Обязанность регистрации права собственности на недвижимость

Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда

Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав с 01.01.2017 регламентируется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

Согласно части 5 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со статьей 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав. В качестве одного из оснований для регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (подпункт 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ, пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации).

Таким образом, представленный на государственную регистрацию судебный акт должен иметь отметку о вступлении его в законную силу.

Копии актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Особое внимание заслуживает момент возникновения права собственности на основании судебного решения у заинтересованного лица. Право, установленное решением суда, возникаете с момента, определенного решением. Если момент возникновения права не указан в решении, то права на недвижимость возникают по общему правилу, с момента государственной регистрации.

Принятие судом решения в пользу заинтересованного лица не избавляет его от дальнейшей необходимости обратиться в регистрирующий орган и предоставить для регистрации необходимые документы.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Эти документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

Очевидно, что к таким сведениям относятся сведения об объекте, о субъекте-правообладателе и о праве на объект. Так, описание недвижимого имущества (площадь, кадастровый номер, местоположение) должно соответствовать описанию в технических документах, чтобы государственный регистратор мог однозначно идентифицировать объект недвижимости.

Судебный акт может являться основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения имеющихся записей в ЕГРН.

Так, согласно абз. 2 п. 52 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» основанием для внесения записи в государственный реестр прав являются судебные акты, в резолютивной части которых решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки.

В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица, и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, то государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право, которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом (ч. 3 ст. 58 Закона о регистрации).

Исключение составляют судебные акты, которыми непосредственно на орган регистрации прав возложена обязанность произвести те или иные регистрационные действия, например, о признании решения, о приостановлении или об отказе в проведении учетно-регистрационных действий незаконными и об обязании регистрирующего органа осуществить указанные действия. Такие акты имеют для регистрирующего органа исполнительный характер и подлежат немедленному исполнению (статья 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

По результатам разрешения спора о праве на недвижимость, судами выносятся акты в рамках искового производства по гражданскому делу, без возложения на орган по регистрации прав каких-либо обязанностей.

Подводя итог сказанному, обращаем внимание, что решение суда в отношении прав на недвижимость, например о признании права собственности на объект недвижимости или о признании сделки недействительной, применении последствий ее недействительности не означает «автоматического» исполнения решения суда органом регистрации прав.

В этом случае заинтересованное лицо должно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации прав (форма заявления утверждена Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920), представив вступивший в законную силу судебный акт, а также иные документы, в случае необходимости, в соответствии с требованиями
ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации (в форме документов на бумажном носителе, либо в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо почтовым отправлением).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Иметь государственный регистрационный документ, подтверждающий ваше право на владение объектом недвижимости – значит защитить себя от незаконного присвоения и иного посягательства со стороны недобросовестных лиц. Чтобы осуществить подобную процедуру, надо более досконально разобраться во всех нюансах ее проведения. Далее рассмотрим, что такое государственная регистрация прав на недвижимое имущество, и как выполняется процедура.

Читайте также:
Порядок продажи гаража находящегося в собственности

Термины и понятия

Под понятие недвижимого имущества, подлежащего регистрации, подпадают:

  • земельные участки;
  • недра;
  • объекты, относящиеся к земле, перемещение которых без нанесения им вреда невозможно (такие, как капитальные строения – жилой дом, хозяйственные постройки).

Ограничения или обременение – это создание условий, ущемляющих права лиц на действия с тем или иным объектом. К ним относятся и часто применяются: сервитут, аренда, доверительное управление, арест, кредитное обязательство, концессионное соглашение и ряд других.

Основанием для регистрации служит статья 131 ГК РФ, Конституция РФ, а весь порядок изложен в Федеральном законе о регистрации прав на недвижимое имущество от 21 июля 1997г №122 –ФЗ.

Осуществляя регистрацию прав для физического или юридического лица на недвижимость и сделки с ней – государство подтверждает и признает возникновение прав или условий на это имущество, предусмотренных ГК РФ. Это могут быть ограничение в правах, утрата прав или их переход другим лицам.

Все органы власти, юридические и физические лица должны понимать и с уважением относиться к правам лиц на объект либо долю в нем.

Регистрация носит эксклюзивный характер, осуществляется специальным федеральным органом. Никто не может осуществить подмену или дублирование действий связанных с регистрацией прав на владение недвижимым имуществом.

Принципы государственной регистрации прав на недвижимость

Основной свод правил – база деятельности в регистрации прав, прописан в первой главе ФЗ -№122, и предусмотрен ст.131 ГК РФ.

Наиболее важными из них являются:

  1. Наличие единственного реестра прав, где используется одна база данных, что упрощает контроль, учет, и позволяет качественно вести техническую документацию.
  2. Регистрация объектов, долей, прав на недвижимость проводится в обязательном порядке и отражается в реестре. Случаи, когда права возникли до появления и вступления в силу настоящего закона – относятся к исключениям. Подтверждением в такой ситуации становятся документы БТИ, выданные местными органами власти, договоры купли — продажи, заверенные нотариусом. (ст.4 ФЗ)
  3. Согласно ст.7 ФЗ о регистрации прав на недвижимое имущество, сведения о регистрации хранятся в открытом доступе. Каждый желающий может по мере необходимости, составить запрос, направить его в органы власти для получения нужной справки.

Цели и задачи

Прозрачность отношений дает возможность гражданам получать необходимую информацию, предохраняет их от риска быть обманутыми. Любая из сторон, самостоятельно изучив документы, и усомнившись в их правдивости, может отказаться и прекратить дальнейшие действия по регистрации прав собственности на недвижимое имущество.

Предоставление достоверной информации, что называется «по требованию», и предание ее гласности исключает возможность возникновения закулисных или теневых действий, связанных с регистрацией права.

Прозрачной становится и доходность, получаемая участниками отношений. О чем уведомляется налоговая служба, целью которой является получения налогов с прибыли участников. Обязанность Росреестра, предоставлять им такие сведения.

Одна из последних целей — это проведение разъяснительной работы с собственниками по предотвращению незаконных действий с их стороны при работе с недвижимостью.

Возможность зарегистрировать собственные права на недвижимый объект позволили в разы снизить количество мошеннических схем по приобретению прав на недвижимое имущество.

Регистрация недвижимого имущества также решила проблему недостроев. Они длительное время не могли использоваться в обороте, а сейчас владелец, не достроивший строение, может получить на него документы и совершать сделки с ним.

Права и сделки, подлежащие регистрации

Весь основной перечень прав опубликован в ст.4ФЗ № 122 и включает:

  1. Все вещные права, собственность, возможность производить сделки. Подразумеваются земельные участки, капитальные строения, временные постройки. Предприятие регистрируется как одно целое. Именуется имущественным или недвижимым комплексом, помещением или долями в правах собственности.
  2. Перечень ограничений и обременений подразумевает наличие кредита, доверительное управление, аренду, сервитут, безвозмездное пользование. При аренде и найме недвижимости на срок от одного года и более – регистрируется договор.

Процесс регистрации

Для того, чтобы осуществить регистрацию права, либо его передачу, нужно подготовить подтверждающие документы о возникновении на то оснований. Если нет такого опыта, то лучше воспользоваться юридическими услугами специалистов практиков по этому вопросу. Этим вы сэкономите время, здоровье и деньги. Походы по различным ведомствам с целью добыть нужную справку, составить правильно запрос – затянутся на длительное время.

Подготовьте основные документы, необходимые для регистрации прав на недвижимость. Сроки предоставления документов строгих рамок не имеют. Предполагается, что лицо — владелец, заинтересовано в скорейшей передаче своей собственности, а лицо приобретатель – в оформлении всех документов. То есть, сами участники имеют непосредственный интерес в краткости и быстроте процедуры оформления.

Росреестр – это федеральный орган уполномоченный осуществлять государственную регистрацию. Оформить сделку можно в любом его представительстве. Альтернативой ему служит многофункциональный центр по приему документов.

Для проведения сделок нужны такие документы:

  1. Личные паспорта участников процесса.
  2. Договор купли – продажи, либо иное соглашение (в 3-х экземплярах)
  3. Чек, подтверждающий, что госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество уплачена.
  4. Кадастровый паспорт.
  5. Расписки или иные документы, доказывающие проведение денежных расчетов между участниками.

Результаты процедуры регистрации права недвижимости

Срок регистрации определен 10-ю днями с момента подачи бумаг в Росреестр или через МФЦ.

Читайте также:
Коэффициент собственности: формула по балансу

Предусмотрено установленным порядком наличие двух результатов:

  1. Регистрация – подтверждением является свидетельство.
  2. Или отказ в ней – письменное уведомление с указанием причины.

В 2016 году вступили в силу изменения относительно подтверждающих документов, в частности свидетельств. Их заменили справки, именуемые выпиской из ЕГРП. Для надежности лучше запросить подтверждение сведений свежей выпиской, так как старая бумага уже не актуальна.

Если вам отказали в регистрации, нужно изучить мотивы отказа. Они должны соответствовать основаниям ст.20 ФЗ № 122, где предусмотрены причины, являющиеся нарушением нормативных требований.

Отказ может быть обжалован заявителем в суде, где по нему будет принято соответствующее решение, вплоть до отмены отказа. Выдача документов проводится в Росреестре и в МФЦ.

Государственная регистрация недвижимого имущества — это необходимая процедура, которая защищает права собственника от посягательств, делает сделку с недвижимостью безопасной для всех сторон участников. Учитывает и соблюдает интересы всех заинтересованных лиц.

Регистрация договора купли-продажи недвижимости в Росреестре

  • Что такое регистрация и когда она необходима
  • Способы подачи заявления и документов для регистрации: Росреестр, МФЦ, через интернет
  • Заявление о регистрации
  • Необходимый пакет документов
  • В какое подразделение Росреестра направляется заявление и приложения
  • Пошлина за проведение регистрации
  • Срок осуществления регистрационных действий
  • Отказ в регистрации или ее приостановление
  • Результат регистрации: какие документы выдаются, способ получения

Регистрация договора купли-продажи недвижимости в Росреестре не осуществляется с момента вступления 01.03.2013 в силу закона «О внесении изменений…» от 30.12.2012 № 302-ФЗ, отменившего нормы Гражданского кодекса о регистрации договоров, предметом в которых выступает объект недвижимого имущества. В то же время продолжает действовать требование гражданского законодательства о необходимости проведения регистрационных действий, связанных с переходом прав на недвижимость, обременений и ограничений в отношении такого имущества.

Что такое регистрация и когда она необходима

Понятие государственной регистрации закреплено в ч. 3 ст. 1 нового закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ и означает официальное признание возникновение права у лица на тот или иной объект недвижимого имущества или его прекращение, а также подтверждение со стороны государства возникновения, перехода или прекращения таких прав. Также регистрации в силу указанной нормы подлежат возникающие обременения или ограничения в отношении конкретной недвижимости.

Регистрация указанных действий и фактов является важным действием, в том числе и при совершении сделок по купле-продаже, так как внесение соответствующей записи в реестр является единственным доказательством существования того или иного права или ограничения в отношении недвижимой вещи на основании ч. 5 ст. 1 закона 218-ФЗ. В связи с этим указанная процедура направлена в том числе на защиту прав и интересов сторон по сделке с недвижимостью и предотвращение случаев мошенничества с таким имуществом.

Способы подачи заявления и документов для регистрации: Росреестр, МФЦ, через интернет

Законодательством предусматриваются различные способы подачи заявления о регистрации по договору купли-продажи недвижимости в Росреестре перехода права собственности в зависимости от лица, обращающегося за государственной услугой, способов направления документов и органа, через который совершается направление. Исходя из ч. 1 ст. 16 закона 218-ФЗ заявление с прилагаемыми документами может быть направлено:

  • путем личного обращения в службу Росреестра;
  • посредством почтового отправления в Росреестр;
  • в сети интернет с помощью специального электронного сервиса на сайте данной федеральной службы;
  • через многофункциональный центр (далее — также МФЦ);
  • через нотариуса, удостоверяющего соответствующую сделку по купле-продаже недвижимости.

Кроме того, на основании ч. 4 ст. 15 закона 218-ФЗ при наличии оформленных должным образом полномочий (доверенность, составленная нотариусом) подать указанное заявление имеет право и представитель заявителя.

Подача документов через МФЦ может удлинить процедуру регистрации на несколько дней, а поступление соответствующего заявления в электронной форме (при наличии всех необходимых документов для осуществления регистрации), напротив, ускоряет данную процедуру.

Заявление о регистрации

Для того чтобы получить государственную услугу регистрации перехода права собственности, необходимо составить соответствующее заявление. Оно имеет утвержденную приказом Минэкономразвития от 08.12.2017 № 920 форму (с последующими изменениями). Форма данного документа размещена на официальном сайте Росреестра, где ее можно без проблем скачать.

Утвержденная форма является универсальной для всех случаев, в которых необходимо совершение данной процедуры. В связи с этим заполнению в рассматриваемом случае подлежат лишь те разделы, которые касаются перехода права собственности в связи с совершением сделки по возмездному отчуждению недвижимости. Так, в заявлении необходимо указать:

  • наименование органа, в который подается заявление;
  • просьбу осуществить именно регистрацию права (п. 3.3);
  • объект, права на который перешли;
  • необходимость регистрации перехода права собственности (п. 6);
  • информацию о новом собственнике;
  • способ подачи документов и способ получения результатов;
  • прилагаемые документы;
  • подпись уполномоченного лица.

При заполнении заявления представителем покупателя также необходимо внести информацию о представителе (пп. 8.1.1 и 8.1.2 для физического и юридического лица соответственно).

Читайте также:
Какие формы собственности относятся к частной

Необходимый пакет документов

Помимо самого заявления о регистрации по договору купли-продажи недвижимости перехода права, в регистрирующий орган необходимо направлять и иные документы, являющиеся приложением к заявлению. Их отсутствие является основанием для отказа в регистрации или ее приостановления. При подаче документов заявителем предъявляется удостоверяющий личность документ (ч. 8 и 9 ст. 18 закона 218-ФЗ), а к необходимым приложениям ч. 4 ст. 18 закона 218-ФЗ относит:

  • подтверждение полномочий в случае, если от имени покупателя или продавца выступает иное лицо;
  • документ, подтверждающий наличие основания для внесения соответствующей записи в реестр (в рассматриваемом случае таковым является договор купли-продажи);
  • квитанцию, подтверждающую внесение пошлины за совершение регистрационных действий (данный документ не является обязательным, но на практике приветствуется).

Запрашивать какие-либо иные документы органы Росреестра не имеют права на основании ч. 5 указанной нормы. При этом по своему усмотрению стороны могут представить дополнительные документы (например, документ, устанавливающий описание места расположения объекта недвижимости при отсутствии точного адреса). Однако это право сторон, а не их обязанность — всю необходимую документацию, помимо перечисленной в ст. 18 закона 218-ФЗ, сотрудники Росреестра должны получать самостоятельно, путем направления межведомственного запроса в соответствующий государственный или региональный орган.

В какое подразделение Росреестра направляется заявление и приложения

Ранее действовавшее законодательство обязывало заявителя обращаться в орган службы регистрации по месту расположения того недвижимого имущества, регистрационные действия в отношении которого надлежало проводить. Закон 218-ФЗ устранил это ограничения, что связано прежде всего с введением общероссийского реестра недвижимости.

В настоящее время на основании ч. 2 и 3 ст. 18 закона 218-ФЗ выбор подразделения, в которое направляется заявление, более не связан с местом расположения продаваемой недвижимости. Таким образом, заявители могут подать заявления с необходимыми приложениями в любое из подразделений Росреестра, перечень которых приведен на официальном сайте данной организации. Это же правило относится и к многофункциональным центрам.

Пошлина за проведение регистрации

Совершение юридически значимых действий подразделениями Росреестра по регистрации купли-продажи недвижимости (перехода права собственности на недвижимую вещь) предполагает обязательность оплаты заявителем соответствующей пошлины. Данная обязанность заявителей закреплена в ст. 17 закона 218-ФЗ, а размер пошлины конкретизирован в ст. 333.33 Налогового кодекса.

На основании подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, по общему правилу за регистрацию права собственности на недвижимость, возникшего вследствие сделки по купле-продаже такого имущества, заявителям придется уплатить 2000 и 22 000 рублей для физических и юридических лиц соответственно.

При этом имеются и некоторые особые случаи, когда размер пошлины отличается от указанного:

  • при регистрации перехода права собственности на предприятие как имущественный комплекс заявителю, согласно подп. 22 упомянутой нормы, надлежит заплатить в казну сумму, равную 0,1% от стоимости всех передаваемых активов (при этом максимальный ее размер ограничивается 60 000 рублей):
  • за регистрацию права на долю пошлина составит всего 200 рублей;
  • также существуют некоторые другие специальные нормы.

Срок осуществления регистрационных действий

Сроки проведения регистрационных действий устанавливаются ч. 1 ст. 16 закона 218-ФЗ и зависят от способа подачи заявления и документов, специфики самой сделки и ее формы. К регистрации перехода права собственности на основании договоров купли-продажи недвижимости применяются следующие сроки:

  • по общему правилу 7 или 9 дней в зависимости от направления документов непосредственно в Росреестр или сначала в МФЦ соответственно (пп. 1 и 2 ч. 1);
  • для сделок, прошедших процедуру нотариального заверения, — 3 дня при подаче документов в подразделение Росреестра непосредственно и 5 дней при их направлении через МФЦ (пп. 9 и 10 ч. 1);
  • в случае подачи электронного заявления по сделкам, имеющим нотариальную форму, срок регистрации составляет 1 день (п. 9 ч. 1);
  • если регистрируется ипотека, то срок составляет 5 и 7 рабочих дней с момента поступления документов в регистрационный орган или многофункциональный центр соответственно (пп. 11 и 12 ч. 1).

Отказ в регистрации или ее приостановление

В случаях, когда регистрационные действия невозможно выполнить (в принципе или в связи с недостаточностью документов), регистратором принимается одно из следующих решений:

  • о возвращении заявления и отказе в его рассмотрении;
  • о приостановлении процедуры регистрации;
  • об отказе в осуществлении регистрационных действий в связи с их невозможностью.

Причины возврата заявления с приложениями указаны в ст. 25 закона 218-ФЗ и заключаются в несоответствии документов требуемым формам, наличии исправлений, отсутствии уплаты пошлины, подписании заявления ненадлежащим лицом.

Лишь в случае неустранения причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий, на основании ст. 26 регистратор отказывает в совершении процедуры регистрации и внесении соответствующей записи в реестр.

Результат регистрации: какие документы выдаются, способ получения

В настоящее время подразделениями Росреестра не выдаются свидетельства о государственной регистрации, как это было долгое время. Согласно ст. 28 закона 218-ФЗ подтверждением осуществления регистрационных действий, равно как и наличия прав на тот или иной объект недвижимости, является выписка из реестра. Форма и содержание данного документа устанавливаются чч. 7 и 8 ст. 62 данного правового акта.

Способ получения итоговых документов по завершении процедуры регистрации определяется заявителем самостоятельно при заполнении заявления. Исходя из формы заявления и чч. 13–21 ст. 29 закона 218-ФЗ, заявитель может получить документы в самом регистрирующем органе, в МФЦ, по почте, в электронном виде либо курьерской доставкой (за отдельную плату), если такой вариант доставки возможен для конкретного подразделения Росреестра.

  • заявление о регистрации имеет утвержденную форму и размещается на официальном сайте Росреестра в свободном доступе;
  • оно может направляться различными способами как непосредственно в регистрирующий орган, так и через один из многофункциональных центров;
  • к заявлению должны прилагаться документы, указанные в ч. 4 ст. 18 закона 218-ФЗ;
  • документы на регистрацию можно направлять в абсолютно любое подразделение Росреестра, вне зависимости от места нахождения недвижимого имущества;
  • за совершение регистрационных действий взимается пошлина;
  • в случае невозможности осуществить регистрацию заявитель уведомляется о возврате заявления, приостановлении процедуры либо об отказе в таковой.
Читайте также:
Как выделить пай из общей долевой собственности

Статья 551. Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость

1. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

2. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

3. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

Комментарий к ст. 551 ГК РФ

1. Переход права собственности на недвижимое имущество к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 1 коммент. ст.). Государственная регистрация перехода права собственности по договору продажи недвижимости требуется во всех случаях (см. п. 1 ст. 131 ГК).

Государственная регистрация – это юридический акт признания и подтверждения государством наличия, возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Она осуществляется путем внесения записей о правах на каждый объект недвижимости в реестр и является единственным доказательством существования зарегистрированного права (см.: п. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации, п. 3 ст. 33 КТМ, п. 5 ст. 16 КВВТ, п. 3 ст. 1 Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ “О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ним” // СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1260). Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Соответственно, пока государственная регистрация не оспорена, обладателем прав на недвижимость считается лицо, которое указано в качестве такового в реестре.

2. Порядок государственной регистрации перехода права собственности в отношении земельных участков, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, предприятий установлен Законом о государственной регистрации, а также принятыми в его исполнение Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 (СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 963).

Государственная регистрация перехода права собственности на воздушные суда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ “О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ним”.

Правила государственной регистрации перехода прав на морские суда, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного типа установлены в гл. III КТМ, Правилах регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утв. Приказом Минтранса России от 21 июля 2006 г. N 87 (БНА. 2006. N 32), Правилах регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утв. Приказом Госкомрыболовства России от 31 января 2001 г. N 30 (БНА. 2001. N 22), гл. IV КВВТ, Правилах государственной регистрации судов, утв. Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144 (БНА. 2001. N 49).

3. Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности не влияет на действительность договора (см. п. 14 Постановления ВАС N 8).

Необходимость государственной регистрации перехода права собственности не оказывает влияния и на момент заключения договор продажи недвижимости. По общему правилу таковой вступает в силу и порождает соответствующие права и обязанности сторон с момента его подписания (см. ст. 550 ГК и коммент. к ней). Исполнение сторонами своих обязанностей, вытекающих из заключенного договора продажи недвижимости, может происходить и до государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество – предмет договора. Так, во исполнение договора продавец может осуществлять введение покупателя во владение недвижимым имуществом. Однако эти действия не влекут изменения каких-либо отношений продавца и покупателя с третьими лицами (п. 2 коммент. ст.). В частности, несмотря на состоявшуюся передачу недвижимого имущества, продавец будет оставаться собственником недвижимого имущества (и должен восприниматься в подобном качестве всеми участниками оборота) до момента государственной регистрации права собственности за покупателем.

В этой связи не соответствует закону судебная практика, исключающая возможность продавца распоряжаться недвижимым имуществом после его передачи покупателю, но до государственной регистрации перехода права собственности, в том числе признающая такие сделки по распоряжению ничтожными (см. Постановление ФАС Центрального округа от 26 декабря 2005 г. N А68-ГП-70/7-05).

Читайте также:
Распоряжение имуществом находящимся в долевой собственности

4. Пункт 3 коммент. ст. предусматривает способы защиты интересов сторон при уклонении контрагента от государственной регистрации права собственности. В этом случае суд вправе по требованию заинтересованной стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Данное судебное постановление не заменяет собой акт регистрации перехода права собственности и является основанием для осуществления компетентным органом такой регистрации.

При уклонении продавца покупатель не вправе вместо требования о государственной регистрации перехода права собственности (п. 3 коммент. ст.) предъявить иск о признании за ним права собственности на недвижимое имущество, являющееся предметом договора (см., например, Постановление Президиума ВАС от 15 ноября 2005 г. N 7663/05, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 июня 2006 г. N Ф08-2138/2006).

Уклонение продавца от государственной регистрации перехода права собственности также следует рассматривать как неисполнение обязанности передать вещь (ст. 405 ГК), а уклонение покупателя – как просрочку кредитора (ст. 406 ГК).

5. Государственную регистрацию перехода права собственности по договору необходимо четко разграничивать от государственной регистрации самого договора. По общему правилу государственной регистрации договора продажи недвижимости не требуется. Последний считается заключенным с момента его подписания (см. п. 3 письма ВАС N 21). Как исключение, в силу прямого указания закона государственной регистрации подлежат договоры продажи жилых помещений (п. 2 ст. 558 ГК) и договоры продажи предприятий (п. 3 ст. 560 ГК). В подобных ситуациях момент государственной регистрации договора является моментом его заключения. Таким образом, при совершении договора продажи жилого помещения или договора продажи предприятия сторонам необходимо совершить два регистрационных действия: 1) зарегистрировать договор купли-продажи (п. 2 ст. 558, п. 3 ст. 560 ГК); 2) зарегистрировать переход права к покупателю (п. 1 коммент. ст.).

При этом заявление на государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение (предприятие) может подаваться одновременно с заявлением на государственную регистрацию договора продажи этого жилого помещения (предприятия) либо после соответствующей регистрации договора.

Судебная практика по статье 551 ГК РФ

Отменяя постановление суда апелляционной инстанции, и оставляя в силе решение суда, суд кассационной инстанции руководствовался статьями 209, 210, 420, 421, 431, 432, 549, 550, 551, 555 ГК РФ, положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая установленные судом первой инстанции обстоятельства, в том числе, показания свидетелей о работе магазина в спорном периоде, в их совокупности и взаимосвязи, доказанность инспекцией, что в спорный период предприниматель являлся собственником магазина, который использовался предпринимателем в предпринимательской деятельности, а также отсутствие доказательств того, что магазин эксплуатировался иным лицом, характер взаимоотношений с которым не предполагал осуществление налогоплательщиком предпринимательской деятельности, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что инспекцией проверка проведена в установленном порядке, оспариваемое решение соответствует требованиям налогового законодательства.

Удовлетворяя требования, апелляционный суд, основываясь на оценке представленных в дело доказательств в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заключении специалиста от 17.10.2012 N 2012-1071-ЗС, обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела N А40-91932/2008 Арбитражного суда города Москвы, руководствуясь положениями статей 1, 10, 166, 168, 170, 454, 549, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 3, 6, 19, 61.1 61.3, 61.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, позицией, изложенной в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.04.2009 N 32 “О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”, пунктах 4 – 8, 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 “О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.I Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, исходил из мнимости спорных сделок, установив факт их совершения заинтересованными лицами без намерения на возникновение, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей вследствие совершения данных сделок, но с противоправной целью причинения вреда имущественным правам кредиторов должника в виде вывода активов последнего и недопущения обращения взыскания на указанное имущество; применил последствия недействительности сделок.

Поскольку надлежащим способом защиты права физического лица на нежилое помещение в объекте незавершенного строительства по договору долевого участия является понуждение к исполнению обязательства в натуре (об обязании передать нежилые помещения), такое требование рассматривается по правилам статей 308.3, 398, пункта 2 статьи 463, пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных законодательством о банкротстве.

Оспариваемые заявителем положения пункта 2 статьи 165 и пункта 3 статьи 551 ГК Российской Федерации, закрепляющие право суда по требованию одной из сторон сделки вынести решение о регистрации сделки и перехода права собственности на недвижимость при уклонении другой стороны от соответствующей регистрации, представляют собой гарантии надлежащего выполнения сторонами своих обязательств и сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, указанные в жалобе, равно как и статья 1132 этого же Кодекса, основанная на необходимости учета действительной воли наследодателя, выраженной в завещании, и служащая реализации предписаний статей 17, 35 и 55 Конституции Российской Федерации.

Отменяя принятый по делу судебный акт, суд округа, руководствуясь положениями статей 8.1, 218, 219, 223, 551, 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, приведенными в пункте 6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 10-П, а также в абзаце втором пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, счел ошибочными приведенные в нем выводы о том, что завершение процедуры реализации имущества должника и его освобождение от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами не затрагивает прав и законных интересов Ильиной М.В., приобретшей на торгах имущество с обременением и не имеющей объективной возможности зарегистрировать свое право в отношении названного имущества в силу продолжающегося нахождения его в конкурсной массе за должником.

Читайте также:
Как продать гараж в кооперативе в собственности

В силу пунктов 1, 2 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на 20 апреля 2006 года) переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 8, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом N 218-ФЗ, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”, приняв во внимание вступившие в законную силу судебные акты по делам N А41-27983/2014, А41-14142/2016, А41-82101/2017, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Удовлетворяя требования администрации, суд первой инстанции и поддержавший его выводы суд округа, руководствовались положениями статей 131, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14, 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, разъяснениями, содержащимися в пунктах 52, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав” и установив, что на момент государственной регистрации права собственности Герасимовым В.В. не была исполнена обязанность по оплате стоимости спорного земельного участка, земельный участок был обременен договорами аренды и фактически Герасимову В.В. по передаточному акту от 16.07.2014 не передавался, признав, что представленное на государственную регистрацию в пакете документов постановление ФАС Центрального округа от 23.01.2014 по делу N А14-9818/2012, которым на администрацию возложена обязанность принять решение в соответствии с положениями части 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, не является основанием возникновения права собственности Герасимова В.В. на спорный земельный участок, при отсутствии заявления администрации – продавца по договору, пришли к выводу о государственной регистрации ответчиком права собственности Герасимова В.В. на земельный участок в отсутствие законных оснований.

Разрешая спор по существу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что между Арутюновым И.И. и Гайдак Л.И. в письменной форме заключен договор купли-продажи земельного участка, Гайдак Л.И. свои обязательства по данному договору исполнила в полном объеме, однако в результате бездействий ответчика государственная регистрация перехода права собственности невозможна, руководствуясь статьями 165, 425, 432, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем сделка, заключенная между сторонами, является состоявшейся и признал за Гайдак Л.И. право собственности на земельный участок.

Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 218, 549, 551, 556 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, разъяснениями, приведенными в пунктах 56, 60, 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”, суд апелляционной инстанции и поддержавший его выводы суд округа, с учетом установленных по делу обстоятельств, в том числе судебными актами по делам N А54-581/2016, N А54-3954/2017, которыми признаны незаконными действия управления по внесению в ЕГРП записей о праве собственности общества, а также действия по исключению из ЕГРП записей о регистрации права собственности Мимоглядова В.Н. на спорные объекты, признав подтвержденным факт заключения с истцом договора купли-продажи от 11.11.2015 в установленной законом форме, фактическую передачу недвижимости продавцом и принятие ее покупателем по акту приема-передачи, надлежащее исполнение договора купли-продажи обеими сторонами сделки, в том числе добросовестное (своевременное и в полном размере) осуществление оплаты по договору покупателем, своевременное обращение за государственной регистрацией права собственности, проведение такой регистрации уполномоченным органом, признав общество недобросовестным приобретателем спорных объектов, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Мимоглядовым В.Н. требований.

Отказывая в удовлетворении заявления Ильиной О.В., суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствовались статьями 219, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из невозможности признания права собственности на спорное нежилое помещение за Ильиной О.В., поскольку она не является участницей строительства в значении, придаваемом этому понятию Законом о банкротстве, а также из того, что удовлетворение заявления Ильиной О.В. повлечет нарушение прав иных кредиторов должника на соразмерное удовлетворение их требований за счет имущества должника.

Читайте также:
В собственности менее 3 лет: что значит

Обязанность регистрации права собственности на недвижимость

На одном из порталов справочной правовой информации опубликовано письмо Росреестра №14-5293-ГЕ/21 от 09.07.2022 «О типовых формулировках причин приостановления государственной регистрации перехода права на квартиры».

Фото: www.gazeta.ru

В опубликованном документе приводится 14 оснований для приостановления государственной регистрации перехода права на квартиру. Для каждого основания установлены формулировки, указываемые в уведомлении о приостановлении, а также рекомендации по устранению причин приостановления.

Государственная регистрация перехода права на квартиру будет приостановлена, в том числе в случае, если:

1. Лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости, такое возможно когда:

В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) на объект недвижимости зарегистрировано право иного лица. В такой ситуации Росреестр рекомендует представить заявление и (или) правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение (наличие) права собственности. (ФИО, наименование), указанного в представленных заявлении и (или) сообщить вид, реквизиты правоустанавливающего документа, представленного как основание для государственной регистрации перехода права, в качестве правообладателя.

Доверенность на распоряжение зарегистрированными правами на основании заключенного в простой письменной форме договора не удостоверена нотариально (в случае, если представитель действует в качестве продавца (от имени правообладателя) или в интересах обеих сторон сделки). В такой ситуации необходимо представить нотариально удостоверенную доверенность на распоряжение объекта недвижимости: его вид, кадастровый номер, адрес на основании заключенного в простой письменной форме договора, указать наименование договора так, как он указан в этой сделке, его дату, номер (при наличии).

Доверенность на распоряжение зарегистрированными правами (заключение договора) в порядке передоверия выдана за пределами срока или в нарушение запрета передоверия по основной доверенности. В данной ситуации есть два выхода:

– представить доверенность, выданную в порядке передоверия, срок действия которой не превышает срок действия основной доверенности

– представить доверенность, подтверждающую полномочия представителя (если в основной доверенности установлен запрет на передоверие либо не предусмотрено совершение действий, указанных в представленной доверенности).

Фото: www.mds.yandex.net

2. С заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо, в том числе:

Доверенность на подачу заявления на осуществление регистрационных действий не удостоверена нотариально. В указанной ситуации необходимо представить нотариально удостоверенную доверенность (доверенности в случае, если представитель действует в интересах обеих сторон сделки).

Доверенность на представление интересов в порядке передоверия выдана за пределами срока или в нарушение запрета передоверия по основной доверенности. В такой ситуации есть два выхода:

– представить доверенность, выданную в порядке передоверия, срок действия которой не превышает срок действия основной доверенности;

– представить доверенность, подтверждающую полномочия представителя (если в основной доверенности установлен запрет на передоверие либо не предусмотрено совершение действий, указанных в представленной доверенности).

Фото: www.inovaco.ru

3. Представленные заявление и документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям законодательства РФ, в том числе:

В договоре купли-продажи отсутствуют сведения (условия), предусмотренные ст. 558 ГК РФ. Необходимо представить договор купли-продажи с указанием необходимых сведений.

В договоре купли-продажи недвижимости отсутствуют сведения, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества, предусмотренные ст. 554 ГК РФ. Необходимо представить договор купли-продажи, содержащий такие сведения.

Несоблюдение нотариальной формы сделки при отчуждении долей в праве общей долевой собственности, сделки, связанной с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным. Единственный выход — необходимо представить нотариально удостоверенный договор.

Фото: www.затокомаровский.рф

Нарушение требования об одновременном отчуждении и, соответственно, одновременности государственной регистрации перехода прав на земельный участок и на объект недвижимого имущества, расположенный в границах данного земельного участка, принадлежащих одному и тому же лицу-собственнику, в соответствии с ч. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ, ст. 57 218-ФЗ.

Следует представить заявления о государственной регистрации перехода права, права собственности в отношении земельного участка, а также правоустанавливающий документ о его отчуждении одновременно с объектом недвижимости, в отношении которого представлены документы, если в представленном договоре отсутствовали сведения о земельном участке. В такой ситуации необходимо представить заявления о государственной регистрации перехода права или права собственности в отношении земельного участка, а также правоустанавливающий документ о его отчуждении одновременно с объектом недвижимости, в отношении которого представлены документы, если в представленном договоре отсутствовали сведения о земельном участке.

Фото: www.instagram.com

4. Имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения ЕГРН о таком объекте недвижимости). При этом Росреестр обращает внимание, что при возможности устранения указанных противоречий в сведениях об объекте недвижимости в рамках проведения работы по гармонизации и верификации сведений ЕГРН такие противоречия не могут являться основанием для приостановления государственной регистрации: они должны быть устранены в рамках правовой экспертизы документов (в пределах срока государственной регистрации).

Читайте также:
Порядок приобретения в частную собственность земельного участка

В такой ситуации заявителю будет предложено принять меры по устранению причин, которые привели к приостановлению государственной регистрации (если это зависит от действия заявителя), в том числе представить документы, содержащие исправленные сведения (если ошибка содержалась в них), либо документы, подтверждающие изменение характеристик объекта, указав при этом, какие именно документы для этого необходимы.

Фото: www.grozny-inform.ru

Другие публикации по теме:

Изменение статуса земельного участка находящегося в собственности

Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также – ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:

1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

4. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) утратил силу с 1 января 2017 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей – физических лиц);

(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 102-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей – индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей – юридических лиц);

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 20.04.2015 N 102-ФЗ)

3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) утратил силу с 1 января 2008 года. – Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 2.1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ; в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 102-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

Перевод земель из одной категории в другую: все об изменении целевого назначения участка

Все территории в Российской Федерации разделены на участки в зависимости от их состава. Независимо от того, кто является собственником земли, земельным наделам обязательно присвоена категория – правовой режим, устанавливающий допустимые способы использования недвижимости.

Владелец (землепользователь) не вправе изменять категорию самостоятельно – строго регламентированный порядок перевода и регистрации позволяет избежать злоупотреблений при эксплуатации участка.

Граждане чаще всего сталкиваются с необходимостью перевести участок из одной категории в другую, когда речь идет о небольших земельных наделах, полученных много лет назад в пользование от муниципалитета или садоводческого некоммерческого товарищества (далее в тексте – СНТ). Даже оформление в собственность или приватизация такой земли не дает владельцу официального права построить и зарегистрировать на этой территории жилой дом или иной объект, не отвечающий целевым требованиям. Чтобы поставить строение на государственный учет, необходимо получить разрешение на перевод земель из одной категории в другую.

Читайте также:
Как продать гараж в кооперативе в собственности

Категории земель в России

Земельным кодексом (далее в тексте – ЗК РФ) земля распределяется на следующие категории:

  1. Промышленные. Участки этой категории отводятся под строительство транспортных путей и зданий, зданий обороны и безопасности страны, под строения энергетики, связи и ведения научных программ и прочие специальные цели.
  2. Земли населенных пунктов (далее в тексте – ЗНП). Наделы, отведенные под застройку жилых объектов. Главная особенность таких земель – они не могут находиться на земельных территориях иного назначения или в частных владениях.
  3. Сельскохозяйственного назначения (далее – ЗСХН). Земельный ресурс, необходимый для производства сельскохозяйственной продукции: пастбища, пашни, наделы под садоводство и огородничество, лесозащитные полосы, водоемы для выращивания рыбы и земли аналогичного свойства.
  4. Водный фонд.
  5. Особо охраняемые. К ним относятся изъятые (частично изъятые) из общего оборота территории, имеющие ценное значение.
  6. Лесной фонд (читайте: как бесплатно получить лес от государства).
  7. Земли запаса. Государственные участки, не переданные в пользование гражданам или организациям и не проданные в собственность.

Перевод участка из одной категории в другую: что нужно знать

Изменение назначения для земельного участка сегодня регулируется положениями ЗК РФ и Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 (актуальная редакция от 29.07.2017 г., далее в тексте – ФЗ 172). Прежде чем начинать процедуру перевода категории земельного надела в другой правовой статус, владельцу (пользователю) потребуется уточнить, может ли разрешить законодательство подобные изменения. Положениями ФЗ 172 устанавливаются ограничения и обязательные условия, которые потребуется соблюдать для смены категории того или иного вид земель:

  1. Для ЗСХН. Перевод таких ценных для государства наделов на общих основаниях запрещен (пункт 2 ст. 7 ФЗ 172). Исключительные обстоятельства, допускающие изменения, предусмотрены для наделов, стоимость которых ниже, чем 50% от средней кадастровой цены на землю в регионе. К таким условиям закон относит следующие причины изменения категории:
  • консервация территории;
  • создание особо ценных зон;
  • расширение ЗНП;
  • запланированное возведение промышленных сооружений;
  • перевод в водный или лесной фонд, в зоны запаса земли, если территория ЗСХН стала непригодной для эксплуатации;
  • строительство дорог, ЛЭП, трубопроводов;
  • для нужд обороны, выполнения международных государственных проектов;
  • запланированная разработка на месте ЗСХН полезных ископаемых;
  • размещение социальных объектов, в том числе для образования и здравоохранения, если нет другой территории для строительства данного объекта.
  1. ЗНП. Изменяется вместе с расширением (уменьшением) пределов населенного пункта (ст. 8 ФЗ 172).
  2. Промышленные зоны можно переводить в иные категории без особых ограничений (ст. 9 ФЗ 172), но при условии полного восстановления по плану рекультивации.
  3. Земли с особым статусом (охраняемые, ценные). Переводятся в другую категорию крайне редко по причине потери ценных свойств (ст. 10 ФЗ 172). И напротив, статус особо охраняемой зоны может получить любая территория, за исключением ЗНП, при наличии условий для создания в этой местности туристической, природоохранной или иной аналогично ценной зоны.
  4. Лесные и водные территории. Переводятся при создании особо ценных участков или возведении объекта государственного (муниципального) значения, а также интегрируются в расширяемые границы населенного пункта (ст. 11, 12 ФЗ 172).

Следует уточнить, что ограничения на перевод конкретной территории в другую категорию могут налагаться специальными нормативными актами. Узнать наверняка, может ли осуществляться процедура перевода для конкретного участка, можно, заранее направив запрос в земельно-имущественный отдел муниципалитета, в ведомстве которого находится эта земля.

Процесс изменения категории земель: пошаговая инструкция

Инициировать процедуру перевода имеет право собственник надела или землепользователь, которыми могут являться граждане, представители юридического лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП) или общины малых коренных народов России, а в отдельных случаях – компетентные органы государственной (муниципальной) власти. Пошаговая инструкция смены категории земель выглядит следующим образом (ст. 3 ФЗ 172):

Шаг 1. Подготовка пакета документов

Полный перечень документации содержит статья 2 ФЗ 172:

  1. Паспорт или иное удостоверение личности подателя ходатайства.
  2. Выписка, подтверждающая регистрацию ИП или ЮЛ (при необходимости).
  3. Выписка из ЕГРН – Единого государственного реестра недвижимости. При отсутствии у владельца (пользователя) бумажного экземпляра с печатью, запрос на получение направят исполнительные органы.
  4. Документы, подтверждающие приобретение права собственности на землю (договор купли-продажи, свидетельство о наследовании и прочее) или согласие от собственника, если участок эксплуатируется на праве пользования.
  5. Заключение экологической экспертизы.

Последний документ обязателен не для каждой категории недвижимости, а в условиях, определенных федеральными законами.

Помимо перечисленного, от заявителя могут запросить дополнительные документы в соответствии с федеральными (муниципальными) нормативными актами и постановлениями Правительства РФ (п. 2 ст. 2 ФЗ 172).

Шаг 2. Обратиться с заявлением (ходатайством)

В зависимости от принадлежности участка земли, с ходатайством следует обращаться в земельно-имущественный департамент регионального правительства или местного самоуправления.

Читайте также:
Какие формы собственности относятся к частной

Документ составляется в свободной форме или на бланке, утвержденном компетентными органами. Образец заполнения ходатайства можно найти на информационных стендах или на сайте ведомства, принимающего подобные заявления. При составлении нужно указать:

  • кадастровый номер заявленного участка;
  • права заявителя на землю;
  • действующую категорию надела и категорию планируемого перевода;
  • обосновать причину перевода в данную категорию.

Шаг 3. Принятие решения с составлением соответствующего акта

Принятое заявление рассматривается в течение 2 месяцев (в городских, муниципальных органах власти) или 3 месяцев (региональным правительством или Правительством РФ). Уведомление о переводе (отказе в переводе) земельного надела в иную категорию направляется заявителю в течение 2 недель с момента вынесения решения.

При положительном результате земельно-имущественным департаментом составляется акт о переводе земли в заявленную категорию. Оформлять заново прочую документацию на землю при этом не потребуется.

Шаг 4. Регистрация изменения категории

Копия акта направляется из местной (региональной) администрации в территориальный отдел Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии (отдел Росреестра) в десятидневный срок со дня утверждения решения. Изменения вносятся в ЕГРН на основании этого акта (ст.5 ФЗ 172).

Услуга по уведомлению Росреестра о смене категории предоставляется заявителю бесплатно. За оказание госуслуги по внесению изменений в ЕГРН владельцу (пользователю) участка понадобится оплатить госпошлину в размере 350 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

После постановки на регистрационный учет владелец участка может начать использование надела в соответствии с новым правовым статусом земли.

Отказ в изменении категории земель

Отказать заявителю могут еще на этапе представления ходатайства. Причинами для этого могут послужить отсутствие у этого лица права на представление ходатайства, а также неправильное или неполное оформление обязательных прилагаемых документов. Для повторного заявления нужно устранить все указанные в отказных документах недочеты.

Официальный отказ перевести участок земли в другую категорию выносится по основаниям, перечисленным в ст. 4 ФЗ 172:

  • ограничение (запрет) на перевод в другую категорию, наложенный действующим законодательством;
  • заявленная категория противоречит целевому назначению надела;
  • экологической государственной экспертизой установлены негативные последствия предстоящего перевода.

Еще одна причина, из-за которой не может производиться перевод – если кадастровая стоимость заявленной территории слишком высока (более 50% относительно средней стоимости по региону). В любом из указанных случаев заявителю полностью вернут пакет документов в течение 30 рабочих дней с момента представления ходатайства, уведомив о причине отказа.

Заявитель может оспорить вынесенное решение через суд и при положительном решении суда направить новое ходатайство. Порядок обжалования выглядит следующим образом:

  1. Получить на руки акт в имущественно-земельном отделе.
  2. Составить и подать исковое заявление о признании составленного акта незаконным. К заявлению приложить документы:
  • ксерокопию выданного акта;
  • копию ходатайства и сопровождающих документов;
  • документацию, подтверждающую нелегитимность отказа или разрешения на перевод;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • иные документы, имеющие отношение к судебному процессу.
  1. Получив уведомление о месте и дате рассмотрения, явиться в суд к назначенному времени.
  2. Если суд удовлетворил требования искового заявления, получить в канцелярии экземпляр судебного решения.
  3. Подать повторное ходатайство, приложив к пакету документов решение суда.

Процесс обжалования на примере из судебной практики

Собственник дачного надела гражданин П. подал в суд исковое заявление с просьбой признать незаконным акт об отказе на перевод надела из земель сельхозназначения в категорию ЗНМ. Свой иск гражданин П. обосновал тем, что в связи с запланированным на 2017 – 2019 годы расширением жилого микрорайона, решением собрания районной Думы Стародворского муниципального района № 321-р утвержден генеральный план городского поселения Веселое Стародворского района, по которому его дача внесена в пределы г. п. Веселое.

01 июля 2017 года гражданин П. направил ходатайство в администрацию Стародворского района о включении своего надела в территорию г. п. Веселое и переводе дачной земли из категории ЗСХН в ЗНП под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

Администрацией Стародворского района было вынесено решение отказать во включении участка в границы г. п. Веселое по причине того, что еще не начато строительство жилого комплекса, из-за которого расширяются границы поселка.

Рассмотрев представленные материалы, суд пришел к выводу, что акт об отказе, выданный в ответ на ходатайство гражданина П., является необоснованным. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ 172 расширение территории городского поселения, закрепленное градостроительным планированием – законная причина для перевода дачных ЗСХН в заявленную категорию ЗНП

На основании этого суд вынес решение о признании недействительным акта администрации Стародворского района, а также признал за гражданином П. право на включение принадлежащей ему земли в г. п. Веселое Стародворского района и право на перевод заявленного надела из категории ЗСХН в ЗНП.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: