Коммерческий найм жилого помещения с правом выкупа

Коммерческий найм жилого помещения с правом выкупа

от 21 сентября 2016 года N 588-ПП

О порядке выкупа и найма жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по отдельным видам договоров

(с изменениями на 6 декабря 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях обеспечения реализации гражданами полного объема правомочий в отношении жилых помещений, предоставленных им из жилищного фонда города Москвы по отдельным видам договоров, Правительство Москвы

1. Установить, что:

1.1. Граждане, которым до дня вступления в силу настоящего постановления в соответствии с правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы были предоставлены жилые помещения из жилищного фонда города Москвы для проживания по договорам найма жилых помещений в бездотационном доме жилищного фонда города Москвы, договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования города Москвы, многодетным семьям по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями в малоэтажных домах жилищного фонда города Москвы, а также которым были предоставлены по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений до дня вступления в силу постановления Правительства Москвы от 20 октября 2009 года N 1128-ПП “Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы”, имеют право на предоставление им занимаемых на указанных основаниях жилых помещений путем заключения с Департаментом городского имущества города Москвы (далее Департамент) одного из следующих видов договоров в отношении занимаемых жилых помещений в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы и на условиях и в порядке, установленных настоящим постановлением:

1.1.1. Договора купли-продажи.

1.1.2. Договора найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы (кроме граждан, которым были предоставлены жилые помещения для проживания по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями в малоэтажных домах жилищного фонда города Москвы) на условиях ранее заключенного договора в части предмета, срока, цены, прав и обязанностей сторон, который заключается в отношении занимаемого жилого помещения, предоставленного на основании правового акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, либо в отношении занимаемого жилого помещения, срок действия договора по пользованию которым не истек.

1.1.3. Договора безвозмездного пользования жилым помещением жилищного фонда города Москвы (для граждан, которым были предоставлены жилые помещения для проживания по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями в малоэтажных домах жилищного фонда города Москвы) на условиях ранее заключенного договора в части предмета, срока, прав и обязанностей сторон в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.

1.2. Граждане, которым предоставлены жилые помещения и которые указаны в пункте 1.1 настоящего постановления, подают в Департамент заявления о предоставлении занимаемых жилых помещений по договорам купли-продажи, по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями в малоэтажных домах жилищного фонда города Москвы или по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования города Москвы.

1.3. Основанием для принятия Департаментом заявления, предусмотренного пунктом 1.2 настоящего постановления, является наличие принятого до дня вступления в силу настоящего постановления решения, оформленного правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, о предоставлении занимаемого жилого помещения.

1.4. Основанием для заключения Департаментом договора купли-продажи жилого помещения является распоряжение Департамента о предоставлении жилого помещения по договору купли-продажи.

1.5. Основанием для заключения Департаментом договора найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы является распоряжение Департамента о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы.

1.6. Жилые помещения, занимаемые гражданами на условиях, указанных в пункте 1.1 настоящего постановления, по соответствующим договорам, до предоставления им по договорам купли-продажи или договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования города Москвы подлежат переводу в жилищный фонд коммерческого использования города Москвы Департаментом.

1.7. Предоставление гражданам, указанным в пункте 1.1 настоящего постановления, занимаемых жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования города Москвы (пункт 1.1.2 настоящего постановления) или договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями жилищного фонда города Москвы (пункт 1.1.3 настоящего постановления) не лишает их права на заключение договора купли-продажи в отношении таких жилых помещений в порядке, установленном настоящим постановлением.

1.8. Граждане, указанные в пунктах 1.1 и 1.7 настоящего постановления, вправе выкупить жилое помещение, если они подали в Департамент заявление о предоставлении занимаемого жилого помещения по договору купли-продажи до 31 декабря 2023 года.

1.9. Выкуп осуществляется в отношении всего занимаемого жилого помещения вне зависимости от его размеров. Выкуп части жилого помещения не допускается. Занимаемое жилое помещение предоставляется в общую долевую собственность в равных долях лицам, указанным в пункте 1.1 настоящего постановления, с которыми заключен соответствующий договор найма жилого помещения в бездотационном доме жилищного фонда города Москвы, договор найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы, договор безвозмездного пользования жилым помещением в малоэтажных домах жилищного фонда города Москвы, договор субаренды либо которым жилые помещения предоставлены в качестве служебных жилых помещений, в том числе несовершеннолетним детям, за исключением лиц, указанных в абзаце третьем пункта 3 приложения 1 к настоящему постановлению.

1.10. Многоквартирные дома, относящиеся к бездотационным домам жилищного фонда города Москвы, исключаются из числа бездотационных домов жилищного фонда города Москвы и включаются в установленном порядке в жилищный фонд коммерческого использования города Москвы.

2.1. Порядок выкупа жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по отдельным видам договоров (приложение 1).

2.2. Порядок заключения договоров найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования города Москвы, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по отдельным видам договоров (приложение 2).

3. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 454-ПП “Об утверждении Государственной программы города Москвы “Жилище” на 2012-2018 годы” (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 года N 64-ПП, от 15 июня 2012 года N 272-ПП, от 22 апреля 2014 года N 205-ПП, от 8 апреля 2015 года N 189-ПП), исключив из третьего предложения пункта 7.2 подраздела 1.3 раздела 1 мероприятия 2.1 подраздела “Характеристика мероприятий подпрограммы” раздела 7.2 приложения к постановлению слова “или на заключение договора, предметом которого является иное жилое помещение в одном из бездотационных домов, наиболее отвечающее в данный момент потребностям семьи участника в обеспечении жильем”.

Читайте также:
Право подписи финансовых документов на основании приказа

4. Признать утратившими силу:

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Ефимова В.В.

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 21 сентября 2016 года N 588-ПП

Порядок выкупа жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по отдельным видам договоров

(с изменениями на 6 декабря 2019 года)

1. Порядок выкупа жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по отдельным видам договоров (далее – Порядок), определяет условия и процедуру предоставления гражданам жилых помещений на условиях договора купли-продажи жилого помещения, предоставленных до дня вступления в силу настоящего постановления на основании правовых актов уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы по договорам найма жилых помещений в бездотационном доме жилищного фонда города Москвы, договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования города Москвы, предоставленных многодетным семьям по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями в малоэтажных домах жилищного фонда города Москвы, а также предоставленных по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений до дня вступления в силу постановления Правительства Москвы от 20 октября 2009 года N 1128-ПП “Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы”.

Расчет выкупной стоимости жилых помещений, предоставляемых по договорам купли-продажи, осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы (далее – Департамент) на дату подачи заявления о предоставлении занимаемого жилого помещения по договору купли-продажи (далее – заявление) в соответствии с Методикой расчета выкупной стоимости жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по отдельным видам договоров (приложение к настоящему Порядку).

2. Форма заявления, форма решения об отказе в приеме заявления, форма решения о приостановлении рассмотрения заявления, форма распоряжения о предоставлении жилого помещения по договору купли-продажи, форма договора купли-продажи жилого помещения, форма уведомления об отказе в выкупе жилого помещения утверждаются правовым актом Департамента.

В форме заявления о предоставлении по договорам купли-продажи жилых помещений, занимаемых многодетными семьями по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями в малоэтажных домах жилищного фонда города Москвы, должна содержаться информация об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ценами, ставками, тарифами, утвержденными Правительством Москвы для собственников жилых помещений.

3. В качестве заявителей выступают совершеннолетние граждане, указанные в правовых актах уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы о предоставлении жилого помещения и (или) в соответствующих договорах, совместно проживающие в жилом помещении по месту жительства, в том числе несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет (далее – заявитель).

Несовершеннолетние граждане, не достигшие возраста 14 лет, проживающие в предоставленном жилом помещении по месту жительства, но не указанные в соответствующих договорах, также указываются в заявлении.

Граждане, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, не включаются в заявление в случае:

– представления оригинала нотариально заверенного отказа таких граждан от предоставления занимаемого жилого помещения по договору купли-продажи и по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы (применяется только для совершеннолетних граждан);

– наличия судебного акта, в соответствии с которым такие граждане утратили право пользования занимаемым жилым помещением;

– смерти таких граждан.

4. Интересы заявителей из числа совершеннолетних граждан могут представлять иные лица на основании доверенности, удостоверенной нотариально.

5. Документы, представляемые заявителем лично в Департамент:

5.1. Заявление, подписанное всеми заявителями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка.

5.2. Копия правового акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о предоставлении занимаемого жилого помещения.

5.3. Копии документов, удостоверяющих личность, с предъявлением подлинников документов: для граждан, достигших возраста 14 лет, паспорт гражданина Российской Федерации, для граждан в возрасте до 14 лет – свидетельство о рождении.

5.4. Копия документа, удостоверяющего личность уполномоченного представителя заявителя (пункт 4 настоящего Порядка), с предъявлением подлинника документа.

5.5. Копия нотариально удостоверенной доверенности с предъявлением подлинника доверенности (при обращении уполномоченного представителя заявителя).

5.6. Выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка об отсутствии задолженности по оплате занимаемого жилого помещения и коммунальных услуг, выданные соответственно организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, или ресурсоснабжающими организациями и содержащие информацию об отсутствии задолженности за период, предшествующий месяцу подачи заявления (если начисление платежей и формирование платежных документов осуществляются без использования Автоматизированной системы управления “Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ” и платежные документы формируются соответственно организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, или ресурсоснабжающими организациями).

5.7. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования с предъявлением оригинала.

5.8. Справка о размере материнского капитала (в случае реализации права выкупа с использованием средств материнского (семейного) капитала), выданная уполномоченным органом не более чем за 30 дней до даты подачи заявления.

5.9. Копия договора найма жилого помещения в бездотационном доме жилищного фонда города Москвы (при наличии), копия договора найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования города Москвы (при наличии), копия договора найма служебного жилого помещения (при наличии), копия договора безвозмездного пользования жилым помещением, предоставленным многодетной семье в малоэтажном доме жилищного фонда города Москвы (при наличии) либо копия договора субаренды жилого помещения.

Как составить договор аренды с правом выкупа

Договор с правом выкупа — это соглашение сторон, предметом которого является аренда имущества с возможностью его дальнейшего перехода в собственность, с учетом соблюдения обязательств по оплате.

Когда составляется

Договор аренды с возможностью выкупа предмета сделки относится к категории смешанных соглашений. К нему применяются нормы права об аренде и купли-продажи.

Необходимость оформления таких сделок обусловливается заинтересованностью в приобретении предмета сделки в собственность. Например, стороны заключают договор аренды транспортного средства на период 6 месяцев, устанавливают ежемесячную плату и выкупную цену. При соблюдении всех обязательств арендатор производит требуемые платежи и становится собственником транспортного средства.

Содержание договора

К существенным условиям сделки относятся предмет и выкупная стоимость, такое положение следует из п. 1 ст. 624 ГК РФ и подтверждается судебной практикой (постановление Президиума ВАС № 12102/04 от 01.03.2005 по делу №А56-36561/0). В случае отсутствия в соглашении вышеуказанных пунктов оно признается недействительным.

Законодательством не установлено обязательной формы соглашения об аренде с выкупом. Общепринятая юридическая практика рекомендует включать в контракт следующие разделы:

  • предмет сделки (определяются обязательства по передаче имущества; подробно описывается передаваемый объект; находится ли он в залоге);
  • срок (указывается период времени, на который имущество передается для владения (пользования); определяется время, по истечении которого сторона производит выкуп);
  • права и обязанности (стороны определяют пределы взаимных обязательств; указывается периодичность внесения платежей; действия, принимаемые участниками сделки по завершению срока действия; необходимость ремонта; проведение регистрационных действий, если это требуется);
  • порядок выкупа имущества (указываются условия перехода в собственность предмета; размер финансовых обязательств);
  • ответственность и досудебное урегулирование (стороны определяют размер неустойки; претензионный порядок; место рассмотрения споров);
  • заключительные положения (определяется юридическая сила сканированных документов; количество подписанных экземпляров; указываются приложения);
  • адреса и реквизиты сторон (наименование; адрес; ИНН; ОГРН; банковские реквизиты участников сделки; ставится подпись уполномоченного лица и печать при наличии).
Читайте также:
Право на изображение ГК РФ

Особое внимание при оформлении сделки следует уделить описанию предмета аренды. При передаче недвижимого имущества или транспортных средств указываются индивидуализирующие признаки, например кадастровый номер, площадь, адрес, VIN номер, государственный регистрационный знак, серия и номер ПТС.

Нужно ли регистрировать?

Необходимость регистрации договора зависит от предмета сделки и срока аренды. Если в аренду с правом выкупа передается недвижимое имущество (здания, земельные участки, помещения и т.д.) и период владения (пользования) составляет более одного года, договор подлежит государственной регистрации.

Если предметом аренды является иное имущество (транспортное средство, техническое оборудование и т.д.) государственная регистрация не требуется. Достаточно подписать документ участниками сделки. На практике возникает вопрос: требуется ли государственная регистрация дополнительного соглашения, если основной выкупной договор зарегистрирован. Судебные органы по-разному трактуют данную ситуацию. Во избежание признания дополнительного соглашения недействующим, рекомендуем производить регистрацию документа. Такая позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Президиума ВАС №11680/08 от 27.01.2009 по делу № А70-2321/10-2007).

Особенности договора

Право собственности на объект аренды переходит с момента полной уплаты выкупной цены. Если срок действия соглашения не истек, но обязательства по оплате всей суммы выкупа выполнены, право собственности считается перешедшим (судебная практика: постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа №Ф07-933/2018 от 12.04.2018 по делу №А56-25302/2017).

Условие о выкупной стоимости должно обязательно содержаться в договоре. Сумма, которая подлежит оплате в счет выкупа вещи, является существенным условием. При отсутствии этого условия договор может быть признан не заключенным (судебная практика: постановление Президиума ВАС №12102/04 от 01.03.2005 по делу №А56-36561/03).

Арендатор, выполнивший все обязательства по заключенной сделке с правом выкупа, вправе принудить арендодателя к заключению соглашения о продаже, если последний изначально принял эти условия, но не намеревался их исполнять (судебная практика: постановление ФАС Московского округа №КГ-А40/3314-11 от 04.05.2011 по делу №А40-97394/10-82-848).

Договор коммерческого найма жилого помещения

Понятие договора найма жилого помещения закреплено в ст.671 ГК РФ, оно является общим для любых наемных отношений. Договор КН является двустороннеобязывающим, возмездным, консенсуальным договором, то есть имеет характеристики аналогичные договору СН.

Предмет договора (ст.673 ГК РФ говорит не о предмете ДКН, а об объекте) изолированное и пригодное для постоянного проживания жилое помещение (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома) Не согласуется со ст.15, 16 ЖК РФ (отдельно подчеркивать его пригодность и изолированность нет смысла, ст.15 ЖК РФ они являются определяющими признаками для жилых помещений, не понятна судьба комнаты)

В ГК РФ отсутствуют требования к размеру и уровню благоустроенности жилого помещения по сравнению с требованиями к жилому помещению, предоставляемого по договору социального найма.

Субъектные составы двух договоров имеют значительные отличия. Наймодателем по договору КН могут выступать физические, юридические лица, публичные образования . Нанимателем может быть гражданин, для юридических лиц установлен запрет на возможное участие в качестве нанимателя в договоре КН. В отличие от СН не установлен запрет для иностранцев и лиц без гражданства выступить нанимателями по договору КН.

По ГК РФ возможна замена как наймодателя, так и нанимателя:

Согласно ст.675 переход права собственности на жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения, новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора.

Согласно ст.686 ГК РФ по требованию нанимателя и других граждан, постоянно с ним проживающих (полагаем речь идет об их согласии) и с согласия наймодателя наниматель в договоре найма жилого помещения может быть заменен одним из совершеннолетних (лучше дееспособных) граждан, постоянно проживающих с нанимателем. Кроме того, замена необходима в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения, в этом случае нанимателем становится один из совершеннолетних? граждан, постоянно проживающих с ним, по общему согласию между ними. В случае недостижения такого согласия все они становятся сонанимателями.

Кроме нанимателя в жилом помещении постоянно проживать могут другие граждане, законодатель не использует применительно к ним понятие «член семьи». Вероятно, подчеркивая более широкий круг возможных участников этих отношений. В отличие от членов семьи нанимателя они имеют равные с нанимателем права по пользованию жилым помещением, но ответственность по договору перед наймодателем несет только наниматель. (не все теоретики одобряют такую конструкцию, так как эти граждане практически приравниваются к временным жильцам) Однако, это правило может быть изменено соглашением между указанными гражданами и нанимателем, в котором будет установлена их солидарная ответственность. В таком случае эти лица приобретают статус сонанимателей, о чем сообщается наймодателю. Возможно лучше установить необходимость получения согласия наймодателя на такое изменение субъектного состава договора.

Согласно ст.677 ГК РФ граждане, постоянно проживающие с нанимателем, должны быть указаны в договоре, при отсутствии таких указаний их вселение осуществляется по специальным правилам, закрепленным в ст.679 ГК РФ с согласия нанимателя, граждан постоянно с ним проживающих и разрешения наймодателя. Кроме того, необходимо соблюдение нормы общей площади на одного человека. (не ясно о какой норме идет речь) Исключение составляют н/в дети, для вселения которых не требуется такого согласия и соблюдения нормативов.

Форма договора простая письменная, не соблюдение не влечет недействительности договора. Подчеркнуть значение формы

Ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма такого жилого помещения, заключенного на срок не менее года, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Читайте также:
Преимущественное право покупки акций в непубличном обществе

Права и обязанности сторон практически совпадают с правами и обязанностями нанимателя и наймодателя по договору СН и зависят от срока договора. Существенное отличие состоит лишь в отсутствии у нанимателя прав распорядительного характера: обмен, замена жилого помещения, объединение комнат по одному договору, приватизация.

В отличие от договора СН договор КН заключается с установлением определенного срока, который не может превышать пяти лет. Если срок в договоре не определен – договор считается заключенным на 5 лет. По сроку законодатель выделяет краткосрочный договор до 1 года и долгосрочный договор от 1 до 5 лет. Отличие между этими видами договоров в объеме прав нанимателя. Так, по краткосрочному договору согласно ст. 683 ГК РФ наниматель не имеет преимущественного права заключения договора на новый срок, не может вселить временных жильцов, произвести замену нанимателя, указать в договоре граждан, постоянно с ним проживающих, заключить договор поднайма, при расторжении договора в судебном порядке по инициативе наймадателя суд не может установить в отношении такого нанимателя срок для устранения нарушений или отсрочку исполнения решения суда о расторжении договора и выселении. Но все эти запреты носят диспозитивный характер, в договоре может быть предусмотрено иное.

При срочности договорных отношений необходимо обеспечить стабильность пользования постоянно проживающим. Таким правовым инструментом является принадлежащее нанимателю преимущественное право на заключение нового договора. По истечении срока действия договора наниматель имеет преимущественное право на заключение договора найма жилого помещения на новый срок. Не позднее чем за 3 месяца до истечения срока договора наймодатель должен предложить нанимателю заключить новый договор либо сообщить об отказе от продления договора. Если наймодатель не выполнил этой обязанности договор считается продленным на тех же условиях на тот же срок. При этом законодатель не ставит такую возможность в зависимость от добросовестности нанимателя.

Если наймодатель отказался от продления договора в связи решением не сдавать помещение в наем, но в течение года со дня истечения срока договора заключил договор найма жилого помещения с другим лицом, наниматель вправе требовать признания такого договора недействительным и (или) возмещения убытков (в отличие от аналогичных положений, регулирующих договор аренды в данном случае не требуется перевода прав и обязанностей на себя)

В отличие от договора СН, где действует система тарифов, размер и порядок внесения платы за жилое помещение по договору коммерческого найма жилого помещения устанавливается сторонами. Одностороннее изменение размера оплаты не допускается за исключением случаев, предусмотренных в законе или договоре (ст. 682 ГК РФ).

Сроки внесения платы также устанавливаются в договоре, при отсутствии такого условия плата вносится ежемесячно в порядке, предусмотренным ЖК РФ, то есть не позднее 10 числа следующего за прожитым месяца.

Обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на нанимателе, если иное не установлено договором.

Основания и порядок расторжения договора урегулированы в ст. ст. 687, 688 ГК РФ. Законодатель предусматривает несколько вариантов расторжения договора:

  1. по инициативе нанимателя с согласия других постоянно проживающих с ним граждан в любое время с письменного предупреждения наймодателя за 3 месяца
  2. по тебованию наймодателя в судебном порядке в случаях:
  • невнесения нанимателем платы за жилое помещение за 6 месяцев, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме в случае невнесения платы более 2 раз (отсутствие уваж. причин)
  • разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает.
  • использование жилого не по назначению
  • систематическое нарушение прав и интересов соседей

Для двух последних оснований предусмотрено условие: нарушения имеют место несмотря на предварительное предупреждение со стороны наймодателя.

По решению суда нанимателю может быть представлен срок не более года для устранения нарушений, при отказе нанимателя суд по повторному обращению наймодателя принимает решение о расторжении договора. При этом по просьбе нанимателя суд в решении о расторжении договора может отстрочить исполнение решения на срок не более года.

  1. по инициативе любой из сторон в судебном порядке в случае

-непригодности жилого помещения

-иные основания, предусмотренные жилищным законодательством

Коммерческий найм: Как правильно выстроить отношения с нанимателем (основные условия договора, проблемные ситуации, возможность их исправления)

Алексей Комаров

Рассказывет Алексей Комаров нотариус Санкт-Петербурга

Вопрос сдачи жилых помещений во временное владение и
пользование очень распространенный. Стоимость недвижимости так высока, что
многие предпочитают пользоваться съемным жильем, нежели покупать или
строить собственное. Отношения между собственником/наймодателем и нанимателем
следует оформить в соответствии с гражданским законодательством (гл. 35 ГК),
заключив договор в надлежащей форме, чтобы предупредить большинство
проблем, связанных с дальнейшей эксплуатацией недвижимости и устранить
возможные споры и претензии. При сдаче во временное пользование жилых помещений
заключается Договор найма, когда речь идет о нежилых помещениях или
жилое помещение передается в пользование юридическому лицу – заключается
Договор аренды.
Следует отметить, что закон не использует термин «коммерческий»
найм. Формулировка «Коммерческий найм» соответствует складывающимся рыночным
отношениям в жилищной сфере и разграничивает найм недвижимости частных
собственников и государственного и муниципального жилого фонда, в котором жилье
предоставляется по договорам социального найма.
НОТАРИУС –
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ЮРИСТ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА НАЙМА

Договор найма жилого помещения заключается в
письменной форме. Зачастую используется простая письменная форма.
По желанию сторон договор может быть заверен нотариально. Удостоверение
договора у нотариуса помогает предотвратить некоторые проблемные ситуации.
Например, если одна из сторон договора утверждает, что подпись под документом
сделана другим человеком или подписанный договор содержит условия, которых в
нем не было в момент его подписания. Нотариус – представитель
государства, отвечая за законность удостоверяемого договора,
устанавливает личность сторон, свидетельствует подлинность подписи, разъясняет
сторонам их права и обязанности из договора, разъясняет правовые
последствия сделки. Кроме того, нотариус устанавливает дееспособность сторон
сделки
и проверяет полномочия представителя. Один подписанный
экземпляр заключенного договора остается у нотариуса, следовательно, стороны
могут в любой момент получить дубликат утраченного экземпляра.
Предотвратить случаи, когда решение о сдаче квартиры в
наем принимает не собственник, а представитель по доверенности, не
уполномоченный на то владельцем, или квартирой владеют два собственника, один
из которых не предоставил полномочий на сдачу квартиры в наем – задача
квалифицированного специалиста. Выяснить эти обстоятельства необходимо до
совершения сделки, изучив документы на недвижимость и доверенность
представителя.
Если Вами при заключении договора найма была выбрана
простая письменная форма и впоследствии выяснилось, что наниматель снимает
жилье без должного согласия собственника (собственников) квартиры, следует
получить согласие после заключения договора. Если никто не заинтересован в
признании вашего договора найма недействительным, согласие законного владельца,
даже полученное после заключения договора найма, исключит претензии со стороны
собственника. Закон допускает это и называет последующим одобрением
сделки
.
ДОГОВОР
НАЙМА, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРОКА ЕГО ДЕЙСТВИЯ, НЕ ПОДЛЕЖИТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ В РОСРЕЕСТРЕ

Говоря о форме договора найма, отметим, что
действующее законодательство не предусматривает обязательной государственной
регистрации
договора коммерческого найма жилого помещения. Причем не
подлежат регистрации как краткосрочные, так и долгосрочные договоры найма
(отличие от договоров аренды, подлежащих государственной регистрации,
заключенных на срок от года). То есть в ЕГРП не содержатся сведения о праве
пользования нанимателей, и отчуждение такой квартиры может повлечь переход к
новому собственнику обременения правом пользования
нанимателем. Такой вывод основан на ст. 675 ГК РФ: Переход права собственности
на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или
изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится
наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма. Но стоит
заметить, что вопросы расторжения договора коммерческого найма в суде возникают
достаточно редко в виду того, что долгосрочный коммерческий найм не
распространен на практике.
По договору найма у сторон возникают взаимные права
и обязанности
. Основная обязанность собственника предоставить жилое
помещение, пригодное для проживания. Отсюда вытекает обязанность собственника
по надлежащей эксплуатации в целом жилого дома, обеспечить предоставление
коммунальных услуг и проводить капитальный ремонт в случае необходимости.
Встречными обязанностями нанимателя являются: – использование жилого помещения
только для проживания (при этом в договоре должны быть указаны граждане,
постоянно проживающие в жилом помещении вместе с нанимателем), –
проведение текущего ремонта и – своевременное внесение платы, с том числе
коммунальных платежей. Касательно платы, хотелось бы рекомендовать
разграничивать плату за наем и коммунальные платежи, которые могут включать в
себя как твердую сумму, так и переменную по показаниям счетчиков. Стоит
отметить, что одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не
допускается, если такая возможность прямо не предусмотрена договором. В связи с
чем, когда обе стороны заинтересованы в долгосрочном договоре найма, можно
порекомендовать прописать условие ежегодного изменения/индексации размера
платы.
ЗАКОН ЗАЩИЩАЕТ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРАВА НАНИМАТЕЛЯ, СТАВЯ НАЙМОДАТЕЛЯ В УЯЗВИМУЮ И ЗАВИСИМУЮ ПРАВОВУЮ ПОЗИЦИЮ
Максимальный срок договора найма 5
лет. Стоит отдельно обратить внимание, что если в договоре найма срок не
определен, то он считается заключенным на 5 лет. Это таит серьезные
правовые последствия для собственника, когда с нанимателем не может быть
достигнута договоренность о досрочном расторжении. Прежде всего,
наниматель будет иметь преимущественное право на заключение
договора на новый срок (Если собственник в течение года передаст жилое
помещение по договору найма другому лицу и не сообщит об этом прежнему
нанимателю, последний может обратиться в суд. При этом он в судебном порядке
может выставить требование о переводе прав нанимателя на него, то есть
потребовать замены нового нанимателя. Кроме того, признание сделки
недействительной несет обязанность для наймодателя возместить новому нанимателю
все полученное по сделке). Договор найма жилого помещения по требованию
наймодателя можно будет расторгнуть только в судебном порядке при
определенных условиях: – невнесение нанимателем платы за жилое помещение за
шесть месяцев; – разрушение или порча жилого помещения; – использование
его не по назначению. Такие условия свидетельствует о правовых
преимуществах нанимателя при расторжении договора и делают непривлекательным
заключение долгосрочного договора коммерческого найма для собственников жилых
помещений.
Отсюда вполне понятно, почему договоры найма на 11 месяцев так
распространены. Краткосрочный договор найма (до 1 года) является более
привлекательным для потенциальных наймодателей жилых помещений, в случае
необходимости, он может быть расторгнут по инициативе наймодателя в судебном
порядке при невнесении платы более двух раз.
Договор найма (краткосрочный в том числе) таит в себе подводные камни не только для
наймодателей. Внимание нанимателей хотелось бы обратить на то, что по общему
правилу о досрочном расторжении договора наниматель должен
предупредить за три месяца (п.1 ст. 687 ГК РФ). Вот почему в договоре найма
следует определить срок уведомления. В противном случае получается,
что наниматель, предупреждая собственника об освобождении квартиры, например,
за месяц в ответ от наймодателя слышит, что он удерживает обеспечительный
платеж в качестве компенсации тех самых трех месяцев. Ситуация распространенная
и проблемная – избежать ее можно, предварительно предусмотрев в договоре
невозможность удерживать обеспечительный платеж иначе, как в качестве
компенсации повреждения имущества наймодателя.
На практике часто можно встретить договор найма комнаты в коммунальной квартире (при этом комната должна быть «выделена», а именно определен порядок пользования комнатами в квартире и оформлено свидетельство о праве собственности). В основном условия идентичны договору найма квартиры. Но есть некоторые отличия. В него вносятся пункты об условиях
пользования имуществом коммунальной квартиры, принадлежащим всем собственникам.
В состав мест общего пользования входят кухня, коридор, санузел и
т.п. По договору найма жилого помещения наниматель получает право пользоваться
общим имуществом в данной коммунальной квартире. Несмотря на то, что это
следует из положений закона, такое условие чаще всего все-таки включается в
договор – для уточнения и во избежание возможных конфликтов с соседями. Не раз
возникал и даже рассматривался судами вопрос – должны ли соседи давать согласие
на сдачу комнаты в наем. СПб городским судом (Определение от 25.09.13 №
33-14049/2013) было установлено, что согласие не требуется. Передача права
пользования жильем собственником комнаты в коммунальной квартире третьим лицам
без согласия иных проживающих собственников не нарушает их имущественные права,
так как комнаты в коммунальной квартире являются самостоятельным
объектом права собственности
, а общее имущество собственников комнат
следует судьбе права собственности.
Обращаем внимание, что вывод суда основан на том, что
комната – самостоятельный объект. Возможна иная ситуация: два собственника
владеют 2-хкомнатной квартирой по ½ доле каждый. При намерении одного
собственника сдать одну комнату потребуется согласие другого собственника. В
рассматриваемом случае доля не выделена, т.е. не определено, что ½ доле,
принадлежащей такому-то собственнику, соответствует комната такой-то площади. А
значит, сначала собственники между собой достигают договоренность и
определяют порядок пользования комнатами и после этого сдают в
наем конкретную комнату, а не долю в праве собственности.
90 ПРОЦЕНТОВ ПРОЕКТОВ ДОГОВОРОВ НАЙМА АГЕНТСТВ НЕДВИЖИМОСТИ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЗАКОНУ
Проанализировав договоры найма, предлагаемые к
заключению агентствами недвижимости СПб, можно придти к неутешительному выводу
– практический все они содержат условия, нарушающие императивные нормы закона,
которые стороны не в праве менять (в части, сроки или порядок расторжения
договора). По мнению самих агентов, только два агентских проекта договора найма
из десяти подвергаются хоть какой-то корректировке сторонами при его
подписании. Граждане-наймодатели, не осведомленные о тонкостях и последствиях
заключаемого договора, подписав договор найма (особенно на срок год и более),
рискуют попасть в кабалу, когда съемщик месяцами не оплачивает деньги за
проживание, а у наймодателя нет правовых оснований выселить недобросовестного
жильца.
Отсутствие закона о риэлторской деятельности,
закрепляющего ответственность агентов по недвижимости при оказании
посреднических услуг, и желание сторон сэкономить на оплате юриста при
заключении договора найма создают поле для конфликтности, основанном на обычном
не понимании и халатности сторон. Указание в договоре найма агентства
недвижимости не делает его третьей стороной по сделке и не обязывает агентство
к поиску иного объекта при досрочном расторжении договора найма. Данное
обязательство должно быть закреплено в агентском договоре, на основании
которого агентство оказывает посреднические услуги по найму жилых
помещений.
Источник: /www.emls http://www.emls.ru/news/2007825.html

Читайте также:
Обжалование постановления об административном правонарушении ГИБДД: образец

Прекрасная статья, хотелось бы резюмировать, что в интересах обеих сторон желательно заключать договор найма на срок 11 месяцев с обязательной оговоркой относительно срока расторжения каждой стороной в отдельности и компенсаций в случае такого расторжения.

Еще столкнулась на практике, что люди постоянно манипулируют понятием форс мажорные обстоятельства: например: у меня форс мажор: изменился курс рубля( или дочка вышла замуж), поэтому давайте расторгать договор. Даже смерть одного из сторон по договору формально не ведет к его прекращению, так как обязательства и права принимают наследники. Есть практика по таким случаям? Спасибо!

Марина, благодарю вас за интерес к статье!

ч.1 ст.687 ГК РФ
.
РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ.
.
1. Наниматель жилого помещения вправе в любое время расторгнуть договор найма с письменным предупреждением наймодателя за три месяца.
.
Закон, в исключение из общего правила о том, что односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим (ст. 310 ГК), предоставляет нанимателю право в любой момент отказаться от договора найма. Для этого ему не требуется обращаться в суд, а достаточно письменно предупредить об этом наймодателя не менее чем за три месяца до отказа от договора.

Поскольку право нанимателя на односторонний отказ от договора сформулировано достаточно императивно, договор найма не может это ни запрещать, ни вводить дополнительные условия. Самое большое, к чему может быть принужден наниматель, за нарушение ч.1 ст.687 ГК РФ – это внесение платы за пользование жилым помещением за три месяца, если он прекращает договор найма без предупреждения наймодателя.
Императивная норма обладает особой юридической силой, то есть недопустимостью отклонения от норм во взаимоотношениях даже путём их соглашения. Противоречащие им пункты договора будут недействительны.
По статье 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
По статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения..
И поэтому лишь в случаях, когда то, или иное, условие договора предусмотрено нормой, которая применяется, если соглашением сторон не договорено иное (диспозитивная норма), стороны договора вправе по своему обоюдному согласию исключить ее применение либо определить условие, отличное от предусмотренного в ней условия.

Читайте также:
Имеет ли право сотрудник полиции останавливать автомобиль

Определить в чем отличие императивной нормы от диспозитивной, которую могут изменить стороны в договоре по своему соглашению, очень просто: диспозитивная норма всегда содержит слова подобные “если иное не предусмотрено соглашением сторон” или “если иное не предусмотрено договором”.
Статья 450 ГК РФ содержит общие для всех договоров правила, которые применяются, если иное не предусмотрено в императивной форме правовыми нормами, реагирующими отношения сторон конкретного вида договора, предусмотренного законом.
Отношения сторон договора найма в части расторжения договора урегулированы статья 687 ГК РФ, содержащей на этот счет императивные правила, которые изменить соглашением сторон нельзя.
Речь идет не о ничтожности самого договора, а лишь о ничтожности пунктов договора найма, противоречащих статье 687 ГК РФ.
Чтобы нанимателю расторгнуть договор найма жилья и не платить наймодателю упущенную выгоду в размере арендной платы за три месяца, наниматель должен за три месяца до расторжения договора найма отправить наймодателю извещение о расторжении договора найма ценным письмом с описью вложения на адрес наймодателя указанный в договоре найма.

Судебное решение где нанимателя обязали заплатить 3 месяца арендной платы за то что он не предупредил наймодателя.
.
https://rospravosudie.com/court-leningradskij-rajonnyj-sud-g-kaliningrada-kaliningradskaya-oblast-s/act-102352863/

И все таки: если договором установлено право прерывания нанимателем за 1 мес, является ли это нарушением ГК?

Марина а как вы думаете прочтя вышеперечисленное?
.
Наймодатель должен будет не возвращать залог и подать на нанимателя с суд и наниматель обязан будет по суду заплатить наймодателю три арендных платы ! ! !

Алексей Комаров. Спасибо. Вы молодец.
.
Алексей. Теория понятна. А как дело обстаит с практикой?
Как доказать в суде , что бы при не соблюдении нанимателем ч. 1 ст. 687 ГК РФ наймодатель выиграл суд?

Нада в суде сказать что наниматель выехал и значит имеет намерение расторгнуть договор найма такого числа, а согласно ч.1 ст.687 ГК РФ имеет право расторгнуть договор найма жилья только такого то числа, то есть через три месяца после выезда. И попросить взыскать арендную плату за этот срок?

Или нада подать обьявление в газету по недвижимости о сдаче жилья и составить несколько актов осмотра жилья на предмет сьёма, и взять из какой нибудь крупной конторы по недвижимости распечаточку средних цен на жильё, и принести договор найма где указана дата с которой всё таки удалось сдать жильё, и тогдалее и тому подобное?

Читайте также:
Имеет ли право банк продать долг коллекторам

Понятие и суть коммерческого найма жилья: что это такое? Правила заключения и расторжения договора

Жилое помещение может быть передано собственником в пользование другим лицам, на условиях заключенного договора. Одним из видов таких сделок является коммерческий наем жилья. Он несколько отличается от других видов сделок с недвижимостью. Процедура передачи помещения регулируется нормами главы 35 ГК РФ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Что такое коммерческий найм жилья: понятие, суть

Коммерческий найм представляет собой один из видов сделок с имуществом, суть которой заключается во временной передаче жилого помещения собственником третьим лицам. Сделка является возмездной (бывает ли безвозмездная аренда?). То есть пользователь обязан будет внести оплату в размере и на условиях, определенных договором.

Отличительные особенности этой сделки

Коммерческий найм схож с другими видами временной передачи жилья другим лицам, например, договор о найме социального или служебного жилья. Но он имеет ряд отличительных особенностей:

  • Статус пользователя. Он не обязательно должен входить в категорию, которая нуждается в улучшении жилищных условий. Быть нанимателем может любой.
  • Статус собственника. Лицо, которое сдает помещение в наем может не состоять в трудовых отношениях с пользователем (то есть быть нанимателем), либо являться государственным органом, занимающимся вопросами социального обслуживания населения.

Для заключения договора собственнику не нужно оформлять письменное решение, как, например, в случае с предоставлением социального жилья.

Кто может сдавать и снимать?

Быть нанимателем может любое дееспособное лицо. Если в процедуре будет принимать участие законный представитель, необходимо оформить доверенность, с указанием его круга полномочий. В качестве наймодателя жилья могут выступать:

  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица;
  • муниципальные и федеральные органы власти.

Обязательным условием для наймодателя является право собственности на жилье.

Требования

Помещение, которое собственник передает пользователю должно соответствовать определенным требованиям. Прежде всего оно должно быть изолированным, то есть иметь свой отдельный вход. Пользователь должен иметь свободный доступ к местам общего пользования:

  • туалет;
  • кухня;
  • ванная;
  • прихожая;
  • лестничный пролет;
  • лифт.

Помещение должно быть пригодным для проживания и иметь минимум оборудования для удовлетворения бытовых потребностей.

Как заключить договор?

Процедура совершения сделки такого характера состоит из нескольких этапов:

  • предварительные переговоры сторон, на которых обсуждаются условия будущего договора;
  • подготовка необходимых документов;
  • подписание соглашения.

Составление соглашения

Поскольку законодательством не утверждено отдельного НПА для договоров коммерческого найма жилья, стороны должны руководствоваться правилами главы 35 ГК РФ.

Правила

Договор заключается в письменной форме. При составлении необходимо учитывать все обязательные условия сделки. Договор составляется произвольно, поскольку законодательством стандартной формы не утверждено. Документ оформляется в двух экземплярах, по одному для каждого из участников. Если соглашение будет регистрироваться в Росреестре, то необходимо подготовить третий заполненный экземпляр.

Существенные условия и их содержание

Договор должен содержать следующую информацию:

  1. Дата и место подписания.
  2. Сведения о сторонах сделки – фамилия, имя, отчество, название, данные документов на основании которых действуют участники или их законные представители.
  3. Предмет договора. В этом разделе подробно описывается жилое помещение – адрес, площадь, этажность, количество комнат.
  4. Стоимость и порядок расчетов. Такую информацию можно оформить в виде отдельного приложения (графика внесения оплаты). Наниматель несет расходы и по оплате услуг ЖКХ.
  5. Права, обязанности и ответственность сторон.
  6. Срок действия договора.
  7. Порядок разрешения споров.
  8. Банковские реквизиты и подписи сторон.
Срок заключения и продления

Собственник помещения обязан предложить пользователю заключить новое соглашение на тех же или других условиях, не позднее трех месяцев, до истечения срока прежнего договора. Если наймодатель уведомил пользователя о своем намерении расторгнуть договор, то он не сможет сдавать помещение другим лицам в течение одного года. В противном случае прежний наниматель вправе инициировать процедуру аннулирования такой сделки и возобновления прежнего соглашения.

Какие документы приложить?

Для заключения договора наниматель должен представить свой паспорт, и паспорта всех лиц, которые будут проживать в помещении. Их список прилагается к договору. Владельцу жилья потребуется представить:

  • паспорт, если он физическое лицо;
  • свидетельство о регистрации в качестве юридического лица, если жилье сдает компания;
  • свидетельство индивидуального предпринимателя, если собственником является ИП;
  • свидетельство о праве собственности на недвижимость или выписку из ЕГРН.

Допускается представление заверенных копий документов.

Плата

Порядок оплаты за жилье определяется условиями договора. Её размер может изменяться только по взаимному согласию сторон. Оплата производится путем зачисления денежных средств на расчетный счет собственника. В качестве подтверждения выступают банковские квитанции.

Закон допускает расчет наличными. В этом случае необходимо оформлять расписки о передаче денег. Последний вариант подходит для случая, когда помещение сдается на небольшой срок, например, на один месяц.

Порядок и последствия расторжения

Но для этого необходимо выполнить следующие условия:

  • получить согласие других лиц, проживающих с ним;
  • письменно уведомить собственника не позднее, чем за три месяца.

Допускается и судебное расторжение договора по инициативе собственника. Оно будет возможным в случае:

  • невнесения оплаты за жилье в течение полугода, а если срок договора не большой – более двух раз по истечении установленного срока платежа;
  • разрушения и порчи имущества нанимателем или другими лицами;
  • использования помещения не по назначению;
  • нарушения прав и законных интересов соседей.

О том, какие проблемы могут быть с квартирантами и как их решать, написано тут.

Суд может дать пользователю время для устранения нарушений. Такой срок не может превышать одного года. В судебном порядке любая из сторон сделки может аннулировать договор, если:

  • помещение стало непригодным для жилья;
  • находится в аварийном состоянии.

После расторжения договора наниматель и другие жильцы утрачивают свое право пользования недвижимостью и подлежат выселению.

Ограничения и ответственность при использовании жилья нанимателем

Коммерческий найм жилья не наделяет пользователя статусом собственника. Фактически наниматель может только проживать в помещении и пользоваться коммунальными услугами. Он не имеет права совершать каких-либо сделок с недвижимостью:

  • дарить;
  • продавать;
  • завещать;
  • сдавать в аренду.

Статья 685 ГК РФ допускает передачу жилья в поднаем, с согласия собственника. Но в случаях с коммерческим наймом такое происходит редко.

Есть ли право выкупа квартиры или другого жилого помещения?

Законом не запрещено совершение сделки купли-продажи с такой недвижимостью. Если возможность выкупа предусмотрена условиями договора, то наниматель даже вправе требовать этого. Стороны могут договориться о выкупе жилья в рассрочку.

Если право выкупа условиями договора не предусмотрено, то требовать этого от собственника нельзя. Тем не менее, даже в таком случае приобрести помещение можно. Для этого необходимо провести переговоры с владельцем, получить его согласие и заключить соответствующий договор.

Коммерческий наем жилья предполагает заключение договора и оплату за проживание. наниматель не становится собственником. Он может только пользоваться помещением. В последствии можно будет обсуждать с владельцем вопрос о выкупе жилья.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Срок действия штрафа за административное правонарушение

КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 1 ст. 4.5 см. Постановления КС РФ от 21.07.2022 N 39-П, от 15.01.2019 N 3-П.

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, в области персональных данных, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), законодательства в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.12.1 и 19.7.15 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об информации, информационных технологиях и о защите информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.41 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 – 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об оружии, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3.1, 20.3.2 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее – Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса), об участии в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 – 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации, за нарушение в области воинского учета по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции – по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

(в ред. Федеральных законов от 30.10.2002 N 130-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 11.11.2003 N 138-ФЗ, от 20.08.2004 N 118-ФЗ, от 30.12.2004 N 214-ФЗ, от 27.12.2005 N 193-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 08.05.2006 N 65-ФЗ, от 27.07.2006 N 139-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 29.12.2006 N 262-ФЗ, от 09.02.2007 N 19-ФЗ, от 19.07.2007 N 141-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 30.04.2010 N 69-ФЗ, от 23.07.2010 N 171-ФЗ, от 27.07.2010 N 224-ФЗ, от 04.05.2011 N 97-ФЗ, от 03.06.2011 N 120-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 08.06.2012 N 65-ФЗ, от 30.12.2012 N 316-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ, от 07.05.2013 N 96-ФЗ, от 02.07.2013 N 186-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ, от 23.07.2013 N 198-ФЗ, от 23.07.2013 N 249-ФЗ, от 23.07.2013 N 252-ФЗ, от 02.11.2013 N 285-ФЗ, от 25.11.2013 N 311-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 21.12.2013 N 365-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 02.04.2014 N 69-ФЗ, от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 05.05.2014 N 122-ФЗ, от 05.05.2014 N 130-ФЗ, от 28.06.2014 N 189-ФЗ, от 24.11.2014 N 355-ФЗ, от 22.12.2014 N 434-ФЗ, от 08.03.2015 N 46-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 29.06.2015 N 159-ФЗ, от 05.10.2015 N 275-ФЗ, от 03.11.2015 N 304-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 30.03.2016 N 77-ФЗ, от 05.04.2016 N 89-ФЗ, от 03.07.2016 N 273-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ, от 03.07.2016 N 293-ФЗ, от 03.07.2016 N 326-ФЗ, от 19.12.2016 N 459-ФЗ, от 28.12.2016 N 510-ФЗ, от 26.07.2017 N 189-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ, от 20.12.2017 N 414-ФЗ, от 29.07.2018 N 237-ФЗ, от 29.07.2018 N 262-ФЗ, от 27.12.2018 N 521-ФЗ, от 18.03.2019 N 27-ФЗ, от 24.04.2022 N 132-ФЗ, от 08.12.2022 N 420-ФЗ, от 30.12.2022 N 511-ФЗ, от 24.02.2022 N 19-ФЗ, от 26.05.2022 N 141-ФЗ, от 28.06.2022 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, – со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении – не позднее одного года со дня его обнаружения.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении – со дня его обнаружения).

(часть 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 413-ФЗ)

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

(часть шестая введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 250-ФЗ (ред. 05.10.2015), от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 264-ФЗ)

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

(часть 7 введена Федеральным законом от 05.06.2012 N 51-ФЗ)

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

ГАРАНТ:

См. справку о сроках давности привлечения к административной ответственности

См. комментарии к статье 4.5 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 9 июля 2022 г. – Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 232-ФЗ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле части 1 статьи 4.5 см. постановление Конституционного Суда РФ от 21 июля 2022 г. N 39-П

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев ) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, в области персональных данных, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), законодательства в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.12.1 и 19.7.15 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об информации, информационных технологиях и о защите информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.41 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 – 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об оружии, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3.1, 20.3.2 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее – Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса), об участии в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 – 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации, за нарушение в области воинского учета по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции – по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 26 июля 2019 г. – Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 220-ФЗ

3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, – со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении – не позднее одного года со дня его обнаружения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 316-ФЗ часть 4 статьи 4.5 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении – со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ) в часть 6 статьи 4.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 6.1

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 7

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Информация об изменениях:

Статья 4.5 дополнена частью 8 с 1 января 2022 г. – Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 162-ФЗ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: