Споры о праве на придомовую территорию
Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2022 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г. Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м., предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.
Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком.
С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом. В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е. в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания.
Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно. Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в. Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.
Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.) 1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет) 2 .
Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным. Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее. 3
Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве.
Такие споры можно разделить на четыре большие категории:
- о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
- об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
- об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
- о границах участков, предназначенных для размещения МКД.
Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.
Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией
Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием. Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2022 г. № 89-КАД20-1-К7. При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД 4 .
В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение 5 .
Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г. № 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59. Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.
Если границы участка под МКД не сформированы…
Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса). При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.
В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.
Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016).
С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).
Согласно ст. 305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.
Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.
Формирование участка под МКД
Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет – при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.
Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка» вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д23и-1133).
В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.
При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст. 85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).
Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД. Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).
Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).
Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2022 г. № 88а-1594/2020).
Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).
1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).
2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.
3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.
4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.
5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.
«Правила пользования придомовой территорией и содержания общего имущества»
Прошу ознакомится с итоговой редакцией «Правил пользования придомовой территорией и содержания общего имущества многоквартирных домов».
ПРАВИЛА
пользования придомовой территорией
и содержания общего имущества многоквартирных домов 2315 А, 2315 Б
(124365, Москва, Зеленоград, 23 мкр.)
1.1. Целью настоящих Правил является установление порядка использования помещений, содержания и использования общедомового имущества многоквартирных домов 2315 А и 2315 Б (далее МКД), а также придомовой территории.
1.2. Требования настоящих Правил являются обязательными для выполнения всеми собственниками жилых и нежилых помещений в МКД, их семьями, нанимателями, арендаторами, работниками и посетителями,представителями УК, а также лицами, с которыми УК заключает договоры трудового или гражданско-правового характера.
1.3. Настоящие Правила распространяются на использование и содержание помещений и общедомового имущества в МКД и придомовой территории.
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Настоящие Правила разработаны на основании Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170, Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», других актов и норм действующего законодательства.
2.2. Право изменять, дополнять, пересматривать, приостанавливать действие или отменять действие настоящих Правил принадлежит общему собранию собственников.
2.3. В тексте настоящих Правил под «обязанностями собственника помещения в многоквартирном доме» понимаются правила, обязательные к выполнению как собственником любого помещения в МКД, так и арендатором данного помещения, или нанимателем, независимо от того, проживают ли они в данном помещении, а также членами семьи собственника (или арендатора) помещения, служащими, временно проживающими лицами, гостями или приглашенными, представителями УК, а также лицами, с которыми УК заключает договоры трудового или гражданско-правового характера.
- ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩИМ ИМУЩЕСТВОМ
3.1. Собственники помещений в МКД не вправе использовать общедомовое имущество МКД в целях, не соответствующих целям проживания и пользования, и обязаны соблюдать положения действующего законодательства РФ.
3.2. Колясочная может использоваться только проживающими в МКД для хранения детских колясок.
3.3. При пользовании общим имуществом запрещается:
3.3.1. Вывешивать объявления на лестничных площадках, лифтах, дверях и т.д. Для вывешивания объявлений, касающихся управления и обслуживания МКД, используются информационные доски в лифтовых холлах 1-го этажа. Объявление должно быть снято в течение 2-х дней после окончания его использования, тем, кто его повесил. На информационных досках разрешается вывешивание объявлений, касающихся управления и обслуживания МКД, управляющей компанией, советом дома или собственниками помещений в МКД.
3.3.2. Делать надписи на стенах, дверях, ступеньках лестниц, в кабинах лифтов и на любых поверхностях конструктивных элементов дома;
3.3.3. Мусорить;
3.3.4. Ломать и использовать почтовые ящики не по назначению, вскрывать и вынимать почту из чужого почтового ящика;
3.3.5. Курить;
3.3.6. Распивать спиртные и алкогольсодержащие напитки;
3.3.7. Уничтожать и похищать общее имущество;
3.3.8. Самовольно осуществлять доступ в закрытые для общего пользования помещения: крыши, чердаки, тепловые пункты, помещения лифтового хозяйства, вентиляционные шахты, помещения для хранения инвентаря, помещения управляющей организации, помещения трансформаторов и подстанций, шкафов управления.
3.3.9. Самовольно открывать общедомовые распределительные коробки электросетей, отключать общедомовое электрооборудование, закрывать общедомовые вентили трубопроводов;
3.3.10. Хранить или разрешать хранение каких-либо предметов в местах общего пользования без соответствующего решения общего собрания собственников;
3.3.11. Хранить взрывчатые, легковоспламеняющиеся, токсичные материалы в помещениях МКД, в т.ч. и в кладовых помещениях;
3.3.12. Устанавливать навесы над лоджиями или балконами;
3.3.13. Развешивать веревки, устанавливать сушилки для белья или другие подобные устройства для вывешивания каких-либо предметов (одежды, ковров, вывесок и пр.) за пределами лоджий, балконов и в элементах совместного пользования;
3.3.14. Устанавливать дополнительные ТВ-, интернет- и телевизионные антенны на фасаде здания. Внешние блоки системы кондиционирования размещаются при согласовании с управляющей компанией только в корзины, установленные застройщиком на фасаде здания.
3.3.15. Выбрасывать в сантехническое и канализационное оборудование и сети мусор, спички, тряпки, средства личной гигиены и другие подобные предметы, которые могу привести к образованию засоров. Ремонтные работы по устранению любого повреждения, возникшего вследствие неправильного использования любого сантехнического и прочего оборудования, производятся за счет собственника помещения, по вине которого произошло это повреждение.
3.3.16. Закрывать существующие ревизии канализационных труб капитальным способом. Для этого необходимо использовать легкосъемные материалы либо для обеспечения обслуживания и ремонта выполнить технологический проем с дверцей размером не менее 200х200 мм.
3.4. Порядок пользования лифтами:
3.4.1. При пользовании лифтом запрещается: перегружать лифт, портить стены, освещение, двери, кнопки и другое оборудование лифта, препятствовать открытию и закрытию дверей лифта, перевозить в лифтах предметы, выступающие за габариты лифта, курить в лифтах, без необходимости нажимать на кнопку «Стоп» и кнопку аварийной связи с диспетчером.
3.4.2. Специальные правила пользования лифтами вывешиваются в самих лифтах.
3.4.3. Не допускаются шалости детей в лифтах, а также использование лифта для детских игр.
3.5. Правила проживания и соблюдения общественного порядка
3.5.1. Собственник обязан содержать находящееся в его собственности жилое и/или нежилое помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, осуществлять его капитальный и текущий ремонт за свой счет; использовать жилое помещение по назначению.
3.5.2. Представители управляющей организации имеют право входить в жилое и нежилое помещение или любое другое помещение в здании только при наличии разрешения собственника помещения. Собственник помещения обязан обеспечить доступ технического персонала управляющей организации в свое помещение для контрольного технического обслуживания общих коммуникаций, проходящих через территорию его собственности, а также для произведения необходимых работ по поиску и устранению аварий.
3.5.3. Собственник обязан самостоятельно предпринимать необходимые меры по предотвращению причинения ущерба объектам общей и частной собственности МКД. При причинении вреда общедомовому и частному имуществу, виновник несет полную ответственность за ущерб и обязан устранить его за свой счет.
3.5.4. Собственник обязан использовать объекты общей собственности по их прямому назначению и не нарушать права и интересы других собственников по пользованию данными объектами, соблюдать установленный порядок пользования объектами общей собственности многоквартирного дома, соблюдать государственные технические, противопожарные, санитарные и иные правила содержания жилых домов и придомовой территории, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общедомового имущества.
3.5.5. Собственник помещения в многоквартирном доме не должен производить сильный шум в здании, совершать или допускать совершение каких-либо действий, нарушающих права или комфорт других собственников помещений. Все собственники помещений должны регулировать громкость радиоприемников, телевизоров, домашних кинотеатров, музыкальных инструментов и иных производящих звуки устройств таким образом, чтобы это не беспокоило других собственников.
3.5.6. Нельзя шуметь с 23:00 до 07:00, а также проводить работы, сопровождающиеся повышенным шумом, — с 19:00 до 09:00, с 13:00 до 15:00, по воскресеньям и праздничным дням. Безопасный уровень шума в квартире — не более 55 децибел по максимальному уровню звука. Этот уровень должен соблюдаться с 07:00 до 23:00. В ночное время — с 23:00 до 07:00 — уровень шума не должен превышать 45 децибел по максимальному уровню звука.
- ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ
4.1. На придомовой территории расположены объекты инфраструктуры и другое имущество МКД, предназначенное для обслуживания и отдыха жильцов МКД, обеспечения условий комфортного проживания в многоквартирном доме и принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. В частности, к имуществу, принадлежащему собственникам помещений в МКД, относятся: автомобильные проезды, пешеходные дорожки, детские площадки, скамейки, клумбы, зеленые насаждения, хозяйственные площадки, газоны и пр.
4.2. Жители многоквартирного дома имеют равные права на пользование придомовой территорией.
4.3. Пользоваться имуществом многоквартирного дома, расположенным на придомовой территории, следует по назначению, не допуская ограничения возможности пользоваться данным имуществом других жильцов.
4.4. Разрешается посадка растений — цветов, деревьев, кустарников и других зеленых насаждений при предварительном согласовании планов посадки с ОСС.
4.5. На придомовой территории запрещается:
4.5.1. Портить оборудование и инвентарь, скамейки и другое имущества многоквартирного дома, расположенное на придомовой территории;
4.5.2. Вставать на скамейки ногами и пачкать скамейки другими способами, в том числе сидеть на скамейках в грязной одежде;
4.5.3. Вытаптывать газоны и клумбы, рвать и выкапывать цветы, ломать кустарники и деревья, залезать на деревья;
4.5.4. Самостоятельно вырубать кусты и деревья, срезать цветы или совершать действия, вызывающие нарушение травяного покрова газонов;
4.5.5. Устанавливать какие-либо ограждения, гаражи, возводить постройки на придомовой территории без согласия ОСС;
4.5.6. Вырезать, писать краской или другими средствами на скамейках, рисовать краской на тротуаре, дорожках, вентиляционных шахтах, стенах дома;
4.5.7. Захламлять и засорять придомовую территорию, выбрасывать мусор, в т.ч. строительный, в специально отведённые для этого места;
4.5.8. Создавать своими действиями угрозу для жизни и здоровья окружающих;
4.5.9. Использовать придомовую территорию для занятия торговлей и попрошайничеством;
4.5.10. Разводить костры, использовать мангалы, жечь траву и прошлогоднюю листву.
4.5.11. Парковать автомобили на пешеходных дорожках, тротуарах, детских и спортивных площадках, на газонах, загораживать проезд и выезд другим автомобилям, на площадках для остановки спец. транспорта, а также перекрывать вход в подъезд.
- ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ДЕТСКИХ ПЛОЩАДКАХ
5.1. Детские площадки предназначены для проведения досуга детей. Взрослые должны уважать права детей и использовать для своих встреч и других мероприятий, не связанных с воспитанием детей, другие прилегающие территории многоквартирного дома.
5.2. На детской площадке запрещается:
5.2.1. Распивать спиртные и алкогольсодержащие напитки, находиться в нетрезвом состоянии;
5.2.2. Курить;
5.2.3. Засорять территорию детской площадки, в том числе вытрясать мусор, выбивать ковры;
5.2.4. Сквернословить;
5.2.5. Выгуливать домашних животных;
5.2.6. Использовать оборудование детской площадки не по назначению;
5.2.7. Совершать другие противоправные действия;
5.3. Нарушители Правил принудительно выдворяются с территории детской площадки сотрудниками правоохранительных органов и несут ответственность за свои действия в установленном законом порядке, в случае причинения материального вреда (порчи имущества), восстановление за счёт причинившего материальный ущерб общедомовому имуществу.
- ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ
6.1. Не допускается содержание, кормление бездомных животных и птиц в помещениях общедомового имущества МКД и на придомовой территории.
6.2. Разрешается содержание домашних животных только в помещениях, находящихся в частной собственности.
6.3. Содержание в помещениях домашних животных не должно приводить к нарушению общественного порядка и норм санитарно-гигиенических требований.
6.4. Проход домашних животных по внутридомовой территории до места выгула разрешается только поводке, длина которого должна обеспечивать уверенный контроль над ним, либо путем несения на руках. Крупные собаки и собаки бойцовых пород при нахождении в местах общего пользования должны быть в намордниках.
6.5. Выгул домашних животных, в том числе и без поводка, осуществляется исключительно на специально оборудованной площадке (при наличии таковой) либо за пределами дворовой территории МКД. Владельцы, проводящие домашних животных по территории общедомовой собственности должны немедленно убирать за ними экскременты.
6.6. Владельцы домашних животных несут полную ответственность за телесные повреждения и ущерб имуществу, причиненные домашними животными.
6.7. Все домашние животные, выводимые за пределы помещения, должны быть привиты и иметь вет. паспорт.
6.8. Владельцам в состоянии алкогольного опьянения, а также детям, не достигшим 14 летнего возраста, запрещено проводить по внутридомовой крупных собак и собак бойцовых пород.
- ПОРЯДОК ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЩЕДОМОВОГО ИМУЩЕСТВА
7.1. Собственники помещений в многоквартирном доме имеют право проводить переустройство, перепланировку, переоборудование и ремонт помещений, находящихся в общем пользовании, и прочего общедомового имущества исключительно ссогласия ОСС и учетом требований и постановлений ГЖИ г. Москвы.
- ИНФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ О ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЯХ
8.1. Решения общего собрания собственников хранятся в управляющей организации, которое обеспечивает сохранность документов общего собрания, протоколов, бюллетеней для голосования и др. Второй экземпляр Решения общего собрания может храниться у инициатора собрания.
8.2. Протоколы общих собраний, информация о деятельности МКД, размещаются на портале МКД 2315.рф в сети Интернет.
9.1. Арендаторы, которым во временное пользование при согласии ОСС и на основании договора, заключённого с УК, предоставлено общее имущество МКД, обязаны соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы, возмещать затраты на коммунальные услуги по содержанию своего оборудования
Соблюдение этого свода правил благоприятно влияет на создание образа лучшего дома города Москвы, а также способствует созданию атмосферы добрососедства и взаимопонимания между соседями.
Освещение дворовой территории многоквартирного дома
- Главная
- Глава муниципального образования
- Структура муниципального Совета
- Полномочия
- Муниципальный Совет
- Почетные жители
- Общая информация
- Новости
- Трибуна депутатов
- Информационный бюллетень
- О нас пишут
- Историческая справка
- Документы
- Правовая основа деятельности
- Постановления, распоряжения
- Проекты решений
- Решения муниципального Совета
- Официальные выступления, визиты и сведения о рабочих поездках
- Муниципальная служба
- Порядок поступления
- Вакансии
- Квалификационные требования
- Условия конкурса
- Контакты
- Интернет-приемная
- Формы обращений
- Контакты
- Муниципальные программы
- Публичные слушания, общественные обсуждения
- Закупки
- Административная комиссия
- Общественная безопасность
- ГО ЧС
- Антитеррористическая деятельность
- Статистика
- Результаты проверок
- Противодействие коррупции
- Полезные ссылки
Информация в отношении требований к благоустройству придомовых территорий, включая её освещение
- font size decrease font size increase font size
Муниципальный Совет муниципального образования «Няндомское», рассмотрев обращения по вопросу определения порядка обслуживания придомовой территории, в части обеспечения надлежащего освещения данной территории, сообщает.
Действующим законодательством именно на организацию (управляющая компания (УК)), товарищество собственников жилья (ТСЖ), осуществляющую обслуживание жилого дома, возложена обязанность по надлежащему содержанию придомовой территории, в том числе по обеспечению надлежащего освещения придомовой территории.
Придомовая территория – это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути к входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома – детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и тому подобное.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях” территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Нормы освещенности приведены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам, п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом “д” пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, электрическое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), относится к общему имуществу многоквартирного дома.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме.
Таким образом, организация, осуществляющая управление многоквартирными домами несет соответствующую обязанность по соблюдению требований СанПиН 2.1.2.2645-10
При этом, то обстоятельство, что земельный участок под многоквартирным домом не сформирован и на кадастровый учет не поставлен, не свидетельствует о том, что собственники многоквартирного дома освобождаются от обязанности, установленной ст. 36, 39 Жилищного кодекса РФ, по содержанию придомовой территории, предназначенной для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.
Таким образом, данное обстоятельство не освобождает управляющие компании и товарищества собственников жилья от обязанности выполнять работы по содержанию общего имущества, и не влияет на обязанности собственников помещений в таком многоквартирном домах нести расходы по благоустройству придомовой территории, в части обеспечения надлежащего освещения, как составляющей платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Необходимость включения данных расходов в плату за содержание и текущий ремонт общедомового имущества также предусмотрены: Постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 N 9 “Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно – коммунального хозяйства”; пунктами 2.4.1, 2.4.2, Приказа Госстроя РФ от 28.12.2000 N 303 “Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда” и пунктом 13, приложения 2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, согласно которому, в перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт) входят электроснабжение и электротехнические устройства:
замена неисправных участков электрической сети здания, исключая электрические сети жилых квартир (кроме мест общего пользования коммунальных квартир);
замена вышедших из строя электроустановочных изделий (выключатели, штепсельные розетки);
замена предохранителей, автоматических выключателей, пакетных переключателей вводно-распределительных устройств, щитов;
замена и установка фотовыключателей, реле времени и других устройств автоматического или дистанционного управления освещением общедомовых помещений и придомовых территорий.
Таким образом, обязанность управляющей организации в части обеспечения надлежащего освещения придомовой территории не связана с фактом оформления в общую долевую собственность земельных участков под многоквартирным домом, а также с их межеванием, формированием, постановкой на кадастровый учет.
Как предусмотрено п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц.
При этом, следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктом “д” пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, предусмотрено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включается, в том числе, электрическое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Таким образом, вопросы благоустройства придомовой территории, в том числе ее освещения, и участия в расходах на данные мероприятия в силу ст. 39 ЖК РФ относятся к компетенции собственников многоквартирного дома.
Кроме того, требования СанПиН 2.1.2.2645-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях” устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Названные правила не предназначены для определения нормирования освещения улиц в целях п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Следовательно, действующим законодательством именно на организацию, осуществляющую обслуживание жилого дома, возложена обязанность по надлежащему обеспечению освещения придомовой территории, а не на органы местного самоуправления.
Тот факт, что соответствующий земельный участок под объектами, предназначенными для освещения придомовой территории не сформирован и на кадастровый учет не поставлен, не включен в общее имущество многоквартирного дома, не может служить основанием для освобождения от обязанности по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.
Все обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, независимо от того, предусмотрены ли в договоре управления работы по обслуживанию придомовой территории, включая её освещение, данные работы должны выполняться.
Между тем, в целях исключения конфликтных ситуаций, однозначного понимания обязанностей как собственников жилых помещений, так и организаций, обслуживающих жилые дома, муниципальный Совет рекомендует собственникам жилых помещений и организациям, осуществляющим обслуживание домов предусмотреть в договоре управления соответствующие работы, а в тарифе на содержание и текущий ремонт предусмотреть расходы на обслуживание придомовой территории.
ВРИО председателя муниципального Совета – руководителя Няндомского муниципального образования
Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории
Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.
УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества
Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.
К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.
На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.
Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.
Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан
Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.
В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:
- уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
- текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
- проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории
На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.
Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.
Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).
При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).
Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения
Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:
- входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
- аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
- внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
- автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
- прогулочные дорожки – 1 лк;
- физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.
Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.
УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости
Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.
Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.
Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.
УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.
Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.
Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.
Взять на заметку
Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.
При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.
Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.
После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.
Муниципалитет вправе обязать владельцев помещений в МКД содержать территорию вокруг дома
Раньше суды признавали недействительными нормы муниципальных правил благоустройства, которые противоречили статье 210 ГК. В ней сказано, что собственник несет бремя содержания только принадлежащего ему имущества. Сейчас начинает складываться другая судебная практика. В результате стало проще обязать владельцев недвижимости участвовать в содержании территорий, прилегающих к объектам. Расскажем, для кого можно предусмотреть такую обязанность и в каких документах ее прописать.
Как суды раньше рассматривали споры о содержании прилегающей территории
Если земельный участок, на котором расположен МКД, сформирован и поставлен на кадастровый учет, он принадлежит собственникам помещений в доме и относится к их общему имуществу. Такой участок обязаны содержать собственники помещений в МКД. Если земельный участок под домом не сформирован и на учет его не поставили, он находится в собственности муниципального образования. Территорию вокруг дома в этом случае должен содержать муниципалитет. Такие выводы суды делали из статьи 210 ГК. Муниципальные правила благоустройства, которые противоречили этой норме, судьи признавали недействительными.
Документ: Аналогичные решения есть в определениях Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-6, от 20.12.2017 № 56-АПГ17-21, от 03.10.2018 № 47-АПГ18-4
ПРИМЕР 1. Гражданин поскользнулся на льду около нежилой пристройки к МКД. В результате его здоровью был причинен вред средней тяжести. Гражданин обратился в суд с иском к управляющей организации и ИП — собственнику нежилого помещения. Истец потребовал взыскать с ответчиков утраченный заработок и компенсацию морального вреда.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования истца. Они руководствовались пунктом 98 решения Омского городского совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска». В этой норме сказано, что убирать территорию, прилегающую к границам здания, обязаны лица, которые ведут на этой территории или в здании хозяйственную или иную деятельность. Предприниматель не согласился с выводами судов и обратился в Верховный суд.
Верховный суд отменил решения нижестоящих судов. Он указал, что лицо, которое не является собственником имущества, несет бремя его содержания только в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором. Правила благоустройства к федеральному законодательству не относятся. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ разрешает органам МСУ устанавливать порядок участия собственников зданий и помещений в благоустройстве прилегающих территорий. Но возложить на собственников обязанность по содержанию территории помимо их воли нельзя (определение Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-7).
Муниципальные правила благоустройства, которые обязывают правообладателей жилых и нежилых помещений убирать прилегающую территорию, суды признавали недействующими как по искам самих собственников, так и по прокурорским искам в защиту прав неопределенного круга лиц.
ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению положений правил благоустройства города. Они обязывали юридических и физических лиц, а также ИП содержать в чистоте и порядке территорию, которая прилегает к зданиям, сооружениям и другим объектам недвижимости. Эта обязанность была установлена для всех владельцев недвижимого имущества: собственников, арендаторов, лиц, принявших объекты в оперативное управление или хозяйственное ведение. Прокурор указал, что муниципальный правовой акт не должен возлагать на физических и юридических лиц обязанность по содержанию прилегающей к их имуществу территории, если она не находится в их собственности, владении либо пользовании. Это противоречит требованиям Конституции и федеральных законов.
Судьи согласились с прокурором. Из правил благоустройства следует, что прилегающая территория — это территория общего пользования. Земли общего пользования — это земли, не предоставленные в собственность или пользование физическим и юридическим лицам. Такие земли находятся в собственности муниципального образования (ст. 16–19 ЗК). Статья 210 ГК дает собственнику возможность перенести бремя содержания имущества на других лиц полностью или частично. Но это допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре.
Правила благоустройства не устанавливают порядок определения границ территорий по содержанию, благоустройству и уборке территории. Кроме того, они не устанавливают предельные размеры площади участка, обязанность по содержанию которого возлагается на граждан и юридических лиц, а также возможные случаи несения такой обязанности (решение Петровского районного суда Ставропольского края от 09.09.2015 по делу № 2-772/2015).
Что изменилось
На заметку: К прилегающей территории относится территория общего пользования, прилегающая к зданию, строению, сооружению или земельному участку, если такой земельный участок образован
28 июня 2018 года вступила в силу новая редакция Градостроительного кодекса (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Законодатель ввел понятие «прилегающая территория». Он также установил, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать непосредственное и финансовое участие собственников и иных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Правила могут определять границы таких территорий в соответствии с установленным региональным законом порядком. Исключение предусмотрено для собственников и владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам МКД.
Летом 2019 года Верховный суд рассмотрел очередное дело об оспаривании положений городских правил благоустройства. Решение, которое он принял, — хорошая новость для муниципалитетов.
ПРИМЕР 3. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее как на лицо, ответственное за содержание МКД, обязанность содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников. Организация попыталась оспорить положения правил благоустройства в суде.
Областной, а затем и Верховный суд отказали в административном иске. Суд указал, что благоустройство территорий — деятельность в том числе по содержанию расположенных на них объектов, а также прилегающих к ним территорий. Градостроительный кодекс в редакции Закона № 463-ФЗ предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения или сооружения, принимать участие в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются муниципальными правилами благоустройства. Этими правилами муниципалитеты вправе регулировать вопросы участия в содержании прилегающих территорий собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ). Основания для признания недействующими норм муниципальных правил благоустройства могут быть только процедурными. В рассмотренном случае порядок принятия этих правил нарушен не был (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).
Важно: Участие владельцев объектов недвижимости в содержании прилегающих территорий может быть в том числе финансовым
Выводы и рекомендации для муниципалитетов
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Органы местного самоуправления вправе предусмотреть в правилах благоустройства обязанность участия, в том числе финансового, собственников и иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Исключение делается только для владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам домов. Такие лица в содержании прилегающей территории не участвуют.
Обязанность собственников и иных владельцев недвижимости поддерживать чистоту и порядок на прилегающей территории закрепите не только в муниципальных правилах благоустройства, но и в договорах аренды и других гражданско-правовых договорах, которые органы МСУ заключают с этими лицами.
Границы прилегающих территорий орган МСУ вправе определить в правилах благоустройства территории муниципального образования только в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 14 ч. 2 ст. 451 Закона № 131-ФЗ).
ИГОРЬ КОМАРОВ, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»
Дачная амнистия — 2022: что нужно знать владельцам домов и участков
Дачной амнистией называют несколько законов, но все они работают по-разному. Общая суть всех поправок про участки, дома и право собственности сводится к тому, что оформить недвижимость стало проще и дешевле.
До 1 марта 2022 года можно в упрощенном порядке оформить в собственность земельные участки и дома. Для всех частных домов теперь не нужно получать разрешение на строительство, причем тут даже нет окончательного срока. Это выдержки из действующих законов, и это называют дачной амнистией.
Мы прочитали все эти законы и разъяснения ведомств. Вот как обстоят дела с амнистией по документам.
Главное об очередной дачной амнистии
Что нужно знать, если у вас есть участок и дом без документов:
- С 4 августа 2018 года отменили разрешения на строительство для частных домов. Их заменили уведомлениями.
- Если дом начали строить до 4 августа, его тоже можно узаконить по уведомлению до 1 марта 2022 года.
- Свои дома, как и раньше, можно сначала построить, а потом узаконить через суд — без уведомлений и разрешений.
- Если постройка не узаконена, она считается самовольной. За это могут оштрафовать.
- Дачных участков больше нет — теперь только садовые и огородные.
- Появилось понятие садового дома — он может быть жилым и нежилым.
- Правила прошлых дачных амнистий не изменились — они действуют бессрочно или до 1 марта 2022 года.
- Дачной амнистией называют много разных норм закона. Если соберетесь что-то оформлять, не доверяйте статьям в интернете, обратитесь за помощью к специалисту и консультируйтесь с местными чиновниками.
О каких изменениях речь и кого они касаются?
Эти изменения касаются тех, у кого есть земельные участки и какие-то постройки, на которые пока нет документов. Если у вас квартира или участок с домом уже оформлены в собственность как положено, разбираться в поправках не нужно.
4 августа 2018 года вступил в силу закон № 340-ФЗ , он внес изменения в градостроительный кодекс. Это такой документ, где написано, что, где и по каким правилам можно строить в России и как это оформлять.
1 января 2019 года вступил в силу закон № 217-ФЗ — о садоводстве и огородничестве. В нем идет речь об участках и постройках со специальным назначением: не жилищное строительство, а ведение хозяйства и выращивание овощей. Но на таких участках тоже можно строить дома, причем даже жилые.
2 августа 2019 года вступил в силу закон № 267-ФЗ , который в очередной раз продлил дачную амнистию.
В каждом из законов десятки страниц. Мы выбрали самое важное.
Дачных земельных участков и жилых строений больше нет
Раньше в документах на участки встречались такие понятия: садовый земельный участок, участок для садоводства, дачный земельный участок, для ведения дачного хозяйства или дачного строительства. Теперь у таких участков одно назначение: все они автоматически садовые. На таких участках можно строить хозпостройки, садовые и жилые дома.
Еще бывают огородные участки: там тоже можно выращивать овощи, но строить можно только сарай для лопат или теплицу, а дом нельзя.
Если на садовом участке было здание, его могли не признавать жилым домом, а называли жилым строением. Это не одно и то же. У владельцев строений, а не домов были проблемы с вычетами, налогами и пропиской. Теперь если строение находится на садовом участке и у него жилое назначение, то считается, что это автоматически жилой дом. Если на садовом участке находится нежилое строение, оно автоматически считается садовым домом. Старые документы менять не обязательно, но по желанию это можно сделать. Иногда лучше иметь для подтверждения выписку из ЕГРН, что в собственности именно жилой дом, хоть и на садовом участке.
Важное об улучшении жилищных условий. Если собственник такого жилого дома на садовом участке нуждался в улучшении жилищных условий, этот дом не будут учитывать при расчете площади. То есть переоформление документов не лишает права на льготное жилье.
Разрешения на строительство для частных домов отменили
С 4 августа 2018 года при строительстве на своем участке больше не нужно получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию. Вместо разрешительного порядка ввели уведомительный. То есть владелец участка просто сообщает в администрацию: «Я планирую строить дом вот в этом месте и вот с такими параметрами». Администрация изучает документы и говорит: «Хорошо, стройте».
После того как дом достроен, нужно подать еще одно уведомление — об окончании строительства. К нему нужно приложить технический план и заплатить госпошлину. Если все в порядке, дом ставят на кадастровый учет и одновременно регистрируют право собственности. Причем это заявление отправляет тот орган, куда подают уведомления.
Так как закон об уведомительном порядке вступил в силу 4 августа 2018 года, он касается тех домов, которые начали строить после этой даты. До этого по правилам не всегда можно было строить без разрешений.
До 1 марта 2022 года можно узаконить садовый дом в упрощенном порядке
Хотя уведомительный порядок начали применять с 2018 года, его нужно использовать и для домов, которые начали строить раньше. Если дом на дачном или садовом участке начали строить до 4 августа 2018 года, то до 1 марта 2022 года можно подать уведомление в орган, который выдает разрешения на строительство.
Такое уведомление позволит получить технический план после окончания строительства. Когда придет время, на основании этого техплана дом поставят на кадастровый учет и оформят на него право собственности. Причем порядок будет такой же, как и для новых домов: заявление подаст орган власти. Вот этот порядок сейчас и называют дачной амнистией: возможность подать уведомление до 1 марта и не получать разрешение на строительство, даже если дом начали строить до вступления в силу закона № 340-ФЗ.
Иногда уведомление можно и не подавать. Если строите дом на садовом или дачном участке, до 1 марта 2022 года можно зарегистрировать право собственности в Росреестре без отправки уведомления, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. Для этого должны одновременно соблюдаться три условия:
- Уже сделан технический план дома.
- Есть документы, подтверждающие права на земельный участок.
- Право собственности на земельный участок в ЕГРН не зарегистрировано. У человека может быть на руках старое свидетельство о праве собственности на землю, которое было выдано земельным комитетом еще до образования реестра. Или вообще может быть только постановление о выделении земли, с которым человек даже до земельного комитета не дошел. Получается, правоустанавливающий документ есть, а правоудостоверяющего нет. В результате право на землю есть, а регистрации в ЕГРН нет.
Если это ваш случай, можно сдать на регистрацию техплан и документы на землю — этого хватит. Сведения о доме в техническом плане заполнят на основании декларации.
При регистрации права собственности Росреестр проверит, соблюдаются ли общие условия оформления и нет ли оснований для отказа. Например, не подделано ли свидетельство на выделение земли и не претендует ли на этот участок кто-то еще.
Если на участок уже зарегистрировано право собственности в ЕГРН, оформлять дом придется с уведомлением.
Главное, что нужно запомнить: разрешения на строительство теперь не нужны в любом случае. Достаточно подать уведомление — а иногда можно и без него самостоятельно зарегистрировать право собственности. Сначала проверьте, как оформлены ваши права на землю. Потом можно проконсультироваться в межевом центре — вам подскажут варианты.
Для жилых домов на участках под ИЖС разрешения не нужны
Раньше без разрешения можно было строить гаражи, садовые дома и некапитальные объекты. Обычных жилых домов на участках под индивидуальное жилищное строительство в списке не было. С 4 августа 2018 года их туда добавили.
Теперь любой владелец участка под ИЖС может строить дом без разрешения на строительство. Потому что для всех ввели уведомительный порядок.
Вот для каких объектов не нужно разрешение:
- Гаражи.
- Садовые дома и хозпостройки.
- Индивидуальные жилые дома.
- Некапитальные объекты, например теплицы.
- Пристройки к капитальным объектам.
Раньше мы рассказывали, как получить разрешение на строительство частного дома. Теперь все это неактуально: хотите построить дом на своем участке — стройте без разрешения. Но с уведомлением.
Если не нужно оформлять разрешение на строительство, то и на ввод в эксплуатацию тоже не придется.
Если разрешение оформили до того, как их отменили, ввод в эксплуатацию оформляется уведомлением.
Если дом начали строить до 4 августа и без разрешения на строительство, то до 1 марта 2019 года можно подать уведомление о планируемом строительстве. И тогда дом можно достроить и узаконить без разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. И без суда.
Для строительства гаражей и хозпостроек не нужны ни разрешения, ни уведомления
Чтобы построить садовый или жилой дом, теперь нужно подавать уведомление. Но если в дополнение к этим основным домам вы строите что-то вспомогательное — гараж, баню, сарай, мастерскую, бытовку, то для регистрации понадобится только технический план этого сооружения и документы на участок. Причем право собственности на участок можно не подтверждать, если оно уже зарегистрировано. А технический план составляется на основании декларации.
Что можно строить на огородном участке?
Есть участки, у которых в назначении так и написано — не садовый, а именно огородный. Это не одно и то же.
На огородном участке нельзя строить жилые дома, а можно только выращивать огурцы, клубнику и, например, картошку. До 1 января 2019 года из построек на огородном участке мог быть только некапитальный объект, например теплица, беседка или туалет. Тогда в определении огородных участков это допускалось.
С 1 января огородные участки — только для выращивания. Некапитальные объекты там строить тоже нельзя. На огороде не должно быть вообще никакой недвижимости — только хозпостройки для инвентаря или урожая.
Если на огородном участке есть некапитальный объект и он узаконен, его не нужно сносить. Право собственности сохраняется. А вот узаконить самовольные постройки такого плана теперь не дадут.
Как подать уведомление на строительство?
Об этом мы рассказали в другой статье — с пошаговой инструкцией.
С уведомлениями проще строить дома на участках?
Кажется, что проще. На самом деле — не совсем. Все эти нормы периодически меняются. Не успевают наладить работу одних новшеств, как выходит еще какое-то изменение.
На практике уведомительный порядок мало отличается от разрешительного: там тоже всё проверяют и могут отказать в постановке дома на учет. Хотя разрешения на строительство для ИЖС вроде были нужны, но многие прекрасно строили без них и потом узаконивали свои дома через суд: чаще всего это дешевле и проще, чем оформлять разрешение. Лишь бы нормы не нарушались и соседи не были против. Это правило для самовольных построек действует и сейчас.
Это не все нюансы и сложности, еще много частных случаев. Случаются отказы без причины и полное непонимание, что делать с документами. Но это не первое изменение — к нему остается только приспособиться, как обычно. Многие как строили без уведомлений, так и будут строить. Как возводили домики на огородных участках, так и буду возводить без всяких документов. А власти как не могли отследить и снести все незаконные постройки, так и не смогут. Но это не повод пренебрегать законом: не забывайте про двойной налог с земельных участков без домов и административные штрафы.
Когда заканчивается дачная амнистия?
Термина «дачная амнистия» в законе нет. Так называют любое упрощение при оформлении объектов недвижимости.
Например, возможность оформить в собственность земельный участок, который выделили до 30 октября 2001 года, — это дачная амнистия. Условия и сейчас действуют, а окончательной даты нет.
Строительство гаражей и домов на садовых участках без разрешения на строительство, как было и до всех этих поправок, тоже можно считать дачной амнистией.
Возможность узаконить жилой дом без разрешения на ввод в эксплуатацию, которая действует до 1 марта 2022 года, тоже называют дачной амнистией. И уведомительный порядок для садовых и жилых домов, которые начали строить до 4 августа 2018 года, — это как бы тоже дачная амнистия со сроком до 1 марта 2022 года.
А теперь это еще и возможность вообще все частные дома и хозпостройки строить на основании уведомлений. Такая бессрочная дачная амнистия.
Если вам нужно что-то построить и узаконить, лучше не привязываться к термину, под которым все понимают разные нормы закона, а почитать сам закон или проконсультироваться у эксперта.
«Дачная амнистия»: как ей воспользоваться
Принятый закон продлевает до 1 марта 2026 года срок, в течение которого допускается применение упрощенного порядка оформления гражданами прав на жилые или садовые дома, возведенные на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства.
О том, как работает закон и почему он важен не только для дачников, но и для горожан, разъясняет Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
Насколько продлевается «дачная амнистия» и почему было необходимо ее введение?
«Дачная амнистия» действует уже 14 лет (с 1 сентября 2006 года) и позволила гражданам в упрощенном порядке оформить права почти на 14 млн объектов недвижимости (дачи, земельные участки, жилые и садовые дома, бани и т. д.).
Из них около 1 млн объектов было зарегистрировано после очередного продления «дачной амнистии» – в 2019 году продлевалась еще на два года.
Положения «дачной амнистии» об упрощенном порядке закончат свое действие 1 марта 2022 года. После этой даты правообладатели участков будут обязаны руководствоваться уведомительным порядком строительства объектов (вступил в силу 4 августа 2018 года).
«После 1 марта 2022 года действие указанных положений «дачной амнистии» прекратится и большое количество граждан, которые не оформили свои права на недвижимость, не смогут воспользоваться упрощенным порядком и окажутся в сложной ситуации, которая усугубляется непростой эпидемиологической обстановкой», — подчеркнул Павел Крашенинников.
Чтобы избавить граждан от таких проблем, и был принят новый закон о продлении «амнистии» еще на пять лет.
Кто может воспользоваться «дачной амнистией»? Какие документы необходимы для упрощенного оформления собственности? Куда с ними обратиться?
Основные нормы об упрощенном порядке оформления права собственности касаются жилых и садовых домов, расположенных на садовых (дачных) земельных участках, участках для ИЖС и личного подсобного хозяйства. Оформление прав будет осуществляться при наличии права на земельный участок – на основании технического плана и декларации, составленной правообладателем объекта недвижимости. Все необходимые документы владелец сможет подать в органы регистрации прав самостоятельно.
Что немаловажно, установлена обязанность органов власти по информированию граждан об изменениях в правилах строительства домов на дачных и садовых участках. Речь идет о разъяснительной работе на местах, поскольку с учетом происходящих изменений разобраться гражданам самостоятельно бывает очень сложно.
Для исключения случаев строительства на таких участках домов, не соответствующих установленным требованиям к объектам ИЖС, законом предусматривается, что индивидуальный жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта ИЖС, определенным Градостроительным кодексом.
Во сколько обойдется гражданам оформление недвижимости по «дачной амнистии»?
За государственную регистрацию права собственности гражданину нужно будет уплатить пошлину в размере 350 рублей.
Что касается цен на кадастровые работы, которые необходимы для подготовки технического плана, то здесь работает бессрочная норма, по которой регионы могут контролировать цены от завышения, устанавливая их максимальный предел. Это касается работ по межеванию земельных участков, предназначенных для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, и расположенных на них объектов недвижимости.
Какие еще вопросы, важные для граждан, решены в этом законе?
Также продлевается на пять лет срок действия положений о возможности направления уведомлений о строительстве жилых домов, строительство которых было начато до 4 августа 2018 года (то есть до введения уведомительного порядка). Предложенные нормы послужат мотивацией для граждан к возобновлению строительства жилых домов и позволят без лишних сложностей оформить свои права на строящуюся недвижимость.