Зарплата пилота гражданской авиации в России и мире

Сколько зарабатывает летчик гражданской авиации

В современном мире воздушный транспорт играет огромное значение. Наблюдается общемировая динамика в сторону увеличения пассажиропотока. Так, в 2018 году регулярными рейсами авиакомпаний мира воспользовались более 4 млрд. человек.

На долю воздушного транспорта в России приходится около 49% пассажирооборота. Гражданская авиация занимает лидирующие показатели среди всех остальных видов транспорта по дальности и количеству перевозимых пассажиров в год. В связи с этим в стране наблюдается потребность в профессиональных пилотах на самолеты типа А320, В737NG, SSJ100.

Анализ рынка вакансий показал, что сегодня практические все крупные авиаперевозчики приглашают на работу капитанов воздушных судов, первых и вторых пилотов. С целью решения проблемы нехватки квалифицированных пилотов гражданской авиации, авиакомпании реализуют программы переучивания пилотов, имеющих опыт работы на воздушных судах, оборудованных «стеклянной кабиной».

Работа за штурвалом гражданского самолета – это тяжелый каждодневный труд, требующий от пилота максимальной концентрации сил и внимания. От точности действий летчика зависит жизнь и здоровье пассажиров. Чтобы безукоризненно выполнять свои обязанности, летчик должен получать за свой труд достойную зарплату. Сколько же зарабатывает пилот в России? Чем определяется его ежемесячный доход? Есть ли бонусы и компенсации?

Профессиональные обязанности

Соискатели должности летчика гражданской авиации должны иметь высшее образование с квалификацией «пилот» и свидетельство линейного пилота, допуск на типы воздушных судов определенной модификации. Также при приеме на работу предпочтение отдается кандидатам со знанием английского языка.

Летчик воздушного судна должен:

  • Профессионально управлять самолетом;
  • Организовывать предполетную и полетную работу соблюдая все требования правил безопасности;
  • Уметь анализировать метеообстановку и принимать правильные решения на основе полученных данных о состоянии погоды;
  • Проводить контроль технического состояние судна перед полетом;
  • Эксплуатировать ВС в полном соответствие с Правилами аэронавигационного обслуживания (AFM).

Как начисляется зарплата пилотам

Оплата труда летного состава гражданских судов включают в себя две составляющие:

  1. Повременная часть зарплаты формируется из должностного оклада и надбавки за классность. Также сюда входят ежемесячные стимулирующие выплаты: премии по результатам труда, надбавки за летный стаж и выслугу лет в данной авиакомпании, поощрительные доплаты. Размер доплат определяется локальными актами компании.
  2. Сдельная часть зарплаты летчиков зависит от расчетной ставки авиакомпании. Сюда входит оплата за налет часов с учетом налетной ставки.

Достойную зарплату получают пилоты, имеющие 85-90 часов налета в месяц. Однако летать сверхурочно летчикам гражданских самолетов категорически запрещено.

Режим их труда и отдыха должен составлять 12/12 часов. В противном случае пилоты к работе не допускаются. Дальние перелеты предусматривают наличие на борту сменного экипажа.

Заработные платы в России

Зарплата российских летчиков гражданской авиации колеблется в пределах 80-650 тыс. руб. в месяц. Большой разброс зарплатных показателей объясняется следующими факторами:

  1. Регион работы. Летчики, работающие в компаниях Москвы и Санкт-Петербурга, зарабатывают 300-500 тыс. руб., когда их коллеги из Красноярска 150-200 тыс. руб.
  2. Должность в летном экипаже. Самая большая зарплата у командира воздушного судна, в среднем они зарабатывают 200 тыс. руб. в месяц. Средняя зарплата второго пилота – 140-145 тыс. руб.
  3. Престиж и тарифная политика авиакомпании. Ведущими отечественными авиаперевозчиками являются компании Аэрофлот и S7 Airlines. Пилоты Аэрофлота зарабатывают максимальные в отрасли зарплаты до 650 тыс. руб. У летчиков пилотирующих воздушные суда S7 зарплаты на уровне 300-350 тыс. руб. Пилоты бюджетной авиакомпании ЮтЭйр получают за свой труд 100-160 тыс. руб. в месяц. Лоукостер России ежемесячно платит пилотам от 50 тыс. руб.
  4. Работа на международных рейсах оплачивается выше, чем перелеты внутри страны.

Бонусы и льготы

Авиакомпании ведут политику с целью привлечения высококлассных специалистов летного дела. Поэтому предлагают большой пакет социальных гарантий, льгот и бонусов своим сотрудникам:

  • бесплатное обучение и переобучение пилотов на разные типы самолетов;
  • бесплатное повышение квалификации;
  • полный пакет услуг медицинского страхования;
  • страхование от несчастных случаев и утраты трудоспособности;
  • вступление в программу накопительного страхования жизни;
  • бесплатное пользование служебными автостоянками в аэропорту привязки;
  • программы санаторно-курортного лечения для пилотов и членов их семей;
  • бесплатный авиационный билет для пилота и членов семьи, следующих к месту отпуска и обратно;
  • корпоративные билеты на рейсы авиакомпании и компаний-партнеров для летчиков и их семей;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск – 28 суток, плюс дополнительный отпуск от 7 до 42 дней в зависимости от налета часов.

Кроме того, пилоты имеют большой перечень компенсаций, например, за оплату детских дошкольных учреждений, аренду жилья, питания и пр.

Зарплаты в других странах мира

Пилотов гражданской авиации России находятся на верхних строчках рейтинга зарплат. Однако в сравнении с пилотами из других стран мира, зарплата россиян сильно уступает. Так, крупнейшие авиаперевозчики США платят летчикам воздушных судов более 28 тыс. долл. (1,8 млн. руб.) в месяц. Лидером по размеру оплат является компания United Airlines, которая установила среднюю часовую оплату полетов на уровне 270$. Среднемесячный доход пилотов достигает 34 тыс. долл.(2,2 млн. руб.).

Немецкая авиакомпания Lufthansa оценивает труд своих пилотов в 240$ в час. Средняя зарплата составляет 24 тыс. долл. (1,4 млн. руб.). Опытные пилоты зарабатываю до 35,8 тыс. долл. (2,4 млн. руб.).

Хорошие условия оплаты труда предлагают опытным пилотам китайские авиакомпании. Так, авиакомпания China Southern платит за работу 26,5-29,3 тыс. долл. (1,6-1,9 млн. руб.) в месяц. Стоит отметить, что сегодня большинство опытных российских пилотов выбирают для работы иностранные авиакомпании, так как зарплаты отечественных перевозчиков существенно ниже.

В странах бывшего СССР пилоты зарабатывают:

  • в Казахстане (Air Astana) – 380-560 тыс. руб.;
  • в Беларуси (Белавиа) – 162,5-325 тыс. руб.;
  • в Украине (Международные Авиалинии Украины) – 139-280 тыс. руб.

Выход на пенсию

Сложные условия труда пилотов гражданской авиации, связанные с большими физическими и эмоциональными нагрузками, дают право этой категории сотрудников уйти на заслуженный отдых в 45 лет. При этом их летный стаж должен быть не меньше 20 лет.

Размер пенсионного пособия рассчитывается на основе трудового стажа и страховых отчислений в ПФР. Исходя из средних зарплат летчиков, можно предположить, что среднестатистическая пенсия составляет 26-35 тыс. руб.

Стоит отметить, что доходы российских пилотов гражданской авиации существенно превышают среднестатистические зарплаты и пенсии россиян.

Как стать пилотом и сколько получают гражданские авиаторы?

Пилот гражданской авиации – трудная и ответственная профессия. Во время полета авиатор отвечает не только за себя, но и за жизни пассажиров на борту. Такую работу выбираю немногие, поэтому рынок труда предлагает летчикам достойную заработную плату и комфортные условия труда. Подробнее о том, сколько зарабатывает авиатор гражданских авиалиний в Российской Федерации, мы расскажем чуть ниже.

Сколько зарабатывают пилоты в России

Профессия пилота всегда была престижной. Одних в нее манит романтика и ни с чем несравнимая тяга оторваться от поверхности земли, другие мыслят более меркантильно, выбирая высокооплачиваемую профессию.

От чего зависит размер зарплаты

Сумма, которую получает гражданский летчик в России, не фиксирована. Средней зарплаты в этой сфере не существует, заработок каждого пилота зависит от многих факторов. Доход может меняться каждый месяц и каждый год, для этого есть несколько оснований:

  • тип техники, которой управляет авиатор;
  • копания-авиаперевозчик и занимаемая в ней должность;
  • количество часов налета.

В современных авиакомпаниях нет привязки к конкретному воздушному судну. Летчик должен знать нюансы и технические характеристики всех моделей самолетов, которыми распоряжается перевозчик. Персонал узнает о судне, который будет отправлен в рейс, буквально перед самым вылетом.

Место работы – второй значимый фактор, который влияет на оклад. Сотрудник крупной компании, например, «Аэрофлота» получает на порядок выше, чем пилот в маленькой фирме. Далее имеет значение должность в экипаже. Их всего три: командир воздушного судна (КВС), второй пилот и бортмеханик. Первая – самая престижная, но в то же время самая требовательная. Чтобы стать КВС, пилот должен обладать безупречным здоровьем и опытом не менее 4000 часов налета. Также нужно сдать экзамен и получить международную лицензию ATPL.

Второй пилот – помощник командира, выполняет роль «правой» руки и получает значительно меньше. Бортмеханики и вовсе есть не на всех суднах, так как сегодня многие процессы автоматизированы и не нуждаются в дополнительном обслуживании. Эта работа наименее востребована и, как следствие, мало оплачиваемая.

Опыт – главный показатель профессионализма. Чем больше часов налета, тем выше заработная плата. Обозначено примерное количество времени в месяц, которое необходимо для получения стандартной суммы денег. В «Аэрофлоте» это 85 – 90 часов. Также пилоту разрешено брать внеурочные и внеплановые часы, чтобы заработать больше. При этом установлено ограничение – в день должно быть не более 12 рабочих часов и не менее 12 часов отдыха. Авиакомпании заботятся о здоровье и трудоспособности своих сотрудников, поэтому следят за их рабочим режимом.

Стоит упомянуть еще несколько факторов, которые учитывают при приеме на работу:

  1. Диплом об окончании высшего учебного заведения.
  2. Сертификаты о знании иностранных языков.
  3. Характеристики с предыдущего места работы и т.д.

Зарплата пилотов пассажирских самолетов

Сумма, которую получает управляющий гражданским судном, зависит от местоположения аэропорта относительно столицы России. Чем дальше он находится от Москвы, тем зарплата ниже. Максимальные суммы получают авиаторы в центральных регионах. Самой высокооплачиваемой признана Московская область. В ней оклад авиатора составляет в среднем 300 тыс. рублей в месяц. В Тюменской и Воронежской областях этот показатель колеблется около 100 тыс. рублей. Наименее востребованы гражданские летчики на Дальнем Востоке – там они получают порядка 50 тыс. рублей.

Таким образом, средний оклад в РФ – 150 тыс. рублей. Сумма варьируется, как было сказано ранее, в зависимости от количества часов, которые пилот находился в воздухе в течение месяца. Это означает, что зарплата может быть и 50 тыс., и 350 тыс. Также важно отметить, что за международные рейсы оплата выше, чем за внутренние. Самые популярные направления это:

  • Азиатско-Тихоокеанское;
  • Страны Европы;
  • США;
  • Ближний Восток;
  • СНГ.

Второй пилот зарабатывает примерно на 30% меньше, чем командир воздушного суда. Его оклад также зависит от перечисленных выше факторов. Максимальная сумма в месяц составляет около 300 тыс. рублей.

Средние зарплаты пилотов российских авиалиний

«Аэрофлот» – лидер среди российских компаний. По данным 2018 года, заработок КВС дальнемагистральных воздушных судов «Boeing 777» и «Airbus 330» достиг 650 тыс. рублей. Для этого установлены особые условия труда – не менее 3 лет стажа на должности командира и около 90 часов налета в месяц. Второй пилот получает максимальную сумму в 350 тыс. рублей.

Средние зарплаты в компании несколько скромнее – около 400 тыс. рублей в месяц. Кроме оклада, пилотам полагается социальный пакет – проживание в лучших отелях, бесплатное медицинское обслуживание для летчика и его семьи и т.д.

У других авиаперевозчиков РФ показатели заработной платы значительно ниже. Так, например, в «S7 Airlines» она равна примерно 350 тыс. Такие же суммы были и у компании «Россия» до 2015 года, после этого зарплата была урезана в два раза и сегодня составляет порядка 120-150 тыс. рублей.

Как стать летчиком

Прежде, чем попасть на серьезную работу, нужно отучиться в летном училище. Попасть туда очень трудно, для этого не только нужно сдать вступительные экзамены, но и обладать отменными показателями здоровья. Летчики регулярно проходят медкомиссии, поэтому внимательно следят за состоянием своего организма.

В училище сначала проходят общеобразовательные предметы, затем специализированные – аэродинамику, аэронавигацию. На последних курсах будущие авиаторы практикуются сначала на одномоторных, потом на двухмоторных судах.

После окончания учебы сначала подают документы в небольшие компании. Если работа дается с успехом, можно взять рекомендацию, составить резюме и обратиться к более известному перевозчику.

Сколько зарабатывают пилоты в мире

Следует отметить, что зарубежные пилоты получают гораздо выше, чем российские. Оклады в среднем следующие:

  • United Airlines (США) – 33 тыс. долларов в месяц;
  • American Airlines (США) – 25 тыс. долларов в месяц;
  • China Southern (Китай) – 29 тыс. долларов в месяц;
  • Lufthansa (Германия) – 24 тыс. долларов в месяц;
  • Air France (Франция) – 22 тыс. долларов в месяц.

Таким образом, максимальная оплата труда авиаторов в других странах превышает 2 млн. рублей.

Заключение

Летчик – это трудная работа, которая требует много сил и времени. Профессионалы очень много времени проводят в небе, чтобы получить нужный опыт и должную заработную плату. Также на оклад влияет множество других факторов, которые нужно учитывать – уровень компании, должность и т.д.

Зарплата пилота гражданской авиации в России и мире в 2020 году

Одной из наиболее высокооплачиваемых профессий в России является управление самолетом — зарплата пилота гражданской авиации в 2020 году находится на первых местах в большинстве рейтингов. Это — крайне востребованная профессия во всём мире, причём тенденции высоких размеров средней зарплаты пилота одинаковы для большинства мировых государств в сравнении со средними доходами их граждан, занимающихся другой профессиональной деятельностью.

Зарплаты пилотов гражданской авиации в мире

Профессия пилота гражданской авиации требует длительного обучения и предусматривает достаточно жёсткий режим труда и отдыха, с постоянным пребыванием вне места жительства в связи с регулярными перелётами. Повышенные нагрузки на организм, дорогостоящее обучение и высочайший уровень ответственности перед пассажирами, равно как и множество ограничений по уровню здоровья и по состоянию на момент вылета обеспечивают высокие заработные платы в данной сфере, которые характерны для всех стран мира.

Практически в каждом государстве зарплаты пилотов гражданской авиации находятся на первых строчках в сравнении с представителями других профессий и могут поспорить лишь с топ-менеджментом компаний или высшими государственными служащими.

Достаточно взглянуть на показатели нескольких стран, чтобы убедиться в этом. Так, в 2020 году зарплаты пилотов в следующих странах выглядят так:

  • США — 28 тыс. долларов в месяц.
  • Германия — 24 тыс. долларов в месяц.
  • Китай — 26 тыс. долларов в месяц.
  • Казахстан — 5 тыс. долларов в месяц.
  • Украина — 4 тыс. долларов в месяц.
  • Беларусь — 4,5 тыс. долларов в месяц.
  • Россия — 6 тыс. долларов в месяц

Конечно, это лишь усредненные показатели, которые могут отличаться от реальных зарплат в зависимости от множества факторов. Ключевыми из них можно назвать следующие:

  • Авиакомпания. Во многом размеры доходов пилотов гражданской авиации зависят от конкретной авиакомпании, в которой он работает. Так, в среднем разница в зарплатах между самой высокооплачиваемой и низкооплачиваемой работой в данной сфере может достигать 1,5-3 раз в зависимости от страны.
  • Квалификация пилота. Стажёр в гражданской авиации получает намного меньше, чем опытный пилот. Наибольшие зарплаты у КВС — капитанов воздушного судна, они в среднем в 1,5-2 раза выше чем у простых пилотов.
  • Количество рейсов. Часто оплата зависит от количества выполняемых в течение месяца рейсов. Конечно, во многом этот показатель зависит не только от личного желания сотрудника, но также от возможностей авиакомпании и графика, ведь между рейсами в обязательном порядке должны быть промежутки на отдых.
  • Характер рейсов. Традиционно, рейсы по территории государства оплачиваются приблизительно в 1,25-1,5 раза ниже, чем международные перелёты.

Зарплата пилота гражданской авиации в России в 2020 году

В России также наблюдается большая дифференциация между зарплатами пилотов. В среднем по стране, лица, занимающиеся управлением воздушных судов, получают около 300-400 тыс. рублей в месяц, но, как уже было упомянуто ранее, во многом эти показатели зависят от авиакомпании и фактического опыта работы.

Так, наиболее высокооплачиваемыми среди национальных авиакомпаний РФ являются пилоты, которые работают в Аэрофлоте. В целом — даже зарплата стюардесс в этой авиакомпании также является самой высокой в стране. Пилоты Аэрофлота зарабатывают вплоть до 650 тыс. рублей в течение месяца.

S7 предлагает своим сотрудникам зарплаты с потолком в 350-400 тыс. рублей. А наименее выгодно работать в ЮтЭйр и Победе. В этих авиакомпаниях для пилотов зарплаты установлены на уровне 50-160 тыс. рублей в месяц в зависимости от квалификации и стажа.

В столице и Санкт-Петербурге, как и в отношении других профессий, зарплаты пилотов гражданской авиации чуть выше, чем в среднем по стране, а в некоторых регионах — на порядок ниже. За международные рейсы предусматривается повышение заработной платы.

Что ещё следует знать о зарплате пилота

В целом, профессия пилота требует отличного физического здоровья, знания иностранных языков и наличия определенного времени налёта как в целом, так и на каждой конкретной модели самолёта, прежде чем будет получен допуск к управлению транспортным средством для совершения рейсов, связанных с перевозкой пассажиров. При этом многие из требований установлены международным законодательством.

Именно поэтому многие пилоты имеют куда больше возможностей для трудоустройства за рубежом. Ведь во многих российских авиакомпаниях используются те же самолёты, что и в других странах мира. Требования к здоровью и к знанию иностранных языков являются также одинаковыми во всём мире.

Но прежде чем выбирать данную профессию, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против». Высокий уровень ответственности и жёсткие ограничения по здоровью могут закрыть двери лётной школы перед многими гражданами. Необходимость также оплатить затраты на авиатопливо на время обучения тоже предполагает значительное уменьшение количества желающих стать пилотом гражданской авиации.

Некоторые авиакомпании могут предлагать свои дополнительные обучающие курсы переквалификации для будущих пилотов, у которых нет необходимого налёта. Также, в целом большинство авиакомпаний обеспечивают для своих сотрудников дополнительные льготы в виде бесплатных авиаперелетов для членов экипажей самолётов и даже для членов их семей, дополнительные обучающие программы и курсы, компенсация затрат на проживания и питание. Всё это делает данную профессию ещё более востребованной, а также повышает фактический объем получаемых работниками благ.

Ссылка на основную публикацию