Преобразование АО в ООО: пошаговая процедура

Реорганизация АО как смена организационно-правовой формы

  • Правовое регулирование реорганизации АО. Общие положения
  • Обязательная реорганизация или запрет ее добровольного проведения
  • Разделение и выделение АО
  • Реорганизация АО в форме слияния и присоединения
  • Особенности преобразования АО в ООО
  • Смена ЗАО на АО
  • Итоги

Правовое регулирование реорганизации АО. Общие положения

Законодательное регулирование реорганизации акционерных обществ осуществляется ст. 104 Гражданского кодекса в совокупности с рядом иных норм кодекса и законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее ― Закон). В соответствии с п. 1 ст. 104 ГК и п. 1 ст. 15 Закона соответствующее решение может быть принято общим собранием акционеров. При этом, по общему основанию, такое решение носит добровольный характер и зависит от воли акционеров.

Обязательная реорганизация или запрет ее добровольного проведения

В то же время указанные нормы отдельно оговаривают, что реорганизация может иметь характер обязательной процедуры в случаях, которые прямо оговорены законом. Так, АО должно быть реорганизовано в обязательном порядке (или не может быть реорганизовано на основании решения акционеров) в следующих случаях:

  • при наличии зафиксированных в установленном порядке случаев нарушения антимонопольного законодательства предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке, ― ч. 1 ст. 38 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ;
  • при соответствии кредитной организации основаниям, установленным законом для требования Банком России ее реорганизации (нарушение норматива ликвидности, неудовлетворение требований кредиторов в 7-дневный срок и др.) ­― пп. 1–3 ч. 1 ст. 189.26, ст. 189.45 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
  • если организация является специализированным финансовым обществом ― ч. 3. ст. 15.2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.

Существуют и иные ситуации, при которых реорганизация в добровольном порядке не может быть проведена или при которых она должна быть проведена в обязательном порядке. Кроме того, законодатель устанавливает некоторые изъятия из общего правила проведения процедуры. Например, в отношении реорганизации акционерного инвестиционного фонда (ст. 9 закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ).

Разделение и выделение АО

Разделению и выделению АО посвящены ст. 18, 19 Закона соответственно. Данные формы имеют ряд схожих характеристик. Главное их различие заключается в том, что при разделении общества возникают новые юридические лица с прекращением существования разделяемого, в то время как юрлицо, из которого выделяется новое общество, продолжает осуществлять свою деятельность.

По смыслу п. 2 ст. 19 Закона выделение может быть произведено лишь в форме акционерного общества, т. е. законодатель не предполагает изменение организационно-правовой формы выделяемой организации. Об этом, в частности, свидетельствует упоминание в подп. 3 п. 3 ст. 19 Закона о том, что при принятии решения о выделении решается вопрос о способе размещения акций выделяемого общества. Аналогичный вывод следует и из подп. 3 п. 3 ст. 18 Закона в отношении разделения общества.

К выводу о невозможности изменения формы выделяемого из акционерного общества нового юридического лица, а также вновь образованных в результате разделения организаций приходит и судебная практика. Так, обобщая сложившуюся практику судов и обозначая свою позицию, Пленум Высшего арбитражного суда в п. 20 постановления «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах”» от 18.11.2003 № 19 (далее ― Постановление) указал, что разделение или выделение юридических лиц из АО в иной форме, нежели акционерное общество, невозможно.

Реорганизация АО в форме слияния и присоединения

При слиянии акционерных обществ в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона возникает новое юридическое лицо с прекращением существования тех, что участвуют в слиянии. Подп. 3 п. 3 этой нормы указывает, что при заключении договора, являющегося основанием для реализации процедуры слияния, в нем необходимо указывать условие о порядке конвертации акций объединяемых юридических лиц в акции вновь создаваемого в результате реорганизации общества. Такое же требование к содержанию договора о присоединении установлено и подп. 3 п. 3 ст. 17 Закона.

Постановление ВАС в п. 20 озвучивает аналогичную позицию, согласно которой изменение формы при слиянии и присоединении не представляется возможным. Суд исходит из того, что ст. 16, 17 Закона не предусматривают возможности АО присоединиться или объединиться с организацией иной формы. Единственной целью рассматриваемых форм реорганизации может являться создание акционерного общества, но только более крупного.

Особенности преобразования АО в ООО

Преобразование акционерной компании в общество с ограниченной ответственностью подчиняется правилам ст. 20 Закона. Так, процедура реорганизации в указанной форме включает в себя следующие основные этапы:

  • вынесение исполнительным органом общества на рассмотрение общего собрания акционеров вопроса о реорганизации АО в ООО;
  • принятие общим собранием решения о реорганизации (его содержание должно соответствовать требованиям п. 3 ст. 20 Закона);
  • составление и направление в инспекцию налоговой службы заявления о регистрации реорганизации;
  • обмен акций общества на доли в уставном капитале вновь создаваемого ООО;
  • завершение процедуры (получение документов из налоговой инспекции по результатам рассмотрения заявления о реорганизации).

Практические трудности вызывает процедура обмена акций на доли в уставном капитале ООО. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона в решении о преобразовании акционеры должны определить порядок такого обмена. При четкой регламентации процедура реализуется без серьезных проблем, что подтверждает постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2016 по делу № А12-26775/2015.

Смена ЗАО на АО

С вступлением в силу нововведений Гражданского кодекса, внесенных законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, такие понятия, как закрытое или открытое акционерное общество, перестали существовать. Вместо них введены понятия непубличного и публичного акционерного общества.

В связи с этим в силу ч. 5 ст. 3 закона 99-ФЗ с 01.09.2014 создание организаций в форме закрытого акционерного общества становится невозможным. При урегулировании правоотношений с участием ЗАО и в отношении организаций данной формы применяются вновь введенные в ГК нормы об акционерных обществах. То есть ЗАО фактически считаются АО, и изменения организационно-правовой формы дополнительно не требуется (ч. 10 названного закона).

Читайте также:
Добавить учредителя в ООО: пошаговая инструкция

Однако внести изменения в учредительные документы бывшего ЗАО с целью приведения их в соответствие с действующими нормами ГК все же необходимо. Но на основании ч. 7 ст. 3 закона 99-ФЗ сделать это следует при очередном внесении изменений, не связанных с необходимостью приведения документов в соответствие с новеллами законодательства.

Итоги

В заключение подведем некоторые итоги:

  • при разделении акционерного общества или выделения из него юридического лица организационно-правовая форма АО должна быть сохранена;
  • слияние и присоединение акционерных обществ возможно только с организациями, имеющими ту же организационно-правовую форму;
  • цель реорганизации в форме слияния или присоединения ― укрупнение акционерного общества, соединение активов нескольких АО;
  • преобразование акционерного общества, в том числе в ООО, осуществляется по правилам ст. 20 Закона;
  • с 01.09.2014 предприятие невозможно зарегистрировать в форме ЗАО, а ранее созданные ЗАО приравниваются к АО;
  • приведение учредительных документов ранее созданных ЗАО в соответствие с нормами ГК должно быть осуществлено вместе с очередным внесением изменений в указанные документы.

Тонкости преобразования

Самыми распространенными организационно-правовыми формами юридического лица среди коммерческих фирм являются ООО и АО. В случае изменения условий хозяйствования, но при желании сохранить своих контрагентов фирмы прибегают к реорганизации в форме преобразования, которая имеет ряд особенностей.

Суть преобразования

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Одной из форм реорганизации является преобразование.

Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику.

Преобразование – это один из способов реорганизации, при котором создается другое юридическое лицо с другой организационно-правовой формой, но со всеми правами и обязательствами прежней организации.

Ограничения

Нужно помнить, что коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, а ООО и АО – в товарищества или государственные предприятия.

ООО вправе преобразоваться в общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив (п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Для ООО изменение организационно-правовой формы необходимо, когда количество его участников превысит 50. В этом случае нужно перерегистрироваться в ПАО или в производственный кооператив.

АО вправе преобразоваться в ООО или производственный кооператив, а также в хозяйственное товарищество (ст. 20 Закона «Об акционерных обществах).

Принимая решение о преобразовании необходимо учитывать другие ограничения, присущие форме вновь регистрируемого бизнеса.

Так, минимальный уставный капитал ООО и АО составляет 10 000 рублей, ПАО – 100 000 рублей.

Ни ООО, ни АО, ни ПАО не могут иметь в качестве единственного учредителя юридическое лицо, состоящее из одного учредителя.

Передаточный акт

При реорганизации в форме преобразования составлять передаточный акт не нужно. На это указали чиновники ФНС в письме от 14 марта 2016 года № ГД-4-14/4182@.

Из положений статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Гражданского кодекса следует, что передаточный акт необходимо представлять в регистрирующий орган в связи с реорганизацией в форме разделения и выделения.

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юрлица в отношении третьих лиц не изменяются (п. 5 т. 58 ГК РФ). Исключение – обязанности в отношении учредителей (участников).

Осуществление правопреемства при реорганизации в форме преобразования на основании передаточного акта не нормами закона не предусмотрено.

Новый ИНН

Если компания меняет организационно-правовую форму, то вновь образованному юридическому лицу налоговики присваивают новый ИНН.

Ведь преобразование юридического лица (смена организационно-правовой формы) – это одна из форм реорганизации. В результате реорганизации возникает новое юрлицо.

В случае смены организационно-правовой формы ИНН «старой» организации признается недействительным, а вновь возникшему юридическому лицу присваивается новый ИНН (см. письмо Минфина от 12 мая 2010 г. № 03-02-07/1-232).

В связи с новым ИНН фирме нужно приводить в порядок всю свою договорную базу.

Изменения в ЕГРН

В результате преобразования юридического лица перехода прав в порядке правопреемства не происходит. При преобразовании юридического лица не происходит изменения его прав и обязанностей в отношении других лиц (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Правопреемства от одного лица к другому, и, соответственно, государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость от реорганизованного лица к преобразуемому не требуется. Поэтому в отношении права собственности на недвижимость предполагается не регистрация, а внесение изменений в ЕГРН (Определение ВС РФ от 23 октября 2017 г. № 302-КГ17-14848; Письмо Минфина от 13 февраля 2018 г. № 03-05-04-03/8828).

При реорганизации юридического лица в форме преобразования в ЕГРН просто вносятся соответствующие изменения.

Из АО в ООО

Заметим, что чаще всего меняют АО на ООО. Почему?

У ООО, как у юридического лица перед АО есть ряд преимуществ:

  • участники общества не обязаны лично участвовать в управлении компанией;
  • ответственность за деятельность фирмы несет ее руководитель;
  • ООО не обязано публиковать результаты ведения дел;
  • правовое положение общества не зависит от правового статуса создавших его участников;
  • широкие возможности для локального нормотворчества у участников (учредителей) общества.

Кроме того, АО обязано вести реестр акционеров и привлекать для этого за плату стороннюю фирму, имеющую лицензию.

Особое внимание при преобразовании АО в ООО нужно уделить порядку обмена акций на доли. Его нужно указать в решении о реорганизации. Все без исключения акционеры преобразуемого АО имеют право на получение в уставном (складочном) капитале во вновь создаваемом юридическом лице.

Читайте также:
Пошаговое заполнение декларации по налогу на прибыль

Решение о распределении долей в уставном капитале вновь создаваемого юрлица только среди акционеров, голосовавших «за» по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования, противозаконно (письмо Банка России от 1 февраля 2019 г. № ИН-06-28/11).

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Пошаговая процедура преобразования АО в ООО

Главная » Новости и статьи » Пошаговая процедура преобразования АО в ООО

    21 мая, 2019 Наши статьирегистрация фирм, реорганизация

Реорганизация в виде преобразования АО в ООО довольно часто встречается в российском бизнесе. Правда еще лет 10 назад эта процедура вызывала определенные затруднения, однако сегодня они остались в прошлом. Наша новая статья расскажет читателям об основных этапах этого процесса и укажет на основные моменты, которые следует учитывать в ходе преобразования.

1. Подготовка к преобразованию

Подготовка преобразованию АО в ООО является очень важной стадией. В это время принимается само решение о реорганизации, происходит оформление документов и урегулирование возможных разногласий межу акционерами в преддверии важных для юрлица изменений. На этом этапе создается проект Устава ООО и готовятся все шаблоны заявлений в регистрирующие инстанции.

2. Инвентаризация активов и обязательств

Инвентаризация — это следующий обязательный этап преобразования. Её проведения требует ст. 12 закона о бухучете № 402 — ФЗ от 06.12.2011 года. Некоторые специалисты утверждают, что она должна проходить после решения Совета Директоров о вынесении вопроса о реорганизации на рассмотрение собрания. Однако при этом, как-то забывается, что акции подлежат еще и оценке независимым оценщиком. А он сможет это сделать только после получения полных и достоверных сведений о составе имущества компании.

Инвентаризация проходит по месту нахождения юрлица и материально ответственного субъекта. Целью процедуры является установление фактического наличия имущества, активов и обязательств, а также их сравнение с данными бухучета. Инвентаризацию проводит одноименная комиссия. В ее состав входят бухгалтеры, инженеры, техники, экономисты и другие ответственные специалисты организации. Вся информация об имуществе и обязательствах вносится в специальные акты или описи.

Материальные ценности подсчитываются, взвешиваются и обмериваются. При заполнении актов (описей) помарки не допускаются. Ошибки исправляются путем простого зачёркивания и проставления над неверной информацией правильных сведений. Все члены комиссии обязаны завизировать данные акты. Более подробно о прядке проведения инвентаризации можно ознакомиться в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 года.

По итогам процедуры составляется передаточный акт и происходит оценка стоимости акций. Кстати, сегодня ГК РФ уже не упоминает о необходимости передаточного акта при преобразовании. В то же время ст.20 закона об АО до сих требует его составления. Поэтому, на всякий случай, акт следует оформить. Однако он вообще не понадобится в процессе преобразования. По крайней мере, в ИФНС его сдавать уже не надо.

3. Принятие и оформление предварительного решения

В большинстве АО функционирует Совет Директоров (СД). Он действует на основании Устава и отдельного Положения. Совет Директоров принимает первоначальное решение о преобразовании юрлица, а потом выносит его на обсуждение общего собрания. Все решения СД оформляются протоколами заседаний. Они составляются не позже 3 дней с даты проведения заседания и подписываются всеми членами Совета (Положение о Совете Директоров АО «Вертолёты России» от 18.10.2017 года).

Протокол СД, посвященный реорганизации общества, должен содержать решения о вынесении вопроса о реорганизации компании на общее собрание, об утверждении порядка и условий преобразования фирмы, данные о стоимости акций, об одобрении проекта Устава будущего ООО. Кроме того, Совет Директоров должен сформулировать способ обмена акций на доли, предложить перечень членов ревизионной комиссии, аудитора и кандидатуру директора ООО. Дополнительно СД определяет порядок извещения о дне, месте и времени запланированного мероприятия.

Если в АО нет Совета Директоров, а его функции осуществляет собрание, то Устав компании всё — равно должен определять лицо, решающее вопросы созыва собрания и формирования повестки дня.

4. Извещение собственников акций о назначении собрания

Не позже 30 дней до момента собрания участники должны получить сведения о его проведении. Это делается с помощью заказных писем, вручения уведомлений под роспись либо иными способами, указанным в уставе общества. Например, по электронной почте, на сайте компании либо через СМИ. В сообщении указывается название АО, форма, день и адрес проведения собрания, повестка мероприятия, правила и место ознакомления с документами и другие данные.

Важно: при реорганизации юрлица все сведения, необходимые для общего собрания предоставляются акционерам для изучения не меньше чем за 30 дней до начала мероприятия.

5. Проведение собрания и одобрение преобразования

Владелец акций вправе участвовать в собрании, как лично, так и через своего представителя, оформив на имя последнего доверенность. Для проведения собрания необходим кворум участников. Он считается достигнутым, когда в мероприятии участвовали акционеры, обладающие не менее чем ¾ голосов голосующих акций. Впрочем, Устав АО может предусматривать и более жесткие требования к кворуму при реорганизации фирмы. Одна акция даёт один голос. Голосование может осуществляться по «старинке» путем поднятия рук, с помощью бумажных бюллетеней или даже в электронном формате, если АО может позволить себе расходы на установку оборудования для электронного голосования. Подсчет голосов проводит счетная комиссия Общества. Она же составляет протокол по итогам голосования. А результаты голосования акционеров по вопросам реорганизации фиксируются в протоколе общего собрания. Последний должен содержать решения о возможности самой реорганизации, алгоритм и условия преобразования, порядок обмена акций на доли. Наряду с этим собственникам акций необходимо выбрать участников ревизионной комиссии нового ООО, его аудитора и директора. Кроме того, в протоколе следует отразить факты принятия Устава ООО, а также утверждения передаточного акта. Ну, и наконец, собранию надо назначить лиц, ответственных за оформление и подачу документов в уполномоченную ИФНС, извещение регистратора и ЦБ РФ о погашении акций.

Читайте также:
Организация ТСЖ в многоквартирном доме: пошаговая инструкция

6. Уведомление о начале преобразования

Назначенное акционерами лицо обязано известить о начале процесса регистрирующую инспекцию. Для этого заявитель оформляет уведомление Р12003, удостоверяет его у нотариуса и направляет в уполномоченную ИФНС для внесения сведений в реестр юрлиц. К уведомлению прикладывается протокол собрания, где зафиксировано решение о преобразовании.

Уполномоченная ИФНС получив документы, вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что компания находится на стадии реорганизации. Одновременно в реестре появляется ссылка не только на уведомление, но и на сам протокол.

Важно помнить, что в ходе преобразовании не надо публиковать об этом сведения в Вестнике госрегистрации. В свою очередь документы о регистрации ООО можно будет направить только по истечении 3 месяцев после появления в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры (ст.60.1 ГК РФ). Этот срок дается для обжалования решения о реорганизации тем лицам, которые остались им недовольны.

7. Требование о выкупе акций

Владельцы акций, недовольные преобразованием организации могут потребовать от фирмы выкупить их бумаги. Данное правило применяется, когда акционеры отдали свои голоса против реорганизации или вообще не голосовали по этому вопросу (ст.75 закона № 208 — ФЗ).

В срок не позже 45 дней после вынесения решения о преобразовании несогласные с этим фактом владельцы должны отправить Обществу требование о выкупе их бумаг. Данное требование направляется регистратору АО по почте, вручается под роспись либо по электронным каналам связи. В последнем случае требование должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. С этого момента акционер уже не может передавать свои бумаги в залог или продать их. В свою очередь регистратор вносит запись об этих ограничениях по счету, где учитываются права данного акционера.

По истечении 45 дней, АО обязано в течении 30 дней приобрести акции у собственников, несогласных с преобразованием в ООО.Общество покупает их по рыночной цене. Для определения стоимости бумаг, как мы говорили выше, приглашается независимый оценщик. Совет Директоров обязан предоставить ему всю информацию необходимую для верной оценки. Однако иногда случается так, что СД предоставляет не все сведения и цена бумаг получается заниженной. Например, Совет Директоров передал оценочной компании неполные данные о недвижимости и основных средствах. В результате бывший совладелец получит гораздо меньше денег за акции, чем он рассчитывал. В этом случае недовольный акционер вправе обратиться в суд и потребовать назначения судебно — оценочной экспертизы. И если она установит, что цена выкупа была действительно занижена, то арбитраж легко признает недействительными решения Совета Директоров и собрания об установлении выкупной цены (решение АС Иркутской области по делу №19 — 14866/2018 от 09.08.2018 года).

8. Конвертация долей в акции и расчеты с участниками

Собственно говоря, три месяца, которые должны пройти между началом преобразования и появлением нового ООО даются не только для урегулирования претензий со стороны недовольных участников, но также для корректировки текста Устава и обмена акций на доли. Обмен происходит по принципу — стоимость доли равняется рыночной цене акций, зафиксированной в документах бухучета на день внесения записи в ЕГРЮЛ об окончании преобразования. При этом, как мы помним, данные учета опираются на сведения об оценке акций. О позиции Минфина и ФНС РФ по данному вопросу можно прочитать в статье Порядок определения стоимости акций в ходе присоединения ООО к АО: позиция Минфина

Дополнительно, в этот период ответственные лица АО должны сформировать список участников, отчет об итогах предъявления, отчет об итогах обмена акций, список лиц, имеющих право потребовать выкупа акций, а также список лиц, обменивающих свои акции на доли.

9. Предоставление пакета документов в уполномоченную ИФНС по субъекту РФ для регистрации ООО

По истечении 3 месяцев заявитель предоставляет в уполномоченную ИФНС заявление по форме Р12001 для регистрации ООО. Подача этого заявления фактически означает конец процедуры, ликвидацию старого АО и появление нового ООО. Данное заявление также подлежит нотариальному удостоверению. К заявлению прикладывается Устав юрлица (кроме случаев, когда новая компания будет действовать на основании типового устава), платежное поручение об уплате госпошлины в сумме 4000 рублей, а также документы, подтверждающие предоставление в территориальное управление ПФР информации о страховых взносах и стаже физлиц. Впрочем, даже если заявитель и не приложит бумаги, направленные им в ПФР, то ИФНС получит их по межведомственному запросу.

Стоит также предупредить, что, хотя закон и не упоминает о других документах, подлежащих направлению в налоговую инспекцию, однако заявителю придется дополнительно сдать списки участников, лиц, имеющих требовать право выкупа и обмена акций, а также отчеты об итогах обмена акций и об итогах предъявления (выписка из ЕГРЮЛ ЗАО СП «Алтайагропромкомплект» ОГРН 1022201133360).

Пакет бумаг можно подать в офисе ИФНС, через МФЦ или нотариуса, либо с помощью сайта Госуслуг. В последнем случае у заявителя должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись.

10. Извещение реестродержателя

В дату отправки документов в уполномоченную инспекцию, ответственное лицо АО обязано известить регистратора, ведущего реестр собственников акций, о преобразовании юрлица. А после появления записи в ЕГРЮЛ о прекращении функционирования акционерной компании, уже вновь образованное ООО, обязано уведомить о данном факте регистратора, направить ему копию Листа записи в реестр и получить справку о гашении акций.

Читайте также:
Ликвидация юр лица: пошаговая инструкция

11. Уведомление Центробанка о погашении акций

Процесс преобразования заканчивается отправкой Уведомления о погашении акций в ЦБ РФ. Согласно п.59.1.1 Положения об эмиссии (утверждено ЦБ РФ за № 428 — П) организация обязана уведомить Центробанк о погашении акций. Данный документ готовится и пересылается в период не более 30 дней с даты получения правопреемником Листа записи о внесении в реестр юрлиц информации о завершении деятельности фирмы. Образец Уведомления содержится в Приложении № 26 к вышеуказанному Положению. Заявитель приобщает к ней копию протокола собрания АО, Лист записи о внесении информации в ЕГРЮЛ, справку от регистратора о полном погашении всех акций.

Уведомление отправляется на бумаге и в электронном виде. Для формирования материалов в электронном виде следует скачать программу на web – сайте ЦБ РФ. Пакет документов направляется в ГУ ЦБ по округу в котором ранее действовало АО.

Выводы

Преобразование из АО в ООО давно считается стандартным процессом и не вызывает особых затруднений. С другой стороны, в жизни конкретного юрлица подобная процедура происходит, как правило, один раз. Поэтому, она может вызывать определенные трудности и вопросы, как у руководителей компании, так и у её штатных юристов. В связи с этим, мы рекомендуем при любой реорганизации обращаться за помощью и советом к специалистам. Это позволит сэкономить время и избежать элементарных ошибок.

Преобразование АО в ООО: пошаговая процедура

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации в отношении обязательств по налогу на прибыль организаций правопреемнику следует представить:
– непредставленную реорганизуемой организацией налоговую декларацию за 2022 год в срок не позднее 29 марта 2022 года (с учетом п. 7 ст. 6.1 НК РФ);
– в срок не позднее 28 апреля 2022 года налоговую декларацию вновь возникшего юридического лица за отчетный период: первый квартал 2022 года (с 03.03.2022 по 31.03.2021);
– в такой же срок налоговую декларацию за последний налоговый период (с 01.01.2022 по 02.03.2021) прекратившего существование в результате реорганизации АО.
При этом расчет авансовых платежей за расчетный период (с 01.01.2022 по 02.03.2021), а также декларацию в отношении АО по окончании 2022 года представлять не требуется.

Обоснование вывода:
Согласно п. 2 ст. 104 ГК РФ акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью. В результате преобразования права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (п. 4 ст. 57 ГК РФ). С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении АО прекращается и правоспособность указанного юридического лица (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Находясь в процессе реорганизации, АО самостоятельно в общем порядке исполняет обязанности налогоплательщика, к числу которых относится уплата налогов и представление налоговых деклараций (п. 1 ст. 23, ст. 44, 45, 80 НК РФ).
По завершении преобразования возникает новый налогоплательщик с присвоением нового ИНН, что следует из пп. 18, 20 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменений ИНН, утвержденного приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ (п. 7 ст. 84 НК РФ, письма Минфина России от 06.09.2018 N 03-15-07/63877, от 12.05.2010 N 03-02-07/1-232, ФНС России от 14.01.2013 N ЕД-4-3/104@).
При этом обязанность правопреемника подавать налоговые декларации за реорганизованную организацию (в том числе за последний отчетный (налоговый) период её деятельности или уточненные декларации за прошлые периоды) в НК РФ прямо не установлена.
Вместе с тем ст. 50 НК РФ предусмотрено, что после завершения реорганизации неисполненную обязанность реорганизованного юридического лица по уплате налога исполняет его правопреемник.
Таким образом, налоговые обязанности, не исполненные АО, исполняются ее правопреемником – ООО в порядке, установленном ст. 50 НК РФ (пп. 1, 9, 11 ст. 50 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 25.09.2012, от 13.09.2012 N 03-05-05-01/54, ФНС России от 14.01.2013 N ЕД-4-3/104, УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15/011630@).
Налоговым кодексом не установлены специальные сроки представления в налоговые органы деклараций и сроки уплаты налогов за последний налоговый период при реорганизации организации (п. 3 ст. 50 НК РФ), не предусмотрено специального порядка представления налоговых деклараций при реорганизации юридического лица.
То есть налоговые декларации, не представленные реорганизованным обществом, должны представляться правопреемником в общем порядке, установленном соответствующими главами части второй НК РФ.
Особенности заполнения отдельных форм налоговых деклараций/расчетов правопреемником за реорганизованную организацию указаны в порядках заполнения соответствующих налоговых деклараций/расчетов, утвержденных ФНС России (письмо ФНС России от 25.06.2015 N ГД-4-3/11051@). Как правило, на титульном листе отчетных форм должен быть указан ИНН и КПП организации-правопреемника, а в реквизите “налогоплательщик” (“налоговый агент”) – наименование реорганизованной организации (например, п. 16.5 Порядка заполнения декларации по НДС, утвержденного приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@; п. 2.6 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утвержденного приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@; п. 2.2 Порядка заполнения Расчета по форме 6-НДФЛ, утвержденного приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@).

Налог на прибыль организаций

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль организаций (далее также – Налог) и (или) авансовых платежей по Налогу, особенностей исчисления и уплаты Налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено указанным пунктом, соответствующие налоговые декларации.
По общему правилу налоговая декларация представляется в налоговый орган по истечении налогового периода, за который исчисляется налог, подлежащий уплате (п. 1 ст. 55 НК РФ).
Налоговым периодом по Налогу признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ).
Налоговые декларации по Налогу по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).
Поскольку реорганизация завершена до наступления срока подачи налоговых деклараций, реорганизуемая организация не могла исполнить возникшие налоговые обязательства.
С учетом изложенного, не представленная реорганизуемым в форме преобразования юридическим лицом налоговая декларация по Налогу за 2022 год должна быть представлена организацией-правопреемником не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в данном случае не позднее 29 марта 2022 года (п. 7 ст. 6.1, п. 4 ст. 289 НК РФ)*(1).
По вопросу представления налоговых деклараций за 2022 год отметим следующее.
Исходя из положений п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 55, п. 1 ст. 80 НК РФ и с учетом п. 3 ст. 50 НК РФ подача правопреемником налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (как и по другим налогам) необходима для определения налоговых обязательств реорганизованного юридического лица по итогам налогового периода (письма ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8919@, от 07.12.2011 N БС-4-11/20638@, от 11.11.2010 N ШС-37-3/15203, УФНС России по г. Москве от 28.08.2012 N 16-15/080280@, от 24.05.2011 N 16-15/050649@, от 21.04.2010 N 16-15/042725@, определения ВАС РФ от 29.07.2011 N ВАС-9196/11, от 28.02.2011 N ВАС-15479/10 и др.).
Пунктами 2, 3 ст. 55 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации последним налоговым периодом для нее является период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.
Таким образом, последним налоговым периодом для реорганизуемой (ликвидируемой) организации (за исключением организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций), является период времени от начала этого года до дня завершения реорганизации.
Поскольку реорганизация завершена 03.03.2022 (в момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности преобразованной организации (п. 4 ст. 57 ГК РФ)), в отношении налогов, налоговым периодом по которым является календарный год, последним налоговым периодом реорганизованного АО будет являться период с 1 января 2022 года по 2 марта 2022 года (смотрите также постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.01.2014 N Ф02-6686/13 по делу N А33-19851/2012, определением ВАС РФ от 09.06.2014 N ВАС-6370/14 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).
Соответственно, последним налоговым периодом по Налогу для прекратившей в результате реорганизации существование организации в данном случае признается период времени с 01.01.2022 по 02.03.2021.
Особенностей определения отчетных периодов по Налогу в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации НК РФ не установлено.
Из абзаца девятого письма Минфина России от 13.02.2007 N 03-02-07/1-67 (с текстом письма можно ознакомиться в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”) также следует, что в случае реорганизации налогоплательщика в течение первого квартала последней налоговой декларацией по Налогу, подлежащей представлению в налоговые органы, признается налоговая декларация за последний отчетный период, поскольку месяц реорганизации (март) входит в состав первого отчетного периода по названному Налогу.
Поэтому у организации-правопреемника не возникает необходимости представления декларации по Налогу по окончании года, а также за полугодие и девять месяцев 2022 года, поскольку налоговые декларации (расчеты) по налогам реорганизованной организации должны быть представлены в налоговый орган (а налоги – уплачены) за последний налоговый период, которым выступает в данном случае последний отчетный период. Иными словами, окончание отчетного периода, в котором состоялась реорганизация, для реорганизуемой организации будет выступать окончанием налогового периода.
Учитывая условия о неизменности сроков исполнения правопреемником обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица, налоговые декларации подаются в налоговый орган не позднее установленных в части второй НК РФ сроков их представления за отчетный (налоговый) период, в котором произошла реорганизация (письма Минфина РФ от 11.12.2007 N 03-02-07/1-477, ФНС РФ от 09.03.2011 N КЕ-4-3/3609@, от 30.01.2012 N 16-15/007468@, от 22.03.2011 N 16-03/026839@).
Данное правило не применяется в отношении налогов, уплачиваемых в соответствии со специальными налоговыми режимами, предусмотренными главами 26.1, 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ (п. 4 ст. 55 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. На основании п. 3 ст. 289 НК РФ декларацию по налогу на прибыль следует представить в налоговую инспекцию не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, то есть применительно к рассматриваемой ситуации не позднее 28 апреля.
Таким образом, на дату реорганизации (03.03.2021) у АО возникли следующие налоговые обязательства по налогу на прибыль:
– обязанность по уплате налога, начисленного за период с 1 января 2022 года до 03 марта 2022 года;
– обязанность представить налоговую декларацию по налогу на прибыль за отчетный период первый квартал по сроку до 28 апреля 2022 года (являющийся одновременно последним налоговым периодом) (ст. 285, п. 3 ст. 289 НК РФ)*(2).
Смотрите также письма Минфина России от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7849, от 25.09.2012 N 03-02-07/1-229, ФНС России от 31.10.2017 N СД-4-3/22085@, от 07.12.2011 N БС-4-11/20638@, от 09.03.2011 N КЕ-4-3/3609@, от 11.11.2010 N ШС-37-3/15203.
В то же время имеет место другая точка зрения, согласно которой с учетом п. 7 ст. 3, п. 4 ст. 289 НК РФ налоговая декларация за “неполный” налоговый период может быть представлена в налоговый орган правопреемником за прекратившую существование организацию (письмо Минфина России от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7849) в пределах общего срока не позднее 28.03.2022. Аналогичная логика рассуждений представлена в письме ФНС России от 14.01.2013 N ЕД-4-3/104@ применительно к представлению налоговой декларации за последний налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. В таком случае отчитываться за “неполный” отчетный период первый квартал 2022 года не нужно, что следует из письма ФНС России от 02.07.2019 N СД-4-3/12868@.
В общем случае обязанность по уплате налогов и сборов реорганизованного лица правопреемником распространяется и на авансовые платежи по налогу на прибыль (в ситуации, когда организация не практикует уплату налога по фактически полученной прибыли).
Главой 25 НК РФ не предусмотрены особенности исчисления и уплаты авансовых платежей по Налогу при реорганизации организации в форме преобразования (смотрите письмо Минфина России от 25.09.2012 N 03-02-07/1-229).
Исходя из норм п. 3 ст. 55, п. 3 ст. 50 НК РФ, писем Минфина России от 25.09.2012 N 03-02-07/1-229, от 13.02.2007 N 03-02-07/1-67 следует сделать вывод о том, что организация, прекращающая свою деятельность в результате реорганизации, в последней налоговой декларации не обязана начислять авансовые платежи по налогу на прибыль за расчетный период с 01.01.2022 по 02.03.2021.
Если же реорганизуемая организация в данном случае укажет авансовые платежи, но не успеет их перечислить, такая обязанность перейдет к организации-правопреемнику (смотрите письмо Минфина России от 20.01.2005 N 03-03-01-04/1/14).
Поскольку налог на прибыль по реорганизованной организации исчислен за ее последний налоговый период, то показатели по АО в налоговую декларацию правопреемника (ООО) не включаются.
Обязанность исчислять авансовые платежи по налогу на прибыль с учетом показателей за отчетные периоды до реорганизации возникает лишь при организации в форме присоединения (по всем организациям, вошедшим в новое образованное лицо) (смотрите письмо Минфина России от 28.07.2008 N 03-03-06/1/431).
При этом правопреемник по итогам первого отчетного периода обязан исчислять авансовые платежи, руководствуясь общим порядком их расчета (ст. 286 НК РФ), поскольку в результате реорганизации в форме преобразования возникает новая организация, в отношении которой применяются положения п. 6 ст. 286 и п. 5 ст. 287 НК РФ (п. 1 письма ФНС России от 02.07.2019 N СД-4-3/12868).
Исходя из п. 2 ст. 55, п. 1 ст. 285 НК РФ первым налоговым периодом для ООО будет период с даты создания юридического лица, то есть с 03.03.2022 по 31.12.2021, первым отчетным периодом – период с 03.03.2022 по 31.03.2022 (письма УФНС России по Калининградской области от 11.06.2009 N БЕ-13-17/06976 и УФНС России по г. Москве от 13.05.2009 N 16-15/047057). На основании п. 3 ст. 289 НК РФ декларацию по налогу на прибыль ООО следует представить в налоговую инспекцию не позднее 28 апреля 2022 года.

Читайте также:
Заполнение формы П4 статистика: пошаговая инструкция

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Реорганизация АО;
– Энциклопедия решений. Формирование заключительной бухгалтерской отчетности при реорганизации юридических лиц;
– Энциклопедия решений. Реорганизация АО в форме преобразования;
– Энциклопедия решений. Налоговый период. Определение последнего налогового периода при реорганизации (ликвидации) организаций (утраты статуса ИП);
– Примерная форма решения единственного акционера о реорганизации акционерного общества в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
– Как начать учет в ООО после преобразования из АО (Б. Сваин, журнал “Практическая бухгалтерия”, N 6, июнь 2015 г.);
– Вопрос: Представление налоговой декларации по налогу на прибыль за последний налоговый период реорганизованной (преобразованной) организации (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2022 г.);
– Вопрос: Планируется реорганизация ЗАО в форме преобразования в ООО. Преобразуемая организация применяла общую систему налогообложения, являлась плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество и транспортного налога. Реорганизуемая организация также будет применять общую систему налогообложения. Завершение реорганизации планируется в 2015 году. Каков порядок формирования заключительной бухгалтерской и налоговой отчетности при реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО? Каковы сроки представления деклараций и уплаты налогов и сборов в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2015 г.);
– Вопрос: Организация находится на общей системе налогообложения. Акционерное общество (АО) реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью (ООО) в сентябре 2019 г. У организации новый ИНН, КПП старый. Как формируется отчетность за 9 месяцев 2019 года по страховым взносам, расчет по формам 6-НДФЛ и 4-ФСС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.);
– Реорганизация юридического лица: как быть со страховыми взносами (Н.А. Петрова, журнал “Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения”, N 12, декабрь 2018 г.);
– Вопрос: Каковы общие последствия процедуры реорганизации в форме преобразования из АО в ООО для целей бухгалтерского учета и налогообложения (общая система налогообложения)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2019 г.);
– Вопрос: ЗАО (Пермский край) реорганизовано в ООО путем преобразования с 23.07.2015. Каков порядок представления ЗАО итоговых налоговых деклараций по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество и транспортному налогу за период с 01.01.2015? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2015 г.);
– Вопрос: Организация была ликвидирована путем присоединения 28 апреля 2017 года. После 28.04.2017 правопреемником были получены счета-фактуры, предъявленные реорганизованной организацией, но не заявленные ее к вычету. Работы, услуги были отражены в учете правопреемником после 28.04.2017 и заявлены к вычету. Могут ли такие суммы НДС быть заявлены правопреемником в своей декларации (без подачи уточненной декларации по реорганизованной организации)? Если могут, то есть ли какие-то правила по заполнению декларации в этом случае? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2018 г.);
– письмо ФНС России от 21.09.2017 N ЕД-4-15/18886.

Читайте также:
Создание филиала ООО: пошаговая инструкция

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

13 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) 28 марта – срок сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль за 2022 год в соответствии с НК РФ приходится на выходной день. Поэтому с учетом требований п. 7 ст. 6.1 НК РФ последним днем представления декларации по налогу на прибыль будет являться 29 марта (понедельник).
*(2) Для налогов, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов (налог на прибыль организаций, налог на имущество, транспортный или земельный налог), окончание отчетного периода, в котором состоялась реорганизация, будет и окончанием налогового периода для реорганизуемой организации.

Пошаговая инструкция по преобразованию ЗАО в ООО в 2022 году

В 2014 году ГК РФ подвергся существенным изменениям в части, касающейся организационно-правовой формы юридических лиц. Вместо привычных ЗАО и ОАО вводятся такие понятия как публичные и непубличные АО. Стремясь избежать сложностей, учредители закрытых компаний инициируют такой процесс как реорганизация ЗАО в ООО. Зачем проводить процедуру и как сделать это правильно, какова цена перерегистрации — узнаем сегодня.

  1. Почему стоит перейти в ряды ООО
  2. Что нужно сделать: пошаговая инструкция
  3. Этап 1. Подготовительный
  4. Этап 2. Решение о реорганизации
  5. Этап 3. Отправка уведомлений
  6. Этап 4. Прохождение проверок
  7. Этап 5. Информирование сотрудников
  8. Этап 6. Сверка с ПФР
  9. Этап 7. Регистрация ООО
  10. Дополнительные действия
  11. Рекомендации адвокатов по преобразованию ЗАО в ООО

Почему стоит перейти в ряды ООО

Непубличные акционерные общества, которые ранее именовались ЗАО, существуют в России до сих пор. Однако их правила ведения деятельности подобными организациями существенно ужесточены еще с 1 сентября 2014 года. Основное изменение — невозможность самостоятельно вести реестр, необходимый для идентификации всех держателей акций. Для осуществления подобной работы придется воспользоваться услугами специальных организаций, которые получили лицензию и не имеют имущественной или иной заинтересованности по отношению к АО. Помощь предоставляется не бесплатно.

Читайте также:
Прием на работу внешнего совместителя пошаговая процедура

Опираясь на подобные положения, учредители бывших ЗАО и ОАО считают, что реорганизация путем преобразования в ООО позволит избежать дополнительных трат. К тому же подобная форма является наиболее близкой к привычному ЗАО.

У ООО как у юридического лица есть ряд преимуществ:

  1. Нет необходимости делить уставной капитал на акции, и, соответственно, приобретать дополнительные услуги по ведению реестров у сторонних фирм.
  2. Взнос учредителя становится частью уставного капитала, где каждому принадлежит определенная доля.
  3. Риски распределяются между всеми участниками в зависимости от принадлежащей части.

Преобразование ЗАО в ООО позволяет сохранить весь объем прав и обязанностей фирмы в отношении третьих лиц, возникший за время деятельности, и передать его правопреемнику.

Что нужно сделать: пошаговая инструкция

Особо сложной процедуру изменения формы — реорганизации — не назовешь. Однако чтобы уложиться в максимально короткие сроки и избежать трудностей с налоговой и иными органами власти, следует соблюдать четкий порядок действий.

Этап 1. Подготовительный

Права и обязанности самой организации по отношению к кредиторам и иным третьим лицам в случае инициирования реорганизации сохраняются в полном объеме. Исключением являются только сами учредители. Подобное положение зафиксирована в 5 пункте статьи 58 ГК РФ и означает, что:

  1. Составлять передаточный акт для регистрации не требуется. Правопреемник четко определен — ООО, образующееся в ходе процедуры реорганизации. Однако юристы рекомендуют составлять документ хотя бы для себя: он потребуется для правильного ведения бухучета.
  2. Информировать кредиторов о закрытии. Фактически, фирма продолжает существовать, поэтому гасить денежные, имущественные и иные обязательства не требуется.
  3. Уведомление о реорганизации в “Вестник государственной регистрации” отправлять также не требуется.

Перерегистрация начинается не сразу. Прежде чем собирать участников для принятия решения, следует провести ряд процедур:

  • инвентаризация активов
  • оценка акций, на случай, если некоторые учредители не согласятся с реорганизацией и решат продать ценные бумаги
  • составить проект нового Устава
  • определить список лиц, которые вправе участвовать в принятии решения о реорганизации. Перечень составляется не менее чем за 35 дней до даты “общего сбора”, о чем сообщается в 51 статье ФЗ №208-ФЗ, принятого 26 декабря 1995 года
  • внести в план собрание, на котором будет рассмотрен вопрос о реорганизации. Согласно 53 статье ФЗ №208-ФЗ, уведомить акционеров о мероприятии, повесткой дня которого является реорганизация, нужно не менее, чем за 30 дней до назначенной даты.

Внимательно стоит отнестись к требованиям, которые законодательство предъявляют к ООО. Так, число участников, в соответствии с 3 пунктом статьи 7 ФЗ №14-ФЗ, принятого 8 февраля 1998 года, должно быть меньше, либо равно 50.

Этап 2. Решение о реорганизации

Официальные документы о перерегистрации оформляются на общем собрании держателей акций. Если компания создана одним лицом, решение принимается акционером единолично. Бумага в обязательном порядке содержит:

  • название и реквизиты реорганизуемого АО и нового Общества
  • размер уставного капитала
  • особенности обмена бумаг на доли в капитале
  • порядок действий, необходимых для совершения преобразования

Готовый протокол подлежит обязательному утверждению. Согласно 3 пункту статьи 67 ГК РФ подобными полномочиями наделен нотариус, а также лицо, которому ранее поручено вести реестр АО.

Этап 3. Отправка уведомлений

Когда решение о перерегистрации принято, следует сообщить о начале процедуры в ФНС. Налоговая внесет запись о старте реорганизации в ЕГРЮЛ только после предоставления:

  1. Заверенного по всем правилам Решения учредителей.
  2. Заполненного заявления. Форма документа — Р12003. Его также следует утвердить у нотариуса.

Подает документы заявитель, в качестве которого выступает руководитель АО. На предоставление бумаг законодательно отведен определенные сроки — 3 дня после проведения собрания, на котором утверждается Решение о реорганизации. Если не соблюсти подобное предписание, можно получить штраф. Он, в соответствии со статьей 14.25 КоАП РФ, составляет 5 тыс. рублей.

Читайте также:
Как сделать ТСЖ: пошаговая инструкция

Отправлять отдельные уведомления о реорганизации в Пенсионный фонд и ФСС не требуется. Обязанность отменена в 2015 году.

Этап 4. Прохождение проверок

Процедура перерегистрации тесно связана с другим процессом — ликвидацией. Фактически, одна фирма перестает существовать, а на ее месте возникает другая, являющаяся правопреемником. Статья 89 НК РФ устанавливает, что Налоговая может провести выездную проверку указанных компаний, целью которой является установление правильности уплаты налогов за конкретный период — не более 3 лет до назначенной даты проверки.

Проведение подобного мероприятия — не обязанность, а право органа власти. Поэтому далеко не все фирмы подвергаются подобной процедуре. Однако возможности приезда инспекторов исключать не стоит.

Этап 5. Информирование сотрудников

Работодатель законодательно не принужден к уведомлению служащих о принятии решения о реорганизации. Соответственно, каких-либо сроков или особых форм документов, сообщающих о реорганизации не предусмотрено.

Однако если обратиться к 77 статье ТК РФ, можно увидеть пункт о праве отказа работника от продолжения трудовой деятельности, возникающего из-за реорганизации юридического лица. Поэтому, чтобы избежать дальнейших конфликтов с наемным персоналом, информацию о перерегистрации АО лучше донести до работников.

А вот если вместе с изменением организационной формы меняются и условия труда или договора, заключенного со служащим, должностные инструкции обновляются, уведомлять последнего о предстоящей процедуре обязательно. Подобное положение отражено в 74 статье ТК РФ. Указаны и сроки доведения информации до сведения — не позже, чем за 2 месяца до планируемых нововведений. Несогласных с изменением сотрудником придется сократить и выплатить причитающиеся компенсации.

Этап 6. Сверка с ПФР

Также не является обязательным этапом процедуры реорганизации. Ранее сверка проводилась с целью получения специальной справки для ФНС, без которой инициирования процедуры перерегистрации считалось невозможным. Но после упразднения обязанности предоставлять справки с ПФР в налоговую, сверка производится редко.

Почему все-таки данный необязательный этап игнорировать не следует? Все просто: хотя юридические лица и освобождены от обязанности представлять отчетность с пенсионного фонда, ФНС все равно запрашивает оттуда информацию. При обнаружении задолженностей, либо при отсутствии отчетности, реорганизация может быть приостановлена. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, лучше провести сверку самостоятельно.

Этап 7. Регистрация ООО

Реорганизация, как сообщается в 57 статье ГК РФ, считается произведенной, после осуществления государственной регистрации правопреемник АО — ООО. Только после внесения новой фирмы в реестр, производится запись о прекращении деятельности акционерного общества. До этого момента АО считается ведущим деятельность и обязано уплачивать налоги.

Решение о создании ООО принимать не нужно, как и заново собирать учредителей. Регистрация производится на основании следующих бумаг:

  1. Заявление. Образец документа — форма Р12001, заполняется и удостоверяется у нотариуса.
  2. Устав ООО.
  3. Письмо, подтверждающее возможность регистрации фирм по указанному юридическому адресу. Должно содержать согласие владельца помещения, либо подписанный договор аренды.
  4. При переходе на УСН — заявление о смене режим налогообложения.

Осуществляется передача сформированного пакета бумаг:

  • непосредственно бывшим директором ЗАО в налоговый орган
  • письмом, переданным через Почту России. Лучше использовать заказной вариант отправления с описью
  • в электронном формате

Обязательным условием проведения регистрации ООО является уплаченная заранее госпошлина — 4 тысячи рублей в 2022 году. Однако стоимость перерегистрации можно уменьшить на эту же сумму, если подавать документы в электронном виде.

После получения документов о регистрации ООО и закрытии ЗАО процесс реорганизации считается оконченным. Остается учесть только несколько важных моментов.

Дополнительные действия

После процесса реорганизации учредители вновь созданного ООО должны совершить ряд действий. К ним относятся:

  1. Замена печати. Старая версия подлежит уничтожению. Взамен создается новая, на которую наносят новые реквизиты и наименование.
  2. Реестродержатель информируется о прекращении деятельности АО. Акции при этом, как устанавливает статья 50.8 Стандартов эмиссии ценных бумаг, погашаются.
  3. Проинформировать ЦБ о прекращении деятельности ЗАО и погашении акций. Вместе с уведомлением направляется несколько бумаг:
    1. выписка из реестра, свидетельствующая о ликвидации акций.
    2. решение о проведении перерегистрации.
    3. подтверждение о прекращении деятельности АО, выданное налоговым органом.
  4. Так как изменяются должностные инструкции работников, либо вносятся или убираются пункты в трудовом договоре — формируются новые соглашения с сотрудниками. Наименование работодателя также отображается в новой форме документа.
  5. Переоформляются лицензии. Если юрлицо занимается деятельностью, для ведения которой требуется особое разрешение, то последнее после реорганизации подлежит переоформлению. Об этом сообщает 18 статья ФЗ №99-ФЗ, принятого 4 мая 2011 года.

На практике процесс реорганизации акционерного общества достаточно прост. Главное — в точности соблюсти все этапы процедуры.

Рекомендации адвокатов по преобразованию ЗАО в ООО

С какой целью производится преобразование ЗАО в ООО и порядок действий можно уточнить у наших дежурных адвокатов. Заполните форму ниже для бесплатной консультации.

Как закрыть некоммерческую организацию

1. Как можно ликвидировать некоммерческую организацию?

Некоммерческую организацию можно ликвидировать добровольно по решению учредителей и принудительно по решению суда (для некоторых видов НКО предусмотрена возможность ликвидации только по решению суда, например для фондов ).

В этой инструкции пойдет речь о добровольной ликвидации некоммерческих организаций, регистрацией и ликвидацией которых занимается Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России).

В целом процедура ликвидации НКО делится на несколько этапов:

  1. Принятие решения о ликвидации, формирование ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков ликвидации.
  2. Публикация уведомления о ликвидации организации в органах печати, выявление кредиторов и уведомление их о ликвидации, составление промежуточного ликвидационного баланса.
  3. Расчеты с кредиторами, составление ликвидационного баланса и государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией.

Средний срок ликвидации НКО составляет несколько месяцев.

2. Что нужно сделать на первом этапе ликвидации некоммерческой организации?

На первом этапе ликвидации НКО ее учредители должны:

  • принять на общем собрании решение о ликвидации организации и оформить решение протоколом или другим документом, предусмотренным соответствующим нормативно-правовым актом;
  • сформировать ликвидационную комиссию или назначить ликвидатора;
  • установить порядок и сроки ликвидации.
Читайте также:
Как открыть образовательный центр: пошаговая инструкция

Созданная комиссия получает полномочия по управлению делами некоммерческой организации и выступает от ее имени в суде.

О принятом решении учредителю или органу, принявшему решение о ликвидации, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения нужно сообщить в письменной форме в территориальный орган Минюста России по месту нахождения организации, чтобы в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесли сведения о том, что организация находится в стадии ликвидации.

Для этого в Минюст нужно подать:

  • уведомление о ликвидации по форме Р15016;
  • протокол (решение) уполномоченного учредительными документами органа (лица) НКО, принявшего решение о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора, об установлении сроков и порядка ликвидации, заверенный ее печатью (при наличии), подписанный надлежащими лицами (председателем и секретарем — для коллегиальных органов управления некоммерческой организации).

Минюст рассмотрит документы и примет решение о ликвидации НКО, а затем отправит документы в Федеральную налоговую службу (ФНС) для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процессе ликвидации.

3. Что нужно сделать на втором этапе ликвидации некоммерческой организации?

На втором этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна разместить в органах печати, в которых публикуют данные о государственной регистрации юридических лиц, информацию о том, что НКО приступила к процессу ликвидации, а также о сроках и порядке заявления требований кредиторами.

Сообщение о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», а также в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности («Федресурс»).

Затем ликвидационная комиссия должна принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и уведомить кредиторов о ликвидации в письменной форме.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссии нужно составить промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой НКО, перечне предъявленных кредиторами требований, о результатах их рассмотрения. Баланс утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации.

На этом этапе в Минюст необходимо подать:

  • уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15016;
  • промежуточный ликвидационный баланс;
  • протокол (решение) уполномоченного органа НКО об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

На основании промежуточного баланса ликвидационная комиссия должна произвести расчеты с кредиторами из имеющихся у организации денежных средств. Если у НКО (за исключением частных учреждений ) недостаточно средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество организации с публичных торгов.

Остатки имущества НКО направляются на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительность. Если использование имущества ликвидируемой организации в соответствии с ее учредительными документами невозможно, оно обращается в доход государства.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если законами, другими правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения не предусмотрено иное.

При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если федеральными законами или учредительными документами партнерства не установлено иное.

Остатки имущества некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляются на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительность. Если использование имущества партнерства в соответствии с его учредительными документами невозможно, оно обращается в доход государства.

При недостаточности имущества для расчета с кредиторами или наличии признаков несостоятельности (банкротства) ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) обычная процедура ликвидации прекращается, ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов, и начинаются процедуры, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Что нужно сделать на третьем этапе ликвидации некоммерческой организации?

На третьем этапе, после завершения расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс, который утверждается учредителями некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации. Ликвидационный баланс должен быть нулевым, а все задолженности перед бюджетом погашены.

Затем ликвидационной комиссии нужно представить в Минюст для государственной регистрации организации в связи с ее ликвидацией:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р15016;
  • протокол (решение) уполномоченного органа НКО об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • ликвидационный баланс;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины (при подаче документов онлайн государственную пошлину оплачивать не нужно);
  • документ , подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах.

5. Как подать документы для ликвидации некоммерческой организации?

На всех этапах процедуры ликвидации НКО документы подают в Минюст России и его территориальные органы по месту нахождения организации. Подать документы можно:

  • онлайн на портале госуслуг;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке и описью вложения (адреса центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов можно узнать на сайте Минюста);
  • лично или через представителя (график работы органов можно узнать на сайте Минюста).

При подготовке и подаче документов важно соблюсти требования к их оформлению.

Форму заявления (уведомления) и правила его заполнения можно найти на сайте ФНС.

Государственная регистрация некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией занимает не более 10 рабочих дней. Когда ФНС занесет запись о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ, это будет значить, что процедура завершена и организация прекратила свое существование.

Читайте также:
Организация ТСЖ в многоквартирном доме: пошаговая инструкция

6. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Вы можете обратиться в центральный аппарат Минюста России или в его территориальные органы за консультацией по вопросам:

  • перечня документов, необходимых для государственной регистрации, и требований к их оформлению;
  • размера государственной пошлины;
  • порядка и сроков предоставления государственной услуги;
  • порядка обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу.

Консультации предоставляются при личном обращении (в часы приема заявлений), по телефону, по обычной и электронной почте.

Добровольное закрытие НКО

Прекратить свое существование НКО может как по доброй воле, так и принудительно. Какие действия нужно предпринять, чтобы самостоятельно закрыть НКО?

В отличие от принудительного закрытия НКО, инициатором добровольной ликвидации выступают ее собственники. Процесс ликвидации предполагает выполнение ряда последовательных действий и, как правило, занимает не меньше 5-6 месяцев.

Все ли НКО можно закрыть в добровольном порядке?

Порядок ликвидации НКО прописан в Законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Не каждое НКО можно закрыть «по собственному велению без шума и пыли». Например, фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда по искам заинтересованных лиц, если (п. 2 ст. 18 Закона № 7-ФЗ):

  • имущества для полноценной работы такого вида НКО недостаточно и нет финансовых возможностей его восполнить;
  • цели фонда, которые прописаны в его учредительных документах, не могут быть достигнуты и нет возможности внести необходимые изменения;
  • фонд осуществляет деятельность, которая противоречит уставу;
  • в иных случаях.

К последним могут относиться неоднократные грубые нарушения, например, непредставление в Минюст в течение нескольких периодов сведений о деятельности фонда (п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ).

Учредители фонда добровольно закрыть НКО могут только через суд (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 64). Например, это возможно сделать, если не хватает имущества фонда для осуществления хозяйственной деятельности и получить его нереально. Поэтому «просто так» закрыть фонд не получится.

Какие шаги нужно предпринять для закрытия НКО?

В целом, процедура закрытия НКО состоит из нескольких шагов. А собранные документы подаются в Минюст РФ или в территориальные подразделения.

При наличии работников в штате НКО, процедура усложняется. Нужно заблаговременно уведомить работников о предстоящей ликвидации, при необходимости поставить в известность службу занятости.

Работников нужно уведомить о предстоящей ликвидации НКО не менее чем за 2 месяца. Если этого не сделать, то НКО может быть оштрафовано, а работники могут потом восстановится через суд и взыскать с работодателя компенсацию морального вреда (п. 2 ст. 391, п. 9 ст. 394 ТК РФ).

1 шаг. Принятие решения о ликвидации НКО и формирование ликвидационной комиссии или ликвидатора.

Решение либо протокол о ликвидации должно быть оформлено на бумаге.

В нем должны содержатся следующие пункты: о ликвидации НКО, о составе ликвидационной комиссии, о порядке и сроках ликвидации, об избрании лица, ответственного за регистрацию ликвидации в Минюсте.

В тексте решения либо протокола указывается повестка дня, общее количество членов НКО, кто и как голосовал по каждому вопросу повестки дня.

2 шаг. После даты принятия решения в течение 3-х рабочих дней нужно заполнить заявление по установленной форме.

Заявление по форме №Р15016 утверждено приказом ФНС РФ от 31.08.2022 № ЕД-7-14/617@.

Заявление подписывает назначенный ликвидатор либо руководитель ликвидационной комиссии.

Данное заявление уведомляет контролирующий орган о начале процедуры ликвидации НКО.

3 шаг. Публикация сообщения о ликвидации НКО и установление сроков для предъявления требований кредиторов. Срок для предъявления требований не может быть меньше двух месяцев.

Такое сообщение публикуется в специальном журнале – «Вестник государственной регистрации».

4 шаг. Расчеты с кредиторами и формирование промежуточного ликвидационного баланса НКО.

Ликвидационная комиссия или ликвидатор НКО по окончанию срока для предъявления требований кредиторов составляет ликвидационный баланс, в котором содержатся сведения о составе имущества и обязательствах кредитора.

Ликвидационный баланс утверждается либо учредителями НКО, либо ликвидационной комиссией. На этом же этапе НКО оформляется решение или протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Именно на основании промежуточного ликвидационного баланса ликвидационной комиссией проводятся расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ.

Но может возникнуть ситуация, когда имеющихся денежных средств НКО недостаточно для расчетов с кредиторами. Тогда ликвидационная комиссия выставляет на публичные торги имущество НКО (Федеральный закон от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

5 шаг.Спустя 2 месяца после публикации сообщения о ликвидации НКО в журнале «Вестник государственной регистрации» необходимо заполнить заявление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме № Р15016.

6 шаг. Формирование ликвидационного баланса НКО и оформление решения либо протокола об его утверждении.

Ликвидационный баланс – это уже окончательный вариант баланса, для его составления нет специальных правил. Поэтому он составляется по тем же правилам, что и «обычный» баланс.

Окончательный ликвидационный баланс также утверждается либо учредителями НКО, либо ликвидационной комиссией (п.6 ст.19 Закона №7-ФЗ).

Также должен быть оформлен протокол или решение об утверждении ликвидационного баланса.

7 шаг. Оформление заявления о завершении ликвидации НКО по форме № Р15016.

В этом заявлении необходимо подтвердить, что произведены все расчеты с кредиторами НКО, а также выплачены все пособия и компенсации работникам.

8 шаг. Ликвидация НКО.

НКО считается завершенной после внесения соответствующей записи в лист ЕГРЮЛ (ст. 21 Закона № 7-ФЗ).

Ликвидация НКО не дает ей право уничтожить первичные документы, бухгалтерскую и налоговую отчетность НКО, а также документы по работникам. Всю документацию необходимо сдать в государственный архив, если срок хранения таких документов еще не истек.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: