Основной метод правового регулирования в уголовном праве

Тема 11. Понятие преступления и уголовная ответственность за совершенное преступление

Цели и задачи:

Ознакомившись с данной темой, Вы будете:

Оглавление

11.1. Понятие, предмет, метод и задачи уголовного права

Уголовное право является одной из основных и самостоятельных отраслей российского права. Уголовное право – совокупность правовых норм, определяющих задачи, основания, принципы и условия уголовной ответственности, устанавливающих преступность деяния, а также основания применения и освобождения от уголовной ответственности и наказания к лицам, их совершившим.

Уголовное право выступает как гарант от нарушений наиболее значимых общественных отношений, осуществляет функцию охраны особыми мерами уголовно-правового воздействия.

Уголовное право имеет свои характерные методы: наказание; иные меры уголовно-правового воздействия; наделения гражданами на необходимую оборону; поощрения. Главная цель всех этих методов – охрана наиболее значимых общественных отношений от причинения существенного вреда. Уголовному праву свойственен особый императивно-запретительный метод правового регулирования, основанный почти исключительно на запретах и предписаниях по их неукоснительному соблюдению.

В специфические задачи Уголовного кодекса РФ входит (часть 1 ст. 2 УК РФ) следующее:

  1. Охрана от преступных посягательств:
    • на права и свободы человека и гражданина;
    • право собственности;
    • общественный порядок и общественную безопасность;
    • окружающую среду;
    • конституционный строй РФ.
  2. Обеспечение мира и безопасности человечества.
  3. Предупреждение преступлений.

Нормы уголовного права содержатся только в уголовных законах. В качестве источников уголовного права не могут признаваться ни обычаи, ни судебный прецедент, ни постановления (разъяснения) Пленумов Верховного суда 1 .

Принципы и нормы международного права; *

Международные договоры РФ; *

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) как единый кодифицированный нормативно-правовой акт принят Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 мая 1996 г., вступил в действие с 1 января 1997 г. и, как указано в ст. 1 УК РФ, является единственным источником уголовного законодательства. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. 2

Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, а временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Уголовный кодекс РФ – право состоит из общей части и особенной части, которые находятся в неразрывной связи между собой. В УК РФ 12 разделов, всего в кодексе 360 статей, причем не нумерации, а не по количеству статей.

Среди основополагающих идей, закрепленных в нормах уголовного права, в действующем УК РФ установлены пять основных принципов уголовной ответственности:

  1. Законность – преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ и применение уголовного закона по аналогии не допускается (ст. 3 УК РФ).
  2. Равенство граждан перед законом (ст. 4 УК РФ).
  3. Виновность (ст. 5 УК РФ).
  4. Справедливость (ст. 6 УК РФ).
  5. Гуманизм (ст. 7 УК РФ).

Кроме перечисленных принципов присоединяются и другие: принцип демократизма, принцип личной ответственности, принцип неотвратимости ответственности.

11.2. Понятие преступления и категории преступления

В соответствии ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Состав преступления состоит из четырех элементов (Таблица Т-11-В)

Понятие «преступление» – одно из основополагающих понятий в уголовном праве. В соответствии с ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновное совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренные УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Можно выделить следующие признаки преступления:

  • общественная опасность деяния;
  • противоправность деяния;
  • виновность деяния;
  • наказуемость.

В некоторых случаях при отсутствии общественной опасности лицо может быть привлечено вместо уголовной ответственности к административной.

Общественная опасность преступления заключается в том, что оно, посягая на общественные отношения, причиняет этим отношениям существенный вред либо создает угрозу причинения такого вреда. Противоправность деяния – т. е. данное деяние должно быть предусмотрено Особой частью УК РФ, т. е. преступление – это такое деяние, которое предусмотрено уголовным законом. Виновность деяния – т. е. лицо считается виновным в совершении преступления, если оно совершило его умышленно или по неосторожности; виновность – это психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям. Уголовным законодательством предусмотрены следующие формы вины (табл. № Т-11-А). Наказуемость – т. е. обязательность установления наказания за запрещенное уголовным законом деяние, причем наказание не должно иметь своей целью причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства.

Таблица Т-11-А

Преступление совершенно умышленно

Преступление совершенно по неосторожности 3

Уголовное право как отрасль: предмет, метод, источники и задачи

Среди отраслей российского права выделяют уголовное право.

Уголовное право – правовые нормы, которые определяют основания уголовной ответственности за преступные деяния и наказуемость этих деяний.

Нормы уголовного права устанавливают виды наказаний и другие меры за совершенные преступления, определяют основания для освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Как и вся система права России, основы уголовного права РФ имеют признаки:

  • нормативности;
  • определенности;
  • обязательности исполнения;
  • объективности;
  • целостности.

К специфическим признакам системы уголовного права можно отнести: наличие своего предмета и метода правового регулирования.

Предмет уголовного права

Предметом уголовного права являются общественные отношения уголовно-правового характера, которые рождаются из юридического факта – совершения преступного деяния.

Выделяется три вида уголовно-правовых отношений, которые в совокупности образуют предмет уголовного права: охранительные, общепредупредительные, регулятивные. Другие правовые отрасли данные правоотношения не регулируют.

Охранительные правоотношения появляются в связи с совершением преступления. Субъекты наделены взаимными правами и обязанностями. Это лицо, совершившее преступление и следственные органы и суд.

Общепредупредительные отношения возникают при удержании субъекта от преступного деяния посредством угрозы наказания, которая определена нормами.

Регулятивные отношения возникают относительно тех прав граждан, которые направлены на причинение вреда при необходимости и исключают преступное деяние.

Методы уголовного права

Охранительные отношения санкционируются нормами, путем освобождения от уголовной ответственности и наказания через применение медицинских и воспитательных мер принудительного характера.

Общепредупредительные отношения регулируются запретами и указаниями на тяжесть последствий преступления – уголовного наказания.

Регулятивные отношения регулируются методом дозволения гражданам активно защищаться от преступных деяний и предупреждать общественно-опасные последствия.

Задачи уголовного права

Отраслевыми задачами уголовного права являются:

  • охрана прав человека, собственности, общественного порядка, безопасности, строя Российской Федерации от посягательств преступного, общественно-опасного характера;
  • обеспечение мирного и безопасного существования людей;
  • предупреждение и профилактические мероприятия по предотвращению преступности.

Осуществляя данные задачи органы правопорядка должны руководствоваться принципами:

  • Принцип законности гласит о том, что преступление и наказание определяются только Уголовным кодексом РФ.
  • Принцип равенства всех перед законом гласит о равном положении граждан перед законом независимо от языка, национальности, происхождения, социального положения, религиозных взглядов.
  • Принцип виновной ответственности говорит о том, что ответственность наступает только за те действия, в отношении которых установлена вина.
  • Принцип справедливости и гуманизма определяет, что наказание должно быть соразмерно вине, должны учитываться обстоятельства совершения преступления, личность совершившего преступление. Наказание не должно иметь цели причинения физических страданий и унижения человеческого достоинства.
  • Принцип основания уголовной ответственности определяет, что общественно-опасное действие должно иметь признаки состава преступления.

Источники уголовного права

Главным источником уголовного права является Конституция РФ, а также УК РФ, нормы международных договоров, ратифицированных Россией. УК РФ относится к основным источникам уголовного права, он введен в действие в 1997 году. Вся система уголовного права, касающаяся преступлений и наказаний, изложена в едином документе – Уголовном кодексе, который разделен на две части: Общую и Особенную.

Общая часть представляет собой формулировку основных положений: задач, принципов, оснований уголовной ответственности. Здесь дается понятие преступления, формы вины.

Особенная часть включает в себя нормы, предусмотренные за конкретные виды преступлений.

Уголовное право теснейшим образом связано с другими правовыми отраслями: уголовно-процессуальным правом и уголовно-исполнительным правом.

УПП регулирует деятельность органов правопорядка по расследованию и рассмотрению в судебном заседании уголовных дел.

УИП регламентирует отношения по исполнению наказаний в местах лишения свободы и местах, не связанных с изоляцией осужденного.

Право

Раздел VII. Уголовное право

Лекция 20. Понятие, предмет и принципы уголовного права

Цель лекции: формирование представлений о предмете, принципах уголовного права.

План лекции

1. Понятие уголовного права.

2. Предмет уголовного права.

3. Система уголовного права.

4. Принципы уголовного права: понятие, виды и значение.

1. Понятие уголовного права. Уголовное право входит в систему права России и является са­мостоятельной и фундаментальной отраслью права. Уголовное пра­во отличается тем, что имеет свои специфические задачи, предмет и метод правового регулирования.

Понятие уголовного права можно употреблять в нескольких значениях: как отрасль права, как отрасль законодательства, как наука.

Как отрасль права уголовное право можно определить как сово­купность юридических норм, в которых содержатся общие задачи, принципы, условия, основания уголовной ответственности, преступ­ность и наказуемость деяний, виды наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, порядок их применения, освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Уголовное право как отрасль права имеет черты, сходные с некоторыми смежными отраслями права. Наиболее тесно оно связано с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом. Их объединяет общая задача — борьба с преступностью. Определен­ное сходство уголовное право имеет с административным правом. Отличие последнего состоит в том. что предметом его регулирова­ния являются отношения, которые возникают между гражданином, организацией и государством в связи с совершением администра­тивного правонарушения, а методом регулирования — определение деяний, признаваемых административными правонарушениями, и установление за их совершение административных наказаний. Ряд вопросов связывает уголовное право с международным правом, по­скольку УК основан на общепринятых принципах и нормах этого права (обеспечение прав человека, соблюдение международных до­говоров в частности о выдаче лиц, совершивших преступление).

Уголовное право как отрасль законодательства — это совокуп­ность юридических норм, закрепленных в российском уголовном законодательстве. Так, основным источником уголовного права яв­ляется Уголовный кодекс РФ (УК РФ), который состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части определяются: задачи и принципы УК; его действие во времени и пространстве: общие вопросы, касающиеся преступления и наказания; основания и виды освобождения от уголовной ответственности и наказания. Отдельные разделы посвящены уголовной ответственности несовершеннолетних и принудительным мерам медицинского характера. В Особенной части дается систематизированный по объектам уголовно-правовой ох­раны перечень составов преступлений и санкции за каждое из них.

Наука уголовного права составляет часть юридической науки. Уголовно-правовая наука представляет собой систему уголовно-правовых взглядов, идей, знаний, раскрывающих понятие уголовного закона, принципы и практику его применения, историю уголовного права и пути его развития, особенности основных институтов зару­бежного уголовного права.

Но наука уголовного права не ограничивается изучением норм права и соответствующих им уголовно-правовых отношений. Важнейшим направлением теоретического изучения выступает преступ­ление как общественно опасное явление и совокупность мер борьбы с ним. Учение о преступлении не ограничивается рассмотрением правовой стороны этого явления и регулирования условий ответственности за него, а включает в себя и изучение уголовной политики. Данный подход отвечает запросам повседневной практики органов следствия, прокуратуры, суда и тем требованиям, которые предъявляются к науке уголовного права.

2. Предмет уголовного права. Уголовное право как наука имеет своим предметом не только действующее уголовно-правовое законодательство, но и историю его развития, практику применения в России и за рубежом.

Предметом науки уголовного права признается теория уголов­ною права, изучающая общие понятия основания уголовной ответ­ственности, преступления, наказания, других институтов уголовно­го права, а также разрабатывающая проблемы борьбы с преступнос­тью. Предметом уголовного права являются и общественные отно­шения, возникающие по поводу виновного совершения обществен­но опасного деяния — преступления, предусмотренного уголовным законом, между государством в лице уполномоченного органа и ли­цом, совершившим это деяние.

Особенности предмета определяют и специфику методов регу­лирования. Метод уголовного права — это совокупность определен­ных правовых средств воздействия на общественные отношения.

В число методов уголовного права входят: запрет, применение санкций уголовно-правовых норм, стимулирование позитивного поведения лиц, совершивших преступление, и др.

Специфика метода запрета заключается в том, что никакая другая отрасль права не предусматривает таких суровых последствий нару­шения правового запрета. Законом определен порядок установления самого юридического факта — совершения преступления.

Государство возлагает на лицо, виновное в совершении преступ­ления, ответственность и применяет к нему наказание, а это лицо обязано претерпеть неблагоприятные для него последствия в связи с совершением преступления. Отношения, возникающие в связи с совершением преступления и назначением за него наказания, носят охранительный характер.

Кроме того, уголовное право выполняет и регулятивную роль, которая заключается в удержании членов общества от совершения преступлений путем установления соответствующих запретов в уголовно-правовой норме под страхом применения уголовного нака­зания.

Метод применения санкции уголовно-правовых норм означает, что уголовное право является единственной отраслью права, предусмат­ривающей наиболее суровые последствия для лиц, нарушивших уголовно-правовой запрет. Но в уголовном праве есть и другие меры уголовно-правового характера, например принудительные меры ме­дицинского характера, принудительные меры воспитательного воз­действия, применяемые к несовершеннолетним.

Метод стимулирования позитивного поведения лиц, совершив­ших преступление, находит свое выражение в нормах, устанавлива­ющих освобождение от уголовной ответственности в случаях явки с повинной, способствования раскрытию преступления и др.

3. Система уголовного права. Уголовный закон это нормативный правовой акт, имеющий форму федерального закона, принятый уполномоченными органами законодательной власти, основанный на Конституции РФ и обще­признанных принципах и нормах международного права, обладаю­щий высшей юридической силой и содержащий юридические нор­мы, закрепляющие принципы и основания уголовной ответствен­ности, определяющий составы общественно опасных деяний — пре­ступлений, наказания и иные меры уголовно-правового характера, которые могут быть применены к лицам, виновным в их соверше­нии, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

К признакам уголовного закона относится то, что он представ­ляет собой результат уголовного правотворчества государства, а так­же содержит уголовно-правовые нормы, т.е. правила поведения, обя­зательные для всех граждан и организаций, и предписания о преде­лах действия этих норм.

Значение уголовного закона состоит в том, что он решает к рос­сийском государстве вопросы преступности и наказуемости нега­тивных явлений, освобождения от уголовной ответственности и на­казания и др.

Уголовное законодательство делится на две части: Общую и Особенную. Они изучаются последовательно и раздельно, но представляют собой неразрывное единство. Правильно применить норму Особенной части невозможно, не обратившись к статьям Общей части. Общая и Особенная части делятся па разделы и главы. УК включает 12 разделов (по шесть в каждой части). Разделы, в свою очередь, содержат 34 главы, которые подразделяются на статьи.

Структура статей Особенной части имеет определенную специфику. Кроме обычного деления на части, она состоит из диспозиции и санкции. В зависимости от частей статьи иногда насчитывается несколько диспозиций и санкций.

Особенная часть включает в себя нормы, предусматривавшие ответственность за следующие преступления:

• против жизни, здоровья личности;

• против свободы, чести и достоинства личности;

• против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

• против конституционных прав и свобод человека и гражданина; 1

• против семьи и несовершеннолетних, против собственности;

• в сфере экономической деятельности;

• против интересов службы в коммерческих и иных организа­циях;

• против общественной безопасности и порядка;

• против здоровья населения и общественной нравственности;

• против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

• в сфере компьютерной информации;

• против основ конституционного строя и безопасности госу­дарства;

• против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

• против порядка управления;

• против военной службы;

• против мира и безопасности человечества.

4. Принципы уголовного права: понятие, виды и значение. Принципы уголовного законодательства представляют собой ос­новополагающие идеи, начала, определяющие систему уголовного закона, направления, формы и методы регулирования уголовно-правовых отношений.

Специальными, или отраслевыми в уголовном праве являются следующие принципы: законности, равенства граждан перед зако­ном, вины, справедливости, гуманизма.

Предписания, содержащиеся в уголовно-правовых принципах, являются основополагающими и обязательными для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с пре­ступностью.

Таким образом, принципы уголовного права это закрепленные в уголовном законодательстве идеологические, политические и нрав­ственные начала (руководящие идеи), определяющие направленность, характер, основание и объем правового регулирования общественных отношений, связанных с преступлением и ответственностью за него.

Принцип законности конституционный принцип уголовного права. Статья 15 Конституции РФ гласит: «Органы государствен­ной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Рос­сийской Федерации и законы».

Этот принцип служит базой для законодательного конструи­рования УК и его применения на практике. В ст. 3 УК РФ сформу­лированы три тезиса, определяющих содержание принципа закон­ности в уголовном праве и имеющих важное теоретическое и прак­тическое значение. Первый тезис звучит следующим образом: нет преступления без указания о том в законе.

Современное уголовное законодательство четко устанавливает, что к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опас­ное деяние. Наказание за совершенное преступление также назнача­ется в пределах, установленных уголовным законом.

Согласно этому принципу аналогия преступлений и наказаний в российском уголовном праве не допускается. Аналогией закона называется восполнение пробела в праве, когда закон применяется к случаям, прямо им не предусмотренным, но аналогичным тем, которые непосредственно регулируются этим законом. Восполнение любых пробелов в уголовном праве относится к исключительной компетенции законодателя. Суд, прокурор, следователь, органы доз­нания не вправе признавать преступлением деяние, находящееся за рамками Уголовного кодекса, в том числе путем применения наибо­лее близкой к совершенному деянию его статьи.

Содержание второго тезиса взаимосвязано с первым: нет наказа­ния без указания закона. Это положение означает, что лицу, признан­ному виновным в совершении преступления, может быть назначено только то наказание и в тех пределах, которые предусмотрены УК.

Третий тезис, содержащийся в статье, повторяет идею, выражен­ную в ст. 1 УК, а именно: никакой нормативный акт, кроме УК, не может устанавливать преступность деяния, наказание за него или иные уголовно-правовые последствия.

Принцип равенства граждан перед законом (как и принцип законности) имеет свой конституционный аналог, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ. Этот принцип отличается от конституционного принципа равенства своим специфическим уголовно-правовым со­держанием. В соответствии со ст. 4 УК РФ равенство граждан про­является только в том, что все лица, совершившие преступление, независимо от указанных в статье характеристик, равным образом подлежат уголовной ответственности.

УК не дает исчерпывающего перечня таких характеристик, од­нако указывает некоторые из них: уголовная ответственность на­ступает независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места жи­тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Принцип вины указывает на сугубо персональный характер уголовной ответственности, установленной законом. За совершенное преступление отвечает лишь тот, кто виновен в его совершении.

Этот принцип предполагает наличие не только физической, но и психологической составляющей субъекта ответственности. Человек может быть привлечен к уголовной ответственности, когда преступление было не только «делом его рук», но и продуктом его сознания и воли. Виновным в преступлении может быть признано только такое лицо, которое совершило общественно опасное деяние (действие или бездействие) умышленно или по неосторожности. Вина (наряду с мотивом и целью) образует субъективную сторону преступления.

Это внутреннее психическое отношение липа к совершенному им общественно опасному деянию (действию или бездействию) и его последствиям в форме умысла или неосторожности. Вина является обязательным признаком субъективной стороны преступления. Без вины нет и не может быть состава преступления.

Принцип справедливости означает, что суд при назначении нака­зания должен руководствоваться не эмоциями, не чувством мести, а объективной оценкой совершенного преступления и личности ви­новного.

Наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, при­мененная к лицу, совершившему преступление, являются справед­ливыми, когда соответствуют характеру и степени общественной опасности деяния, конкретным обстоятельствам совершения пре­ступления и особенностям личности преступника.

Принцип справедливости означает максимальную индивидуали­зацию ответственности и наказания. Возможность реализации этого принципа заключается в самом содержании уголовного закона. Так, санкции статей Особенной части УК носят относительно определен­ный (предусматривают наказание в определенных пределах) иди аль­тернативный (предусматривают не одно, а несколько видов наказа­ния) характер. Еще более широкие пределы индивидуализации от­ветственности виновного установлены в статьях Общей части, кото­рые позволяют при наличии определенных обстоятельств существенно смягчить ответственность и наказание виновного либо освободить его от уголовной ответственности и наказания.

Одним из важных условий назначения справедливого наказания является правильная юридическая оценка содеянного виновным. Вмененное подсудимому преступление должно быть квалифициро­вано в точном соответствии со статьей (частью статьи) УК, предусматривающей ответственность за его совершение.

Принцип гуманизма исходит из признания ценности человека как личности, уважения его достоинства, стремления к благу как цели общественного прогресса. Уголовно-правовое содержание этого прин­ципа имеет две стороны: обеспечение безопасности членов общества от преступлений и обеспечение прав лицам, совершившим преступление.

Положение об обеспечении уголовным законодательством безопасности человека означает указание на приоритетную задачу УК — охрану человека, его жизни, здоровья, достоинства, прав и свобод, собственности от преступных посягательств. Установление уголовного наказания предполагает оказание сдерживающего влияния на склонных к совершению преступлений членов общества, предуп­реждение совершения преступлений и обеспечение защиты общества и прав отдельного человека.

Принцип гражданства означает, что граждане России и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. Военнослужащие воинских частей России, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором России.[1]

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие общественные отношения входят в предмет уголовного права?
  2. Что входит в особенную часть уголовного права?
  3. Охарактеризовать уголовно-правовой принцип вины.
  1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. А.В.Наумова. М., 1996.
  2. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1997.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Лебедева. М., 1996.

[1] Уголовное право: учебник для студентов вузов. / Под ред. проф. Ветрова Н.И., Бриллиантова А.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005 г., с. 4 – 14.

Основной метод правового регулирования в уголовном праве

1. Понятие, предмет, метод и задачи российского уголовного права как отрасли права. Общая и Особенная части уголовного права: их соотношение. Соотношение уголовного права и уголовного законодательства.

Уголовное право как отрасль права – это одна из отраслей системы Российского права, которая представляет собой совокупность юридических норм, установленных высшим законодательным органом государства и определяющих принципы и основания уголовной ответственности, преступность и наказуемость общественно-опасных деяний, порядок и виды освобождения от уголовной ответственности и (или) от наказания, а также основания и пределы применения мер уголовно-правового характера, не являющихся наказанием.

Предмет уголовного права как отрасли законодательства – уголовное законодательство, т. е. система норм, принимаемых высшим органом федеральной власти – Государственной Думой Федерального Собрания, определяющих принципы и основания уголовной ответственности, круг деяний, объявляемых преступными, виды и размеры наказаний за них, основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Предмет уголовного права как отрасли права – уголовное законодательство и уголовно-правовые отношения, связанные с законотворчеством и право применением. К первой из них относятся охранительные уголовно-правовые отношения, возникающие между государством, выступающим в лице уполномоченного на то органа, и лицом, совершившим деяние, содержащее все признаки состава преступления. Вторая разновидность общественных отношений, которые входят в предмет уголовного права, регулируется уголовно-правовыми нормами, наделяющими граждан правом па причинение вреда при наличии определенных обстоятельств: состояния необходимой обороны, крайней необходимости и т.д.

Предмет уголовного права включает в себя также и соотношение уголовного права со смежными отраслями права. Уголовное право граничит с целым рядом отраслей права и наук: криминологией, уголовно-исполнительным правом, уголовно-процессуальным правом, уголовной статистикой, административным, гражданским, финансовым, налоговым, международным правом и др.

Уголовное право обладает специфическим методом правового регулирования . В отличие от других норм права, устанавливающих дозволения, предписания и запреты, уголовно-правовые устанавливают почти исключительно запреты, а суть предписаний сводится к неукоснительному соблюдению этих запретов. В силу этого уголовно-правовому регулированию присущ императивно-запретительный метод. Метод правового регулирования – способ воздействия норм права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Методом охранительного уголовно-правового отношения является установление запрета совершать предусмотренные законом деяния под угрозой применения уголовного наказания. Такой метод правового регулирования является специфичным, он не свойствен ни одной другой отрасли права; только в уголовном праве способ реагирования на юридические факты в виде совершения преступления заключается в установлении преступности и наказуемости деяний, уголовных запретов их совершения.

Для регулятивных уголовно-правовых отношений характерен метод наделения граждан определенными правами (например, правом на обоснованный риск, неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения и т.д.). При реализации указанных прав допускается причинение вреда охраняемым законом общественным отношениям, а при определенных условиях — даже лишение жизни другого человека.

Задачи

· охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

· Для осуществления этих задач устанавливается основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Система уголовного права включает две части:

1) Общую – В ней законодатель провозглашает задачи уголовного законодательства и его принципы, указывает основание уголовной ответственности, определяет действие закона во времени и в пространстве, формулирует понятие преступления и выделяет категории преступлений, формы и

виды вины, называет общие условия уголовной ответственности (возраст, вменяемость), закрепляет перечень обстоятельств, исключающих преступность деяния, дает понятие и характеристику стадиям совершения преступления, соучастию в преступлении, определяет цели наказания, устанавливает систему наказаний, предусматривает порядок назначения наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.;

2) Особенную – включает в себя нормы, в которых содержится описание отдельных видов преступлений и определение меры установленных за их совершение наказаний. Нормы классифицированы по разделам, которые, в свою очередь, состоят из глав.

Уголовное право как отрасль – понятие более широкое, нежели уголовное законодательство. Уголовное право представляет собой самостоятельную отрасль права, т.е. совокупность уголовно-правовых норм как общеобязательных правил поведения, установленных государством, адресованных неопределенному кругу лиц, рассчитанных на неоднократное применение и обеспечиваемых в случае необходимости принудительной силой государства. В тоже время уголовное право как отрасль российского законодательства исчерпывается Уголовным кодексом РФ. Во-вторых, под уголовным правом понимается отрасль права, включающая не только нормы уголовного законодательства, но и возникающие на их основе уголовные правоотношения, а также правотворческую и правоприменительную деятельность. В-третьих, под уголовным правом понимается наука, изучающая эту отрасль права, и учебная дисциплина, изучаемая в высших юридических учебных заведениях.

Предмет, метод и специфические черты уголовного права

Предмет и метод уголовного права как отрасли права

Уголовное право как отрасль права входит в общую систему права России, оно обладает чертами и принципами, присущими праву Российской Федерации в целом (нормативность, обязательность для исполнения и т. д.). Как и для других отраслей права, основой уголовного права выступает Конституция Российской Федерации.

Вместе с тем уголовное право отличается от других отраслей права, так как имеет свои особенные предмет и метод регулирования, свои задачи.

Предмет уголовно-правового регулирования – общественные отношения, к которым относятся:

    1. охранительные уголовно-правовые отношения;
    2. регулятивные уголовно-правовые отношения.

Охранительные уголовно-правовые отношения возникают между государством, выступающим в лице уполномоченного на то органа, и лицом, совершившим деяние, содержащее все признаки состава преступления. Таким образом, предметом охранительных уголовно-правовых отношений является реализация уголовной ответственности и наказания, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Методом охранительных уголовно-правовых отношений является императивный (административно-командный) : установление запрета совершать предусмотренные законом деяния под угрозой применения уголовного наказания.

Регулятивные уголовно-правовые отношения складываются на основе управомочивающих норм, определяющих права участников общественных отношенийна причинение вреда при наличии определенных обстоятельств: состояния необходимой обороны, крайней необходимости и т. д.

Для регулятивных уголовно-правовых отношений характерен диспозитивный метод : наделение граждан определенными правами (например, правом на обоснованный риск, неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения и т. д.).

Метод правового регулирования – совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущим нормам права данной отрасли; совокупность способов воздействия права на определенную область общественных отношений. Метод уголовного права специфичен, он заключается в установлении преступности деяния, уголовных запретов (санкций) за их совершение и порядка назначения наказания.

Таким образом, уголовное право — это совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Являясь отраслью права, уголовное право имеет сходные черты с некоторыми другими отраслями. Наиболее тесно оно связано с административным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом.

В общей теории права существует точка зрения, в соответствии с которой уголовное право лишено самостоя­тельного предмета регулирования; общественные отношения регулируют другие отрасли права (государственное, админис­тративное, гражданское и т. д.), уголовное же право лишь охраняет эти отношения, являясь своеобразным средством их обеспечения. Поскольку право диктует исходящие от государства обще­обязательные правила, оно есть регулятор поведения людей в обществе. В этом смысле не является исключением и право уголовное.

Поэтому неверно представлять дело таким образом, что нормы уголовного права лишь охраняют общественные отношения, регулируемые нормами иных отраслей права. В действительности нормы каждой отрасли права обычно сами охраняют собственные предписания. Уголовно-правовая санк­ция в принципе не может применяться за нарушение, напри­мер, административно-правового запрета, касающегося специфических общественных отношений. Такое правоприменение означало бы грубейшее нарушение законности.

Предмет и метод уголовного права как науки

Предмет науки уголовного права включает:

  1. комментирование, иначе – доктринальное толкование уголовного закона;
  2. разработку рекомендаций для законодательства и правоприменительной практики;
  3. изучение истории уголовного права;
  4. сравнительный анализ отечественного и зарубежного права;
  5. разработку социологии уголовного права, т.е. изучение реальной жизни уголовного закона посредством измерения уровня, структуры и динамики преступности, изучения эффективности закона, механизма уголовно-правового регулирования, обоснованности и обусловленности уголовного закона, криминализации (декриминализации) деяний;
  6. исследование международного уголовного права.

Предмет уголовного права определяет содержательную специфику его метода. Понятием “метод” охватываются методология и методика познания. Методология представляет собой систему категорий диалектического и исторического материализма, позволяющую исследовать и практически применять познанные закономерности, сущность, содержание уголовно-правовой борьбы с преступностью. В диалектическом материализме – это учение о единстве и борьбе противоположностей как источнике развития, о всеобщем взаимодействии количества и качества материи, формы и содержания явлений и понятий, объективного и субъективного, возможности и действительности, причинности и иных видов детерминации и др. Например, диалектическое учение о детерминации находит применение в исследовании причинной связи между преступным действием (бездействием) и вредными последствиями, в исследовании наличия факта соучастия. Диалектика перехода возможности в действительность обосновывает законодательность и правоприменение норм о стадиях совершения преступления, исследование приготовления к преступлению и покушения на преступление.

Методика в уголовном праве представляет собой систему приемов и операций, средств и инструментария исследования уголовно-правовых явлений и понятий.

Основные методы науки уголовного права:
    1. юридический;
    2. уголовно-статистический;
    3. социологический;
    4. системный;
    5. сравнительно-правоведческий (компаративистский);
    6. историко-сравнительный и др.

Юридический метод включает юридико-техническую методику и методы толкования закона. Юридико-технический метод широко используется в нормотворчестве. Система Кодекса и каждая его статья должны отвечать определенным правилам конструирования диспозиции и санкции норм, чтобы быть четкими, ясными, логически последовательными. Толкование закона возможно по способу уяснения смысла и юридической формы грамматическим, логическим, сравнительным, по объему – аутентичным, расширительным, ограничительным.

Уголовно-статистический метод – это познание качественного своеобразия уголовно-правовых явлений и понятий посредством количественных показателей. Этим методом проводится обобщенно-количественное измерение, например, норм, их диспозиций и санкций, структуры наказуемости, судимости.

Социологический метод включает опросы (анкетирование, интервьюирование, экспертные оценки) различных категорий лиц – работников правоохранительных органов, населения, осужденных и др. – по различным аспектам уголовного права

Системный метод обязывает проводить исследования уголовно-правовых явлений и понятий как систем, т.е. целостного множества, состоящего из подсистем и элементов. Этот метод используется в законотворчестве, правоприменении и теории конструирования, познании, применении таких системных институтов, как уголовный закон, принципы права, преступление, вина, множественность преступлений, соучастие, освобождение от уголовной ответственности и наказания. Принципу системности должно отвечать расположение в тексте Кодекса разделов, глав, норм. Макросистемой является УК в целом. Микросистемой – норма, диспозиция которой описывает состав преступления, а санкция – вид и размер наказания.

Сравнительно-правоведческий (компаративистский) метод используется при сопоставлении кодексов различных правовых систем и государств. Он плодотворен и в законодательстве, и в правоприменении, и в науке.

Историко-сравнительный метод значим для восприятия прошлого опыта законодательства и правоприменения.

Все более широкое применение в законодательной, практической, научной и преподавательской деятельности стали находить математические методы, например, моделирование и кибернетические методы. Последние предполагают использование кибернетического инструментария для обработки различного рода информации: уголовно-статистической, социолого-правовой, обобщений судебной, следственной, прокурорской практики. Давно внедряются кибернетические методы и в вузовское обучение юристов, а также в справочную, законодательную, практическую, научно-исследовательскую деятельность.

Уголовное право как наука, являясь составной частью юридической науки, представляет собой систему взглядов, идей, представлений об уголовном праве, его институтах и путях развития. Предмет науки уголовного права намного шире предмета уголовного права как отрасли права. Он охватывает не только действующее законодательство и практику его применения, но и историю становления и развития как уголовных законов, так и самой науки. В предмет науки также входит изучение зарубежного уголовного законодательства.

Сбор персональных данных и подготовка документации для их обработки: как избежать типовых нарушений Закона № 152-ФЗ?

Руководитель группы консалтинга Центра информационной безопасности компании “Инфосистемы Джет”

специально для ГАРАНТ.РУ

Последние несколько лет по всему миру наблюдается тенденция к увеличению штрафных санкций за несоответствие требованиям законодательства в области обработки и защиты персональных данных. Например, с 2 декабря 2019 года в России был введен один из самых крупных штрафов в этой сфере – за нарушение требований к локализации баз данных при первичном сборе персональных данных (ч. 8-9 ст. 13.11 КоАП). Его размеры для компаний варьируются от 1 млн до 6 млн руб. за первое нарушение и от 6 млн до 18 млн руб. при повторном. Существенно возросли штрафы и в Евросоюзе, где последние два года действует Общий регламент по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR), который пришел на смену ранее принятой директиве о защите данных. Так, согласно статистике, опубликованной на сайте www.itpro.co.uk, общая сумма штрафов для компаний, работающих на территории ЕС, за несоответствия требованиям GDPR с начала года составила 68 млн евро. Более 66% этой суммы пришлось на компании из Италии, где было зафиксировано 13 случаев нарушения регламента.

Неудивительно, что вопросы выполнения требований в части обработки и защиты персональных данных неизменно остаются одними из самых важных для компаний. В колонке я выделю ключевые нарушения, которые допускаются при обработке персональных данных в России, и поделюсь рекомендациями, как их избежать.


Что нужно знать о сборе персональных данных, чтобы не нарушить закон?

Как правило, основанием для обработки персональных данных служит либо требование законодательства РФ, либо согласие на обработку персональных данных. Как показывают результаты последних проверок Роскомнадзора – основного регулятора в области защиты персональных данных в России, одной из распространенных ошибок компаний является неправильная организация сбора данных. Обычно проверяющие в этой области чаще всего фиксируют следующие типовые нарушения:

  • компании не всегда собирают все необходимые согласия на обработку персональных данных у субъектов персональных данных;
  • объем обрабатываемых персональных данных не соответствует заявленной цели обработки;
  • форма согласия не соответствует требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ “О персональных данных” (далее – Закон № 152-ФЗ).

До начала сбора персональных данных в организации важно определиться с целью их обработки: именно от этого будет зависеть весь процесс обработки персональных данных. Далее для выбранной цели определяется объем собираемых данных и срок их обработки. С решением последнего вопроса поможет Приказ Росархива от 20 декабря 2019 г. № 236 “Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения”. Если же в нем не удастся найти необходимые документы, организация может определить срок обработки самостоятельно.

Самое важное мероприятие в организации сбора данных – это основание их обработки. Если объем персональных данных соответствует требованиям законодательства, в большинстве случаев получать дополнительное согласие не придется. Исключение составляют передача данных сторонним организациям, сбор дополнительных контактных данных для проведения маркетинговых мероприятий и другие случаи, оговоренные в нормативных актах. Если же объем персональных данных не соответствует требованиям законодательства РФ, необходимо получить согласие на обработку данных.

Существует несколько форм согласий: конклюдентное, письменное и иные (в форме галочки, по телефону и т. д.). Самый строгий тип согласия – в письменной форме, в законодательстве даже прописаны все случаи, когда их нужно получать. Среди них, например, обработка биометрических данных (подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ), специальных категорий персональных данных (п. 1 ст. 11 Закона № 152-ФЗ) и т. п. Если же задача организации не попадает в список особых случаев, можно использовать согласие в другой форме.

По моему опыту сопровождения проверок, у каждой формы согласия есть свои плюсы и минусы:

Форма согласия должна соответствовать требованиям ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ

Для каждой цели нужно получать отдельное согласие, т.к. в ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ “цель” указана в единственном числе

Требуется сохранять подтверждение получения (например, лог-файл на сайте или запись телефонного звонка в случае обработки персональных данных) и доказывать факт наличия согласия при возникновении инцидента. Данные подтверждения могут храниться в течение длительного периода

Представители Роскомнадзора, как правило, рекомендуют учитывать требования ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ

На что еще важно обратить внимание до сбора персональных данных?

  1. В случаях, не установленных законодательством РФ, необходимо получать согласие на передачу данных сторонним организациям. Оно может быть как отдельным, так и встроенным в общее (за исключением случаев, когда требуется согласие в письменной форме).
  2. Когда организация получает данные не напрямую от самого субъекта, нужно либо направить ему уведомление об этом (оно должно соответствовать п. 3 ст. 18 Закона № 152-ФЗ), либо запросить у него согласие на обработку персональных данных. Способ уведомления при этом определяется организацией-оператором обработки данных. Например, это может быть письмо по электронной почте или SMS-сообщение.
  3. При сборе данных нужно использовать базу данных, размещенную на территории РФ.

Подготовка к сбору персональных данных – один из важнейших этапов выстраивания процесса их обработки, а его правильная организация поможет избежать достаточно большого количества ошибок и, как следствие, штрафных санкций со стороны регулятора.


О чем всегда забывают при подготовке документации?

Еще один широко распространенный и не менее важный вид нарушений связан с документацией в области обработки персональных данных. Дело в том, что для полного соответствия требованиям Закона № 152-ФЗ и подзаконных актов организациям нужно иметь огромное количество документов, в иерархии которых не просто разобраться. Как показывают результаты проверок Роскомнадзора, компании допускают три основных нарушения в этой области:

  • отсутствует большая часть необходимой документации;
  • документация не актуализируется на постоянной основе (например, при изменениях процессов обработки персональных данных);
  • не заполняются типовые формы документов (перечни, журналы и др.) в соответствии с внутренней документацией организации.

Как же сформировать полный комплект документов, чтобы пройти проверку без нареканий со стороны представителей регулятора? Работа с персональными данными в любой организации начинается с верхнеуровневого документа, определяющего общие требования, то есть политики. При ее разработке полезно изучить рекомендации Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 31 июля 2017 г.

Среди документов второго уровня в иерархии можно выделить следующие:

  1. Положение об обработке персональных данных. Его можно разработать как отдельно для работников и остальных субъектов данных, так и в виде единого документа. Я рекомендую выбирать второй вариант и не забывать, что с документом нужно ознакомить каждого работника под подпись;
  2. Регламент обработки обращений от субъектов персональных данных / Роскомнадзора;
  3. Регламент проведения внутренних проверок в части соблюдения требований Закона № 152-ФЗ и подзаконных актов в области обработки персональных данных;
  4. Методика оценки вреда субъектам персональных данных. По моей практике, компании крайне редко разрабатывают этот документ, хотя он необходим для успешного прохождения проверки Роскомнадзора;
  5. Иные документы.

Для наглядности иерархическая структура необходимых документов представлена на схеме:

Рис. Иерархическая верхнеуровневая схема документов оператора персональных данных

Список внушительный, не говоря о том, что в этой колонке я не рассматриваю документы по защите персональных данных по требованиям ФСТЭК и ФСБ России. Но и это еще не все: организациям, в которых планируется проверка Роскомнадзора, также следует обратить внимание на подготовку справок по различным вопросам. Например, это может быть информация по обработке данных уволенных работников, справка об обработке биометрических данных и не только. Например, в моей практике был случай, когда компании пришлось подготовить суммарно порядка 200 справок по разным вопросам обработки персональных данных. Так что этот вопрос лучше продумать заранее.


***

При сборе персональных данных важно правильно организовать процесс с самого начала, чтобы в ходе проверок избежать предписаний от Роскомнадзора за такие распространенные нарушения, как отсутствие согласия на форме обратной связи или отсутствие всплывающего баннера в случаях, когда компания использует cookie-файлы посетителей сайта. В настоящий момент планируются изменения в Закон № 152-ФЗ, которые прояснят многие неоднозначные моменты в нормативных требованиях к защите персональных данных. Например, сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект 1 , разрешающий получать одно согласие в письменной форме сразу для нескольких целей обработки персональных данных, что не предусмотрено положениями действующего закона. Кроме того, Роскомнадзор планирует разработать методические рекомендации по обезличиванию данных для коммерческих компаний. Сегодня подобный документ действует только для государственных организаций, что вызывает большое количество вопросов со стороны бизнеса. Тем не менее важно понимать, что даже в случае принятия этих поправок к положениям Закона № 152-ФЗ останется немало открытых вопросов, что требует уделять повышенное внимание к выстраиванию процессов обработки Пдн.

1 С текстом законопроекта № 992331-7 “О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных”” и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Как начинающему бизнесу работать с персональными данными?

Я решил открыть небольшой интернет-магазин, но узнал, что бизнес должен строго соблюдать закон о персональных данных, в том числе разработать документацию по их защите.

Мы собираемся обрабатывать ФИО, телефоны, адреса доставки посылки и технические данные вроде IP-адреса , сведений об используемом браузере и cookies. Можем ли мы обойтись без документации и просто создать магазин на базе сертифицированной CMS или CRM? Нанять фирму, которая помогла бы соблюсти все требования закона о персональных данных, нам не по карману.

Законодательство в сфере персональных данных действительно строгое, за его нарушение могут оштрафовать на несколько десятков и даже сотен тысяч рублей. Если компании и предприниматели собирают информацию о клиентах, они считаются операторами персональных данных и должны работать с этими данными по определенным правилам.

Одно из правил — разработать и утвердить как минимум четыре документа, которые должны соответствовать закону и зачастую содержать технические сведения. Разработка каждого документа — кропотливая работа, и, скорее всего, обойтись без помощи юристов или специалистов в сфере информационной безопасности не получится.

Расскажу основные правила, о которых нужно знать.

Что такое персональные данные

Персональные данные — это любая информация, которая прямо или косвенно относится к определенному человеку и позволяет его идентифицировать.

Проблема в том, что в законе нет точного списка, что считать персональными данными. Некоторые суды полагают, что ими могут быть ФИО человека, его паспортные данные, адрес, номера телефонов. При этом сами по себе ФИО, адрес и номер телефона могут не быть персональными данными: ФИО могут повторяться, по адресу могут регистрироваться разные люди, номер телефона может перейти к другому абоненту, если расторгнут договор на оказание абонентских услуг.

Персональные данные человека собирают, например, когда проводят опросы, оформляют договоры или открывают доступ к сервисам на сайте.

Те, кто собирает данные, считаются операторами персональных данных, а люди, чьи данные собрали, — субъектами персданных. Оператором может быть кто угодно: физлицо, ИП, организация, государственный орган.

Просто так собирать, хранить или передавать данные третьим лицам нельзя. Сначала нужно подготовить условия, чтобы информация накапливалась в безопасном месте и никуда не утекала. А еще получить у субъекта персональных данных разрешение на сбор и обработку информации о нем. Без его согласия никакую персональную информацию хранить нельзя, иначе оператора привлекут к ответственности.

Все свои действия — что будут собирать и как будут работать с данными — операторы описывают в документах.

Как победить выгорание

Какие документы нужны для сбора персданных

Чтобы собирать и работать с персональными данными, оператор должен разработать и ввести в действие довольно большой пакет документов. Вот только базовые:

  1. Политика обработки персональных данных. В ней пишут, что за организация собирает данные, у кого, для чего, что именно она собирает и что будет делать с этими сведениями. Политику всегда публикуют на сайте оператора.
  2. Положение об обработке и обеспечении безопасности персональных данных. В нем прописывают практически то же самое, что и в политике. Но положение — внутренний акт оператора, его утверждают приказом руководителя компании или ИП. Публиковать его нигде не нужно.
  3. Модели угроз безопасности. В этом документе пишут, какие есть риски утечки данных и что делает оператор, чтобы их избежать. В законе о персональных данных не сказано, что модели угроз нужно прописывать в локальном акте, но я рекомендую это сделать. Одна из мер обеспечения безопасности персональных данных — определение угрозы. Как это делать, пояснила ФСТЭК в своих методических рекомендациях. Чтобы показать контролирующим органам, что вы учли рекомендации и проработали модели угроз безопасности, лучше оформить все документально.
  4. Приказ о назначении человека, ответственного за обработку персональных данных . Им может быть юрист или ИТ-специалист.
  5. Формы согласий на обработку персональных данных. Эти документы должны подписывать посетители сайта, то есть люди, чьи данные хочет собрать оператор.

В разработке документов участвует тот, кто отвечает за обработку персональных данных. Это необязательно должен быть сотрудник компании — к обработке данных можно привлекать и приглашенных специалистов.

После того как вы разработаете и утвердите все документы, нужно уведомить контролирующий орган о том, что вы будете собирать и обрабатывать персональные данные. За тем, как бизнес исполняет закон об обработке персональных данных, следит Роскомнадзор. Операторы отправляют ему уведомления, а ведомство заносит их в реестр операторов.

Можно ли работать с персональными данными и не уведомлять об этом Роскомнадзор

Есть ситуации, когда компания или физлицо работает с персональными данными, но уведомлять об этом Роскомнадзор не нужно. Вот несколько примеров:

  • работодатель собирает, изменяет, обезличивает, удаляет и не передает третьим лицам персональные данные своих работников. Например, собирает СНИЛС, ИНН и паспортные данные, чтобы платить за сотрудников взносы;
  • персональные данные нужны для гражданско-правового договора, их не распространяют и не передают третьим лицам. Например, клиент нанимает фотографа для съемки и в договоре оказания услуг пишет свои ФИО и паспортные данные. Так как после съемки фотограф не будет нигде хранить эти данные и не планирует, допустим, отправлять клиенту рекламу, становиться оператором ему не нужно;
  • компания публикует некоторые персональные данные с разрешения человека. К примеру, выкладывает на своем сайте фотографии работников, указывает их должности, ФИО и сведения об образовании;
  • персональные данные нужны, чтобы выдать разовый пропуск на территорию;
  • компания или физлицо собирает данные на бумаге, без средств автоматизации. Например, проводит на улице анонимный опрос о вреде курения.

Вы хотите ежедневно обрабатывать персональные данные пользователей интернет-магазина: ФИО, номера телефонов, адреса доставки посылки и технические данные вроде IP-адресов , сведений об используемом браузере и cookies. Вся эта информация относится к конкретному человеку, прямо и косвенно, и позволяет его идентифицировать. Об этом нужно уведомить Роскомнадзор.

Просто собирать информацию о клиентах в системе — даже сертифицированной и защищенной — не получится. Вам придется зарегистрироваться в качестве оператора персональных данных, а для этого нужно разработать документацию и отправить уведомление в Роскомнадзор.

Как подать уведомление в Роскомнадзор

Уведомление подает тот, кто отвечает за обработку персональных данных. Его можно отправить обычной почтой или через сайт Роскомнадзора, если есть усиленная квалифицированная электронная подпись или регистрация на госуслугах.

В уведомлении нужно подробно описать:

  1. Кто будет собирать информацию и какую именно: имена, адреса, технические данные, номера телефонов.
  2. Для чего и каким образом собираются персональные данные. Например, «для организации деловых поездок» и «с помощью средств автоматизации». Средства автоматизации — это, к примеру, корпоративный компьютер или программы бухучета. В законе это называется средствами вычислительной техники.
  3. Где будете хранить персональные данные.
  4. Какие меры принимаете, чтобы их обезопасить. Например, вы назначили ответственного за обработку данных, разработали политику и модели угроз безопасности, обучили людей, которые будут работать с персональными данными.

Необходимых мер по закону больше — все не перечислить. Чтобы их соблюсти и ничего не нарушить, как раз и понадобятся юристы или специалисты в сфере ИТ и информационной безопасности.

В уведомлении нужно указать полный адрес с почтовым индексом места, где расположены серверы компаний, на которых хранятся базы персональных данных. Роскомнадзор зарегистрирует уведомление и внесет оператора в реестр в течение 15 дней. Платить за это не нужно.

Что нужно сделать перед отправкой уведомления в Роскомнадзор

После того как вы разработаете документацию, я рекомендую перепроверить несколько вещей перед тем, как уведомлять Роскомнадзор. Ведомство требует максимально актуальную информацию, поэтому лучше перестраховаться.

Просмотрите и обновите списки. Вот они:

  1. Список персональных данных, которые вы обрабатываете.
  2. Перечень субъектов, с чьими данными вы работаете.
  3. Перечень третьих лиц. Третьи лица для оператора — это компании, которым вы поручаете обработку персданных, или компании, с которыми вместе обрабатываете данные для общих целей. Например, фирмы, которые предоставляют вам какие-либо услуги на аутсорсинге. Подавать список третьих лиц в Роскомнадзор не нужно, но при проверке ведомство может про него спросить.

Проверьте информационные системы по обработке данных. Сервисы, которые собирают и хранят данные ваших клиентов, должны быть оснащены средствами защиты информации — СЗИ. Это может быть антивирусная программа или электронный замок.

СЗИ должны быть сертифицированы Федеральной службой по техническому и экспортному контролю России. Если Роскомнадзор придет с проверкой, он будет запрашивать сертификат на СЗИ.

Что будет, если не отправить уведомление в Роскомнадзор

Если оператора нет в реестре, Роскомнадзор рано или поздно сам его найдет. Ведомство регулярно просматривает сайты, где собирают персональные данные, выясняет, кому они принадлежат, и отправляет владельцам письма-запросы.

На такое письмо нужно ответить в течение 10 дней: отправить в ведомство уведомление о включении в реестр или обоснованный отказ.

Если владелец сайта не ответит на запрос Роскомнадзора, его могут оштрафовать:

  1. Физлицо — на 100—300 Р .
  2. ИП — на 300—500 Р .
  3. Организацию — на 3000—5000 Р .

Да, эти штрафы небольшие, но еще Роскомнадзор может организовать проверку — и если обнаружит другие нарушения, суммы будут серьезнее. Например, минимальный штраф для ИП — 10 000 Р , для организации — 30 000 Р . А если хранить данные россиян на зарубежных серверах и игнорировать предупреждения Роскомнадзора, можно получить максимальный штраф — 18 000 000 Р .

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Читайте также:
Последующая реализация без правовых ограничений
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: