Опасные: последствия нарушения дисциплины

Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение

  • Определение дисциплины труда по ТК РФ
  • Виды взысканий за нарушение дисциплины работником
  • Особый вид взыскания — увольнение
  • Требования к порядку оформления нарушения
  • Как можно снять взыскание?
  • Итоги

Определение дисциплины труда по ТК РФ

Дисциплина труда, согласно ст. 189 ТК РФ, это обязанность работника подчиняться правилам поведения, действующим у конкретного работодателя. В частности, в них включаются правила, установленные:

  • Трудовым кодексом, связанные с основными правами и обязанностями сторон трудового договора;
  • внутренними актами, определяющими общие правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективным договором, регулирующим ряд вопросов взаимодействия администрации и коллектива;
  • должностными инструкциями, определяющими круг функций работников, занимающих определенные должности;
  • инструкциями по иным вопросам, отражающим правила поведения на рабочем месте;
  • трудовыми договорами, индивидуально заключаемыми с каждым работником.

Комплекс этих правил определяет дисциплину труда, которой присущи как общие для всех работников моменты, так и относящиеся конкретно к отдельным индивидам.

Нарушение трудовой дисциплины чревато для работника дисциплинарным взысканием. Согласно ст. 192 ТК РФ его можно применить, если по вине работника должностные (трудовые) обязанности не исполнены им или исполнены недолжным образом. То есть последствия в виде наказания могут наступить для работника за проступок, связанный не только с нарушением им трудового законодательства или распорядка, установленного работодателем, но и в связи с ненадлежащим выполнением своих основных трудовых функций. Причем в силу уникальности набора обязанностей для определенных должностей подход к определению факта наличия дисциплинарного проступка индивидуален. И может случиться так, что событие, считающееся нарушением для одного работника, не будет таковым для другого.

Примерами нарушения дисциплины труда могут быть:

  • длительное немотивированное отсутствие на рабочем месте;
  • необоснованный отказ от прохождения обязательных осмотров или инструктажей, без которых невозможен допуск к работе;
  • необоснованный отказ от заключения договора о полной материальной ответственности в случае, если должность работника обязывает к оформлению этого договора.

Можно ли привлечь работника к дисциплинарной ответственности за отказ носить маску в период распространения коронавирусной инфекции? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Виды взысканий за нарушение дисциплины работником

В качестве наказания за нарушения дисциплинарного характера к работнику можно применить следующие виды воздействия (ст. 192 ТК РФ):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

За какие нарушения можно применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Эти наказания допустимы к применению любыми работодателями. Но могут использоваться и другие их виды, если для определенной категории работников они предусмотрены законодательством.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Применять в качестве дисциплинарного взыскания денежный штраф нельзя. За это работодатель сам может получить штраф от трудинспекции. А если оштрафованный обратится в суд, работодателя обяжут возместить ему удержанное, выплатить проценты за просрочку по ст. 236 ТК РФ, а возможно и компенсировать моральный вред. Можно ли за проступки лишать работников премии, узнайте здесь.

За один проступок наказание может быть только одно (ст. 193 ТК РФ). Но если нарушение не пресечено наказанием (продолжает длиться), если оно периодически повторяется или совершается новый вид проступка, то к этим нарушениям взыскание будет применяться заново. То есть один работник может в течение какого-то времени получить несколько наказаний.

Если в результате дисциплинарного проступка, совершенного работником, работодателю причинен материальный ущерб, то он вправе применить к нарушителю двойную ответственность (ст. 248 ТК РФ): и дисциплинарную, и материальную.

Когда проступок сотрудника не влечет за собой серьезных последствий, то наказание имеет воспитательную цель и выражается в оформлении замечания или выговора. К увольнению прибегают как к крайней мере в случае грубых нарушений дисциплины.

Особый вид взыскания — увольнение

К грубым проступкам, при которых допустимо увольнение, относят:

  • неоднократно совершенные нарушения дисциплинарного характера (п. 5 ст. 81 ТК РФ).
  • прогул, которым считается отсутствие на рабочем месте более 4 часов подряд или всю смену (подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ);
  • появление на работе под воздействием опьяняющих веществ (подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ);
  • разглашение сведений, относящихся к тайне любого уровня: от государственной до персональной (подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ);
  • причинение вреда чужому имуществу, если этот факт установлен законодательно (подп. «г» п. 6 ст. 81 ТК РФ);
  • наступление тяжелых последствий для людей и имущества или создание высокой вероятности наступления их в результате нарушения работником требований охраны труда (подп. «д» п. 6 ст. 81 ТК РФ);
  • совершение материально-ответственным лицом действий, ставящих под сомнение вопрос доверия к нему (п. 7 ст. 81 ТК РФ);
  • сокрытие работником, занимающим должность, предполагающую открытость сведений о его материальном положении, данных о принадлежащем его семье имуществе (п. 7.1 ст. 81 ТК РФ);
  • совершение аморального поступка воспитателем (п. 8 ст. 81 ТК РФ);
  • принятие руководителем юрлица решения, которое привело к материальному ущербу для этого юрлица (п. 9 ст. 81 ТК РФ);
  • грубое нарушение своих непосредственных трудовых обязанностей руководителем юрлица (п. 10 ст. 81 ТК РФ);
  • второе совершенное за год грубое нарушение педагогом устава образовательной организации (п. 1 ст. 336 ТК РФ);
  • нарушение спортсменом антидопинговых правил или его дисквалификация (ст. 348.11 ТК РФ).
Читайте также:
Два договора на один предмет: последствия

Увольнение не является обязательной мерой. Руководитель, принимающий решение о виде наказания за проступок, может, учитывая все обстоятельства нарушения, избрать более мягкий вид взыскания.

Требования к порядку оформления нарушения

Чтобы наказание имело юридическую силу и не было оспорено работником (особенно в случае увольнения), необходимо соблюсти ряд требований к срокам и порядку оформления документов, связанных с нарушением:

  • Факт знакомства работника с правилами дисциплины труда должен быть документально подтвержден.
  • Должна присутствовать явная вина работника в выявленном нарушении.
  • Факт нарушения должен быть незамедлительно при его выявлении задокументирован.
  • Работник до вынесения решения о наложении взыскания должен получить возможность письменно оправдаться. Если он отказался делать это, то необходимо составить акт об отказе от объяснений. На объяснения работнику дают 2 рабочих дня.

О нюансах составления акта об отказе работника от объяснений читайте в статье «Как составить акт об отказе писать объяснительную?».

  • Решение о взыскании может быть вынесено не позже 1 месяца со дня выявления проступка и не позже 6 месяцев (а применительно к финансовым нарушениям — 2 лет) со дня его совершения с учетом того, что в это время не входят периоды, в течение которых сотрудник может отсутствовать на работе (ст. 193 ТК РФ).
  • С приказом о наказании работника не позже 3 рабочих дней надо ознакомить под расписку, а если он откажется его подписать, то отразить этот факт в акте.

Любое из нарушений, допущенных в процедуре оформления наказания, может привести к признанию его вынесенным незаконно.

Какие риски возможны при несоблюдении порядка увольнения за нарушение трудовой дисциплины, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Как можно снять взыскание?

Взыскания, наложенные в виде замечания или выговора, могут быть сняты одним из двух способов (ст. 194 ТК РФ):

  1. Взыскание снимается автоматически без специальных на то решений, когда истекает срок его действия (1 год со дня вынесения), если за этот период не произошло новых нарушений.
  2. До истечения 1 года при наличии чьей-либо инициативы, поддержанной решением руководства. Инициативу может проявить сам работник, его непосредственный начальник или трудовой коллектив.

Отметка о снятии взыскания так же, как и о наложении его, заносится в личную карточку работника.

О том, какие еще кадровые документы нужно оформлять по каждому работнику, читайте в материале «Кадровые документы, которые должны быть в организации».

Итоги

Несоблюдение работником дисциплины труда позволяет работодателю реализовать право на его наказание, выбрав для этого меру в диапазоне от воспитательной до радикальной. Однако вся процедура оформления наказания должна строго соответствовать законодательству.

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 5

Параграф 5. Для чего нужна дисциплина

Страница 39

Какие существуют правила жизни людей в обществе? Почему важно соблюдать эти правила? Что такое нормы и санкции?

Люди в обществе соблюдают определенные правила. Эти правила по-другому называются нормами. Они регламентируют, что можно делать, а что делать запрещено. Правила важно соблюдать для того, чтобы не доставлять дискомфорт другим людям. Соблюдение норм – это проявление уважения к окружающим.

Нормы – это ряд правил, которые позволяют регулировать отношения людей в обществе.

Санкции – это понятие, которое подразумевает меру воздействия на нарушителей правил. Чаще они несут неблагоприятные последствия, включая штрафы, административные аресты, лишение свободы и другие наказания.

Всем ли обязательно соблюдать дисциплину? Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

Дисциплина – это порядок поведения в обществе, который складывается на основе норм, прав и требований. Она является необходимым условием для поддержания комфортных условий жизни, поэтому соблюдать дисциплину должны все без исключения.

Внешняя дисциплина – это порядок поведения, который соблюдается только в случае контролирования со стороны.

Внутренняя дисциплина – это соблюдение правил порядка, норм и морали человеком без какого-либо принуждения, а исключительно по собственной воле.

Страница 40

Сравни наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждет опоздавшего в школу. Какое из них строже и почему?

За то, что Иван покинул территорию военной части, он получил выговор от старших по званию сослуживцев. К нему применят санкции в виде наказаний, предусмотренных за нарушение воинской дисциплины. Его наказание будет намного строже, чем то, что получит школьник, опоздавший на урок.

Нарушение воинского порядка является серьезным проступком в то время, как опоздание на урок – выражение дурного тона. Вероятно, Ивану грозит, как минимум, выговор, а не пунктуального ученика пустят на урок, сделав небольшое замечание.

Страница 41

Что объединяет все перечисленные факты? А приходилось ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?

Перечисленные факты объединяет нарушение правил безопасности и отсутствие дисциплины. Эти исторические события являются показателями того, как не нужно поступать в будущем. Они служат, своего рода, уроком, который учит тому, что соблюдение правил и требований важно, а их нарушение может повлечь за собой серьезные последствия.

Читайте также:
Последствия заключения мирового соглашения в гражданском процессе

В жизни можно встретить массу похожих примеров. Люди часто забывают пристегиваться в автомобиле, говорят по телефону за рулем или отвлекаются на что-то другое во время ведения транспорта. В результате на дороге происходят сотни дорожно-транспортных происшествий, уносящих за собой жизни невинных людей.

Страница 44

Перед тобой два плаката (с. 42-43). С какими фрагментами параграфа они тематически связаны? Какие вопросы ставит перед зрителями каждый из плакатов и какие ответы предлагает?

Оба плаката связаны с темой параграфа – с дисциплиной. Мне кажется, что они относятся к первому разделу параграфа – дисциплина обязательная и специальная.

Смысл первого плаката заключается в том, что падение уровня дисциплины способно привести к разрушению транспорта. Это касается как тех людей, которые занимаются работой, связанной с транспортом, так и обычных граждан.

Человек, создающий и эксплуатирующий транспорт, должен ответственно относиться к своей работе, чтобы не изготовить и не выпустить бракованные средства передвижения. Обычные граждане, например, водители, должны так же быть дисциплинированными и не нарушать правил дорожного движения. В противном случае это грозит не только приведением транспорта в негодность, но и риском навредить себе и окружающим пешеходам.

Второй плакат призывает к уважению чужого труда. Девочка убралась в комнате, а мальчик оставил после себя мусор на полу. Так поступать нельзя, потому что люди тратят собственное время и усилия на какое-либо дело. Те, кто не уважает их труд, получают не только осуждение, но и портят отношения с этими людьми, доставляя им неприятные ощущения.

Страница 46

Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А.С. Макаренко? Какие из этих правил можно ввести в классе, школе, лагере?

Все правила, придуманные педагогом Антоном Семеновичем Макаренко, можно использовать в современных детских коллективах.

Например, избирая в лагере, школе или классе командира, мы воспитываем в нем лидерские качества и учим других подчиняться ему, то есть соблюдать дисциплину. Научиться слушать другого и уважать чужое мнение и труд можно только, побывав на его месте.

Человек, который не слушает командира, вступая на его пост, понимает, как тяжело поддерживать порядок в коллективе, поэтому анализирует все свои ошибки в поведении и старается больше не допускать их.

Неограниченная свобода в какой-то степени позволяет формировать дисциплину и ответственность в людях. Если разрешить детям делать только то, что они хотят, то они вскоре поймут, что такое условие не приведет к порядку в обществе. Они осознают, что без правил и дисциплины невозможно жить в комфортных условиях.

Если формировать коллективы из детей разных возрастов, то можно тоже многому научиться. Старшие смогут научиться воспитывать младшее поколение и передавать ему ценные знания. В своем время младшие дети будут впитывать знания, перенимать полезные привычки и понимать, как нужно жить так, чтобы всем было удобно и хорошо.

Задание 1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?

Дисциплина – это свод правил, направленных на регулирование поведение человека. Она является неотъемлемой частью человеческой жизни, без которой нельзя представить нормальную и комфортную жизнь в обществе.

Дисциплина призвана учить людей нормам морали и воспитывать в них лучшие качества: ответственность за свои слова и поступки, уважение чужого мнения и труда.

Задание 2. Какая бывает дисциплина?

Дисциплину можно поделить на несколько видов:

  • Общеобязательная дисциплина должна быть исполнена всеми людьми безоговорочно. Каждый гражданин должен исполнять ряд обязанностей, возложенных на его плечи, для достижения общего порядка.
  • Специальная дисциплина свойственна определенным группах людей. Она носит название в зависимости от коллектива. Например, существует школьная, воинская, трудовая дисциплины. Каждый школьник обязан выполнять те требования, которые указаны в правилах его организации, то есть школьный устав.

Помимо этого в тексте параграфа выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплины. Внешняя обозначает, что человек выполняет требования только в том случае, если его контролируют со стороны. Он осознает, что может быть наказан и поэтому старается не нарушать правила.

Внутренняя дисциплина предполагает добровольное исполнение задач и обязанностей. Человеку не нужно принуждения к тому, чтобы он следовал правилам. Он сам понимает важность соблюдения законов и исполнения обязанностей. По-другому, внутреннюю дисциплину можно назвать самоконтролем.

Задание 3. Каковы последствия нарушения дисциплины?

Нарушение дисциплины несет за собой негативные последствия. В некоторых случаях человек получает незначительные санкции в виде замечаний со стороны. Например, мальчик выбрасывает мусор на улице не в специально отведенное для этого место.

За это его могут осудить взрослые, но большей меры пресечения он не получит. В то же время солдат, который покидает воинскую часть в неположенное время, наказывается более строго.

На него возлагается большая ответственность, и ему приходится не только выслушивать выговор, но и отрабатывать проступок. Наиболее страшные последствия несут за собой те нарушения дисциплины, которые связаны с выходом за рамки законов.

Если гражданин нарушает общественный порядок и не следует правилам, описанным в основных законодательных документах государства, то он платит штраф, отправляется на исправительные работы или заключается в колонию.

Читайте также:
Как прогулять работу без последствий

Кроме вышеперечисленных последствий хочется отметить некоторые моральные факторы. Ответственные люди, которые не по своей воле или случайно нарушают дисциплину, испытывают неприятные ощущения, связанные с ухудшением настроением. Они винят себя за то, что нарушили нормы морали, и чувствуют себя некомфортно.

Задание 4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?

«Дисциплина хромает» — это выражение обозначает, что дисциплина нарушена. Обычно так говорят про людей, которые не обладают достаточным уровнем воспитания и ведут себя неподобающе. Например, парень не уступает место пожилому человеку в транспорте. В таком случае про него можно сказать, что его «дисциплина хромает».

Задание 5. С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выйти играть»?

По моему мнению, высказывание Льва Николаевича Толстого связано с разделом параграфа, посвященным внутренней дисциплине. Человек с самоконтролем ведет себя так, что ем легче принимать решения в каких-либо вопросах. Он следует правилам порядка и нормам морали, поэтому не испытывает моральных мучений, чувствует себя более уверенно и легче справляется со всеми трудностями.

Страница 47

Задание 1. Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.

а) Речь идет о специальной, в частности, воинской дисциплине.

б) В этом пункте говорится о специальной – трудовой дисциплине, которой должен подчиняться каждый работник.

в) Под этой буквой ведется речь о специальной, школьной дисциплине. Каждый ученик школы должен соблюдать правила, описанные в уставе учебного заведения.

Задание 2. Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или внутренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?

На мой взгляд, значительно чаще проявляется внешняя дисциплина. Не каждый человек обладает самодисциплиной и силой воли. Иногда людям хочется делать то, что вздумается, поэтому они нарушают порядок. Внешняя дисциплина более распространена, так как она контролируется со стороны.

Например, человек хочет перебежать дорогу в неположенном месте, потому что он думает только о том, чтобы быстрее прийти в назначенный пункт. Если он увидит гражданина, следящего за порядком, в данном случае полицейского, то он не станет этого делать, чтобы не понести наказание за свой проступок.

Задание 3. Вспомни, бывали ли в твоей жизни случаи, когда ты решал делать что-то важное. Например, думал: «С завтрашнего дня буду делать уроки сразу после школы» или «С завтрашнего дня начну все подробно записывать на уроке за учителем». Удалось ли тебе осуществить свои планы? Что помогло или помешало?

В моей жизни несколько раз бывали подобные случаи. Например, я говорил(а) себе о том, что начну бегать по утрам и делать зарядку. У меня не получалось сделать это с первого раза. Сначала мне помешали погодные условия, затем я просто хотел(а) дольше поспать.

В итоге я смог(ла) настроить себя так, чтобы справиться со всеми трудностями и добиться поставленной цели. Мне помогла мотивация о том, что если я стану вставать раньше и делать зарядку, то я буду более бодрым(ой) и смогу сделать больше дел за день.

Задание 4. Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона — внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.

Я думаю, что более надежно оберегает от нарушения закона внешняя дисциплина. Она контролируется со стороны, и поэтому все преступники могут быть наказаны в случае нарушения правил. Внутренняя дисциплина подразумевает то, что за нарушение человек не понесет наказания, поэтому люди, нарушающие ее, меньше переживают о своей дальнейшей судьбе.

Самый простой пример нарушения дисциплины из литературы – сказка «Гуси-лебеди». Девочка убежала гулять с подругами и оставила младшего брата одного. Она нарушила указания родителей, то есть ее дисциплина хромала. В итоге она осознала уровень возложенной на нее ответственности и смогла найти правильный выход из ситуации.

Задание 5. Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связаны между собой дисциплина и ответственность.

Примеры несоблюдения дисциплины

Одно из последних нарушений дисциплины, которое удавалось мне наблюдать своими глазами, было связано с нарушением школьных правил. Ученик пришел в школу с опозданием и не в той форме, которая указана в уставе школы. За это его выгнали с урока и потребовали прийти на следующий день вместе с родителями в кабинет директора.

Вред данного случая заключается в том, что ребенок уже со школьного возраста не может приучить себя следовать порядку, указанному в правилах организации. В будущем ему придется работать на каком-то предприятии, где будут свои правила. И если пока наказание ограничивается визитом родителей и замечаниями, то позднее это может грозить штрафом и увольнением.

Читайте также:
Последствия расторжения договора подряда

Другой неприятный случай я видел(а) в автобусе. Мальчик не заплатил за проезд и вышел из транспорта на своей остановке. В тот день ему повезло, потому что никто не заметил, что он проехал «зайцем», но в какой-то момент его поймают и заставят платить штраф, сумма которого будет значительно выше той, что указана в стоимости проезда.

Вред данной ситуации в том, что парень не может приучить себя не нарушать установленный порядок. Он действует в своих интересах и не считается с мнением окружающих. Кроме того он поступает несправедливо по отношению к другим людям. В нашей стране все равны, и если один не платит за проезд, а другие оплачивают, то это несправедливо.

Последствия нарушений

Нарушения дисциплины могут нести за собой опасные последствия. Самое страшное – это преступления против человечества. Люди не осознают того, что они не должны поступать против воли других людей и нарушать их права и свободы.

Они не только причиняют им моральный и материальный вред, но и могут угрожать их здоровью и жизни. В истории нашей страны есть множество примеров, связанных с нарушением прав людей. Во время войны фашисты совершали зверские преступления против окружающих, истязая и убивая невинных людей. К счастью, нарушение закона в нашей стране карается наказанием, и все преступники несут ответственность за содеянное.

Какая связь между дисциплиной и ответственностью

Дисциплина и ответственность напрямую связаны между собой. Отсутствие одного из факторов влечет за собой отсутствие другого. Без ответственности не может существовать дисциплины. Это правило работает и в обратную сторону.

Задание 6. Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.

Я поддерживаю мнение Анны. Дисциплина помогает человеку не нарушать правила и не заходить за рамки дозволенного. С помощью дисциплины люди могут контролировать свое поведение, экономить время и легче справляться с трудностями и добиваться значительного успеха в делах.

Что такое дисциплина — зачем она нужна, примеры и последствия нарушения

В настоящее время трудно встретить такого человека, который не мечтал бы стать успешным и богатым. Все люди стремятся к саморазвитию, ставят перед собой высокие цели, ради достижения которых они готовы на многое. Часто результат в подобных ситуациях не достигается либо же является неудовлетворительным. В таком случае наступает сильное разочарование. Поэтому так важно знать с самых малых лет, что такое дисциплина, и зачем она нужна.

Определение и виды

Говоря о том, зачем нужна дисциплина, следует ознакомиться с переводом этого слова. На латинском языке disciplina означает «выдержанность» и «строгость». Если говорить другими словами, то дисциплина — это способность человека соблюдать нормы и порядок, установленные в обществе.

На сегодняшний день успешными людьми являются те, которые всё успевают. Они умеют чётко расставлять приоритеты и задачи, в совершенстве распределяют собственное время. Такие люди способны на многое, но только лишь в том случае, если станут придерживаться выбранной тактики действий.

Дисциплина поможет человеку организовать самого себя, задать своей работе определённый курс. Но здесь требуется поставить некоторые обязательства перед собой. Проблема заключается в том, что многие не привыкли жить по внешним рамкам и внутренним правилам. Но именно это и оттачивает характер личности. Поэтому ученикам средней школы рассказывают, для чего нужна дисциплина.

В учебнике «Обществознание» для 7 класса, для чего нужна дисциплина и что это такое, дается четкое определение: «Дисциплина — это правила поведения, обоснованные на принятых в обществе нормах и требованиям, присущие какому-либо конкретному месту, например, офис, аэропорт, школа».

Всего основных видов шесть:

  • Государственная.
  • Трудовая.
  • Договорная.
  • Финансовая.
  • Технологическая.
  • Воинская.

    Каждая из них подразумевает свои особенности к обращению и отношению.

    Впервые люди сталкиваются с необходимостью дисциплины ещё в детском саду. Именно там детей приучают к соблюдению определённого режима. Затем начинается школа, где ученикам задают на домашнее задание, которое следует в обязательном порядке выполнять. Уже с ранних лет родители обучают ребенка к ответственности, соблюдению порядка. Если человека с детства приучить к определенному режиму и правилам поведения в обществе, то в будущем ему придётся намного легче.

    Важность дисциплины

    Дисциплина в качестве определенного порядка поведения, который будет соответствовать нормам и моральным принципам, требуется человеку не только в интересах общества. Она является немаловажным условием благополучия всех людей. Упорядоченность и согласованность действий позволят личности достичь поставленных целей, добиться именно тех материальных ценностей, которые ему необходимы. Когда люди придерживаются общепринятого распорядка, они начинают ощущать себя наиболее комфортно.

    Читайте также:
    Налог на прибыль к уменьшению: последствия

    Дисциплиной можно также назвать закон жизни, который существует во всех её уровнях. Даже природа любит во всём упорядоченность, что доказывают такие явления:

    • времена года;
    • день и ночь;
    • восход и закат;
    • приливы и отливы.

    Довольно часто людям не хватает мужества, чтобы придерживаться поставленных целей. Но ответственность возможно тренировать, как и любой другой навык. Поэтому так важно знать, для чего человеку необходимо соблюдать требования дисциплины.

    Как стать дисциплинированным

    Чтобы развить в себе самодисциплину, необходимо взять на себя обязательства, на которых следует основываться в дальнейшем. Человек, ставший морально сильнее, сможет вдохновлять и себя, и остальных на новые достижения. Чтобы развить в себе дисциплину, специалисты рекомендуют записывать поставленные цели и планы на бумагу, при этом устанавливать определенные временные рамки для них. Периодически следует ввести отчётность, чтобы прослеживать успехи, а также видеть, над чем ещё стоит поработать, чтобы достигнуть желаемого.

    Чтобы развить в себе самодисциплину, придётся отказаться от пустых развлечений, сконцентрировать все внимание на поставленной цели и осознанности дела. Однако часто этому мешает чрезмерная импульсивность и отвлечение. По мере нарастания усталости у человека может также пропасть желание развивать в себе дисциплину. Интернет, телевизор, вредная еда, социальные сети, постоянный обмен сообщениями в мессенджерах не по делу — тоже враги, мешающие саморазвитию. Действенные методы повышения дисциплины:

  • Спорт. Тренировка способна не только сформировать красивое тело и укрепить общее самочувствие. Физические упражнения также помогают развить силу воли. А именно волевые люди достигают поставленных целей.
  • Режим дня и питание. Нормальный сон способен привести в норму психическое и физическое состояние организма. Правильный рацион и режим питания зарядят человека порцией энергии, делая его более бодрым и готовым свернуть горы на своём пути.
  • План. Если отсутствуют четко поставленные цели и пути по их достижению, то нельзя сформировать дисциплину. Поэтому необходимо планировать свою жизнь на некоторое время вперёд.
  • Работа над собой. Всегда довольно тяжело работать над чем-то, если постоянно отвлекаться и витать в облаках. Поэтому весьма важно сконцентрировать внимание и развить в себе усидчивость.
  • Мотивация. Это важный момент в развитии дисциплины. Каждый должен знать, зачем он выполняет те или иные действия, ради какой цели.

    Дисциплинированным человеком можно назвать того, кто способен мыслить, отделять второстепенное от главного. Если научиться расставлять собственные приоритеты, двигаться только к поставленным целям, специально освободиться от тех убеждений, которые часто бывают навязаны извне, то можно воспитать в себе собранность и ответственность. Когда человек научится самодисциплине, то ему станет намного легче управлять самим собой, а также добиваться реальных результатов.

    Последствия нарушения порядка

    Весьма важно также ознакомиться с тем, каковы последствия нарушения дисциплины. Если это будет неподготовленный доклад к уроку, неразобранная тема, ненаписанное сочинение или эссе, невыученный конспект, несделанная презентация, таблица, схема или плакат к мероприятию, то, конечно, это никому не навредит. В худшем случае ученика могут оставить на второй год.

    Однако существуют и более опасные последствия нарушения, например, человека могут уволить за неуважительный прогул с работы. Это отрицательно скажется на бюджете семьи и браке в целом. Если говорить о нарушении общеобязательной трудовой дисциплины, то последствия будут еще серьезнее. Именно поэтому каждый гражданин должен придерживаться общих правил и специальных предписаний.

    Что такое дисциплина – зачем она нужна, примеры и последствия нарушения

    Определение и виды

    Говоря о том, зачем нужна дисциплина, следует ознакомиться с переводом этого слова. На латинском языке disciplina означает «выдержанность» и «строгость». Если говорить другими словами, то дисциплина — это способность человека соблюдать нормы и порядок, установленные в обществе.

    На сегодняшний день успешными людьми являются те, которые всё успевают. Они умеют чётко расставлять приоритеты и задачи, в совершенстве распределяют собственное время. Такие люди способны на многое, но только лишь в том случае, если станут придерживаться выбранной тактики действий.

    Дисциплина поможет человеку организовать самого себя, задать своей работе определённый курс. Но здесь требуется поставить некоторые обязательства перед собой. Проблема заключается в том, что многие не привыкли жить по внешним рамкам и внутренним правилам. Но именно это и оттачивает характер личности. Поэтому ученикам средней школы рассказывают, для чего нужна дисциплина.

    В учебнике «Обществознание» для 7 класса, для чего нужна дисциплина и что это такое, дается четкое определение: «Дисциплина — это правила поведения, обоснованные на принятых в обществе нормах и требованиям, присущие какому-либо конкретному месту, например, офис, аэропорт, школа».

    Всего основных видов шесть:

    1. Государственная.
    2. Трудовая.
    3. Договорная.
    4. Финансовая.
    5. Технологическая.
    6. Воинская.

    Каждая из них подразумевает свои особенности к обращению и отношению.

    Впервые люди сталкиваются с необходимостью дисциплины ещё в детском саду. Именно там детей приучают к соблюдению определённого режима. Затем начинается школа, где ученикам задают на домашнее задание, которое следует в обязательном порядке выполнять. Уже с ранних лет родители обучают ребенка к ответственности, соблюдению порядка. Если человека с детства приучить к определенному режиму и правилам поведения в обществе, то в будущем ему придётся намного легче.

    Читайте также:
    Последствия ничтожной сделки ГК РФ

    Важность дисциплины

    Дисциплина в качестве определенного порядка поведения, который будет соответствовать нормам и моральным принципам, требуется человеку не только в интересах общества. Она является немаловажным условием благополучия всех людей. Упорядоченность и согласованность действий позволят личности достичь поставленных целей, добиться именно тех материальных ценностей, которые ему необходимы. Когда люди придерживаются общепринятого распорядка, они начинают ощущать себя наиболее комфортно.

    Дисциплиной можно также назвать закон жизни, который существует во всех её уровнях. Даже природа любит во всём упорядоченность, что доказывают такие явления:

    • времена года;
    • день и ночь;
    • восход и закат;
    • приливы и отливы.

    Довольно часто людям не хватает мужества, чтобы придерживаться поставленных целей. Но ответственность возможно тренировать, как и любой другой навык. Поэтому так важно знать, для чего человеку необходимо соблюдать требования дисциплины.

    Как стать дисциплинированным

    Чтобы развить в себе самодисциплину, необходимо взять на себя обязательства, на которых следует основываться в дальнейшем. Человек, ставший морально сильнее, сможет вдохновлять и себя, и остальных на новые достижения. Чтобы развить в себе дисциплину, специалисты рекомендуют записывать поставленные цели и планы на бумагу, при этом устанавливать определенные временные рамки для них. Периодически следует ввести отчётность, чтобы прослеживать успехи, а также видеть, над чем ещё стоит поработать, чтобы достигнуть желаемого.

    Чтобы развить в себе самодисциплину, придётся отказаться от пустых развлечений, сконцентрировать все внимание на поставленной цели и осознанности дела. Однако часто этому мешает чрезмерная импульсивность и отвлечение. По мере нарастания усталости у человека может также пропасть желание развивать в себе дисциплину. Интернет, телевизор, вредная еда, социальные сети, постоянный обмен сообщениями в мессенджерах не по делу — тоже враги, мешающие саморазвитию. Действенные методы повышения дисциплины:

    1. Спорт. Тренировка способна не только сформировать красивое тело и укрепить общее самочувствие. Физические упражнения также помогают развить силу воли. А именно волевые люди достигают поставленных целей.
    2. Режим дня и питание. Нормальный сон способен привести в норму психическое и физическое состояние организма. Правильный рацион и режим питания зарядят человека порцией энергии, делая его более бодрым и готовым свернуть горы на своём пути.
    3. План. Если отсутствуют четко поставленные цели и пути по их достижению, то нельзя сформировать дисциплину. Поэтому необходимо планировать свою жизнь на некоторое время вперёд.
    4. Работа над собой. Всегда довольно тяжело работать над чем-то, если постоянно отвлекаться и витать в облаках. Поэтому весьма важно сконцентрировать внимание и развить в себе усидчивость.
    5. Мотивация. Это важный момент в развитии дисциплины. Каждый должен знать, зачем он выполняет те или иные действия, ради какой цели.

    Дисциплинированным человеком можно назвать того, кто способен мыслить, отделять второстепенное от главного. Если научиться расставлять собственные приоритеты, двигаться только к поставленным целям, специально освободиться от тех убеждений, которые часто бывают навязаны извне, то можно воспитать в себе собранность и ответственность. Когда человек научится самодисциплине, то ему станет намного легче управлять самим собой, а также добиваться реальных результатов.

    Последствия нарушения порядка

    Весьма важно также ознакомиться с тем, каковы последствия нарушения дисциплины. Если это будет неподготовленный доклад к уроку, неразобранная тема, ненаписанное сочинение или эссе, невыученный конспект, несделанная презентация, таблица, схема или плакат к мероприятию, то, конечно, это никому не навредит. В худшем случае ученика могут оставить на второй год.

    Однако существуют и более опасные последствия нарушения, например, человека могут уволить за неуважительный прогул с работы. Это отрицательно скажется на бюджете семьи и браке в целом. Если говорить о нарушении общеобязательной трудовой дисциплины, то последствия будут еще серьезнее. Именно поэтому каждый гражданин должен придерживаться общих правил и специальных предписаний.

    Что такое дисциплина — зачем она нужна, ее виды (воинская, трудовая), последствия нарушения и способы повышения

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Этот термин знаком почти каждому взрослому человеку, несущему ответственность за свою жизнь (и жизнь своей семьи).

    И почему-то у большинства ассоциации с ним возникают не совсем приятные. Так происходит, когда данное понятие рассматривается в слишком узком контексте либо трактуется неверно.

    Что же такое дисциплина, и на самом ли деле она так страшна – разберемся поподробней.

    Дисциплина — что это

    Итак, что такое дисциплина и зачем она нужна? Слово это в переводе с латинского disciplina означает строгость или выдержанность.

    Дисциплина — это способность человека соблюдать установленный в обществе порядок и нормы.

    Например, в школу принято приходить к 8 утра, и вы должны это делать – в ваших интересах получить необходимые знания. Ведь ждать вас никто не будет, звонок прозвенит по расписанию, и вы пропустите контрольную.

    Пропуск, возможно, повлечет за собой проблемы с аттестацией и переводом на следующий учебный год. А все потому что кто-то когда-то не пришел вовремя. Это говорит о том, что несоблюдение дисциплинарных положений имеет свои последствия, что ясно иллюстрирует, как связаны между собой дисциплина и ответственность: ослушался – отвечай за результат.

    Читайте также:
    Последствия нарушения обязательства о явке

    С точки зрения психологии, это явление основывается как на требованиях социума, так и внутренних установках.

    В ситуации, когда внутреннее содержание не соответствует внешнему проявлению, но индивид продолжает придерживаться правил, речь идет о социальном давлении.

    То есть он поступает определенным образом не потому что хочется, а потому что надо (я не хочу вставать рано и идти в школу, но меня заставляют родители). Наверное, по этой причине слово дисциплина вызывает неприятные чувства: воспринимается как нечто нежелательное, навязанное извне.

    Но если в основе действий, соответствующих дисциплинарным правилам, лежат убеждения, морально-нравственные ценности личности (я с радостью иду в школу, мне нравится учиться), то такая личность не чувствует сопротивления и ощущает себя комфортно среди людей, соответствуя всеобщим требованиям.

    Изучая поведение, психологи пришли к выводу, что дисциплина – это внутреннее качество, особенность характера, которая воспитывается с детства.

    Проведенные эксперименты доказали, что позитивное подкрепление желаемого проявления индивида дает больший результат, чем негативное при непослушании.

    То есть чем больше хвалить человека за хорошее поведение, тем более дисциплинированным он будет.

    Ниже вы прочтете о том, какая бывает дисциплина, ее виды и их особенные отличия, а также о том, зачем ее соблюдать и к чему приведет игнорирование общественного порядка.

    Виды дисциплины (воинская, трудовая)

    Этот феномен содержится во всех сферах нашей жизнедеятельности, поэтому принято разделять виды дисциплины, каждый из которых соответствует конкретному сообществу или группе:

    1. воинская дисциплина – правила, существующие в рамках военной среды (уставы, приказы, военные законы);
    2. трудовая дисциплина – порядки и нормы трудового законодательства. Например, в вашем рабочем коллективе дисциплина труда предписывает приходить на работу в 9 утра и уходить в 18.00, обедать в определенное время, выполнять за день конкретный объем работы, отдыхать н-ное количество раз в году и т.д.
      ” alt=””>
    3. государственная – присутствует в правовых взаимоотношениях государственных служащих. Если коротко, то это порядок взаимодействия чиновников, высокопоставленных лиц, дипломатов и т. д.;
    4. технологическая – представляет собой требования, которые должны соблюдаться на производстве. Также можно назвать это техникой безопасности;
    5. финансовая – имеет место там, где есть денежные отношения (бюджетные, налоговые организации);
    6. договорная – правила, указанные в конкретном договоре (например, в кредитном договоре указан порядок погашения займа);
    7. самодисциплина – требования, которые человек предъявляет лично себе. Для чего нужна дисциплина этого вида? На мой взгляд, это единственное, что может помочь человеку совершенствовать себя (еще это называют мотивацией).
      ” alt=””>

    Обществу все равно сколько вы весите, чей пост занимаете, какие книги читали, а также его не особо интересует количество и качество ваших личных достижений. Все это нужно (или не нужно) в первую очередь вам (вы решили бегать по утрам и выполняете данное себе обещание. Пропустите пробежку – отвечать придется только перед собой);

    Как привить или повысить дисциплину

    Дисциплинированность помогает социуму сохранять порядок в отношениях.

    Представляете, что станет, если исчезнут общественные правила и нормы (риторический вопрос)? Поэтому важно прививать это качество человеку с раннего детства. Как это сделать?

    Как привить это качество детям? Ребенок всегда смотрит на родителей и копирует их поведение. Даже если ежедневно рассказывать ему о доброте, но при этом демонстрировать жестокость, малыш вырастит злым. Поэтому самое важное в воспитании – это собственный пример.

    Необходимо рассказывать подрастающему поколению добрые сказки, читать пословицы и поговорки о дисциплине – о ее выгоде, нужности и значимости.

    Давать детям возможность быть ответственными, поручая им важные задания, соответствующие возрасту, и хвалить за их выполнение. Донести до отпрыска значение данного понятия можно в игровой форме: разыграть сценку, нарисовать рисунок.

    В ситуации когда ребенок – уже не ребенок, а взрослая тетя или дядя, у которых дисциплина хромает, сказки, конечно, не помогут. Действенными здесь будут следующие методы ее повышения:

    1. Спорт – режимные тренировки не только формируют красивое тело и укрепляют здоровье. Они также способствуют росту силы воли. Волевой человек достигает больших успехов, чем те, кто слаб характером.
    2. Режим дня и питания – архиважный момент. Полноценный сон восстанавливает физические и психические ресурсы организма, а правильное питание дает энергию действовать. Наладив эти два элемента, вы станете бодрым, здоровым, готовым свернуть любые горы.
    3. Планы – если их нет, то нет и дисциплины, ведь придерживаться нечего. Любой успешный человек знает, что он будет делать сегодня и в ближайший месяц как минимум. Распланировав свою жизнь на некоторое время вперед, вы станете все успевать, перестанете тратить время на обдумывание своих действий, сомнения и прокрастинацию (что это такое?).
    4. Работа над собой – в данном случае речь о тренировке концентрации внимания и усидчивости. Сложно выполнять какую-то работу, постоянно отвлекаясь и витая в облаках. Но можно научить себя сосредоточению. Для этого посвящайте несколько минут в день тому, чтобы просто смотреть на какой-то предмет. Думайте о нем, рассматривайте со всех сторон, щупайте. Можно начать с 2-3 минут в день, постепенно увеличивая время.
    5. Мотивация – необходимый элемент. Если вы что-то делаете и не знаете, зачем вам это нужно, то дисциплина превращается в издевательство над собственной персоной.
      ” alt=””>
      Найдите смысл в том, что хотите делать. Мотивация – это ресурс, дающий силы, энергию и способствующий росту эффективности.

    Каковы последствия нарушения дисциплины

    В начале статьи был пример с пропуском контрольной работы в школе, где последствия довольно безобидные, не угрожающие чьей-либо жизни и здоровью. Ну, подумаешь, не переведут в следующий класс. В конце концов, можно переписать контрольную, остаться на осень и т. д.

    На самом деле существуют и опасные последствия нарушения дисциплины. Если вас выгонят не со школы, а за неуважительный прогул с работы. При этом вы единственный добытчик в семье, вам надо кормить детей, а найти новую вакансию не удается. Уже страшнее?

    А если кто-то нарушит трудовую дисциплину: вопреки правилам техники безопасности выйдет на строительный объект без каски или полезет руками в работающий двигатель агрегата? Последствия представьте сами.

    Нарушение дисциплины в обществе приведет к хаосу и анархии: физическим и моральным травмам, потере морали и нравственности, человеческого облика, гуманизма (что это такое?), ведь мы просто забудем со временем о том, что такое хорошо и что такое плохо.

    Поэтому каждый ответственный, сознательный гражданин обязан придерживаться общих правил и предписаний.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    Самодисциплина очень хорошо тренирует силу воли, чувство долга, мы же не зверюшки, которые будут спать пока хочется, у нас есть обязанности, которые мы должны выполнять независимо от своего комфорта и желания.

    К сожалению сейчас с дисциплиной все хуже. Дети уже не уважают своих родителей, которые в принципе сами в этом виноваты. Если пытаться сформулировать, то дисциплина — это способность выполнять правила, которые кем-то установлены.

    Верховный суд рассказал, как исполнять мировое соглашение

    Верховный суд решил: утвержденное судом мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению. Если часть денег по нему уже была уплачена, пристав все равно должен возбудить исполнительное производство на основании исполлиста и уже в рамках него выяснить все обстоятельства. О том, как ВС пришел к такому выводу, читайте в материале.

    ПАО “Сбербанк России” заключило с должником по кредиту Кариной Ивановой* мировое соглашение, которое утвердил суд. В мировом соглашении содержался график погашения задолженности, а также условие: если Иванова не выплатит долг добровольно, банк сможет взыскать с нее деньги принудительно через судебных приставов. Для обеспечения обязательства банк заключил с Ивановой предварительный договор ипотеки на принадлежащий ей подвал, начальная продажная стоимость которого составляет 6 642 000 руб. Всего Иванова должна банку по мировому соглашению 10 163 466 руб.

    Должница заплатила ПАО “Сбербанк России” в счет погашения обязательства 431 371 руб. в соответствии с графиком. Тем не менее банк счел это недостаточным и получил исполнительный лист, на основании которого пристав возбудил исполнительное производство об обращении взыскания на подвал.

    Иванова с этим не согласилась – ведь она исполнила условия мирового соглашения на сумму 431 371 руб. – и обратилась в суд с административным иском о признании незаконным постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства.

    Ханты-Мансийский районный суд отказал Ивановой. Он пришел к выводу, что исполнительный лист направлен в ФССП в установленный законом срок, оспариваемое постановление вынесено на основании этого исполнительного документа, в связи с чем права административного истца нарушены не были.

    Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отменил это решение и принял новое, которым удовлетворил исковые требования Ивановой. Он счел, что исполнительный документ не соответствует требованиям закона и не подлежит принудительному исполнению по своему смыслу и содержанию. Это значит, по мнению апелляции, что и постановление судебного пристава о возбуждении исполнительного производства незаконно.

    Управление ФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре подало кассационную жалобу, но судья суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отказал в ее передаче в суд кассационной инстанции. А вот ВС жалобу принял. Он пришел к выводу, что отсутствие сведений о неисполнении мирового соглашения не является основанием для отказа суда в выдаче исполнительного листа и для отказа судебного пристава в возбуждении исполнительного производства. Обстоятельства, связанные с исполнением, подлежат выяснению в ходе исполнительного производства. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и оставил в силе решение суда первой инстанции (№ 69-КГ17-25).

    При вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав не имеет права изменять предмет исполнения по сравнению с судебным актом. Но в ходе исполнительного производства он должен реагировать на изменение фактических обстоятельств, например, на погашение долга. Делать это он должен в первую очередь через институт разъяснения исполнительного документа.

    – Наталья Колерова, адвокат, руководитель проектов АБ “S&K Вертикаль”

    “ВС указал на ошибку пристава – он должен был возбудить исполнительное производство на сумму, которая указана в исполлисте, а впоследствии уменьшить эту сумму на уже исполненную добровольно”, – считает юрист BMS Law Firm Владимир Шалаев. “Поэтому административное исковое заявление не подлежало удовлетворению, а определение ВС законно и обоснованно”, – подтвердила адвокат, советник КА “Муранов, Черняков и партнеры” Ольга Бенедская. Она также напомнила об определении КС № 1286-О-О, где указано: сама по себе выдача исполлиста лишь фиксирует установленные судом права и обязанности сторон и не создает новых обременений для должника; выдача исполлиста на всю сумму, подлежащую уплате по мировому соглашению, не препятствует должнику представить доказательства частичного исполнения мирового соглашения в ходе исполнительного производства. А старший юрист КА г. Москвы “Ковалев, Тугуши и партнеры” Ксения Степанищева рассказала, что указанная позиция нашла свое отражение в недавней судебной практике (например, № 33-4612/2017, № 13-43/2017, № 11а-250/2016).

    *Имя и фамилия изменены редакцией.

    ВС пояснил порядок исполнения обязательств по мировому соглашению, зависящему от наступления конкретного условия

    12 мая Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС19-24867 по делу № А41-101376/2018 о взыскании задолженности по арендному договору, в том числе неустойки, начисленной на сумму долга по мировому соглашению сторон, утвержденному арбитражным судом.

    В марте 2014 г. муниципальное образование «Сельское поселение Куликовское» Дмитровского муниципального района Московской области и ООО «Дмитровтеплосервис» заключили договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в собственности администрации района. В соответствии с договором месячная арендная плата составляла 72 тыс. руб. За ее несвоевременную уплату устанавливалась ответственность в виде пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от суммы задолженности за каждый день просрочки (п. 6.2 договора).

    Впоследствии администрация Дмитровского городского округа обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу о взыскании 867 тыс. руб. задолженности по арендному договору и пеней на сумму 185 тыс. руб. Предметом гражданского спора также являлась неустойка, начисленная на сумму долга 721 тыс. руб., предъявленного к взысканию в рамках дела № А41-94225/17, рассмотрение которого завершилось заключением контрагентами мирового соглашения, утвержденного определением арбитражного суда. По условиям такого соглашения должник обязался погасить задолженность по арендным платежам за имущественный комплекс с момента вынесения постановления администрации Дмитровского муниципального района Московской области об окончании отопительного сезона 2017–2018 гг., предварительно согласовав с последней график погашения задолженности.

    Суд первой инстанции удовлетворил требования истца в полном объеме, взыскав сумму задолженности по договору аренды, пени, а также неустойку за просрочку уплаты 721 тыс. руб. в виде задолженности по спорному договору, которая была предметом мирового соглашения. При этом он исходил из того, что постановление об окончании отопительного сезона 2017–2018 гг. было принято администрацией 27 апреля 2018 г., однако стороны не согласовали график погашения задолженности. Арбитражный суд счел, что неустойка подлежит начислению в общем порядке в соответствии с п. 6.2 спорного договора под предлогом того, что мировое соглашение не содержит условий по прекращению начисления неустойки, а общество не погасило свою задолженность перед истцом. При этом суд проверил и признал верным представленный администрацией расчет размера неустойки.

    Впоследствии апелляция поддержала решение первой инстанции, дополнительно отметив, что, исходя из условий мирового соглашения, применительно к ст. 190 ГК РФ условие о сроке погашения спорной задолженности нельзя признать согласованным сторонами. В дальнейшем окружной суд согласился с выводами обеих инстанций.

    Со ссылкой на существенные нарушения норм материального права в части взыскания неустойки, начисленной на сумму долга 721 тыс. руб., общество обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой.

    Рассмотрев материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ выявила, что нижестоящие суды не учли ряд обстоятельств. Так, из имеющегося расчета следовало, что администрация заявила в том числе требование о взыскании пеней, начисленных на задолженность в размере 721 тыс. руб. по мировому соглашению за период с 1 июля 2017 г. по 11 февраля 2019 г., при этом конкретная сумма пеней в расчете не выделялась. В самом мировом соглашении общество признало пени в сумме 26 тыс. руб. за период с 1 сентября 2016 г. по 30 июня 2017 г. В силу п. 1 мирового соглашения ответчик обязался приступить к погашению задолженности с момента вынесения администрацией постановления об окончании отопительного сезона 2017–2018 гг., согласовав предварительно с истцом график погашения этой суммы.

    Верховный Суд пояснил, что из материалов дела, условий мирового соглашения и позиций сторон следовало, что контрагенты, заключая такое соглашение, не исключили взыскание неустойки при будущей просрочке исполнения обязательства. Таким образом, обществу была предоставлена отсрочка уплаты долга до вынесения администрацией постановления об окончании отопительного сезона 2017–2018 гг., после чего должник должен был согласовать с кредитором график погашения задолженности.

    Кроме того, подчеркнул Суд, в соответствии с условиями мирового соглашения момент возврата задолженности также зависел от согласования графика погашения. Во исполнение мирового соглашения 11 февраля 2019 г. общество направило в администрацию график платежей – то есть почти через год после принятия постановления об окончании отопительного сезона. При этом во время рассмотрения данного дела арбитражным судом первой инстанции указанный документ не был согласован администрацией.

    «Поскольку сроки согласования указанного графика в мировом соглашении не установлены, а его согласование является обстоятельством, относительно которого не известно, наступит оно или нет, в целях сохранения договоренности сторон необходимо толковать данное соглашение в пользу действительности и исключения возможности недобросовестного поведения одной из сторон, в том числе путем необоснованного затягивания момента наступления срока выплаты (п. 43, 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 49)», – отмечено в определении.

    В связи с этим Суд отметил, что график погашения задолженности должен был быть согласован в разумный срок после принятия постановления об окончании отопительного сезона. Схожая правовая позиция изложена в п. 15 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2016). Тем не менее при установлении периода, за который подлежит начислению неустойка, суды не учли вышеуказанных правовых позиций.

    Таким образом, Верховный Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций в части взыскания с общества неустойки в размере 185 тыс. руб., в остальной части судебные акты оставлены без изменения. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в АС МО, которому надлежит определить разумный срок, в течение которого общество после 27 апреля 2018 г. должно было составить график погашения задолженности и согласовать его с администрацией, то есть определить, в какой срок данное действие могло быть совершено добросовестным участником гражданского оборота при схожих обстоятельствах, установив день исполнения обществом обязательства по уплате долга. Кроме того, суду следует с учетом установленных обстоятельств определить период просрочки исполнения обязательства и разрешить спор в указанной части.

    Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев считает, что с определением сложно не согласиться, так как его выводы обоснованы действующим законодательством, правовыми позициями ВС РФ и сложившейся судебной практикой. «Однако зачастую суды при вынесении решений, связанных с взысканием пеней и неустоек, допускают ошибки как в исчислении периодов, за которые должны быть начислены пени (неустойка), так и в наличии оснований для их начисления. Это часто обусловлено желанием суда упростить рассмотрение дела и нежеланием разобраться в тонкостях договора и обстоятельствах дела. Именно этим обусловлено вынесение решения с нарушением материального права, тем более что в данном случае дело осложнено еще и заключенным мировым соглашением в отношении части задолженности», – отметил он.

    Эксперт добавил, что в определении ВС подробно описал подход, которым должны были руководствоваться суды при рассмотрении спора, и в очередной раз указал на необходимость более тщательного и «индивидуального» анализа обстоятельств конкретного дела.

    Адвокат практики разрешения споров юридической фирмы «Инфралекс» Михаил Гусев назвал обоснованными выводы ВС РФ, поскольку они отвечают принципам разумности и добросовестности участников гражданского оборота. «С одной стороны, позиция Судебной коллегии ВС РФ защищает ответчика от необоснованного начисления неустойки за период до наступления срока погашения задолженности по мировому соглашению, а с другой стороны – защищает интересы истца тем, что предусматривает исполнение ответчиком обязанностей, в зависимость от наступления которых поставлено исполнение условий мирового соглашения, в разумный срок», – отметил он.

    По мнению эксперта, позиция Суда также согласуется с позицией, изложенной ранее в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 о применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств, согласно которой неисполнение должником денежного обязательства, предусмотренного мировым соглашением, является основанием для применения ответственности со дня, следующего за последним днем срока, установленного в соглашении для его добровольного исполнения. «Представляется, что выводы Суда могут позитивно повлиять на споры о применении гражданско-правовой ответственности за нарушение условий мирового соглашения», – резюмировал Михаил Гусев.

    Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов назвал определение ВС странным: «Складывается такое впечатление, что Верховный Суд решил за должника, в какие сроки он должен был исполнить обязательство, привязанное к оплате, фактически навязывая ему добросовестное поведение, при этом лишив кредитора законных санкций за неисполнение денежного обязательства».

    Эксперт отметил, что в рассматриваемой ситуации имело место затягивание обществом (сознательно или несознательно) момента исполнения денежного обязательства по мировому соглашению. «При этом ВС РФ, защищая должника, а в большей степени наказывая кредитора, указывает на то, что, если стороны не соизволили указать точные сроки исполнения обязательств и указывают события, которые должны наступить, они должны понимать, что данные события не могут происходить произвольно во времени исходя из желания сторон, они тоже ограничены разумным сроком, после истечения которого событие считается наступившим. Таким образом, участникам гражданских правоотношений нужно учитывать данную позицию при использовании ст. 314 и 327.1 ГК РФ», – подытожил Артем Денисов.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: