Право вето: что это значит

Словари

135 вето

1. Запрет, налагаемый на какое-либо решение уполномоченным на то органом или лицом (в государственном и международном праве).

2. Запрещение чего-либо.

ВЕ́ТО, нескл., ср. (лат. veto – запрещаю) (книжн.). Право приостанавливать или отменять решения законодательных органов (юр.). Иметь право вето.

|| Запрещение. Произнести, наложить свое вето (запретить).

ВЕ́ТО, нескл., ср. (книжн.). В государственном праве, в международных отношениях: запрещение, запрет. Право в. (право налагать запрет на какое-н. решение, закон). Наложить в. на что-н.

[то], нескл., с., книжн.

В государственном праве: запрет, налагаемый одним органом государственной власти (главой государства) на решения другого государственного органа.

Обладать правом вето.

воспреще́ние (офиц.), запре́т, запреще́ние, морато́рий (книжн.), табу́ (книжн.)

От латинского veto ‘налагаю запрет’, ‘возражаю’. В русском языке – с первой половины XIX в.

Институт вето возник в Древнем Риме. Народные трибуны, имевшие право аннулировать решения сената и магистратов, накладывая вето, объявляли постановления этих органов недействительными. В феодальную эпоху наиболее известно т. н. свободное вето – либерум.

ВЕ́ТО, нескл., ср

В государственном и международном праве: постановление, запрещающее исполнение какого-л. решения, принимаемое уполномоченным на это органом или лицом;

Син.: запрет.

Лишить права вето.

ВЕ́ТО неизм.; ср. [от лат. veto – запрещаю] В государственном и международном праве: запрет, налагаемый на какое-л. решение уполномоченным на это органом или лицом. Наложить в. на что-л. Право в. (право отмены принятого решения).

ве́то (от лат. veto – запрещаю), 1) в государственном праве запрет, налагаемый одним органом государственной власти (главой государства) на решения другого государственного органа. Институт вето возник в Древнем Риме. Позднее наиболее известно так называемое свободное (либерум) вето: в Польше XVII-XVIII вв. решение сейма считалось принятым, если за него голосовали все депутаты. В некоторых современных государствах право вето обычно предоставляется главе государства в отношении законов, принятых парламентом. 2) Правом вето называется также предусмотренный Уставом ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при принятии решений по непроцедурным вопросам.

ВЕТО – ВЕ́ТО (от лат. veto – запрещаю), в государственном праве (см. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО) акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу другого акта. Обычно правом вето обладает глава государства (см. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА), который имеет право налагать вето на законы, принятые парламентом. Абсолютное (резолютивное) вето дает право окончательного отклонения закона (см. ЗАКОН (в праве)), принятого парламентом. Относительное (отлагательное или суспенсивное) вето лишь приостанавливает вступление закона в силу, а парламенту предоставляется право принять его повторным голосованием. При этом для окончательного принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов, например, в Российской Федерации и США – две трети голосов каждой палаты. Общее вето означает возможность отклонения акта в целом, частичное (выборочное) вето позволяет отклонять отдельные части или статьи акта. Институтом непосредственной демократии является народное вето – разновидность отклоняющего референдума. Народное вето представляет собой проводимый по инициативе избирателей (для чего требуется собрать определенное число подписей), референдум с целью отмены уже принятого парламентом акта. Институт народного вето предусматривает Конституция Швейцарии.

Институт вето возник в Древнем Риме. В истории наиболее известно либерум вето (свободное вето): в Речи Посполитой в 17-18 веках решение сейма (см. СЕЙМ (орган власти)) считалось принятым, если за него голосовали все депутаты. Правом вето называют также предусмотренный Уставом ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН (см. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН) при принятии решений по непроцедурным вопросам.

В конституционной практике США известно законодательное вето, которое используется в совместных резолюциях палат Конгресса (американского парламента) или в резолюции одной из его палат – решение об отмене полномочий, ранее делегированных президенту США, а также актов, изданных президентом или ведомствами исполнительной власти. В 1983 году Верховный суд США признал практику законодательного вето антиконституционной.

Читайте также:
Имеет ли право управляющая компания повышать тарифы

Видом косвенного вето является карманное вето – в конституционной практике США право президента в определенных обстоятельствах не допустить вступления в силу неугодного законопроекта. Согласно Конституции США президент должен одобрить или отвергнуть представленный конгрессом законопроект в течение 10 рабочих дней. Если законопроект поступил президенту менее чем за 10 дней до окончания работы сессии конгресса, президент может продержать у себя законопроект до закрытия сессии не вынося никакого решения, после чего законопроект согласно правилу дисконтинуитета будет считаться отклоненным.

ВЕТО (от лат. veto – запрещаю) – 1) в государственном праве запрет, налагаемый одним органом государственной власти (главой государства) на решения другого государственного органа. Институт вето возник в Др. Риме. Позднее наиболее известно т. н. свободное (либерум) вето: в Польше 17-18 вв. решение сейма считалось принятым, если за него голосовали все депутаты. В некоторых современных государствах право вето обычно предоставляется главе государства в отношении законов, принятых парламентом.

2) Правом вето называют также предусмотренный Уставом ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при принятии решений по непроцедурным вопросам.

а) в государственном праве – окончательный или условный запрет, налагаемый одним государственным органом на решение другого органа;

б) в международном праве – заявление о несогласии одного из членов (осуществляемое путем подачи голоса), препятствующее принятию решения большинства в международных коллегиальных органах, где вопросы решаются лишь единогласно.

[От лат. veto – запрещаю]

ВЕТО (от латинского veto – запрещаю),

1) право налагать запрет на акт, принятый парламентом или его палатой. Обычно предоставляется главе государства (например, президенту) или верхней палате парламента. Вето может являться окончательным или преодолеваться повторным голосованием отвергнутого акта и принятием его квалифицированным большинством.

2) Правом вето называется предусмотренный Уставом ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при принятии решений по непроцедурным вопросам.

(veto, лат. – запрещаю), отказ страны или индивида одобрить способ действия, предложенный др. страной, группой стран или орг-цией. Если не допускается принятие решений на основе большинства голосов и решения должны приниматься единогласно, то индивид, группа или страна, не согласные с большинством, обладают правом В. Такая практика действует в Европейском совете министров, к-рый должен принимать единогласные решения в нек-рых областях политики. Конституция США предоставляет президенту право В. в отношении любого билля, принятого Конгрессом. В Совете Безопасности ООН правом В. обладает каждый из пяти его постоянных членов (США, Россия, Китай, Англия и Франция), имея возможность выступить против любой резолюции, с к-рой не согласен. Во время холодной войны, когда между США и быв. Советским Союзом существовали разногласия по целому ряду междунар. проблем (Восток-Запад, отношения), право В. нередко парализовало работу Совета Безопасности. Но и прекращение противостояния в кон. 1980-х гг. не смогло предотвратить новых трудностей, связанных с правом В., о чем свидетельствовали резолюции, направленные против иракского вторжения в Кувейт в 1990 г.

Право вето: история и статистика Кто и сколько раз применял право вето в ООН

Нужно отметить, что в Уставе ООН нет упоминания слова “вето”. И это право постоянных членов СБ ООН заблокировать принятие резолюции неоднократно подвергалось критике.

Этому способствовало многократное использование права вето как Советским Союзом, так и США, для которых во время периода “холодной войны” это было привычной практикой.

Читайте также:
Как оформить доверенность на право подписи документов

В последнее время США таким образом неоднократно защищали Израиль от международной критики или при попытках обуздать действия израильских военных.

Право вето и его критики

Критики существующей системы указывают на то, что даже принятые Советом Безопасности резолюции далеко не всегда выполняются.

Еще одним немаловажным аргументом является то, что обладатели права вето – фактически государства, победившие во Второй мировой войне -не отражают геополитические реалии сегодняшнего дня. В частности, Великобритания и Франция не входят в пятерку самых мощных государств в экономической или военной области.

Если бы право вето было отменено, то при принятии решений в Совете Безопасности возобладал бы принцип большинства голосов. Это могло бы привести к увеличению числа принимаемых резолюций, более частому вынесению порицаний в адрес государств и более широкому применению санкций в их отношении.

Однако подобные реформы предполагают, что измененный Совет Безопасности должен обладать возможностями добиться исполнения принимаемых решений, а также средствами, необходимыми для реализации этих решений. Пока доля пяти постоянных членов СБ ООН составляет чуть меньше половины общего бюджета ООН.

Пока ни один из постоянных членов СБ ООН не продемонстрировал желания отказаться от права вето. А любые изменения в Уставе ООН должны быть одобрены всеми пятью членами Совета Безопасности организации.

СССР и Россия

СССР так часто пользовался правом вето, что главу МИД Андрея Громыко прозвали “господин Нет” Москва так часто пользовалась своим правом вето в СБ ООН, что Андрей Громыко, министр иностранных дел СССР в период с 1957 по 1985 год, получил на Западе прозвище “господин Нет”.

Только за первые 10 лет существования ООН СССР прибегал к праву вето в 79 случаях. За это же время Китай воспользовался своим правом вето лишь один раз, Франция – два раза, а США и Великобритания – ни разу.

Однако впоследствии Москва стала реже блокировать принятие решений в Совете Безопасности ООН.

После распада СССР Россия лишь дважды использовала право вето. Один раз это было в случае попытки осудить боснийских сербов за отказ допустить представителей Комиссии ООН по делам беженцев в боснийский город Бихач, а в другой – при принятии резолюции о финансировании миссии ООН на Кипре.

В семи из последних девяти случаев применения права вето в СБ ООН к этому прибегали США. В шести случаях это было сделано при попытке осудить правительство Израиля.

Самый свежий подобный случай был в декабре 2002 года, когда на рассмотрение СБ ООН был представлен проект резолюции, в котором осуждалась израильская армия за убийство нескольких сотрудников ООН и разрушение склада Всемирной продовольственной программы на Западном берегу реки Иордан.

В общей сложности США заблокировали принятие 35 резолюций, осуждающих Израиль.

США также использовали право вето при голосовании по 10 резолюциям, критикующим Южную Африку, восьми – Намибию, семи – Никарагуа и пяти – Вьетнам.

Великобритания

Лондон воспользовался своим правом вето 32 раза, причем в 23 случаях одновременно с США и в 14 – с Францией.

В последний раз это произошло в 1989 году, когда Великобритания и Франция заблокировали резолюцию с осуждением вмешательства США во внутренние дела Панамы.

В одностороннем порядке Лондон использовал право вето в семи случаях.

Париж лишь два раза использовал право вето самостоятельно, без подобных действий со стороны других членов СБ ООН.

Один раз это было в 1947 году при обсуждении вопроса об Индонезии, а во второй раз – в 1976 году, при попытке ООН разрешить спор, возникший в отношениях между Францией и Коморскими островами.

Читайте также:
Могут ли депортировать за административное правонарушение

В 1946 Париж и Москва заблокировали резолюции СБ ООН о гражданской войне в Испании.

С 1946 по 1971 год место нынешнего Китая в Совете Безопасности занимал Тайвань, который один раз использовал право вето для блокирования заявления Монголии о приеме в члены ООН.

Китай дважды пользовался правом вето в 1972 году – для недопущения принятия Бангладеш в члены ООН и, совместно с СССР, при обсуждении ситуации на Ближнем Востоке.

Что такое право вето

u0412u0435u0442u043e u043cu043eu0436u0435u0442 u0431u044bu0442u044c u0430u0431u0441u043eu043bu044eu0442u043du044bu043c (u043du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440, u043au0430u043a u0432 u0421u043eu0432u0435u0442u0435 u0411u0435u0437u043eu043fu0430u0441u043du043eu0441u0442u0438 u041eu041eu041d, u0433u0434u0435 u043fu043eu0441u0442u043eu044fu043du043du044bu0435 u0447u043bu0435u043du044b u043cu043eu0433u0443u0442 u0437u0430u0431u043bu043eu043au0438u0440u043eu0432u0430u0442u044c u043bu044eu0431u043eu0435 u0440u0435u0448u0435u043du0438u0435, u043fu0440u0438u043du044fu0442u043eu0435 u0421u043eu0432u0435u0442u043eu043c) , u0438u043bu0438 u043eu0433u0440u0430u043du0438u0447u0435u043du043du044bu043c (u043du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440, u043au0430u043a u0432 u0437u0430u043au043eu043du043eu0434u0430u0442u0435u043bu044cu043du043eu0439 u0441u0438u0441u0442u0435u043cu0435 u0421u0428u0410, u0433u0434u0435 u041fu0430u043bu0430u0442u0430 u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0432u0438u0442u0435u043bu0435u0439 u0421u0428u0410 u0438 u0421u0435u043du0430u0442 u0421u0428u0410 u0434u0432u0443u043cu044f u0442u0440u0435u0442u044fu043cu0438 u0433u043eu043bu043eu0441u043eu0432 u043cu043eu0433u0443u0442 u043fu0440u0435u043eu0434u043eu043bu0435u0442u044c u0432u0435u0442u043e u041fu0440u0435u0437u0438u0434u0435u043du0442u0430) .
u0421u0440u0435u0434u0438 u043eu0433u0440u0430u043du0438u0447u0435u043du043du043eu0433u043e u0432u0435u0442u043e u0440u0430u0437u043bu0438u0447u0430u044eu0442 u00abu0441u0438u043bu044cu043du043eu0435u00bb u0438 u00abu0441u043bu0430u0431u043eu0435u00bb u0432u0435u0442u043e. u041fu0440u0438 u0441u043bu0430u0431u043eu043c u0432u0435u0442u043e u043fu0430u0440u043bu0430u043cu0435u043du0442 u043eu0431u044fu0437u0430u043d u043bu0438u0448u044c u043fu043eu0432u0442u043eu0440u043du043e u0440u0430u0441u0441u043cu043eu0442u0440u0435u0442u044c u0437u0430u043au043eu043du043eu043fu0440u043eu0435u043au0442. u0414u043bu044f u0435u0433u043e u043fu0440u0435u043eu0434u043eu043bu0435u043du0438u044f u0434u043eu0441u0442u0430u0442u043eu0447u043du043e u0442u0430u043au043eu0433u043e u0436u0435 u0431u043eu043bu044cu0448u0438u043du0441u0442u0432u0430, u043au0430u043a u0438 u0434u043bu044f u043fu0440u0438u043du044fu0442u0438u044f u043eu0431u044bu0447u043du043eu0433u043e u0437u0430u043au043eu043du0430. u0421u0438u043bu044cu043du043eu0435 u0432u0435u0442u043e u043cu043eu0436u0435u0442 u0431u044bu0442u044c u043fu0440u0435u043eu0434u043bu0435u043du043e u043bu0438u0448u044c u043au0432u0430u043bu0438u0444u0438u0446u0438u0440u043eu0432u0430u043du043du044bu043c u0431u043eu043bu044cu0448u0438u043du0441u0442u0432u043eu043c, u0438u043du043eu0433u0434u0430, u0441 u0441u043eu0431u043bu044eu0434u0435u043du0438u0435u043c u0443u0441u043bu043eu0436u043du0451u043du043du043eu0439 u043fu0440u043eu0446u0435u0434u0443u0440u044b. u0421u043bu0435u0434u0443u0435u0442 u043eu0442u043cu0435u0442u0438u0442u044c, u0447u0442u043e u0432u0435u0442u043e u043fu043eu0437u0432u043eu043bu044fu0435u0442 u0431u043bu043eu043au0438u0440u043eu0432u0430u0442u044c u043fu0440u0438u043du044fu0442u0438u0435 u0440u0435u0448u0435u043du0438u044f u0438 u043eu0441u0442u0430u043du0430u0432u043bu0438u0432u0430u0442u044c u0438u0437u043cu0435u043du0435u043du0438u044f, u043du043e u043du0438u043au043eu0438u043c u043eu0431u0440u0430u0437u043eu043c u043du0435 u043cu043eu0436u0435u0442 u0431u044bu0442u044c u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u043du043e u0434u043bu044f u043fu0440u043eu0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u043au0430u043au0438u0445-u043bu0438u0431u043e u0440u0435u0444u043eu0440u043c. u0412u0435u0442u043e u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u043cu0435u0445u0430u043du0438u0437u043cu043eu043c u043fu043eu0434u0434u0435u0440u0436u0430u043du0438u044f u0441u0442u0430u0442u0443u0441-u043au0432u043e, u0430 u043du0435 u0444u043eu0440u043cu0438u0440u043eu0432u0430u043du0438u044f u043fu043eu043bu0438u0442u0438u043au0438.

u041fu0440u0430u0432u043e u0432u0435u0442u043e u043au0430u043a u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0439 u0438u043du0441u0442u0438u0442u0443u0442 u043fu043eu044fu0432u0438u043bu043eu0441u044c u0432 u0414u0440u0435u0432u043du0435u043c u0420u0438u043cu0435. u0412 u0420u0438u043cu0441u043au043eu0439 u0440u0435u0441u043fu0443u0431u043bu0438u043au0435 u043au0430u0436u0434u044bu0439 u0438u0437 u0434u0432u0443u0445 u043au043eu043du0441u0443u043bu043eu0432 u043cu043eu0433 u0437u0430u0431u043bu043eu043au0438u0440u043eu0432u0430u0442u044c u043fu0440u0438u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u0432 u0438u0441u043fu043eu043bu043du0435u043du0438u0435 u0432u043eu0435u043du043du043eu0433u043e u0438u043bu0438 u0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0441u043au043eu0433u043e u0440u0435u0448u0435u043du0438u044f u0434u0440u0443u0433u043eu0433u043e u043au043eu043du0441u0443u043bu0430. u0422u0430u043au0436u0435, u043au0430u0436u0434u044bu0439 u0442u0440u0438u0431u0443u043d u0438u043cu0435u043b u043fu0440u0430u0432u043e u0435u0434u0438u043du043eu043bu0438u0447u043du043e u043eu0442u043au043bu043eu043du0438u0442u044c u0437u0430u043au043eu043d, u043fu0440u0438u043du044fu0442u044bu0439 u0421u0435u043du0430u0442u043eu043c. “>,<"id":13997696,"content":"u043fu0440u0430u0432u043e u0433u043eu043bu043eu0441u0430 u0433u0434u0435 u0442u044b u043cu043eu0436u0435u0448u044c u0432u044bu0441u043au0430u0437u0430u0442u044c u0441u0432u043eu0438 u043cu043du0435u043du0438u044f,u043au043eu043cu0435u043du0442u0430u0440u0438u0438">]” data-test=”answer-box-list”>

Ве́то (от лат. veto — запрещаю) — право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения.

Вето может быть абсолютным (например, как в Совете Безопасности ООН, где постоянные члены могут заблокировать любое решение, принятое Советом) , или ограниченным (например, как в законодательной системе США, где Палата представителей США и Сенат США двумя третями голосов могут преодолеть вето Президента) .
Среди ограниченного вето различают «сильное» и «слабое» вето. При слабом вето парламент обязан лишь повторно рассмотреть законопроект. Для его преодоления достаточно такого же большинства, как и для принятия обычного закона. Сильное вето может быть преодлено лишь квалифицированным большинством, иногда, с соблюдением усложнённой процедуры. Следует отметить, что вето позволяет блокировать принятие решения и останавливать изменения, но никоим образом не может быть использовано для проведения каких-либо реформ. Вето является механизмом поддержания статус-кво, а не формирования политики.

Право вето как общественный институт появилось в Древнем Риме. В Римской республике каждый из двух консулов мог заблокировать приведение в исполнение военного или гражданского решения другого консула. Также, каждый трибун имел право единолично отклонить закон, принятый Сенатом.

На какие законы Путин накладывал вето и как работает эта процедура

Президент России Владимир Путин наложил вето на принятый Госдумой и Совфедом закон об ответственности СМИ за цитирование фейковой информации. Речь идет о цитировании других СМИ в том случае, если главного редактора первоисточника не удалось установить. Это произошло еще 15 июня, однако известно об этом стало только сегодня. Что такое право вето президента и как часто глава государства им пользуется? Подробности в материале Znak.com.

Президент наложил вето на закон. Что это значит?

Согласно статье 107 Конституции России, президент в течение 14 дней с момента поступления ему федерального закона может наложить на него вето. Иными словами отклонить закон. В этом случае Госдума и Совфед должны вновь его рассмотреть. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в прежней редакции большинством (не менее 2/3 голосов) от общего числа депутатов и сенаторов, то президент будет обязан подписать закон в течение семи дней.

Читайте также:
Имеет ли право пенсионер МВД на жилье

Однако глава государства за эти семь дней может обратиться в Конституционный суд и попросить проверить этот закон. В этом случае срок подписания закона приостанавливается до того момента, пока свое решение не озвучит Конституционный суд. Если КС подтвердит конституционность закона, то президент должен подписать его в течение трех дней. Если КС решит, что закон не соответствует нормам Конституции, то президент снова вернет его в Думу.

Президент может отклонять все законы, которые ему не нравятся?

Нет, не все. Президент может отклонить только федеральный закон, а вот федеральный конституционный закон не может. Такие законы считаются принятыми, если за них проголосовало большинство сенаторов (не менее ¾ от общего числа) и депутатов (не менее 2/3 от общего числа). Федеральный конституционный закон президент обязан подписать в течение 14 дней. Однако и в этом случае у главы государства есть возможность обратиться в Конституционный суд с просьбой проверить закон. И только в случае если конституционность закона не будет подтверждена судом, президент сможет вернуть его в Думу.

Президент часто накладывает вето?

Наложение права вето на законопроект — явление достаточно редкое. За почти 28 лет работы Госдумы (с I по VII созывы) президент отклонял принятые парламентом законы всего 257 раз. Чаще всего глава государства отклонял законопроекты, принятые Госдумой II созыва. По данным системы обеспечения законодательной деятельности, Борис Ельцин отклонил 123 законодательные инициативы Госдумы II созыва. Кстати, Дума II созыва в большинстве своем состояла из коммунистов — у КПРФ было 157 мест в парламенте.

В архиве III созыва ГД есть 89 отклоненных президентом законов, в архиве IV созыва — 28, в архиве V созыва — 13. Добавим, что если Госдума III созыва в большинстве своем состояла из коммунистов, то в ГД IV и V созывов большинство уже было за «Единой Россией».

Что было с последними законами, которые отклонил президент?

В 2016 году Владимир Путин наложил вето на закон, который вносил изменения в общий принцип организации местного самоуправления и в федеральный закон «Об образовании». Этот закон на рассмотрение думы внесло правительство. Суть закона сводилась к тому, что правительственные чиновники предлагали создать «Единую федеральную межведомственную систему учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам».

Путин наложил вето на репрессивный закон, но сперва на это никто не обратил внимания

Изучив закон, Путин решил, что в нем «должен быть установлен перечень конкретных сведений, содержащихся в государственных информационных системах „Контингент обучающихся“ субъектов РФ и федеральной информационной системе „Контингент обучающихся“, а также определены лица, которые имеют доступ к таким сведениям, и их ответственность». Спустя два года депутаты попытались вновь рассмотреть этот закон, даже создали для этого спецкомиссию. Но в итоге в мае 2018 года закон все-таки был снят с рассмотрения.

В 2018 году Владимир Путин наложил вето на закон о внесении изменений в федеральный закон «Об инновационном центре „Сколково“». Тогда депутаты предлагали уточнить регулирование градостроительной и строительной деятельности в «Сколково» и порядок осуществления образовательной деятельности на его территории. При повторном рассмотрении закона в Думе депутаты его отклонили.

Президент отклонил этот закон, так как в нем не были определены «критерии и показатели, необходимые для оценки эффективности результатов деятельности инновационного центра „Сколково“ в экономической, социальной и научной сферах». Кроме того, Путин счел «сомнительной» правомерность предоставления управляющей компании «Сколково» права утверждения нормативов градостроительного планирования и проектирования.

Читайте также:
Обходной лиСтатья при увольнении правомерность

Значение слова вето

Вето в словаре кроссвордиста

  • Запрещение, запрет.
  • В международных отношениях: запрещение, запрет.
  • В государственном праве: запрещение, запрет.
  • Скажите на латыни «запрещаю».

Вето Ве́то (от — «запрещаю») — право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения. Вето может быть абсолютным (например, как в Совете Безопасности ООН, где постоянные члены могут заблокировать любое решение, принятое Советом) или суспензивным (отлагательным) (например, в законодательной системе США, где Палата представителей и Сенат двумя третями голосов могут преодолеть вето президента, или в Польше, где для преодоления вето требуется три пятых голосов).

1.Запрет, налагаемый на какое-либо решение уполномоченным на то органом или лицом ( в государственном и международном праве ) .

Большой современный толковый словарь русского языка

(с лат. veto запрещаю)
1) запрет; отказ главы государства (монарха или президента) подписать и ввести в действие законопроект, принятый парламентом; абсолютное в. предполагает окончательное отклонение законопроекта; суспензивное (отлагательное) в. означает возможность повторного утверждения парламентом законопроекта, который тем самым становится законом вопреки противодействию со стороны главы государства;
2) отсутствие единогласия, препятствующее принятию какого-л, решения ( напр. , в. постоянного члена Совета Безопасности ООН).

Новый словарь иностранных слов

ср. нескл.
1) Запрет, налагаемый на какое-л. решение уполномоченным на то органом или лицом (в государственном и международном праве).
2) Запрещение чего-л.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

1. запрет; отказ главы государства (монарха или президента) подписать и ввести в действие законопроект, принятый парламентом; абсолютное в. предполагает окончательное отклонение законопроекта; суспензивное (отлагательное) в. означает возможность повторного утверждения парламентом законопроекта, который тем самым становится законом вопреки противодействию со стороны главы государства;

2. отсутствие единогласия, препятствующее принятию какого-л, решения (напр., в. постоянного члена совета безопасности оон).

Словарь иностранных выражений

Словарь русского языка Лопатина

В государственном праве, в международных отношениях: запрещение, запрет Право в. (право налагать запрет на какое-н. решение, закон). Наложить в. на что-н.

Словарь русского языка Ожегова

(от лат. veto – запрещаю),
1) в государственном праве запрет, налагаемый одним органом государственной власти (главой государства) на решения другого государственного органа. Институт вето возник в Др. Риме. Позднее наиболее известно т. н. свободное (либерум) вето: в Польше 17-18 вв. решение сейма считалось принятым, если за него голосовали все депутаты. В некоторых современных государствах право вето обычно предоставляется главе государства в отношении законов, принятых парламентом.
2) Правом вето называют также предусмотренный Уставом ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при принятии решений по непроцедурным вопросам.

Современный толковый словарь, БСЭ

вето ср. нескл.
1) Запрет, налагаемый на какое-л. решение уполномоченным на то органом или лицом (в государственном и международном праве).
2) Запрещение чего-л.

Толковый словарь Ефремовой

нескл., ср. (латин. veto – запрещаю) (книжн.). право приостанавливать или отменять решения законодательных органов (право). Иметь право вето. || Запрещение. Произнести, наложить свое вето. (запретить).

Толковый словарь русского языка Ушакова

(лат. veto – запрещаю) –
1) устный или письменный запрет, наложенный на к.-л. решение уполномоченным на то органом или лицом; в праве – безусловный или условно ограниченный запрет, налагаемый одним органом власти на постановления другого;
2) в современный государствах – акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения к.-л. органа. Особенно важное значение имеет предоставляемое главе государства право налагать В. на законы, принятые парламентом. Различают абсолютное (или резолютивное) В., когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное (отлагательное или суспенсивное) В.. когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием. При этом для вторичного (окончательного) принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов (напр., в РФ и США – 2/3 голосов каждой палаты). Различаются тж. общее и частичное (выборочное) В. Первое означает возможность отклонения только всего акта в целом, второе может быть наложено тж. и на отдельные части или статьи к.-л. акта.

Читайте также:
Жалоба на протокол об административном правонарушении ГИБДД

Словарь экономических терминов

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ- см ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ВЕТО ,

Словарь экономических терминов

КАРМАННОЕ- см. КАРМАННОЕ ВЕТО

Словарь экономических терминов

НАРОДНОЕ- см НАРОДНОЕ ВЕТО

Словарь экономических терминов

( лат. veto – запрещаю) – акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения к.-л. органа. особенно важное значение имеет предоставляемое главе государства право налагать в. на законы, принятые парламентом. различают абсолютное (или резолютивное) в., когда принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное (отлагательное или суспенсивное) в., когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять его вторичным голосованием. при этом для вторичного (окончательного) принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов (напр., в РФ и США – 2/3, голосов каждой палаты). различаются также общее и частичное (выборочное) в. первое означает возможность отклонения акта в целом, второе – также и отдельных частей или статей.

Однотомный большой юридический словарь

(от лат. veto – запрещаю), в Древнем Риме право римского магистрата (так называемая интерцессия) на постановления и действия другого магистрата. Особое значение имело право В. народных трибунов (см. Трибуны народные ) . В Польше в 17 в. действовало, так называемое, В. либерум – обычай, требовавший полного единогласия в решениях сейма .В буржуазных государствах – право главы государства отказаться ввести в действие законопроект, принятый законодательным органом. Право В. сложилось в монархических государствах в период известного равновесия сил между исполнительной властью, представляемой монархом, и парламентом. Монархи, как правило, имели право абсолютного В., применение которого означало, что законопроект окончательно отпал и дальнейшему обсуждению в парламенте не подлежит. Установление в буржуазных странах режима парламентаризма , развенчание монархических традиций и сосредоточение полноты власти в руках правительств привели к прекращению практики применения В. монархом (в Англии, например, право В. было применено в последний раз в
1707) при формальном его сохранении. В большинстве современных буржуазных республик право В. принадлежит главе государства – президенту. Как правило, это отлагательное В.: отказываясь придать обязательную силу законопроекту (то есть чаще всего подписать его), президент обязан вернуть его в парламент для нового рассмотрения. В случае, если законопроект будет вновь принят парламентом с соблюдением установленных конституцией условий, он вступает в силу без санкции главы государства. В ряде стран, в том числе в США, где глава государства может осуществить своё право В. лишь в течение определенного срока, конституционная практика привела к возникновению, так называемого, карманного В.: законопроект, не подписанный президентом в течение установленного срока, считается отпавшим, если к моменту истечения этого срока палаты парламента не заседают. В США за период с 1945 по 1966 год включительно право В. было применено в отношении 192 законопроектов, причём конгресс сумел преодолеть В. (то есть провести законопроект вновь) президента всего 15 раз. За этот же период, так называемое, карманное В. было применено в 207 случаях. В социалистических странах, где право издания законов принадлежит высшему представительному органу (например, Верховному Совету СССР), конституции не предоставляют главе государства права В. В международном праве иногда называют применением В. отсутствие единогласия 7 постоянных членов Совета Безопасности ООН (см. Единогласия принцип ) .Б. С. Крылов.

Читайте также:
Договор ответственного хранения с правом пользования: образец

Большая советская энциклопедия, БСЭ

вето, нескл., с.

Полный орфографический словарь русского языка

запрещение, запрет, отмена чего-либо

И если у России нет вето на расширение НАТО до российских границ, то ведь и у Запада нет вето на создание военной оси “Москва – Пекин”, на новую военную поддержку Кубы и других антизападных движений Латинской Америки, на военное сотрудничество с сербами, на военное присоединение многих прежних советских республик.

Пока что он успел наложить вето на 185 законопроектов о расходах, заработав попутно прозвище Дон Вето .

Теперь в случае разногласий с Советом Федерации думское большинство не сможет преодолеть вето верхней палаты без голосов оппозиции.

Звали его на Новом мосту «господин Вето », потому что он имел право «наложить вето », то есть запретить любой закон, принятый Законодательным собранием.

Неужели вы думаете, что белорусская сторона могла предложить договор России, где Россия лишалась права вето при наличии этого права вето в Беларуси?

Договор гражданско-правового характера

Зачем нужно соглашение ГПХ и как составить

Договор гражданско-правового характера — любое соглашение в рамках гражданского законодательства. В нем стороны договариваются о взаимных правах и обязанностях. Чаще так: один что-то делает, другой платит.

По договору ГПХ могут работать внештатные специалисты: строители, бухгалтеры, агенты по недвижимости, писатели и другие. Соглашением ГПХ оформляется разовая работа или оказание услуги, а результат фиксируется актом выполненных работ.

Какие бывают договоры ГПХ

К соглашениям ГПХ относят договоры:

Для оформления работ обычно используют договор подряда, для услуг — договор возмездного оказания услуг.

Договор подряда — это когда исполнитель выполняет работу по заданию заказчика и передает ему результаты работы, а заказчик их оплачивает.

Такое соглашение часто заключают на ремонтные и строительные работы, переработку и изготовление мебели, украшений или чего-то еще. Он подразумевает материальный результат работы, который можно потрогать.

Договор возмездного оказания услуг подразумевает процесс оказания услуг, его результат нельзя потрогать. Обычно его заключают на:

  • консультационные;
  • информационные;
  • аудиторские;
  • медицинские;
  • ветеринарные;
  • образовательные и другие услуги.

Еще есть договор авторского заказа. Его заключают, если результат работы — произведение: иллюстрация, статья, научное исследование.

Стороны могут заключить договор ГПХ, который не предусмотрен законом, или смешанный — это когда в одном документе содержатся элементы различных соглашений.

Когда заключают

Соглашение ГПХ можно заключить на разовую или проектную работу или услугу: изготовить детскую кровать, сделать ремонт в санузле или помочь кому-то продать квартиру. Работа по договору ГПХ всегда разовая — она не носит регулярный характер.

Как заключить договор гражданско-правового характера

Соглашение ГПХ всегда заключается в письменной форме. Но физлица могут договориться между собой устно, если стоимость сделки не больше 10 000 рублей.

Для заключения договора ГПХ исполнителю нужны:

  1. Паспорт.
  2. СНИЛС.
  3. ИНН.

Трудовая книжка для оформления сотрудничества не нужна. Если договор ГПХ заключается с иностранным гражданином, понадобится разрешение на работу или патент.

При заключении договора ГПХ заказчик не оформляет приказ о приеме на работу и не делает запись в трудовой книжке исполнителя.

Условия соглашения

В договоре ГПХ прописывают предмет соглашения, сроки, стоимость работ или услуг. Еще в нем указывают порядок выполнения работ или оказания услуг, их объем, ответственность сторон и другие условия.

Читайте также:
Имеют ли право начислять пени за капремонт

Предмет — то, о чем договариваются стороны: что именно должен сделать исполнитель и за какой результат или услугу — заплатить заказчик.

В договоре подряда и авторского заказа всегда указываются сроки завершения работы. Договор подряда может содержать промежуточные сроки — сроки завершения отдельных видов работ. Это когда одну большую задачу разбивают на несколько небольших и каждую сдают отдельно. В случае договора на ремонтные работы в санузле первым этапом может быть отделка пола и стен, вторым — установка сантехники. В договоре оказания услуг сроки работы указывать не обязательно.

В соглашении ГПХ указывают стоимость работы исполнителя. Еще прописывают, как проходит процедура сдачи-приемки работы или услуги и какие последствия ждут исполнителя, если работа или услуга окажется некачественной. Можно договориться о предоплате или поэтапной оплате и указать в договоре суммы за каждый этап. Если стоимость работы в договоре не прописана, заказчик платит среднюю цену по рынку за аналогичную работу или услугу.

В соглашении ГПХ можно прописать место работы исполнителя: бухгалтер выполняет задачи в офисе заказчика, а юрист консультирует только в своем офисе. Также важно обозначить, может ли исполнитель поручить работу третьим лицам или должен выполнить ее самостоятельно.

На какой срок можно заключать

Договор ГПХ заключается на определенный срок, но законом этот срок не ограничен. Заключить соглашение можно на несколько дней, недель или лет, но лучше договариваться о времени, которого исполнителю будет достаточно для выполнения работы или оказания услуги.

Порядок расторжения

Расторгнуть соглашение ГПХ можно в одностороннем порядке или по соглашению сторон.

Договор оказания услуг может расторгнуть в одностороннем порядке и заказчик, и исполнитель, если один оплатит другому понесенные расходы. Расторгнуть подряд в одностороннем порядке вправе только заказчик, если оплатит расходы подрядчика.

Если обе стороны решили прекратить сотрудничество, они оформляют письменное соглашение о расторжении. Порядок расторжения может быть прописан в договоре ГПХ, тогда стороны действуют по правилам из документа.

Расторгнуть договор ГПХ можно через суд только в случае, если вторая сторона против или не отвечает на уведомление о расторжении в установленный соглашением срок или в течение 30 дней, если срок не установлен.

Чем договор ГПХ отличается от трудового договора

Основные отличия — стороны и предмет соглашения.

В первом случае договор заключается между заказчиком и исполнителем, а предметом соглашения является результат работы или услуги. Во втором — договор заключается между работодателем и работником, а предметом является трудовая функция — работа по должности, штатному расписанию и профессии.

По трудовому договору работника оформляют в штат и он получает зарплату. Между ним и работодателем возникают трудовые отношения. А у работника появляются гарантии и компенсации: оплата больничных и ежегодного отпуска, выплаты при увольнении или сокращении.

По договору ГПХ исполнитель не числится в штате и работает в удобное время, а вместо зарплаты получает вознаграждение за выполненные работы. Результат отражают в акте выполненных работ.

Гражданско-правовой договор с физическим лицом

  • Суть и виды договоров гражданско-правового характера
  • Отличительные признаки договора подряда
  • ГПД на работы между физическими лицами — каковы его последствия?
  • Налоги для сторон гражданско-правового договора с физическим лицом
  • Форма и содержание гражданско-правового договора с физлицом — образец
  • Итоги

Суть и виды договоров гражданско-правового характера

Гражданско-правовые договоры — это соглашения, которые оформляются по правилам ГК РФ. Основное из этих правил (ст. 421 ГК РФ) определяет наличие возможности заключения договора на любых условиях, устраивающих его стороны (если иное для договора определенного вида не установлено законодательно).

Читайте также:
Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять страховку

Сторонами таких соглашений могут в разных сочетаниях выступать как юрлица, так и физлица (в т. ч. действующие как ИП), т. е. договор можно заключить между:

  • юрлицами;
  • физлицами;
  • юрлицом (юрлицами) и физлицом (физлицами).

По видам гражданско-правовые договоры делятся на оформляемые:

  • по сделкам с имуществом (купли-продажи, мены, дарения, аренды);
  • выполнению работ, оказанию услуг.

Несмотря на то что в ГК РФ договоры на работы и услуги разделены (различен их итог — получение результата в первом случае и осуществление определенных действий во втором), принципы оформления заключаемых по ним договоров очень близки. И именно эти договоры в ситуациях, когда исполнителем по ним оказывается обычное физлицо (действующее не как ИП), вызывают наиболее пристальное внимание проверяющих. Связано это с тем, что налогообложение доходов, выплачиваемых по таким договорам, осуществляется по особым правилам.

Ниже мы рассмотрим особенности оформления и налогообложения договора гражданско-правового характера с физическим лицом, выполняющим для работодателя работу (т. е. заключившим договор подряда).

Отличительные признаки договора подряда

Кто может стать работодателем по гражданско-правовому договору – ГПД – с физическим лицом, заключенным в связи с выполнением работ? Любое лицо — юридическое или физическое, причем последнее может оказаться как ИП, так и не имеющим этого статуса. В свою очередь, и исполнитель может быть как обычным физлицом, так и ИП.

Что отличает отношения по такому договору? Прежде всего, наличие конкретной работы определенного объема, которую необходимо сделать в оговоренные сроки. Допускается выполнение ее исполнителем как своими силами, так и привлекаемыми им лицами, с использованием для этой цели как своих собственных материалов и оборудования, так и материалов и оборудования заказчика.

В процессе выполнения работы по ГПД ее исполнитель не подчиняется режиму работы, действующему у его работодателя, но несет ответственность:

  • за качество сделанного им или привлеченными лицами;
  • соблюдение сроков по договору;
  • сохранность имущества и материалов, переданных ему заказчиком.

Особенности условий такого договора зависят также от того, к какому именно виду подрядных работ относятся выполняемые физлицом (гл. 37, 38 ГК РФ).

ГПД на работы между физическими лицами — каковы его последствия?

ГК РФ не препятствует заключению ГПД между физлицами. Однако ряд вопросов здесь возникает в отношении того, на кого ложатся обязанности по уплате налогов с доходов, получаемых исполнителем. Напомним, что каждая из сторон такого договора может оказаться ИП, и за счет этого возможны такие варианты сторон в договоре:

  • обе они (и работодатель, и исполнитель) являются ИП;
  • работодатель — ИП, а исполнитель — обычное физлицо;
  • работодатель — обычное физлицо, а исполнитель — ИП;
  • обе они — обычные физлица.

В первом варианте отношения складываются так же, как и между юрлицами или между юрлицом и ИП, т. е. каждый платит обязательные для него налоги, а сумма оплаты по ГПД является обычным расчетом между контрагентами.

Во втором варианте ИП-работодатель в отношении дохода, выплачиваемого физлицу, является плательщиком страховых взносов и налоговым агентом по НДФЛ, удерживаемому из этого дохода.

При третьем варианте физлицо-работодатель никакими налогами доход, выплачиваемый ИП-исполнителю, не облагает. Последний сам со своих доходов делает все необходимые платежи.

А при четвертом варианте у обеих сторон возникает необходимость осуществления налоговых платежей и составления отчетности:

  • у исполнителя — в отношении налога с полученного дохода, т. к. работодатель-физлицо в число налоговых агентов не входит (п. 1 ст. 226 НК РФ);
  • у работодателя — в отношении страховых взносов с этого дохода (подп. 1 п. 1 ст. 419, п. 2 ст. 420 НК РФ).

Последнее требует, соответственно, постановки на учет в ИФНС в качестве плательщика взносов. Таким образом, у обеих сторон при этом варианте ГПД имеют место те последствия, которые при нечасто заключаемых договорах такого рода не являются желательными.

Читайте также:
Правоустанавливающие документы на объект капитального строительства

Налоги для сторон гражданско-правового договора с физическим лицом

Какие же возникнут налоги при гражданско-правовом договоре с физическим лицом? Здесь опять же всё зависит от того, в каком качестве (обычного физлица или ИП) выступает исполнитель.

Обычное физлицо (в т. ч. им может быть и ИП, заключающий такой договор в качестве обычного физлица) будет расцениваться как работник, оформленный у работодателя по ГПД. И с его дохода работодатель начислит и уплатит:

  • НДФЛ (кроме ситуации, когда работодатель тоже является обычным физлицом), удержав его из дохода работника (п. 1 ст. 226 НК РФ);

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, смотрите рекомендации экспертов К+ как рассчитать и уплатить НДФЛ с выплат по договорам оказания услуг и подряда с физлицами-резидентами. Если доступа нет, оформите бесплатный пробный доступ к К+ и изучите порядок действий.

  • страховые взносы на ОПС и ОМС (от начисления взносов на ОСС в части нетрудоспособности и материнства такие доходы освобождены — подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ);
  • страховые взносы на травматизм, если такое условие предусмотрено в ГПД (п. 1 ст. 20.1 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Как исчислить страховые взносы при принятии работ по договору подряда с физическим лицом, не являющимся ИП, эксперты системы К+ рассказали в Путеводителе по подряду. Получите бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс.

Самостоятельно обычному физлицу, заключившему ГПД, придется платить только НДФЛ в ситуации, когда его работодателем становится тоже обычное физлицо.

ИП, вступившему в отношения по договору ГПД в качестве ИП, придется самому начислять и платить все платежи, обязательные для ИП:

  • обусловленные применяемой системой налогообложения;
  • страховые взносы на ОПС и ОМС;
  • налоги, к начислению которых обязывает наличие объекта налогообложения.

Сравнительную характеристику спецрежимов, применение которых предпочитают ИП, ищите здесь.

Форма и содержание гражданско-правового договора с физлицом — образец

Как оформляется ГПД? Поскольку он содержит достаточно много условий, требующих специальных оговорок, его всегда составляют в письменной форме. В нем должны быть отражены:

  • наименования и реквизиты договаривающихся сторон;
  • предмет задания, поручаемого исполнителю;
  • условия его выполнения (объемы, качество, сроки, принадлежность исходных материалов и необходимого оборудования);
  • стоимость работ, условия оплаты за них;
  • права и обязанности сторон (в т. ч. условие о начислении или неначислении взносов на травматизм);
  • процедура приемки выполненных работ;
  • ответственность сторон за нарушения условий соглашения.

О том, каким моментам в ГПД следует уделить особое внимание, читайте в статье «Договор подряда и страховые взносы: нюансы обложения».

Образец гражданского правового договора с физическим лицом, оформленный юрлицом, можно посмотреть на нашем сайте:

Образец гражданско-правового договора между физическими лицами мы не приводим, поскольку особых правил для его оформления не существует. Особенными для него окажутся только налоговые последствия.

Итоги

Гражданско-правовой договор отличает свобода в установлении его условий. Сторонами такого договора могут быть любые лица. По видам эти соглашения делятся на заключенные:

  • по операциям с имуществом;
  • в связи с выполнением работ, услуг.

Наибольшее количество вопросов вызывают ситуации, когда исполнителем по договору на выполнение работ (оказание услуг) оказывается обычное физлицо. Оно становится работником для своего заказчика, но не подчиняется правилам трудового законодательства, а доход его подлежит налогообложению в особом порядке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: