Российская трудовая инспекция: ее полномочия и функции

Задачи и функции Государственной инспекции труда

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные функции:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

Информация об изменениях:

Статья 356 изменена с 1 июля 2022 г. – Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 220-ФЗ

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 356 ТК РФ

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

Информация об изменениях:

абзац седьмой утратил силу с 1 января 2007 г.;

Информация об изменениях:

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

Читайте также:
Как считается общий стаж по трудовой книжке
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 356 ТК РФ. Основные полномочия федеральной инспекции труда (действующая редакция)

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

абзацы одиннадцатый – двенадцатый утратили силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

Читайте также:
Входит ли декретный отпуск в трудовой стаж

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 356 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена полномочиям федеральной инспекции труда, посредством которой реализуются стоящие перед ней задачи. Федеральная инспекция труда в своей деятельности не должна выходить за пределы своей компетенции, иначе она будет либо препятствовать надзорно-контрольной деятельности других уполномоченных на то государственных органов, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Государственные инспекторы труда и работники организаций должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда для предотвращения подобных случаев.

2. Одно из основных направлений деятельности федеральной инспекции труда – проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории. Основания для проверок – поступающие в федеральную инспекцию труда заявления и жалобы трудящихся; материалы средств массовой информации, данные статистики; судебной, прокурорской практики; материалы проверок, прежде всего технической и правовой инспекций профсоюзов, других общественных организаций.

Еще одно важное полномочие федеральной инспекции труда – запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Во время регулярно организуемых приемов ей предоставлена возможность непосредственного общения с любыми заинтересованными гражданами, в первую очередь с работниками.

Указанные источники информации служат исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т.е. по конкретному факту правонарушения. Так, федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно (см. ст. ст. 229, 230 и коммент. к ним).

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489. Важно знать, что такие проверки нельзя проводить чаще чем один раз в три года.

Федеральная инспекция труда наделена полномочием привлекать экспертов, экспертные организации к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Эти эксперты (экспертные организации) не могут состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, а также быть аффилированными лицами проверяемых лиц (см. ч. 6 ст. 12 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей). Их помощь может оказываться в различных формах: консультации, обследования, дача заключений по конкретным вопросам. Таким образом обеспечивается потребность в специальных познаниях в области здравоохранения и техники безопасности при анализе материалов о нарушении законодательства по безопасности труда.

3. Важным участком работы федеральной инспекции труда служит предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в ее компетенцию входит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вплоть до ввода их в эксплуатацию.

4. По результатам проверок федеральная инспекция труда:

– выдает обязательные предписания об устранении нарушений;

– составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных ей полномочий;

– подготавливает необходимые материалы, на основании которых ставит вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности;

– в соответствии с законодательством РФ рассматривает дела об административных правонарушениях (см. ст. 362 и коммент. к ней).

5. Федеральная инспекция труда вправе принимать и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав. Она уполномочена также на принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

6. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.05.2012 N 581н. В соответствии с этим Регламентом федеральная инспекция труда информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права актов.

Читайте также:
Куда пожаловаться на трудовую инспекцию

7. Регулярный анализ материалов проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда также относится к компетенции федеральной инспекции труда. Собранные в ходе проверок материалы направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

Доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подлежат ежегодной публикации. Они подготавливаются по Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 N 215.

Доклады надзорно-контрольных органов направляются в Минэкономразвития России, которое подготавливает сводный доклад о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля за отчетный год и представляет его в Правительство РФ до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (п. 7 Правил).

Содержащиеся в докладах сведения являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством РФ (п. 8 Правил).

8. Федеральная инспекция труда уполномочена осуществлять надзор и контроль:

– за реализацией прав работников на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (см. ст. ст. 183, 184 и коммент. к ним).

Российская трудовая инспекция: ее полномочия и функции

С вашей стороны на проверке должен присутствовать руководитель или должностное лицо.

Инспектор составляет акт по итогам проверки

И выдаёт вам один экземпляр заключения. Если вы возражаете против результатов инспекции или конкретных действий инспектора во время проверки, напишите об этом в акте.

Вы узнаёте, что и когда нужно исправить

Инспектор прилагает к своему решению предписание, протоколы экспертиз. В предписании укажут, какие ошибки нужно исправить и в какие сроки. По истечении этого времени инспектор проведёт повторную проверку. Если вы не успеете исправить нарушения, придётся заплатить штраф .

Инспектор ставит отметку в журнале учёта проверок

Проверяющий должен оставить запись в вашем журнале об итогах проверки, указать дату и время проведения проверки и подписаться под итоговым решением.

Вы обжалуете результат, если ваши права нарушили

Если вы не согласны с результатом проверки, подайте заявление в трудовую инспекцию в течение 15 календарных дней. Приложите к нему документы, доказывающие вашу правоту.

Организацию и порядок проведения плановых проверок регламентируют ст. 9 и 16 ФЗ-294 .

Внеплановые проверки

Проводятся, если истёк срок исполнения предписания или в трудовую инспекцию поступило обращение об определённом нарушении.

Порядок проведения такой проверки:

Инспекция получает обращение с жалобой

Перед тем как привести его в исполнение, инспекция проверит, кто направил запрос, — анонимные не рассматривают. Однако инспектор должен хранить имя заявителя в тайне .

Прокуратура согласовывает проверку

Выездную внеплановую проверку согласовывает прокуратура. Она может отказать в проведении проверки, если не найдёт для неё оснований.

Проверку проводят без согласования с прокуратурой в следующих случаях:

  • нарушены права неоформленных работников (ИП и подрядчиков в том числе), работодатель не захотел заключать трудовой договор или сделал это неправильно;
  • нарушения трудового законодательства угрожают жизни и здоровью сотрудников.

Пожаловаться на это может кто угодно, не только нынешние, но и бывшие сотрудники, жёны бывших сотрудников, ваш конкурент или журналист.

Приходит уведомление о начале проверки

Вас уведомят по электронной почте не менее чем за 24 часа до начала проверки. Могут приехать без предупреждения, если есть угроза жизни и здоровью сотрудников или работодатель не хочет заключать трудовой договор.

Приезжают проверяющие

Если поводом для визита стало истечение срока предписания предыдущей проверки, инспектор должен исполнить предписание: проверить исправление нарушений и, если потребуется, выписать штраф. Процесс проверки идентичен процессу при плановом визите. Его регламентирует ст. 10 ФЗ-294.

Документарные проверки

Их проводят в офисе трудовой инспекции. Инспектор к вам не поедет, но запросит документы, изучит акты предыдущих проверок и уведомления о начале предпринимательской деятельности.

Вы должны предоставить копии или электронные версии запрашиваемых документов в течение 10 рабочих дней ( ч. 4 и 5 ст. 11 ФЗ-294 ). Если в процессе проверки инспектор нашёл ошибки или несоответствия, он запросит пояснения. Их нужно сдать в те же сроки.

Выездные проверки

Назначают, если инспектору необходимо лично убедиться в достоверности сведений о предпринимательской деятельности (ч. 3 ст. 12 ФЗ-294).

Во время выездной проверки смотрят:

  • документы юрлица или ИП;
  • состояние работников;
  • состояние имущества: территории, зданий, строений, оборудования, транспорта, производимых и реализуемых товаров.

Выездную проверку проводят так же, как и внеплановую: только при предъявлении инспектором служебного удостоверения и в присутствии руководства компании.

Как подготовиться к визиту трудовой инспекции

К визиту трудового инспектора нельзя подготовиться за сутки. Занимайтесь охраной труда систематически: проводите аудиты, инструктажи, медосмотры сотрудников и оценку условий труда.

Наймите специалиста по охране труда или научитесь сами

Если в штате менее 50 человек, охраной труда может заниматься руководитель. Для этого нужно пройти платное обучение в центре, аккредитованном Минтрудом России, получить диплом и удостоверение. Те же самые правила действуют и для индивидуальных предпринимателей.

Читайте также:
Работа во внеурочное время: трудовой кодекс

Если в штате более 50 сотрудников, нужно нанять специалиста.

Проводите инструктажи

Для всех новых сотрудников, с которыми вы заключаете трудовой договор, нужно проводить вводный инструктаж (в том числе если вы ИП). Дату, время и результат инструктажа записывайте в специальном журнале. Попросите сотрудников оставить подпись рядом с этой записью и подтвердить, что они прошли проверку.

Инспектор захочет посмотреть этот журнал, когда приедет с визитом. Если обнаружит, что инструктаж не провели, оштрафует .

Организуйте медосмотры для сотрудников

Медосмотр — это не самостоятельная диспансеризация в поликлинике. Работодатель организует и оплачивает медосмотр, а медицинский центр, у которого есть лицензия на такой вид деятельности, его проводит.

Кому и как часто нужно проходить медосмотр, разъясняет закон. Регулярность зависит от должности и условий работы. Например, работник общепита посещает врачей один раз в год , машинист крана — один раз в два года. Есть исключения: сотрудников младше 21 года, занятых на любой работе, нужно отправлять на медосмотр раз в год.

По поводу офисных сотрудников, работающих за компьютерами (бухгалтеров, операторов, менеджеров), в законе конкретных указаний нет. Общая практика такова: если условия труда в норме, отсутствуют вредные и опасные факторы, медосмотр проводить необязательно.

Проводите специальную оценку условий труда (СОУТ)

Это нужно делать в любой компании и любому ИП с наёмными работниками раз в пять лет. Спецоценкой занимаются организации, аккредитованные министерством труда. Они смотрят на условия работы и вредные факторы (количество света, шума и пыли в помещении) и проверяют их соответствие нормам.

После проверки эксперт всё описывает в отчёте, а вы подаёте об этом декларацию в Роструд и знакомите сотрудников под подпись с результатами проверки их рабочих мест.

Российская трудовая инспекция: ее полномочия и функции

Роль федеральной инспекции труда в защите трудовых прав работников определяется тем, что именно этот орган является специализированным по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права. Сфера деятельности государственной инспекции труда по применению норм трудового права не ограничена. Государственная инспекция труда, как и прокуратура, может принимать меры по защите любых трудовых прав работников. Однако, в отличие от прокуратуры, она является специализированным органом по применению норм трудового права, тогда как органы прокуратуры призваны обеспечивать соблюдение всех без исключения норм законодательства. Поэтому применение норм трудового права для органов прокуратуры является одним из направлений деятельности. Несмотря на важность деятельности в данном направлении, органы прокуратуры не в состоянии обеспечить реализацию норм трудового права в полном объеме.

По этой причине созданы специальные органы, осуществляющие государственный надзор исключительно за соблюдением норм трудового права. Одним из главных специализированных органов по надзору за соблюдением норм трудового права является государственная инспекция труда, находящаяся в ведении Федеральной службы по труду и занятости, входящей в Министерство здравоохранения и социального развития России.

В соответствии с ч. 1 ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда – единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ. До издания Президентом РФ Указа от 20.07.1994 “Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции)” функции по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства исполняли профсоюзы, которые создаются по профессиональному и отраслевому принципам. В связи с этим существовали отраслевые инспекции труда, которые в своей деятельности могли учитывать отраслевую специфику в регулировании трудовых отношений.

К основным международно-правовым источникам в сфере надзора и контроля следует отнести Конвенцию N 81 (1947 г.) об инспекции труда в промышленности и торговле, Протокол к этой Конвенции (1995 г.), Конвенцию N 150 (1978 г.) о регулировании вопросов труда, Конвенцию N 155 (1981 г.) о безопасности и гигиене труда в производственной среде, которые были ратифицированы Федеральным законом от 11.04.98.

Конвенция N 81 (1947 г.) ориентирует государства-участников на закрепление в национальном законодательстве, регламентирующем деятельность инспекций труда, следующих основных положений:

1) закрепление государственного статуса инспекций труда, обязательность и широта охвата их контролем организаций, реализующих нормы трудового права;

2) установление системы правовых гарантий в деятельности инспекций в виде предоставления им исключительных полномочий по определению пределов вмешательства в рамках предмета контроля, возложения корреспондирующих обязанностей на подконтрольных лиц;

3) создание материальных и организационных условий деятельности инспекций со стороны государства, обеспечивающих их независимость;

4) соблюдение тайны обращения в целях ограждения заявителей от преследований со стороны работодателя за критику его действий;

5) гласность результатов инспектирования, включение инспекций в систему сотрудничества по вопросам их компетенции со всеми заинтересованными структурами, в том числе с самими участниками трудовых отношений.

В ст. 2 Конвенции N 81 сказано о том, что система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспекторы обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и к охране трудящихся в процессе их работы. Следовательно, деятельность государственной инспекции труда по применению норм трудового права не может быть ограничена законодательством, она имеет всеобщий характер.

Данное положение воспроизведено в содержании действующего законодательства.

Принцип всеобщности и обязательности контроля государственной инспекции труда отражен в содержании ст. 354 – 355 ТК РФ. Из этих норм следует, что при проведении инспекций организаций любых форм собственности должностные лица государственной инспекции труда независимы и подчиняются только требованиям законодательства. Провозглашая государственным надзор и контроль за соблюдением норм трудового права, Конвенция N 81 (1947 г.) допускает вариативность национальных моделей системы государственных инспекций труда, подчеркивая при этом необходимость единства ее органов. В ст. 4 Конвенции N 81 сказано о том, что в той степени, в какой это совместимо с административной практикой члена организации, инспекция труда может находиться под наблюдением и контролем центральной власти. В случае федеративного государственного устройства выражение “центральный орган” может означать либо центральный орган федерации, либо центральный орган одной из составных частей федерации. Контроль центральной власти за деятельностью инспекции труда мог быть обеспечен и в том случае, если бы она осталась в ведении профсоюзов. Например, действия должностных лиц государственной инспекции труда могли бы обжаловаться и в соответствующий центральный орган, и в суд, поэтому ради сохранения отраслевой составляющей в деятельности государственной инспекции труда, по нашему мнению, можно было бы пойти на оставление инспекции труда в ведении профсоюзов с установлением соответствующих форм контроля со стороны государственной власти за ее деятельностью. Конечно, в настоящее время передача государственной инспекции обратно в ведение профсоюзов невозможна. Однако необходимо, по нашему мнению, внедрять новые методы в организацию работы государственной инспекции труда с тем, чтобы отраслевая составляющая опять стала основной в ее деятельности.

Читайте также:
Основания возникновения трудовой правосубъектности работника

Российская система государственной инспекции труда как органа по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права построена по принципам подчиненности федеральной исполнительной власти. Важно иметь в виду, что российский законодатель относит правовое регулирование деятельности государственной инспекции труда к компетенции Правительства РФ, закрепляя в ч. 2 ст. 354 ТК РФ правило о том, что положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ. Регламентация, осуществляемая федеральной исполнительной властью, является обязательной для всех подразделений государственной инспекции труда.

В ст. 5 Конвенции N 81 сказано, что компетентный орган власти принимает соответствующие меры для того, чтобы содействовать эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, государственными и частными учреждениями – с другой, а также предпринимателями и трудящимися или их объединениями. С целью выполнения этого требования международно-правового акта в содержании трудового законодательства включена ст. 365 ТК РФ. В соответствии с этой нормой Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по надзору и контролю в соответствующей сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями. Обращение перечисленных органов и организаций в государственную инспекцию труда является основанием для возникновения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права с участием государственной инспекции труда. В рамках этих отношений государственная инспекция труда может использовать документы перечисленных органов и организаций для выявления нарушений трудовых прав работников, а также для устранения выявленных нарушений путем издания правоприменительного акта. Данное взаимодействие с другими органами и организациями может стать стимулом к реальному выполнению инспекцией труда ее координаторской функции по защите трудовых прав, которая на практике почти незаметна.

Использование государственной инспекцией труда норм трудового права происходит в виде выдачи предписания, обязательного для исполнения.

В ст. 2, 17, 18 Конституции РФ провозглашено непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, обеспечение их реализации отнесено к обязанностям государства, что им исполняется и через деятельность органов исполнительной власти. Поэтому выдача государственной инспекцией труда предписаний об устранении нарушений трудовых прав граждан, на наш взгляд, является одним из направлений деятельности органов исполнительной власти, предусмотренных в перечисленных конституционных нормах.

Сложнее обстоит дело с выдачей предписаний государственной инспекцией труда, когда требование, по которому оно должно быть выдано, стало предметом рассмотрения в органах по разрешению индивидуальных трудовых споров. Следует согласиться с тем, что государственная инспекция труда не может заменять органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В подобной ситуации государственная инспекция труда действительно не должна самостоятельно устранять нарушения трудовых прав работников. Однако государственная инспекция труда не может быть и в этом случае устранена из процесса по восстановлению трудовых прав работников. В подобной ситуации государственная инспекция труда по требованию лица, участвующего в деле, может выдать правовое заключение, имеющее силу доказательства по делу. Выдача данного заключения соответствует требованиям ст. 357 ТК РФ. Орган, рассматривающий трудовой спор, обязан дать оценку данного заключения и разрешить дело с учетом имеющихся доказательств.

Государственная инспекция труда, как правило, выдает предписание в форме возложения на работодателя обязанности по реализации трудовых прав работников. Исполнение такого предписания работодателем в зависимости от его содержания может приводить к защите прав конкретных работников, а также интересов неопределенного круга лиц. Например, предписанием государственной инспекции труда на работодателя может быть возложена обязанность по восстановлению права конкретного работника, а также по отмене локального нормативного акта, применением которого данное право нарушено.

Предписание государственной инспекции труда может быть издано в форме соблюдения, то есть возложения на работодателя обязанности воздерживаться от совершения неправомерных действий.

К примеру, государственный инспектор труда может потребовать от работодателя не допускать нарушений правил охраны труда, повлекших несчастный случай на производстве.

Деятельность государственной инспекции труда может быть осуществлена в форме защиты публично-правовых интересов, что предполагает издание предписания об отмене локального нормативного правового акта. В отличие от органов прокуратуры, государственная инспекция труда может требовать отмены только локальных нормативных правовых актов. Вышестоящие акты могут быть обжалованы государственной инспекцией труда путем обращения в соответствующее структурное подразделение органов прокуратуры. Другие государственные органы по надзору и контролю не имеют полномочий по предъявлению работодателю требований об отмене локальных нормативных правовых актов, поэтому они могут обращаться в государственную инспекцию труда с целью отмены противоречащего законодательству нормативного правового акта. К обращению в государственную инспекцию труда может быть приложено заключение данного органа, которое будет рассматриваться в качестве одного из доказательств при решении вопроса о несоответствии локального нормативного правового акта требованиям законодательства.

Читайте также:
Трудовой договор с массажистом салона красоты: образец

Государственная инспекция труда может осуществлять деятельность в форме защиты частноправовых интересов. В этом случае в содержании предписания должны быть указаны обязанности работодателя, исполнение которых должно привести к восстановлению трудовых прав конкретных работников, перечисленных в предписании. Государственная инспекция труда может выдавать предписания об устранении нарушений любых трудовых прав работника, тогда как другие специализированные органы по надзору и контролю могут устранять нарушения трудовых прав работников в определенной для них законодательством сфере. Обнаружение этими органами нарушений трудовых прав работников, не относящихся к сфере их деятельности, позволяет им обратиться в соответствующее подразделение государственной инспекции труда, которая своим предписанием может оформить устранение выявленных другим государственным органом нарушений трудовых прав работника.

В этом случае действия названных органов будут выступать в качестве способа возникновения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права с участием государственной инспекции труда.

Деятельность государственной инспекции труда может быть осуществлена в смешанной форме, то есть для защиты как публично-правовых, так и частноправовых интересов. Следует отметить, что данная форма является типичной при применении законодательства об охране труда. Например, при несчастном случае на производстве выдается предписание не только в защиту прав пострадавшего работника, но и об устранении нарушений правил охраны труда, которые могут повлечь несчастный случай на производстве. Устранение таких нарушений направлено на защиту трудовых прав работников, которые состоят с работодателем в трудовых отношениях, а также на защиту лиц, которые могут заключить с ним трудовой договор.

Таким образом, по сфере действия государственная инспекция труда является вторым после прокуратуры органом, имеющим значительные полномочия по защите трудовых прав.

Государственная инспекция труда имеет потребность для обращения в органы прокуратуры только с целью отмены вышестоящих по отношению к организации нормативных правовых актов, а также для привлечения лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, к уголовной ответственности.

Возможности государственной инспекции труда по устранению нарушений трудового законодательства, допущенных работодателем, законодательством не ограничены. Тогда как деятельность других специализированных органов по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права в законодательстве ограничена определенной сферой. Выявление этими органами нарушений трудовых прав работников, выходящих за пределы сферы их деятельности, позволяет им обратиться в государственную инспекцию труда, которая своим правоприменительным актом может устранить допущенные работодателем нарушения трудовых прав работников. Следовательно, государственная инспекция труда занимает центральное место в обеспечении государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права, от эффективности именно ее деятельности зависит в первую очередь защита трудовых прав работников. Деятельность государственной инспекции труда осуществляется с применением всех рассмотренных нами форм, в частности:

1) для защиты публично-правовых интересов;

2) для защиты частноправовых интересов;

3) для осуществления смешанной защиты, то есть как публично-правовых, так и частноправовых интересов.

Таким образом, взаимодействие с государственной инспекцией труда других органов государственного надзора и контроля призвано обеспечивать защиту трудовых прав работников с использованием всех предусмотренных законодательством процессуальных форм.

Администрация муниципального образования Куркинский район
Почтовый адрес: 301940, Тульская обл., Куркинский р-н, п.Куркино,
ул.Театральная, д.22
E-mail: ased_mo_kurkino@tularegion.ru
тел. 8 (48743) 5-12-87,
факс: 8 (48743) 5-16-33

© Все права зарегистрированы.
Схема проезда

Проверка трудовой инспекции – к чему готовиться?

  • Какими бывают трудовые проверки? Основания для проверок ГИТ
  • Плановая проверка ГИТ – что проверяют инспекторы?
  • План проверок Роструда в 2022 году — где взять?
  • Виды документов, интересующие инспекторов при плановом контроле
  • Границы внепланового контроля Роструда
  • Формы проверок. Полномочия ГИТ в рамках документарных проверок
  • Как ответить на запрос трудовой инспекции?
  • Права инспекторов ГИТ при выездной проверке
  • Проверка трудовой инспекции – к чему готовиться и как?
  • Итоги

Какими бывают трудовые проверки? Основания для проверок ГИТ

Проверочные мероприятия ГИТ бывают плановые и внеплановые. Первые из них носят профилактический характер и не зависят от действий работодателя и третьих лиц.

Ранее предприятия проверялись инспекцией не чаще чем 1 раз в 3 года — по общей норме ч. 2 ст. 9 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Ныне частота планового контроля ГИТ зависит от категории риска, присвоенной работодателю. Так, проверки работодателей с высокой категорией проводятся не чаще 1 раза в 2 года, а с низкой — не проводятся вообще (см. пп. 17–24 Положения о надзоре по труду, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875).

Истечение указанных сроков с окончания последнего планового контроля или регистрации предприятия само по себе уже является основанием для новой проверки.

Для внепланового контроля установлены специальные основания (ч. 7 ст. 360 ТК РФ):

1. Истечение срока устранения нарушений, установленного в ранее выданном работодателю предписании.

2. Поступление в инспекцию:

  • информации о нарушениях на предприятии, которые повлекли угрозу жизни и здоровью людей, невыплату зарплаты или выплату ее ниже МРОТ;
  • информации о не оформленных надлежащим образом трудовых отношениях;
  • жалобы на нарушение трудовых прав или заявления о проверке условий охраны труда от сотрудника.
Читайте также:
Исправление образования в трудовой книжке: образец

3. Приказ руководителя инспекции, изданный в соответствии с поручением Президента, Правительства или требования прокуратуры.

Плановая проверка ГИТ – что проверяют инспекторы?

Цель плановых проверок любого из контролирующих органов — выяснить, соблюдают ли хозяйствующие субъекты обязательные требования закона в той или иной сфере. Соответственно, предмет планового контроля ГИТ — соблюдение работодателями законодательства о труде и об охране труда.

Также в рамках планового контроля проверяют соответствие обязательным требованиям сведений, указанных в уведомлениях о начале определенных видов деятельности.

Напомним, что о начале деятельности в некоторых сферах должны обязательно уведомляться надзорные органы. Так, Роструд уведомляется о таких видах деятельности, как уход с обеспечением проживания и соцуслуги без обеспечения проживания (п. 5.1 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).

Методические рекомендации (утв. приказом Роструда от 28.10.2010 №455) выделяют проверки комплексные и тематические (подп. 2.6 п. 2). Первые направлены на проверку соблюдения трудового законодательства в общем (по главным институтам трудового права).

Тематические проверки трудовой инспекции касаются отдельных институтов трудового права, например:

  • надлежащее оформление трудовых отношений;
  • обучение по охране труда;
  • своевременность и полнота оплаты труда;
  • предоставление компенсаций и гарантий и т. д.

На практике в планах ГИТ в графе «Предмет проверки» указывается стандартная фраза о проверке соблюдения законодательства о труде. Поэтому узнать, что проверит при проверке трудовая инспекция, заранее нельзя.

План проверок Роструда в 2022 году — где взять?

Информация о запланированных проверках Роструда находится в открытом доступе. Так, инспекции в регионах обязаны публиковать план на своих официальных порталах в интернете до 1 декабря года, предшествующего году проверки.

Кроме того, сведения о проверках трудовой инспекции включаются в единый сводный план проверок предпринимателей, формируемый Генеральной прокуратурой РФ. С помощью соответствующего сервиса на сайте органа можно узнать, какие плановые проверки ждут предприятие в текущем году.

ВАЖНО! Если организацию не включили в план, хотя срок очередной проверки подошел, в течение года этого сделать уже не могут. Исчерпывающий перечень оснований для изменения плана закреплен в п. 41 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент).

План поможет определить предполагаемый месяц проверки, но не ее конкретную дату. О начале плановой проверки инспектора ГИТ обязаны уведомить работодателя минимум за 3 рабочих дня до контрольного мероприятия путем вручения ему распоряжения на проверку (ч. 12 ст. 9 Закона 294-ФЗ).

Виды документов, интересующие инспекторов при плановом контроле

Как правило, ГИТ требует при плановых проверках следующий перечень документов:

1. Документы, подтверждающие трудовые отношения:

  • трудовые книжки и вкладыши;

ВНИМАНИЕ! Если сотрудник выбрал электронный вариант ведения трудовой книжки, работодатель больше не отвечает за сохранность бумажного документа. Подробности см. в материале «Как перейти на электронные трудовые книжки».

  • трудовые договоры и дополнительные соглашения.

2. Книга учета движения трудовых книжек.

3. Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек.

4. Приказ о возложении обязанности по ведению трудовых книжек.

5. Обязательные локальные нормативные акты:

  • правила трудового распорядка;
  • положение о защите персональных данных;
  • положение, устанавливающее оплату труда, доплаты, надбавки и премии.

6. Коллективный договор (при наличии).

7. Обязательные кадровые документы:

  • штатное расписание;
  • табель учета рабочего времени;
  • личные карточки;
  • должностные инструкции;
  • график отпусков;
  • график сменности.

8. Форма расчетного листка.

9. Медицинские книжки.

10. Кадровые распорядительные документы и основания к ним (служебные записки, заявления и т. д.)

11. Журналы регистрации и учета (больничных, трудовых договоров, приказов, несчастных случаев на производстве и т. д.).

12. Инструкции и иные документы по охране труда (состав зависит от направления деятельности предприятия).

13. Документы, относящиеся к оплате труда (зарплатные ведомости, записки-расчеты и т. д.).

14. Журнал учета мероприятий по контролю.

Отметим, что большая часть нарушений связана с отсутствием каких-либо документов по охране труда.

Границы внепланового контроля Роструда

В Законе 294-ФЗ сделана оговорка, что проверка по основанию истечения срока ранее выданного предписания ограничивается только подтверждением его выполнения (ч. 21 ст. 10). Однако по общей норме этого же закона контролирующим органам вообще запрещено выходить за пределы предмета проверки (п. 3 ст. 15).

Поэтому границы внеплановой проверки трудовой инспекции напрямую зависят от основания ее проведения. Так, по жалобе на невыплату зарплаты инспекция должна проверить доводы работника и запросить лишь документы, которые помогут это сделать.

Перечень требуемых в рамках внеплановой проверки документов может отличаться от указанного выше. Так, если она проводится по факту несчастного случая на производстве, ГИТ может запросить:

  • сведения о проводимых на территории предприятия работах, гражданско-правовые договоры, на основании которых такие работы проводятся, реквизиты подрядчиков;
  • данные о состоянии травматизма на предприятии;
  • акты о расследовании несчастных случаев и т. д.

ВАЖНО! На те или иные неправомерные действия инспектора ГИТ (в том числе при запросе «лишних» документов) можно пожаловаться в порядке, установленном разделом V Регламента.

В законе нет перечня документов, которые вправе требовать Роструд (для обоих видов проверок). Главное — чтобы не был нарушен запрет на затребование документов (а равно иной информации, проб, образцов и т. д.), не относящихся к предмету проверки. А решение об относимости тех или иных объектов к ее предмету субъективно и принимается государственным инспектором труда.

Читайте также:
Зарплата на испытательный срок по трудовому кодексу

Формы проверок. Полномочия ГИТ в рамках документарных проверок

Любая проверка ГИТ (как плановая, так и внеплановая) может проводиться в документарной или выездной форме. Форма контроля указывается в плане и распоряжении на ее проведение (по внеплановым проверкам — только в распоряжении).

ВАЖНО! Фактические действия инспекторов должны соответствовать форме проверки. Они не вправе явиться на предприятие, если проверка определена в распоряжении как документарная.

Осуществляемая Рострудом проверка по документам состоит из нескольких этапов:

  • Инспекция направляет в адрес предприятия письменный запрос с указанием перечня требуемых документов.
  • В течение 10 рабочих дней работодатель исполняет запрос.
  • При выявлении в документах ошибок, неточностей, противоречий ГИТ предлагает работодателю предоставить пояснения и дополнительные документы.
  • Если выявленные ошибки, неточности и противоречия не устранены, проверка трансформируется в выездную.

Как ответить на запрос трудовой инспекции?

Все документы работодатель предоставляет в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя организации или предпринимателя (либо иного уполномоченного на такие действия доверенностью лица), а также печатью (при наличии).

Трудовая инспекция не вправе требовать:

  • оригиналы документов и их нотариально заверенные копии;
  • документы, которые она может получить в порядке межведомственного взаимодействия.

В законе нет ограничения в отношении периода, за который ГИТ может потребовать документы. Не указывается проверяемый период деятельности и в распоряжении на проверку. Поэтому запрос может поступить в отношении любых документов, в том числе касающихся уже уволенных работников.

Объективно представить документы не всегда возможно из-за того, что срок их хранения истек и они были уничтожены. В такой ситуации работодателю следует в ответе на запрос пояснить причину отсутствия документов. См. также «Уничтожение документов с истекшими сроками хранения (акт)».

Напомним, что при уничтожении относящихся к трудовым отношениям документов нужно руководствоваться перечнем, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.

Обратите внимание! Приказ Росархива утвердил новые сроки хранения некоторых документов. Приказ действует с 18.02.2022 года. Подробности см. здесь.

Непредставление документов в срок или представление их в неполном объеме без уважительной причины может повлечь для работодателя ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

Права инспекторов ГИТ при выездной проверке

Выездные проверки трудовая инспекция проводит по месту нахождения предприятия. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ ее проводят, если по документам оценить соответствие деятельности работодателя закону не представляется возможным.

Мнение о том, что ГИТ всегда обязана начинать только с документарной проверки, ошибочно. Однако если инспектора могли оценить отсутствие или наличие нарушений по документам, выездную проверку можно признать неправомерной через суд. В основном это касается внеплановых проверок по жалобам работников, то есть проверок, имеющих узкий предмет. В ежегодных планах обычно все проверки определены как выездные, оспорить их на этом основании невозможно.

При выездной проверке инспектора вправе (ст. 357 ТК РФ, ст. 12 Конвенция МОТ от 11.07.1947 №81 «Об инспекции труда…»):

  • при наличии распоряжения на проверку и служебных удостоверений в любое время беспрепятственно проходить на территорию предприятия и проверять состояние используемых зданий, сооружений, оборудования, транспорта и т. д.;
  • запрашивать для ознакомления документы (причем инспектора вправе просить изготовить для них копии на безвозмездной основе), иную информацию;
  • беседовать с сотрудниками предприятия;
  • на месте выдавать предписания;
  • запрещать использование средств индивидуальной защиты, не соответствующих нормативам;
  • расследовать несчастные случаи на производстве и т. д.

Препятствование проверке будет расценено как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Проверка трудовой инспекции – к чему готовиться и как?

Подготовка к любой проверке ГИТ заключается:

  • в ознакомлении с нормативными актами, регламентирующими проведение проверок, уяснении прав и обязанностей — как своих, так и контролеров;
  • определении соответствия деятельности предприятия трудовому законодательству (в том числе в изучении документов на предмет согласованности между собой, наличия ошибок, соответствия их содержания закону);
  • оперативном устранении нарушений.

С 2018 года при плановом контроле ГИТ применяет проверочные листы (ч. 11.1–11.5 ст. 9 Закона 294-ФЗ). Причем проверка должна ограничиваться вопросами чек-листов. Правда, до 01.07.2018 листы применяют только в отношении работодателей с умеренной категорией риска, а после указанной даты — в отношении любых работодателей.

Ответы на проверочные листы могут существенно помочь работодателю при подготовке к проверке, так как:

  • листы разработаны по большинству аспектов трудовых отношений;
  • контрольные вопросы сформированы исходя из наиболее типичных нарушений;
  • ответы на вопросы однозначно позволяют установить, есть ли нарушения.

Любой работодатель может скачать листы на официальном портале Роструда. Но мы рекомендуем воспользоваться расположенным там же сервисом «Электронный инспектор». Ответить на контрольные вопросы из всех разработанных чек-листов можно онлайн, а по завершении сервис дает рекомендации по устранению нарушений. Сервис бесплатный, доступен в любое время, а факт выявления нарушений никаких последствий для работодателя не повлечет.

Итоги

Конечно, возможность подготовиться к проверке трудовой инспекции есть не всегда. Ведь о некоторых проверках (например, по жалобам работника) инспектора даже не обязаны предварительно уведомлять работодателя. Рекомендуется держать кадровые документы в порядке и периодически проводить самопроверку с помощью чек-листов.

Пенсионное обеспечение граждан, работавших в районах Крайнего Севера

Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от места нынешнего проживания, представлено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также гражданам, ранее работавшим в таких районах, независимо от места нынешнего проживания, предоставлено право на увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Читайте также:
Инвентаризация трудовых книжек: порядок проведения

Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставляется:

мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (возраст определяется с учетом переходных положений приложений 5 и 6 Закона № 400-ФЗ), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно.

  • Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
  • Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (65 лет – для мужчин (с учетом переходных положений приложений 5 и 6 к Закону № 400-ФЗ) и 60 лет – для женщин (с учетом переходных положений приложения 6 к Закону № 400-ФЗ)) на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

    При этом гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (например, по Списку № 2) страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

    • женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
    • мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим не менее 25 и 20 лет соответственно в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

    Фиксированная выплата к одному из видов страховой пенсии «северян»: по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца увеличивается на соответствующий районный коэффициент, который устанавливает Правительство Российской Федерации на весь период проживания в этих районах (местностях) проживания.

    Для беспрерывного получения повышенной фиксированной выплаты в связи с фактическим проживанием на Крайнем Севере, его нужно подтверждать каждый год. Для этого необходимо лично подать заявление (это может быть любое заявление, в котором гражданин указывает свое место жительства, к примеру, заявление об установлении пенсии, ее перерасчете, изменении способа ее доставки и др., либо отдельная форма заявления) в территориальный орган ПФР по месту фактического проживания на Крайнем Севере. Причем подать это заявление нужно до истечения 12 месяцев с месяца подачи предыдущего подтверждения места фактического проживании на Крайнем Севере.

    Если пенсионер переезжает из района Крайнего Севера в местности с обычными климатическими условиями, размер фиксированной выплаты подлежат пересмотру и определяется без применения районного коэффициента. Если пенсионер приезжает из района Крайнего Севера в другой северный регион, где к заработной плате установлен больший либо меньший районный коэффициент, размер фиксированной выплаты будет увеличен или уменьшен в зависимости от района нового места проживания.

    Гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к ним, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в повышенном размере независимо от места жительства. При этом из них лишь тем гражданам, которые проживают в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к ним, предоставляется право выбора: увеличение фиксированной выплаты с применением соответствующего районного коэффициента либо установление повышенной фиксированной выплаты страховой пенсии.

    При определении права на досрочную страховую пенсию по старости «северный» стаж рассчитывается в календарном порядке, то есть без применения льготного исчисления. Такой же порядок исчисления «северного» стажа применялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством, включая пенсионное законодательство СССР.

    В случае осуществления оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 с применением пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ периоды работы на Крайнем Севере включается в общий трудовой стаж в календарном порядке.

    Если оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 по выбору застрахованного лица осуществляется с применением пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, то периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере. При этом к расчетному размеру страховой пенсии применяются ограничения, предусмотренные данным пунктом.

    Во всех случаях оценка пенсионных прав гражданина осуществляется по наиболее выгодному для него варианту.

    Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности

    Районный коэффициент

    1

    Острова Северного Ледовитого океана и его морей (кроме островов Белого моря и острова Диксон)

    Читайте также:
    Как изменить бессрочный трудовой договор на срочный

    Республика Саха (Якутия):

    • Местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях “Айхал” и “Удачная”, прииски “Депутатский” и “Кулар”
    • Нижнеколымский район
    • Поселок Усть-Куйга Усть-Янского района

    Сахалинская область:

    • Северо-Курильский район
    • Курильский район
    • Южно-Курильский район (Курильские острова)

    Камчатский край:

    • Алеутский район (Командорские острова)

    Чукотский автономный округ (вся территория автономного округа)

    2,0

    2

    Красноярский край:

    • г. Норильск и подчиненные его администрации населенные пункты

    Мурманская область:

    1,8

    3

    Республика Саха (Якутия):

    • Ленский район (севернее 61° северной широты)
    • г. Мирный и подчиненные его администрации населенные пункты

    Магаданская область (вся территория области)

    Мурманская область:

    1,7

    4

    Республика Коми:

    • г. Воркута и подчиненные его администрации населенные пункты

    Республика Саха (Якутия):

    • Абыйский район
    • Аллаиховский район
    • Анабарский район
    • Булунский район
    • Верхневилюйский район
    • Верхнеколымский район
    • Верхоянский район
    • Вилюйский район
    • Жиганский район
    • Кобяйский район
    • Нюрбинский район (ранее Ленинский)
    • Мирнинский район
    • Момский район
    • Оймяконский район
    • Оленекский район
    • Среднеколымский район
    • Сунтарский район
    • Томпонский район
    • Усть-Янский район (за исключением поселка Усть-Куйга)
    • Эвено-Бытантайский район

    Красноярский край:

    • Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ (вся территория автономного округа)
    • Эвенкийский автономный округ (севернее реки Нижняя Тунгуска)
    • Туруханский район (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан)
    • Местности, расположенные севернее Полярного круга (за исключением г. Норильска и подчиненных его администрации населенных пунктов)
    • г. Игарка и подчиненные его администрации населенные пункты

    Хабаровский край:

    • Охотский район

    Камчатская область (вся территория области за исключением Алеутского района (Командорских островов)

    • Корякский автономный округ (вся территория)

    Сахалинская область:

    1,6

    5

    Республика Коми:

    • г. Инта и подчиненные его администрации населенные пункты

    Республика Саха (Якутия):

    • пгт. Кангалассы

    Республика Тыва:

    • Монгун-Тайгинский район
    • Тоджинский район
    • Кызылский район (территория Шынаанской сельской администрации)

    Ненецкий автономный округ (вся территория автономного округа)

    Тюменская область:

    • Уватский район

    Ханты-Мансийский автономный округ (севернее 60° северной широты)

    Ямало-Ненецкий автономный округ (вся территория автономного округа)

    Томская область:

    1,5

    6

    Республика Алтай:

    • Кош-Агачский район
    • Улаганский район

    Республика Карелия:

    • Беломорский район
    • Калевальский район
    • Кемский район
    • Лоухский район
    • г. Кемь и подчиненные его администрации населенные пункты
    • г. Костомукша

    Республика Саха (Якутия) (вся территория Республики за исключением городов и районов, указанных в пп. 1, 3, 4, 5)

    Республика Тыва (вся территория Республики за исключением районов, указанных в п. 5)

    Приморский край:

    • Кавалеровский район (пос. рудников Таежный и Тернистый)

    Хабаровский край:

    • Аяно-Майский район
    • Ванинский район
    • Верхнебуреинский район (севернее 51° северной широты)
    • Район им. П. Осипенко
    • Николаевский район
    • Советско-Гаванский район
    • Солнечный район (Амгуньская и Дукинская сельские администрации)
    • Тугуро-Чумиканский район
    • Ульчский район
    • г. Николаевск-на-Амуре
    • г. Советская Гавань и подчиненные его администрации населенные пункты

    Архангельская область:

    • Лешуконский район
    • Мезенский район
    • Пинежский район
    • Соловецкий район (Соловецкие острова)
    • г. Северодвинск и подчиненные его администрации населенные пункты

    Мурманская область (вся территория области за исключением городов и районов, указанных в пп. 2, 3)

    Сахалинская область (вся территория области за исключением городов и районов, указанных в пп. 1, 4)

    1,4

    7

    Республика Бурятия:

    • Баунтовский район
    • Муйский район
    • Северо-Байкальский район
    • г. Северобайкальск и подчиненные его администрации населенные пункты

    Республика Карелия:

    • Медвежьегорский район
    • Муезерский район
    • Пудожский район
    • Сегежский район
    • г. Сегежа и подчиненные его администрации населенные пункты

    Республика Коми:

    • Ижемский район
    • Печорский район
    • Троицко-Печорский район
    • Усть-Цилемский район
    • Удорский район
    • г. Вуктыл и подчиненные его администрации населенные пункты
    • г. Сосногорск и подчиненные его администрации населенные пункты
    • г. Ухта и подчиненные его администрации населенные пункты
    • г. Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты
    • г. Печора и подчиненные его администрации населенные пункты

    Красноярский край:

    • Эвенкийский автономный округ (южнее реки Нижняя Тунгуска)
    • Богучанский район
    • Енисейский район
    • Кежемский район
    • Мотыгинский район
    • Северо-Енисейский район
    • Туруханский район (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан)
    • г. Енисейск
    • г. Лесосибирск и подчиненные его администрации населенные пункты

    Амурская область:

    • Зейский район
    • Селемджинский район
    • Тындинский район (за исключением Муртыгитского сельсовета)
    • г. Зея и подчиненные его администрации населенные пункты
    • г. Тында и подчиненные его администрации населенные пункты

    Иркутская область:

    • Бодайбинский район
    • Братский район
    • Казачинско-Ленский район
    • Катангский район
    • Киренский район
    • Мамско-Чуйский район
    • Нижнеилимский район
    • Усть-Илимский район
    • Усть-Кутский район
    • г. Братск и подчиненные его администрации населенные пункты
    • г. Бодайбо
    • г. Усть-Илимск
    • г. Усть-Кут

    Читинская область:

    • Каларский район
    • Тунгиро-Олекминский район
    • Тунгокоченский район

    Ханты-Мансийский автономный округ: (южнее 60° северной широты)

    Томская область:

    1,3

    8

    Республика Бурятия:

    • Баргузинский район
    • Курумканский район
    • Окинский район

    Республика Коми (вся территория Республики за исключением городов и районов, указанных в пп. 4, 5, 7)

    Приморский край:

    • Кавалеровский район (за исключением пос. рудников Таежный и Тернистый)
    • Красноармейский район (пгт. Восток и Богуславецкая, Вострецовская, Дальнекутская, Измайлихинская, Мельничная, Рощинская, Таежненская сельские администрации)
    • Ольгинский район
    • Тернейский район
    • г. Дальнегорск и населенные пункты, находившиеся в подчинении его администрации ранее (ранее Дальнегорский район)

    Хабаровский край:

    • Амурский район (пгт. Эльбан и подчиненные его администрации населенные пункты, Ачанская, Вознесенская, Джуенская, Омминская, Падалинская сельские администрации)
    • Верхнебуреинский район (южнее 51° северной широты)
    • Комсомольский район
    • Солнечный район (за исключением Амгуньской и Дукинской сельских администраций)
    • г. Амурск
    • г. Комсомольск-на-Амуре

    Архангельская область (вся территория области за исключением местности, указанной в п. 6) Коми-Пермяцкий автономный округ:

    1,2

    9

    Республика Карелия (вся территория Республики за исключением городов и районов, указанных в пп. 6, 7)

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: