Оформление самозахвата земли в собственность

ВС: Для привлечения к ответственности за самовольный захват участка необходимо волеизъявление его собственника

Верховный Суд в Определении от 24 августа № 302-ЭС21-5900 по делу № 40-54697/2022 разрешил спор индивидуального предпринимателя с Росреестром об использовании земельного участка третьего лица.

В собственности ИП Владимира Шевченко находится земельный участок, относящийся к категории земель сельхозназначения, с расположенными на нем жилым домом и хозяйственной постройкой. На соседнем участке предприниматель построил гараж, баню с пристроем, вольер, птичник и хозяйственные постройки, однако согласно правоустанавливающим документам право собственности на данный участок закреплено за другим лицом – Николаем Буйновым.

25 октября 2019 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия вынесло предписание, согласно которому Владимиру Шевченко надлежало освободить чужой участок и привести его в пригодное для использования состояние в срок до 17 апреля 2022 г. Помимо этого предписывалось, что участок, принадлежащий Владимиру Шевченко, необходимо привести в соответствие с видом разрешенного использования.

24 декабря 2019 г. уполномоченный орган по факту использования земельного участка в отсутствие выраженной в установленном порядке воли собственника (Николая Буйнова) вынес постановление о привлечении Владимира Шевченко к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения. В свою очередь Владимир Шевченко обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным, отмене административного наказания и о признании недействительным предписания от об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ.

Решением Арбитражного суда РБ от 9 сентября 2022 г. исковые требования были удовлетворены частично: предписание от 25 октября 2019 г. признано недействительным в части требования привести принадлежащий истцу участок в соответствие с видом разрешенного использования. В удовлетворении остальной части требований отказано. Апелляционный и окружной суды поддержали выводы первой инстанции.

Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды учитывали в том числе положения ГК, ЗК и КоАП, а также разъяснения, приведенные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11. Они пришли к выводу о том, что уполномоченный орган обоснованно выдал предпринимателю предписание в части освобождения данной земли, а также признал его виновным в совершении правонарушения по ст. 7.1 КоАП.

Не согласившись с решениями судов, Владимир Шевченко обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просил отменить акты трех инстанций.

Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что в соответствии со ст. 7.1 КоАП самовольное занятие земельного участка или его части, в том числе использование лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на него, влечет административный штраф.

Экономколлегия пояснила, что данный факт подтверждается и п. 1 Постановления Пленума ВАС от 17 февраля 2011 № 11, где также отмечено, что ст. 7.1 КоАП предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие участка или его использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости – без документов, разрешающих осуществлять хозяйственную деятельность.

ВС отметил, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к ответственности за указанные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим участком в отсутствие воли собственника (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке. Верховный Суд обратил внимание, что в силу ст. 210 ГК собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как поясняется в определении, второй земельный участок, занятый предпринимателем, принадлежит Николаю Буйнову, вследствие чего именно он как собственник должен надлежащим образом выразить свою волю на прекращение нарушения его права собственности, в том числе на привлечение соответствующих лиц к административной ответственности. При этом, указал ВС, необходимо учесть тот факт, что Николай Буйнов никаких жалоб в органы власти относительно использования Владимиром Шевченко данного участка не направлял; возражений против использования участка не высказывал и не высказывает.

Таким образом, Верховный Суд установил, что без учета воли собственника участка, занятого предпринимателем, привлечение последнего к административной ответственности, равно как и требование предписания от 25 октября 2019 г. об освобождении части земель данного участка, необоснованны. В итоге Экономколлегия частично отменила обжалуемые судебные акты в связи с допущенными существенными нарушениями при применении норм материального права.

Адвокат, партнер МКА «Князев и партнеры» Олеся Умрихина в комментарии «АГ» отметила, что проблема землеустройства, рационального использования участков, «самозахват» земель и установление точных границ используемых участков не теряют актуальности. По ее мнению, это связано, в том числе, с формальной регистрацией ранее «задекларированных» участков и относительной «молодостью» разработки правил землепользования и застройки, проектов межевания территории, процедурой межевания с «привязкой» границ участков на местности.

Олеся Умрихина подчеркнула, что предусмотренное ст. 7.1 КоАП правонарушение носит формальный характер – т.е. считается оконченным в момент совершения противоправного деяния. «Однако в рассматриваемой ситуации отсутствует достаточно важный элемент – выраженная активная позиция правообладателя участка, в отношении которого произведен захват», – пояснила она.

Собственник участка, на котором нарушитель возвел постройки, никаким образом не обозначил тот факт, что его права нарушены, указала эксперт. «В этом случае не совсем ясно, в чьих интересах действовал административный орган. Так как земельный участок принадлежит частному лицу, по логике должно быть его обращение, которое (судя по содержанию определения) отсутствует», – добавила она.

Читайте также:
Какие документы нужны для оформления страховки ОСАГО

Олеся Умрихина считает, что данным определением ВС предоставил собственнику земельного участка возможность самому определять, имеет ли место нарушение его прав, а также момент обращения за защитой нарушенного права. «Это определение станет основой формирования практики, когда административный орган при привлечении к ответственности должен будет обращать внимание, имеется ли заявление собственника земельного участка», – резюмировала эксперт.

Адвокат Самарской областной коллегии адвокатов Светлана Старостина обратила внимание, что проблема самовольного занятия земельного участка является как никогда актуальной и востребованной, так как именно данная категория дел составляет более 50% от общего числа выявляемых Росреестром правонарушений. «Зачастую бывает, что соседний участок заброшен с того периода, как умерли последние жильцы дома, расположенного на участке, а наследники не приезжают и не присматривают за участком и домом в силу территориальной удаленности или отсутствия прямой необходимости в данной собственности. Соседи же со временем начинают присваивать заброшенные участки», – поделилась Светлана Старостина.

Эксперт указала, что Росреестр защищает права собственников и соблюдает порядок разрешенного землепользования.

По мнению Светланы Старостиной, ВС закрепил наиболее важное положение, на которое судам нужно будет обращать внимание в первую очередь: именно собственник должен надлежащим образом выражать волю на прекращение нарушения его права собственности, в том числе на привлечение соответствующих лиц к административной ответственности.

Младший юрист Land Law Firm Екатерина Розум пояснила, что по смыслу ст. 7.1 КоАП состав административного правонарушения включает в себя не только использование земельного участка без установленных прав, но и отсутствие воли собственника на это. По словам эксперта, согласно судебной практике в подобных спорах зачастую вопросы о том, выражена ли воля собственника и какова она, подробно не изучаются.

Екатерина Розум пояснила, что в большинстве случаев при отсутствии письменных соглашений и иных документов об использовании земельного участка суды делают вывод, что разрешение на использование земли третьим лицом не было получено. Следовательно (при удовлетворении остальных условий), имеется состав правонарушения.

Вместе с тем, заметила она, в последние годы судебная практика стремится преодолеть подобный формализм. Так, еще до вынесения рассматриваемого определения на важность выяснения мнения собственника и учета того, имеются ли у него возражения, указывали и другие суды (см. постановление Волгоградского областного суда от 19 августа 2016 г. по делу № 7а-826/2016; постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2017 г. № 16АП-4753/2017 по делу № А63-12177/2017).

Кроме того, обратила внимание эксперт, ВС неоднократно указывал, что одно лишь отсутствие зарегистрированного права на используемый участок не образует состав правонарушения (Постановление от 29 августа 2016 г. № 308-АД15-19368 по делу № А53-18779/2015; Постановление от 3 октября 2016 г. № 308-АД16-5136 по делу № А53-31000/2015). «Вместе с тем судебная практика пока не переняла данную позицию всецело. Так и в рассматриваемом деле: суды нижестоящих инстанций исходили лишь из отсутствия письменных документов, не обращая внимание на отсутствие возражений со стороны собственника. Таким образом, судебная практика противоречива, а, следовательно, рассматриваемая проблема является актуальной», – заключила Екатерина Розум.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ставропольского края

Прокурор разъясняет

  • Противодействие коррупции
  • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Противодействие незаконному обороту наркотических средств
  • Защита предпринимателей
  • Обращения граждан
  • Трудовые правоотношения
  • Жилищные правоотношения
  • Служба судебных приставов
  • Охрана природы
  • Права несовершеннолетних
  • Защита прав потребителей
  • Здравоохранение
  • Иное
  • 27 июня 2022, 00:02

Если происходит использование участка лицом, не имеющим для этого правовых оснований, то такие действия трактуются законодательством, как самовольный захват земли.
Собственник поддерживается государством и может заявить о сложившейся ситуации в соответствующие органы, которыми и будет определена ответственность за самовольный захват земли.
Действия, направленные на использование участка в собственных целях, не имея на это разрешительной документации, принято считать самозахватом.
Под самовольным занятием земельного участка понимается противоправное завладение территорией чужого надела или его части против воли собственника или его использование в отсутствие предусмотренных законом прав. Завладение чужой землей без законных оснований влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Это определение распространяется на присвоенные земли общего пользования, которые находятся в частной собственности, а также числящиеся чьим-то имуществом, в том числе государственным.
Нарушение земельного законодательства наступает в тех случаях, когда у физического или юридического лица отсутствует договор купли-продажи или аренды, разрешительные акты от муниципальных властей, а также другие сопутствующие документы, подтверждающие законность присвоения земли.
Если участок самовольно занят, на нем производится любая деятельность, включая строительство, сельскохозяйственную деятельность, то это не является основанием для его присвоения. Кроме этого, законный владелец имеет полно право потребовать следующие:
 Освободить занимаемый участок, причем, если на нем есть строения или проводилась сельскохозяйственная деятельность, то все это по первому требованию может быть ликвидировано. При спорных вопросах очистка территории проходит на основании судебных постановлений.
 Потребовать признание незаконности сделок, если с участком были проведены различные манипуляции, например, сдача в аренду, продажа.
 При совершении действий, приносящих прибыль или выгоду, уже присоединяется ответственность за незаконное обогащение, собственник может потребовать компенсацию.
 Даже при отсутствии владельца земли, выступающего в качестве физического или юридического лица, она не является бесхозной. Территория относится к владениям государственного фонда или муниципальных органов, самовольно ее использовать никто не имеет права.
Какая ответственность предусматривается при захвате земли
При любом незаконном присвоение земли, например, пренебрежение границами участка соседом, использование территории двора для установки гаража, разработка заброшенной земли для сельскохозяйственных нужд, строительства – предусматривается определенная ответственность.
На практике действия, связанные с самозахватом земли, рассматриваются в основном в рамках административной ответственности. Наказание регламентируется Статья 7.1 КоАП РФ. Согласно этому общепринятому правовому документу, предполагаются следующие виды ответственности:
 Для физических лиц определяется штраф от 1 до 1,5% от стоимости участка (по Кадастру). Меньше 5000 рублей выплаты не назначаются. При отсутствии возможности решить вопрос с ценой по кадастру, то предусматривается штраф от 5 до 10 т. руб.
 Для должностных лиц назначается штраф от 1,5 до 2% от общей стоимости участка по кадастру, но не менее 25000 рублей. Если нет данных о кадастровой стоимости, то присваивается штраф от 20 до 50 тыс. руб.
 Для юридических лиц – штраф от 2 до 3% от кадастровой стоимости. Выплаты менее 100 тыс. рублей не назначаются. Может быть фиксированная сумма от 100 до 200 тыс. рублей при отсутствии значений стоимости.
Особенностью начисления штрафов является их расчет, предполагающий процентное соотношение стоимости только той части участка, которая была самовольно присвоена. Остальная незадействованная площадь не учитывается.
В случае если кадастровая стоимость занимаемого земельного участка определена, его размер составляет от 1 до 3 процентов кадастровой стоимости в зависимости от субъекта ответственности.
Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то административный штраф накладывается в размере от 5 000 до 200 000 рублей, также в зависимости от субъекта ответственности.
Полномочиями по составлению протокола и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных названной нормой, наделены должностные лица территориальных органов Росреестра, при нарушениях допущеных на землях сельскохозяйственного назначения – должностные лица Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю.
Кроме того, возбуждать административные дела в части занятия лесных участков уполномочены должностные лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Ставропольского края, вне зависимости от категории земли органы внутренних дел (полиции) и прокурор.
При самовольном занятии части земельного участка штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой его части.
Помимо административного наказания к нарушителю может быть применена гражданско-правовая ответственность.
В соответствии с требованиями статьи 301 Гражданского Кодекса РФ собственник или лицо, право которого нарушено самовольным занятием земельного участка, вправе обратиться в суд с требованием о возврате земельного участка из чужого незаконного владения.
Кроме того, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельного правонарушения. Возмещение производится по правилам, установленным главой 59 ГК РФ.
Уголовная ответственность по подобным правонарушениям применяется в исключительных случаях, когда к правонарушению относительно использования земли, присоединяются преступления, наказания за которые регламентируются уже Уголовным кодексом РФ. Например, это может быть мошенничество с недвижимостью.
Самовольный захват земли – можно ли узаконить
Чтобы последствиями использования земли не стали штрафы и принудительное освобождение территории, можно попробовать оформить участок законно. Сделать это можно только в случае отсутствия частного владельца, когда земля принадлежит муниципалитету или государству. В основном это целесообразно при наличии «прирезков» к дачным участкам.
Для легализации земли потребуется обращение в Государственный кадастр, сбор достаточно большого пакета документов, но решение о возможности предоставить в собственность остается за сособственником (садоводческое товарищество, муниципалитет и другие). Весь процесс достаточно долгосрочный, требует помощи специалиста, а также определенных материальных затрат, так как бесплатно участок предоставлен не будет.
Что делать, если произошел самовольный захват земли
План действий будет зависеть от ситуации, при которой произошел самозахват и от реакции ответного лица. В некоторых случаях споры удается отрегулировать путем переговоров, но чаще приходится обращаться в государственные органы для признания действий незаконными, получения компенсаций.
Мирное соглашение
Первоначально нужно попробовать уладить конфликт без привлечения суда. Для этого предоставляются документы, в частности, план с межеванием, где четко указаны границы участка.
Если ответных действий не последовала, то следует придерживаться следующего плана действий, который подойдет и для других вариантов самовольного захвата:
Обращение к лицу, захватившему земельную собственность, с целью определения дальнейших действий, например, возможного приобретения участка, оформления договора аренды, а также для обозначения компенсации.
В ряде случаев уже на первом этапе некоторым удается добиться консенсуса, но если мировых соглашений не последовало, то нужно действовать дальше, апеллируя законными требованиями и правовыми регламентами.
При наличии сведений о самовольном занятии земли необходимо обращаться в органы полиции, прокуратуры, Россрестра, а также в Управление Россельхознадзора по Ставропольскому краю (при занятии земель сельскохозяйственного назначения), Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Ставропольского края (при занятии лесных участков).

Читайте также:
Порядок оформления договора купли продажи недвижимости

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

27 июня 2022, 00:02

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Если происходит использование участка лицом, не имеющим для этого правовых оснований, то такие действия трактуются законодательством, как самовольный захват земли.
Собственник поддерживается государством и может заявить о сложившейся ситуации в соответствующие органы, которыми и будет определена ответственность за самовольный захват земли.
Действия, направленные на использование участка в собственных целях, не имея на это разрешительной документации, принято считать самозахватом.
Под самовольным занятием земельного участка понимается противоправное завладение территорией чужого надела или его части против воли собственника или его использование в отсутствие предусмотренных законом прав. Завладение чужой землей без законных оснований влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Это определение распространяется на присвоенные земли общего пользования, которые находятся в частной собственности, а также числящиеся чьим-то имуществом, в том числе государственным.
Нарушение земельного законодательства наступает в тех случаях, когда у физического или юридического лица отсутствует договор купли-продажи или аренды, разрешительные акты от муниципальных властей, а также другие сопутствующие документы, подтверждающие законность присвоения земли.
Если участок самовольно занят, на нем производится любая деятельность, включая строительство, сельскохозяйственную деятельность, то это не является основанием для его присвоения. Кроме этого, законный владелец имеет полно право потребовать следующие:
 Освободить занимаемый участок, причем, если на нем есть строения или проводилась сельскохозяйственная деятельность, то все это по первому требованию может быть ликвидировано. При спорных вопросах очистка территории проходит на основании судебных постановлений.
 Потребовать признание незаконности сделок, если с участком были проведены различные манипуляции, например, сдача в аренду, продажа.
 При совершении действий, приносящих прибыль или выгоду, уже присоединяется ответственность за незаконное обогащение, собственник может потребовать компенсацию.
 Даже при отсутствии владельца земли, выступающего в качестве физического или юридического лица, она не является бесхозной. Территория относится к владениям государственного фонда или муниципальных органов, самовольно ее использовать никто не имеет права.
Какая ответственность предусматривается при захвате земли
При любом незаконном присвоение земли, например, пренебрежение границами участка соседом, использование территории двора для установки гаража, разработка заброшенной земли для сельскохозяйственных нужд, строительства – предусматривается определенная ответственность.
На практике действия, связанные с самозахватом земли, рассматриваются в основном в рамках административной ответственности. Наказание регламентируется Статья 7.1 КоАП РФ. Согласно этому общепринятому правовому документу, предполагаются следующие виды ответственности:
 Для физических лиц определяется штраф от 1 до 1,5% от стоимости участка (по Кадастру). Меньше 5000 рублей выплаты не назначаются. При отсутствии возможности решить вопрос с ценой по кадастру, то предусматривается штраф от 5 до 10 т. руб.
 Для должностных лиц назначается штраф от 1,5 до 2% от общей стоимости участка по кадастру, но не менее 25000 рублей. Если нет данных о кадастровой стоимости, то присваивается штраф от 20 до 50 тыс. руб.
 Для юридических лиц – штраф от 2 до 3% от кадастровой стоимости. Выплаты менее 100 тыс. рублей не назначаются. Может быть фиксированная сумма от 100 до 200 тыс. рублей при отсутствии значений стоимости.
Особенностью начисления штрафов является их расчет, предполагающий процентное соотношение стоимости только той части участка, которая была самовольно присвоена. Остальная незадействованная площадь не учитывается.
В случае если кадастровая стоимость занимаемого земельного участка определена, его размер составляет от 1 до 3 процентов кадастровой стоимости в зависимости от субъекта ответственности.
Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то административный штраф накладывается в размере от 5 000 до 200 000 рублей, также в зависимости от субъекта ответственности.
Полномочиями по составлению протокола и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных названной нормой, наделены должностные лица территориальных органов Росреестра, при нарушениях допущеных на землях сельскохозяйственного назначения – должностные лица Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю.
Кроме того, возбуждать административные дела в части занятия лесных участков уполномочены должностные лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Ставропольского края, вне зависимости от категории земли органы внутренних дел (полиции) и прокурор.
При самовольном занятии части земельного участка штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой его части.
Помимо административного наказания к нарушителю может быть применена гражданско-правовая ответственность.
В соответствии с требованиями статьи 301 Гражданского Кодекса РФ собственник или лицо, право которого нарушено самовольным занятием земельного участка, вправе обратиться в суд с требованием о возврате земельного участка из чужого незаконного владения.
Кроме того, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельного правонарушения. Возмещение производится по правилам, установленным главой 59 ГК РФ.
Уголовная ответственность по подобным правонарушениям применяется в исключительных случаях, когда к правонарушению относительно использования земли, присоединяются преступления, наказания за которые регламентируются уже Уголовным кодексом РФ. Например, это может быть мошенничество с недвижимостью.
Самовольный захват земли – можно ли узаконить
Чтобы последствиями использования земли не стали штрафы и принудительное освобождение территории, можно попробовать оформить участок законно. Сделать это можно только в случае отсутствия частного владельца, когда земля принадлежит муниципалитету или государству. В основном это целесообразно при наличии «прирезков» к дачным участкам.
Для легализации земли потребуется обращение в Государственный кадастр, сбор достаточно большого пакета документов, но решение о возможности предоставить в собственность остается за сособственником (садоводческое товарищество, муниципалитет и другие). Весь процесс достаточно долгосрочный, требует помощи специалиста, а также определенных материальных затрат, так как бесплатно участок предоставлен не будет.
Что делать, если произошел самовольный захват земли
План действий будет зависеть от ситуации, при которой произошел самозахват и от реакции ответного лица. В некоторых случаях споры удается отрегулировать путем переговоров, но чаще приходится обращаться в государственные органы для признания действий незаконными, получения компенсаций.
Мирное соглашение
Первоначально нужно попробовать уладить конфликт без привлечения суда. Для этого предоставляются документы, в частности, план с межеванием, где четко указаны границы участка.
Если ответных действий не последовала, то следует придерживаться следующего плана действий, который подойдет и для других вариантов самовольного захвата:
Обращение к лицу, захватившему земельную собственность, с целью определения дальнейших действий, например, возможного приобретения участка, оформления договора аренды, а также для обозначения компенсации.
В ряде случаев уже на первом этапе некоторым удается добиться консенсуса, но если мировых соглашений не последовало, то нужно действовать дальше, апеллируя законными требованиями и правовыми регламентами.
При наличии сведений о самовольном занятии земли необходимо обращаться в органы полиции, прокуратуры, Россрестра, а также в Управление Россельхознадзора по Ставропольскому краю (при занятии земель сельскохозяйственного назначения), Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Ставропольского края (при занятии лесных участков).

Читайте также:
Правила оформления копии трудовой книжки

Что изменилось в законе о самовольных постройках с 4 августа

Вступил в силу федеральный закон с поправками в гражданский кодекс по поводу самовольных построек. Изменились определение самовольной постройки и условия для сноса. Это касается тех, кто построил недвижимость на бесхозном участке или без разрешения на строительство.

Раньше такие строения могли снести, даже если они никому не мешали. Теперь права владельцев чуть лучше защищены, снести самовольный дом стало сложнее. Но это не значит, что можно строиться на чужой земле, нарушать нормативы и возводить здания, которые мешают соседям.

Вот как теперь обстоит дело с самовольными постройками.

Ой, а можно желтую плашку, на которой вы всегда всё четко по полочкам раскладываете?

  1. Раньше можно было построить здание вроде бы по закону, а потом землю под ним могли переквалифицировать в какой-нибудь заповедник, и все — дом нужно было сносить. Теперь нет: если строил, когда было можно, то сносить больше нельзя.
  2. Раньше любили всё сносить. Теперь прежде чем сносить, будут искать способы привести в порядок.
  3. Стало легче легализовать самострой.
  4. На частной территории сносить что-то можно только по суду или если постройка кому-то угрожает. Просто снести, потому что «не положено» уже нельзя.
  5. В общем: раньше «сноси, и все». Теперь «давай сначала попробуем исправить, а снести успеем».

Что такое самовольная постройка?

Раньше. Самовольной считалась любая постройка, которую возвели без документов о праве собственности или без разрешения на строительство. Неважно, на своем участке или где-то на пустыре: если дом без разрешения, плана и межевания — это самовольная постройка. И для нее в гражданском кодексе есть особые условия.

Или купили участок с разрешенным использованием под жилищное строительство, а построили там дом, а потом власти взяли и поменяли назначение — теперь это водоохранная зона. И дом уже вне закона.

Так могло быть с разными ограничениями. Вот рядом с садовым товариществом не было дороги, электростанции или газопровода, и дачи стояли себе годами. А потом раз — и дачам тут стоять уже не положено.

Читайте также:
Оформление трудовой книжки титульный лист: образец

Так же и с коммерческой недвижимостью: киосками, павильонами, ангарами, гаражами.

С 4 августа. Теперь самовольными считаются только такие постройки, которые возвели без разрешений и без учета ограничений, если в начале строительства такие ограничения уже были, а когда постройку обнаружили — они все еще действовали. Если не было газопровода или охранной зоны, а потом появились ограничения, то дома, дачи и киоски нельзя признать самовольными постройками и просто так снести их за счет хозяев.

Если собственник не мог знать о каких-то ограничениях по поводу строительства на своем участке и что-то построил, то, даже если такие ограничения потом обнаружатся, самовольной постройка не считается. К ней нельзя будет применить такие же нормы, как к самовольным строениям — например, снос за счет собственника.

Раньше такой нормы в гражданском кодексе вообще не было, и люди теряли имущество. Было и по-другому: собственники участков обращались в суд, чтобы признать столб линии электропередачи самовольной постройкой и убрать его со своего участка. В общем, проблем хватало, а точных норм закона — нет.

Право собственности на самовольную постройку

Самовольной постройкой нельзя распоряжаться на свое усмотрение. Например, продавать, дарить или сдавать в аренду — на нее вообще нет права собственности. Построить на своем участке дом — еще не значит стать его собственником. Нельзя прийти в Росреестр и автоматически оформить права собственности на дом или дачу только потому, что они на вашем участке. Тут ничего не изменилось.

Когда самовольную постройку могут снести

Раньше. Самовольную постройку сносили, причем почти всегда за счет того, кто ее построил. Так и было написано: подлежит сносу. Построили без документов или разрешений — сносите свой дом или узаконьте его.

С 4 августа. Теперь о сносе самовольных построек написали подробнее. По умолчанию, такую постройку нельзя использовать. Это значит, что построенный без разрешения киоск нельзя использовать для торговли.

А вот о сносе теперь не так категорично. Самовольную постройку могут снести, а могут привести в соответствие с требованиями застройки. Но все это за счет того, кто построил или пользуется участком. Сносить или приводить в соответствие — почти всегда решает суд. Иногда — местные власти.

Читайте также:
Какие документы нужны для оформления жилищной субсидии

Теперь есть законное основание не сносить самовольную постройку, а привести ее в соответствие с требованиями закона и назначением участка. Например, уменьшить этажность дома или сделать реконструкцию дачи так, чтобы ее часть не заходила на другой участок или не была так близко к газопроводу.

Как оформить право собственности на самовольную постройку

И раньше, и сейчас это нужно делать через суд. Собственником самовольной постройки становится владелец участка, где она находится.

Нельзя построить дом на чужой земле и признать в суде свое право собственности на него.

Если земля принадлежит родителям, и дети построили там дом, то собственниками дома могут стать только родители. Или нужно разделять участок, получать новый адрес — и только тогда оформить дом на настоящих владельцев. На все это нужно много времени и денег, поэтому лучше учесть такие нюансы до начала строительства.

Узаконить можно не любую самовольную постройку, а только ту, что отвечает всем этим требованиям.

На участке можно строить такой объект. Например, для строительства жилого дома должно быть свое назначение, для дачи — свое, для гаража или киоска тоже. Просто так изменить назначение участка нельзя. Хотя иногда хитрые застройщики выкупают землю в частном секторе и начинают строить там многоквартирный дом в семь этажей. Это незаконно. Многоквартирный дом нельзя построить на участке под ИЖС .

Постройка соответствует параметрам застройки. Например, на участке под ИЖС можно построить максимум три этажа. А иногда строят пять и даже продают в таких домах квартиры.

Если купить квартиру в таком доме на этапе строительства, можно никогда ее не получить. Соседи обратятся в суд, и разрешение на строительство многоквартирного дома аннулируют. В лучшем случае заселятся только те, кто купил квартиру до третьего этажа. Причем станут они не собственниками квартиры, а собственниками доли в доме. Потом будет много проблем с продажей.

Если вам предлагают такую квартиру и говорят, что скоро узаконят дом, вам врут. Ничего не узаконят, а если и получится так сделать, соседи оспорят, и стройку запретят. Закон о дольщиках тут не сработает.

Постройка не нарушает ничьи права и никому не мешает. Нельзя строить дом и занять часть участка соседа, а потом идти в суд, чтобы узаконить летнюю кухню, веранду или баню — якобы кто строил, тот и хозяин.

Так не получится: придется сносить, реконструировать или договариваться с соседями.

Нарушением прав может быть даже слишком высокий коттедж или затемнение соседских окон навесом возле гаража.

Если построил не владелец участка — можно обойтись без сноса

Теперь есть возможность узаконить самовольную постройку, даже если нет документов о праве собственности на участок.

Например, если что-то построили на муниципальной или государственной земле, теперь такую постройку можно узаконить и стать ее собственником, — но только если постройка отвечает всем требованиям, а в договоре на использование участка нет ограничений.

Если строил один, а собственником стал другой

Тот, кто стал собственником самовольной постройки, должен возместить расходы на ее возведение. Такое условие было и раньше. Например, если кто-то построил на чужом участке дом, а потом владелец участка его узаконил и получил в собственность, можно доказать, что на самом деле строительство оплачивал не он — пусть возмещает расходы.

По этому поводу появилось дополнение: расходы нужно возмещать за вычетом той суммы, которую потратили на то, чтобы узаконить эту постройку.

Когда постройку могут снести по решению местных властей

Вообще, сносить самовольные постройки можно по решению суда. Но есть исключения, когда решает администрация. Этот пункт изменился и стал подробнее.

Например, решения администрации достаточно, если:

  1. До начала строительства нужно было обязательно оформить участок в собственность, но этого не сделали.
  2. Постройка находится на участке, где нельзя строить такую недвижимость.

Есть случаи, когда администрация решает, сносить постройку или все-таки привести ее в соответствие с требованиями и узаконить. Если у вас такая ситуация и возник спор с властями, лучше искать юриста и ничего не предпринимать. В законе есть сложные формулировки, в которых без эксперта разобраться нельзя, а чиновники могут этим пользоваться и гнуть свою линию.

Сроки: если постройку решили сносить или переделывать

Бывает, что без сноса не обойтись, и администрация принимает решение — сносить. Сносить должен тот, кто строил, или все сделают за него, а потом выставят счет. Срок для сноса установят с учетом вида постройки, но это будет максимум год.

Чтобы привести постройку в соответствие с требованиями, дадут от шести месяцев до трех лет.

Если участок в собственности, власти могут заставить снести постройку?

Нет, и это очень важная поправка. Никакая администрация не может прийти к вам на участок и заставить вас снести дом, гараж, баню или дачу. Без суда можно принять решение о сносе построек только на муниципальных и государственных участках, а на ваших личных — нет.

Исключение только одно: постройка угрожает жизни и здоровью людей. Если ваш коттедж никому не вредит, снести его можно только по решению суда. А суд еще посмотрит, нужно его сносить, или можно договориться с соседями, или перестроить.

Читайте также:
Оформление военной ипотеки: пошагово

Если суд откажет в сносе, власти не имеют права настаивать или еще хуже — все равно снести постройку и выставить расходы. Такая же ситуация с объектами, на которые уже зарегистрировали право собственности. Никаких решений администрации о сносе быть не может. Теперь в гражданском кодексе об этом прямо написано.

И вот еще особые условия, когда администрация не имеет права сносить чужую недвижимость без решения суда:

  1. Нет документов на земельный участок, если постройка на нем появилась еще до того, как вступил в силу земельный кодекс.
  2. Нет разрешения на строительство здания, которое построили до 14 мая 1998 года.

Когда вообще не может быть принято решение о сносе

Иногда на постройку зарегистрировано право собственности, но ее все равно признают самовольной. Например, если выясняется, что не соблюдены какие-то требования по удалению от охранных зон, леса, газопровода, дорог или электросетей.

Теперь нельзя снести такую постройку, если совпадают условия:

  1. Участок предназначен для ИЖС или это садовый земельный участок. То есть там разрешено строить частные жилые дома.
  2. У собственника участка есть на него документы.
  3. Право собственности на жилое строение зарегистрировано до 1 сентября 2018 года.
  4. Параметры строения ничего не нарушают.

Если такой дом не только оформили, но и купили до 1 сентября 2018 года, сносить его не будут.

Когда могут изъять участок

Если участок в собственности, его все равно могут забрать.

Раньше. Изъять могли только тот участок, на котором нужно что-то выращивать, а его забросили. Например, кто-то выкупил землю сельхозназначения, чтобы открыть там ферму и разбить сад, а потом перестал за ней ухаживать. Или землю дали для одной цели, а ее используют как-то иначе.

С 4 августа. Теперь к этим условиям добавили угрозу окружающей среде и возведение самовольных построек. Но одного факта незаконного строительства для изъятия мало. Участок заберут, если постройку сказали снести или переделать, а владелец участка игнорирует требования.

Это все изменения по поводу самовольных построек и домов?

Нет, это только то, что внесли в гражданский кодекс отдельным законом. Но есть еще градостроительный кодекс, и в него тоже внесли изменения в тот же день — сразу тремя федеральными законами. Там подробнее о процедуре сноса, полномочиях властей и планировках территорий.

Оформление самозахвата земли в собственность

Ведущий специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Ульяновской области Алия Курякова рассказала радиослушателям о том, как действовать, если сосед по даче поставил свой забор, захватив территорию чужого земельного участка.

Как следует поступать, если ваш сосед по даче захватил часть вашего земельного участка, как можно заранее обезопасить себя от нарушителей земельного законодательства и, наконец, в какую организацию следует обратиться с жалобой на соседа по поводу нарушения границы между вашими земельными участками? На все эти вопросы сегодня в нашей программе ответит ведущий специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Ульяновской области Алия Курякова.

Если ваш сосед перенес забор и в результате незаконно занял часть вашего земельного участка, в таком случае можно обратиться с заявлением в территориальный орган Росреестра – Управление Росреестра по Ульяновской области или орган муниципального земельного контроля. Обращаться надо в том регионе, где расположен ваш земельный участок.

При каких условиях можно обращаться с жалобой на соседа?

Для того, чтобы защитить себя от противоправных действий соседа, вы должны быть правообладетелем земельного участка, границы которого он нарушил. Для этого ваши права на участок должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости или подтверждаться правоустанавливающими документами (для ранее возникших прав).

Для проведения регистрации прав на земельный участок он должен быть поставлен на кадастровый учет. Возможен также вариант, когда ваши права являются ранее возникшими, т.е. вы получили участок в собственность или пользование до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и у вас есть документ, подтверждающий этот факт. В таком случае по вашему заявлению в ЕГРН будут внесены сведения о принадлежащем вам участке как о раннее учтенном и зарегистрировано на него ваше ранее возникшее право.

Заявление и соответствующие документы для проведения кадастрового учета, регистрации прав на недвижимость, в том числе в отношении ранее учтенного участка, необходимо направить в Управление. При этом для одновременного проведения кадастрового учета и регистрации прав достаточно предоставить одно заявление.

Документы на проведение этих процедур можно направить в Управление в электронном виде через сервис «Личный кабинет правообладателя», расположенный на официальном сайте Росреестра , заполнив специальные формы.

Документы можно также подать при личном обращении в офисы МФЦ на всей территории России.

Кроме того, Росреестр обеспечивает экстерриториальный принцип оказания услуг. Это означает, что, если принадлежащий вам участок расположен не в городе вашего проживания, вам не надо никуда ехать, чтобы поставить его на кадастровый учет или оформить в собственность. Оформить его можно в городе вашего нахождения.

Кроме того, прежде, чем пожаловаться на соседа, необходимо выяснить, установлены ли границы вашего и соседского земельного участка по правилам, предусмотренным законом: определены ли координаты характерных точек границ земельных участков. Если границы вашего участка не установлены, надо обратиться к кадастровому инженеру.

Читайте также:
Оформление расходного кассового ордера на выплату зарплаты

Как обратиться в Управление Росреестра по Ульяновской области в случае самовольного захвата вашей территории соседом?

В случае самовольного захвата вашей территории соседом в Управление можно обратиться письменно, в электронном виде через сайт Росреестра или на личном приеме. Адреса и телефоны для обращения можно посмотреть на сайте Росреестра .

В обращении необходимо указать адрес и кадастровый номер земельного участка и информацию о переносе забора или факте самозахвата части принадлежащей вам территории. В заявлении также надо указать, что такие действия привели к нарушению ваших имущественных прав.

Какая ответственность предусмотрена за незаконное занятие чужого земельного участка?

На основании вашего заявления государственные инспекторы по использованию и охране земель проведут проверочные мероприятия и в случае подтверждения нарушения выдадут нарушителю предписание об его устранении, а также составят протокол об административном правонарушении.

За самовольное занятие земельного участка предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Для граждан такой штраф начисляется в размере от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости занятой части земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей. В случае, если кадастровая стоимость участка не определена, то размер административного штрафа составит от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Если сосед не реагирует на предписания инспекторов земельного надзора?

Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 6 месяцев.

При этом, срок устранения нарушения земельного законодательства, указанный в предписании, может быть продлен, если нарушитель принимает меры по устранению нарушения, и он может это документально подтвердить. После истечения срока, установленного в предписании, инспекторы проверяют, устранено самовольное занятие земельного участка или нет. Если нарушитель не принимает никаких мер, будет выдано еще одно предписание и составлен протокол об административном правонарушении.

Почему рекомендуется регистрировать земельные участки и проводить их межевание?

В соответствии с законодательством кадастровый учет и регистрация прав носят заявительный характер. Это означает, что закон не обязывает граждан оформлять принадлежащие им объекты недвижимости, а проведение этих процедур возможно только по желанию их владельцев.

При этом, если вы являетесь владельцем земельного участка и хотите им распоряжаться, например, продать, подарить или передать по наследству, вам необходимо поставить участок на кадастровый учет и зарегистрировать на него права собственности. Поэтому Росреестр рекомендует гражданам оформлять участки в соответствии с законодательством. Росреестр также рекомендует правообладателям участков, не имеющих точных границ, рассмотреть вопрос о проведении кадастровых работ (межевания). Внесение в ЕГРН сведений о границах избавит вас от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами публичной власти.

А как часто в Ульяновской области выявляются нарушения, связанные с самовольным занятием земельных участков, с использованием их без правоустанавливающих документов, необходимых прав?

По итогам 2018 года в действиях граждан было выявлено 1139 подобных нарушений, что составило 96% от всего объема нарушений, выявленных Управлением.

Для объективности стоит отметить, что значительная часть противоправных действий граждан все-таки направлена не на соседские землепользования, а на земли общего пользования (прилегающие к домовладениям территории – проезды, улицы, дороги, газоны и т.п.), земельные участки, не закрепленные за конкретными правообладателями.

Таким образом, рассмотренная проблематика очень актуальна для нашего региона.

Беседовал Евгений Слюняев.

Эфир утренней программы «Будни» (радио ГТРК «Волга») от 18 июня 2019 г.

Оформление земли в собственность

Проблемы с поиском?

Загрузка данных с сервера Росреестра.

Произошла ошибка при обмене данными

Сообщение о ошибке будет направлено администрации портала.

Вы можете воспользоваться ручной формой заказа: Отправить запрос специалисту

По вашему запросу ничего не найдено

Уточните запрос, укажите полностью ваш адрес и проверьте ошибки.
Если найти объект все равно не получается, вы можете воспользоваться ручной формой заказа и наш оператор сам найдет нужный Вам объект: Отправить запрос оператору

Найдено объектов

Кадастровый номер Адрес объекта
Выбрать

Собственник земельного участка может передавать надел по наследству, в аренду, продавать его, но возможно это при наличии справок, подтверждающих прохождение регистрации. Как оформить землю в собственность, в какие органы обращаться, какие бумаги подготовить подскажет представленный материал.

Законодательная база Российской Федерации не стоит на месте, развивается, предлагая гражданам выгодные условия пользования имуществом. Земельные участки, перешедшие в собственность до 2001 года, оформлялись в одном порядке, начиная с 2001 года, процедура изменила характер, теперь действуют нововведения, ознакомиться с которыми рекомендуется каждому.

Оформление земли в собственность в 2022 году носит упрощенный порядок. В этом порядке можно зарегистрировать:

  1. Надел, на который право собственности получено до 2001 года.
  2. Участок с жилым объектом недвижимости (если земля получена до 1990 года).
  3. Земли, предназначенные для сада/огорода, на которых построены дома без разрешения на строительные работы.

Упрощенный порядок оформления предусмотрен для садовых сообществ, кооперативов. Если субъект давно владеет ЗУ, в книге хозяйственного учета есть записи, документы, подтверждающие право собственности старого образца, процедура оформления участка земли в собственность носит упрощенный характер.

Пошаговая инструкция

Владелец земли для эксплуатации надела в рамках закона должен пройти процедуру регистрации. Если этого не сделать, права в пользовании, действиях будут ограничены, сделки признаны незаконными.

Пошаговая инструкция оформления земли в собственность в 2022 году поможет сделать все правильно, в нужной последовательности. Действия субъекта:

  1. Сбор документов.
  2. Обращение в Росреестр.
  3. Подача заявления.
  4. Выписка из ЕГРН
Читайте также:
Оформление дарения автомобиля родственнику

Подать обращение можно не только в Росреестр, но и в МФЦ. Обращение рассматривается на протяжении двух недель с момента приема.

Это процедура, если земля имеет установленные приделы. Если нет, нужно пригласить специалиста для проведения межевания. Если сроки не горят, воспользуйтесь услугой бесплатно, но нужно ждать. Если хотите решить вопрос в короткие сроки, придется заплатить. План межевания нужен для составления акта границ, который можно находится в справке из ЕГРН.

Для проведения разного рода манипуляций с землей, участок должен стоять на учете. Делается это в Кадастровой палате или МФЦ.

Следующий шаг – обращение в администрацию местного поселения. После можно регистрировать право собственности.

Тонкости оформления при купле-продаже

Закон об оформлении земли в собственность предусматривает прохождение процедуры через нотариальную контору. В присутствии адвоката стороны дают согласие на проведение сделки (согласие формируется в письменной форме).

После покупатель обращается в регистрационный орган ля закрепления прав собственности на надел.

Документы для оформления земли в собственность:

  1. Выписку из ЕГРН, отображаемую кадастровый план.
  2. Квитанцию, подтверждающую оплату всех расходов (государственной пошлины).
  3. Договор купли-продажи.
  4. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

Если заявитель не может лично обратиться в регистрационный орган, этим правом обладает лицо, имеющее нотариально заверенную доверенность. Доверенный субъект должен иметь при себе документ, удостоверяющий его личность, подтверждение права управления личными делами.

Рекомендуется предварительно уточнять у представителей регистрационного органа перечень документации. Обстоятельства перехода права земли от одного субъекта к другому разные, в зависимости от них может меняться перечень справок.

После приема пакета документации, представитель регистрационного органа выдает заявителю на руки расписку. Информация о готовности справки передается в телефонном режиме.

Для регистрации собственности можно обратиться в регистрационные органы лично, подать обращение в МФО, зайти на сайт Госуслуг, отправить форму в электронном виде.

Получение разрешения снимает ограничения права распоряжаться недвижимым имуществом, если разрешения нет, права собственника ограничены (актив нельзя продавать, передавать в аренду, по наследству, дарить).

Внимание! Обязательный после регистрации права земельного участка, обязательно закажите выписку из ЕГРН на официальном сайте: https://rosreestor.online/ для того, чтобы убедиться в правильности данных.

Приватизация земельного участка

Приняв решение приватизировать земельного участка, будьте готовы к сложному длительному процессу. Жители города подают документы в городскую администрацию, жители района в поселковый совет. Решение выносится на протяжении 14 дней с момента принятия пакета.

При положительном решении последующие действия зависят от ситуации – надел передается платно или бесплатно. Платно – договор купли-продажи, бесплатно – по наследству.

Независимо от способа приема ЗУ, следующий шаг – обращение в Росреестр. На момент обращения в регистрационный орган, субъект должен иметь на руках такие документы:

  1. Удостоверение личности.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Решение государственной администрации.

Дополнительно прикладывается квитанция об оплате налогового сбора, выписка из кадастрового плана, заявление с просьбой зарегистрировать земельный актив. Вместе с землей можно оформить стоящие на ней строения, оформление в собственности земли и дома носит упрощенный характер.

Важно! Если стоящая на участке конструкция является собственностью поселкового совета, рекомендуется не приватизировать ее, а оформить выкуп.

Переход права по дачной амнистии

Упрощенную форму регистрации права собственности на надел имеет дачная амнистия (новое в оформлении земли в собственность). Это временная программа, сроки продлены до конца 2022 года. Эксперты рекомендуют каждому, кто хочет получить право собственности на недвижимый актив, воспользоваться дачной амнистией.

Категория граждан, имеющая право воспользоваться дачной амнистией:

  1. Особы, имеющие право на надел, оспорить которое не возможно (бесспорное право).
  2. Владелец надела (земля принадлежит товарищескому сообществу).
  3. Лица, начавшие, но не закончившие регистрацию.

Справки, бумаги передаются представителям Росреестра или МФЦ. Примите во внимание: представители государственных органов могут потребовать кадастровый паспорт или план межевания.

Решение выносится на протяжении 10-30 дней, процедура действует до конца декабря 2022 года, по окончанию этого срока оформление переводится на стандартный режим.

Если земля в собственности, обязательно нужно заказать выписку из ЕГРН!

Оформление права после аренды

Собственник ЗУ может распоряжаться наделом на свое усмотрение, дарить его, продавать, передавать во временное пользование по договору аренды.

Пользователь активом, взятым в аренду, может выразить желание купить участок. Передача ЗУ в собственность происходит одним из способов:

  1. Приватизация.
  2. Купля-продажа (перед договоров нужно купить выписку из ЕГРН).

Приняв решение выкупить надел, первое, что должен сделать будущий владелец – получить разрешение. Недвижимый объект может иметь собственника в виде частного лица или в виде муниципалитета, сельского совета. Без разрешения дальнейшие манипуляции невозможны.

Получив разрешение, можно обращаться к нотариусу для заключения и удостоверения сделки. Заключается сделка в письменном виде, после документация передается в Росреестр или МФЦ .

Если арендатор планирует на земле возвести здание (сарай, гараж, складское помещение) для занятия сельскохозяйственной деятельностью, рекомендуется ЗУ приватизировать.

Обязательно во время оформления нужно предъявить договор-основание. Если такого нет, будьте готовы к сбору большого дополнительных справок, подтверждающих факт передачи земельной площадки в аренду.

Невостребованные земельные доли: оформление в муниципальную собственность

Статья 12.1. Невостребованные земельные доли

(введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 12.1

Читайте также:
Можно ли заниматься грузоперевозками без оформления ИП

1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи – список невостребованных земельных долей).

4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ульяновской области

Прокурор разъясняет

  • 24 апреля 2022, 10:30

В Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» введена новая статья, посвященная невостребованным земельным долям. Невостребованной может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал ее в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.

Земельная доля, зарегистрированная в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, не может быть признана невостребованной по указанному основанию.

Согласно п. 2 ст. 12.1 данного Закона невостребованной может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники или наследование которой юридически невозможно.

Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Орган местного самоуправления обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) список невостребованных земельных долей не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.

Такая информация также должна размещаться на информационных щитах, находящихся на территории данного муниципального образования. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности.

Читайте также:
Оформление военной ипотеки: пошагово

Такое заявление является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка. Это предусмотрено п. 6 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Ранее в п. 5 ст. 13 упомянутого Закона содержалось правило о том, что невостребованные земельные доли должны быть выделены в участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

Однако новая редакция Закона содержит принципиально иное правило. Общее собрание участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей вправе принять решение по вопросу об этих невостребованных земельных долях. Если общее собрание участников не примет никакого решения, то орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.

Требование органа местного самоуправления о признании за ним права собственности на земельный участок может быть заявлено путем предъявления иска к собственникам невостребованных земельных долей в суд по месту нахождения земельного участка (ч. 1 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства. Указанные нормы вступили в действие с 1 июля 2011 года.

С учетом изложенного, настоятельно рекомендуем участникам оборота земель сельскохозяйственного назначения заранее ознакомиться с официальным текстом закона и при необходимости проконсультироваться со специалистами.

Прокуратура
Ульяновской области

Прокуратура Ульяновской области

24 апреля 2022, 10:30

Что такое невостребованные земельные доли?

В Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» введена новая статья, посвященная невостребованным земельным долям. Невостребованной может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал ее в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.

Земельная доля, зарегистрированная в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, не может быть признана невостребованной по указанному основанию.

Согласно п. 2 ст. 12.1 данного Закона невостребованной может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники или наследование которой юридически невозможно.

Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Орган местного самоуправления обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) список невостребованных земельных долей не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.

Такая информация также должна размещаться на информационных щитах, находящихся на территории данного муниципального образования. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности.

Такое заявление является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка. Это предусмотрено п. 6 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Ранее в п. 5 ст. 13 упомянутого Закона содержалось правило о том, что невостребованные земельные доли должны быть выделены в участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

Однако новая редакция Закона содержит принципиально иное правило. Общее собрание участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей вправе принять решение по вопросу об этих невостребованных земельных долях. Если общее собрание участников не примет никакого решения, то орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.

Требование органа местного самоуправления о признании за ним права собственности на земельный участок может быть заявлено путем предъявления иска к собственникам невостребованных земельных долей в суд по месту нахождения земельного участка (ч. 1 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства. Указанные нормы вступили в действие с 1 июля 2011 года.

С учетом изложенного, настоятельно рекомендуем участникам оборота земель сельскохозяйственного назначения заранее ознакомиться с официальным текстом закона и при необходимости проконсультироваться со специалистами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: