Какую ответственность несут военнослужащие за совершенные правонарушения

Материальная ответственность военнослужащих

Нормативная база

Материальная ответственность военнослужащих — это предусмотренные законодательством меры имущественного характера, применяемые к военным, причинившим реальный материальный ущерб воинской части. Ее объем и порядок применения регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • Федеральным законом от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»;
  • Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О военной службе и воинской обязанности»;
  • воинским Уставом ВС РФ.

Законодатель также акцентирует внимание на том, что обязанность компенсировать вред возлагается на военного только если он причинил его при исполнении. Если же он совершил правонарушение, когда не исполнял свои прямые обязанности (например, находился в отпуске), то его ответственность будет регулироваться в общем порядке Гражданским кодексом РФ .

Условия наступления

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» устанавливает, что военные компенсируют только реальный ущерб, причиненный в результате их виновного противоправного поведения.

  • уничтожение или повреждение военного имущества (все виды вооружения, боеприпасов, военной техники, вещевое имущество, здания, сооружения, ценные бумаги и деньги, другое имущество, которое находится в федеральной собственности и закреплено за воинской частью);
  • расходы на производство ремонтно-восстановительных работ или приобретение нового имущества;
  • излишние траты, которые понесла воинская часть. К таким расходам, например, следует отнести траты на ремонт поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск. Также под эту категорию подпадают штрафы и неустойки, которые пришлось выплатить третьим лицам.

При этом военнослужащий освобождается от выплаты компенсации, если вред был причинен:

  • по приказу руководства;
  • в результате обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, военные действия, пожар, обвал в горах и т. п.);
  • в результате оправданного служебного риска.

Материальная ответственность направлена на формирование у военнослужащего бережного отношения к имуществу, принадлежащему воинской части. Этот тезис находит свое продолжение в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и уставе. Среди прочего, в этих документах установлена обязанность беречь воинское имущество, бережно носить одежду и обувь, иметь исправное, почищенное и готовое к бою оружие и т. д.

Статьи 4 и 5 Закона № 161-ФЗ выделяют два вида матответственности: ограниченную и полную. Рассмотрим каждый из них.

Полная ответственность

  1. Было утрачено или повреждено имущество, которое было передано под отчет для хранения, перевозки либо других целей. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов.
  2. Имущество было уничтожено или повреждено в результате действий, которые образуют состав преступления (например, хищение).
  3. Имеет место умышленное уничтожение, повреждение, расходование имущества независимо от того, образуют ли действия состав преступления, предусмотренного УК РФ . Например, хищение может быть совершено на незначительную сумму, а значит, в силу малозначительности деяния, согласно УК РФ, оно не расценивается как уголовно-наказуемое.
  4. Ущерб был нанесен военнослужащим, который находился в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Это правило не распространяется на случаи, когда опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц.
  5. Имеют место виновные действия, которые повлекли за собой необходимость оплаты лечения третьих лиц.

Стоит отметить, что срок давности привлечения к матответственности составляет три года с момента обнаружения причиненного ущерба, и он должен быть возмещен не зависимо от того, был ли привлечен виновный к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.

Ограниченная ответственность

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 161-ФЗ, ограниченная матответственность военнослужащих по контракту не может превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет. Для тех, кто служит по призыву, максимальный размер компенсации не должен превышать двух окладов месячного содержания. Исключением из этого правила является случай, предусмотренный частью 2 статьи 4 Закона. Так, военнослужащие-контрактники отвечают за простой контейнеров, машин или иных судов, в результате которого на воинскую часть были наложены штрафы, С них может быть взыскано два оклада и две месячные надбавки за выслугу лет.

Ограниченная материальная ответственность устанавливается за:

  • ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы. Неосторожность может быть в форме легкомыслия, когда лицо предвидит наступление негативных последствий, однако самонадеянно рассчитывает на их предотвращение в силу своих возможностей, навыков, профессиональных способностей и черт характера (которые являются необоснованными). Другая форма неосторожности — это небрежность, которая выражается в том, что военнослужащий не предвидит наступления негативных последствий, хотя должен был в силу своих обязанностей;
  • неправомерные действия командира, который незаконно уволил лицо с военной службы либо осуществил перевод или неоправданное назначение на должность. За это из его денежного довольствия могут вычитать до трех месячных окладов и надбавок;
  • виновные действия командира, который не предпринял необходимых мер по охране имущества либо не предотвратил хищение. В этом случае максимальный вычет из зарплаты составляет не более одного оклада и надбавки за выслугу.
Читайте также:
Право подписи первичных документов: приказ или доверенность

Рассмотрим распространенный случай незаконного привлечения к матответственности — зачастую с военных требуют компенсацию за повреждение или утрату вещевого имущества (например, военной формы). Этот вопрос подробно рассмотрен в Постановлении Правительства РФ № 390 от 22.06.2006, в котором указано, что в случае, если утрата или повреждение полученного вещевого имущества произошли не по вине военнослужащего, то ему должны выдать новую форму. Если же утрата или повреждение произошли по его вине, то ему выдается не новая форма, а просто пригодная для носки. При этом требование каких-либо денежных компенсаций следует расценивать как вымогательство, которое является уголовным преступлением в соответствии со статьей 163 Уголовного кодекса РФ .

Порядок привлечения

В ситуациях, когда закон предписывает выплату компенсации в полном объеме, привлечение к материальной ответственности осуществляется через суд на основании иска командира части. В случае с ограниченной ответственностью компенсация удерживается из месячного оклада военнослужащего на основании приказа командира части. Однако прежде чем обязать военного к выплате, необходимо соблюсти следующий алгоритм действий:

1. После выявления факта причинения ущерба командир воинской части обязан назначить административное расследование (приказом либо устно), в результате которого должно быть установлено:

  • в чем заключается материальный ущерб и какова его денежная оценка;
  • какими неправильными действиями причинен данный ущерб;
  • какие законы и установленные правила при этом были нарушены;
  • в какой форме был причинен ущерб;
  • степень вины;
  • находился ли виновный при исполнении служебных обязанностей;
  • какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

Расследование должно быть назначено незамедлительно и закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Для его проведения назначается офицер, который оформляет результаты проверки в письменном виде.

2. По результатам расследования командир принимает решение, которое объявляется в приказе воинской части. В этом документе определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления причиненного ущерба, защиты прав и интересов государства и воинской части, а также предотвращения дальнейших нарушений. Решение командира также может содержать отказ в применении мер материальной ответственности с отнесением суммы ущерба за счет государства, если имеются основания для освобождения военнослужащего от ответственности.

3. Приказ о возмещении причиненного ущерба должен быть оформлен в течение двух дней после завершения административного расследования и предоставлен для ознакомления военнослужащему (под подпись). При этом следует обратить его внимание на необходимость исполнения предписания в течение семи дней.

4. Если военнослужащий не согласен с приказом, он может оспорить его, обратившись к вышестоящему должностном лицу либо в суд.

Дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность военнослужащих за правонарушения

Согласно ст. 28 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка – с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

Следует учитывать, что согласно п. 8 ст. 28.2. Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка (срок давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности), в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка. Согласно этой же статье привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно предшествовать разбирательство. Срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. Таким образом, течение указанного срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно исчисляться со дня, когда соответствующему командиру (начальнику) стало известно о совершенном подчиненным проступке (нарушении).

Читайте также:
Кто имеет право подписи платежного поручения

В соответствии со ст. 2.5. Кодекса об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 указанной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 – 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 – 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 – 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Таким образом, в случае нарушения Правил дорожного движения военнослужащие привлекаются к административной ответственности наравне с другими гражданами, то есть на общих основаниях, однако следует помнить, что дела о таких правонарушениях рассматриваются военными судами. В этой связи представляет интерес позиция Президиума ВС РФ сформулированная в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2007 года (см. Постановление по делу № 45-АФ07-49) согласно которой, “сокрытие информации о прохождении военной службы при составлении протокола об административном правонарушении не является в последующем основанием для признания решения суда о привлечении к административной ответственности, вынесенным с нарушением правил подсудности) (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации № 10 октябрь 2007 г. С. 21). Таким образом, не стоит скрывать перед судом или лицом, составляющим протокол о совершении правонарушения, что Вы являетесь военнослужащим, в надежде, что вынесенное постановление будет считаться незаконным. Напротив, согласно Постановлению судьи Верховного Суда РФ от 25.12.2015 г. № 13-АД15-8 решение по делу об административном правонарушении, совершенном военнослужащим, вынесенное не военным судом, если суду было известно о том, что предполагаемый нарушитель является военнослужащим, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, поскольку истек срок давности привлечения к административной ответственности. (Кстати, если Вы попали в ДТП, Вам не платит страховая компания, не выплатила страховое возмещение в полном объеме или тянет с выплатой страхового возмещения, Вы можете пройти по ссылке и почерпнуть много полезной информации по этому вопросу.).

Во всех остальных случаях, кроме тех, что указаны в ч. 2 ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях военнослужащие совершившие административные правонарушения, привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, также как и в случае совершения ими дисциплинарного проступка.

К гражданско-правовой ответственности военнослужащий привлекается в общем порядке, без каких-либо особенностей, в случаях, порядке и размерах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, когда им, например, не при исполнении обязанностей военной службы причинен материальный ущерб (например, при ДТП) или моральный вред третьим лицам, не исполнены какие-либо обязательства, принятые на себя по договору (сделке), либо им без правовых оснований приобретено (сохранено) имущество, включая деньги.

Федеральным законом от 12.07.1999 N 161-ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих” установлено, что военнослужащие, причинившие ущерб при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность, по общему правилу, в ограниченном размере. Это означает, что в большинстве случаев военнослужащему, виновному в причинении ущерба, не придется в полном объеме возмещать причиненный им ущерб, размер материальной ответственности военнослужащего, как правило, ограничен 1, 2, 3 окладами месячного денежного содержания и надбавками за выслугу лет. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
– военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
– действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
– в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
– умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
– военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.
Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Дает ли прописка право на проживание

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются как в случаях совершения ими преступлений, за которые Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность для всех остальных граждан, так и в случае совершения ими преступлений, за которые привлекаются к уголовной ответственности только военнослужащие.

Так, например, согласно ст. 337 УК РФ признается уголовным преступлением самовольное оставление военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, а военнослужащим, проходящим военную службу по контракту – продолжительностью свыше десяти суток.

Если у Вас есть вопросы к военному юристу, касающиеся привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или материальной ответственности, обращайтесь к нам.

Нужна помощь военного юриста?

Нужна профессиональная юридическая консультация на человеческом языке?

Нужен образец заявления, иска в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 – 7.32, 7.32-1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 – 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 – 18.4, частями 2-1, 2-6 статьи 19.5, статьями 19.5-7, 19.7-2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

  • Президент
    России
  • Сервер органов государственной власти РФ
  • ГУОБДД МВД России
  • Порталы правовой информации
  • ДТ МВД России
  • ДГСК МВД России
  • ГУТ МВД России
  • Общественный совет при МВД России
  • Совет ветеранов МВД
  • Госуслуги
  • Закон о полиции
  • Спас-экстрим. Портал детской безопасности.
  • История полиции
  • Народные дружины
  • Центр социальной работы МВД России
  • Всероссийская перепись населения
  • Фотоконкурс «Открытый взгляд»
  • Группа личных представителей стран Балтии
  • Динамо 25
  • Интерполитех
  • Профсоюзный комитет
  • ЦАРИКЦ: борьба с транснациональной наркопреступностью
  • Контроль-надзор.рф
  • Список лиц, которым запрещено посещение спортивных мероприятий
  • Комиссия по выявлению и сохранению объектов военно-техническгой истории и фортификации
  • Правовой портал Минюста России
    ПРАВО-МИНЮСТ.РФ
  • Восточный экономический форум
  • Международный форум «Неделя Национальной Безопасности»
  • Предложения по оценке эффективности и пересмотру обязательных требований
  • Петербургский международный экономический форум
  • Комплексы фотовидеофиксации на дорогах
  • Единая очередь на получение сотрудниками МВД России социальной выплаты
  • Международный молодежный конкурс “Вместе против коррупции”

Рубрикатор

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ё
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Вcе

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Виды юридической ответственности военнослужащих

Все военнослужащие, независимо от воинского звания и должности, равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения (статуса военнослужащих).

Читайте также:
Дисциплинарная ответственность за налоговые правонарушения

Под юридической ответственностью понимается обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, порицающие его виновно совершенное противоправное деяние и заключающиеся в лишениях личного или имущественного характера.

Юридическая ответственность за конкретное правонарушение может наступить только в случае, когда это предусмотрено действующей нормой права.

За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности. Вместе с тем военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение, а в случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, возмещают его, независимо от привлечения к иным видам ответственности.

Военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной.

Применяемый вид юридической ответственности определяется характером и тяжестью совершенного правонарушения.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности:

– в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;

– если действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

– повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;

– по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (один год со дня совершения проступка);

– в случае отмены или признания утратившим силу закона или иного нормативного правового акта, нарушение положений которого стало основанием привлечения к дисциплинарной ответственности;

– в случае исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

Административная ответственность военнослужащих установлена ст. 2.5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания» (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»), а также рядом иных статей КоАП РФ.

Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Особенность ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность (за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды и природопользования и др.). За правонарушение лицо, его совершившее, может быть подвергнуто административному взысканию (предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; дисквалификация и др.).

В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» действуют следующие ограничения по применению административных взысканий к военнослужащим:

– административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы;

– административный арест не может быть применим ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы; в то же время к ним может быть применен дисциплинарный арест;

– административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам.

За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ.

Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.

Материальная ответственность военнослужащих в кратных размерах не применяется. К ней они привлекаются только в пределах реального ущерба. Материальная ответственность может наступить при условии, что военнослужащие находились при исполнении обязанностей военной службы. В ином случае он несет материальную ответственность в гражданско-правовом порядке. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Материальная ответственность военнослужащих исключается также за ущерб, возникший в результате исполнения приказа командира (начальника). Порядок привлечения к материальной ответственности предусматривает проведение административного расследования (может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия), издание приказа или подачу иска в суд, удержание денежных сумм.

Читайте также:
Доверенность на право перевозки груза: образец

За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам и в других случаях, предусмотренных законодательством, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

Под ней понимается обязанность физического или юридического лица возместить убытки, возникшие вследствие нарушения условий договора, причинения вреда другим лицам либо неосновательного обогащения.

Военнослужащие, лица, проходящие военные сборы, и граждане, уволенные с военной службы, подлежат уголовной ответственности за совершенные преступления в соответствии с уголовным законодательством. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Административная ответственность военнослужащего

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.11.2022 2022-11-09

Статья просмотрена: 175 раз

Библиографическое описание:

Берлезов, Д. А. Административная ответственность военнослужащего / Д. А. Берлезов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (335). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74759/ (дата обращения: 19.11.2021).

Административная ответственность военнослужащего включается в понятие административно-правового статуса военнослужащего наряду с такими положениями, как права, обязанности, гарантии и ограничения.

По сравнению с государственными служащими и лицами, которые заключают трудовой договор статус военнослужащего имеет существенные различия в сфере прав и обязанностей, ответственность, в свою очередь, также имеет различия, в том числе и административная.

Ключевые слова: правовое положение военнослужащего, права и обязанности, ответственность, административная ответственность

The administrative responsibility of a serviceman is included in the concept of the administrative and legal status of a serviceman along with such provisions as rights, obligations, guarantees and restrictions. In comparison with civil servants and persons who enter into an employment contract, the status of a serviceman has significant differences in the sphere of rights and obligations, and responsibility, in turn, also has differences, including administrative ones.

Keywords: legal status of a serviceman, rights and duties, responsibility, administrative responsibility

Беря за основу теорию права, понятие ответственность рассматривается как юридическое понятие, которое необходимо рассматривать как общественные отношения, которые характеризуют поведение субъектов.

Институт ответственности, в первую очередь, подразумевает юридическую ответственность, которая является основной категории права и науки.

Ответственность, согласно, российскому законодательству, может быть административной, уголовной, материальной и т. д.

Административная ответственность является составной частью юридической ответственности и представляет сегодня актуальность и востребованность исследования.

Проблемы административной привлекали и привлекают внимание правоведов.

В научной, учебной литературе исследователи анализирует особенности, факт возникновения и реализуемости.

Не является исключением и сфера военной службы.

Поднимая проблему отсутствия в российском законодательстве легального определения «административная ответственность», нельзя не процитировать К. С. Бельского о том, что без определения административной ответственности КоАП РФ [2] лишен стержневой направленности содержащихся в нем правовых норм, что позволяет правоприменителю трактовать нормы Кодекса произвольно, при желании в соответствии со своим видением [9].

Аналогичному взгляду придерживается и И. В. Тимошенко, который утверждает, что отсутствие в КоАП РФ нормативно закрепленного определения понятия «административная ответственность» является одним из недостатков понятийного аппарата российского законодательства, и он требует своего устранения [13].

Следует отметить, что на этом настаивали многие юристы-теоретики как советского периода, так и нынешнего времени.

Особенность административной ответственности военнослужащих заключается в том, что военнослужащие причислены к особой категории должностных лиц, на которую возлагается дисциплинарная ответственность за большинство административных правонарушений. По ограниченному кругу статей на военнослужащих налагается административная ответственность.

Военнослужащие несут административную ответственность за нарушения в таких сферах общественной жизни как:

— проведение выборов и референдумов;

— защита Государственной границы РФ и обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ;

Читайте также:
Право регресса ГК РФ

— финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг;

— санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;

— охрана окружающей природной среды и природопользование;

— размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Кроме того, на военнослужащих налагается административная ответственность за неисполнение распоряжений судьи либо судебного пристава, за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава и за невыполнение обоснованных законом требований прокурора, дознавателя или иного должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Затруднительно ответить на вопрос, почему существует негласное разделение правонарушений на две группы, за которые военнослужащие несут разную ответственность.

Не исключено, что законодатель видит в рассматриваемой категории должностных лиц, прежде всего, простых граждан, на которых возложена обязанность по несению ответственность за совершение противоправного, виновного деяния в общественных сферах.

Привлечение военнослужащего к административной ответственности может повлечь его досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 32 Ф «О воинской обязанности и военной службе» условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность военнослужащего добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [3].

Согласно ст. 26 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к числу общих обязанностей военнослужащего относится строгое соблюдение Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, требований общевоинских уставов, воинской дисциплины [6].

О нарушении важнейших обязанностей военнослужащего, в том числе обязанности строго соблюдать Конституцию Российской Федерации [1] и законы, соответствовать высоким нравственным требованиям, дорожить воинской честью, то есть о невыполнении им условий контракта, может свидетельствовать факт совершения военнослужащим административного правонарушения.

В соответствии с российским законодательством, к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ и административного штрафа.

Последний вид административного наказания запрещено применять только в отношении сержантов, старшин, матросов, проходящих военную службу по призыву, к курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы [8].

В то же время большинство составов правонарушений КоАП РФ в качестве санкции предусматривает только те виды наказаний, которые не могут применяться к данной категории должностных лиц.

Например, за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, могут быть назначены:

В случае совершения вышеуказанного правонарушения сержантами, старшинами, солдатами и матросами, проходящими военную службу по призыву, а также курсантами до заключения с ними контракта о прохождении военной службы, привлечение их к административной ответственности с правовой точки зрения становится невозможной задачей.

Также необходимо упомянуть о существенном несоответствии текстов КоАП РФ и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, выявленном в ходе исследования проблемы привлечения военнослужащих к ответственности за административные правонарушения. В соответствии с п. 3 ст. 3.13 КоАП РФ к военнослужащим не применяется административное наказание в виде обязательных работ.

Однако в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации закреплено положение, согласно которому в отношении данной категории должностных лиц нельзя применять административное наказание в виде исправительных работ.

Поскольку в нынешней редакции КоАП отсутствует такое административное наказание как исправительные работы, возникает вопрос, какое наказание действительно не применимо к военнослужащим: обязательные или исправительные работы.

Описанные проблемы в области административной ответственности военнослужащих, без всяких сомнений, требуют устранения в ближайшее время путем внесения поправок в КоАП РФ и Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Теперь проанализируем особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих.

Специфика административной ответственности военнослужащих определяется сегодня тем, что военнослужащие подлежат административной ответственности на общих основаниях лишь по ограниченному кругу административных правонарушений КоАП РФ. В остальных случаях военнослужащие подлежат дисциплинарной ответственности.

Возбуждение дела об административном правонарушении, которое совершил военнослужащий, является отправным моментом, который влечет за собой юридическое последствие в виде признания данного субъекта лицом, в отношении которого ведется производство.

Субъект приобретает данный статус в том случае, если факт совершения административного правонарушения соответствующим образом процессуально оформлен.

Как было сказано выше, общего субъекта административного правонарушения характеризует наличие установленного возраста ответственности (16 лет) и состояние вменяемости-, которые являются признаками субъекта, минимально для квалификации деяния как правонарушения.

Необходимо учитывать и наличия состояния вменяемости, которая согласно российскому законодательству, имеет временные границы, ее степень устанавливается на момент совершения правонарушения. Поэтому данный вопрос в состоянии вменяемости или ее отсутствия должно решаться в отношении конкретного лица, которое совершило то или иное правонарушение.

Согласно законодательству, военнослужащий представляет собой лицо, которое достигло 18 лет, потому как призыв данного лица в вооруженные силы принимается только после достижения указанного возраста. Исключением здесь могут быть категории несовершеннолетних военнослужащих, которые поступили в военные училища (например, Суворовские училища) или которые проходят обучение в военных учреждениях [10].

Читайте также:
Является ли кадастровый паспорт правоустанавливающим документом

Важным участником производство по административным правонарушениям выступает военная прокуратура, которая является частью Прокуратуры РФ, но, военная прокуратура имеет свои особенности и специфику ведения дел, военные прокуроры по своим полномочиям имеют право своими постановлениями возбуждать дела об административном правонарушении, которые совершили военнослужащие, они также имеют право участвовать в рассмотрении дел, заявлять ходатайства, предоставлять заключения, которые возникли в процессе рассмотрения дел, и наконец, военная прокуратура имеет право приносить протесты на не вступившие в законную силу постановления и военные прокуроры имеют право опротестовать последующие решения вышестоящей инстанции по поступившей жалобе [12].

Но, сегодня, имеет быть ряд ограничений по применению административных наказаний в отношении военнослужащих, например, административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам, которые проходят военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных учреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Административный арест не применяется к военнослужащим, которые призваны на военные сборы, не подлежат административному выдворению за пределы РФ военного иностранного гражданина.

Также не могут применяться обязательные работы к военнослужащим.

Как показывает практика, большие трудности при возбуждении административного дела за нарушение граждан, которые скрывают свой статус, что влечет обжалование в дальнейшем постановления по делу об административном правонарушении. Как правило, статус раскрывается и дело рассматривается в должном порядке, то есть все равно военнослужащий при выяснении своего статуса несет ответственность в полном объеме.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020)

  1. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020)
  2. Конституция Российской Федерации. — СПб.: «Манускрипт», 1996.
  3. Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный Закон Российской Федерации «Об обороне» СЗ РФ 1996 «23.
  4. Федеральный Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 21 мая 1998 г., с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля 2001 г. // СЗ РФ 1998. № 22.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. № 671 «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации».
  6. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 47 (ч. 1). — Ст. 5749.
  7. Бельский К. С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура / К. С. Бельский // Государство и право. — 1999. — № 12. — С. 12–20.
  8. Ивенин А. Э. О некоторых вопросах административной ответственности военнослужащих // Юридический мир. 2018. № 4. С. 25–27.
  9. Мезенцев И. И. Военная служба как составляющая государственной службы / И. И. Мезенцев, М. И. Мезенцев, Г. Ж. Бальтанова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. N 5. С. 20.
  10. Сойников М. А. Некоторые вопросы подсудности административных дел военными судами//Новая наука: современное состояние и пути развития. 2018. № 3.-С.156–158
  11. Тимошенко И. В. Понятие административной ответственности / И. В. Тимошенко // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2009. — № 2. — С. 74- 79.

Сотрудник участвует в суде, задержан или приговорен к лишению свободы: что делать работодателю?

Управляющий партнер юридической фирмы BLS

специально для ГАРАНТ.РУ

Нередко в трудовые отношения между сотрудником и работодателем вмешиваются внешние факторы. И компания никак не может повлиять на ситуацию, а тем более – принять серьезное решение: уволить, отказать в приеме и т.д. ТК РФ их не регулирует, приходится обращаться к другим законам и нормам: Уголовный кодекс, миграционное законодательство, закон о присяжных и т.д.

Сотрудника пригласили в качестве присяжного заседателя

Сотрудник компании получил письмо из суда о том, что его пригласили в качестве присяжного заседателя. Выступать им он не хочет и просит свою компанию подготовить официальный отказ, чтобы его исключили из списка заседателей. Но просьба эта невыполнима.

Участие в качестве присяжных заседателей, включенных в списки кандидатов, является гражданским долгом (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации”, далее — Закон № 113-ФЗ). Кандидатов в присяжные заседатели определяют случайным образом с использованием государственной автоматизированной системы “Выборы” на основе содержащихся в ней персональных данных тех, кто участвовал в выборах и референдумах.

Читайте также:
Доверенность на право подписи бухгалтерских документов: образец

Отказаться от участия могут лишь несколько категорий граждан. Среди них: лицо, не владеющее русским языком, лица старше 65 лет или лица, имеющие заболевание, которое не позволяет участвовать в процессе (например, необходимость быть на самоизоляции, госпитализация и т.д., подтвержденные медсправкой или заключением), госслужащие и военнослужащие, адвокаты, нотариусы и прокуроры, священнослужители и ряд других, в соответствии со ст. 7 Закона № 113-ФЗ. Если даже компания и ответит на письмо из суда, это юридической силы иметь не будет: письмо или не рассмотрят, или рассмотрев, откажут в просьбе.

Поэтому работодатель обязан предоставить работнику возможность посетить судебное заседание, сохранив за ним рабочее место на время отсутствия. А вот средний заработок за этот период не сохраняется. Так как за исполнение обязанностей присяжного заседателя суд должен выплатить за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/2 должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее его среднего заработка по месту основной работы за такой период. Также гражданину возмещаются командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно, если они были (ч. 2 ст. 170 ТК РФ, ст. 11 Закона № 113-ФЗ).

Тем не менее участие в заседании полностью зависит от самого работника, а не компании. Если вы не хотите быть в списке кандидатов, можно написать заявление об отказе в управу района или администрацию округа, в котором вы постоянно проживаете. Дело в том, что списки кандидатов в заседатели формируют именно местные власти, а затем уведомляют об этом жителей и районный суд. Поэтому прежде всего можно написать именно в управу.

Правда для этого должны быть основания, о которых мы сказали выше. Кроме того, можно заявить самоотвод уже в суде на основании ст. 326 Уголовно-процессуального кодекса. Сделать это можно устно или письменно, хотя и тут есть условия, например, если вы старше 60 лет, у вас есть ребенок младше 3 лет или ваши религиозные убеждения не позволяют участвовать в суде. Проще всего, пожалуй, уповать именно на религию – проверить это будет проблематично.

Наконец, возможен еще один вариант, о котором многие просто не знают, – вы можете просто не прийти в суд, ответственности за это законодательство не предусматривает. Напомним, согласно ст. 117 УПК РФ, присяжного заседателя за неявку могут оштрафовать на 2,5 тыс. руб., но вы являетесь кандидатом и станете присяжным заседателем, только когда принесете клятву в суде.

Если сотрудник выступает в деле истцом, ответчиком или приглашен в качестве свидетеля, это также будет уважительной причиной отсутствия. И основной нормой для этого является ст. 170 ТК РФ. Работник лишь должен показать руководителю повестку, причем сделать это можно уже постфактум, за отсутствие человека работодатель не имеет права его наказать. Более того, за это время человек получит и средний заработок, который выплатит суд. Для этого компания должна сотруднику дать соответствующую справку (о среднем заработке).

Сотрудника задержали на 3 часа или более

Хотя гражданская позиция сотрудника – это его личная ответственность, риски все равно несет бизнес. Работника нет на рабочем месте, и, хотя это время компания не оплачивает, бизнес-процессы могут нарушиться. Так, например, участие в несанкционированных митингах и демонстрациях может привести к задержанию человека. Но одно дело, если задержали и отпустили в его выходные дни или отпуск, а совсем другое – когда период задержания распространяется и на рабочие дни. В этом случае налицо прогул, за который можно сразу уволить по инициативе работодателя, так как это является грубым проступком в соответствии с п. 6 ст. 81 ТК РФ.

Напомню, что срок административного задержания не должен превышать три часа, однако в отдельных случаях лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (ст. 27.3, ст. 27.5 КоАП). Причем по просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок должны уведомить работодателя. По решению суда в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений задержанный может подвергнуться аресту на срок 30 суток (ст. 3.9 КоАП РФ). Срок задержания включается в срок административного ареста (ч. 3 ст. 3.9 КоАП РФ).

Читайте также:
Как оформить доверенность на право подписи документов

Если сотрудник не явился на работу, действовать радикально, то есть увольнять за прогул, я не рекомендую, так как изначально вы не знаете всех обстоятельств. Прежде всего в табеле учета рабочего времени можно указать “НН”, означающую неявку по невыясненным причинам. Напомню, дни отсутствия сотрудника на рабочем месте оплачивать не надо, так как под заработной платой понимается вознаграждение за труд (ст. 129 ТК РФ). А поскольку работник свои трудовые обязанности не выполнял, то и оснований оплачивать его труд нет. Кроме того, ежедневное отсутствие работника на рабочем месте необходимо фиксировать составлением соответствующего акта. Они могут пригодиться, когда работник появится на своем рабочем месте и даст объяснение относительно причин своего отсутствия. Работодатель в этом случае должен запросить у него документы, подтверждающие причину отсутствия. Это может быть копия протокола о задержании, судебное решение о применении в отношении лица административного ареста. Рекомендую проверить подлинность предоставленных работником документов, созвониться с должностными лицами органов исполнительной или судебной власти, применивших к работнику административное задержание или арест. В случае представления официальных документов, не вызывающих сомнения в подлинности и содержащих сведения о причине отсутствия на рабочем месте работника, подвергнутого административному задержанию (аресту), прогулом такой факт являться не будет. Иначе говоря работодатель имеет право привлечь работника к ответственности за его отсутствие на рабочем месте без уважительной причины при наличии доказательств, свидетельствующих об обратном.

Сотрудника приговорили к лишению свободы

К сожалению, обстоятельства могут сложиться и так, что сотрудник может попасть “за решетку” надолго. Очевидно, что в этом случае его также не будет на рабочем месте и выполнять свои должностные обязанности он не сможет. Но в этом случае порядок действий работодателя достаточно прост – увольнение. Для этого существует отдельное основание, не зависящее от воли сторон. Пункт 4 ст. 83 ТК РФ говорит о расторжении трудового договора, если работника осудили к наказанию, которое исключает продолжение работы. Здесь речь как раз и идет о наказании в виде лишения свободы. Для этого должно быть одно, но веское основание – вступившее в законную силу решение суда.

Уволить работника необходимо именно в день вступления приговора в силу. Но здесь стоит обратить внимание на ст. 389.4 и ст. 390 УПК РФ. Она гласит, что приговор вступает в силу по истечении срока для его обжалования. Если же жалоба подана, но не удовлетворена, приговор вступает в силу при вынесении решения апелляционного суда. Причем у осужденного есть 10 дней для подачи жалобы. Поэтому, чтобы избежать возможных рисков, стоит подождать это время до расторжения договора или постараться узнать, планирует ли сотрудник вообще оспаривать решение суда первой инстанции.

Безусловно, законные требования органов власти и сотрудник, и работодатель должны выполнять. Но в контексте трудовых отношений больше рисков все равно несет работодатель. Сотрудник получит “личное” наказание, даже если оно будет суровым – штраф, арест, заключение. Работодателю же при неправильных действиях можно ждать и отдельного иска в суд, и внеплановой проверки с возможными штрафами. К тому же, из-за отсутствующего работника придется экстренно перекладывать обязанности на других или срочно искать временную замену. Поэтому в подобных ситуациях работодателям лучше не торопиться и избежать тех рисков, на которые можно повлиять.

Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»

Любому расследованию – будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже – предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.

Но глубоко заблуждается тот, кто так считает – действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.

Визит к Минотавру

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.

Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений. А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально. С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.

Читайте также:
На сколько работодатель имеет право задерживать зарплату

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит. А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает. Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.

«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место. Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инст­рукций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:

Обычно первыми, к кому россияне обращаются по фактам правонарушений, являются сотрудники милиции. Поэтому рассмотрим процедуру возбуждения уголовного дела и работу с соответствующими обращениями граждан на примере МВД. По ряду причин здесь частенько приходится сталкиваться с ситуациями, когда человека, обратившегося с требованием возбудить дело и провести расследование, под разными предлогами ­выставляют за дверь, так и не начав расследования.

Кому-то пообещают разобраться в кратчайшее время, кого-то убедят, что его случай на общем криминальном фоне слишком малозначителен и лишь отвлечет доблестные органы от более важных дел. А у некоторых заявление принимается «как положено», но потом по надуманным основаниям в возбуждении уголовного дела отказывают1 . Не подумайте, что в милиции совсем не осталось порядочных сотрудников. Нет, их пока большинство, но и «паршивых овец», портящих «стадо», меньше не становится. А главная причина, побуждающая некоторых сотрудников любой ценой избегать официальной регистрации обращений, – это необходимость отчитаться перед начальством, необходимость показать высокую раскрываемость и т.п.

Итак, человек, – возможно, представитель фирмы – собирается в отдел милиции с просьбой найти или привлечь к ответственности неизвестного либо известного ему злодея. Тут надо руководствоваться простым правилом – если задержание правонарушителя возможно «по горячим следам», то, не теряя ни минуты, надо спешить за помощью. В милиции вам покажут образец, по которому надо написать заявление, или даже примут устное заявление, составив соответствующий протокол.

Но, когда подобная оперативность уже бессмысленна или, допустим, имеется обоснованное сомнение в адекватной реакции правоохранителей на ваше обращение, либо существует опасность преждевременно вспугнуть правонарушителя – спешка пагубна для интересов дела. Тут уж надо готовиться обстоятельно и, по меньшей мере, необходимо загодя написать заявление.

Схематично эту бумагу составляют следующим образом:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: