Право на дополнительную площадь жилого помещения военнослужащим

Жилье для военнослужащих: вопросы и ответы

По российским законам военнослужащие имеют право не только на социальное и материальное обеспечение и повышенную пенсию, но и получение жилья от государства — бесплатно или на льготных условиях. В этой статье мы подробно расскажем, как военнослужащему улучшить жилищные условия.

На что могут рассчитывать военнослужащие с точки зрения жилищных условий?

Закон гарантирует военнослужащим право на получение служебного жилья или постоянного жилья одним из способов:

  • оформление в собственность бесплатно в порядке очереди;
  • по договору социального найма;
  • с помощью жилищной субсидии;
  • военная ипотека.

Выбор того или иного способа получения жилья зависит от продолжительности и даты начала военной службы.

Кому положено служебное жилье?

Любому и его семье должны бесплатно предоставить служебное жилье в течение трех месяцев с момента переезда в населенный пункт, где у военного нет своей квартиры. Однако в данном случае квартира предоставляется во временное пользование. После окончания службы или перевода в другое место помещение придется освободить в течение 3 месяцев.

Какой порядок действий, чтобы получить служебное жилье?

Чтобы получить служебное жилье, нужно сделать 4 шага:

Шаг 1. Направить заявление в структурное подразделение ФГАУ «Росжилкомплекс» (контактные данные можно посмотреть здесь).

К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • копии паспортов, свидетельства о рождении ребенка;
  • справка о прохождении военной службы;
  • справка о составе семьи;
  • копии свидетельств о заключении (расторжении) брака;
  • сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи по месту прохождения службы (заполняется по утвержденной форме);
  • справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии).

Шаг 2. После получения документов, военнослужащий признается нуждающимся в служебном жилье. Уведомление об этом направляется ему по почте.

Шаг 3. Военнослужащему в порядке очереди предоставляется жилое помещение и заключается договор.

Шаг 4. Если военнослужащего не устраивает качество помещения, он вправе от него отказаться. В этом случае он остается на учете до предоставления другого помещения.

В каких случаях военнослужащему компенсируются затраты на аренду квартиры?

Если военнослужащему не было предоставлено служебное жилье в течение 3 месяцев с момента прибытия на место прохождения службы, он имеет право на компенсацию арендной платы.

Выплата денежной компенсации за аренду жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно через бухгалтерию воинской части, где он проходит службу, на основании приказа командира воинской части (начальника организации).

Как военнослужащий может получить жилье в собственность в порядке очереди?

Военнослужащие, поступившие на службу по контракту до 1 января 2005 года, как правило, обеспечиваются жильем по старой системе — в порядке очереди. В данном случае алгоритм предоставления жилья выглядит следующим образом:

Шаг 1. Военнослужащий направляет заявление в уполномоченный орган жилищного обеспечения (контактные телефоны можно посмотреть здесь). К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • копии паспортов, свидетельства о рождении ребенка;
  • копии свидетельств о заключении (расторжении) брака;
  • выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;
  • копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.

Шаг 2. В течение 30 дней военнослужащий признается нуждающимся в обеспечении жильем, и он включается в очередь на получение квартиры. Если документы не соответствуют, принимается решение об отказе. В любом случае военнослужащему направляется уведомление.

Шаг 3. Жилые помещения распределяются Минобороны России в соответствии с очередью.

При желании военнослужащие, заключившие контракт до 2005 года, могут также воспользоваться военной ипотекой.

Как получить квартиру с помощью накопительно-ипотечной системы?

Военнослужащие, заключившие первый контракт после 1 января 2005 года, в большинстве случаев обеспечиваются жильем с помощью военной ипотеки.

1. Военнослужащему необходимо написать рапорт о включении в реестр системы и передать его ответственному должностному лицу в военной части по месту службы;

2. Получить из регионального управления жилищного обеспечения уведомление о включении в реестр системы и открытии накопительного счета;

3. Ожидать накопления суммы, необходимой для первоначального взноса по ипотеке. Ежегодно государство перечисляет средства на специальный счет, на котором копятся средства на первоначальный взнос;

4. Через 3 года военнослужащий получает возможность использовать накопленные средства в качестве первоначального взноса;

Читайте также:
Жалоба на протокол об административном правонарушении ГИБДД

5. Если военнослужащий принимает решение о том, что он готов взять ипотечный кредит, необходимо получить свидетельство участника системы. Для этого нужно написать командиру воинской части рапорт о предоставлении целевого жилищного займа (ЦЖЗ);

6. Обратиться в банк, который работает с военной ипотекой, с заявкой на кредит. После одобрения ипотеки между военным и банком заключается особая разновидность ипотечного договора — договор целевого жилищного займа;

7. Необходимо застраховать жилье и подать документы на государственную регистрацию в Росреестр;

8. Пока идет военная служба погашать кредит будет государство.

Какое жилье можно приобрести с помощью военной ипотеки?

Государство оплатит только ту часть стоимости жилья, которая соответствует нормам предоставления жилплощади, то есть не более 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Какие категории военнослужащих имеют право на дополнительную площадь?

Право на дополнительную площадь (от 15 до 25 кв. метров) имеют:

  • военнослужащие в воинском звании полковник или выше, проходящие службу или уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по состоянию здоровья;
  • командиры воинских частей;
  • военнослужащие, имеющие почетное звание;
  • военнослужащие, являющиеся преподавателями военного вуза или военной кафедры при государственном вузе;
  • военнослужащие, являющиеся научными работниками и имеющие ученую степень или ученое звание.

Кто может рассчитывать на жилищную субсидию?

С 2014 года в России действует еще одна форма обеспечения военнослужащих жильем — государственная жилищная субсидия. Это безналичная социальная выплата, предназначенная военнослужащим в целях приобретения или строительства жилья, которую также называют Единовременной денежной выплатой (ЕДВ). У такой формы поддержки есть большой плюс: военнослужащий сам может выбрать жилье для покупки в любом регионе России (вне зависимости от места службы) или вложить деньги в строительство дома.

На получение жилищной субсидии имеют право следующие категории граждан, признанные нуждающимися в жилье:

Военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года;

Военнослужащие, находящиеся на военной службе более 20 лет;

Военнослужащие, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с сокращением (после 10 лет службы);

Семья военнослужащего, погибшего после увольнения со службы.

Какое помещение можно приобрести с помощью жилищной субсидии?

Жилищная субсидия предоставляется в порядке очереди. Ее размер зависит от военного стажа, заслуг военнослужащего и количества членов семьи, в среднем — 6,2 млн рублей.

Вместе с субсидией можно использовать собственные средства, материнский (семейный) капитал и/или ипотечный кредит или заем. Можно выбрать любое жилье — коттедж, дом, квартиру как на первичном, так и на вторичном рынке, практически любых параметров — в зависимости от размера субсидии.

Как военному получить жилищную субсидию?

Если гражданин соответствует всем критериям получения жилищной субсидии, для ее получения нужно пройти несколько шагов:

Шаг 1. Подать заявление в Региональное управление жилищного обеспечение Минобороны России по месту службы (список здесь) вместе с документами:

  • копии паспортов, свидетельства о рождении ребенка;
  • копии свидетельств о заключении (расторжении) брака;
  • выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи;
  • выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;
  • копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • копия ИНН;
  • сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.

Шаг 2. Дождаться ответа Департамента жилищного обеспечения Минобороны России о внесении в реестр (в среднем занимает около 30 дней).

Шаг 3. В случае положительного решения необходимо открыть банковский счет и направить в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России заявление о перечислении средств по форме с указанием реквизитов этого счета.

Шаг 4. Ожидать решения в течение примерно 15 дней. В случае одобрения денежные средства поступят на указанный в заявлении банковский счет.

Как рассчитать размер жилищной субсидии для военнослужащих?

Сумма выплаты рассчитывается, исходя нескольких составляющих:

Норматив общей площади жилого помещения (33 кв. метра на одиноко проживающего военнослужащего, 42 кв. метра на семью из , 18 кв. метров на каждого члена семьи, если в ней проживает 3 или более человек);

Норматив стоимости одного квадратного метра площади (в 2020 году норматив составляет 48 634 рубля за кв. метр);

Продолжительность военной службы.

Рассчитать размер жилищной субсидии для военнослужащих можно с помощью на сайте Министерства обороны Российской Федерации.

Читайте также:
Что значит право вето

Кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 11.08.2016 N 204-КГ6-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 августа 2016 г. N 204-КГ6-1

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Замашнюка А.Н., Сокерина С.Г.

при секретаре Замолоцких В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения “Центральное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ “Центррегионжилье”) на решение Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г. по делу об оспаривании бывшим военнослужащим 47 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации майором запаса Крутем А.А. решения заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье”, связанного с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ФГКУ “Центррегионжилье” Ивановой Н.О. в поддержку кассационной жалобы, объяснения административного истца Крутя А.А., полагавшего необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое судебное рассмотрение, Судебная коллегия

решением Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. частично удовлетворено заявление Крутя, в котором он просил признать незаконным решение заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье” от 25 июня 2015 г. N 1105 о выплате ему жилищной субсидии, исходя из норматива общей площади жилого помещения в 6,5 кв. м, рассчитанного на состав семьи три человека с учетом квартиры общей площадью 47,5 кв. м, полученной Крутем за счет государственного жилищного фонда в собственность ранее даты принятия на жилищный учет. При этом суд пришел к выводу о наличии оснований для учета общей площади не всего указанного жилого помещения, а 2/3 долей жилья, и обязал ФГКУ “Центррегионжилье” принять решение о предоставлении административному истцу жилищной субсидии на состав семьи три человека исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 22,33 кв. м.

Апелляционным определением Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда изменено. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости учета общей площади всей вышеуказанной квартиры. При этом произвел расчет жилищной субсидии с учетом интересов совершеннолетней дочери административного истца, на жилищном учете в качестве члена его семьи не состоящей, и возложил на ФГКУ “Центррегионжилье” обязанность принять решение о предоставлении административному истцу жилищной субсидии на состав семьи четыре человека, с уменьшением норматива общей площади на 47,5 кв. м, то есть исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 24,5 кв. м. В остальной части решение гарнизонного военного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье” – Чаловская Е.В. просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать. В обоснование своей позиции она ссылается на необходимость учета при предоставлении жилищной субсидии Крутю общей площади всего полученного им за счет государственного жилищного фонда и затем приватизированного жилого помещения, а не его части, как это указано в обжалуемых судебных постановлениях.

С приведением собственного анализа правовых норм, которыми, по мнению автора кассационной жалобы, урегулированы спорные правоотношения сторон, представитель административного ответчика утверждает в жалобе о том, что выводы судов обусловлены ошибочным толкованием норм материального права. Наряду с этим указывает на несоответствие толкования судами норм материального права существу разъяснений, которые даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 постановления от 29 мая 2014 г. N 8 “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих”.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2016 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что в период прохождения военной службы Крутю в 1992 г. на состав семьи три человека (сам административный истец, его супруга и дочь) за счет жилищного фонда Верхнесалдинского завода химических емкостей, являющегося государственным предприятием, то есть за счет государства, была предоставлена квартира общей площадью 47,5 кв. м, расположенная по адресу: .

Читайте также:
Портал росреестра: справочная информация по объектам недвижимости

В июне 1993 г. Круть с согласия супруги приобрел данное жилье в собственность в порядке приватизации.

В связи с рождением в г. сына Круть в 2003 г. был признан нуждающимся в жилом помещении ввиду обеспеченности жильем на каждого члена семьи ниже учетной нормы. В 2005 году Круть подарил приватизированную им квартиру своей дочери, к тому времени достигшей совершеннолетнего возраста.

На основании вступившего в законную силу решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 28 октября 2014 г. Круть с составом семьи три человека признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства.

В 2014 г. Круть выразил желание реализовать свое право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии.

Решением заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье” от 25 июня 2015 г. N 1105 жилищная субсидия Крутю предоставлена на состав семьи из расчета 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, за вычетом 47,5 кв. м общей площади вышеуказанного жилого помещения, то есть исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 6,5 кв. м.

Признавая незаконным данное решение заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье”, гарнизонный военный суд и суд апелляционной инстанции исходили из того, что положения пункта 16 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” допускают возможность учета не общей площади полученного военнослужащим от государства жилья, а лишь его части в определенных долях, на которые при разделе общего имущества между участниками совместной собственности и выделе из него долей те потенциально могли бы претендовать.

Такие выводы гарнизонного военного суда и судебной коллегии окружного военного суда основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.

Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” определено, что обеспечение жилым помещением вышеуказанных военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Абзацем вторым пункта 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.

Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании пункта 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, соответствующие военнослужащие в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности, из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации, реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья. При этом совершение военнослужащим действий по отчуждению такого жилья не влечет аннулирование необходимости его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем.

Такое истолкование материального закона корреспондируется с подпунктом “д” пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 N 1054 (ред. от 24.12.2014), согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Читайте также:
Содержание и основные особенности частноправового регулирования

Таким образом, Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции определило, что отчуждение ранее полученного от государства жилья не порождает право военнослужащего претендовать на повторное обеспечение жильем за счет государства.

По делу установлено, что предоставленная в 1992 г. Крутю в связи с прохождением им военной службы квартира в соответствии со ст. 5 ЖК РСФСР, действовавшего в то период, относилась к государственному жилищному фонду, поскольку находилась в ведении государственного предприятия. Последующее признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилым помещением ниже учетной нормы предполагало, что такое улучшение может состояться с учетом данного жилья. Ухудшение Крутем своих жилищных условий в дальнейшем путем отчуждения данной квартиры, как следует из приведенных выше норм, не порождает обязанности государства повторно обеспечить его жилым помещением без учета ранее предоставленного от государства жилья, которым он распорядился по своему усмотрению. Что касается обязанности государства по обеспечению Крутя жильем по установленным нормам, то она в полной мере реализована путем предоставления ему жилищной субсидии в размере, на который он был вправе претендовать с учетом ранее предоставленного от государства жилья.

Приведенное истолкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом “О статусе военнослужащих”.

Исходя из установленных по данному делу обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения, а именно – безвозмездного обращения Крутем в свою собственность полученного от государства жилья, которым он распорядился по своему усмотрению, в результате чего сдача жилья государству, как требует закон, стала невозможной; наличия вступившего в законную силу решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 28 октября 2014 г. о признании права заявителя на повторное обеспечение жильем за счет государства – следует признать правильным решение заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье” от 25 июня 2015 г. N 1105 об учете всего размера жилого помещения, ранее полученного Крутем от государства и безвозмездно обращенного им в свою собственность, при расчете жилищной субсидии на трех членов семьи.

При таких обстоятельствах являются ошибочными выводы гарнизонного и окружного военных судов о том, что при предоставлении Крутю жилищной субсидии производившим соответствующий расчет должностным лицом могла учитываться не общая площадь приватизированного последним жилого помещения, а доли этого жилья. Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. и апелляционного определения Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г. и вынесения по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Крутя.

Руководствуясь ст. 327 – 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

решение Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г., принятые по заявлению Крутя А.А., отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Крутя А.А. отказать.

О праве на дополнительную площадь жилого помещения при нахождении в распоряжении или увольнении с военной службы.

О праве на дополнительную площадь жилого помещения при нахождении в распоряжении или увольнении с военной службы.

В связи с продолжающимся реформированием Вооруженных Сил РФ и следующим в связи с этим освобождением военнослужащих от воинских должностей, часто возникает вопрос имеют ли право на дополнительную площадь жилого помещения военнослужащие, в частности преподаватели военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, зачисленные в распоряжение соответствующих командиров (начальников), а также уволенные с военной службы?

Позиция Главной военной прокуратуры РФ, а также Директора правового департамента Министерства обороны РФ, которые стоят по этому вопросу на стороне таких военнослужащих, к сожалению, не совпадает с позицией судов. По мнению Главной Военной прокуратуры «освобождение от должности, вызвано независящим от воли военнослужащего объективным фактором – проведением организационно-штатных мероприятий. Такое вынужденное изменение служебно-должностного положения предопределяется необходимостью разрешения вопросов дальнейшего прохождения военнослужащим военной службы и ограничивается шестимесячным сроком. При таких обстоятельствах, находясь в распоряжении, военнослужащий будет претендовать на получение от государства постоянного жилья, с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения.».

Читайте также:
Обращение взыскания на право аренды земельного участка

Директор правового Департамента Министерства обороны РФ дал соответствующие разъяснения Директору департамента жилищного обеспечения МО РФ (письмо 25 февраля 2014 г. исх. № 207/700 на № 194/7/4773 от 17 февраля 2014 г.) согласно которым «По мнению Правового департамента, недостаточно обосновано положение о том, что зачисление военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., (за исключением имеющих воинское звание полковник, ему равное и выше) в распоряжение командира (начальника) влечет утрату ими права на дополнительную общую площадь жилого помещения по иным основаниям, предусмотренным пункте 2 статьи 15.1 Федерального закона, и не влечет – для военнослужащих заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.».

Позиция же судов сводится к тому, что исходя из смысла Закона таким правом (на дополнительную площадь жилого помещения) обладают, по общему правилу, военнослужащие (кроме полковников, им равных и выше), состоящие на воинских должностях. Конституционный Суд РФ фактически поставил точку в этом вопросе, разъяснив в своем Определении от 29.09.2016 г. № 2097-О, что «Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на получение дополнительной жилой площади по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса; при этом прекращение необходимого правового статуса предполагает и утрату права на данную льготу (определения от 24 июня 2008 года № 559-О-О, от 14 июля 2011 года № 1021- О-О, от 25 сентября 2014 года № 2293-О, от 24 марта 2015 года № 667-О, от 27 октября 2015 года № 2488-О, от 23 июня 2016 года № 1379-О и др.). Таким образом, право на дополнительную общую площадь жилого помещения подлежит реализации исключительно при предоставлении жилого помещения и согласно правовым основаниям, существующим на момент предоставления жилого помещения.». Таким образом, можно сделать вывод о том, что в случае освобождения от воинской должности преподавателя в связи с увольнением с военной службы или по другим основаниям, такой военнослужащий права на дополнительную площадь жилого помещения не имеет.

Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, представление интересов в суде?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?

Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

– разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

– оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»

Нормы предоставления служебного жилья военным и как от него отказаться. Часть 2

Сегодня мы продолжим серию блогов, посвященных проблемам служебного жилья. Рассмотрим как происходит его предложение. А также по каким нормам предоставляется жилье, формы мотивированного и не мотивированного отказа.

Напомню, что в нашем первом выпуске мы разобрали порядок включения в список и получения жилья и рассмотрели первые 2 этапа, а именно сбор и предоставления документов в уполномоченный жилищный орган и этап оценки нуждаемости в служебном жилом помещении. Если вы пропустили этот блог начните сначала >>>

А сегодня перейдем к следующему этапу и рассмотрим, как происходит предложение служебного жилого помещения и какие проблемы связаны с этим.

Итак, после включения военнослужащего в список на служебное жилье, он получает право на его предоставление. На основании чего же это происходит, давайте обратимся к законодательству.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27.05.1998 N 76-ФЗ – военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилье предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения. Служебное жилые предоставляется по месту службы, либо если это невозможно – в других близлежащих населенных пунктах.

Читайте также:
Право первой подписи банковских финансовых документов

Теперь разберемся по каким нормам должна предлагаться «служебка» военным.
В соответствии со статьёй 15.1 Федерального закона “О статусе военнослужащих” N 76-ФЗ, норма предоставления составляет 18 квадратных метров на одного человека. При этом, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение может быть предоставлено с превышением не более 9 кв. метров в общей сложности, а для одиноко проживающего военнослужащего, — не более 18 кв. метров.

Но это не окончательные цифры и вы наверняка в курсе, что существует еще и такое понятие как право на дополнительную площадь. Норма закреплена частью 2 статьи 15.1 Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27.05.1998 N 76-ФЗ.

Право на дополнительную площадь в пределах от 15 до 25 квадратных метров имеют:

– Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше;

– Командир воинской части;

– Военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации;

– Военнослужащий – преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военного учебного центра;

– Военнослужащий – научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание.

Кроме того, право на дополнительную площадь получают члены семей военнослужащего, имеющие хронические заболевания.

Жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза. Это право регулируется в частности Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

Теперь, думаю, с нормами предоставления все ясно.

Но многие зададут вопрос, а что делать, если предоставляют жилье меньшей площади?

Отвечаем. Пунктом 4 инструкции к приказу Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 “О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений” предусмотрено, что в случае невозможности предоставления служебных жилых помещений по нормам при согласии военного могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения.

И еще один важный момент вытекающий из требований к предоставляемому жилью.
Существуют определенные нормы, установленные законом, которым должно соответствовать служебное жилое помещение. И если предлагаемое вариант не удовлетворяет им, то военнослужащий вправе отказаться от него и сохранить при этом возможность требовать продолжение выплаты компенсации за поднаем.

Особо отмечу, что в случае необоснованного добровольного отказа от предложенного жилья, может последовать исключение из списка нуждающихся в нём и прекращение выплаты компенсации за наем жилого помещения. Этот нежелательный результат наступит в том случае, если отказ не имеет в качестве основания уважительных причин.

Естественно, это не касается следующих поводов, при которых не могут наступить негативные последствия:

1. Здание находится в аварийном состоянии, либо требует капитального ремонта.
2. Состояние жилого помещения не соответствует санитарным нормам.
3. Общая площадь жилого помещения не соответствует норме предоставления по количеству членов семьи военнослужащего.
4. Чрезмерно большая площадь предложенного жилого помещения. Это влечет за собой необходимость оплачивать неподъемные суммы за предоставление коммунальных услуг.

Этот перечень конечно же не является исчерпывающим, некоторые случаи должны рассматриваться индивидуально с учетом конкретной ситуации. Однако, мы выделили основные моменты мотивированного законного отказа, которые уже детально рассмотрим в следующем выпуске.

Подробнее о нормах предоставления служебного жилья военным смотрите в 51 выпуске военно правового видео-блога. В видео мы разберем также и проблемы связанные с этим:

Предоставление жилого помещения в собственность. Норма предоставления площади жилого помещения

В соответствии со статьей 5 и 7 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам отдела внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон «О социальных гарантиях»).

Предоставление жилого помещения в собственность.

1. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, может быть предоставлено в собственность следующим лицам, имеющим право на единовременную социальную выплату в соответствии с частью 2 статьи 4 далее Закон «О социальных гарантиях»:

Читайте также:
Возможно ли ограничение правоспособности гражданина

1) в равных долях членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел;

2) инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

2. Предоставление жилого помещения в собственность лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, и в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Закона «О социальных гарантиях».

3. За вдовами (вдовцами) сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, право на предоставление жилых помещений в собственность сохраняется до повторного вступления в брак.

Норма предоставления площади жилого помещения.

1. Норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет:

1) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения – на одного человека;

2) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения – на семью из двух человек;

3) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи – на семью из трех и более человек.

2. Размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 настоящей статьи.

3. Право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров имеют:

1) сотрудники, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы) и выше, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 Закона «О социальных гарантиях», имеющие такие специальные звания на день увольнения со службы в органах внутренних дел;

2) сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, и граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 Закона «О социальных гарантиях», имеющие на день увольнения со службы в органах внутренних дел ученые степени или ученые звания.

3.1. При наличии у сотрудника права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.

4. При определении размера единовременной социальной выплаты сотрудникам и лицам, указанным в части 3 настоящей статьи, учитывается дополнительная площадь жилого помещения размером 15 квадратных метров.

5. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома размер общей площади жилых помещений, предоставляемых лицам, указанным в части 1 статьи 5 и части 1 статьи 6 Закона «О социальных гарантиях», может превышать размер общей площади жилых помещений, установленный в соответствии с частью 1 настоящей статьи, но не более чем на 9 квадратных метров общей площади жилого помещения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1235 Утверждены Правила предоставления жилищного помещения в собственность отдельным категориям граждан (далее –Правила).

1. Правила регулируют отношения, связанные с предоставлением жилого помещения в собственность имеющим в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения:

членам семьи сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел;

инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

2. Жилые помещения, оформленные в установленном порядке в собственность Российской Федерации и закрепленные на праве оперативного управления за Министерством внутренних дел Российской Федерации (его территориальным органом), иным федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), в котором проходят службу сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации (далее – сотрудники), предоставляются лицам, указанным в пункте 1 Правил, на основании их заявления о предоставлении жилого помещения в собственность.

3. Заявление, указанное в пункте 2 Правил, представляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации (его территориальный орган), иной федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), в котором проходили службу сотрудники. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

б) выписка из домовой книги;

в) копия финансового лицевого счета;

Читайте также:
Как опротестовать постановление об административном правонарушении

г) копия свидетельства о браке;

д) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей);

е) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении;

ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

4. Члены семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, помимо документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, представляют копию свидетельства о смерти сотрудника, заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти сотрудника с увечьем или иным повреждением здоровья, полученными в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел, а вдова (вдовец) – также копию паспорта с отметкой о семейном положении.

5. Инвалиды I и II групп помимо документов, указанных в пункте 3 Правил, представляют копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в их собственности и собственности членов их семей жилых помещений, копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, а также заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья или иного повреждения здоровья с исполнением служебных обязанностей либо о получении заболевания в период прохождения службы в органах внутренних дел.

6. Копии документов, указанных в пунктах 3 – 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригинала.

7. Решение Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, о предоставлении жилого помещения в собственность лицам, указанным в пункте 1 Правил, оформляется правовым актом.

8. Выписка из правового акта, указанного в пункте 7 Правил, заверенная в установленном порядке, выдается (направляется) Министерством внутренних дел Российской Федерации (его территориальным органом), иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (его территориальным органом), в течение 14 рабочих дней лицу, в отношении которого принято решение о предоставлении жилого помещения в собственность.

9. Государственная регистрация права собственности на предоставленное в соответствии с Правилами жилое помещение и передача жилого помещения осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

КС РФ: снижать организациям штраф ниже низшего предела нужно и за “региональные” правонарушения

nanka-photo / Depositphotos.com

Конституционный Суд РФ обязал правоприменителей – при назначении организациям штрафов за административные правонарушения, предусмотренные региональными законами, – применять ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП и в устанавливаемых ими случаях снижать до двух раз размер назначаемого штрафа ниже предусмотренного “регионального” минимума, если он равен или выше 100 000 руб. Кроме того, соответствующие коррективы должны быть внесены в КоАП РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 апреля 2020 г. № 15-П).

С жалобой в КС РФ обратилась компания, оштрафованная “по фото” на 300 тыс. руб. за парковку на газоне (ответственность предусмотрена столичным КоАП). В момент нарушения автомобиль компании использовался его работником в личных целях.

Оспорить штраф по мотиву его чрезмерности и наличию исключительных обстоятельств не удалось, – суды всех инстанций отметили, что:

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

  • региональный КоАП не разрешает снижать штраф ниже низшего размера,
  • такая возможность – не более чем двукратного снижения минимального размера административного штрафа, составляющего для юрлиц не менее 100 000 рублей, – установлена ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ,
  • однако в этой норме есть ограничительная оговорка – она распространяется исключительно на те штрафы, которые установлены в федеральном КоАПе,
  • а поскольку сейчас компании вменяется нарушение, предусмотренное не федеральным, а региональным КоАПом, то применить эту “федеральную” норму нет никакой возможности.

Конституционный Суд РФ обратил внимание, что:

  • законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях;
  • ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (дающие право снижать минимальный штраф) предоставляют правоприменителям действенное средство для справедливого и пропорционального содеянному реагирования на совершенное противоправное деяние. Данные нормы обеспечивают индивидуализацию административного наказания и фактически улучшают правовое положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности;
  • однако их буквальное толкование допускает снижение штрафа только в случае, если он установлен в “федеральном” КоАП;
  • такое толкование исключает применение ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении юрлицам наказания в соответствии с региональными законами
  • и потому оно расходится со смыслом положений ст. 1.4 и ст. 3.1 КоАП РФ
  • а также влечет на практике не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию прав и обязанностей лиц, относящихся к одной и той же категории субъектов административной ответственности за административные правонарушения;
  • эта дифференциация порождает – в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости, – предпосылки для дискриминационного правоприменения;
  • следовательно, ч. 3.2 и ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой исключают возможность уменьшения юридическому лицу административного штрафа ниже минимального размера штрафа, установленного региональным законом;
  • действующее правовое регулирование надлежит изменить с учетом данной позиции КС РФ;
  • а впредь до внесения таких поправок в КоАП РФ спорные ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ подлежат применению в устанавливаемых ими случаях при назначении организациям административных штрафов за “региональные” правонарушения.
Читайте также:
Штраф за административное правонарушение где посмотреть

Отметим, что провозглашение этой правовой позиции как нельзя вовремя – в связи с введением ограничительных по COVID-19 мероприятий многие регионы включили в свое законодательство нормы о суровой ответственности за нарушение требований, связанных с режимом повышенной готовности, самоизоляции и т.п. Например, не исполнение юрлицом требований об остановке работы организаций в Москве карается штрафом от 200 тыс. руб. “на первый раз”, и от 300 тыс. руб. – за повторное нарушение. В Красноярске повторное невыполнение юрлицом региональных обязанностей по предотвращению эпидемий карается штрафом от 200 тыc. руб. А в Свердловской области неисполнение требований акта губернатора, принятого в целях профилактики и устранения последствий распространения коронавирусной инфекции, – наказывается штрафом, минимальный размер которого для организаций составляет полмиллиона рублей.

Уменьшение размера штрафа по административному правонарушению

КоАП РФ Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

2.1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.02.2015 N 7-ФЗ, от 28.11.2015 N 345-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц – не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц – не менее сорока тысяч рублей.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Читайте также:
Имеет ли право прокурор возбуждать уголовные дела

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 23.07.2010 N 175-ФЗ, от 10.07.2012 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ, от 31.12.2014 N 515-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

(часть 3.3 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 настоящего Кодекса.

(часть 3.4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3.5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

(часть 3.5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ)

3.6. В случае, если при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, суд, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от одного года до семи лет.

(часть 3.6 введена Федеральным законом от 17.04.2017 N 78-ФЗ)

3.7. За административное правонарушение, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если такое административное правонарушение совершено при проведении официальных международных спортивных соревнований.

(часть 3.7 введена Федеральным законом от 17.04.2017 N 78-ФЗ)

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: