Условия лицензии на право пользования недрами

Добыча полезных ископаемых в разрезе недействительности

Одной из распространенных и грубых ошибок, с которой зачастую сталкиваются компании в сфере недропользования, является заключение договора подряда, предусматривающего возникновение права собственности на добытое полезное ископаемое «сразу» у подрядчика. Вместе с тем стороны даже не подозревают, что подписывают ничтожное соглашение, которое не только противоречит императивным предписаниям закона, но и посягает на публично-правовые интересы. Кроме того, такая сделка является смешанной, и при недостаточной индивидуализации объекта договора подрядчик может лишиться и оплаты, и возможности взыскать неосновательное обогащение. При этом недропользователь вправе не передавать добытое полезное ископаемое подрядчику, который является неплатежеспособным.

В чем разница между находящимися в недрах и добытыми полезными ископаемыми

Сфера недропользования объединяет в себе частноправовые и публично-правовые отношения. В связи с чем договор подряда на добычу полезного ископаемого должен соответствовать не только нормам ГК, но и другим законам: в том числе, положениям Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и НК.

Добыча полезного ископаемого невозможна без утвержденного проекта добычи и соблюдения требований промышленной безопасности, применяемых при создании, строительстве горно-технического сооружения, которое является опасным производственным объектом и одновременно одним из результатов добычных работ. В связи с этим, к отношениям по добыче полезных ископаемых должны применяться не просто общие нормы ГК о подряде, а специальные положения строительного подряда, Закона № 116-ФЗ и градостроительного законодательства, что еще раз подтверждает мультиотраслевую правовую природу рассматриваемого договора.

По закону, недра в границах России и содержащиеся в них полезные ископаемые являются госсобственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной госсобственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности (абз. 3 ст. 1.2 Закона № 2395-1). Для добычи полезных ископаемых и их передачи недропользователю владельцами лицензий могут привлекаться третьи лица на подрядных условиях [1].

Таким образом, находящиеся в недрах и принадлежащие государству полезные ископаемые после их добычи переходят в собственность лиц, владеющих лицензией. Те не обязаны самостоятельно добывать полезные ископаемые, а вправе привлекать для этих целей другие организации на подрядных условиях. Подрядчик, не имеющий специального разрешения на пользование недрами, не вправе претендовать на собственность недропользователя – добытое из недр полезное ископаемое, в том числе в качестве оплаты по договору. В результате добычных работ право собственности на полезное ископаемое прекращается у государства и может возникнуть только у недропользователя.

В связи с этим, заключая договор, стороны в целях соблюдения юридической чистоты сделки должны соблюдать определенную последовательность:

  • если для добычи полезного ископаемого недропользователь привлек подрядчика, договор должен предусматривать обязанность последнего добыть полезное ископаемое и передать его недропользователю по соответствующему акту;
  • если стороны договорились, что подрядчик в качестве оплаты по договору получает добытое полезное ископаемое, то соглашение должно включать следующее условие: недропользователь обязан принять от подрядчика это ископаемое, а потом вернуть обратно, оформив все документально, чтобы прописать наименование товара, его количество, качество и цену.

Принимая во внимание ст. 180 ГК, часть сделки, предусматривающая, что первоначальное право собственности на добытое полезное ископаемое возникает у подрядчика, является недействительной на основании ст. 168 и 169 ГК. Потому недопустима ситуация, при которой в результате исполнения договора подряда у недропользователя не возникало право собственности на добытое полезное ископаемое хотя бы на «юридическую секунду». Иначе существуют риски признания такой сделки ничтожной в части и привлечения участников правоотношений к административной ответственности: недропользователя – по статье 7.10 КоАП за самовольную уступку права пользования недрами, подрядчика – по статье 7.3 КоАП за пользование недрами без соответствующей лицензии.

Почему владелец лицензии не может быть «формальным» недропользователем

Нельзя заключать договор, по условиям которого у подрядчика возникает и сохраняется право собственности на добытое полезное ископаемое, а участие недропользователя ограничивается обеспечением доступа на лицензионный участок недр. Это может расцениваться как передача недропользователем всех или большей части функций подрядчику, которая является основанием для вывода о недействительности сделки.

При этом действующее законодательство содержит минимум четыре основания для признания сделки недействительной в той части, которая предусматривает, что первоначальное право собственности на добытое полезное ископаемое возникает у подрядчика:

  • передача приобретенного права пользования участками недр третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав – в силу ст. 17.1 Закона № 2395-1, п. 16.1 Постановления № 3314-1, п. 1, 2 ст. 168 ГК [2];
  • передача участка недр в пользование (аренду) лица, не обладающего лицензией, – по смыслу ст. 1.2, абз. 1 ст. 11 Закона № 2395-1, п. 1, 2 ст. 168 ГК;
  • передача подрядчику всех или большей части функций (прав и обязанностей) недропользователя в рамках предоставленной лицензии (передача договора) в отсутствие согласия собственника недр – в силу положений ст. 392.3, п. 2 ст. 391 ГК, п. 1, 2 ст. 168 ГК [3];
  • обход установленного законом порядка получения разрешения (лицензии) на право пользования недрами – по ст. 169 ГК.

Неравноценность встречного исполнения – в чем риски

Оплата заказчиком выполненных подрядных работ может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме (передача добытого полезного ископаемого). Договор, по которому подрядчик в качестве оплаты по договору получает в собственность добытое полезное ископаемое, является смешанным, в связи с чем должен учитывать, что у подрядчика, как покупателя, есть обязанность по оплате приобретаемого полезного ископаемого, а у недропользователя, как заказчика, – по оплате выполненных работ.

Читайте также:
Дисциплинарная ответственность за налоговые правонарушения

Сделка, по условиям которой подрядчик/заказчик добывает полезное ископаемое или продает его безвозмездно либо с явным ущербом для себя, является недействительной в соответствующей части – недопустимое с позиции ст. 575 ГК дарение в отношениях между коммерческими организациями (ст. 168 ГК) [4].

Однако тот факт, что подрядчик в течение определенного времени добывал уголь, а недропользователь принимал его по соответствующему акту, свидетельствует о потребительской ценности актива. Даже если договор подряда признают недействительным в указанной части, недропользователю придется исполнить ликвидационную обязанность – оплатить выполненные работы [5]. До этого момента сбереженное заказчиком полезное ископаемое будет расцениваться судами как неосновательное обогащение [6].

Сторона, из поведения которой явствовала воля сохранить силу сделки, не сможет ее оспорить по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли (абз. 4 п. 2 ст. 166 ГК РФ). Однако это не означает, что сделка не будет оспорена, поскольку закон наделяет таким правом не только стороны, но и кредиторов одной из сторон, арбитражного управляющего, а в определенных случаях прокурора и иные органы публичной власти.

Имеет ли право подрядчик не оплачивать работу по добыче

Требование подрядчика о передаче ему полезного ископаемого, заявленное в рамках смешанного договора, по условиям которого подрядчик получает право собственности на них в счет оплаты по договору, является претензией покупателя к продавцу о передаче товара, определенного количества и качества.

Однако подрядчик не вправе требовать от недропользователя (продавца) исполнения данного обязательства, если юридически оно не возникло. Возникновению такого обязательства по передаче товара должна предшествовать процедура согласования существенных условий, к числу которых закон относит наименование и количество товара [7].

Учитывая специфику правоотношений в сфере добычи полезных ископаемых, приступая к выполнению работ, стороны не всегда могут заранее определить, полезное ископаемое какого количества и качества ими будут добыты, в том числе исходя из планов развития горных работ, геологических отчетов и другой технической документации. В то же время, предмет договора может быть определен фактическими действиями сторон договора, например:

– в договоре стороны определяют абстрактное количество и качество полезного ископаемого, которое будет добыто в ходе исполнения договора;

– стороны сочли возможным приступить к исполнению договора;

– в ходе исполнения договора у сторон отсутствовали разногласия по фактически определенному предмету договора;

– недропользователь принял результат выполненных подрядчиком работ по акту [8].

В таком случае договор будет считаться заключенным, а обязательство недропользователя по передаче подрядчику добытого полезного ископаемого в качестве оплаты выполненных работ возникшим.

Неопределенность результата работ (количества, качества добываемого полезного ископаемого) является риском сторон, но в большей части риском подрядчика, который отвечает перед недропользователем за результат добычных работ и как подрядчик, и как будущий покупатель (ст. 413 ГК РФ). В связи с этим, неотъемлемой частью договора должны стать следующие условия:

– порядок определения качественных характеристик добытого полезного ископаемого путем отбора проб с привлечением независимой лаборатории;

– стоимость работ в денежном эквиваленте в случае, если в качестве оплаты по договору подрядчик получает добытое полезное ископаемое;

– порядок определения стоимости добытого полезного ископаемого (в том числе в зависимости от их качественных характеристик);

– порядок определения фактического количества добытого полезного ископаемого.

Согласование данных условий позволит сторонам заранее обеспечить возмездность и равенство сторон в правоотношениях. В таком случае недропользователь не сможет отказаться от исполнения своей обязанности по передаче полезного ископаемого, так как:

  • если полезное ископаемое добыто и соответствует кондициям заключенного договора, такие действия будут являться ненадлежащим исполнением обязательства;
  • если полезное ископаемое не добыто (не в полном в объеме, с нарушением плана), и договор не содержит необходимых кондиций, то на стороне недропользователя возникает неосновательное обогащение.

Передавать ли добытое полезное ископаемое, если контрагент не готов гарантировать оплату

При наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о тяжелом финансовом положении подрядчика и высокой вероятности нарушения им обязательства по оплате, недропользователь вправе не исполнять свою обязанность (ст. 328, 405 ГК).

Однако такое действие недропользователя должно находиться в разумном балансе с действиями подрядчика, который фактически мог выполнить часть работ и вправе претендовать на их оплату. Недропользователь не должен обрекать себя на негативные последствия вследствие предвидимого нарушения со стороны подрядчика. Не должен этого и подрядчик вследствие отказа недропользователя от оплаты фактически выполненных работ (части работ). Иное приведет к нарушению принципа эквивалентности встречного исполнения. И, в конечном счете, подрядчик обратится к недропользователю с претензией или об оплате фактически выполненных работ [9], или о взыскании убытков (ст. 15 ГК).

Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 года № 35 «О последствиях расторжения договора» (далее – «Постановление № 35») по смыслу п. 2 статьи 453 ГК при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда и т.п.). Условия договора, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора либо имеют целью регулирование отношений сторон в период после расторжения, сохраняют свое действие и после расторжения договора.

Читайте также:
Могут ли депортировать за административное правонарушение

Однако в силу пункта 5 Постановления № 35, если при рассмотрении спора, связанного с расторжением договора, по которому одна из сторон передала в собственность другой стороне какое-либо имущество, судом установлено нарушение эквивалентности встречных предоставлений вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей одной из сторон, сторона, передавшая имущество, вправе требовать возврата переданного другой стороне в той мере, в какой это нарушает согласованную сторонами эквивалентность встречных предоставлений.

Таким образом, подрядчик вправе требовать передачи полезного ископаемого в полном объеме или в соответствующей части, если:

– готов гарантировать исполнение обязательства покупателя по оплате приобретаемого добытого полезного ископаемого;

– выполнил работы (часть работ), которые недропользователь не оплатил.

И наоборот, если работы подрядчика оплачены и имеют место обстоятельства, которые очевидно свидетельствуют о неисполнении подрядчиком встречной обязанности по оплате, он, исходя из добросовестного и разумного поведения, характерного для любого участника гражданских правоотношений, не вправе требовать от недропользователя исполнения данного обязательства.

Стоит оговориться, что подобные положения закона, несмотря на их ясность и недвусмысленность, могут не найти поддержку со стороны суда. Для него предвидимое нарушение не всегда имеет значение, а бездействия заказчика по удержанию товара правомерны только тогда, когда подрядчик уже нарушил права заказчика по оплате добытого полезного ископаемого. В целях устранения будущих разногласий следует включать в текст договора прямое условие, согласно которому заказчик, при возникновении обстоятельств, очевидно свидетельствующих о неисполнении подрядчиком встречной обязанности по оплате, вправе потребовать от подрядчика представить доказательства своей платежеспособности или обеспечение обязательства. В случае нарушения подрядчиком данной обязанности (лучше установить разумный срок) – в одностороннем порядке заявить о прекращении обязательства по передаче товара.

Подводя итог, хотелось бы еще раз акцентировать внимание читателей на сложности и многокомпонентной правовой природе договора подряда на добычу полезного ископаемого. Заключая такой договор и, зачастую, балансируя между двумя договорными конструкциями – подряда и купли-продажи, стороны, без преувеличения, ходят по «острию ничтожности». В результате, не удержав баланс, стороны остаются наедине со следующими проблемами и рисками:

  • риск признания договора ничтожным в части, предусматривающей возникновение первоначального права собственности на добытое полезное ископаемое у подрядчика;
  • риск признания договора ничтожным в той части, которая предусматривает, что одна из сторон исполняет обязательство безвозмездно или, наоборот, по стоимости, существенно превышающей встречное исполнение с другой стороны (сделка с явным ущербом);
  • подрядчик несет риск неполучения добытого полезного ископаемого в качестве оплаты по договору, если сторонами не будут согласованы условия, позволяющие индивидуализировать его качественные и другие характеристики;
  • недропользователь несет риск, связанный с неполучением от неплатежеспособного покупателя оплаты товара (добытого полезного ископаемого), если своевременно не затребует обеспечения исполнения встречного обязательства и не откажется от исполнения в случае отказа подрядчика их предоставить.

Избежать указанных рисков при заключении договора подряда на добычу полезного ископаемого позволит глубокий и всесторонний анализ особенностей договорных и административных правоотношений в сфере недропользования.

Авторы:

Список источников:

[1] п. 16.1 Постановления ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами».

[2] Аналогичные выводы содержатся в Постановлении АС ВСО от 28.07.2020 по делу № А58-12965/2018.

[3] Аналогичная разъяснения приведены в п. 73 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ», Определении СКЭС ВС РФ от 01.09.2020 № 305-ЭС20-6940 по делу № А41-51209/2019, Определении СКЭС ВС РФ от 26.07.2016 № 302-ЭС15-19746.

[4] Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.02.2014 № 13846/13, Постановлении АС ВВО от 04.10.2019 № Ф01-3684/2019 по делу № А29-5490/2016, Постановлении АС ЗСО от 13.11.2019 № Ф04-5140/2019 по делу № А45-47847/2018.

[5] п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда».

[6] Егоров А.В. Односторонний отказ заказчика от договора подряда: сосредоточение проблем практики // Вестник гражданского права. 2018. № 3. С. 53–102.

[7] Постановление АС СКО от 12.07.2019 № Ф08-4736/2019 по делу № А53-19968/2018; Постановление АС ЦО от 29.03.2017 № Ф10-614/2017 по делу № А14-5160/2016; Определение ВАС РФ от 21.11.2013 № ВАС-16646/13 по делу № А07-15881/2012.

[8] п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 51.

[9] п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 51.

Углеводородное сырье, основные виды твердых полезных ископаемых, подземные воды

Участки недр местного значения
Законом РФ “О недрах” к участкам недр местного значения отнесены:
1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Организационное обеспечение лицензирования пользования недрами по участкам недр местного значения относится к компетенции субъекта Российской Федерации. В Пермском крае, уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим данные полномочия, является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

Читайте также:
Составление протокола в отсутствие лица совершившего правонарушение

Лицензирование осуществляется в соответствии с Законом РФ”О недрах”, Законом Пермского края от 9 ноября 2012 г. № 114-ПК “О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края”.

Основаниями возникновения права пользования участками недр местного значения являются:
1) принятое в соответствии с законодательством Пермского края решение уполномоченного органа о:
предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;
предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр местного значения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;
предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено;
предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи;
2) переход права пользования участками недр местного значения в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;
3) государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр, заключенный уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Примечание: Перечень участков недр местного значения, составляется уполномоченным органом в соответствии с программами социально-экономического развития Пермского края, по предложениям органов исполнительной власти Пермского края, территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр, органов местного самоуправления, а также с учетом заявок, поступивших от потенциальных пользователей недр на участках недр местного значения. Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней утвержден приказом Федерального агентства по недропользованию от 15 июня 2012 г. № 687.

Для получения лицензии на пользование участком недр местного значения хозяйствующий субъект подает в уполномоченный орган соответствующую заявку, содержащую данные о заявителе, о своих финансовых, технических и технологических возможностях (полный перечень документов обозначен в статьях 11-15.2 Закона Пермского края от 9 ноября 2012 г. № 114-ПК). В установленный срок уполномоченный орган рассматривает заявку и извещает заявителя о результатах рассмотрения, оформляет лицензию и выдает заявителю либо проводит аукцион, оформляет и выдает лицензию заявителю.
Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения с целью разведки и добычи, а также с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых по результатам аукциона
Принятие решения о проведении аукционов на право пользования участками недр местного значения, определение условий и порядка их проведения в отношении каждого участка недр местного значения, а также принятие решения об утверждении результатов таких аукционов осуществляются уполномоченным органом.
Перечень участков недр местного значения, выносимых на аукцион, составляется уполномоченным органом в соответствии с программами социально-экономического развития Пермского края, по предложениям органов исполнительной власти Пермского края, территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр, органов местного самоуправления, а также с учетом заявок, поступивших от потенциальных пользователей недр на участках недр местного значения.
Объявление о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов не менее чем за 45 дней до дня проведения аукциона.
В течение срока, указанного в объявлении о проведении аукциона, потенциальные пользователи недр на участках недр местного значения могут получить в уполномоченном органе дополнительные сведения по выносимым на аукцион участкам недр местного значения и подать заявки на участие в аукционе.
Одним из условий принятия заявки к рассмотрению является оплата сбора за участие в аукционе и внесение задатка по разовому платежу за пользование недрами в срок, указанный в объявлении о проведении аукциона.
После окончания срока подачи заявок уполномоченный орган:
организует рассмотрение поступивших заявок, определяет состав заявителей на участие в аукционе;
уведомляет заявителей о принятии (отказе в принятии) заявки на участие в аукционе;
проводит аукцион;
в течение 20 дней со дня проведения аукциона принимает решение об утверждении результатов аукциона;
в течение 30 дней со дня принятия решения об утверждении результатов аукциона оформляет, регистрирует в порядке, установленном уполномоченным органом, и выдает лицензию победителю аукциона;
публикует информацию об итогах аукциона на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов, доводит до сведения заявителей, допущенных к участию в аукционе, его итоги.
Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения с целью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых при установлении факта открытия месторождения
Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, которая создается уполномоченным органом и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов.
Заявка рассматривается уполномоченным органом, о результатах рассмотрения заявитель извещается в письменной форме в течение 30 дней со дня поступления заявки.
Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня принятия решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения оформляет, регистрирует в порядке, установленном уполномоченным органом, и выдает лицензию заявителю.

Читайте также:
Аренда жилья с правом выкупа государственная программа

Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения с целью краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, право пользования которым досрочно прекращено
В случае если в интересах рационального использования и охраны недр приостановление добычи общераспространенных полезных ископаемых нецелесообразно или невозможно, уполномоченный орган, досрочно прекративший право пользования соответствующим участком недр местного значения, до принятия в установленном порядке решения о новом пользователе недр может предоставить право краткосрочного (до одного года) пользования таким участком недр местного значения юридическому лицу (оператору) с оформлением соответствующей лицензии.
Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня поступления заявки рассматривает представленные заявителем материалы, принимает решение о предоставлении заявителю права пользования участком недр местного значения или об отказе в удовлетворении заявки.
Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня принятия решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения оформляет, регистрирует в порядке, установленном уполномоченным органом, и выдает лицензию заявителю.
Порядок предоставления права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых

Решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, принимается уполномоченным органом при наличии:
документов, подтверждающих наличие в собственности (пользовании) заявителя земельного участка, или предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника (владельца) на предоставление заявителю земельного участка, необходимого для строительства и эксплуатации подземного сооружения;
заключения экспертизы геологической информации, экологической, санитарно-эпидемиологической экспертиз, экспертизы промышленной безопасности о возможности строительства и эксплуатации объекта.
В случае наличия указанных документов у заявителя он вправе предоставить их в уполномоченный орган.
Заявка рассматривается уполномоченным органом, о результатах рассмотрения заявитель извещается в письменной форме в течение 30 дней со дня поступления заявки.
Уполномоченный орган в течение 60 дней со дня официального извещения о приеме заявки проводит необходимые согласования и принимает решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения, в случае отрицательного заключения согласующих органов заявитель извещается в письменной форме.
Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня принятия решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения оформляет, регистрирует в порядке, установленном уполномоченным органом, и выдает лицензию заявителю.
Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод
Решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод за счет средств пользователя недр или за счет государственных средств принимается уполномоченным органом.
В случае наличия указанных документов у заявителя он вправе представить их в уполномоченный орган.
Заявка на получение права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод за счет средств пользователей недр рассматривается уполномоченным органом, о результатах рассмотрения заявитель извещается в письменной форме в течение 30 дней со дня поступления заявки.

Заявка на получение права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод за счет государственных средств подается не позднее 30 дней с даты заключения государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению для государственных нужд.
Заявка рассматривается уполномоченным органом, о результатах рассмотрения заявитель извещается в письменной форме в течение 30 дней со дня поступления заявки.
Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня принятия решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения оформляет, регистрирует в порядке, установленном уполномоченным органом, и выдает лицензию заявителю.

Как получить лицензию на пользование недрами?

Как получить лицензию на пользование недрами?

Процедура выдачи лицензии регулируется Порядком пользования участками недр местного значения на территории Мурманской области (утвержден постановлением Правительства Мурманской области от 25 октября 2012 года № 525-ПП).

Министерство реализует полномочия в отношении участков недр местного значения, содержащих:

– общераспространенные полезные ископаемые, к которым относятся: песок, песчано-гравийная смесь, строительный камень, облицовочный камень, глина, карбонатные породы, диатомиты, торф (Перечень утвержден распоряжением МПР России и Правительства Мурманской области № 66-р/355 РП от 10.12.2007 года).

Читайте также:
Является ли технический паспорт правоустанавливающим документом

– подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, в объемах добычи не превышающих 500 м 3 в сутки.

Без проведения аукциона выдача лицензий на право пользования недрами производится в следующих случаях:

1. Для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

1.1. Для включения участка в перечень участков недр местного значения для геологического изучения необходимо подать Заявку на внесение объекта в перечень участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые.

1.2. После включения объекта в перечень, следующим этапом будет подача заявки на получение лицензии. Для этого необходимо подать Заявку на предоставление без проведения аукциона права пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые.

2. Для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и/или добычи подземных вод необходимо подать Заявку на предоставление без проведения аукциона права пользования недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и/или добычи подземных вод.

3. Для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр) – необходимо подать Заявку на предоставление права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

4. Без проведения аукциона право пользования участком недр местного значения предоставляется также для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» – для получения лицензии необходимо подать соответствующую Заявку.

Выдача лицензий по результатам проведения аукциона производится в следующем порядке:

Для включения участка в перечень, предоставляемых на аукционной основе необходимо подать Заявку на внесение объекта в перечень участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые.

После включения участка в перечень и объявления Министерством аукциона необходимо подать Заявку на участие в аукционе на право пользования недрами.

По результатам аукциона лицензия выдается для целей:

– геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (сквозная);

– разведки с последующей добычей общераспространенных полезных ископаемых;

– добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Подробную консультацию можно получить у специалистов отдела природопользования и разрешительной деятельности:

Сафин Эльдар Ринатович, тел. (8152) 486-791, e-mail: safin@gov-murman.ru

Формы заявок с перечнем прилагаемых к ним документам размещены в разделе «Формы заявок, реквизиты, коды бюджетной классификации».

Лицензия на пользование недрами: сколько это стоит и когда нужна?

Согласно законодательству РФ, недра являются собственностью государства. Их невозможно купить или унаследовать, принять в дар или использовать в качестве недвижимого залогового имущества.

Но вполне реально получить у государства эксклюзивное право на исследование и добычу хозяйственных и производственных ресурсов, залегающих в глубине этих недр. Для этого предпринимателю нужно лишь оформить соответствующие документы.

Основанием для проведения геологических и производственных работ, связанных с исследованием и добычей природных ресурсов, служит государственная лицензия на пользование участком недр.

Она является подтверждением заключенного между предпринимателем и государством соглашения о передаче прав на использование участка недр от одной стороны к другой на определённый срок. Длительность этого срока, а также другие условия договора, перечисляются обычно в текстовых и графических приложениях, которые являются неотъемлемой частью лицензионного соглашения.

Виды лицензии

Сколько существует способов использования земных недр, столько и видов лицензий. Государством выдаются документы, разрешающие гражданину:

Проводить геологические исследования недр. В этом случае предприниматель имеет право вести поиск месторождений полезных ископаемых и оценивать их предполагаемые объёмы. Изучение объектов земной коры, которые могут использоваться для эксплуатации и возведения подземных сооружений, функционально не связанных с добычей ресурсов, также относится к этому типу лицензирования. Лицензия на геологическое изучение недр не даёт права на детальную разведку месторождений. Разрешается изучать только те виды ископаемых, которые перечислены в приложении к документу.

Добывать полезные ископаемые. Владелец этой лицензии получает право на разведку и добычу природных ресурсов, а также на переработку отходов производства в пределах предоставленного ему компетентными органами горного отвода. Геологическое исследование недр может проводиться предпринимателем без оформления дополнительной лицензии, но с согласия экологического контроля и органов горного и санитарного надзора.

Строить и эксплуатировать сооружения, не предназначенные для добычи и разведки природных ресурсов. Это могут быть, например, объекты для хранения нефтепродуктов и газа, сброса хозяйственных вод, захоронения токсичных отходов производства и т. д.

Заниматься организацией образования особо охраняемых государством объектов, которые имеют важное научное, лечебно-оздоровительное, эстетическое, культурное или иное значение. К ним относятся учебные полигоны, экологические и геологические заповедники, природные памятники и т. д.

В каких случаях нужно приобретать и кто может получить?

Получение лицензии на недропользование понадобится вам, если:

  • собираетесь начать бизнес, связанный с добычей и исследованием месторождений полезных ископаемых;
  • необходим участок для возведения подземных сооружений, предназначенных для захоронения производственных отходов, хранения ресурсов и т. д.;
  • предприятию нужен собственный источник водоснабжения. Подземные воды являются таким же природным ресурсом, как нефть или газ. Поэтому для их добычи и использования в коммерческих целях необходимо наличие лицензии;
  • занимаетесь организацией природного заповедника, научно-исследовательского полигона, оздоровительной зоны и т. д.
Читайте также:
Какое право ребенка провозглашено в семейном кодексе

Как открыть букмекерскую контору? Законен ли этот бизнес в России?

Должностная инструкция менеджера по снабжению: образец скачать можно в статье.

Если общераспространённые полезные ископаемые, расположенные на территории земельного участка, планируется использовать в хозяйственных (некоммерческих) целях, то его владельцы и арендаторы могут делать это без оформления лицензии.

Стать пользователем недр и получить государственную лицензию соответствующего образца могут:

  • индивидуальные предприниматели;
  • участники простого товарищества (без образования юр. лица);
  • юридические лица, созданные гражданами РФ самостоятельно или с привлечением иностранных инвестиций.

Если для реализации некоторых видов деятельности, тесно связанных с использованием земных недр, необходима отдельная лицензия (ведение работ по добыче и захоронению радиоактивных и высокотоксичных веществ и т. д.), потенциальный пользователь обязан предварительно получить и её.

Какие требования предъявляются, в какие органы обращаться?

Лицензии на недропользование выдаются обычно в конкурсном или аукционном порядке. Вне конкурса документ может быть выдан предпринимателю в исключительных случаях на основании решения специальной комиссии, созданной федеральным органом управления госфондом недр. В её состав должны также входить представители действующей исполнительной власти региона РФ.

Чтобы участвовать в конкурсе или аукционе, предприниматель должен своевременно подать заявку и представить конкурсной комиссии все необходимые документы, указанные в сопроводительном списке к официальному объявлению о проведении мероприятия.

При конкурсной системе выдачи лицензии победителем признаётся участник, предложение которого признано комиссией наиболее экономически выгодным и соответствующим всем технологическим и экологическим требованиям. При аукционной – участник, предложивший наибольшую сумму за право использования недр.

Лицензии на недропользование выдаются Министерством экологии и природных ресурсов РФ. Отвечает за этот процесс Федеральное агентство по вопросам недропользования (Роснедра). Как правило, в процессе организации конкурса или аукциона по выдаче лицензии участвуют также представители исполнительной власти регионов и областей РФ.

Если речь идёт о лицензировании права на разработку месторождений федерального значения, к оценке заявки подключается Правительство РФ. Разрешение на эксплуатацию и строительство подземных сооружений для осуществления деятельности, не связанной с добычей природных ресурсов, принимается после согласования с Госгортехнадзором.

Какие нужны документы?

Для участия в конкурсе нужно, прежде всего, заполнить заявку. В ней должна быть указаны следующие сведения:

  • о заявителе (место основной коммерческой деятельности предприятия, хозяйственные взаимоотношения с производственными и финансовыми партнёрами и т. д.);
  • о владельцах компании-заявителя, составе руководства и представителях на аукционе/конкурсе;
  • о финансовых возможностях компании-заявителя, которые бы подтверждали её способность выполнить намеченный план работ;
  • о научно-технической базе предприятия и о технологических возможностях подрядчиков, если они будут привлекаться компанией для реализации указанного ею проекта;
  • о предыдущих проектах заявителя. Обязательная составляющая – список государств, в которых компания осуществляла коммерческую и/или производственную деятельность в течение 5-ти последних лет;
  • проект пользования недрами, разработанный компанией-заявителем, включающий в себя конкретные предложения по его реализации.

К заявке нужно приложить заверенные печатью организации или нотариально копии следующих документов:

  • свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юр. лиц компании-заявителя;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства о регистрации (или перерегистрации) организации;
  • справки из налоговой о постановке на учёт и уплате платежей всех уровней;
  • устава предприятия;
  • бухгалтерского баланса компании-заявителя (как за год, предшествующий подаче заявки, так и за последний отчётный период). Баланс должен быть принят налоговыми органами и содержать соответствующие отметки.

Более подробно ознакомиться со списком документов в каждом конкретном случае можно, изучив официальное объявление о проведении аукциона или конкурса по предоставлению лицензии на недропользование. Размещается оно обычно на государственном сайте, посвящённом проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (www.torgi.gov.ru).

Отказ в приёме заявки

Предпринимателю могут отказать в приёме заявки на участие в аукционных торгах или конкурсе на получение лицензии на пользование недрами, если:

  • заявка подана с нарушением установленных законодательно требований, её содержание не соответствует условиям торгов;
  • заявитель не может доказать наличие у него необходимых технических и финансовых средств для реализации проекта;
  • заявитель пытался обмануть конкурсную комиссию, предоставляя о себе неверные сведения;
  • передача заявителю права на пользование недрами нарушает антимонопольное законодательство РФ;
  • заявитель не отвечает всем требованиям, предъявленным к конкурсантам на основании условий проведения торгов.

Механизм выдачи и сроки

Порядок получения лицензии на недропользование следующий:

  1. Правительством РФ или администрацией субъекта РФ, при участии Федерального агентства по вопросам недропользования, принимается решение о проведении конкурса либо аукциона по выдаче лицензии на пользование недрами.
  2. Объявление об этом решении размещается на официальном сайте по проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (за 90 дней – до даты конкурса, за 45 дней – до даты аукциона).
  3. Участники заполняют заявки и представляют комиссии необходимую документацию.
  4. Проводится аукцион или конкурс. Если мероприятие признано состоявшимся, в течение 30 дней принимается решение об официальном утверждении его результатов. Победитель торгов получает лицензию на добычу недр.

В каких случаях происходит предоставление учебного отпуска работнику? Могут ли сотрудника лишить его?

Лицензия на пользование недрами предоставляется:

  • на 5 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ;
  • на 7 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ в границах Республики Саха, Красноярского края, Камчатского края, Хабаровского края, Магаданской, Сахалинской и Иркутской областей, Ямало-Ненецкого АО;
  • на 10 лет – при проведении геологического исследования недр континентального шельфа и внутренних морских вод;
  • на 25 лет – для добычи и использования подземных вод;
  • на время полной отработки месторождения – для добычи полезных ископаемых;
  • бессрочно – для эксплуатации и строительства сооружений, расположенных под землёй и по своему назначению не связанных с добычей природных ресурсов, для образования особо охраняемых государством объектов, для размещения в пластах попутных вод и вод для технологических нужд, и т. д.
Читайте также:
Договор найма жилого помещения с правом выкупа

Срок действия соглашения может продлеваться недропользователем при необходимости завершения разработки или оценки месторождений, если во время проведения работ он не допускал нарушения условий соглашения.

Лицензия на право пользования недрами считается действительной с момента официальной государственной регистрации.

Стоимость

За оформление и использование документа предприниматель выплачивает следующие платежи:

  • единовременный сбор за участие в аукционных торгах или конкурсе. Вносится всеми заявителями, является одним из обязательных этапов регистрации заявки. Сумма определяется Федеральным агентством (Роснедра) для каждого конкретного случая;
  • разовые платежи за использование недр. Не менее 10% от величины налога на добычу природных ресурсов (не менее 5%, если речь идёт о разработке газовых и нефтяных месторождений). Окончательная сумма по результатам конкурса или аукциона фиксируется в лицензии;
  • регулярные платежи за использование недр. Расчёт суммы проводит Федеральное агентство по недропользованию. Ставка устанавливается за 1 км² площади разрабатываемого участка.

Если лицензия на использование недр оформляется предпринимателем вне конкурса или аукциона, он оплачивает установленную законодательством пошлину. Так, получение лицензии на воду обойдётся компании в 6 000 рублей. Оформление сопроводительной документации также потребует дополнительных финансовых вложений, размер которых варьируется от случая к случаю.

Наказание за использование недр без лицензии

За нарушение условий использования земных недр законодательством предусматривается административная ответственность. Сумма штрафа за отсутствие лицензии:

  • для гражданских лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 800 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Сумма штрафа за нарушение условий, предусмотренных лицензией и техническим проектом:

  • для гражданских лиц – от 2 тыс. рублей до 3 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Можно заняться оформлением лицензии на пользование недрами самостоятельно, подключив к этому процессу штатных сотрудников предприятия. А можно – делегировать выполнение задачи сторонней юридической компании. Какой способ выбрать в вашем случае, решать вам. Но не забывайте, что подготовка документов, заполнение заявки и участие в конкурсе или аукционных торгах – процесс сложный и хлопотный. Если штатные юристы уже нагружены работой, с лицензированием они могут не справиться.

Вести разработку или исследование месторождений полезных ископаемых без лицензии – себе дороже. Вместе со штрафом вам будут предъявлены иски о возмещении государству убытков, причинённых вашей компанией во время незаконного использования недр. Поэтому не экономьте на лицензии. И не откладывайте процесс оформления заявки на последний момент: чем позже вы подадите документы, тем сложнее будет получить одобрение комиссии.

Сбор и подготовка пакета документов для получения Лицензии на право пользования недрами

Стоимость подготовки комплекта документов для Лицензии – от 80 000 рублей

«Лицензия на пользование недрами (Лицензия на недропользование) — это документ удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий» Закон РФ “О недрах” от 21.02.1992 N 2395-1.

Добыча подземных вод с соответствие с Федеральным законом «О недрах» ведётся на основании Лицензии на право пользования недрами. Для получения Лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод требуется провести комплекс предварительных геологоразведочных и проектно-изыскательских работ. Геологоразведочные работы выполняются на основании другой лицензии – Лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения недр (Лицензия на изучение недр).

Виды лицензий по их целевому назначению.

Геологическое изучение с целью поиска и оценки подземных вод

  • ранее участок недр не предоставлялся,
  • скважина отсутствует и планируется ее сооружение.

Лицензия предоставляется на срок до 5 лет.

Геологическое изучение и добыча подземных вод (совмещенная)

  • скважина существует,
  • запасы подземных вод еще не оценены.

Лицензия предоставляется на срок до 25 лет.

Добыча подземных вод

  • скважина существует,
  • запасы подземных вод оценены.

Лицензия предоставляется на срок до 25 лет

Условиями к Лицензии регламентировано проведение дальнейших работ на водозаборе и установлены правила пользования недрами.

Необходимость получения Лицензий на подземные воды (Лицензий на пользование водой) регламентирована Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 “О недрах» (ст. 11).

Недропользователями могут быть некоммерческие организации, например, простые товарищества, индивидуальные предприниматели, юридические лица или физические лица с иностранным гражданством.

Без Лицензии на недропользование могут пользоваться подземными водами владельцы, колодцев или скважин, пробуренных на первый водоносный горизонт, где водовмещающими породами как правило являются пески.

В соответствии с Законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ: «Некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, вправе осуществлять добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами». Таким образом, до этого срока Лицензия на воду (Лицензия на скважину) в СНТ не требуется.

Читайте также:
Обжалование протокола об административном правонарушении ГИБДД: образец

Документы для лицензии на пользование недрами. Срок рассмотрения документов на лицензию.

ОБЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ ЛИЦЕНЗИЙ:

  • Сведения о Заявителе (Уставные документы)
  • Данные и полномочия лица, на которое будет оформлена лицензия (Решение учредителя, Приказ о назначении, Сведения о руководителе и т.д.)
  • Документы, подтверждающие финансовую возможность заявителя выполнить работы (Бухгалтерский баланс, справка об отсутствии задолженностей, Выписка из расчетного счета о движении средств).
  • Документы на земельный участок под ВЗУ (Свидетельство на землю, Кадастровый паспорт)
  • Документы, определяющие местоположение ВЗУ (Генплан, ситуационный план и т.д.)

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ВИДАМ ЛИЦЕНЗИЙ:

Лицензия на геологическое изучение с целью поиска и оценки подземных вод

  • Гидрогеологическое заключение
  • Договор со специализированной организацией на проведение работ.

Лицензия на геологическое изучение и добычу подземных вод (совмещенная)

  • Документы на скважину (Паспорт, выписка из ЕГРН (в Московской области)).
  • Гидрогеологическое заключение
  • Договор со специализированной организацией на проведение работ.

Лицензия на добычу подземных вод

  • Оценка запасов подземных вод: Протокол или Заключение Государственной комиссии по запасам об утверждении объема водопользования. (кроме лицензий до 100 куб.м./сут, и Лицензий для СНТ)
  • Проект Зон Санитарной охраны (ЗСО): Экспертное заключение Проект ЗСО, Санитарно-эпидемиологическое заключение на Проект ЗСО (для хозяйственно-питьевого назначения).
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности: Использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения (для хозяйственно-питьевого назначения).
  • Техническая документация по скважинам и ВЗУ.

Госучреждения, выдающие лицензии. Срок выдачи лицензии. Госпошлина.

Лицензии на право пользования недрами (Лицензии на подземные воды) выдаются в соответствии с объемом добычи подземных вод и по территориальному признаку:

До 500 куб.м/сутки

  • по Москве – Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы
  • по Московской области – Министерство экологии и природопользования Московской области

Свыше 500 куб.м/сутки

  • по Москве – Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы
  • по России (в т.ч. по Московской области) – Департамент по недропользованию по Центральному федеральному округу ФА РОСНЕДРА (ЦЕНТРНЕДРА)

Срок рассмотрения документов на Лицензию варьируется от 20 до 60 рабочих дней.

Стоимость Государственной пошлины за получение Лицензии взымается в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 221-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации” изменения в подпункт 92 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса РФ и на сегодняшний день составляет 7500 рублей.

Государственную пошлину за получение Лицензии оплачивает Недропользователь.

Согласно “Кодексу РФ об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2017) Статья 7.3. «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов» (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

1. Пользование недрами без Лицензии на пользование недрами:

  • Для частных лиц он составляет 3 000–5 000 рублей;
  • Для должностных – от 30 000 до 50 000 рублей;
  • Для юридических – от 800 000 до 1 000 000 рублей.

2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных Лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта:

  • Для частных лиц он составляет 2 000–4 000 рублей;
  • ля должностных – от 20 000 до 40 000 рублей;
  • Для юридических – от 300 000 до 500 000 рублей

ВЫВОДЫ: Согласно законодательству Российской Федерации, в частности федеральному закону «О недрах» №2395-1 от 21.02.1992 г., Юридическое или физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, обязан иметь Лицензию, дающую право добывать и использовать природные ископаемые. Для получения Лицензии на право пользования недрами (Лицензии на воду) требуется представить обширный пакет документов содержащих сведения о Недропользователе, о предполагаемых проектных решениях по добыче полезного ископаемого, об организации, которая будет вести разработку этого ископаемого, о гидрогеологических условиях выбранного участка недр и т.д.

Специалисты Гидрогеологического Экспертного Бюро окажут Вам комплексную поддержку в подготовке полного пакета документов в соответствии с требованиями лицензирующих органов, а также сопроводят регистрацию и оформление любого подземного водозабора.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Московской области

Прокурор разъясняет

  • 31 мая 2019, 00:00

Охрана гарантированных статьей 23 Конституции Российской Федерации прав каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, обеспечивается в том числе путем установления уголовной ответственности за нарушение этих прав в нормах статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации.

К сведениям, составляющим личную или семейную тайну, относятся данные, по мнению лица, которого эти сведения касаются, не подлежащие разглашению. К таким сведениям могут относиться: данные о личности, месте ее пребывания, ее жилище, о родных и близких; тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; тайну усыновления, банковских вкладов и счетов, завещания; адвокатскую и врачебную тайну; тайну исповеди. В то же время не могут составлять тайну сведения, ранее уже опубликованные тем или иным способом, ставшие известными неопределенно большому кругу лиц. Потерпевшим является любое гражданское лицо, неприкосновенность частной жизни которого нарушена без его согласия.

Читайте также:
Кто имеет право запрашивать персональные данные гражданина

Распространение сведений о частной жизни лица заключается в сообщении (разглашении) их одному или нескольким лицам в устной, письменной или иной форме и любым способом (в частности, путем передачи материалов или размещения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»). Однако стоит учитывать, что собирание или распространение таких сведений в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если сведения о частной жизни гражданина ранее стали общедоступными либо были преданы огласке самим гражданином или по его не может повлечь уголовную ответственность.

Ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни несет физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

При решении вопроса о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 137 УК РФ необходимо устанавливать, охватывалось ли умыслом, что сведения о частной жизни гражданина хранятся им в тайне.

В соответствии со ст. 137 УК РФ незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия наказываются в частности, штрафом, обязательными либо исправительными, либо принудительными работами с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового, или арестом на срок до четырех месяцев, или лишением свободы на срок до трех лет.

Более суровое наказание предусмотрено, если преступление совершено лицом с использование своего служебного положения.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

31 мая 2019, 00:00

Актуальные вопросы определения неприкосновенности частной жизни.

Охрана гарантированных статьей 23 Конституции Российской Федерации прав каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, обеспечивается в том числе путем установления уголовной ответственности за нарушение этих прав в нормах статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации.

К сведениям, составляющим личную или семейную тайну, относятся данные, по мнению лица, которого эти сведения касаются, не подлежащие разглашению. К таким сведениям могут относиться: данные о личности, месте ее пребывания, ее жилище, о родных и близких; тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; тайну усыновления, банковских вкладов и счетов, завещания; адвокатскую и врачебную тайну; тайну исповеди. В то же время не могут составлять тайну сведения, ранее уже опубликованные тем или иным способом, ставшие известными неопределенно большому кругу лиц. Потерпевшим является любое гражданское лицо, неприкосновенность частной жизни которого нарушена без его согласия.

Распространение сведений о частной жизни лица заключается в сообщении (разглашении) их одному или нескольким лицам в устной, письменной или иной форме и любым способом (в частности, путем передачи материалов или размещения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»). Однако стоит учитывать, что собирание или распространение таких сведений в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если сведения о частной жизни гражданина ранее стали общедоступными либо были преданы огласке самим гражданином или по его не может повлечь уголовную ответственность.

Ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни несет физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

При решении вопроса о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 137 УК РФ необходимо устанавливать, охватывалось ли умыслом, что сведения о частной жизни гражданина хранятся им в тайне.

В соответствии со ст. 137 УК РФ незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия наказываются в частности, штрафом, обязательными либо исправительными, либо принудительными работами с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового, или арестом на срок до четырех месяцев, или лишением свободы на срок до трех лет.

Более суровое наказание предусмотрено, если преступление совершено лицом с использование своего служебного положения.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

Статья 23 (часть 1) Конституция РФ провозглашает:

«1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.».

Статья 24 Конституции РФ провозглашает:

«1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.».

Право человека на неприкосновенность частной жизни является естественным правом человека, одним из основных конституционных прав, которое принадлежит человеку от рождения и неотчуждаемо. Оно является одним из международных стандартов в области прав человека, который получил свое закрепление в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и ряде других международно-правовых актов.

Отличительной особенностью права на неприкосновенность частной жизни является его психологичность и индивидуальность. Каждый человек по-своему определяет то, что относится к его частной жизни. Объектом защиты права являются достоинство человека, мысли и чувства, его внутренний мир. Таким образом, под частной жизнью понимается физическая и духовная сфера, которая контролируется самим человеком, свободна от внешнего воздействия, это семейная и бытовая сфера человека, сфера его общения, отношение к религии, внеслужебные занятия, увлечения и иные сферы отношений, которым сам человек не желает придавать гласность, если этого не требует закон.

Читайте также:
Имеет ли право прокуратура запрашивать персональные данные

Право на неприкосновенность частной жизни включает следующие моменты:

Неприкосновенность семейной жизни – это ограничения на вмешательство в семейные дела, в личные отношения с другими людьми. Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимущественные отношения, существующие в семье и другие сведения. Право на личную и семейную тайну означает, что член семьи может требовать неразглашения соответствующих сведений, а также распоряжаться соответствующей информацией по своему усмотрению либо с согласия других членов семьи.

В процессе жизни человека различные люди на законных основаниях получают информацию об определенных сторонах его частной жизни. Среди них врачи, адвокаты, нотариусы, работники правоохранительных органов, священнослужители и т.д. На основании этого в законодательстве закреплены различные требования к сохранению в тайне информации о частной жизни граждан. Так, врачебную тайну составляет информация о факте обращения граждан за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. При рассмотрении определенных категорий гражданских дел их разбирательство также может носить закрытый характер, в частности, по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, а также по ходатайству лица в целях сохранения охраняемой законом тайны, неприкосновенности частной жизни (ст.10 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Неприкосновенность жилища – охраняет от вторжения на личную территорию. В числе прочего, это право включает защиту от неправомерного разрушения жилища, беспокоящих действий, в том числе от беспокоящего воздействия окружающей среды.

Неприкосновенность коммуникаций – право на установление коммуникаций с другими лицами без вмешательства и цензуры. Защищает от посягательства на все средства коммуникации (почта, телефон, телеграф, электронная почта, Интернет) и включает право на собственно физическую неприкосновенность сообщений (чтобы телефонный разговор не прерывался и письма доходили нераспечатанными и по назначению).

Информационная неприкосновенность – налагает запрет на разглашение информации о личности: личных и семейных тайн, любой информации, которая сокрыта от посторонних и характеризует личность человека, может, так или иначе, затрагивать его внутренний мир, отношения с другими людьми, а также персональных идентификационных данных человека.

В статье 24 Конституции РФ в развитие данного права закреплено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» обработка персональных данных, в том числе и сведений о частной жизни лица, включая их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение, может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных. При этом операторы персональных данных и третьи лица, получающие доступ к персональным данным, должны обеспечивать конфиденциальность таких данных. В случае наличия данных о частной жизни лица, а также иной информации, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, у органов государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с соответствующими документами и материалами, если иное не предусмотрено законом.

Частная жизнь, личные и семейные тайны охраняются законом. В ряде законодательных актов устанавливаются гарантии защиты этих прав: тайна усыновления (ст. 139 СК РФ, ст. 155 УК РФ); тайна исповеди (Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»); тайна денежных вкладов, тайна завещания и т.д.. Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за: разглашение тайны усыновления против воли усыновителя (ст. 155); разглашение данных предварительного следствия и дознания, если соответствующий участник процесса был предупрежден об этом (ст. 310 УК РФ); нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 ); нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (ст. 138 УК РФ); нарушение неприкосновенности жилища – незаконный обыск, незаконное выселение и иные нарушения этого права (статья 139 УК РФ). Уголовно-процессуальный кодекс РФ ограничивает возможности следственных органов при вторжении в частную жизнь человека – все эти действия могут осуществляться в четко указанных случаях и только с санкции прокурора. Лица, проводящие следственные действия (в частности, обыск), обязаны принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе этих действий обстоятельства частной жизни лиц, их личная или семейная тайна.

В соответствии со ст. 86 Трудового кодекса РФ работодатель не имеет права получать и обрабатывать данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни без его письменного согласия, если это не связано с трудовыми отношениями.

Защита чести и доброго имени гражданина осуществляется посредством требования в судебном порядке опровержения порочащих его честь и достоинство сведений. Граждане также обладают правом требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащих их честь и достоинство сведений (ст. 152 Гражданского кодекса РФ).

Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 05.05.2019 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: