Могут ли депортировать за административное правонарушение

ВС вновь отменил административное наказание в виде выдворения иностранца

24 декабря 2018 г. Верховный Суд РФ вынес Постановление по делу № 18-АД18-70, в котором отменил административное выдворение гражданина Армении Арсена Абраамяна в качестве наказания за административное правонарушение, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.

В документе (имеется в распоряжении «АГ») отмечается, что 13 февраля 2018 г. в г. Сочи при проведении проверочных мероприятий инспектором ОИК ОВМ УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю был обнаружен гражданин Республики Армения Арсен Абраамян, который незаконно находился на территории России, нарушив режим пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ.

Рассмотрение дела первой и апелляционной инстанциями

В постановлении суда первой инстанции от 14 февраля (есть у «АГ») отмечается, что Абраамян уклонился от выезда из России по истечении 15-дневного срока с момента расторжения (прекращения) трудового договора с ним, а также срока, предусмотренного п. 1 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ.

В судебном заседании Абраамян вину не признал, пояснив, что о расторжении трудового договора не знал, заработная плата ему не выплачена, а трудовая книжка не возвращена. Тем не менее суд признал его виновным в совершении правонарушения по ч. 1 ст. 18.8 КоАП и назначил наказание в виде административного штрафа в 2000 руб. с выдворением за пределы России. До выдворения суд постановил содержать Абраамяна в Центре временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации и реадмиссии.

Защита обжаловала данное решение и просила отменить выдворение, указав при этом, что Арсен Абраамян состоит в браке с гражданкой России и воспитывает их совместную дочь 2016 г.р., а также несовершеннолетнего сына супруги от ее первого брака. Однако решение первой инстанции было оставлено в силе. При этом в решении (есть у «АГ») суд отметил, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих принятие нарушителем мер к легализации своего нахождения на территории России. Кроме того, отмечалось, что при назначении наказания суд принял во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и назначил наказание обоснованно.

Назначение дополнительного наказания в виде выдворения, как указано в решении второй инстанции, основано на данных, подтверждающих необходимость применения данной меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Доводы жалобы в ВС

Не согласившись с решениями судов, защита обратилась в ВС с просьбой исключить наказание в виде выдворения, оставив только штраф в 2000 руб. В жалобе (имеется в распоряжении «АГ») отмечается, что согласно ч. 9 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. в случае расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства – члена Союза вправе без выезда с территории этого государства в течение 15 дней заключить новый договор.

Указывалось, что трудовой договор предположительно был расторгнут по инициативе работодателя, однако сторона защиты не получила ни единого документа о том, какое положение ст. 81 Трудового кодекса РФ послужило основанием для этого. Кроме того, в деле отсутствуют доказательства выполнения работодателем положений ст. 84.1 ТК. «Незаконность действий работодателя привела к тому, что Абраамян А.К. не смог соблюсти пятнадцатидневный срок на заключение нового… договора, что повлекло за собой особые юридические последствия», – сообщается в жалобе.

Кроме того, отмечалось, что заявитель не имел целью уклоняться от выезда из России, а находился с семьей для ее обеспечения. Долгое время он легитимно находился на территории страны с надлежащим оформлением документов, «однако случайные обстоятельства привели к невозможности их оформления в установленный срок».

Защита обратила внимание, что суды не учли позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Определении от 5 мая 2014 г. № 628-О, где указаны важные основания, по которым административное наказание в виде выдворения за пределы РФ не может быть применено к иностранному гражданину. В частности, выдворение оседлого (осевшего, поселившегося) мигранта безотносительно к наличию или отсутствию «семейной жизни» приводит к нарушению права на уважение его «частной жизни».

Суды, по мнению защиты, также не приняли во внимание позицию КС, которую он выразил в Определении от 4 июня 2013 г. № 902-О, о том, что суды, не ограничиваясь только формальными основаниями применения закона, должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранца или апатрида необходимыми и соразмерными; правовые позиции КС не исключают необходимости из гуманитарных соображений учитывать семейное положение и другие чрезвычайные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса как о необходимости депортации из России, так и о временном проживании на ее территории.

Также в жалобе подчеркивалось, что ВС поддерживает позицию о нарушении прав при выдворении гражданина, у которого в РФ проживают родственники. В частности, защита сослалась на п. 23.1 Постановления Пленума ВС от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП», согласно которому выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Кроме того, отмечено в документе, выдворение из страны отца будет нарушать права детей, установленные ч. 2 ст. 54 СК РФ.

В заключение защита обратила внимание, что при назначении наказания были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и личность виновного, на основании чего был назначен минимальный размер штрафа.

Правовая позиция ВС

В постановлении по делу Арсена Абраамяна Верховный Суд отметил что, в деле имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания. Суд подчеркнул, что назначение административного выдворения должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения данной меры, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Читайте также:
Имеют ли право начислять пени за капремонт

Кроме того, ВС сослался на положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, и вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права недопустимо, за исключением случаев, когда оно предусмотрено законом и необходимо в интересах национальной безопасности и общественного порядка, а также экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Суд учел, что заявитель проживал в России с семьей, что свидетельствует о сложившихся в течение длительного времени устойчивых семейных связях.

Как отмечается в постановлении, в соответствии с п. 2 ст. 27 Закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину или апатриду въезд в страну не разрешается, если в отношении данного лица вынесено решение об административном выдворении за пределы России, депортации либо о его передаче иностранному государству согласно международному договору о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права гражданина на уважение семейной жизни.

Суд также сослался на правовую позицию, выраженную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П, согласно которой конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств. Кроме того, в Постановлении КС от 27 мая 2008 г. № 8-П отмечается, что меры, устанавливаемые в уголовном законе для защиты конституционных ценностей, должны определяться исходя из адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) причиненному вреду. Данные позиции, как указал ВС, могут быть распространены на административную ответственность.

Кроме того, отмечается в документе, согласно Постановлению КС от 14 февраля 2013 г. № 4-П правила применения мер административной ответственности должны учитывать не только характер правонарушения и его опасность для защищаемых законом ценностей, но и причины и условия его совершения, а также личность нарушителя и степень его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий вреду, причиненному в результате нарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав гражданина или юрлица и общего интереса.

В рассматриваемом случае, с учетом личности правонарушителя и обстоятельств дела, ВС указал, что назначение ему наказания в виде выдворения противоречит требованиям ст. 8 Конвенции. С учетом правовой позиции КС, выраженной в указанных постановлениях, вынесенные решения в отношении Арсена Абраамяна подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение административного наказания в виде выдворения.

Интересно отметить, что 24 декабря 2018 г. ВС вынес еще одно постановление, которым также отменил административное выдворение иностранного гражданина спустя три года после назначения ему такого наказания, ссылаясь на аналогичные доводы.

Комментарий адвоката

Комментируя «АГ» постановление ВС, адвокат АП Краснодарского края Роман Романов, представлявший интересы Арсена Абраамяна, отметил, что вступил в дело лишь на момент обжалования решений нижестоящих инстанций в Верховном Суде и ему пришлось исправлять положение доверителя, который в суде первой инстанции был вынужден защищать свои интересы самостоятельно.

«На мой взгляд, большой ошибкой тех, кого привлекают как по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, так и по иным составам административных правонарушений, является неверная оценка ситуации и последствий при рассмотрении дела в первой инстанции без привлечения защитника», – пояснил он.

Адвокат отметил, что высшие судебные органы не единожды указывали нижестоящим судам, что вопрос о назначении наиболее строгих наказаний должен быть произведен с особой оценкой всех обстоятельств дела. «Считаю, что это обязывает суд при рассмотрении дела по первой инстанции дать особую оценку назначению наиболее строгого наказания, но, к сожалению, этого не происходит», – подчеркнул он.

Роман Романов считает, что позиция ВС по данному вопросу должна помочь адвокатам добиваться исключения административного наказания в виде выдворения, поскольку качество мотивировочной части судебного акта и доводы, содержащиеся в нем, являются достаточными, последовательными и логичными. Адвокат выразил надежду, что со временем у защитников появится возможность добиваться подобных решений на уровне первой инстанции, а судьи на данном этапе смогут свободно и законно, при наличии оснований, исключать выдворение из административного наказания.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На главную – Иностранным гражданам: Ответственность за нарушение правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь

Ответственность за нарушение правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь

Правоохранительными органами Республики Беларусь особое внимание уделяется вопросам противодействия незаконной миграции. Деятельность Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, подчиненных подразделений органов внутренних дел в данном направлении организуется в соответствии со следующими нормативными актами Республики Беларусь:

Ответственность за нарушение миграционного законодательства Республики Беларусь.

Исходя из правоприменительной практики, наиболее часто иностранные граждане и лица без гражданства привлекаются к административной ответственности по статьям 23.53 и 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Статья 23.53. Проживание без регистрации либо без документов, удостоверяющих личность

1. Проживание без регистрации по месту жительства или по месту пребывания в случаях, когда регистрация по месту пребывания является обязательной, -влечет предупреждение.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, -влечет наложение штрафа в размере от двух до четырех базовых величин.

3. Проживание без документов, удостоверяющих личность, либо по недействительным документам, удостоверяющим личность, -влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.

Статья 23.55. Нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания в Республике Беларусь, то есть пребывание в Республике Беларусь без визы Республики Беларусь, миграционной карты, паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства или выданного международной организацией, либо пребывание в Республике Беларусь по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства или места пребывания, уклонение от выезда по истечении установленного срока пребывания, а также нарушение правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь либо порядказанятия трудовой деятельностью – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин или депортацию.

Читайте также:
Имеет ли право руководитель лишить стимулирующих выплат

2. Непринятие индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным должностным лицом юридического лица, принимающими иностранного гражданина или лицо без гражданства, установленных мер по их своевременной регистрации, получению ими разрешения на временное проживание в Республике Беларусь, выезду этих лиц из Республики Беларусь по истечении установленного срока пребывания в Республике Беларусь -влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

3. Непринятие физическим лицом, пригласившим в Республику Беларусь иностранного гражданина или лицо без гражданства, установленных мер по их своевременной регистрации, выезду из Республики Беларусь по истечении установленного срока пребывания в Республике Беларусь –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

4. Предоставление жилого или иного помещения для проживания, транспортного средства иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Республике Беларусь с нарушением правил пребывания в Республике Беларусь и правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь, либо использование иностранного гражданина или лица без гражданства для осуществления трудовой, предпринимательской или иной деятельности с нарушением установленного порядка -влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

5. Деяния, предусмотренные частями 2 – 4 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

Примечание. Действие части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи пребывания в Республике Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства без визы Республики Беларусь, миграционной карты, паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства или выданного международной организацией, либо пребывания в Республике Беларусь по недействительным документам, несоблюдения иностранным гражданином или лицом без гражданства установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства или места пребывания до обращения с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь при условии, что они без промедления обратились с таким ходатайством.

В соответствии со статьей 64 Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранные граждане и лица без гражданства могут быть подвергнуты депортации в случаях и порядке, определенных законодательными актами Республики Беларусь.

С 1 марта 2007 года специальным законом введено в действие новое законодательство об административных правонарушениях: Кодекс об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года.

Данным административным законодательством введен новый вид административного взыскания – депортация, которая представляет собой выдворение за пределы Республики Беларусь и применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства за совершение административного правонарушения.

Административное взыскание в виде депортации применяется за совершение административных правонарушений, предусмотренных следующими статьями:

Статья 16.2. Сокрытие источника заражения венерическим заболеванием либо уклонение от обследования
Статья 23.24. Нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи
Статья 23.29. Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь
Статья 23.30. Нарушение пограничного режима
Статья 23.31. Нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь
Статья 23.32. Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь
Статья 23.55. Нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства

Согласно статье 65 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранный гражданин и лицо без гражданства может быть выслан из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, если он не может быть подвергнут депортации. Высылка представляет собой выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства из Республики Беларусь.

На основании решения о депортации или высылке иностранный гражданин или лицо без гражданства включается в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен. Депортированному иностранному гражданину или лицу без гражданства въезд в Республику Беларусь может быть запрещен на срок от одного года до пяти лет. Высланному иностранному гражданину или лицу без гражданства въезд в Республику Беларусь может быть запрещен на срок от одного года до десяти лет.

Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает уголовную ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, организацию незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, нарушение срока запрета въезда в Республику Беларусь.

Статья 371. Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь

1. Умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь с использованием механического транспортного средства, судна внутреннего плавания (самоходного), судна смешанного (река – море) плавания (самоходного), маломерного моторного судна, судна с подвесным двигателем, гидроцикла, воздушного судна с двигателем, а равно умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь иным способом, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

Читайте также:
С какого возраста возникает правоспособность гражданина

наказываются штрафом, или арестом, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. Умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, совершенное лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное настоящей статьей, либо иностранным гражданином, лицом без гражданства, депортированными или высланными из Республики Беларусь, до окончания срока запрета въезда в Республику Беларусь, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, совершенное организованной группой, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Республику Беларусь с нарушением правил пересечения Государственной границы иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 371-1. Организация незаконной миграции

1. Организация либо руководство или содействие деятельности по незаконному въезду в Республику Беларусь, пребыванию на территории Республики Беларусь, транзитному проезду (транзиту) через территорию Республики Беларусь или выезду из Республики Беларусь иностранных граждан или лиц без гражданства (организация незаконной миграции) –

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Организация незаконной миграции, совершенная способом, представляющим опасность для жизни или здоровья иностранных граждан или лиц без гражданства, либо связанная с жестоким или унижающим их достоинство обращением, либо совершенная повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Статья 371-2. Нарушение срока запрета въезда в Республику Беларусь

Пребывание в Республике Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства, депортированных или высланных из Республики Беларусь, до окончания срока запрета въезда в Республику Беларусь при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью 2 статьи 371 настоящего Кодекса, – наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

Тел./факс. : (+375 17) 209-88-16

ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
Тел. : (+375 17) 209-88-99

Республика Беларусь
220070, г. Минск, пр. Партизанский 26

2016, УО БГЭУ
Разработка сайта : Отдел “Интернет”

Как вернуть мужа после депортации?

Летом моего мужа депортировали в Таджикистан. Мы с ним зарегистрированы официально, есть общий ребенок. Можно ли ему снять запрет на въезд в Россию?

Если вашему супругу запрещен въезд в Россию, это говорит о том, что супруг утратил (или у него прекратились) законные основания для дальнейшего пребывания (проживания) на территории России, а в отношении него принято решение о депортации, поскольку иностранным гражданином допущено нарушение миграционного законодательства и (или) неоднократное совершение правонарушения.

На практике подавляющее большинство запретов связано именно с превышением иностранцами сроков пребывания в Российской Федерации, а также при совершении ими двух и более административных правонарушений на территории Российской Федерации.

Депортация из России – принудительная высылка иностранца за пределы страны из-за потери легальных оснований для проживания в Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и основания их законного нахождения на территории России регулируют Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан) и Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Закон о порядке въезда и выезда в РФ).

Согласно ст. 4 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Полный перечень оснований для вынесения решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации приведен в ст. 25.10, 26 и 27 Закона о порядке въезда и выезда в РФ.

Согласно ст. 31 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранец (лицо без гражданства) подлежит депортации в следующих случаях:

если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение 3-х дней;

если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение 15-ти дней.

6 июля 2022 г. вступил в силу Порядок депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, утвержденный приказом МВД России от 24.04.2022 № 239. Он регламентирует процедуру подготовки материалов для принятия решения о депортации иностранца из России, порядок оформления документов на выезд из Российской Федерации для депортируемого иностранного гражданина, а также исполнения решения о депортации. Помимо этого, данный приказ регламентирует ситуации, при которых иностранный гражданин подлежит депортации:

срок проживания или временного пребывания иностранца в Российской Федерации сокращен либо у которого аннулированы разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство (ВНЖ);

если в отношении иностранца было принято решение о не разрешении въезда в Россию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;

в случае если иностранный гражданин передан иностранным государством в соответствии с договором о реадмиссии и не имеет законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации;

если иностранцу отказали в признании беженцем, или он утратил этот статус, или лишен статуса беженца и у него нет других законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и, если он отказывается от добровольного выезда за пределы Российской Федерации – предусмотрена депортация не только иностранца, но и членов его семьи;

Читайте также:
Как отменить постановление об административном правонарушении ГИБДД

если иностранца лишили статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации – после отбытия наказания;

если он утратил временное убежище или был лишен временного убежища, и у него нет других законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, и, если он отказывается от добровольного выезда за пределы Российской Федерации.

Депортируемый иностранец выезжает с территории Российской Федерации на основании решения о депортации. Материалы для принятия решения о депортации подготавливаются должностными лицами ГУВМ МВД России (Главное Управление по вопросам миграции МВД России) или территориальными органами МВД России на региональном уровне (далее – органы миграции) в течение 15 рабочих дней со дня установления вышеуказанных обстоятельств.

Проверить запрет на въезд по линии МВД России можно на официальном сайте Управления по вопросам миграции России (http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=3000), а также, направив письменный запрос в органы миграции.

Запрет на въезд – законная административная санкция, данные о которой внесены в общедоступную всем систему миграционного учета и не могут быть оттуда исключены, кроме как на основании решения суда или решения органов миграции об открытии въезда, принятого по жалобе гражданина. Других вариантов снятия запрета на въезд не существует.

На основании вышеизложенного следует, что иностранный гражданин (лицо без гражданства), в отношении которого вынесено решение о запрете на въезд вправе:

1. В административном порядке подать жалобу вышестоящему руководству органов миграции, которыми вынесено решение о депортации. Конкретные решения о запрете на въезд принимаются территориальными органами МВД России на региональном уровне и обращаться с жалобой необходимо именно туда. Жалоба на решение о депортации, вынесенное сотрудником органа пограничного контроля, может быть подана вышестоящему руководству пограничной службы.

В заявлении (жалобе) в вышестоящие органы надо обязательно аргументировать, если данное решение вынесено по ошибке или с нарушениями со стороны органов миграции, а также приложить подтверждающие документы об отсутствии законных оснований для депортации иностранного гражданина, так как важно доказать соблюдение иностранцем законодательства РФ.

Официально зарегистрированный брак с гражданкой РФ и наличие семьи в России – не являются самостоятельным основанием для снятия запрета на въезд на территорию Российской Федерации, но данные факты желательно указать в заявлении, приложив документы, подтверждающие регистрацию брака и наличие общего ребенка. Результат обжалования в административном порядке труднопредсказуем и связан с конкретной ситуацией.

2. Другой вариант снятия запрета на выезд – в судебном порядке, т.е. иностранный гражданин обращается в суд с административным иском об оспаривании решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию (оспаривание решения органа власти). Судебное производство будет производиться с учетом норм гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ). Судебный порядок обжалования более длительный, но более четкий и предсказуемый, поскольку происходит при явке сторон, у истца будет возможность обосновать свою позицию, высказать свои аргументы, задать вопросы представителю ответчика и т.д.

Следует учесть, если иностранный гражданин депортирован (т.е. покинул территорию Российской Федерации), то подать исковое заявление в суд он сможет только через своего представителя (ст. 54 КАС РФ), а участвовать в судебном процессе сможет только представитель, имеющий юридическое образование. При рассмотрении дела судья будет оценивать запрет на въезд на предмет соответствия его нормам российского права, является ли вынесенное решение о депортации ошибочным, поскольку отсутствует состав правонарушения. В тех случаях, когда запрет на въезд установлен с нарушением процедуры либо обстоятельства, повлекшие его, не будут доказаны органами миграции, судья примет решение о признании запрета незаконным.

Наличие семьи или родственников на территории Российской Федерации не освобождает иностранных граждан от ответственности за нарушение российского законодательства, но суд принимает во внимание наличие ребенка, супруги, длительность проживания в России, необходимость ухода за близкими родственниками, которые нуждаются в постоянном уходе, и другие обстоятельства.

Как указано в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.04.2016 № 78-КГ16-8, «ограничения, связанные с прекращением пребывания в РФ иностранного гражданина, имеющего тесные семейные связи в России, должно быть оправданной очевидной необходимостью».

Оспорить решение о депортации можно в течение трех месяцев со дня, когда иностранному гражданину стало известно о его наличии.

Как указано в вопросе, ваш супруг уже депортирован летом (т.е. получил решение о депортации и покинул Россию). Скорее всего, процессуальный срок для обжалования решения о депортации у него уже истек. В этом случае придется восстанавливать срок для обжалования решения о депортации с учетом уважительных причин, которые помешали вашему супругу вовремя обратиться за защитой своих прав в суд, и подавать исковое заявление о восстановлении процессуального срока, признании незаконными и отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, решения о депортации за пределы Российской Федерации.

Также следует знать, что пересечение государственной границы РФ при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, влечет привлечение к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 322 Уголовного кодекса РФ (штраф в размере до 300 тыс. руб., либо принудительные работы на срок до 4-х лет, либо лишение свободы на тот же срок).

Как происходит депортация из России. Что нужно знать и как защититься от депортации

Что бы наши граждане ни думали о состоянии российской экономики, объективно РФ привлекательна для мигрантов из стран постсоветского пространства. И депортация из России – последнее, с чем эти люди хотели бы столкнуться.

  • Есть ли разница между депортацией и выдворением?
  • Причины депортации из России
  • Как происходит депортация из России
  • Можно ли отменить решение об изгнании?
  • Каким образом можно избежать неприятностей?
  • Какой будет депортация из России 2022?
  • Комментарии

Что бы наши граждане ни думали о состоянии российской экономики, объективно РФ привлекательна для мигрантов из стран постсоветского пространства. И депортация из России – последнее, с чем эти люди хотели бы столкнуться.

Читайте также:
Имеет ли право прокуратура запрашивать персональные данные

Тем не менее, сталкиваются. Причем нередко – в 2019 году около 200 000 тысяч человек были депортированы, либо выдворены за пределы страны.

Депортации/выдворению подвергаются как отдельные лица, так и целые группы. Оба действия преследуют одну и ту же цель – удаление нежелательных субъектов за пределы государства.

Но возникают вопросы. Что именно делает человека «нежелательным субъектом»? Существует ли надежная защита от изгнания? Можно ли отменить уже принятое решение миграционных органов? Этим вопросам посвящен наш материал.

Есть ли разница между депортацией и выдворением?

Есть, причем весьма существенная:

  • Депортирует УФМС, за нарушение правил пребывания в стране иностранных граждан. Это не наказание, а всего лишь мера соблюдения закона. Выдворяют по вердикту суда. Причем, не просто так, а в качестве административного наказания за правонарушения. Применяется оно лишь к иностранцам/лицам без гражданства. Граждан РФ ни при каких обстоятельствах выдворить не могут.
  • Добровольный отъезд (не более, чем через 5 дней после вручения предупреждения) не несет никаких юридических последствий. После административного выдворения человек в течение нескольких лет не имеет права возвращаться в РФ – он попадает в «черный список».
  • Обжаловать решение о депортации можно в течение трех месяцев. На обжалование выдворения дается всего 10 дней.

Это далеко не весь список юридически значимых различий между двумя действиями. Полноценную консультационную помощь по этой теме может оказать только профессиональный юрист, специализирующийся на миграционном праве.

Однако путают эти понятия граждане небезосновательно. Процедура депортации из России может стать следствием судебного постановления о выдворении. Следовательно, ее причины/последствия будут аналогичными.

Причины депортации из России

Положение иностранных граждан, переселенцев, беженцев в РФ регулируют несколько законодательных актов: ФЗ № 115, ФЗ № 114, ФЗ № 4528-1, а поведение граждан внутри страны – Гражданский кодекс РФ.

Нарушение положений любого из этих законов может стать причиной изгнания.

Наиболее частыми причинами являются:

  • Нелегальное нахождение на территории РФ
  • Отсутствие, аннулирование, либо истекшие сроки годности документов
  • Пользование поддельными документами
  • Работа без разрешения, оформленного в соответствии с законом
  • Проживание без регистрации, либо с поддельной регистрацией
  • Нарушение внутренних законов РФ

Как происходит депортация из России

Порядок удаления иностранных граждан следующий:

  • Вначале УФМС выписывает предупреждение, предписывающее гражданину в добровольном порядке покинуть пределы государства. Если человек не согласен, он имеет право обжаловать решение УФМС в судебном порядке
  • В случае неисполнения распоряжения, выносится судебное решение о выдворении (обжаловать его можно в течение 10 дней)
  • До отъезда выдворяемый содержится в специальном помещении ФМС. Ему предоставляется питание и необходимая медпомощь
  • При пересечении границы гражданин предупреждается об уголовной ответственности за незаконное возвращение на территорию РФ (сроки колеблются от 3 до 10 лет). В его паспорт ставится соответствующий штамп.

ВНИМАНИЕ! После аннулирования документов иностранец имеет право добровольно покинуть страну в течение 15 дней без юридических последствий и запрета на повторный въезд.

Выезд из страны должен кто-то оплатить. По умолчанию это делает сам нарушитель. Если денег у него нет, билет покупают:

  • Его родственники, либо лица, оформившие приглашение в РФ
  • Дипломатические органы государства, из которого человек прибыл
  • Если ничего из вышеперечисленного невозможно – выдворение осуществляется за счет бюджета РФ

Можно ли отменить решение об изгнании?

Да, если депортация людей из России была проведена незаконно, ее можно оспорить через суд. Уважительными причинами для отмены решения УФМС могут послужить:

  • Наличие родственников или супругов – полноправных граждан РФ
  • Наличие трудового патента, вида на жительство
  • Обучение в российском вузе

Каким образом можно избежать неприятностей?

Больше всего мигрантов волнует вопрос, как избежать депортации из России, и что необходимо для этого сделать. На самом деле, правила довольно просты. Пребывание иностранных граждан в РФ не вызовет проблем, если:

  • Человек будет точно знать цель своего приезда
  • Заполнит миграционную карту без ошибок
  • Не будет нарушать правила безвизового пребывания в стране
  • Встанет на миграционный учет сразу по приезде
  • При получении вида на жительство уведомит об этом органы ФМС в положенные сроки
  • Получит трудовой патент, если намерен устроиться на работу
  • Будет всегда иметь на руках документы, доказывающие его законные права

Какой будет депортация из России 2022?

Никаких существенных изменений в сфере миграционного законодательства не предвидится. Все останется по-прежнему. Чтобы спокойно жить и работать на территории РФ важно не вступать в конфликты с законами. Естественно, досконально знать их люди не обязаны.

Административное выдворение иностранных граждан за пределы РФ – порядок, основания и сроки административного выдворения иностранцев из России, помощь при обжаловании и отмена выдворения из РФ

Понятие административного выдворения – что значит выдворение за пределы РФ

Административное выдворение за пределы Российской Федерации – это процесс принудительного переведения иностранца или апатрида за пределы страны. Как правило это самостоятельный выезд из страны, который контролирует миграционная служба.

Меру пресечения в виде административного выдворения назначает судья в случаях административных правонарушений, совершенных лицами во время пребывания в России, и в других случаях, предусмотренных Российским законодательством.

Далее мы подробно расскажем обо всех основаниях для выдворения, о видах административного выдворения, о том, чем отличается выдворение от депортации и реадмиссии, а также о том, можно ли отменить выдворение и где получить помощь при обжаловании решения об административном выдворении из РФ.

Реадмиссия, депортация и выдворение – понятия и отличия

Чем отличается депортация от административного выдворения – отличия выдворения и депортации

Для начала рассмотрим, что такое депортация и административное выдворение. Данные процедуры осуществляются на разных основаниях, а также отличается и сам процесс. Итак, чем же отличается основание для обеих процедур:

  • Принудительное выдворение, являясь административным наказанием, может быть назначено только судебным постановлением на основании решения суда.
  • Решение о депортации принимает должностное лицо миграционного органа РФ либо пограничник ФСБ РФ. Суд такого решения, в отличие от случая с выдворением, не принимает.
Читайте также:
Имеет ли право опекун распоряжаться имуществом опекаемого

Другими словами, отличие депортации от административного выдворения в том, что решения принимаются разными органами – административное выдворение из страны может быть назначено только по решению суда, а решение о депортации может быть принято должностным лицом.

То есть принудительное административное выдворение – это наказание за нарушение правил пребывания мигрантом на территории РФ. Поэтому оно производится только в случае, когда доказана вина иностранного гражданина или лица без гражданства в совершении правонарушения.

Это означает, что перед процедурой выдворения проводится множество процессуальных действий, на основании которых в последствии и принимается решение суда о наказании в виде выдворения за государственные границы России.

Чем процедура реадмиссии отличается от административного выдворения – отличия реадмиссии от выдворения

Несмотря на некоторую схожесть, реадмиссия коренным образом отличается от административного выдворения за пределы РФ. Во-первых, реадмиссия в отличие от выдворения не является административным наказанием за правонарушения.

Реадмиссия – это процедура, при которой иностранное государство принимает обратно своих граждан, которые находились нелегально на территории Российской Федерации. Реадмиссия – один из механизмов борьбы с нелегальной миграцией.

Одно из самых важных условий реадмиссии – сохранение и защита прав и интересов граждан, которые подвергаются процедуре.

В данном случае решение о реадмиссии уполномочено принимать миграционная служба, и это решение невозможно обжаловать.

Законодательство, регулирующее вопросы о выдворении иностранных граждан из РФ

Как такового единого закона о выдворении иностранных граждан не существует, поскольку все, что связано с иностранными гражданами, в том числе вопросы административного выдворения, регламентируется следующими законами:

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП);
  • Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон № 114- ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
  • Федеральный закон № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ № 382 «О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства»;
  • Приказ МВД России и ФМС России № 758/240 «Об организации деятельности министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства».

Виды административного выдворения

Порядок административного выдворения иностранных граждан из РФ – как происходит выдворение иностранцев из России

Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы РФ зависит от вида выдворения: мигрант покидает страну либо самостоятельно, либо под сопровождением миграционных органов.

В первом случае иностранный гражданин, которому суд предписал покинуть границы РФ, получает на руки соответствующее судебное решение о выдворении, после чего он обязан в течение пяти суток пересечь границу Российской Федерации. Факт его перемещения за пределы России фиксируют представители миграционной службы УВМ МВД.

Во втором случае, при принудительном выдворении, иностранного гражданина до границы сопровождает сотрудник миграционной службы. Такая мера принимается в случаях многократного нарушения закона, когда мигрант отказывается покинуть страну самостоятельно, либо когда он не может уехать из России по финансовым обстоятельствам. В таком случае затраты на выдворение на себя берет миграционный орган либо посольство того государства, откуда человек приехал в Россию.

Срок административного выдворения за пределы РФ

Административное выдворение иностранного гражданина производится в течение пяти дней после получения мигрантом на руки решения суда о выдворении.

Таким образом, срок выдворения иностранных граждан за пределы РФ составляет 5 дней.

Основания административного выдворения – какие есть основания для выдворения иностранных граждан из России

Административное выдворение – это мера наказания, которую используют не только в случае нарушения миграционных правил.

Предписание покинуть страну можно получить также в случае нарушения таможенных правил, пересечения границы с поддельными документами или совершения преступления во время пребывания с привлечением к административной ответственности.

К административной ответственности с последующим выдворением иностранных граждан привлекают за следующие нарушения:

  • Нарушение правил въезда на территорию РФ, транзитного проезда либо пребывания в стране.
  • Попытка уклонится от выезда из России после истечения срока возможного пребывания.
  • Постановка на миграционный учет с опозданием, вне установленного срока.
  • В случае отсутствия документов, разрешающих проживание в РФ
  • Устройство на работу без соответствующих документов, таких как патент или разрешение на работу.
  • Ненастоящие сведения о цели пребывания в стране.
  • Совершение преступления, предусматривающего административную ответственность.

Постановление суда об административном выдворении иностранного гражданина с территории РФ: как происходит выдворение иностранных граждан из России

Постановление об административном правонарушении выносится судом после рассмотрения дела иностранного гражданина.

В Постановлении описывается совершенный лицом проступок и мера наказания: выдворение за пределы России с оплатой штрафа.

Через 10 дней после вынесения постановления вступает в силу решение суда о выдворении.

Исполнение постановлений о выдворении иностранных граждан

В исполнение постановления об административном выдворении приводят либо пограничные службы, либо МВД России.

Исполнение постановления об административном выдворении иностранного гражданина оформляют в виде одностороннего либо двустороннего акта. Этот документ приобщают к постановлению.

Порядок исполнения постановления об административном выдворении из РФ

Как и было указано ранее, исполнение такого постановления производится путем направления мигранта обратно на территорию государства, из которого он приехал в Россию.

Иностранного гражданина отправляют за пределы России двумя способами: самостоятельно, либо под контролем сотрудников миграционной службы. После получения на руки документа об административном выдворении иностранный гражданин должен покинуть страну в течение пяти суток.

Административное выдворение и запрет на въезд – ставят ли запрет на въезд после выдворения из РФ

После административного выдворения мигрант может получить запрет на въезд в РФ от ряда ведомств, таких как ГУВМ МВД, МВД, Министерство юстиции, ФСБ.

Читайте также:
Как опротестовать постановление об административном правонарушении

Данные службы могут предписать либо полный запрет на въезд в Россию, либо Постановление о нежелательности пребывания данного иностранца в стране.

Причин постановления одного из этих ограничений может быть множество. В основном это последствия нарушения российского законодательства.

Некоторые из возможных причин:

  • Превышение срока пребывания в России
  • Два и более правонарушения за один год
  • Фальсификация документов при въезде в страну

Важно! После процедуры административного выдворения за пределы РФ запрет на въезд действует в течение 5 лет.

Важно! Узнать об ограничении въезда иностранного гражданина на территорию РФ можно на официальном сайте Министерства Внутренних дел РФ. Для проверки такой информации потребуется ввести ФИО, данные паспорта, дату рождения и гражданство.

Административное выдворение несовершеннолетних

Защита интересов и прав несовершеннолетних иностранных граждан не прописана в российском законодательстве, так как несовершеннолетний гражданин не рассматривается как отдельный субъект права. Поэтому ребенок, прибывший в Россию с родителями либо своими законными представителями, рассматриваются законом как члены семьи выдворяемого и следуют за ними.

Таким образом, выдворение несовершеннолетних иностранных граждан за пределы РФ осуществляется вместе с родителями.

Отмена административного выдворения – можно ли обжаловать и отменить выдворение из РФ

В 2019 году отменить, приостановить или обжаловать административное выдворение можно, но только в судебном порядке.

Оптимальный способ – заявить об особых обстоятельствах или ходатайствовать о не назначении такой меры наказания в первый день рассмотрения дела в суде.

Если же суд уже постановил покинуть границы РФ, то необходимо подать апелляционную жалобу в вышестоящий суд.

Срок обжалования решения в данном случае составляет 10 дней. В течение этого срока, если жалоба подана корректно, иностранный гражданин имеет право не выезжать из России.

Отмена административного выдворения

Обжалование административного выдворения – как подать жалобу на выдворение

После вынесения постановления суда возможно обжаловать выдворение в течение 10 дней.

Жалоба на административное выдворение должна быть подана в суд, выдавший постановление. Если апелляционная жалоба на выдворение составлена корректно, материалы дела далее передаются в вышестоящий суд, где и проходит рассмотрение об апелляции.

Вместе с заявлением на отмену административного выдворения необходимо указать реквизиты оспариваемого постановления, описать детали совершенного правонарушения и также подкрепить документально доводы в пользу отмены административного выдворения из РФ, такие как свидетельство о браке с гражданином РФ, справка из ВУЗа в случае обучения, или другие документы свидетельствующие в пользу отмены постановления.

Все документы должны быть нотариально заверены. А документы иностранного происхождения – переведены.

В случае, если вышестоящий суд в результате апелляции вынес отказ, иностранный гражданин обязан покинуть Россию в течение последующих 15 суток после вынесения решения.

Образец апелляционной жалобы на выдворение из России

Последствия административного выдворения за пределы рф

Административное выдворение имеет для иностранного гражданина или апатрида очень серьезные последствия – вместе с выдворением лицо также подвергается запрету на въезд в РФ на срок от 3 до 10 лет.

Если был предписан запрет на въезд сроком на 5 и 10 лет, по истечению этого срока человек уже не может претендовать на гражданство России, ВНЖ и даже на разрешение на временное проживание.

Сроком на три года иностранцу запрещают въезд в случае пребывания на территории России в течение 4 месяцев, а также за привлечение по КоАП два или более раз за один год.

Причины для выдворения с запретом на 5 лет могут быть самыми разными. Среди них:

  • Непогашенная судимость в России или в другом государстве
  • Многократное уклонение от налогов
  • Предъявление фальшивых документов при въезде в страну
  • Превышение допустимого срока пребывания на территории РФ

Амнистия по выдворению

Амнистия иностранных граждан подразумевает отмены ответственности за совершенные на территории России проступки. Амнистия снимает наложенные на мигранта ограничения, такие как депортация, выдворение или запрет на въезд.

Амнистия мигрантов – это законопроект или подзаконные акты, которые формируют уполномоченные органы власти, например, МВД или Государственная Дума ФС РФ.
Например, с начала 2019 года проходит очередная миграционная амнистия. На этот раз в числе тех, кто ее получат, иностранные граждане, нарушившие Статью 27 ФЗ о правилах выезда и въезда в границы России.

Узнать о наличии амнистии можно на официальных сайтах ведомств.

Проверка выдворения из РФ – как проверить выдворение иностранных граждан из России в МВД

Узнать о наличии административного наказания в виде выдворения за пределы РФ можно в территориальном органе или на официальном сайте МВД.

Важно! Обратите внимание, что сведения на сайте касательно выдворения, запрета въезда, депортации и т. д. носят исключительно ознакомительный характер, гораздо надежнее получить информацию сделав запрос в местном отделении МВД.

Какие данные потребуются для получения информации на сайте:

  • ФИО;
  • половая принадлежность;
  • дата рождения;
  • данные документа, удостоверяющего личность;
  • гражданская принадлежность.

Все необходимые для проверки поля, помечены на сайте звездочками. После заполнения полей нужно вписать в поле указанный на странице код и нажать «отправить запрос».

Помощь при выдворении – куда иностранному гражданину обращаться за помощью

Если вам уже вынесено постановление о выдворении или ваше дело еще находится в процессе судебного разбирательства – не медлите, сразу обращайтесь к миграционному юристу.

Важно! Помните, что время работает против вас, поскольку на обжалование решений отведено ограниченное количество дней, в течение которых необходимо не только подать жалобу на выдворение или ходатайство об отмене выдворения, но и собрать документы, которые обоснуют жалобу и подтвердят ваше положение, и почему на вас нельзя накладывать подобную меру наказания.

Поэтому не теряйте время, сразу свяжитесь с юристом, и получив профессиональный совет и дальнейший план действий, сразу начинайте собирать необходимые документы.

Важно! Если вам нужна срочная помощь по выдворению – напишите нашему онлайн юристу, он бесплатно вас проконсультирует, ответит на все вопросы по поводу выдворения иностранного гражданина из РФ и расскажет, что нужно сделать в первую очередь.

Читайте также:
Является ли технический паспорт правоустанавливающим документом

Пожалуйста, поставьте лайк, если вам была полезна наша статья про административное выдворение из России или поделитесь информацией о выдворении иностранных граждан за пределы Российской федерации в соц.сетях:

Доверенность на право подписи документов

Строго установленного образца по написанию доверенности на право подписи документов не определено. Предприятия и организации вправе писать ее в свободной форме либо разработать собственный шаблон такого документа. Для предъявления по назначению подойдет как рукописный, так и печатный вариант доверенности.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

Кто и на кого может выписывать доверенность на право подписи

Юридические лица выписывают такие документы, как правило, на своих сотрудников: юристов, главных бухгалтеров, руководителей подразделений и т.д. Оформлением документа обычно занимается либо секретарь, либо юрист предприятия, затем доверенность передается на подпись руководителю.

Не пользуйтесь передоверием — лучше выдать доверенность сразу нескольким лицам.

Иногда доверенности выписываются с правом передоверия, но это влечет за собой необходимость заверения данного документа у нотариуса. Поэтому чаще всего руководство организаций предпочитает выдавать доверенности сразу на несколько представителей.

Основные особенности доверенности на право подписи

Доверенность может быть генеральной (с неограниченными полномочиями); специальной (для выполнения поручений в обозначенный период) или разовой (на осуществление одного конкретного задания).

Если доверенность заполняется на подписание строго определенных документов, их нужно вписать предельно четко, желательно каждый документ отдельным подпунктом.

Предъявлять доверенность можно в любые организации: как государственные (суды, налоговые инспекции, почтовые отделения, внебюджетные фонды и т.д.), так и коммерческие (банки, другие организации и предприятия).

Однозначно определенных норм на заполнение доверенности нет, тем не менее, при ее оформлении нужно соблюдать основные правила, рекомендуемые в делопроизводстве при выписывании подобного рода документов. В числе прочего, доверенность на право подписи документов обязательно должна включать в себя информацию о доверителе и персональные сведения о доверенном лице. Также здесь должен быть указан срок действия доверенности и подписи обеих сторон.

Следует отметить, что чем шире полномочия доверенного лица, тем более подробную информацию о сторонах следует вписывать в доверенность.

Как написать доверенность на право подписи документов

  • В самом верху документа пишется слово «Доверенность» и ставится номер доверенности по внутреннему документообороту, если он необходим. Ниже в одной строке указывается населенный пункт, в котором оформляется документ, и дата его заполнения (число, месяц (прописью), год).
  • Далее следует вписать реквизиты юридического лица-доверителя: полное наименование предприятия (с указанием его организационно-правовой формы), ОГРН, ИНН, КПП (найти можно в учредительных бумагах организации), его юридический и фактический адрес.
  • Затем заполняем должность сотрудника, от имени которого составляется данный документ. Обычно это директор, генеральный директор организации или лицо, уполномоченное на подписание таких бумаг: следует указать его фамилию, имя, отчество (имя-отчество можно указать в виде инициалов), а также документ, на основании которого действует доверитель (как правило, в этой строке пишут «На основании Устава», «Доверенности» или «Положения»).
  • Теперь персональные сведения о доверителе. Здесь вносится его фамилия, имя, отчество и документ, удостоверяющий личность (наименование, серия, номер, когда и кем выдан), регистрация по месту жительства.
  • Следующая часть документа содержит подробное описание полномочий, которые возлагает на доверенное лицо доверитель: тут нужно вписать полный перечень документов, которые представитель имеет право подписывать.
  • Затем указывается срок, на который выдана доверенность. В соответствующей строке следует вписать дату, до которой доверенность является действительной. Здесь можно указать любой период, если же конкретных цифр не будет, то доверенность автоматически будет считаться действительной в течение года с момента подписания.
  • После этого нужно указать, обладает ли представитель правом передоверять кому-либо свои полномочия.
  • Далее доверенное лицо ставит под документом свою подпись, которую удостоверяет руководитель организации. Последний также расписывается под доверенностью и ставит печать предприятия.

Надо сказать, что с 2016 года юридические лица не обязаны пользоваться печатями при оформлении документов.

После написания доверенности

Закон не обязывает доверителей заверять все выписываемые доверенности у нотариусов. Однако существует определенные виды доверенностей, которые все же следует нотариально удостоверять. В частности, необходимо заверять доверенности, предъявляемые в некоторые государственные организации, а также для выполнения определенных действий (получение документов в государственных органах и пр.). Здесь лучше будет совершить звонок нотариусу и проконсультироваться конкретно по вашему случаю.

Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

Обязательно ли проверять полномочия лиц, подписавших первичные документы со стороны контрагентов?

Обязана ли организация проверять полномочия лиц, подписавших первичные документы со стороны контрагентов (в частности, товарные накладные)? Обязательно ли указывать в первичных документах реквизиты доверенностей или приказов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Действующее законодательство не содержит требования к организации проверять полномочия работников контрагентов (поставщиков и покупателей) и собирать доверенности или приказы контрагентов, подтверждающие право подписи накладных и других первичных документов этими работниками.

Однако наличие у контрагентов необходимых приказов или доверенностей на подписание первичных документов является необходимым условием для принятия данных первичных документов к бухгалтерскому и налоговому учету. В связи с этим поставщики и покупатели могут добровольно предоставить организации копии своих распорядительных документов.

В законодательстве и нормативных документах отсутствует требование о необходимости указывать в товаросопроводительных документах реквизиты доверенностей, приказов и других внутренних документов организации, что не исключает возможности их указания в добровольном порядке.

Обоснование вывода:

В соответствии с частью 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания (часть 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются – лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Читайте также:
Доверенность ИП на право подписи в договорах

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. В п.п. 6 и 7 части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ указано, что обязательными реквизитами первичного документа являются наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, и подписи указанного лица (лиц).

Таким образом, подписи уполномоченных лиц являются обязательным реквизитом первичных учетных документов.

Правила документального оформления поступления товаров закреплены в п. 2.1 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (далее – Методические рекомендации). Движение товара от поставщика к покупателю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной). Оприходование поступивших товаров подтверждается наложением штампа на товаросопроводительные документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров (п.п. 2.1.2, 2.1.3 Методических рекомендаций).

В частности, движение товаров может оформляться товарно-транспортной накладной (ТТН) (форма N 1-Т утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78), транспортной накладной (ТН) формы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, железнодорожной накладной, коносаментом, товарной накладной по форме, разработанной поставщиком. При разработке бланка товарной накладной может быть принята за основу форма N ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. Товарную накладную может заменять универсальный передаточный документ (УПД), составляемый на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами (письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96).

В соответствии с гражданским законодательством без доверенности от имени организации (непосредственно на основании устава) может действовать единоличный исполнительный орган общества – его руководитель (п. 1 ст. 53, п. 3 ст. 65.3 ГК РФ, пп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”).

Как следует из п. 1 ст. 182 ГК РФ, иные лица вправе действовать от имени организации в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Кроме того, из п. 1 ст. 182 и ст. 402 ГК РФ следует, что полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.). Причем перечень примеров обстановки, приведенный в абзаце втором п. 1 ст. 182 ГК РФ, не является исчерпывающим (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2012 N 20АП-1378/12).

Возможности передать право подписи от руководителя иным лицам есть в п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н). В нем сказано, что перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, устанавливается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером.

На практике утвержденный руководителем организации перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, обычно идет как приложение к учетной политике организации. Однако не существует запрета на передачу права подписи путем издания отдельного приказа или оформления доверенности.

В случае, если сотрудник организации (главный бухгалтер, кладовщик и др.) выполняет свои должностные обязанности либо действует на основании соответствующих распоряжений руководства на территории организации, для подтверждения его полномочий достаточно внутренних документов организации (трудового договора с кладовщиком, приказа о приеме (переводе) на соответствующую должность, должностной инструкции или приказа о праве подписи).

О действиях уполномоченных на подписание накладных на основании приказов упомянуто, в частности, в постановлениях Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 N 19АП-7619/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 N 13АП-22097/15, АС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2015 N Ф02-3845/15 по делу N А19-5697/2014.

В постановлении АС Поволжского округа от 26.08.2014 N Ф06-13386/13 по делу N А57-23154/2012 подтверждено, что НК РФ допускает возможность подписания первичных документов не только руководителем организации, но и иным лицом, уполномоченным на это приказом или соответствующей доверенностью.

По своей правовой природе приказ руководителя организации – это локальный нормативный акт, который в силу ст. 8 ТК РФ является внутренним документом организации-работодателя, устанавливающим права и обязанности для работников организации.

Следовательно, можно заключить, что приказ о передаче полномочий – это локальный нормативный акт организации, которым все или часть прав и обязанностей (полномочия) одного работника передаются другому работнику. В частности, приказ может передавать право на подписание определенных документов.

Вместе с тем в законодательстве и нормативных документах отсутствует требование о необходимости указывать в товаросопроводительных документах реквизиты доверенностей, приказов и других внутренних документов организации. В частности, такие реквизиты отсутствуют в унифицированной форме N ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, а также в других формах накладных и УПД.

Нормами действующего законодательства не предусмотрено, что неуказание в товарных накладных на полномочие лица, принимающего товар (на доверенность, приказ по организации), влечет недействительность таких товарных накладных.

Это подтверждает и арбитражная практика. Судьи, принимая во внимание п. 1 ст. 182 ГК РФ, признают, что подписи работников, выполнявших свои должностные обязанности и подписавших товарные накладные от имени организации, являются надлежащим доказательством получения товаров организацией, поскольку полномочия этих лиц явствовали из обстановки, в которой они действовали, доверенностей на таких работников не требуется (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 03.08.2012 N Ф01-2422/12 по делу N А29-8056/2011 (определением ВАС РФ от 30.11.2012 N ВАС-15951/12 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра отказано), ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.11.2011 N Ф02-5045/11 по делу N А78-7961/2010 (определением ВАС РФ от 19.01.2012 N ВАС-17510/11 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра отказано), ФАС Западно-Сибирского округа от 02.03.2011 по делу N А75-4575/2010, ФАС Северо-Западного округа от 19.05.2011 N Ф07-3080/11 по делу N А56-38207/2010, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 N 13АП-2492/16, от 11.05.2012 N 13АП-5009/12, от 10.06.2011 N 13АП-8029/11, от 01.10.2010 N 13АП-13039/10).

Читайте также:
Ответственность за неуплату штрафа по административному правонарушению

Как указано в п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.10.2000 N 57, действия работников представляемого по исполнению обязательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, могут свидетельствовать об одобрении, при условии, что эти действия входили в круг их служебных (трудовых) обязанностей, или основывались на доверенности, или полномочие работников на совершение таких действий явствовало из обстановки, в которой они действовали.

Ссылка на то, что наличие доверенности является необходимым условием для получения материальных ценностей, не может быть принята, поскольку в силу ст. 182 ГК РФ полномочия могут следовать из обстановки (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 N 18АП-10705/16, Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 N 09АП-4524/16).

Отсутствие доверенностей, подтверждающих полномочия лиц, подписавших товарные накладные, факт поставки товара не опровергает (постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 N 16АП-4484/16, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016 N 11АП-12963/16, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 N 17АП-10436/16, от 28.04.2016 N 17АП-3514/16).

В то же время отсутствует и запрет для руководства организации предоставлять своим работникам полномочия на подписание товарных накладных путем выдачи доверенности и указывать реквизиты доверенности в товаросопроводительных документах, например в накладной формы N ТОРГ-12. В постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 N 01АП-5171/16 в дело были представлены накладные, содержавшие подпись лица, получившего товар, с указанием реквизитов доверенностей, выданных на его имя.

Суды также отмечают, что действующее законодательство не предусматривает обязанности налогоплательщика проводить экспертизу подлинности наложенных подписей и печатей на первичных учетных документах. Должная степень осмотрительности при заключении договора с контрагентом была проявлена обществом путем получения от контрагентов учредительных документов, свидетельств о постановке на учет в налоговых органах, приказов о назначении исполнительных органов (постановление АС Центрального округа от 24.08.2016 N Ф10-2890/16).

Заметим, что все сказанное выше относится и к подписанию счетов-фактур.

Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Иными словами, счет-фактура может быть подписан лицом, которому переданы соответствующие полномочия не только на основании гражданско-правовой доверенности, но и на основании полномочий, делегированных в рамках обычной внутренней деятельности организации (приказом).

Приходим к выводу, что действующее законодательство не содержит требования к организации проверять полномочия работников контрагентов (поставщиков и покупателей) и собирать доверенности или приказы контрагентов, подтверждающие право подписи накладных и других первичных документов этими работниками.

Более того, отсутствует даже обязательное требование указывать реквизиты подобных доверенностей и приказов в накладных, УПД и счетах-фактурах, что не исключает возможности их указания в добровольном порядке.

Однако наличие у контрагентов необходимых приказов или доверенностей на подписание их работниками первичных документов является необходимым условием для принятия данных первичных документов к бухгалтерскому и налоговому учету.

Предполагаем, что заданный нам вопрос возник в связи с периодически возникающими претензиями налоговых органов к налогоплательщикам в связи с возможной необоснованной налоговой выгодой, якобы получаемой налогоплательщиками ввиду отсутствия должной осмотрительности в отношениях с контрагентами.

Так, в письме от 31.10.2013 N СА-4-9/19592 “О направлении обзора практики рассмотрения жалоб налогоплательщиков и налоговых споров судами по вопросам необоснованной налоговой выгоды” в целях повышения качества проводимых мероприятий налогового контроля по вопросу получения необоснованной налоговой выгоды ФНС России среди обстоятельств, которые принимают во внимание арбитражные суды, указала на подписание первичных документов лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц, как имеющего право подписи первичных документов от имени контрагента без доверенности при условии, что у налогоплательщика отсутствует доверенность, подтверждающая соответствующие полномочия.

Однако с 19.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2017 N 163-ФЗ (далее – Закон N 163-ФЗ), который дополнил НК РФ ст. 54.1, устанавливающей пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов. Указанной статьей с налогоплательщика снимается бремя доказывания того, что он проявил должную осмотрительность и осторожность, вступая в отношения с контрагентом. Теперь для того, чтобы налоговая выгода была признана необоснованной, налоговый орган должен доказать, что налогоплательщик умышленно (целенаправленно) создает условия, направленные исключительно на получение налоговой выгоды, либо то, что основной целью совершения сделки (операции) является неуплата (неполная уплата), зачет (возврат) налога (сбора), либо то, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента.

В п. 3 ст. 54.1 НК РФ прямо сказано: “Подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным”.

Это еще раз подтверждает обоснованность сделанного нами вывода.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

– Энциклопедия решений. Разработка и утверждение первичных документов для бухгалтерского учета;

– Энциклопедия решений. Документальное подтверждение факта передачи товара покупателю;

– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет реализации (выбытия) товаров;

– Энциклопедия решений. Правила ведения первичной учетной документации для целей бухгалтерского учета;

– Энциклопедия решений. Запрос у контрагента документов в целях минимизации налоговых рисков.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина
Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: