Профессиональное выгорание – причины, последствия, факторы риска

Факторы риска выгорания

Социальное сравнение и оценка других

Хроническое переживание одиночества

Несправедливость, неравенство взаимоотношений

Эмоционально-насыщенное деловое общение

Переживание социальной незащищенности

Негативные или «холодные», бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными

Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности

Переживание социально-экономической нестабильности

«Трудные» ученики, деловые партнеры

Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям

Переживание социальной и межличностной изоляции

Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура

Поиск новых решений

Неконструктивные модели преодолевающего поведения

Внутриорганизационные (внутригрупповые) и межличностные конфликты

Высокая ответственность за свое дело и за других

Высокая мотивация власти, высокая аффилиация

Самоконтроль и волевые решения

«Трудоголизм», поведение «типа А»

Дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и других видов поддержки

Неинтересная или нелюбимая работа

Слабая «Я-концепция», низкая самооценка

Бюрократизм и «бумажная» работа

Низкая эмпатия и социальный интеллект

Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска

Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач

Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса выгорания, в котором специалисты выделяют несколько фаз, сопровождающихся проявлением определенных симптомов.

А) Чрезмерное участие:

* Чрезмерная активность, чувство независимости.

* Отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований.

* Ограничение социальных контактов.

* Чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев.

2. Снижение уровня собственного участия

А) По отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т.д.:

* Потеря положительного восприятия коллег.

* Переход от помощи к надзору и контролю.

* Приписывание вины за собственные неудачи другим людям.

* Доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам – проявление негуманного подхода к людям.

Б) По отношению к остальным окружающим:

* Отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки.

В) По отношению к профессиональной деятельности:

* Нежелание выполнять свои обязанности.

* Искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени.

* Акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

Г) Возрастание требований:

* Потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях.

* Чувство переживания того, что другие люди используют тебя; зависть.

3. Эмоциональные реакции

* Постоянное чувство вины, снижение самооценки.

* Безосновательные страхи, лабильность настроений, апатия.

* Защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах.

* Отсутствие толерантности и способности к компромиссу.

* Подозрительность, конфликты с окружением.

4. Фаза деструктивного поведения

А) Сфера интеллекта:

* Снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий.

* Ригидность мышления, отсутствие воображения.

Б) Мотивационная сфера:

* Отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям.

В) Эмоционально-социальная сфера:

* Безразличие, избегание неформальных контактов.

* Избегание участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу.

* Избегание тем, связанных с работой.

* Самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

5. Психосоматические реакции

* Неспособность к релаксации в свободное время.

* Бессонница, нервные расстройства.

* Повышенное давление, тахикардия, головные боли.

* Боли в позвоночнике, расстройства пищеварения.

* Зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

* Отрицательная жизненная установка.

* Чувство беспомощности и бессмысленности жизни.

«Сгоранию» более подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом, долгое время помогая другим, и если не удается достичь ожидаемого эффекта, работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению и как результат – беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, головные боли, пониженное давление, нарушения сна. Вследствие чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений возникает дезадаптация к рабочему месту.

Ключевыми признаками синдрома психического выгорания являются:

1) индивидуальный предел, «потолок» возможностей нашего эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию»;

2) внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;

3) негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия.

Кроме того, предрасположенность педагогов к психическому выгоранию обусловлена рядом специфических особенностей этой профессии, которые требуют от специалиста проявления исключительных черт и качеств.

1. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.

На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров. Особенно велика ответственность за здоровье и жизнь человека. Плата высока – нервное перенапряжение.

Если взять педагога. За день проведения занятий самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются. По данным одного из обследований 7300 педагогов общеобразовательных школ [В.В. Бойко, 1996], риск и повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы отмечен в 29,4% случаев, заболевания сосудов головного мозга у 37,2% педагогов, 57,8% обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Вся выявленная соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных нарушений. Собственно невротические расстройства выявились в 60-70% случаев.

Указанная картина здоровья учительства обусловлена, вероятно, многими социальными, экономическими, жилищно-бытовыми факторами. Немалая роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит педагог. Но есть еще и оборотная сторона приведенной удручающей статистики. Возникают вопросы: кто же учит и воспитывает наших детей? Может ли человек, обремененный такими страданиями, успешно влиять на подрастающее поколение? Не мудрено, что в целях экономии своих энергетических ресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты и, по крайней мере, обречены на эмоциональное выгорание.

Любой профессионал в сфере межличностных отношений находится под постоянным прессингом особых социальных институтов, призванных побуждать к ответственности за исполняемые функции и операции. Среди таких институтов жесткие и конкретные ролевые предписания, права личности и потребителя, законы рынка и конкуренции, лицензирование и безработица. По мере развития в нашем обществе этих признанных институтов будет еще больше повышаться внешний и внутренний контроль за исполняемой деятельностью и, следовательно, будет обостряться проблема эмоционального выгорания.

2. Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности.

Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых педагогов покидает образовательные учреждения в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоционально-психическое выгорание. Педагоги, спустя 11-16 лет, приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.

Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. К примеру, педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характера подросткового возраста, вдруг «срывается» в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается – тот же педагог понимает, что надо проявить особое внимание к учащемуся и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.

Неоднократно выдвигалось предположение о связи эмоционально-психического состояния человека с его поведением. В развитии данной теории в целях предупреждения «сгорания» выявлены три стратегии «поведения преодоления»: две активные (овладение ситуацией путем ее преобразования и преодоление эмоционального дистресса путем изменения собственного отношения к ситуации) и одна пассивная (эскапизм как отказ от каких-либо попыток устранить обусловленные ситуацией трудности).

Профессиональную помощь при психическом выгорании можно условно разделить на два терапевтических направления: «работе со сгоранием» и «смягчении действия организационного фактора». Администрация может смягчить развитие «сгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию; может также более четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции.

Содержание этой работы зависит от уровня эмоционального нарушения у педагога и, естественно, требует специальной помощи профессионального психолога. Главное направление этой помощи связано с обучением педагогов умениям и навыкам продуктивной коммуникации и формированием умения справляться с эмоционально-психологическим стрессом, неизменным спутником педагогического труда.

Профессиональное выгорание работников, его причины и возможные последствия

В последние годы в отечественной и зарубежной литературе по психологии нередко рассматривается проблема психического выгорания и связанного с ним синдрома хронической усталости. По нашему мнению, большое значение имеет практическое решение этой проблемы в сфере деятельности менеджеров по персоналу, работников кадровых органов и руководителей разного уровня и т. п. Указанная тема нуждается в пристальном внимании, поскольку отрицательные последствия психического выгорания, которые анализируются в статье, отражаются на результатах деятельности не только отдельного работника, но и организации в целом.

Выгорание психическое — психическое состояние, характеризующееся возникновением хронической усталости и эмоционального равнодушия, вызванных собственной работой, и объединяющее в себе эмоциональную опустошенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [1].

Некоторые авторы употребляют термины «профессиональное выгорание» и «эмоциональное выгорание», которые считаются тождественными термину «психическое выгорание».

Краткий экскурс в проблему

Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психопатолог Герберт Фреденберг в 1974 году при проведении исследований в репрезентативных группах из числа работников, ощущавших постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации к основному виду деятельности и снижение трудоспособности.

В отличие от профессиональной деформации, психическое выгорание чаще причисляют к полному регрессу профессионального развития, поскольку оно охватывает личность в целом, разрушая ее и отрицательно влияя на эффективность трудовой деятельности. Анализ субъективных ощущений людей, находящихся на стадии эмоционального выгорания, свидетельствует, что они отличаются от аналогичных ощущений, связанных с «нормальной» физической усталостью. Явление эмоционального выгорания, во-первых, непосредственно связано с профессиональной деятельностью, а во-вторых, является необратимым и не исчезает после сна и других форм отдыха. Психологической наукой отрицается отождествление указанного феномена с такими состояниями, как депрессия, усталость, стресс [1].

К лицам, которые более всего подвергаются эмоциональному выгоранию, Герберт Фреденберг относит склонных в значительной мере к сочувствию, гуманности, являющихся идеалистами, интровертами и обладающими пониженным уровнем психической стойкости. Однако пребывание человека в указанном состоянии зависит не только от его индивидуально-психологических особенностей. Явление эмоционального выгорания прежде всего связано с организационными факторами, о чем речь пойдет далее.

В 1981 году известный исследователь проблемы профессионального выгорания Эдвард Морроу предложил довольно оригинальный термин, отражающий внутреннее психическое состояние работника, испытывающего дистрессовое воздействие выгорания — «запах горящей психологической проводки» [2].

Согласно современным исследованиям, психическое выгорание — это состояние физического, умственного и эмоционального истощения, проявляемое прежде всего в профессиях социальной сферы [3].

Дистресс (от англ. distress — горе, страдание, истощение) — стресс, который отрицательно воздействует на организм и может полностью расстроить поведение и деятельность человека. Хронический дистресс порождает серьезные дисфункциональные и патологические нарушения в организме [2].

Деперсонализация — изменение самосознания с характерным отчуждением своего «я» и мучительным переживанием отсутствия эмоциональной причастности в отношениях с близкими, коллегами и т. п.

Редукционизм (от лат. reductio — возвращение, движение назад) — осознаваемая или неосознаваемая методологическая установка, направленная на сведение явлений одного порядка к качественно другому порядку, который необоснованно упрощает подходы к решению имеющейся проблемы, игнорирование ее.

Признаки профессионального выгорания

Большинство исследователей, изучающих эту проблему, считают признаками профессионального выгорания:

При наличии всех этих признаков возникает состояние, которое известный современный русский психолог Леонид Китаев-Смык оценивает как связанное с потерей ценностей жизни, равнодушием, а потому наиболее социально и экономически опасное для общества. Личность внешне может сохранять апломб и респектабельность, но быть с «пустым» взглядом и отсутствием интереса к окружающему миру [5].

Одним из показателей эмоционального выгорания в профессиональной деятельности является состояние психического напряжения, вызванное конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящих к хронической тревоге, ощущению постоянного дискомфорта, фрустрации, пессимизму.

Хроническое пребывание в состоянии повышенной тревоги и вызванного ею дискомфорта отрицательно влияет на здоровье личности, сопровождается соответствующими симптомами и приводит к возникновению неосознанных переживаний, тревоги, разнообразных расстройств. По данным американского Национального института проблем здоровья и профессиональной безопасности (NIOSH), сегодня в мире свыше 35 млн. людей страдают от проблем, связанных с профессиональным выгоранием. Результаты исследований, проведенных консалтинговой группой «My Voice», свидетельствуют, что британские компании ежегодно тратят около 13 млн. фунтов стерлингов для оплаты работникам, заболевшим из-за всевозможных профессиональных перегрузок.

Пребывание человека в состоянии постоянной тревоги приводит к тому, что у него развиваются предневротические состояния и гипертрофированное восприятие окружающего мира как такого, который несет в себе опасность. В связи с этим возникает угроза его психическому здоровью, а это отрицательно влияет на результаты деятельности и профессиональную направленность работника.

Кто же наиболее предрасположен к эмоциональному выгоранию?

Существует много факторов, влияющих на эмоциональное состояние работника и приводящих к его эмоциональному выгоранию.

Во-первых, от эмоционального выгорания наиболее страдают представители тех профессий, которые по виду деятельности вынуждены много и интенсивно общаться с разными людьми. В первую очередь — это медицинские и социальные работники, консультанты, педагоги, сотрудники правоохранительных органов, психологи, менеджеры по персоналу.

Во-вторых, в «группу риска» входят лица, переживающие постоянный внутриличностный конфликт: имеют низкую заработную плату, плохие условия труда, не обеспечены жильем и т. п. Кроме того, формальность системы отчетности и оценки результатов работы, несоответствие профессиональных качеств и индивидуально-психологических особенностей руководителей своим должностям, которые приводят к принятию ошибочных управленческих решений, становятся серьезными причинами вхождения работника в «группу риска».

В-третьих, эмоциональному выгоранию больше подвергаются работники, профессиональная деятельность которых осуществляется в условиях постоянной нестабильности и боязни потерять рабочее место.

В-четвертых, на фоне постоянного стресса признаки эмоционального выгорания проявляются в случаях, когда человек находится в новой, непривычной обстановке, в которой необходимо быстро и эффективно действовать. Нередко в таких ситуациях новый сотрудник остро ощущает свою некомпетентность. В этом случае признаки профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.

В-пятых, синдрому выгорания больше подвергаются жители мегаполисов, живущие в условиях навязанного общения и взаимодействия со значительным количеством незнакомых людей [1].

Этот перечень профессий и факторов можно дополнить. Принято считать, что синдром выгорания развивается у тех лиц, профессия которых требует продолжительного пребывания в экстремальных условиях, постоянного повышенного уровня нервно-психической нагрузки без полноценного отдыха. И речь идет не только о сугубо физиологических факторах, связанных с условиями труда: большой физической нагрузке, вибрации, повышенной скорости, значительном объеме информации, перегружающей зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы. Это прежде всего: психологические и организационные трудности, необходимость постоянно быть «в форме», невозможность выбора контингента для профессионального общения, отсутствие достаточной эмоциональной разрядки, значительное количество контактов в течение рабочего времени, необоснованно ненормированный рабочий день, отсутствие положительных факторов.

Специалисты-психологи считают, что особенно быстро подвергаются воздействию отрицательных проявлений синдрома те, кто вынужден общаться с лицами, находящимися в отрицательном эмоциональном состоянии, имеющими различные физические и психические дефекты [2].

Стадии выгорания

Современные исследования определили, что формирование у работника синдрома профессионального выгорания проходит три основные стадии.

Первая стадия: на уровне выполнения функций, независимого поведения, забывания в нужный момент слов, терминов, фактов внесения записей в реестры и т. п. Возникают перебои в выполнении простых двигательных действий (систематический ошибочный набор букв на клавиатуре компьютера или замена одних букв другими при написании вручную). Эти действия иногда воспринимаются спокойно или могут вызвать иронию, тем не менее они являются тревожным сигналом, игнорируемым в большинстве случаев. Но такие «незначительные» на первый взгляд ошибки, например в работе операторов АЭС, могут привести к трагическим последствиям.

В зависимости от характера деятельности, степени нервно-психической нагрузки, индивидуально-психологических особенностей первая стадия может формироваться в течение 3–5 лет с начала определенной деятельности.

Вторая стадия: снижение заинтересованности в работе, потребность в общении (в т. ч. за пределами работы), рост апатии, недовольство. На этой стадии становится заметным появление отрицательных психофизиологических проявлений, таких как головная боль, увеличение систолического давления, боль в тазу и т. п. Увеличивается количество болезней дыхательных путей, проявляется повышенное раздражение. Период формирования данной стадии в среднем — от 5 до 15 лет.

Третья стадия: непосредственно личностное выгорание. Характеризуется полной потерей интереса к работе и жизни в целом, эмоциональным опустошением, отсутствием жизненных сил. Человек старается как можно больше общаться с животными, уединяться. Могут появляться суицидальные мысли, которые в отдельных случаях претворяются в жизнь. Усиливаются отрицательные психосоматические проявления и расстройства, о которых речь пойдет далее. Эта стадия формируется от 10 до 20 лет.

Симптомы выгорания

Вообще симптомы, характерные для синдрома профессионального выгорания, условно можно разделить на три основных группы: психофизиологические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизиологическим симптомам относятся:

Ссылка на основную публикацию