Озеленение придомовой территории многоквартирного дома: нормы

Федеральная программа: Благоустройство дворов 2022 (дворовых площадок). Вопросы и ответы

На благоустройство, развитие инфраструктуры придомовых территорий, общественных мест, предназначенных для отдыха в городах и поселках, обычно средства из местных бюджетов не выделяются или доходят по остаточному принципу. За состояние участков около многоквартирных в соответствии с законодательством отвечают сами жильцы. Собранные ими средства сначала идут на насущные потребности по ремонту и обновлению домов. Оставшихся небольших сумм может хватить только на покраску скамеек или иные мелкие работы.

Исходя из такого положения вещей, наблюдается ужасное состояние придомовых территорий и мест общественного отдыха в абсолютном большинстве населенных пунктов. Чтобы облегчить решение этой проблемы на местном уровне, в 2017 году создан и утвержден проект на федеральном уровне по формированию комфортной городской среды.

В чем заключается суть проекта благоустройства дворов?

Проект разрабатывался как составная часть государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Он утвержден Постановлением Кабинета Министров Российской Федерации от 30.12.2017 (№1710).

В приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, подписанном 18.03.2018г. за №162/пр, были утверждены методические рекомендации для местных органов управления. Цель – помощь в проведении мероприятий в соответствии с программой населенных пунктов страны.

Каждый год обновляются показатели, связанные с реализацией программы. Амбициозным проектом в период 2019-го – 2024-го годов предусматривается проведение работ по благоустройству 31 тысячи территорий общественного назначения. Это должно повысить индекс качества городской среды на 30 процентов. Предполагается увеличение доли жильцов, участвующих в реализации проекта, до 30%.

На указанный период действия программных мероприятий планируется выделить федеральные бюджетные средства в объеме 269,3 млрд руб. Они будут увеличены благодаря добавлению сумм из консолидированных бюджетов РФ на 29,3 млрд руб.

Средства распределяются следующим образом: из федерального бюджета суммы перечисляются субъектам РФ. На местном уровне они дополняются запланированными отчислениями, принимается решение о финансирование определенных городов, районов. В проекте могут принимать участие населенные пункты с количеством населения более 1 тыс. человек.

Инициатива по ремонту, благоустройству, улучшению территорий около многоквартирных домов должна исходить от жильцов. Они на общем собрании решают, что именно необходимо обновить, отремонтировать, установить во дворе. Разрабатывают проект (готовят чертеж) будущей придомовой территории с нанесением всех объектов. Утверждают план мероприятий по благоустройству решением общего собрания и подают заявку в муниципальные органы.

Сроки подачи заявки – до сентября текущего года. При грамотном оформлении документов и аргументированном обосновании проведения запланированных мероприятий по благоустройству двор будет включен в программу финансирования на следующий год. То есть, если заявка подана до сентября 2019 г., то средства на ремонтно-строительные работы и благоустройство будут выделяться в 2022 г.

Правила по благоустройству территорий, участвующих в проектах

На основании положений приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства работы по благоустройству подразделяются на две группы:

  1. Минимальный вид работ оплачиваются из средств Федеральной программы. Государство финансирует ремонт дороги и проездов во дворах, установку мусорных контейнеров, урн, скамеек, монтаж современных систем освещения территории.
  2. На дополнительное благоустройство выделяются средства местного бюджета, а также перечисляются деньги, собранные гражданами, проживающими в данном дворе. К таким видам работ относят установку детской площадки, создание комфортного места отдыха для взрослых, выделение и ограждение участка для выгула домашних животных. В план дополнительных мероприятий жильцы могут включить оборудование парковочных мест или стоянки внутри двора, а также все мероприятия по озеленению участка (высадку деревьев и кустов, разбивку клумб с цветами).

В какой форме и объеме будут принимать участие граждане в реализации запланированных мероприятий определяется решением соответствующих органов местных администраций в каждом населенном пункте. Например, в г. Иркутск жильцы принимают активное участие в благоустройстве собственного двора во время субботников. Власти г. Самара приняли решение, что гражданам необходимо внести 1% от суммы средств, предусмотренных на дополнительные виды работ. Эта сумма может быть взята из средств, переведенных жильцами на счет управляющей компании.

То есть предусмотрено софинансирование реализации программы по благоустройству из трех источников: федеральный, муниципальный бюджет и средства граждан. На вопрос «законно ли с жильцов собирают средства на проведение благоустройства двора в соответствии с федеральной программой», стоит однозначно ответить, да, это законно. Только степень участия в совместном финансировании на дополнительные виды работ определяется на муниципальном уровне.

Какие дворы не принимаются к участию в программе?

Решение о включение двора в проект принимается на сметном уровне. В соответствие с условиями проекта установлен следующий перечень ограничений:

  • при наличии в непосредственной близости ко двору аварийных строений, которые подлежат сносу с данный период;
  • при проведении запланированного на данный год ремонта или замены инженерных коммуникаций, проходящих по территории двора;
  • если на прилегающих ко двору территориях возведены новостройки, в которых нее истек срок гарантии при введении в эксплуатацию;
  • в случае, когда те виды работ, которые запланировали провести жильцы, уже проводились за счет средств местного бюджета

Об этих ограничениях рекомендуется заранее навести справки в муниципалитете.

Права жильцов при приемке выполненных работ в соответствии с Программой

Как уже отмечалось выше, инициатива о включении двора в Проект «Формирование комфортной городской среды» исходит от жильцов данного дома. Порядок их действий следующий:

  1. Проверка на сайте городской администрации списков дворов, включенных в местный проект на текущий год.
  2. При отсутствии территории в списках необходимо объединиться с жильцами всех жилых зданий, которые расположены на совместной придомовой территории, в общем дворе.
  3. Выяснение вопроса, каковы условия по участию в проекте в конкретном населенном пункте.
  4. Определение перечня работ, относящихся к минимальным и дополнительным мероприятиям по благоустройству двора.
  5. Проведение общего собрания жильцов и голосования. Причем собрание должно быть проведено в очной форме, а голосование может происходить заочно. Инициативная группа посещает жильцов в квартирах и изучает их мнение. Обсуждаются и принимаются вопросы по подаче заявки на участие в программе, разработке проекта благоустройства, выборов инициативной группы и полномочного представителя от коллектива жильцов.
  6. Подача заявки (пакета документов) в администрацию населенного пункта.
  7. Контроль за соблюдением технологии ремонтных, ландшафтных, монтажных работ. Подписание акта приема выполненных работ.
Читайте также:
Кто отвечает за отопление в многоквартирном доме

Полномочный представитель от коллектива жильцов постоянно общается с прорабом, контролирует ход выполнения и объем запланированных работ. По их окончании создается комиссия для приема работы и оценки ее качества. В комиссию входят представители администрации населенного пункта и инициативной группы граждан, проживающих во дворе.

В случае, если какие-либо запланированные мероприятия не проведены или качество работ не устраивает жильцов, они имеют право не подписывать акт, не давать согласия на приемку работ. При несогласии с решением жильцов, граждане имеют право подать жалобу на подрядчика в городскую администрацию или в Министерство строительства РФ.

После окончания срока действия Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» дворы, в которых проведено благоустройство в соответствии с данной программой, будут передаваться на баланс жильцов.

Как написать заявление на благоустройство детской площадки

Для участия в Федеральном проекте подается заявка в муниципальные органы власти, заявление с определением очередности проведения работ по благоустройству придомовой территории. Заявка представляет собой пакет документов. Для комплектации пакета следует подготовить:

  • Протокол общего собрания жильцов с рассмотрением вопросов о включении двора в программу, согласованный перечень минимальных и дополнительных работ, источниках финансирования (или рабочего участия жильцов) в дополнительных мероприятиях;
  • Решение о создании инициативной группы жильцов и выборах полномочного представителя коллектива граждан, проживающих в данном дворе;
  • Фотографии существующих объектов инфраструктуры на придомовой территории (с целью подтверждения необходимости их ремонта, демонтажа, проведения работ по благоустройству);
  • Копия паспорта из кадастра на земельный участок дома (домов);
  • Копия технического паспорта дома (домов);
  • Справка управляющей организации с указанным сроком введения сооружения в эксплуатацию

Заявление на участие в программе подается от имени жильцов многоквартирного дома (домов), подписывается уполномоченным представителем, выбранным на общем собрании. В заявлении необходимо указать очередность выполнения мероприятий по благоустройству территории с просьбой рассмотреть данный перечень на заседании соответствующей комиссии администрации населенного пункта.

Благоустройство детских площадок: куда обращаться?

Благоустройство детской площадки в рамках проекта входит в перечень дополнительных работ. Средства на данный вид деятельности выделяются из муниципального бюджета. Степень участия жильцов определяется на местном уровне: внесение определенного процента из сметной стоимости проекта или посильный вклад в проведение работ путем участия в благоустройстве двора.

Если жители двора решали на общем собрании, что необходимо установить новую детскую площадку или реконструировать имеющуюся, то первым делом следует разработать дизайн-проект. Этот документ, выполненный на профессиональной основе, является обязательным дополнением к пакету документов для участия в программе.

Разработку дизайн-проекта рекомендуется поручить специализированной организации. Только в этом случае будут учтены все нормы законодательства, технические условия, что позволит заявке выиграть участие в проекте.

Компания «СКИФ ПРО» оказывает профессиональные услуги по разработке проектов благоустройства придомовой территории, в том числе с установкой детских площадок. Для клиентов компании создан сервис по разработке дизайн-проектов игровых и спортивных площадок для разных возрастных категорий детей.

Исходя из пожеланий заказчика, утвержденного перечня работ по благоустройству, на основе имеющейся сметы менеджеры компании предложат варианты обустройства детской площадки. Причем при помощи программы 3D моделирования можно «увидеть» будущую площадку еще на этапе разработки и корректировать варианты размещения оборудования. Визуализация проекта позволит заранее предусмотреть разнообразные функциональные зоны, их комплектацию оборудованием.

Компьютерная модель выполняется в объемном виде. Распечатанные изображения помогут рассмотреть площадку со всех ракурсов.

При разработке проекта выбираются:

  • Размеры площадки;
  • Возможное покрытие из песка, грунта, резинового материала, газона;
  • Места размещения игрового оборудования;
  • Расположение вспомогательных объектов (фонарей, скамеек, ограждения)

При грамотной профессиональной подготовке дизайн-проекта в соответствии со сметной стоимостью, своевременной подаче полного пакета документов (заявки) на участие двора в Федеральном проекте, жильцы дома смогут получить благоустроенную территорию для комфортного проведения досуга взрослых и детей.

Озеленение придомовой территории многоквартирного дома: нормы

Дата введения 2017-06-17

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ – ФГБУ “ЦНИИП Минстроя” с участием ГУП НИиПИ Генплана г.Москвы; ГБС РАН; ЭФРГС Экогород; АНО Мосгорэкспертиза

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

3 ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 82.13330.2011

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Читайте также:
Как рассчитать стоимость отопления в многоквартирном доме

Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”, выполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки. Учитывались также требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” и сводов правил системы противопожарной защиты.

Работа по актуализации выполнена ФГБУ “ЦНИИП Минстроя”: руководитель темы – канд. архит. Е.П.Меньшикова.

Изменение N 1 к СП 82.13330.2016 разработано авторским коллективом: ЗАО “ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ” (исполнительный директор – А.Ю.Эглескалн); ООО “Институт общественных зданий” (руководитель темы – канд. архитектуры A.M.Гарнец, исполнители – канд. архитектуры Т.А.Исаева, инж. И.Р.Домрачева) при участии ФГБУ “ЦНИИП Минстроя” (канд. архитектуры Е.П.Меньшикова).

Изменение N 2 к СП 82.13330.2016 разработано авторским коллективом: АО “ЦНИИПромзданий” (канд. архитектуры Д.К.Лейкина, Ю.В.Моторина); ФГБУ ЦНИИП Минстроя России (канд. техн. наук В.А.Гутников), ГАУ “Институт Генплана Москвы” (канд. техн. наук Е.Н.Боровик, Е.В.Лебедева, д-р биол. наук А.А.Минин, канд. техн. наук Н.К.Кирюшина, канд. геол.-минерал. наук О.Ю.Кузнецова, М.И.Титова, Е.С.Радчикова, И.И.Рябикина) при участии: МГУ им.Ломоносова (д-р геогр. наук А.В.Кислов), НИУ МГСУ (канд. техн. наук И.В.Дуничкин).

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящий свод правил устанавливает основные требования к проектным решениям, параметрам и необходимым сочетаниям элементов благоустройства при их планировке в различных градостроительных условиях.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 17.5.3.06-85 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ

ГОСТ 24835-81 Саженцы деревьев и кустарников. Технические условия

ГОСТ 24909-81 Саженцы деревьев декоративных лиственных пород. Технические условия

ГОСТ 25769-83 Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов. Технические условия

ГОСТ 26213-91 Почвы. Методы определения органического вещества

ГОСТ 26869-86 Саженцы декоративных кустарников. Технические условия

ГОСТ 28055-89 Саженцы деревьев и кустарников. Садовые и архитектурные формы. Технические условия

ГОСТ 28329-89 Озеленение городов. Термины и определения

ГОСТ 31994-2013 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ 32955-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования

ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования

ГОСТ Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования

ГОСТ Р 52025-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей

ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52875-2018 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования

ГОСТ Р 55627-2013 Археологические изыскания в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия

ГОСТ Р 55912-2013 Климатология строительная. Номенклатура показателей наружного воздуха

ГОСТ Р 55935-2013 Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия – произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства

СП 32.13330.2018 “СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения”

СП 42.13330.2016 “СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”

СП 48.13330.2011 “СНиП 12-01-2004 Организация строительства” (с изменением N 1)

СП 50.13330.2012 “СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий” (с изменением N 1)

СП 53.13330.2011 “СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения”

СП 59.13330.2016 “СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”

СП 101.13330.2012 “СНиП 2.06.07-87 Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения”

СП 104.13330.2016 “СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления”

СП 112.13330.2011 “СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений”

СП 113.13330.2016 “СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей”

СП 116.13330.2012 “СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения”

СП 118.13330.2012 “СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения” (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 131.13330.2012 “СНиП 23-01-99* Строительная климатология” (с изменениями N 1, N 2)

СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 276.1325800.2016 Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков

СП 323.1325800.2017 Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения

СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования

СП 381.1325800.2018 Сооружения подпорные. Правила проектирования

СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования

СП 403.1325800.2018 Территории производственного назначения. Правила проектирования благоустройства

СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод

Читайте также:
Как рассчитать налог на дачный дом

СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

Примечание – При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

«Правила пользования придомовой территорией и содержания общего имущества»

Прошу ознакомится с итоговой редакцией «Правил пользования придомовой территорией и содержания общего имущества многоквартирных домов».

ПРАВИЛА
пользования придомовой территорией
и содержания общего имущества многоквартирных домов 2315 А, 2315 Б
(124365, Москва, Зеленоград, 23 мкр.)

1.1. Целью настоящих Правил является установление порядка использования помещений, содержания и использования общедомового имущества многоквартирных домов 2315 А и 2315 Б (далее МКД), а также придомовой территории.
1.2. Требования настоящих Правил являются обязательными для выполнения всеми собственниками жилых и нежилых помещений в МКД, их семьями, нанимателями, арендаторами, работниками и посетителями,представителями УК, а также лицами, с которыми УК заключает договоры трудового или гражданско-правового характера.
1.3. Настоящие Правила распространяются на использование и содержание помещений и общедомового имущества в МКД и придомовой территории.

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Настоящие Правила разработаны на основании Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170, Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», других актов и норм действующего законодательства.
2.2. Право изменять, дополнять, пересматривать, приостанавливать действие или отменять действие настоящих Правил принадлежит общему собранию собственников.
2.3. В тексте настоящих Правил под «обязанностями собственника помещения в многоквартирном доме» понимаются правила, обязательные к выполнению как собственником любого помещения в МКД, так и арендатором данного помещения, или нанимателем, независимо от того, проживают ли они в данном помещении, а также членами семьи собственника (или арендатора) помещения, служащими, временно проживающими лицами, гостями или приглашенными, представителями УК, а также лицами, с которыми УК заключает договоры трудового или гражданско-правового характера.

  1. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩИМ ИМУЩЕСТВОМ

3.1. Собственники помещений в МКД не вправе использовать общедомовое имущество МКД в целях, не соответствующих целям проживания и пользования, и обязаны соблюдать положения действующего законодательства РФ.
3.2. Колясочная может использоваться только проживающими в МКД для хранения детских колясок.
3.3. При пользовании общим имуществом запрещается:
3.3.1. Вывешивать объявления на лестничных площадках, лифтах, дверях и т.д. Для вывешивания объявлений, касающихся управления и обслуживания МКД, используются информационные доски в лифтовых холлах 1-го этажа. Объявление должно быть снято в течение 2-х дней после окончания его использования, тем, кто его повесил. На информационных досках разрешается вывешивание объявлений, касающихся управления и обслуживания МКД, управляющей компанией, советом дома или собственниками помещений в МКД.
3.3.2. Делать надписи на стенах, дверях, ступеньках лестниц, в кабинах лифтов и на любых поверхностях конструктивных элементов дома;
3.3.3. Мусорить;
3.3.4. Ломать и использовать почтовые ящики не по назначению, вскрывать и вынимать почту из чужого почтового ящика;
3.3.5. Курить;
3.3.6. Распивать спиртные и алкогольсодержащие напитки;
3.3.7. Уничтожать и похищать общее имущество;
3.3.8. Самовольно осуществлять доступ в закрытые для общего пользования помещения: крыши, чердаки, тепловые пункты, помещения лифтового хозяйства, вентиляционные шахты, помещения для хранения инвентаря, помещения управляющей организации, помещения трансформаторов и подстанций, шкафов управления.
3.3.9. Самовольно открывать общедомовые распределительные коробки электросетей, отключать общедомовое электрооборудование, закрывать общедомовые вентили трубопроводов;
3.3.10. Хранить или разрешать хранение каких-либо предметов в местах общего пользования без соответствующего решения общего собрания собственников;
3.3.11. Хранить взрывчатые, легковоспламеняющиеся, токсичные материалы в помещениях МКД, в т.ч. и в кладовых помещениях;
3.3.12. Устанавливать навесы над лоджиями или балконами;
3.3.13. Развешивать веревки, устанавливать сушилки для белья или другие подобные устройства для вывешивания каких-либо предметов (одежды, ковров, вывесок и пр.) за пределами лоджий, балконов и в элементах совместного пользования;
3.3.14. Устанавливать дополнительные ТВ-, интернет- и телевизионные антенны на фасаде здания. Внешние блоки системы кондиционирования размещаются при согласовании с управляющей компанией только в корзины, установленные застройщиком на фасаде здания.
3.3.15. Выбрасывать в сантехническое и канализационное оборудование и сети мусор, спички, тряпки, средства личной гигиены и другие подобные предметы, которые могу привести к образованию засоров. Ремонтные работы по устранению любого повреждения, возникшего вследствие неправильного использования любого сантехнического и прочего оборудования, производятся за счет собственника помещения, по вине которого произошло это повреждение.
3.3.16. Закрывать существующие ревизии канализационных труб капитальным способом. Для этого необходимо использовать легкосъемные материалы либо для обеспечения обслуживания и ремонта выполнить технологический проем с дверцей размером не менее 200х200 мм.
3.4. Порядок пользования лифтами:
3.4.1. При пользовании лифтом запрещается: перегружать лифт, портить стены, освещение, двери, кнопки и другое оборудование лифта, препятствовать открытию и закрытию дверей лифта, перевозить в лифтах предметы, выступающие за габариты лифта, курить в лифтах, без необходимости нажимать на кнопку «Стоп» и кнопку аварийной связи с диспетчером.
3.4.2. Специальные правила пользования лифтами вывешиваются в самих лифтах.
3.4.3. Не допускаются шалости детей в лифтах, а также использование лифта для детских игр.
3.5. Правила проживания и соблюдения общественного порядка
3.5.1. Собственник обязан содержать находящееся в его собственности жилое и/или нежилое помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, осуществлять его капитальный и текущий ремонт за свой счет; использовать жилое помещение по назначению.
3.5.2. Представители управляющей организации имеют право входить в жилое и нежилое помещение или любое другое помещение в здании только при наличии разрешения собственника помещения. Собственник помещения обязан обеспечить доступ технического персонала управляющей организации в свое помещение для контрольного технического обслуживания общих коммуникаций, проходящих через территорию его собственности, а также для произведения необходимых работ по поиску и устранению аварий.
3.5.3. Собственник обязан самостоятельно предпринимать необходимые меры по предотвращению причинения ущерба объектам общей и частной собственности МКД. При причинении вреда общедомовому и частному имуществу, виновник несет полную ответственность за ущерб и обязан устранить его за свой счет.
3.5.4. Собственник обязан использовать объекты общей собственности по их прямому назначению и не нарушать права и интересы других собственников по пользованию данными объектами, соблюдать установленный порядок пользования объектами общей собственности многоквартирного дома, соблюдать государственные технические, противопожарные, санитарные и иные правила содержания жилых домов и придомовой территории, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общедомового имущества.
3.5.5. Собственник помещения в многоквартирном доме не должен производить сильный шум в здании, совершать или допускать совершение каких-либо действий, нарушающих права или комфорт других собственников помещений. Все собственники помещений должны регулировать громкость радиоприемников, телевизоров, домашних кинотеатров, музыкальных инструментов и иных производящих звуки устройств таким образом, чтобы это не беспокоило других собственников.
3.5.6. Нельзя шуметь с 23:00 до 07:00, а также проводить работы, сопровождающиеся повышенным шумом, — с 19:00 до 09:00, с 13:00 до 15:00, по воскресеньям и праздничным дням. Безопасный уровень шума в квартире — не более 55 децибел по максимальному уровню звука. Этот уровень должен соблюдаться с 07:00 до 23:00. В ночное время — с 23:00 до 07:00 — уровень шума не должен превышать 45 децибел по максимальному уровню звука.

  1. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ
Читайте также:
Как рассчитывается налог на дачный дом

4.1. На придомовой территории расположены объекты инфраструктуры и другое имущество МКД, предназначенное для обслуживания и отдыха жильцов МКД, обеспечения условий комфортного проживания в многоквартирном доме и принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. В частности, к имуществу, принадлежащему собственникам помещений в МКД, относятся: автомобильные проезды, пешеходные дорожки, детские площадки, скамейки, клумбы, зеленые насаждения, хозяйственные площадки, газоны и пр.
4.2. Жители многоквартирного дома имеют равные права на пользование придомовой территорией.
4.3. Пользоваться имуществом многоквартирного дома, расположенным на придомовой территории, следует по назначению, не допуская ограничения возможности пользоваться данным имуществом других жильцов.
4.4. Разрешается посадка растений — цветов, деревьев, кустарников и других зеленых насаждений при предварительном согласовании планов посадки с ОСС.
4.5. На придомовой территории запрещается:
4.5.1. Портить оборудование и инвентарь, скамейки и другое имущества многоквартирного дома, расположенное на придомовой территории;
4.5.2. Вставать на скамейки ногами и пачкать скамейки другими способами, в том числе сидеть на скамейках в грязной одежде;
4.5.3. Вытаптывать газоны и клумбы, рвать и выкапывать цветы, ломать кустарники и деревья, залезать на деревья;
4.5.4. Самостоятельно вырубать кусты и деревья, срезать цветы или совершать действия, вызывающие нарушение травяного покрова газонов;
4.5.5. Устанавливать какие-либо ограждения, гаражи, возводить постройки на придомовой территории без согласия ОСС;
4.5.6. Вырезать, писать краской или другими средствами на скамейках, рисовать краской на тротуаре, дорожках, вентиляционных шахтах, стенах дома;
4.5.7. Захламлять и засорять придомовую территорию, выбрасывать мусор, в т.ч. строительный, в специально отведённые для этого места;
4.5.8. Создавать своими действиями угрозу для жизни и здоровья окружающих;
4.5.9. Использовать придомовую территорию для занятия торговлей и попрошайничеством;
4.5.10. Разводить костры, использовать мангалы, жечь траву и прошлогоднюю листву.
4.5.11. Парковать автомобили на пешеходных дорожках, тротуарах, детских и спортивных площадках, на газонах, загораживать проезд и выезд другим автомобилям, на площадках для остановки спец. транспорта, а также перекрывать вход в подъезд.

  1. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДЕТСКИХ ПЛОЩАДКАХ

5.1. Детские площадки предназначены для проведения досуга детей. Взрослые должны уважать права детей и использовать для своих встреч и других мероприятий, не связанных с воспитанием детей, другие прилегающие территории многоквартирного дома.
5.2. На детской площадке запрещается:
5.2.1. Распивать спиртные и алкогольсодержащие напитки, находиться в нетрезвом состоянии;
5.2.2. Курить;
5.2.3. Засорять территорию детской площадки, в том числе вытрясать мусор, выбивать ковры;
5.2.4. Сквернословить;
5.2.5. Выгуливать домашних животных;
5.2.6. Использовать оборудование детской площадки не по назначению;
5.2.7. Совершать другие противоправные действия;
5.3. Нарушители Правил принудительно выдворяются с территории детской площадки сотрудниками правоохранительных органов и несут ответственность за свои действия в установленном законом порядке, в случае причинения материального вреда (порчи имущества), восстановление за счёт причинившего материальный ущерб общедомовому имуществу.

  1. ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
Читайте также:
Как из дачи сделать жилой дом

6.1. Не допускается содержание, кормление бездомных животных и птиц в помещениях общедомового имущества МКД и на придомовой территории.
6.2. Разрешается содержание домашних животных только в помещениях, находящихся в частной собственности.
6.3. Содержание в помещениях домашних животных не должно приводить к нарушению общественного порядка и норм санитарно-гигиенических требований.
6.4. Проход домашних животных по внутридомовой территории до места выгула разрешается только поводке, длина которого должна обеспечивать уверенный контроль над ним, либо путем несения на руках. Крупные собаки и собаки бойцовых пород при нахождении в местах общего пользования должны быть в намордниках.
6.5. Выгул домашних животных, в том числе и без поводка, осуществляется исключительно на специально оборудованной площадке (при наличии таковой) либо за пределами дворовой территории МКД. Владельцы, проводящие домашних животных по территории общедомовой собственности должны немедленно убирать за ними экскременты.
6.6. Владельцы домашних животных несут полную ответственность за телесные повреждения и ущерб имуществу, причиненные домашними животными.
6.7. Все домашние животные, выводимые за пределы помещения, должны быть привиты и иметь вет. паспорт.
6.8. Владельцам в состоянии алкогольного опьянения, а также детям, не достигшим 14 летнего возраста, запрещено проводить по внутридомовой крупных собак и собак бойцовых пород.

  1. ПОРЯДОК ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЩЕДОМОВОГО ИМУЩЕСТВА

7.1. Собственники помещений в многоквартирном доме имеют право проводить переустройство, перепланировку, переоборудование и ремонт помещений, находящихся в общем пользовании, и прочего общедомового имущества исключительно ссогласия ОСС и учетом требований и постановлений ГЖИ г. Москвы.

  1. ИНФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ О ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЯХ

8.1. Решения общего собрания собственников хранятся в управляющей организации, которое обеспечивает сохранность документов общего собрания, протоколов, бюллетеней для голосования и др. Второй экземпляр Решения общего собрания может храниться у инициатора собрания.
8.2. Протоколы общих собраний, информация о деятельности МКД, размещаются на портале МКД 2315.рф в сети Интернет.

9.1. Арендаторы, которым во временное пользование при согласии ОСС и на основании договора, заключённого с УК, предоставлено общее имущество МКД, обязаны соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы, возмещать затраты на коммунальные услуги по содержанию своего оборудования

Соблюдение этого свода правил благоприятно влияет на создание образа лучшего дома города Москвы, а также способствует созданию атмосферы добрососедства и взаимопонимания между соседями.

Как добиться благоустройства придомовой территории?

Вопрос благоустройства придомовой является одним из самых актуальных для жителей, поэтому в нашем материале мы постараемся рассказать, что это такое и как ее добиться.

Что такое благоустройство придомовой территории?

Благоустройство придомовой территории включает в себя большое количество разных работ, в том числе озеленение, установку детских площадок, мероприятия по ландшафтному дизайну, освещение, а также в целом работы по поддержанию территории в чистом и ухоженном виде.

До ввода дома в эксплуатацию создание комфортной среды вокруг дома является задачей застройщика. Но после того, как дом построен, дальнейшее развитие придомовой территории становится ответственностью местных властей и собственников.

Как правило, владельцы помещений перепоручают эту деятельность управляющим компаниям и ТСЖ, которые занимаются благоустройством за счет коммунальных платежей. Но зачастую этих средств оказывается достаточно только для проведения мелких работ, например, окрашивания лавочек или поручней. В подобной ситуации благоустройство финансируется по остаточному принципу.

Что входит в благоустройство придомовой территории?

Элементы благоустройства могут быть разными, исчерпывающего списка нет. Главная цель – сделать территорию чистой, опрятной и современной. Среди основных элементов благоустройства:

Освещение;

Обустройство детских площадок;

Элементы озеленения;

Парковка;

Установка контейнеров для мусора;

Другие виды работ.

Какие программы благоустройства придомовой территории существуют?

В большинстве случаев вопрос благоустройства придомовой территории находится в компетенции местных органов власти. В каждом субъекте есть свои программы по развитию городской среды.

Например, в Москве действует проект «Активный гражданин», с помощью которого каждый житель столицы может принять участие в создании проекта благоустройства. Аналогичный проект реализуется в Республике Саха (Якутия), а также в Республике Татарстан.

Кроме того, на федеральном уровне до 2022 году осуществлялась программа «Формирование комфортной городской среды». В рамках данной программы выделялось финансирование субъектам на цели благоустройства. Некоторые программы субъектов до сих пор реализуются за счет этой программы.

Какие дома включаются в программу благоустройства?

Вопрос решается индивидуально в каждом субъекте. Будет ли включен конкретный дом в программу благоустройства на следующий год зависит от года постройки, внешнего вида, аварийности и других факторов. Так, обычно не включают в программу дома, которые:

Читайте также:
Где лучше застраховать дом

Признаны аварийными и подлежат сносу;

Рядом планируется замена инженерных коммуникаций;

Рядом находится новостройка;

Работы, которые запланировали жители, уже были реализованы в рамках бюджетных средств.

Как включить дом в местную программу и инициировать благоустройство?

Включить дом в программу может сама администрация города. Также заявку на включение дома в программу может подать любой житель, для этого нужно сделать следующее:

Шаг 1. Проверить на сайте администрации, включен ли дом в программу. Если да, то можно выяснить сроки реализации.

Шаг 2. Если дом не включен в программу, тогда любой житель дома может подать заявку на включение. Для этого нужно собрать инициативную группу и подписи соседей, что они согласны на благоустройство придомовой территории. Именно жители решают, как именно будет осуществляться благоустройство. Они рисуют план и определяют перечень желаемых работ.

Шаг 3. Организовать общее собрание собственников и провести голосование. Две трети жителей должны изъявить согласие. По итогу собрания формируется перечень документов, а именно:

заявление о включении в программу;

Шаг 4. Подать заявку в местную администрацию и ждать решения о включении дома в план благоустройства на следующий год. Списки включенных объектов можно найти на сайте администрации.

Шаг 5. Благоустройство будет произведено в соответствии с подготовленным дизайн-проектом.

Споры о праве на придомовую территорию

Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2022 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г. Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м., предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.

Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком.

С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом. В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е. в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания.

Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно. Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в. Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.

Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.) 1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет) 2 .

Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным. Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее. 3

Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве.

Такие споры можно разделить на четыре большие категории:

  • о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
  • об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
  • об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
  • о границах участков, предназначенных для размещения МКД.

Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.

Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией

Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Читайте также:
Оспаривается ли дарственная на дом

Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием. Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2022 г. № 89-КАД20-1-К7. При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД 4 .

В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение 5 .

Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г. № 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59. Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.

Если границы участка под МКД не сформированы…

Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса). При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.

В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.

Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016).

С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

Согласно ст. 305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.

Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.

Формирование участка под МКД

Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет – при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка» вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д23и-1133).

Читайте также:
Как рассчитать стоимость отопления в многоквартирном доме

В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.

При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст. 85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).

Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД. Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).

Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).

Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2022 г. № 88а-1594/2020).

Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).

1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).

2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.

3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.

5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

Кадастровый план придомовой территории многоквартирного дома

Обзор документа

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 марта 2019 г. № 153/пр “Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома”

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 т. N 1578 “О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды” приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Министр В.В. Якушев

Утверждены
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 07 марта 2019 г. N 153/пр

Методические рекомендации
по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома

1. Настоящие Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (далее также – образуемые земельные участки), разработаны в целях оказания методологического содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления при проведении работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, и которые не были образованы ранее.

2. В целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется провести следующие мероприятия:

1) подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома);

2) провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков) (далее – кадастровые работы);

3) представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав (далее – орган регистрации прав) прав документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).

3. С учетом требований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 3 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, определение местоположения границ земельных участков, занятых многоквартирными домами, рекомендуется осуществлять в рамках подготовки проекта межевания территории.

Читайте также:
Оспаривается ли дарственная на дом

4. Определение местоположения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется осуществлять при образовании такого земельного участка с учетом следующих особенностей:

1) под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок;

2) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы не нарушить права и законные интересы неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещений в данном многоквартирном доме и других многоквартирных домах;

3) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого земельного участка;

4) при определении границ образуемого земельного участка рекомендуется учитывать, что данный земельный участок, а также смежные с ним земельные участки должны отвечать требованиям статьи 11 Земельного кодекса;

5) в границы образуемого земельного участка не рекомендуется включать земли или земельные участки, в отношении которых у третьих лиц имеются права (собственности или иное законное право), земли или земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и иные территории общего пользования.

5. Размер образуемого земельного участка рекомендуется определять исходя из:

1) площади многоквартирного дома, то есть суммарной общей площади всех квартир в таком доме, площади всех нежилых помещений и помещений вспомогательного использования в таком доме;

2) территории, необходимой для обеспечения функционирования (обслуживания) площади многоквартирного дома, с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в многоквартирном доме, обслуживания данного дома и иных объектов, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также доступ к такому дому и иным подобным объектам;

3) плотности застройки элемента планировочной структуры, в границах которого расположен соответствующий многоквартирный дом,

4) наличия на прилегающей к многоквартирному дому территории элементов благоустройства, созданных при финансовом участии собственников помещений в многоквартирном доме в рамках федерального проекта “Формирование комфортной городской среды”, с учетом утвержденного органами местного самоуправления дизайн-проекта благоустройства дворовой территории.

6. При образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется рассматривать объекты, принадлежащие собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. В границы такого земельного участка целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома.

7. При образовании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, рекомендуется учитывать будущее градостроительное развитие территорий, на которых расположены многоквартирные дома, определенное в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и иных документах, определяющих направления развития соответствующей территории, а также результаты инвентаризации дворовых территорий, проведенной в рамках федерального проекта “Формирование комфортной городской среды”.

8. Образование земельных участков под многоквартирными домами, расположенными в границах территорий, на которых в соответствии с правилами землепользования и застройки предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, в том числе развитию застроенных территорий, комплексному развитию территорий по инициативе их правообладателей или органов местного самоуправления, рекомендуется осуществлять на основании утвержденного в отношении такой территории проекта межевания и (или) проекта планировки территории в рамках осуществления деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и земельным законодательством.

9. Образование земельных участков под многоквартирными домами, включенными в региональные и (или) муниципальные программы, направленные на переселение граждан из признанных аварийными многоквартирных домов, рекомендуется осуществлять по границе (контуру) признанного аварийным многоквартирного дома по истечении срока, установленного органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для осуществления собственниками помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции.

10. Образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, из земель или земельных участков, находящихся в федеральной собственности, рекомендуется осуществлять федеральным органам исполнительной власти; из земель или земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, – исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; из земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органам местного самоуправления; из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, – органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления, наделенных полномочиями по распоряжению такими земельными участками (далее – уполномоченные органы).

11. Уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом.

Читайте также:
Где лучше застраховать дом

12. Рекомендуется учитывать, что со дня осуществления государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в составе общего имущества в таком доме в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”. Необходимость проведения отдельной государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный земельный участок не предусмотрена законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

13. В целях организации проведения образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется утвердить график выполнения соответствующих мероприятий, в котором рекомендуется определить планируемые сроки подготовки и утверждения документации по планировке территории, выполнения кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.

14. В целях обеспечения реализации графика выполнения мероприятий по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется предусматривать в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации средства на его реализацию.

Обзор документа

Минтруд разработал методические рекомендации по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (МКД).

Органы госвласти и местного самоуправления составляют и утверждают проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка под МКД. Также они подают в Росреестр документы для государственного кадастрового учета образуемого земельного участка.

Зачем нужно межевание земли под многоквартирным домом, подробно рассказали эксперты Кадастровой платы.

Многоквартирный дом (МКД) – это не только квартиры в нем, но и подъезды, крыша, чердаки, подвалы, стены, паркинг, детская площадка, клумбы, а также земля, на которой он стоит. Собственники квартир имеют полное право пользоваться этим имуществом, но не являются его владельцами, то есть не могут сдать, продать или переоборудовать по своему усмотрению. Для того чтобы законно совершать сделки и распоряжаться общедомовым имуществом, необходимо оформить его в общую долевую собственность всех владельцев квартир.

«Немало жителей многоквартирных домов считают, будто этот самый участок у дома изначально принадлежит им, но это не совсем верно. Право на владение придомовой территорией приходит лишь после официального внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о регистрации земельного участка и получения кадастрового номера», – говорит заместитель директора кадастровой палаты по Костромской области Светлана Резвова.

Межевание земель представляет собой комплекс инженерно-геодезических работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ землепользований, определению местоположения границ и площади участка, а также юридическому оформлению полученных материалов.

Территорию, прилегающую к муниципальным многоквартирным домам, отмежевывают за счет городского бюджета. Если этим вопросом занимаются органы самоуправления, деньги также предоставляет администрация.

Но бывает так, что сами жильцы МКД берутся за формирование придомового участка. Решение о межевании территории принимается во время собрания жильцов, где граждане определяют уполномоченное лицо. От его имени делается обращение в организацию, имеющую лицензию на проведение кадастровых работ.

«Главная проблема в случае с многоквартирными домами, так это разделение придомового участка. Нельзя так просто поставить забор вокруг дома и сказать, что “Участок мой, так как я живу в этом доме”. Все это должно быть юридически оформлено, и только специалист сможет помочь разобраться в вопросе распределения земель вокруг дома», – комментирует Светлана Резвова.

Как правильно формировать земельный участок под многоквартирным домом

Во-первых, нужно подготовить и утвердить проект межевания в соответствии с которым определяются границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Во-вторых, следует провести работы по подготовке документов на земельный участок, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.

В-третьих, нужно предоставить в Кадастровую палату документы, необходимые для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

«Во время составления заявления нужно прописать, что вы просите сформировать и оформить участок в собственность, а не просите выделить участок – это ошибка. Также, обязательной должна быть формулировка “Участок под многоквартирным домом и прилегающую к нему территорию”. Если заявление будет неверно составлено, есть вероятность, что в качестве участка вы получите только землю под фундаментом дома», – сообщает Светлана Резвова.

Как можно использовать придомовую территорию

Придомовой территорией, принадлежащей многоквартирному дому, жители могут распоряжаться по своему усмотрению. На ней можно организовать автостоянку оснащенную шлагбаумом, построить детскую или спортивную площадку, посадить деревья и обустроить клумбы.

Кадастровая палата напоминает гражданам, что согласно действующим нормативам ст. 60 введенной решением Думы города Костромы* жителям домов с этажностью не более трех этажей, принадлежит территория с внутренней границей не более 15 м. от МКД, и внешней – 5 метров от дома. В домах от четырех этажей и более, внутренние границы прилегающей территории – 25 метров, внешние – 10 метров. Вся остальная территория может быть использована городом по своему усмотрению (во дворе могут появиться платные парковки, магазины и т.д.).

*Об утверждении правил благоустройства территории города Костромы от 25 апреля 2013 г. (с изменениями на 21 декабря 2018 г.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: