Формы собственности юридических лиц в РФ

Классификатор ОКФС

ОКФС — Общероссийский классификатор форм собственности.

Код ОКФС Наименование формы собственности Алгоритм сбора
10 Российская собственность 11 + 14 + 15 + 16 + 17 +18 + 19 + 61
20 Иностранная собственность 21 + 22 + 23 + 24 + 27
30 Совместная российская и иностранная собственность 31 + 32 + 33 + 34 + 35

В рамках единой российской программы классификации и кодирования хозяйственной информации в настоящее время используется ряд классификаторов. Один из наиболее значимых – ОКФС, классификатор форм собственности. Он указывается во многих формах отчетной налоговой, статистической документации организаций. Без указания кода ОКФС информация может быть признана некорректной. Как расшифровывается код ОКФС, что он означает, как определяется, будет рассказано в нашем материале.

Для справки
Аббревиатура ОКФС
Обозначение ОК 027-99
Введение 01.01.2000 (Постановление Госстандарта России от 30.03.1999 № 97)
Изменение 01.07.2012, № 6 (Приказ Росстандарта от 24.05.2012 №80-ст)
По-английски Russian classification of configurations property

Для чего нужен ОКФС

Классификация форм собственности хозяйствующих субъектов закреплена постановлением Госкомстата №97 от 30/03/99 г. Классификатор ОК 027-99 применяется с 01/01/2000 г.

ОКФС предназначается для:

  • формирования базы данных реестров, кадастров, в которых содержатся данные о субъектах гражданского права;
  • анализа данных статистики, налогового учета, других экономико-управленческих сфер, затрагивающих распоряжение имуществом;
  • создания условий для совместимости баз данных, возможности автоматизированной обработки технической, экономической и социальной информации;
  • упрощения аналитической работы в экономико-имущественной сфере, прогнозирования социально-экономических явлений, создания рекомендаций по регулированию процессов в ней.

Классификатор в своей основе опирается на нормы ГК РФ и Конституцию – в них закреплены формы собственности РФ. В ОКФС, кроме того, учтены положения федеральных законов, касающихся отдельных форм собственности в России (ФЗ №3085-1 от 19/06/92 г. «О потребкооперации», ФЗ №7 от 12/01/96 г. «О НКО», ФЗ №135 от 11/08/95 г. и пр.).

Форма собственности, а иначе — имущественные отношения, в результате которых имущество закрепляется как собственное за определенным собственником на законодательном уровне, подлежит кодировке в ОКФС по определенному алгоритму.

Классификатор учитывает, что собственниками могут являться не только юридические, но и частные лица, Федерация в целом и ее субъекты, и то обстоятельство, что собственность может являться:

  • частной;
  • государственной;
  • муниципальной.

Что означают эти цифры

Формы собственности (ФС) документ подразделяет в зависимости от типа, к которому принадлежит собственник. К примеру, имущество, принадлежащее РФ, – федеральное; имущество, собственником которого поименовано муниципальное образование, – муниципальное и пр.

Классификатор состоит из трех блоков:

  • цифровая кодировка (два разряда);
  • название формы собственности;
  • «алгоритм сбора», или совокупность кодов позиций, составляющих определенную ФС.

Понятие «алгоритм сбора» применяется для более полного раскрытия содержания кодов отдельных форм собственности, которые можно отнести к группировочным. ОКФС сохранил преемственность прежнего классификатора – КФС в части сохранения кодов, определяющих отдельные формы. В то же время вводятся позиции ФС, не поименованные прямо в законодательстве РФ, но фактически присутствующие в экономической сфере: «Смешанная российская (иностранная) собственность», «С совместным российским и иностранным участием».

Пример алгоритма сбора

Код 15 «собственность общественных и религиозных организаций» (сюда же отнесены и объединения) представляет собой сумму позиций по собственности:

  • 50 — благотворительных организаций;
  • 51 — политических объединений общественного характера;
  • 52 — профсоюзов;
  • 53 — общественных объединений;
  • 54 — религиозных объединений.

Одну из главенствующих позиций занимает код 10, группировочный, обозначающий российскую собственность. Она суммируется из государственной (11), муниципальной (14), принадлежащей гражданам РФ, постоянно проживающим за ее пределами (18), смешанной российской (17), потребкооперации (19), собственности общественных и религиозных организаций (15), частной (16), госкорпораций (61).

Перечень позиций классификатора по возрастанию кодов

Код Наименование
10 Российская собственность
11 Государственная собственность
12 Федеральная собственность
13 Собственность субъектов Российской Федерации
14 Муниципальная собственность
15 Собственность общественных и религиозных организаций (объединений)
16 Частная собственность
17 Смешанная российская собственность
18 Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей
19 Собственность потребительской кооперации
20 Иностранная собственность
21 Собственность международных организации
22 Собственность иностранных государств
23 Собственность иностранных юридических лиц
24 Собственность иностранных граждан и лиц без гражданства
27 Смешанная иностранная собственность
30 Совместная российская и иностранная собственность
31 Совместная федеральная и иностранная собственность
32 Совместная собственность субъектов Российской Федерации и иностранная собственность
33 Совместная муниципальная и иностранная собственность
34 Совместная частная и иностранная собственность
35 Совместная собственность общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранная собственность
40 Смешанная российская собственность с долей государственной собственности
41 Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности
42 Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации
43 Смешанная российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации
49 Иная смешанная российская собственность
50 Собственность благотворительных организаций
51 Собственность политических общественных объединений
52 Собственность профессиональных союзов
53 Собственность общественных объединений
54 Собственность религиозных объединений
61 Собственность государственных корпораций

Особенности применения ОКФС

Разработчики классификатора предусмотрели несколько приложений к нему. Так, для удобства применения в приложении Б коды расположены по алфавиту, а в приложении В – в порядке возрастания.

Приложение А носит разъяснительный характер. В нем раскрываются понятия классификатора. Термины сопровождаются ссылками на законодательные нормы и трактовками, вытекающими из практики экономической, общественной жизни.

Например, при характеристике госсобственности дается ссылка на ст. 214 ГК РФ; при характеристике собственности госкорпораций подчеркивается, что это имущество, которым госкорпорация владеет как собственник. Выделяются основные признаки, по которым пользователь ОКФС может безошибочно определить нужный код и воспользоваться им.

Совет! Узнать ОКФС можно по ИНН. Информация является общедоступной, и на ее основе создано несколько сервисов в помощь пользователям статистических данных. Самый надежный способ – запрос на официальном сайте Росстата. Корректная и актуальная информация содержится и на сайте ФНС.

Виды юридических лиц: отличия, преимущества, недостатки

Законодательство РФ предусматривает большое разнообразие видов и форм юридических лиц.

Выбор организационно-правовой формы юридического лица зависит в первую очередь от цели его создания. Если это извлечение прибыли, то используется одна из форм коммерческих организаций. Если такой цели нет (либо она не основная), регистрируется некоммерческаяорганизация (которая также может извлекать доход, но только для достижения своих основных целей и в соответствии с ними).

В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) перечислены следующие формы коммерческих и некоммерческих организаций:

  • потребительские кооперативы (в т.ч. ЖСК, гаражные);
  • общественные организации (в т.ч. партии, профсоюзы);
  • общественные движения;
  • ассоциации (союзы) (в т.ч. некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации торгово-промышленные палаты);
  • товарищества собственников недвижимости (в т.ч. ТСЖ, СНТ);
  • казачьи общества;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • фонды (в т.ч. благотворительные);
  • учреждения (государственные, муниципальные, частные);
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании;
  • адвокатские палаты;
  • адвокатские образования (являющиеся юридическими лицами);
  • государственные корпорации;
  • нотариальные палаты.

В настоящем материале мы обозначим сходства и различия, а также преимущества и недостатки наиболее распространенных видов юридических лиц для ведения бизнеса – обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

ООО, АО, ПАО

Наиболее распространенные формы коммерческих организаций – это общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО). Они отличаются особенностями своего создания, природой корпоративных прав, порядком отчуждения долей/акций, требованиями к раскрытию информации и др.

Общие положения, касающиеся обоих типов обществ как юридических лиц, содержатся в главе 4 ГК РФ. Детализированные правила создания и функционирования ООО и АО предусмотрены отдельными федеральными законами: «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ и «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

Даже беглое сопоставление указанных законов говорит о том, что АО – это более сложная в администрировании правовая форма по сравнению с ООО. Максимум формальностей и процедур предусмотрен для публичных акционерных обществ (ПАО), сравнительный минимум – для ООО. Непубличные АО занимают среднее положение: являясь полноценными акционерными обществами, они вправе использовать некоторые опции, характерные для ООО. Отсюда, регистрация ООО обычно рекомендуется компаниям малого или среднего бизнеса, а АО – среднего или крупного.

Участники / акционеры

Принцип создания ООО и АО схож – они создаются одним или несколькими учредителями, которые, приобретая статус участников общества, образуют его высший орган управления (общее собрание). В этом заключается корпоративный характер обоих типов обществ.

Количество участников ООО не может превышать 50. Максимальное количество участников АО не ограничено. В обществах обоих типов может быть единственный участник (однако таким участником не может быть другое ООО или АО, состоящее из одного лица).

Участники (в ООО) и акционеры (в АО) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале (для ООО) или акций (для АО).

Участники ООО вправе принимать участие в распределении прибыли общества. Аналогичным образом, акционеры АО имеют право на получение дивидендов.

Как участники ООО, так и акционеры АО могут заключать корпоративные договоры (договоры об осуществлении прав участников ООО либо акционерные соглашения).

Уставный капитал

Уставный капитал ООО разделен на доли, выраженные в процентах или в виде дроби. Такие доли являются имущественными правами.

Уставный капитал АО разделен на определённое число акций, удостоверяющих права акционеров по отношению к обществу. Акции являются бездокументарными ценными бумагами. Права на них удостоверяются записями на лицевых счетах у держателя реестра (отдельной организации, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра). Акции могут различаться по своему типу и условиям выпуска и, соответственно, образовывать различные группы акционеров, наделённых разным объёмом прав по отношению к компании.

Минимальный размер уставного капитала для ООО и непубличных АО составляет 10 000 рублей, для ПАО – 100 000 рублей.

Выбираем организационно‑правовую форму

Подарок для новых ООО

Регистрируйте компанию, сообщите менеджеру ваш ИНН и получите бесплатно 3 месяца работы в сервисе со сдачей отчетов!

Если цель вашего бизнеса — получение прибыли, количество учредителей не превысит 50 и среди них нет государственных или муниципальных предприятий, рассмотрите три вида организационно-правовой формы: ИП, самозанятость, ООО и непубличное акционерное общество.

Индивидуальный предприниматель (ИП)

Особенность этой организационно-правовой формы в том, что ИП — физическое, а не юридическое лицо. ИП нанимают работников, выступают в роли заказчиков и подрядчиков, но ограничены по видам деятельности.

Преимущества ИП

  • для регистрации нужен только паспорт и ИНН,
  • открыть ИП — дешево (800 рублей пошлина),
  • единолично управляет бизнесом и распоряжается выручкой,
  • ИП может вести учет в упрощенном порядке и применять специальные режимы налогообложения,
  • ИП легко ликвидировать.

Недостатки

  • ИП не получают лицензии на некоторые виды деятельности (производство и продажа алкогольной продукции и лекарств, охранная деятельность, работа с оружием),
  • отвечает по обязательствам всем своим имуществом (жилье, автомобили, предметы домашней обстановки и пр.), лично несет административную и уголовную ответственность,
  • бизнес ИП ограничен в росте,
  • продать ИП невозможно.

Итог: ИП подходит для небольших коммерческих предприятий, но не для бизнеса с серьезными перспективами. Это вариант для новичков, не уверенных в успехе. Или для тех, кто не готов вкладывать в бизнес много денег.

Самозанятый (НПД)

Вообще-то самозанятость или налог на профессиональный доход — это налоговый режим. Самозанятым может быть как ИП, так и физическое лицо без статуса ИП. Остановимся именно на втором варианте.

Особенность самозанятых в том, что они не могут нанимать работников по трудовым договорам и строго ограничены в выручке. А еще они могут только продавать товары собственного производства или оказывать услуги.

Преимущества

  • можно зарегистрироваться онлайн через приложение«Мой налог» на телефоне — достаточно скана паспорта и ИНН, нет госпошлин;
  • не нужно платить фиксированные страховые взносы, как у ИП;
  • низкие налоги: 4 % с доходов при работе с физлицами и 6 % при работе с организациями и ИП;
  • нет никакой отчетности;
  • не нужны онлайн кассы, вместо этого самозанятые формируют в приложении чеки и передают своим клиентам;
  • нет ответственности по обязательствам собственным имуществом (чаще всего оплата поступает по факту продажи товара/ выполнения работы/ оказания услуги);

Недостатки

  • нельзя нанимать работников по трудовым договорам, только по гражданско-правовым;
  • доход сильно ограничен — максимум 2,4 млн рублей в год;
  • нельзя перепродавать товары, продавать подакцизные и маркированные товары, работать по агентским договорам, добывать полезные ископаемые и осуществлять некоторые другие виды деятельности;
  • нет выбора системы налогообложения.

Итог: самозанятость подойдет тем, кто собирается только попробовать свои силы в бизнесе. Если начинающий предприниматель захочет пригласить на работу помощника, зарабатывать больше денег, заниматься перепродажей товаров, то нужно будет переходить на следующую ступень — ИП или ООО.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

ООО — это юридическое лицо. Его работу регулируют учредительные документы. У ООО есть расчетный счет, печать и уставный капитал (минимальный размер 10 000 рублей).

Особенность ООО — учредители: от 1 до 50 человек или других компаний с разными долями в уставном капитале. Отсюда минус: чем больше учредителей, тем больше времени занимает согласование документов и принятие управленческих решений. Вам придется информировать регистрирующий орган о смене учредителей или перераспределении долей уставного капитала.

Преимущества ООО

  • нет ограничений по видам деятельности,
  • можно применять специальные режимы налогообложения,
  • по обязательствам ООО учредители отвечают только своей долей в уставном капитале,
  • потенциал для роста компании,
  • бизнес продается и покупается,
  • можно привлекать инвесторов.

Минусы ООО

  • сложная регистрация: требуется много документов, достаточно крупная пошлина (4000 рублей), юридический адрес, устав и пр.
  • минимальный уставный капитал 10 000 рублей должен быть внесен деньгами;
  • высокие штрафы и серьезная ответственность за уголовные и административные нарушения;
  • обязательно нужны расчетный счет и онлайн-касса;
  • необходимо вести бухгалтерский учет и периодически сдавать в госорганы отчетность;
  • сложно распоряжаться выручкой в собственных целях — дивиденды и зарплата облагаются налогами;
  • субсидиарная ответственность.

Итог: ООО подходит тем, кто собирается открыть бизнес с партнерами и активно его развивать.

Непубличное акционерное общество

В непубличном акционерном обществе уставный капитал выражен не долями участников, а акциями. Государство регистрирует акции и регулирует деятельность акционерного общества законодательством о рынке ценных бумаг.

Как у ООО, у акционерного общества нет ограничений по видам деятельности. Учредители отвечают по долгам в рамках доли в капитале. Дополнительное преимущество: продать акции легче, чем переоформить долю ООО. Это позволяет быстро сменить собственника компании без изменения учредительных документов и делает бизнес более конфиденциальным (сделка происходит в простой письменной форме, а изменения в реестр акционеров вносит само общество).

Недостаток: одна группа акционеров может принимать решения вопреки интересам другой группы.

В ООО и АО заложен потенциал для роста компании. Самая популярная форма бизнеса в России — ООО, самая простая — самозанятость, а самая защищенная — непубличное акционерное общество.

Если вы зарегистрировали ООО не больше 3 месяцев назад, мы подарим вам квартал работы в Контур.Бухгалтерии.

Формы собственности юридических лиц в РФ

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ

Russian Classification of organizational and legal Forms

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ОК 028-2012 с ОК 028-99 см. по ссылке.
– Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2013-01-01

Предисловие

РАЗРАБОТАН Управлением организации статистического наблюдения и контроля Росстата, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Росстата

ПРЕДСТАВЛЕН Федеральной службой государственной статистики

ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Примечание изготовителя базы данных:

ВНЕСЕНЫ изменения: N 1/2013 (ИУС 9, 2013), N 2/2014 (ИУС 4, 2015), N 3/2018 (ИУС N 12, 2018), N 4/2018 (ИУС N 12, 2018), N 5/2021.

Введение

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.

ОКОПФ разработан на основе российского законодательства и предназначен для классификации, систематизации, структурирования и идентификации организационно-правовых форм.

ОКОПФ используется при решении задач, связанных с:

формированием и сопряжением государственных информационных систем и ресурсов;

разработкой официальной статистической информации в рамках организационно-правовых форм;

государственным управлением и регулированием в системе налогообложения и других сферах экономики;

обеспечением межведомственного информационного обмена;

анализом и прогнозированием социально-экономических процессов и явлений.

Объектами классификации в ОКОПФ являются организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими или некоммерческими организациями; организаций, созданных в соответствии с законодательством без прав юридического лица, и международных организаций, а также граждан, осуществляющих коммерческую деятельность или деятельность, не отнесенную законодательством к предпринимательству.

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности, юридические лица разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (абзац в редакции изменений N 2/2014).

(Абзац в редакции изменений N 1/2013, исключен изменениями N 2/2014).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (абзац в редакции изменений N 4/2018);

общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества (абзац в редакции изменений N 4/2018);

казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

автономных некоммерческих организаций;

публично-правовых компаний (абзац в редакции изменений N 2/2014).

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (абзац дополнительно включен изменениями N 2/2014).

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (абзац дополнительно включен изменениями N 2/2014).

К организациям, не являющимся юридическими лицами, но имеющим право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся представительства, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц, паевые инвестиционные фонды, простые товарищества, а также районные, городские, межрайонные суды (районные суды) (абзац в редакции изменений N 1/2013).

К международным организациям, чья деятельность осуществляется в том числе и на территории Российской Федерации, относятся постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа) и являющиеся международными по своим целям, составу членов, структуре и финансовой поддержке.

Организационно-правовые формы для деятельности граждан включают индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, чья деятельность регулируется правилами, применяемыми для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями; граждан, чья деятельность не является предпринимательской: адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Организационно-правовые формы в ОКОПФ сгруппированы в следующие разделы:

1 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями;

2 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями;

3 00 00 – организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица;

4 00 00 – организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации;

5 00 00 – организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц);

6 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями;

7 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями (абзац в редакции изменений N 2/2014).

В состав каждого из разделов ОКОПФ включены соответствующие организационно правовые формы.

В ОКОПФ использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

В классификаторе принята следующая форма записи позиций:

Каждая позиция в классификаторе содержит:

– пятиразрядный цифровой код;

– наименование организационно-правовой формы.

Структура кода имеет следующий вид:

В ОКОПФ введены позиции:

– 1 90 00 “Прочие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями”, предназначенная для идентификации организационно-правовых форм, установленных законодательством, регулирующим процедуру создания юридических лиц до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации;

(Абзац исключен изменениями N 2/2014).

К позициям ОКОПФ в приложении А даны пояснения, содержащие установленные законодательством определения организационно-правовых форм.

Для удобства использования данного классификатора в практических целях позиции ОКОПФ приведены в приложении Б в алфавитном порядке.

Приложение В содержит классификацию институциональных секторов экономики (КИСЭ) (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Эта классификация обеспечивает единство содержания и границ институциональных секторов (подсекторов) экономики при формировании макроэкономических показателей в соответствии с методологией Системы национальных счетов 2008 года (СНС-2008) применительно к статистическим целям (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Классификация институциональных секторов экономики обеспечивает качество исходной информации для формирования макроэкономических показателей, представляемой субъектами статистического учета в порядке межведомственного обмена; является основой для объективной оценки состояния и развития российской экономики в разрезе институциональных секторов экономики в соответствии с методологией СНС-2008 (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Для идентификации классификационных группировок институциональных секторов экономики используется комбинированный метод классификации, состоящей из двух частей. Для первой (обязательной) части используется иерархический метод классификации с кодированием классификационных группировок четырехзначным цифровым кодом переменной длины от двух до четырех знаков (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Для второй (факультативной) части используется фасетный метод классификации (расширяющий группировки первой части дополнительными независимыми признаками, необходимыми для решения задач отдельных федеральных министерств и ведомств) с кодированием каждого фасета трехзначным цифровым кодом постоянной длины. Первый знак – номер фасета, два последующих – позиции фасета (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Классификационные группировки институциональных секторов экономики образуются путем комбинации позиций первой части (обязательного использования) и позиций второй части (факультативного использования) (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Коды классификационных группировок первой и второй частей разделяются точкой (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Структура кода КИСЭ имеет следующий вид:

Статья 48. Понятие юридического лица

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1).

4. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации.

Комментарий к ст. 48 ГК РФ

1. Статья 48 определяет юридическое лицо (далее по тексту § 1 гл. 4 ГК – ЮЛ) – важнейшего наряду с гражданами субъекта гражданского права (п. 1) – и предлагает одну из его классификаций, в основе которой – наличие и характер правовой связи между ЮЛ и его учредителем (учредителями) (п. п. 2, 3). Юридическое лицо имеет четыре признака: а) является организацией; б) способно от своего имени выступать в гражданском обороте и в процессе; в) обладает автономным имуществом; г) отвечает последним по своим обязательствам (абз. 1 п. 1 ст. 48). Второй и четвертый признаки указывают на сделко- и деликтоспособность ЮЛ.

Юридическое лицо – организация, признанная в качестве субъекта права (носителя прав и обязанностей) законом. Признание организации ЮЛ означает: а) ее соответствие одной из предусмотренных законом организационно-правовых форм и всем предъявляемым к данной форме требованиям; б) ее государственную регистрацию и включение в ЕГРЮЛ (ст. 51 ГК). Организации, не признанные ЮЛ законом (в частности, не соответствующие ни одной предусмотренной законом форме), не могут быть признаны ЮЛ и регистрироваться в этом качестве.

Поэтому ЮЛ – организация, но отнюдь не всякая организация – ЮЛ (см. п. 3 ст. 55 ГК). Признак организации (организационного единства) следует понимать с точки зрения внутреннего устройства ЮЛ, наличия единого целостного и самостоятельно функционирующего и саморегулирующегося механизма, который имеет индивидуальную внутреннюю структуру, специфическое имущественное устройство, органы управления, формирующие и выражающие его волю, которая не всегда совпадает с волей отдельного участника. Формально организованность конкретного ЮЛ и особенности его устройства характеризуют его учредительные документы (ст. 52 ГК).

Признак организационного единства очевиден, если ЮЛ представляет собой объединение (организацию) двух и более лиц, а сама предпосылка последних к объединению выступает в качестве признака и особенности устройства ЮЛ. Именно так обстоит дело в хозяйственных товариществах, кооперативных, общественных и религиозных организациях (объединениях), фондах и др., одни из которых предполагают создание организации для занятия от ее имени предпринимательством (ст. ст. 69, 82 ГК), другие – для организованной совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, удовлетворения материальных и иных потребностей (п. 1 ст. 107, п. 1 ст. 116 ГК), третьи – для организованного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117, п. 1 ст. 118 ГК). Напротив, признак организационного единства неочевиден, если ЮЛ (например, хозяйственное общество) создается одним лицом и является одночленным.

Юридическое лицо – правосубъектная организация, которая самостоятельно (от своего имени) выступает в гражданском обороте и в процессе, т.е. приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. Возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте и в процессе обеспечивают его: а) органы, а также участники и работники (ст. ст. 53, 402 ГК); б) наименование и другие средства индивидуализации; в) место нахождения (ст. 54 ГК).

Юридическое лицо имеет автономное имущество, т.е. имущество, переданное учредителями (участниками) и приобретенное в процессе дальнейшей деятельности, которое юридически и экономически не совпадает с имуществом учредителей (участников). Подавляющее большинство ЮЛ – собственники автономного имущества, обладание правом собственности на автономное имущество соответствует условиям и потребностям рыночной экономики, где каждый участник гражданского оборота должен видеть в потенциальном контрагенте субъекта с максимальными полномочиями.

Несобственники в условиях рынка – унитарные предприятия (одна часть которых – субъекты права хозяйственного ведения, другая – права оперативного управления) и учреждения (субъекты права оперативного управления). Между тем правило п. 1 ст. 48 подлежит распространительному толкованию, так как не может быть ограничено только тремя упомянутыми вещными правами, иначе придется признать, что организация, имущественная автономия которой не вписывается в указанную триаду, не может и не должна признаваться ЮЛ.

Между тем ЮЛ могут иметь иные имущественные права на отдельные объекты из числа автономного имущества: а) вещные (например, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком) (ст. ст. 216, 268 – 270 ГК; см. также п. 7 ст. 3 Закона об автономных учреждениях); б) обязательственные (например, права на арендованный офис, на деньги на банковском счете); в) исключительные (например, право на результат интеллектуальной деятельности, вытекающее из патента на изобретение, внесенное в качестве вклада в уставный капитал). Иногда же вообще весьма непросто определить сущность правового режима имущества ЮЛ (см. п. 2 ст. 298 ГК). Отсюда упоминание в абз. 1 п. 1 ст. 48 только о трех вещных правах играет лишь информационно-иллюстративную роль. Экономически имущественную автономию ЮЛ отражают самостоятельный баланс или смета (абз. 2 п. 1 ст. 48).

Структурные подразделения ЮЛ (цеха, бригады и т.п., в том числе обособленные – ст. 55 ГК) наделяются имуществом для решения строго определенных задач (эксплуатация, обработка, реализация и проч.). Такое имущество может быть обособлено от имущества ЮЛ фактически (например, находиться в другом городе), юридически же оно остается имуществом ЮЛ и учитывается на его балансе (и только в некоторых случаях может учитываться на отдельном балансе подразделения). Именно отдельный (а не самостоятельный) баланс используется и как средство учета имущества ЮЛ в некоторых случаях, прямо указанных в законе (см. п. 2 ст. 298 ГК).

С наличием у ЮЛ автономного имущества связано несение им самостоятельной ответственности данным имуществом, которая обычно распространяется на все имущество. В то же время закон устанавливает целый ряд случаев, когда автономное имущество не является пределом имущественной ответственности и когда при его недостаточности к ответственности могут привлекаться учредители (участники) ЮЛ или собственник его имущества (см. комментарий к ст. 56 ГК).

2. В п. п. 2 и 3 ст. 48 содержится классификация ЮЛ, в основе которой – признак наличия или отсутствия у учредителей (участников) имущественных прав в отношении ЮЛ. Данная классификация напрямую связана с признаком имущественной автономии (абз. 1 п. 1 ст. 48) и с организационно-правовой формой (п. п. 2, 3 ст. 50 ГК).

В п. 2 ст. 48 учредители (участники) имеют имущественные права в связи с участием в образовании имущества ЮЛ (абз. 1), при этом в хозяйственных товариществах и обществах, в потребительских и производственных кооперативах они сохраняют обязательственные права (требования) в отношении самого ЮЛ (абз. 2), а в унитарных предприятиях и учреждениях – вещные права на его имущество (абз. 3). Напротив, в п. 3 ст. 48 учредители (участники) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений ЮЛ (ассоциаций и союзов) не имеют в отношении данных ЮЛ имущественных прав.

Данная классификация позволяет разделить все ЮЛ на организации – собственники автономного имущества (абз. 2 п. 2 и п. 3 ст. 48), и организации, обладающие в отношении данного имущества более узкими в сравнении с правом собственности правами хозяйственного ведения и оперативного управления (абз. 3 п. 2 ст. 48); она полностью соответствует правилам абз. 1 п. 1 ст. 66, п. п. 3, 4 ст. 213 ГК, раскрывает правовой режим ЮЛ, степень обособленности его имущества, решает важные вопросы, возникающие между учредителем (участником) и ЮЛ (см., например, п. 7 ст. 63 ГК).

Проецируя данную классификацию на другую (см. ст. 50 ГК), нетрудно заметить, что в абз. 2 и 3 п. 2 ст. 48 упоминаются коммерческие и некоммерческие организации, в п. 3 ст. 48 – только некоммерческие. В то же время, учитывая, что перечень форм некоммерческих организаций (в отличие от коммерческих) не исчерпывается ГК (абз. 1 п. 3 ст. 50 ГК), в п. п. 2 и 3 ст. 48 попали лишь те некоммерческие организации, которые упоминаются в § 5 гл. 4 ГК. Поэтому остается открытым вопрос о месте в данной классификации госкорпорации – собственника автономного имущества, судьбу которого при ее ликвидации всякий раз должен определять закон, предусматривающий ее создание (п. п. 1, 3 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

В свою очередь, некоммерческие партнерства можно лишь условно отнести к числу ЮЛ, упоминаемых в абз. 2 п. 2 ст. 48: члены некоммерческого партнерства вправе получать при выходе часть имущества партнерства (его стоимость) в пределах стоимости имущества, переданного ими в собственность партнерства (кроме членских взносов), а также ликвидационную квоту в пределах стоимости имущества, переданного ими в собственность партнерства, только если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами партнерства (абз. 5, 6 п. 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях). Автономная некоммерческая организация однозначно принадлежит к числу ЮЛ, упоминаемых в п. 3 ст. 48 (абз. 2 п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Судебная практика по статье 48 ГК РФ

Данные взаимосвязанные положения, направленные, в частности, на обеспечение имущественной самостоятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, учитывают правовой статус таких хозяйств (в том числе созданных в соответствии с Законом РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”) как юридических лиц, т.е. организаций, имеющих обособленное имущество и отвечающих им по своим обязательствам (статья 48 ГК Российской Федерации), и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, удовлетворяя требования к которой суд, в частности, исходил из недобросовестности ее поведения.

Разрешая спор, суды руководствовались статьями 48, 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 10, статьями 61.10, 61.11, 61.14, 61.19 Закона о банкротстве, пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, с учетом правоприменительных положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 “О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве”, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, и указав на непредставление истцом доказательств совершения ответчиком противоправных действий, повлекших негативные последствия для должника и истца, вывода активов должника в пользу ответчика, отсутствие причинно – следственной связи между действиями ответчика и банкротством должника, пришли к выводу об отсутствии оснований для его привлечения к субсидиарной ответственности.

Удовлетворяя заявление КБ “ЛОКО-Банк” (АО) о процессуальном правопреемстве, суды руководствовались частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 275, частью 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из доказанности перехода права собственности на спорный земельный участок обществу КБ “ЛОКО-Банк”.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 1, 15, 307, 393, 398, 401, 404 423, 450, 453, 606, 611, 614, 619, 620, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11.2, 11.8, 22, действовавшей в спорный период статьей 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 48, 57.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, приведенными в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 “Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды”, пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 “О последствиях расторжения договора”, пунктах 12 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 “О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств”, приняв во внимание обстоятельства, установленные арбитражными судами при рассмотрении дела N А46-15599/2015, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения встречного иска в части расторжения договора аренды и отсутствии оснований для удовлетворения первоначального иска.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьей 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 41, 48 Гражданского кодекса РСФСР, статьями 11, 34 Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, суды правомерно отказали в удовлетворении требований, придя к мотивированным выводам, что Общество одобрило учредительный договор со всеми изменениями как сделку по распределению долей в уставном капитале общества.

Отменяя обжалуемые судебные акты в части, суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями статей 48, 382, 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал на то, что фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, является основанием для окончания стадии исполнения и у суда отсутствуют правовые основания для осуществления процессуальной замены взыскателя. Соответственно правопреемство на этой стадии возможно до момента фактического исполнения судебного акта.

Признавая ходатайство о замене взыскателя подлежащим удовлетворению, суд первой инстанции руководствовался пунктом 1 статьи 48, пунктом 1 статьи 382, статьей 384 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что право нового кредитора – общества “Мельбура”, как заинтересованного лица, на обращение с заявлением о процессуальном правопреемстве законом не ограничено; открытые торги по купле-продаже дебиторской задолженности не оспаривались и не признаны недействительными; наличие уступки права требования к лицу, не являющемуся банкротом, не может служить основанием для появления права на проведение зачета в счет встречных требований к предприятию, поскольку указанное право на момент уступки права требования отсутствовало у общества “Яркоммунсервис”.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд, руководствуясь статьями 15, 16, 17, 21, 48, 49, 164, 182, 209, 432, 434, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, статьей 9, пунктом 1 статьи 20 Федерального закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, не нашел оснований для удовлетворения иска.

общество с ограниченной ответственностью “Промэкспорт” (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по управлению городским имуществом, открытому акционерному обществу “Фонд имущества Санкт-Петербурга”, Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию “Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости” (далее – ГУИОН) о признании недостоверной величины рыночной стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения 8-Н, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д. 2/6, лит. А, которая установлена в выполненном ГУИОН отчете об оценке рыночной стоимости от 15.09.2014 N 31-8-0168 (470)-2014, и об обязании Комитета по управлению городским имуществом заключить договор купли-продажи указанного нежилого помещения по цене равной 34 400 000 руб. На основании статьей 48, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации определением от 08.07.2015 открытое акционерное общество “Фонд имущества Санкт-Петербурга” заменено на акционерное общество “Фонд имущества Санкт-Петербурга” (далее – Фонд), а Комитет по управлению городским имуществом – на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Комитет).

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на неправильное применение статей 48, 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), ссылаясь на то, что решение о регистрации Войсковой части 92851 в качестве юридического лица Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны) не принимало, какого-либо общего положения о воинских частях как юридических лицах не существует. Войсковая часть 92851 финансируется из федерального бюджета и не может по своему усмотрению распоряжаться указанными средствами и отвечать ими по своим обязательствам.

Возвращая жалобу, суды исходили из того, что в силу части 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации участники хозяйственных товариществ и обществ имеют только обязательственные права в отношении юридических лиц; сфера имущественных интересов акционеров Шебаловой Е.Э. и Шебалова Ю.Н. не нарушена обжалуемыми судебными актами; они не являются стороной договоров N 1 от 02.01.1992, N 25 от 07.12.1993, N 9 от 17.09.1994, в связи с чем факт нарушения их инвестиционных прав в отношении спорной недвижимости не доказан.

Как оформить квартиру в собственность

Сдаем документы государству с первого раза и правильно

Продолжаем нашу непотопляемую серию статей о покупке квартиры в новостройке. В прошлый раз вы показывали застройщику, что он криво отштукатурил стены. Теперь недочеты устранены, вы подписали акты и получили ключи. Всё? Нет, не всё.

Формально квартира еще не ваша. Вы не можете сделать перепланировку или продать ее, даже частично. Если у вас ипотека, то вы платите более высокий процент банку. Всё потому, что вы еще не оформили право собственности. Сегодняшняя статья о том, как это сделать.

Государство ведет реестр, в котором сохраняет записи о квартирах, домах и участках и их собственниках. Ваша задача как будущего собственника — сделать так, чтобы государство внесло в этот реестр информацию о вашей новой квартире. Часть работы сделают мэрия и застройщик. Вам останется собрать пакет документов и отдать его государству. Результат — документ, который подтверждает ваше право собственности:

Раньше свидетельство выдавали на красивой бумаге с гербом, сейчас это выписка из электронного государственного реестра

1. Ждем застройщика и мэрию

Пока вы обустраиваете квартиру, мэрия и застройщик оформляют последние документы по новостройке. Обычно это занимает полгода после сдачи дома. Вам ничего делать не надо, но знать полезно.

Почтовый адрес. Его присваивает мэрия. Могут успеть до подписания актов, а могут и затянуть на два месяца. В таком случае в акте у вас на месте адреса пропущена строка. Законом не запрещено: в 95% случаев застройщик передает квартиры до присвоения адреса.

Кадастровый и технический паспорт. Сделать их — забота застройщика. Дому присваивают кадастровый паспорт с номером и ставят на учет в кадастровый реестр. Это значит, что дом внесен в государственную жилищную базу и что у него есть документы. В техническом паспорте пишут, из чего построен дом, как расположены трубы и провода, какие стены несущие, а какие нет.

Застройщик заказывает паспорта на весь дом. Это занимает три-четыре месяца. Если застройщик получает паспорта сразу на несколько домов, процесс пойдет дольше.

Кадастровый и технический паспорта на квартиру в 2014 году

Паспорта пригодятся, если вы захотите делать перепланировку или продавать квартиру параноику или покупателю с ипотекой. Некоторые застройщики думают, что паспорта необходимы для оформления права собственности. Это не так, поэтому если не планируете перепланировку или продаже, то не тратьте зря время и деньги. Когда захотите, тогда и закажете: в БТИ или МФЦ .

2. Собираем документы на право собственности

Если вы оформляли ДДУ на одного человека, то и квартиру в собственность оформляйте на него же: так будет быстрее и проще с документами. Если вы захотите переоформить часть квартиры на супруга и детей, лучше сначала оформить собственность на себя, а потом уже выделить доли.

Если вы оформили ДДУ на нескольких людей, то каждый собирает одинаковый пакет документов.

Квитанция и копия

Акт п/п (два оригинала)

Скачайте с сайта Росреестра квитанцию на оплату госпошлины. Госпошлина в сентябре 2016 года — 2000 рублей. Оплатите ее по реквизитам в интернет-банке. Если вам удобнее оплатить госпошлину в кассе банка, распечатайте квитанцию.

Сумма госпошлины не изменится, если вы будете оформлять квартиру в собственность на нескольких людей. Разделите 2000 рублей на количество будущих собственников и заплатите каждый свою часть.

Квитанция на оплату госпошлины

Когда оплатите госпошлину, сделайте копию квитанции или платежки из интернет-банка. В ведомстве посмотрят на оригинал платежки, а копии заберут для регистрации.

Если у вас ипотека, понадобятся еще три документа:

Если у вас ипотека, то берите кредитный договор, отчет об оценке и закладную. Компанию, которая сделает для вас отчет об оценке, чаще всего рекомендует ваш банк. Когда оценщики сделают отчет, берите его и отправляйтесь в банк за закладной. Закладная — это документ, в котором написано, что ипотека оформлена на вас и что квартира в залоге у банка на случай, если вы не будете платить. Если при оформлении ДДУ банк не выдал вам закладную сразу, обратитесь за ней сейчас. Некоторые банки выдают вместе с закладной справку о смене предмета залога. Если вам дали такую справку, возьмите ее с собой на всякий случай.

Заявление на право собственности дадут и помогут заполнить на месте — в МФЦ или кадастровой палате.

3. Сдаем документы в МФЦ или кадастровую палату

Есть пять способов сдавать документы на право собственности: отправить почтой, отправить сканы через сайт Росреестра, вызвать кадастрового курьера, принести в кадастровую палату или принести в МФЦ . Все они годятся. Выбирайте, какой способ вам удобнее.

Курьером. Два года назад сдать документы в МФЦ или кадастровую палату было квестом на весь день. Люди с ночи или раннего утра занимали очередь в окошко к регистратору. Тогда Росреестр организовал собственную курьерскую службу. На сайте Росреестра это называют выездным обслуживанием.

Курьер из Росреестра стоит 1500—2000 рублей — в зависимости от региона. Он приедет с ноутбуком и принтером к вам домой, даст вам расписку с номером заявки и скажет, где и когда забирать готовые документы. Расписка означает, что вы действительно передали ему пакет документов для оформления права собственности. Если хотите так сдавать документы, звоните в Росреестр: 8 800 100 34 34.

Лично. Если решите сэкономить деньги, сдавайте документы лично — в МФЦ или кадастровой палате. Запишитесь на прием на конкретное время через сайт Росреестра или берите талон электронной очереди сразу в отделении. Первый способ удобнее, если у вас ограничено время: например, можете отпроситься с работы только на час-полтора. Второй — если у вас гибкий рабочий график и вы готовы дважды за день прийти в кадастровую палату: за талоном и в назначенное время.

Когда сдадите документы, вам скажут, где забирать готовые, и дадут расписку с номером заявки. По этому номеру на сайте Росреестра отслеживают, готовы ли документы:

Номер заявки выдаст курьер или специалист из кадастровой палаты или МФЦ

По почте. Отправлять почтой есть смысл, если вы вахтовик, работаете по полгода среди нефтяных вышек, а квартиру купили в другом городе. (Кстати, поздравляем!) В этом случае соберите документы, распечатайте и заполните заявление на право собственности. Сходите к нотариусу и заверьте подпись в заявлении.

Теперь идите в почтовое отделение и просите конверт и бланк для описи. В бланке перечисляете документы, которые отправляете, показываете опись и документы сотруднику почты, только потом заклеиваете конверт с документами. Отправляйте документы ценным письмом с уведомлением о получении, описью вложения и объявленной ценностью. Письмо высылайте на адрес МФЦ или кадастровой палаты в тот город, в котором купили квартиру.

По интернету. Подавать в электронном виде через сайт Росреестра сложно, потому что нужен компьютер с виндоусом и шифровальной программой с ключом «Крипто-про» или «Капиком». Ключ — это флешка с электронной подписью, ее получают в аккредитованных удостоверяющих центрах.

Если вы сдавали документы в МФЦ , всё сделают за 14 рабочих дней, если в кадастровой палате — за 10 рабочих дней. Когда документы готовы, приходите их забирать в назначенное место с паспортом. Если оформляли в доле с родственниками, то и они пусть берут паспорта и приходят с вами.

Теперь у вас есть право собственности на квартиру: оформляйте доли на супруга и детей, снижайте в банке ставку по ипотеке, делайте перепланировку. О том, как получить налоговый вычет за квартиру, расскажем в следующей статье.

Как зарегистрировать право собственности

Как зарегистрировать право собственности

Oтвeчaeм нa глaвныe вoпpocы и дaeм ccылки нa пoлeзныe pecypcы.

Пpaвo coбcтвeннocти в гpaждaнcкoм пpaвe — этo coвoкyпнocть тpex пoлнoмoчий: oблaдaния вeщью, pacпopяжeния и измeнeния вeщи, пoльзoвaния и извлeчeния из нee дoxoдoв и пoлeзныx cвoйcтв. B cлyчae c нeдвижимocтью этo знaчит, чтo вы мoжeтe жить в квapтиpe, дeлaть в нeй peмoнт, пpoдaвaть или cдaвaть ee квapтиpocъeмщикaм. Чтoбы пoлyчить дoкyмeнтaльнoe пoдтвepждeниe влaдeния нeдвижимocтью, нyжнo зapeгиcтpиpoвaть пpaвo coбcтвeннocти.

Baжнaя инфopмaция: eдинcтвeннoe дoкaзaтeльcтвo нaличия зapeгиcтpиpoвaннoгo пpaвa нa нeдвижимocть — этo cвeдeния, внeceнныe в Eдиный гocyдapcтвeнный peecтp нeдвижимocти (EГPН). Этo пpaвo мoжнo ocпopить тoлькo в cyдe.

C кaкoгo вoзpacтa мoжнo зapeгиcтpиpoвaть пpaвo?

3apeгиcтpиpoвaть пpaвo coбcтвeннocти мoжeт дeecпocoбный чeлoвeк cтapшe 14 лeт. 3aявки пpинимaют кaк oт гpaждaн PФ, тaк и oт инocтpaнныx гpaждaн или лиц бeз гpaждaнcтвa. Oт лицa нecoвepшeннoлeтниx и нeдeecпocoбныx coбcтвeнникoв мoгyт выcтyпaть poдитeли, ycынoвитeли, oпeкyны и пoпeчитeли.

Нyжнo ли cнaчaлa cтaвить нeдвижимocть нa кaдacтpoвый yчeт?

Ecли этo нeoбxoдимo, тo вы мoжeтe пocтaвить oбъeкт нa кaдacтpoвый yчeт oднoвpeмeннo c пoдaчeй дoкyмeнтoв нa coбcтвeннocть. Boт cлyчaи, кoгдa этo нyжнo:

— вы пocтpoили чacтный дoм,

— paздeлили yчacтoк нa нecкoлькo чacтeй,

— oбъeдинили нecкoлькo yчacткoв.

Кaкиe дoкyмeнты мнe пoнaдoбятcя?

Нa caйтe Pocpeecтpa oпyбликoвaн пoлный пepeчeнь дoкyмeнтoв c yчeтoм вcex cпocoбoв пoдaчи зaявлeния, иcключeний и тoнкocтeй. Нo для тoгo, чтoбы нe coйти c yмa oт вcex пepeчиcлeнныx нюaнcoв, вocпoльзyйтecь кoнcтpyктopoм жизнeнныx cитyaций. B нeм нaдo бyдeт yкaзaть oбъeкт, пo кoтopoмy плaниpyeтe coвepшить oпepaцию — жилoй дoм, зeмeльный yчacтoк, квapтиpa или чтo-тo eщe— и yкaзaть тип oпepaции. Для кaждoгo видa oбъeктoв дocтyпны cвoи oпции.

Эти двa этaпa cильнo coкpaтят cпиcoк дoкyмeнтoв, нo ecли oтвeтитe eщe нa pяд yтoчняющиx вoпpocoв — пoлyчитe eщe бoлee тoчный пepeчeнь дoкyмeнтoв имeннo для вac.

Cкoлькo cтoит зapeгиcтpиpoвaть пpaвo coбcтвeннocти?

2000 pyблeй, ecли вы физичecкoe лицo. 22 000 — ecли юpидичecкoe.

Cкoлькo пpидeтcя ждaть?

Oт 5 дo 12 paбoчиx днeй.

Xoтитe пoдpoбнocтeй? Пocмoтpитe cпиcoк c yчeтoм мecтa пoдaчи дoкyмeнтoв и пpoчиx ycлoвий нa caйтe Pocpeecтpa. Ecли вocпoльзyeтecь кoнcтpyктopoм жизнeнныx cитyaций — yвидитe, cкoлькo днeй пoтpeбyeтcя нa ycлyгy. Этo выглядит тaк:

Caмoe вaжнoe: кyдa и в кaкoм видe пoдaвaть дoкyмeнты?

Дoкyмeнты мoжнo пoдaвaть кaк в бyмaжнoм видe, тaк и в элeктpoннoм.

3apeгиcтpиpoвaть пpaвo coбcтвeннocти мoжнo:

1. B oфиcax Pocpeecтpa и Кaдacтpoвoй пaлaты. Пo ccылкe вы cмoжeтe нaйти ближaйший oфиc и зaпиcaтьcя нa пpиeм. Baжнo: для пpeдвapитeльнoй зaпиcи нyжнo зapeгиcтpиpoвaтьcя нa пopтaлe гocycлyг и пoдтвepдить yчeтнyю зaпиcь.

2. B MФЦ. Нaйдитe ближaйший цeнтp пpeдocтaвлeния гocyдapcтвeнныx и мyниципaльныx ycлyг, зaпишитecь зapaнee или пpиxoдитe в любoe yдoбнoe вpeмя бeз зaпиcи. Пpeдвapитeльнaя зaпиcь cэкoнoмит вaшe вpeмя.

3. Дoмa или нeдaлeкo oт paбoты. Bызoвитe кypьepcкyю cлyжбy, чтoбы зapeгиcтpиpoвaть пpaвo coбcтвeннocти в любoм yдoбнoм мecтe. Уcлyгa плaтнaя для вcex, кpoмe вeтepaнoв Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйны, инвaлидoв Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйны и инвaлидoв I и II гpyпп. Eдиный нoмep цeнтpa тeлeфoннoгo oбcлyживaния Pocpeecтpa: 8-800-100-34-34.

4. B элeктpoннoм видe. Чтoбы oтпpaвить зaявкy, зaйдитe нa пopтaл гocycлyг.

5. Пoчтoй. Moжнo нaпpaвить дoкyмeнты в цeнтpaльный aппapaт Pocpeecтpa: 101000, Mocквa, Чиcтoпpyдный бyльвap, д. 6/19. Или yзнaть aдpec тeppитopиaльнoгo opгaнa Pocpeecтpa и филиaлa Кaдacтpoвoй пaлaты.

Читайте также:
Переоформление свидетельства о праве собственности на землю
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: