Правовое регулирование мены земельных участков

Договор мены земельных участков: правила заключения

Мена земельного участка на квартиру, дом, автомобиль или другой земельный участок является возмездной гражданской сделкой, по которой осуществляется взаимный переход прав собственности на имущественные объекты. Оба участника такой сделки одновременно выступают в роли продавца и покупателя, а переход прав на недвижимые объекты подлежит обязательной регистрации в службе Росреестра.

Правила мены земельных участков

Возможность использовать земельный надел в качестве объекта возмездных и безвозмездных сделок регламентирована ГК РФ и ЗК РФ. Распоряжаться землей может только собственник, временные землепользователи (например, арендаторы) такого права лишены. Нужно учитывать, что любая сделка с земельными наделами подлежит обязательной регистрации в службе Росреестра, поскольку участки относятся к объектам недвижимости.

Ключевые характеристики мены земельных наделов заключаются в следующем:

  • в рамках указанной сделки происходит взаимный переход права собственности на объект мены;
  • земельные участки могут быть обменяны на аналогичные объекты, либо на иные имущественные активы (жилые и нежилые помещения, транспортные средства и т.д.);
  • договор мены может включать условие о выплате одной из сторон денежного вознаграждения, если обмениваемые объекты являются неравноценными по стоимости.

Для всех объектов договора мены стороны должны самостоятельно согласовать стоимостные характеристики. В отношении земельных наделов цена может устанавливаться исходя из показателя кадастровой стоимости или рыночных расценок на аналогичные объекты. Как правило, стоимость объекта или вещи, на которую обменивается земля, признается равноценной, что позволяет избежать доплаты по договору.

Земля может выступать предметом обмена вне зависимости от ее целевого назначения, указанного в правоустанавливающих документах. Для нового собственника сохраняется правовой режим разрешенного землепользования, а его изменение допускается только на основании решения властного органа. Также нужно учитывать следующие обязательные правила мены участков:

  • после регистрации перехода права собственности в службе Росреестра сохраняют свою силу обременения и ограничения, ранее установленные для участка (например, публичный или частный сервитут);
  • если на земле расположено строение или здание, оно подлежит одновременному отчуждению;
  • если обмену подлежит часть земельного надела (например, при долевой форме собственности), потребуется предварительного предложить ее другим собственникам.

Таким образом, мена земельных участков по своей форме аналогична гражданской сделке купли-продажи, поскольку переход права собственности происходит на возмездных условиях.

Порядок мены земельных участков

Поскольку земля относится к недвижимому имуществу, к форме договора ГК РФ предъявляет два требования – он должен быть составлен в виде письменного договора, после чего подлежит регистрации в службе Росреестра. Для обмена долей на участок законодательство предусматривает дополнительное условие – помимо обязательного уведомления других собственников, такие договоры должны удостоверяться через нотариальную контору.

После согласования существенных и дополнительных условий сделки, стороны должны оформить двусторонний договор. В его тексте должны быть указаны следующие пункты:

  • дата и место составления договора;
  • подробные сведения об участниках сделки – паспортные данные на физических лиц, официальные атрибуты предприятий;
  • предмет сделки – данные о земельном участке и объекту, которые обмениваются по договору;
  • сведения о наличии у сторон права собственности на объекты по договору;
  • стоимостные характеристики каждого объекта сделки;
  • размер и порядок перечисления доплаты, если она является условием договора;
  • порядок фактической передачи объектов мены, а также регистрации прав на них у новых владельцев;
  • условия сохранения ограничений и обременений на объекты по договору мены.

В ряде случаев совершение мены будет невозможно без согласия лица, в пользу которого зарегистрировано обременение. Например, если на участок зарегистрирован залог в пользу кредитного учреждения, для мены нудно получить согласие банка или погасить обязательства по кредитному договору.

Порядок перехода прав на объекты по сделке может существенно различаться. Если участок обменивается на иное недвижимое имущество (квартиру, нежилое помещение и т.д.), регистрация в службе Росреестра будет проводиться одновременно для обоих объектов. Если земля обменивается на транспортное средство, оно регистрируется в рамках самостоятельной процедуры через учреждения ГИБДД. В случае если в обмен на участок передается движимое имущество, регистрационные действия проводятся только в отношении земли (для перехода прав на движимое имущество достаточно заключить акт приема-передачи).

Важное правило регламентировано статьей 568 ГК РФ – если контрагенты не согласовали в договоре стоимостные характеристики участков, они признаются равнозначными по цене. Это условие будет иметь существенное значение для расчета налоговых обязательств, которые возникают для каждой стороны после регистрации договора. Нужно учитывать, что занижение стоимостных показателей в настоящее время не имеет юридического смысла. После подачи в ИФНС декларационных бланков, налоговые инспекторы обязаны провести камеральную проверку документов. Если рыночная цена будет ниже кадастровой стоимости, для расчета налоговых обязательств будет использован второй показатель (при необходимости сумма налога будет доначислена).

Алгоритм действий для регистрации договора

Чтобы переход прав по договору мены земельного надела был официально зарегистрирован, сторонам необходимо обратиться в службу Росреестра или Многофункциональный центр. При регистрации контрагентам нужно представить следующий комплект документов:

  • заявление о проведении регистрационных действий;
  • общегражданские паспорта на участников сделки, либо документы на юридических лиц;
  • нотариальная доверенность на представителя, если стороны воспользовались таким вариантом проведения сделки;
  • договор мены и передаточные акты;
  • правоустанавливающие документы на имущественные активы – свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН, свидетельство о регистрации транспортного средства и т.д.;
  • межевой план на землю, если участок ранее не проходил процедуру кадастрового учета;
  • платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины (в 2017 году для граждан госпошлины составляет 2000 рублей, для предприятий – 22 000 рублей).

В зависимости от варианта обращения, регистрационные действия будут проведены за срок от 7 до 12 дней (при обращении через Многофункциональный центр регистрация займет на два дня дольше). После завершения регистрационного этапа, новый владелец земельного участка получит выписку из госреестра ЕГРН.

Регистрация договоров мены на долю участка возможна только после нотариального удостоверения сделки. Для этого правообладателю участка нужно соблюсти следующий алгоритм действий:

  1. получить межевой план на долю через кадастрового инженера;
  2. направить другим собственникам уведомление о заключении договора мены с предложением выкупить долю на преимущественном праве;
  3. если в течение месяца на указанное предложение не последовало согласия, либо был получен отказ, договор представляется в нотариальную контору для удостоверения.
Читайте также:
Гражданско правовой договор с программистом: образец

После удостоверительной отметки нотариуса дальнейшие регистрационные действия в Росреестре будут проходить по общим правилам.

Налоговые обязательства по договору мены

Каждый из участников договора мены одновременно выступает продавцом и покупателем по сделке. Следовательно, на них распространяются общие требования о налогообложении. Если предметом мены выступал земельный участок и иной объект недвижимости, налоговые обязательства будут иметь следующие нюансы:

  1. доход, полученный при обмене, будет облагаться по ставке 13%;
  2. для расчета налоговых обязательств учитывает стоимость участка, указанная в договоре, либо кадастровая стоимость;
  3. если период владения участком превышает три года, обязанность по уплате налога не возникает;
  4. при сроке владения менее трех лет можно воспользоваться имущественным вычетом в сумме один миллион рублей, либо вычесть из налогооблагаемой базы стоимость расходов на приобретение земли.

Приобретатель земельного участка также может воспользоваться налоговыми преференциями. Налогооблагаемая база может быть уменьшена на два миллиона рублей, указанный налоговый вычет должен быть рассчитан приобретателем самостоятельно путем подачи в ИФНС декларационного бланка по форме 3-НДФЛ. Указанный вычет осуществляется за счет суммы НДФЛ, удержанной с приобретателя за предыдущие отчетные периоды.

Указанные налоговые льготы распространяются на участников договора мены вне зависимости от правового статуса объектов. В частности, если владелец автомобиля обменял его на земельный надел, он сможет получить налоговый вычет исходя из стоимости участка, определенного в условиях договора.

С момента перехода прав на нового собственника, у него возникает обязанность уплачивать земельный налог. Ставки земельного налога утверждаются местными органами власти и рассчитываются исходя из показателя кадастровой стоимости участка.

Обмен участка из государственных или муниципальных земель на частный участок

Земельный участок – это объект правовых сделок, предусмотренных российским законодательством.

В 2014 году вступил в силу Федеральный закон РФ под № 171, который собой в значительной степени модифицировал ЗК РФ. В частности, были затронуты и смежные вопросы земельного, лесного, градостроительного законодательства. Кроме того, были заполнены некоторые правовые пробелы, которые касались обмена земельного участка, находящегося в государственной или же муниципальной собственности.

Понятие и случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Перед тем как рассмотреть данный вопрос более детально, следует остановиться на самом определении земельного участка. Опираясь на ЗК РФ, можно вывести следующую дефиницию:

Земельный участок – это объект правовых сделок, предусмотренных российским законодательством, который официально признается недвижимым имуществом.

Иными словами, земельный участок – это вещь, которая обладает определенными характеристиками, что установлено ст. 6 ЗК РФ.

Земельный надел, находящийся в государственной или же муниципальной собственности, может представлять собой объект сделок обмена, купли-продажи, мены, дарения и пр.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательством РФ предусматривается возможность обмена земельных объектов, находящихся в муниципальной или государственной собственности, на наделы, которые принадлежат субъектам правоотношений на праве частной собственности.

Однако следует помнить о том, что подобный обмен недвижимых объектов возможен лишь в том случае, если происходит изъятие территории для обеспечения государственной или муниципальной нужды, в том числе передача осуществляется с целью строительства на территории объектов социальной инфраструктуры.

При этом нормативный порядок подразумевает, что обмен земельных объектов должен происходить на основании документации, с прописанными в ней целями, с учетом которых и осуществляется изъятие. Собственник объектов, передача которых происходит на законодательном основании со стороны государства или же муниципалитета, получает новый земельный надел, по правилам, которые установлены законом.

Изъятие земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд

Изъятие надела, находящегося в частной собственности, происходит с учетом условия, которое закреплено в действующих российских нормативно-правовых актах. Подобный обмен может быть осуществлен только по решению уполномоченных на то органов муниципальной или же государственной власти.

Передача земельного участка подразумевает целый перечень дополнительных юридических действий, в частности:

  • Прекращение права собственности владельца подобного надела (это может быть как физическое, так и юридическое лицо);
  • Прекращение права собственности на земли, которые принадлежали собственнику на праве безвозмездного пользования или полученные в качестве наследства, но которые причисляются к рангу муниципальной или же государственной собственности;
  • Прекращается и безвозмездная или возмездная аренда земельного участка, о чем у субъектов правоотношений был ранее заключен договор.

Кроме того, изъятие надела подразумевает также полное прекращение действия сервитута, залога и иных ограничений объектов, в отношении которых происходит безвозмездная или возмездная передача. Но законодательный порядок предусматривает и некоторые исключения из общего правила, в частности, передача земельного участка, находящегося в частной собственности, возможна и без снятия сервитута.

Особенности этого обмена состоят в том, что сервитут не должен ограничивать цели, с которыми надел из частной собственности переводится в муниципальную или же государственную.

При этом собственник должен быть заранее оповещен о решении органов государственной или муниципальной власти, в котором прописана безвозмездная или возмездная передача объектов для обеспечения государственных нужд. Законодательный порядок при этом должен быть соблюден.

Условия, которые подразумевает безвозмездная или же возмездная передача объектов обмена, прописываются в соглашении об изъятии земельных наделов. В частности, указываются условия: временные сроки, денежная компенсация и иные выплаты. Если безвозмездная или возмездная передача объектов происходит принудительно, то особенности обмена прописываются в судебном решении.

Понятие договора мены земельных участков

Особенности мены участка состоят в том, что между участниками правоотношений, заключается соглашение, в котором прописывается главное условие передача участка, находящегося в собственности, другой стороне-контрагенту, но в обмен на иную землю или же интересуемую вещь.

Это правило закрепляется Гражданским кодексом РФ, а именно, ст. 567.

В результате обмена участка, находящегося в государственной собственности, на частную землю у участников возникает право собственности на приобретенные объекты.

Читайте также:
Правовые: последствия незаконного перевода и увольнения работников

Договор мены земельных участков – это официальный документ, который закрепляет собой легитимность осуществленной сделки. Образец договора можно получить как в уполномоченном на то органе, так и на портале государственных услуг.

Соглашение, которое заключается между участниками, подразумевает, что земля имеет равноценную стоимость, что является гарантом того, что ни один из субъектов не будет ущемлен в своих правах и интересах.

Процедура мены земельными участками, находящимися в собственности у участников контракта, не всегда подразумевает единовременную передачу надела лицу. В юридической практике распространены случаи, когда право собственности на участок сначала переходит к одному лицу, а спустя время, второй субъект правоотношений также выступает в свои законные права.

В подобном случае гарантией защиты прав считается ст. 328 ГК РФ, которая подразумевает встречное выполнение обязательств.

Предмет договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Как и любое другое правовое соглашение, договор мены подразумевает четкую регламентацию того, какой объект будет признаваться предметом этого контракта. Иными словами, указание предмета договора – это одно из ключевых условий, чтобы документ вступил в юридическую силу. Образец оформления данного пункта можно посмотреть в типовом договоре мены.

Предмет договора мены участками, находящимися в различной собственности, должен включать следующую информацию:

  • точный адрес земельного участка;
  • категорию надела, а также целевое предназначение земли;
  • сведения о находящихся на территории участка объектах недвижимости;
  • конечную цель использования территории;
  • кадастровый номер участка, который был подвергнут межеванию;
  • наличие притязаний со стороны третьих лиц и обременений;
  • итоговую площадь земельного участка.

При этом следует отметить, что предметом мены не могут выступать участки, которые были изъяты из оборота или ограничены в своем обращении. Вопрос, который касается территорий, взятых в ипотеку, решается в каждом конкретном случае индивидуально. Несмотря на наложенные ограничения, если залогодатель даст свое согласие, то надел может подлежать процедуре мены.

Обязательная оценка участка при заключении договора мены

Договор мены земельных наделов и его регистрация подразумевает соблюдение всего законодательного порядка проведения юридических сделок. Одним из таких условий, которое возводится в ранг обязательных, считается оценка участка.

Это нормативное правило зафиксировано в земельном законодательстве, а именно, в ст. 39.22 ЗК РФ.

Оценке подвергаются как сами земельные наделы, которые выступают в качестве предмета договора мены, так и все объекты недвижимого имущества, расположенные на указанной территории. Оценка стоимости земельного участка осуществляется на основе законодательной базы, которая разрабатывалась как на федеральном, так и местном уровне.

При этом производить оценочную деятельность могут только уполномоченные на то специалисты, которые имеют лицензию на данный тип работ. Образец оценочного листа можно посмотреть в Интернете, так как он содержит в себе типичные пункты.

Следует отметить, что регистрация мены земельного участка невозможна, если оценка будет не произведена, так как государственная регистрация подразумевает указание истинной стоимости надела.

Цена обмениваемых земельных участков

Договор мены по сравнению с договором о свершении сделки купли-продажи (образец можно найти в Интернете в свободном доступе) имеет существенные отличия. Именно поэтому все правовые нюансы должны учитываться при оформлении подобного обмена. В частности, в договор мены обязательно включается стоимость земельных участков, которые подлежат мене. При этом учитываются два основания:

  • Кадастровая стоимость. В этом случае определение цены происходит на основе данных, полученных из кадастрового паспорта объекта. Это необходимо для того, чтобы рассчитать финансовые издержки на уплату госпошлины и работу нотариуса.
  • Справедливая стоимость. Это основание подразумевает включение в договор информации о том, какую цену за меняемый участок хотят получить законные владельцы.
    Если цена обмениваемых объектов не фиксируется договором и не обговаривается сторонами правоотношений, то подобные наделы, согласно законодательству, считаются полностью равноценными. При этом все бремя издержек ложиться на плечи лица, которое заинтересовано в проведении подобной сделки.

Иные земельно-правовые сделки

На стадии начального развития находится правовое регулирование сделок мены, -дарения, -залога земельных участков.

Определенные особенности совершения сделок мены, отра­жающие специфику земельных отношений, учтены при регули­ровании сделок мены земельных долей. В результате мена и дарение получили узкое применение на практике, охватывая лишь земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан и предназначенные для индивидуального землепользо­вания. Да и здесь из-за высоких налогов на сделки мены и дарения, недостаточных гарантий защиты прав, наличия более надежного, альтернативного способа — купли-продажи объем сделок мены и дарения невысок.

Мена земельных участков является земельно-правовой сделкой, близкой по сути, и процедуре к купле-продаже. Сделка мены совершается по свободному волеизъявлению и договоренности сторон, по их инициативе и оформляется письменным договором в соответствии с правилами заключения договоров, установленными для купли-продажи земельных участков (гл.30 ГК РФ).

Принципиальная разница между земельно-правовыми сделка­ми мены и купли-продажи заключается в том, что в первом случае компенсацией за передаваемое право собственности на получае­мый в обмен земельный участок служит право собственности на другой земельный участок.

Объектами сделки мены выступают права собственности на обмениваемые земельные участки (в т.ч. земельные доли в общей собственности). При совершении сделки мены фактически происходит обмен этими правами между их обладателями.

К обмениваемым земельным участкам предъявляются опреде­ленные требования. По общим нормам гражданского права (ст.568 ГК), могут обмениваться права только на равноценные земельные участки. «Равноценность» земельных участков означает их равную денежную стоимость.

Сделка дарения – разновидностью земельно-правовой сделки, факти­чески применяемой лишь к праву частной собственности физичес­ких и юридических лиц на земельные участки. Дарениедействие, в результате совершения которого одна сторона (даритель) передает или обязуется передать безвоз­мездно другой стороне (одаряемому) право собственности или иное имущественное право на земельный участок (ст.572 ГК). Сделки дарения оформляются договором дарения между дарителем и одаряемым. Не допускается дарение права пожизненного наследу­емого владения, права бессрочного пользования или аренды.

Залог (ипотека) земельного участка означает действие, когда собственник либо арендатор земельного участка (залогодатель) берет на себя обязательство в надлежащий срок либо при наступ­лении установленных событий передать свои права на земельный участок другому лицу (залогодержателю) взамен на предоставляе­мый им кредит, заем или иное обязательство, в том числе осно­ванное на купле-продаже, аренде, других договорах или причине­нии вреда. Залог представляет собой одну из форм обременения земель­ного участка. Имущество, на которое установлена ипотека, остает­ся во владении и пользовании залогодателя.

Читайте также:
Особенности гражданско правового положения индивидуальных предпринимателей

Объектом залога могут быть право частной собственности на земельный участок либо земельную долю в общей собственности, а также право аренды. При залоге земельного участка, находяще­гося в общей совместной собственности (т.е. без выделения доли), требуется наличие согласия всех собственников, оформляемое письменно. Залог земельной доли каждого участника в долевой собственности не требует согласия собственников других долей. Право аренды передается арендатором в залог без согласия соб­ственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды не предусмотрено иное.

Не могут быть предметом залога земельные участки, находя­щиеся в государственной и муниципальной собственности, пожиз­ненном наследуемом владении либо пользовании.

Не допускается залог права частной (общей) собственности либо аренды полевых земельных участков личных подсобных хозяйств.

Обмен участка из государственных или муниципальных земель на частный участок

Понятие

Договор мены земельного участка – документ, фиксирующий права и желание двух сторон произвести взаимообмен наделами. Опираясь на пункт № 3, статьи №3 Земельного Кодекса РФ, такой договор мены регулируется Гражданским Законодательством.

Это подразумевает, что договор на обмен участок будет составляться, опираясь:

  • на правила из статей № 454 – № 491, а также № 549 – № 557 Гражданского Кодекса РФ;
  • на статью № 37 Земельного Кодекса Российской Федерации «Особенности купли-продажи земельных участков».

Правовое регулирование вопроса

Как уже было изложено выше, право заключения обменных сделок закреплено 2-м пунктом Указа Президента РФ № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» 1993 года. В этом Указе зафиксировано, что граждане РФ, так же как и юридические лица или организации, являясь собственниками каких либо наделов, могут их обменивать на другие полностью либо частично. Кроме того, этот вопрос регулируется ГК РФ и ЗК РФ.

На такие сделки распространяются основные законодательные нормативные требования купли-продажи земли, при условии, что они не идут вразрез со статьей 31 ГК РФ, которая и регулирует все этапы бартера.

В статье 37 ЗК РФ можно найти особенности заключения сделок купли-продажи земельных наделов и случаи их недействительности. Эти же особенности можно спроецировать и на бартер – это возможно в том случае, когда участники договора мены признаются продавцами и покупателями одновременно.

Если же отсутствуют сведения о конкретной цене участков или возникают спорные моменты по оплате расходов, связанных с заключением сделки, следует обращаться к статье 568 ГК РФ, где и прописано, что оплата расходов возлагается на ту сторону, в обязанности которой вменен этот аспект согласно договору мены.

Подводные камни

При заключении договора мены недвижимого имущества каждая сторона должна обратить внимание на следующую информацию:

  1. Должны быть внесены сведения про:
      размер участка и его местоположение;
  2. перечень угодий, цель эксплуатации;
  3. стоимость.
  4. Объектами купли-продажи и мены выступают наделы, зарегистрированные в кадастровом учете.
  5. В составляемом документе должна быть, прописана следующая информация, опирающаяся на требования пункта 2 статьи № 8 Земельного Кодекса РФ и пункта 1 статьи № 18 Закона о государственной регистрации прав:
      расположение участка;
  6. кадастровый номер;
  7. категория земли и разрешение на его эксплуатацию.
  8. Земельный ресурс не должен быть обремененным.
  9. Участок не должен находиться в статусе сервитута.
  10. Участок не должен быть в залоге у банковского учреждения.

Как правильно заполнить договор?

Договор заключается в письменной форме.

В тексте указываются имена владельцев и наименование объектов, подлежащих мене. Должна быть написано точная дата, после которой собственникам необходимо покинуть наделы, которые они занимают. По правилам имущество должно передаваться одновременно, но если это нет так, то в договоре необходимо прописать период, в течение которого участник мены должен получить объект.

При неравноценном обмене раздел описания обязательств должен содержать указания о том, что сторона более дешёвого объекта обязуется доплатить разницу.

Также в документе указываются:

  • Идентификационные данные участка (такие как кадастровый номер, площадь участка, место расположения и т.д.);
  • Целевое назначение участка;
  • Объекты, расположенные на участке.

Часто к документу прилагают планы и чертежи с расположением участка.

Договор заверяется у нотариуса и регистрируется в Росреестре.

Чем поможет нотариус?

В некоторых ситуациях удостоверение нотариуса является обязательным, но может быть и добровольным. Эта процедура является дополнительным подтверждением того, что подписи подлинные, если между сторонами возникнет спор.

Регистрация договора

Регистрация производится по месту нахождения имущества. Для осуществления данной процедуры необходимо оплатить государственную пошлину и предоставить необходимые документы:

  • Заявление о регистрации перехода прав собственности;
  • Договор обмена;
  • Свидетельство права собственности на имущество;
  • Кадастровые паспорта на наделы;

Порядок оформления

При оформлении соглашения мены на земельный надел отношения между участниками сделки регулируются Земельным и Гражданским Кодексом.

Внимание! Субъектами таких отношений могут выступать исключительно те лица, на которых оформлено право собственности.

Алгоритм оформления соглашения об обмене земли можно разделить на несколько этапов: сбор документов и составление договора мены на земельный участок.

Договор должен быть составлен:

  • в соответствии со статьей № 550 Гражданского Кодекса РФ;
  • структура написания регламентирована Письмом Роскомзема от 19.10.94 года, № 2-16/1629;
  • после проведения оценки участка и предоставления акта о назначенной кадастровой стоимости.

Список всех необходимых документов

Список требуемых документов для совершения обмена земельного участка:

  1. копии личных документов: паспорта, ИНН участников сделки;
  2. документы на земельный участок;
  3. справки, подтверждающие отсутствие обременений или ограничений на землю;
  4. акт установления нормативной цены, обмениваемых участков, выданные уполномоченными органами по землеустройству;
  5. сводные ведомости оценки строений, расположенных на обмениваемом участке земли;
  6. кадастровые паспорта;
  7. договор мены.
Читайте также:
Правовой статус должника в деле о несостоятельности

Содержание соглашения

В него должны быть внесено следующее:

  • название и дата заключения договора прописью;
  • место заключения документа;
  • личные данные двух сторон: Ф.И.О. участника сделки полностью, дата рождения, паспортные данные и каким органом выдан документ, место регистрации и фактический адрес проживания;
  • предмет соглашения;
  • обременения обмениваемых участков;
  • ограничения в использовании обмениваемых участков;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность участников;
  • заключительные положения;
  • адреса, банковские реквизиты участков договорных отношений;
  • визирование документа подписями; приложения к соглашению;
  • квитанции, подтверждающие оплату государственной пошлины за регистрацию соглашения мены и за выдачу свидетельства, удостоверяющее право на собственность.

Важными пунктами, на которые участники сделки должны обратить внимание являются:

  1. Пункт об ограничениях или обременениях участков, которые выбраны для обмены;
      если на участок наложено ограничение публичным сервитутом, то владелец должен предоставить нормативно правовой акт, который фиксирует причину и срок ограничения;
  2. если на участок наложено ограничение частным сервитутом, то владелец должен предоставить соглашение смежных земельных собственников и решение суда.
  3. Пункт определения предметов соглашения и их параметры.
  4. Пункт ответственность сторон, если участки не равноценны в цене.
  5. Пункт заключительные положения.
  6. Сторона(ы) несущая(ие) дополнительные расходы, связанные с оформлением и регистрацией сделки.

Обязательная оценка земли

Если владелец земельного ресурса принял решение произвести обмену участка на новую землю, то он обязан провести оценку земельного ресурса находящейся в его собственности, согласно статьи № 66 «Оценка земли» по Земельному Кодексу Российской Федерации.

Кадастровая оценка поможет определить:

  1. рыночную стоимость обмениваемого участка в соответствии со статьей № 8 Федерального Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  2. стоимость земельных участков путем проведения государственной кадастровой оценки.

Оценка земельной собственности может быть проведена тремя способами:

  • путем самостоятельного исследования спроса и предложений на продаваемый участок;
  • опираясь на данные о кадастровой стоимости участка;
  • используя услуги независимого оценщика.

Процедура оценки земли при заключении договора включает следующие этапы:

  1. решение владельца земельной собственности провести оценку его имущества;
  2. выбрать независимого оценщика и заключить с ним договор о сотрудничестве;
  3. проведение независимой оценки земляного участка оценщиком, с целью определения рыночной стоимости субъекта обмены;
  4. составление итогового отчета о проделанной работе;
  5. подписание акты выполненных работ по оценке участка;
  6. сдача результата владельцу участка.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Составить документ для осуществления обмена земли на землю можно двумя способами: самостоятельно и путем использования услуг специалиста.

Главная задача при самостоятельном составлении договора мены:

  • собрать необходимый пакет документов на землю и дом (справка из БТИ, ЕИРЦ, разрешение попечительского совета, если прописан несовершеннолетний ребенок, выписка из домовой книги);
  • обсудить детально каждый пункт и подпункт со вторым участником сделки.

Чтобы обезопасить себя от мошенничества, лучше составить предварительное соглашение на совершение сделки обмена земельных участков и детально проконсультироваться по каждому из базовых пунктов с юристом.

Понятие и особенности мены земельных участков

Собственник, в соответствии с действующим законодательством, имеет право распоряжаться своим имуществом. Это касается и земельных наделов, которые также могут быть проданы, подарены, сданы в аренду. Не исключается и оформление соглашения об обмене.
Такой документ имеет свои особенности. В первую очередь это касается того, что сделка относится к возмездным, но при этом исключается денежное обязательство, так как каждая сторона получает по обоюдной договорённости равнозначный для неё участок.

По сути, обмен похож на стандартную куплю-продажу, но со следующими особенностями:

  • ни одна из сторон не получает обязательство по оплате товара;
  • каждая сторона имеет двойственную природу, то есть выступает и в качестве продавца, и в качестве покупателя.

Стороной может выступать как простое физ. лицо, так и организация. При этом не запрещается обмен между лицами, принадлежащими к разным правовым группам (гражданами и организациями).

Какие еще могут быть объекты обмена?

Если на участке земли присутствует дом, то при составлении договора участники сделки обязаны:

  1. обговорить, как быть с прописанными лицами на данном участке;
  2. указать полную и детальную информацию о здании.

Поскольку, если в доме зарегистрированы несовершеннолетние граждане РФ, то необходимо проследить, чтобы их интересы не были ущемлены и были получены все разрешения и согласия от органов опеки. В такой ситуации объект недвижимости будет передаваться по передаточному акту, который прикрепляется к соглашению мены земли на землю.

Квартира

Если объектом договора выступает участок и квартира, то в соглашении обмена должна быть указана следующая информация:

  1. точный адрес места нахождения квартиры;
  2. её общая стоимость;
  3. список лиц, которые будут владеть правом пользования квартиры после совершения сделки.

Если собственниками выступают сразу несколько владельцев, тогда факт передачи квартиры необходимо согласовывать со всеми собственниками.

Внимание! Если одна из долей принадлежит несовершеннолетнему ребенку, перед подписанием соглашения на обмен землями к документам необходимо будет приложить разрешение органов попечительства.

Движимое имущество

Для осуществления мены земли на землю на движимое имущество, необходимо договор предоставить в органы Государственной автоинспекции, там автомобиль будет проверен:

  1. на присутствие авто в розыске;
  2. на ограничение (арест);
  3. на техническое состояние.

После вышеуказанных процедур новоиспеченный владелец в день подачи договора на руки получает свидетельство на движимое имущество.

О том, как произвести обмен земельного участка и другой недвижимости на автомобиль, читайте тут.

Коммерческого назначения

Представляет собой территорию, на которых можно строить промышленные объекты: офисные здания, магазины, торговые центры, склады, производственные здания и т.д. Обмен жилой территории на коммерческую имеет особенность в том, что он, в большинстве случаев, производится со значительной оплатой стороны, которая приобретает землю коммерческого назначения взамен жилой. Так, например, за офис, расположенный в удачном месте, могут потребовать далеко не одну квартиру. В особенных случаях, например при обмене склада, можно получить несколько квартир высокого класса.

Процедура регистрации

Чтобы официально зарегистрировать соглашение мены земли на землю, участникам сделки необходимо обратиться в службу Росреестра или МФЦ. При регистрации документа двум сторонам необходимо предоставить:

  • заявление о проведении регистрационной процедуры;
  • внутренние паспорта граждан РФ, либо документы на юридических лиц;
  • нотариальная доверенность на представителя, если сторона лично не может представлять собственные интересы;
  • документ обмена недвижимости и передаточные акты;
  • правоустанавливающие документы на право собственности;
  • справка из ЕГРН;
  • кадастровые документы;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.
Читайте также:
Правовое регулирование административной ответственности в РФ

Регистрация соглашения мены на долю участка возможна только после нотариального удостоверения. Для этого владельцу необходимо:

  1. получить межевой план, на часть участка, обратившись к кадастровому инженеру;
  2. отправить другим собственникам участка информационное уведомление о заключении договора мены с предложением продать часть на преимущественном праве.

Важно! Если в течение месяца на уведомление не было получено положительного ответа, а был прислан отказ, то договор направляется в нотариальную контору, с целью удостоверения.

Только после получения удостоверительной отметки от нотариуса, последующие регистрационные действия в Росреестре, касающейся договора мены будут проходить по общим правилам.

Налоговые особенности при мене земельных наделов

Любой договор, цель которого – изменение права собственности, может иметь определённые налоговые последствия. Так, при мене нужно будет учесть не только цену, в которую участки были оценены сторонами, но и их кадастровую стоимость.

Если кадастровая стоимость одного надела будет превышать кадастровую стоимость другого, фактически у одного лица возникнет прибыль, на которую будет начислен налог.

Законодатель не запрещает воспользоваться правом на налоговый вычет при заключении договора мены. Это позволить уменьшить потенциальные расходы.

Так, статья 567 ГК РФ вводит положение, согласно которому к договору мены применяются те же требования, что и к договору купли-продажи. Каждая сторона фактически признается продавцом со всеми вытекающими последствиями.

При этом Налоговый кодекс, пп. 1 п. 1 ст. 220, устанавливает право при определении налоговой базы на имущественный налоговый вычет.

То есть в данном случае обязанность по оплате налога может возникнуть только у лица, которое получило объект большей стоимости без доплаты со своей стороны (в расчёт берётся кадастровая стоимость, так как по тексту сделки объекты признаются равнозначными по рыночной цене).

Не стоит забывать и о том, что если объект был в собственности более трёх лет и был приобретён до 1 января 2022 года или более 5 лет, если был приобретён позже, то после любой сделки налог не платится.

Что представляет собой договор мены земельного участка, как его написать и зарегистрировать?

Договор мены – это обоюдная гражданская сделка, задача которой осуществить переход прав собственности на имущественные объекты. Обмен производится по бартеру – товар на товар.

Но в случае с земельным участком как главным объектом сделки, возникает масса спорных ситуаций, которые получится решить лишь ссылаясь на законодательство РФ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Понятие

Договор мены земельного участка – документ, фиксирующий права и желание двух сторон произвести взаимообмен наделами. Опираясь на пункт № 3, статьи №3 Земельного Кодекса РФ, такой договор мены регулируется Гражданским Законодательством.

Это подразумевает, что договор на обмен участок будет составляться, опираясь:

Подводные камни

При заключении договора мены недвижимого имущества каждая сторона должна обратить внимание на следующую информацию:

    Должны быть внесены сведения про:

  • размер участка и его местоположение;
  • перечень угодий, цель эксплуатации;
  • стоимость.
  • Объектами купли-продажи и мены выступают наделы, зарегистрированные в кадастровом учете.
  • В составляемом документе должна быть, прописана следующая информация, опирающаяся на требования пункта 2 статьи № 8 Земельного Кодекса РФ и пункта 1 статьи № 18 Закона о государственной регистрации прав:
    • расположение участка;
    • кадастровый номер;
    • категория земли и разрешение на его эксплуатацию.
  • Земельный ресурс не должен быть обремененным.
  • Участок не должен находиться в статусе сервитута.
  • Участок не должен быть в залоге у банковского учреждения.
  • Порядок оформления

    При оформлении соглашения мены на земельный надел отношения между участниками сделки регулируются Земельным и Гражданским Кодексом.

    Алгоритм оформления соглашения об обмене земли можно разделить на несколько этапов: сбор документов и составление договора мены на земельный участок.

    Договор должен быть составлен:

    • в соответствии со статьей № 550 Гражданского Кодекса РФ;
    • структура написания регламентирована Письмом Роскомзема от 19.10.94 года, № 2-16/1629;
    • после проведения оценки участка и предоставления акта о назначенной кадастровой стоимости.

    Список всех необходимых документов

    Список требуемых документов для совершения обмена земельного участка:

    1. копии личных документов: паспорта, ИНН участников сделки;
    2. документы на земельный участок;
    3. справки, подтверждающие отсутствие обременений или ограничений на землю;
    4. акт установления нормативной цены, обмениваемых участков, выданные уполномоченными органами по землеустройству;
    5. сводные ведомости оценки строений, расположенных на обмениваемом участке земли;
    6. кадастровые паспорта;
    7. договор мены.

    Содержание соглашения

    В него должны быть внесено следующее:

    • название и дата заключения договора прописью;
    • место заключения документа;
    • личные данные двух сторон: Ф.И.О. участника сделки полностью, дата рождения, паспортные данные и каким органом выдан документ, место регистрации и фактический адрес проживания;
    • предмет соглашения;
    • обременения обмениваемых участков;
    • ограничения в использовании обмениваемых участков;
    • права и обязанности сторон;
    • ответственность участников;
    • заключительные положения;
    • адреса, банковские реквизиты участков договорных отношений;
    • визирование документа подписями; приложения к соглашению;
    • квитанции, подтверждающие оплату государственной пошлины за регистрацию соглашения мены и за выдачу свидетельства, удостоверяющее право на собственность.

    Важными пунктами, на которые участники сделки должны обратить внимание являются:

      Пункт об ограничениях или обременениях участков, которые выбраны для обмены;

    • если на участок наложено ограничение публичным сервитутом, то владелец должен предоставить нормативно правовой акт, который фиксирует причину и срок ограничения;
    • если на участок наложено ограничение частным сервитутом, то владелец должен предоставить соглашение смежных земельных собственников и решение суда.
  • Пункт определения предметов соглашения и их параметры.
  • Пункт ответственность сторон, если участки не равноценны в цене.
  • Пункт заключительные положения.
  • Сторона(ы) несущая(ие) дополнительные расходы, связанные с оформлением и регистрацией сделки.
    • Скачать бланк договора мены земельного участка на земельный участок
    • Скачать образец договора мены земельного участка на земельный участок
    Читайте также:
    Кредитный советник правовая помощь должникам

    Обязательная оценка земли

    Если владелец земельного ресурса принял решение произвести обмену участка на новую землю, то он обязан провести оценку земельного ресурса находящейся в его собственности, согласно статьи № 66 «Оценка земли» по Земельному Кодексу Российской Федерации.

    Кадастровая оценка поможет определить:

    1. рыночную стоимость обмениваемого участка в соответствии со статьей № 8 Федерального Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
    2. стоимость земельных участков путем проведения государственной кадастровой оценки.

    Оценка земельной собственности может быть проведена тремя способами:

    • путем самостоятельного исследования спроса и предложений на продаваемый участок;
    • опираясь на данные о кадастровой стоимости участка;
    • используя услуги независимого оценщика.

    Процедура оценки земли при заключении договора включает следующие этапы:

    1. решение владельца земельной собственности провести оценку его имущества;
    2. выбрать независимого оценщика и заключить с ним договор о сотрудничестве;
    3. проведение независимой оценки земляного участка оценщиком, с целью определения рыночной стоимости субъекта обмены;
    4. составление итогового отчета о проделанной работе;
    5. подписание акты выполненных работ по оценке участка;
    6. сдача результата владельцу участка.

    Нужно ли обращаться к специалисту?

    Составить документ для осуществления обмена земли на землю можно двумя способами: самостоятельно и путем использования услуг специалиста.

    • личные документы;
    • документы, подтверждающие право владения на обмениваемую землю;
    • акт независимого оценщика.

    Главная задача при самостоятельном составлении договора мены:

    • собрать необходимый пакет документов на землю и дом (справка из БТИ, ЕИРЦ, разрешение попечительского совета, если прописан несовершеннолетний ребенок, выписка из домовой книги);
    • обсудить детально каждый пункт и подпункт со вторым участником сделки.
    • паспорт;
    • документы, подтверждающие право владения обмениваемой землей.

    Какие еще могут быть объекты обмена?

    Если на участке земли присутствует дом, то при составлении договора участники сделки обязаны:

    1. обговорить, как быть с прописанными лицами на данном участке;
    2. указать полную и детальную информацию о здании.

    Поскольку, если в доме зарегистрированы несовершеннолетние граждане РФ, то необходимо проследить, чтобы их интересы не были ущемлены и были получены все разрешения и согласия от органов опеки. В такой ситуации объект недвижимости будет передаваться по передаточному акту, который прикрепляется к соглашению мены земли на землю.

    Квартира

    Если объектом договора выступает участок и квартира, то в соглашении обмена должна быть указана следующая информация:

    1. точный адрес места нахождения квартиры;
    2. её общая стоимость;
    3. список лиц, которые будут владеть правом пользования квартиры после совершения сделки.
    • Скачать бланк договора меня земельного участка на квартиру с доплатой
    • Скачать образец договора меня земельного участка на квартиру с доплатой

    Если собственниками выступают сразу несколько владельцев, тогда факт передачи квартиры необходимо согласовывать со всеми собственниками.

    Движимое имущество

    Для осуществления мены земли на землю на движимое имущество, необходимо договор предоставить в органы Государственной автоинспекции, там автомобиль будет проверен:

    1. на присутствие авто в розыске;
    2. на ограничение (арест);
    3. на техническое состояние.

    После вышеуказанных процедур новоиспеченный владелец в день подачи договора на руки получает свидетельство на движимое имущество.

    О том, как произвести обмен земельного участка и другой недвижимости на автомобиль, читайте тут.

    Особенности написания при наличии доплаты

    Итак, если по договору бартера земли на землю участки не равноценны в стоимости, то участник сделки, чей участок земли ниже в цене, приобретает дополнительную обязанность – доплатить владельцу, чей участок выше в цене, разницу в стоимости. Оплата разницы должна производиться до или сразу после передачи владельцу участка земли с более низкой стоимостью.

    Об этом должно быть сказано дополнительно в договоре.

    Процедура регистрации

    Чтобы официально зарегистрировать соглашение мены земли на землю, участникам сделки необходимо обратиться в службу Росреестра или МФЦ. При регистрации документа двум сторонам необходимо предоставить:

    • заявление о проведении регистрационной процедуры;
    • внутренние паспорта граждан РФ, либо документы на юридических лиц;
    • нотариальная доверенность на представителя, если сторона лично не может представлять собственные интересы;
    • документ обмена недвижимости и передаточные акты;
    • правоустанавливающие документы на право собственности;
    • справка из ЕГРН;
    • кадастровые документы;
    • квитанция об уплате государственной пошлины.

    Регистрация соглашения мены на долю участка возможна только после нотариального удостоверения. Для этого владельцу необходимо:

    1. получить межевой план, на часть участка, обратившись к кадастровому инженеру;
    2. отправить другим собственникам участка информационное уведомление о заключении договора мены с предложением продать часть на преимущественном праве.

    Только после получения удостоверительной отметки от нотариуса, последующие регистрационные действия в Росреестре, касающейся договора мены будут проходить по общим правилам.

    Сроки и стоимость

    Оплата государственной пошлины за регистрацию договора обмена земли на землю в 2017 году для граждан Российской Федерации составляла 2000 рублей, для физических предприятий – 22 000 рублей.

    Срок оформления таких договорных отношений составляет от 7 до 12 дней в случае, если участники сделки обращались за регистрацией в Многофункциональный центр, то регистрация мены займет еще на два дня дольше.

    Итак, договор мены земли на землю — это документ, позволяющий двум сторонам произвести обмен участками. Вступить в подобные правоотношения способны только собственники земельного ресурса. В целях безопасности и сохранности средств, нужно проверить получаемый объект на наличие задолженности и ограничений на эксплуатацию.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    8 (800) 350-29-87 (Москва)
    8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

    Раздел 1.7. Законодательство о лицензировании

    Раздел 1.7. Законодательство о лицензировании

    1.7.1. Оценка ситуации в области законодательного регулирования лицензирования отдельных видов деятельности

    Правовая природа лицензирования как особого режима осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности заключается в необходимости получения специального государственного разрешения на ведение лицензируемого вида деятельности. При этом уполномоченный государственный орган осуществляет контроль над деятельностью лицензиата с возможностью приостановления лицензируемой деятельности уполномоченными государственными органами и прекращения такой деятельности в судебном порядке.

    Читайте также:
    Аннулирование трудового договора и его правовые: последствия

    Лицензирование является наиболее жесткой формой государственного регулирования, ограничивающей доступ на рынок субъектов предпринимательской деятельности. Концептуально лицензирование применяется в исключительных случаях для предотвращения нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности, культурному наследию народов Российской Федерации, при невозможности предотвращения такого ущерба иными методами государственного и негосударственного регулирования.

    В настоящее время отношения, связанные с лицензированием различных видов деятельности регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта 2003 г.). Данный закон представляет собой новый этап в вопросах лицензирования по сравнению с прежним Федеральным законом от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

    Закон предусматривает отмену лицензирования более 200 видов деятельности и определяет единый перечень 120 лицензируемых видов деятельности. Он устанавливает исчерпывающий, не подлежащий расширению перечень документов, необходимых для получения лицензии. Им определены критерии для приостановления или отмены лицензии: лицензия приостанавливается в случае выявления лицензирующим органом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, а если в установленный лицензирующим органом срок (не более шести месяцев) лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Увеличен минимальный срок действия лицензии – не менее пяти лет.

    Действие этого закона не распространяется на следующие виды деятельности: деятельность кредитных организаций; деятельность, связанную с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи; биржевую деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальную деятельность; страховую деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических операций; осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности; использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации); использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательную деятельность. Лицензирование этих видов деятельности регулируются специальными отраслевыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

    В ст. 173 ГК РФ установлены правовые последствия совершения сделки юридическим лицом, не имеющим лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности: такая сделка относится к числу оспоримых сделок. Это означает, что признание такой сделки недействительной возможно лишь при доказанности того, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности (п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ 21 апреля 1998 г. N 33).

    Вместе с тем, в Гражданском кодексе РФ имеется норма, согласно которой сделка, совершенная с нарушением требований об обязательном лицензировании, относится к ничтожным. Так, в соответствии с п. 2 ст. 835 ГК РФ сделка банковского вклада между юридическими лицами ничтожна, если лицо, принимающее вклад, не имеет права на совершение таких действий. Безлицензионная сделка по приему вклада от физического лица влечет иные последствия – вкладчик может потребовать немедленного возврата суммы вклада, а также уплаты на нее процентов, предусмотренных статьей 395, а также возмещения сверх суммы процентов всех причиненных убытков. Законодатель исходил из необходимости защитить законные интересы физических лиц, которые не должны нести потери от противоправных действий кредитной организации.

    Иск о признании такой сделки недействительной может быть предъявлен юридическим лицом, его учредителем (участником) или государственным органом, осуществляющим контроль или надзор за деятельностью юридического лица. Иски в публичных интересах, предъявляемые органами, осуществляющими контроль или надзор за деятельностью юридического лица, могут предъявляться как в порядке ст. 173 ГК РФ, так и в порядке ст. 169 ГК РФ, если будет доказано намерение стороны на совершение сделки с целью, противной основам правопорядка.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц вплоть до штрафов в размере 500 МРОТ с конфискацией предметов правонарушения за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением требований такого разрешения (пп. 2 и 3 ст. 14.1).

    1.7.2. Наиболее острые проблемы, подлежащие решению в области законодательного регулирования лицензирования отдельных видов деятельности

    Несмотря на позитивные положения, содержавшиеся в Федеральном законе “О лицензировании отдельных видов деятельности”, в нем имелись следующие существенные недостатки, связанные с избыточным государственным регулированием предпринимательской деятельности и создающие практические проблемы и трудности:

    не учтена реально существующая возможность дальнейшего сокращения лицензируемых видов деятельности и роль саморегулируемых организаций;

    превалирует концентрация функций лицензирования на федеральном уровне (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют лицензирование только пяти видов деятельности);

    требует уточнения порядок передачи полномочий по лицензированию отдельных видов деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    недостаточно упрощена процедура получения и переоформления лицензии;

    недостаточно обеспечены открытость и доступность информации лицензирующих органов для субъектов предпринимательской деятельности.

    Анализ законодательства, регулирующего лицензирование отдельных видов деятельности в Российской Федерации, и практики его применения показывает, что многие из видов деятельности необоснованно подлежат процедуре лицензирования, поскольку они наряду с лицензированием регулируются иными административными методами, такими как осуществление государственного контроля и надзора, применение систем государственной регистрации, сертификации, аккредитации и обязательного страхования ответственности.

    В ряде случаев субъект предпринимательской деятельности должен получить несколько лицензий с целью обеспечить осуществление одного вида деятельности.

    Проявлением избыточности лицензирования отдельных видов деятельности является отсутствие в некоторых случаях очевидных рисков нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности, культурному наследию народов Российской Федерации непосредственно при осуществлении субъектом предпринимательства лицензируемого вида деятельности.

    Явно является недостаточным использование рыночных механизмов, такого, как механизм саморегулирования, обеспечивающих при осуществлении ряда видов деятельности безопасность государства, а также безопасность продукции (товаров, работ и услуг) и процессов производства для неограниченного круга третьих лиц.

    Читайте также:
    Правовой статус полного товарищества: чем определяется

    1.7.3. Предложения по совершенствованию законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности

    В целях унификации подхода к осуществлению лицензирования на территории Российской Федерации следует исключить из Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” норму, в соответствии с которой федеральные органы исполнительной власти могут передавать (могут и не передавать) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществление своих полномочий в области лицензирования по соглашению с ними.

    Целесообразно предоставить полномочия по лицензированию органам исполнительной власти субъектов Российской исключительно решением Правительства Российской Федерации, но при этом у федеральных органов исполнительной власти должны сохраняться только функции по методическому руководству в сфере лицензирования.

    Следует сократить срок прохождения процедуры лицензирования с 60 до 45 дней, который, по мнению участников предпринимательской деятельности, является вполне достаточным

    Желательно включить в закон норму, в соответствии с которой основанием для аннулирования лицензии является также письменное заявление лицензиата.

    Уточнить механизм финансирования лицензирования в том отношении, что внебюджетное финансирование лицензирования не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    С целью обеспечения защиты прав субъектов предпринимательской деятельности помимо положений об обязанностях и ответственности соискателя лицензии и лицензиата следует включить в закон положения об обязанности и ответственности лицензирующего органа за несоблюдение им законодательства Российской Федерации о лицензировании и установленного единого порядка лицензирования.

    В целях повышения обоснованности заключения лицензирующих органов при отказе в выдаче лицензии, предусмотреть обязательное предоставления соискателю лицензии акта проверки соответствия его лицензионным требованиям.

    Для повышения уровня открытости и доступности информации лицензирующих органов для субъектов предпринимательской деятельности следует включить в закон положение о размещении информации, не являющейся конфиденциальной и содержащейся в реестре лицензий, в информационной сети общего пользования (Интернет) лицензирующих органов.

    Целесообразно вести сводные реестры лицензий по видам деятельности (на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

    Указанные положения, в основном, нашли отражение в проекте федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, который разработан Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2003 г. (протокол N 17, раздел I, пункт 3).

    Этот законопроект N 85841-4 был рассмотрен Государственной Думой и Советом Федерации и принят в течение весенней сессии 2005 года.

    Изменения, предусмотренные принятым законом, направлены на существенное сокращение видов деятельности (в законе сохранено 105 видов), подлежащих лицензированию, а также на совершенствование правового регулирования в этой сфере.

    В принятой редакции законопроекта учтены следующие основные замечания и предложения ТПП России.

    В отдельную статью выделены нормы, устанавливающие понятие, принципы и порядок проведения лицензионного контроля. Установлено, что при осуществлении лицензионного контроля действуют ограничения, предусмотренные федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”. В указанный закон внесены соответствующие изменения.

    Сохранено лицензирование: фармацевтической деятельности; деятельности по производству лекарственных средств; по производству медицинской техники (до введения в действие технических регламентов); перевозок пассажиров автомобильным транспортом (более восьми человек); турагентской и туроператорской деятельности (до 1 января 2007 г.); деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений, проведению инженерных изысканий для строительства (до 1 января 2007 г.).

    Законом предусмотрено внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за нарушения норм законодательства о лицензировании.

    Этот закон, по мнению Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, должен явиться первым этапом на пути дальнейшего совершенствования законодательства в данной сфере. По мере дальнейшего развития рыночных отношений следует более четко отразить положения о таком механизме регулирования, как деятельность саморегулируемых организаций. Концептуально их деятельность как альтернатива лицензированию должна состоять в разработке стандартов и правил конкретных видов предпринимательской деятельности и осуществлении самостоятельного контроля. При этом такой контроль должен дополняться при необходимости государственным контролем для предотвращения нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности, культурному наследию народов Российской Федерации.

    Заслуживают одобрения инициативы Правительства Российской Федерации по дальнейшему сокращению лицензируемых видов деятельности, в частности, по отмене лицензирования факторинговых операций на финансовом рынке, а также оптимизации процедур получения лицензий, например, товарными биржами.

    Дальнейшее совершенствование законодательства в данном направлении должно проходить в рамках следующего этапа административной реформы, содержанием которого должна стать дальнейшая ликвидация избыточных государственных функций и создание условий для перехода таких функций при необходимости в сферу общественного регулирования. При этом особого внимания заслуживает проведение реинжиниринга административных процедур (в том числе и лицензирования) с целью внедрения в практику современных информационно-коммуникационных технологий.

    Список проектов нормативных правовых актов, подлежащих разработке и принятию до 2008 года:

    Наименование нормативного правового акта

    Проект федерального закона “О внесении изменений в федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” (в части дальнейшего совершенствования процедуры и сокращения лицензируемых видов деятельности, а также введения лицензирования деятельности по изготовлению оптических дисков для лазерных систем считывания и оборудования для их производства, а также импорта поликарбонатов для производства оптических носителей информации)

    Требует разработки с учетом правоприменительной

    Проекты нормативных правовых актов, направленных на ликвидацию избыточных государственных функций

    Разработка предусмотрена планом мероприятий по осуществлению административной реформы в 2006 – 2008 гг. (одобрен распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 г. N 1789-р)

    Проекты федеральных законов об утверждении технических регламентов в различных отраслях

    >
    Законодательство о налогах и сборах
    Содержание
    Концепция правовой политики на период до 2008 года (утв. Торгово-промышленной палатой РФ)

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Лицензия для бизнеса: когда нужна и как получить

    В некоторых сферах для открытия бизнеса недостаточно зарегистрировать компанию или ИП — нужно еще получить лицензию.

    Читайте также:
    Правовые: последствия незаконного перевода и увольнения работников

    Сергей Скрябин

    Эксперт по праву

    • # Лицензия
    • # Основы

    В некоторых сферах для открытия бизнеса недостаточно зарегистрировать компанию или ИП. Для работы нужно получить лицензию государства. Она точно понадобится учебным центрам, барам, медицинским центрам, бизнесам пассажирских перевозок. Рассказываем, что такое лицензия, кому она нужна и как ее получить.

    Что такое лицензия

    Лицензия — это разрешение государства вести бизнес. Она нужна не всем, а только тем ИП и компаниям, чья деятельность связана с потенциальной угрозой для безопасности людей, государства и окружающей среды.

    Полный список лицензируемых видов деятельности с законами и постановлениями о том, что нужно для лицензирования, приводим по ссылке справа.

    Виды лицензируемой деятельности Какой закон регулирует
    Пассажирские перевозки 99-ФЗ
    Оборот спирта 171-ФЗ
    Производство лекарств 61-ФЗ
    Медицинские услуги 99-ФЗ
    Фармацевтика 99-ФЗ, 61-ФЗ
    Образование 273-ФЗ
    Транспортировка отходов 99-ФЗ, 89-ФЗ
    Атомная энергия 170-ФЗ, 317-ФЗ
    Банки 395-1
    Страховые компании 4015-1, 326-ФЗ
    Профессиональные участники рынка ценных бумаг 39-ФЗ
    Управление многоквартирными домами 99-ФЗ
    Шифровальные устройства и шпионское оборудование 99-ФЗ

    Перед получением лицензии ведомства проверяют, соответствует ли компания или ИП требованиям безопасности. Если все в порядке, бизнес допускают к работе. Это и подтверждает лицензия.

    Бесплатно зарегистрируем бизнес в Тинькофф

    • Проконсультируем по выбору кодов ОКВЭД и системы налогообложения
    • Бесплатно откроем расчетный счет за один день
    • До 500 000 ₽ — на сервисы партнеров

    Как понять, нужна лицензия или нет

    Самый надежный способ — свериться со списком. Нет единой базы, где можно проверить, например, по коду ОКВЭД, нужна ли лицензия для конкретного бизнеса. Но по коду ОКВЭД можно узнать название деятельности, чтобы затем проверить ее в списке для лицензирования. Проверить нужно все виды деятельности, которыми занимается бизнес. Сверять только основной вид — ошибка.

    Возьмем семейную пиццерию. Проверяем по коду ОКВЭД название деятельности.

    Достаточно набрать в поисковой строке описание вашего бизнеса

    Проверьте на сайте «Консультант Плюс», верно ли определен класс через поиск. Это поможет избежать ошибки.

    По коду ОКВЭД пиццерии понятно, что ее деятельность связана с продуктами питания и напитками. Проверяем, есть ли подобное в списке.

    В списке лицензируемых видов деятельности есть только одна сфера с упоминанием продуктов — деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов. С питанием и напитками — ни одной. Значит, для пиццерии не нужна лицензия.

    Но если хозяин кафе добавит в меню алкогольные напитки, лицензия понадобится.

    Проверить можно так же поэтапно: сначала найти код ОКВЭД в поиске, затем проверить в справочнике ОКВЭД и далее найти в списке лицензируемых видов деятельности

    Если вы сомневаетесь, нужна ли лицензия вашему бизнесу, рекомендуем обратиться к юристу.

    Когда ИП не может получить лицензию

    Некоторые лицензируемые виды деятельности может вести только ООО. Например, лицензия нужна и на охрану магазинов, и на детективную деятельность. Но открыть охранное предприятие может только ООО, а вот работать частным детективом может и ИП.

    Лицензируемый вид деятельности ООО ИП
    Медицина, аптеки
    Продажа гражданского и охотничьего оружия
    Охрана объектов и имущества
    Частная детективная деятельность
    Продажа алкоголя
    Перевозка пассажиров и грузов воздушным транспортом
    Перевозка пассажиров автобусами
    Образовательная деятельность с выдачей документов гособразца

    Какие есть требования для бизнеса

    Для каждого вида лицензируемой деятельности есть положение — это основной документ, в котором перечислены требования и порядок получения лицензии для конкретной сферы. Они касаются помещения, оборудования, документации, квалификации сотрудников.

    Чтобы получить лицензию, компания или ИП должны соответствовать всем требованиям.

    Кто выдает лицензию

    Лицензию выдает ведомство, которое контролирует сферу конкретного бизнеса. Например, образовательную лицензию выдает региональный департамент образования, лицензию на охранную деятельность — Росгвардия, на пассажирские автобусные перевозки — Ространснадзор.

    Узнать, где получить лицензию, можно в положении о лицензировании этого вида деятельности или на сайте госуслуг.

    Справа от услуги указано ведомство, которое выдает лицензию в вашем регионе

    Удобнее проверять на портале госуслуг. Так вы узнаете точное название ведомства в вашем регионе, сможете найти адрес и контакты для связи, если появятся вопросы.

    Как подать документы на лицензирование

    Чтобы получить лицензию, нужно подать документы одним из четырех способов:

    • лично;
    • по почте;
    • через систему электронного документооборота;
    • на сайте госуслуг.

    Лично. ИП или ООО собирает пакет документов и приходит по адресу лицензирующего ведомства в своем регионе. Стоит заранее позвонить и узнать часы приема.

    По почте. Пакет документов нужно заверить у нотариуса, сделать опись письма и отправить по адресу лицензирующего ведомства.

    Адрес и контакты лицензирующего ведомства можно узнать на сайте госуслуг.

    Найдите услугу лицензирования в вашем регионе и нажмите на ведомство, которое ее предоставляет

    Чтобы узнать подробнее об услуге или ведомстве, регистрироваться на сайте не нужно.

    В разделе «Информация и контакты» появятся адрес, телефон и эл. почта ведомства

    Через систему электронного документооборота. Для подачи ИП или ООО нужна квалифицированная электронная подпись. Подходит, если бизнес уже зарегистрирован, открывает новое направление, а предприятие работает в системе электронного документооборота.

    На сайте госуслуг. Самый быстрый способ, если есть квалифицированная электронная подпись. На сайте есть подсказки по каждому этапу заполнения и подачи форм.

    Если у вас нет электронной подписи, нужно собрать пакет документов и обратиться в удостоверяющий центр.

    Как получить лицензию

    С 1 января 2022 вступили в силу новые правила получения лицензии. Раньше ее получали в электронном или бумажном виде, сейчас лицензия как отдельный бумажный документ не существует. Лицензии хранятся в виде записи в реестре. У каждой сферы свой реестр. ИП или организация может получить выписку из реестра о наличии лицензии, но необходимости в этом нет. Для работы бизнеса записи в реестре достаточно. В случае проверки смотреть все равно будут его.

    Заполнить заявление. Единого шаблона заявления нет. Оно различается в зависимости от сферы бизнеса.

    В заявлении ИП или компания указывают название и адрес, по которому работает бизнес, код ОКВЭД, ИНН, данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, описывают информацию о сотрудниках.

    Шаблон бумажного заявления можно найти в положении о лицензировании вашего вида деятельности или обратиться в лицензирующее ведомство. Для подачи на сайте госуслуг и в системе электронного документооборота заполнять и сканировать бумажный шаблон не нужно: заявление заполняют в электронном виде.

    Первая страница бумажного заявления на получение образовательной лицензии для ИП

    Собрать копии документов. В зависимости от сферы деятельности набор документов будет различаться. Узнать, что именно нужно собрать, можно в положении о лицензировании конкретной деятельности или на сайте госуслуг.

    Через поиск найдите описание услуги лицензирования

    Убедитесь, что услуга предоставляется в вашем регионе.

    В списке найдите пункт «Документы, необходимые для получения услуги»

    Нажмите на каждый документ, чтобы увидеть количество копий и возможные способы подачи документа. Электронный — значит, можно загрузить скан или фото, если подаете через сайт госуслуг. Бумажный — нужно заполнить и распечатать, если подаете лично или по почте.

    К некоторым документам будет прикреплен шаблон

    Некоторые копии документов нужно заверить у нотариуса. Об этом будет сказано в списке документов на сайте госуслуг или в положении о лицензировании.

    Уплатить госпошлину. Для ИП и ООО размер госпошлины один — 7500 ₽. Исключения касаются только производства и продажи алкоголя:

    • для продажи алкоголя — 65 тысяч рублей в год;
    • для производства вина — 800 тысяч рублей в год;
    • для производства коньяка и водки — 9,5 млн рублей в год.

    Реквизиты для платежа можно взять на сайте госуслуг или запросить в лицензирующем ведомстве. Уплатить госпошлину можно через сайт госуслуг, онлайн-банк или в отделении банка.

    Выберите услугу по лицензированию сферы вашего бизнеса. В описании откройте пункт о стоимости и порядке оплаты. Здесь указаны реквизиты нужного ведомства

    Подать пакет документов с чеком об уплате госпошлины. Заявление рассмотрят в течение трех рабочих дней. Если в заявлении будет ошибка или не будет хватать документов, его вернут. Исправить и подать документы повторно можно будет в течение 30 дней со дня возврата.

    Если с заявлением и документами все будет в порядке, вы получите решение о получении лицензии в течение 45 рабочих дней со дня регистрации заявления.

    Как продлить или переоформить лицензию

    В законе о лицензировании и постановлениях о видах деятельности описаны ситуации, когда компаниям и ИП нужно продлить или переоформить лицензию и когда ее могут отозвать.

    Продление. Срок большинства лицензий не ограничен. Есть исключения, например для производства и розничной продажи алкоголя срок лицензии — год, для управления многоквартирными домами — пять лет.

    Переоформление. Если ИП или компания меняет данные, лицензию нужно переоформить. Например, предприниматель изменил фамилию или место жительства, компания переехала на новый адрес.

    ИП открыл детский образовательный центр в Нижнем Новгороде, и лицензию он получал здесь. Через год он открывает филиал во Владимире. Перед открытием филиала ИП должен переоформить лицензию. Например, через сайт госуслуг.

    Пример переоформления лицензии на сайте госуслуг

    Порядок продления и переоформления лицензий описан в положениях о лицензировании. В обоих случаях ИП или организации нужно заполнить заявление на сайте госуслуг, в системе электронного документооборота, подать лично или по почте. В некоторых случаях нужно заплатить госпошлину.

    Когда лицензию могут отозвать

    Лицензию могут аннулировать по двум причинам:

    • ИП или организация закрывает бизнес;
    • ИП или организация не соблюдает требований для лицензирования.

    Лицензирующие ведомства проводят проверки компаний и ИП. Проверки бывают плановыми — через один и три года после выдачи лицензии — и внеплановыми.

    Во время проверок инспекторы смотрят, соблюдает ли бизнес лицензионные требования. Если проверяющие находят нарушения, то компания или ИП получает предписание со списком нарушений. Если бизнес не исправляет нарушения в установленный срок, лицензирующее ведомство обращается в суд. Суд решает, приостановить действие лицензии или аннулировать ее.

    Порядок приостановления и аннулирования лицензии описан в постановлениях о конкретном виде деятельности.

    Как накажут, если работать без лицензии

    За работу без лицензии компания или ИП рискует получить наказание по административной или уголовной статье. Мера наказания зависит от дохода бизнеса и ущерба, если он причинен людям, государству или окружающей среде по вине ИП или компании. Размер ущерба оценивает суд.

    Сумма ущерба или дохода ИП или ООО Мера наказания Чем регулируется
    До 2,25 млн рублей Штраф до 50 000 ₽
    Конфискация товаров, сырья или оборудования
    Штрафы при работе без лицензии — ст. 14.1 КоАП РФ
    От 2,25 млн рублей Штраф до 300 000 ₽
    Арест до 6 месяцев
    Обязательные работы сроком до 480 часов
    Штрафы и сроки за работу без лицензии — ст. 171 УК РФ
    От 9 млн рублей Штраф от 100 000 до 500 000 ₽
    Принудительные работы сроком до 5 лет
    Штрафы и сроки за работу без лицензии — ст. 171 УК РФ

    Если ИП или компания работает без лицензии, рискует не только она, но и ее контрагенты.

    Во время камеральной проверки налоговая обнаружила, что ИП работает с небольшим охранным предприятием. У предприятия нет лицензии. Для налоговой это повод усомниться в законной деятельности ИП. Налоговая может приехать к ИП с выездной проверкой.

    Проверить контрагента можно через электронный сервис налоговой.

    Клиенты Тинькофф Бизнеса могут проверить контрагентов через бесплатный сервис в личном кабинете.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: