Перечень многоквартирных домов подлежащих капитальному ремонту

Памятка «Капитальный ремонт»

Если до 2013 года собственники проводили капремонт добровольно, то теперь Жилищный кодекс ввел новые правила: все регионы должны принять специальные программы, а все собственники – делать взносы на капремонт своего дома. Они будут отражены в платежках отдельной строкой.

Какими документами определяется ход капитального ремонта в Московской области?

Ход капитального ремонта в Московской области определяется двумя основными документами: законом Московской области от 1.07.2013 №66/2013-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области» и адресной программой «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы», утвержденной правительством региона. В программу входят все многоквартирные дома, расположенные в области: документ принимается на 25 лет, за этот период подойдет срок капремонта даже для новостроек.

Как будет определяться очередность капремонта?

Отвечать за реализацию программы, а также определять, когда какой дом ремонтировать, будет Министерство строительства Московской области. В соответствии с годом ввода дома в эксплуатацию, датой последнего капремонта (если он проводился), техническим состоянием и процентом собираемости взносов домам будет присваиваться сумма баллов. Она и определит их место в очереди на капремонт. Как будут проставляться баллы, вы можете посмотреть в постановлении Правительства Московской области от 27.12.2013 № 1187/58 «Об утверждении Порядка использования критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области», размещенном на сайте правительства. В первоочередном порядке будут ремонтироваться дома, которые требовали капремонта на дату приватизации первой квартиры, но так его и не дождались.

Что входит в перечень работ?

В программе прописан перечень работ по капремонту, куда входит ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт или замена лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт, фундамента, крыши, подвальных помещений.

Сколько будем платить?

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт ежегодно устанавливается областным правительством. В 2014 году он составлял 7 рублей 30 копеек в месяц на 1 квадратный метр общей площади квартиры, в 2015 году – 7 рублей 80 копеек.

Освобождаются от уплаты взносов собственники помещений в доме, который признан аварийным. Ремонтировать такие дома экономически нецелесообразно, они будут включаться в муниципальные и областные программы расселения. Не будут платить и те, чей дом расположен на участке, который решено изъять для государственных или муниципальных нужд.

Строка «капитальный ремонт» появится в платежках с 1 мая 2014 года. Выбрать, как будут накапливаться и расходоваться эти средства, могут сами собственники.

Помимо взносов жителей, в фонд капремонта могут привлекаться бюджетные средства. Порядок и условия предоставления государственной поддержки будут установлены Правительством Московской области.

Когда надо выбрать способ формирования фонда капремонта?

Областной закон дает два месяца после официального опубликования региональной программы, чтобы определить способ наполнения фонда капремонта, то есть до апреля 2014 года. Если решение не будет принято, средства будут автоматически накапливаться на счете регионального оператора.

При этом областное законодательство дало собственникам еще одну возможность: если многоквартирный дом не включен в краткосрочный план капремонта и ремонт еще не проведен, собственники на общем собрании могут принять решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировать такой фонд на специальном счете. Перейти на спецсчет они смогут через 4 месяца со дня направления протокола собрания региональному оператору.

Выбрать способ собственники должны вместе, на общем собрании. Решение о выборе способа формирования фонда капремонта будет считаться принятым, если две трети голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме поддержат решение. Если кворум не соберется, ту же повестку дня можно выносить на заочное голосование. Если сами собственники не собрались в течение первого месяца, во втором собрание вправе организовать местная администрация.

Закон предлагает гражданам выбор: сформировать специальный счет вашего дома для сбора средств на капитальный ремонт, а впоследствии провести и оплатить все работы самостоятельно, или доверить управление деньгами и ремонтными работами региональному оператору.

Плюсы и минусы спецсчета

Первый способ формирования фонда капремонта – перечисление взносов на специальный счет. Открыть его можно в российском банке, величина капитала которого должна быть не менее 20 млрд рублей. Список таких банков публикуется на официальном сайте Центробанка РФ.

Владельцем спецсчета может быть ТСЖ или ЖСК, а также УК (с 1 января 2015 года). Собственники, чьи дома обслуживаются управляющими компаниями, могут оформить спецсчет на счете регионального оператора. В этом случае функции регоператора сводятся просто к открытию счета, причем он по закону не имеет права отказать в этом собственникам. Распоряжаться средствами такого спецсчета регоператор не может – это делают сами жители.

На спецсчете аккумулируются средства собственников конкретного дома – и только на его ремонт они могут идти. По требованию любого собственника информацию о сумме зачисленных платежей, об остатке средств и всех операциях по данному спецсчету должны предоставлять владелец спецсчета и банк, в котором счет открыт.

Сами собственники предлагают и определяют срок начала ремонта, перечень и стоимость работ.

Поскольку средства на спецсчете – не собственность ТСЖ или регоператора,

если владелец банкротится, подвергается штрафам или несет судебные издержки, средства на спецсчете неприкосновенны. Ими вправе распоряжаться только собственники дома.

Читайте также:
Как рассчитывается налог на частный дом

Собственники дома полностью распоряжаются средствами на спецсчете – при этом и полная ответственность лежит на них. Надо будет работать с банком, страховать счет, искать подрядчиков, проверять сметы и принимать работы.

Плюсы и минуты регоператора

Второй вариант – перечисление взносов на счет регионального оператора. В Подмосковье это некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», она создана Правительством Московской области, попечительский совет фонда возглавила министр строительного комплекса Марина Оглоблина.

Сохранность средств регоператора гарантирована бюджетом. За неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками субсидиарную ответственность несет Московская область.

Средства учитываются регоператором отдельно по каждому собственнику. Каждый собственник в любой момент сможет проверить, какая сумма собрана, сколько и на какие виды работ потрачено.

Собственникам не придется самим заниматься текущими вопросами: регоператор сам по конкурсу выбирает банки, аккумулирует средства, выступает техзаказчиком, финансирует расходы на капремонт, предлагает собственникам на утверждение предложения по капремонту, привлекает и контролирует подрядчиков и т.д.

Средства, собранные с населения, не могут быть направлены на содержание регоператора, его расходы оплачивает государство.

Выбрать такой способ могут собственники всех многоквартирных домов, включая те, в которых есть ТСЖ и ЖСК.

Регоператор вправе использовать средства, собранные одним домов, на ремонт другого, кому ремонт нужен раньше. Правда, такое перераспределение возможно только в рамках одного муниципального образования и только на возвратной основе. Надзор за соблюдением регоператором обязательных требований региональной программы капремонта осуществляет Госжилинспекция.

Как реализовать решение?

Важно помнить еще об одном моменте: закон предписывает, что за два месяца надо не только принять решение о том, где аккумулировать деньги на капремонт, но и реализовать это решение.

Для «чистых» спецсчетов надо на общем собрании определиться со способом управления фондом капитального ремонта, выбрать банк, где будет открыт счет, определить сумму ежемесячного взноса (она не может быть ниже минимальной), определить перечень и сроки работ (не меньше и не позднее определенных адресной программой). Все эти вопросы необходимо отразить в повестке общего собрания. Затем следует открыть счет и в пятидневный срок предоставить копию протокола общего собрания вместе со справкой банка об открытии спецсчета в Государственную жилищную инспекцию, которая ведет реестр спецсчетов.

Для создания спецсчета на счете регоператора необходимо в его адрес отправить копию протокола общего собрания.

Для передачи управления фондом капремонта вашего дома регоператору собственники обязаны заключить с регоператором договор, причем он будет считаться заключенным, если собственник после получения проекта договора уплатит взнос на счет регоператора.

Если граждане не примут решение, администрация передаст дом в управление регионального оператора.

Если дома нет в программе?

Не пугайтесь, если вдруг вы не увидите в программе свой дом. Про аварийные дома и те, которых коснется изъятие под госнужды, говорилось выше. Кроме того, по решению областного Правительства из программы могут быть исключены дома, где, менее трех квартир, дома, физический износ которых больше 70 %, совокупная стоимость всех работ по капремонту в расчете на квадратный метр общей площади превышает стоимость, определенную Правительством области.

Порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции, сноса или иных мероприятий по таким домам будет определять Правительство Московской области. Если вы не найдете свой дом в региональной программе – обращайтесь в местную администрацию.

По всем вопросам, связанным с капремонтом, вы можете обращаться в министерство строительства Московской области или в контакт-центр по телефону: 8 800 550 50 30.

Шота Горгадзе, председатель Общественной палаты Подмосковья, адвокат

Решение проблемы недоремонта в Московской области переходит в системную, практическую плоскость. Что очень важно – закон дает собственникам выбор: как копить средства, когда проводить ремонт, самим определять виды работ и контролировать их качество. Но при этом, какой бы способ формирования фонда капремонта граждане ни выбрали, минимальный объем работ и предельный срок его проведения будет контролироваться областью, а значит, дом будет своевременно приведен в надлежащее состояние. По самым непростым домам будет предусмотрена федеральная и областная финансовая поддержка. Люди наконец увидят реальную перспективу, реальные сроки.

Светлана Бойкова, председатель совета дома по адресу: Мытищнский район, п. Пироговский, ул.Фабричная, д.11а

Хорошо, что программа капремонта наконец принята, она очень нужна! Убеждена: заниматься всеми вопросами капремонта должен совет дома, и наилучшая форма – специальный счет. Конечно, на выбор подрядчиков и контроль за ходом ремонта сил и времени надо будет потратить немало. Зато совет, а значит, и все жители дома, будут точно знать, сколько и на что израсходовано. Мы уже запланировали замену внутридомовых коммуникаций и лифтовых кабин: дому уже 25 лет, и лифтовое хозяйство пришло в негодность. В нашем доме 336 квартир, площадь – 19,2 тысячи квадратных метров. Исходя из принятого размера взноса на капремонт 7 рублей 30 копеек за квадратный метр, думаю, на эти работы потребуется года три-четыре.

Наталья Шибаева, председатель координационного совета старших по домам г. Химки, старшая дома по адресу: г. Химки, Юбилейный проспект, 47

Выбирать регионального оператора нужно тем домам, которым ремонт необходим «здесь и сейчас». Самим жителям быстро не накопить на капитальный ремонт. Ведь в «хрущевках» и еще более старых домах количество квартир не сравнить с огромными новостройками, значит, и сумма взносов за год будет намного меньше. А износ и самого дома, и инженерных сетей в старых домах очень велик. Один пример: ремонт кровли типичной пятиэтажной «хрущевки» обойдется примерно в 1,5 миллиона рублей. А ведь ремонт нужен еще стоякам и балконам, фасаду и фундаменту… А региональный оператор может привлекать заемные средства на срочный ремонт. Сейчас в Химках мы планируем провести семинар для председателей советов домов как раз по программе капремонта. Главная цель – донести до них, что обязательно надо комплексно оценить состояние своего дома. И после этого уже принимать взвешенное и обоснованное решение.

Читайте также:
От чего зависит кадастровая стоимость дома

Перечень многоквартирных домов подлежащих капитальному ремонту

ЖК РФ Статья 168. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 168 ЖК РФ

1. Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее – государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 417-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее – закрывающиеся населенные пункты). Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 28.11.2018 N 434-ФЗ, от 06.02.2022 N 13-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 29.07.2017 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Читайте также:
Домовая книга в многоквартирном доме

3. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 417-ФЗ, от 20.12.2017 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 20.12.2017 N 399-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 434-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 355-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;

3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 257-ФЗ)

5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

(п. 5 введен Федеральным законом от 20.12.2017 N 399-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 434-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

4.2. Изменения в региональную программу капитального ремонта по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, должны предусматривать плановый период оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) после устранения соответствующих обстоятельств. Сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, не допускается.

(часть 4.2 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 257-ФЗ)

5. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

6. Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Читайте также:
Режим проведения шумных работ в многоквартирном доме

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 29.07.2017 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов:

1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса;

2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора;

3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 257-ФЗ)

(часть 7.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 355-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Региональная программа капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта подлежат размещению в системе органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвердившими программу или соответствующий краткосрочный план, в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

(часть 8 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 28.12.2016 N 469-ФЗ)

Какие вопросы капремонта МКД не урегулированы в НПА и как их решить

В ЖК РФ и других НПА подробно прописаны вопросы проведения капремонта домов. Но по факту не все они ещё урегулированы. Об этом сказано и в опубликованном Докладе по правоприменительной практике за 2022 года. Читайте, какие проблемы в проведении капремонта МКД существуют и как законодатели собираются их решать.

В Докладе о правоприменении за 2022 год выделены три вопроса в сфере капремонта, требующие решения

На сайте президента России опубликован доклад о результатах мониторинга правоприменения в России за 2022 год. В нём отдельный блок посвящён вопросам организации капитального ремонта многоквартирных домов. В документе говорится о проблемах правового регулирования этого процесса, решить которые требуется на федеральном законодательном уровне.

В докладе выделены три вопроса по капремонту, в которых найдена «неполнота правового регулирования»:

  • при определении понятия «многоквартирный дом»;
  • при формировании региональных программ и краткосрочных планов их реализации;
  • при софинансировании работ в домах – объектах культурного наследия.

По всем трём проблемам организации капремонта составители документа привели примеры законопроектов, которыми законодатели будут их решать. Разберём их подробнее.

Отсутствие чёткого разграничения многоквартирного дома и дома блокированной застройки

В чём заключается проблема: В ЖК РФ нет понятия «многоквартирный дом». Это затрудняет органам власти формирование перечня объектов, подлежащих включению в региональные программы капитального ремонта. Эту проблему поднимали ещё в 2015 году, но так до сих пор и не решили. Например, существует вопрос разграничения многоквартирных домов и домов блокированной застройки, таунхаусов.

Как предлагают решить: Правительство России подготовило законопроект № 1246345-7 с изменениями в ЖК РФ и ГрК РФ. Он уже внесён в Госдуму РФ. В документе прописано разграничение понятий «дом блокированной застройки» и «многоквартирный дом».

Кабмин предлагает указать, что каждый блок таунхауса – вид жилого дома. Разграничение позволит поставить такое строение на кадастровый учёт как жилое здание, а собственникам не придётся платить за капремонт. Понятие МКД вводится в Жилищный кодекс РФ, а понятие «дом блокированной застройки» – в Градостроительный кодекс РФ. Если документ примут, то он вступит в силу с 1 марта 2022 года.

Статус дома как многоквартирного важен для собственников и управляющей организации. Если это МКД, то встают вопросы о способе управления им, проведении текущего и капитального ремонта общего имущества, формировании фонда капремонта, признании дома аварийным и другие. Узнайте о том, по каким критериям сейчас дом признаётся многоквартирным, на примере из судебной практики.

Несовершенство механизма формирования программы капремонта и внесения в него изменений

В чём заключается проблема: С момента включения дома в региональную программу капремонта до даты его проведения может пройти много лет. При этом сведения об МКД при постановке его в очередь на ремонт не всегда соответствуют текущему техническому состоянию дома. Например, в региональной программе запланирован ремонт фасада, а на деле оказывается, что требуется капремонт крыши.

При этом у органа власти региона нет права на этом основании вносить изменения в программу или переносить сроки проведения ремонта без решения общего собрания собственников помещений в таком МКД (ч. 4 ст. 168 ЖК РФ).

Как предлагают решить: Минстрой России разрабатывает проект федерального закона с изменениями в статьи ЖК РФ. Ведомство предлагает добавить в перечень работ по капремонту, проводимых за счёт минимального взноса, обследование технического состояния МКД или его конструктивных элементов как вид самостоятельных работ.

Читайте также:
Из чего строят современные многоэтажные дома

Проведение такого обследования позволит определить приоритетные виды работ по капремонту или принять решение о том, что запланированный вид ремонта не нужен или нецелесообразен в случае аварийного состояния МКД.

Согласно законопроекту, субъекты РФ смогут сами менять сроки проведения капремонта по результатам обследования технического состояния МКД, в том числе переносить их на более поздний период. Законодатели считают, что принятие таких изменений позволит «более эффективно использовать взносы на капремонт и повысить финансовую устойчивость региональных программ».

Региональная программа капремонта должна актуализироваться не реже одного раза в год. Это позволяет органам власти добавлять МКД в программу или исключить из неё дом, в котором, например, собственники перешли на спецсчёт и уже провели капремонт. Читайте, как сейчас вносятся изменения в программу капитального ремонта в регионе и какую роль в этом играют УО.

Отсутствие в НПА обязанности органов власти софинансировать капремонт домов-памятников

В чём заключается проблема: В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ, государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов власти всех уровней в России. Многоквартирные дома, являющиеся памятниками истории и культуры, представляют собой уникальную ценность, но стоимость капремонта таких МКД превышает установленную предельную стоимость.

По общему правилу в таком случае оплачивают работы собственники: для них взнос в фонд капремонта устанавливается сверх минимального размера (ч. 4 ст. 190 ЖК РФ). У органов власти нет обязанности по софинансированию таких работ в части превышения предельной стоимости ремонта домов-памятников.

Как предлагают решить: Депутаты Госдумы РФ разработали проект федерального закона № 1180448-7 с изменения в № 73-ФЗ об объектах культурного наследия и в Жилищный кодекс РФ.

Авторы документа предлагают установить обязанность УО по выполнению требований охранного обязательства, определённых в отношении такого дома в целом, его части и (или) общего имущества многоквартирного дома – памятника. Также УО будет обязана информировать жителей МКД о наличии указанных требований.

Органы власти со своей стороны будут оказывать финансовую поддержку в случае превышения размера предельной стоимости работ по капремонту общего имущества в многоквартирных домах – объектах культурного наследия за счёт бюджетных средств. Ремонт получит статус работ по сохранению МКД как объекта культурного наследия в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ.

Капитальный ремонт домов-памятников активно обсуждают эксперты, предлагая использовать опыт властей Санкт-Петербурга. В 2005–2011 годах в северной столице исторические здания ремонтировались за счёт спецфонда, куда перечислялись средства от спонсоров-госкорпораций. Больше о проблемах, с которыми сталкиваются УО при управлении МКД – памятниками культурного наследия, узнайте из выпуска онлайн-журнала «Школа ЖКХ».

Больше о капремонте – в наших материалах

В Докладе о результатах мониторинга правоприменительной практики за 2022 год авторы выделили только три проблемы, требующие урегулирования в НПА. Но по факту управляющие домами организации могут столкнуться и с другими сложными ситуациями:

  • как оформить кредит на капитальный ремонт;
  • можно ли взыскать с регоператора стоимость неотложного капремонта;
  • как согласовать использование новых материалов при ремонте кровли.

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются жители МКД при формировании региональных программ капремонта, – срок начала внесения платы в фонд для собственников помещений в секциях одного дома, введённого поэтапно. Об этой ситуации на следующей неделе подробнее расскажет на нашем портале юрист компании «МКДЭКСПЕРТ»: следите за обновлениями.

Приказ Минстроя России от 09.12.2022 N 758/пр “Об утверждении методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах”

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 декабря 2022 г. N 758/пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ПРИНЯТИЮ СУБЪЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЙ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ КАПИТАЛЬНОГО

РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

В соответствии с частью 4.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, приказываю:

утвердить прилагаемые методические рекомендации по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

приказом Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

от 9 декабря 2022 г. N 758/пр

ПО ПРИНЯТИЮ СУБЪЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЙ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ КАПИТАЛЬНОГО

РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

1. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии ими решений о внесении изменений в утвержденную региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее соответственно – Методические рекомендации, региональная программа).

2. В соответствии с частью 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) порядок подготовки и утверждения региональных программ, требования к ним, порядок представления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки региональных программ, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Согласно части 5 статьи 168 Жилищного кодекса региональная программа актуализуется не реже чем один раз в год.

3. В целях обеспечения единообразия предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для принятия решения о внесении изменений в региональную программу, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за ее принятие, актуализацию и реализацию (далее – уполномоченный орган), рекомендуется предусмотреть сбор таких сведений по единой форме (перечню) согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям.

Читайте также:
Ввод дома в эксплуатацию: что это значит

4. При подготовке изменений в региональную программу рекомендуется обеспечить проверку:

а) наличия многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию после даты утверждения региональной программы или внесения в нее последних изменений, подлежащих включению в региональную программу с учетом требований части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса, а также о многоквартирных домах, не включенных в региональную программу в результате технических ошибок;

б) наличия многоквартирных домов, признанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом” аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после даты утверждения региональной программы или внесения в нее последних изменений и подлежащих исключению из региональной программы в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса;

в) наличия многоквартирных домов, которые не включаются (подлежат исключению) из региональной программы в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса.

5. При разработке нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, определяющего порядок внесения в региональную программу изменений, рекомендуется учитывать минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов отремонтированных конструкций и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и проектного срока эксплуатации многоквартирного дома, а также очередной срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах после выполнения их капитального ремонта в соответствии с региональной программой.

6. По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме требуется для внесения в региональную программу изменений в части переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме на более поздний период, сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 – 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса.

к Методическим по принятию

субъектом Российской Федерации

решений о внесении изменений

в региональную программу капитального

ремонта общего имущества

в многоквартирных домах

о техническом состоянии многоквартирных домов (далее МКД)

в целях актуализации региональной программы капитального

ремонта (далее РПКР), краткосрочных планов реализации РПКР

Статья 166 ЖК РФ. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (действующая редакция)

1. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

2. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

3. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

4. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 166 ЖК РФ

1. Вопросы, связанные с капитальным ремонтом общего имущества многоквартирных домов, являются чрезвычайно важными и давно назревшими. Основной причиной, затрудняющей решение проблем, связанных с проведением качественного капитального ремонта, является его недостаточное финансирование, однако нельзя не указать и на недостатки соответствующего правового регулирования.

Читайте также:
Что входит в обязанности старшего по дому

В течение длительного времени Жилищный кодекс Российской Федерации – основной правовой документ, регулирующий жилищные отношения в нашей стране, практически не уделял капитальному ремонту никакого внимания. Ситуация изменилась в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”, в соответствии с которым Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен разделом IX, который получил название “Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах”.

Следует отметить, что в самом Жилищном кодексе РФ нет определения капитального ремонта. Оно дано в подп. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”, согласно которому капитальный ремонт многоквартирного дома – это проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее – общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Вместе с тем в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ дан перечень работ и услуг, которые входят в понятие капитального ремонта.

2. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи перечень сформулирован как исчерпывающий, однако в ч. 2 ст. 166 ЖК РФ сказано, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

Так, Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 833-ПП указанный перечень был дополнен такими видами работ, как:

замена оконных блоков, расположенных в помещениях общего пользования в многоквартирном доме;

ремонт внутридомовой системы дымоудаления и противопожарной автоматики, ремонт пожарного водопровода;

ремонт или замена мусоропровода, расположенного в местах общего пользования в многоквартирном доме;

ремонт или замена внутреннего водостока;

разработка и проведение экспертизы проектной документации, в том числе авторский надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, научное руководство проведением указанных работ в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, осуществление строительного контроля, проведение оценки соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза “Безопасность лифтов” (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 “О принятии Технического регламента Таможенного союза “Безопасность лифтов”.

3. Если собственниками принято решение об увеличенном размере взносов, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, то за счет превышения могут финансироваться любые иные работы по капитальному ремонту общего имущества дома (ч. 3 ст. 166 ЖК РФ).

4. В соответствии с положениями ч. 4 комментируемой статьи финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах может осуществляться не только за счет взносов собственников, но также – в качестве мер государственной и муниципальной поддержки – за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными и региональными законами, муниципальными правовыми актами, в том числе в рамках реализации региональных программ капитального ремонта. Так, меры финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств федерального бюджета через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляются по заявкам органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”, в том числе при наличии в региональных программах капитального ремонта и краткосрочных планах по их реализации, а также в ранее принятых региональных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов положений о долевом участии субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в финансировании мероприятий по проведению капитального ремонта (ст. ст. 15, 15.1, 20, 20.1 и др.).

5. Работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов регулируются общими положениями договора подряда (ст. 702 ГК). Однако в отдельных случаях они также подпадают под действие норм строительного подряда. Так, согласно ч. 5 ст. 166 ЖК РФ работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства. При этом под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Напомним, что предметом договора строительного подряда и является строительство или реконструкция здания, сооружения или иного объекта (п. 2 ст. 740 ГК).

Читайте также:
Сколько стоит техобслуживание газового оборудования частного дома

Что значит непосредственное управление многоквартирным домом

1 способ: Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

Непосредственное управление возможно в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более тридцати. От имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью.

Преимущества непосредственного управления:

  1. отсутствие расходов на управление, характерных для способа управления через управляющую организацию;
  2. техническое обслуживание жилья и общего имущества может осуществляться силами собственников либо подрядными организациями, привлекаемыми на постоянной или краткосрочной основе, что позволяет снизить расходы на содержание и ремонт дома;
  3. каждый собственник самостоятельно заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями и не несет ответственности за задолженности по оплате коммунальных услуг своих соседей.

Недостатки этого способа управления:

  1. снижение эффективности управления и качества жилищно-коммунальных услуг при большом количестве собственников помещений, необходимость проведения общих собраний по каждому жилищному вопросу;
  2. отсутствие возможности выполнять капитальный ремонт за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

2 способ: Управление ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) создается собственниками многоквартирного дома (решением более 50% собственников) или собственниками квартир нескольких домов, является видом товариществ собственников недвижимости, представляющим собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме, и регистрируется в качестве некоммерческой организации. С 01.09.2014 ТСЖ создается в организационно-правовой форме юридического лица — товарищество собственников недвижимости (далее — ТСН). При этом перерегистрация созданных ТСЖ в ТСН не требуется.

Цель ТСЖ — управление общим имуществом дома и осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставление коммунальных услуг, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества собственников.

ТСЖ имеет право оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. Если ТСЖ заключило договор с управляющей организацией, оно контролирует выполнение обязательств по такому договору.

Преимуществами ТСЖ являются прямое управление имуществом собственников и оказание коммунальных услуг, эффективная защита собственников перед ресурсоснабжающими организациями.

К недостаткам ТСЖ можно отнести высокий уровень расходов на содержание штата работников.

3 способ: Управление управляющей организацией.

Управляющая организация — коммерческая организация, оказывающая услуги по управлению многоквартирным домом на основании лицензии. Кроме способа управления общему собранию собственников помещений необходимо выбрать конкретную управляющую организацию, согласовать с ней условия договора и размер платы за содержание и ремонт.

При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений с каждым собственником заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания. По условиям договора управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет. При этом собственники помещений вправе расторгнуть договор управления по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

За ненадлежащее оказание услуг управляющая организация несет ответственность перед собственниками в соответствии с действующим законодательством.

Собственники помещений на основании решения общего собрания в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условия такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления домом.

Недостатки данного способа управления многоквартирным домом:

  1. нацеленность управляющей организации на получение прибыли от оказания услуг собственникам за счет повышенных тарифов, а не на управление чужим имуществом;
  2. отсутствие у собственников способов прямого контроля за результатами оказанных услуг или выполненных работ;
  3. назначение по итогам конкурса управляющей организации муниципальными органами власти в ситуациях, когда собственники многоквартирного дома не выбрали способ управления, и сложность процедуры смены управляющей организации.

Таким образом, жилищное законодательство позволяет собственникам помещений самостоятельно определить наиболее удобный способ управления многоквартирным домом.

МКД: плюсы и минусы непосредственного способа управления

Непосредственный способ управления МКД – что это такое?

Плюсы и минусы непосредственного способа управления многоквартирным домом.

  1. Непосредственный способ как способ управления МКД. Общие положения.

Непосредственный способ управления – это один из трех способов управления многоквартирным домом, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ (ч.2 ст. 161 ЖК РФ)

Непосредственный способ управления может быть выбран и реализован собственниками МКД с количеством квартир более чем 12, только при условии заключения договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с управляющей организацией.

«ст. 161 ЖК РФ п.9.1.: Непосредственное управление многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, может быть выбрано и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме при заключении такими собственниками с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме».

(часть 9.1. введена Федеральным законом от 04.06.2011 №123-ФЗ)

Процедура заключения договора с управляющей компанией при непосредственном способе управления не отличается от процедуры заключения договора управления при выборе в качестве способа управления МКД – «управление УК». Договор оказания услуг по содержанию и ремонт, так же как и договор управления, заключается на основании решения общего собрания собственников и считается заключенным, если такой договор подписали собственники, обладающие более, чем пятьюдесятью процентами голосов.

«ст.164 ЖК РФ п.1.1.: При непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников».

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.06.2011 №123-ФЗ)

При непосредственном способе управления, ответсвенность управляющей компании перед собственниками сохраняется в полном объеме. На данные отношения распространяются требования ПП №491.

«ст. 161 ЖК РФ п.2.1.: При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, в также в соответствии с установленными Правительством РФ правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 04.06.2011 №123-ФЗ)

На управляющую компанию, оказывающую услуги собственниками по договору оказания услуг при непосредственном способе управления законом возложена обязанность по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома. Условия, при которых содержание общего имущества в МКД признается надлежащим, определены в нормативно-правовых актах, соответственно при непосредственном способе управления управляющая организация может быть привлечена к ответственности, установленной законом за ненадлежащее содержание общего имущества.

«ст.164 ЖК РФ п.1.2.: По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме».

При непосредственном способе управления каждый собственник помещений в многоквартирном доме от своего имени заключает договоры на поставку ресурсов: ГВС, ХВС, отопление, водоотведение. Закон не требует заключения данных договоров в письменном виде.

«ст.164 ЖК РФ п.2.: Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки твердого газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени».

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 №417-ФЗ)

Статья 540 Гражданского кодекса РФ: В случае когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Статья 426 Гражданского кодекса РФ: Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается».

Ресурсоснабжающие организации несут ответственность перед собственниками за поставку качественного ресурса к границе многоквартирного дома. При отсутствии согласованной в письменном виде границы, к которой ресурсоснабжающие организации обязаны поставить надлежащего качества ресурс, такая граница определяется по внешней границе МКД или по месту соединения коллективного прибора учета.

«п. ПП №491: Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-коммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом».

  1. Положительные и отрицательные стороны перехода на непосредственное управление многоквартирным домом.

К положительным сторонам относится порядок расчета за коммунальные ресурсы. Прямые отношения собственника с РСО и с УК выгодны как для собственника, так и для управляющей компании.

При непосредственном управлении собственник получает возможность предъявлять претензии непосредственно к тем лицам, которые обязаны предоставлять качественную услугу и, что не маловажно, имеют возможность предоставлять качественную услугу. К примеру, при реализации способа управления «управление УК» у собственника на девятом этаже многоквартирного дома отсутствует холодная вода. Установлено, что на вводе в многоквартирный дом не соблюдаются нормативные показатели давления. Непосредственно в РСО собственник обратиться не может, так как договорные отношения отсутствуют. Управляющая компания со своей стороны устранить данную проблему самостоятельно так же возможности не имеет, так как проблема возникла не в ее зоне ответственности. Однако перерасчет за некачественный ресурс собственник будет требовать именно с УК. А вот размер перерасчета будет зависеть от того, насколько быстро отреагирует РСО и устранит проблему.

При реализации способе управления, собственник вправе обратиться с той же самой проблемой как непосредственно в РСО, так и в УК, которая в свою очередь совершит те же самые действия, что и при договоре управления: перенаправит жалобу в РСО, составит акт.

При реализации способа управления «управление УК», управляющая компания имеет один договор ресурсоснабжения на все находящиеся в обслуживании многоквартирные дома. Задолженность по неоплате каждого из ресурсов по каждому дому аккумулируется в управляющей компании, и в конце концов будет истребована и списана РСО. Так как доходы от иной деятельности в УК обычно отсутствуют или составляют незначительный размер, под взыскание попадут именно те денежные средства, которые будут поступать от населения в счет оплаты работ и услуг по текущему содержанию и ремонту общего имущества.

В конечном итоге этой ситуации управляющая компания оказывается либо банкротом, либо на грани банкротства, собственники оказываются перед фактом, что работы по текущему содержанию, не говоря уже о ремонтах, попросту не выполняются.

Избежать подобного развития событий можно при реализации непосредственного способа управления многоквартирным домом.

Есть, конечно, и свои минусы. Обычно называют такие, как: управляющая компания снимает с себя всякую ответственность и невозможность участия в программах по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Что касается ответственности управляющей компании, то выше уже было сказано, что ответственность за текущее содержание и ремонт общего имущества МКД в полном объеме остается за управляющей компанией, в силу закона. Говорить о каком-либо уходе от ответственности из-за того, что изменилось название договора – по меньше мере не корректно. Единственное от чего «уходит» управляющая компания при реализации непосредственного управления, так это от обязанности нести дополнительные расходы на выставление счетов не за свои ресурсы, взыскания не своей дебиторской задолженности и от банкротства.

Что касается капительного ремонта и возможности или невозможности участия в программах, об этом речь пойдет ниже.

Вывод: При выборе непосредственного способа управления собственники имеют прямые договорные отношения с управляющей компанией, которая ответственна за содержание и ремонт общего имущества и с РСО, которые ответственны за поставку соответствующего ресурса к границе МКД. Собственник, в свою очередь, несет ответственность за своевременную и полную оплату услуг указанных организаций.

  1. Взаимодействие РСО и УК при реализации непосредственного способа управления

Как следует из приведенных выше норм, при реализации непосредственного способа управления, собственники МКД заключают договор оказания услуг с управляющей компанией. В силу этого договора и положений ЖК РФ, именно управляющая организация становится лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества такого дома, в том числе и за содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей.

В силу положений Гражданского кодекса РФ стороны вправе установить в договоре любые условия, не запрещенные законом, по своему усмотрению. Договор на содержание и ремонт, по условиям, как правило, идентичен договору управления, за исключением условия об оказании коммунальных услуг.

  1. Условия участия МКД в федеральных и региональных программах капитального ремонта

ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в условиях предоставления финансовой поддержки прямо не указывает на необходимость реализации того или иного способа управления (за исключением ТСЖ).

В официальных разъяснениях Фонда указано, что многоквартирный дом, собственники которого избрали непосредствененное управление, может участвовать в программе капитального ремонта, финансируемой с привлечением средств Фонда, при условии наличия договорных отношений с управляющей организацией, выбранной собственниками помещений этого дома.

Указанная позиция отражена на официальном сайте Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Что касается Региональной программы капитального ремонта, финансирование которой осуществляется без привлечений федеральных бюджетных средств, то определять условия участия многоквартирного дома в данной программе – прерогатива правительства Челябинской области.

По нашему мнению, не имеется препятствий правового характера для включения в данную программу МКД, собственники которого избрали непосредственное управление, при условии, если собственниками такого многоквартирного дома:

– заключен договор на содержание и ремонт общего имущества МКД с управляющей организацией;

– принято решение о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме в установленном размере.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: