Смена вида разрешенного использования земельного участка сельхозназначения

Письмо Росреестра от 11.06.2022 N 13-5223-АБ/20 “Об изменении вида разрешенного использования земельного участка”

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 11 июня 2022 г. N 13-5223-АБ/20

ВИДА РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Вопрос: Просим представить позицию по вопросам, связанным с установлением (изменением) видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности области, которые предназначены для строительства и (или) реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения области, легкорельсового транспорта, транспортно-пересадочных узлов регионального значения, либо уже занятых указанными объектами и сообщает

Ответ: В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее – Положение N 457), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению N 457 Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона разъяснение (толкование) федерального закона, должно осуществляться, равно как и принятие, подписание и обнародование актов законодательного органа, то есть с обязательным соблюдением требований статей 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов.

Вместе с тем по изложенным в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее – Требования), вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:

градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе “Заключение кадастрового инженера” приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;

разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана, далее – Приложение);

акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);

вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);

проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.

Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Однако согласно пункту 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

На основании статей 36 и 37 Градостроительного кодекса использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время федеральным законодательством не предусмотрен общий порядок установления, изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется.

Регулирование на системной и комплексной основе вопросов, связанных с установлением, изменением видов разрешенного использования земельных участков предусматривается проектом федерального закона N 496293-7 “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)” (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года).

Вместе с тем федеральным законодательством предусмотрен ряд отдельных случаев определения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются:

в соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации” вид разрешенного использования земельных участков устанавливается в соответствии с документацией по планировке территории опережающего социально-экономического развития;

в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ “Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 43-ФЗ) для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 43-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются и изменяются проектом планировки территории, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы. Документация по планировке территории, а также решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленные на основании такой документации, являются основанием для внесения в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования земельных участков;

Читайте также:
Назначение аванса в авансовом отчете виды

в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса текстовая часть проекта межевания территории включает в себя вид (виды) разрешенного использования лесных участков (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ, образуемых и (или) изменяемых лесных участков);

в соответствии с подпунктом 10 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. Согласно подпункта 1 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка допускается в числе прочего и в случае образования земельного участка на основании проекта межевания территории.

Таким образом, в настоящее время по общим правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации определение вида разрешенного использования образуемого земельного участка, на который не распространяется действие градостроительного регламента, может осуществляться при принятии решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка.

Одновременно отмечаем, что содержание вида разрешенного использования “автомобильный транспорт” (код 7.2) в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, предусматривает в том числе размещение зданий (код 7.2.2) и стоянок автомобильного транспорта (7.2.3), которые не являются линейными объектами.

Таким образом, указание вида разрешенного использования “автомобильный транспорт” не является однозначным указанием на размещение на соответствующем земельном участке именно линейного объекта.

По информации Управления Росреестра по Московской области в трех случаях (земельные участки с кадастровыми номерами , , ) к заявлениям об изменении вида разрешенного использования земельных участков были приложены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема), утвержденные распоряжениями Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 11 сентября 2017 г. NN , , от 15 сентября 2017 г. N . Однако представление такого документа необходимо только в случае государственного кадастрового учета в связи с образованием земельных участков, но не в связи с изменением вида разрешенного использования существующего земельного участка. Кроме того, образование земельных участков для строительства или реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, в том числе при изъятии для государственных или муниципальных нужд, осуществляется исключительно на основании проекта межевания территории (статьи 11.3 и 56.3 Земельного кодекса).

Дополнительно отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ульяновской области

Прокурор разъясняет

  • 24 апреля 2022, 09:12

Изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий. В соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).

Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности. Данный вывод соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В п. 1 ст. 7 ЗК РФ перечислены категории, подразделяющие земли РФ по целевому назначению. В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.

В силу ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Следовательно, изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий.

Действующим законодательством не предусмотрены основания для изменения вида разрешенного использования данного земельного участка по заявлению собственника участка.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2009 по делу № А13-3769/2008, от 27.07.2009 по делу № А13-1243/2008).

Аналогичное разъяснение было дано Минэкономразвития РФ в письме от 08.07.2008 N Д08-1995.

Прокуратура
Ульяновской области

Прокуратура Ульяновской области

24 апреля 2022, 09:12

Собственник земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, относящегося к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям (сенокос), планирует заниматься крестьянским хозяйством и возвести жилой дом на участке. Можно ли изменить вид разрешенного использования участка «для сельскохозяйственных целей» на вид «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства»?

Изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий. В соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).

Читайте также:
Подтверждение основного вида экономической деятельности страхователя

Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности. Данный вывод соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В п. 1 ст. 7 ЗК РФ перечислены категории, подразделяющие земли РФ по целевому назначению. В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.

В силу ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Следовательно, изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий.

Действующим законодательством не предусмотрены основания для изменения вида разрешенного использования данного земельного участка по заявлению собственника участка.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2009 по делу № А13-3769/2008, от 27.07.2009 по делу № А13-1243/2008).

Аналогичное разъяснение было дано Минэкономразвития РФ в письме от 08.07.2008 N Д08-1995.

Как изменить вид разрешенного использования земель сельхозназначения?

Главная » Земля » Как изменить вид разрешенного использования земель сельхозназначения?

Что нужно сделать, чтобы поменять вид разрешенного использования земельного участка, имеющего сельхоз предназначение? Такая необходимость возникает нередко – например, если имеется план возведения на территории жилого коттеджа и/или многоэтажного дома с квартирами. К тому же, стоимость владения увеличится в разы при смене целевого назначения.

Виды разрешенного использования земель сельхозназначения

От того, к какому виду землепользования принадлежит участок земли, зависит деятельность, которую можно производить на данной территории. Все виды учтены в специальном классификаторе.

На самом деле их довольно много, но среди всех основными являются:

  • Пчеловодство, добыча меда и других продуктов жизнедеятельности пчел;
  • Разведение домашних животных и покос травы на сено;
  • Выращивание овощных и бахчевых культур;
  • Пашенное земледелие;
  • Огородничество;
  • Создание рыболовецкого хозяйства;
  • Охотничья деятельность;
  • Ведение подсобного хозяйства, отнесенного к категории личного;
  • Выпас скота;
  • Ведение исследовательской и научной деятельности;
  • Строительство домов дачного типа (в них можно официально зарегистрироваться и проживать постоянно, при условии, что жилое помещение соответствует всем нормам);
  • Садоводческая деятельность;
  • Иные виды.

Это лишь краткий перечень самых распространенных видов, в соответствии с которыми производится использование сельскохозяйственных земель. Для территорий, которые имеют статус особо охраняемых, предусмотрен свой вид использования земель.

В случае если производимая в пределах землевладения деятельность не соответствует категории, в которой находится данный участок, государство вынуждено будет применить к нарушителю меры воздействия – чаще всего накладывается штраф. Если собственник решил эксплуатировать землю для иных целей, не предусмотренных установленным видом пользования, ему необходимо изменить последний.

Возникает вопрос: можно ли вести строительные работы на сельхоз участках? Ответ прост: безусловно, если это позволяет установленный ВРИ. Если такое положение отсутствует, его необходимо установить в ходе предусмотренной законодательством процедуры.

Зачем нужно менять разрешенный вид использования земли

Чтобы использовать определенную территорию, находящуюся в собственности для своих целей, при этом не нарушая установленное в РФ законодательство, необходимо сменить ВРИ. Данная процедура поможет избежать наказания со стороны государства, например, штрафа, и также получить возможность развивать деятельность в соответствии с намеченными планами.

Чаще всего территории, предназначенные для сельхоз работ, используются для разведения огорода, ловли рыбы, садоводства, ведения личной хозяйственной деятельности и для занятия фермерством.

Обязательно смените ВРИ, если собираетесь:

  • Продать землевладение;
  • Отстроить предприятие;
  • Возвести дом, где будете заниматься личным хозяйством;
  • Осуществлять строительство иных зданий, что невозможно при действующем ВРИ.

Чаще всего требуется произвести подобные изменения в кратчайшие сроки. Поэтому не следует откладывать визит к специалистам: лучше всего произвести обращение еще на этапе сбора бумаг.

Что нужно знать для смены вида разрешенного использования

Чтобы узнать предусмотренный законом порядок изменения ВРИ, достаточно обратиться к земельному законодательству: В Земельном кодексе, в статье 8, четко прописаны все требования. Согласно ей, все вопросы, возникающие в связи с желанием собственника изменить вид землепользования, подлежат рассмотрению в местных органах власти – администрациях, наделенных соответствующими полномочиями.

При наличии в территориальном органе власти земельного комитета, подавайте запрос именно туда. Если подобный отдел отсутствует, необходимо выяснить, где он имеется: он должен находиться в администрации города, района или области. Данная информация обычно имеется на официальном интернет портале подобных органов, поэтому все сведения можно получить, не вставая из-за компьютера.

Обязательно уточните в земельном комитете, какие документы предоставляются при смене категории разрешенного использования земель. Список отличается в каждом районе, так как формируют его местные органы самоуправления.

При изменении ВРИ совсем не обязательно производить смену категории земель. Данное изменение будет иметь под собой основание только в том случае, если запланированная деятельность выходит за рамки разрешенной уже установленной категории. К примеру, построить многоэтажное здание на участке, который предназначен для сельскохозяйственной деятельности, не выйдет.

Подобное строительство возможно только на землях, находящихся в пределах населенных пунктов и принадлежащих к жилой зоне городов и поселений.

Изменение вида разрешенного использования земельных участков сельхозназначения

Собственник должен заранее озаботиться подготовкой к запланированной процедуре, в первую очередь, собрать комплект необходимых для ее проведения бумаг. Также необходимо узнать в администрации населенного пункта, существует ли постановление, согласно которому становится возможной смена ВРИ. Перечень бумаг, которые необходимо предоставить для осуществления данной процедуры, четко не определен: местные органы власти сами устанавливают, какие документы будут в него входить.

Лучше всего, если собственник лично передаст все необходимые бумаги и напишет ходатайство о смене вида пользования. Однако, при желании, он может поручить это доверенному лицу. В этом случае, последнее должно обладать соответствующими полномочиями, которые прописаны в доверенности, заверенной нотариально. В качестве заявителей также могут выступать арендаторы. Возможна отправка документов посредством Почты РФ.

Читайте также:
Может ли быть несколько основных видов деятельности

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков 2017-2018.

О переводе земель сельхозназначения в земли населенных пунктов читайте тут.

После получения ходатайства и документов администрация начнет рассмотрение вопроса по смене ВРИ. Данный орган местного самоуправление обязан принять решение либо об удовлетворении требований заявителя, либо отказать собственнику в проведении процедуры.

Для получения результатов посетите администрацию. Не забудьте взять с собой документ, удостоверяющий личность. Доверенные лица также обязаны предоставить бумагу, уполномочивающую их на проведение подобных действий. Решение выдается в письменном виде. Если было решено отказать гражданину в запросе, то в бумаге обязательно указываются причины принятия подобного решения.

Если владелец участка не согласен, он может использовать полученный документ для восстановления своих прав через суд. Можно подать иск и в вышестоящие инстанции.

На основании полученного положительного решения, собственник должен подать запрос на внесение соответствующих изменений в ЕГРН. Сведения о последних в кадастровый орган направляет администрация, вынесшая решение.

В ЕГРН изменения вносятся на заключительном этапе.

Между моментом, когда орган местного самоуправления отправляет в Росреестр информацию об изменениях статуса земельного участка и самим внесением произошедших изменений должно пройти не более 15 дней. Данное правило вытекает из регламента, регулирующего информационное взаимодействие между различными ведомствами. А собственник должен быть поставлен в известность в течение 5 дней.

Если владелец участка в течение данного промежутка не был извещен официально, он имеет право самостоятельно обратиться в Росреестр и подать ходатайство об изменении содержащихся в нем данных. Основанием для этого выступает ФЗ №218, статья 33.

Далее Росреестр должен направить запрос в администрацию для подтверждения сведений, указанных в заявлении собственника. Данное действие должно быть осуществлено в течение 3 дней с момента поступления ходатайства. А владелец о внесенных изменениях должен узнать в течение 5 дней при помощи официального письменного уведомления, составленного на его имя.

Документы для изменения вида разрешенного использования земельного участка

Чтобы запустить процедуру изменения вида использования земельного участка, потребуется предоставить в соответствующие органы следующий комплект заранее собранных документов:

  • Паспорт собственника и его копия;
  • Ходатайство;
  • Декларация;
  • Оригиналы бумаг, которые доказывают, что гражданин обладает правом собственности на землю и все строения, возведенные на территории владения;
  • Паспорт кадастра на участок и иные бумаги технического характера: план, результаты землеустроительных работ и проведенной экспертизы;
  • Если собственник является индивидуальным предпринимателем – выписка из ЕГРИП;
  • В случае если право собственности имеет юр.лицо – выписка из ЕГРЮЛ;
  • При обращении доверенного лица – бумага, удостоверяющая право конкретного гражданина на совершение подобных действий, составленная владельцем;
  • Копии бумаг на имеющиеся строения.

Все собранные бумаги прикрепляются к обращению.

Заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка

Обязательно нужно представлять, что вы хотите дальше проделать с находящейся в собственности землей, то есть, собственно, для чего запускается процесс смены вида использования земель. Записав основания изменений, обратитесь в местные органы самоуправления, под контролем которых находится территория, где расположен участок земли.

Далее напишите заявление на имя исполкома, где в обязательном порядке укажите:

  • Местоположение землевладения, его кадастровые характеристики и технические сведения;
  • Основание, по которому имеете право распоряжаться данным владением, и с какого времени возникло подобное право;
  • Причины, по которым возникло желание изменить ВРИ;
  • Список преимуществ, которые появятся при смене вида пользования;
  • Просьбу выдать разрешение на данную процедуру;
  • Поставьте подпись и дату.

Декларация о смене разрешенного использования земельного участка

Данный документ является обязательным приложением к заявлению о смене вида землепользования. Никаких строгих требований к ее составлению не выдвигается, однако помните, что данная бумага – одна из базовых. По факту, именно на ее основании принимается положительное решение об изменении ВРИ: декларация подтверждает, что гражданин имеет право запускать данную процедуру. Можно заполнять бумагу по образцу, который легко найти на интернет-ресурсах юридической направленности, а можно составить самостоятельно.

Обязательно внести в документ следующие сведения:

  • Наименование органа власти, куда подается бумага;
  • Название самого документа;
  • Собственные данные: ФИО и адрес;
  • Краткая информация о владении, в которую обязательно включается категория земель и способ правообладания;
  • Собственно, просьба об изменении вида использования с обязательным пояснением причин данного решения;
  • Указание на то, что совладельцы и собственники прилегающих участков не возражают против планируемых изменений, а также на наличие бумаг, которые предоставляют право изменить ВРИ;
  • Подпишите документ и проставьте дату.

На первый взгляд может показаться, что данный документ полностью идентичен заявлению. Однако это совершенно не так: ходатайство выражает просьбу, а декларация – уже по факту завершенное действие. Это означает, что декларация наделяется юридической силой после постановки подписи на заявлении и продолжает проведение процедуры.

Она служит основанием для выдачи акта, в котором будет прописано разрешение на требуемые изменения и внесение их в реестр кадастра.

Сроки изменения вида разрешенного использования земельного участка

Время принятия решения в первую очередь зависит от качества работы комиссии, рассматривающей ходатайство, и обстоятельств дела. Иногда процедура затягивается на 30 дней. Но сам процесс регистрации занимает в несколько раз меньше времени – примерно 10-12 дней.

Сколько стоит изменение вида разрешенного использования земельного участка

Цена изменение ВРИ установлена налоговым законодательством РФ. Для собственников-граждан она составляет 2 000 рублей. Организациям, оформленным в качестве юридических лиц, данные изменения обойдутся дороже: фирме необходимо заплатить 22 000 рублей.

Что будет, если не изменять вид разрешенного использования

В случае если на участке производится деятельность, не предусмотренная установленным для нее видом использования, ее владелец будет подвергнут административному наказанию со стороны государства.

В его качестве выступает штраф:

  • До 1% от стоимости, указанной в кадастре. Однако есть предел, меньше которого заплатить не удастся: 10000 рублей. Данный штраф выплачивается, если использование земель не соответствует их целевому назначению;
  • До 0,5% от стоимости, прописанной в кадастре, но не меньше, чем 3 тысячи рублей – если не производится ведение сельского хозяйства на выделенной для этого территории (к примеру, неиспользование пашни);
  • До 1,5% от стоимости, занесенной в кадастр, если не ведется строительство на участках, выделенных под ИЖС.
Читайте также:
Под термином коррупция понимается правонарушение в виде

“Письмо” Росреестра от 09.10.2022 N 13-00290/20 “Об изменении вида разрешенного использования земельного участка”

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 9 октября 2022 г. N 13-00290/20

ОБ ИЗМЕНЕНИИ
ВИДА РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Управление законодательства в сфере регистрации недвижимости и кадастровой деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотрело обращение по вопросам, связанным с установлением (изменением) видов разрешенного использования земельных участков, и сообщает.

В соответствии с пунктом 5.26(7) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее – Положение), Росреестр осуществляет в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения.

Вместе с тем, по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921, вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН, о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:

градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе “Заключение кадастрового инженера” приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;

разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана, далее – Приложение);

акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);

вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);

проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.

Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ.

Пунктом 14 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются в том числе территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка. Указание вида разрешенного использования образуемых земельных участков в решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в иных случаях не основано на законе и не позволяет указывать его в межевом плане.

Согласно пунктам 3 и 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) в текстовой части проекта межевания территории указывается в том числе вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ; вид (виды) разрешенного использования лесного участка (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2022 N 254-ФЗ “Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 254-ФЗ) виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры, указанных в статье 2 Закона N 254-ФЗ, определяются утвержденной документацией по планировке территории таких объектов инфраструктуры.

Пунктом 35 Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 564, в разделе 2 “Проект межевания территории. Текстовая часть” должна содержаться информация о виде разрешенного использования образуемых земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов и объектов капитального строительства, проектируемых в составе линейного объекта, а также существующих земельных участков, занятых линейными объектами и объектами капитального строительства, входящими в состав линейных объектов, в соответствии с проектом планировки территории.

Дополнительно полагаем необходимым отметить, что проектом поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 496293-7 “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)” (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года) предлагается установить случаи, при которых вид разрешенного использования образуемых земельных участков может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка.

Читайте также:
Виды договора поставки в гражданском праве

Начальник Управления
законодательства в сфере
регистрации недвижимости
и кадастровой деятельности
Э.У.ГАЛИШИН

Смена вида разрешенного использования земельного участка сельхозназначения

В рамках рубрики «Вопрос – ответ» Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости.

Нередко у владельцев земельных участков возникает неразбериха, к какому виду разрешенного использования (ВРИ) относится их участок, какую деятельность на нём можно осуществлять, а какую нет, и в каких случаях ВРИ следует менять. Вопросы крайне серьезные, так как ВРИ является главным фактором при определении кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, за использование земельного участка не по целевому назначению полагается административное наказание в виде штрафа.

В этом материале подробно расскажем, какие бывают виды разрешенного использования земельных участков, что стоит учитывать, если вы собрались строить на участке дом или разводить сельскохозяйственных животных, и как можно поменять ВРИ, если это все-таки необходимо.

Классификатор видов разрешенного использования

Разрешенное использование земельного участка – это характеристика, отвечающая на вопрос как именно можно использовать земельный участок, в частности, что на нем можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования.

Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты. Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают: виды разрешенного использования земельных участков, какие объекты недвижимости можно строить, их параметры по высоте и т.д.

ВАЖНО! Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушания. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, какие – после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Данные разграничения устанавливаются для обеспечения защиты населения и обеспечения комфортных условий проживания.

Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2022 года П/0412. На основании этого классификатора муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.

Классификатор содержит 13 ВРИ:

1. Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство и т.д.);

2. Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка и т.д.);

3. Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение и т.д.)

4. Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины и т.д.)

5. Отдых (рекреация) (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка и т.д.)

6. Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь и т.д.)

7. Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт и т.д.)

8. Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы РФ и т.д.)

9. Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность и т.д.)

10. Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации и т.д.)

11. Водные объекты (гидротехнические сооружение и т.д.)

12. Земельные участки (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории и т.д.)

13. Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).

Основные виды разрешенного использования характеризуют основной вид деятельности, для целей ведения которой приобретается и используется земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование).

Условно разрешенные виды использования земельных участков применяются при необходимости расширить способы использования земли – к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку. Порядок получения разрешения на условно разрешённый ВРИ установлен Градостроительным кодексом РФ.

Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.

Как узнать, какой ВРИ у вашего земельного участка

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка.

Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках объекта недвижимости. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале Госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра».

В этом случае информация будет указана в разделе «Виды разрешенного использования».

Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.

Какой ВРИ подходит для строительства на участке индивидуального жилого дома

В данном случае подойдут следующие виды разрешенного использования:

· 2.1 – «Для индивидуального жилого строительства». На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры;

· 2.2 – «Для ведения личного подсобного хозяйства». Здесь можно не только строить жилой или садовый дом, но и производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных;

· 13.2 – «Ведение садоводства». Такие участки предусмотрены для отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Также здесь можно строить дома – жилые и садовые.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если у вашего участка основной ВРИ 13.1 «Ведение огородничества», то строительство жилого и садового дома на нем запрещено. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Не стоит путать данный вид с 13.2 «Ведение садоводства», где строительство жилого дома допускается.

Аналогичная ситуация с ВРИ 1.16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2.2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает.

ВАЖНО! Если вид разрешенного использования вашего земельного участка не соответствует обозначенным выше, то для того, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, вам потребуется изменить ВРИ.

Читайте также:
Виды опьянения в уголовном праве

Чем следует руководствоваться при желании разводить на участке сельскохозяйственных животных

Согласно Классификатору, разведение сельскохозяйственных животных разрешено на землях сельскохозяйственного назначения. В частности, на участках с такими видами разрешенного использования, как 1.7 «Животноводство», 1.8 «Скотоводство», 1.10 «Птицеводство» и т.д.

В то же время многие садоводы и огородники интересуются, возможно ли заводить скот или домашнюю птицу на садовых и дачных участках. Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит запрет на содержание сельскохозяйственных животных на садовых земельных участках.

В то же время при желании завести сельскохозяйственных животных на земельных участках, предназначенных для садоводства, следует учитывать региональные и местные правовые акты, правила землепользования и застройки, а также санитарные и ветеринарные правила. В частности, в градостроительном регламенте для определенной территориальной зоны могут, к примеру, содержаться как ограничения на содержание скота и домашней птицы в личных целях, так и прямое указание на возможность вести такую деятельность.

Поэтому в первую очередь необходимо уточнить особенности регулирования данного вопроса в местной администрации.

Как поменять основной ВРИ земельного участка: порядок действий

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Для начала необходимо уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте.

В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.

В данном случае собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра от 19.08.2022 № П/0310.

Обратите внимание: Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

ВАЖНО! Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости, а также величины земельного налога.

Патентная система налогообложения в 2022 году (нюансы)

  • ПСН: суть и виды деятельности
  • Переход на патентную систему налогообложения
  • Какие налоги заменяет патентная система налогообложения
  • Налоговый учет при патентной системе налогообложения
  • Когда предприниматель может потерять право на использование патента
  • Пример расчета стоимости патента
  • Плюсы и минусы ПСН
  • Итоги

ПСН: суть и виды деятельности

Смысл этого специального режима состоит в получении предпринимателем от налоговых органов особого документа — патента. Он выступает в качестве разрешения на ведение какого-либо вида коммерческой деятельности. Патент — это своего рода плата за осуществление деятельности. Получить (а лучше сказать — купить) его можно на любой срок, но не более 12 месяцев (п. 5 ст. 346.45 НК РФ) и только на один вид деятельности (п. 1 ст. 346.45 НК РФ). На несколько видов коммерческой деятельности должны быть приобретены разные патенты.

Патентную систему налогообложения могут использовать только индивидуальные предприниматели, к предприятиям она никакого отношения не имеет. Для предпринимателей патентная система налогообложения выступает прекрасным шансом попробовать себя в небольшом бизнесе, ведь документ можно приобрести хоть на 1 или 2 календарных месяца. Патентная система налогообложения не требует составления и сдачи налоговой декларации по ней, что является еще одним доводом в пользу перехода на нее начинающими предпринимателями.

ВНИМАНИЕ! В Госдуму внесен законопроект, согласно которому ПСН смогут применять субъекты МСП. Также чиновники предлагают установить новые лимиты для спецрежима. Подробности см. здесь.

Виды деятельности, которые попадают под налогообложение способом патента, прописаны в ст. 346.43 НК РФ. Список насчитывает 63 наименования разрешенной деятельности. При этом органы местной власти имеют право на региональном уровне дополнять его, но не уменьшать. Если сравнивать виды деятельности патентной системы налогообложения с ЕНВД, то нельзя не остановиться на очевидном сходстве. В основном применение этих двух налоговых систем предполагает оказание определенных услуг и торговлю в розницу.

Производство в рамках патентной системы налогообложения не предусмотрено, но возможно оказание так называемых услуг производственного характера, которые непосредственно связаны с изготовлением чего-либо. Например, к ним можно отнести изготовление посудных принадлежностей, ковровых изделий, сельскохозяйственного инвентаря, очковой оптики и т.д.

ВАЖНО! С 2022 года нельзя применять ПСН при реализации товаров, не относящихся к розничной торговле. А маркируемые лекарства нельзя продавать даже в рамках медицинской и фармацевтической деятельности. Подробнее см. здесь.

Переход на патентную систему налогообложения

Для того чтобы получить патент, предприниматель должен подать заявление о своем намерении в налоговую инспекцию минимум за 10 дней до начала применения ПСН.

Форму заявления можно скачать здесь.

В свою очередь, налоговым органам предписано выдать патент в течение 5 дней с даты принятия такого заявления, при условии что плательщик имеет право применять данный налоговый режим (п. 3 ст. 346.45 НК РФ). При этом сам патент (или уведомление об отказе в его выдаче) предприниматель получает под расписку у налоговых специалистов.

ВНИМАНИЕ! Если предприниматель направил заявление на получение патента через «Личный кабинет ИП» или по телекоммуникационным каналам связи, он получит его в электронном виде. Получать в налоговой бумажный патент при этом больше не требуется.

Что будет, если ИП просрочит подачу заявления на патент, узнайте здесь.

С 2014 года предприниматель может заявить о своем желании перейти на патентный налоговый режим одновременно с регистрацией ИП, что является еще одним достоинством патента для начинающих предпринимателей.

Как уже было сказано ранее, патентную систему налогообложения могут использовать только индивидуальные предприниматели. Но и для них существуют определенные ограничения:

  • Количество персонала — не более 15 человек. Причем не только в отношении деятельности, по которой установлена патентная система налогообложения: учету подлежат все сотрудники данного предпринимателя по всем видам деятельности.
  • Превышение дохода 60 000 000 рублей. Он определяется по нарастающей с 1-го числа календарного года, в котором предприниматель начал патентную деятельность. На практике нередко возникают ситуации, когда плательщик совмещает несколько налоговых режимов. Доходы, как и работники, считаются в совокупности по всей деятельности. В противном случае ИП потеряет право на применение патентной системы налогообложения.
Читайте также:
Виды возражений в продажах

О совмещении ПСН и УСН читайте здесь.

Налоговые органы не должны в обязательном порядке выдавать заявителю патент. Они могут оформить отказ на основании нескольких причин (п. 4 ст. 346.45 НК РФ):

  • В заявлении проставлен тот род деятельности, который не имеет никакого отношения к патентной системе налогообложения.
  • Предоставление заявления не на унифицированном бланке или с нарушениями в заполнении необходимых элементов.
  • Указание в заявлении неверного срока действия документа, например, 18 месяцев, что противоречит требованиям патентного режима.
  • Нарушение условия повторного перехода на патентный налоговый режим в случае утери права на его применение (абз. 2 п. 8 ст. 346.45 НК РФ). Заявление на использование патента в отношении деятельности, по которой он применялся ранее, может быть подано предпринимателем не ранее, чем на следующий календарный год.
  • Неуплата недоимки, которая должна быть перечислена в связи с переходом на патентную систему налогообложения.

Если предприниматель утратил право на использование патента, к примеру, в случае превышения его доходов, то он в обязательном порядке должен известить об этом свою налоговую, подав заявление в течение 10 календарных дней со дня наступления данных обстоятельств. Аналогичное заявление подается и в случае прекращения ведения деятельности, по которой применялась патентная система налогообложения. Снятие с учета проводится специалистами налоговой инспекции не позднее 5 дней с даты подачи заявления. Официальной датой снятия с учета признается день, когда предприниматель был переведен на общий налоговый режим.

При соблюдении некоторых условий предприниматели вправе не платить патент, поскольку для них определенный период действует нулевая ставка. Проверьте, можете ли вы не платить налог с помощью советов от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Какие налоги заменяет патентная система налогообложения

Патентная система налогообложения предполагает замену единым налогом уплату налогов только в отношении деятельности, по которой применяется этот налоговый режим. Единый налог, который платит предприниматель за получение патента, заменяет собой 3 налога: НДС, НДФЛ и налог на имущество физлиц. Впрочем, если предприниматель ввозит продукцию на территорию Российской Федерации, то такая операция будет облагаться НДС в общем порядке, вне зависимости, применяет ли он патент или нет.

Предприниматель на патенте должен платить страховые взносы за себя.

Кроме того он начисляет страховые взносы на фонд оплаты труда своих сотрудников. Причем с 2019 года делать это он должен на общих основаниях и по общим тарифам. До 2019 года для ИП на ПСН действовала льгота: тариф на ОПС составлял 20%, а взносы на социальное и медицинское страхование перечислять вообще было не нужно, за исключением деятельности, связанной с торговлей в розницу, общественным питанием и сдачей в аренду помещений (подп. 9 п. 1, подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ).

О тарифах страховых взносов читайте в статье «Тариф страховых взносов на 2019 – 2022 годы в таблице».

Российские законы разрешают совмещение нескольких режимов налогообложения. В этом случае ИП должен вести учет отдельно по каждому виду деятельности (режиму налогообложения).

Налоговый учет при патентной системе налогообложения

Как было отмечено ранее, патентная система налогообложения дает предпринимателю возможность не сдавать налоговую отчетность, но она не освобождает его от ведения налогового учета. Ведь с его помощью налоговые органы отслеживают доход, полученный нарастающим итогом с начала календарного года. Размер полученного дохода важен при определении права предпринимателя на получение патента или его дальнейшее использование.

ИП должен вести учет своих реальных доходов (а не возможных) в книге учета доходов при патентном налоговом режиме. Если лицо применяет наемный труд, то должен быть организован учет заработной платы своего персонала и страховых взносов. Учет он может вести самостоятельно, использовать наемный труд (иметь штатного бухгалтера или отдел бухгалтерии) либо обратиться в специализированные компании, которые осуществляют ведение учета.

Как ИП вести учет доходов и расходов при совмещении УСН и ПСН, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Хотя ИП на ПСН не должен сдавать отчетность по патентной системе налогообложения, от формирования и сдачи других отчетов он не освобождается. Подробнее об этом читайте в статье «Отчетность ИП на ПСН – плюсы и минусы».

Когда предприниматель может потерять право на использование патента

Предприниматель может быть лишен права на применение патента в следующих случаях:

  • количество персонала стало больше 15 человек;
  • полученный доход от реализации превысил 60 000 000 рублей;
  • с 2022 года — если в рамках патента по рознице была осуществлена реализация товаров, не относящихся к розничной торговле.

О том, какая продажа не относится к розничной и может повлечь слет с патента, и о других изменениях в ПСН с 2022 года читайте в этой публикации.

Если предприниматель купил патент, к примеру, на 5 месяцев, а затем после ведения деятельности в течение 3 месяцев решил прекратить ее, то он может подать в налоговую инспекцию заявление о возмещении ему уплаченной стоимости приобретенного патента за 2 оставшихся месяца.

Пример расчета стоимости патента

Стоимостная оценка патента имеет фиксированный характер. Ставка налога при этом составляет 6%. Для Крыма и Севастополя она может быть установлена в размере 4%. В течение 2018–2022 годов для вновь зарегистрированных предпринимателей еще могут действовать налоговые каникулы, предусматривающие ставку 0% в течение двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет с момента их регистрации.

В качестве налоговой базы используется потенциальный доход за год. Он устанавливается местными властями на региональном уровне. Узнать цену патента можно в налоговой инспекции или в статьях региональных законов.

Читайте также:
Виды ККМ применяемых в торговых организациях

Верхний лимит потенциального дохода в 2022 году равен 1 637 000 рублей (1 000 000 с учетом коэффициента-дефлятора в размере 1,637 — п. 7 ст. 346.43 НК РФ, приказ Минэкономразвития от 30.10.2022 № 720). Региональными законами верхний предел возможного дохода может быть увеличен в несколько раз. В отдельных случаях при расчете цены патента также могут быть учтены площадь арендного помещения, торгового зала, количество сотрудников. Если в течение года количество сотрудников уменьшилось, например, с 10 до 8 человек, то налог в меньшую сторону не пересчитывается, а если в большую — подлежит пересчету (приобретается новый патент согласно письму Минфина РФ от 29.04.2013 № 03-11-11/14921).

Налоговым периодом считается год или то количество месяцев, на которые был куплен патент.

Чтобы понять смысл расчета стоимости патента, рассмотрим простой пример.

ИП Меновщиков П. А. решил заняться в 2022 году оказанием парикмахерских услуг и приобрести патент на 5 месяцев. Региональными властями субъекта РФ установлен потенциальный доход в размере 325 000 рублей. Рассчитаем годовую стоимость патента.

Она будет равна 325 000 рублей × 6% = 19 500 рублей. Стоимость патента в месяц будет составлять 19 500 рублей / 12 = 1 625 рублей. Соответственно, стоимость патента для ИП Меновщиков П. А. на 5 месяцев 2022 года составит 1 625 рублей × 5 месяцев = 8 125 рублей.

Согласно местному законодательству величина потенциального дохода увеличивается при увеличении штата сотрудников. Если ИП Меновщиков будет иметь штат персонала не более 5 человек, то возможный доход по закону субъекта в нашем примере будет равен 600 000 рублей. Тогда стоимость патента на год будет пересчитана в большую сторону: 600 000 рублей × 6% = 36 000 рублей. Цена патента за месяц составит 36 000 рублей / 12 месяцев = 3 000 рублей. Итого предприниматель должен заплатить за 5 месяцев использования патента: 3 000 рублей × 5 месяцев = 15 000 рублей.

Рассмотрим пример, когда количество сотрудников увеличилось в середине действия патента.

Всё тот же ИП Меновщиков П. А., отработав самостоятельно 4 полных месяца, решил принять на работу 3 человек на оставшийся 5-й месяц действия патентной системы налогообложения. На 3 новых работников он должен дополнительно купить патент на 1 оставшийся месяц срока действия патента. Так как он принял количество работников до 5 человек, то цена патента будет рассчитываться, исходя из наших предположительных 600 000 рублей.

Получаем цену патента на 5-й месяц деятельности предпринимателя: 600 000 рублей × 6% / 12 месяцев = 3 000 рублей. Именно на эту сумму ИП Меновщиков должен приобрести новый патент на 3 своих новых сотрудников.

После окончания действия 2 патентов ИП Меновщиков П. А. может приобрести новый патент на желаемый период, но уже исходя из другого размера потенциального дохода, принятого властями его региона, например, 900 000 рублей. Размер этого дохода изменится по причине увеличения количества работающего персонала с 5 до 8 человек.

Перечислять налог нужно одной суммой, если срок патента не превышает 6 месяцев или двумя суммами, если патент оформлен на 6-12 месяцев. В каком размере нужно перечислять налог при ПСН и какую отсрочку могут получить предприниматели, работающие в пострадавших отраслях, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Больше о расчете стоимости патента узнайте здесь.

Плюсы и минусы ПСН

Рассмотрим и обобщим плюсы и минусы применения патентной системы налогообложения.

К плюсам патентного режима налогообложения можно отнести следующие аспекты:

  • Предприниматель может самостоятельно определить срок действия специального налогового режима (патента). Это дает начинающему бизнесмену прекрасную возможность оценить потенциал рынка, на котором он планирует работать, и доходы от коммерческой деятельности.
  • Не нужно сдавать налоговые декларации, что существенно облегчает жизнь предпринимателей. Однако это не освобождает их от ведения налогового учета своих доходов.
  • Региональные власти имеют право расширять список наименований деятельности, на которые могут быть выданы патенты, что также дает дополнительные возможности для малого бизнеса.
  • Простая схема перечисления налогов, которая не зависит от результатов конечной деятельности. Цена патента определяется налоговой инспекцией, исходя из потенциального дохода за год. Его устанавливают местные власти на региональном уровне.
  • Возможность приобретения патентов на несколько видов осуществляемой деятельности и в нескольких регионах страны.
  • Цена патента уменьшается на сумму перечисленных страховых взносов, как это делается при УСН «доходы».

Конечно, патентный режим налогообложения не обошелся и без минусов:

  • Режим могут использовать только ИП. Предприятия не попадают в эту категорию.
  • В основном патентная коммерческая деятельность подразумевает бытовые услуги и торговлю в розницу.
  • Жесткое ограничение по количественной численности сотрудников — всего 15 человек. Учету подлежат все сотрудники предпринимателя.
  • Площадь помещения обслуживания должна быть не больше 50 кв. м..

Итоги

Каждый предприниматель должен самостоятельно оценить риски, возможности и потенциальный доход при разных режимах налогообложения и сделать выбор в пользу наиболее выгодного. Патентный режим налогообложения особенно подходит для начинающих свое дело предпринимателей, так как освобождает от расчета налогов и сдачи налоговых деклараций.

Узнать, на какой КБК должна быть зачислена стоимость патента, можно в статье «КБК на патент для ИП в 2022 году (нюансы)».

Патентная система для ИП в 2022 году

Что изменится с 1 января?

Сначала напомним, как устроен патент. Если уже знаете, можете сразу перейти к новостям.

В чём суть патентной системы налогообложения (ПСН)

Патент — это право вести бизнес на ограниченной территории. На один вид деятельности выдают один патент.

Получить патент можно на любой срок от 1 до 12 месяцев в рамках календарного года.

Перейти на патент имеют право только ИП. Среднее количество сотрудников занятых в патентной деятельности не должно превышать 15 человек, а общие доходы — 60 млн рублей в год.

На патенте не сдают декларацию. Из обязательного — вовремя платить налог и вести Книгу учёта доходов (КУД), но отправляют её только по запросу налоговой.

Читайте также:
Виды обособленных подразделений юридического лица

Как рассчитать налог и что такое потенциальный возможный доход

Патентную систему называют родной сестрой ЕНВД, потому что сумма налога тоже не зависит от фактического дохода.

Стоимость патента на год: потенциальный доход (ПД) × 6%. В Крыму и Севастополе ставка составляет 4%, на налоговых каникулах — 0%.

Потенциальный доход — это налоговая база. Цифру потенциального дохода берут из регионального закона. Реальный доход может превышать потенциальный, они друг на друга не влияют.

Разбираться в формулах не обязательно: на сайте налоговой есть удобный калькулятор для расчёта стоимости патента.

Как изменится патент в 2022 году

23 ноября президент подписал Федеральный закон № 373 об изменении в патентной системе налогообложения. Поправки вступают в силу 1 января 2022 года.

Смысл изменений в том, чтобы сделать удобным переход с ЕНВД на патент.

Для этого расширили список видов деятельности на ПСН, увеличили предельную площадь зала для розницы и общепита с 50 до 150 квадратных метров. А главное — разрешили уменьшать стоимость патента на страховые взносы.

Предпринимателям не придётся ломать голову с выбором режима налогообложения. Почти все, кто работают на вменёнке, смогут перевести бизнес на патент с 1 января 2022 года.

Регионы будут сами решать, для каких видов деятельности можно применять патент

Сейчас в ст. 346.43 НК РФ указан закрытый список из 63 видов деятельности по патенту, регионы вправе дополнить его бытовыми услугами.

С 1 января 2022 года перечень расширят до 80 видов деятельности и он превратится в рекомендованный, а регионы станут самостоятельно определять виды деятельности по патенту. Это значит, что в конкретном регионе их может быть больше, чем в НК, а может быть и меньше. Вдобавок власти на местах могут ввести дополнительные ограничения по физическим показателям бизнеса: по площадям торговых залов, количеству транспорта и другим.

Чтобы понять, подходит ли вам патентная система, загляните в закон своего региона или просто откройте калькулятор.

Из-за того, что поправки в Налоговый кодекс приняли только в конце ноября, не все регионы успели внести изменения в свои законы. По этой же причине пока не обновился калькулятор для расчёта стоимости патента. Даже если в вашем регионе новый закон не появится до конца года, налог рассчитают по правилам 2022 года и патент всё равно выдадут.

Чем нельзя заниматься на патенте

C 1 января 2022 года в Налоговом кодексе появится перечень видов деятельности, по которым применять патент запрещено. Регионы обязаны соблюдать эти ограничения.

  1. Розничная торговля и общепит с площадью зала более 150 квадратных метров.
  2. Оптовая торговля и работа по договорам поставки.
  3. Грузовые и пассажирские перевозки, если ИП владеет или арендует автопарк размером более 20 машин.
  4. Сделки с ценными бумагами, кредитные и финансовые услуги.
  5. Производство подакцизных товаров, добыча и продажа полезных ископаемых.
  6. Деятельность в рамках договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом.

Ещё на патенте запрещено продавать маркированные лекарства, меха и обувь. Это ограничение продолжает действовать в 2022 году.

Уменьшение стоимости патента на страховые взносы

С 2022 года предприниматели могут вычесть из суммы налога:

  • страховые взносы за себя;
  • взносы за сотрудников;
  • уплаченные за работников пособия по временной нетрудоспособности (первые три дня больничного за счёт работодателя).

Принцип такой же, как на УСН и ЕНВД. ИП без работников вправе уменьшить налог на 100%, работодатели — до 50%. Важно, чтобы сотрудники были заняты в деятельности по патенту.

Взносы снижают налог, если они оплачены в период действия патента. Если взносов заплатили больше, чем стоит патент, остаток можно использовать для уменьшения других патентов в течение календарного года.

Для уменьшения налога нужно подать уведомление

Уведомление об уменьшении стоимости патента на оплаченные страховые взносы состоит из титульника и двух листов.

На титульнике нужно указать ИНН, код инспекции, ФИО предпринимателя, номер телефона и поставить подпись.

На листе А содержатся данные о патенте: в строке 010 — номер патента, в строке 020 — дата выдачи, в строке 030 — полная стоимость патента. На один лист помещается информация о семи патентах. Если патентов больше, нужно заполнить ещё один лист А.

На листе Б в строке 001 указывают признак налогоплательщика: если у ИП есть сотрудники по трудовому договору или исполнители по ГПХ — 1; если ИП не работодатель — 2; в строке 110 — общую сумму налога по всем патентам (сумма строк 030 из листа А); в строке 120 — сумму оплаченных страховых взносов, которые уменьшают налог.

Сумма взносов в строке 120 для ИП без сотрудников не должна превышать общую сумму налога в строке 110. А для ИП-работдателей сумма взносов в строке 120 не может быть больше 50% от общей суммы налога в строке 110.

Отправить уведомление надо в инспекцию, где приобретали патент. Если у вас, например, два патента в разных регионах, подать следует два разных уведомления, в каждую налоговую.

Уведомление можно принести в налоговую лично, отправить почтой с описью вложения или передать через личный кабинет на nalog.ru (Все сервисы → Расчеты с бюджетом → Уведомление об уменьшении налога по ПСН на сумму страховых взносов) .

Конкретные сроки подачи заявления не регламентированы. Но лучше сначала перечислить взносы, на которые хотите уменьшить стоимость патента, а дней через пять подавать само уведомление.

❗ К сожалению, не все моменты чётко прописаны в законе, а официальных разъяснений, как заполнять уведомление, пока нет. Например, некоторые эксперты предлагают указывать на листе А в строке 030 не полную стоимость патента, а лишь ту часть, которую уменьшаете в данный момент. Поэтому, если вы в чём-то сомневаетесь, лучше позвоните в свою инспекцию и спросите, какой порядок предлагают они.

Когда Эльба научится уменьшать патент на взносы

Заполнить и отправить уведомление в сервисе можно будет ориентировочно во второй половине апреля. Сейчас форма находится в разработке. Вместе с ней появится и автоматическое уменьшение стоимости патента на страховые взносы. Поэтому пока предлагаем обходной вариант.

Читайте также:
Виды опьянения в уголовном праве

Если у вас патент с одним платежом (на месяц или на квартал) — возьмите платёжку на его оплату из задачи в Эльбе, загрузите её в банк, вручную уменьшите сумму на взносы, которые оплатили в период действия патента. Только перед этим нужно подать уведомление в налоговую.

Если у вас патент с двумя платежами (на 6 месяцев или более) и подошёл срок оплаты ⅓ от его стоимости — лучше заплатить эту сумму полностью, пока не уменьшая её на взносы. Тогда вторую платёжку Эльба автоматически уменьшит на взносы. Если в итоге получится переплата по патенту, вы сможете её вернуть на расчётный счёт или зачесть в счёт будущих патентов.

Кто может работать без онлайн-кассы

Раньше в 54-ФЗ был список видов деятельности на патенте, для которых онлайн-касса обязательна.

С 1 января 2022 года, наоборот, появится перечень патентщиков, освобождённых от онлайн-касс. Это те же самые виды деятельности, что и раньше, меняется только формулировка в законе. Вместо чека нужно выдавать специальные документы. Вот пример такой квитанции.

Какие виды деятельности получили освобождение от касс:

  • ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий по индивидуальному заказу населения;
  • ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;
  • стирка, химическая чистка и крашение текстильных и меховых изделий;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;
  • ремонт мебели и предметов домашнего обихода;
  • услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;
  • реконструкция или ремонт существующих жилых и нежилых зданий, а также спортивных сооружений;
  • услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;
  • услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;
  • услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;
  • услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;
  • сбор тары и пригодных для вторичного использования материалов;
  • сдача в аренду (наем) собственных или арендованных жилых помещений, а также сдача в аренду собственных или арендованных нежилых помещений (включая выставочные залы, складские помещения), земельных участков;
  • изготовление изделий народных художественных промыслов;
  • услуги по переработке продуктов сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства для приготовления продуктов питания для людей и корма для животных, а также производство различных продуктов промежуточного потребления, которые не являются пищевыми продуктами;
  • производство и реставрация ковров и ковровых изделий;
  • ремонт ювелирных изделий, бижутерии;
  • чеканка и гравировка ювелирных изделий;
  • деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений;
  • услуги по уборке квартир и частных домов, деятельность домашних хозяйств с наемными работниками;
  • деятельность, специализированная в области дизайна, услуги художественного оформления;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • услуги платных туалетов;
  • услуги поваров по изготовлению блюд на дому;
  • услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);
  • услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);
  • охота, отлов и отстрел диких животных, в том числе предоставление услуг в этих областях, деятельность, связанная
    со спортивно-любительской охотой;
  • осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию;
  • услуги экскурсионные туристические;
  • организация обрядов (свадеб, юбилеев), в том числе музыкальное сопровождение;
  • организация похорон и предоставление связанных с ними услуг;
  • услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров;
  • оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  • производство кожи и изделий из кожи;
  • сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;
  • переработка и консервирование фруктов и овощей;
  • производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав;
  • производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  • лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;
  • деятельность по письменному и устному переводу;
  • деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;
  • сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья;
  • резка, обработка и отделка камня для памятников;
  • разработка компьютерного программного обеспечения, в том числе системного программного обеспечения, приложений программного обеспечения, баз данных, web-страниц, включая их адаптацию и модификацию;
  • помол зерна, производство муки и крупы из зерен пшеницы, ржи, овса, кукурузы или прочих хлебных злаков;
  • услуги по уходу за домашними животными;
  • изготовление и ремонт бондарной посуды и гончарных изделий по индивидуальному заказу населения;
  • услуги по изготовлению валяной обуви;
  • услуги по изготовлению сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика по индивидуальному заказу населения;
  • граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике, кроме ювелирных изделий по индивидуальному заказу населения;
  • изготовление и ремонт деревянных лодок по индивидуальному заказу населения;
  • ремонт игрушек и подобных им изделий;
  • ремонт спортивного и туристического оборудования;
  • услуги по вспашке огородов по индивидуальному заказу населения;
  • услуги по распиловке дров по индивидуальному заказу населения;
  • сборка и ремонт очков;
  • изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества;
  • переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы;
  • услуги по ремонту сифонов и автосифонов, в том числе зарядка газовых баллончиков для сифонов.

Как Эльба помогает с патентом

В сервисе вы сможете:

  • отправить заявление на патент в электронном виде;
  • автоматически сформировать Книгу учёта доходов;
  • получать напоминания и формировать платёжки на оплату налога;
  • вести раздельный учёт доходов по патенту и УСН.

Заполнить электронное заявление в Эльбе куда проще, чем разбираться с бумажной формой на нескольких листах. И вероятность допустить ошибку гораздо меньше. Поставьте в Реквизитах галочку напротив патентной системы и нажмите «Создать заявление на патент».

Обычно заявление подают минимум за 10 рабочих дней до начала деятельности, но из-за отмены ЕНВД сделали временное исключение. Чтобы получить патент с 1 января 2022 года, подать заявление нужно до 31 декабря 2022 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: