Обязанности ЖЭУ перед жильцами закон

Об обязательных для УО работах по содержанию общего имущества дома

За нарушения правил содержания и ремонта МКД управляющая организация может быть оштрафована на сумму до 300 000 рублей согласно ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Читайте о том, какие обязательные услуги должна оказывать УО и какие работы проводить, чтобы надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД.

Перечень обязательных работ и услуг по содержанию МКД

Минимальный перечень работ и услуг, которые выполняет и оказывает организация, получившая лицензию на управление многоквартирным домом, изложен в постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

Указанные в ПП РФ № 290 работы и услуги при их надлежащем исполнении позволяют управляющим организациям содержать общее имущество многоквартирного дома в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ. Они касаются соблюдения санитарно-эпидемиологических и технических норм, норм пожарной безопасности и требований к защите прав потребителей.

Обязательные работы, которые это обеспечивают, можно условно разделить на группы:

  1. Информационная работа.
  2. Взаимодействие с собственниками помещений в МКД по вопросам содержания и ремонта общего имущества, общих собраний собственников.
  3. Аварийно-диспетчерская работа.
  4. Содержание и ремонт конструктивных элементов МКД (фундамент, кровля, стены, окна, двери и т.д.).
  5. Содержание дымоотводов и вентиляции.
  6. Соблюдение норм пожарной безопасности.
  7. Содержание и ремонт газового оборудования.
  8. Предоставление коммунальных услуг и содержание внутридомовых инженерных систем для предоставления КУ надлежащего качества.
  9. Приборы учёта.
  10. Содержание мусоропроводов и контейнерных площадок, придомовой территории, входящей в общее имущество МКД.
  11. Техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем.
  12. Иные работы по управлению МКД.

Поговорим подробнее о каждой из этих групп, чтобы понимать, какие работы УО следует выполнять для исполнения взятых на себя обязательство по управлению МКД.

Информационная работа управляющей организации

Услуги УО по хранению и предоставлению информации можно разделить на подгруппы:

  • сбор, актуализация и хранение информации о жителях МКД, хранение технической документации дома;
  • предоставление информации по запросам потребителей напрямую и путём размещения её на стендах в подъездах МКД согласно пп. «б» п. 31 разд. VIII ПП РФ № 416;
  • взаимодействие с органами государственной власти и раскрытие информации на сайте организации, в ГИС ЖКХ, в средствах массовой информации, на информационных стендах согласно ПП РФ № 731.

Взаимодействие УО с собственниками по вопросам содержания и ремонта МКД

Помимо ответов на запросы собственников, УО обязана взаимодействовать с ними по вопросам содержания и ремонта общего имущества дома:

  • готовить предложения по содержанию и текущему ремонту, разрабатывать перечни работ и услуг и рассчитывать финансовые потребности для их выполнения, вносить предложения по проведению капремонта и использованию общего имущества МКД третьими лицами на возмездной основе;
  • организовывать общие собрания собственников помещений в МКД и доводить до сведения собственников проекты документов, касающихся содержания и текущего ремонта общего имущества дома, контролировать исполнение решений ОСС.

Аварийно-диспетчерская служба управляющей организации

Управляющая домом организация должна организовать работу аварийно-диспетчерской службы для приёма и исполнения заявок от жителей МКД и обеспечить АДС громкоговорящей связью с МКД, причём эта связь должна быть двусторонней.

К этой группе можно отнести контроль состояния внутридомовых инженерных систем, уровня загазованности подполий и коллекторов и оперативное устранение аварий на внутридомовых инженерных системах с соблюдением сроков, установленных на проведение таких работ.

Работы и услуги по содержанию конструктивных элементов МКД

Сюда относится самый большой перечень работ и услуг, которые управляющая организация обязана выполнять в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.

  1. К работам на фундаментах МКД относятся:
  • контроль за состоянием видимых частей фундамента дома, осмотр с помощью шурфов, составление плана мероприятий и проведение работ для восстановления фундамента в местах повреждений;
  • контроль за состоянием гидроизоляции фундамента, системы водоотведения и восстановление их работоспособности при обнаружении дефектов.

При осмотрах фундамента, независимо от его вида, УО необходимо обращать внимание на отсутствие коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали.

2. Для надлежащего содержания кровли, сводов, перекрытий и чердачных помещений под крышами управляющая организация должна:

  • проверять кровлю (крышу) на отсутствие протечек, контролировать состояние молниезащитных устройств, водоотводящих устройств, слуховых окон, выходов на крышу, пешеходных дорожек (при их наличии) на кровле;
  • контролировать состояние несущих кровельных конструкций, их креплений, температурных швов, внутренних водостоков, защитных бетонных плит, ограждений, дренирующего слоя, мест опирания железобетонных конструкций, окрасочного слоя металлических элементов антикоррозийными красками;
  • при обнаружении дефектов – планировать и проводить восстановительные и ремонтные работы;
  • проверять крыши на наличие мусора, грязи, снега, сосулек и наледи; при их обнаружении – проводить очистку;
  • проверять чердаки (при наличии): плотность закрытия дверей, состояние утеплителей, уровень температуры и влажности;
  • контролировать состояние перекрытий и проверять их на отсутствие трещин и коррозии, следить за состоянием их гидроизоляции, звукоизоляции, утеплителя.

3. При содержании фасадов, стен и перегородок в МКД УО отвечает за:

  • выявление любых дефектов и повреждений на стенах, перегородках и местах их соединения с другими конструктивными элементами;
  • проверку внешней отделки фасада, внутренней отделки стен и выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных перепланировок и перестроек;
  • составление планов по обследованиям стен и перегородок, планов по проведению ремонтных работ по итогам осмотров и их проведение для их надлежащего содержания.

Какие именно работы должны проводиться в доме, зависит от характеристик самого многоквартирного дома и материалов, из которых он построен, поскольку для МКД из железобетонных блоков и деревянного дома работы по контролю и содержанию стен и перекрытий будут различаться.

При наличии в доме подвальных помещений УО обязана:

  • проверять состояние входов в подвалы и приямков, уровень температуры и влажности в подвалах, рабочее состояние дверей и запорных устройств на них, гидроизоляции и водоотводящих устройств, теплозащиты;
  • выявлять несанкционированные изменения в изначальной конструкции подвала, отклонения от проектных условий;
  • устранять причины нарушения температурно-влажностного режима, принимать меры, препятствующие захламлению подвалов, подтоплению и загрязнению;
  • устранять выявленные неисправности.
Читайте также:
Обязательно ли межевание земельного участка по закону

Если в многоквартирном доме установлен лифт, управляющей организации следует:

  • проводить техническое обслуживание лифта, в том числе аварийное, и ремонт;
  • организовывать освидетельствование лифта после его ремонта и замены отдельных элементов;
  • организовывать диспетчерский контроль и связь с кабиной лифта;
  • проводить сухую и влажную уборку полов и стен лифтовых кабин, лифтовых площадок и холлов.

Надлежащим образом должны содержаться двери, окна и лестницы в многоквартирном доме. УО должна проводить проверки этих элементов на отсутствие дефектов, поломок, нарушений целостности, сколов. При обнаружении таких проблем УО должна составить план и провести восстановительные работы. Также в обязанности УО входит уборка лестниц, мытьё окон, протирка дверей и перил.

Работы по поддержанию в рабочем состоянии противопожарной системы, вентиляции и дымоходов

Внутридомовые инженерные системы также входят в зону ответственности управляющей домом организации, поэтому УО следует принимать меры для надлежащего содержания систем вентиляции и дымоотведения:

  • проверять состояние всех элементов вентиляционной и дымоотводящих систем, в том числе на засоры, повреждение антикоррозийного слоя краски, на целостность конструкций;
  • следить за исправным состоянием систем автоматического дымоудаления, противодымной защиты;
  • проводить техническое обслуживание оборудования дымоудаления и системы вентиляции и осматривать их не реже трёх раз в год;
  • разрабатывать планы восстановительных работ при обнаружении дефектов, повреждений в системах вентиляции и дымоудаления.

Для обеспечения пожарной безопасности дома необходимо:

  • проводить осмотры состояния пожарной сигнализации, пожарных выходов, лестниц, лазов, проходов, систем аварийного освещения, систем пожаротушения и средств противопожарной защиты;
  • менять вышедшие из строя датчики, проводку и противопожарное оборудование, ремонтировать сигнализации, цепи заземления, очищать пожарные гидранты от мусора и наледи.

К этой группе также можно отнести работы и услуги, которые УО должна выполнять и оказывать для надлежащего содержания газового оборудования в доме:

  • проверять состояние внутридомового оборудования и устранять неисправности, которые могут привести к скоплению газа в доме;
  • проводить техобслуживание и ремонт систем контроля загазованности помещения;
  • принимать меры по обеспечению безопасности людей при ликвидации утечки газа.

Обязанности УО по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества

Независимо от того, является ли УО исполнителем коммунальных услуг по ГВС, ХВС, электроснабжению, отоплению и водоотведению, она отвечает за рабочее состояние инженерных систем, с помощью которых жители дома получают эти услуги. Поэтому для надлежащего содержания всех внутридомовых систем необходимо:

  • проверять исправность и проводить техобслуживание общедомовых ПУ, систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации), отопления (трубопроводов, измерительных комплексов, теплопунктов), энергоснабжения (в том числе изоляции проводов, устройств защитного отключения); контролировать параметры теплоносителя и воды, герметичность трубопроводов;
  • проводить гидравлические испытания, пробные топки, промывки центральных систем отопления, промывку водонапорных баков, прочистку ливневой канализации, ликвидировать засоры, удалять воздух из системы отопления;
  • планировать и проводить ремонт, устраняя дефекты, в том числе заменять неисправные контрольно-измерительные приборы, восстанавливать герметичность трубопроводов;
  • проводить техническое обслуживание всех внутридомовых инженерных систем;
  • являясь исполнителем КУ, предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества, заключая договоры с РСО, производить расчёт и перерасчёт платы за предоставленные КУ;
  • принимать от жителей МКД жалобы на коммунальные услуги ненадлежащего качества, проверять заявленные факты, информировать потребителей о причинах предоставления услуг ненадлежащего качества.

Для корректного расчёта платы за коммунальные услуги, в том числе предоставленные на содержание общего имущества МКД, управляющая организация должна:

  • организовывать установку, ввод в эксплуатацию и снятие показаний ОДПУ;
  • принимать или самостоятельно снимать показания ИПУ, уведомлять потребителей о сроках снятия показаний и проверки ИПУ, последствиях недопуска исполнителя КУ в жилое помещение для проверки ИПУ;
  • организовать техобслуживание ОДПУ.

Содержание мусоропроводов и придомовой территории

К перечню мероприятий, которые управляющая организация проводит для надлежащего содержания общего имущества МКД, относятся дератизация и дезинсекция помещений. Во избежание появления вредителей в доме УО следует в полном объёме проводить работы, касающиеся сбора ТКО:

  • следить за состоянием мусоропроводов, мусоросборных камер, вовремя очищать и промывать их, устранять засоры, проводить дезинфекцию, ремонтировать мусоропровод и отдельные его элементы при выходе их из строя;
  • организовать контейнерные площадки для сбора ТКО и обеспечить их уборку, очищать и промывать мусорные урны на придомовой территории МКД;
  • собирать опасные отходы и передавать в специализированные организации, отвечающие за их обезвреживание и захоронение;
  • вывозить отходы и сточные воды септиков из дворовых туалетов, если таковые расположены на придомовой территории МКД.

Для содержания в надлежащем состоянии придомовой территории УО должна убирать дворы и входные группы подъездов, стричь газоны, очищать дворы от снега и наледи. Также к обязанностям УО относятся работы по обеспечению доступности общего имущества МКД для инвалидов, по содержанию установленного для них оборудования в рабочем состоянии и ремонту при выходе его из строя.

Справочник РосКвартала

Справочник обязательных для управляющей организации работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, включает 277 позиций.

Перечень составляется для каждого дома отдельно, поскольку он зависит от конструктивных особенностей здания (бетонные конструкции, деревянные и т.д.), наличия или отсутствия отдельных элементов (чердаков, подвалов, мусоропроводов, лифтов и т.д.), географического расположения. Но все эти работы и услуги можно объединить в несколько больших групп:

  • контроль за состоянием элементов и систем дома и придомовой территории, проведение осмотров;
  • планирование ремонта для устранения нарушений и дефектов;
  • ремонт или проведение мероприятий по поддержанию работоспособности оборудования и отдельных элементов общего имущества МКД, техобслуживание;
  • предоставление информации.
Читайте также:
Закон о госслужбе РФ с изменениями

Со справочником обязательных работ РосКвартала можно ознакомиться здесь.

Платные и бесплатные услуги ЖКХ

Предлагаем разобрать услуги ЖКХ, которые вы должны получать бесплатно. Каждый собственник квартиры задается вопросом, за что ему платить, а что коммунальщики сделают без оплаты. Конечно, евроремонт или замену старых обоев придется делать за свой счет.

Существует целый перечень работ, которые требуются регулярно, но за них не надо платить. Поэтому мы рекомендуем заранее изучить, что именно должны выполнить электрики, сантехники и другие специалисты для вашего дома и подъезда без дополнительной платы.

Какие платные и бесплатные услуги предоставляет ЖКХ

Люди, которые живут в многоквартирных зданиях, зачастую нуждаются в помощи управляющей компании. Например, может забиться труба или вентиляционный канал. Не обойтись без этой службы, если в аварийном состоянии оказался козырек над подъездом или лестница внутри него. Проблемы возникают регулярно, и их нужно решать как можно скорее.

Стоит отметить, что коммунальные службы решат задачу не абсолютно безвозмездно. Оплата идет из суммы в квитанции, которую ежемесячно переводят владельцы жилья. То есть за каждый проведенный вид работ определенную сумму перечисляют по договору, который был заключен с УК или поставщиком ресурса. Часть ЖКУ, которая выходит за рамки стандартного обслуживания, будет оплачена из собственных средств жильцов.

Чтобы пользоваться этим и не тратить деньги, рекомендуем изучить, а лучше распечатать список того, что специалисты обязаны исправлять без выставления дополнительного счета.

Перечень бесплатных и платных услуг в сфере ЖКХ в приватизированной квартире

Если имущество находится в собственности, можно не тратиться на:

  • содержание, капитальный и текущий ремонт многоэтажного дома, подъездов, чердаков и подвалов;
  • исправление, наладку и профилактику в системе газоснабжения или отопления;
  • замену общедомовых счетчиков, действия по восстановлению его функционала.

В части обслуживания помещений управляющая компания также может решать несколько иные задачи по обслуживанию помещений. Конкретный список обязательно должен быть утвержден на собрании жильцов с представителями УК. Его можно запросить в управляющей компании и проверить ее полномочия.

Бесплатные услуги ЖКХ в муниципальной квартире

Люди, которые проживают на социальной жилплощади, могут попросить сделать больше, чем собственники жилья.

Что делают для них:

  • разнообразный ремонт (как капитальный, так и текущий) – для дома и общего имущества;
  • работы, связанные с сантехникой, электрикой, отоплением и газоснабжением;
  • меняют раз в определенный период оборудование – газовые колонки, печи, ванные и так далее.

Но стоит отметить, что оборудование устанавливают на очень большой срок. Так, на эксплуатацию кухонной плиты отводится 20 лет, а чугунную ванну заменят не раньше, чем через 45 лет после ее установки.

Какие бесплатные коммунальные услуги оказывает ЖКХ

Рассмотрим подробно, что относится к общедомовому имуществу и восстановление чего не придется оплачивать.

Что делают без оплаты:

  • установку и ремонт стояков холодного и горячего водоснабжения, – до первого соединения или ответвления;
  • подсоединение газопровода, – до запора или развилки;
  • стояки, которые относятся к отоплению, водоснабжению или водоотведению.
  • счетчики, которые имеются в сетях, – монтаж до первого соединения или запорного механизма.

Сотрудники коммунальных служб отвечают за содержание в порядке общедомового имущества. Поэтому выполняют следующие работы:

  • ставят новые стекла окон и дверей, а также лампочки в любых вспомогательных помещениях;
  • убирают с крыши снег и наледь, снимают сосульки;
  • моют окна, полы, лестничные марши и вытирают пыль;
  • следят за чистотой придомовой территории.

Услуги ЖКХ: что в вашей квартире не отремонтируют бесплатно

Есть целый перечень того, что предстоит менять за свой счет, так как УК не трогает то, что принадлежит хозяевам:

  • все ИПУ (индивидуальные приборы учета), которые стоят в квартире – это обязанность перед поставщиками ресурсов;
  • плиты, как газовые, так и электрические (если жилье приватизировано);
  • батареи в центральном отоплении;
  • домофон;
  • сантехнику – смесители, раковины, унитазы, душ, краны;
  • трубы, которые находятся после разводов и соединения со стояками;
  • электрику – осветительные приборы, розетки, кабели и т.д.

Расплачиваться по счетам за такие замены придется как жильцам муниципального помещения, так и владельцам.

Зачем нужно общее собрание собственников

На собрании владельцев квартир и представителей УК поднимают вопросы относительно обслуживания многоквартирного дома. Что обязательно там проговаривают и позже вписывают в договор:

  • ежемесячную сумму платежей;
  • в каком порядке и срочности нужно выполнить определенные задачи (сначала починить крышу или водоотведение);
  • ремонт каких коммуникаций и объектов будет относиться к обязанностям УК.

Сумма в платежке за ЖКУ, которая будет предъявлена к оплате, зависит от нескольких факторов:

  • площадь;
  • тип жилья;
  • сколько человек прописано;
  • объем потребленных ресурсов в соответствии с приборами учета.

Также эта сумма зависит от того, на каких условиях составлялся договор между хозяевами жилплощади и компании.

Какие услуги сотрудников ЖКХ будут бесплатными

Список того, что УК гарантирует выполнять бесплатно, должен быть составлен и подписан на общем собрании. После этого он вывешивается в офисе и на сайте. Перечень необходимо разместить так, чтобы любой житель мог его прочитать и понять.

Владельцы дома со своей стороны обязуются ежемесячно перечислять необходимую сумму.

Вот примерный перечень работ, которые каждая УК включает в стандартный договор:

  • замена прокладок;
  • установка вставки для седла клапана;
  • устранение утечек;
  • прочистка и промывка внутренней канализации;
  • замена или ремонт гибкой подводки к сантехнике;
  • проверка технического состояния бытовых газовых приборов;
  • закрепление на месте унитаза, душевой кабины, мойки;
  • устранение засоров, если они произошли не по вине проживающих;
  • регулировка смывного бачка;
  • наладка и регулировка функционирования системы горячего водоснабжение с проверкой отсутствия пробки, промывкой и заменой неисправных деталей;
  • обслуживание батарей, установка аналогов;
  • ремонт электропроводки на лестничных клетках.
Читайте также:
Как ездить без страховки, не нарушая закон

УК обязуется содержать многоквартирный дом и осуществлять такие виды деятельности:

  • утилизация мусора;
  • профилактика водостоков;
  • контроль коммуникаций;
  • уборка помещений общего пользования и территории;
  • осмотры и подготовка перед проверкой МЧС, а также других служб;
  • освещение всех комнат, которыми пользуются жильцы.

Что относится к обеспечению имущества многоквартирного дома:

  • поддержание в нормальном состоянии и утепление кирпичных стен, герметизация трещин и швов;
  • своевременная профилактика козырьков, лестниц, водосточных труб;
  • замена ливневок при необходимости;
  • контроль состояния чердачного покрытия;
  • очистка прилегающей территории от листьев и травы;
  • гидроизоляция пола в ванной или туалете.

Сотрудники УК обслуживают технические коммуникации и помещения:

  • утепляют, ставят новые переходники, устраняют протечки;
  • промывают отопление;
  • прочищают трубопроводы;
  • укрепляют плафоны, меняют лампочки, наружную электрику;
  • регулируют смывную систему;
  • ремонтируют электрощитки и неисправные участки сети;
  • устраняют возможные поломки в печах и очаги.

При необходимости сотрудники УК могут откачать воду из подвала, вскрыть полы над трубопроводом или заменить патрубки на дымоотводных узлах.

Весной останавливают отопление, а осенью запускают его, в перерывах проводят профилактику и проверяют работоспособность системы.

За что все равно приходится платить

Но есть и отдельные частные случаи, когда работа сантехника относится к платным услугам ЖКХ, а цена их устанавливается работником в соответствии со средней на рынке и закреплена в прайсе.

Например, замена счетчика или стояка, срок эксплуатации которого еще не истек. В этом случае человек приходит в УК либо обращается на их сайт и узнает, во сколько ему это обойдется. Он может подать заявку на исправление или ремонт.

Рассчитываться стоит только двумя способами:

  • наличными, получая кассовый чек;
  • безналичным расчетом.

Это доказательство оплаты, если что-то будет выполнено некачественно и потребует починки. Также наличие платежных документов поможет добиться компенсации за халатное отношение.

Что делать, если УК игнорирует просьбы или требует большую сумму

Расценки на платные услуги ЖКХ населению примерно одинаковы в разных регионах. Сотрудники УК не должны завышать их стоимость, а также отказываться от того, что прописано в договоре. Их регулярно проверяет государственная жилищная инспекция и при необходимости прокуратура.

Поэтому, если в управляющей компании отказываются действовать, как положено, можно смело писать жалобу и требовать своевременного выполнения профилактических и иных работ. В крайнем случае можно подать судебный иск, где подробно изложить претензию и просьбу взыскать с УК штраф. Его присудят, если управляющая компания не справляется со своими обещаниями или злоупотребляет полномочиями.

Мы привели список платных и бесплатных услуг управляющей компании в сфере ЖКХ, разобрали, что они обязаны делать без отдельного чека, а на что придется потратиться собственникам. Главное – помнить, что если работники управляющей компании отказываются приводить в порядок придомовую территорию, ремонтировать подъезд или козырек над ним, не желают выполнять плановый или аварийный ремонт газоснабжения, то вы имеете полное право написать на них жалобу, обратиться в суд.

Связанные одной цепью: за что отвечает управляющая компания дома

Собственник имеет право запросить договор у своей управляющей компании.

В подготовке материала приняли участие: заместитель генерального директора по управлению недвижимостью RD Management Наталья Барамыгина, пресс-служба комплекса городского хозяйства Москвы, пресс-службы управляющей компании “ВК Комфорт”, генеральный директор PSN Home Александра Гулева, пресс-служба “ПИК-комфорта”

Каждый владелец недвижимости имеет право инициировать общее собрание собственников и предложить на голосование дополнительный перечень услуг. Если большинством голосов будет принято положительное решение, данные услуги будут добавлены в перечень услуг управляющей организацией. По аналогии решается вопрос по отказу от каких-либо услуг, не входящий в обязательный перечень.

Увеличение количества работ и услуг, соответственно, увеличивает и сумму в платежном документе.

Это постановление правительства РФ от 03.04.2013 № 290 “О минимальном перечне услуг и работ”. Оно регламентирует список обязательных услуг и работ УК. Дополнительные услуги и периодичность их оказания, которые будут вписаны условием договора по содержанию общего имущества и войдут в расчет ставки на обслуживание и содержание дома, принимаются на основании решения собственников жилья.

Порядок предоставления коммунальных услуг и расчета начислений по ним закреплен в постановлении правительства РФ №354 от 06.05.2011 года. Деятельность по управлению домами регламентируется постановлением правительства РФ №416 от 15.05.2013 года. Все их легко найти в открытом доступе в интернете. Также есть требования лицензирования деятельности УК, если она их будет регулярно нарушать, то потеряет лицензию и не сможет продолжать работу.

Главный документ, регламентирующий работу управляющих компаний, это Жилищный кодекс РФ.

В большинстве столичных домов расчеты за электроэнергию осуществляются с помощью прямых платежей в “Мосэнергосбыт” или в другую энергосбытовую организацию, которая самостоятельно начисляет платежи за электроэнергию.

Но в любом случае собственник может обратиться в УК, чтобы получить специализированную консультацию в отношении дальнейших действий. Если вопрос связан с расчетами “Мосэнергосбыта”, то сотрудник диспетчерской службы в любом случае обязан проинформировать жильца о контактных лицах ресурсоснабжающей организации.

В случае если случится обрыв линии электропередач, то данный вопрос будет также решать ресурсоснабжающая организация.

Поскольку главная задача управляющей компании – обеспечить жителям бесперебойную подачу коммунальных услуг, жителям необходимо обращаться по всем вопросам в управляющую компанию, которая в дальнейшем возьмет работу по решению проблемы на себя.

Жилищный кодекс не предусматривает административных взысканий управляющей компании к собственникам за оставленный мусор около мусоропровода. Если соседи нарушают правила порядка, например, шумят после 23:00 или курят в подъезде, нужно обратиться в полицию, причем не просто так, а с фото или видео подтверждением своих обвинений. Вообще, управляющая компания не вправе наказывать и штрафовать нарушителей порядка. При этом УК может направить сотрудника, который зафиксирует нарушения в подъезде.

Читайте также:
Закон о раскрытии информации управляющих компаний

Есть еще один способ наказания для вандалов или курящих соседей – ввести утвержденные целевые сборы, которые пойдут на установку камер видеонаблюдения в подъезде, а также нанять охранника, который будет оперативно реагировать на нарушения и обращаться в полицию.

Аварийно-диспетчерская служба домов принимает все запросы от жильцов. Например, если в квартире пахнет газом, собственник может обратиться как в специализированное ведомство, так и в диспетчерскую своей УК. Сотрудник диспетчерской обязан урегулировать этот вопрос: оперативно вызвать специализированную организацию, полностью проконтролировать их приезд, выполнение работ, оформить закрытие заявки и получить удовлетворительный ответ от собственника.

Звонить в диспетчерскую управляющей компании (узнать адрес и телефон управляющей организации вашего дома вы можете на сайте “Дома Москвы” стоит в следующих случаях:

  • вашу квартиру заливает водой;
  • нет горячей или холодной воды;
  • взломана или неисправна дверь на чердак;
  • понижение температуры горячей воды;
  • вы почувствовали в подъезде посторонние запахи или увидели грызунов или насекомых.

Также управляющая компания может оказать услуги на платной основе, в случаях неисправности электрики и сантехники (которые не входят в состав общего имущества в МКД).

А для улучшения качества и оперативности выполнения заявок жителей, контроля качества и сроков их выполнения, мониторинга всех поступающих жалоб жителей, выявления типовых проблем, а также для предотвращения и предупреждения аварийных ситуаций в Москве был создан единый диспетчерский центр комплекса городского хозяйства города.

Все телефоны объединенных диспетчерских служб районов Москвы выведены на городской Сall-центр единой диспетчерской. Жители Москвы с заявками обращаются по тем же телефонам, по которым звонили до создания этого центра. Каждой заявке присваивается порядковый номер, благодаря которому житель может получить актуальную информацию о сроках и ходе выполнения заявки, ремонтных работах.

Все заявки направляются по принадлежности в диспетчерские районов для оперативного решения проблем. Потом единая диспетчерская вместе с районной контролируют работу конкретных мастеров.

Телефон единой диспетчерской службы: 8 (495) 539-53-53.

Замечания жителей по работе службы принимаются по телефону: +7 495 587 73 73 или по электронной почте: kopkaevady@it.mos.ru

С номерами горячих линий “Мосводоканала”, “Мосгаза”, МОЭКа и других организаций, работающих в сфере ЖКХ в Москве, вы можно ознакомиться на mos.ru.

Управляющая компания, если она не имеет допуск, лицензию, сертификат на выполнение определенных видов работ, обязана заключить договор со специализированной организацией. Этот договор регулирует границы ответственности между ними.

Также УК не отвечает за работы по капитальному ремонту дома – это делает Фонд капремонта. Но УК может выступить подрядчиком проведения таких работ, если фонд и жители ее выберут. Помимо этого, управляющая компания не занимается обслуживанием придомовой территории, которая не входит в зону ее ответственности, например, территория, находящаяся под управлением муниципалитета.

УК не может самостоятельно устанавливать, модернизировать или кардинальном образом менять планировки помещений, состав инженерных систем, архитектурный облик здания. Также управляющая компания не может задерживать или ограничивать перемещение жителей дома, а также взламывать двери и проникать в квартиры даже в случае различных аварий или протечек.

Управляющая компания обеспечивает содержание общего домового имущества многоквартирного дома. К такому имуществу относятся все места общего пользования: лестничные площадки, лифты, колясочные, чердаки, технические этажи, подвалы и прочее. Также УК решает вопросы предоставления коммунальных услуг, обеспечивает постоянную готовность инженерных коммуникаций и оборудования в доме, тем самым обеспечивая благоприятные и безопасные условия проживания.

В случае если придомовая территория с элементами благоустройства включена в состав общего имущества, УК несет ответственность и за нее: детские площадки, парковки, трансформаторные подстанции и другие объекты, необходимые для функционирования дома; предоставляет коммунальные услуги гражданам. В обязанности УК также входит своевременный вывоз мусора.

При этом полный список услуг, предоставляемый разными управляющими компаниями, может отличаться. Крупные коммерческие управляющие организации стараются предоставить жителям больший набор услуг, они внедряют собственные стандарты обслуживания, поскольку это конкурентный рынок.

В минимальный перечень услуг и работ управляющих компаний входит: работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов; работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества; работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.

Обязанности ЖЭУ перед жильцами закон

Часто, живя в многоквартирном доме жильцы сталкиваются с теми или иными проблемами: сломанный мусоропровод, грязные лестничные клетки, наличие насекомых и грызунов в подъезде и мусорокамере. Как с этим бороться? Куда обращаться? Давайте попробуем разобраться!

Ответственность за жилой фонд несут организации, эксплуатирующие жилой фонд и сами жильцы дома. Организации могут быть любой организационно – правовой формы, и они фактически отвечают за поддержание наших домов и придомовой территории в надлежащем санитарно-техническом состоянии.

Ранее эта функция возлагалась на жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), жилищно-эксплуатационные управления (ЖЭУ), ремонтно-эксплуатационные управления (РЭУ), ремонтно-эксплуатационные предприятия (РЭП). В настоящее же время жилой фонд обслуживают частные управляющие компании (УК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ).

Согласно жилищному кодексу, услуги управляющих компаний и товариществ собственников жилья бывают:

обязательные, включающие перечень работ постоянного и сезонного характера, направленных на поддержание надлежащего санитарно-технического состояния дома и исправную работу коммуникаций;

Читайте также:
Возврат мягкой мебели по закону

необязательные, которые заказываются жильцами дома в индивидуальном порядке и оплачиваются отдельно. Так, сотрудники управляющей компании могут заменить в подъезде старые деревянные рамы пластиковыми окнами, выполнить качественный нестандартный ремонт лестничных клеток, установить новые отопительные элементы взамен старых чугунных батарей. Эти работы не входят в обязательный перечень, но выполняются по индивидуальным заявкам, если у жильцов возникает желание улучшить таким образом свой дом.

К обязательным услугам относятся работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме:

  • своевременное проведение уборки и ремонтных работ в подъезде, на чердаках, в подвалах, технических подпольях.
  • сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов.
  • влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
  • мытье окон.
  • организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
  • организация сбора отходов I – IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
  • обеспечение устранения аварий в соответствии с установленными предельными сроками на внутридомовых инженерных системах в многоквартирном доме, выполнения заявок населения.
  • другие работы, обеспечивающие надлежащее санитарно-техническое состояние дома (ремонт кровли, своевременное устранение засоров канализации или вентиляции, ремонт отмостков).
  • организация дезинсекции и дератизации.

Периодичность выполнения работ, в том числе работ по уборке подъездов, должна быть прописана в договоре управления многоквартирным домом.

Например, согласно рекомендациям по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда МДК 2-02.01 (утв. приказом Госстроя РФ от 09.12.1999 г. №139), мытье окон, обметание пыли с потолков, влажная протирка стен, плафонов отопительных приборов проводиться два раза в год. Влажное подметание лестничных маршей нижних трех этажей – ежедневно, влажное подметание лестничных площадок и маршей выше третьего этаже – три раза в неделю. Два раза в месяц должно осуществляться мытье полов в подъезде, лифте и камере мусоропровода. Влажная уборка перил, подоконников, почтовых ящиков осуществляется один раз в месяц.

Данный приказ носит рекомендательный характер, жильцы дома согласно договору с управляющей компанией могут изменить периодичность и объем проведения работ.

Оказание услуг и выполнение работ осуществляются с использованием инвентаря, оборудования и препаратов, имеющих соответствующие разрешительные документы и допущенных к применению в соответствии с установленными требованиями законодательства Российской Федерации.

Некоторые нарушения управляющая компания должна устранять незамедлительно, например, засор мусоропровода, отсутствие освещения в подъездах, засор канализации.

В случаях, когда срочного выполнения работ не требуется, управляющая компания разрабатывает план проведения восстановительных работ.

Если управляющая компания не выполняет своих обязанностей, жильцы могут обратиться в суд и добиться либо снижения оплаты, либо выполнения всего перечня работ с надлежащим качеством. Кроме того, жильцы могут подать жалобу в органы Роспотребнадзора и в Государственную жилищную инспекцию.

Но не только организации, которые обслуживают жилой фонд, несут ответственность за эксплуатацию жилого здания, жильцы тоже должны соблюдать правила проживания в жилых помещениях, а именно:

  • при осуществлении ремонтных работ в квартирах не допускать расположение ванных комнат и туалетов непосредственно над жилыми комнатами и кухнями, за исключением двухуровневых квартир, в которых допускается размещение уборной и ванной (или душевой) непосредственно над кухней.
  • не устраивать вход в туалет непосредственно из кухни.
  • не демонтировать вентиляционные короба, не объединять вентиляционные каналы кухонь и санитарных узлов с жилыми комнатами.
  • не срезать полотенцесушители в ванных комнатах.
  • при объединении балкона или лоджии с жилой комнатой или кухней, позаботиться о том, чтобы температура и влажность в смежных жилых помещениях оставалось неизменной.
  • при установке кондиционера, обращать внимание на его технические характеристики. Шум от работающего кондиционера должен соответствовать санитарным нормам по уровням шумов — днем (с 7 утра до 23 часов вечера – 40 децибел (максимум 55 дБа); — ночью – 30 дБа, (максимум до 45 дБа).

· не захламлять, не загрязнять, не затоплять жилые помещения, подвалы и технические подполья, лестничные пролеты и клетки, чердачные помещения.

В случае, если жильцы нарушают правила проживания в многоквартирном доме, управляющая компания также вправе обратиться в суд, органы Жилинспекции или в другие органы исполнительной власти по принадлежности.

Входите – закрыто

Супружеская пара сделала в своей квартире большой ремонт с полной перепланировкой внутри. Коммунальщики попросили хозяев показать, что же те сделали, но получили отказ. Городской суд посчитал, что коммунальщики действовали правомерно, однако областной суд решил, что их коллеги не правы. Спор дошел до Верховного суда.

А началось с того, что в Красногорский городской суд Московской области обратилась управляющая компания, которую собственники одной из квартир не пустили через порог. В иске коммунальщики просили обязать ответчиков – мужа и жену – “предоставить доступ в жилое помещение”. Управляющая компания по почте отправила требование предоставить документы о том, что их перепланировка согласована. В ответ – тишина. Спустя несколько месяцев коммунальщики отправили по тому же адресу второе письмо с требованием пустить их в квартиру “для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в целях обеспечения надлежащего обслуживания инженерных сетей многоквартирного дома”. Но собственники их не пустили. Остался единственный выход – идти в суд.

Решение городского суда гласило: иск удовлетворить, собственников обязать предоставить коммунальщикам доступ в жилище. Ответчиков суд еще и наказал рублем, взыскав с них компенсацию госпошлины – 6 тысяч рублей. Решение супруги обжаловали. Московский областной суд вердикт коллег отменил и принял новое решение – в иске коммунальщикам отказать. Тогда уже управляющая компания пошла дальше и выше – в Верховный суд РФ. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда изучила спор и посчитала, что апелляция была не права, и ее решение отменила. Вот аргументы высокой судебной инстанции. В Жилищном кодексе есть статья 30. В ней перечислены обязанности собственника квартиры – содержать жилье в “надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйного обращения с ним”. Список обязанностей собственника немаленький. В частности, он должен соблюдать права соседей и правила содержания общего имущества дома. Из материалов дела видно, что документы о перепланировке хозяева квартиры отказались показывать, пустили коммунальщиков на свою территорию после их требований лишь “частично”. То есть не пустили на кухню, в одну из комнат и в лоджию.

Читайте также:
Закон о северах порядок начисления северной надбавки

По материалам дела видно, что горсуд, соглашаясь с иском управляющей компании, сослался на Жилищный кодекс (статьи 31 и 161) и на документ под названием Правила предоставления коммунальных услуг. Эти правила были утверждены постановлением правительства (N354 от 6 мая 2011 года). Исходя из этого суд решил, что коммунальщики имеют право осматривать внутриквартирное оборудование “для предотвращения аварийных ситуаций”.

Областной суд это решение отменил. Он сказал, что оснований для доступа коммунальщиков в комнаты и кухню – нет. Потому как никакого технического и санитарного внутриквартирного оборудования в комнатах, куда коммунальщиков не пустили, – не установлено. А у истцов нет жалоб соседей из-за сделанной перепланировки. Значит, ничьи права не нарушены.

Верховный суд назвал такие выводы областных коллег неправильным толкованием и применением норм закона. Он напомнил про Жилищный кодекс (статья 17), в котором говорится, что пользоваться жильем можно, только соблюдая права тех, кто живет в нем и рядом, а также всяких требований – от противопожарных до экологических. И при этом еще надо учитывать Правила пользования жилыми помещениями. В последних сказано, что надо “немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей”. А если такие неисправности появятся, сразу ставить в известность управляющую компанию. А еще гражданин-собственник обязан “пускать в заранее согласованное время” представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра оборудования и ремонта. Тот же кодекс предписывает собственнику поддерживать жилье в хорошем состоянии.

В 161-й статье ЖК говорится, что управление многоквартирным домом должно делать его безопасным и благоприятным для тех, кто там живет. Правительство страны устанавливает стандарты и правила работы по управлению многоквартирным домом.

В Градостроительном кодексе (статья 55.24) сказано, что “в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества собственников” коммунальщики должны обеспечить и санитарное благополучие, и техническое обслуживание и еще много чего, включая текущий ремонт. Там же расписано, что такое техническое обслуживание зданий и эксплуатация многоквартирных домов.

Верховный суд подчеркнул: состав минимального перечня необходимых для содержания общего имущества многоквартирного дома, порядок таких работ и услуг устанавливаются правительством РФ. В Правилах содержания общего имущества многоквартирного дома сказано, что осмотры этого общего имущества проводятся собственниками помещений, должностными лицами органов управления ТСЖ или управляющей компании, там же сказано, что исполнитель имеет право требовать допуска “в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще одного раза в три месяца в жилое или нежилое помещение, которое он занимает”. Приходить управляющая компания может “по мере необходимости, а для ликвидации аварий – в любое время”..

В пункте 34 Правил предоставления услуг сказано, что потребитель обязан допускать представителей аварийных служб, госорганов и прочих в свое жилье для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования. Верховный суд подчеркнул: эти требования носят обязательный характер и относятся как к самому зданию, так и к его инженерным системам. Техническое состояние внутриквартирного оборудования должно соответствовать требованиям, и это обязательное условие для предоставления коммунальных услуг всем жильцам .

Эти нормы, сказал Верховный суд, определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда. Так что периодические осмотры (не чаще одного раза в 3 месяца) это обязанность исполнителя, и он имеет право требовать допуск в помещения. Эти требования закона областной суд проигнорировал, решив, что в помещение можно пускать только при аварии или из-за жалоб соседей. Поэтому решение Красногорского горсуда оставлено в силе, а областное отменено.

Закон “О персональных данных”

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ
“О персональных данных”

С изменениями и дополнениями от:

25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 4 июня, 25 июля 2011 г., 5 апреля, 23 июля, 21 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля 2014 г., 3 июля 2016 г., 22 февраля, 1, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 27 декабря 2019 г., 24 апреля, 8, 30 декабря 2022 г., 11 июня, 2 июля 2022 г.

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Закон создает правовую основу обращения с персональными данными физических лиц в целях реализации конституционных прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Персональными данными признаются любые сведения о физическом лице, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Читайте также:
Закон о госрегистрации юридических и физических лиц

Определены принципы и условия обработки персональных данных. Устанавливая общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, закон предусматривает случаи, когда такое согласие не требуется. Отдельно регулируются отношения по обработке специальных категорий персональных данных (сведения о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни). Обработка указанных категорий сведений не допускается без предварительного согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, когда персональные данные являются общедоступными, обработка данных необходима для обеспечения жизни и здоровья лица; обработка производится в связи с осуществлением правосудия, а также иных обстоятельств.

Важнейшей гарантией прав субъекта персональных данных является обязанность операторов и третьих лиц, получивших доступ к персональным данным, обеспечивать их конфиденциальность (кроме случаев их обезличивания и общедоступных персональных данных), а также право субъекта персональных данных на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Контроль и надзор за обработкой персональных данных возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи, который наделяется соответствующими правами и обязанностями. В частности, уполномоченный орган вправе осуществлять проверку информационной системы обработки персональных данных, предъявлять требования по блокированию, удалению недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных, устанавливать постоянный или временный запрет на обработку персональных данных, проводить расследования в порядке административного производства о нарушениях закона.

Устанавливаются принципы трансграничной передачи данных, при которой должна обеспечиваться адекватная защита прав субъектов персональных данных.

Операторы, осуществляющие обработку персональных данных до вступления в силу закона, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных соответствующее уведомление не позднее 1 января 2008 года.

Информационные системы персональных данных, созданные до дня вступления в силу закона, должны быть приведены в соответствие с его требованиями не позднее 1 января 2010 года.

Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после официального опубликования.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 29 июля 2006 г. N 165, в “Парламентской газете” от 3 августа 2006 г. N 126-127, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3451

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2022 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 июля 2022 г.

Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2022 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г. и с 1 июля 2022 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. N 515-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2022 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2022 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2022 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2022 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2022 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 480-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2022 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 204-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2010 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Читайте также:
Установленное законом ограниченное право пользования чужим имуществом

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О персональных данных

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

(В редакции федеральных законов от 25.11.2009 № 266-ФЗ, от 27.12.2009 № 363-ФЗ, от 28.06.2010 № 123-ФЗ, от 27.07.2010 № 204-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 29.11.2010 № 313-ФЗ, от 23.12.2010 № 359-ФЗ, от 04.06.2011 № 123-ФЗ, от 25.07.2011 № 261-ФЗ, от 05.04.2013 № 43-ФЗ, от 23.07.2013 № 205-ФЗ, от 21.12.2013 № 363-ФЗ, от 04.06.2014 № 142-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 21.07.2014 № 242-ФЗ, от 03.07.2016 № 231-ФЗ, от 22.02.2017 № 16-ФЗ, от 01.07.2017 № 148-ФЗ, от 29.07.2017 № 223-ФЗ, от 31.12.2017 № 498-ФЗ, от 27.12.2019 № 480-ФЗ, от 24.04.2022 № 123-ФЗ, от 08.12.2022 № 429-ФЗ, от 30.12.2022 № 515-ФЗ, от 30.12.2022 № 519-ФЗ, от 11.06.2022 № 170-ФЗ, от 02.07.2022 № 331-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее – государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее – муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

3) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;

5) (Пункт введен – Федеральный закон от 28.06.2010 № 123-ФЗ; утратил силу на основании (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

3. Предоставление, распространение, передача и получение информации о деятельности судов в Российской Федерации, содержащей персональные данные, ведение и использование информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях создания условий для доступа к указанной информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации”. (Часть введена – Федеральный закон от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

11) персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; (Пункт введен – Федеральный закон от 30.12.2022 № 519-ФЗ)

2) оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

6) предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

7) блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

8) уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

Читайте также:
Закон о контролируемых иностранных компаниях

9) обезличивание персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

10) информационная система персональных данных – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

11) трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

(Статья в редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее – нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

5. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена – Федеральный закон от 08.12.2022 № 429-ФЗ)

Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных

Статья 5. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.

2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

6. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

7. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(Статья в редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

Статья 6. Условия обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах; (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

31) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее – исполнение судебного акта); (Пункт введен – Федеральный закон от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ)

5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем; (В редакции федеральных законов от 21.12.2013 № 363-ФЗ; от 03.07.2016 № 231-ФЗ)

6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

Читайте также:
Закон об альтернативной службе в России

7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”, либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 231-ФЗ)

8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

91) обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 24 апреля 2022 года № 123-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона “О персональных данных”, и Федеральным законом от 31 июля 2022 года № 258-ФЗ “Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации”, в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанными федеральными законами; (Пункт введен – Федеральный закон от 24.04.2022 № 123-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.07.2022 № 331-ФЗ)

10) (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 30.12.2022 № 519-ФЗ)

11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

11. Обработка персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ “О государственной охране”. (Часть введена – Федеральный закон от 01.07.2017 № 148-ФЗ)

2. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

3. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее – поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

4. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

5. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.

(Статья в редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

Статья 8. Общедоступные источники персональных данных

1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного предс

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: