Реконструкция жилого дома с увеличением площади

Квартира на вырост

Подобная мысль нередко приходит к собственникам, у которых есть жилье на первых и последних этажах многоэтажных зданий. Этой человеческой слабостью активно пользуются и нечестные риелторы при продаже жилья на крайних этажах. Продавцы заманивают покупателей обещаниями, что они легко могут при желании сделать из простой квартиры элитное жилье.

Чем все это заканчивается, рассказала недавно Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ.

Верховный суд пересмотрел и отменил решения своих краснодарских коллег, которые попытались узаконить одну такую квартиру, увеличенную собственником до апартаментов в двух уровнях.

Итак, власти Краснодара были вызваны в суд некой гражданкой, собственницей городской квартиры. Истица попросила районный суд обязать городские власти признать ее собственницей перестроенной квартиры. Женщина хотела, чтобы переделанную квартиру признали жильем и зарегистрировали ее право собственности на него.

В суде гражданка рассказала, что купила квартиру в 59,6 квадратных метра на последнем этаже многоквартирного дома. Потом за свой счет увеличила площадь до 84,7 квадратных метра, добавив часть мансарды над своей квартирой. В новой квартире появилась лестница на мансардный этаж, которая ведет в еще одну комнату и санузел под крышей. А в крыше дама прорезала себе мансардные окна.

Межведомственная комиссия администрации города отказала гражданке в ее требовании сохранить квартиру в перепланированном виде. Чиновники заявили, что такое улучшение называется реконструкцией и ее узаконивание не входит в их компетенцию. Комиссия порекомендовала даме обратиться в департамент архитектуры и градостроения местной администрации. Департамент архитектуры, в свою очередь, отказался выдать заявительнице разрешение на ввод в эксплуатацию переделанной квартиры, объяснив, что реконструкция сделана без разрешительной документации. По мнению архитекторов, новая квартира – это просто самовольная постройка. И предложили обратиться в суд, чтобы ее узаконить.

До заседания районного суда прошло собрание собственников жилья, на котором все проголосовали за перемены в своем доме. Собственники единогласно согласились с перепланировкой и установкой мансардных окон в перестроенной по новой квартире. Протокол истица принесла в суд.

Прикубанский районный суд иск гражданки с увеличенной квартирой удовлетворил и признал за ней право собственности на квартиру в двух уровнях. Это решение суда стало основанием для госрегистрации прав собственности на жилье. Апелляция с таким решением согласилась.

Но вот Верховный суд РФ эти решения отменил с формулировкой, что в судебных постановлениях “существенно нарушены нормы материального и процессуального права”. В материалах дела есть экспертное заключение, что комната почти в 25 квадратных метров и санузел, “организованные в мансардном этаже”, соответствуют строительным нормам и соблюдены требования пожарной безопасности.

Но департамент архитектуры все равно не дал разрешение на ввод в эксплуатацию.

Изучение протокола собрания собственников, стопроцентно одобривших улучшение жизни соседки, вызвало у Верховного суда вопросы. Оказалось, что собственники действительно все проголосовали “за”. Но лишь те, кто пришел на собрание. А пришли далеко не все.

Сначала Верховный суд напомнил коллегам 36-ю статью Жилищного кодекса. В ней перечисляется, что принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, включая чердаки, подвалы и технические этажи. А так же “иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников”. В этот список входят и помещения для организации досуга, детского творчества, культурного и физического развития.

В той же статье Жилищного кодекса прописано, что уменьшить размер общего имущества в многоквартирном доме действительно можно, но только с согласия всех собственников.

В следующей статье того же кодекса – 40-й – написано, что если реконструкция, перепланировка или переустройство помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества, то на это требуется согласие всех без исключения собственников. Вывод из всех этих норм – согласие всех собственников в многоквартирном доме это обязательное условие для реконструкции или перепланировки любого помещения в доме, если оно влечет к присоединению к перестроенному общее имущество дома. В 46-й статье Жилищного кодекса сказано следующее. “Принятие решения общего собрания по вопросам реконструкции квалифицированным большинством голосов не распространяется на случаи, связанные с реконструкцией общего имущества дома, в результате которого общее имущество уменьшается.

То есть, если при перестройке общее имущество дома станет меньше, проголосовать за такую реконструкцию должны все собственники жилья поголовно. Причем сделать это должен каждый собственник, участвующий в собрании. А те, кто на собрание не пришел, обязаны дать отдельно и в письменном виде свое согласие на такую реконструкцию. Из материалов дела, подчеркнул Верховный суд, не видно, что на собрании собственников вообще говорилось про уменьшение размера общего имущества дома. Да и не все собственники голосовали за реконструкцию квартиры соседки.

Вывод Верховного суда по этому спору: истица без согласия всех собственников провела реконструкцию квартиры, которая привела к уменьшению общего имущества многоквартирного дома, принадлежащего всем жильцам. Поэтому вывод местных судов, что требования гражданки надо удовлетворить, противоречат закону.

Читайте также:
Претензия в ЖКХ за ненадлежащее обслуживание дома

Дело о квартире в двух уровнях Верховный суд велел пересмотреть заново.

Реконструкция жилого дома с увеличением площади

С 4 августа прошлого года введен единый – уведомительный – порядок строительства, реконструкции и оформления права собственности в садоводческих некоммерческих товариществах и населенных пунктах. С этой даты для возведения жилого дома на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенного пункта, получение разрешения на строительство/реконструкцию больше не требуется. Для объектов ИЖС, созданных на вышеуказанных землях и для создания садового дома, жилого дома на садовом земельном участке установлена обязанность для правообладателей земельных участков: уведомить о планируемом строительстве/реконструкции жилого или садового дома, а также об окончании строительства/реконструкции жилого или садового дома. Ввод в эксплуатацию жилых домов, садовых домов также больше не потребуется.

Уведомительный порядок возведения жилых и садовых домов установлен вступившим в силу Федеральным Законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Теперь, соблюдая новый порядок, перед началом строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик (правообладатель земельного участка) должен предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома. Сделать это можно несколькими способами: заказным письмом с уведомлением по почте, через портал госуслуг, через МФЦ.

В уведомлении должны быть указаны ФИО и адрес застройщика, его паспортные и контактные данные, кадастровый номер участка, сведения о правах на землю и видах ее разрешенного использования, а также сведения о планируемых параметрах будущего дома.

С уведомлением о планируемом строительстве по общим правилам следует направить, например, правоустанавливающие документы на земельный участок (если права на него не зарегистрированы в ЕГРН). При этом установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок могут быть запрошены органом местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.

Важно отметить, что понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» применяется в одном значении. Под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящее здание (жилые дома, индивидуальные жилые дома), которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Определены предельные размеры для жилых домов – не выше 20 метров и не больше трех этажей.

После подачи уведомления о планируемом строительстве, реконструкции жилого дома, садового дома не стоит сразу начинать строительство, нужно дождаться уведомления от уполномоченного органа местной администрации о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС, садового дома установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка.

Уполномоченный орган в течении 7 рабочих дней со дня получения уведомления о планируемом строительстве, реконструкции проводит проверку на соответствие будущей постройки всем нормам законодательства и направляет застройщику уведомление о соответствии или о несоответствии планируемого строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке. После этого у застройщика появляется законное право приступать к строительству. Уведомление действует в течение 10 лет.

Если застройщик никакого ответного письма и уведомления от уполномоченных органов в установленный для этого срок не получил, то размещение объекта на земельном участке считается согласованным (согласно указанным им параметрам).

После окончания строительства (в срок не позднее 1 месяца) застройщик должен снова подать в уполномоченный орган уведомление – об окончании строительства и приложить к нему технический план, подготовленный кадастровым инженером. Если земельный участок принадлежит двум и более лицам, к уведомлению об окончании строительства необходимо также приложить заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный жилой дом, садовый дом.

Технический план на жилой дом должен быть подготовлен на основании: декларации, уведомления о планируемом строительстве или реконструкции жилого дома, уведомления о соответствии жилого дома установленным требованиям (при наличии такого уведомления). Декларация и уведомления в обязательном порядке прилагаются к техническому плану и являются его неотъемлемой частью.

Уполномоченный орган по результатам проведённых проверок, в том числе путем осмотра созданного объекта ИЖС, садового дома, в течение 7 рабочих дней направляет застройщику уведомление о соответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии таким требованиям. Формы уведомлений, направляемых застройщиком в уполномоченный орган, утверждены приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр.

Если созданный жилой дом или садовый дом не отвечает требованиям законодательства о градостроительной деятельности, копия соответствующего уведомления направляется в орган регистрации прав, а в случаях, установленных статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, в орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль.

Читайте также:
Как оформляется дарственная на дом и землю

Если основания для выдачи уведомления о несоответствии таким требованиям отсутствуют (созданный объект отвечает установленным требованиям), уполномоченный орган обязан направить в орган регистрации прав заявление о постановке данного объекта на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на него, к которому должен приложить уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома, садового дома, технический план и соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на созданный объект (при наличии последнего).

Если указанная обязанность органом не исполнена, застройщик вправе сам представить указанное заявление в орган регистрации прав. При этом необходимые документы (уведомление об окончании строительства, технический план, соглашение) будут запрошены органом регистрации прав в уполномоченном органе местного самоуправления самостоятельно.

Законом предусмотрены переходные положения. До 1 марта 2019 года в отношении жилых строений и жилых домов, созданных на садовых и дачных земельных участках, допускалось осуществление кадастрового учета и государственной регистрации прав без направления уведомлений о планируемом строительстве и уведомлении об окончании строительства.

Стоит учесть, что вышеизложенный уведомительный порядок является обязательным. Если уведомление об окончании строительства не было подано, регистрирующий орган вправе приостановить государственную регистрацию права на этот объект недвижимости. В свою очередь, неустранение причины, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав, повлечет за собой отказ в предоставлении заявленной госуслуги в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости». Таким образом, собственник, построивший на своем участке жилой или садовый дом, не сможет зарегистрировать на него право собственности, данный объект недвижимости будет отсутствовать в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, что означает невозможность распоряжаться им и совершать с ним какие-либо сделки в дальнейшем.

Если застройщик не планирует оформлять дом в собственность и не желает подготовить уведомления, ему стоит учесть, что органы местного управления наделены полномочиями о сносе самовольной постройки и приведении территорий в соответствие с градостроительными нормами.

Кроме того, орган местного самоуправления поселения, городского округа – по месту нахождения самовольной постройки, орган местного самоуправления муниципального района (в случае если самовольная постройка расположена на межселенной территории) в течении 20 рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль, уведомления о выявлении самовольной постройке и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан принять одно из следующих решений:

– о сносе самовольной постройки либо о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями;

– обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями.

Вместе с тем, застройщик вправе обжаловать судебное решение. Также застройщик может в судебном порядке добиться установления права собственности на построенный объект, если изначально он не подавал уведомления, но построил все по нормам, предусмотренным действующим законодательством, и имеет земельный участок в собственности.

Важно подчеркнуть, что целью введения закона является упорядочение индивидуального жилищного строительства. Законом определены максимальные параметры жилого дома, позволяющие предотвратить проблему возведения многоквартирных домов под видом объектов индивидуального жилищного строительства. Установлен порядок согласования строительства возводимого дома. В целях контроля за соблюдением параметров строительства предусмотрена возможность проведения проверок в случае поступления информации о нарушениях предельных параметров разрешенного строительства. Иными словами,Федеральный закон № 340-ФЗ обеспечили возможность в очень короткие сроки определить и не допустить строительство при явных и грубых нарушениях законодательства.

Реконструкция жилого дома с увеличением площади

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 октября 2022 года N 31768-ОГ/04

[О реконструкции многоквартирного дома]

Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

1. Согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

Таким образом, любые стены и иные ограждающие конструкции (перегородки, перекрытия), как несущие, так и ненесущие, являющиеся частями помещений из состава общего имущества или наружными ограждающими конструкциями, входят в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Читайте также:
Вычет на строительство дома: с какого момента

Демонтаж любой строительной конструкции, предусмотренной проектной документацией на многоквартирный дом и входящей в состав общего имущества собственников помещений дома, является уменьшением состава общего имущества, влекущим за собой уменьшение количества физических объектов, материалов, входящих в состав общего имущества, а также снижающим уборочную площадь.

Мнение о том, что состав общего имущества может быть увеличен при демонтаже ограждающих конструкций, имеющихся в помещении из состава общего имущества, за счет увеличения площади такого помещения на величину площади, занимаемой демонтированной конструкцией, неверно, поскольку физически площадь помещения не увеличивается, а лишь изменяется порядок оборудования на такой площади ограждающих конструкций (стен, перегородок и т.п.).

2. Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Исходя из приведенного определения демонтаж любой ограждающей конструкции (стены, перегородки и т.п.), входящей в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, является реконструкцией.

3. В соответствии с частью 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Часть 2 статьи 40 ЖК РФ устанавливает, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме”.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, решение о реконструкции многоквартирного дома, связанной с увеличением состава общего имущества, принимаются на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений.

При этом для проведения реконструкции, влекущей за собой уменьшение состава общего имущества, необходимо согласие всех 100% собственников помещений многоквартирного дома.

4. Демонтаж или реконструкция ряда элементов общего имущества собственников помещений неправомерны даже при наличии согласия на указанные работы всех 100% собственников помещений многоквартирного дома, если обязательность наличия таких элементов установлена нормативным правовым актом. Собственники помещений не имеют права принимать решений и давать согласия на проведение действий, которые приводят к нарушению действующих положений законов или иных нормативных правовых актов.

“3.26. тамбур: Вспомогательное помещение между дверьми для защиты от воздействий внешней среды.

9.19. В климатических районах I-III при всех наружных входах в многоквартирные здания (кроме входов из наружной воздушной зоны в незадымляемую лестничную клетку) следует предусматривать тамбуры или тамбур-шлюзы с параметрами глубины и ширины, обеспечивающими доступность для МГН, включая инвалидов-колясочников, согласно СП 59.13330.

Двойные тамбуры при входах в многоквартирные здания (кроме входов из наружной воздушной зоны в незадымляемую лестничную клетку) следует проектировать в зависимости от этажности зданий и района их строительства”.

Таким образом, реконструкция, приводящая к ликвидации тамбуров в многоквартирных домах, расположенных в климатических районах I-III, неправомерна даже при наличии согласия на такую реконструкцию от 100% собственников помещений многоквартирного дома.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Начальник отдела управления
жилищным фондом и ОГЖН
Л.Р.Егорова

Реконструкция жилого дома с увеличением площади

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и учета в работе копию письма Минэкономразвития России от 20.02.2014 № Д23и-478.

Учитывая изложенную в письме Минэкономразвития России позицию о возможности осуществления в отношении реконструированного объекта недвижимости как постановки на государственный кадастровый учет, так и учета изменений, можно сделать следующие выводы:

Читайте также:
Как продать загородный дом с участком быстро

в случае изменения количества этажей, высоты, объема, площади объекта недвижимости, замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта недвижимости в орган кадастрового учета должны быть представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета изменений такого объекта;

в случае если в реконструкции было задействовано несколько объектов недвижимости и по ее результатам образован новый объект недвижимости (новые объекты недвижимости) либо в результате реконструкции одного объекта недвижимости образовано несколько новых объектов недвижимости, в орган кадастрового учета должны быть представлены документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (объектов недвижимости).

При этом для случаев, при которых в результате реконструкции происходит образование объектов недвижимости, дополнительно отмечаем.

Образование объектов недвижимости в результате реконструкции может сопровождаться в том числе изменением вида объекта недвижимости (например, в результате реконструкции здания (сооружения) образован объект незавершенного строительства).

В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП); такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Как следует из части 3 статьи 24 Закона о кадастре, учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.

В этой связи применительно к рассматриваемому примеру снятие с кадастрового учета преобразованного объекта недвижимости (здания (сооружения) возможно только после государственной регистрации прав на образованный из него объект недвижимости (объект незавершенного строительства).

Часть 7 статьи 25 Закона о кадастре устанавливает, что при осуществлении кадастрового учета здания или сооружения в связи с прекращением его существования орган кадастрового учета одновременно снимает с учета все помещения в таком здании или сооружении; основанием для снятия с учета этих помещений является заявление о снятии с учета такого здания или сооружения.

Учитывая, что снятие с кадастрового учета преобразованного здания (сооружения) осуществляется без заявления, по мнению Росреестра, прямые основания для снятия с учета помещений в случае снятия с государственного кадастрового учета преобразованного здания в Законе о кадастре отсутствуют.

В этой связи представляется, что в отношении помещений, расположенных в преобразованном здании, снятом с учета в связи регистрацией прав на образованный объект незавершенного строительства, может быть осуществлен государственный кадастровый учет в связи с прекращением существования таких помещений на основании соответствующего заявления и акта обследования, подтверждающего прекращение существования помещений (в разделе «Заключение кадастрового инженера» дополнительно может быть приведена информация о том, что снятие с учета помещений связано с прекращением существования здания в связи с его реконструкцией).

В случае если в результате реконструкции здания (сооружения) образовано новое здание (сооружение), в отношении помещений, расположенных в реконструированном здании, по мнению Росреестра, могут быть осуществлены:

государственный кадастровый учет изменений на основании соответствующего заявления и технического плана, содержащего сведения о кадастровом номере нового (реконструированного) здания (сооружения), в котором расположено помещение (в разделе «Заключение кадастрового инженера» дополнительно может быть приведена информация о том, что учет изменений связан с прекращением существования здания (сооружения) в связи с его реконструкцией);

государственный кадастровый учет в связи с прекращением существования такого помещения (в случае если в результате реконструкции здания (сооружения) помещение прекратило свое существование) на основании соответствующего заявления и акта обследования, подтверждающего прекращение существования помещения;

постановка на государственный кадастровый учет образованных или созданных помещений на основании соответствующего заявления (соответствующих заявлений) и технического плана (технических планов) и в соответствующем случае снятие с учета преобразованного помещения без заявления после государственной регистрации прав на образованное помещение (образованные помещения).

В случае если в здании (сооружении) расположены помещения, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, и реконструкция здания (сооружения) не повлечет осуществление регистрационных действий в отношении указанных помещений, то, по мнению Росреестра, временный характер сведениям государственного кадастра недвижимости об образованном в результате реконструкции здания не присваивается.

При отсутствии в здании (сооружении) помещений, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, после реконструкции здания (сооружения) основанием для прекращения временного характера сведений государственного кадастра недвижимости об образованном в результате реконструкции здании (сооружении), по мнению Росреестра, может являться государственная регистрация прав (ограничений прав) на помещения, либо государственная регистрация прав на образованное здание (сооружение).

Читайте также:
Как правильно подать объявление о продаже дома

Для случаев, касающихся реконструкции многоквартирных домов, в результате которой образуются новые многоквартирные дома, необходимо отметить следующие особенности.

В силу части 4 статьи 24 Закона о кадастре сведениям государственного кадастра недвижимости об образованном многоквартирном доме присваивается временный статус. При этом правило об изменении временного статуса сведений об объекте недвижимости на учтенный со дня государственной регистрации прав на образованный объект недвижимости в отношении многоквартирных домов неприменимо в силу того, что многоквартирные дома объектами государственной регистрации прав не являются.

Учитывая изложенное, по мнению Росреестра, в отношении образованных в результате реконструкции многоквартирных домов временный статус присваиваться не должен.

В соответствии с частью 11 статьи 41 Закона о кадастре технический план многоквартирного дома содержит информацию, необходимую для осуществления кадастрового учета помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), расположенных в таком многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 44 требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 № 403 (в редакции приказа Минэкономразвития России от 25.02.2014 № 86, зарегистрированного в Минюсте России, вступающего в силу с 30.06.2014), в случае если государственный кадастровый учет квартиры в многоквартирном доме осуществлен в установленном Законом о кадастре порядке, в строке «1» раздела «Характеристики помещений в многоквартирном доме» указывается кадастровый номер помещения, иные строки в указанном случае не заполняются.

Таким образом, если образование (в результате реконструкции) многоквартирного дома не сопровождалось образованием новых квартир в таком доме и государственный кадастровый учет таких квартир осуществлен в установленном Законом о кадастре порядке, сведения о кадастровых номерах таких квартир должны быть указаны в соответствующем разделе технического плана здания (многоквартирного дома).

При постановке на государственный кадастровый учет образованного многоквартирного дома в рассматриваемой ситуации органу кадастрового учета следует также внести изменения в сведения о помещениях, указанные в пункте 5 части 1 статьи 7 Закона о кадастре, в части изменения кадастрового номера здания, в котором расположены помещения, и, при необходимости, в сведения об адресе помещения (в случае, если образованному многоквартирному дому присвоен новый адрес).

Образование многоквартирного дома может сопровождаться созданием или образованием (путем преобразования (объединения, раздела) других помещений) новых помещений в таком доме, сведения о которых также должны быть воспроизведены в соответствующем разделе технического плана здания (многоквартирного дома). Исходя из части 4.1 статьи 25 Закона о кадастре при постановке на учет многоквартирного дома орган кадастрового учета осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).

Учитывая изложенное, по мнению Росреестра, в орган кадастрового учета для постановки на государственный кадастровый учет образованного в результате реконструкции многоквартирного дома, а также расположенных в нем помещений (в том числе образованных и (или) созданных) с соответствующим заявлением должен быть представлен технический план многоквартирного дома, содержащий в том числе разделы в отношении всех расположенных в многоквартирном доме помещений (государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном Законом о кадастре порядке и которые не были преобразованы в результате реконструкции, а также образованных и (или) созданных в результате реконструкции многоквартирного дома).

При этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана здания в отношении образованных помещений должна содержаться информация (кадастровые либо ранее присвоенные государственные учетные номера помещений) о том, из каких помещений образованы новые помещения в многоквартирном доме.

В отношении помещений, которые не были преобразованы в результате реконструкции и государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном Законом о кадастре порядке, в соответствующем разделе технического плана здания указываются только их кадастровые номера.

Выполнение учетных процедур в отношении многоквартирного дома и расположенных в нем помещений должно осуществляться в следующей последовательности:

постановка на государственный кадастровый учет образованного многоквартирного дома и всех расположенных в нем помещений;

учет изменений помещений, государственный кадастровый учет которых ранее был осуществлен в установленном Законом о кадастре порядке (в части изменения сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровом номере здания, в котором они расположены, и, при необходимости, в сведения об адресе помещений (в случае, если образованному многоквартирному дому присвоен новый адрес).

При этом в отношении образованных помещений в многоквартирном доме:

временный статус не присваивается, если такие помещения относятся к общему имуществу в многоквартирном доме;

временный статус присваивается, если такое помещение является квартирой (сведения утрачивают временный статус со дня государственной регистрации права на образованные помещения).

Снятие с кадастрового учета преобразованного многоквартирного дома (многоквартирных домов) осуществляется без заявления одновременно с постановкой на государственный кадастровый учет образованного в результате реконструкции многоквартирного дома (многоквартирных домов) (при этом, в отличие от снятия с учета иных зданий, в рассматриваемом случае снятие с учета помещений, которые были расположены в преобразованном многоквартирном доме, не осуществляется, так как сведения о них «перенесены» в поставленный на кадастровый учет образованный многоквартирный дом).

Читайте также:
Какие дома признаются ветхими и аварийными

В случае если реконструкция здания (сооружения) не связана с образованием нового здания (сооружения), но влечет за собой создание новых помещений в таком здании (сооружении) (например, достроены дополнительные этажи), то постановка на государственный кадастровый учет таких помещений возможна только после государственного кадастрового учета изменений здания (сооружения) (например, в части изменения количества этажей).

В аналогичной последовательности следует осуществлять учетные действия в противоположном случае, например, при сносе (демонтаже) нескольких этажей здания (сооружения), при котором прекращает существование часть помещений в таком здании (сооружении) (сначала необходимо осуществить государственный кадастровый учет изменений здания (сооружения), а затем на основании акта обследования, подтверждающего прекращение существования помещений в связи с уничтожением части здания (сооружения), в пределах которой такие помещения были расположены, снять с учета соответствующие помещения).

Относительно присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости после их реконструкции и порядка проведения государственной регистрации прав на них Росреестр отмечает.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер); кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Согласно пункту 59 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, образованным или созданным объектам недвижимости в государственном кадастре недвижимости присваивается следующий по порядку в кадастровом квартале, в котором располагается такой объект недвижимости, кадастровый номер.

Таким образом, при кадастровом учете изменений объекта недвижимости новый кадастровый номер не присваивается.

В силу положений статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации):

разделы ЕГРП, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в ЕГРП государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Законом о кадастре его государственного учета (кадастровым номером);

сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I ЕГРП.

В соответствии с пунктом 9 статьи 12 Закона о регистрации в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы ЕГРП и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.

Согласно пункту 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219, лист записи об изменениях используется для внесения в ЕГРП таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него; к таким сведениям относится в том числе изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ.

Вместе с тем, принимая во внимание изложенное выше, с учетом положений статьи 12 Закона о регистрации отмечаем, что, поскольку изменение внешних границ объекта недвижимости при реконструкции, перепланировке не всегда сопровождается созданием нового объекта недвижимости, внесение в ЕГРП записи об изменениях, не влекущих за собой прекращения или перехода права, в указанном случае должно осуществляться также с учетом критериев, указанных в абзацах третьем и четвертом на странице 1 настоящего письма.

Изложенная позиция согласована с Минэкономразвития России и ФГБУ «ФКП Росреестра».

Заместитель руководителя Г.Ю. Елизарова

Обзор документа

Рассмотрен вопрос о постановке на кадастровый учет реконструированного объекта недвижимости.

В частности, указано, что если изменились количество этажей, высота, объем, площадь, заменены и (или) восстановлены несущие строительные конструкции, то нужны документы для кадастрового учета изменений такого объекта.

Если при реконструкции ряда объектов был образован новый (новые) или из одного возведены несколько, то необходимы материалы в отношении объекта (объектов).

Отмечено, что образование объектов может сопровождаться в т. ч. изменением вида (например, в результате реконструкции здания (сооружения) возведен объект незавершенного строительства).

Что касается преобразованного объекта, то его можно снять с учета только после госрегистрации прав на новый.

Если в результате реконструкции здания (сооружения) образовано новое, то в отношении расположенных в нем помещений могут быть проведены следующие процедуры. Кадастровый учет изменений на основании заявления и техплана, содержащего сведения о кадастровом номере нового объекта. Кадастровый учет в связи с прекращением существования помещения. Учет образованных или созданных помещений.

Читайте также:
Нормы тишины в многоквартирном доме

Относительно реконструкции многоквартирных домов разъяснено следующее.

Внесенные в кадастр сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости (объектов) носят временный характер, за исключением отдельных случаев. Соответствующий статус утрачивается со дня госрегистрации права него (них).

Как указал Росреестр, в отношении образованных в результате реконструкции многоквартирных домов временный статус сведениям не присваивается.

Для постановки на кадастровый учет образованного в результате реконструкции многоквартирного дома, а также расположенных в нем помещений (в том числе образованных и (или) созданных) вместе с заявлением нужно представить техплан, содержащий в т. ч. разделы в отношении всех помещений (не преобразованных и ранее учтенных, а также созданных).

Если образованные помещения относятся к общему имуществу в многоквартирном доме, то вышеуказанный временный статус не присваивается. В отношении квартир действует противоположное правило (временный статус утрачивается с даты госрегистрации прав).

Дополнительно разъяснена процедура присвоения кадастровых номеров объектам после реконструкции.

Как потратить материнский капитал на реконструкцию частного дома

Стал гуглить и понял, что для многих очень актуальна тема, как потратить маткапитал на реконструкцию частного дома. Может быть, подготовите инструкцию?

Насколько я знаю, в результате реконструкции площадь дома должна увеличиться. Мы как раз так и хотим сделать. Дом приватизирован, но оформлен в собственность моей мамы, то есть бабушки ребенка. Дом находится в Ленинградской области.

Вопросы у меня такие:

  1. Надо ли переоформлять дом и землю под ним на себя?
  2. Нужно ли ждать трехлетия ребенка?
  3. Как проводить реконструкцию: своими силами или привлекать подрядчика? Кому выплачиваются средства? Как покупать материалы? А если я хочу строить сам?
  4. Понесенные расходы оплачиваются потом или можно получить деньги авансом?

Очень надеюсь на ваш разбор. Понимаем, что маткапитала не хватит, но все же будет неплохая поддержка.

Заранее спасибо, любимый журнал.

Кирилл, вы правы: в результате реконструкции частного дома, проведенной на средства маткапитала, жилая площадь дома должна увеличиться. Причем на определенное количество квадратных метров. На какое именно, устанавливает орган местного самоуправления конкретного населенного пункта: города, поселения, деревни и т. д.

То есть должно произойти улучшение жилищных условий. Это одна из целей, на которые можно потратить материнский капитал. Типичный пример такой реконструкции — пристройка к дому дополнительной комнаты или переделка чердака в жилой этаж. А вот замена крыши, окон, коммуникаций в доме, пристройка нежилого помещения, например гаража или сарая, косметический ремонт и другие подобные работы реконструкцией считаться не будут.

А теперь, как заказывали, — подробный разбор.

Два обязательных условия

Есть два условия, без которых потратить маткапитал на реконструкцию дома не получится.

Условие 1. Право собственности на дом должно быть оформлено на владелицу сертификата на материнский капитал либо ее супруга. То есть на вашу жену либо на вас. Если дом принадлежит кому-то из родственников, пусть даже близких, например вашей маме, средства маткапитала под его реконструкцию не дадут.

Земля под домом тоже должна принадлежать вам или вашей жене. Это может быть не только собственность, но и аренда либо бессрочное пользование участком. Но договоры должны быть оформлены на кого-то из вас с супругой. Назначение земли по документам — жилищное строительство либо ведение садоводства.

Так что, прежде чем затевать реконструкцию, вам придется переоформить и дом, и участок на себя или супругу.

Условие 2. К моменту подачи заявления в ПФР о выделении денег на реконструкцию ребенку, за которого семье дали маткапитал, исполнилось три года.

Напомню, что до трехлетия ребенка можно тратить маткапитал только на следующие цели:

  1. первоначальный взнос, уплату долга или процентов по ипотеке, взятой на покупку или строительство жилья;
  2. оплату дошкольного образования, например платного детсада и различных развивашек;
  3. покупку товаров и услуг из специального перечня для реабилитации и интеграции детей с инвалидностью ;
  4. так называемые путинские выплаты.

Думаю, излишне говорить, что дом, который планируется реконструировать, должен находиться в России.

Реконструкция дома возможна любым способом

Хотите — справляйтесь своими силами или с помощью бригады рабочих, а хотите — официально заключайте договор подряда со строительной фирмой. Тогда этот договор в числе других документов надо будет приложить к заявлению о распоряжении средствами маткапитала.

В первом случае пенсионный фонд переведет деньги на счет владелицы материнского сертификата, то есть матери ребенка.

Во втором — деньги поступят на счет строительной фирмы. То есть вы их не увидите. Именно поэтому большинство людей, желающих пустить маткапитал на реконструкцию, указывают в заявлении, что будут производить строительные работы самостоятельно.

Варианты получения денег из ПФР при самостоятельной реконструкции дома

Вариант 1. 50% запрашиваемой суммы — сразу, остальное — когда закончатся работы, но не ранее чем через 6 месяцев.

Читайте также:
Можно ли продать дом без согласия прописанных

Именно из-за растянутости во времени этот вариант непопулярен. А еще в этом случае перед подачей в ПФР первого заявления о выплате — да, его придется подавать дважды — нужно уведомить местные власти о том, что вы собираетесь проводить реконструкцию. Если этого не сделать, ПФР не примет у вас заявление.

Уведомление по специальной форме надо подать в отдел местной администрации, который ведает вопросами строительства. Например, в Кингисеппском районе Ленинградской области это комитет по архитектуре и градостроительству. Остальные подробности про подачу уведомления читайте в отдельной статье Т⁠—⁠Ж.

Через полгода после первого транша, перед тем как подавать второе заявление о выплате оставшихся 50% маткапитала, нужно будет снова обратиться в местную администрацию. На этот раз за актом освидетельствования. Данный документ подтверждает, что работы по реконструкции проведены и в результате общая площадь дома увеличилась не менее чем на учетную норму площади жилого помещения.

В каждом населенном пункте эта норма своя — обычно от 9 до 12 м². Вот учетные нормы, действующие на территории Ленинградской области.

Разумеется, сразу акт не выдадут. Определят комиссию, которая в назначенный день придет, осмотрит дом, все измерит и через положенный срок выдаст акт. Реквизиты акта и сведения из него надо будет указать в заявлении на выплату второго транша.

Вариант 2. Провести реконструкцию дома на собственные деньги, а потом получить из ПФР средства маткапитала в качестве компенсации понесенных расходов.

В этом случае не надо подавать никаких уведомлений о планируемой реконструкции. Кроме того, этот вариант удобен еще и тем, что можно начать работы, не дожидаясь трехлетия ребенка. А когда ему исполнится три года, подать заявление на компенсацию.

Однако получать акт освидетельствования все равно придется.

Как подать заявление в ПФР, сколько его рассматривают и когда перечислят деньги

Заявление в ПФР подает мать ребенка либо ее представитель по нотариальной доверенности.

Подать заявление можно следующими способами:

  1. Лично прийти в отделение ПФР с паспортом и документами на дом и землю. В зависимости от выбранного варианта получения денег к этому набору добавятся другие документы: договор подряда, уведомление о реконструкции, акт освидетельствования.
  2. Прийти с тем же набором документов в МФЦ.
  3. Отправить заявление по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Но я так делать не советую. В этом случае вам придется потратиться на нотариуса, который должен будет заверить подпись на заявлении, а также копии всех прилагаемых к нему бумаг.
  4. Воспользоваться личным кабинетом на портале госуслуг или на сайте ПФР. Правда, подав заявление удаленно, вам все равно потом придется лично прийти в отделение ПФР, чтобы предъявить оригиналы документов.

Заявление вместе с пакетом документов ПФР должен рассмотреть в течение месяца. Если все нормально, то еще пять рабочих дней отводится на перечисление денег из ПФР на счет матери ребенка.

В любом случае вас должны уведомить, удовлетворено ваше заявление или нет.

И в завершение разбора хорошая новость. Больше не нужно оформлять у нотариуса и представлять в ПФР обязательство оформить в долевую собственность жилье, купленное, построенное либо реконструируемое с помощью маткапитала. Раньше такое обязательство нужно было подавать вместе с заявлением о распоряжении капиталом. Однако с 12 марта 2022 года в результате поправок в закон о материнском капитале эту обязанность отменили. Это подтверждают и специалисты пенсионного фонда.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Реестр собственников жилья многоквартирного дома: где получить

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11 февраля 2022 г. N 3747-ОГ/04 О реестре собственников помещений, являющимся обязательным приложением к протоколу общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах

Вопрос: Согласно пп. «а» п. 20 Требования к оформлению протоколов ОСС помещений в МКД, утв. Приказом Минстроя РФ от 28 января 2019 г. N 44/пр, обязательными приложениями к протоколу ОСС является реестр собственников помещений в МКД, содержащий, в том числе, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на помещения в МКД, сведения о форме собственности в отношении каждого из помещений.

В то же время согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, УК обязана вести реестр собственников помещений в МКД, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном МКД:

– ФИО собственника помещения,

– полное наименование и ОГРН собственника – юридического лица,

– номер помещения в МКД, собственником которого является физическое или юридическое лицо,

– а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД.

В связи с этим прошу пояснить:

– реестры собственников помещений, – тот, который является обязательным приложением к протоколу ОСС, и тот, который ведет УК, – являются разными документами?

Читайте также:
Дом из гипсоблока плюсы и минусы

– если да, то кто должен составлять тот реестр собственников помещений в МКД, который прилагается к протоколу ОСС? должен ли этот реестр включать только проголосовавших собственников (то есть тех, сведения о которых есть у секретаря ОСС)?

– если нет, то как быть инициатору ОСС (секретарю ОСС) в том случае, если реестр собственников помещений в МКД, представленный УК, не содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном МКД?

Ответ: Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России в пределах своей компетенции рассмотрел обращение от 26.01.2022 N 131492 (вх. Минстроя России от 27.01.2022 N 2426-ОГ) и сообщает следующее.

В соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом “а” пункта 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр (далее – Приказ N 44), обязательным приложением к протоколу общего собрания является реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее – при наличии) собственников – физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников – юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.

Таким образом, управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива должны предоставить лицу, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, реестр собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 45 ЖК РФ и Приказом N 44, т.е. с указанием документов, подтверждающих право собственности на помещения.

Таким образом, обязанность управляющей организации, правления товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме прямо предусмотрена ЖК РФ.

При этом отсутствие реестра собственников помещений в многоквартирном доме не препятствует проведению общего собрания. Актуальную информацию о собственниках помещений в многоквартирном доме можно запросить в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Начальник отдела управления
жилищным фондом и ОГЖН
Л.Р. Егорова

Обзор документа

Минстрой разъяснил, что ЖК РФ прямо предусмотрена обязанность УК, правления ТСЖ, ЖСК, иного специализированного потребкооператива вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме. Реестр предоставляется лицу, по инициативе которого созывается общее собрание собственников.

При этом отсутствие реестра не препятствует проведению общего собрания. Необходимые данные можно запросить в ЕГРН.

Как составить реестр собственников МКД и заказать выписки из ЕГРН

Обязательная часть протокола ОСС – приложенный к нему реестр собственников. Без него протокол считается оформленным с нарушениями, а значит, принятые решения будут отменены. Чтобы составить реестр, нужно заказать выписки из ЕГРН. И тут начинаются сложности. Рассказываем, как их преодолеть.

Содержание реестра собственников и для чего он нужен

При проведении общего собрания собственников в МКД его инициатор обязательно должен прикрепить к протоколу реестр собственников помещений в доме (приложение 1 приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр). Без информации о количестве голосов и правоустанавливающих документов, невозможно узнать, кто имеет право принимать участие в голосовании и сколько голосов у каждого человека.

Читайте также:
Причины засора канализации в многоквартирном доме

Применение для проведения общих собраний – не единственная функция реестра. Такой документ очень пригодится Совету дома. Любые вопросы, возникающие в сообществе МКД, легче и быстрее решить, если достоверно известно, кто является собственником того или иного помещения.

Отметим, что согласно п.п. «б» п. 4 ПП РФ № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:

  • ведение реестра собственников помещений в соответствии с ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ;
  • сбор, обновление и хранение данных о нанимателях помещений в доме, о лицах, использующих общедомовое имущество по договорам;
  • ведение актуальных списков в электронном виде с учётом требований законодательства о защите персональных данных.

Согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, реестр должны вести управляющие организации, ТСЖ, кооперативы. Обычно выглядит такой документ как редактируемая таблица, основывается она на данных выписок из ЕГРН и содержит:

  • назначение каждого помещения,
  • его номер и площадь,
  • ФИО собственников,
  • долю владения каждого из них,
  • номер документа права собственности,
  • количество голосов владельцев помещений.

Реестр собственников поможет решить следующие вопросы:

  • Избрание Совета дома и его председателя, утверждение их денежного вознаграждения.
  • Изменение размера ежемесячных платежей на содержание и ремонт.
  • Проведение капитального и текущего ремонтов.
  • Участие многоквартирного дома в муниципальных и государственных программах.
  • Смена управляющей организации.
  • Создание ТСЖ (ТСН).

Проблемы, которые могут возникнуть у УО при заказе выписок и составлении реестра

У управляющих организаций и ТСЖ всегда должны быть актуальные сведения по владельцам всех помещений в доме (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ). Это нужно, чтобы провести ОСС. Или взыскать задолженность за жилищно-коммунальные услуги с должников и узнать, кто является собственником помещения. Или необходимо срочно обновить старый реестр и вести его в новом году согласно ст. 45 ЖК РФ.

Дело в том, что, согласно действующей судебной практике, выписки из ЕГРН актуальны всего один месяц. Примером может послужить апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18.09.2014 по делу № 33-7616/2014. Суд указал: несмотря на то, что законодательство не устанавливает срок действия выписки из ЕГРН, предполагается разумный срок для её представления – 1 месяц. Обусловлено это необходимостью сохранить актуальность приведённых в выписке данных.

Чтобы заказать выписки в кратчайшие сроки и актуализировать реестр, советуем вам воспользоваться помощью подрядчиков. Обратите внимание, как долго компания существует на рынке, прочитайте отзывы о ней в интернете. Проанализируйте, как быстро организация обещает заказать выписки, официальные ли они, в каком формате составляется реестр собственников и все ли помещения будут найдены.

Всё это важные моменты, от которых зависит, как скоро вы успеете провести общее собрание собственников и не будут ли отменены его результаты. Обращайтесь только к проверенным компаниям. Составить актуальный реестр вам поможем мы: оказываем соответствующую услугу совместно с МКДЭКСПЕРТ.

Составление реестра собственников самостоятельно или через подрядчика

Вы можете оформить реестр собственников самостоятельно или обратиться за этим к подрядным организациям. Если до начала проведения ОСС у вас мало времени, либо вам нужно актуализировать имеющуюся информацию, советуем выбрать второй вариант. Сторонняя компания гарантирует вам оперативность, актуальность сведений и юридическую поддержку.

Так поступает управляющая организация из Санкт-Петербурга ООО «КомТехСервис», у которой восемь домов на управлении. Она часто проводит общие собрания собственников и, как правило, заказывает у нас реестры собственников за несколько дней до проведения ОСС.

Несмотря на сжатые сроки, компания всегда вовремя получает документы и дополнительно к ним – консультации по всем особенностям реестра и по порядку проведения ОСС. Работа построена так, что клиент обращается к нам в удобное для него время, заказы принимаем по телефону, почте или через мессенджеры.

Мы готовим реестр собственников помещений в МКД в кратчайший срок: многое зависит от работоспособности сайта Росреестра, но в среднем это занимает 1–2 рабочих дня.

Обращаем ваше внимание: 30 апреля 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2022 № 120-ФЗ. С учетом требований действующего законодательства, мы продолжаем составлять реестры собственников МКД, содержащие актуальные сведения из Единого государственного реестра недвижимости, без непосредственного предоставления выписок из ЕГРН на каждый объект.

Документ содержит актуальные сведения по всем помещениям в доме и подходит для использования в сервисе «ОСС на 100%»:

Помимо подготовки реестра, при необходимости оказываем юридическую поддержку после подписания акта оказанных услуг: разъясняем порядок проведения собрания по вашей повестке дня, рассказываем про нюансы в реестре, на которые нужно обратить внимание, и подготавливаем необходимые документы.

Задайте нам вопросы по поводу сотрудничества или заполните форму ниже, мы вам перезвоним.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: