те же документы, что и к заявлению о предварительном согласовании предоставления участка, а также технический план гаража.

Если гражданин ранее проходил шаги 2–6 и уже имеет решение о предварительном согласовании предоставления участка, то подача заявления о его предоставлении не требуется. Принятие решения о предоставлении участка осуществляется после его государственного кадастрового учета в срок не позднее 20 рабочих дней со дня направления заявителем в адрес уполномоченного органа технического плана гаража, расположенного на участке.

Уполномоченный орган обязан обратиться в Росреестр с заявлениями о кадастровом учете гаража и государственной регистрации прав гражданина на гараж и участок в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении участка в собственность гражданина или со дня подписания с ним договора аренды участка. В случае если в установленный срок уполномоченный орган не обратился в Росреестр, гражданин вправе сделать это самостоятельно. В итоге он получает документы, подтверждающие государственную регистрацию его прав на участок и гараж.

Некапитальные гаражи

В случае если гараж не является капитальной постройкой, то по общему правилу положения Закона о гаражной амнистии на него не распространяются. Тем не менее участок под таким гаражом можно получить в пользование за плату, размер которой устанавливает уполномоченный орган. При этом законодательство субъекта может предусматривать перечень категорий граждан, которым такие участки предоставляются бесплатно. Для получения участка под некапитальным гаражом в пользование гражданину необходимо обратиться в орган местного самоуправления для утверждения схемы размещения гаража в порядке, определенном законодательством субъекта РФ.

Вместе с тем из общего правила есть исключение. Участок под некапитальным гаражом можно бесплатно получить в собственность в том же порядке, что и участок под капитальным гаражом, при соблюдении следующих условий:

  • участок находится в фактическом пользовании гражданина;
  • участок образован из земельного участка, ранее предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования гаражному кооперативу, членом которого является (являлся) гражданин, и такое право не прекращено или переоформлено кооперативом на право аренды, которое не прекращено;
  • гараж или участок под ним распределены гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива или иного документа, устанавливающего такое распределение.

Льготы для граждан-инвалидов

Если участок вблизи места жительства инвалида используется им для стоянки технических или других средств передвижения, то его можно бесплатно получить в пользование. Речь идет как об участке под принадлежащим инвалиду некапитальным гаражом, так и просто о месте для парковки.

Кроме того, Закон о гаражной амнистии предусматривает право гражданина-инвалида на первоочередное предоставление участка для размещения гаража. То есть инвалиду для строительства нового гаража может быть предоставлен в аренду без проведения торгов свободный земельный участок. Арендная плата за такой участок не может превышать величину земельного налога.

Публичная кадастровая карта Росреестра 2021 года

Объект по этим данным не найден

На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные координаты углов).

Поэтому возможны 4 причины, по которым участка на карте нет

  1. межевание не делалось вообще
  2. межевание сделано давно (до 2006 года)
  3. межевание сделано недавно (1-2 месяца назад)
  4. технические ошибки кадастровой карты

Объект по этому номеру не найден

Проверьте правильность кадастрового номера.

Он должен указываться с двоеточиями, и содержать 4 группы цифр. Например, 77:08:0009005:8

Объект по этому номеру не найден

Проверьте правильность кадастрового номера.

Он должен указываться с двоеточиями, и содержать 4 группы цифр. Например, 77:08:0009005:8

Читайте также:
Перевод собственности из ООО в частную

Объект по этому адресу не найден

Нужно указать более точный адрес.

Адреса бывают сложные, поэтому точнее найти объект по кадастровому номеру. Посмотрите его в документах. Например, 77:08:0009005:8

Не каждый житель России по роду своей работы или из праздного любопытства использовал публичную кадастровую карту Росреестра. Однако мы уверены, что почти все видели карту России или какой-то области, расчерченную темно-красными линиями. Именно эти линии говорят о том, что перед вами публичная кадастровая карта. Именно на ней отображены границы всех поставленных на учет и зарегистрированных в ЕГРН Росреестра земельных участков и капитальных строений.

Что из себя представляет публичная кадастровая карта России и как ее можно посмотреть?

Это электронный онлайн ресурс в виде географической карты России, на которую нанесены границы земельных участков и капитальных строений, прошедших регистрацию в ЕГРН Росреестра. Каждому земельному участку присвоен свой уникальный кадастровый номер, по которому производится идентификация объекта. С 2010 года публичная кадастровая карта Росреестра находится в свободном онлайн доступе во всемирной «паутине», почему и получила официальное название – публичная.

Какую полезную информацию о земельных участках можно узнать из публичной кадастровой карты?

Кадастровая карта Росреестра, во-первых, даёт возможность увидеть границы всех зарегистрированных в Росреестре земельных участков с привязкой к конкретной местности (схема, вид со спутника), во-вторых, кликнув на кадастровой карте по земельному участку или капитальному строению, можно узнать его кадастровый номер, адрес месторасположения, площадь, к землям какой категории относится и статус участка, дату внесения сведений в ЕГРН, географические координаты, проведено ли по участку межевание и стоит ли на кадастровом учёте в ЕГРН Росреестра.

Как заказать справочную информацию по объектам недвижимости онлайн с помощью публичной кадастровой карты Росреестра?

Чтобы получить об участке более полные данные, можно прямо на сайте получить нужную справочную информацию по объекту недвижимости онлайн:

  • Информацию о параметрах объекта и правообладателях – содержит полные сведения об участке, количество собственников, информацию об обременениях
  • Информацию о переходе прав – вся история сделок с объектом с 1998 года
  • Информация о кадастровой стоимости недвижимости
Публичная кадастровая карта Росреестра 2021

Области:

  1. Амурская
  2. Архангельская
  3. Астраханская
  4. Белгородская
  5. Брянская
  6. Владимирская
  7. Волгоградская
  8. Вологодская
  9. Воронежская
  10. Ивановская
  11. Иркутская
  12. Калининградская
  13. Калужская
  14. Кемеровская
  15. Кировская
  16. Костромская
  17. Курганская
  18. Курская
  19. Ленинградская
  20. Липецкая
  21. Магаданская
  22. Московская
  23. Мурманская
  24. Нижегородская
  25. Новгородская
  26. Новосибирская
  27. Омская
  28. Оренбургская
  29. Орловскаяя
  30. Пензенская
  31. Псковская
  32. Ростовская
  33. Рязанская
  34. Самарская
  35. Саратовская
  36. Сахалинская
  37. Свердловская
  38. Смоленская
  39. Тамбовская
  40. Тверская
  41. Томская
  42. Тульская
  43. Тюменская
  44. Ульяновская
  45. Челябинская
  46. Ярославская

Республики:

  1. Адыгея
  2. Алтай
  3. Башкортостан
  4. Бурятия
  5. Дагестан
  6. Ингушетия
  7. Кабардино-Балкария
  8. Калмыкия
  9. Карачаево-Черкессия
  10. Карелия
  11. Коми
  12. Крым
  13. Марий Эл
  14. Мордовия
  15. Саха (Якутия)
  16. Северная Осетия-Алания
  17. Татарстан
  18. Тыва
  19. Удмуртия
  20. Хакасия
  21. Чеченская
  22. Чувашия

Края:

Автономные округа:

Автономные области:

Города федерального значения:

Публичная форма собственности земельного участка

Предоставляя права в отношении публичной собственности частному субъекту, государство преследует цель делегирования вопросов управления этим имуществом иному лицу в обмен на гарантированный доход в виде, например, арендной платы.
С учетом необходимости предотвращения коррупции особое значение имеют правила, регулирующие порядок предоставления объектов недвижимости частным лицам. Для земельных отношений таким нормативным правовым актом является Земельный кодекс Российской Федерации (далее – также ЗК РФ), который в настоящее время находится в стадии существенного реформирования. С 1 марта 2015 года в полном объеме вступает в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 171-ФЗ), который существенно меняет правила предоставления земельных участков. Этот Закон стал ответом на критику ЗК РФ как представителями академической науки, так и бизнеса.

Напомним, что в настоящее время Земельным кодексом Российской Федерации предусматриваются три процедуры предоставления земельных участков:
– на торгах;
– без торгов с предварительным согласованием места размещения объекта;
– без торгов.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ заинтересованное лицо может получить земельный участок в собственность или в аренду на торгах. Исключительно в аренду предоставляются земельные участки с предварительным согласованием места размещения объекта. В этом случае конкурсные процедуры не проводятся. При этом законодательно закреплено несколько ситуаций, когда предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта не допускается:
1) если земельный участок уже прошел кадастровый учет, что исключает возможность проведения процедуры выбора земельного участка по правилам, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ;
2) если в отношении территории населенного пункта либо его части утверждены правила землепользования и застройки (п. 11 ст. 30 ЗК РФ);
3) для жилищного строительства, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ). Круг таких исключений весьма ограничен.
В то же время для строительства коммерческой недвижимости земельный участок может предоставляться без проведения торгов, несмотря на то, что эта сфера девелопмента зачастую такая же конкурентная и прибыльная, как жилищное строительство.
Непрозрачная процедура предварительного согласования места размещения объекта не всегда позволяет реализовать земельный участок на наиболее выгодных условиях для публичного собственника и не обеспечивает равный доступ частных лиц к земельным ресурсам.
Теперь поправками в Земельный кодекс Российской Федерации предусматривается исчерпывающий перечень случаев, когда земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов. Так, Законом N 171-ФЗ в ЗК РФ включается статья 39.3, которой предусмотрены десять случаев, когда продажа земельного участка осуществляется без проведения конкурса, а статьей 39.6 ЗК РФ в новой редакции установлено тридцать два основания для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
К числу достоинств новых положений земельного законодательства можно отнести то, что ЗК РФ как кодифицированный акт систематизировал все случаи внеконкурсного предоставления земельных участков и устранил ряд противоречий, имеющихся сегодня в законодательстве. Например, поправками решен вопрос о проведении “двойных торгов”. Эта проблема заключается в том, что в некоторых случаях законодательством предусматривается проведение торгов на право осуществления хозяйственной деятельности, которая предполагает землепользование. При этом условия торгов не предусматривают заключение с победителем договора купли-продажи или аренды земельного участка. В силу принципа платности землепользования лицо, извлекающее полезные свойства публичной земли, обязано выплачивать арендную плату или земельный налог. Следовательно, лицо, выигравшее торги, обязано заключить с публичным собственником договор аренды либо выкупить земельный участок по общим правилам ЗК РФ. Возникает парадоксальная ситуация: лицо, получившее право на осуществление деятельности на земельном участке, может проиграть торги на приобретение прав на земельный участок.
В частности, Законом N 171-ФЗ в перечень оснований для предоставления земельных участков без торгов включено предоставление земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, лицу, с которым заключено концессионное соглашение (п. 23 ст. 39.6 ЗК РФ в новой редакции). Указанная норма устраняет неопределенность в вопросе обоснованности предоставления земли по концессии без проведения торгов, которая существовала с момента вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”. Такое решение можно только приветствовать, поскольку концессионное соглашение является единственной закрепленной в федеральном законодательстве формой государственно-частного партнерства, приобретающего все большее значение в российской экономике. На основании концессионных соглашений реализуются проекты с существенным объемом инвестиций, поэтому неопределенности в таком важном вопросе, как права на землю, не должно быть.
Решена законодателем проблема “двойных торгов” и при заключении охотхозяйственного соглашения. Теперь лицо, получившее право на осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании соответствующего соглашения, имеет право на предоставление земельного участка в аренду без торгов (п. 24 ст. 39.6 ЗК РФ в новой редакции).
Помимо этого, согласно поправкам, введенным Законом N 171-ФЗ, земельные участки могут быть предоставлены юридическим лицам по распоряжению Правительства Российской Федерации или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации соответственно.
Указанные положения исключают необходимость проведения торгов на право заключить договор аренды земельного участка для строительства дошкольных, образовательных учреждений и т.п. Очевидно, что в большинстве ситуаций строительство таких объектов – это реализация государством социальной функции, а для приобретателя такого права – это вопрос социальной ответственности бизнеса, что делает неоправданным использование конкурсных процедур. Сейчас такая практика имеет место, поскольку земельное законодательство зачастую не дает возможности реализовать такой проект без проведения торгов. Снижение временных и финансовых затрат, связанных с проведением торгов, должно благотворно сказаться на обеспечении жителей населенных пунктов объектами социально-культурного назначения.
Наиболее значимой новеллой Закона N 171-ФЗ являются правила о целевом предоставлении земельных участков для реализации масштабных инвестиционных проектов. Несмотря на то что в условиях действия сегодняшней редакции Земельного кодекса Российской Федерации на региональном уровне имелись прецеденты установления аналогичных правил, это вызывало вопросы. Например, Законом Санкт-Петербурга от 17 июня 2004 года N 282-43 “О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции” было предусмотрено, что земельный участок может передаваться в аренду без торгов “стратегическим инвесторам”. Впоследствии решением арбитражного суда соответствующие нормы были признаны недействующими как противоречащие ЗК РФ и законодательству о защите конкуренции .
В принципе, закрепление таких правил на федеральном уровне можно поддержать, так как, действительно, проекты, имеющие существенное значение для Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, должны реализовываться юридическими лицами, имеющими соответствующие репутацию, опыт и возможности. В практике конкурсного распределения публичной земли нередки случаи, когда торги выигрывает компания, созданная за незначительный промежуток времени до проведения такого конкурса, не имеющая никакого опыта реализации аналогичных проектов. Торги гарантируют публичному собственнику получение максимальной прибыли от заключения договора с конкретным контрагентом, но не своевременное завершение проекта. Несмотря на то что основную выгоду от строительства получает застройщик, возведенный объект станет элементом комфортной городской среды, создаваемой в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования. Теперь федеральное законодательство позволит обеспечить не только прибыльность, но и результативность использования публичной земли.
Кроме того, правила о целевом предоставлении земельных участков для реализации масштабных инвестиционных проектов будут способствовать развитию государственно-частного партнерства на региональном уровне. В настоящее время Федеральный закон о государственно-частном партнерстве отсутствует, однако соответствующие законы приняты во многих субъектах Российской Федерации Обычно в таких законах предусматриваются правила о предоставлении земельных участков частному партнеру в аренду без проведения конкурса.
Несмотря на очевидную целесообразность таких правил, их законность с учетом действующих положений ЗК РФ вызывает сомнение. Рассматриваемая новелла позволит регионам реализовывать проекты государственно-частного партнерства без риска нарушения земельного законодательства или превышения полномочий в этой сфере. В то же время реальный эффект от поправок можно будет оценить только после принятия Правительством Российской Федерации критериев масштабных инвестиционных проектов на федеральном уровне и утверждения аналогичных критериев на региональном уровне. Если в сферу целевого предоставления земельных участков попадут только действительно важные проекты, которые могут быть реализованы лишь некоторыми участниками рынка недвижимости, введение новых правил можно будет только поддержать, однако в высококонкурентных сферах должны сохраниться правила о предоставлении участков на торгах для получения максимального дохода бюджета публичным субъектом.
В пункте 2 статьи 39.11 ЗК РФ в новой редакции законодателем дан отрицательный ответ на вопрос о возможности объединения нескольких земельных участков в один лот аукциона. Ранее однозначное регулирование по этому вопросу отсутствовало. Суды, рассматривающие соответствующие споры, приходили к противоположным выводам. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2012 года по делу N А56-18722/2011 был сделан вывод о том, что объединение нескольких участков в один лот нарушает статьи 15 и 17 Федерального закона “О защите конкуренции”. К аналогичным выводам пришел Федеральный арбитражный суд Уральского округа . Однако, по мнению Федерального арбитражного суда Центрального округа, такие действия соответствуют земельному законодательству и законодательству о защите конкуренции . Такую же позицию занимал Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в 2011 году .
Теперь закон прямо запрещает объединение нескольких участков в один лот аукциона. В то же время негативный эффект от такого регулирования несущественен, поскольку несколько земельных участков обычно требуется для реализации масштабных строительных проектов. Теперь такие проекты должны попасть в сферу целевого предоставления земельных участков, что позволит публичному собственнику предоставить необходимые участки частному лицу. В тех же случаях когда реализуется проект, не подпадающий под критерий масштабного, запрет на объединение нескольких участков благотворно скажется на конкуренции в инвестиционно-строительной сфере.

Читайте также:
Обязанность регистрации права собственности на недвижимость

Переходя от вопросов предоставления земельных участков к вопросам их использования, нельзя не отметить проблему подготовки публичной властью градостроительной документации. Градостроительная документация, которая включает документы территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, призвана обеспечить создание комфортной среды проживания, отдыха и т.д. Среди принципов Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ) называют следующие:
1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
2) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (ст. 2 ГрК РФ).
Устойчивое развитие территорий в понимании Градостроительного кодекса Российской Федерации – это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (подп. 3 ст. 1 ГрК РФ).
Принимая соответствующие градостроительные документы, публичные субъекты гарантируют устойчивое развитие соответствующей территории, определяют в полном объеме правовой режим земельных участков, которые могут быть предоставлены и застроены. С учетом того, что подавляющее большинство незастроенных земель в черте населенных пунктов обычно находится в публичной собственности, такое регулирование имеет существенное значение.
Понимая важность разработки правил землепользования и застройки, федеральный законодатель фактически ввел санкцию для тех муниципальных образований, которые не разработают документы градостроительного зонирования. В соответствии с пунктом 3 статьи 51 ГрК РФ при отсутствии правил землепользования и застройки запрещается выдача разрешений на строительство за исключением случаев, предусмотренных законом. Утверждение правил землепользования и застройки в муниципальных районах должно было быть завершено до 30 июня 2013 года, в городских поселениях и городских округах – до 31 декабря 2013 года, в сельских поселениях – до 1 июня 2014 года.
Таким образом, публичное образование теряет возможность получить доход от такого земельного участка по договору о его предоставлении для строительства. Кроме того, отсутствие возможности определить вид разрешенного использования в такой ситуации лишает публичного собственника возможности самостоятельно в соответствии с законом осуществить строительство. Это препятствует реализации документов территориального планирования, государственных программ и в конечном счете созданию комфортной городской среды.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 1336-р была утверждена “дорожная карта” “Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства”, в которой были установлены четкие сроки утверждения проектов правил землепользования и застройки. Однако документы градостроительного зонирования до сих пор разработаны далеко не везде.
В связи с этим актуальным является более широкое применение санкций, предусмотренных для органов местного самоуправления и их должностных лиц Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации”. Реальное применение таких мер создаст стимулы для муниципальной власти к исполнению нормативных правовых актов в сфере управления публичным имуществом.

Читайте также:
Дает ли временная регистрация право на собственность

Инвестиционные отчисления на инфраструктуру

Серьезной проблемой в сфере управления публичным земельным фондом является вопрос установления инвестиционных обязательств для лица, приобретшего права на земельный участок в целях капитального строительства либо реконструкции. Так, субъект Российской Федерации или муниципалитет зачастую требует от застройщика взноса на развитие инфраструктуры либо иного инвестиционного платежа или исполнения в натуре некоего общеполезного обязательства (например, строительство здания дошкольного учреждения или инженерных сетей с последующей безвозмездной передачей их в публичную собственность) в качестве условия для выдачи исходно-разрешительной документации на строительство.
Несмотря на фискальный характер таких платежей , на федеральном уровне их регулирование отсутствует. Субъекты Российской Федерации по своему усмотрению регулируют соответствующие отношения, что создает неравные условия доступа к строительству в разных субъектах и муниципальных образованиях. Из-за отсутствия единых правил страдают интересы застройщиков, которые, в свою очередь, перекладывают платежи на покупателей построенной недвижимости.
В настоящее время позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о правовой природе таких платежей заключается в том, что они имеют гражданско-правовой характер . То есть, опираясь на статью 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичный собственник свободен в их включении в договор аренды либо инвестиционный договор с застройщиком. Такое решение не является удачным, поскольку не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации и не стимулирует законодателя урегулировать этот платеж в установленном для фискальных сборов порядке.
Отсутствие единых и прозрачных правил установления инвестиционных обязательств, защиты частных инвесторов при предоставлении земельных участков под строительство оказывает существенное негативное влияние на возможность реализации строительных проектов на публичной земле. При этом большинство земельных участков находится в публичной собственности, а средств и возможностей для самостоятельного осуществления, например, жилищного строительства у большинства публичных образований просто нет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: