Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 11.06.2021) “О землеустройстве”

24 мая 2001 года

6 июня 2001 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);

объекты землеустройства – территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий;

землеустроительная документация – документы, полученные в результате проведения землеустройства;

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Статья 2. Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Обязательность проведения землеустройства

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

установления или изменения границ объектов землеустройства;

абзацы третий – пятый утратили силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;

выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Статья 4. Основания проведения землеустройства

Основаниями проведения землеустройства являются:

решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

договоры о проведении землеустройства;

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства

К полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства относятся:

установление порядка проведения землеустройства;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;

проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;

принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;

установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;

абзац утратил силу с 1 июля 2022 года. – Федеральный закон от 11.06.2022 N 170-ФЗ;

разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;

управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства;

другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.

Статья 5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения землеустройства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения землеустройства, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Статья 6. Государственная экспертиза землеустроительной документации

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 7. Утратила силу с 1 июля 2022 года. – Федеральный закон от 11.06.2022 N 170-ФЗ.

Статья 8. Технические условия и требования проведения землеустройства

Технические условия и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и являются обязательными для исполнения при проведении землеустройства и осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документации.

Глава III. ПРОВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Статья 9. Изучение состояния земель

Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

абзац утратил силу. – Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;

почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

оценка качества земель;

Статья 10. Геодезические и картографические работы

Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства.

Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ “О геодезии и картографии”.

Статья 11. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания

Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

Читайте также:
Гражданско правовой договор с работником налогообложение

Статья 12. Оценка качества земель

Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве, в том числе в органическом сельском хозяйстве.

Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Статья 13. Инвентаризация земель

Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Часть вторая утратила силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Статья 14. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:

разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;

природно-сельскохозяйственное районирование земель;

абзацы четвертый – шестой утратили силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Статья 15. Описание местоположения границ объектов землеустройства

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 16. Утратила силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Статья 17. Установление на местности границ объектов землеустройства

Порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 18. Внутрихозяйственное землеустройство

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:

организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Глава IV. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Статья 19. Виды землеустроительной документации

К видам землеустроительной документации относятся:

генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;

абзацы третий – четвертый утратили силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;

карты (планы) объектов землеустройства;

проекты внутрихозяйственного землеустройства;

проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Статья 20. Карта (план) объекта землеустройства

Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 21. Тематические карты и атласы состояния и использования земель

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Статья 22. Землеустроительное дело

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.

Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 23. Согласование и утверждение землеустроительной документации

Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 24. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства

Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.

Читайте также:
Правовые: последствия банкротства физического лица

Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.

Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение настоящего Федерального закона граждане и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Разрешение споров при проведении землеустройства

Споры, возникающие при проведении землеустройства, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.10.2014, N 0001201410230005) (о порядке вступления в силу см. статью 18 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130077);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130064) (о порядке вступления в силу см. статью 6 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ);

Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 507-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2017, N 0001201712310020) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 507-ФЗ);

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 280-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N 0001201808030066) (вступает в силу с 1 января 2022 года);

Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2022 года N 170-ФЗ).

Принят Государственной Думой
24 мая 2001 года

Одобрен Советом Федерации
6 июня 2001 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство) (абзац в редакции, введенной в действие с 17 мая 2008 года Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

объекты землеустройства – территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 мая 2008 года Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 507-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

землеустроительная документация – документы, полученные в результате проведения землеустройства;

Статья 2. Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Обязательность проведения землеустройства

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

установления или изменения границ объектов землеустройства;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2018 года Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 507-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Статья 4. Основания проведения землеустройства

Основаниями проведения землеустройства являются:

решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

договоры о проведении землеустройства;

Читайте также:
Преимущество ООО перед другими правовыми формами

Глава II. Государственное регулирование проведения
землеустройства

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства

К полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства относятся:

установление порядка проведения землеустройства;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;

проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;

принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;

установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;

разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;

управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства;

другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.

Статья 5_1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения землеустройства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения землеустройства, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

(Статья дополнительно включена с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ)

Статья 6. Государственная экспертиза землеустроительной документации

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Статья 7. Федеральный государственный надзор в области землеустройства

Статья 8. Технические условия и требования проведения землеустройства

Технические условия и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и являются обязательными для исполнения при проведении землеустройства и осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документации.

Глава III. Проведение землеустройства

Статья 9. Изучение состояния земель

Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

абзац утратил силу с 1 января 2007 года – Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ – см. предыдущую редакцию;

почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

оценка качества земель;

Статья 10. Геодезические и картографические работы

Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства (часть в редакции, введенной в действие с 17 мая 2008 года Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ “О геодезии и картографии” (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ).

Статья 11. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания

Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

Статья 12. Оценка качества земель

Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве, в том числе в органическом сельском хозяйстве.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 280-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Статья 13. Инвентаризация земель

Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель (часть в редакции, введенной в действие с 17 мая 2008 года Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Статья 14. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:

разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;

природно-сельскохозяйственное районирование земель;

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Статья 15. Описание местоположения границ объектов землеустройства

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Читайте также:
Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции

(Статья в редакции, введенной в действие с 17 мая 2008 года Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

Станислав Анджеевич Липски

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

© ООО «Издательство «КноРус», 2018

В учебнике использованы следующие сокращения:

ВК РФ – Водный кодекс РФ;

ГК РФ – Гражданский кодекс РФ;

ГрадК РФ – Градостроительный кодекс РФ;

ЕГРН – Единый государственный реестр недвижимости;

ЗК РФ – Земельный кодекс РФ;

КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях;

ЛК РФ – Лесной кодекс РФ;

НК РФ – Налоговый кодекс РФ;

УК РФ – Уголовный кодекс РФ;

Закон о госрегистрации прав – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (к настоящему времени утратил силу);

Закон о дальневосточном гектаре – Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

Закон о землеустройстве – Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»;

Закон о кадастре – Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 2017 г. действует с новым названием – «О кадастровой деятельности»);

Закон о кадастровой оценке – Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»;

Закон о крестьянском хозяйстве – Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

Закон о переводе земель – Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

Закон о регистрации недвижимости – Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

Закон об обороте сельхозземель – Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Основы госземполитики – Основы государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012–2017 гг., утвержденные распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 297-р;

Росприроднадзор – Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Росреестр – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

Россельхознадзор – Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Необходимым условием качественной и эффективной работы техника-землеустроителя является уверенное понимание им того, как осуществляется правовое регулирование отношений, возникающих при проведении землеустройства, какие акты законодательства содержат соответствующие нормы, какова соподчиненность (юридическая сила) таких актов.

За последние десятилетия указанные отношения и система регулирующих их законодательных актов усложнились. Это обусловлено, не только реформированием в 90-х гг. ХХ в. всего комплекса земельных отношений, но и весьма непростым процессом изменения земельного законодательства, закрепляющего результаты осуществленных реформ. При этом существенно изменилось и правовое регулирование непосредственно землеустройства.

Период 2014–2016 гг. характеризуется новым, весьма значительным обновлением земельного законодательства, затронувшим большую часть правоотношений, связанных с землеустройством и другими механизмами управления земельным фондом. Это новые условия и порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам, а также изъятия у них земельных участков, необходимых для государственных и муниципальных нужд. Пересмотрены правила осуществления государственного земельного надзора и государственного мониторинга земель (при этом предусмотрены новые виды и формы их осуществления). Также законодателем сделан первый реальный шаг по унификации налогообложения недвижимости, на необходимость которой было указано еще при приятии в 2001 г. действующего в настоящее время Земельного кодекса РФ.

С 2016 года радикальные изменения произошли и в правилах, регулирующих межевание земельных участков, организацию и осуществление кадастровой деятельности. Наконец совершенно по-новому с 2017 г. ведутся кадастровый учет объектов недвижимости (в том числе земельных участков), их кадастровая оценка и регистрация прав на них и сделок с ними.

Учебник имеет следующую логическую структуру.

В первой части дается представление о земельных правоотношениях, об особенностях их содержания, возникновения, изменения и прекращения, об их участниках, о земельных участках и иных объектах таких отношений. Здесь же раскрыты ключевые положения земельного права, а также предусмотренные законодательством возможности граждан и юридических лиц по реализации их прав на землю и возложенные на них обязанности.

Во второй части изложен материал, связанный с особенностями правового режима различных земель и составом мероприятий по обеспечению указанного режима и регулированию земельных отношений. При этом более подробно (в сравнении с другими категориями земель) рассмотрены проблемы, связанные с правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения и регулированием их оборота, поскольку использование этих земель имеет большее социально-экономическое значение. Кроме того, за последние годы больший динамизм присущ нормативным правовым актам, регулирующим использование, охрану и оборот именно этих земель.

В третьей части раскрыты вопросы, связанные с правовым регулированием государственной регистрации, оценки и налогообложения недвижимости. Эти вопросы технику-землеустроителю необходимо досконально знать не только по причине того, что уже более 20 лет как земельные участки признаны недвижимостью (в советский период это было не так). Но и потому, что согласно законодательству при учете земельных участков, их оценке, а также при регистрации прав на них на протяжении последних пяти – семи лет они рассматриваются исключительно как один из видов недвижимости. При этом для всех видов недвижимости соответствующие действия едины по содержанию и порядку и осуществляются на основании одних и тех же законодательных актов.

Читайте также:
Последующая реализация без правовых ограничений

Результатом изучения дисциплины «Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства» должно стать получение обучающимися знаний о сущности земельных правоотношений, о содержании права собственности и иных прав на землю, о взаимосвязи земельного права с другими отраслями права, об условиях и порядке предоставления земельных участков и их изъятия для государственных и муниципальных нужд, о правовых основах землеустройства и кадастра, о разрешении земельных споров, о взимании земельного налога и проведении кадастровой оценки, об особенностях правового режима земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, а также других знаний, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 21.02.04 «Землеустройство» и необходимых для осуществления профессиональной деятельности в данной области.

Общая характеристика земельных правоотношений

§ 1. Понятие, содержание и классификация земельных правоотношений

В процессе совместной практической и духовной деятельности между людьми возникают и поддерживаются общественные отношения, которые подвержены воздействию различных регуляторов, как нормативного (право, мораль), так и ненормативного характера (например, административно-распорядительного).

Землеустройство

Землеустройство – это важная законодательная категория, которая включает в себя все мероприятия, позволяющие детально изучить, спланировать и организовать рациональное использование земельных территорий.

Землеустройство – это важная законодательная категория, которая включает в себя все мероприятия, позволяющие детально изучить, спланировать и организовать рациональное использование земельных территорий. Так как почти все граждане сталкиваются с проблемами владения, собственности или использования земельных участков, каждый гражданин должен знать, какими являются основные виды землеустройства и задачи землеустройства, в чем заключается содержание землеустройства, а также какие существуют виды землеустроительной документации.

Понятие землеустройства. Нормативно-правовое регулирование землеустройства

Под понятием «землеустройство» понимаются мероприятия по всяческому улучшению фактического состояния территорий, детальному описанию расположения и границ конкретных местностей, обеспечения рациональной эксплуатации сельскохозяйственных и прочих земель физическими и юридическими лицами.

Значение землеустройства для организации деятельности, связанной с землей, очень велико. Оно включает в себя выполнение работ по организации всех территорий, которые используются общинами, а также лицами малочисленных народов северных районов государства (Север, Сибирь, Дальний Восток и др.).

Такие мероприятия осуществляются для обеспечения традиционного образа жизни коренных народов.

Структура землеустроительных работ имеет два ключевых направления, которые отличаются между собой целями и задачами: внутрихозяйственное и территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство).

Система землеустройства регулируется на основе Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса РФ, законов сферы земельного законодательства, а также других нормативных актов, которые составляются и издаются органами местного самоуправления муниципальных субъектов.

Все правовые акты, которые регулируют внутрихозяйственное и межхозяйственное землеустройство подразделяются на полноценные законы и подзаконные акты. Детальнее особенности, цели и процедуры проведения мероприятий землеустройства указываются в землеустроительной документации.

Функции и задачи землеустройства

Система землеустройства предусматривает обязательное выполнение предусмотренных законодательством мероприятий, которые выступают задачами землеустройства. Меры по землеустройству предпринимаются в случаях:

  • внесения изменений в границы и пределы земельных объектов;
  • проведения мероприятий по улучшению состояния, использованию непригодных территорий и защите участков от влияния стихийных происшествий;
  • выявления земель, которые стали объектами нарушений и пагубного влияния стихийных бед.

Основные задачи землеустройства следующие:

  • изучение качества территорий;
  • планировка и контроль использования земель;
  • составление описаний расположения территорий;
  • установка границ землеустроительных объектов;
  • организация и контроль территорий, принадлежащих коренным народам РФ.

Цели проведения землеустройства

Основная цель землеустройства – обеспечение максимально рационального и оптимального эксплуатирования земель, а также комплексная охрана земель. Помимо этого, землеустройство выполняется для создания благоприятной окружающей природной среды и всяческого улучшения состояния ландшафтов.

Особой формой землеустройства является выполнение внутрихозяйственных работ, основными целями которых являются:

  • обеспечение максимально грамотного и оптимизированного использования земель всеми физическими и юридическими лицами для осуществления любых видов работ;
  • разработка мероприятий, которые позволяют улучшить состояние угодий, восстановить нарушенные территории и освоить земли, не введенные в эксплуатацию.

Объекты и субъекты землеустройства

Содержание землеустройства предусматривает наличие определенной структуры объектов и субъектов, которые вступают в правовые отношения. В соответствии с законодательной базой объекты землеустройства включают в себя следующие виды территорий:

  • земли всей территории Российской Федерации;
  • земельные территории всех муниципальных областей, которые подлежат органам местного самоуправления;
  • закрытые административно-территориальные образования;
  • территориальные зоны;
  • земельные участки;
  • части указанных территорий, зон и участков.

Процессы земельного устройства осуществляются широким кругом лиц, соответственно, субъекты землеустройства следующие:

  • Российская Федерация и ее субъекты, представленные федеральными органами государственной власти;
  • муниципальные образования, в роли которых выступают органы местного самоуправления;
  • юридические лица – предприятия, организации, учреждения;
  • физические лица – граждане.

Специальными субъектами землеустроительных процессов являются общины коренных народов дальних регионов, а также все лица, которые относятся к данным общинам.

Виды и формы землеустройства. Основные виды работ, выполняемые при проведении землеустройства

Основные виды землеустройства включают в себя следующие разновидности: территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство) и внутрихозяйственное землеустройство. Основные отличия заключаются в целевой специфике каждого вида:

  • территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство) осуществляется для изучения качества почвы, а также организации оптимальной эксплуатации. Территориальное землеустройство (межхозяйственное землеустройство) позволяет определить административно-территориальные границы, а также провести межевание территорий;
  • внутрихозяйственное землеустройство проводится для организации рациональной эксплуатации в пределах уже образованных и перераспределенных территорий для осуществления сельскохозяйственных работ.
Читайте также:
Личные неимущественные права публично правовых образований

Система землеустройства включает в себя выполнение конкретных манипуляций для улучшения состояния территорий и всяческой оптимизации процесса использования почвы. Основные работы по землеустройству следующие:

  • изучение фактического состояния земель осуществляется для получения данных о качественном и количественном состоянии почвы;
  • почвенные, геологические, ботанические изыскания и исследования нужны для оценки состояния земель, а также выявления почвы, подверженной влиянию пагубных факторов;
  • инвентаризация земель организуется для выявления земель, которые не введены в эксплуатацию или используются не в соответствии с целевым предназначением;
  • описание местоположения границ землеустроительных объектов, что включает установление на местности границ всех объектов землеустройства;
  • картографические и геодезические работы выступают основным видом деятельности для осуществления инвентаризации, обследования и изыскания;
  • оценка качества и фактического состояния земель нужна для получения данных о почве, которая предназначена для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • организация и планирование рационального использования территорий, их охраны проводится для уточнения распределительных процессов;
  • внутрихозяйственное землеустройство необходимо для контроля рациональности эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения.

Виды землеустроительной документации

Сфера землеустройства, которая включает в себя мероприятия по исследованию фактического состояния территорий, совершению планировки, охране и организации грамотного использования земельных ресурсов, предусматривает наличие собственной документальной базы. Перечень основных разновидностей документов по землеустройству включает в себя следующие бумаги:

1. Землеустроительные схемы и схематические планы: генеральные схемы по землеустройству, которые охватывают всю территорию Российской Федерации, землеустроительные схемы различных субъектов государства, схемы землеустройства любых образований муниципального характера, схемы по специфике использования и обеспечения охраны территорий;

2. Проекты, которые включают внутрихозяйственное землеустройство;

3. Материалы, полученные после проведения почвенных, геологических, ботанических изысканий и исследований.

4. Тематические атласы и карты, которые свидетельствуют о состоянии и использовании земель.

5. Результаты осуществления оценочных работ по рассмотрению качества земель.

6. Заключения о проведении земельной инвентаризации.

7. Детальные карты и планы землеустроительных объектов.

8. Проекты, которые предусматривают детализацию следующих процессов, действий и явлений:

  • улучшение сельскохозяйственных угодий;
  • защита земель от всевозможных природных и стихийных явлений (селей, эрозии, заболачивания, подтопления, уплотнения, заражения, иссушения, вторичного засоления, загрязнения промышленными и бытовыми отходами, химическими и радиоактивными веществами и др.);
  • рекультивация и восстановление нарушенных и испорченных территорий;
  • освоение новых земель.

Все виды землеустроительной документации устанавливаются согласно государственным законам и нормативным актам, а также законодательной базе муниципальных субъектов местного самоуправления.

Вся документация по землеустройству регламентируется в соответствии с требованиями и техническими условиями по проведению землеустроительных работ.

Соответствующим образом контролируется содержание, состав и правила по оформлению всех бумаг.

Правовое регулирование отношений землеустройства

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется на 2-х ярусах – федеральном и территориальном.

Федеральный ярус правового регулирования, также как и районный, включает в себя два блока: законодательный (федеральные законы сейчас действующего объекта Российской Федерации) и подзаконный (нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

Основным законом, одобренным осмысленно для урегулирования каждого комплекса отношений по землеустройству, является Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (дальше – Закон о землеустройстве).

В нем зафиксированы основные и главные тезисы и назначенные цели проведения землеустроительных процедур, соответствующая нормативно-правовая база, механизм государственного регулирования проведения землеустройства, процедурные вопросы проведения землеустроительных мероприятий, конструктивный порядок землеустроительной документации, а еще обозначены для разрешения дилеммы с вопросами ответственности за нарушение права о землеустройстве.

Наравне, с Законом о землеустройстве нормы, регламентирующие отдельные аспекты проведения землеустройства, содержатся и в иных актах земельного права, а также в “непрофильных” законах (т.е. законах, принятых для регулирования иных, чем земельные отношений).

Среди актов земельного права в данной связи следует отметить:

Земельный кодекс Российской Федерации (глава XI “Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый контроль земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд” содержит, скажем, статьи 68 “Землеустройство”, 69 “Организация и порядок проведения землеустройства” и др.);

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 № 190-ФЗ (глава 5 “Планировка территории” и др.);

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 № 200-ФЗ (ст. 20 “Проектирование лесных участков” и др.).

Федеральный закон от 24 июля 2007 № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”;

Закон о землеустройстве определяет, что землеустройство – это мероприятия по постижению состояния земель, планированию и организации разумного применения земель и их охраны, изложению местоположения и (либо) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации разумного применения гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Объектами землеустройства являются – территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, региональные зоны, зоны со специальными условиями применения территорий, а также части указанных территорий и зон.

Землеустройство проводится в непременном порядке в случаях:

– метаморфозы границ объектов землеустройства;

– обнаружения нарушенных земель, а также земель подверженных водной и ветровой эрозии, подтоплению, заболачиванию, засорению отходами производства и потребления, и иным отрицательным воздействиям;

– проведения мероприятий по поправлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, охране земель от эрозии, подтопления, засоления, засорения отходами производства и потребления, и других отрицательных воздействий.

Читайте также:
Правовое положение филиалов и представительств юридического лица

Основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов здешнего самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.

В результате проведения землеустройства оформляется землеустроительная документация. К классификации видов землеустроительной документации относятся:

– генеральная схема землеустройства Русской Федерации, схема землеустройства земель субъектов Русской Федерации, схема землеустройства городских образований, схемы землепользования и охраны земель;

– карты (планы) объектов землеустройства;

– намерения внутрихозяйственного землеустройства;

– намерения улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения свежих территорий, рекультивации нарушенных территорий, охраны территорий от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, засушивания, уплотнения, засорения отходами изготовления и употребления, радиоактивными и химическими препаратами, инфицирования и иных негативных воздействий;

– материалы почвенных, геоботанических и иных обследований и изучений, оценки свойства территорий, инвентаризации земель;

– направленные на определенную тематику карты и атласы состояния и использования территорий.

Состав, содержание, регламенты и порядки оформления всякого вида землеустроительной документации регламентируются существующими технологическими критериями и требованиями проведения землеустройства.

Порядок согласования и заявления землеустроительной документации установлен «Положением о согласовании и заявлении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в итоге проведения землеустройства» утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514 (дальше Положение).

На основании пункта 9 Положения, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при постижении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и исследований, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и применения земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России либо ее региональными органами позже приобретения клиентом землеустроительных материалов нужных согласований.

Рассматривая, что пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 функции по организации цельной системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое собственность и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, то полномочия по заявлению и согласованию землеустроительной документации находятся в компетенции Федеральной службы и Управления, как ее регионального органа.

В целях обеспечения соответствия землеустроительной документации начальным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, Федеральная служба и ее региональные органы организуют проведение экспертизы землеустроительной документации.

Муниципальная экспертиза землеустроительной документации исполняется до ее заявления, по заключению органов государственной власти, органов местного самоуправления либо по инициативе заинтересованных лиц в соответствии с «Положением о государственной экспертизе землеустроительной документации» утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 № 214.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее региональные органы в соответствии с «Положением о контроле над проведением землеустройства» утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1061, осуществляют контроль над проведением землеустройства. Контроль осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В случае обнаружения в ходе контроля нарушения земельного права и требований охраны и применения земель, копии документов и акта контроля передаются соответствующему государственному инспектору по применению и охране земель.

Документация по устройству земли, приобретённая в результате проведения землеустройства, передается лицами, осуществляющими его проведение, в муниципальный фонд данных. Бумаги фонда данных используются для обеспечения землеустроительной документацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и людей, считаются федеральной собственностью и не подлежат приватизации.

Информация, содержащаяся в фонде данных, считается раскрытой и общедоступной, за исключением сведений, отнесенных правом России к категории ограниченного доступа.

Передача документов муниципального фонда данных исполняется в порядке установленным Административным регламентом по предоставлению государственной и муниципальной службы «Ведение муниципального фонда данных, приобретенных в результате проведения землеустройства», утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 14 ноября 2006 года № 376.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Правовое положение хозяйственных товариществ и обществ

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут быть полными и коммандитными.

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми его участниками.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. При этом каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам.

Коммандитным товариществом признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Положение полных товарищей, участвующих в коммандитном товариществе, и их ответственность по обязательствам товарищества определяются законодательством об участниках полного товарищества. Лицо может быть полным товарищем только в одном коммандитном товариществе. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в коммандитном товариществе. Полный товарищ в коммандитном товариществе не может быть участником полного товарищества.

Читайте также:
Гражданский правовой договор с работником: образец

Коммандитное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми полными товарищами. Управление деятельностью коммандитного товарищества осуществляется полными товарищами. Порядок управления и ведения дел такого товарищества его полными товарищами устанавливается ими в соответствии с законодательством о полном товариществе. Вкладчики не вправе участвовать в управлении делами коммандитного товарищества. Они могут выступать от его имени не иначе как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

К коммандитному товариществу применяется законодательство о полном товариществе, поскольку это не противоречит законодательству о коммандитном товариществе.

Хозяйственным обществом признается коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников.

имеет в собственности обособленное имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности;

несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его уставе, а также предмету деятельности, если он указан в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, хозяйственное общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии);

приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и уставом;

в соответствии с законодательством может создавать юридические лица, а также входить в состав юридических лиц (например, входить в состав концерна, создавать унитарные предприятия и пр.);

в соответствии с законодательными актами может участвовать в создании финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, холдингов в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах, холдингах, а также входить в их состав.

Законодательно установлено три вида хозяйственных обществ: общества с ограниченной ответственность, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества (открытые и закрытые).

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников таких обществ не может превышать пятидесяти. Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является устав, утвержденный его учредителями.

Обществом с дополнительной ответственностью признается хозяйственное общество с числом участников не более пятидесяти, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых уставом общества, но не менее размера, установленного законодательными актами, пропорционально вкладам этих участников в уставном фонде общества с дополнительной ответственностью (Декретом № 1 такой предел установлен в размере не менее 50 базовых величин). По общему правилу к обществу с дополнительной ответственностью применяется законодательство об обществе с ограниченной ответственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено законодательными актами.

ГК отдельно выделяет дочерние и зависимые хозяйственные общества, которые не представляют собой отдельный вид организационно-правовой формы коммерческих юридических лиц. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном фонде, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое хозяйственное общество имеет долю в уставном фонде (акции) этого общества в размере, соответствующем двадцати и более процентам голосов от общего количества голосов, которыми оно может пользоваться на общем собрании участников такого общества.

Правовое положение хозяйственных обществ определяется нормами ГК, Декретом № 1, Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 г. N 2022-XII «О хозяйственных обществах», специальным законодательством о ценных бумагах (например, Закон Республики Беларусь от 12.03.1992 г. N 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах»), другими нормативными правовыми актами.

Акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, имеющих одинаковую номинальную стоимость. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Уставный фонд акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым.

Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную их продажу на условиях, устанавливаемых законодательством о ценных бумагах.

Читайте также:
Правовые: последствия незаконного перевода и увольнения работников

Акция является бессрочной эмиссионной ценной бумагой, свидетельствующей о вкладе в уставный фонд акционерного общества и удостоверяющей в соответствии с законодательством и уставом акционерного общества права ее владельца на участие в управлении этим обществом, получение части его прибыли в виде дивидендов и части имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, или его стоимости в случае ликвидации акционерного общества.

Число акционеров открытого акционерного общества не ограничено.

Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции только с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти. В противном случае оно подлежит реорганизации в течение одного года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до пятидесяти.

Для таких хозяйственных общества законодательно установлен минимальный размер уставных фондов: 100 базовых величин – для закрытых акционерных обществ; 400 базовых величин – для открытых акционерных обществ (Декрет № 1).

Следует отметить, что согласно ст. 17 Закона Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. N 56-З «Об аудиторской деятельности» для акционерных обществ, обязанных согласно законодательству Республики Беларусь публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ПАО, ООО или кооператив: какие формы существуют и зачем

Закон делит организации не по видам деятельности — ООО и АО могут заниматься одним и тем же, но по-разному управлять компаниями и получать прибыль. В чем разница — в нашей статье.

Еще о компаниях:

Организации бывают коммерческими и некоммерческими

Все правовые формы организаций сначала делятся на коммерческие, некоммерческие, а потом на все остальные. Всё крутится вокруг денег: кто и сколько вкладывает, что получает, с кем делится.

Виды правовых форм — в общероссийском классификаторе

Вот основные коммерческие организации:

  • товарищества полные и на вере;
  • хозяйственные партнерства;
  • фермерские хозяйства;
  • хозяйственные общества — ООО, ПАО, АО;
  • производственные кооперативы, их еще называют артели.

Некоммерческих организаций больше, вот некоторые примеры:

  • общественные и религиозные организации;
  • благотворительные фонды;
  • некоммерческие партнерства;
  • казачьи общества;
  • бюджетные учреждения.

Еще бывают формы для физлиц — ИП, крестьянские хозяйства, нотариусы и адвокаты. Мы остановимся на коммерческих формах — там деньги и всё, что мы так любим.

Товарищества полные и на вере

Товарищество — это как компания друзей, которые скидываются на новый велосипед. В товарищества вкладывают деньги, автомобили, недвижимость, а если денег нет, но есть идеи, опыт и желание, всё равно можно стать участником. Товарищество как бы промежуточная форма перед ООО.

Максимальное количество участников

От двух до бесконечности

Уставной капитал

Любой, складывается из взносов участников

Ответственность

Субсидиарная. Отвечают имуществом товарищества, если недостаточно — личным имуществом каждого участника

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Полные товарищества состоят из предпринимателей и компаний, которые вносят свои деньги, а затем работают, чтобы получить прибыль. Если что-то пойдет не так, товарищество будет отвечать своими деньгами, а участники — личным имуществом.

Товарищество на вере работает немного иначе: есть участники товарищества, а есть вкладчики. Товарищество работает ради прибыли всех, вкладчики только дают деньги. Если что-то пойдет не так, товарищество отвечает всем имуществом, вкладчики отвечают только вкладами.

Бухгалтеры с ИП Иванов, Петров и Ершов объединились и создали бухгалтерскую фирму «Ершов и Ко». Они внесли свои вклады и вместе ведут бухгалтерии клиентов. Если фирма обанкротится, у бухгалтеров не отнимут дома и машины, чтобы покрыть долг — только вклады.

Заниматься товарищества могут чем угодно, это удобная форма, если нужно быстро собрать деньги на развитие дела или найти партнеров. Есть и риски — каждый участник товарищества занимается предпринимательской деятельностью наравне со всеми, поэтому рискованное решение одного повлияет на всех.

Общества с ограниченной ответственностью

Общества с ограниченной ответственностью — распространенная форма собственности. В такие компании несложно найти опытного бухгалтера, разобраться в нюансах налогов и отчетностей. В ООО может быть один учредитель, а может десять, но не больше 50 участников.

Максимальное количество участников

От одного до 50

Уставной капитал

От 10 000 рублей до бесконечности

Ответственность

В размере уставного капитала. В случае недобросовестности учредителя долги могут списать с финансового директора и бухгалтера

Какие налоги платят

На общей системе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Упрощенка, вмененка, сельскохозяйственный налог: налог по своей системе налогообложения, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

У ООО обязательно должен быть уставный капитал, который складывается из денег учредителей. Каждый может внести разную сумму или вложить свое имущество, это и будет его долей. Если что-то пойдет не так, соучредители отвечают своими долями и по административному кодексу, а гендиректор и главный бухгалтер могут получить уголовную ответственность.

Проблема ООО — бюрократия. Чтобы принять решение, каждый раз нужно собирать учредителей, и делать это по уставу и законам. На каждое действие — по десять документов, а если участники не могут договориться — приходится идти в суд.

Читайте также:
Правовое сопровождение сделок с недвижимостью

С другой стороны, это еще и плюс — деятельность компании четко регламентирована, поэтому проще принимать решение и работать.

Акционерные общества

Акционерные общества делятся на публичные и непубличные, раньше их еще называли открытые и закрытые. Публичные теперь называются ПАО, непубличные просто АО. В таких обществах всё, как и в ООО, только вместо долей — акции.

Максимальное количество участников

Уставной капитал

От 100 000 рублей для ПАО и 10 000 рублей для АО до бесконечности

Ответственность

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Могут быть на упрощенке, тогда НДС и налог на прибыль заменит налог по своей системе налогообложения

Акционерные общества нужны, чтобы с помощью акций привлекать деньги. Эта форма собственности предназначена для среднего и крупного бизнеса. Преимущество такого общества перед ООО — практически нет ответственности, если возникнут долги, а еще в любой момент можно сменить собственников без изменения документов.

Открытое акционерное общество такое же, как закрытое, только в открытом акции могут покупать все желающие, а в закрытом — сначала акционеры, а потом обычные люди и другие компании.

Основная проблема акционерных обществ, как и ООО — нет «живых» денег. ИП может делать с прибылью что угодно — может развивать бизнес, может купить вагон шоколада и нырять в него. Деньги же ООО и АО не принадлежат учредителям, они могут получать только зарплату или дивиденды. Вторая проблема — бюрократия и регламенты, как и в ООО.

Хозяйственные партнерства

Хозяйственные партнерства — это почти те же акционерные общества, только вместо акционеров партнеры. У них нет акций, но есть вклады участников, которые идут на развитие и получение прибыли.

Максимальное количество участников

Уставной капитал

Любой, складывается из вкладов участников

Ответственность

Партнерство отвечает имуществом, не отвечает за своих участников

Какие налоги платят

НДС, налог на прибыль, налог на имущество и транспорт, НДФЛ

Хозяйственные партнерства не могут выпускать ценные бумаги и давать рекламу в СМИ и на билбордах — им нельзя рекламировать себя. В таком партнерстве не может быть больше 50 человек.

Каждый участник партнерства вносит свой денежный вклад на развитие, но каких-либо лимитов нет — как договорятся, столько и вносят. Если что-то пойдет не так, отвечать личным имуществом они не будут, только суммой вклада.

Хозяйственные партнерства подходят консультантам, стартапам, инновационным и научным видам бизнеса. Такие партнерства могут спокойно работать в тени и не опасаться, что кто-то позаимствует их разработки — информацию о них не вносят в реестр юридических лиц.

Есть и риски — в законодательной свободе. Если между партнерами возникнет спор по вопросам, о которых не писали в уставе, государство никак не сможет помочь.

Фермерские хозяйства

Фермерские хозяйства — это союз уже не друзей или партнеров, а родственников. В таком хозяйстве есть глава — его основатель, он лично участвует в бизнесе, а также бабушки, дедушки, внуки, братья и сестры, муж или жена.

Максимальное количество участников

Родственники — не больше, чем из трех семей

Люди, которые не являются родственником главе хозяйства — не больше пяти человек

Уставной капитал

Ответственность

Субсидиарная. Участники отвечают своим имуществом и отвечают друг за друга

Какие налоги платят

Единый сельскохозяйственный налог. Не платят НДС, налог на прибыль и налог на имущество. Можно работать на упрощенке или общей системе

Хозяйство создает один человек, остальные вступают в него. Если члену семьи исполнилось 16 лет, он тоже может присоединиться к хозяйству.

Цель хозяйства — заработать на сельскохозяйственной отрасли. Можно разводить коров или индеек, выращивать пшеницу, арбузы и огурцы, завести пасеку.

Фермерские хозяйства подходят жителям сельских территорий, у которых есть большие семьи. Все члены хозяйства лично участвуют в его работе и объединены соглашением. Всё имущество хозяйства — совместная собственность участников, если о другом не написали в соглашении.

Если человек хочет выйти из хозяйства, то получает компенсацию его части.

Жена жителя Нижних Лапок устала от посевов и хочет уйти в криптотрейдинг. На старте она вложила 50 000 рублей на строительство теплиц и трактор, который стоил 100 000 рублей. Жена по закону не может потребовать часть земли или забрать трактор, но может получить компенсацию равную ее вкладу — то есть, 150 000 рублей.

Есть и риски — если создать фермерское хозяйство, нельзя привлечь наемного директора в случае проблем с бизнесом. А еще компенсацию можно прождать год — это долго, если решил вложиться в крипту уже завтра. Даже если уже вышли из фермерского хозяйства, выдохнуть можно будет только через два года — всё это время бывший участник несет ответственность в размере доли.

Производственные кооперативы

Производственный кооператив похож на партнерства и товарищества, но вступают в него все: ИП, компании, физлица. Заниматься кооперативы могут производственной или хозяйственной деятельностью: чинить одежду и обувь, производить консервы, устраивать свадьбы.

Максимальное количество участников

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: