Международные правовые акты регулирующие семейные отношения

Российское семейное законодательство и нормы международного права

Источниками семейного права России наряду с нормативными правовыми актами Российской Федерации являются международные договоры, в которых участвует Российская Федерация.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» под общепризнанными принципами международного права рекомендуется понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Принцип приоритета международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, конкретизирован в ст. 6 СК РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. Порядок заключения, ратификации, прекращения, приостановления договоров регламентируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».

На сегодняшний день большинство норм, регулирующих семейные отношения с участием российских граждан в зарубежных государствах и иностранцев в России, содержится в консульских конвенциях, двусторонних международных договорах.

В числе конвенций в сфере семейного права важнейшее значение имеют Конвенция ООН «О правах ребенка» (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) и Конвенция «О согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков» (Нью-Йорк, 10 декабря 1962 г.). Нормы семейного права содержатся во Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей и др.

С целью защиты прав детей при усыновлении иностранными гражданами Российская Федерация в 2000 г. подписала Конвенцию «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» (Гаага, 29 мая 1993 г.), которая является одной из так называемых Гаагских конвенций по вопросам семейного права. К ним относятся также Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в пользу детей 1956 г., Конвенция о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей 1958 г., Конвенция о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г., Конвенция о юрисдикции, применимом праве и признании решений в отношении усыновления 1965 г., Конвенция о признании разводов и решений о судебном разлучении супругов 1970 г., Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам 1973 г., Конвенция о заключении и признании действительности браков 1978 г., Конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов 1978 г., Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г.

В отношениях со странами СНГ важное значение имеют Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.).

К двусторонним договорам Российской Федерации, регулирующим семейные отношения, следует отнести Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам (Москва, 23 сентября 1997 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Варшава, 16 сентября 1996 г.) и ряд других подобных договоров.

Важное значение в регулировании семейных отношений в странах — членах Совета Европы имеют Европейская конвенция об усыновлении детей (Страсбург, 24 апреля 1967 г.), Европейская конвенция о признании и исполнении решений в области опеки над детьми и восстановления опеки над детьми (Люксембург, 20 мая 1980 г.), Европейская конвенция о правовом статусе внебрачных детей ETS N 85 (Страсбург, 15 октября 1975 г.) и др.

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А

Международное семейное право

Помимо отечественных правовых норм, регулирование семейных отношений происходит на основании и международных документов.

Семейное законодательство и нормы международного права

Правовые нормы семейного законодательства относятся к отдельной отрасти права. Благодаря им осуществляется защита личных неимущественных и имущественных интересов лиц, которые связаны семейным началом и узами брака.

Помимо отечественных правовых норм, регулирование семейных отношений происходит на основании тех международных документов, которые прошли процесс ратификации и применяются при разрешении данных споров.

Рассматривая семейное законодательство и нормы международного права иностранных государств, можно отметить, что для некоторых из них характерно наличие таких норм, которые не приняты в нашей стране, что может становиться причиной возникновения коллизии. Среди наиболее важных коллизионных привязок отмечаются: законы места вступления в брак, гражданства супруга, страны, в которой будет постоянного проживать ребенок и т.д.

Для многих государств характерно наличие идентичных условий вступления в брак. К ним можно отнести: брачный возраст, взаимное согласие и т.д.

Ряд государств признает отношения, которые складываются в «гражданском браке», для некоторых же такие отношения подлежат подтверждению, иначе возможность установления их имущественного подтекста будет отсутствовать.
Международные договоры, в которых участвовала российская сторона, имеющие правила, отличные от законодательства страны, будут иметь исключительное действие.

Читайте также:
Правовая позиция по делу: образец

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях

Важнейшее значение в сфере международного регулирования норм семейных правоотношений, имеет Конвенция, которая была подписана в 1993 году в Минске. Ее ратификация состоялась 04.08.1994 г. Конвенция декламирует порядок осуществления правовой помощи и правовых отношений. В ее подписании приняло участие более десяти союзных стран, в том числе Беларусь, Молдова, Узбекистан и Украина.

Принятие такой Конвенции было обосновано наличием намерения по обеспечению граждан стран, участвующих в ее подписании, предоставления правой защиты, наравне с собственными гражданами. Конвенция является актом проявления сотрудничества стран, как сторон, способных оказать любой вид помощи гражданам, находящимся на их территории.

К сфере деятельности конвенции отнесено возникновение правовых ситуаций, связанных с существованием уголовных, гражданских, семейных правоотношений, а также исполнение решений иностранных органов правосудия.
Благодаря подписанию Конвенции определены нормы подсудности, которые подлежат применению в случае рассмотрения споров иностранных граждан, на территориях тех стран, которые выступили в качестве ее участников.

Международные нормы в семейном праве

Семейное право представлено в виде отдельной отрасли, в предел регулирования которой входят брачно-семейные отношения.

Общегосударственные и международно-правовые нормы регулируют вопросы, связанные с исполнением личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей, которые имеют место в процессе совершения семейных правоотношений.
Для того чтобы международная норма смогла регулировать отношения, возникающие в пределах нашего государства, ею должен быть пройдет этап ратификации.

Наиболее весомой правовой нормой, позволяющей регулировать правоотношения, как в пределах РФ, так и в рядке других государств, является Конвенция, которая была подписана в 1993 году в Минске. Ее ратификация состоялась 04.08.1994 г. Конвенция, которая определила порядок осуществления правовой помощи и правовых отношений стала основанием международного регулирования всевозможных правоотношений, которые могут возникать с участием россиян и иностранных граждан на территории России.

Международные нормы во многом пересекаются с нормами российского законодательства, но в то же время им характерен ряд особенностей.

Регулирование семейных правоотношений осуществляется на основании российского законодательства, но, в том случае, если аспект может быть урегулирован международной правовой нормой, прошедшей ратификацию, она будет иметь преимущественное право перед отечественной.

Международное семейное право. Понятие

Международное семейное право является сложным и обширным понятием.

Для ряда стран характерно наиболее общее понимание семейных отношений, являющихся объектом отрасли. Под такими понимаются отношения, основанные на родственных связях, в том числе и браке.

В международном праве институт семейного права также отделен от гражданского, хотя, по сути, первая отрасль является подотраслью второй. Во многих странах семейные отношения регулируются на основании специальных законодательных норм, нашедших свое отражение в законах, а не в кодексах.

Характерной особенностью международное семейное право является практическое отсутствие юридического определения брака. То определение, которое принято на территории РФ, не всегда подходит иностранным государством, так как во многих из них узаконены «гражданские браки», что исключает формулировку брака только как союза мужчины и женщины.

Международное семейное право находит свое выражение в законодательстве России.

Принципы международного семейного права

Международное семейное право нельзя представить без существования ряда принципов, которые его характеризуют. Под самими принципами, являющимися основными началами, следует понимать такие руководящие положения, которые способны раскрыть всю суть отрасли, являться носителями общеобязательного значения, что достигается в силу их правового выражения в нормах права.

Отсутствие принципом делает невозможным правильное прочтение и толкование правовых норм. Без них невозможно и верное применение законодательства к конкретному виду правоотношений. Таким образом, принципы, которые характеризуют отрасль, имеют особое значение для правоприменительной практики международного масштаба.

Одним из наиболее важных и общих принципов международное семейное право является принцип приоритетно использования положений международных договоров, при рассмотрении споров и наличии норм отечественного законодательства, которое могло бы урегулировать их. В практике применения международных норм существует принцип применения международного обычая к спорным ситуациям.

Основополагающие начала международного права изложены в конвенциях, актах и других документах.

Международные правовые акты регулирующие семейные отношения

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

(В редакции федеральных законов от 15.11.1997 № 140-ФЗ, от 27.06.1998 № 94-ФЗ, от 02.01.2000 № 32-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 28.12.2004 № 185-ФЗ, от 03.06.2006 № 71-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 21.07.2007 № 194-ФЗ, от 24.04.2008 № 49-ФЗ, от 30.06.2008 № 106-ФЗ, от 23.12.2010 № 386-ФЗ, от 04.05.2011 № 98-ФЗ, от 30.11.2011 № 351-ФЗ, от 30.11.2011 № 363-ФЗ, от 12.11.2012 № 183-ФЗ, от 02.07.2013 № 167-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 05.05.2014 № 126-ФЗ, от 04.11.2014 № 333-ФЗ, от 20.04.2015 № 101-ФЗ, от 13.07.2015 № 237-ФЗ, от 13.07.2015 № 240-ФЗ, от 28.11.2015 № 358-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 30.12.2015 № 457-ФЗ, от 28.03.2017 № 39-ФЗ, от 01.05.2017 № 94-ФЗ, от 30.10.2017 № 302-ФЗ, от 14.11.2017 № 321-ФЗ, от 29.12.2017 № 438-ФЗ, от 29.07.2018 № 224-ФЗ, от 03.08.2018 № 319-ФЗ, от 03.08.2018 № 322-ФЗ, от 18.03.2019 № 35-ФЗ, от 29.05.2019 № 115-ФЗ, от 02.08.2019 № 319-ФЗ, от 02.12.2019 № 411-ФЗ, от 06.02.2022 № 10-ФЗ, от 04.02.2022 № 5-ФЗ, от 02.07.2022 № 310-ФЗ)
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Статья 1. Основные начала семейного законодательства

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Читайте также:
Особенности гражданско правового положения индивидуальных предпринимателей

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 457-ФЗ)

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее – законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Статья 4. Применение к семейным отношениям гражданского законодательства

К названным в статье 2 настоящего Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (статья 3 настоящего Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии

В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

Статья 6. Семейное законодательство и нормы международного права

1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. (В редакции Федерального закона от 04.02.2022 № 5-ФЗ)

2. Не допускается применение правил международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также основам правопорядка и нравственности. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Пункт введен – Федеральный закон от 04.02.2022 № 5-ФЗ)

ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА СЕМЕЙНЫХ ПРАВ

Статья 7. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей

1. Граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.

2. Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.

Статья 8. Защита семейных прав

1. Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства. (В редакции Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)

2. Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями настоящего Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 457-ФЗ)

Статья 9. Применение исковой давности в семейных отношениях

1. На требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется, за исключением случаев, если срок для защиты нарушенного права установлен настоящим Кодексом.

2. При применении норм, устанавливающих исковую давность, суд руководствуется правилами статей 198 – 200 и 202 – 205 Гражданского кодекса Российской Федерации.

РАЗДЕЛ II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА

ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

Статья 10. Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния в дату и во время, которые определены лицами, вступающими в брак, при подаче ими заявления о заключении брака. (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 319-ФЗ)

Читайте также:
Как оформить работника по гражданско правовому договору

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца со дня подачи заявления о заключении брака. (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 319-ФЗ)

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. (В редакции Федерального закона от 15.11.1997 № 140-ФЗ)

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

1. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют врачебную тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

3. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным (статьи 27 – 30 настоящего Кодекса).

ГЛАВА 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА

Статья 16. Основания для прекращения брака

1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим.

2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.

Статья 17. Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака

Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

Статья 18. Порядок расторжения брака

Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21 – 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке.

Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния

1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.

2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:

признан судом безвестно отсутствующим;

признан судом недееспособным;

осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

3. Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

4. Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Статья 20. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния

Споры о разделе общего имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет (пункт 2 статьи 19 настоящего Кодекса), рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке

1. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

2. Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния, в том числе отказывается подать заявление. (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 457-ФЗ)

Статья 22. Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака

1. Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны.

2. При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев.

Читайте также:
Основной метод правового регулирования в уголовном праве

Расторжение брака производится, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака.

Статья 23. Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака

1. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, а также супругов, указанных в пункте 2 статьи 21 настоящего Кодекса, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. Супруги вправе представить на рассмотрение суда соглашение о детях, предусмотренное пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. При отсутствии такого соглашения либо в случае, если соглашение нарушает интересы детей, суд принимает меры к защите их интересов в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса.

2. Расторжение брака производится судом не ранее истечения месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.

Статья 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака

1. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов.

2. В случае, если отсутствует соглашение между супругами по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан:

определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;

определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей;

по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;

по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

3. В случае, если раздел имущества затрагивает интересы третьих лиц, суд вправе выделить требование о разделе имущества в отдельное производство.

Статья 25. Момент прекращения брака при его расторжении

1. Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде – со дня вступления решения суда в законную силу.

2. Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

Супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния по месту жительства любого из них или по месту государственной регистрации заключения брака. (В редакции Федерального закона от 12.11.2012 № 183-ФЗ)

Статья 26. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим

1. В случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, и отмены соответствующих судебных решений брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов.

2. Брак не может быть восстановлен, если другой супруг вступил в новый брак.

ГЛАВА 5. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА

Статья 27. Признание брака недействительным

1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 12 – 14 и пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

Международные правовые акты регулирующие семейные отношения

6.1. Международные источники семейного права

Следуя положению ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, к международным источникам семейного права можно отнести:
– общепризнанные принципы и нормы международного права;
– международные договоры РФ. Однако из названия и текста ст. 6 СК РФ следует, что международными источниками семейного права являются только международные договоры РФ.
В связи с этим возникает вопрос: относятся ли общепризнанные принципы и нормы международного права к источникам семейного права? На наш взгляд – да, а ст. 6 СК РФ содержит правовой пробел. Обоснование состоит в следующем. Во-первых, наряду с международными договорами РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Поскольку законом РФ не предусмотрено издание внутригосударственных актов для их применения и Россия выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, то последние действуют непосредственно на всей ее территории. Во-вторых, согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Данная норма распространяется также на права и свободы, связанные с семейной жизнью. Следовательно, семейные права определяются, осуществляются и защищаются на основе международного обычного права. Поэтому общепризнанные принципы и нормы международного права являются источниками семейного права.
Общепризнанные принципы международного права – основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. В качестве примера можно назвать принцип всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех.
Общепризнанная норма международного права – правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.
Международный договор РФ – международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).
Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация выступает в качестве государства-продолжателя СССР.
Среди многосторонних международных договоров в области семейного права, участником которых является Россия, можно назвать:
– Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.;
– Декларацию прав ребенка от 20 ноября 1959 г.;
– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.;
– Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.;
– Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины от 18 декабря 1979 г.;
– Конвенцию ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;
– Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.;
– Конвенцию стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Более широкое распространение получили двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные Россией (или СССР) с другими государствами. Такие договоры существуют с Азербайджаном, Албанией, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Ираном, Кореей, Кыргызстаном, Кубой, Латвией, Литвой, Монголией, Молдовой, Польшей, Румынией, Словакией, Финляндией, Чехией, Эстонией.
В международном праве действует принцип свободного согласия, поэтому международный договор становится обязательным для России после выражения ею согласия на это.
Учитывая специфику семейных правоотношений, содержание которых составляют права и свободы человека, и на основании п. «б» ч. 1 ст. 15 и ст. 14 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры РФ в этой области подлежат ратификации в форме федерального закона.
Международный договор РФ подлежит добросовестному выполнению с момента вступления его в силу для России, порядок и дата которого определяются в самом договоре или согласовываются дополнительно между сторонами. При отсутствии таковых договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора.
Вступившие в силу международные договоры РФ в области семейного права подлежат официальному опубликованию в Собрании законодательства РФ и в Бюллетене международных договоров. Международные договоры СССР, обязательные для России как государства – продолжателя СССР, были опубликованы в официальных изданиях Совета Министров (Кабинета Министров) СССР.
Международные договоры РФ можно разделить на две группы: договоры прямого действия и договоры, требующие издания внутригосударственного акта. На практике это означает, что после официального опубликования договора первой группы его положения применяются непосредственно на всей территории России. Во втором случае наряду с международным договором РФ применяется и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.
Нормы международного обычного и договорного права распространяются на всю территорию России и действуют в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Исключение составляют двусторонние договоры, которые действуют в отношении граждан РФ и иностранных граждан, с государством которых у России имеется соответствующий договор.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 6 СК РФ правила международного договора России имеют приоритет перед внутренним законодательством. Это означает, что если договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то к семейным правоотношениям применяются правила международного договора.
Например, согласно ч. 4 ст. 25 Договора между СССР и Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 19 февраля 1975 г. правоотношения между ребенком, родившимся от лиц, не состоящих в зарегистрированном браке, и его матерью или отцом определяются законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является ребенок. В то же время по ст. 163 СК РФ права и обязанности родителей и детей (вне зависимости от состояния родителей ребенка в браке между собой) определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. Как видно, здесь имеет место частичное несоответствие норм Семейного кодекса РФ и международного договора. Поэтому при проживании в России гражданки Болгарии и ее рожденного вне брака ребенка, также являющего гражданином Болгарии, их права и обязанности будут определяться по законодательству Болгарии, а не России.

Читайте также:
Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции

Семейное право

Семейное право одна из самых важных отраслей права, так как оно регулирует достаточно широкий круг вопросов. Большинство людей являются участниками семейных правоотношений, поэтому государство заботиться о том, чтобы все споры в этой сфере были четко и быстро разрешены.

Регулирование данного право определено 38 статьей Конституции РФ, где гарантированна защита семейного права через его основополагающие принципы, а именно: защиту матери и ребенка, детства, семьи.

Что такое семейное право

Семейное право — это отдельная ветвь гражданского права, правовые нормы которого регулируют семейные отношения, а также личные имущественные отношения между гражданами, состоящими в браке или близком родстве.

Семейный кодекс ФЗ №223 (СК РФ) во 2 главе указывает, что граждане самостоятельно распоряжаются своими правами вытекающими из семейных отношений, в том числе правом на защиту этих при семейных спорах.

При этом важно помнить, что отстаивание и использование своих прав не должны нарушать права и свободы других членов семьи, а так же иных граждан.

Предмет семейного права

  1. Заключение и прекращение брака.
  2. Личные отношения между мужем и женой.
  3. Личные отношения между родителями и детьми, а также другими членами семьи.
  4. Опека, попечительство и усыновление.

Источники семейного права

Источниками семейного права являются:

  • Законы – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы (ФЗ от 21.12.96 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» или ФЗ от 24.07.98 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ (смотреть), действующий с 1 марта 1996 г. СК охватывает широкий круг семейных отношений, подлежащих правовому регулированию.
  • Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет; организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.
  • Указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений, которыми в основном утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (Федеральные целевые программы по вопросам защиты семьи, материнства и детства) или определяются концептуальные подходы к решению проблем в сфере семейных отношений.
  • Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ и носят организационно-распорядительный или финансовый характер. К компетенции Правительства РФ в соответствии с СК, в частности, относятся: определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ; утверждение положения о приемной семье; установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), и другие функции, по которым приняты соответствующие постановления.
  • Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.
  • Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права, в число которых следует отнести нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержащихся в Уставе ООН, Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г., Конвенции стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и в др.
Читайте также:
Код и наименование организационно правовой формы ООО

В семейном праве, как и в некоторых других отраслях права, есть свои основные положения, которые определяют сущность этой отрасли. Они, как правило, имеют общеобязательное значение, потому что закреплены законодательством. Эти положения называют:

Принципами семейного права

  1. Принцип признания брака. Признается только брак, заключенный в органах ЗАГСа, остальные виды брака не имеют правовые силы.
  2. Принцип добровольности брака (добровольного согласия на брак обоих супругов).
  3. Принцип моногамии. Если кто-то из супругов уже состоит в браке, то этот союз считается недействительным.
  4. Принцип равноправия (обоих супругов в решении как имущественных, так и неимущественных вопросов).
  5. Принцип приоритета обеспечения, воспитания и защиты детей.
  6. Защита прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
  7. Принцип защиты семьи государством.

Данное право регулируется следующими законами

В большинстве государств семейные отношения регулируются гражданским законодательством, а также специальными законами, зачастую разрозненными, по вопросам брака, правового положения женщин, детей и опеки. В России основные принципы закреплены статьей 38 Конституции о защите материнства, детства и семьи государством, а так же указанным кодексом, где в главе №3 «Условия и порядок заключения брака»определено начало возникновения права.

Особенностью Российского права является то, что в отличие от других отраслей права оно регулирует отношения в семье и ограничено ее рамками. В действующем семейном законодательстве четко сформулированы основные принципы и цели правового регулирования семейных правоотношений.

Юридические факты

Юридическими фактами в семейном праве являются реальные жизненные обстоятельства, которые в соответствии с семейным законодательством являются основанием возникновения, изменения или прекращения семейных правоотношений. Для юридических фактов в семейном праве специфическими признаками являются:

  1. то, что они предусмотрены нормами семейного законодательства;
  2. возникновение правовых последствий связано не с одним юридическим фактом, а с их совокупностью – фактическим составом (например, родительские правоотношения возникают в связи с рождением ребенка и его регистрацией рождения);
  3. в качестве юридических фактов, как правило, вступают состояния (родство, брак и т. д.);
  4. эти юридические факты носят длящийся характер и могут неоднократно выступать как основания возникновения, изменения, прекращения семейных прав и обязанностей.

Юридические факты в семейном праве могут классифицироваться по: волевому признаку – на действия и события; срокам существования – на краткосрочные и длящиеся; правовым последствиям – на правопорождающие, правоизменяющие, правопрекращающие, правопрепятствующие, правовостанавливающие. Действия – реальные жизненные факты, которые являются результатом сознательной деятельности субъектов семейного права (например, признание отцовства). События – юридически значимые обстоятельства, происходящие помимо воли людей.

В семейном праве важное значение имеют длящиеся юридические факты (состояния). Семейно-правовые состояния во многих случаях тождественны семейным правоотношениям. Другие состояния существуют независимо от семейных правоотношений, но при определенных обстоятельствах могут выступать в роли семейно-правовых юридических фактов.

Среди юридических фактов – состояний в семейном праве наиболее распространенными являются состояния родства и супружества. Родство – это кровная связь лиц, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка. Выделяют две линии родства: прямую и боковую. Прямая линия родства означает происхождение одного лица от другого и может быть: нисходящей (родители, дети, внуки) и восходящей. При боковой линии – родство основано на происхождении разных лиц от общего предка. Если дети рождаются от общих родителей, они называются полнородными, если общим является только один из родителей – неполнородными. При происхождении детей от общего отца и разных матерей они называются единокровными, от общей матери и разных отцов – единоутробными. В семейном праве полнородное и неполнородное родство имеет одинаковое значение. Для семейного и гражданского права имеет правовое значение степень родства. Степень родства – это число рождений, предшествовавших возникновению родства двух лиц, за исключением рождения их предка. Так, дедушка и внук состоят во второй степени родства. В семейном праве юридически значимым является лишь близкое родство (1-й и 2-й степени), установленное в предусмотренном законом порядке.

Читайте также:
Трудовой договор гражданско правового характера: образец

Методы семейного права

Суверенность семейного права определяется также наличием у отрасли своего метода регулирования семейных отношений. Метод правового регулирования – это совокупность приемов и способов, при помощи которых нормы семейного права воздействуют на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

Метод семейного права по содержанию воздействия на отношения является дозволительным, а по норме предписаний – императивным (обязательным) и в сочетании этих двух начал является дозволительно-императивным. Императивность метода выражается в том, что государство, предоставляя субъектам семейных отношений право выбора модели поведения, определяет в императивных предписаниях рамки соответствующего поведения. Дозволительность – преобладание управомочивающих норм, наделяющих участников семейных отношений определенными правами, которые определяются императивно. Например, никто не может принудить вступить в брак, но при этом порядок вступления в брак определяется законом.

Наряду с управомочивающими нормами семейное право содержит обязывающие и запрещающие нормы, т. е. нормы императивного характера, составляющие большую часть норм семейного законодательства. Императивность семейно-правового регулирования служит средством наиболее полного и надежного обеспечения и защиты интересов участников семейных отношений.

Семейное право не допускает установления прав и обязанностей соглашением сторон, поскольку они предусмотрены законом (условия и порядок вступления в брак, основания признания брака недействительным, права и обязанности родителей и др.). Но порядок осуществления прав и обязанностей стороны вправе определить своим соглашением. Конкретизирующее регулирование в семейном праве может достигаться с помощью «ситуационных норм». В современном семейном праве наблюдаются увеличение числа диспозитивных норм, что свидетельствует о расширении применения дозволительного метода.

Для правового метода регулирования семейных отношений характерно то, что нормы семейного права устанавливают взаимосвязь и взаимообусловливаемость прав и обязанностей специфических участников (субъектов) этих отношений – членов семьи, которые, осуществляя эти права и обязанности, должны руководствоваться интересами семьи, соблюдать интересы несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов. К особенностям метода регулирования семейных отношений относят строго личный характер и неотчуждаемость прав, принадлежащих их субъектам, возможность изменения объема прав и обязанностей путем соглашения сторон в определенных законом пределах и в строго ограниченных случаях.

Таким образом, существующие способы правового регулирования семейных отношений отличаются значительным разнообразием и дают возможность их упорядочить, исключить произвольное вмешательство кого-либо, в том числе государства, в дела семьи, а также обеспечить защиту прав и интересов всех членов семьи.

Правоспособнось и дееспособность в семейном праве

Семейная правоспособность – это способность гражданина иметь личные и имущественные права и нести обязанности. Семейная правоспособность возникает с момента рождения, а с достижением определенного возраста ее объем расширяется. Так, ребенок с рождения получает право на содержание, с достижением 10-летнего возраста – право выражать свое мнение, с 14 лет – право обращаться в суд за защитой своих прав при нарушении их родителями, с 18 лет – вступать в брак, быть опекуном, усыновителем, приемным родителем.

Семейной правоспособностью наделен каждый из субъектов семейных отношений и ей присуще чувство абстрактности. Это означает, что она устанавливается законом и не зависит от воли и действий участников семейных правоотношений. Перечень прав и обязанностей, входящих в содержание семейной правоспособности, можно определить на основе анализа действующих семейно-правовых норм.

Семейная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять семейные права, создавать для себя семейные обязанности и исполнять их. Для возникновения и осуществления значительной части семейных прав и обязанностей участники семейных отношений должны обладать дееспособностью. Полная дееспособность в семейном праве возникает с 18 лет. В случаях, предусмотренных законом, возникает неполная (частичная) семейная дееспособность, которой обладают несовершеннолетние лица до достижения 18 лет. В зависимости от возраста объем неполной дееспособности увеличивается. Дети в возрасте до 10 лет вправе: выражать свое мнение по вопросам, затрагивающим их интересы (ст. 57 СК); защищать свои права путем обращения в органы опеки и попечительства; получать содержание от своих родителей; знать своих родителей; жить и воспитываться в семье; общаться с родителями и другими родственниками. Дети в возрасте от 10 до 14 лет, кроме вышеуказанного, вправе выражать свое согласие на: изменение своей фамилии, восстановление родителей в родительских правах, передачу в приемную семью или на усыновление и др. В возрасте от 14 до 18 лет ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд при нарушении его прав родителями; при наличии особых обстоятельств заключать брак; по достижении 16 лет самостоятельно осуществлять родительские права.

СК РФ содержит отдельные нормы, ограничивающие семейную правоспособность или дееспособность. Семейное законодательство содержит норму о запрете ограничения правоспособности и дееспособности субъектов семейного права другими субъектами.

Семейное право обладает институтом семейной правосубъектности, отличной от правосубъектности в гражданском праве. Семейная дееспособность в области совершения семейно-правовых актов возникает одновременно с соответствующими элементами содержания правоспособности и существует, как правило, в единстве с ней.

Расширенные принципы семейного права

Руководящие начала, на которых основано построение и регулирование семейных отношений, называются принципами семейного права. Перечислим главные из них:

  1. приоритет государственной защиты семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации;
  2. построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности между супругами, родителями и детьми, другими родственниками;
  3. недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
  4. обеспечение беспрепятственного осуществления своих прав членами семьи;
  5. признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС);
  6. добровольность брачного союза мужчины и женщины;
  7. равноправие супругов в семье;
  8. разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;
  9. приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии;
  10. возможность судебной защиты прав членов семьи с приоритетом интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных граждан;
  11. запрет на любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак по признакам социальной, расовой, религиозной, национальной или языковой принадлежности.
Читайте также:
Непосредственное управление МКД в новых правовых условиях

Существует большое количество вариаций перечня принципов регулирования семейных правоотношений, описанных юридической наукой. Поэтому выше перечислены лишь основные начала семейного законодательства.

Установлены следующие основные цели права

В соответствии со 1 статьей СК РФ, основными целями семейного права являются построение крепких семейных отношений на чувствах любви и взаимоуважения, установление в семье ответственности между ее членами, а так же создание условий для достойной жизни, свободного развития каждого члена семьи и воспитания детей.

Законодательством по семейному праву определено беспрепятственное право на защиту семейных ценностей и прав всех членов семьи, а так запрет на недопущение произвольного вмешательства в дела семьи. Что гарантирует государственную защиту семьи, материнства и детства.

Базовыми принципами правового регулирования являются:

  1. Равноправие всех членов семьи, а так же равенство супругов.
  2. Заключение брака возможно только при добровольном согласии.
  3. Взаимное согласие основа разрешения внутрисемейных споров.
  4. Приоритет семейных ценностей в воспитании, развитии и заботы детей.
  5. Поддержка и защита несовершеннолетник и нетрудоспособных членов семьи.

Указанные нормы и правила основаны не только действующем Российском законодательстве и Конституции, но и нормах и принципах международного права, которые запрещают любые дискриминации семейных отношений.

Семейное законодательство

В современной России различные аспекты семейных отношений регулируют:

  1. международные правовые акты;
  2. Конституция РФ;
  3. Семейный кодекс;
  4. Гражданский кодекс;
  5. Гражданско-процессуальный кодекс;
  6. Жилищный кодекс;
  7. Уголовный кодекс;
  8. федеральные законы;
  9. нормативные акты субъектов РФ.

Список источников и литературы

  1. Семейное право. О.А. Рузакова.
  2. Семейное право. П.В. Алексий, А.Н. Кузбагаров и О.Ю. Ильина.
  3. Семейное право. Р.А. Курбанов.
  4. Семейное право. П.В. Крашенинников.

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Правовой статус педагогического работника

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

Читайте также:
Облагаются ли страховыми взносами гражданско правовые договора

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных в зависимости от сферы ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 188-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

Читайте также:
Сравнительно правовой метод в юриспруденции

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных в зависимости от сферы ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: