Организационно правовая форма по ОКОПФ ИП

Что выбрать: ООО, ИП или самозанятость

Это первый вопрос, с которым нужно определиться при открытии своего дела. Сравниваем разные формы бизнеса.

Леонид Яковлев

Эксперт по праву

  • # Бухгалтерия
  • # Самозанятые

Первое, о чем приходится думать при открытии своего дела, это какую форму бизнеса выбрать: ИП, самозанятость или ООО. Давайте разбираться, кому и что подходит.

Чем отличаются формы регистрации

Формы регистрации отличаются:

  1. Статусом.
  2. Количеством человек, открывающих бизнес.
  3. Ответственностью за свои решения.
  4. Стартовым капиталом.
  5. Отчетностью.
  6. Работой с сотрудниками.
  7. Сферами, в которых можно работать.

Статус. ООО — компания. Ее могут открыть один человек или несколько, их называют учредителями Учредители владеют компанией как собственностью, могут продать ее целиком или только свою долю.

ИП — индивидуальный предприниматель — статус конкретного человека. Предприниматель может вести бизнес наравне с компаниями, но ИП нельзя продать или открыть вместе с партнером.

Самозанятость — тоже статус человека, он позволяет заниматься бизнесом без регистрации ИП. Такой статус тоже нельзя продать или поделить.

Сколько человек начинают бизнес. ООО можно открыть с партнерами или привлечь инвесторов — каждому из основателей компании будет принадлежать своя доля.

Размер доли зависит от договоренностей и того, кто сколько вкладывает на старте. Можно договориться поделить поровну или в любой другой пропорции.

Пятеро друзей открывают ООО, стартовый капитал 1 млн. Первый внес 600 тысяч — у него 60% компании, остальные четверо вложились по 100 тысяч — у них по 10%.

ИП и самозанятость можно оформить только на себя, вместе с партнером открыть не получится.

Кто отвечает по обязательствам и долгам. ООО отвечает по своим обязательствам только деньгами на расчетном счете и имуществом компании. Если у ООО есть долги, то это долги компании, а не учредителей. Если, конечно, они не сами создали эти долги: не получится открыть компанию, набрать кредитов на нее и потратить деньги на личные покупки.

У ИП и самозанятых другая ситуация: они отвечают по долгам бизнеса личным имуществом. Если у ИП есть долги, которые он не платит, суд будет взыскивать их с человека — могут забрать машину или квартиру, арестовать личные счета. Но последнее не отнимут: забрать единственную квартиру, в которой живет ИП, запрещает закон.

Сколько денег нужно для открытия. Для открытия ООО нужно сделать взнос в уставный капитал — минимум 10 000 ₽. Это деньги, которые зачисляются на расчетный счет компании. Еще надо будет заплатить госпошлину за регистрацию — 4000 ₽. И отдельно оплатить услуги нотариуса: он понадобится для того, чтобы подготовить документы для регистрации.

Для регистрации ИП или самозанятости стартовый капитал не нужен, можно просто зарегистрироваться и начать работать. При открытии ИП через налоговую тоже есть госпошлина, но если открывать через бесплатные сервисы, например через Госуслуги или с помощью Регистрации ИП в Тинькофф, то пошлину можно не платить.

Сотрудники. ООО не может существовать без сотрудников. Сразу после регистрации надо выбрать и нанять директора. Им может быть учредитель компании или другой человек.

Директору каждый месяц надо начислять зарплату. Можно по минимальной ставке в размере МРОТ — в 2022 году это 12 130 ₽. Если деятельность не ведется, можно отправить директора в бессрочный отпуск без сохранения зарплаты.

ИП может нанимать сотрудников или не нанимать и работать сам, это его выбор.

Самозанятым нанимать сотрудников по трудовому договору нельзя, можно только время от времени привлекать помощников по договору подряда или оказания услуг.

Отчетность. В ООО больше всего отчетности: по налогам и по сотрудникам. Даже если у вас нанят только директор, у компании уже возникает обязанность сдавать дополнительную зарплатную отчетность. Поэтому при открытии ООО без бухгалтера не обойтись.

ИП может работать без сотрудников и не сдавать отчетность по зарплате. Если он на упрощенной системе налогообложения, ему надо сдавать только декларацию один раз в год. А это можно делать через онлайн-сервисы без бухгалтера.

У самозанятых еще проще: они не сдают никакую отчетность, только подтверждают операции в смартфоне через приложение.

Сферы, в которых можно работать. Самый широкий выбор сфер деятельности у ООО — компания может заниматься всем, что не запрещает закон.

У ИП есть ограничения — например, нельзя продавать и производить крепкий алкоголь или открывать ломбард. Если ИП на упрощенной системе налогообложения, то будет ограничение по выручке — 150 млн рублей в год.

У самозанятых список ограничений еще больше: они могут только производить или оказывать услуги. Например, делать мебель, писать тексты, сидеть с детьми или продавать одежду, которую сшили сами. Но перепродавать чужой товар уже нельзя. Для этого придется открывать ИП.

Еще одно важное ограничение: самозанятый не может нанимать сотрудников и должен зарабатывать не больше 2,4 млн рублей в год.

Бесплатно зарегистрируем бизнес в Тинькофф

  • Проконсультируем по выбору кодов ОКВЭД и системы налогообложения
  • Бесплатно откроем расчетный счет за один день
  • До 500 000 ₽ — на сервисы партнеров

ИП или ООО

ООО ИП
Существует отдельно от учредителей Статус человека
Можно открыть одному или с партнерами Только одному
Можно продать целиком или долю Нельзя продать, только закрыть
Учредители не отвечают по долгам личным имуществом Долги ИП — это личные долги самого человека

Стоит выбрать ООО:

  1. Если хотите делать бизнес с партнерами.
  2. В будущем планируется расширять бизнес, открывать филиалы, привлекать инвестиции или даже продать свой бизнес.
  3. Будете заниматься видами деятельности, которые запрещены для ИП: продавать крепкий алкоголь, открывать ломбард.

ИП или самозанятый

Самозанятый ИП
Максимальный доход в год 2,4 млн рублей 150 млн рублей
Сотрудники Нет Можно нанять
Чем можно заниматься Только производить самому или оказывать услуги Чем угодно, кроме запрещенных видов деятельности

Стоит выбрать самозанятость, если вы работаете один. А еще:

  1. Планируете зарабатывать на своем деле меньше 200 000 ₽ в месяц.
  2. Производите самостоятельно или оказываете услуги.

Во всех остальных случаях рекомендуем открыть ИП.

ОКОПФ

Предприятия, зарегистрированные на территории России, включаются в сложную систему государственных кодов и классификаторов. Коды статистики представляют собой индикаторы, содержащие информацию об организации, их включают в документы в качестве реквизитов. Код ОКОПФ – один из них.

ОКОПФ – это общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОПФ) собственности, на основании которого субъектам предпринимательства после их регистрации присваиваются коды, позволяющие идентифицировать их принадлежность к организационно-правовой форме.

Когда и кто присваивает код ОКОПФ хозяйствующему субъекту

Организации и предприниматели получают код ОКОПФ при регистрации.

Код ОКОПФ устанавливается на основании формы собственности, заявленной при регистрации.

При регистрации код ОКОПФ получают:

филиалы, представительства, подразделения, действующие без образования юридического лица;

коммерческие и некоммерческие организации;

ИП и физлица, ведущие деятельность не относимую к предпринимательству.

Код ОКОПФ присваивается Росстатом каждой организации, учреждению и частному предпринимателю. Однако обычно субъект не получает никакого свидетельства, поскольку код не уникален. Только в некоторых регионах существует практика выдачи налоговыми органами специальных памяток со всеми кодами предприятия или ИП, где можно найти и ОКОПФ. Они присваиваются Росстатом всем хозяйствующим субъектам, независимо от сферы деятельности, размера и местоположения.

Объекты классификации ОКОПФ

Так как ОКОПФ является Общероссийским Классификатором Организационно-Правовых Форм, то соответственно, объекты классификации ОКОПФ – это организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, например, ООО, ИП, ПАО.

Уникальность кода ОКОПФ

Здесь необходимо отметить, что исходя из назначения и структуры ОКОПФ понятно, что этот код не является уникальным. Так как код ОКОПФ не уникален, то хозяйствующие субъекты с одинаковой организационно-правовой формой будут иметь одинаковые коды ОКОПФ. То есть код ОКОПФ будет иметь одинаковое значение для всех субъектов, зарегистрированных на территории страны под определенной ОПФ. Например, у любого общества с ограниченной ответственностью код ОКОПФ будет иметь значение 1 23 00.

Для чего нужен код ОКОПФ

Код ОКОПФ помогает определить, к какой форме собственности относится организация. С его помощью государство собирает информацию о компаниях, ведет учет, делает прогнозы и дает рекомендации. ОКОПФ нужен не только государству, он применяется и в практике обладающих им компаний. Его нужно указывать при регистрации и перерегистрации компании.

Код является обязательным реквизитом в статистической и бухгалтерской отчетности, включается в банковские реквизиты и единый государственный реестр. Как можно заметить, никакой пользы для организаций код ОКОПФ не несет. Но его нужно знать, чтобы избежать проблем с контролирующими органами.

Таким образом, код ОКОПФ нужен для следующих целей:

формирования информационных ресурсов, содержащих сведениях о хозяйствующих субъектах;

организации полноценной работы государственных и ведомственных информационных систем;

решения аналитических задач в области статистики, налогообложения и экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;

формирования статистических данных;

обеспечения и поддержки обмена статистическими данными между различными ведомствами;

анализа показателей, характеризующих экономическое состояние, состояние налоговой системы;

анализа и прогнозирования социально-экономических процессов;

подготовки экономических прогнозов

разработке рекомендаций по регулированию экономики.

Структура кода ОКОПФ

Для классификации организационно-правовых форм используются пятизначные коды. При этом каждый знак имеет определенное значение. Такая информация помогает налоговым органам контролировать правильностью предоставленных данных.

Код имеет структуру А АА АА и включает в себя три разряда.

Использование укрупненного кода ОКОПФ запрещено. Нельзя указать только первый и второй разряд, в реквизитах нужно писать полный код.

Код ОКОПФ состоит из пяти цифр, например:

индивидуальные предприниматели (ИП) – код ОКОПФ 5 01 02 (50102);

общества с ограниченной ответственностью (ООО) – код ОКОПФ 1 23 00 (12300);

публичные акционерные общества (ПАО)- код ОКОПФ 1 22 47 (12247);

непубличные акционерные общества – код ОКОПФ 1 22 67 (12267);

унитарные предприятия – код ОКОПФ 6 50 00 (65000).

Первая цифра – это раздел классификатора:

1 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями;

2 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями;

3 00 00 – организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица;

4 00 00 – организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации;

5 00 00 – организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц);

6 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями;

7 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц некоммерческими унитарными организациями.

Вторая и третья цифры – это тип организационно правовой формы.

Где скачать актуальную версию ОКОПФ

Скачать актуальный официальный ОКОПФ (ОК 028-2012, утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст) можно на специальной странице сайта Росстата.

Как узнать код ОКОПФ

После регистрации ОКОПФ присваивается Росстатом. При этом не выдается никакого заверенного печатями документа. Коды статистики сообщаются по почте простым письмом. Организации получают коды в течение 7 рабочих дней после регистрации, а предпринимателям их даже не отправляют.

Чтобы узнать код ОКОПФ, можно подать письменный запрос в отделение статистики. Это можно сделать лично или направить заявление по почте. В течение 5 рабочих дней будет получен ответ. Однако такой способ потребует затрат времени и сил.

Как узнать код ОКОПФ по ИНН или ОГРН

Проблемы с поиском нужного кода могут возникнуть при затруднениях с точным определением ОПФ конкретного предприятия. В этом случае узнать ОКОПФ организации можно по ее ИНН или ОГРН на официальном сайте Росстата или при помощи специализированного интернет-сервиса. Код ОКОПФ можно узнать в течение нескольких секунд бесплатно, и информация будет абсолютно достоверной.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Организационно правовая форма по ОКОПФ ИП

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ

Russian Classification of organizational and legal Forms

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ОК 028-2012 с ОК 028-99 см. по ссылке.
– Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2013-01-01

Предисловие

РАЗРАБОТАН Управлением организации статистического наблюдения и контроля Росстата, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации Росстата

ПРЕДСТАВЛЕН Федеральной службой государственной статистики

ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Примечание изготовителя базы данных:

ВНЕСЕНЫ изменения: N 1/2013 (ИУС 9, 2013), N 2/2014 (ИУС 4, 2015), N 3/2018 (ИУС N 12, 2018), N 4/2018 (ИУС N 12, 2018), N 5/2021.

Введение

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.

ОКОПФ разработан на основе российского законодательства и предназначен для классификации, систематизации, структурирования и идентификации организационно-правовых форм.

ОКОПФ используется при решении задач, связанных с:

формированием и сопряжением государственных информационных систем и ресурсов;

разработкой официальной статистической информации в рамках организационно-правовых форм;

государственным управлением и регулированием в системе налогообложения и других сферах экономики;

обеспечением межведомственного информационного обмена;

анализом и прогнозированием социально-экономических процессов и явлений.

Объектами классификации в ОКОПФ являются организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими или некоммерческими организациями; организаций, созданных в соответствии с законодательством без прав юридического лица, и международных организаций, а также граждан, осуществляющих коммерческую деятельность или деятельность, не отнесенную законодательством к предпринимательству.

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности, юридические лица разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (абзац в редакции изменений N 2/2014).

(Абзац в редакции изменений N 1/2013, исключен изменениями N 2/2014).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (абзац в редакции изменений N 4/2018);

общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества (абзац в редакции изменений N 4/2018);

казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

автономных некоммерческих организаций;

публично-правовых компаний (абзац в редакции изменений N 2/2014).

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (абзац дополнительно включен изменениями N 2/2014).

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (абзац дополнительно включен изменениями N 2/2014).

К организациям, не являющимся юридическими лицами, но имеющим право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся представительства, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц, паевые инвестиционные фонды, простые товарищества, а также районные, городские, межрайонные суды (районные суды) (абзац в редакции изменений N 1/2013).

К международным организациям, чья деятельность осуществляется в том числе и на территории Российской Федерации, относятся постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа) и являющиеся международными по своим целям, составу членов, структуре и финансовой поддержке.

Организационно-правовые формы для деятельности граждан включают индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, чья деятельность регулируется правилами, применяемыми для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями; граждан, чья деятельность не является предпринимательской: адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Организационно-правовые формы в ОКОПФ сгруппированы в следующие разделы:

1 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями;

2 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями;

3 00 00 – организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица;

4 00 00 – организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации;

5 00 00 – организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц);

6 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями;

7 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями (абзац в редакции изменений N 2/2014).

В состав каждого из разделов ОКОПФ включены соответствующие организационно правовые формы.

В ОКОПФ использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

В классификаторе принята следующая форма записи позиций:

Каждая позиция в классификаторе содержит:

– пятиразрядный цифровой код;

– наименование организационно-правовой формы.

Структура кода имеет следующий вид:

В ОКОПФ введены позиции:

– 1 90 00 “Прочие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями”, предназначенная для идентификации организационно-правовых форм, установленных законодательством, регулирующим процедуру создания юридических лиц до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации;

(Абзац исключен изменениями N 2/2014).

К позициям ОКОПФ в приложении А даны пояснения, содержащие установленные законодательством определения организационно-правовых форм.

Для удобства использования данного классификатора в практических целях позиции ОКОПФ приведены в приложении Б в алфавитном порядке.

Приложение В содержит классификацию институциональных секторов экономики (КИСЭ) (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Эта классификация обеспечивает единство содержания и границ институциональных секторов (подсекторов) экономики при формировании макроэкономических показателей в соответствии с методологией Системы национальных счетов 2008 года (СНС-2008) применительно к статистическим целям (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Классификация институциональных секторов экономики обеспечивает качество исходной информации для формирования макроэкономических показателей, представляемой субъектами статистического учета в порядке межведомственного обмена; является основой для объективной оценки состояния и развития российской экономики в разрезе институциональных секторов экономики в соответствии с методологией СНС-2008 (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Для идентификации классификационных группировок институциональных секторов экономики используется комбинированный метод классификации, состоящей из двух частей. Для первой (обязательной) части используется иерархический метод классификации с кодированием классификационных группировок четырехзначным цифровым кодом переменной длины от двух до четырех знаков (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Для второй (факультативной) части используется фасетный метод классификации (расширяющий группировки первой части дополнительными независимыми признаками, необходимыми для решения задач отдельных федеральных министерств и ведомств) с кодированием каждого фасета трехзначным цифровым кодом постоянной длины. Первый знак – номер фасета, два последующих – позиции фасета (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Классификационные группировки институциональных секторов экономики образуются путем комбинации позиций первой части (обязательного использования) и позиций второй части (факультативного использования) (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Коды классификационных группировок первой и второй частей разделяются точкой (абзац дополнительно включен изменениями N 3/2018).

Структура кода КИСЭ имеет следующий вид:

ОКОПФ (ОК 028-2012)

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм

Действует
Дата последней актуализации классификатора и внесения в него изменений: 10.09.2021

Общие сведения о классификаторе ОКОПФ

Наименование на русском языке: Общероссийский классификатор организационно-правовых форм
Наименование на английском языке: Russian Classification of Organisational and Legal Forms
Аббревиатура: ОКОПФ
Обозначение: ОК 028-2012

Дата введения в действие: 01.01.2013
Основание: Приказ Росстандарта от 16.10.2012 г. № 505-ст
Предыдущий классификатор: ОКОПФ ОК 028-99

Дата окончания действия: —
Основание: —
Последующий классификатор: —

Коды ОКОПФ

Классификатор включает в себя несколько разделов и приложений, которые представлены в таблице ниже.
Выберите необходимый раздел (приложение) для дальнейшей работы.

Код ОКОПФ Наименование
1 00 00 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ КОММЕРЧЕСКИМИ КОРПОРАТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Позиция изменена: см. Историю изменений
2 00 00 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ КОРПОРАТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Позиция изменена: см. Историю изменений
3 00 00 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЗДАННЫХ БЕЗ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
4 00 00 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 00 00 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН (ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ)
6 00 00 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ КОММЕРЧЕСКИМИ УНИТАРНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Позиция включена дополнительно: см. Историю изменений
7 00 00 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ УНИТАРНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Позиция включена дополнительно: см. Историю изменений
Приложение А (справочное): ПОЯСНЕНИЯ К ПОЗИЦИЯМ ОКОПФ
Приложение Б (справочное): АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ
Приложение В (обязательное): КЛАССИФИКАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ Приложение включено дополнительно: см. Изменение 3/2018 ОКОПФ
Комментарии к таблице

В данной таблице представлены актуальные сведения по каждой позиции классификатора с учётом всех последних изменений.
Для того, чтобы представить цепочку изменений по любой позиции классификатора используются следующие условные комментарии:
— Позиция изменена – этот комментарий означает, что с момента первоначальной публикации классификатора в данную позицию вносились изменения;
— Позиция включена дополнительно – этот комментарий означает, что в первоначальной версии классификатора данной позиции не было (она была включена в него позже очередным изменением);
— Позиция аннулирована – этот комментарий означает, что данная позиция была аннулирована очередным изменением классификатора, и что она больше не актуальна;
— Отсутствие комментария означает, что данная позиция входила в первоначальную версию классификатора и за время его действия никаким изменениям и поправкам не подвергалась.
Для просмотра истории изменения позиции – перейдите по соответствующей ссылке.

Описание классификатора ОКОПФ

Вхождение классификатора в Национальную систему стандартизации

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации.

Основание для разработки классификатора

Основанием для разработки новой версии Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) является постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. № 595 “О федеральной целевой программе “Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах”.

Назначение классификатора

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) разработан на основе российского законодательства и предназначен для классификации, систематизации, структурирования и идентификации организационно-правовых форм.

ОКОПФ используется при решении задач, связанных с:

  • формированием и сопряжением государственных информационных систем и ресурсов;
  • разработкой официальной статистической информации в рамках организационно-правовых форм;
  • государственным управлением и регулированием в системе налогообложения и других сферах экономики;
  • обеспечением межведомственного информационного обмена;
  • анализом и прогнозированием социально-экономических процессов и явлений.

Объекты классификации

Объектами классификации в ОКОПФ являются организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими или некоммерческими организациями; организаций, созданных в соответствии с законодательством без прав юридического лица, и международных организаций, а также граждан, осуществляющих коммерческую деятельность или деятельность, не отнесенную законодательством к предпринимательству.

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Исходя из способа закрепления имущества и целей предпринимательской деятельности, юридические лица разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями , могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • хозяйственных товариществ и обществ;
  • крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • хозяйственных партнерств;
  • производственных кооперативов;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями , могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  • общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
  • ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
  • товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
  • казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
  • автономных некоммерческих организаций;
  • религиозных организаций;
  • публично-правовых компаний.

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) .
К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами .
К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

К организациям, не являющимся юридическими лицами, но имеющими право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица , относятся представительства, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц, паевые инвестиционные фонды, простые товарищества, а также районные, городские, межрайонные суды (районные суды).

К международным организациям, чья деятельность осуществляется в том числе и на территории Российской Федерации , относятся постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа) и являющиеся международными по своим целям, составу членов, структуре и финансовой поддержке.

Организационно-правовые формы для деятельности граждан включают индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, чья деятельность регулируется правилами, применяемыми для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями; граждан, чья деятельность не является предпринимательской: адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Система классификации и кодирования

Организационно-правовые формы в ОКОПФ сгруппированы в следующие разделы:

  • 1 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями;
  • 2 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями;
  • 3 00 00 – организационно-правовые формы организаций, созданных без прав юридического лица;
  • 4 00 00 – организационно-правовые формы международных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации;
  • 5 00 00 – организационно-правовые формы для деятельности граждан (физических лиц);
  • 6 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими унитарными организациями;
  • 7 00 00 – организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями.

В состав каждого из разделов ОКОПФ включены соответствующие организационно-правовые формы.

В ОКОПФ введены позиции:
1 90 00 “Прочие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями”, предназначенная для идентификации организационно-правовых форм, установленных законодательством, регулирующим процедуру создания юридических лиц до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации.

В ОКОПФ использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Каждая позиция в классификаторе содержит:

  • пятиразрядный цифровой код;
  • наименование организационно-правовой формы.

Структура кода классификатора
Формула структуры кодового обозначения ОКОПФ :

где:
1-й знак – обозначает раздел классификатора;
2-й и 3-й знаки – тип организационно-правовой формы;
4-й и 5-й знаки – вид организационно-правовой формы.

Форма и пример записи позиций

Код Наименование
1 42 00 Производственные кооперативы (кроме сельскохозяйственных производственных кооперативов)

Состав классификатора

К позициям ОКОПФ в приложении А даны пояснения, содержащие установленные законодательством определения организационно-правовых форм.
Для удобства использования данного классификатора в практических целях позиции ОКОПФ приведены в приложении Б в алфавитном порядке.
Приложение В содержит классификацию институциональных секторов экономики (КИСЭ). Данное приложение было включено впоследствии дополнительным изменением 3/2018 ОКОПФ, упразднив при этом действовавший до тех пор самостоятельный Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС).

Классификация институциональных секторов экономики (КИСЭ)

Эта классификация обеспечивает единство содержания и границ институциональных секторов (подсекторов) экономики при формировании макроэкономических показателей в соответствии с методологией Системы национальных счетов 2008 года (СНС-2008) применительно к статистическим целям.

Классификация институциональных секторов экономики обеспечивает качество исходной информации для формирования макроэкономических показателей, представляемой субъектами статистического учета в порядке межведомственного обмена; является основой для объективной оценки состояния и развития российской экономики в разрезе институциональных секторов экономики в соответствии с методологией СНС-2008.

Для идентификации классификационных группировок институциональных секторов экономики используется комбинированный метод классификации, состоящей из двух частей.
Для первой (обязательной) части используется иерархический метод классификации с кодированием классификационных группировок четырехзначным цифровым кодом переменной длины от двух до четырех знаков.
Для второй (факультативной) части используется фасетный метод классификации (расширяющий группировки первой части дополнительными независимыми признаками, необходимыми для решения задач отдельных федеральных министерств и ведомств) с кодированием каждого фасета трехзначным цифровым кодом постоянной длины.
Первый знак — номер фасета, два последующих — позиции фасета.

Классификационные группировки институциональных секторов экономики образуются путем комбинации позиций первой части (обязательного использования) и позиций второй части (факультативного использования).

Коды классификационных группировок первой и второй частей разделяются точкой.

Структура кода КИСЭ имеет следующий вид:
Обязательная часть :

X — раздел;
XX — сектор;
XXX — подсектор;
XXXX — субподсектор.

Факультативная часть (расширяющая группировки первой части по дополнительным независимым признакам), отражаемая после точки:
XXXX.XXX

Формула структуры кода КИСЭ следующая:

X + X + X + X + XXX ,

где:
X — символ, обозначающий разряды кода.

Классификация институциональных секторов экономики содержит четыре обязательные ступени классификационного деления группировок и пятую ступень факультативного применения.
Код каждой последующей группировки образуется добавлением одной значащей цифры на соответствующем разряде кода.

На первой ступени классификационного деления (X) представлены два раздела, в первом из которых классифицируются институциональные единицы — резиденты Российской Федерации, составляющие в целом российскую экономику, второй раздел обозначает нерезидентов Российской Федерации, вступающих в экономические отношения с единицами — резидентами Российской Федерации;
на второй ступени (XX) — институциональные секторы; на третьей ступени (XXX) — подсекторы; на четвертой ступени (XXXX) — субподсекторы.

Указанные выше четыре ступени классификационного деления обязательны к применению в идентификационном коде конкретного объекта классификации.
Они разделяются точкой от пятой ступени классификационного деления, отражающей дополнительные признаки (факультативного применения), необходимые для решения задач отдельных федеральных министерств и ведомств.

Форма и пример записи позиций

Код Наименование
1245.255 Паевые инвестиционные фонды биржевые денежного рынка

Классификация группировок (секторов) в отдельных случаях завершена на второй или третьей ступенях классификационного деления.

Система ведения классификатора

Разработку изменений к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ) и его ведение осуществляет Росстат в соответствии с Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 “Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов”.

Код ОКОПФ узнать по ИНН

Узнать код ОКОПФ и проверить контрагента за 15 минут!

Введите название, ИНН/ОГРН или адрес

Классификатор организационно-правовых форм – один из основных кодов, который присваивается каждому предприятию, организации, ИП. Субъектам хозяйствования необходимо код ОКОПФ узнать по ИНН для правильного заполнения и подачи отчетности. Он указывает принадлежность фирмы к определенной организационной форме (ООО, АО и т.д.). Ошибка в указании идентификатора в отчетности влечет применение штрафных санкций против компании. На сайте можно найти актуальные данные из базы Росстата за 15 минут и посмотреть их в электронной форме. Чтобы проверить коды сторонней организации или узнать свой, нужно ввести в поле для поиска требуемые данные.

Код ОКОПФ фиксирует организационно-правовую форму субъекта хозяйствования. Налогоплательщик получает его при прохождении процедуры госрегистрации. В первую очередь он важен для государственных органов для сбора и анализа информации о компаниях, разработки рекомендаций и принятия решений, касающихся социально-экономических проблем.

Сами хозяйствующие субъекты используют этот общероссийский код в случае перерегистрации фирмы, при оформлении статотчетов и бухгалтерской документации, в банковских реквизитах.

После присвоения ОКОПФ Росстат не выдает налогоплательщику об этом никакого официального документа. Поэтому случается, что в нужный момент этого кода может не оказаться под рукой. В этом случае можно узнать ОКОПФ онлайн.

Где и как узнать код ОКОПФ

С развитием современных технологий узнать коды ОКОПФ по ИНН организации не составляет особого труда.

Это вправе сделать любой субъект хозяйствования, независимо от организационно- правовой формы. Главное, выбрать тот способ поиска, который поможет получить нужную информацию в зависимости от требуемых сроков.

Если время не важно, то это можно сделать такими способами:

  • на сервисе Росстата по значению ОКПО или ОГРН и по ИНН;
  • отправив письменный запрос в отделение статистики региона.

Для срочного получения данных в режиме online лучше всего обратиться в компанию «Выписка-Налог». Выписку ОКОПФ по ИНН вы получите на сайте Vypiska-Nalog.Com буквально за минуту. А значит, ваши временные затраты в этом случае будут сведены к нулю.

Источники информации о Юридических лицах и ИП

ФНС

РОССТАТ

ФССП

АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ

ЦЕНТРОБАНК РФ

ПРОКУРАТУРА РФ

ТОРГОВО ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РФ

ГОСЗАКУПКИ

АРХИВ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА ФНП

РОСПАТЕНТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЕСТР СВЕДЕНИЙ О БАНКРОТСТВЕ

Образец полного отчета по компании

Банковские операции

Информация об оборотных суммах, кол-ву и дате прихода/ухода денежных средств. Оценка рискованности

Бухгалтерская отчетность

Сведения о лицензиях, виде деятельности. Сводные планы проверок Генпрокуратуры.

Наличие гос. контрактов

Номера контрактов, суммы и сроки исполнения. Информация об участии в гос. закупках, реестр опубликованных заказов.

Информация об учредителях

Адреса, телефоны, наименования держателей реестра акционеров. Также, инф-я об учрежденных организациях и руководстве.

Вносимые изменения в Реестре

Список арбитражных управляющих и арбитражная практика.

Наличие задолженностей

Информация о задолженностях по зар. плате, задолженностях по платежам в бюджет, черный список работодателей.

Часто задаваемые вопросы

Какую информацию Вы получите о контрагенте?

Сведения о регистрации ФНС (Федеральная налоговая служба).
Информация из вестника ЕГРЮЛ.
Финансовую информацию – баланс, отчет о прибылях и убытках (Росстат)
Коэффициенты доверия компании.
Индекс финансового риска.
Арбитражные дела компании (если есть).
Сообщения о банкротствах (если были).
Информация о руководителе.
Совпадения и вероятные совпадения.
Связи компании с другими организациями
Информация об органах управления предприятия.
Данные о лицах, имеющих право действовать без доверенности.
Структура компании.
Данные о совладельцах.
Данные о деятельности компании.
Сведения о государственных заказах.
Сведения о коммерческих заказах.
Список лицензий.
Информация об отраслевой принадлежности предприятия (ОКВЭД) и многое другое.

Сколько ждать готовности отчета?

В среднем время ожидания занимает 15 минут, наш сервис в автоматическом режиме собирает информацию.

Какие базы данных Вы используете и насколько информация достоверна?

Для формирования полного отчета по компании мы используем информацию предоставленную государственными органами: Федеральная налоговая служба РФ, Высший арбитражный суд РФ, Росстат, Единый государственный реестр юридических лиц, государственные закупки и другие.

Зачем нужно проверять себя и контрагента?

Чтобы снизить риски потерь от сотрудничества с контрагентом. Репутационных, финансовых и на возмещение причиненного ущерба. Быть в курсе плановых проверок.

Не узнает ли третье лицо о нашем обращении к Вам за информацией по нему?

Исключено! Мы гарантируем конфиденциальность сотрудничества нашим клиентам.
Вопрос конфиденциальности присутствует и в Договоре об оказании Агентством информационной услуги:
П. 2.2 ИСПОЛНИТЕЛЬ обязуется сохранять конфиденциальность получаемой от ЗАКАЗЧИКА информации.
П. 2.3. За разглашение сведений, которые передаются ИСПОЛНИТЕЛЮ, устанавливается ответственность в виде возмещения доказанных убытков.
Следует отметить, что соблюдение конфиденциальности мы требуем и от клиентов.

339 компаний станут участниками налогового мониторинга с 202.

С 2022 года налоговые органы планируют проводить налоговый мониторинг в отношении 339 компаний. За г.

Обновлен сервис для регистрации бизнеса

Пользователи сервиса «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» теперь могут подготови.

С 2022 года Газпром переведет на налоговый мониторинг еще 12.

12 дочерних компаний ПАО «Газпром» подали заявления о переходе на налоговый мониторинг.

  • О сервисе
  • Контакты
  • Условия возврата
  • Политика конфиденциальности
  • Пользовательское соглашение
  • Проверить ЭЦП ФНС
  • Список городов
  • Реестр предприятий России
  • vypiska-nalog.com (c) Все права защищены
  • 2021-11-19
  • Служба тех. поддержки: help-vypiska@ya.ru

ВОЗВРАТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Денежные средства за отчет «vypiska-nalog.com» могут быть возвращены в полном объеме.

Деньги возвращаются на основании подробно описанной и обоснованной претензии.

Если Вы хотите произвести возврат, то Вам потребуется совершить следующие действия:

  • Напишите заявление в свободной форме и отправьте по адресу: help-vypiska@ya.ru
  • В заявлении обязательно укажите причину, по которой Вы считаете, что услуга не была оказана в полном объеме
  • Также укажите в заявлении желаемый способ возврата денежных средств, с указанием всех необходимых для совершения платежа реквизитов.

Рассмотрение заявления производится в течение 1-го – 2-х рабочих дней. Денежные средства будут возвращены Вам в срок от 1-го до 3-х рабочих дней.

  • Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (без ЭЦП) 100₽
  • Выписка из реестра субъектов МСП 100₽
  • Справка об отсутствии ИП 150₽
  • Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП c электронно-цифровой подписью (ЭЦП) 200₽
  • Комплексный отчет по организации 400₽
О ПРОЕКТЕ VIPISKA-NALOG.COM

Сервис разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривающим предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа.

Сервис предоставляет возможность заинтересованным лицам получить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в виде выписки из соответствующего реестра/справки в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Для получения выписки/справки сертификат ключа электронной подписи (СКП) заявителя не требуется. Предоставление выписки/справки осуществляется не позднее дня, следующего за днем регистрации запроса. Сформированную выписку/справку можно скачать в течение пяти дней. Выписка/справка формируется в формате PDF

Внимание! Исходя из положений пунктов 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» выписка/справка запрашиваемой информации в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке/справке запрашиваемой информации на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа.

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Политика конфиденциальности (далее – Политика) разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152). Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в сервисе vipiska-nalog.com(далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В соответствии с законом, сервис vipiska-nalog.com несет информационный характер и не обязывает посетителя к платежам и прочим действиям без его согласия. Сбор данных необходим исключительно для связи с посетителем по его желанию и информировании об услугах сервиса vipiska-nalog.com.

Основные положения нашей политики конфиденциальности могут быть сформулированы следующим образом:

Мы не передаем Ваши персональную информацию третьим лицам. Мы не передаем Вашу контактную информацию в отдел продаж без Вашего на то согласия. Вы самостоятельно определяете объем раскрываемой персональной информации.

Собираемая информация

Мы собираем персональную информацию, которую Вы сознательно согласились раскрыть нам, для получения подробной информации об услугах компании. Персональная информация попадает к нам путем заполнения анкеты на сайте vipiska-nalog.com. Для того, чтобы получить подробную информацию об услугах, стоимости и видах оплат, Вам необходимо предоставить нам свой адрес электронной почты, имя (настоящее или вымышленное) и номер телефона. Эта информация предоставляется Вами добровольно и ее достоверность мы никак не проверяем.

Использование полученной информации

Информация, предоставляемая Вами при заполнении анкеты, обрабатывается только в момент запроса и не сохраняется. Мы используем эту информацию только для отправки Вам той информации, на которую Вы подписывались.

Предоставление информации третьим лицам

Мы очень серьезно относимся к защите Вашей частной жизни. Мы никогда не предоставим Вашу личную информацию третьим лицам, кроме случаев, когда это прямо может требовать Российское законодательство (например, по запросу суда). Вся контактная информация, которую Вы нам предоставляете, раскрывается только с Вашего разрешения. Адреса электронной почты никогда не публикуются на Сайте и используются нами только для связи с Вами.

Защита данных

Администрация Сайта осуществляет защиту информации, предоставленной пользователями, и использует ее только в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности на Сайте.

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права

Гражданская правосубъектность публично-правовых образований

Участие последних в гражданско-правовых отношениях всегда актуально и насчитывает многовековую историю. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК

к публично-правовым образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях характеризуется рядом особенностей:

1) в целом такое участие обусловлено необходимостью осуществления возложенных на них функций – экономических, социально-культурных, обеспечения безопасности и защиты населения и др. Публично-правовые образования, вступая в отношения гражданского оборота, не могут исходить из каких-либо частных интересов; здесь должны преследоваться только цели и задачи, обусловливающие возможность наиболее эффективного отправления публичной власти. Это должно учитываться в процессе волеобразования и волеизъявления публично-правовых образований;

2) государство как носитель власти (суверенитета) является важнейшим субъектом публичного права. Однако в гражданских правоотношениях не должны проявляться властные полномочия государства, равно как и иных публично-правовых образований, их особое положение как субъектов публичного права;

3) правоспособность государства, иных публично-правовых образований как участников гражданских правоотношений носит специфический характер. Ее природа, содержание обусловлены тем, что названные субъекты призваны выполнять прежде всего свои основные, публичные функции; участие же в гражданских правоотношениях для них носит вспомогательный (подчиненный) характер в отличие правоспособности юридических лиц.

По поводу юридической природы правоспособности государства, иных публично-правовых образований в литературе высказаны различные позиции. Одни авторы правоспособность государства считают общей (универсальной)1, другие – трактуют ее как специальную. Высказана и такая точка зрения, согласно которой правоспособность государства является целевой: она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство.

Учитывая, что государство и другие публично-правовые образования могут иметь лишь такие гражданские права и обязанности, которые соответствуют их закрепленным в законодательстве целям и задачам, следует согласиться с тем, что правоспособность названных публичных образований носит специальный, а не общий (универсальный) характер;

4) к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Следовательно, феномен государства (иного публично-правового образования) нельзя отождествлять с конструкцией юридического лица. По своей организационной структуре, порядку создания, формам имущественного обособления, порядку осуществления деятельности и т.д. публичноправовое образование, безусловно, отличается от юридического лица.

Порядок участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским правом

1. По общему правилу (ст. 125 ГК) от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках своей компетенции, регламентированной в установленном законом порядке. Соответственно, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Вместе с тем в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать не только государственные органы, органы местного самоуправления, но также юридические лица и граждане.

Действующее законодательство не предусматривает случаев непосредственного участия в гражданских правоотношениях от имени Российской Федерации и ее субъектов высших органов государственной власти – Президента РФ, Федерального Собрания РФ, глав администраций или законодательных органов субъектов Федерации.

Для материально-технического обеспечения деятельности этих органов создаются юридические лица – управления делами, финансово-хозяйственные отделы и т.п., выступающие в организационно-правовой форме учреждений или унитарных предприятий.

2. Действия органов государственной власти, местного самоуправления и иных специально уполномоченных лиц, совершенные в пределах их компетенции, считаются действиями самих публично-правовых образований. Поэтому важно определить, входят ли соответствующие действия, совершаемые названными органами и лицами, в круг их полномочий, определенный в установленном порядке.

3. От имени Российской Федерации в большинстве случаев функции в рамках гражданских правоотношений осуществляются органами исполнительной власти. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, федеральные министерства, службы и агентства.

4. На уровне субъектов Российской Федерации исполнительные функции возложены на правительства, администрации, мэрии и иные органы исполнительной власти.

5. Согласно п. 2 ст. 125 ГК от имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К органам местного самоуправления относятся представительные органы муниципальных образований, главы муниципальных образований, местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) и другие органы.

От имени муниципального образования приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде без доверенности вправе главы местной администрации и другие должностные лица в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения. Те из названных органов, которые наделены правами юридического лица, выступают в организационно-правовой форме муниципального учреждения и подлежат государственной регистрации в этом качестве в установленном законом порядке.

Особенности участия публично-правовых образований в отдельных видах гражданских правоотношений

1. Участие в вещных правоотношениях. Материальной основой для участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях выступает имущество, принадлежащее им на праве собственности.

Имущество публично-правовых образований можно подразделить на две группы: 1) закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями (в том числе казенными предприятиями) и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и 2) не закрепленное за указанными субъектами.

Средства государственного или местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно казну Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальную казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Участие публично-правовых образований в вещных правоотношениях характеризуется рядом особенностей.

1.1. Законодательством предусмотрены, кроме общих, специальные основания возникновения права собственности у публично-правовых образований. Среди них такие специфические основания, как налогообложение, конфискация, реквизиция имущества, национализация, выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и иные случаи.

1.2. Имеются особенности, связанные с осуществлением правомочий по владению, пользованию и распоряжению собственностью публично-правовых образований. Уполномоченные государственные органы непосредственно осуществляют правомочия собственника имущества, не закрепленного за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями. Аналогично, муниципальные образования реализуют свои правомочия собственника имущества, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Частью своего имущества публично-правовые образования распоряжаются путем передачи его государственным, муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Уполномоченные органы осуществляют предусмотренные законодательством контрольные функции за использованием имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями. Так, в соответствии с действующим законодательством государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом только с согласия собственника данного имущества в лице уполномоченного им органа.

1.3. Особенности прекращения права собственности на имущество, находящееся в собственности публично-правовых образований, устанавливаются только законами Российской Федерации. Так, согласно ст. 217 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

2. Участие в договорных отношениях. Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательственных правоотношений, возникающих из договоров. Наиболее часто такие правоотношения возникают из договоров поставки, подряда, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, займа и кредита, государственной или муниципальной гарантии и др.

Российская Федерация может быть участником соглашения о разделе продукции – договора, в силу которого она предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Публично-правовые образования могут быть участниками правоотношений, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Они могут быть участниками правоотношений, связанных с бюджетным кредитованием. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, государственным, муниципальным публично-правовым образованиям, а в соответствующих случаях юридическому лицу на основании договора, заключенного с учетом особенностей бюджетного законодательства Российской Федерации на условиях и в пределах бюджетных ассигнований. К отношениям сторон, возникшим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом. Публично-правовые образования могут выступать в качестве гарантов по обязательствам, связанным с эмиссией облигаций.

Публично-правовые образования могут быть субъектами и ряда других гражданско-правовых отношений, возникающих из договора. Так, публично-правовые образования могут быть участниками договоров дарения, однако только в качестве одаряемых. Особой разновидностью дарения выступает пожертвование (ст. 582 ГК). Пожертвования могут осуществляться в том числе публично-правовым образованиям.

3. Российская Федерация, государственные и муниципальные публичные образования могут быть обладателями интеллектуальных прав как на результаты интеллектуальной деятельности, так и в отношении средств индивидуализации.

Публично-правовые образования могут участвовать в корпоративных правоотношениях. Они могут быть также участниками и других гражданских правоотношений, в том числе возникающих из неосновательного обогащения. К таким отношениям подлежат применению нормы гл. 60 ГК.

Публично-правовые образования в ряде случаев выступают субъектами наследственных правоотношений, возникающих как по завещанию, так и по закону.

Ответственность публично-правовых образований

1. Публично-правовые образования, как и все иные субъекты гражданского права, отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом. По общему правилу они не несут ответственности по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями, не отвечают по их обязательствам (ст. 126 ГК).

Из этого общего правила законом установлен ряд исключений и особенностей.

  1. Это общее правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации (п. 6 ст. 126 ГК).
  2. По обязательствам публично-правовых образований не может быть обращено взыскание на имущество, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
  3. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается только в случаях, предусмотренных законом.
  4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Однако при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4 ст. 123.22 ГК).
  5. По обязательствам бюджетного или автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества этих учреждений, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного или автономного учреждения (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование) (п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).
  6. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК).

2. Источником удовлетворения обязательственных требований, предъявляемых к публично-правовым образованиям, выступает соответственно казна Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования.

Публично-правовые образования выступают как непосредственные субъекты внедоговорной ответственности. Общее положение об этом закреплено в ст. 16 ГК, в соответствии с которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе издания не соответствующих законодательству актов этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Федерации или муниципальным образованием.

Государство несет ответственность перед реабилитированными жертвами политических репрессий.

Публично-правовые образования несут ответственность за вред, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде и другими противоправными действиями, предусмотренными в п. 1 ст. 1070 ГК.

Особенности ответственности Российской Федерации, субъектов Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных субъектов должны определяться законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК), который пока не принят. Отдельные указания на этот счет содержатся в разных нормативных актах (см., например, Закон о разделе продукции (ст. 23), ГПК (ст. 401), АПК (ст. 251)).

Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Комментарий к ст. 125 ГК РФ

1. Определяя порядок участия публичных образований в гражданских правоотношениях, комментируемая статья устанавливает, как представляется, две возможных формы такого участия. Первую из них образует обычное для всякого дееспособного субъекта права самостоятельное (посредством собственных действий) приобретение гражданских прав и обязанностей. В данном случае публичные образования действуют в гражданском обороте посредством своих органов (п. п. 1 и 2 ст. 125). Второй возможной формой участия публичных образований в гражданских отношениях является представительство, которому посвящен п. 3 ст. 125.

2. Содержащиеся в п. п. 1 и 2 комментируемой статьи указания на то, что от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований выступают их органы, являются юридически некорректными, поскольку создают впечатление, что органы являются представителями публичных образований. В действительности никаких, пусть даже особых отношений представительства в данном случае не возникает, и в гражданских правоотношениях участвуют сами публичные образования, действующие через свои органы. Налицо полная аналогия с участием в гражданском обороте юридических лиц, которые приобретают права и обязанности через свои органы (ст. 53 ГК).

Использование законодателем в комментируемой статье иной формулировки объясняется лишь тем, что органы государственной власти и местного самоуправления не во всех случаях своего участия в гражданских правоотношениях представляют интересы тех публичных образований, частью которых они являются. Нередко они, обладая статусом юридического лица, выступают в гражданских отношениях от собственного имени и в своих интересах. Таковы, в частности, отношения, связанные с удовлетворением хозяйственных нужд государственных органов и органов местного самоуправления.

3. Полномочия органов, посредством которых публичные образования участвуют в гражданских правоотношениях, определяются Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, законами и подзаконными актами субъектов РФ, а также нормативными актами муниципальных образований.

Органами, уполномоченными своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности публичных образований, являются органы как законодательной, так и исполнительной власти, которые, однако, должны действовать строго в рамках своей компетенции. При этом обычно интересы публичных образований представляют органы исполнительной власти. Так, Российская Федерация непосредственно участвует в гражданских правоотношениях через Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также их территориальные органы на местах.

4. Из п. 3 комментируемой статьи следует, что интересы публичных образований в сфере гражданского права могут выражать не только их органы, наделенные соответствующими полномочиями, но и иные лица, в частности государственные органы, органы местного самоуправления, а также граждане и юридические лица.

Необходимым условием в этом случае является наличие специального поручения на выступление в гражданском обороте от имени публичного образования. По сути дела, речь идет об установлении отношений представительства, которое может основываться на нормативном или административном акте (в отношении государственных органов и органов местного самоуправления) или договоре (в отношении граждан и юридических лиц). Так, интересы публичных образований в органах управления хозяйственных обществ, часть акций (долей, вкладов) которых остается в собственности публичных образований, могут представлять на договорной основе отдельные физические лица.

Под государственными органами и органами местного самоуправления, которые могут представлять интересы публичных образований на основе специального поручения, в комментируемой статье понимаются органы, не имеющие права выступать от имени публичных образований непосредственно, в силу только своего правового статуса, и потому нуждаются в наделении специальными полномочиями.

Судебная практика по статье 125 ГК РФ

Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 125, 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ “О теплоснабжении” и, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика от обязанности по оплате тепловой энергии, поставленной в переданное ему нежилое помещение.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 125, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 157, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, плата за коммунальную услугу в размере повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления подлежит взиманию с собственника как лица, управомоченного на самостоятельное решение вопроса об оснащении принадлежащих ему жилых помещений ИПУ.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 15, 16, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, 51, 52, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 84, 135 – 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, статьями 14, 50, 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, правовыми позициями, сформированными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О, принимая во внимание сложившуюся судебно-арбитражную практику, суды, учитывая, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, удовлетворили исковое требование администрации в полном объеме.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации органы прокуратуры, обращающиеся в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, являются процессуальными истцами. Материально-правовым истцом является Российская Федерация в лице соответствующего государственного органа (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 125, 209, 214, 215, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 23.3, 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (далее – Закон N 184-ФЗ), статьями 35, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Законом Калужской области от 07.04.2003 N 192-ОЗ “Об управлении и распоряжении государственной собственностью Калужской области”, Уставом муниципального образования “Городское поселение “Город Киров”, утвержденным решением Думы от 01.12.2005 N 27, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения “Город Киров”, утвержденным решением Думы от 17.12.2015 N 28, приняв во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, от 02.11.2006 N 540-О, Верховного Суда Российской Федерации, приведенную в определении от 30.07.2017 N 303-КГ17-4054, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.

Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 39.1, 39.2, пункта 1 статьи 39.3, пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктов 4 и 4.1.20, 4.2.27 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, исследовав и оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что управление, будучи уполномоченным органом по рассмотрению заявлений общества о предоставлении в собственность земельных участков, не приняло мотивированного решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков, в связи с чем нарушило права и законные интересы общества на их приобретение, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований общества.

Ввиду изложенного несостоятельны ссылки административных истцов на противоречие Положения статье 123.21, пункту 2 статьи 125, статьям 215, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту 7 пункта 13 статьи 2, статье 4, пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, определяющих порядок осуществления права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

Руководствуясь статьями 125, 210, 216, 309, 310, 438, 539, 544, 548, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 “О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств”, постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 “О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации”, информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров”, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по оплате поставленных коммунальных ресурсов и пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части.

Суды, руководствуясь положениями статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Закона Ставропольского края от 28.05.2015 N 51-кз “О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края)”, принимая во внимание решение Совета депутатов Минераловодского городского округа от 23.10.2015 N 19 “О вопросах правопреемства”, которым определено, что правопреемником имущественных прав и обязанностей органов местного самоуправления, в том числе муниципального образования г. Минеральные Воды, является администрация, пришли к выводу о том, что администрация на территории муниципального образования Минераловодский городской округ осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения и несет права и обязанности, возникшие у ранее действовавших органов местного самоуправления.

Оценив представленные доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 125, 309, 310, 395, 539, 544, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что обязанность арендаторов поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договоров аренды, суды пришли к выводу, что Республика Башкортостан в лице ответчика, осуществляя права собственника в отношении указанных в иске объектов потребления энергоресурса, обязана оплатить стоимость поставленной на данные объекты тепловой энергии и теплоносителя.

Рассматривая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт оплаты обществом имущества, приобретенного по договору купли-продажи нежилого помещения, руководствуясь положениями статей 158, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 125, 166, 167, 214, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Типовым положением о территориальном органе Росимущества, утвержденным приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения искового требования и взыскал с Российской Федерации в лице управления за счет казны Российской Федерации в пользу общества задолженность и проценты за пользование чужими денежными средствами в заявленном размере.

Читайте также:
Правовая позиция по делу: образец
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: