Правовой статус педагогического работника

Правовой статус педагогического работника

[Признаны недействующими со дня вступления в законную силу решения суда нормы регионального Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, в той мере, в которой они не предусматривают уборщика, дворника и гардеробщика. Невключение указанных должностей снижает уровень государственных гарантий и нарушает бюджетные права органа муниципального образования, поскольку необходимым условием качественной реализации образовательной программы является ее непрерывное сопровождение работниками, выполняющими вспомогательные функции, в течение всего учебного (а не календарного) года, следовательно. К иным работникам, осуществляющим вспомогательные функции, на оплату труда которых субъект Российской Федерации обязан предоставить местным бюджетам субвенцию, необходимо относить работников, выполняющих обязанности по соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, включая обслуживание оборудованных гардеробов, а также по соблюдению требований охраны здоровья.]

[Судом рассмотрено заявление о порядке формирования ученого совета университета. Заявитель требовал признать недействительными результаты выборов в члены ученого совета университета, которые, по его мнению, были проведены с нарушением устава образовательного учреждения и положения об ученом совете. По мнению заявителя, нарушения состояли в том, что выборы были проведены в форме открытого, а не тайного, голосования, фактическое количество делегатов на момент голосования не проверялось, информационные материалы о кандидатах не размещались. Фактически проходило голосование одним списком за весь данный выборный представительный орган в персональном составе, а не за отдельных кандидатов. Суд отказал в удовлетворении требований, так как истцом не представлено надлежащих доказательств для удовлетворения его требований. Суд установил, что выборы были проведены в соответствии с процедурой, установленной в локальных нормативных актах университета: делегатам конференции были заранее известны вопросы, включенные в повестку дня конференции, они получили необходимые информационные материалы о кандидатах в обновленный состав ученого совета. Нарушения формы голосования не произошло, поскольку выборы всего ученого совета не проходили, делегаты единогласно проголосовали за внесение изменений в его персональный состав. Истец принимал участие в работе конференции, свое право на участие в управлении образовательным учреждением реализовал, голосовав за предложенные кандидатуры.]

[Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) является мерой социальной поддержки, соответственно истец имеет право на получение компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг в виде отопления и освещения, однако такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, за услуги по вывозу твердых бытовых отходов законом не предусмотрена. Доводы апелляционного представления о том, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержания жилого помещения и также подлежит компенсации, не основаны на законе.]

[Педагогические работники имеют право на получение установленных федеральным законом мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в случае, если они работают в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности и проводят обучение по основным общеобразовательным программам, обеспечивая реализацию федерального государственного образовательного стандарта, независимо от организационно-правовой формы учреждения и уровня его финансирования. Отсутствие в законе правового механизма, определяющего размер, условия и порядок предоставления таких мер социальной поддержки и источник финансирования этих расходов, не может являться основанием для лишения истца права на получение таких мер. Поскольку такое право закреплено федеральным законом, то понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет федерального бюджета. ]

[Суд засчитал в стаж, дающий право на льготное предоставление пенсии, период работы истицы в должности воспитателя по экологии. В спорный период она осуществляла педагогическую деятельность, то есть выполняла работу связанную непосредственно с воспитанием детей, осуществлением образовательного процесса в течение полного рабочего дня, имела ту же нагрузку, что и воспитатели (36 часов в неделю), выполняла функциональные обязанности воспитателя, повышала свою квалификацию. Данные обстоятельства позволили суду прийти к выводу о том, что по характеру и условиям выполняемой в спорный период работы истица выполняла обязанности воспитателя, должность которого предусмотрена вышеуказанным Списком.]

[Периоды учебных отпусков включаются в специальный стаж работы, дающей истице право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.]

[Преподаватель русского языка и литературы в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования обратилась с заявлением о постановке на учет ее и членов ее семьи (пять человек), как нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также постановке ее на учет на первоочередное предоставление жилья по договору социального найма в соответствии с законодательством об образовании. Вместе с тем, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для обязания органа местного самоуправления предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, заключив договор социального найма, поскольку государственные полномочия по обеспечению педагогических работников жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма органам местного самоуправления не передавались. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству. И в этом случае применяется порядок предоставления жилья, установленный Жилищным кодексом РФ, если иное не установлено специальным законом, предусматривающим предоставление жилья в социальный наем той или иной категории граждан.]

[Пенсионным законодательством не предусмотрено включение периода работы в должности заведующей детского сада в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.]

[Районное управление пенсионного фонда необоснованно отказало во включении в специальный стаж периодов работы в должности учителя в автономной некоммерческой образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, в которой истец осуществлял педагогическую деятельность. Статус образовательного учреждения “негосударственное” не может являться основанием для отказа во включении указанного периода в специальный стаж. В соответствии со свидетельство о государственной аккредитации АНО обладает государственным статусом: общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.]

[Суд признал незаконным отказ отдела по образованию в предоставлении педагогу мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Совместно с заявителем проживают члены ее семьи, которые пользуются льготами по оплате жилья и коммунальных услуг. Право на получение социальных льгот по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг возникает при отсутствии такого права у заявителя по иному предоставленному законом основанию, при этом выбор основания на получение льготы законом предоставлено заявителю.]

Читайте также:
Правовая позиция по делу: образец

[Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. В утвержденном Списке указаны учреждения дополнительного образования всех наименований, в том числе центры детско-юношеского творчества, а также должность “педагог дополнительного образования”. Доводы ответчика о том, что наименование учреждения включает в себя дополнение “и досуга”, выходящее за рамки наименований образовательных учреждений, суд счел несостоятельными, свидетельствующими о формальном подходе.]

[Пенсионными органами неправомерно не включен в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды ее работы по должности учителя начальных классов в школе-комплексе в связи с тем, что учреждение не поименовано списком, и по должности учителя начальных классов в центре образования, в связи с тем, что такой вид как центр образования не предусмотрен. Суд пришел к выводу о включении в подсчет специального стажа истца указанных выше периодов ее работы, поскольку из представленных документов усматривается, что учреждение, в котором работала истец в спорные периоды времени, при своей деятельности реализовывало общеобразовательные программы, действовало на основе закона об образовании, имело соответствующие лицензии, при этом, истец в спорные периоды времени работала на полную ставку в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели, то есть осуществляла педагогическую деятельность в учреждении и на должности, предусмотренных соответствующим Списком.]

[Законодательство предусматривает в качестве меры социальной поддержки именно денежную компенсацию понесенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом компенсация представляет собой денежную выплату, осуществляемую в целях возмещения фактически произведенных расходов. Размер компенсации расходов по доставке твердого топлива отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (за исключением педагогических работников образовательных учреждений), определяется исходя из фактически понесенных гражданами расходов по оплате транспортных услуг по доставке приобретенного твердого топлива, подтверждаемых документально, но не выше 20 процентов от стоимости приобретенного твердого топлива. Требование о приобретении твердого топлива в заранее определенных конкретных организациях, как требует в данном случае ответчик по делу, нельзя признать основанным на законе.]

[Истица уволена из техникума в связи с его ликвидацией. Компенсационные выплаты за жилое помещение, коммунальные услуги до увольнения из образовательного учреждения она получала как преподаватель областного государственного образовательного учреждения. После увольнения выплаты были прекращены в связи с тем, что она утратила право на меры социальной поддержки, предусмотренные вышеуказанным законом. В связи с тем, что истица отработала более 10 лет в качестве педагогического работника в сельской местности, при выходе на пенсию у нее имеется право на получение компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. В качестве ответчика по делу привлечен Минфин РФ, поскольку финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячной компенсации, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителем средств федерального бюджета, к ведению которых относятся организации.]

[Педагогу сельской местности, проработавшему на селе более 10 лет и вышедшему на пенсию в связи с увольнением из образовательного учреждения, предоставлялись меры социальной поддержки в форме ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, данная компенсация выплачивалась истице с учетом постоянно проживающего с ней супруга. Педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право не предполагает какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг. Не установлено ограничений в предоставлении мер социальной поддержки в зависимости от способа отопления жилого помещения и видов используемого на эти цели топлива. Таким образом, истец имеет право на компенсацию оплаты за электроотопление (теплоснабжение) всего занимаемого жилого помещения в полном объеме без учета нормативов потребления и с учетом совместно проживающих членов семьи.]

[Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Указание в жалобе на то, что обучение по данной программе является курсами для учителей первой категории, а истец является учителем высшей категории, не свидетельствует о том, что данная программа не соответствует профилю педагогической деятельности истца, а потому судебной коллегией во внимание не принимается.]

[Ни в нормативных правовых актах Союза ССР, действовавших на момент предоставления отпуска без содержания по уходу за ребенком, ни в новом пенсионном законодательстве период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.]

[Заявителю неправомерно не засчитали в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы по должности учителя физической культуры в учебно-воспитательном комбинате с углубленным изучением иностранных языков “Детский сад-школа”, в связи с несоответствием наименования учреждения позициям списка должностей. Суд определил зачислить указанные периоды в стаж, поскольку заявитель осуществлял трудовую деятельность в должности, предусмотренной списком, на полную ставку, в режиме полного рабочего дня, с полной рабочей нагрузкой, при этом, его работа протекала в общеобразовательном учреждении для детей – школе, а учреждение, в котором работал истец в спорный период времени, при своей деятельности реализовывало программы общеобразовательного учебного заведения, действовало на основе Закона РФ “Об образовании”, то есть истец, будучи преподавателем (учителем), фактически осуществлял педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении.]

[Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от их деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения или иной организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Учреждение, в котором истица осуществляла педагогическую деятельность, может быть отнесено по виду к общеобразовательным учреждениям, фактически истица работала в спорные периоды в школе в должности учителя, а любая реорганизация образовательного учреждения не должна являться основанием для исключения работы, связанной с педагогической деятельностью в данном учреждении, из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.]

[Педагогическому работнику при назначении пенсии из специального стажа были неправомерно исключены периоды работы в Новой альтернативной школе-центре “Лучик”, и в Автономной некоммерческой образовательной организации “Учебно-воспитательный центр “Лучик”, ввиду того, что наименование данных организаций не предусмотрено в списке должностей. Вместе с тем, как отметил суд, действующее законодательство с учетом изменения требований к организационно-правовым формам образовательных учреждений (организаций) не связывают возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников только с такими организационно-правовыми формами; пенсия педагогическим работникам подлежит назначению в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности, а не исключительно от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях; основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер и специфика трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций, в данном случае функциональных обязанностей педагогического работника, с учетом целей, задач и направлений деятельности учреждений, организаций, в которых они работали.]

Читайте также:
Правовая ответственность в сфере охраны здоровья

Правовой статус педагогических работников

Педагог и его квалификация в правовом поле

Педагогический работник, согласно закону «Об образовании», — лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с ОООД, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Чтобы иметь право работать педагогом, необходимо получить среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям и профессиональным стандартам. Стандарты в настоящее время утверждены для большинства школьных должностей. До запланированного перехода на новые профессиональные стандарты можно пользоваться приказом Минздравсоцразвития России от 2010 года «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Должности в новых профессиональных стандартах:

Педагог (воспитатель, учитель). Охватывает педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).

Согласно номенклатуре должностей, основные руководители образовательного процесса, директор и его заместитель, к категории педагогических работников не относятся, хотя в общем представлении они в нее и попадают.

Какие лица по трудовому кодексу не допускаются к педагогической деятельности:

Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.

Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Академические права и свободы педагога

Свобода преподавания, выражения мнения, свобода от вмешательства в деятельность. (Никто, в том числе и родители учеников, не имеет права навязывать учителю подход к организации учебного процесса, если педагог не нарушает права учащихся).

Свобода выбора форм, средств, методов обучения и воспитания.

Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).

Право на выбор учебных пособий в порядке, установленном законодательством. (При этом следует учесть Федеральный перечень учебников, который периодически меняется).

Право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов.

Право на осуществление творческой и инновационной деятельности.

Право на бесплатное пользование информационными ресурсами.

Право на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами образовательной организации.

Право на участие в управлении образовательной организацией.

Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.

Право на объединение в общественные профессиональные организации. (Впрочем, на территории России это в последнее время все менее актуально).

Право на обращение в комиссию по урегулированию споров. (Не стоит путать с комиссией конфликтных ситуаций).

Право на защиту профессиональной чести и достоинства. (Разумеется, действует презумпция невиновности).

Академические права и свободы должны соблюдаться с учетом прав и свобод других участников образовательных отношений и требований законодательства, а также норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) “Об образовании в Российской Федерации”. Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

Трудовые права и социальные гарантии педагога

Право на сокращенную продолжительность рабочего времени.

Право на дополнительное профобразование не реже чем один раз в три года.

Право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск.

Право на длительный отпуск сроком до одного года.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Право на предоставление вне очереди жилых помещений.

Кроме того, учителя, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Обязанности педагога

Обеспечивать реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с рабочей программой.

Соблюдать устав образовательной организации и правила внутреннего трудового распорядка.

Уважать честь и достоинство участников образовательных отношений.

Развивать у обучающихся познавательную активность и творческие способности.

Применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания.

Систематически повышать свой профессиональный уровень.

Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Проходить предварительные, периодические, внеочередные медосмотры.

Проходить обучение и проверку знаний и навыков в области ОТ.

Соблюдать правовые, нравственные, этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

Исполнение педагогом обязанностей учитывается при прохождении аттестации. Учитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральными законами. К слову, если раньше нормы профессиональной этики рассматривались именно с этической точки зрения, то сегодня их соблюдение стало должностной обязанностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нормы профессиональной этики педагогов могут включать требования к поведению, внешнему виду, порядку взаимодействия со всеми иными участниками образовательных отношений и контролю за соблюдением этих норм.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Распределение времени педагога

Деятельность педагога включает работу: учебную и воспитательную, индивидуальную, методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, по ведению мониторинга и иную, предусмотренную должностными обязанностями. Соотношение учебной и другой педагогической деятельности в пределах рабочей недели устанавливается локальными нормативными актами школы. Нормируемая часть работы преподавателей определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности, а также короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, в том числе большую перемену для учеников первого класса.

Читайте также:
Правовое положение филиалов и представительств юридического лица

Преподавательская нагрузка регулируется расписаниями, которые утверждаются в образовательных учреждениях в соответствии процедурой, установленной уставом. В подавляющем большинстве случаев расписание занятий утверждает директор. К другой части работы педагогов, требующей затраты не конкретизированного времени, относится деятельность, предусмотренная квалификационными характеристиками по занимаемой должности.

Самостоятельно регулируются:

Подготовка к организации и работе по обучению и воспитанию.

Участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (в соответствии с требованиями ФГОС и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ).

Изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников.

Другие способы регулирования времени педагога:

Трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору. Выполнение видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях прибавке к оплате. Речь идет о классном руководстве, проверке письменных работ, заведовании учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими и учебно-опытными участками, о руководстве методическими объединениями и т.д. В трудовом договоре указываются содержание работы, сроки выполнения и размер оплаты.

Правила внутреннего трудового распорядка. Ведение журнала и дневников обучающихся в электронной или в бумажной форме, а также организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) учеников.

Планы и графики, утверждаемые локальными нормативными актами в порядке, установленном трудовым законодательством. Выполнение обязанностей, связанных с участием в педагогических и методических советах и проведением родительских собраний.

Графики, планы, расписания, утверждаемые локальными нормативными актами, коллективным договором. Выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ (включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности). В локальном нормативном акте, коллективном договоре указываются порядок и условия выполнения.

Локальные нормативные акты. Периодические кратковременные дежурства, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.

Привлекаться к дежурству учителя могут не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия. Присутствие учителя не требуется в те дни, когда образовательная организация открыта, но сам педагог не имеет занятия по расписанию и дополнительные работы. При составлении расписаний, планов и графиков рекомендуется предусматривать для учителей свободный день с целью использования его для самообразования и подготовки к занятиям.

Каникулярное время также используется для дополнительного профессионального образования. Режим педагогов, принятых в образовательную организацию в период летних каникул, определяется в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов в неделю, установленной за ставку заработной платы. Периоды отмены и приостановки занятий для учеников в отдельных классах или во всей школе по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считаются рабочим временем, при этом педагоги привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для времени каникул.

Законодательные акты, регламентирующие порядок реализации прав педагогических работников

Постановление Правительства России от 14.05.2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 г. № 644 «Об утверждении порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года».

Постановление Правительства России от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“».

Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Реферат «Педагогические работники. Право на занятие педагогической деятельностью. Правовой статус педагогических работников»

Татьяна Сердюкова
Реферат «Педагогические работники. Право на занятие педагогической деятельностью. Правовой статус педагогических работников»

Я считаю, что педагог- это одна из самых востребованных и почетных профессий в наше время. Анализируя представленные в работе статьи, я пришла к выводу, что государство уделяет особое внимание педагогическим работникам и их деятельности. Педагогическим работникам предоставлен особый статус в обществе, и это говорит о важности данной сферы деятельности.

Во время изучения данной темы,мной были рассмотрены следующие документы:

• Федеральный закон “Об образовании в РФ” №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статья 46; статья 47);

• “Трудовой кодекс Российской Федерации” № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года (ред. от 3 июля 2016 года)статья 331.

Педагогические работники

Педагогический работник – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельность.

Право на занятие педагогической деятельностью

Для того, чтобы раскрыть данную тему, мной был проанализирован Федеральный Закон “Об образовании в РФ” и выделена следующая статья:

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Читайте также:
Гражданско правовой договор между физическими лицами: образец

2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Также, о праве на занятие педагогической деятельностью упоминается в статье 331 ТК РФ:

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.12.2014 N 443-ФЗ)

К педагогической деятельности не допускаются лица:

– лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 489-ФЗ, от 13.07.2015 N 237-ФЗ)

– имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 489-ФЗ)

– признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

– имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ)

Лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы, семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

(часть третья введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 489-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 237-ФЗ)

Правовой статус педагогических работников

Правовой статус педагогических работников указан в статье 47 Федерального Закона “Об образовании в РФ”. Мной выделены следующие пункты статьи:

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

5) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

6) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

7) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

8) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

9) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые праваи социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

В процессе анализа статей, приведенных в данной работемной были сделаны следующие выводы:

право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с образованием не ниже среднего профессионального;

• к педагогической деятельности допускаются лица не имеющие судимости и не имеющие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения;

• в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе;

педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности.

Я считаю, что приведенные выше выводы являются плюсами для педагогических работников, общества, государства.

1. Федеральный закон “Об образовании в РФ” №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статья 46; статья 47);

2. “Трудовой кодекс Российской Федерации” № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года (ред. от 3 июля 2016 года)статья 331.

Работа с родителями в соответствии с ФГОС до (научно-практическая конференция педагогических работников) Муниципальное дошкольное учреждение детский сад «Солнышко» Доклад «Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО» (научно-практическая.

Фестиваль «Я имею право, ты имеешь право» в рамках проекта «Я знаю свои права» Проект «Я знаю свои права» Фестиваль «Я имею право, ты имеешь право» Цель: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать.

Формы обучения педагогических работников ДОУ по ФГОС ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДОУ – Инновационные – Организационно – деятельностные – Деловые, Ролевые и другие игры. Способствуют.

Читайте также:
Правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности

Конспект деловой игры для педагогических работников «Поле чудес» Цель: повышение основных компетентностей (профессиональной, коммуникативной, правовой, информационной) педагогов Учреждения, повышение социальной.

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников «Сказочное путешествие в страну математики» ТЕМА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ПРОНИНА.

Консультация для педагогических работников «Дети и дорожное движение» ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ОД ГУО «Ясли-сад №2 г. Минска» Шиндюк Мария Викторовна Дети и дорожное движение. Скорость движения, плотность.

Консультация для воспитателей ДОО «Процедура аттестации педагогических работников ДОО. Новое в процедуре аттестации» Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности обязательная, отказ является дисциплинарным проступком. Создаётся комиссия.

Консультация «Программа профессионального саморазвития педагогических работников ДОО» В современных условиях развития образования в России особенно актуальна проблема саморазвития педагогов. Ведь воспитать творческую, самодостаточную.

Методическое сопровождение педагогических работников по повышению уровня педагогической компетентности Детский сад № 411 состоит из двух корпусов, первый корпус по улице Зорге, 23 после капитального ремонта открылся в 2008 году, второй корпус.

Реферат «Вклад в развитие педагогической науки Я. А. Каменского» Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж» г. Орска (ГАОУ СПО.

Правовой статус педагогических работников

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 06.12.2014 2014-12-06

Статья просмотрена: 7444 раза

Библиографическое описание:

Сахарова, Е. А. Правовой статус педагогических работников / Е. А. Сахарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 539-541. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14226/ (дата обращения: 19.11.2021).

В статье анализируется правовой статус педагогических работников. Автором приводится анализ правового положения педагогического работника, отраженного в законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова: образование, правовой статус, академические права и свободы, трудовые и социальные права и гарантии, обязанности и ответственность педагогических работников.

The article analyzes the legal status of teachers. The author provides an analysis of the legal status of teachers, reflected in the legislation of the Russian Federation.

Keywords: education, legal status, academic rights and freedoms, labour and social rights and guarantees, duties and responsibilities of teaching staff.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2022 г. стратегической целью является достижение статуса России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан [6].

Достижению такого положения России способствует повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [5].

Ведущая роль в модернизации российского образования принадлежит педагогическим работникам. Современное общее и профессиональное образование требует нового типа педагогического работника — высокопрофессионального специалиста, обладающего и уверенно владеющего не только профессиональными компетенциями (знание информационно-образовательной среды, новых образовательных технологий, способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста и т. д.), но и знающего свои права и обязанности.

Права и обязанности педагогических работников, как правило, регламентируются (устанавливаются и охраняются) международным законодательством, законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также локальными нормативно-правовыми актами. Виды, сущность и содержание этих прав и обязанностей обусловлены самой природой педагогической деятельности, её ролью и значением в жизни общества и государства. Круг этих прав и обязанностей постоянно расширяется вследствие развития общественных отношений, что в свою очередь способствует возникновению новых имущественных и неимущественных прав и обязанностей педагогических работников.

Совокупность прав и обязанностей педагогических работников образует правовой статус. Слово «статус» происходит от латинского «status», означающего «состояние, положение» — правовое положение, состояние [7, С. 574].

Легальное определение правового статуса педагогического работника дается в п. 1 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон «Об образовании в РФ»), под которым понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации [3].

В п. 2 ст. 48 Закона «Об образовании в РФ» закреплено, что в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда [3].

Справедливыми будут замечания В. К. Толоконникова и С. В. Кожуховой, отмечающих, что в теории государства и права наиболее существенное значение имеют три вида правовых статусов: общий (конституционный), специальный (родовой) и индивидуальный правовой статус личности, тогда как понятие особого статуса отсутствует [8, С. 42]. Следовательно, правовой статус педагогического работника следует именовать специальным правовым статусом.

Права и обязанности педагогического работника условно можно разделить на общие, установленные законодательством для всех субъектов трудовых отношений (ст. 21–22, 212, 214, 219 Федерального закона «Трудового кодекса Российской Федерации» (далее «ТК РФ»)), и специальные (академические, трудовые и социальные), установленные применительно к педагогическим работникам.

Например, в соответствии со ст. 21 «ТК РФ» педагогический работник имеет право на: заключение, изменение и расторжение трудового договора; предоставление работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее условиям безопасности и др. [2]

Среди академических прав и свобод педагогических работников, установленных Законом «Об образовании в РФ» можно отметить следующие (п. 3 ст. 47): свобода преподавания, свобода выражения своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной, в том числе международной деятельности, разработках и внедрении инноваций и т. д. [3]

Читайте также:
Правовой статус полного товарищества: чем определяется

Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

– в соответствии со ст. 333 «ТК РФ» для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю [2]. На основании п. 6 ст. 7 Закона «Об образовании в РФ» в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом…Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника [2].

– право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 5 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ») [2];

– право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность определяется Постановлением Правительства РФ «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» [4]. В зависимости от вида образовательного учреждения, осуществляющего образовательный процесс, и должности, занимаемой педагогическим работником, продолжительность такого отпуска колеблется в диапазоне от 42 до 56 календарных дней;

– право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 5 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ») [2]. Длительный отпуск педагогического работника — это отпуск без сохранения заработной платы, если учредителем и (или) уставом образовательного учреждения, в котором работает педагог, не предусмотрено иное. Если длительный отпуск неоплачиваемый, то в стаж для назначения работнику трудовой пенсии по старости не входит этот период, поскольку страховые выплаты в Пенсионный Фонд в течение этого времени не будут поступать;

– в соответствии с п.1. ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ — лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста [1];

– право на предоставление — состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях — вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда (п. 5 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ») [2].

Правовой статус педагогических работников предполагает не только совокупность прав и свобод, гарантий, но и обязанности, а также ответственность.

Например, академические права и свободы не могут осуществляться с нарушением норм профессиональной этики, прав и свобод других участников образовательной деятельности. Перечень обязанностей педагогических работников представлен в ст. 48 Закона «Об образовании в РФ» [3].

К педагогическим работникам могут быть применены все предусмотренные трудовым законодательством виды дисциплинарных взысканий, такие как замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Необходимо отметить, что данный перечень оснований увольнения, которое производится по инициативе работодателя в качестве меры дисциплинарного взыскания, по отношению к педагогическим работникам расширен. В качестве дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником выступают: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника и др. [2].

Таким образом, правовой статус педагогических работников — это совокупность прав, обязанностей и законных интересов последних как субъектов права. Права и обязанности педагогических работников составляют содержание образовательной деятельности. Право педагогических работников представляет собой выражение и конкретизацию в правовых нормах принципа свободы образовательной деятельности. Обязанность педагогических работников, в отличие от его субъективного права, представляет собой меру ограничения его свободы в образовательной деятельности.

1. Российская Федерация. Законы. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 173–ФЗ от 17 декабря 2001 г. (с изм. от 04.06.2014 г.)] // Российская газета. — 2001. — 20 декабря.

2. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 197–ФЗ от 30 декабря 2001 г. (с изм. от 24.11.2014 г.)] // Российская газета. — 2001. — 31 декабря.

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 273–ФЗ от 29 декабря 2012 г. (с изм. от 21.07.2014 г.)] // Российская газета. — 2012. — 31 декабря.

4. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам [Текст]: [Постановление № 724 от 01 октября 2002 г. (с изм. от 21.05.2012 г.)] // Российская газета. — 2002. — 05 октября.

5. Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы [Текст]: [Распоряжение Правительства № 163–р от 07 февраля 2011 г.]: [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения: 02.12.2014 г.)

6. Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2022 года [Текст]: [Распоряжение Правительства № 1662–р от 17 ноября 2008 г. (с изм. от 08.08.2009 г.)]: [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 02.12.2014 г.)

7. Современный словарь иностранных слов [Текст]: под ред. Е. А. Гришиной. — СПб.: «Дуэт», 1994. — 752 с.

8. Толоконников В. К. Особенности правового статуса педагогического работника в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / В. К. Толоконников, С. В. Кожухова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. — 2013. — № 1. — С. 40–43.

Правовой статус педагогического работника

Правовой статус педагогических работников установлен положениями гл. 5 Закона N 273-ФЗ и нормами трудового законодательства, регулирующими отношения в сфере образования (гл. 52 ТК РФ).

Согласно ст. 46 Закона N 273-ФЗ, право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством РФ.

Читайте также:
Вынужденные переселенцы понятие и правовое положение

Под правовым статусом педагогического работника (ст. 47 Закона N 273-ФЗ) понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В РФ признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в РФ предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Ч. 3 ст. 47 Закона N 273-ФЗ предусматривает следующий закрытый перечень академических прав и свобод педагогических работников:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном российским законодательством или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Обозначенные академические права и свободы не являются абсолютными и могут быть ограничены, в том числе и нормами Закона N 273-ФЗ.

Так, например, первой в перечисленном выше перечне академических свобод указана “свобода преподавания, свободное выражение своего мнения”, однако в ч. 3 ст. 48 Закона N 273-ФЗ установлен запрет на осуществление педагогическим работником политической агитации.

Трудовые права и гарантии педагогического работника.Как было отмечено выше, трудовые отношения в области образования урегулированы не только законодательством об образовании, но и трудовым законодательством.

Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ; См. также: Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 (ред. от 21.05.2012) “О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам”.

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных Минобрнауки России.

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетов субъектов РФ.

Законом N 273-ФЗ предусмотрены особые трудовые гарантии для педагогических работников, участвующих в проведении ЕГЭ в рабочее время и освобожденных от основной работы на период проведения этого экзамена. Указанным работникам предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а также выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты данной компенсации устанавливаются субъектом РФ за счет бюджета субъекта РФ, выделяемых на проведение ЕГЭ (ч. 9 ст. 47 Закона N 273-ФЗ).

Читайте также:
Кредитный советник правовая помощь должникам

Следует отметить право органов государственной власти субъекта РФ устанавливать дополнительные меры государственной поддержки для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности (ч. 10 ст. 47 Закона N 273-ФЗ).

Обязанности педагогического работника(ст. 48 Закона N 273-ФЗ).

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РФ.

Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками указанных выше обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

Классификатор ОКОПФ

ОКОПФ — Общероссийский классификатор организационно-правовых форм.

Код ОКОПФ Наименование
1 00 00 Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями
2 00 00 Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями
3 00 00 Организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица
4 00 00 Организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории российской федерации
5 00 00 Организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц)
6 00 00 Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями
7 00 00 Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями

Для того чтобы легче было контролировать и управлять различными сторонами предпринимательской деятельности, органами государственной власти разрабатываются всевозможные стандарты, по которым можно оценивать официально приводимые учетные данные организации или индивидуального предпринимателя.

Для отнесения субъекта бизнес-сферы к конкретной форме хозяйствования, определяющей его методы управления собственными фондами и юридический статус, существует Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ).

Узнайте, каким целям он служит, как в нем закодированы данные, где он применяется и как его получить.

Для справки
Аббревиатура ОКОПФ
Обозначение ОК 028-2012
Введение 01.01.2013 (Приказ Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст)
Изменение 01.01.2019, № 4 (Приказ Росстандарта от 24.10.2018 N 839-ст)
По-английски Russian classification of organisational and legal forms

Что отражает ОКОПФ

Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности (именно они классифицированы в ОКОПФ) представляет собой законодательно признанную систему хозяйствования, в которой регламентируется правовое состояние предпринимателя с точки зрения владения имущественными активами, а также способы распоряжения этими активами в установленных целях.

Таким образом, ОКОПФ включает в себя все формы предпринимательства, правомерные с точки зрения законодательства Российской Федерации.

Цели ОКОПФ

Функции ОКОПФ заключаются в систематизации информации о хозяйствующих субъектах и их деятельности.

Польза для государства

С помощью кода ОКОПФ государственным органам (в основном, контролирующим и статистическим) удобнее учитывать, анализировать и составлять прогноз относительно хозяйственной деятельности в конкретных регионах. Сведения о предпринимателях, собранные по ОКОПФ, составляют достоверную базу данных о бизнес-деятельности в региональном разрезе. На основании ОКОПФ государство может разрабатывать рекомендательные бизнес-документы.

Необходимость для предпринимателей

Самим хозяйствующим субъектам необходимо указывать ОКОПФ при регистрации или перерегистрации своей деятельности, а также сообщать данную информацию в различных документах, таких, как:

  • ЕГРЮЛ (нужно указывать не код, а вид деятельности, код присваивается автоматически);
  • в некоторых случаях – банковские реквизиты;
  • статистические формы;
  • бухгалтерская документация и др.

Роль ОКОПФ для предпринимателей – идентификация их соответствия определенной форме хозяйствования (организационно-правовой форме).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Для одной организации возможен единственный код ОКОПФ. Компании, ведущие бизнес по сходным принципам, могут обладать одинаковыми кодами ОКОПФ.

Что именно классифицирует ОКОПФ

В данном классификаторе распределены по рубрикам различные хозяйствующие субъекты, к которым относятся:

  • какие угодно юридические лица (товарищества, АО или ООО, кооперативы, фонды, партии, общественные организации и движения, учреждения, корпорациифермерские хозяйства и др.);
  • организации, которые не обладают таким статусом (инвестиционные фонды, представительства, филиалы и т.п.);
  • индивидуальные предприниматели.

Для их классификации в ОКОПФ, действующем на территории РФ с 1 января 2013 года, применяются коды, состоящие из 5 знаков. До этого была принята двузначная кодировка. Новая версия ОКОПФ, называемая ОК 028-2012, введена в действие согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. № 505-ст.

Состав кода ОКОПФ

Код ОКОПФ относится к структурам, построенным на иерархическом методе и последовательной кодировке (каждая последующая цифра или раздел уточняет предыдущий). Каждая цифра в структуре кода ОКОПФ отражает определенный уровень информации о способе хозяйствования и правовом статусе субъекта.

1 позиция разделяет различных по статусу субъектов хозяйствования разных правовых форм, а именно:

  • 1 хх хх – юрлица-коммерческие структуры, к которым относятся хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, а также унитарные предприятия (государственные или муниципальные);
  • 2 хх хх – юрлица-некоммерческие организации, включающие религиозные, благотворительные, общественные, потребительские и т.п.;
  • 3 хх хх – субъекты, не приобретшие права юридических лиц (к таким относят районные суды, ПИФы, простые товарищества, обособленные подразделения и пр.);
  • 4 хх хх – международные организации, действующие на территории Российской Федерации как правительственного, так и неправительственного характера, а также в рамках международных соглашений;
  • 5 хх хх – физические лица (ИП, адвокаты, нотариусы, руководители КВХ).

2 и 3 позиция обозначает разные формы организационно-правовых статусов. Каждому их типу, разрешенному действовать на территории РФ, присвоен двузначный определитель. Например, государственные учреждения имеют кодировку 09, то есть код таких организаций будет иметь вид 2 09 хх.

4 и 5 позиции уточняют конкретный вид той или иной организационно-правовой формы. Так, учреждения, находящиеся на финансировании из бюджета, закодированы сочетанием 03, то есть полностью код бюджетного учреждения будет читаться как 2 09 03.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Укрупненные коды ОКОПФ не допускаются, то есть нельзя указать только две или три позиции, тем самым ограничившись уточнением типа организационно-правовой формы, но не дать при этом информации о ее типе.

Особенности ОКОПФ для индивидуальных предпринимателей

Граждане, которые по закону признаются предпринимателями (то есть зарегистрированы в этом статусе), также имеют свой код организационно-правовой формы. Как ясно из анализа структуры кода, физлица-ИП в ОКОПФ будут иметь первую цифру 5.

Как ИП узнать свой ОКОПФ

Не все ИП сталкиваются в своей деятельности с необходимостью знать и указывать свой код ОКОПФ (не работают с бланками, предусматривающими такую отчетность, не подпадают под выборку статистики и т.д.). Но если предпринимателю-физлицу понадобится узнать свой код ОКОПФ (такая необходимость может возникнуть, если понадобится сдавать статотчетность), он может пойти одним из следующих путей:

  • выяснить интересующую его информацию на сайте территориального статистического органа того субъекта РФ, к которому принадлежит предприниматель;
  • сделать запрос в местные органы статистики (письменно или онлайн);
  • обратиться за этими сведениями лично.

Где берет ОКОПФ ООО

Общества с ограниченной ответственностью, закодированные в ОКОПФ под разделом 1 21 хх, получают этот код при регистрации. Они могут узнать его из письма, присылаемого Росстатом в течение недели после регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности или же перерегистрации. Если письмо не пришло, эти сведения всегда можно узнать на сайте Росстата или обратившись в органы статистики.

К СВЕДЕНИЮ! Закон не обязывает ООО иметь документ, в котором ему присваивается код ОКОПФ. Даже сама форма, присылаемая Росстатом, не заверяется подписями и печатями, являясь формальным уведомлением.

Рекомендации предпринимателям относительно ОКОПФ

Основная выгода от указания ОКОПФ, разумеется, принадлежит государству, а на предпринимателях этот код лежит как обязанность указывать его в определенной документации. Тем не менее законодательно закрепленные обязанности необходимо неукоснительно исполнять, поэтому рекомендуется:

  • указывать код ОКОПФ в соответствующих типах документов полно и точно;
  • быть в курсе возможных изменений в законодательстве относительно кодировки организационно-правовых форм и других показателей хозяйствования;
  • своевременно производить обновления электронных версий классификаторов, если используются именно они.

ПАО, ООО или кооператив: какие формы существуют и зачем

Закон делит организации не по видам деятельности — ООО и АО могут заниматься одним и тем же, но по-разному управлять компаниями и получать прибыль. В чем разница — в нашей статье.

Еще о компаниях:

Организации бывают коммерческими и некоммерческими

Все правовые формы организаций сначала делятся на коммерческие, некоммерческие, а потом на все остальные. Всё крутится вокруг денег: кто и сколько вкладывает, что получает, с кем делится.

Виды правовых форм — в общероссийском классификаторе

Вот основные коммерческие организации:

  • товарищества полные и на вере;
  • хозяйственные партнерства;
  • фермерские хозяйства;
  • хозяйственные общества — ООО, ПАО, АО;
  • производственные кооперативы, их еще называют артели.

Некоммерческих организаций больше, вот некоторые примеры:

  • общественные и религиозные организации;
  • благотворительные фонды;
  • некоммерческие партнерства;
  • казачьи общества;
  • бюджетные учреждения.

Еще бывают формы для физлиц — ИП, крестьянские хозяйства, нотариусы и адвокаты. Мы остановимся на коммерческих формах — там деньги и всё, что мы так любим.

Товарищества полные и на вере

Товарищество — это как компания друзей, которые скидываются на новый велосипед. В товарищества вкладывают деньги, автомобили, недвижимость, а если денег нет, но есть идеи, опыт и желание, всё равно можно стать участником. Товарищество как бы промежуточная форма перед ООО.

Максимальное количество участников

От двух до бесконечности

Уставной капитал

Любой, складывается из взносов участников

Ответственность

Субсидиарная. Отвечают имуществом товарищества, если недостаточно — личным имуществом каждого участника

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Полные товарищества состоят из предпринимателей и компаний, которые вносят свои деньги, а затем работают, чтобы получить прибыль. Если что-то пойдет не так, товарищество будет отвечать своими деньгами, а участники — личным имуществом.

Товарищество на вере работает немного иначе: есть участники товарищества, а есть вкладчики. Товарищество работает ради прибыли всех, вкладчики только дают деньги. Если что-то пойдет не так, товарищество отвечает всем имуществом, вкладчики отвечают только вкладами.

Бухгалтеры с ИП Иванов, Петров и Ершов объединились и создали бухгалтерскую фирму «Ершов и Ко». Они внесли свои вклады и вместе ведут бухгалтерии клиентов. Если фирма обанкротится, у бухгалтеров не отнимут дома и машины, чтобы покрыть долг — только вклады.

Заниматься товарищества могут чем угодно, это удобная форма, если нужно быстро собрать деньги на развитие дела или найти партнеров. Есть и риски — каждый участник товарищества занимается предпринимательской деятельностью наравне со всеми, поэтому рискованное решение одного повлияет на всех.

Общества с ограниченной ответственностью

Общества с ограниченной ответственностью — распространенная форма собственности. В такие компании несложно найти опытного бухгалтера, разобраться в нюансах налогов и отчетностей. В ООО может быть один учредитель, а может десять, но не больше 50 участников.

Максимальное количество участников

От одного до 50

Уставной капитал

От 10 000 рублей до бесконечности

Ответственность

В размере уставного капитала. В случае недобросовестности учредителя долги могут списать с финансового директора и бухгалтера

Какие налоги платят

На общей системе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Упрощенка, вмененка, сельскохозяйственный налог: налог по своей системе налогообложения, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

У ООО обязательно должен быть уставный капитал, который складывается из денег учредителей. Каждый может внести разную сумму или вложить свое имущество, это и будет его долей. Если что-то пойдет не так, соучредители отвечают своими долями и по административному кодексу, а гендиректор и главный бухгалтер могут получить уголовную ответственность.

Проблема ООО — бюрократия. Чтобы принять решение, каждый раз нужно собирать учредителей, и делать это по уставу и законам. На каждое действие — по десять документов, а если участники не могут договориться — приходится идти в суд.

С другой стороны, это еще и плюс — деятельность компании четко регламентирована, поэтому проще принимать решение и работать.

Акционерные общества

Акционерные общества делятся на публичные и непубличные, раньше их еще называли открытые и закрытые. Публичные теперь называются ПАО, непубличные просто АО. В таких обществах всё, как и в ООО, только вместо долей — акции.

Максимальное количество участников

Уставной капитал

От 100 000 рублей для ПАО и 10 000 рублей для АО до бесконечности

Ответственность

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Могут быть на упрощенке, тогда НДС и налог на прибыль заменит налог по своей системе налогообложения

Акционерные общества нужны, чтобы с помощью акций привлекать деньги. Эта форма собственности предназначена для среднего и крупного бизнеса. Преимущество такого общества перед ООО — практически нет ответственности, если возникнут долги, а еще в любой момент можно сменить собственников без изменения документов.

Открытое акционерное общество такое же, как закрытое, только в открытом акции могут покупать все желающие, а в закрытом — сначала акционеры, а потом обычные люди и другие компании.

Основная проблема акционерных обществ, как и ООО — нет «живых» денег. ИП может делать с прибылью что угодно — может развивать бизнес, может купить вагон шоколада и нырять в него. Деньги же ООО и АО не принадлежат учредителям, они могут получать только зарплату или дивиденды. Вторая проблема — бюрократия и регламенты, как и в ООО.

Хозяйственные партнерства

Хозяйственные партнерства — это почти те же акционерные общества, только вместо акционеров партнеры. У них нет акций, но есть вклады участников, которые идут на развитие и получение прибыли.

Максимальное количество участников

Уставной капитал

Любой, складывается из вкладов участников

Ответственность

Партнерство отвечает имуществом, не отвечает за своих участников

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Хозяйственные партнерства не могут выпускать ценные бумаги и давать рекламу в СМИ и на билбордах — им нельзя рекламировать себя. В таком партнерстве не может быть больше 50 человек.

Каждый участник партнерства вносит свой денежный вклад на развитие, но каких-либо лимитов нет — как договорятся, столько и вносят. Если что-то пойдет не так, отвечать личным имуществом они не будут, только суммой вклада.

Хозяйственные партнерства подходят консультантам, стартапам, инновационным и научным видам бизнеса. Такие партнерства могут спокойно работать в тени и не опасаться, что кто-то позаимствует их разработки — информацию о них не вносят в реестр юридических лиц.

Есть и риски — в законодательной свободе. Если между партнерами возникнет спор по вопросам, о которых не писали в уставе, государство никак не сможет помочь.

Фермерские хозяйства

Фермерские хозяйства — это союз уже не друзей или партнеров, а родственников. В таком хозяйстве есть глава — его основатель, он лично участвует в бизнесе, а также бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры, муж или жена.

Максимальное количество участников

Родственники — не больше, чем из трех семей

Люди, которые не являются родственником главе хозяйства — не больше пяти человек

Уставной капитал

Ответственность

Субсидиарная. Участники отвечают своим имуществом и отвечают друг за друга

Какие налоги платят

Единый сельскохозяйственный налог. Не платят НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Можно работать на упрощенке или общей системе

Хозяйство создает один человек, остальные вступают в него. Если члену семьи исполнилось 16 лет, он тоже может присоединиться к хозяйству.

Цель хозяйства — заработать на сельскохозяйственной отрасли. Можно разводить коров или индеек, выращивать пшеницу, арбузы и огурцы, завести пасеку.

Фермерские хозяйства подходят жителям сельских территорий, у которых есть большие семьи. Все члены хозяйства лично участвуют в его работе и объединены соглашением. Всё имущество хозяйства — совместная собственность участников, если о другом не написали в соглашении.

Если человек хочет выйти из хозяйства, то получает компенсацию его части.

Жена жителя Нижних Лапок устала от посевов и хочет уйти в криптотрейдинг. На старте она вложила 50 000 рублей на строительство теплиц и трактор, который стоил 100 000 рублей. Жена по закону не может потребовать часть земли или забрать трактор, но может получить компенсацию равную ее вкладу — то есть, 150 000 рублей.

Есть и риски — если создать фермерское хозяйство, нельзя привлечь наемного директора в случае проблем с бизнесом. А еще компенсацию можно прождать год — это долго, если решил вложиться в крипту уже завтра. Даже если уже вышли из фермерского хозяйства, выдохнуть можно будет только через два года — всё это время бывший участник несет ответственность в размере доли.

Производственные кооперативы

Производственный кооператив похож на партнерства и товарищества, но вступают в него все: ИП, компании, физлица. Заниматься кооперативы могут производственной или хозяйственной деятельностью: чинить одежду и обувь, производить консервы, устраивать свадьбы.

Максимальное количество участников

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: