Порядок пользования земельным участком под многоквартирным домом

Земельный участок МКД : содержание и оценка его санитарного состояния

27 и 28 сентября Елена Шерешовец и Борис Валит провели онлайн-семинар, посвящённый вопросам содержания и использования земельного участка под многоквартирным домом. Узнайте, когда УО отвечает за эту территорию, в том числе за содержание размещённых на нём дорог и проездов.

Елена Шерешовец рассказала о формировании и содержании земельного участка МКД

В первый день онлайн-семинара Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец разобрала, какие изменения в 2021 году произошли в законодательстве в сфере земли и недвижимости. Также мы обсудили такие темы, как:

  • формирование участка под МКД;
  • защита прав владельцев помещений при его оформлении;
  • переход прав собственности на участок.

Среди этих вопросов мы обсудили тему ответственности за содержание земельного участка.

Собственники платят за содержание земельного участка, входящего в состав общего имущества дома

Управляющие организации отвечают за содержание земельного участка, если он сформирован и является частью общедомового имущества. Общей собственностью жителей дома является участок со следующими характеристиками:

  • он сформирован (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ);
  • его границы и размер определены в соответствии с требованиями законодательства (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491);
  • в его отношении проведён государственный кадастровый учёт (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ).

Земельный участок бесплатно переходит в собственность с момента его формирования. До этого времени он является собственностью публично-правового образования (п. 67 постановления Пленума ВС РФ, ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22).

Елена Шерешовец отметила, что если границы земельного участка, прилегающего к МКД, не установлены, сам участок не конкретизирован, нет его план-схемы, УО не обязана содержать такую территорию. Граждане и юрлица отвечают только за состояние участков, которые находятся в их собственности или владении.

При этом органы власти или суд могут обязать собственников содержать территорию, прилегающую к их земельным участкам – на основании федерального закона или договора. Такой вывод сделал ВС РФ в п. 7 Обзора судебной практики № 4 (2018). Узнайте больше из материалов онлайн-семинара под статьёй.

УО отвечает за состояние придомовой территории, включённой в состав общего имущества МКД

Собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общедомового имущества (ч. ч. 1, 3 ст. 39 ЖК РФ). При этом управляющая организация обеспечивает его надлежащее содержание (ст. 161 ЖК РФ).

Согласно ст. 162 ЖК РФ, общее имущество многоквартирного дома – существенное условие договора управления. В состав ОИ дома входит только сформированный земельный участок, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). В таком случае собственники помещений в МКД платят за его содержание (ст. 154 ЖК РФ).

Как отметила Елена Шерешовец, управляющая организация несёт ответственность за обслуживание придомового участка только в случае, если совпадают два условия:

  1. Участок является общим имуществом собственников помещений в МКД.
  2. Услуга по обслуживанию территории включена в договор управления.

Посмотрите полную видеозапись первого дня онлайн-семинара, чтобы узнать, что делать, если местные НПА и суды выступают за то, чтобы УО содержала несформированный участок дома.

В НПА нет критериев для оценки санитарного состояния придомовой территории дома

Во второй день онлайн-семинара Председатель Совета Ассоциации «Р1», руководитель РосКвартала Борис Валит сосредоточился на практических темах, связанных с земельным участком под МКД. Мы разобрали:

  • кто должен содержать дороги;
  • какие требования предъявляются к местам накопления ТКО;
  • как установить шлагбаум и дорожные знаки во дворе;
  • как принять участие в национальном проекте «Комфортная городская среда».

Кратко об этих темах вы можете узнать из деморолика:

Один из вопросов, которые рассмотрел Борис Валит, – есть ли какие-то критерии оценки загрязнения придомового участка. Законодательно они не установлены. В НПА прописаны только требования к составу, периодичности и порядку выполнения работ для надлежащего содержания придомовых территорий.

Эксперт привёл в пример региональную практику – решение Тверской городской думы от 16.10.2014 № 368. В п. п. 6.140–6.145 этого документа зафиксировано, как часто должна проводиться уборка двора и её последовательность.

Сперва чистят тротуары, затем пешеходные дорожки и дворовые территории. Уборка, кроме снегоочистки, которая производится во время снегопадов, проводится до 13.00. Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных проездов должен убираться полностью, под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег убирают под движок, оставляют слой для последующего его уплотнения.

Исходя из этого можно сделать вывод, что если территория убирается не по установленным в этом документе нормативам, то её можно считать загрязнённой. Чтобы этого избежать, УО и ТСЖ необходимо выполнять все предписанные законодательством работы в полном объёме, в указанные сроки или с установленной периодичностью. Иные критерии оценки качества выполненных работ отсутствуют.

Другие вопросы содержания участка под МКД – в материалах онлайн-семинара

За два дня онлайн-семинара мы вместе с Еленой Шерешовец и Борисом Валитом обсудили множество тем и вопросов, которые касаются содержания земельных участков под многоквартирными домами. В том числе разобрали:

  • что такое сервитут;
  • что делать, если во дворе дома начались раскопки;
  • как установить дорожные знаки на придомовой территории;
  • как привлечь дополнительные деньги на благоустройство участка.
Читайте также:
Что лучше завещание или дарственная на дом

Больше информации вы узнаете из видеозаписей: они прикреплены сразу под статьёй. Вас ждут обзоры судебной практики, алгоритмы и советы, ответы на вопросы участников.

О порядке использования земельного участка многоквартирного дома

Объем прав по использованию земельных участков определяется нормами земельного и гражданского законодательства, с учетом особенностей, установленных жилищным законодательством для земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно статье 271 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на недвижимость к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Кроме того, сведения о составе общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом и в документах, связанных с управлением многоквартирным домом, в том числе в копиях градостроительного плана земельного участка по установленной форме, проектной документации на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство многоквартирного дома и так далее.

Распоряжение земельными участками, входящими в состав общего имущества многоквартирного дома, осуществляют собственники помещений в этом многоквартирном доме.

Органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также — ЖК РФ) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений проводится в порядке, установленном статьей 45 ЖК РФ, и правомочно, если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, согласно статье 47 ЖК РФ, может проводиться путем заочного голосования.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятые с учетом требований статьи 46 ЖК РФ, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании, или не являются членами товарищества собственников жилья, созданного для управления многоквартирным домом.

В соответствии с частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, поставленным на голосование, в том числе введение ограничений пользования им, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

  • Правомочность решений общего собрания собственников жилых домов (24Кб)
  • Форма заявления о перепланировке (40Кб)
Читайте также:
Реконструкция частного дома с увеличением площади

Споры о праве на придомовую территорию

Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2020 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г. Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м., предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.

Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком.

С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом. В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е. в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания.

Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно. Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в. Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.

Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.) 1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет) 2 .

Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным. Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее. 3

Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве.

Такие споры можно разделить на четыре большие категории:

  • о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
  • об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
  • об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
  • о границах участков, предназначенных для размещения МКД.

Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.

Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией

Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием. Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2020 г. № 89-КАД20-1-К7. При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД 4 .

В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение 5 .

Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г. № 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59. Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.

Читайте также:
Сколько стоит застраховать дом от пожара

Если границы участка под МКД не сформированы…

Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса). При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.

В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.

Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016).

С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

Согласно ст. 305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.

Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.

Формирование участка под МКД

Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет – при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка» вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д23и-1133).

В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.

При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст. 85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).

Читайте также:
Несанкционированное подключение к электросетям в многоквартирном доме

Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД. Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).

Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).

Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2020 г. № 88а-1594/2020).

Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).

1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).

2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.

3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.

5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

Министерство экономического развития
Российской Федерации

О порядке передачи земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 октября 2009 г. N Д23-3410

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо о порядке передачи земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме и в пределах компетенции сообщает.

В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Пункт 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом изложенного у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2007 N 29, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Читайте также:
Блокированный жилой дом: определение

Учитывая положения ст. 23 Закона N 122-ФЗ, ст. 16 Закона N 189-ФЗ, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со ст. 16 Закона N 189-ФЗ, возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок. Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе N 189-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

Исключение сведений о переданных в соответствии со ст. 16 Закона N 189-ФЗ земельных участках из реестра федерального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном п. 16 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 “О совершенствовании учета федерального имущества” (далее – Положение).

В соответствии с п. 16 Положения после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество лицо, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, в 2-недельный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права представляет для исключения из реестра сведений об имуществе в соответствующий территориальный орган установленные п. 16 Положения документы.

Согласно п. 32 Положения после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, Росимущество или территориальный орган в 3-недельный срок со дня получения документа, подтверждающего прекращение либо государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, если им является недвижимое имущество, после проведения экспертизы поступившего документа формирует запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и исключает все сведения из соответствующих карт сведений об объекте учета.

По мнению Департамента недвижимости, документами, подтверждающими государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, могут служить предоставленные Росреестром в установленном порядке документы, содержащие информацию о правообладателях на все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. При отсутствии Российской Федерации в списке правообладателей на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме право Российской Федерации на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, прекращается. При наличии зарегистрированного права собственности Российской Федерации на помещение(я) в многоквартирном доме (и, соответственно, наличии неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) право собственности Российской Федерации на весь земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, преобразуется в соответствующую долю в праве собственности на данный земельный участок пропорционально площади помещений в многоквартирном доме.

На основании изложенного Департамент недвижимости считает, что издание органом государственной власти или органом местного самоуправления ненормативного правового акта о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома (решения о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах) не требуется.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ

Порядок пользования земельным участком под многоквартирным домом

Обзор документа

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 марта 2019 г. № 153/пр “Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома”

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 т. N 1578 “О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды” приказываю:

Читайте также:
Вознаграждение председателю совета многоквартирного дома

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Министр В.В. Якушев

Утверждены
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 07 марта 2019 г. N 153/пр

Методические рекомендации
по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома

1. Настоящие Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (далее также – образуемые земельные участки), разработаны в целях оказания методологического содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления при проведении работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, и которые не были образованы ранее.

2. В целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется провести следующие мероприятия:

1) подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома);

2) провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков) (далее – кадастровые работы);

3) представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав (далее – орган регистрации прав) прав документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).

3. С учетом требований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 3 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, определение местоположения границ земельных участков, занятых многоквартирными домами, рекомендуется осуществлять в рамках подготовки проекта межевания территории.

4. Определение местоположения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется осуществлять при образовании такого земельного участка с учетом следующих особенностей:

1) под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок;

2) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы не нарушить права и законные интересы неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещений в данном многоквартирном доме и других многоквартирных домах;

3) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого земельного участка;

4) при определении границ образуемого земельного участка рекомендуется учитывать, что данный земельный участок, а также смежные с ним земельные участки должны отвечать требованиям статьи 11 Земельного кодекса;

5) в границы образуемого земельного участка не рекомендуется включать земли или земельные участки, в отношении которых у третьих лиц имеются права (собственности или иное законное право), земли или земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и иные территории общего пользования.

5. Размер образуемого земельного участка рекомендуется определять исходя из:

1) площади многоквартирного дома, то есть суммарной общей площади всех квартир в таком доме, площади всех нежилых помещений и помещений вспомогательного использования в таком доме;

2) территории, необходимой для обеспечения функционирования (обслуживания) площади многоквартирного дома, с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в многоквартирном доме, обслуживания данного дома и иных объектов, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также доступ к такому дому и иным подобным объектам;

3) плотности застройки элемента планировочной структуры, в границах которого расположен соответствующий многоквартирный дом,

4) наличия на прилегающей к многоквартирному дому территории элементов благоустройства, созданных при финансовом участии собственников помещений в многоквартирном доме в рамках федерального проекта “Формирование комфортной городской среды”, с учетом утвержденного органами местного самоуправления дизайн-проекта благоустройства дворовой территории.

6. При образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется рассматривать объекты, принадлежащие собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. В границы такого земельного участка целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома.

7. При образовании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, рекомендуется учитывать будущее градостроительное развитие территорий, на которых расположены многоквартирные дома, определенное в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и иных документах, определяющих направления развития соответствующей территории, а также результаты инвентаризации дворовых территорий, проведенной в рамках федерального проекта “Формирование комфортной городской среды”.

Читайте также:
Дом с курантами сайт застройщика

8. Образование земельных участков под многоквартирными домами, расположенными в границах территорий, на которых в соответствии с правилами землепользования и застройки предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, в том числе развитию застроенных территорий, комплексному развитию территорий по инициативе их правообладателей или органов местного самоуправления, рекомендуется осуществлять на основании утвержденного в отношении такой территории проекта межевания и (или) проекта планировки территории в рамках осуществления деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и земельным законодательством.

9. Образование земельных участков под многоквартирными домами, включенными в региональные и (или) муниципальные программы, направленные на переселение граждан из признанных аварийными многоквартирных домов, рекомендуется осуществлять по границе (контуру) признанного аварийным многоквартирного дома по истечении срока, установленного органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для осуществления собственниками помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции.

10. Образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, из земель или земельных участков, находящихся в федеральной собственности, рекомендуется осуществлять федеральным органам исполнительной власти; из земель или земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, – исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; из земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органам местного самоуправления; из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, – органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления, наделенных полномочиями по распоряжению такими земельными участками (далее – уполномоченные органы).

11. Уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом.

12. Рекомендуется учитывать, что со дня осуществления государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в составе общего имущества в таком доме в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”. Необходимость проведения отдельной государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный земельный участок не предусмотрена законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

13. В целях организации проведения образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется утвердить график выполнения соответствующих мероприятий, в котором рекомендуется определить планируемые сроки подготовки и утверждения документации по планировке территории, выполнения кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.

14. В целях обеспечения реализации графика выполнения мероприятий по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется предусматривать в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации средства на его реализацию.

Обзор документа

Минтруд разработал методические рекомендации по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (МКД).

Органы госвласти и местного самоуправления составляют и утверждают проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка под МКД. Также они подают в Росреестр документы для государственного кадастрового учета образуемого земельного участка.

Дома и коттеджи, построенные из сэндвич панелей. Особенности, преимущества и недостатки на сайте Недвио

  • Недвижимость
  • Строительство
  • Ремонт
  • Участок и Сад
  • О загородной жизни
  • Вопросы-Ответы
    • Интерактивная кадастровая карта
    • О проекте Недвио
    • Реклама на Nedvio.com

Повсеместное строительство домов из сэндвич-панелей стало распространяться в нашей стране относительно недавно. Западные страны применяют данную технологию уже много десятилетий для возведения не только частных малоэтажных домов, но и для строительства высотных зданий.

В этой статье мы рассмотрим, что это за материал и каковы плюсы и минусы домов, построенных с применением данной технологии?

Что такое сэндвич панель и из чего она состоит?

Основная идея разработчиков этого материала — получить строительный элемент, с помощью которого можно построить дом быстро и недорого. Технология строительства домов из сэндвич-панелей позволяет получить полноценное жилье любой сложности, за короткий отрезок времени, используя минимум материальных и физических затрат.

Сам термин «сэндвич» не имеет ничего общего с едой из фастфуда. Поскольку этот стройматериал состоит из нескольких слоев скрепленных между собой суб-материалов, это название возникло больше как ассоциация с бургерами.

Сэндвич-панель – это трехслойный строительный материал, выполненный из пластика, металла и утеплителя (дерево, минеральная вата, пенополистирол). Обычно, внутри находится специальный наполнитель, который с обеих сторон закрыт облицовкой. В результате получается удобный элемент, с помощью которого можно возводить стены, потолки и полы. Также данный уникальный строительный материал используют не только для отделки стен и кровли, но и для качественного утепления и звукоизоляции фасадов готовых зданий и сооружений, а также для защиты их от пожара.

В качестве наполнителя могут использоваться различные материалы. Среди наиболее популярных вариантов можно выделить следующие:

  • Пенополиуретан – это самый распространенный наполнитель для сендвич-панелей. Материал не горит и не гниет. При этом он является прекрасным утеплителем;
  • Пенополистирол – это менее распространенный вариант наполнителя. Такие панели стоят немного дешевле предыдущих;
  • Стекловолокно. Такой наполнитель используют в тех конструкциях, которые будут устанавливаться в пожароопасных строениях;
  • Минеральная вата. Такие сендвич-панели считаются самыми дешевыми. Но даже они отличаются легкостью, удобством монтажа и хорошими теплоизоляционными качествами.
Читайте также:
Реконструкция частного дома с увеличением площади

Наружные слои также могут быть выполнены из различных материалов. В качестве наиболее популярных выступают ОСБ-плиты и металл. В принципе, оба варианта достаточно прочные и долговечные. Однако ОСБ плиты немного дешевле металлического варианта. Но второй вариант имеет более большой срок эксплуатации.

Как строят дома и коттеджи из сэндвич панелей?

Ответственным процессом перед началом строительства домов, согласно технологии, является создание прочного фундамента и каркаса для перекрытия его сэндвич-элементами.

Весь процесс возведения жилого здания можно поделить на этапы:

  1. Возведение стен. Начало процесса ознаменует укладка направляющей доски, ее размеры соответствуют размерам сэндвичей. Для точного горизонтального расположения доски строители пользуются строительным уровнем;
  2. Установка угловых сэндвич-панелей. Процесс стоит начинать с угла. Монтаж первого элемента важная задача, от него зависят дальнейшие работы по установке последующих листов. Направляющая доска оборудована специальными пазами, позволяющими надежно крепить каждый лист сэндвич-панели. Угловые листы крепят саморезами. Расстояние между крепежными элементами должно быть не менее 15 см;
  3. Монтаж сэндвич-панелей. После выполнения отделки углов, приступают к обработке стен. Панели крепят друг к другу саморезами, соблюдая расстояние между крепежом по высоте не менее 50 см и внимательно следя за тем, чтобы не было зазоров между листами. По такой технологии производят установку всех последующих листов отделочного материала.

В процессе монтажа домов из сэндвич-панелей не должно быть спешки, все работы выполняют постепенно. Важно чтобы, перед креплением, каждый последующий элемент сравнивался по размерам с предыдущим, для того чтобы сразу же выявлять несоответствия и исправлять их.

Для заполнения пространства между направляющей доской и панелью иногда используют строительную пену. После завершения отделки основания дома сэндвич-панелями приступают к строительству других элементов дома.

Достоинства строительства из сэндвич-панелей

(1) Прежде всего, это экономия на фундаменте. Известно, что около половины затрат при строительстве коробки дома приходится на фундаментные работы. При строительстве дома из сэндвич-панелей можно использовать столбчатый фундамент, малозаглубленный ленточный или же легкий плитный.

(2) Скорость строительства. Такой дом можно собрать по уже готовым чертежам за несколько дней. Обычно производители таких сооружений привозят стены в готовом виде и уже на участке скрепляют их между собой.

Саму коробку дома можно выставить всего за одну-две недели. Конечно, многое будет зависеть от размеров строения. Но в любом случае постройка займет гораздо меньше времени чем, если бы вы применяли обычные строительные материалы.

(3) Третье преимущество заключается в экономии на отоплении в будущем. Сэндвич-панели достаточно теплые, чтобы строить из них дома в самых холодных регионах страны.

(4) Постройки из сендвич-панелей достаточно долговечны. Несмотря на то, что принято считать такие дома не самыми прочными по сравнению с каменными, практика показывает, что, при правильно соблюденной технологии возведения, их можно эксплуатировать в течение десятилетий. Производители таких домов специальным способом высушивают брус до такой степени, что древесина практически не поддается старению.

(5) Есть возможность увеличить полезную площадь жилых помещений, так как толщина стен коттеджей из сэндвич панелей значительно меньше, чем в домах, построенных из камня или блоков.

(6) Шестое преимущество — Коттеджи из сендвич панелей можно строить практически при любых погодных условиях. Возведение дома можно проводить зимой, в независимости от температуры окружающей среды;

(7) Седьмой плюс — в отличие от деревянных домов, каркасные строения не оседают. Это значит, что отделочные работы можно начинать сразу после возведения коробки;

Кроме того, при необходимости, есть возможность разобрать дом, и собрать его на новом месте. К тому же, не стоит забывать и про стоимость. Все материалы и работы не будут сильно «бить» по вашему кошельку. Дома из сендвич панелей стоят значительно дешевле аналогов. Именно эта особенность сильно нравится отечественным застройщикам.

Недостатки данного материала

Прежде всего, стоит упомянуть об экологичности. Некоторые недобросовестные производители древесных плит применяют формальдегидные смолы для связки волокон. Это вещество, будучи очень токсичным, при испарении может сильно сказаться на здоровье проживающих в таком доме людей. Убедитесь, что у производителя домов из сэндвич-панелей договор с добросовестным поставщиком древесных плит.

Дома из сендвич-панелей значительно уступают по долговечности деревянным и кирпичным постройкам. Такие здания нуждаются в проведении капитального ремонта уже после пары десятков лет эксплуатации. Но, даже постоянно поддерживая все конструкции в нужном состоянии, не стоит ждать от такого дома того, что он простоит сто лет.

Еще один минус, который также влияет на длительно эксплуатации – это возможность появления плесени. Сендвич-панели достаточно герметичные, поэтому вентиляция воздуха проходит плохо. Отсюда появляется места, где влага застаивается. Результатом этого становится появление плесени. Поэтому такие дома нужно тщательно защищать от влаги и создавать системы искусственной вентиляции.

Читайте также:
Этапы строительства многоквартирного жилого дома

Ну и не стоит забывать про пожарную безопасность. Используемые материалы часто хорошо горят. Полностью деревянный дом, при возникновении небольшого очага, сгорит дотла за считанные часы.

Часто производитель утверждает, что древесина обработана специальным раствором, который делает ее негорючей. Но знайте, что таких растворов не бывает в природе, и все подобные мероприятия проводятся только с целью снизить скорость горения. Также стоит помнить и про пенопласт, который не горит, а испаряется. Пары пенопласта также могут нанести непоправимый вред здоровью.

Поэтому необходимо тщательно выбирать систему отопления дома и очень желательно установить современную противопожарную систему с тревожной кнопкой.

Заключение

Построить дачу или дом из сэндвич-панелей можно, и часто это является единственным разумным вариантом для той или иной местности с учетом имеющегося бюджета. Однако стоит внимательно отнестись к противопожарной безопасности и убедиться в качестве и экологичности материала панелей.

Также внимательно нужно подходить к подбору подрядчика на строительство, убедиться в наличии лицензии, соответствующего опыта и положительных отзывов.

Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.

Частный дом из сэндвич-панелей

Строительные технологии постоянно совершенствуются – сегодня можно в кратчайшие сроки возвести частный дом из сэндвич-панелей. Насколько оправдан такой выбор, каковы особенности строительства здания, какой фундамент потребуется?

  1. Что такое сэндвич-панель?
  2. Преимущества
  3. Недостатки
  4. Стоимость строительства
  5. Правила выбора
  6. Облицовка
  7. Утеплитель
  8. Толщина панелей
  9. Визуальные характеристики
  10. Этапы строительства
  11. Требуется ли разрешение на строительство?

Что такое сэндвич-панель?

Первый опыт использования сэндвич-панелей был получен еще в 1930 году, но массовое производство началось лишь спустя 30 лет. Сегодня такой вариант строительства приобретает все большую популярность, хоть он и не лишен определенных недостатков.

В общих чертах сэндвич-панель – это совокупность двух листов твердого материала, между которыми находится слой утеплителя (теплоизоляционного состава). Детали соединяются друг с другом путем холодного или горячего прессования.

Выпускаются кровельные и стеновые панели. Кровельные сэндвич-панели изготавливаются из листа с высоким профилем. В них используется утеплитель повышенной плотности. Для соединения элементов между собой предусматривается замок особой конструкции. Все это в совокупности позволяет кровле выдерживать высокие нагрузки при эксплуатации. Стеновые панели обычно гладкие или профилированные под сайдинг, бревно, микроволны. Они рассчитаны на меньшие нагрузки, поэтому для обустройства кровли использоваться не могут.

На основе кровельных и стеновых сэндвич-панелей изготавливают модульные здания сборно-разборного и неразборного типов. Конструкции заводской готовности со сварными соединениями целесообразно заказывать при небольшом расстоянии от отведенного под застройку участка до завода-изготовителя. Разборные конструкции доставляются на любые расстояния в виде «конструктора», который собирается по месту установки – элементы монтируются на каркас без использования тяжелой строительной техники. Проектом предусматривается возможность подключения ко всем инженерным коммуникациям – осуществляется внутренняя их разводка в соответствии со СНиП. Выполняется внутренняя отделка.

Преимущества

Одним из важных преимуществ сэндвич-панелей является возможность проведения работ в любой сезон – не становятся препятствием ни промерзшая земля, ни сложные климатические условия. Сроки возведения здания минимальны – уже через несколько недель после разработки проекта можно праздновать новоселье. Строительство возможно на участках, не подходящих для возведения капитальных построек.

  • имеет отличные теплоизоляционные характеристики – летом в доме не жарко, зимой не холодно (за счет сохранения тепла удается сэкономить на отоплении вплоть до 90%, в зависимости от толщины слоя утеплителя);
  • используются экологичные материалы – можно не опасаться вредных выделений, способных повлиять на здоровье проживающих в доме людей;
  • конструкция имеет небольшой вес, благодаря чему требования к фундаменту снижаются (можно ограничиться оцинкованными винтовыми сваями, бетонными блоками, асфальтированной площадкой);
  • используемые материалы устойчивы к агрессивным факторам;
  • стоимость такого строительства ниже, чем в случае возведения капитальной постройки;
  • дом в любой момент можно перевезти на другое место без серьезных затрат;
  • существует возможность расширить постройку путем добавления дополнительных блоков – при желании можно увеличить этажность здания или сделать пристройку к дому из сэндвич-панелей;
  • при проведении монтажа практически отсутствуют мусор и шум, ведь все основные действия выполняются на заводе.

Готовое здание не деформируется, не усаживается.

Недостатки

К недостаткам можно отнести абсолютную герметичность постройки – для обеспечения комфортных условий проживания нужно организовать принудительную приточно-вытяжную вентиляцию. Срок службы модульного дома меньше, чем у капитальных зданий из кирпича или других материалов. Дорого продать его не получится.

Стоимость строительства

Цена будущей постройки зависит от ее габаритов (количества комнат, этажности), а также от того, из каких материалов будут изготовлены сэндвич-панели. Оказывают на нее влияние:

  • вариант внутренней отделки;
  • количество окон/дверей;
  • наличие сантехники, отопительного и прочего оборудования.

Типовые проекты обходятся дешевле тех, которые дорабатываются в соответствии с пожеланиями заказчика.

Правила выбора

При выборе сэндвич-панелей для строительства частного дома, стоит обратить внимание на:

  • тип облицовки/утеплителя;
  • толщину панелей;
  • внешний вид.
Читайте также:
Несанкционированное подключение к электросетям в многоквартирном доме

Облицовка

Облицовкой служат листы:

  • пластика;
  • стали с антикоррозионным покрытием;
  • ОСП;
  • гипсокартона.

Сталь прочна, долговечна, имеет хорошие эксплуатационные качества, но вес панелей за счет металла увеличивается. Гипсокартон имеет небольшой вес, но использовать его в качестве наружной облицовки нельзя – он не обладает устойчивостью к агрессивным факторам среды. Обычно такие панели используются для создания внутренних перегородок. Ориентированно-стружечные плиты универсальны – ОСП подходят для стен и кровли, используются при создании внутренних перегородок.

Утеплитель

Толщина слоя утеплителя варьируется в пределах 5-30 см. Чаще всего используются:

  • минеральная вата – она не поддерживает горения, в ней не заводятся насекомые, не развивается плесень и грибок, не селятся грызуны, но при поглощении влаги ухудшаются теплоизоляционные свойства;
  • полистирол – материал влагонепроницаем, обладает отличными теплоизоляционными свойствами, но в нем могут жить грызуны, а при возгорании полистирол выделяет токсичные вещества;
  • пенополиуретан практически лишен недостатков – у него низкая теплопроводность, материал устойчив к влаге, имеет небольшой вес, пожароопасность у него ниже, чем у дерева (горит верхний слой, огонь очень медленно продвигается в глубину).

В жилищном строительстве обычно используются стеновые и кровельные СИП-панели, в которых между ориентированно-стружечными плитами (ОСП, OSB) прокладывается твердый пенополистирол (PIR) или закачивается пенополиуретан (PUR). Толщина плит – 9-12 мм, утеплителя – 50-250 мм, типовые размеры панелей 2500х1250 мм, 2800х1250 мм, 1 кв.м. весит не более 30 кг. Максимальная высота постройки – 2.5 этажа.

Толщина панелей

Выбор толщины панелей лучше доверить профессионалам – необходимо произвести теплотехнические расчеты. Учитываются такие факторы, как:

  • климат региона;
  • желаемая внутренняя температура;
  • уровень теплопроводности.

Чем толще панели, тем они дороже, но такое вложение денег в течение 2-3 лет окупается за счет снижения затрат на обогрев. За исключением южных регионов рекомендуется выбирать для стен панели с толщиной утеплителя 150 мм, для кровли/пола – 200 мм.

Визуальные характеристики

При оформлении фасада производители предлагают не только разнообразную цветовую гамму (свыше 600 оттенков), но и различные фактуры (под дерево, камень и пр.). Отличается высота/форма гребней.

Во внутренней отделке используется определенный набор материалов: плитка, линолеум, ламинат, ПВХ-панели, вагонка, МДФ и пр. Можно оговорить свои предпочтения на стадии разработки проекта или выбрать готовое типовое решение.

Этапы строительства

На первом этапе составляется техническое задание – оговаривается дизайн, количество окон, расположение дверей, вариант внутренней отделки, прочие детали. Проводятся замеры по месту, выполняется разметка (дом площадью 80 кв. м может быть размещен на участке около 5 соток).

На основании ТЗ разрабатывается проект будущего дома. Проектировщик продумывает все детали, включая разводку для подключения инженерных коммуникаций. Как правило, проект можно предварительно посмотреть в 3D-формате. При необходимости вносятся корректировки. Затем на заводе изготавливаются детали сборного дома из сэндвич панелей. Для его установки подготавливается фундамент. Легкая одноэтажная постройка может быть установлена на бетонное основание – используются фундаментные блоки сплошного сечения (ФБС). Подходят также ленточный/блочный фундаменты, винтовые сваи.

Фундамент должен быть заглублен в землю минимум на 300 мм, высота над землей – 150 мм.

Привезенные транспортные пакеты выгружаются, удаляются заглушки, пленка, другие защитные элементы. Осуществляется монтаж. Распаковывается и устанавливается климатическое и сантехническое оборудование. Устраняются мостики холода, места стыков закрываются притворными планками (нащельниками). Внутренние сети здания подключаются к заранее подведенным внешним коммуникациям.

Подключение к внешним сетям требует обращения в соответствующие организации, куда помимо запроса предоставляются: акт, подтверждающий право владения землей, план участка, паспорт, другие документы (по требованию). Если подключение возможно, то разрабатываются и утверждаются проекты для каждой из инженерных сетей (можно ограничиться лишь электрикой, организовав септик на улице, пользуясь водой из скважины). С каждой обслуживающей организацией заключается договор.

Требуется ли разрешение на строительство?

Построенные из сэндвич-панелей модульные дома не относятся к категории капитальных объектов, если для их установки используется фундамент из малоформатных бетонных блоков. В этом случае разрешение на строительство не требуется, как и регистрация постройки.

При использовании капитального фундамента (ленты, монолитных плит, свай большого диаметра со сварной обвязкой/бетонированием), дом будет считаться капитальной постройкой. Получать разрешение и регистрировать его придется. Плюсом второго варианта является возможность оформить регистрацию по адресу (прописку).

Частный дом из сэндвич-панелей имеет определенные преимущества перед капитальной постройкой, но он значительно уступает ей в сроке эксплуатации. Блочные и кирпичные здания легко выдерживают 100-150 лет, в то время как удобные во всех отношениях сэндвич-панели сохраняют свои изначальные характеристики всего 25-30 лет (после «ревизии» здание может прослужить еще примерно столько же). Оправдана ли экономия на строительстве? На этот вопрос нет однозначного ответа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: