Не сдана декларация по НДС: последствия

Штрафы за несдачу отчётности в 2022 году

Из нашей статьи вы узнаете:

Законодательство обязывает организации и ИП отчитываться в контролирующие органы: ИФНС, ПФР, ФСС, Росстат и другие ведомства. За несвоевременную сдачу отчётных документов компании несут ответственность.

В статье расскажем, какие санкции предусмотрены за основные нарушения в 2022 году.

Какие бывают штрафы за несвоевременную сдачу отчётности

За несдачу документов предусмотрены штрафные санкции. Ответственность за непредоставление отчётности регулирует налоговый кодекс и КоАП РФ. Размер санкции зависит от вида несданного в срок документа. Если сдача сведений выпадает на выходные или праздники, то предоставление переносится на ближайший рабочий день.

К организациям могут применить различные санкции. Штраф могут наложить на всю компанию или на должностное лицо. Например, ответственный бухгалтер или директор могут получить административный штраф за непредоставленный вовремя авансовый отчёт. ИФНС вправе приостановить деятельность и заблокировать банковский счёт предприятия.

Несвоевременная сдача отчётности — это грубое нарушение, которое повлечёт за собой наказание. Но существуют условия смягчающие ответственность за совершение налогового преступления. Такие случаи регулирует п. 1 ст. 112 Налогового Кодекса РФ.

Обстоятельства признаются как смягчающие, если:

  • совершены по причине стечения тяжёлых семейных или личных обстоятельств;
  • сделаны по принуждению;
  • у физлица, нарушившего закон, тяжёлое материальное положение;
  • суд или ИФНС признал их таковыми.

Если предоставление сведений выпадает на праздники или выходные, то отправление документов переносится на следующий за ними рабочий день. Такой порядок регулирует п. 7 ст. 6.1 Налогового Кодекса РФ.

Рассмотрим подробнее, какие штрафы предусмотрены за нарушение налогового законодательства в 2022 году.

Штрафы за несвоевременную сдачу налоговых деклараций и РСВ

Несвоевременная сдача налоговых деклараций грозит привлечению к ответственности не только организации, но и должностных лиц.

Декларацию предоставляют в ФНС, вместе с уплатой соответсвующего налога, к ним относятся:

  • годовой налог на прибыль;
  • НДС;
  • транспортный налог;
  • налог на имущество;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • единый налог при УСН;
  • ЕСХН;
  • земельный налог;
  • налог на игорный бизнес.

В отдельных случаях организация может подать единую упрощённую декларацию.

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации С организации взыскивают 5% от суммы налога, который не выплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 руб.
Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам.
ст. 119 НК
Ответственность должностных лиц Предупреждение от 300 рублей до 500 рублей ст. 15.5 КоАП
Дополнительное последствие Блокировка счёта по истечении 10 рабочих дней со дня срока подачи декларации или расчёта подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК

Штраф за несдачу налоговых расчётов

К налоговым расчётам относят:

  • промежуточную декларацию по прибыли;
  • налоговый расчёт о доходах, выплаченных иностранной организации;
  • справку 2-НДФЛ;
  • сведения о среднесписочной численности сотрудников.
Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации 200 рублей за каждый несданный документ п. 1 ст. 126 НК
Ответственность должностных лиц от 300 до 500 рублей ст. 15.6 КоАП
Дополнительное последствие Инспекторы не вправе заблокировать счёт за несданный расчёт авансовых платежей определение Верховного суда от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245; письма Минфина от 19.08.2016 № 03-11-03/2/48777, от 12.07.2007 № 03-02-07/1-324 и ФНС от 11.12.2014 № ЕД-4-15/25663

ВАЖНО! Несвоевременная сдача налоговых расчётов не регулируется ст. 119 Налогового Кодекса РФ, оштрафовать организацию по этой статье невозможно.

Штраф за несдачу 6-НДФЛ

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц, со дня для подачи справки 6-НДФЛ п. 1.2 ст. 126 НК
Ответственность должностных лиц от 300 до 500 рублей ст. 15.6 КоАП
Дополнительное последствие Несдача справки ведёт к блокировке банковского счёта, если со дня срока предоставления 6-НДФЛ прошло 10 рабочих дней п. 3.2 ст. 76 НК

Штраф за несдачу 4 ФСС

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации За непредоставление формы организация заплатит 5% от суммы взноса, который не был уплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 рублей. Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам п. 1 ст. 26.30 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ
Ответственность должностных лиц Предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей ч. 2 ст. 15.33 КоАП

Подтверждение ОКВЭД в ФСС

Для подтверждения ОКВЭД в ФСС необходимо предоставить следующие документы:

  • справку, подтверждающую основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • заявление, подтверждающее основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • пояснительную записку к отчётности — не относится к малым предприятиям и ИП.
Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации нет
Ответственность должностных лиц нет
Дополнительное последствие За несданный документ ФСС устанавливает тот тариф, который предусмотрен для деятельности с максимально высоким классом профессионального риска п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства от 01.12.2005 № 713
Читайте также:
Неуплата транспортного налога физическим лицом: последствия

Штрафы за несдачу СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД в ПФР

Штраф за непредставление декларации по уплате за загрязнение окружающей среды

Вид наказания Последствия Основание
Штрафы для организации Несвоевременная сдача декларации — от 20 тыс. до 80 тыс. рублей ст. 8.5 КоАП
Ответственность должностных лиц Несвоевременная сдача декларации — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей

Регулярные платежи за пользование недрами

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации нет
Ответственность должностных лиц нет
Дополнительное последствие Федеральное агентство по недропользованию вправе досрочно отозвать лицензию на использование недр п. 8 ст. 20 Закона от 21.02.1992 № 2395-1

Штрафы за несдачу бухгалтерской отчётности

Вид наказания Последствия Основание
Штрафы для организации Компания заплатит 200 рублей за каждый несданный в срок отчёт. Организации, которым необходимо сдать отчётность в ГИР БО — от 3000 до 5000 рублей п. 1 ст. 126 НК
ст. 19.7 КоАП
Ответственность должностных лиц От 300 до 500 рублей за каждый несданный документ ст. 15.6 КоАП
ст. 19.7 КоАП
Дополнительное последствие ИФНС не вправе блокировать банковский счёт за несданный бухгалтерский отчёт письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590;
письмо ФНС от 16.11.2012 № АС-4-2/19309;
письмо Минфина от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285

Чтобы сдача налоговой отчётности в госорганы происходила вовремя и без ошибок, рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». С помощью сервиса документы отправляются с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.

Резонансное письмо ФНС России об аннулировании налоговых деклараций: профилактика нарушений или дискредитация конституционных прав?

Директор департамента “Налоги и право” компании АВЕРТА ГРУПП

специально для ГАРАНТ.РУ

10 июля 2018 года ФНС России опубликовала очередное письмо, направленное на профилактику нарушений налогового законодательства (письмо ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 “О профилактике нарушений налогового законодательства”). Оно подготовлено в рамках реализации мероприятий приоритетной программы “Реформа контрольно-надзорной деятельности” и Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований. Обозначенная ведомством ключевая цель письма заключается в профилактике нарушений законодательства о налогах и сборах, связанных с представлением в налоговые органы деклараций по налогу на прибыль и НДС, которые формально соответствуют требованиям Налогового кодекса, от лица компаний, подпадающих под ряд признаков, свидетельствующих о фиктивной деятельности таких юридических лиц. При соответствии поданной налоговой декларации критериям, изложенным в данном письме, налоговый орган может аннулировать налоговую декларацию со всеми вытекающими последствиями.

На первый взгляд, письмо носит положительный характер: указывает вектор государственной борьбы с фирмами-однодневками, “обнальщиками” и прочими компаниями, которые хотят получить необоснованную налоговую выгоду.

Но давайте попробуем разобраться с логикой данного письма и понять, все ли перечисленные в нем критерии являются законными, не нарушают ли они права добросовестных организаций.

Критерии, при которых налоговый орган может аннулировать налоговую декларацию

В своем письме ФНС России указала несколько оснований для аннулирования налоговой декларации. Рассмотрим их подробнее.

Представление уточненной налоговой декларации с некорректным порядковым номером корректировки.

Если компания сдала декларацию по НДС или налогу на прибыль, а потом нашла ошибку, ее можно исправить. Для этого подают уточненную декларацию. Все уточненные декларации нумеруются по порядку: 1, 2, 3. Так налоговый орган видит, что, например, декларация с номером корректировки 3, отменяет декларацию с номером 2.

Уточненных деклараций может быть несколько, но если они пронумерованы непоследовательно, это может вызвать подозрения. При этом само по себе данное обстоятельство не может служить основанием для непринятия налоговой декларации либо ее аннулирования. Критериев недобросовестности должно быть как минимум несколько.

Руководители юридического лица и ИП уклоняются от явки на проведение допросов (более двух раз).

По общему правилу, в качестве свидетеля для дачи показаний вызывают любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, в том числе и руководителя компании (п. 1 ст. 90 НК РФ). При этом, как правило, допросы производятся в рамках камеральной или выездной налоговой проверки при возникновении у налогового органа вопросов к материалам проверки и выявлении расхождений в отчетности.

Добросовестный директор, которому нечего скрывать, придет и даст необходимые объяснения. В свою очередь, в компании, которая ведет “темные дела”, директор, скорее всего, номинальный. Такого руководителя нельзя показывать налоговому органу, так как налоговики сразу поймут, что деятельность компании нереальна.

Кроме риска аннулирования налоговой декларации, на лицо, которое уклонилось от явки в налоговый орган, может быть наложен штраф в размере 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 128 НК РФ).

Стоит обратить внимание на то, что данный критерий говорит именно об “уклонении” от явки на допрос. Под “уклонением” НК РФ понимает неявку в отсутствие уважительной причины. Если руководитель компании официально болен, находится в командировке и т.п., доказательства этого необходимо представить в налоговый орган, и проблем не будет. И после того, как обстоятельства, препятствующие явке на допрос, завершатся, нужно прийти по требованию налогового органа и дать необходимые объяснения.

Читайте также:
Последствия одностороннего отказа от исполнения договора поставки

Допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов).

Это крайне сомнительный критерий, который противоречит Конституции РФ и многим федеральным законам, в том числе и НК РФ.

Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), поэтому взять с собой адвоката (юриста или иного квалифицированного представителя) может и свидетель. НК РФ не предусматривает особых указаний на то, кто может или не может присутствовать на допросе. Это подтверждается, например, письмом ФНС России от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23706@, в котором указано, что при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное Конституцией РФ право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Поэтому если претензии налоговиков возникнут только по этому основанию, и декларацию аннулируют, такие действия можно оспорить в суде как незаконные. Хотя, на мой взгляд, только по этому основанию декларацию вряд ли аннулируют – налоговики будут искать в деятельности юрлица более серьезные проблемы.

Руководитель юридического лица или ИП не проживает по месту регистрации.

Данный критерий также хочется подвергнуть конструктивной критике, поскольку каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции).

Любые действия налоговиков, нарушающие Конституцию РФ и федеральные законы, будут являться незаконными.

Доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ.

Данный критерий также не выдерживает критики по той же причине, что и предыдущий. Организация вправе выдать доверенность любому лицу, проживающему в любом субъекте РФ, каких-либо территориальных ограничений по выдаче доверенностей не существует.

Организация создана недавно.

Регистрация новой компании сама по себе не является нарушением, однако стоит иметь в виду, что налоговая присматривается к компаниям, которые созданы менее года назад, с целью выявления “однодневок”.

Помимо этого, в письме приводятся и иные основания для аннулирования налоговой декларации, и этот перечень не является исчерпывающим:

  • организация на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов представляла “нулевую” отчетность;
  • суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, а удельный вес налоговых вычетов по НДС составляет более 98%;
  • организация не находится по адресу регистрации;
  • договоры аренды с собственниками помещений не заключались;
  • среднесписочная численность работников равна 1 человеку (либо полностью отсутствует);
  • руководитель не получает доход, в том числе и в организации, руководителем которой является;
  • налогоплательщик изменяет место постановки на учет;
  • незадолго до представления отчетности внесены сведения о смене руководителя организации;
  • в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации отсутствуют расчетные счета;
  • расчетные счета закрыты;
  • открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10);
  • движение денежных средств по расчетным счетам носит “транзитный” характер;
  • расчетные счета открыты в банках, местонахождение которых отличается от места регистрации организации;
  • установлено “обналичивание” денежных средств;
  • не устранены расхождения предыдущих налоговых периодов;
  • в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации либо руководитель (учредитель) не является резидентом РФ и др.

Приведенные критерии я не стал разбирать по отдельности, поскольку они одинаковы по своей сути и в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии признаков фиктивной деятельности, поэтому рекомендую избегать таких ситуаций. У компании, которая законно ведет свою деятельность, таких фактов быть не должно.

Последствия выявления критериев, являющихся основанием для аннулирования декларации

После выявления плательщиков, которые вызывают подозрения, налоговый орган обязан провести контрольные мероприятия. Руководителя организации вызовут на допрос для установления его полномочий, причастности к ведению деятельности организации и подписанию налоговых деклараций, выдаче доверенностей. Допросить могут и иных лиц.

Обращаем внимание, что соответствие организации вышеперечисленным критериям, может быть установлено исключительно в рамках мероприятий налогового контроля, таких как: допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ), осмотр помещений по адресу местонахождения юридического лица (ст. 92 НК РФ), истребование документов и информации (ст. 93.1 НК РФ), проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ).

Провести контрольные мероприятия необходимо до наступления срока представления деклараций за соответствующий налоговый период.

По итогам проведения контрольных мероприятий налоговый орган может аннулировать поступившую для камеральной проверки налоговую декларацию. Для этого ему необходимо получить официальное разрешение в виде служебной записки от вышестоящего налогового органа. Для получения одобрения вышестоящего налогового органа на аннулирование налоговой отчетности территориальной инспекции придется собрать убедительные доказательства того, что деятельность компании носит формальный характер (необходимо будет учесть в том числе критерии, установленные ст. 54.1 НК РФ). Ведь если налогоплательщик впоследствии оспорит незаконные действия в суде, налоговики могут испортить себе статистику.

Читайте также:
Самовольное строительство и его: последствия

Об аннулировании декларации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с момента аннулирования. Уведомление об аннулировании, подписанное руководителем (курирующим заместителем руководителя) налогового органа, направляется налогоплательщику через Интернет или вручается лично на бумажном носителе под расписку.

По инструкции ФНС России аннулированная декларация считается непредставленной, поэтому через 10 дней после отправления уведомления об аннулировании, расчетные счета налогоплательщика могут быть заблокированы на основании подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ.

Вместе с тем, несмотря на столь подробную инструкцию, не до конца понятны правовые основания и последствия аннулирования налоговой декларации, поскольку НК РФ не предусматривает такую процедуру. До закрепления соответствующей процедуры в НК РФ налогоплательщик, по моему мнению, может обжаловать действия в рамках такой процедуры в суде. Сделать это он сможет только при условии, что такие действия нарушили его права.

Также из письма не вполне ясно, как часто будут проводиться такие профилактические проверки налогоплательщиков – разово или каждый налоговый период?

Что делать, если декларация аннулирована у вашего контрагента?

Если декларация аннулирована у контрагента-поставщика, то сведения об этом будут отражены в программе АСК НДС-2, что представляет собой риски для покупателя товара в виде отказа в налоговых вычетах по НДС и расходах по налогу на прибыль. Налоговые органы, скорее всего, запросят пояснения относительно работы с данным контрагентом.

При получении требования налогового органа о представлении пояснений, документов по операциям с подозрительным контрагентом следует уточнить у контрагента основания аннулирования декларации и по возможности попросить его исправить налоговую отчетность и представить ее заново.

Особенно это касается ситуаций, когда декларацию отозвали у контрагента первого звена. Проблемы у контрагентов второго и последующего звеньев не так страшны и отстоять свои интересы будет гораздо проще.

В этой ситуации не стоит забывать, что в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным не могут рассматриваться:

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
  • нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах;
  • наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (ст. 54.1 НК РФ).

Однако вышеуказанные случаи не препятствуют уменьшению налоговой базы только если:

  • отсутствует искажение фактов хозяйственной жизни в целях получения необоснованной налоговой выгоды;
  • налоговая экономия не является основной целью сделки.
  • обязательство по сделке исполнено непосредственно стороной договора или если такое обязательство передано по закону или договору.

Если вышеуказанные условия соблюдены, налогоплательщик вправе претендовать на налоговую выгоду и аннулирование декларации у контрагента не будет иметь последствий для компании.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдено, в налоговой выгоде, скорее всего, будет отказано. Оспорить такое решение налогового органа в суде будет очень сложно.

Другие актуальные проблемы, связанные с принятием налоговых деклараций

В настоящее время единственным документом, в котором содержатся основания для отказа в принятии налоговой отчетности, является Административный регламент ФНС России, утв. приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н (далее – Регламент).

Согласно Регламенту отчетность (налоговую декларацию) не примут в следующих случаях:

  • несоответствие поданной отчетности установленной форме и требованиям к ее заполнению;
  • в налоговый орган не представлены документы, удостоверяющие личность и полномочия лица, представляющего отчетность;
  • отчетность сдана в территориальное отделение ФНС России, в компетенцию которого не включены обязанности по приему этой отчетности;
  • отчетность не заверена руководителем. Кроме того, если электронный файл отчета подписан электронной подписью, но она не соответствует установленным правилам криптозащиты информации, тогда налоговые органы в праве такую отчетность не принять.

Если отчетность не приняли, компания получит уведомление об отказе в приеме налоговой декларации, в котором будет указана причина непринятия отчетности с кодом ошибки. Ошибку или выявленное в налоговой декларации несоответствие следует устранить и отправить форму повторно.

Однако отказать в приеме декларации могут и по “надуманным” основаниям, если деятельность компании покажется налоговикам подозрительной. Налоговая служба уже около года негласно работает в таком режиме в соответствии с принятым ведомством курсом на борьбу с “фирмами-однодневками”, и действия налоговиков будут становиться все более жесткими, учитывая появление официальной возможности аннулировать налоговую декларацию практически по любому основанию.

Что делать, если в принятии налоговой декларации отказали?

Если компания ничего не нарушала, и отказ основан на технической ошибке, ее следует исправить и направить скорректированную отчетность заново. Если же, по мнению налогоплательщика, в приеме отчетности было отказано незаконно, ему необходимо направить в налоговый орган письменный запрос с просьбой уточнить причину отказа.

Отсутствие ответа или неаргументированный ответ являются основанием для обращения с жалобой в вышестоящую инспекцию. Решение по жалобе принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения (абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих инстанций документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Читайте также:
Учредитель не внес уставной капитал: последствия

При этом в жалобе желательно указать, что право покупателя на вычет по НДС и на принятие затрат по налогу на прибыль предоставляется независимо от того, выполняет ли контрагент свои налоговые обязательства. Кроме того, необходимо:

  • подтвердить реальность хозяйственных операций первичной документацией и показаниями свидетелей;
  • обратить внимание на отсутствие доказательств взаимодействия с контрагентом в целях получения необоснованной налоговой выгоды.

Если ответ не поступит в вышеуказанный срок или действия нижестоящего налогового органа будут признаны законными, с чем не согласится налогоплательщик, действия (бездействие) налогового органа могут быть обжалованы в арбитражный суд (досудебный порядок – жалоба в вышестоящий налоговый орган – является обязательным). Однако обратившись в суд, нужно быть готовым к многомесячному разбирательству. Средняя продолжительность налогового спора в трех судебных инстанциях составляет 8-10 месяцев. При этом если выиграть в суде не удастся, компании будет начислена пеня за весь период разбирательства, кроме того, она будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере от 20% до 40% от суммы неуплаченного налога.

Учитывая изложенное, рекомендую идти в суд только в том случае, если налогоплательщик уверен в своих силах и в его деятельности отсутствует фиктивная составляющая.

В качестве примера можно привести недавний спор налогоплательщика с налоговым органом (решение Арбитражного суда Томской области от 29 мая 2018 г. по делу № А67-2598/2018). Налоговики отказали Обществу в принятии налоговой декларации на основании п. 28 Регламента по следующей причине: “декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке”. Как указал налоговый орган, при проведении мероприятий налогового контроля установлено, что Общество обладает признаками “транзитной” организации, у него отсутствуют движимое и недвижимое имущество, финансово-хозяйственная деятельность не осуществляется, налоговые декларации по НДС представляются со значительными суммами оборотов и минимальными суммами налога к уплате в бюджет, доля вычетов составляет 100%, а руководитель подпадает под признаки “номинального”.

То есть фактически налоговики уже до выхода рассматриваемого письма применили содержащиеся в нем основания и отказали в принятии декларации. Вместе с тем суд занял сторону налогоплательщика и указал, что в п. 28 Регламента дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности, и такого основания, как “декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке”, в указанном перечне нет. По мнению суда, указанные налоговым органом обстоятельства не являются основанием для отказа в принятии налоговой отчетности. К тому же данные обстоятельства подлежат установлению в рамках проведения мероприятий налогового контроля с принятием соответствующих решений.

К каким именно правовым последствиям приведет применение обсуждаемого письма, покажет только практика, в том числе и арбитражная, что произойдет не ранее, чем через год.

Остается надеяться, что налоговики начнут использовать обсуждаемое письмо добросовестно и направлять свои усилия именно на борьбу с “фирмами-однодневками”, а не повышать с его помощью собираемость налогов за счет добросовестных налогоплательщиков.

Штраф за несвоевременную сдачу декларации: примеры расчетов и проводки

Штраф за непредоставление налоговой декларации — от 200 рублей до 30% от налога, не уплаченного в срок. Эти суммы придется уплатить в бюджет плательщику в наказание за нарушение действующего фискального законодательства.

Общие положения

Сдача налоговой отчетности — это основная обязанность каждого налогоплательщика. Помимо того, что чиновники разработали и утвердили индивидуальные формы бланков для каждого фискального обязательства, предусмотрен отдельный срок сдачи каждого вида отчетности.

Если компания или предприниматель задержит отчет, например забудет его отправить в ФНС, то выпишут штраф за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль, НДС, расчета РСВ за просрочку отчетности. Отметим, что сроки для большей части фискальных обязательств утверждены в НК РФ. Для региональных и местных налогов действуют исключительные правила: власти субъекта или муниципального образования вправе регламентировать индивидуальные сроки предоставления фискальной отчетности, которые будут действовать только на территории данного региона или муниципального образования. Например, налог на имущество организаций, транспортный или земельный сбор.

Для каждого налога, сбора или иного платежа предусмотрены индивидуальные бланки и формы отчетности и сроки, в которые необходимо предоставить информацию в ФНС. Если этого не сделать, то налогоплательщика накажут — выпишут штраф. Причина несдачи роли не играет, наказания избегают только в исключительных случаях.

Используйте бесплатный доступ к инструкциям и образцам от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно заполнить и вовремя сдать все декларации и другие отчеты.

Размеры штрафов

Для всех организаций и предпринимателей действуют единые положения по расчету суммы наказания. Рассчитывают штраф за непредставление налоговой декларации по единому алгоритму — в размере 5% от суммы неуплаченного фискального обязательства. Причем эти 5% начислят за каждый месяц просрочки, полный или неполный. Общая величина взыскания не превышает 30% от суммы налога, не уплаченного в установленный срок, но она не может быть меньше 1000 рублей. Такие указания закреплены в п. 1 ст. 119 НК РФ, письме Минфина №03-02-08/47033 от 14.08.2015.

Читайте также:
Опасные: последствия нарушения дисциплины

Пример расчета штрафа

Приведем расчет штрафа за несвоевременную подачу декларации на примере ООО «Ppt.ru». Общество подало в ФНС декларационный отчет по НДС за 3 квартал 2022 года с опозданием — 29.10.2021. Напомним, что последний срок сдачи НД по НДС за 3 квартал 2022 года — до 25.10.2021.

Сумма налога на добавленную стоимость по отчету за 3 квартал составила 1 200 000 рублей. С просрочкой была перечислена в бюджет только третья часть от общей суммы — 400 000 рублей (1 200 000 / 3). Дата уплаты в ФНС — 25.10.2021.

Сдача НД по НДС и уплата была просрочены на 4 дня, следовательно наказание рассчитывают так:

Если бы ООО «Ppt.ru» уплатило НДС вовремя, то налоговики выписали бы штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС в размере 1000 рублей.

Например, ООО «Ppt.ru» отчиталось по налогу на прибыль за 3 квартал 2022 года в срок 15.12.2021. Дата, регламентированная на законодательном уровне, — 28.10.2021.

Налоговики назначат штраф в сумме 200 рублей. Причем размер наказания не зависит от времени просрочки и суммы авансового платежа.

Существует возможность смягчить примененные налогоплательщику санкции, для этого подготовьте обращение в ФНС. Как это сделать, мы рассказали в специальном материале «Как составить ходатайство об уменьшении штрафа в налоговую инспекцию».

Как штрафуют за другую отчетность

Если фирма отчиталась не вовремя по другим видам фискальной отчетности, то ей грозят следующие санкции:

Основание Сумма взыскания
Нарушение срока подачи справок по форме 2-НДФЛ 200 рублей за каждую несданную вовремя справку
Несдача расчета 6-НДФЛ 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц просрочки
Несвоевременная сдача годовой бухгалтерской отчетности в ФНС 200 рублей за каждую непредставленную форму

За срыв сдачи расчета по страховым взносам наказание аналогично общим штрафам — 5% за полный и неполный месяц просрочки. Итоговая сумма наказания составит не меньше 1000 рублей и не больше 30% от суммы налога к уплате. Также рассчитают и наказание за просрочку сдачи отчета 4-ФСС в соцстрах.

Наказание за непредставленную пенсионную отчетность по форме СЗВ-М составит по 500 рублей за каждое застрахованное лицо из просроченного отчета.

Как составить проводки

Определим, какими проводками отразить санкции в бухгалтерском учете.

Вот как начислить штраф за несвоевременную сдачу отчетности в бухучете:

Уплату суммы в бюджет государства отразите следующей записью:

Если наказание выписано за неподачу отчетности по страховым взносам, то операции отразите аналогичным образом, но с применением 69 счета «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» вместо 68. Отметим, что санкции за несданные отчеты по формам 4-ФСС и СЗВ-М следует относить на 69 бухсчет.

Начисленные пени отражайте на счете 91, так как данные виды расходов нельзя относить на бухсчет 99. Пени не включаются в состав налоговых санкций.

Как уплатить штраф

В НК РФ разъясняется, как заплатить штраф в налоговую за не вовремя сданную декларацию: отправьте платежное поручение с рассчитанной суммой взыскания. Платеж направляют по реквизитам территориальной ИФНС и по коду бюджетной классификации, предусмотренному для штрафов.

Какой штраф за несдачу отчетности в налоговую

Штрафы за несданную отчетность в налоговую — суммы в диапазоне от 1000 руб. до 30% сбора или взноса. Санкции зависят от категории налогоплательщика, размера начислений и количества подобных нарушений.

Штрафы за несдачу или несоблюдение сроков сдачи отчетности

Предприятия и предприниматели (ИП) обязаны предоставлять в ИФНС отчетность, за нарушение сроков сдачи или несдачу которой в определенный промежуток времени НК РФ установлены санкции.

За задержку представления налоговой декларации или отчетности по страховым взносам налогоплательщику грозит штраф за каждый месяц пропуска, полный или неполный, в размере 5% налога или взноса, который вовремя не уплачен. Об этом говорится в п. 1 ст. 119 НК РФ. Минимальное наказание составляет 1000 руб., максимальное — 30% неуплаченного сбора или взноса.

Компании, которая не представила другую фискальную отчетность вовремя, грозят следующие санкции:

1. За каждый месяц пропуска сдачи отчетности по НДФЛ штраф составит 1000 руб.

2. Для предприятий, опоздавших отчитаться, размер административного штрафа за несвоевременно сданную декларацию по транспортному налогу за 2019 год, установленный ст. 15.5 КоАП, для руководителя составляет 300–500 руб.

3. Истечение времени, отведенного для предоставления отчетности, грозит штрафом за несдачу в срок единой декларации в 2022 году в размере 1000 руб., этот размер установлен в п. 1 ст. 119 НК РФ.

4. К предприятию, допустившему нарушение, возможно применение дополнительной меры ответственности за несвоевременную сдачу налоговой декларации по НДС — блокировка расчетного счета. Налоговики примут решение при просрочке, превышающей 10 рабочих дней. Норма установлена п. 2 ст. 76 НК РФ.

За несоблюдение периода представления отчетности допускается привлечение к ответственности должностного лица предприятия — ему грозит предупреждение или санкции материального характера. Если нарушение совершено руководителем государственного или муниципального органа, нотариусом, по ст. 15.6 КоАП РФ штраф на руководителя за несвоевременную сдачу отчетности и непредоставление сведений, необходимых органам для осуществления контрольных функций, составляет от 500 до 1000 руб.

Отказ представить сотрудникам ФНС документы, запрашиваемые при проверке, считается нарушением, о чем говорится в п. 4 ст. 93 НК РФ. Для субъектов предпринимательства штраф за непредоставление документов и информации по требованию налоговой в 2022 году определяется ст. 126, 126.1 и ст. 129.1 НК РФ:

  • 200 руб. за 1 непредставленный документ;
  • 500 руб. за неверный документ (штрафуется налоговый агент);
  • 5000 руб. за неправомерное несообщение сведений;
  • 20 000 руб. за повторное подобное нарушение.

Примеры расчетов размера штрафа

ООО «Консул» сдало декларацию по НДС за 3 квартал 2022 года, для которой предусмотрен срок подачи до 25.10.2020, позже на 3 дня — 28 октября 2022 года.

Размер платежа по НД составил 900 000 руб., из них перечислено с просрочкой 300 000 руб.

Поскольку просрочка составила 3 дня, наказание за нарушение рассчитывается так: 300 000 × 5% × 1 (месяц пропуска срока) = 15 000 руб.

ИФНС ограничилась бы штрафом за несвоевременное предоставление декларации по НДС в сумме 1000 руб., если бы предприятие вовремя уплатило налог.

Какой срок давности привлечения к ответственности

Налоговики вправе привлекать предприятие к ответственности только в течение 3 лет после нарушения правила представления отчетности.

Момент, с какой даты считать срок давности по штрафам за несвоевременную сдачу отчетности, определяется двумя способами:

  • со времени, следующего за окончанием периода, в котором совершено нарушение;
  • с даты события.

В ст. 46 НК РФ говорится о том, в какой срок выставят штраф после сдачи декларации, если компания не произвела уплату добровольно.

  • не позже 2 месяцев после окончания периода для выполнения требования на уплату вынести решение о взыскании и выставить инкассо;
  • при пропуске момента для бесспорного взыскания обратиться в суд с иском, на подачу которого отводится 6 месяцев.

В 2022 году предельные сроки направления требований об уплате налогов увеличены на 6 месяцев (постановление правительства № 409 от 02.04.2020).

Можно ли снизить размер санкций и как это сделать

Снижение размера суммы штрафа за непредставление отчетности по НДФЛ и другим налогам допускается при смягчающих обстоятельствах, о чем гласит п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ. Потребуется подготовить обращение в ИФНС с указанием причин нарушения.

Аргументы, используемые в качестве смягчающих:

  • уплата налога в срок;
  • нарушение допущено единожды;
  • отсутствие задолженности по уплате других налогов.

Часто налоговые органы уменьшают сумму наказания за срыв периода подачи отчетности, если нарушение произошло первый раз, а компания уплатила долг по акту проверки.

Предприятие вправе подать иск в суд, если налоговые органы откажут в снижении суммы санкций. Для рассмотрения дела потребуется приложить документы, подтверждающие требование истца.

Как уплатить штраф

Предприятие вправе уплатить денежные взыскания самостоятельно или после получения уведомления.

Для этого потребуется:

  • сдать отчетность;
  • уплатить задолженность по налогу;
  • рассчитать и заплатить пени и неустойку;
  • сверить расчеты с налоговой.

Главное — указать правильный номер КБК в платежном поручении для уплаты по реквизитам ФНС

Сроки уплаты НДС и порядок сдачи отчетности

Больше материалов по теме «НДС» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. В чем особенности декларации?
  2. Для кого обязательно предоставление декларации
  3. Сдача отчетности и уплата НДС
  4. Санкции за опоздание со сдачей декларации и уплатой НДС

НДС – единственный федеральный налог, отчетность по которому составляется не нарастающим итогом, с января текущего года, а за каждый квартал отдельно. Декларация по налогу в большинстве случаев сдается налогоплательщиками по телекоммуникационным сетям, новая форма бланка действует с 2015 года.

В чем особенности декларации?

Обновленный отчет по НДС с 2016 года не ограничивается тем, что в нем указывается сумма исчисленного налога и порядок расчета налоговой базы. В качестве дополнения в форму декларации стали входить данные из книги покупок и книги продаж за отчетный период (разделы 8 и 9).

В каждой строке разделов указывается:

  • ИНН/КПП контрагента;
  • исходные данные о зарегистрированном счете-фактуре (номер, дата);
  • время приема на учет полученных товаров/услуг;
  • сумма прихода/реализации;
  • величина НДС.

При электронной передаче декларации в налоговый орган происходит автоматическая сверка сведений, представленных в отчете. Во-первых, производится контроль актуальности ИНН партнера по регистрам учета юридических лиц. Во-вторых, сверяются записи в книгах покупок/продаж обоих контрагентов.

Такая система сдачи декларации по НДС дает возможность налоговому инспектору проводить камеральную проверку уже на этапе приема отчета.

Помните: сдавать налоговую декларацию по НДС необходимо в тот территориальный налоговый орган, где юридическое лицо стоит на учете. Для ИП место сдачи отчетности по НДС совпадает с местом постоянной регистрации.

Для кого обязательно предоставление декларации

Все тонкости, касающиеся одного из самых сложных налогов – НДС – изложены в главе 21 НК РФ. Здесь четко очерчен круг хозяйствующих субъектов, обязанных регулярно представлять в фискальные органы декларацию по НДС. К ним относятся:

  • юридические лица, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы, применяющие в работе ОСНО;
  • физические лица-ИП, работающие по общей системе;
  • субъекты, подпадающие под статус налоговых агентов;
  • организации и ИП, применяющие «вмененный» режим или УСН – в ситуациях, предусмотренных налоговым законодательством.

Отчетность по НДС для «спецрежимников»

Применение облегченных налоговых схем – УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН – является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанностей учитывать и платить НДС. Но в ряде случаев «упрощенцы» и плательщики вмененного налога должны, наряду с обязательными для них отчетами, сдавать декларацию по НДС.

ЕНВД и ОСНО

Если ООО или ИП совмещает в работе два налоговых режима – ЕНВД и ОСН, то ему необходимо не только использовать раздельный учет хозяйственных операций, но и вовремя формировать декларацию по НДС. Срок сдачи отчета и оплаты платежного поручения за сумму налога, заявленную в отчете, не отличается от остальных налогоплательщиков – 25 число по окончании квартала.

УСН и ЕСХН

При переходе на особый налоговый режим, налогоплательщики, освобожденные от НДС, обязаны уплачивать налог и представлять регулярную отчетность по нему в следующих случаях:

  • если ООО/ИП на «упрощенке» выставляет покупателю счет-фактуру с выделением НДС (кроме посреднических операций);
  • при налоговом агентировании.

Следует знать: составление счета-фактуры и выделение НДС поставщиков, освобожденным от уплаты налога, не лишает покупателя права на заявление вычета.

Когда «упрощенец» ведет от своего имени посредническую деятельность, не являясь при этом налоговым агентом, он обязан до 20-го числа месяца по окончании квартала представить налоговому органу журнал зарегистрированных счетов фактур, который заменяет собой декларацию по НДС.

Сдача отчетности и уплата НДС

Срок сдачи декларации по общему регламенту, предписанному ст.174 НК РФ, составляет 25 дней, после окончания налогового периода (квартала). Если 25-е число следующего месяца, когда истекает период подготовки и сдачи отчета по НДС, выпадет на праздничный или выходной день, то налогоплательщику представляется возможность сдать декларацию в первый рабочий день. Такое правило обязательно для всех организаций и ИП, у которых возникла обязанность плательщика НДС.

Декларация по НДС обязательно представляется в электронном виде и должна соответствовать утвержденному налоговой службой формату. Сдача отчета в бумажном варианте допускается, как исключение, для налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС.

Важно: представление декларации по НДС на бумажном носителе является нарушением положений ст.174 п.5, что влечет за собой признание отчета не сданным и начисление штрафных санкций, и возможность блокировки расчетного счета налогоплательщика. Минимальная сумма штрафа за «бумажный» отчет – 1000 рублей.

Когда следует платить НДС

Уплачивать НДС следует в срок, определенный для сдачи налоговой декларации – 25 числа следующего за налоговым периодом квартала. Вместе с представлением отчета на НДС необходимо отправить в банк платежное поручение на сумму, равную 1/3 части рассчитанного налога. Оставшиеся 2/3 НДС уплачиваются в последующие месяцы, равными долями.

Правило «одной трети» может быть изменено в сторону увеличения самим налогоплательщиком. Закон допускает по окончании налогового периода уплатить сразу всю сумму исчисленного НДС, либо перевести в бюджет в первый месяц большую часть налога, а остаток перечислить позже.

Субъекты хозяйственной деятельности, применяющие специальные режимы и обязанные платить НДС в особых случаях, уплачивают НДС в полной сумме, без разбивки по месяцам, в день сдачи декларации.

Для налоговых агентов, сотрудничающих с иностранными организациями и приобретающих у них товары/услуги, установлено требование выплачивать НДС в момент перевода денег поставщику. Одновременно с оплатой за товар необходимо передать в банк платежное поручение на сумму НДС от величины платежа.

Прочие налоговые агенты (арендаторы муниципального имущества или продавцы конфиската) уплачивают НДС в срок, определенный налоговым законодательством. Для них также разрешено разделение платежа на три равные части.

Внимание: чтобы уплаченный НДС не «завис», как неопознанный платеж, необходимо следить за правильностью заполнения всех полей платежного поручения. Плательщик особенно тщательно должен проверить верность указанного КБК и реквизиты налогового органа.

Санкции за опоздание со сдачей декларации и уплатой НДС

В случае просрочки со сдачей отчета по НДС штрафные санкции рассчитываются от величины исчисленного к уплате налога и составляют 5% от величины НДС по декларации за каждый календарный месяц опоздания. При этом минимальный размер штрафа составляет 1000 рублей, а максимальный – 30% от рассчитанного по декларации налога.

При наложении штрафных санкций возможны варианты:

  • если декларация сдана не вовремя, но при этом НДС уплачен в бюджет полностью и в срок, то налогоплательщику придется уплатить 1000 рублей;
  • при частичной оплате предписанного налога и опоздании с отчетностью штраф будет рассчитан, как 5% от разницы между уплаченным и начисленным налогом за каждый полный месяц просрочки.

Знайте: отсутствие хозяйственных операций в налоговом периоде не освобождает налогоплательщика от сдачи декларации по НДС. За не сданную вовремя «нулевую» декларацию придется заплатить штраф в 1000 рублей.

Помимо денежных взысканий, налоговая инспекция вправе наказать необязательного налогоплательщика иными способами:

  • руководителю компании (либо ИП) может быть вынесено административное наказание в виде штрафа в размере 300-500 рублей;
  • при опоздании со сдачей декларации по НДС на срок более 10 дней налогоплательщик может рассчитывать на блокировку расходных операций по расчетному счету.

Аналогичное наказание (арест расчетного счета) предусмотрено и для налогоплательщиков-«упрощенцев», освобожденных от НДС, но обязанных отчитываться, как налоговые агенты.

Помните: избежать начисления штрафных санкций за несвоевременную сдачу декларацию по НДС можно. Для этого целесообразно в установленный срок отправить в ФНС «нулевой» отчет, а впоследствии сдать электронную корректировку декларации.

Несвоевременное перечисление в бюджет рассчитанного по декларации налога чревато начислением пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ за каждый день опоздания. Величина пени рассчитывается налоговым органом, на эту сумму отправляется платежное требование в банк налогоплательщика.

Пени и штрафы по требованиям налоговой инспекции списываются в безакцептном порядке, без согласия владельца расчетного счета. До того момента, пока налоговая задолженность не будет погашена в полном объеме, расходные операции по счету не производятся.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Челябинской области

Прокурор разъясняет

  • 21 апреля 2011, 22:45

Отделом по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан рассмотрено обращение гражданина о разъяснении положений действующего законодательства, регламентирующего приостановление исполнительного производства.

В соответствии с действующим законодательством исполнительное производство может быть приостановлено как судом, так и судебным приставом-исполнителем.

При этом, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» разграничивает компетенцию органов судебной власти и службы судебных приставов в этой сфере, а также определяет случаи когда приостановление исполнительного производства является обязательным, а когда компетентный орган вправе по своему усмотрению приостановить исполнительное производство (факультативные основания).

Так, исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению судом полностью или частично в случаях: предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу; оспаривания результатов оценки арестованного имущества; оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Иные случаи обязательного приостановления исполнительного производства могут быть установлены только федеральными законами.

Исполнительное производство может быть приостановлено судом полностью или частично в случаях: оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ; оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; нахождения должника в длительной служебной командировке; принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий; обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

Также суд вправе решить вопрос о приостановлении исполнительного производства по обязательным и факультативным основаниям, определенным законом для приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

К обязательным основаниям для приостановления производства судебным приставом-исполнителем относятся случаи: смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство; утраты должником дееспособности; участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях; отзыва у должника – кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается; применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства; принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора; направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

К факультативным основаниям, по которым судебный пристав-исполнитель вправе приостановить исполнительное производство, относятся случаи: нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении; розыска должника-гражданина или розыска ребенка; просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения.

Кроме этого, главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов.

Несмотря на то, что Федеральным законом «Об исполнительном производстве» прямо не предусмотрено в качестве основания для приостановления исполнительного производства обращение должника в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, рассмотрение судом заявления должника о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа препятствует совершению исполнительных действий.

Вышеуказанным Федеральным законом определено, что в сроки совершения исполнительных действий не включается время со дня обращения должника с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения такого обращения.

Следовательно, судебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные действия в это период до получения вступившего в законную силу решения суда о предоставлении либо отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта.

Отдел по надзору за соблюдением федерального

законодательства, прав и свобод граждан

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

21 апреля 2011, 22:45

Приостановление исполнительного производства.

Отделом по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан рассмотрено обращение гражданина о разъяснении положений действующего законодательства, регламентирующего приостановление исполнительного производства.

В соответствии с действующим законодательством исполнительное производство может быть приостановлено как судом, так и судебным приставом-исполнителем.

При этом, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» разграничивает компетенцию органов судебной власти и службы судебных приставов в этой сфере, а также определяет случаи когда приостановление исполнительного производства является обязательным, а когда компетентный орган вправе по своему усмотрению приостановить исполнительное производство (факультативные основания).

Так, исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению судом полностью или частично в случаях: предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу; оспаривания результатов оценки арестованного имущества; оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Иные случаи обязательного приостановления исполнительного производства могут быть установлены только федеральными законами.

Исполнительное производство может быть приостановлено судом полностью или частично в случаях: оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ; оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; нахождения должника в длительной служебной командировке; принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий; обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

Также суд вправе решить вопрос о приостановлении исполнительного производства по обязательным и факультативным основаниям, определенным законом для приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

К обязательным основаниям для приостановления производства судебным приставом-исполнителем относятся случаи: смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство; утраты должником дееспособности; участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях; отзыва у должника – кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается; применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства; принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора; направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

К факультативным основаниям, по которым судебный пристав-исполнитель вправе приостановить исполнительное производство, относятся случаи: нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении; розыска должника-гражданина или розыска ребенка; просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения.

Кроме этого, главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов.

Несмотря на то, что Федеральным законом «Об исполнительном производстве» прямо не предусмотрено в качестве основания для приостановления исполнительного производства обращение должника в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, рассмотрение судом заявления должника о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа препятствует совершению исполнительных действий.

Вышеуказанным Федеральным законом определено, что в сроки совершения исполнительных действий не включается время со дня обращения должника с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения такого обращения.

Следовательно, судебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные действия в это период до получения вступившего в законную силу решения суда о предоставлении либо отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта.

Отдел по надзору за соблюдением федерального

Последствия приостановления исполнительного производства

Приостановление исполнения судебного акта

и исполнительного производства

29. Согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство может быть приостановлено судом при оспаривании исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

При этом суды должны учитывать, что при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (представлений) правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Правовым последствием приостановления исполнения судебного акта является приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании соответствующего исполнительного документа.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства на основании пункта 1 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве может быть разрешен судом первой инстанции в случаях оспаривания исполнительного документа несудебного органа.

Исполнительное производство может быть приостановлено в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Вопрос о приостановлении исполнительного производства разрешается судом, рассматривающим такое заявление.

30. Если по истечении срока на подачу апелляционной жалобы судом первой инстанции выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения, а впоследствии по предусмотренным законом основаниям апелляционная жалоба на данное решение принята к производству, то суд апелляционной инстанции вправе приостановить исполнение такого судебного акта (для судов общей юрисдикции: по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, – на основании части 1 статьи 306 КАС РФ, по делам, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства, – по аналогии закона применительно к части 1 статьи 306 КАС РФ; для арбитражных судов – на основании статьи 265.1 АПК РФ).

Порядок приостановления исполнительного производства, установленный статьей 440 ГПК РФ, статьей 359 КАС РФ и статьей 327 АПК РФ, в данном случае не применяется.

В случае, когда решение суда первой инстанции, на основании которого выдан исполнительный лист, отменено или изменено полностью или в части судом апелляционной инстанции, то по смыслу пункта 4 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве возбужденное по указанному исполнительному листу исполнительное производство подлежит прекращению судебным приставом-исполнителем в отмененной или измененной части.

При оставлении судом апелляционной инстанции обжалованного судебного акта без изменения новый исполнительный лист не выдается; исполнение соответствующего судебного акта осуществляется на основании ранее выданного исполнительного листа.

31. Последствия приостановления исполнительного производства заключаются в недопущении применения мер принудительного исполнения, предусмотренных частью 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве, в период приостановления исполнительного производства до его возобновления (часть 6 статьи 45 Закона).

С учетом положений части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в период приостановления исполнительного производства (приостановления исполнения судебного акта) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия, например, наложение ареста, установление запрета на распоряжение имуществом.

32. В случае, когда исполнительное производство не возбуждено, определение суда о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта не препятствует взыскателю обратиться с заявлением в службу судебных приставов о возбуждении исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не вправе отказать в возбуждении исполнительного производства лишь по тому основанию, что исполнение судебного акта, по которому выдан исполнительный лист, приостановлено. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель одновременно указывает на приостановление исполнения судебного акта соответствующим судом и приостановление исполнительного производства, поэтому срок на добровольное исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе, устанавливается судебным приставом-исполнителем с момента возобновления исполнительного производства.

33. В силу части 4 статьи 359 КАС РФ, части 4 статьи 327 АПК РФ и по смыслу части 3 статьи 440 ГПК РФ могут быть обжалованы определения суда как о приостановлении или прекращении исполнительного производства, так и об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: