Публичные слушания по изменению вида разрешенного использования

Как в Подмосковье изменить вид разрешенного использования земельного участка

Новый дом культуры построят в Богородском городском округе

Вид разрешенного использования (ВРИ) – индивидуальная характеристика земельного участка. Она определяет способ его использования, то есть вид деятельности, которую можно на нем вести. Как изменить вид разрешенного использования или установить его, читайте в материале портала mosreg.ru.

Виды разрешенного использования

По словам министра имущественных отношений Московской области Владислава Когана, в регионе нередки ситуации, когда жилые, дачные или садовые дома стоят на земле, оформленной по старым документам. В них неверно указан ВРИ, и размещение объекта капстроительства на такой земле не предусмотрено. В таком случае собственнику надо изменить ВРИ на назначение «Для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», «Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)» или «Ведение садоводства».

Перечень всех возможных видов разрешенного использования приведен в классификаторе ВРИ, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Виды разрешенного использования бывают основными, вспомогательными и условно разрешенными. Вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному или условно разрешенному. Установить его вместо основного нельзя.

Основной и вспомогательный виды использования участка можно установить или изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (если это не противоречит правилам землепользования и застройки). Для этого надо обратиться в Управление Росреестра и внести в ЕГРН сведения об установлении или изменении ВРИ.

Установить условно разрешенный вид использования возможно в рамках государственной услуги, которую предоставляет комитет по архитектуре и градостроительству Московской области. Распоряжение Главархитектуры Московской области о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка принимается с учетом правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также результатов общественных обсуждений или публичных слушаний.

Если нужно изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, придется обратиться в специальную комиссию для внесения изменений в ПЗЗ.

Когда нельзя изменить ВРИ

Земельный кодекс Российской Федерации

Изменить ВРИ невозможно:

– по требованию арендатора – если договор аренды участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах;

– арендатору самостоятельно – если участок предоставлен в аренду для определенного вида использования;

– если градостроительным регламентом и ПЗЗ для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие вести деятельность согласно данному ВРИ.

Где подать заявление на изменение ВРИ

Заявление на изменение ВРИ подается в Росреестр через любой МФЦ Московской области.

Установление соответствия ВРИ классификатору

Девушка за компьютером с калькулятором проверяет расчеты

В случае если существующий вид разрешенного использования не соответствует действующему классификатору ВРИ, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, правообладатель земельного участка может обратиться за государственной услугой и установить соответствие существующего ВРИ классификатору. При этом для земельного участка устанавливается ВРИ согласно классификатору, по смыслу и содержанию соответствующий существующему.

Если испрашиваемый ВРИ не соответствует по смыслу и содержанию существующему ВРИ, необходимо обращаться за его изменением в Росреестр.

Как установить соответствие классификатору

Работа Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг

Услугой установления соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору могут воспользоваться правообладатели земельного участка – собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Получить ее можно через региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Для жителей, не имеющих выхода в Интернет, доступ к порталу организован в офисах МФЦ.

В случае подачи заявления онлайн заполняется заявление и прикладываются документы в электронном виде. С перечнем необходимых документов можно ознакомиться на странице услуги на РПГУ.

Порядок и сроки оказания услуги

Мособлархитектура обработала более 200 документов по утверждению генпланов и ППЗ в 2018 году

Читайте также:
Уголовная ответственность за езду в пьяном виде

Рассмотрение заявления может занять до 13 рабочих дней, после чего ответ поступит в личный кабинет заявителя на РПГУ. Дополнительно результат государственной услуги можно получить в МФЦ, где его распечатают и заверят подписью уполномоченного сотрудника и печатью МФЦ.

Информация о стадии рассмотрения заявления также направляется в личный кабинет или на электронную почту.

Кроме того, заявитель может самостоятельно получить информацию о готовности результата предоставления госуслуги по телефону центра телефонного обслуживания населения Московской области 8(800) 550-50-30 или посредством сервиса РПГУ «Узнать статус заявления».

Плата за изменение ВРИ

Денежные купюры рублей и монеты.

В случаях, предусмотренных законодательством, заявитель обязан внести в полном объеме плату за изменение ВРИ в тридцатидневный срок со дня получения соответствующего уведомления от министерства имущественных отношений Московской области. Плата взимается в случае изменения ВРИ на вид, предусматривающий жилищное строительство.

Установление соответствия ВРИ классификатору видов разрешенного использования земельных участков осуществляется бесплатно.

О правовых позициях ВС по спорам об изменении вида разрешенного использования земли

Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка. Как указано в преамбуле документа, обобщение судебной практики направлено на ее унификацию при разрешении судами соответствующих споров.

В обзоре отмечено, в каких случаях у судов возникают сложности при рассмотрении соответствующих дел. В частности, трудности связаны с установлением круга субъектов, управомоченных на изменение вида разрешенного использования; с учетом особенностей ситуаций, когда допустимость изменения вида разрешенного использования ограничена, и процедурных особенностей такого изменения; с определением последствий несоблюдения установленных процедур и последствий использования участка с нарушением предусмотренных ограничений.

Документ состоит из 9 пунктов, и, по мнению адвоката МКА «Центрюрсервис» Ильи Прокофьева, значимость его невозможно переоценить. «В настоящее время однообразия судебной практики по данным вопросам попросту не существует, поскольку при рассмотрении идентичных споров суды разных регионов могут выносить абсолютно противоположные решения, руководствуясь зачастую не Земельным и Градостроительным кодексами, а актами органов местного самоуправления и субъектов РФ», – считает эксперт.

По его словам, большинство спорных ситуаций, приведенных в обзоре, соответствует сложившейся судебной практике. «Однако такое единообразие практики появляется на уровне кассации. Поскольку районные суды, как упоминалось выше, в своих решениях больше руководствуются актами органов местного самоуправления», – пояснил Илья Прокофьев.

В качестве самой значимой для практического применения правовой позиции партнер, руководитель практики «Межевание, кадастр, регистрация» ООО «Содружество Земельных Юристов» Юлия Бузанова выделила п. 1 обзора. Согласно ему, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки частный собственник земельного участка самостоятельно выбирает основные и вспомогательные виды разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

«В настоящее время, несмотря на федеральное регулирование, по-прежнему остается нерабочей норма, позволяющая собственнику земельного участка выбирать виды использования, установленные документом территориального планирования, – рассказала Юлия Бузанова. – Росреестр в подавляющем большинстве случаев отказывает в изменениях, ссылаясь на отсутствие распорядительного акта. Сформированная позиция дает однозначную оценку неправомерности подобных выводов, позволяя собственнику земельного участка извлекать из него максимальную выгоду».

Пункт 2 обзора запрещает арендатору земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, менять вид разрешенного использования участка и изменять сам договор аренды, заключенный по результатам торгов. В свою очередь, п. 3 документа запрещает арендатору самостоятельно менять вид разрешенного использования земельного участка на иной предусмотренный градостроительным регламентом, если участок сдается в аренду для определенного вида использования.

Читайте также:
Какие виды доверенностей существуют

По мнению Юлии Бузановой, особого внимания заслуживает п. 4 документа. Согласно ему, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или вынесение соответствующего отказа должны производиться в рамках установленной законом процедуры (в том числе путем общественных обсуждений или публичных слушаний). «На мой взгляд, данный пункт ограничивает чиновничий беспредел, – пояснила она. – Поскольку в настоящее время весьма многочисленна практика отказов в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка без соблюдения установленной законом процедуры, основанных на личном волеизъявлении органа власти».

Рассматриваемая позиция, как считает эксперт, существенно ограничивает права администраций и указывает на необходимость буквального толкования федеральных норм. А ее закрепление позволяет рассчитывать на то, что общественный интерес, право человека на благоприятные условия жизни и равные возможности при землепользовании станут приоритетными в спорах.

По условиям п. 5 обзора при предоставлении земельного участка установленный в градостроительном регламенте вспомогательный вид разрешенного использования участка не может быть выбран вместо основного.

Исходя из содержания п. 6 документа земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с таким регламентом, если использование участков и объектов капстроительства на них не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

Илья Прокофьев обратил внимание на п. 7 обзора, согласно которому муниципалитет не вправе отказывать в установлении вида разрешенного использования земельного участка, если вид разрешенного использования не был определен при его предоставлении. «Данная категория споров наиболее распространена в судебной практике, поскольку с такими заявлениями обращается огромное количество владельцев и собственников земли, которым они были предоставлены до 2001 г., то есть до принятия ЗК РФ», – пояснил он.

По словам адвоката, в тот период времени земельные участки действительно зачастую предоставлялись без установленного вида разрешенного использования. Это обусловило споры владельцев с муниципалитетами в судах, которые отказывали в его установлении под различными необоснованными предлогами. «Возможно, благодаря изданию настоящего обзора удастся добиться единообразия практики по данной категории споров и избежать необоснованных отказов администраций муниципальных образований, что позволит снизить нагрузку на суды», – отметил Илья Прокофьев.

В п. 8 документа установлено, что градостроительным регламентом для территориальной зоны могут быть установлены виды разрешенного использования с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков.

Из пункта 9 обзора следует, что вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.

Публичные слушания по изменению вида разрешенного использования

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Читайте также:
Виды ходатайств в гражданском процессе

Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.

Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки, правообладатель земельного участка (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) может самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства Российской Федерации.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Статьей39 ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее – разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании указанных в части 8 статьи 39 ГрК РФ рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Из перечисленных норм закона следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.

Публичные слушания по изменению вида разрешенного использования

В рамках рубрики «Вопрос – ответ» Росреестр еженедельно публикует материалы, посвященные разъяснению актуальных вопросов в сфере земли и недвижимости.

Нередко у владельцев земельных участков возникает неразбериха, к какому виду разрешенного использования (ВРИ) относится их участок, какую деятельность на нём можно осуществлять, а какую нет, и в каких случаях ВРИ следует менять. Вопросы крайне серьезные, так как ВРИ является главным фактором при определении кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, за использование земельного участка не по целевому назначению полагается административное наказание в виде штрафа.

В этом материале подробно расскажем, какие бывают виды разрешенного использования земельных участков, что стоит учитывать, если вы собрались строить на участке дом или разводить сельскохозяйственных животных, и как можно поменять ВРИ, если это все-таки необходимо.

Классификатор видов разрешенного использования

Разрешенное использование земельного участка – это характеристика, отвечающая на вопрос как именно можно использовать земельный участок, в частности, что на нем можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования.

Читайте также:
Основной вид удержаний из заработной платы сотрудников

Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты. Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают: виды разрешенного использования земельных участков, какие объекты недвижимости можно строить, их параметры по высоте и т.д.

ВАЖНО! Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушания. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, какие – после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Данные разграничения устанавливаются для обеспечения защиты населения и обеспечения комфортных условий проживания.

Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2022 года П/0412. На основании этого классификатора муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.

Классификатор содержит 13 ВРИ:

1. Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство и т.д.);

2. Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка и т.д.);

3. Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение и т.д.)

4. Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины и т.д.)

5. Отдых (рекреация) (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка и т.д.)

6. Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь и т.д.)

7. Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт и т.д.)

8. Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы РФ и т.д.)

9. Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность и т.д.)

10. Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации и т.д.)

11. Водные объекты (гидротехнические сооружение и т.д.)

12. Земельные участки (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории и т.д.)

13. Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).

Основные виды разрешенного использования характеризуют основной вид деятельности, для целей ведения которой приобретается и используется земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование).

Условно разрешенные виды использования земельных участков применяются при необходимости расширить способы использования земли – к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку. Порядок получения разрешения на условно разрешённый ВРИ установлен Градостроительным кодексом РФ.

Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.

Как узнать, какой ВРИ у вашего земельного участка

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка.

Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках объекта недвижимости. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале Госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра».

В этом случае информация будет указана в разделе «Виды разрешенного использования».

Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.

Какой ВРИ подходит для строительства на участке индивидуального жилого дома

В данном случае подойдут следующие виды разрешенного использования:

· 2.1 – «Для индивидуального жилого строительства». На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры;

Читайте также:
Розничная торговля запчастями для автомобилей вид налогообложения

· 2.2 – «Для ведения личного подсобного хозяйства». Здесь можно не только строить жилой или садовый дом, но и производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных;

· 13.2 – «Ведение садоводства». Такие участки предусмотрены для отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Также здесь можно строить дома – жилые и садовые.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если у вашего участка основной ВРИ 13.1 «Ведение огородничества», то строительство жилого и садового дома на нем запрещено. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Не стоит путать данный вид с 13.2 «Ведение садоводства», где строительство жилого дома допускается.

Аналогичная ситуация с ВРИ 1.16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2.2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает.

ВАЖНО! Если вид разрешенного использования вашего земельного участка не соответствует обозначенным выше, то для того, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, вам потребуется изменить ВРИ.

Чем следует руководствоваться при желании разводить на участке сельскохозяйственных животных

Согласно Классификатору, разведение сельскохозяйственных животных разрешено на землях сельскохозяйственного назначения. В частности, на участках с такими видами разрешенного использования, как 1.7 «Животноводство», 1.8 «Скотоводство», 1.10 «Птицеводство» и т.д.

В то же время многие садоводы и огородники интересуются, возможно ли заводить скот или домашнюю птицу на садовых и дачных участках. Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит запрет на содержание сельскохозяйственных животных на садовых земельных участках.

В то же время при желании завести сельскохозяйственных животных на земельных участках, предназначенных для садоводства, следует учитывать региональные и местные правовые акты, правила землепользования и застройки, а также санитарные и ветеринарные правила. В частности, в градостроительном регламенте для определенной территориальной зоны могут, к примеру, содержаться как ограничения на содержание скота и домашней птицы в личных целях, так и прямое указание на возможность вести такую деятельность.

Поэтому в первую очередь необходимо уточнить особенности регулирования данного вопроса в местной администрации.

Как поменять основной ВРИ земельного участка: порядок действий

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Для начала необходимо уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте.

В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.

В данном случае собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра от 19.08.2022 № П/0310.

Обратите внимание: Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

ВАЖНО! Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости, а также величины земельного налога.

Читайте также:
Основные виды негативного воздействия на окружающую среду

Особенности изменения вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в государственной собственности

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости и устанавливает цели, в соответствии с которыми можно использовать участок (например, садоводство, ведение личного подсобного хозяйства, индивидуальное жилищное строительство и др.). Все возможные виды разрешенного использования перечислены в классификаторе, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540.

Разрешенное использование земельных участков согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее – ГрК РФ) делится на основное, условно разрешенное и вспомогательное. При этом вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

В соответствии с пунктом 3 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии пунктом 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.

Из вышесказанного следует, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в государственной собственности, возможно в случае, если вид разрешенного использования соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования и фактическому использованию земельного участка.

При этом, обращаем внимание, что внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается (пункт 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Также следует обратить внимание на то, что в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка может измениться его кадастровая стоимость, что повлияет на размер земельного налога. Если вы считаете, что кадастровая стоимость земельного участка оказалась завышенной, её можно оспорить.

Инструкция по изменению видов деятельности (кодов ОКВЭД) для ИП в 2022 году

Образец заявления по форме Р24001 для изменения кодов ОКВЭД

Пример заполненной формы Р24001 при смене кодов ОКВЭД – Создать заявление

  • Сформировать заявление автоматически Укажите свои данные в форме, скачайте уже заполненное заявление Р24001 и все другие документы для изменения видов деятельности ИП. Сформировать заявление
  • Скачать шаблон Р24001 для заполнения вручную на компьютере XLS, 384 KB
  • Скачать бланк Р24001 для печати и заполнения от руки PDF, 1,2 МB
Читайте также:
Образовательные организации в РФ понятие типы виды

1. Как добавить коды ОКВЭД для ИП

Чтобы добавить новые коды, заполните страницу 1 листа Д. Если добавляете дополнительные коды, то вписывать их надо в п. 1.2 — количество не ограничено. Но лучше добавляйте только те, которыми реально будете заниматься, иначе привлечете лишнее внимание ФНС.

Лист Д страница 1

Добавляя новые коды ОКВЭД, учитывайте следующие рекомендации:

  • Код основной деятельности на листе Д надо вписывать, только если вы его меняете,
  • Если в группе видов деятельности нет лицензионных, можете указывать четырехзначные коды: вам, таким образом, будут разрешены все виды деятельности этой группы,
  • Количество дополнительных кодов не ограничено, но старайтесь указывать только те, которыми действительно будете заниматься, чтобы не привлекать лишнее внимание ФНС.

Также обратите внимание на возможность применять вашу систему налогообложения при выбранной деятельности.

2. Как исключить коды ОКВЭД для ИП

Для исключения ненужных кодов ОКВЭД, используйте страницу 2 листа Д.

Лист Д страница 2

Все дополнительные коды, которые вы хотите исключить, надо вписывать в п. 2.2. Если у вас есть дополнительные коды, которыми вы не пользуетесь, но они не требуют лицензирования и не накладывают на вас никаких иных обязательств, можете их не исключать.

Если вы на странице 2 вписываете основной вид деятельности, который хотите исключить и поменять на другой, тогда обязательно заполните и страницу 1 листа Д.

3. Общие требования к заполнению заявления по форме Р24001

Заявление по форме Р24001 надо заполнять правильно, следуя требованиям ФНС. Если не будете соблюдать правила, налоговая программа не сможет распознать ваш бланк. Итогом станет отказ в приеме заявления.

Заполняя форму Р24001 для внесения изменений в коды ОКВЭД, кроме листа Д, обязательно следует заполнить:

  • страницу 001 — данные об ИП: впишите ОГРНИП, ФИО и в п. 2 укажите причину подачи формы – «1», т.е. внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе,
  • лист Е — сведения о заявителе: внесите ФИО, телефон, электронную почту, а подпись следует ставить только в присутствии налогового инспектора, сотрудника МФЦ или нотариуса.

Во избежание отказа, заполняя заявление в 2022 году, учитывайте также следующие рекомендации:

  • При ручном заполнении используйте пасту черного, синего или фиолетового цвета, а все буквы и цифры пишите заглавными, печатными,
  • При заполнении на ПК используйте шрифт Courier New размера 18 и заглавные буквы,
  • В одной клетке размещайте только один знак,
  • Сокращения используйте такие же, как в документах, из которых вы их переносите,
  • Заполнять, нумеровать и распечатывать надо только заполненные листы,
  • Прошивать заявление не надо,
  • Печатать форму можно с двух сторон листа,
  • Коды деятельности выбирайте по справочнику ОКВЭД-2,
  • При указании контактного телефона не нужно писать скобки, пробелы, прочерки. Но если вносите российский номер, он должен начинаться с +7, даже стационарный.

Подать заявление можете любым удобным способом:

  • Лично или через представителя в инспекцию,
  • Лично или через представителя в МФЦ,
  • По почте ценным письмом с описью вложений или курьерской службой (в г. Москве),
  • В электронном виде через онлайн-сервис ФНС.

Госпошлину оплачивать не нужно. Срок рассмотрения заявления в 2022 году — 5 рабочих дней. По итогу вы получите новый лист записи ЕГРИП. Проверьте, все ли коды внесены верно. При обнаружении ошибок, допущенных по вашей вине, подайте в налоговую еще раз форму Р24001, только на странице 001 в п. 2 поставьте код «2» – в связи с исправлением ошибок. Если ошибку допустила ИФНС, подайте заявление об исправлении ошибок в свободной форме в канцелярию налоговой.

Читайте также:
Виды образований в России для трудовых книжек

Как изменить виды деятельности ИП и ООО

Марина Баландина, профессиональный бухгалтер

Большинство ИП и ООО не помнят, какие виды деятельности указывали при регистрации. И получается, что по данным налоговой вы строительная организация, а на деле продаете стройматериалы. Такое несоответствие может обернуться против вас, и штраф здесь — наименьшее из «зол». Хотите сохранить клиентов, экономить на налогах и получать «плюшки» от государства — приведите в соответствие коды ОКВЭД.

Вы узнаете

  • Когда нужно менять коды ОКВЭД
  • В чем польза правильных кодов ОКВЭД
  • Как изменить коды ОКВЭД ИП
  • Как изменить коды ОКВЭД ООО

Когда нужно менять коды ОКВЭД

Вносить изменения в коды ОКВЭД потребуется в двух случаях.

  1. Ваша фактическая деятельность уже не соответствует кодам, указанным в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Самый простой способ «вспомнить» существующие коды ОКВЭД — запросить выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Сделать это можно с помощью сервиса ФНС «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП». Пользователи СБИС могут получить выписку по любой компании или ИП прямо из системы.

  1. Вы планируете новую деятельность, которой нет в выписке.

О новой деятельности нужно уведомить налоговую в течение 3 дней с начала ее ведения. Пропустите срок — могут оштрафовать на 5000 рублей.

В чем польза правильных кодов ОКВЭД

Реальный стимул привести в порядок ваши коды ОКВЭД — получение вполне ощутимых «бонусов»:

  1. Экономия на взносах в ФСС.

Для всех ИП и новых организаций тариф взносов от несчастных случаев определяется по основному коду ОКВЭД и может составлять от 0,2% до 8,5%. Например, если по выписке у вас основной вид деятельности «Производство штукатурных работ» (43.31), взносы в ФСС составят 0,9%. И неважно, что фактически вы продаете обои (47.53), что соответствует тарифу 0,2%. Переплата за «неправильный» код деятельности — более, чем в 4 раза.

  1. Возможность применять ПСН.

ПСН применяется к определенным видам деятельности. Если в заявлении на патент вы укажете розничную торговлю, а в ЕГРИП такого вида деятельности нет, скорее всего, вам откажут.

  1. Возможность применять УСН предпринимателю.

Если ИП на УСН будет осуществлять деятельность, которой нет в ЕГРИП, есть риск что доходы от такой деятельности «обложат» НДФЛ.

  1. Право на налоговые льготы.

Для отдельных видов деятельности региональные власти могут устанавливать пониженные ставки по УСН и ПСН, вплоть до 0%, или пониженный потенциально возможный доход при ПСН. Льготные виды деятельности должны быть среди ваших кодов ОКВЭД.

  1. Получение субсидий от государства и льготных кредитов.

Недавний пример — «коронавирусные» льготы и субсидии для бизнесов с определенными «наиболее пострадавшими» кодами ОКВЭД.

  1. Отсутствие проблем с банком.

Один из параметров банковской проверки по 115-ФЗ — соответствие кодов ОКВЭД назначению платежей. Причем проверяют и ваши ОКВЭД, и ваших контрагентов. Если платежи вам поступают за строительные работы, а основной ОКВЭД относится к рознице, это повышает шансы попасть в «черный список». Как итог — блокировка расчетного счета.

  1. Доверие налоговой и контрагентов.

Несовпадение фактической деятельности и указанной в ЕГРЮЛ/ЕГРИП косвенно является одним из признаков фирмы-однодневки. Контрагент вряд ли заключит крупный контракт с исполнителем, у которого нет соответствующего кода ОКВЭД. В первую очередь из-за того, что проблемы возникнут у самого контрагента: невозможность принять расходы и НДС к вычету.

Как изменить коды ОКВЭД ИП

Шаг 1. Заполните заявление

В заявлении по форме Р24001 нужно заполнить титульный лист, лист Д и лист Е. Если подаете на бумаге, пустые листы не распечатывайте.

Читайте также:
Виды ЭЦП и их отличия

Подготовить заявление можно от руки или с помощью программы ИФНС. Самый простой способ — заполнить и сразу отправить в налоговую через СБИС Электронная отчетность.

  • Коды ОКВЭД, которые хотите добавить, впишите на странице 1.
  • Коды ОКВЭД, которые хотите исключить, впишите на странице 2.
  • Чтобы изменить основной код, на странице 1 впишите новый код ОКВЭД, на странице 2 — тот, который у вас сейчас числится в ЕГРИП.

Как указывать коды ОКВЭД

  • Коды ОКВЭД в заявлении указывайте в соответствии с действующим Классификатором.
  • Код должен включать не менее 4 знаков. Например, если хотите добавить розничную торговлю одеждой, нужно указать код 47.71, а не просто 47.1. Указывать больше 4 знаков тоже не нужно, так у вас будет возможность под одним кодом продавать и платья, и кожаные куртки, и шубы.
  • Если для осуществления деятельности требуется лицензия — указывайте 6 знаков в коде.

ФИО и подпись на листе Е не вписывайте сразу. Их вы проставите:

  • В присутствии инспектора налоговой или сотрудника МФЦ, если подаете заявление лично. В этом случае заверять заявление у нотариуса не нужно.
  • В присутствии нотариуса, если подаете по почте или через представителя.
  • Не нужно заполнять, если подаете электронно.
Шаг 2. Подайте заявление в налоговую

Способы подачи заявления

  • Лично в налоговую или МФЦ.
    Подавать заявление нужно в ту же налоговую, которая регистрирует ИП. Если в Вашем регионе нет налоговой с функциями регистрационного центра — подавайте в инспекцию по прописке.
  • Через нотариуса
  • По почте — ценным письмом с описью вложения
  • Через представителя по доверенности
  • Электронно, подписав заявление КЭП. Можно воспользоваться сервисом ФНС. Но намного проще и быстрее — через СБИС.

Если подаете лично, при себе нужно иметь заявление и паспорт. Если подает представитель, нужна нотариальная доверенность на него. В подтверждение инспектор ФНС или сотрудник МФЦ выдаст расписку в получении документов.

Это бесплатная процедура, госпошлину за внесение изменений в коды ОКВЭД не нужно платить.

Шаг 3. Получите результат

Через 5 рабочих дней налоговая изменит коды видов деятельности в ЕГРИП. На 6-й день вышлет лист записи ЕГРИП с новыми кодами на электронную почту.

Быстрая отправка заявлений ИП в налоговую

Как изменить коды ОКВЭД ООО

Для ООО порядок изменения видов деятельности в ЕГРЮЛ зависит от формулировки в Уставе. Если в Уставе не прописаны конкретные виды деятельности или есть пункт «и другие виды деятельности», то вносить изменения в Устав не нужно. Если перечень ограничен и нет пункта о других видах деятельности — придется изменять Устав.

Без изменения Устава

Шаг 1. Заполните заявление

В заявлении по форме Р13014 нужно заполнить титульный лист, лист К и лист Н. Самый быстрый способ подготовить заявление и мгновенно его отправить в налоговую — с помощью СБИС Электронная отчетность. Если не жалко времени, можно заполнить от руки или в программе ИФНС.

  • Коды ОКВЭД, которые хотите добавить, впишите на странице 1.
  • Коды ОКВЭД, которые хотите исключить, впишите на странице 2.
  • Чтобы изменить основной код, на странице 1 впишите новый код ОКВЭД, на странице 2 — тот, который у вас сейчас числится в ЕГРЮЛ.

Как указывать коды ОКВЭД

  • Коды ОКВЭД в заявлении указывайте в соответствии с действующим Классификатором.
  • Код должен включать не менее 4 знаков. Например, если хотите добавить розничную торговлю одеждой, нужно указать код 47.71, а не просто 47.1. Указывать больше 4 знаков тоже не нужно, так у вас будет возможность под одним кодом продавать и платья, и кожаные куртки, и шубы.
  • Если для осуществления деятельности требуется лицензия — указывайте 6 знаков в коде.
Читайте также:
Реестр таможенных деклараций в электронном виде

На листе Н в пункте 1 проставьте значение «1», что означает подачу заявления от имени руководителя ООО. В пункте 2 впишите данные руководителя.

Если подаете заявление на бумаге, ФИО и подпись в пункте 3 заполняйте только в присутствии нотариуса. Нотариус заполнит пункт 4. Если сдаете электронно, подписывать заявление собственноручно и заверять у нотариуса не нужно.

Скачать образец Заявления на изменение кодов ОКВЭД для ООО (без изменения Устава и без изменения основного ОКВЭД).

Шаг 2. Подайте заявление в налоговую.

Способы подачи заявления

  • Лично руководителем в налоговую или МФЦ.
    Подавайте заявление в ту же налоговую, которая регистрирует ООО. Если в Вашем регионе нет налоговой с функциями регистрационного центра — в инспекцию по месту учета.
  • Через нотариуса.
  • По почте — ценным письмом с описью вложения.
  • Через представителя по доверенности.
  • Электронно, подписав заявление КЭП. Самый удобный способ — отправить заявление через СБИС. Если Вас не пугают технические сложности, можете воспользоваться сервисом ФНС.

Если подает лично руководитель, при себе нужно иметь заявление и паспорт. Если подает представитель — еще потребуется доверенность от имени ООО.

Госпошлину не нужно платить.

Шаг 3. Получите результат

Через 5 рабочих дней налоговая изменит коды видов деятельности в ЕГРЮЛ. На 6-й день вышлет лист записи ЕГРЮЛ с новыми кодами на электронную почту.

С внесением изменений в Устав

Шаг 1. Подготовьте основание для изменения видов деятельности
  • Если один учредитель — Решение единственного участника о смене кодов ОКВЭД.
  • Если несколько учредителей — Протокол общего собрания участников.

Дата решения или протокола должна быть не ранее, чем за 3 дня до подачи заявления в налоговую. Если разница будет больше 3 дней — штраф 5000 рублей.

Шаг 2. Внесите изменения в Устав

Добавьте в список нужные виды деятельности и укажите «и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ». Сделать это можно одним их двух способов:

  • Оформить новую редакцию Устава. В этом случае весь Устав целиком «переписывается», а пункт о видах деятельности включается уже с изменениями.
  • Оформить изменения в Устав отдельным документом. В этом случае нужно прописать только новую редакцию пункта о видах деятельности.
Шаг 3. Заполните заявление

Как и в предыдущем случае (без изменения устава), нужно заполнить заявление по форме Р13014. Единственное отличие — в заполнении пункта 2 титульного листа.

Скачать образец Заявления на изменение кодов ОКВЭД для ООО (с изменением Устава и изменением основного ОКВЭД).

Шаг 4. Оплатите госпошлину

Размер госпошлины за изменение устава — 800 руб. Если подаете документы в электронном виде, в том числе через МФЦ и нотариуса, госпошлину платить не нужно.

Шаг 5. Подайте заявление в налоговую

Способы подачи такие же, как в предыдущем случае. Вместе с заявлением необходимо представить:

  • Решение или протокол
  • Устав в новой редакции или изменения в действующий в виде отдельного документа
  • Документ об уплате госпошлины (платежное поручение с отметкой банка или квитанция)

Госпошлина не «сгорит», если налоговая по каким-либо причинам откажет регистрировать изменения Устава. У Вас будет 3 месяца, чтобы исправить документы и подать повторно.

Заявление на смену ОКВЭД без госпошлины и очередей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: