Правила оформления ПТС

Что такое электронный ПТС

Как его оформить и зачем он нужен

В России на каждый автомобиль, зарегистрированный в ГИБДД, оформляют паспорт транспортного средства — ПТС.

Раньше его можно было оформить только в бумажном виде. Но сейчас ситуация изменилась: на момент написания статьи почти у четырех миллионов автомобилей в России уже есть электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС).

У ЭПТС есть и преимущества, и недостатки. Расскажем, обязательно ли оформлять электронный паспорт и как правильно продать и купить автомобиль с ЭПТС.

Курс о больших делах

Зачем нужен паспорт транспортного средства

По закону ПТС — это один из основных документов, идентифицирующий транспортное средство. Можно спутать два автомобиля одной марки, цвета и года выпуска, но в ПТС будут все признаки, которые позволяют отличить один автомобиль от другого.

Функции ПТС схожи с паспортом гражданина России. Но если в паспорте гражданина содержатся данные о нем самом, то в ПТС вносят данные об автомобиле: его технических характеристиках, номерах основных агрегатов, обо всех собственниках, а также о постановке на учет и снятии с учета в ГИБДД.

А еще в ПТС можно внести дополнительные сведения об автомобиле — например, о том, что на него установили газобаллонное оборудование, что за автомобиль уплатили утилизационный сбор и многое другое.

Но то, какой именно ПТС у автомобиля, ни на что не влияет: это заверенная и подтвержденная государством информация об уникальных признаках конкретного транспортного средства.

Также ПТС без договора купли-продажи по-прежнему не подтверждает право собственности на автомобиль. Оно возникает в момент подписания договора купли-продажи. После регистрации в ГИБДД владелец автомобиля получает на руки свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) — это по-прежнему бумажный документ.

Что такое электронный ПТС

До 2015 года ПТС были исключительно бумажными и выдавали их только в ГИБДД. Порядок выдачи и замены регламентировал Приказ МВД РФ от 23.04.2019 № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним».

Этот документ действует и сейчас, но только в отношении бумажных ПТС. Их по-прежнему можно получить, заменить и внести в них изменения. ГИБДД имеет право выдавать бумажные ПТС, пока не закончатся их бланки. Но с 2025 года возможности получить бумажный ПТС уже не будет.

Идея заменить бумажные ПТС на электронные появилась в 2015 году. И задача была не только в том, чтобы упростить жизнь владельцам автомобилей. Было важно, чтобы единый порядок оформления электронных паспортов работал на всей территории стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — в России, Беларуси, Казахстане и Кыргызстане.

Предполагалось, что электронные ПТС на все новые автомобили начнут оформлять в 2017 году, но сроки несколько раз переносили. Все отсрочки закончились 2 ноября 2022 года: на все автомобили, выпущенные после 2 ноября 2022 года, электронный ПТС оформляется в обязательном порядке, а оформить бумажный — невозможно. Для автомобилей, выпущенных до этой даты, пока еще можно оформить бумажный паспорт в ГИБДД.

В Беларуси, Казахстане и Кыргызстане срок обязательного перехода на ЭПТС продлили до 31 декабря 2022 года — до этой даты там еще возможно оформить бумажный ПТС по правилам и формам, установленным в этих государствах.

По замыслу, абсолютно на все автомобили, что с момента вступления в силу новых правил произвели на территории этих стран или ввезли из государств, не входящих в ЕАЭС, должны оформлять ЭПТС. И делать это предстоит по единым правилам. При этом каждое государство может самостоятельно определять оператора — организацию, ответственную за выдачу ЭПТС. В России это ОАО «Электронный паспорт».

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.09.2014 № 59 PDF, 197 КБ

Где и как можно оформить ЭПТС

В ГИБДД невозможно внести изменения в существующий ЭПТС или получить новый. Государство не оказывает услуг по оформлению ЭПТС. Документ нельзя оформить через сайт госуслуг, нельзя подать заявку на оформление, нельзя получить скидку за оформление: услуга в любом случае будет стоить 600 Р .

И даже оператор электронных паспортов не оформляет ЭПТС. ОАО «Электронный паспорт» просто обеспечивает ведение реестра, который доступен организациям и частным лицам. Но у каждого, кто получает такой доступ, четко разграничены полномочия.

ПТС в виде бумажного листа формата А4 появились в 1993 году, и с тех пор объем сведений, которые в них вносились, постоянно увеличивался. VIN, сведения об уплате утилизационного сбора, информацию об установке дополнительного оборудования, например газобаллонного, о смене собственника и многое другое заносили на бумажный бланк. А когда место на бланке заканчивалось, переносили на новый. Но объем сведений об автомобиле, которые нужно учитывать, все время растет, а свободное место на бланке не бесконечно.

Другая проблема бумажного бланка в том, что внести изменения в него можно только в ГИБДД. А еще их нужно заверить печатью и подписью ответственного сотрудника. Владельцу автомобиля для этого приходится лично посещать подразделение ГИБДД. Электронная запись на прием решает многие проблемы. Вот только во многих городах время приема расписано на месяц вперед.

Читайте также:
Оформление кассовых документов в бухгалтерии

Поэтому и было решено отказаться от бумажного бланка, да и вообще от оформления ПТС как государственной услуги.

Производитель может оформить ЭПТС на автомобили, которые выпускает сам, с даты начала применения электронных паспортов. Оформить ЭПТС на более старый автомобиль производитель не может. Работает это так: можно купить в автосалоне новую Ладу 2022 года выпуска, электронный паспорт на которую оформил автозавод. Но при этом бесполезно обращаться на завод с просьбой оформить ЭПТС на автомобиль 2013 года.

Зато такой электронный паспорт может оформить уполномоченная организация. Перечень утверждает Минпромторг России и размещает на своем сайте.

Перечень уполномоченных органов (организаций) и организаций-изготовителей, оформляющих ЭПТСPDF, 414 КБ

В целом процесс получения ЭПТС зависит от того, как и у кого покупали автомобиль и оформляли ли на него ранее бумажный ПТС.

Если новый автомобиль российского производства покупают в автосалоне, автозавод уже выпустил на него ЭПТС. У такого автомобиля никогда не было бумажного ПТС. Данные нового владельца в ЭПТС внесет либо дилер, либо уполномоченная организация.

При этом при регистрации в ГИБДД не потребуется предоставлять какие-либо распечатки из электронного ПТС: сотрудники ГИБДД сами проверят соответствие всех данных. Владельцу автомобиля не придется уплачивать за это госпошлину.

Если автомобиль ввозят из страны — члена ЕАЭС, оформить бумажный паспорт тоже не получится. За оформлением ЭПТС придется обратиться в одну из уполномоченных организаций. Услугу может заказать как частное лицо, которое ввозит машину для личного пользования, так и организация-импортер. ЭПТС оформят за 600 Р .

Если владелец автомобиля потерял бумажный ПТС или решил поменять его на электронный, также придется обращаться в уполномоченную организацию. Услуга стоит 600 Р . В этом случае не придется платить госпошлину 800 Р за замену бумажного ПТС в ГИБДД.

Даже если такой ПТС сохранится, воспользоваться им для регистрации автомобиля в ГИБДД не получится: при оформлении электронного паспорта бумажному присвоят статус «аннулированный» и сотрудники ГИБДД будут видеть эту информацию.

Кто может вносить изменения в ЭПТС

Владелец может самостоятельно вносить изменения и дополнения в ранее выпущенный ЭПТС: например, при продаже автомобиля он может внести данные нового собственника. Вместо собственноручной подписи при этом старый и новый собственники подтверждают изменения с помощью пароля из СМС.

А вот изменить технические характеристики автомобиля, например уменьшить его мощность, чтобы сэкономить на транспортном налоге, владельцы не могут: система не предусматривает такой возможности.

Изменения могут вносить испытательные лаборатории: если владелец установил на автомобиль ГБО или внес другие изменения в конструкцию — например, заменил кузов на другой, не предусмотренный заводом изготовителем. Но эти лаборатории не могут поменять данные о собственнике.

Доступ к ЭПТС также есть у банков: они могут внести в него сведения как о залоге кредитного автомобиля, так и о прекращении залога.

Вот остальные организации, которые могут подключаться к системе ЭПТС:

  1. Представители иностранных автопроизводителей.
  2. Официальные дилеры.
  3. Лизинговые компании.
  4. Юридические лица и ИП — собственники транспортных средств.
  5. Органы, которые занимаются сертификацией транспортных средств.
  6. Испытательные лаборатории и органы гостехнадзора.

У каждого пользователя будут свои, ограниченные полномочия. Объем сведений, которые можно внести в ЭПТС, ограничивается только возможностями базы данных. Если возникнет необходимость учитывать какие-то новые сведения — в базе данных для них можно задать новые поля.

Обязательно ли менять бумажные ПТС на электронные

Если на ваш автомобиль оформлен бумажный паспорт — можно продолжать им пользоваться без ограничений. Закон никак не ограничивает сроки действия бумажных ПТС: в 2025 году их прекратят выдавать, но ранее выданные будут действовать до тех пор, пока владелец не решит их заменить или не избавится от автомобиля.

При утрате бумажного ПТС владелец автомобиля по-прежнему может получить дубликат бумажного паспорта в ГИБДД. При этом владелец автомобиля может добровольно заменить бумажный паспорт на электронный. Вот когда в этом есть смысл.

Бумажный ПТС на руках, но в нем есть отметка «Дубликат». Если в особых отметках написано «Дубликат выдан взамен ПТС такого-то » — ничего страшного. А вот отметка «ПТС такой-то выдан взамен утерянного» — настоящая проблема: машину с таким ПТС продать сложнее, покупатели относятся к ним с недоверием. Так что, если в паспорте есть такая запись и машина не в залоге, можно смело идти за ЭПТС: в нем не будет никаких отметок.

Бумажный ПТС утерян. ЭПТС будет стоить 600 Р : это на 40 Р дороже, чем получить бумажный дубликат ПТС в ГИБДД. Зато электронный паспорт больше никогда не потеряется. По-прежнему работает преимущество, о котором мы упомянули выше: в ЭПТС не напишут, что его оформили взамен утерянного и проблем с продажей автомобиля не будет.

На залоговую машину без проблем оформят ЭПТС и сразу же поставят отметку о залоге. А вот в бумажный ПТС, оформленный в ГИБДД, такие данные не вносили: сотрудники ГИБДД не обязаны проверять автомобиль на наличие залогов. Все-таки факт, что ПТС лежит у банка, не может быть основанием отказа в госрегистрации.

Читайте также:
Можно ли заниматься грузоперевозками без оформления ИП

Владелец автомобиля меняет фамилию: например, в связи со вступлением в брак.

Владелец автомобиля часто теряет документы. Потерять ЭПТС в принципе невозможно.

Чем электронный ПТС лучше бумажного

По сравнению с бумажным паспортом у электронного есть ряд преимуществ.

Неограниченное количество записей о новых владельцах. В то время как в бумажном ПТС можно сделать всего шесть записей, а потом нужно идти в ГИБДД, платить пошлину и получать новый, с отметкой «Дубликат».

Подделать ЭПТС пока что невозможно. Угонщики давно освоили схему, когда на угнанном автомобиле перебивают номера основных агрегатов, бланк ПТС печатают на цветном принтере и вписывают в него данные другого реально существующего автомобиля.

Если сотрудники ГИБДД при регистрации не выявят подделку — на дорогах появится два автомобиля с одинаковыми ПТС. Но даже если выявят, к тому моменту угонщики уже успеют получить деньги от покупателя и скрыться, а сам покупатель останется и без автомобиля, и без денег.

В случае с ЭПТС невозможно создать два электронных паспорта с одинаковыми данными.

В ЭПТС гораздо больше полезной информации, чем в обычном ПТС. Но это в большей степени плюс для покупателя автомобиля на вторичном рынке и для добросовестного продавца. Перекупам будет сложнее.

Какую информацию указывают в ЭПТС

ЭПТС оформляют на транспортные средства, шасси и самоходные машины. Объем информации будет разным.

Вся информация из бумажного ПТС помещается на половинке листа формата А4. Вот что можно найти в ЭПТС:

  1. Номер ЭПТС.
  2. Статус ЭПТС: например, «Незавершенный», «Действующий», «Аннулированный», «Утилизированный».
  3. Категория транспортного средства в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза.
  4. Адреса изготовителя, его представителя и завода, на котором собрали транспортное средство.
  5. Места расположения таблички изготовителя, VIN, а также структуру и содержание VIN — в соответствии с разделом 3 ГОСТ Р 51980-2002.
  6. Место расположения номера двигателя, его структуру и содержание — в соответствии с разделом 4 ГОСТ Р 53602-2009.
  7. Количество мест спереди и сзади, количество посадочных мест, пассажировместимость, общий объем багажных отделений.
  8. Описание гибридной силовой установки, если она есть в автомобиле.
  9. Информация об электродвигателе, если он есть: марка, тип, рабочее напряжение, максимальная тридцатиминутная мощность, устройство накопления энергии, его место расположения и запас хода.
  10. Размерность шин, их индекс несущей способности и скоростная категория.
  11. Число передач в КПП, их передаточные числа.
  12. Ограничения на возможность использования на дорогах общего пользования, возможность использования в качестве маршрутного транспортного средства.
  13. Территория, на которой допускается регистрация транспортного средства.
  14. Теоретически есть возможность включать в ЭПТС иные сведения: например, о страховании и страховых случаях, о полисах ОСАГО, ДСАГО, каско, «Зеленой карте», о повреждениях, ДТП, техосмотре, техобслуживании и ремонте.
  15. Информация об ограничениях и обременениях.

Сведения, указываемые в ЭПТС на транспортное средство, шасси и самоходную машину PDF, 557 КБ

Регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств PDF, 197 КБ

Регламент Евразийской экономической комиссии о функционировании систем электронных паспортов транспортных средств PDF, 213 КБ

Руководство пользователя по работе с реестром ЭПТС, стр. 20—21 PDF, 1,38 МБ

Как посмотреть электронный ПТС и получить выписку

Владелец автомобиля может получить доступ к электронным паспортам всех своих транспортных средств. Для этого достаточно зарегистрироваться на портале СЭП — системы электронных паспортов транспортных средств. Вот как это можно сделать:

  1. Анонимно. Представиться не попросят, но нужно будет указать номер телефона и электронную почту.
  2. Как физическое лицо с применением логина и пароля от сайта госуслуг.
  3. Как физическое лицо или представитель юридического лица по электронной подписи.

Зарегистрированный на портале собственник автомобиля увидит только электронные ПТС принадлежащих ему транспортных средств. Вот что он может делать:

Потенциальный покупатель автомобиля с пробегом тоже может зарегистрироваться на портале. Вот что он сможет сделать, зная номер ЭПТС или VIN конкретного транспортного средства:

  1. Проверить статус ЭПТС — например, он может быть действующий, аннулированный или утилизированный.
  2. Проверить сведения о наличии ограничений.
  3. Получить выписку из ЭПТС на чужой автомобиль.
  4. Получить отчет по автомобилю.
  5. Проверить сведения о наличии электронного паспорта: есть у автомобиля ЭПТС, нет этого документа или нет сведений.

Получить эту информацию возможно только в том случае, если на автомобиль оформлен электронный ПТС.

Услуги портала платные.

Например, чтобы внести сведения о новом собственнике при продаже автомобиля с использованием портала, придется заплатить 120 Р . Это дешевле, чем госпошлина ГИБДД за внесение изменений в бумажный ПТС и внесение изменений в ЭПТС уполномоченной организацией.

Получить выписку из ЭПТС об автомобиле по его VIN стоит 250 Р , сделать это может любой желающий. Учитывая объем сведений, который содержится в электронном паспорте, возможно, получится сэкономить на услугах сервисов, которые рассказывают об истории автомобиля

Читайте также:
Оформление посылки почта России: образец

Как заполнить ПТС при продаже автомобиля?

Добрый день, уважаемый читатель.

Если автовладелец обращается в ГИБДД для выполнения любого регистрационного действия с транспортным средствам, то в паспорт этого транспортного средства вносится дополнительная информация. Причем часть информации вносится сотрудниками ГИБДД, а часть данных должен внести водитель.

Самая распространенная ситуация, когда требуется заполнение ПТС, – это продажа автомобиля. Однако есть и другие случаи: дарение автомобиля, получение в наследство. Кроме того, ПТС заполняется даже в том случае, когда собственник автомобиля не меняется. Например, при внесении изменений в конструкцию автомобиля.

В этой статье речь пойдет о том, как заполнить паспорт транспортного средства в различных ситуациях:

Правила оформления ПТС

Нормативный документ, который рассказывает о том, как именно должен заполняться паспорт транспортного средства, – Приказ министерства внутренних дел Российской Федерации “Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним”.

Примечание. Приложение номер 3, в котором речь идет об оформлении ПТС, действует начиная с 1 ноября 2022 года. До этой даты заполнение ПТС регламентируется другим документом – Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (пункты 50 1 – 50 2 ).

При этом оба документа дают почти полностью совпадающие инструкции, поэтому в рамках данной статьи будет рассматривать только более новый.

Обратимся к подпункту 32.2 приложения 3 к приказу МВД:

32.2. При совершении в установленном порядке сделок, направленных на отчуждение и приобретение права собственности на транспортные средства:

  • в строках “Наименование (ф.и.о.) собственника”, “Адрес”, указываются данные нового собственника, который приобрел право собственности на транспортное средство;
  • в строке “Дата продажи (передачи)” указывается число, месяц и год совершения сделки, направленной на отчуждение и приобретение права собственности на транспортное средство;
  • в строке “Документ на право собственности” указывается наименование документа, подтверждающего право собственности на транспортное средство, его номер (если имеется) и дата составления;
  • в строке “Подпись прежнего собственника” проставляется подпись прежнего собственника транспортного средства, а в строке “Подпись настоящего собственника” – подпись нового собственника.

Заполнение строк паспорта, предусмотренных данным подпунктом, осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами, являющимися продавцами и (или) покупателями транспортных средств. В случаях, когда сделки, направленные на отчуждение и приобретение права собственности на транспортные средства, совершались с участием юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся продавцами и (или) покупателями транспортных средств, заполненные строки заверяются оттисками их печатей (при их наличии).

В заключительном абзаце этого подпункта речь идет о том, что некоторые поля ПТС должны быть заполнены продавцом и покупателем транспортного средства самостоятельно. Причем речь не обязательно идет о покупке автомобиля у организации (юридического лица). Если Вы покупаете машину “с рук”, то паспорт также следует заполнить.

Примечание. Как показывает практика, если при обращении в ГИБДД какие-то поля ПТС не будут заполнены, то сотрудники заполнят их самостоятельно. Серьезных проблем отсутствие записи в ПТС не вызывает. Однако законодательство говорит о том, что паспорт следует оформить должным образом.

Вернемся к подпункту 32.2. В нем перечислен перечень полей, которые нужно заполнить в ПТС при смене собственника:

Поле Что вносится? Кем заполняется?
Наименование (ф.и.о.) собственника Фамилия, имя и отчество человека, который становится владельцем транспортного средства (покупателя, одаряемого, наследника), то есть человека, который будет регистрировать машину в ГИБДД. Продавцом или покупателем
Адрес Адрес постоянной регистрации (прописки) человека, который становится владельцем транспортного средства (покупателя, одаряемого, наследника). Продавцом или покупателем
Дата продажи (передачи) Дата фактической передачи транспортного средства. Если при передаче автомобиля был составлен акт передачи, то нужно указать дату этого акта. Если при продаже составлялся только договор (без акта), то указывается дата договора. Продавцом или покупателем
Документ на право собственности Название документа, подтверждающего переход права собственности на автомобиль, (договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве на наследство), номер этого документа (если он предусмотрен документом), дата составления документа. Продавцом или покупателем
Подпись прежнего собственника Подпись человека, который ранее владел автомобилем (продавца, дарителя). При вступлении в наследство поле не заполняется. Продавцом
Подпись настоящего собственника Подпись человека, который становится владельцем автомобиля (покупателя, одаряемого, наследника). Покупателем
Свидетельство о регистрации ТС (и далее) Не заполняется. Сотрудниками ГИБДД

Итак, в таблице рассмотрены общие правила заполнения полей паспорта транспортного средства. Ниже будут приведены примеры всех распространенных ситуаций, когда требуется заполнение ПТС.

Образец заполнения ПТС

В любом паспорте транспортного средства предусмотрены места для внесения 6 собственников, каждое из которых занимает 1/4 часть листа формата А4. 2 раздела находятся на лицевой стороне паспорта, 4 – на оборотной.

При оформлении сделки выберите следующее незаполненное поле и вносите новые данные только в него.

Внимание! Если при заполнение ПТС допущена ошибка, то не следует ее исправлять. Просто перечеркните соответствующий раздел крест накрест по диагонали. А информацию о сделке впишите в следующий свободный раздел.

Читайте также:
Неверное оформление кредитного договора

Все поля паспорта транспортного средства заполняются “от руки”. После внесения нового собственника раздел паспорта должен иметь такой вид:

В этом примере договор купли-продажи заключен между физическими лицами, поэтому поля “место печати” (“м. п.”) не заполнены.

Оформление ПТС при продаже машины

В данном примере в качестве продавца выступает Иванов Иван Иванович , а в качестве покупателя – Петров Петр Петрович . Между ними заключен стандартный договор купли-продажи автомобиля, который не имеет номера. Акт передачи автомобиля не составлялся.

Электронные ПТС: зачем они нужны и как с ними жить

13 октября 2022 Комменты

В ноябре 2022 года в России заканчи­вается переходный период, в течение которого привычные бумажные паспорта транс­портных средств выдавались наряду с электронными (ЭПТС). Если всё пойдёт по плану, то бумажные паспорта на любые новые авто­мобили, выпускаемые в обращение на территории страны, выдавать пере­станут, а сведения о машинах и их собствен­никах будут храниться только в электронном виде. По данным управляющего директора АС «Система электрон­ных паспортов» Бориса Ионова, сегодня электронные документы уже оформляют 98% российских произво­дителей и импортёров, за исключе­нием некоторых мелких кузовных фирм.

Зачем вообще потребовалось отказываться от бумаги

Электронный паспорт — это защищённая от изменений запись в базе данных, которую можно многократно пополнять новыми сведе­ниями о машине, собствен­никах и статусе регистрации. Помимо основной информации, ЭПТС может хранить данные о характери­стиках и комп­лектации машины, страховых полисах, авариях и ремонтах, прохож­дении техосмотра, обслужи­вании и пробегах. Туда же должны попадать информация об ограни­чениях на регистрацию, записи судебных приставов, данные о кредитах, залогах или работе в такси.

Владелец не сможет потерять этот документ, а мошен­ники — не смогут украсть его или подделать. Кроме того, система позволяет мгновенно сменить собствен­ника, что исключит получение чужих штрафов после продажи. В общем, история авто­мобиля должна стать максимально прозрачной, а регистраци­онные действия — упроститься.

Кто может просматривать и менять данные в паспорте

Начать стоит с того, что сам паспорт, то есть запись в системе, создает автопроиз­водитель или импортёр — тот, кто выпускает машину в обращение и при­сваивает ей VIN-номер. Сведения в ЭПТС могут добавлять только уполно­моченные организации — от дилера и ГИБДД до авто­сервисов и пунктов техосмотра. При этом все предыдущие записи будут сохранены.

Менять данные не может никто, и это главный принцип системы. Даже если случилась замена кузова и VIN-номера, этот факт станет лишь ещё одной записью в ЭПТС. Просмотреть весь паспорт целиком получится только у собственника авто­мобиля после авторизации на сайте Системы электронных паспортов, но поменять данные в истории автомобиля он тоже будет не в состоянии.

Можно ли будет посмотреть историю машины будущим владельцам?

Значительную часть информации о машине с известным VIN-номером или номером ЭПТС можно получить в Системе электронных паспортов за деньги. Это будут только сведения об авто­мобиле, без каких-либо личных данных предыдущих владельцев. Эти же сведения владелец может предо­ставить покупателю сам безо всякой оплаты — если хочет продать авто­мобиль максимально открыто. «Посторонний человек не увидит никаких персональных данных, только информацию по автомобилю. Но собственник сможет получить любые данные», — подчёркивает Борис Ионов.

Нюанс заключается в том, что некоторых сведений в системе может просто не быть. Если предыдущий владелец, например, пренебрегал обязательной страховкой, не проходил техосмотр, не обслуживался у дилера и не оформлял свои аварии. Но такой автомобиль должен насторожить покупателя сам по себе.

Как поставить на учёт автомобиль с электронным ПТС

Для покупателя автомобиля процедура принципи­ально не изменилась, а вот список требуемых документов сократился. Если речь идёт про новую машину, то у дилера будет достаточно получить договор купли-продажи с номером ЭПТС, который потребуется, в том числе, и для оформ­ления полиса ОСАГО. Дилер сам впишет в систему имя нового владельца.

После этого автомобиль нужно будет поставить на учёт в отделении ГИБДД, где в ЭПТС внесут данные о номерных знаках и выданном Свидетель­стве о регистрации (СТС). Нюанс в том, что сотрудник ГИБДД не имеет доступа к личным данным владельца, поэтому оформит СТС только на основании договора купли-продажи. Собственнику останется изготовить и установить присвоенные номерные знаки.

Как переоформить подержанный автомобиль с ЭПТС

Тут всё тоже происходит по прежней схеме — только из процесса исключается передача ПТС и внесение в него новых записей. Продавец и покупатель должны составить стандартный договор купли-продажи, а дальше им надо само­стоятельно пере­оформить машину в Системе электронных паспортов. Это можно сделать почти мгновенно при наличии электронных подписей или верифициро­ванных аккаунтов на портале Госуслуг. Просто прийти с договором в отделение ГИБДД уже не выйдет. Борис Ионов отмечает: «Сведения о собствен­нике в ЭПТС ГИБДД не получает и, соответ­ственно, не вносит нового собственника».

Технически процедура смены владельца выглядит так. Старый собственник делает запись о передаче машины другому лицу. Потом покупатель, уже под своей учётной записью, подтверждает операцию. С этого момента автомобиль официально принад­лежит ему, а все новые штрафы будут отправ­лены на его адрес. В термино­логии системы ЭПТС такая операция называется принципом двух согласий.

Читайте также:
Какие документы нужны для оформления социальной стипендии

Если речь идёт о продаже автомобиля через трейд-ин, то всё зависит от схемы сделки: салон либо просто сводит продавца с покупателем, либо сразу выкупает автомобиль, внося в ЭПТС очередную запись. Регистраци­онные действия при этом не производятся, поэтому число владельцев автомобиля фактически не меняется.

Слышал, что с ЭПТС появляются новые лазейки для угонщиков. Это правда?

В том, что ГИБДД не видит весь набор данных из ЭПТС, а опирается только на ту информацию, которая попадает в её базу данных по межведом­ственным протоколам, специ­алисты по угонам действи­тельно усматривают опасную лазейку. Считается, что систему можно попробовать обмануть, предъявив в ГИБДД фальшивый договор купли-продажи с фальшивым паспортом псевдо­покупателя и заявив, что все остальные документы на автомобиль утеряны по пути в отделение.

В теории, полицейские могут оформить новые документы на покупателя с фальшивым паспортом, однако вся эта ситуация обязательно покажется им подозри­тельной и потребует допол­нительных проверок. «В МВД заявили, что данные о собствен­никах у них есть. По факту они вручную проверяют — на каждое регистраци­онное действие делают запрос и смотрят, кто к ним пришёл. И в этом случае разницы между бумажным или электронным ПТС нет никакой», — объясняет Борис Ионов. Но главное, добавляет эксперт, что сотрудник ГИБДД не сможет внести в ЭПТС имя мошенника в качестве нового собственника — даже если поверит в эту историю.

У меня бумажный ПТС: мне надо что-то с этим делать?

Никто не требует срочно переоформлять бумажные документы, и у них нет никакого срока действия. Так что, в теории, с бумажным ПТС можно ездить до утили­зации автомобиля. Но при утере документа оформить дубликат получится только в том случае, если в местном отделении ГИБДД останутся старые бланки — иначе придётся всё-таки переносить сведения в электронный формат. То же самое будут делать и те, у кого в ПТС банально закончилось место для записей.

Создать ЭПТС на подержанный автомобиль могут только уполно­моченные лаборатории и операторы техосмотра, списки которых есть на сайте Системы электронных паспортов. Проблема в том, что операторов с такими полно­мочиями пока мало — во всей стране их всего полсотни, и лишь четыре работают в Москве. И в эти же лаборатории придётся обращаться тем, кто само­стоятельно ввозит машину границы Евразийского экономи­ческого союза.

Как утверждает Борис Ионов, в принципе, у МВД ещё остались возмож­ности выдачи бумажных паспортов, но во многих отделениях уже нет и не будет новых бланков. Поэтому с течением времени на электронный формат перейдут все.

Получится ли ездить на машине из России в странах ЕАЭС?

Переход на электронные паспорта в России несколько раз откладывался именно неготов­ности стран Единого таможенного простран­ства, однако это не повод снова двигать срок, считает Борис Ионов. «В России по переходу к ЭПТС сделано всё. К тому же с ноября прекращает действие ряд законо­дательных актов по бумажным ПТС».

Автомобили с ЭПТС уже сегодня экспорти­руются в Белоруссию и Казах­стан, где без проблем встают на учёт — но пока лишь по специально разра­ботанным процедурам. «Бело­руссия также начинает выдавать электронные паспорта. По российской схеме готовы работать и в Киргизии», — утверждает Борис Ионов. В общем, массовых проблем с вывозом российских машин быть не должно, а те, что есть, могут решиться в ближайшее время.

Переход на электронные ПТС в интересах владельцев и государства

Значение системы электронных паспортов (СЭП)

Действующий бумажный паспорт транспортного средства (ПТС) формата А4 появился в 1993 году. Он содержал основную информации об автомобиле, его владельце и регистрационных данных. Со временем стандарт паспорта потребовал ряд дополнений: появились поля для описания изменений в конструкции автотранспорта (тюнинг), о выдаче дубликатов, уплате утилизационного сбора. Список можно было бы продолжать, но внесение дополнительной информации ограничено размером бумажного носителя.

Помимо этого бумажный документ имеет ряд неудобств как для владельца, так и для государственных служб: теряется, портится, его можно украсть . Чтобы избежать рисков, Правительство России инициировало переход на выдачу паспортов автомобилей только в электронном виде (ЭПТС). Старт проекта несколько раз переносили, окончательный срок — 1 ноября 2019 года.

Переход на единую систему электронного документооборота ПТС упростит для граждан регистрацию транспортных средств, позволит наблюдать за жизненным циклом автотранспорта и его перемещением , а госорганам – пользоваться достоверными базами данных во всех странах Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС).

Электронный паспорт транспортного средства – это запись в базе данных, которая содержит сведения о транспортном средстве: технические характеристики, сведения об авариях, техобслуживании и так далее.

Эта информация оформляется и хранится в автоматизированной системе электронных паспортов (АС СЭП), постоянно обновляясь в течение эксплуатации автомобиля.

Читайте также:
Правильное оформление заявления: образец

Основные преимущества ЭПТС:

  • легкий доступ к истории жизненного цикла ТС;
  • меньше рисков купить автомобиль, находящихся в угоне;
  • электронный паспорт нельзя потерять, у него нет срока годности и нет необходимости его восстанавливать;
  • можно вносить любое количество собственников и дополнительных сведений (страхование, ДТП, ремонт, залог, техосмотр и прочее).

Детальная информация о транспортном средстве сделает прозрачным и безопасным процесс продажи или покупки автомобиля на вторичном рынке. В системе электронных паспортов данные невозможно стереть или изменить, в ней аккумулируются все сведения, по которым видно, что это за машина: договоры лизинга, использование в качестве такси, факты ДТП.

Государству отказ от бумажных носителей позволит сократить бюджет на приобретение бланков новых паспортов, их транспортировку и хранение, закупку и обслуживание принтеров, сканеров и другой оргтехники.



Новый стандарт ПТС

ЭПТС оформляют в следующих случаях:

  1. Приобретение нового автомобиля. Завод-изготовитель передаёт новую машину в салон с готовым ЭПТС.
  2. Ввоз автомобиля из-за ЕАЭС. Электронный паспорт оформляется в соответствующих организациях, которые имеют разрешение Минпромторга РФ.
  3. Утеря бумажного ПТС или его замена на электронный (из-за того, что он пришел в негодность или по собственной инициативе автовладельца). Получить ЭПТС можно в уполномоченной организации: у оператора технического осмотра или в органе сертификации. Стоимость оформления ЭПТС составит 600 рублей (вместо 800 рублей за получение бумажного ПТС).

Как оформить электронный ПТС

Выданные до 1 ноября 2019 года бумажные ПТС будут действительными. Их не нужно в обязательном порядке менять на электронные ПТС. Но, при желании, собственник может это сделать. Электронный ПТС будут оформлять в автоматизированной системе эти участники электронного документооборота:

  • организации-изготовители вносят сведения о первом собственнике и о гарантийных обязательствах;
  • дилеры — о собственнике при его смене;
  • банки — о постановке и снятии залога;
  • лизинговые компании — о лизинге;
  • страховые компании — о страховании, страховых случаях и ДТП;
  • операторы технического осмотра — о ТО и внесении изменений в конструкцию.

Информацию может вносить также импортер при ввозе единичных ТС из-за границы. Поскольку импортер сам заполняет необходимые данные, а электронный ПТС формируется автоматически, таможне нет необходимости оформлять ПТС на ввозимые машины. Благодаря этому время таможенной очистки ТС сокращается с 2-3 недель до нескольких дней, и дистрибьюторы экономят значительное время

Все перечисленные выше юридические лица должны быть включены в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств – членов Евразийского экономического союза и организаций – изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники.

Каждое изменение в ЭПТС должно заверяется электронной подписью , чтобы впоследствии легко можно было узнать, кто именно внес ту или иную правку. Поэтому всем участникам электронного документооборота в АС СЭП понадобится сертификат электронной подписи (ЭП). Электронная подпись необходима каждому сотруднику, который будет работать в системе.

Для получения электронной подписи обратитесь в «Расчётный центр «Практик» , официальному партнёру СКБ Контур с 2005 года, и оставьте заявку .

Специалисты технической поддержки по телефону помогут установить на компьютер компоненты, необходимые для работы ЭП. Мы выдаем подписи согласно 63-ФЗ с обязательным удостоверением личности владельца. В сертификат подписи встроена лицензия КриптоПро CSP, поэтому вы можете использовать его на любом компьютере.

Дополнительные услуги: перевыпустим сертификат, изготовим дубликат, выпустим за 1 час.

Наши филиалы расположены в городах: Москва, Тула и Воронеж. Для получения сертификата электронной подписи необходимо личное присутствие клиента.

Рекомендуем заранее приступить к получению сертификата электронной подписи, так как ближе к 1 ноября 2019г. возрастет нагрузка на выпускающие удостоверяющие центры, возможны очереди.

Оставьте заявку на получение электронной подписи, заполнив форму:

Электронный ПТС (ЭПТС): что это и как оформить? Отличия ЭПТС от бумажного ПТС

Электронные ПТС (паспорта транспортного средства) были введены относительно недавно, в 2019 году. Пока можно воспользоваться бумажными носителями, но существует информация, что в ближайшее время их полностью заменят цифровые эквиваленты.

  • Электронный ПТС и его определение
  • Электронный ПТС и его отличие от бумажного аналога
  • Электронный ПТС и его положительные стороны
  • Оформить электронный ПТС: обязательно ли это или можно остаться с бумажным?
  • ЭПТС и как с ним установить авто на учете
  • Электронный ПТС или бумажный: покупка б/у авто со старым документом
  • ЭПТС: можно ли приобрести автомобиль в кредите?
  • Как получить электронный ПТС и продать транспорт
  • Электронный ПТС: как продать с ним автомобиль
  • ЭПТС: продажа транспорта с кредитом
  • Электронный ПТС: где и как проверить его оригинальность
  • Комментарии

Электронные ПТС (паспорта транспортного средства) были введены относительно недавно, в 2019 году. Пока можно воспользоваться бумажными носителями, но существует информация, что в ближайшее время их полностью заменят цифровые эквиваленты.

Электронный ПТС и его определение

Электронный ПТС или как его еще называют, электронный паспорт автомобиля. В нем размещены все данные об авто и его владельце представлены в виде виртуальной информации.

Читайте также:
Срок оформления наследства после подачи заявления

Электронный ПТС и его отличие от бумажного аналога

ЭПТС отличается от своего бумажного эквивалента тем, что не имеет носителя. По сути это часть базы данных, состоящая из пятнадцатизначного кода. Её невозможно потерять, испортить, или деформировать другим образом. А вот если нечто подобное произойдет с бумажным документом, придется запрашивать его копию. Это важно, поскольку исключает обман с документом.

Также ПТС в электронном видепозволяет указать больше информации об автомобиле. Для примера, старый образец содержит двадцать одно поле, тогда как электронный вариант может содержать до 150 полей. Информация, которая в них вносится, может быть обязательной (тех.данные авто) и дополнительной (кто собственник, данные о кредите, залоге, страховке и т.п.).

Чтобы внести информацию в ЭПТС, нужно иметь на это право. Такими полномочиями обладают: таможня, ГИБДД, заводы, занимающиеся изготовлением. Информацию могут вносить операторы техосмотра, работники налоговой, кредитные организации. Но их доступ ограничен. Данные, что уже были внесены, не подлежат корректировке. Их можно только дополнять. Удаление происходит только одним способом – если новый владелец не пожелал сохранить информацию о старом. Но эти сведения все равно останутся в ГИБДД.

Владельцы автомобиля могут получить выписку на электронный ПТС. В ней указан минимум информации о транспорте. Рассматриваемый инструмент используется, чтобы оформить ОСАГО.

Электронный ПТС и его положительные стороны

Электронный паспорт транспортного средства разрешает максимально искоренить мошенничество в системе. Теперь вся информация о залоге, продаже и т.п. максимально открытая для тех, кто запрашивает выписку. Помимо этого также выделяются другие стороны:

  • Исключается кража или утеря документа.
  • Можно внести больше чем шесть владельцев. В электронном формате используется 150 полей, они могут вместить гораздо больше информации.
  • Электронный паспорт заметно облегчает оформление сделки купли-продажи. Это связано с большей открытостью документа.

Последнее на что следует обратить внимание – стоимость вопроса. Электронный документ немного дешевле – за него вы заплатите 600 рублей, против 800 рублей за бумажный вариант. Но учтите, что внесение информации является платным, и стоит 250 рублей.

Оформить электронный ПТС: обязательно ли это или можно остаться с бумажным?

Электронный ПТС на машину можно не получать, если у вас ещё действует бумажный. Но есть ситуации, когда замена обязательная. Получить новый формат документа необходимо в следующих случаях:

  • Бумажный носитель утерян или поврежден;
  • Нет места для новых записей;
  • Сам владелец хочет получить документ нового образца;
  • Будете самостоятельно вывозить машину в другую страну.

Обратитесь в ГИБДД или таможню. Иметь на один автомобиль два формата документа одновременно нельзя.

ЭПТС и как с ним установить авто на учете

ЭПТС уже есть на всех автомобилях, которые продаются в салонах, потому при покупке номер паспорта вносится в договор. Оформленный договор нужно отнести в страховую, а получив страховку – в ГИБДД.

Покупая авто с рук, нужно отправить запрос в специализированные органы, чтобы информация о смене владельца была внесена в базу. Заявка оформляется используя Госуслуги. Также оформление возможно в МФЦ или в системе электронных паспортов (только если есть цифровая подпись). Прежде чем вносить изменения нужно получить согласие предыдущего владельца и заплатить за услугу 250 рублей.

Электронный ПТС или бумажный: покупка б/у авто со старым документом

Регистрация ТС нужна после того, как купили машину. Но общая процедура для владельцев ЭПТС и документов старого образца не поменяется – она остается классической. Новоявленный собственник уже по своему желанию может заменить старый образец на электронный.

ЭПТС: можно ли приобрести автомобиль в кредите?

Теперь документ никто у вас не заберет, но электронный ПТС позволяет работать прямо в системе. Что касается процедуры покупки, она схожая со стандартной. Но поменять сведения о кредитах способен только банк.

Как получить электронный ПТС и продать транспорт

Электронный паспорт транспортного средства практически никак не влияет на покупку, но с ним процедура выглядит следующим образом:

  1. Осмотрите авто и проверьте его документы. В реестре ЭПТС указана вся важная информация об авто. Запросите выписку, и увидите её.
  2. Подпишите договор купли-продажи. Он составляется в трех экземплярах.
  3. Заберите авто, ключи (в двух экземплярах) и бумаги на него.
  4. Оформите ОСАГО, и убедитесь, что авто есть на учете. На это дается десять суток после того, как договор подписан.

Если пропустить сроки, придется заплатить штраф 2 тысячи рублей. К тому же это рискованно, поскольку бывший владелец может внести изменения в электронный ПТС.

Электронный ПТС: как продать с ним автомобиль

Электронный ПТС (ЭПТС) разрабатывался как возможность усовершенствовать процедуру внесения данных в систему. Электронный паспорт позволяет быстрее снимать и ставить авто на учет. Единственное неудобство касается старых владельцев, которым после продажи нужно внести изменения в документ. Чтобы выполнить такую процедуру есть несколько путей:

  • Воспользоваться системой. Но для этого нужна электронная подпись.
  • Госуслуги. Пока изменить здесь электронный ПТС не получится, поскольку система совершенствуется.
Читайте также:
Оформление декларации на возврат подоходного налога

Также можно пойти в МФЦ. Там данные в ЭПТС внесут сотрудники центра.

ЭПТС: продажа транспорта с кредитом

Электронный ПТС учитывает все сведения о кредитах, которые «висят» на машине. Сотрудники ГИБДД не сделают никаких манипуляций, что запрещены для автомобилей в кредите.

Электронный ПТС: где и как проверить его оригинальность

Электронный паспортлегко проверить даже самостоятельно. Для этого достаточно обратиться к оператору ЭПТС, МФЦ или воспользовавшись Госуслугами. Укажите VIN-номер авто, на который проходила регистрация ТС. Эта информация есть у владельца.

Энциклопедия решений. Повторный инструктаж по охране труда

Повторный инструктаж по охране труда

Повторный инструктаж по охране труда (далее – ОТ) проводится не реже одного раза в шесть месяцев с теми же работниками, с которыми проводился первичный инструктаж на рабочем месте (п. 2.1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29, далее – Порядок).

К отдельным профессиям работников и видам работ с вредными и (или) опасными условиями труда предъявляются дополнительные (повышенные) требования ОТ, обусловленные характером и условиями их проведения. В связи с этим указанные работники должны проходить повторный инструктаж по ОТ не реже одного раза в три месяца, а также не реже одного раза в двенадцать месяцев – проверку знаний требований ОТ. Перечень профессий работников и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда, утверждается локальным нормативным актом работодателя (см. разъяснение Роструда). Данное требование установлено в отдельных нормативных актах, регулирующих правила ОТ для различных отраслей экономики (например, при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ; проведении работ в легкой промышленности; при нанесении металлопокрытий; на городском электрическом транспорте и т.п.).

Повторный инструктаж проводится по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте для закрепления полученных знаний и навыков (п. 2.1.5 Порядка). Проводит его работник, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований ОТ (п. 2.1.3 Порядка).

В п. 8.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.004-2015 “Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения” (далее – ГОСТ) указано также, что можно проводить повторный инструктаж непосредственно по инструкциям по ОТ и (или) безопасному выполнению работ на данном рабочем месте или по иным необходимым для инструктажа локальным нормативным актам и документам.

Примечание

О применении ГОСТа 12.0.004-2015 см. подробнее в материале Обучение и проверка знаний по охране труда.

По мнению некоторых представителей Роструда, работников, освобожденных от первичного и повторного инструктажей по ОТ, не нужно знакомить с инструкциями по ОТ, поскольку ознакомление с данными инструкциями осуществляется в рамках проведения инструктажа.

После завершения повторного инструктажа по ОТ лицо, проводившее инструктаж, проводит устную проверку приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы (п. 2.1.3 Порядка, п. 8.4 ГОСТа).

Повторный инструктаж на рабочем месте может быть при необходимости по распоряжению организатора обучения ограничен только проведением проверки знаний требований ОТ в объеме сведений, содержащихся в программе первичного инструктажа (п. 8.8 ГОСТа).

Лицо, не прошедшее проверку знаний требований ОТ после прохождения повторного инструктажа на рабочем месте, обязано пройти повторную проверку в течение одного месяца (п. 3.8 Порядка, п. 10.13 ГОСТа). На это время работник отстраняется от работы, заработная плата ему не начисляется. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (абз. третий части первой и часть третья ст. 76 ТК РФ).

Проведение повторного инструктажа регистрируется в соответствующем журнале (в установленных случаях – в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа (п. 2.1.3 Порядка, форма А5 Приложения А к ГОСТу). Журнал желательно пронумеровать, прошить и скрепить печатью (о применении работодателем форм журналов инструктажей по ОТ см. в материале Подведение итогов и оформление результатов проведения инструктажей по охране труда).

В случае, если работодатель ведет личные карточки прохождения обучения охране труда и безопасности выполнения работ, результаты прохождения инструктажей и проверки знаний и (или) навыков работника фиксируются в данной карточке (п. 6.11 ГОСТа, приложение А, форма А.2). Однако фиксация результатов проведения повторного инструктажа в журнале остается обязательной.

Срок хранения программ повторного инструктажа по ОТ на рабочем месте – 5 лет (ст. 421 Перечня, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 N 236). Полагаем, что срок хранения журнала учета повторных инструктажей необходимо устанавливать в соответствии со сроком, указанным в ст. 423 Перечня Росархива, – 45 лет.

Порядок проведения инструктажей по охране труда

Время чтения: 8 мин

Что такое инструктаж по охране труда?

Процедура проведения инструктажей по охране труда является обязательным условием трудовых отношений, которое регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации. Работодатель обязан ознакомить всех сотрудников организации с требованиями безопасности, которые они должны соблюдать во время исполнения своих должностных обязанностей.

Читайте также:
Правильное оформление служебной записки: образец

Инструктажи по охране труда проводятся:

  • с целью ознакомления работников с требованиями локальных и нормативно-правовых актов по охране труда;
  • с условиями труда на рабочем месте;
  • со способами безопасного производства работ при выполнении своих должностных обязанностей;
  • с имеющимися опасными и вредными производственными факторами на рабочем месте.

Другими словами, в ходе инструктажа работнику дается разъяснение, с какими опасными факторами ему придется сталкиваться в процессе работы, какие требования охраны труда действуют в данной организации и в каких документах эта информация закреплена.

Виды инструктажей по охране труда

Постановление 1/29 определяет пять видов инструктажей по охране труда: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой. Рассмотрим каждый вид инструктажа более подробно.

Вводный инструктаж по охране труда – проводится со всеми работниками организации без исключения, при приеме на работу.

По своей сути вводный инструктаж является рассказом о том, какие требования безопасности нужно соблюдать при нахождении на территории организации в целом.

Вводный инструктаж проводится по программе утвержденной работодателем, разработанной на основании нормативно-правовых актов регулирующих вопросы охраны труда, с учетом специфики деятельности организации.

Проводить вводный инструктаж по охране труда обязателено абсолютно для всех работников.

Вводный инструктаж, как правило, проводит специалист (инженер) по охране труда, либо, в случае его отсутствия (в организациях со штатом численностью менее 50 человек) ответственность за проведение данной процедуры приказом руководителя организации возлагается на другое должностное лицо. В небольших организациях обязанность по проведению вводного инструктажа чаще всего закрепляется за директором.

Следующие виды инструктажей относятся к категории инструктажей, которые проводятся работнику непосредственно на его рабочем месте. Проведение данных инструктажей приказом закрепляется за непосредственным руководителем работ (начальник участка, начальник подразделения, начальник отдела и т.п.).

Первичный инструктаж по охране труда – проводится следом за вводным инструктажем со всеми работниками организации при приеме на работу, но до того, как они приступят к своим должностным обязанностям.

Проведение первичного инструктажа включает в себя ознакомление работника с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Инструктаж проводится по утвержденным программам, разработанным отдельно для каждой должности/профессии и видов работ. Программу первичного инструктажа разрабатывает непосредственный руководитель работ при методической поддержке специалиста по охране труда.

Первичный инструктаж можно проводить как индивидуально с каждым работником, так и с группой лиц, которые обслуживают однотипное оборудование, в пределах общего рабочего места.

Работодатель может освободить от первичного инструктажа сотрудников, обязанности которых не связаны с применением, эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного механизированного ручного инструмента, хранением и применением сырья и материалов. Для этого в организации должен быть утвержден перечень должностей и профессий работников, освобожденных от прохождения инструктажа на рабочем месте.

Повторный инструктаж по охране труда проводится с целью закрепления полученных работником знаний по охране труда, не реже одного раза в 6 месяцев.

Повторный инструктаж по охране труда проводят с теми же сотрудниками, которые уже прошли первичный инструктаж, по тем же программам и инструкциям, что и первичный инструктаж на рабочем месте.

Во время повторного инструктажа сотруднику напоминают правила по охране труда для данной специальности и рабочего места.

Рекомендация: чтобы не путаться в периодичности проведения повторного инструктажа, следует приказом по организации установить определенные даты его проведения, например: с 10 января по 20 января и с 10 июля по 20 июля.

При установлении периодичности повторного инструктажа следует учитывать то, что некоторыми отраслевыми правилами по охране труда, устанавливается проводить повторный инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца.

Как правило, эти требования распространяются на работы, связанные с повышенной опасностью.

Внеплановый инструктаж по охране труда проводят работникам для того, чтобы рассказать о важных изменениях, которые могут повлиять на их работу вследствие:

  • возникновения аварийной либо представляющей угрозу безопасности ситуации;
  • запуска нового оборудования;
  • возобновления рабочего процесса после длительного простоя;
  • обновления нормативно-правовых актов.

Также внеплановый инструктаж по охране труда может проводиться по требованию надзорных органов.

Внеплановый инструктаж не имеет установленных сроков и периодичности. Руководитель может его назначить для отдельных лиц, подразделений и всего персонала в целом.

Внеплановый инструктаж нужно проводить, используя либо готовые программы, которые разработаны и утверждены в организации, либо инструкции по охране труда для конкретного рабочего места/вида работ. Если внеплановый инструктаж касается изменения законодательства, нужно использовать тексты этих документов.

Если на момент проведения повторного или внепланового инструктажа работник отсутствует на работе (отпуск, больничный, командировка) он инструктируется индивидуально в день выхода на работу.

Целевой инструктаж по охране труда проводится с работниками при:

  • выполнении разовых работ, не связанных с прямыми должностными обязанностями (уборочные работы, погрузочно-разгрузочные работы и т.п.);
  • выполнении работ, связанных с ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
  • производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск;
  • проведении экскурсий и массовых мероприятий в организации.
Читайте также:
Предоставление отпуска с последующим увольнением правильное оформление

Целевой инструктаж также, как и внеплановый не имеет установленных сроков и периодичности.

Программы целевого инструктажа не имеют четкой структуры и перечня вопросов, которые нужно затронуть. Их разрабатывают с учетом профессии или вида выполняемой работы сотрудника на основе требований безопасности, изложенных в нормативно-правовых актах по охране труда, эксплуатационной документации изготовителей оборудования.

Порядок и сроки проведения инструктажей по охране труда?

Вид инструктажа В каких случаях проводится Кому проводится Кто проводит
Вводный — при приеме на работу всем работникам специалист по охране труда/ ответственное лиц, назначенное приказом
Первичный — при приеме на работу всем работникам
Исключение: работники, которые освобождены от прохождения инструктажа приказом руководителя организации согласно п. 2.1.4. Постановления N 1/29 от 13 января 2003 г.
непосредственный руководитель работ, назначенный приказом
Повторный — регулярно, не реже 1 раза в 6 месяцев или не реже 1 раза в 3 месяца, если работы связаны с повышенной опасностью и данное требование устанавливается отраслевыми правилами по охране труда всем работникам
Исключение: работники, которые освобождены от прохождения инструктажа приказом руководителя организации согласно п. 2.1.4. Постановления N 1/29 от 13 января 2003 г.
непосредственный руководитель работ, назначенный приказом
Внеплановый — по требованию надзорных органов;
— после возникновения аварийной ситуации или несчастного случая;
— при запуске нового оборудования;
— при вступлении в силу новых требований по охране труда;
— после длительного производственного простоя.
список работников определяется приказом руководителя организации непосредственный руководитель работ, назначенный приказом
Целевой — при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми должностными обязанностями;
— при ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
— при выполнении работ по наряду-допуску;
— при проведении в организации массовых мероприятий, экскурсий.
список работников определяется приказом руководителя организации непосредственный руководитель работ, назначенный приказом

Особенности проведения инструктажей по охране труда

На практике (у работодателей) очень часто возникает вопрос, нужно ли проводить инструктажи по охране труда работникам, которые работают на дому, дистанционно или в офисе, и, на первый взгляд, не сталкиваются в своей деятельности с какими-либо угрозами и опасностями?

Напоминаем: вводный инструктаж проходят все работники без исключения, независимо от места и характера выполняемой работы.

Инструктажи по охране труда на рабочем месте, также являются обязательными для всех сотрудников. Но здесь работодатель имеет право внести некоторые должности/профессии, не связанные с применением, эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного механизированного ручного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, к которым, как правило, относятся работники офиса, в перечень освобожденных от прохождения инструктажей на рабочем месте.

Регистрация инструктажей по охране труда

Важно помнить, работодателю недостаточно просто провести инструктажи по охране труда. Все инструктажи по охране труда в обязательном порядке завершаются устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков. Только в случае успешного прохождения инструктажей работник получает право приступить к выполнению своих должностных обязанностей.

Факт прохождения инструктажей по охране труда регистрируется в соответствующих журналах с обязательным указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения.

Прохождение вводного инструктажа учитывается в «Журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда».

Рекомендуемая форма журнала:

Прохождение первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажа учитывается в «Журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте».

Рекомендуемая форма журнала:

При занесении в журнал информации о внеплановом инструктаже необходимо обязательно указать причину его проведения, а также номер и название приказа руководителя.

Ответственность за не проведение инструктажей по охране труда

Не проведение инструктажей по охране труда чревато для работодателя серьезными последствиями. Факт отсутствия в организации инструктажей обязательно вскроется, если в организацию придет с проверкой инспектор Государственной инспекции труда или произойдет несчастный случай и начнется расследование.

Если у работодателя не будет документов, подтверждающих, что работникам организации проводятся инструктажи, то это будет грозить его предприятию административной ответственностью в соответствии с ч. 3 Статьи 5.27.1. КоАП РФ: допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц штраф в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, штраф от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц штраф от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: