План застройки участка для разрешения на строительство

Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ глава 7 настоящего Кодекса дополнена статьей 57.3, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 57.3 Градостроительного кодекса РФ

1. Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Информация об изменениях:

Статья 57.3 дополнена частью 1.1 с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

1.1. В случае, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения образуется из земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, выдача градостроительного плана земельного участка допускается до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденных проекта межевания территории и (или) схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 сентября 2021 г. – Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 276-ФЗ

2. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

3. В градостроительном плане земельного участка содержится информация:

1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии) или в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);

4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом;

6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 1 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части;

Информация об изменениях:

Часть 3 дополнена пунктом 7.1 с 1 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

7.1) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных положением об особо охраняемых природных территориях, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории;

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории;

9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;

10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 1 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Читайте также:
Какую перепланировку можно делать без разрешения

11) о границах публичных сервитутов;

12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;

13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;

14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;

Информация об изменениях:

Пункт 15 изменен с 1 сентября 2021 г. – Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 276-ФЗ

15) о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), определяемая с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа (при их наличии), в состав которой входят сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения (технологического присоединения) к таким сетям, а также сведения об организации, представившей данную информацию;

16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;

17) о красных линиях.

Информация об изменениях:

Статья 57.3 дополнена частью 3.1 с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

3.1. Субъекты Российской Федерации вправе установить законом субъекта Российской Федерации положение о том, что обязательным приложением к градостроительному плану земельного участка в случае его выдачи в электронной форме являются материалы и результаты ранее проведенных инженерных изысканий, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, при условии, что указанные материалы и результаты не содержат сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

4. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории. При этом в отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).

ГАРАНТ:

См. Разъяснения об основаниях отказа в предоставлении градостроительного плана земельного участка, доведенные письмом Минстроя России от 11 августа 2017 г. N 28588-ХМ/08

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 28 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 472-ФЗ

5. В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть направлено в орган местного самоуправления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или подано заявителем через многофункциональный центр.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 28 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 472-ФЗ

ГАРАНТ:

Заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка, направленные до 28 декабря 2019 г., рассматриваются в течение двадцати рабочих дней

6. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы. Градостроительный план земельного участка выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если это указано в заявлении о выдаче градостроительного плана земельного участка.

ГАРАНТ:

См. Разъяснения об отсутствии возможности продления срока выдачи градостроительного плана земельного участка, доведенные письмом Минстроя России от 11 августа 2017 г. N 28588-ХМ/08

Информация об изменениях:

Статья 57.3 дополнена частью 6.1 с 1 сентября 2021 г. – Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 275-ФЗ

6.1. Подача заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка наряду со способами, предусмотренными частью 5 настоящей статьи, выдача градостроительного плана земельного участка наряду со способами, указанными в части 6 настоящей статьи, могут осуществляться:

1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг;

2) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 1 сентября 2021 г. – Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 276-ФЗ

7. При подготовке градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней с даты получения заявления о выдаче такого документа направляет правообладателям сетей инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) запрос о представлении информации, предусмотренной пунктом 15 части 3 настоящей статьи. Указанная информация подлежит представлению в орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого запроса.

Читайте также:
Где получить разрешение на строительство частного дома
Информация об изменениях:

Статья 57.3 дополнена частью 7.1 с 1 сентября 2021 г. – Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 276-ФЗ

7.1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или Земельным кодексом Российской Федерации, информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) может быть запрошена органом государственной власти, органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном частью 7 настоящей статьи, в целях, не связанных с подготовкой градостроительного плана земельного участка. При поступлении правообладателю сети инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) запроса от органа государственной власти, органа местного самоуправления в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в составе данной информации определяется в том числе срок, в течение которого правообладатель земельного участка может обратиться к правообладателю сети инженерно-технического обеспечения в целях заключения договора о подключении (технологическом присоединении), предусматривающего предоставление ему нагрузки в пределах максимальной нагрузки в возможных точках подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, указанной в информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Указанный срок не может составлять менее трех месяцев со дня представления правообладателем сети инженерно-технического обеспечения информации, предусмотренной пунктом 15 части 3 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

8. В случае отсутствия в заявлении информации о цели использования земельного участка организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки и в документации по планировке территории (при наличии такой документации). Информация о цели использования земельного участка при ее наличии в заявлении о выдаче градостроительного плана земельного участка, за исключением случая, если такая информация о цели использования земельного участка не соответствует правилам землепользования и застройки, или сведения из правил землепользования и застройки и (или) документации по планировке территории предоставляются организациям, осуществляющим эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления в составе запроса, указанного в части 7 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Часть 9 изменена с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

9. Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения, порядок присвоения номеров градостроительным планам земельных участков устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Информация об изменениях:

Часть 10 изменена с 1 сентября 2021 г. – Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 276-ФЗ

ГАРАНТ:

На 1 год продлевается срок использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, для целей, предусмотренных частью 10 статьи 57.3 настоящего кодекса, в случае, если указанный срок истекает после 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г.

10. Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, за исключением информации, предусмотренной пунктом 15 части 3 настоящей статьи, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.

Информация об изменениях:

Часть 11 изменена с 1 сентября 2021 г. – Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 275-ФЗ

11. В случае раздела земельного участка, в отношении которого правообладателем получены градостроительный план и разрешение на строительство, или образования из указанного земельного участка другого земельного участка (земельных участков) путем выдела получение градостроительных планов образованных и (или) измененных земельных участков не требуется. При осуществлении в течение срока, установленного частью 10 настоящей статьи, мероприятий, предусмотренных статьей 5.2 настоящего Кодекса, в указанном случае используется градостроительный план исходного земельного участка.

Как оформить градостроительный план земельного участка: ограничения, документы и причины отказа

Схема-чертеж строительного объекта

Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) отражает условия возможной застройки земельного участка, в том числе ограничения для размещения зданий, строений, сооружений. Он необходим для начала проектирования крупных объектов капитального строительства. О том, как оформить ГПЗУ, какие документы для этого понадобятся и сколько придется ждать результатов, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое градостроительный план

Каска и схема строительства в Главгосстройнадзоре

Градостроительный план — документ, который необходимо получить до начала проектирования, строительства или реконструкции капитальных объектов на земельном участке. ГПЗУ содержит сведения о месте допустимого размещения будущего объекта капитального строительства, информацию об ограничениях использования земельного участка, в том числе:

  • если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий (охранные зоны инженерных сетей, приаэродромные территории, водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, объект культурного наследия и др.),
  • иные сведения в соответствии с требованиями ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Читайте также:
Кто выдает разрешение на строительство частного дома

При этом для строительства линейных объектов (линий электропередачи, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие аналогичные сооружения) ГПЗУ не требуется. Требования к ним устанавливаются в документации по планировке территории.

Госуслуга по выдаче ГПЗУ в Московской области с 2017 года переведена в электронный вид.

Кто может получить услугу

Подать заявление на получение ГПЗУ могут физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельных участков на территории Московской области: собственники, владеющие и пользующиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения, по договору аренды, договору субаренды.

Как получить ГПЗУ

Для получения ГПЗУ можно подать электронное заявление на портале государственных и муниципальных услуг Московской области. Услуга предоставляется бесплатно.

Оформить заявление на портале госуслуг могут только зарегистрированные пользователи. Поэтому для начала необходимо пройти процедуру авторизации. После успешной регистрации среди доступных услуг нужно выбрать «Подготовку градостроительных планов земельных участков в Московской области». С 1 января 2019 года Мособлархитектура выдает градостроительные планы земельных участков, в том числе с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», «ведение садоводства», «ведение дачного хозяйства», «для индивидуального жилищного строительства».

Далее необходимо заполнить заявление и указать личные сведения:

  • ФИО, СНИЛС, адрес проживания,
  • контактную информацию,
  • статус (юридическое или физическое лицо),
  • способ получения результата услуги.

К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • паспорт;
  • доверенность, если заявитель представляет интересы правообладателя земельного участка.

По желанию заявитель может представить:

  • выписку (сведения) из Единого государственного реестра юридических лиц (при обращении юридических лиц) или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (при обращении индивидуальных предпринимателей);
  • выписку из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН);

На адрес электронной почты придет уведомление о регистрации заявления, как правило, на это требуется один рабочий день.

Статус рассмотрения заявления можно отслеживать в личном кабинете на портале госуслуг Московской области.

Максимальный срок оформления градостроительного плана составляет 20 рабочих дней.

Причины для отказа

Источник: РИАМО, Николай Корешков

Отказать в предоставлении услуги могут в следующих случаях:

  • в ЕГРН отсутствуют основные сведения о земельном участке;
  • отсутствует предусмотренная законодательством Российской Федерации и Московской области утвержденная документации по планировке территории;
  • заявитель не является правообладателем земельного участка.

Правила размещения строений на участке

Каждому собственнику перед началом активной застройки необходимо изучить нормы расположения построек на земельном участке. Это позволит впоследствии избежать конфликтов с соседями и всевозможных штрафных санкций от уполномоченных органов.

Сегодня мы поговорим о том, как правильно размещать сооружения.

Законы и правила расположения строений

Чтобы не было лишних вопросов, отметим, что действующие нормативы созданы с учетом опыта эксплуатации сооружений и разработаны специально для обеспечения безопасности здоровья и жизни. То есть выполнять нормы нужно не потому, что их кто-то просто придумал, это реальная необходимость, которая может сберечь вам много нервов, сил и здоровья.

Все нормы расположение дома и других сооружений на участке, о которых мы будем говорить, носят обязательный или рекомендательный характер. Первые исполнять обязательно, вторые — по желанию собственника. К последним относят, к примеру, требования, которые действовали ранее, но были отменены.

Как правильно производить замеры

Нормы расположения дома на земельном участке в 2021 году необходимо знать и выполнять правильно. Здесь все достаточно просто: все расстояния измеряются от крайней точки цоколя фундамента строения. Если таковой отсутствует, то измерения производятся от стены сооружения.

Когда элементы сооружения выступают за пределы цоколя фундамента или стены на 50 см или больше, то измерения осуществляются от точки их проекции на землю.

Расположение дома на участке согласно нормам

Нормы расположения жилого дома на участке регламентируются сразу несколькими документами, а именно:

  • СП 42.13330.2016;
  • СП 53.13330.2011;
  • СП 30-102-99;
  • ПЗЗ местного самоуправления.

В соответствии с этими документами, дом должен быть расположен согласно следующим требованиям:

  • не меньше 3 метров от забора соседей;
  • не меньше 5 метров от красной линии улицы;
  • не меньше 3 метров от красной линии проездов.

Крыша здания должна быть выстроена таким образом, чтобы полностью исключить слив воды или сход снега на территорию соседей.

При размещении строения также обязательно нужно соблюдать существующие противопожарные расстояния.

Нормы расположения других строений

Нормы регламентируют не только расположение жилых объектов, но также размещение строений иного назначения на участке.

Это сооружение хозяйственного назначения, к размещению которого предъявляются следующие требования:

  • не меньше 5 метров до красной линии дороги;
  • не меньше 1 метра от территории соседей;
  • не меньше 6 метров до окон жилых сооружений соседей.

Рекомендуемое расстояние от бани до жилого строения на том же участке составляет 8 метров.

Читайте также:
Как получить разрешение на торговлю продуктами питания

Гараж

Нормы расположения гаража на участке:

  • не меньше 1 метра до территории соседей;
  • не меньше 6 метров до окон жилых строений соседей;
  • соблюдение противопожарных требований.

При получении согласования выезд из гаража может быть создан на границе участка.

Скважина

В соответствии с действующими нормативами скважина должна быть расположена на участке так, чтобы она:

  • стояла не меньше, чем за 4 метра от забора соседей;
  • располагалась вдали от больших деревьев;
  • находилась от хозяйственных построек не меньше, чем за 15 метров;
  • была от септика на расстоянии не меньше 30 метров;
  • располагалась не ближе 300 метров до крупных ж/д-дорог и автомобильных магистралей.

Другие постройки

Практически любые сооружения, размещаемые на участке, должны соответствовать действующим нормативами. Рассмотрим наиболее частые случаи:

Котельная

Так как котельная представляет собой объект повышенной пожарной опасности, ее размещение на участке, в том числе, расположение до других сооружений, необходимо согласовывать с ответственными службами.

При этом рядом должен быть расположен огнетушитель, песок и другие первостепенные инструменты, необходимые для борьбы с возгораниями.

Теплицы, курятники и другие хозяйственные постройки

Сараи нужно размещать на участке в соответствии со следующими нормами:

  • расстояние до забора — не меньше 1 метра;
  • расстояние до жилых строений — не меньше 3 метров.

Сооружения для содержания животных размещают в отдалении от погребов и компостных устройств — не ближе 4 метров.

Единственное исключение — будка собаки. Ее можно разместить на расстоянии 1 метра от любого сооружения.

Расстояния от межи

В соответствии с действующими нормами расположения объектов на участке ИЖС, расстояние от межи до объектов должно составлять:

  • 3 метра — для жилых сооружений;
  • 4 метра — для сараев и объектов содержания животных;
  • 1 метр — для гаража;
  • 2,5 метра — для бани и туалета;
  • 4 метра — для крупных деревьев;
  • 2 метра — для средних деревьев;
  • 1 метр — для кустов.

Другие требования и нормы к планировке участка

Кроме того, при определении разрешенного расположения строений на участке в 2021 году нужно учитывать существующие санитарные, противопожарные и природоохранные нормы.

Санитарные

Это нормативы, призванные защитить здоровье и жизни людей, поэтому пренебрегать ими нельзя. В соответствии с ними необходимо:

  • сохранить отдаление дома и погреба в 12 метров от сараев для содержания животных и уличного туалета;
  • обеспечить расстояние в 8 метров и более между домом/погребом и баней;
  • выдержать не меньше 8 метров между колодцем с одной стороны и септиком, туалетом или компостной кучей с другой.

Эти же нормы действуют в отношении жилых сооружений на соседних участках.

Противопожарные

Согласно действующим сегодня в России требованиям, расстояние между сооружениями в пределах участка должно соответствовать следующей таблице:

Работать с таблицей нужно следующим образом: допустим, нужно высчитать расстояние между вашим домом из бетона и соседским из дерева. Нужно найти пересечение между А (негорючим строением) и В (горючим) — 10 метров.

Природоохранные

Их главное назначение — сохранение природы. В соответствии с ними:

  • граница застройки должна начинаться на удалении не менее 15 метров от границ леса;
  • запрещено ограждать участки под пляж или мостки на береговой линии.

Наказания за несоблюдение

Действующее законодательство предусматривает наказание для собственников, которые не соблюдают указанные нормы и требования. Если они будут проигнорированы, то в отношении человека могут применяться штрафные санкции:

  • административная ответственность;
  • штрафы;
  • обязательный снос сооружений, не соответствующих нормам.

Соблюдение правил — это не просто обязанность, это возможность застроить участок комфортно и безопасно. Нормативы созданы, чтобы защищать людей от многих проблем. Игнорируя правила, вы подвергаете опасности себя и своих близких.

Компания Render House занимается строительством коттеджей под ключ с соблюдение всех норм и требований. Чтобы получить консультацию и выбрать проект, звоните по телефону в шапке сайта.

Градостроительный план земельного участка как ребус, информация и риск

Признаться, среди специалистов по загородной недвижимости возникло напряжение, когда некоторые риэлторы стали публиковать наше “сокровенное знание”, заключающееся в том, что градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) содержит много информации по ограничениям его использования. Советы от риэлторов по ГПЗУ были даже более категоричны: закажите градплан, и в нем будет все написано, что можно делать на участке, а что нельзя.

Тем не менее, более внимательно рассмотрев ситуацию, можно прийти к выводу, что “опасности разглашения” нет.

Сразу согласимся: действительно, ГПЗУ – это самый полный, официальный и во многом – достоверный источник информации об ограничениях в использовании земельного участка. Однако есть и множество “но”.

Во-первых, сделать ГПЗУ можно только для участка с межеванием, т.е. оперативно – в 50 % случаев. Принуждать собственников к межеванию не всегда оправданно, а в некоторых случаях еще и вредно для покупателя.

Во-вторых, что делать, если собственник отказывается получить градплан? Предпложим, он боится: закажешь градплан, а окажется, что продал единственную квартиру через электронную регистрацию. Или не умеет пользоваться интернетом, и попросить некого.

В-третьих, у сторон может не быть времени ожидать ГПЗУ, надо быстро выйти на сделку.

В четвертых, покупатель не заинтересован демонстрировать интерес к участку в явном виде. Просьба к собственнику заказать ГПЗУ – это фактическое согласие на покупку. Уменьшаются возможности по торгу и отказу от сделки.

В-пятых, огромный риск для собственника участка заключается в том, что если он закажет ГПЗУ, а по нему окажется, что строить на участке нельзя. Собственник уже не сможет утверждать, в частности, в суде, по прошедшей сделке с иным покупателем, не потребовавшим ГПЗУ, что он не знал о существенном ограничении. Такая сделка по иску нового собственника, почти наверняка, будет расторгнута. Заказывать ГПЗУ собственникам можно только в случаях, когда в ходе “расследования”, как шутят прокуроры, не выйдешь на самого себя. Как такие случаи отличить от иных – большой вопрос.

Традиционно градпланы готовят в такой стилистике, что не совсем ясно, можно ли строить и насколько серьезны затруднения. Читаем – и не понимаем. В подтверждение приведем некоторые выдержки из актуального градплана (курсив).

При проектировании объектов капитального строительства необходимо учитывать охранные зоны инженерных коммуникаций, в том числе подземных (при наличии). (Вы рассчитывали, что вам расскажут про подземные коммуникации на участке, а оказывается: “необходимо учитывать”).

Объекты капитального строительства разместить с учетом возможного негативного воздействия планируемого объекта на прилегающие территории . (Учесть всё).

Подготовку проектной документации осуществлять в соответствии с требованиями законодательства на основании результатов инженерных изысканий.(Для индивидуальных жилых и садовых домов проектная документация не требуется).

Проектирование выполняется в соответствии с законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 “О недрах”. (Поиск полезных ископаемых на участке, кроме деревень, никто не отменял).

Проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ. должны проводиться в соответствии со статьей 30 . № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия . “. (Если потребуется историко-культурная экспертиза, то ее стоимость может быть больше, чем стоимость участка).

Архитектурно-градостроительный облик объекта(ов) капитального строительства подлежит согласованию в случаях, установленных положением, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 30.12.2016 г. № 1022/47. (Для самостоятельного изучения, конкретики нет).

Расположение земельного участка в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения подлежит уточнению с учетом нормативных правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Ограничения использования земельного участка в границах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения определены нормативными правовыми актами по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.(Если окажется, что участок расположен в первом или части второго пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, то строить здесь нельзя).

Земельный участок полностью расположен в границах водоохранной зоны реки . (сведения подлежат уточнению).Строительство, реконструкция объектов капитального строительства допускается при наличии письменного согласования с территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. ( А если не согласуют, значит, не возможно).

Самое неприятное в том, что градпланы с полным запретом и вероятным разрешением на строительство будут выглядеть практически одинаково. Как-то к нам обращалась юридическая фирма, специализирующаяся на получении разрешений на строительство, которая не верно прочитала градостроительный план, и в результате их клиент купил участок и получил отказ в строительстве дома на нем. И на старуху бывает проруха.

В некоторых случаях ГПЗУ и полученные на его основании документы содержат необоснованные отказы на строительство. Например, в СНТ Солнечногорского района, вблизи устья реки Истра, отказ в строительстве был вынесен на основании неверно определенного администрацией расстояния от уреза воды до места размещения дома. Перспективы административного или судебного обжалования – очень хорошие. В другом случае в одной из деревень Истринского округа для земельного участка в районе предстоящей в ближайшие десятилетия реконструкции автомобильной дороги по нашему представлению градостроительный план земельного участка по решению Межведомственной комиссии будет изменен, и строительство (уже построенного) дома будет разрешено.

Таким образом, не во всех случаях можно и нужно заказывать граплан. “Правильное” прочтение ГПЗУ требует определенных навыков. Какое-то время будут востребованы работы по выявлению рисков приобретения земельных участков без получения градостроительного плана. В небольшом проценте случаев “запретительные” градостроительные планы разработаны на основе неполной или недостоверной информации и могут быть оспорены.

Выдача разрешения на строительство

Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и в пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти.

Наименование государственной услуги

Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и в пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).

Правовые основания для предоставления государственной услуги

Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

а) Градостроительным кодексом Российской Федерации;

б) Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

в) Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

г) приказ Минстроя России от 19 февраля 2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;

д) постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»;

е) постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;

ж) постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. № 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства»

з) Приказ Минстроя России от 23 мая 2016 г. № 334/пр Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)

Категории потребителей государственной услуги

Потребителями могут выступать физические или юридические лица, выполняющие функции застройщика либо технического заказчика

Сроки оказания государственной услуги

– Общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 5 рабочих дней;

– Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.

Информация о платности оказания государственной услуги

Государственная услуга выполняется бесплатно.

Результат предоставления услуги

а) решение о выдачи разрешения на строительство;

б) решение о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с продлением срока действия);

в) решение об отказе в выдаче разрешения на строительство;

г) решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с продлением срока действия)

Критерии отказа и приостановления оказания государственной услуги

1. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

1) при выдаче разрешения на строительство:

а) отсутствует какой-либо из документов, указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б)несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство;

в) несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

2) при внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия:

а) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство;

б) наличие у ответственного структурного подразделения информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3) при внесении изменений в разрешение на строительство (кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения):

а) отсутствует какой-либо из документов, указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б)несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство;

в) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

г) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство;

д) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим.

Порядок обращения за оказанием государственной услуги

Документы могут быть представлены в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»

Формы заявлений, принимаемых к рассмотрению

запрос (заявление) на предоставление государственной услуги, заполненной по форме

Перечень необходимых документов-приложений для каждого заявления

При обращении за получением государственной услуги заявитель представляет в Минстрой России следующие документы (далее – документы):

а) запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;

б) документ, удостоверяющий личность заявителя;

в) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

г) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, – указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

д) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

е) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектной документации:

– схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

– разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

– проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

– положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;

– подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;

– подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;

ж) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного Кодекса Российской Федерации);

з) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

и) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, – соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

к) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

л) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

м) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

н) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

Перечень требований, предъявляемых к документам

Документы предоставляются в оригинале, либо в форме нотариально заверенных копий.

В случае направления документов в электронной форме, документы представляются в формате PDF в виде электронных копий (электронных образов) документов, подписанных усиленной электронной подписью заявителя

Информация о должностных лицах

Директор Департамента разрешительной деятельности и контроля

Почему необходимо получить разрешение на строительство дома от соседей и где взять его образец?

Владелец земельного участка вправе самостоятельно распоряжаться собственным имуществом, в том числе используя надел для возведения хозяйственных построек или жилых домов.

Однако строительство требует тщательного следования требованиям законодательства, в противном случае можно столкнуться с неприятными последствиями.

Чтобы не допустить негативного развития событий, отдельно стоит рассмотреть разрешение соседей на строительство – когда оно нужно и как его получить.

Когда требуется согласие?

Нет нужды в получении разрешения от соседа на возведение постройки, если:

  • соблюдены все технические, санитарные и иные требования нормативных документов;
  • отсутствуют факты нарушения прав и интересов третьих лиц;
  • нет угрозы жизни и здоровью людей.

Распространенная позиция, в соответствии с которой разрешение от соседа является обязательным при возведении объекта недвижимости с меньшим отступом от ограждения (к примеру, не ближе трех метров от забора при строительстве жилого дома), не считается обоснованным.

Подобная трактовка подразумевает узаконивание нарушения, что прямо противоречит принципам законодательства.

Необходимость в согласовании нюансов возведения постройки возникает в строго определенных случаях:

    В каждом субъекте РФ предусмотрены дополнительные требования для строительства, которые могут подтверждать нужду в получении разрешения от соседа.

Как пример, в Нормативах градостроительного проектирования Ставропольского края (утвержден приказом Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края № 295-о/д от 2017 года) в разделе I, части 6, пп. 6.5 указано, что при возведении дворовых туалетов на территории частного домовладения установленный нормативами отступ может сокращен при согласовании вопроса с соседями.

  • Согласно СП 42.13330.2016, возможна блокировка жилых или хозяйственных построек на смежных земельных наделах (блокировка – общая стенка строений). Однако допустимо это лишь при соблюдении двух условий: между соседями достигнуто взаимное согласие, а также выполнены все противопожарные требования.
  • Зачастую согласие соседа на строительство требуется чиновниками при оформлении разрешения на возведение объекта недвижимости. В большинстве случаев подобные запросы не обоснованы, но гораздо проще получить документ, чем спорить с должностными лицами.

    Как оформить согласование?

    В нормативно-правовых актах отсутствуют конкретные требования, предъявляемые к документу. И все же при составлении согласия соседа на строительства важно принимать к учету ряд правил:

    • стиль изложения – официально-деловой;
    • не допускаются ошибки, особенно в персональных данных;
    • использование недостоверной или ложной информации в дальнейшем может стать причиной привлечения к уголовной ответственности;
    • следует нотариально заверить документ, чтобы снизить риски возникновения претензий со стороны соседа в будущем;
    • момент, требующий согласования, должен быть детально и точно описан в соответствии с нормативными документами;
    • в содержании обязательно нужно отразить персональные сведения о сторонах сделки.

    Несмотря на отсутствие в законодательстве конкретной формы разрешения, следует воспользоваться общепринятым образцом, при необходимости скорректировав отдельные положения.

    Что указать в документе?

    При составлении документа, в содержании нужно прописать ряд обязательных сведений:

    1. Информация о домовладельцах, располагающихся по соседству: ФИО, паспортные реквизиты и адреса принадлежащих объектов.
    2. Реквизиты документов на недвижимость для подтверждения права собственности.
    3. Уточнение согласованного предмета спора с указанием на соблюдение градостроительных требований.
    4. Дата оформления документа.
    5. Подпись каждого собственника с расшифровкой.

    К согласию нужно приложить документы, подтверждающие позиции, указанные в разрешении. Также потребуется донести схему земельного участка, на котором планируется возвести объект.

    Содержание согласия может быть дополнено иными позициями – количество и характер информации, которую нужно дописать, во многом зависит от обстоятельств.

    Вправе ли соседи дать отказ?

    Исходя из случаев, когда требуется разрешение на возведение постройки от домовладельца, располагающегося рядом, можно сделать понятный вывод – сосед может без каких-либо последствий отказаться согласовывать спорный момент.

    При этом не нужно придумывать причины или искать основания для такого решения – это его право, закрепленное законом.

    Что делать, если не дают?

    Если не удается договориться с соседом, строителю придется действовать с полным выполнением позиций стандартного градостроительного регламента.

    Если же по обоснованным причинам не удается реализовать нормативные требования, собственник вправе обратиться в суд для получения соответствующего решения.

    Однако добиться положительного вердикта по такому иску будет очень сложно. Придется принять участие в судебных разбирательствах и обосновать необходимость в удовлетворении позиций заявления.

    Помимо затрат на иск и сбор документов, возможно придется понести расходы на юриста, независимого эксперта и иных специалистов. Поэтому рекомендуется попытаться достичь соглашения с соседом в мирном порядке.

    Что грозит за несогласованную стройку?

    Если своевременно не получить разрешение от соседа на строительство в случаях, предусмотренных законодательством, подобная беспечность может стать причиной возникновения ряда негативных последствий:

    • взыскание существенных штрафов;
    • отказ в выдаче разрешения на строительство;
    • невозможность зарегистрировать объект недвижимости;
    • необходимость компенсировать ущерб (моральный и материальный), причиненный соседям в результате незаконного строительства.

    Также по статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации домовладелец, чьи права были нарушены, может потребовать снести нелегально возведенную постройку.

    Что будет, если не заручиться согласием соседей на постройку, расскажет видео:

    О том, какие документы необходимы для получения разрешения на строительство, можно узнать тут.

    Заключение

    В подавляющем большинстве случаев собственнику земельного участка, который задумался о возведении объекта, нет нужды беспокоиться о необходимости согласовывать вопрос с соседями.

    Строителю нужно учитывать в первую очередь требования Градостроительного кодекса. Только в строго определенных законом случаях собственнику нужно согласие соседа – документ обязателен лишь при желании отойти от утвержденных нормативов строительства.

    При оформлении разрешения важно учитывать общие правила составления официальных документов. Рекомендуется обратиться к юристу для заверения согласованных позиций. Это позволит снизить риски обращения соседа в суд с претензией на нелегальное строительство.

    Правила размещения строений на участке

    Каждому собственнику перед началом активной застройки необходимо изучить нормы расположения построек на земельном участке. Это позволит впоследствии избежать конфликтов с соседями и всевозможных штрафных санкций от уполномоченных органов.

    Сегодня мы поговорим о том, как правильно размещать сооружения.

    Законы и правила расположения строений

    Чтобы не было лишних вопросов, отметим, что действующие нормативы созданы с учетом опыта эксплуатации сооружений и разработаны специально для обеспечения безопасности здоровья и жизни. То есть выполнять нормы нужно не потому, что их кто-то просто придумал, это реальная необходимость, которая может сберечь вам много нервов, сил и здоровья.

    Все нормы расположение дома и других сооружений на участке, о которых мы будем говорить, носят обязательный или рекомендательный характер. Первые исполнять обязательно, вторые — по желанию собственника. К последним относят, к примеру, требования, которые действовали ранее, но были отменены.

    Как правильно производить замеры

    Нормы расположения дома на земельном участке в 2021 году необходимо знать и выполнять правильно. Здесь все достаточно просто: все расстояния измеряются от крайней точки цоколя фундамента строения. Если таковой отсутствует, то измерения производятся от стены сооружения.

    Когда элементы сооружения выступают за пределы цоколя фундамента или стены на 50 см или больше, то измерения осуществляются от точки их проекции на землю.

    Расположение дома на участке согласно нормам

    Нормы расположения жилого дома на участке регламентируются сразу несколькими документами, а именно:

    • СП 42.13330.2016;
    • СП 53.13330.2011;
    • СП 30-102-99;
    • ПЗЗ местного самоуправления.

    В соответствии с этими документами, дом должен быть расположен согласно следующим требованиям:

    • не меньше 3 метров от забора соседей;
    • не меньше 5 метров от красной линии улицы;
    • не меньше 3 метров от красной линии проездов.

    Крыша здания должна быть выстроена таким образом, чтобы полностью исключить слив воды или сход снега на территорию соседей.

    При размещении строения также обязательно нужно соблюдать существующие противопожарные расстояния.

    Нормы расположения других строений

    Нормы регламентируют не только расположение жилых объектов, но также размещение строений иного назначения на участке.

    Это сооружение хозяйственного назначения, к размещению которого предъявляются следующие требования:

    • не меньше 5 метров до красной линии дороги;
    • не меньше 1 метра от территории соседей;
    • не меньше 6 метров до окон жилых сооружений соседей.

    Рекомендуемое расстояние от бани до жилого строения на том же участке составляет 8 метров.

    Гараж

    Нормы расположения гаража на участке:

    • не меньше 1 метра до территории соседей;
    • не меньше 6 метров до окон жилых строений соседей;
    • соблюдение противопожарных требований.

    При получении согласования выезд из гаража может быть создан на границе участка.

    Скважина

    В соответствии с действующими нормативами скважина должна быть расположена на участке так, чтобы она:

    • стояла не меньше, чем за 4 метра от забора соседей;
    • располагалась вдали от больших деревьев;
    • находилась от хозяйственных построек не меньше, чем за 15 метров;
    • была от септика на расстоянии не меньше 30 метров;
    • располагалась не ближе 300 метров до крупных ж/д-дорог и автомобильных магистралей.

    Другие постройки

    Практически любые сооружения, размещаемые на участке, должны соответствовать действующим нормативами. Рассмотрим наиболее частые случаи:

    Котельная

    Так как котельная представляет собой объект повышенной пожарной опасности, ее размещение на участке, в том числе, расположение до других сооружений, необходимо согласовывать с ответственными службами.

    При этом рядом должен быть расположен огнетушитель, песок и другие первостепенные инструменты, необходимые для борьбы с возгораниями.

    Теплицы, курятники и другие хозяйственные постройки

    Сараи нужно размещать на участке в соответствии со следующими нормами:

    • расстояние до забора — не меньше 1 метра;
    • расстояние до жилых строений — не меньше 3 метров.

    Сооружения для содержания животных размещают в отдалении от погребов и компостных устройств — не ближе 4 метров.

    Единственное исключение — будка собаки. Ее можно разместить на расстоянии 1 метра от любого сооружения.

    Расстояния от межи

    В соответствии с действующими нормами расположения объектов на участке ИЖС, расстояние от межи до объектов должно составлять:

    • 3 метра — для жилых сооружений;
    • 4 метра — для сараев и объектов содержания животных;
    • 1 метр — для гаража;
    • 2,5 метра — для бани и туалета;
    • 4 метра — для крупных деревьев;
    • 2 метра — для средних деревьев;
    • 1 метр — для кустов.

    Другие требования и нормы к планировке участка

    Кроме того, при определении разрешенного расположения строений на участке в 2021 году нужно учитывать существующие санитарные, противопожарные и природоохранные нормы.

    Санитарные

    Это нормативы, призванные защитить здоровье и жизни людей, поэтому пренебрегать ими нельзя. В соответствии с ними необходимо:

    • сохранить отдаление дома и погреба в 12 метров от сараев для содержания животных и уличного туалета;
    • обеспечить расстояние в 8 метров и более между домом/погребом и баней;
    • выдержать не меньше 8 метров между колодцем с одной стороны и септиком, туалетом или компостной кучей с другой.

    Эти же нормы действуют в отношении жилых сооружений на соседних участках.

    Противопожарные

    Согласно действующим сегодня в России требованиям, расстояние между сооружениями в пределах участка должно соответствовать следующей таблице:

    Работать с таблицей нужно следующим образом: допустим, нужно высчитать расстояние между вашим домом из бетона и соседским из дерева. Нужно найти пересечение между А (негорючим строением) и В (горючим) — 10 метров.

    Природоохранные

    Их главное назначение — сохранение природы. В соответствии с ними:

    • граница застройки должна начинаться на удалении не менее 15 метров от границ леса;
    • запрещено ограждать участки под пляж или мостки на береговой линии.

    Наказания за несоблюдение

    Действующее законодательство предусматривает наказание для собственников, которые не соблюдают указанные нормы и требования. Если они будут проигнорированы, то в отношении человека могут применяться штрафные санкции:

    • административная ответственность;
    • штрафы;
    • обязательный снос сооружений, не соответствующих нормам.

    Соблюдение правил — это не просто обязанность, это возможность застроить участок комфортно и безопасно. Нормативы созданы, чтобы защищать людей от многих проблем. Игнорируя правила, вы подвергаете опасности себя и своих близких.

    Компания Render House занимается строительством коттеджей под ключ с соблюдение всех норм и требований. Чтобы получить консультацию и выбрать проект, звоните по телефону в шапке сайта.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: