Ограничение свободы как вид уголовного наказания

Ограничение свободы как вид уголовного наказания

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Ограничение свободы как вид уголовного наказания по УК РФ. Виды, сроки, замена наказания

Статья 44 УК РФ содержит исчерпывающий перечень видов уголовных наказаний. Одно из таких видов наказаний – ограничение свободы (ст. 53 УК РФ).

Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы, исчисление сроков, порядок отбывания и иные вопросы урегулированы нормами главы 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (ст. ст. 47.1 – 60 УИК РФ).

Суть ограничения свободы как уголовного наказания

Ограничение свободы характеризуется следующими чертами:

  • суд устанавливает осужденному определенные ограничения;
  • надзор за отбыванием осужденным наказания;
  • возложение на осужденного обязанности являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием наказания (уголовно-исполнительная инспекция), от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

Виды ограничений при назначении
наказания в виде ограничения свободы

В соответствии со ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений:

  • не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток,
  • не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования,
  • не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования,
  • не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях,
  • не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

При установлении ограничения на посещение определенных мест суду следует указывать признаки таких мест (например, мест общественного питания, в которых разрешено потребление алкогольной продукции, детских учреждений).

Ограничение в виде запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них может касаться как всех массовых мероприятий, так и тех из них, посещение которых и участие в которых, по мнению суда, будут препятствовать достижению целей наказания. Массовыми являются, например, следующие мероприятия:

  • общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и др.);
  • культурно-зрелищные (фестивали, профессиональные праздники, народные гуляния и др.);
  • спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и др.).

Исчисление сроков ограничения свободы,
назначенного как основное и как дополнительное наказание

Ограничение свободы может назначаться и в качестве основного и в качестве дополнительного наказания.

Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы.

При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения.

В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин (ч. 3 ст. 49 УИК РФ).

Разрешение УИИ на выезд осужденного за пределы МО

Исходя из положений ч. 4 ст. 50 УИК РФ вопрос о возможности выезда осужденного, который проживает и (или) работает, и (или) учится в разных муниципальных образованиях, за пределы территории соответствующего муниципального образования в целях осуществления трудовой деятельности или получения образования разрешается уголовно-исполнительной инспекцией.

Кому не назначается наказание в виде ограничения свободы?

Частью 6 ст. 53 УК РФ установлены ограничения в назначении рассматриваемого вида наказания. В соответствии с законом ограничение свободы не может быть назначено военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Замена наказания в случае злостного
уклонения от отбывания ограничения свободы

Понятие злостного уклонения от ограничения свободы закреплено в ст. 58 УИК РФ. Необходимо иметь в виду, что ограничение свободы заменяется другим наказанием только в том случае, когда оно назначено в качестве основного наказания. Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет уголовную ответственность по ст. 314 УК РФ.

Читайте также:
Какие бывают виды электронно цифровой подписи ЭЦП

Суд вправе заменить неотбытый срок ограничения свободы принудительными работами или лишением свободы на срок менее чем два месяца (соответственно из расчета один день лишения свободы или принудительных работ за два дня ограничения свободы). Эти положения применяются судом независимо от того, предусмотрено ли наказание в виде принудительных работ или лишения свободы санкцией статьи Особенной части УК, по которой было назначено наказание. При этом замена ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы допускается и в отношении тех осужденных, которым в соответствии с ч. 1 ст. 56 УК РФ не может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Разъяснения Верховного Суда РФ
о назначении ограничения свободы

Вопросы практики назначения уголовного наказания в виде ограничения свободы разъясняются в п. п. 17 – 22 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2015 N 58 “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания”.

Особенности резолютивной части обвинительного приговора в части назначения уголовного наказания в виде ограничения свободы разъясняются в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 55 “О судебном приговоре”.

Может ли наказание в виде ограничения свободы быть назначено бездомному?

Конституционный Суд опубликовал Определение № 2104-О от 28 сентября, в котором разбирался, имеет ли УК ограничения на назначение бездомному такой меры наказания, как ограничение свободы, и возможно ли открытое рассмотрение вопроса о возмещении процессуальных издержек, если само уголовное дело рассматривалось в закрытом порядке.

22 декабря 2017 г. приговор в отношении Романа Синекаева вступил в законную силу. 16 апреля 2018 г. по решению суда он утратил право пользования жилым помещением. Мужчину сняли с регистрационного учета. Апелляция оставила решение в силе.

«АГ» не удалось найти информацию о том, что произошло далее, но в последующем Роман Синекаев предоставил суду информацию об отсутствии у него жилья и места жительства. Несмотря на это он был осужден к лишению свободы с дополнительным наказанием в виде ограничения свободы. Шестой кассационный суд общей юрисдикции отменил приговор в части взыскания с осужденного процессуальных издержек, а материалы уголовного дела передал на новое рассмотрение в порядке ст. 396, 397 и 399 УПК. По результатам повторного рассмотрения суд принял постановление о возмещении процессуальных издержек из средств федерального бюджета. Судья Верховного Суда отказал в передаче жалобы Романа Синекаева для рассмотрения в суд кассационной инстанции. Заместитель председателя ВС согласился с этим.

Осужденный обратился в Конституционный Суд. Он посчитал, что ст. 53 УК, ст. 397–399 и гл. 47.1 УПК противоречат Конституции, поскольку позволяют суду первой инстанции назначать наказание в виде ограничения свободы лицу, предоставившему информацию об отсутствии у него жилья и места жительства, суду кассационной инстанции – относить существенное нарушение норм уголовно-процессуального закона (в части возмещения процессуальных издержек) к неясностям и неточностям приговора, подлежащим рассмотрению судом в порядке его исполнения, которое может проводиться в открытом судебном заседании, несмотря на закрытость остальных заседаний, а также не обязывают суд при кассационном обжаловании приговора истребовать доказательства по ходатайству осужденного.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС заметил, что ч. 6 ст. 53 УК прямо предусматривает, что ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ. При этом, как разъяснил Пленум ВС в п. 20 Постановления от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения судами уголовного наказания», одно лишь отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица не может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания. Однако отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории в совокупности с данными о его личности, которые, например, указывают на склонность к постоянной смене места жительства или неспособность обеспечить себе постоянное место проживания. Соответственно, отметил КС, ст. 53 УК не содержит положений, нарушающих принцип справедливости или приводящих к ее произвольному пониманию и применению.

Читайте также:
Под термином коррупция понимается правонарушение в виде

Также Конституционный Суд указал, что в случае, когда вопрос о процессуальных издержках не был решен при вынесении приговора, он по ходатайству заинтересованных лиц разрешается этим же судом как до вступления в законную силу приговора, так и в период его исполнения (абз. 2 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда от 19 декабря 2013 г. № 42 «О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам»). С учетом положений п. 15 ст. 397 УПК суды вправе в порядке, предусмотренном ст. 399 Кодекса, разрешить вопросы, которые не затрагивают существо приговора и не влекут ухудшение положения осужденного, например об определении размера и распределении процессуальных издержек, если эти вопросы не получили разрешения в приговоре суда (подп. «ж» п. 22 Постановления Пленума ВС от 20 декабря 2011 г. № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора»). Следовательно, посчитал КС, уголовно-процессуальное регулирование, предписывающее отмену ошибочного решения по вопросу выплаты сумм процессуальных издержек и допускающее его рассмотрение судом на стадии исполнения приговора, не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.

Как отметил Суд, УПК, определяя в ст. 241 общие условия судебного разбирательства, относит к ним гласность, которая предполагает, что разбирательство во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей (ч. 1); закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство (п. 3 ч. 2). Данные требования предъявляются и к судебным заседаниям на стадии исполнения приговора, на что обращено внимание судов в п. 2 Постановления Пленума ВС № 21. Если рассматриваемый вопрос (например, о возмещении процессуальных издержек) не отнесен к случаям, указанным в ч. 2 ст. 241 УПК, то проведение открытого судебного заседания в порядке, предусмотренном ст. 399 Кодекса, не противоречит принципам уголовного судопроизводства. Что же касается положений ст. 398 УПК, то их применение судами не подтверждается материалами, представленными заявителем, заметил КС.

В комментарии «АГ» адвокат, руководитель МКА «Князев и партнеры» Андрей Князев назвал позицию Конституционного Суда обоснованной, но не слишком оригинальной. Однако, посчитал он, причиной тому послужили сами вопросы, поставленные перед ним.

«Правовой неопределенности в этой ситуации не было, поэтому КС пришлось лишь de facto перечислить нормы процессуального законодательства, а также собственную судебную практику и практику Верховного Суда, которая в полной мере развивает конституционные положения и восполняет некоторые недоговоренности в УПК. Так, в очередной раз Суд разъяснил, для чего нужна кассация, какие вопросы подлежат рассмотрению в кассации, а какие – нет», – отметил Андрей Князев.

Вместе с тем, по мнению адвоката, интерес представляет вопрос об отсутствии места жительства при исполнении наказания в виде ограничения свободы. Однако, отметил он, КС справедливо сослался на постановление Пленума ВС, подчеркивая, что одно отсутствие регистрации не свидетельствует об отсутствии постоянного проживания на территории РФ и не выходит за рамки конституционного надзора.

При этом Андрей Князев посчитал, что проблемы с назначением ограничения свободы бездомным на данный момент в российской судебной практике нет, так как если человек действительно бездомен, то у суда не возникает проблем с назначением иных наказаний. Конституционный Суд подчеркивает: чтобы быть признанным «бездомным», необходимы, во-первых, отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания, во-вторых, данные о личности, заметил адвокат.

Адвокат АП г. Москвы Лидия Шевцова согласилась, что вопросы, поднятые в жалобе, относятся к рассмотрению фактических обстоятельств дела, а не норм материального права. «Однако в тексте определения КС РФ осталась неопределенность: не совсем понятно, каким образом может быть исполнено наказание в виде ограничения свободы в случае отсутствия жилья у подсудимого», – указала адвокат.

Читайте также:
Виды НКО в России

По статистике, отметила Лидия Шевцова, большинству лиц по истечении отбытия срока наказания в виде лишения свободы фактически некуда возвращаться, у многих правоустанавливающие документы требуют замены или восстановления. Поиски временного жилья для постановки на регистрационный учет могут занять довольно длительное время. При таких обстоятельствах могут возникнуть проблемы с исполнением наказания в виде ограничения свободы. «В остальном же позиция КС РФ понятна и последовательна», – резюмировала она.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Тульской области

Прокурор разъясняет

  • 9 февраля 2022, 13:53

Ограничение свободы – вид наказания, которое может назначаться как основное за преступления небольшой и средней тяжести, так и в качестве дополнительного к принудительным работам или лишению свободы.

Общие его сроки составляют от двух месяцев до четырех лет при применении в качестве основного, либо от шести месяцев до двух лет при его назначении как дополнительного наказания.

В отношении несовершеннолетних ограничение свободы назначается только в качестве основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Суть ограничения свободы заключается в наложении на осужденного ограничений, предусмотренных ст. 53 УК РФ, два из которых являются обязательными: обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации и запрет на изменение места жительства или пребывания, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия инспекции. Остальные ограничения устанавливаются в приговоре по усмотрению суда и могут быть им же отменены или дополнены в процессе отбывания наказания по представлению начальника инспекции. К таковым относятся: запрет на уход из места постоянного проживания в определенное время суток, запрет на посещение определенных мест, а также мест проведения массовых и иных мероприятий и на участие в указанных мероприятиях и др.

Исходя из положений части 4 статьи 50 УИК РФ вопрос о возможности выезда осужденного, который проживает и (или) работает и (или) учится в разных муниципальных образованиях, за пределы территории соответствующего муниципального образования в целях осуществления трудовой деятельности или получения образования разрешается уголовно-исполнительной инспекцией.

При установлении ограничения на посещение определенных мест суду следует указывать признаки таких мест (например, мест общественного питания, в которых разрешено потребление алкогольной продукции, детских учреждений).

Ограничение в виде запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них может касаться как всех массовых мероприятий, так и тех из них, посещение которых и участие в которых, по мнению суда, будут препятствовать достижению целей наказания.

Массовыми являются, например, общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и др.), культурно-зрелищные (фестивали, профессиональные праздники, народные гуляния и др.) и спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и др.) мероприятия.

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями. При этом с 2013 года предусмотрена возможность использования специальных технических средств, позволяющих контролировать местонахождение осужденных (в том числе электронных браслетов). В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, суд может заменить его принудительными работами или лишением свободы.

В соответствии с ч. 6 ст. 53 УК РФ данное наказание не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

При решении вопроса о возможности применения ограничения свободы с учетом положений части 6 статьи 53 УК РФ суду следует иметь в виду, что одно лишь отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица не может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации в совокупности с данными о его личности, которые, например, указывают на склонность лица к постоянной смене места жительства или неспособность обеспечить себе постоянное место проживания.

Читайте также:
Как сдать налоговую декларацию в электронном виде

Старший прокурор уголовно-судебного отдела советник юстиции Т.В. Безверхая ​​​​​​​

Прокуратура
Тульской области

Прокуратура Тульской области

9 февраля 2022, 13:53

Особенности назначения наказания в виде ограничения свободы (УСО)

Ограничение свободы – вид наказания, которое может назначаться как основное за преступления небольшой и средней тяжести, так и в качестве дополнительного к принудительным работам или лишению свободы.

Общие его сроки составляют от двух месяцев до четырех лет при применении в качестве основного, либо от шести месяцев до двух лет при его назначении как дополнительного наказания.

В отношении несовершеннолетних ограничение свободы назначается только в качестве основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Суть ограничения свободы заключается в наложении на осужденного ограничений, предусмотренных ст. 53 УК РФ, два из которых являются обязательными: обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации и запрет на изменение места жительства или пребывания, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия инспекции. Остальные ограничения устанавливаются в приговоре по усмотрению суда и могут быть им же отменены или дополнены в процессе отбывания наказания по представлению начальника инспекции. К таковым относятся: запрет на уход из места постоянного проживания в определенное время суток, запрет на посещение определенных мест, а также мест проведения массовых и иных мероприятий и на участие в указанных мероприятиях и др.

Исходя из положений части 4 статьи 50 УИК РФ вопрос о возможности выезда осужденного, который проживает и (или) работает и (или) учится в разных муниципальных образованиях, за пределы территории соответствующего муниципального образования в целях осуществления трудовой деятельности или получения образования разрешается уголовно-исполнительной инспекцией.

При установлении ограничения на посещение определенных мест суду следует указывать признаки таких мест (например, мест общественного питания, в которых разрешено потребление алкогольной продукции, детских учреждений).

Ограничение в виде запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них может касаться как всех массовых мероприятий, так и тех из них, посещение которых и участие в которых, по мнению суда, будут препятствовать достижению целей наказания.

Массовыми являются, например, общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и др.), культурно-зрелищные (фестивали, профессиональные праздники, народные гуляния и др.) и спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и др.) мероприятия.

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями. При этом с 2013 года предусмотрена возможность использования специальных технических средств, позволяющих контролировать местонахождение осужденных (в том числе электронных браслетов). В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, суд может заменить его принудительными работами или лишением свободы.

В соответствии с ч. 6 ст. 53 УК РФ данное наказание не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

При решении вопроса о возможности применения ограничения свободы с учетом положений части 6 статьи 53 УК РФ суду следует иметь в виду, что одно лишь отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица не может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации в совокупности с данными о его личности, которые, например, указывают на склонность лица к постоянной смене места жительства или неспособность обеспечить себе постоянное место проживания.

Старший прокурор уголовно-судебного отдела советник юстиции Т.В. Безверхая ​​​​​​​

Статья 53. Ограничение свободы

1. Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Читайте также:
Государственное обязательное страхование понятие виды

2. Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

3. В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

4. Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

5. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

6. Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 53 УК РФ

1. Ограничение свободы введено в действие Федеральным законом от 27.12.2009 N 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» с 10 января 2010 г. Если ранее УК предусматривал в качестве вида наказания в виде ограничения свободы содержание осужденного в специальном учреждении — исправительном центре (как правило, в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены) без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора, то с введением в действие данного вида наказания его содержание значительно изменилось.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6453.

Так, ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию, осуществляющую надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия уголовно-исполнительной инспекции, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным. Неуказание в приговоре установленных судом ограничений как по каждому преступлению, так и по их совокупности влечет исключение назначения данного вида наказания при рассмотрении дела судом апелляционной (кассационной или надзорной) инстанции.

2. Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных УК.

Читайте также:
Виды налоговых проверок и их характеристика

3. В период отбывания ограничения свободы суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

4. В случае злостного уклонения от отбывания наказания, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы или принудительных работ за два дня ограничения свободы. При этом злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается: а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений; б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля; в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней; г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным ч. 3 ст. 47.1 УИК. Время, в течение которого осужденный уклонялся от отбытия наказания, не засчитывается в срок отбывания наказания.

5. Не является препятствием к назначению наказания в виде ограничения свободы совершение преступления лицом в возрасте до 18 лет, если к моменту вынесения судом приговора осужденному исполнилось 18 лет. В ч. 6 ст. 53 УК указан круг лиц, к которым ограничение свободы не может быть применено: военнослужащие, иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, не имеющие места постоянного проживания на территории РФ.

Ограничение свободы – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Ограничение свободы – бесплатные ответы юристов онлайн

Ограничение свободы является одним из множества уголовных наказаний, существование которого призвано обеспечить принцип индивидуализации назначения наказания с учетом характера и степени тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств и не допустить дальнейшей криминализации личности.

Наказание в виде ограничения свободы

Наказание в виде ограничения свободы может быть назначено как основным, так и дополнительным наказанием. Суть ограничение свободы как наказания заключается в наложении на лицо приговором суда ряда ограничений, предусмотренных отечественным уголовным законодательством. К числу таких ограничений относятся ряд запретов, в частности:

  • на выход из жилья в определенные судом часы;
  • на посещение определенных мест, местоположение которых – территория соответствующей административно-территориальной единицы;
  • на выезд за пределы административно-территориальной единицы проживания;
  • на посещение мест проведения различного рода мероприятий, в первую очередь массового характера, а также на участие в данных мероприятиях;
  • на смену места жительства (пребывания), места работы (учебы) при отсутствии разрешения органа, который осуществляет исполнение (контроль и надзор) наказания осужденным.

При этом суд вправе установить индивидуально конкретные виды из вышеперечисленных запретов по своему усмотрению, за исключением ограничений связанных со сменой места проживания (пребывания) и выезда за пределы административно-территориальной единицы, установление которых является обязательным всем лицам, которым приговором назначается такое наказание как ограничение свободы.

Дополнительно осужденному предписывается в обязательном порядке посещать орган, осуществляющий исполнение приговора для регистрации ежемесячно в количестве 1-4 раза. Периодичность также оговаривается в приговоре.

Срок и порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы

Исполнение наказания в виде ограничения свободы возложено на территориальные уголовно-исполнительные инспекции. Конкретная инспекция, которой подлежит поставить осужденного на учет, определяется местом жительства (пребывания) осужденного. С момента постановки на учет сотрудники инспекции осуществляют надзор за осужденным и проводят индивидуальную работу воспитательного характера направленную на исправление личности и осознанного недопущения совершения последним новых преступлений. К воспитательной работе вправе привлекаться представители общественности.

В ходе выполнения надзорных функций при исполнении наказания могут применяться тех.средства, введение в действие которых призвано обеспечить неукоснительное исполнение наказания и соблюдение последними установленных ограничений перечислены правительственным постановлением от 31.03.2010 N 198, которым утвержден перечень тех. средств надзора и контроля, используемых территориальными УИИ страны для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы”.

Читайте также:
Наказание в виде исправительных работ исполняется

Течение срока ограничения свободы как основного наказания начинается с момента постановки на учет в территориальной уголовно-исполнительной инспекции, где приговоренному поднадзорному лицу разъясняется правовой статус и последствия нарушения ограничений и запретов.

В случае содержания осужденного ходе предварительного следствия под стражей, указанная пресекательная мера подлежит зачету в итоговый общий срок наказания. Расчет осуществляется по формуле: день под стражей равняется 2 дням ограничения свободы. Такой зачет отражается судом в приговоре.

Дополнительное наказание – ограничение свободы, а также в случае замены лишения свободы на такой вид наказания, начинает свое течение в день освобождения из пенитенциарного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы. Кроме того, если от исправительного учреждения до территориальной инспекции по месту жительства требуется какое-то время, то оно подлежит зачету в срок отбытия ограничения свободы из расчета 1 к 1. Отсутствие по месту жительства без причин объективно признаваемых уважительными не может быть засчитано в срок отбывания наказания.

Ответственность за уклонение от ограничения свободы

Уклонение от отбывания ограничения свободы карается по уголовному закону, только если оно им же признается злостным.
Злостное уклонение имеет место, когда осужденный:

  • будучи предупрежден в официальном порядке о недопустимости нарушения ограничений, возложенных приговором суда, все же допустил нарушение либо их ряд порядка и условий отбывания назначенного наказания;
  • отказался от применения к нему для осуществления надзора тех.средств;
  • покинувший место жительств без ведома и разрешения инспекции и его место нахождения в 30-дневный срок не выяснено;
  • не прибыл на регистрацию или постановку на учет в инспекцию по территориальности.

Вместе с тем меры уголовного воздействия имеют свои различия. Так, если лицо злостно уклоняется от основного наказания ограничения свободы, либо назначенного в качестве замены лишения свободы, по представлению инспекции суду такое наказание подлежит заменить на лишение свободы или принудительные работы. При этом два дня заменяемого наказания приравнивается к одному дню, как лишения свободы, так и принудительных работ.

Злостное уклонение от такого дополнительного наказания также предполагает преследование в рамках 314 статьи УК РФ.

Отличие ограничения свободы от лишения свободы

Отличительными особенностями анализируемых видов наказания заключается:

  • оба наказания согласно УК РФ выступают в качестве самостоятельных независимых мер уголовно правового воздействия на лиц, допустивших совершение уголовных деликтов;
  • оба наказания несмотря на то что и касаются свободы осужденного, однако степень той свободы в случае ее лишения в буквальном смысле сводится к минимуму, поскольку осужденный полностью изолирован от окружающего мира и общества заборами и территорией пенитенциарного учреждения, в которое он этапируется на весь назначенный судом срок. Ограничение же заключается в условной изоляции осужденного, которая ограничивается местом жительства за счет запретов в передвижении за его пределами, как по территориальному принципу, так и по временному и возложении доп.обязанностей.
  • изоляцию в рамках лишения свободы обеспечивают спец. учреждения пенитенциарной системы страны (тюрьмы, колонии, лечебные учреждения), в то время как ограничение свободы не требует помещение в какие-либо специально предусмотренные учреждения, а отбывается в домашних условиях под надзором территориальной УИИ.
  • Существование ограничения свободы в санкциях статей УК в отечественном уголовном праве сравнительно непродолжительно и стартует с 2010 года. Лишение свободы не один век применяется как уголовно-правовая мера воздействия, и для действующего российского кодекса не является новеллой.
  • Категория преступлений, по которым назначается лишение свободы – тяжкие и особо тяжкие, ограничение свободы предусмотрена за преступления, которые закон расценивает как менее тяжкие.
  • Заключение в рамках лишения свободы может достигать 20 лет, а если имеет место совокупность приговоров то и вовсе 30 лет, в то время как ограничение предусматривает срок, не превышающий 4 лет.
  • Ограничение свободы не всегда выступает основным видом наказания, а может быть и дополнительным к тому же лишению свободы, в то время как лишение свободы всегда основной вид наказания.

Условное ограничение свободы

Как такового понятия условное ограничение свободы в УК РФ не содержится. Оно само по себе рассматривается как условное, поскольку фактически лицо не изолируется. Суть состоит просто в возложении на определенный срок на лицо обязанностей и ограничений, в случае добросовестного их выполнения иных мер воздействия в отношении осужденного применяться не будет. При этом лицо не вырывается из общества, а продолжает находиться в нем, в семье, посещать работу (учебу) и т.д.

Читайте также:
Классы отходов: характеристика каждого вида

Как изменить или добавить основной вид деятельности ООО?

  • Пошаговая инструкция по смене вида деятельности ООО (основные этапы)
  • Решение об изменении кодов ОКВЭД ООО, протокол общего собрания
  • Внесение дополнительных кодов ОКВЭД для ООО
  • Заполнение Р13014 при изменении кодов ОКВЭД ООО, образец
  • Сроки внесения изменений, ответственность за их нарушение
  • ИТОГИ

Пошаговая инструкция по смене вида деятельности ООО (основные этапы)

Изменение основного вида деятельности ООО происходит через ФНС и фиксируется в ЕГРЮЛ. Если в уставе не прописаны те виды деятельности, которые планируется добавить, необходимо внести их в учредительный документ путем его корректировки. Алгоритм действий в подобном случае следующий:

  • Проведение общего собрания.
  • Внесение поправок в устав и представление его в обновленной редакции.
  • Направление в регистрирующие органы заявления по форме Р13014.

ВНИМАНИЕ! Форма Р13014, введеная с 25.11.2022 приказом ФНС от 31.08.2022 № ЕД-7-14/617@, применяется для внесения изменений в учредительный документ юрлица, а также в сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ. До нее для данных целей использовалась форма Р14001 (утв. приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25).

  • Изменение данных в ЕГРЮЛ с указанием измененного вида деятельности и реквизитов обновленной редакции устава.

Как правильно внести изменения в устав, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Скачать бланк заявления о внесении изменений в сведения о юрлице по форме № Р13014 при изменении видов деятельности (кодов по ОКВЭД), а также заполненный образц, можно кликнув по картинке ниже:

После представления необходимых документов регистрация изменений занимает до 5 рабочих дней (п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129).

Решение об изменении кодов ОКВЭД ООО, протокол общего собрания

Согласно ст. 39 ФЗ «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14, решение оформляется, когда общество состоит только из 1 участника, который его и принимает. Для удостоверения решения достаточно подписи учредителя и печати организации.

Если участников больше, вместо решения составляется протокол. Для этого проводится внеочередное общее собрание (п. 1 ст. 35 закона № 14-ФЗ) по поводу того, как изменить основной вид деятельности ООО. Протокол, отражающий согласие всех участников на изменение ОКВЭД, должен быть подписан всеми присутствующими.

Внесение дополнительных кодов ОКВЭД для ООО

Если в уставе предусмотрена возможность осуществления иных, помимо указанных в нем, видов деятельности (без их конкретизации), процедура изменения кодов ОКВЭД меняется. Основные отличия при этом состоят:

  • в отсутствии необходимости внесения поправок в устав;
  • отсутствии необходимости созывать общее собрание с составлением протокола;
  • форме заявления в регистрирующие органы.

Учитывая отсутствие необходимости представления обновленной редакции устава и чека об уплате госпошлины, процедура существенно упрощается, так как добавить вид деятельности в ООО, получается, можно путем подачи лишь заявления по форме Р14001. Это единственный документ, который требуется представить в регистрирующие органы в подобном случае.

Заполнение Р13014 при изменении кодов ОКВЭД ООО, образец

В рассматриваемом нами случае в документе заполняются только те страницы, на которых добавляются новые коды либо происходят изменения путем исключения старых и замены их на новые.

Примеры заполнения заявления по форме Р13014 в различных ситуациях детально описаны в КонсультантПлюс. Переходите к указаниям экспертов, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Генеральный директор при этом должен заполнить:

  • титульный лист;
  • лист К стр. 1 (перечисление видов деятельности, которые планируется добавить);
  • лист К стр. 2 (перечисление видов деятельности, которые планируется исключить);
  • лист Н (сведения о заявителе).

Перечисление кодов дополнительных видов деятельности не требует вписывания каждого из них в отдельную строку. При необходимости можно заполнить несколько листов Н заявления (при этом пустые страницы не подлежать нумерации и распечатке).

Читайте также:
Виды общественных организаций по законам РФ

Чтобы код ОКВЭД добавить в ООО, необходимо нотариально заверить заявление, после чего оно представляется в регистрирующие органы. Необходимость уплаты госпошлины в данном случае отсутствует. Образец заявления доступен для скачивания на нашем сайте по ссылке ниже:

Сроки внесения изменений, ответственность за их нарушение

Заявление по форме Р13014 нужно направить в ФНС не позднее чем через 3 дня после того, как будет вынесено решение или составлен протокол о смене основного кода ОКВЭД или любого из дополнительных (ч. 5 ст. 5 № 129-ФЗ). Регистрация изменений занимает 5 дней. Порядок внесения изменений в данные о видах деятельности ООО изменился только в части введения новых кодов ОКВЭД и оформления заявления на новом бланке, других изменений в процедуре нет.

В случае нарушения предусмотренных сроков руководитель может быть привлечен к административной ответственности согласно ст. 14.25 КоАП РФ:

  • при нарушении сроков подачи заявления (ч. 3);
  • при обнаружении в ходе проверки соответствующими органами, добавленных видов деятельности, информация о которых не была представлена в ФНС (ч. 4).

Таким образом, порядок изменения основного вида деятельности (либо добавления новых) зависит от необходимости внесения поправок в устав фирмы.

ИТОГИ

При смене вида деятельности внесите изменения в ЕГРЮЛ, подав в ФНС заявление по форме Р13014, в течение 7 рабочих дней. В устав изменения нужно внести, только если законом установлено требование о наличии в учредительном документе сведений о видах деятельности (например, для унитарных предприятий).

Как сменить коды ОКВЭД для ООО – инструкция на 2022 год

1. Выберите коды ОКВЭД для ООО

ОКВЭД — это документ, разработанный Росстандартом. Он содержит цифровые обозначения всех видов разрешенной в РФ деятельности.

Используйте классификатор ОКВЭД ОК 029-2014, если решили сменить сферу деятельности общества или добавить новые направления. Другое распространенное название справочника — ОКВЭД-2. Важно правильно указать коды по актуальному классификатору, поскольку информация в версиях ОКВЭД ОК 029-2001 и ОКВЭД ОК 029-2007 уже устарела, и при их использовании ФНС откажет в регистрации изменений.

Правила выбора кодов ОКВЭД в 2022 году:

  • Нельзя выбирать коды менее 4-х знаков.
  • Достаточно указать код из 4-х цифр, чтобы работать по всем направлениям, попадающим в подгруппу: вы сможете пользоваться всеми пятизначными и шестизначными кодами, входящими в выбранное направление.
  • Общее количество кодов ОКВЭД для ООО не ограничено. Если вам не хватит места на одном листе изменений, достаточно распечатать дополнительный.

Чтобы проверить, какие коды присвоены вашей организации на сегодняшний день, получите актуальную выписку ЕГРЮЛ на сайте ФНС.

Когда вы добавляете коды, вы не обязаны вести по ним деятельность: можно выбирать ОКВЭДы на будущее, для реализации планов по расширению ассортимента, открытию новых направлений. Но добавлять все коды подряд не стоит — некоторые добавленные виды деятельности могут привлечь лишнее внимание контролирующих органов.

Если вы начнете работать по коду, которого нет в списке ваших ОКВЭД, вам грозит штраф за неуведомление ФНС.

2. Подготовьте протокол общего собрания или решение одного участника

Список выбранных кодов ОКВЭД необходимо принять на собрании учредителей и отразить в форме протокола, если учредителей несколько. Если в ООО только один участник, он оформляет решение.

Если требуется изменение кодов в уставе ООО, в протоколе или решении также необходимо отразить решение о внесении правок в устав организации.

Протокол общего собрания о смене кодов ОКВЭД

Содержание документа будет зависеть от необходимости внесения изменений в устав.

Протокол общего собрания участников ООО о смене кодов ОКВЭД

Пример протокола общего собрания о смене кодов ОКВЭД – Создать протокол

  • Сформировать протокол автоматически Укажите свои данные в форме, скачайте уже заполненный протокол общего собрания учредителей ООО и другие документы для изменения кодов ОКВЭД с инструкцией по подаче. Сформировать протокол
  • Скачать шаблон протокола для заполнения вручную на компьютере DOCX, 384 KB

Если изменения не касаются устава, включите в повестку дня вопросы об изменении кодов ОКВЭД и подаче документов в ФНС.

Читайте также:
Виды механизма мультипликации

Если изменения требуют менять и устав, добавьте дополнительный вопрос о принятии новой редакции устава.

Протокол общего собрания должен быть заверен нотариусом или удостоверен другим способом, принятым в организации.

Решение единственного участника

Аналогично протоколу общего собрания, в решении учредителя необходимо отразить все вопросы, касающиеся смены ОКВЭД.

Решение единственного учредителя ООО о смене кодов ОКВЭД

Образец решения единственного учредителя об изменении кодов ОКВЭД – Создать решение

  • Сформировать решение автоматически Укажите свои данные в форме, скачайте уже готовое решение единственного участника ООО и другие необходимые для смены видов деятельности документы с инструкцией по подаче. Сформировать решение
  • Скачать шаблон решения для заполнения вручную на компьютере DOCX, 384 KB

В решении единственного учредителя ООО необходимо описать пункты об изменении кодов, о подаче документов в ФНС и об изменении устава – при необходимости. Решение нужно заверить способом, принятым в обществе с ограниченной ответственностью.

3. Заполните форму № Р13014

Для изменения кодов ОКВЭД используют форму № Р13014.

Образец заполненного заявления Р13014 для изменения кодов ОКВЭД

Пример заявления Р13014 при смене видов деятельности – Создать заявление

  • Сформировать заявление автоматически Укажите свои данные в форме, скачайте уже заполненное заявление Р13014 и все другие документы для смены кодов ОКВЭД с инструкцией по подаче. Сформировать заявление
  • Скачать шаблон Р13014 для заполнения вручную на компьютере XLS, 384 KB
  • Скачать бланк Р13014 для печати и заполнения от руки PDF, 1,2 МB

Требования к оформлению заявления по форме № Р13014

  • Не допускайте помарок, исправлений, ошибок
  • Заполняйте документ вручную пастой черного, синего или фиолетового цвета
  • При заполнении форм на компьютере, выберите 18 размер шрифта Courier New
  • Не сшивайте форму
  • В одной клетке пишите только один символ: букву, цифру, знак препинания или пробел
  • Все буквы должны быть печатные и заглавные
  • Если есть незаполненные графы, оставьте их пустыми, не ставьте прочерки
  • Переносите все данные из документов точно, включая сокращения
  • При заполнении от руки пишите печатными заглавными буквами
  • Все страницы нужно пронумеровать, начиная с 001
  • При указании контактного номера телефона не нужно писать скобки, пробелы, прочерки. А любой российский номер, даже стационарный, должен начинаться с +7

Подпись заявителя на листе Н должна быть удостоверена нотариусом. Исключение – подача документов в электронном виде с помощью ЭЦП заявителя.

Документы для удостоверения подписи:

  • паспорт
  • устав ООО
  • протокол/решение о назначении руководителя
  • протокол/решение о смене кодов ОКВЭД

В некоторых случаях нотариус может потребовать дополнительно ИНН и выписку ОГРН. Полный список документов рекомендуем уточнить заранее по телефону.

4. Подайте документы в налоговую

Соберите для налоговой пакет документов, необходимых для регистрации смены кодов ОКВЭД в 2022 году:

  • заполненное заявление № Р13014 с подписью, при необходимости заверенной нотариусом
  • паспорт заявителя при личной подаче
  • протокол общего собрания или решение единственного учредителя о смене кодов ОКВЭД
  • квитанцию об оплате госпошлины в размере 800 руб., если требуется внести изменения в устав
  • новая редакция устава или лист изменений в устав – при необходимости

Проследите, чтобы дата на протоколе/решении не отличалась от даты подачи документов в ИФНС более, чем на 3 дня, иначе вам грозит штраф за несвоевременное уведомление ФНС.

Подать заявление на изменение кодов ОКВЭД может только руководитель ООО или его представитель по нотариальной доверенности.

Заявление можно подать несколькими способами:

  • лично или через представителя по нотариальной доверенности — в ФНС или МФЦ
  • ценным письмом с описью вложений по почте или курьерской службой. Второй вариант доступен только для Москвы
  • электронно через онлайн сервис ФНС при наличии ЭЦП заявителя или через нотариуса

Срок государственной регистрации изменений составляет 5 рабочих дней.

По результату обращения вы получите лист записи ЕГРЮЛ и один экземпляр устава или изменений к нему, если вносились изменения в учредительный документ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: