Куда платить штраф за административное правонарушение

Инструкция по оплате административного штрафа ФАС

Сколько времени дается на оплату штрафа — 2 месяца с момента, когда вынесено решение. Взыскание выставляют заказчику после окончания проверки Федеральной антимонопольной службой.

Закупочная деятельность ведется по двум законодательным нормативам — Федеральной контрактной системе (44-ФЗ) и Федеральному закону о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ). Действия заказчиков и поставщиков строго регламентированы, а любое отклонение от установленных норм влечет за собой административную ответственность. Одной из мер наказания участников закупок выступают штрафные санкции, а оплата штрафа выступает инструментом реализации ответственности. Порядок определения штрафов и их размеров регулируется Кодексом административных правонарушений (КоАП). Устанавливают наказание и последующее взыскание контролирующие органы (Федеральная антимонопольная служба).

Получаем постановление

Заказчик нарушил законодательные нормы о закупках и по результатам проверки ФАС получил наказание в виде штрафных санкций (ст. 107 44-ФЗ, ст. 7.32.3 КоАП). Основание для перечисления взыскания в бюджет — это постановление о назначении административного наказания, выданное ФАС организации-заказчику. После получения постановления на руки производится оплата взыскания. Штраф выписывают на должностное лицо или на организацию — этим и определяется порядок взаиморасчетов заказчика с бюджетом. В ст. 32.2 КоАП РФ закреплено, в течение какого времени нужно оплатить административный штраф — не позднее 60 дней после вступления в силу постановления (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Рассмотрим пример. Организация, выступающая в роли заказчика, получила постановление по делу № 004/04/7.32-295/2022 от 07.09.2021. Суть — нарушение заказчиком ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 44-ФЗ: при подписании дополнительного соглашения к строительному контракту не соблюдены требования действующего законодательства.

В отношении заказчика проводилось административное расследование. Специалисты территориального отделения УФАС изучали поступившие документы. После анализа материалов дела участники разбирательства составили протокол об административном правонарушении. Специалисты УФАС провели слушание по делу, результатом которого и стало постановление № 004/04/7.32-295/2021. Контролирующий орган назначил заказчику штраф в размере 20 000 рублей по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы не нарушать административное законодательство.

Территориальная антимонопольная служба определила и сроки оплаты штрафа по административному правонарушению для нарушителя:

Выясняем сроки оплаты

Готовое и подписанное постановление выдается на руки представителю заказчика или высылается по почте. Помимо суммы взыскания, в распорядительном документе указывают и период взаиморасчетов. По сути, срок добровольной уплаты штрафа после вручения постановления совпадает с обязательным сроком:

  • 60 дней с момента вступления в силу распоряжения ФАС (ч. 1 ст. 32.2 КоАП);
  • 60 дней после истечения отсрочки или рассрочки, разрешенной контролирующим органом (ст. 31.5 КоАП).

По закону, у каждой организации есть 10 дней с момента получения документа на обжалование решения ФАС. Если заказчик не воспользовался своим правом, то постановление вступает в силу немедленно. Если представители заказчика обжаловали распоряжение Антимонопольной службы, то срок расчетов начинается со дня вступления документа в силу.

Определяем реквизиты для перечисления платежа

Платежи проходят только при наличии у плательщика всех необходимых реквизитов. Вот как оплатить штраф по постановлению об административном правонарушении — заполнить квитанцию на оплату (если взыскание перечисляет должностное лицо) или платежное поручение (если оплата производится от имени организации-заказчика). Для перечисления денег в бюджет потребуются реквизиты:

  • ИНН, КПП и ОГРН получателя;
  • наименование ФАС (не название органа, а его наименование и лицевой счет в банковских документах);
  • реквизиты банка;
  • номер расчетного счета контролирующего органа;
  • КБК для конкретного вида взыскания;
  • УИН — уникальный идентификационный номер платежа;
  • реквизиты документа-основания (постановления).

Узнать все эти данные очень просто. Они есть в распорядительном документе об административном правонарушении. Там же приводят и код бюджетной классификации, и УИН.

Заказчику доступно множество вариантов оплаты: через приложения, портал государственных услуг, терминал или банк, клиентом которого является плательщик. Способ расчета зависит от того, на чье имя выписан штраф.

Оплачиваем через мобильные приложения

Вариантов, где оплатить штраф за административное правонарушение, довольно много: нарушители оплачивают взыскание в отделении любого банка, онлайн-платежом через систему РКО или через мобильное приложение. Оплата с помощью специального приложения подходит только в тех случаях, когда квитанция выписана на должностное лицо. Деньги списываются с персонального расчетного счета ответственного сотрудника или руководителя. Отправьте платеж и предоставьте доказательства об оплате в отдел ФАС.

Платежные операции проводятся через мобильные приложения банка — эмитента карты (Сбербанк, ВТБ, Тинькофф). Самым популярным приложением является Сбербанк Онлайн, его и разберем. Алгоритм оплаты довольно простой:

Шаг 1. Устанавливаем на мобильное устройство приложение или заходим на сайт Сбербанк Онлайн.

Шаг 2. Авторизуемся — вводим логин и пароль.

Шаг 3. Берем квитанцию или постановление.

Шаг 4. На нижней панели задач выбираем блок «Платежи».

Шаг 5. Находим вкладку «Налоги, штрафы, пошлины, бюджетные платежи» в разделе платежи.

Читайте также:
Как оформить доверенность на право подписи документов

Шаг 6. Выбираем искомую категорию, вводим реквизиты и оплачиваем.

Шаг 7. Если возможности мобильного устройства позволяют, проводим оплату по штрихкоду или QR-коду. Такой способ позволяет оплатить быстро и без ошибок — вся информация сканируется автоматически. Это значит, что все данные вводятся аналогично квитанции от ФАС. При перечислении денег взимается комиссия Сбербанка за оплату административного штрафа — в зависимости от тарифов регионального отделения.

Есть еще вариант оплаты через мобильное приложение Сбербанка — поиск по ИНН. В поисковой строке указываем индивидуальный номер налогоплательщика, программа выдает все задолженности и штрафы, действующие на текущий момент.

В ряде приложений (в том же Сбербанке) есть функция оплаты через портал госуслуг. Инструкция такова:

Шаг 1. Авторизуемся в приложении.

Шаг 2. Переходим в раздел «Платежи».

Шаг 3. Находим блок «Госуслуги» и переходим по ссылке.

Шаг 4. Выбираем нужный пункт — оплата по УИН или оплата задолженности.

Шаг 5. Перечисляем сумму штрафа без дополнительной комиссии.

Оплачиваем через портал государственных услуг

Для должностного лица и для организации доступна оплата административного штрафа через портал государственных услуг. Плательщик заходит в личный кабинет (персональный или учреждения), выбирает нужное действие, вводит данные и отправляет платеж. Единственный нюанс — если вы не зарегистрированы в системе, такой вариант расчетов с ФАС по административному правонарушению вам не подойдет. Зарегистрированная учетная запись требует верификации, а это дополнительное время, которое задерживает перечисление денежных средств на счет Антимонопольной службы.

Если учетная запись активна, то штраф оплачивается по такой схеме:

Шаг 1. Входим в личный кабинет.

Шаг 2. Выбираем действие «Оплата». В открывшемся меню ищем «Оплата по номеру квитанции». Для удобства пользователей раздел «Оплата по квитанции» выведен в отдельный значок в правом нижнем углу.

Шаг 3. Вводим все реквизиты, заполняем обязательные поля и оплачиваем штраф ФАС. Комиссия за этот вид операций не взимается.

Помимо самих взаиморасчетов, через Госуслуги проводится и проверка поступления денежных средств на счет Федеральной антимонопольной службы. Инструкция, как проверить оплату штрафа:

Шаг 1. Войти в личный кабинет.

Шаг 2. Выбрать раздел «Задолженности».

Шаг 3. Запросить информацию о действующих штрафах и долгах перед бюджетом.

Если в справке не отобразится сумма штрафа в ФАС, значит, деньги поступили на расчетный счет контролирующего органа.

Оплачиваем через терминал

Административный штраф выписан на должностное лицо. Варианты со Сбербанком и государственными услугами плательщику не подходят (он не является пользователем этих сервисов). Это не проблема, есть еще варианты для расчета с ФАС. Оплатите штраф:

  • в ближайшем отделении любого банка, работающего с физическими лицами;
  • в терминале для оплаты (находятся в банках или крупных магазинах).

Оплата штрафа через терминал усложняется двумя факторами. Во-первых, данные с квитанции приходится вводить быстро, в общественном месте и при наличии очереди. Во-вторых, все взаиморасчеты через терминал производятся с учетом комиссии — вы заплатите больше.

Но если других вариантов нет, то платите в терминале. Порядок действий для перечисления денег таков:

  1. Вставляем пластиковую карту (дебетовую или кредитную).
  2. Указываем четырехзначный ПИН-код.
  3. Находим раздел «Платежи».
  4. Выбираем блок «Штрафы».
  5. Вносим сведения из квитанции.
  6. Указываем сумму к перечислению.
  7. Завершаем операцию и обязательно забираем чек.

Если терминал находится в отделении банка, вам помогут осуществить платеж специалисты из зала по работе с клиентами, но комиссию начислят немного больше. У терминалов комиссия фиксирована — 2%.

Формируем платежное поручение

Платежное поручение составляется в случае оплаты административного штрафа юридическим лицом. Предыдущие способы не подойдут — у заказчиков, особенно у бюджетников, есть определенные правила отчетности и исполнения бюджета. На взаиморасчеты по взысканиям выделяются средства (КОСГУ 292), финансирование исполняется в полном объеме и включается в периодическую и итоговую отчетность.

Платежное поручение является и подтверждением факта оплаты для Антимонопольной службы. В постановлении о правонарушении указывают, по каким реквизитам отправить платеж. Нарушать сроки и порядок оплаты запрещено.

Получаем реквизиты для перечисления взыскания за административное правонарушение.

Готовим платежное поручение.

Шаг 1. Определяем номер и дату. Нумерация в платежных документах идет по порядку.

Шаг 2. Вводим сумму штрафа по постановлению.

Шаг 3. Указываем платежные реквизиты плательщика (заказчика) и получателя (ФАС) средств.

Шаг 4. Проставляем коды, идентифицирующие платеж: вид операции 01 (поле 18), уникальный номер каждого платежа УИН (поле 22), очередность — 5 (поле 21), КБК (поле 104), код территориальной принадлежности ОКТМО (поле 105). В поле 106 определяем тип взыскания — ТП (текущий платеж), в поле 107 — периодичность (в нашем случае 0), а в полях 108 и 109 указываем номер и дату административного постановления.

Шаг 5. Заполняем назначение платежа (поле 24). В назначении описывается цель и основание перечисления денежных средств.

Читайте также:
Обращение взыскания на право аренды земельного участка

Готовое платежное поручение подписывают ЭЦП и отправляют для обработки в Казначейство. Факт перечисления денег отразится в выписке с лицевого счета. В ФАС надлежит предоставить подписанный и заверенный банком экземпляр платежного документа.

Проверяем оплату

Заказчик обязан перечислить взыскание в положенный срок и предоставить в антимонопольную службу подтверждение оплаты. Перед тем как готовить подтверждение, посмотрите, прошел ли платеж. Способы проверки оплаты таковы:

  1. По выписке с лицевого счета организации-заказчика.
  2. Через портал государственных услуг.
  3. Через официальный сайт Федеральной службы судебных приставов.

Проверка через сервис ФССП осуществляется аналогично поиску на сайте госуслуг. Пользователь указывает свою фамилию или реквизиты постановления об административном правонарушении ФАС и запускает поиск.

Сервис Федеральной службы приставов позволяет не только проверить, но и оплатить непогашенную задолженность. Все платежные документы (поручения, чеки, оплаченные квитанции) надлежит хранить до момента подтверждения фактического поступления штрафа на счет ФАС.

Ответственность за неуплату

Штраф за административное правонарушение уплачивают в течение 60 дней. Если плательщик проигнорировал постановление или просрочил оплату, его ожидают новые штрафные санкции — возбуждение исполнительного производства службой судебных приставов, двукратное увеличение суммы взыскания или административный арест сроком до 15 суток. В некоторых случаях допускается замена временного лишения свободы на наказание в виде 50 часов обязательных работ.

Куда платить штраф за административное правонарушение

КоАП РФ Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа

1. Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2013 N 49-ФЗ, от 28.12.2013 N 383-ФЗ, от 22.12.2014 N 437-ФЗ, от 03.08.2018 N 298-ФЗ, от 23.06.2022 N 187-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 383-ФЗ)

1.2. Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 11.26, 11.29, 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.21.3, 12.21.4 настоящего Кодекса, должен быть уплачен до выезда принадлежащего иностранному перевозчику транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации, но не позднее срока, указанного в части 1 настоящей статьи.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 362-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 14.12.2015 N 378-ФЗ, от 30.12.2022 N 521-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. При уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, статьей 12.10, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 437-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 513-ФЗ, от 20.04.2022 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3-1. При уплате административного штрафа за административное правонарушение, предусмотренное статьями 5.53 – 5.55, частями 1, 3 и 4 статьи 13.25, частью 1 статьи 14.4.1, частями 1 – 5 и 7 – 9 статьи 14.24, статьями 14.29, 14.30, 14.36, частями 1 – 3 статьи 14.52 (в отношении саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка), статьями 14.52.2, 15.17 – 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26, частями 2 – 4, 6 статьи 15.26.1, статьями 15.26.2 – 15.26.5, 15.28 – 15.31, 15.34.1, 15.35, 15.36, 15.38 – 15.40.1, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Читайте также:
Штраф за административное правонарушение где посмотреть

(часть 1.3-1 введена Федеральным законом от 23.06.2022 N 187-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 205-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.4. Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса, должен быть уплачен не позднее семи дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

(часть 1.4 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 298-ФЗ)

1.5. Административный штраф, предусмотренный частями 1 – 1.4 настоящей статьи, может быть уплачен в соответствующем размере лицом, привлеченным к административной ответственности, до дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

(часть 1.5 введена Федеральным законом от 11.06.2022 N 201-ФЗ)

2. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

3. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом “О национальной платежной системе”, организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Утратил силу с 1 января 2008 года. – Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 09.11.2009 N 249-ФЗ, от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 18.07.2011 N 226-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ, от 28.12.2013 N 383-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 03.08.2018 N 298-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Части шестая – седьмая утратили силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом “О национальной платежной системе”, которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

(часть 8 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 236-ФЗ)

Читайте также:
Где получить кредитную карту срочно без справок

Узнать задолженность по административным штрафам по фамилии – проверка у судебных приставов

Как узнать задолженность по административным штрафам

Административный штраф – наиболее популярный вид наказания за административное правонарушение. Механизмы назначения, суммы и причины для наложения штрафов закреплены в КоАП. Никто не застрахован от получения административного штрафа. Однако при просроченной оплате штрафа возникает задолженность, которая может привести к неприятным последствиям. Поэтому, лучше узнавать, имеется ли у вас задолженность по административным штрафам и погашать ее в срок. Тем более что в наше время это можно сделать онлайн с помощью специальных сервисов по проверке задолженностей.

Рассмотрим возможные способы проверки административных штрафов:

1. Портал электронных госуслуг (сайт www.gosuslugi.ru).

На данном портале требуется полная регистрация, авторизация, зато здесь аккумулируются все данные со всех министерств, ведомств и служб. Соответственно, только здесь вы найдете наиболее полную информацию об имеющихся штрафах и задолженностях. И пусть вас не пугает регистрация на портале – помимо информации о штрафах, вы сможете получать широкий спектр государственных услуг. Для того, чтобы проверить штрафы на портале, нужно зайти в соответствующий раздел и далее следовать инструкции. Вы также можете добавить “информеры”, тогда на вашей главной странице всегда будет отображаться текущая информация из официальных баз данных.

2. Портал ГИБДД (сайт гибдд.рф).

На данном портале вы легко можете проверить штрафы ГИБДД. Для проверки необходимо:

⦁ Находясь на портале гибдд.рф, зайти во вкладку “контакты” и выбрать там “проверка штрафов”;

⦁ После чего необходимо заполнить поля “государственный регистрационный знак” и “свидетельство о регистрации ТС”;

⦁ Далее нажмите “запросить проверку” и ожидайте результаты, которые не заставят себя долго ждать.

3. Портал ФНС РФ.

Получить информацию о налоговой задолженности и штрафах вы можете с помощью сервиса официального сайта ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Данный сервис наряду с информацией о задолженности предоставляет возможность получать:

  • актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах;
  • о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей;
  • о наличии переплат;
  • осуществлять оплату начислений по налогам;
  • заполнять декларацию по форме 3-НДФЛ и отслеживать статус ее камеральной проверки;
  • обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

Но один раз посетить налоговую все же придется, для того чтобы завести личный кабинет, если у вас его еще нет.

4. На официальном сайте ФССП (http://fssp.gov.ru/ )

Проверка штрафов у судебных приставов

На официальном сайте ФССП в “Банке данных исполнительных производств” содержится информация о просроченных административных штрафах. То есть о тех, по которым срок оплаты прошел, нарушитель во время не погасил штраф, и было открыто исполнительное производство судебными приставами.

Для того чтобы проверить , имеются ли у вас такие штрафы, необходимо:

1. Войти на сайт fssprus.ru. Перед вами сразу же будет форма для заполнения.

2. Ввести фамилию и имя или номер исполнительного производства (ИП).

3. Регион, если не определился автоматически, нужно выбрать из предложенного списка.

5. Далее сервис потребует ввести код с картинки для проверки того, что вы не робот.

6. По результатам поиска сервис выдаст вам список имеющихся исполнительных производств. Если же страница окажется пустой, значит у вас отсутствуют просроченные задолженности.

Также доступен и расширенный поиск по физическим лицам, юридическим лицам, по номеру исполнительного производства (ИП), по номеру исполнительного документа (ИД).

Второй способ проверки просроченных штрафов в “Банке данных исполнительных производств” – проверка с помощью интернет сервиса https://oplata-fssp.ru.

Здесь вам потребуется ввести фамилию, имя, отчество, дату рождения, и указать регион, в котором вы проживаете.

Этот способ также является простым и удобным. Информацию вы получите сразу по результатам проверки в “Банке данных исполнительных производств”. Дополнительным преимуществом данного способа является возможность погашения задолженности, обнаруженной при проверке.

Важно учесть, что запись о задолженности в “Банке данных исполнительных производств” ФССП будет удалена или изменена (в случае неполного погашения части задолженности) в течение 3 – 7 дней с момента оплаты. Сведения об имеющихся задолженностях по вновь возбужденным исполнительным производствам также могут попадать в базы данных с задержкой, поэтому наличие задолженности стоит проверять периодически и непосредственно перед выездом за границу.

Ограничение выезда из РФ – не единственная неприятность, с которой можно столкнуться в случае наличия невыполненных в срок обязательств по исполнительному производству. Судебные приставы могут также вынести постановление, например, о лишении вас права на управление транспортным средством, арестовать денежные средства, находящиеся на счетах и вкладах должника, описать и наложить арест на имущество. В некоторых случаях должник может даже подвергнуться уголовному преследованию.

Если вам необходимо получить справку об отсутствии задолженности, это можно сделать либо обратившись лично в соответствующий отдел ФССП с заявлением о получении справки, либо онлайн, с помощью портала госуслуг.

Читайте также:
Образец рукописной доверенности с правом представления интересов

Порядок уплаты административного штрафа

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (десять суток со дня вручения или получения копии постановления) либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.Реквизиты для зачисления денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения указываются в постановлении по делу об административном правонарушении и квитанции на уплату штрафа.
Произвести уплату штрафа, можно одним из следующих способов: через операторов банков, через банкомат самообслуживания Сбербанка, с помощью сервисов онлайн, с помощью портала государственных услуг зарегистрированным пользователям.
Обязательно при этом учитывать комиссию банка, так как платеж может не пройти, и придётся заново вносить нужную сумму или доплачивать. Если административный штраф уплачивается по постановлению, вынесенному в отношении другого лица, то в поле назначение платежа, указывается информация о постановлении и лице, в отношении которого оно вынесено.
Например: «административный штраф по постановлению № 300000 от 14.02.2017 г. в отношении Иванова Ивана Ивановича».
После уплаты, гражданин получает документ (квитанцию), который желательно хранить, на случай претензий о неуплате. В случае, неправильного заполнения обязательных реквизитов платежного документа, Ваш платеж не будет идентифицирован. Если платеж, возможно, идентифицировать, штраф будет считаться оплаченным после уточнения, в течение 10 дней. Если платеж невозможно идентифицировать, то задолженность остается не погашенной.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении шестидесяти дней с момента вступления решения в законную силу, соответствующиематериалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, уполномоченным должностным лицом ОВД или судебным приставом-исполнителем, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В 2016 году в КоАП РФ внесены изменения, позволяющие водителям оплачивать штраф в размере 50 % за незначительные нарушения.По общему правилу штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления по делу об АП в законную силу.
Часть. 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрена возможность оплатить штраф за правонарушения в области дорожного движения (глава 12) в размере половины суммы наложенного административного штрафа. При этом установлен срок, в течение которого штраф может быть уплачен со скидкой в 50 % – он составляет не более 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Также штраф должен быть уплачен в полном размере, если судом исполнение постановления о штрафе было отсрочено либо рассрочено.
При этом в постановлении по делу об АП в случае наложения административного штрафа должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая на перечисление суммы административного штрафа, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в размере 50%.

Нельзя уплатить половину штрафа за нарушения:
• ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ (повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке);
• ст. 12.8 КоАП РФ (Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения);
• ч. 6 ст. 12.9 КоАП РФ (Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час, совершенное повторно);
• ч. 7 ст. 12.9 КоАП РФ (Превышение установленной скорости движения на величину более 60 и 80 километров в час, совершенное повторно);
• ч. 3 ст. 12.12 КоАП РФ (Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, если данное правонарушение совершено повторно).
• ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ (Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, если данное правонарушение совершено повторно);
• ч. 3.1 ст. 12.16 КоАП РФ (Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением, если данное правонарушение совершено повторно);
• ст. 12.24 КоАП РФ (Нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего);
• ст. 12.26 КоАП РФ (Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения);
• ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ (Невыполнение требования ПДД о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования).
Справочно: Повторным считаются правонарушения, совершенные повторно в течение 1 года со дня окончания исполнения первого постановления.
Какие штрафы можно уплатить в размере половины суммы штрафа
Внесенными изменения в действующее законодательство установлено, что при назначении наказания по статьям 12 главы КоАП РФ, не указанным в разделе «Какие штрафы нельзя оплатить со скидкой в 50 %», штраф можно уплатить в половинном размере (см.таблицу ниже).
Единственным условием является срок уплаты штрафа (не более 20 дней со дня составления постановления по делу). При несоблюдении 20-дневного срока штраф уплачивается в полном объеме (100 %).

Читайте также:
Где имеют право останавливать сотрудники ГИБДД

Штрафы которые можно уплатить со скидкой 50 % (таблица)
статья 12.1 КоАП РФ управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим технический осмотр, за исключением ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ
статья 12.2 КоАП РФ управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
статья 12.3 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов
статья 12.4 КоАП РФ нарушение правил установки устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов
статья 12.5 КоАП РФ управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак “Инвалид”
статья 12.6 КоАП РФ нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов
статья 12.7 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством
статья 12.9 КоАП РФ превышение установленной скорости движения, совершенное впервые
статья 12.10 КоАП РФ нарушение правил движения через железнодорожные пути
статья 12.11 КоАП РФ нарушение правил движения по автомагистрали
статья 12.12 КоАП РФ проезд на красный сигнал светофора, за исключением ч. 3 ст. 12.12 КоАП РФ
статья 12.13 КоАП РФ нарушение правил проезда перекрестков
статья 12.14 КоАП РФ нарушение правил маневрирования
статья 12.17 КоАП РФ непредоставление преимущества в движении полиции, скорой помощи
статья 12.18 КоАП РФ непредоставление преимущества в движении пешеходам
статья 12.19 КоАП РФ нарушение правил остановки или стоянки
статья 12.22 КоАП РФ нарушение правил учебной езды
статья 12.23 КоАП РФ нарушение правил перевозки людей
статья 12.29 КоАП РФ нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
статья 12.36.1 КоАП РФ нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства
статья 12.37 КоАП РФ несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Об ответственности за езду без полиса ОСАГО читайте в статье по ссылке

Обратите внимание, что срок, в течение которого можно уплатить штраф со скидкой, составляет 20 календарный дней не со дня получения постановления, а со дня его вынесения.

Предупреждение:
1) Согласно ч. 1 ст. 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. В случае неуплаты, по истечении 60 дней, взыскание производится в принудительном порядке.
2) Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
3) Согласно ч. 4 ст. 67 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае неуплаты административного штрафа, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Что должно быть в постановлении?
В вашей копии постановления по делу об административном правонарушении, помимо сведений, которые указывались в этом документе и прежде, должна содержаться информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 названного Кодекса (см. справку с текстом статьи 29.10 КоАП). Напомним, что штраф со скидкой в этом случае не может быть менее 250 рублей.
Если вам предложат расписаться в документе, не содержащем информацию о возможной скидке, попросите инспектора исправить эту ошибку. А если отказывается, вписывайте в него следующую фразу: Постановление, составленное инспектором ДПС, противоречит законодательству РФ, так как не учитывает требования статьи 32.2 КоАП, обязывающие уплатить административный штраф в полном размере не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. То есть отсутствует указание, что штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления.
Данная памятка носит разъяснительно-информативный характер, подготовлена МВД по РСО – Алания, для граждан республики и позволит своевременно осуществлять уплату административных штрафов, во избежание более строгого наказания.

Читайте также:
Вкладчик товарищества на вере имеет право

Штраф не по адресу

Итак, некоего Виктора Гущина наказали на 6 тысяч рублей за то, что он не уплатил в установленные сроки штраф в 3 тысячи рублей. Но вот беда: о наказании в 3 тысячи рублей он просто не знал. Штраф ему выписали в автоматическом режиме за остановку в неположенном месте, а копию постановления, как это водится, направили по почте заказным письмом.

Однако об этом штрафе он узнал спустя полгода, когда был вызван в суд для рассмотрения дела по части 1 статьи 20.25 предусматривающей ответственность за несвоевременную уплату штрафа. В суде Гущин заявил, что не мог обжаловать штраф и оплатить его по той простой причине, что не знал о его существовании. Он даже попросил судью помочь в получении копии уведомления о вручении почтового отправления. И судья даже направил соответствующий запрос. Однако ответа на него не получил. Тем не менее он принял решение привлечь Гущина к ответственности, назначив ему штраф в двойном размере – 6 тысяч рублей. Суд исходил из того, что копия постановления была направлена заказным письмом и получена адресатом.

Но автовладелец обжаловал это решение в районном суде, приложив ответ руководства почты на его обращение о розыске “письма счастья”. В ответе говорилось, что документы могут быть предоставлены только по запросу суда. Районный суд пошел навстречу и запросил документы. В ответе уже говорилось о том, что почтовое отправление поступило в отделение почтовой связи, однако сотрудником отделения почтовой связи была нарушена технология его вручения, документы, подтверждающие возврат или вручение указанного отправления отсутствуют, и почтовое отправление признано утраченным.

То есть факт того, что письмо было вручено, оказался под большим сомнением. И к какому выводу приходит суд? Он оставляет решение мирового судьи в силе, пояснив, что в ответе почты не указано конкретное лицо, допустившее нарушение, отсутствуют ссылки на обстоятельства, при которых органом связи было установлено и исследовано допущенное сотрудником нарушение порядка вручения заказного письма, а также документы, подтверждающие выявленное нарушение.

Это решение поддержала и кассационная инстанция. Однако с этим категорически не согласился Верховный суд. В своем постановлении он напомнил, что лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

Ни один из судов не проверял доводы Гущина и не давал им правовой оценки. Более того, судья районного суда в своем решении обозначает вопросы, на которые не были получены ответы. Но ведь он мог запросить их в компетентном органе.

Кроме того, вызывает сомнение, что ответы на эти вопросы прольют свет на дело. “Причины, по которым почтовое отправление было утрачено и сведения о лице его утратившем, не влияют на неполучение Гущиным названного почтового отправления и исчисление срока вступления в законную силу постановления”, – говорится в постановлении Верховного суда.

Поэтому Верховный суд отменил все решения нижестоящих судов, а производство по делу прекратил за недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные постановления.

Напомним, что постановление о штрафе вступает в силу через десять дней с момента его получения автовладельцем либо с момента, когда ведомство, вынесшее постановление, получает информацию, что вручить его не удалось. 10 дней дается на обжалование. Еще 60 дней – на уплату штрафа.

Получается, исходя из этого решения Верховного суда, что если человек просто не приходил на почту за своим письмом, то срок начнет исчисляться. И по истечении 70 дней его можно привлечь к ответственности за нарушение срока уплаты штрафа. А это не только штраф в двойном размере. Это может быть и административный арест до 15 суток или обязательные работы на срок до 50 часов. Но если почта даже не предпринимала попыток вручить письмо, или тому нет доказательств, или она его вовсе потеряла, то и привлекать за несвоевременную уплату штрафа автовладельца нельзя.

Напомним также, что теперь письма о штрафах, как и судебные, хранятся всего 7 дней. Если автовладелец за это время не заберет письмо, то срок вступления в силу начнет отсчитываться.

Читайте также:
Доверенность на право получения почтовой корреспонденции

Права человека и государственный суверенитет в решениях кс рф

В Постановлении от 14 июля 2015 г. № 21-П Конституционный Суд РФ указал на «недопустимость имплементации в правовую систему государства международных договоров, участие в которых может повлечь ограничения прав и свобод человека и гражданина или допустить какие-либо посягательства на основы конституционного строя Российской Федерации и тем самым нарушить конституционные предписания» [1] .

Трудно себе представить абсурдную ситуацию, при которой Россией были регламентированы международные договоры действительно, а не абстрактно влекущие какие-либо ограничения прав и свобод человека и гражданина или допускающие посягательства на основы российского конституционного строя. По крайней мере, подобных ратифицированных международных договоров обнаружить не удалось.

В указанном постановлении Конституционный Суд РФ отметил, что «ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, содержащие оценки национального законодательства либо касающиеся необходимости изменения его положений, не отменяют для российской правовой системы приоритета Конституции РФ и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции РФ».

Вместе с тем при ратификации указанной Конвенции Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Российской Федерацией не было сделано соответствующих оговорок и заявлений.

По сути, Конституционный Суд РФ, давая толкование ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, гласящей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, допускает, что даже ратификация Российской Федерацией международного договора не означает его применения.

По мнению Конституционного Суда РФ, «Россия может в порядке исключения отступить от выполнения возлагаемых на нее обязательств, когда такое отступление является единственно возможным способом избежать нарушения основополагающих принципов и норм Конституции Российской Федерации».

Таким образом, Конституционный Суд РФ позволяет в одностороннем порядке не выполнять принятые Российской Федерацией международные обязательства, что влечет нарушение принципа международного права pacta sunt servanda.

Более того, в завуалированной форме Конституционный Суд РФ указал, что постановления Европейского Суда по правам человека не могут считаться обязательными для исполнения в России, если они нарушают государственный суверенитет и не допускают вмешательства во внутренние дела государства. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что решения межгосударственного органа (в том числе ЕСПЧ) могут не исполняться Российской Федерацией, если толкование нормы международного договора, на котором основано это решение, нарушает положения Конституции РФ.

Таким образом, защита прав человека допустима лишь в случае, если она не нарушает государственный суверенитет, положения Конституции РФ и не допускает вмешательства во внутренние дела государства.

Я далек от мысли, что Конституция РФ позволяет российскому правоприменителю не согласиться с отдельным постановлением Европейского Суда по правам человека, поэтому аргумент Конституционного Суда РФ в этой части является неубедительным, скрывающим совсем другие конъюнктурные цели.

Ранее с удья Конституционного Суда РФ А.Л. Кононов отметил, что с уверенитет не перечислен в числе тех конституционно защищаемых целей (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), ради которых возможно ограничение основных прав и свобод. Многократное, как заклинание, не имеющее конкретного смысла, обращение к понятию суверенитета, отягощенному спорными правовыми проблемами, оправдывающему умаление или ограничение политических прав во имя интересов государства или якобы публичного интереса, не только проявляет слабость аргументации юридического решения, но и обнаруживает полную девальвацию этих понятий, противоречит всей концепции прав и свобод, не совместимой с идеологией суверенной государственности и уж, во всяком случае, не являющейся равнозначной ценностью (особое мнение с удьи Конституционного Суда РФ А.Л. Кононова в определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 797-О-О) [2] .

Постановлением от 14 июля 2015 г. № 21-П Конституционный Суд РФ фактически создал механизм, при котором исполнение постановлений Европейского Суда по правам человека и решений межгосударственных органов судами общей юрисдикции, арбитражными судами и государственными органами Российской Федерации ставится в зависимость от обращений в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке их соответствия Конституции РФ.

Стоит отметить, что Конституционный Суд РФ и ранее неоднократно пытался подменить собой законодателя, особенно в отношениях, касающихся выполнения принятых международных обязательств. Например, приняв решения, в которых фактически установил запрет на назначение наказания в виде смертной казни (определения от 2 февраля 1999 г. № 3-П [3] ; от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р [4] ; от 19 апреля 2010 г. № 8-П [5] ).

На мой взгляд, Конституционный Суд РФ противопоставляет защиту прав человека защите государственного суверенитета, ограничивая защиту прав и свобод человека и гражданина внутригосударственным правом. Данное обстоятельство в очередной раз свидетельствует об отказе Российской Федерации выполнять принятые международные обязательства при непосредственном участии Конституционного Суда РФ.

Читайте также:
Ходатайство об уменьшении штрафа по административному правонарушению

Вся эта ситуация не может не вызывать удивление. Вместо того, чтобы последовательно выполнять принятые международные обязательства, Конституционный Суд РФ фактически противопоставляет права человека суверенитету государства, создав механизм контроля исполнения решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина.

[1] Постановление КС РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона “О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней”, пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации”, частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // C З РФ. 2015. № 30. Ст. 4658.

[2] Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 797-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 52. Ст. 6533.

[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16.07.1993 г. «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 867.

[4] Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1999 г. № 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16.07.1993 г. «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5867.

[5] Постановление Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2010 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части второй статьи 30 и части второй статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Р.Р. Зайнагутдинова, Р.В. Кудаева, Ф.Р. Файзулина, А.Д. Хасанова, А.И. Шаваева и запросом Свердловского областного суда» // СЗ РФ. 2010. № 18. Ст. 2276.

Разновидности государственного суверенитета России

Государственный суверенитет Российской Федерации и его виды

На сегодняшний день выделено три вида суверенитета, которые представлены:

  • государственным суверенитетом;
  • народным суверенитетом;
  • суверенитетом нации.

Определение 1

Государственный суверенитет– это некое свойство и способность государства самостоятельным образом, минуя вмешательства из внешней среды, производить определение своей внутренней и внешней политики при условии, что соблюдаются права человека и гражданина, а также защищаются права национальных меньшинств, соблюдаются нормы права международного характера.

Государственный суверенитет, в свою очередь, может быть рассмотрен согласно двум аспектам:

  1. Внешнем. Он может быть представлен самостоятельностью и независимостью государства на международной арене.
  2. Внутреннем. Он может быть представлен верховенством во всех делах на собственной территории.

Французский мыслитель Ж.Боден (1530-1596) занимался идеологией теории государственного суверенитета. Благодаря его трудам появилась связь между суверенитетом и государственной властью.

Помимо этого, идеологом был определен государственный суверенитет, как свойство государственной власти представлять в социуме абсолютную, самостоятельную, высшую силу.

Понятие народного суверенитета, в толкование которого был вложен собственный талант французского философы Ж.Ж.Руссо (1712-1778), сформировалось в процессе борьбы против абсолютистской монархической власти с целью утверждение прав так именуемого «третьего» сословия, то есть буржуазии.

Суть основной идеи теории народного суверенитета заключалась в том, что государственная власть обладала определенным источником, который в свою очередь, представлял, ни волю властителя, то есть не императора и даже не короля, а волю народа. По мнению Ж.Ж.Руссо, суверенитет должен всегда принадлежать народу. К тому же, суверенитет не должен находиться под ограничениями каких-либо законов.

Читайте также:
Как обжаловать протокол об административном правонарушении ГИБДД

Таким образом, сформулированное толкование народного суверенитета наполнило новейшим, демократическим содержанием категорию «государственный суверенитет». Все это положило огромный шаг в понимании природы государственности и поисках путей ее демократической реорганизации.

Возникновение и формирование идей национального суверенитета связано с периодом нарастания освободительной борьбы, когда власть империй была поставлена под сомнение, а подданные, которые находились в колониях, начали требовать права на самостоятельность и соответственно государственность.

Вся важность подобной идеи заключалась в возможности предоставить каждому народу право создание своего государства. Результатом движения за национальный суверенитет и его осуществление в политической и правовой форме выступило вхождение органической части, в общем, демократический процесс.

Важно отметить, что наличие трех видов суверенитета совершенно не говорит о том, что они независимы, разнопорядковы и проявляются самостоятельно друг от друга. Явление суверенитета можно соотнести только и исключительно с государством. Собственно государство, представляя собой властную силу общества, охарактеризовано суверенитетом как внутри себя, так и вне себя.

Именно благодаря народу происходит формирование государства. Народ в подобной ситуации выступает как носитель государственного суверенитета. То есть, другими словами, государственный суверенитет есть отражение состояния государственной воли народа.

Безусловно, демократически организованное государство, которое охватывает все население той или другой территории, должно обладать такой волей, которая является независимой, самостоятельной и верховной.

Формы и принципы государственного суверенитета Российской Федерации

Государственный суверенитет содержит определенные принципы, которые выступают, как основополагающие и представлены:

  • единством и неделимостью территории;
  • неприкосновенность территориальных границ;
  • невмешательством во внутренние дела.

Замечание 4

Если же границы данного государства подвергаются нарушению, каким бы то ни было иностранным государством или внешней силой, или же они заставляет его принять то или иное решение, которое не отвечает национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.

Среди форм государственного суверенитета выделяют такие, как формальная и ограниченная.

Каждая из форм обладает определенными нюансами, которые характеризуют именно ее.

Формальный суверенитет государства – это такая форма суверенитета, при которой данный суверенитет юридически и политически быть провозглашен, а фактическим образом не реализуется по причине распространения на него воздействия иных государств. То есть, другими словами, такой суверенитет не осуществляется, из-за присутствия влияния иных государств.

Ограничение суверенитета может быть как принудительное, так и добровольное.

Например, принудительное ограничение может быть по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств, которые являются победителями в данной войне.

Добровольное ограничение суверенитета может допустить самостоятельно государство, согласно взаимной договоренности с иными государствами, например, чтобы достигнуть определенные общие для всех цели.

Добровольного ограничение суверенитета происходит тогда, когда формируется объединение государств в федерацию и передается ей часть суверенных прав.

Государственный суверенитет характеризуется такими качествами как неотчуждаемость и неделимость, а также связью с государством и волей людей, объединенных в него.

Важно отметить, что любое государство, каким бы оно ни было, унитарным или федеративным, имеет один и единственный государственный суверенитет, формирование которого происходит через волю составляющего его народа, то есть населения и граждан, и осуществляется путем механизма соответствующей государственной власти.

Помимо этого, у внутригосударственных образований не государственного суверенитета. Конституцией Российской Федерации провозглашается только «суверенитет Российской Федерации», который «распространяется на всю ее территорию».

Конституционные основы государственного суверенитета Российской Федерации

Государственный суверенитет РФ был провозглашен 12 июня 1990 г. путем учреждения Декларации «О государственном суверенитете Российской Федерации».

Конституционные основы государственного суверенитета Российской Федерации представлены:

  • верховенством Конституции Российской Федерации и федерального законодательства над законодательством субъектов Российской Федерации. Подобные положения содержатся в части 1 статьи 15, в части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации;
  • территориальной целостность и неприкосновенностью границ государства. Положения касаемо данного вопроса рассмотрены в части 3 статьи 4 Конституции российской Федерации;
  • правом защиты собственного суверенитета во внутренних и внешних делах государства. Подобные положения и информация по данному вопросу находится в статье 56, пункте «к» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации;
  • едиными вооруженными силами государства. Ознакомиться с положениями можно в пункте «м» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации;
  • единством экономического пространства, единым финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. Касаемо данных положений был сформирован пункт «ж» в части 1 статьи 71, а также части 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации.
  • исключительным правом на внешнеполитическую и международную договорную деятельность, о чем говорит пункт «к» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации;
  • управлением федеральной государственной собственностью, регулированием важнейшими отраслями народного хозяйства и стратегическими природными ресурсами, что указано в пункте «д» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: