Обязан ли инспектор ДПС предъявлять доказательства правонарушения

Должен ли инспектор ДПС предъявлять доказательства нарушения?

Содержание статьи
    1. Как сотрудник ДПС должен доказать ваше нарушение?

Согласно действующему законодательству, а в частности, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, инспектор ГИБДД, остановивший водителя за нарушение правил ПДД и составивший соответствующий протокол о таком нарушении, обязан ознакомить со всеми материалами дела водителя остановленного транспортного средства. Стоит учесть тот факт, что инспектор ГИБДД до момента возбуждения дела об административном правонарушении может только указать, на каком основании было остановлено транспортное средство, а предоставлять доказательства в данном случае не обязан. Лишь после того, как административное дело будет возбуждено, ознакомление водителя с его правами и материалами дела входит в прямую обязанность сотрудника инспекции.

Важно! Административное дело считается возбужденным с момента составления протокола осмотра места происшествия, об административном правонарушении.

Доказательства являются неотъемлемой частью дела об административном правонарушении, поэтому при первом требовании сотрудник ГИБДД, составивший протокол, обязан их предоставить водителю. Учитывая этот факт и прямые указания ст. 25.1 КоАП РФ, водитель вправе также заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, давать объяснения. Если инспектор отказал водителю в предоставлении доказательств по делу, то следует данный факт перед подписанием протокола об административном правонарушении обязательно прописать. Укажите, ссылаясь на ст. 25.1 КоАП РФ, что вы ходатайствовали о предоставлении доказательств, но инспектор ГИБДД отказа без объяснения причин. Следует упомянуть и тот факт, что необходимо сразу же потребовать копию постановления после того, как она была подписана.

Как сотрудник ДПС должен доказать ваше нарушение?

Несмотря на то, что инспектор обязан предъявить водителю доказательства нарушения, он вовсе не обязан обосновывать их. Как бы парадоксально это не звучало, но это так. Презумпция невиновности КоАП РФ в части нарушений ПДД не действует. Водитель вправе обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности в течение 10 суток, вот только доказывать свою невиновность придется самостоятельно в судебном порядке. Данная категория дел не облагается государственной пошлиной.

Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 № 391-О-О суд подробнейшим образом разъяснил особый порядок доказывания предполагаемым нарушителем ПДД своей невиновности.

При этом стоит учитывать тот факт, что во всех случаях ограничения прав и свобод водителя сотрудник ГИБДД обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Данное правило установлено Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Иногда фиксация нарушений правил ПДД происходит с помощью видео или фотосъемки, которые направляются в отделение ГИБДД, где уже по предоставленным материалам выносится постановление об административном нарушении в отсутствии водителя. В том случае, если водитель получил постановление о привлечении к административной ответственности с вложенными доказательствами фото или видеофиксации по почте, следует обратить внимание на дату, когда было совершено правонарушение. Если за рулем принадлежащего водителю автомобиля и зафиксированного на фото или видеофиксаторе в момент нарушения правил ПДД находилось другое лицо, то следует обратиться с исковым заявлением в суд об оспаривании вынесенного постановления об административном правонарушении. Для этого водителю необходимо обеспечить в суд явку нарушителя ПДД, который может подтвердить его доводы.

Если водитель не хочет подставлять нарушителя, то можете, не беспокоится, так как срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца (за исключением ст. 12.8,12.24, 12.26, 12.27, 12.30 КоАП РФ – тут срок давности 1 год).

Зачастую инспекторы ДПС сами нарушают федеральное законодательство, отказывая водителю в предъявлении доказательств, находящихся в материалах дела об административном правонарушении. В таких случаях не стоит поддаваться эмоциям, а просто укажите в протоколе, что Вы не согласны с вменяемым вам нарушением, заберите копию и направляйтесь в суд с исковым заявлением.

Если нарушение зафиксировано на фото или видеорегистратор, сотрудник ДПС обязан указать в протоколе, что нарушение фиксировалось при помощи технических средств видеорегистрации нарушений, обязательно указать название устройства, его номер и срок действия поверки по свидетельству, которое он также обязан показать водителю для сверки. Если же инспектор ГИБДД уклоняется от данных действий, то данное обстоятельство обязательно необходимо зафиксировать в протоколе.

Учитывая, что регламент № 185 в п. 24 и п. 25 разрешает как водителю, так и сотруднику ГИБДД записывать разговор, при непредоставлении доказательств по требованию водителя, особенно если упоминалась видеосъемка, разговор может быть закончен.

Если водитель отказался от подписи в протоколе, так как не предоставили доказательства сотрудники ГИБДД, то такое действие в суде будет воспринято как признак виновности водителя. Лучше подписать протокол, но указать, что водитель не согласен с указанным правонарушением.

Читайте также:
Имеет ли право прокурор возбуждать уголовные дела

В случае, если в процессе разговора с инспектором ГИБДД водитель предполагает, что причина остановки является незаконной, следует напомнить сотруднику ДПС об его ответственности согласно ст. 12.35 КоАП РФ.

Доказывание – это самое сложное действие в судебном заседании, которое человеку, не имеющему юридического образования, в большинстве случаев не под силу. Но при этом стоить помнить, что четкое знание закона поможет при остановке транспортного средства не только грамотно действовать при общении с сотрудником ГИБДД, но и указывать на нарушения с его стороны для оспаривания вынесенного решения об административном правонарушении. Если у вас возникла похожая ситуация, незамедлительно обратитесь к автоюристу, который поможет урегулировать конфликтную ситуацию и поможет отстоять ваши законные интересы в суде. Наши специалисты готовы прийти к вам на помощь. Заполните форму обратной связи или обратитесь по указанным на нашем сайте телефонам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Должен ли инспектор ДПС предъявлять доказательства

Автовладельцы зачастую попадают в ситуацию, когда при управлении транспортным средством их останавливает инспектор ДПС, хотя причин, на первый взгляд, для остановки нет – правила дорожного движения соблюдаются, водитель пристегнут, скорость на допустимом уровне. Однако сотрудник ГИБДД так не считает. На вопрос водителя о предъявлении доказательств совершенного нарушения, инспектор отвечает, что предоставит их лишь в суде. Законны ли действия инспектора в данном случае рассмотрим далее в статье.

Обязанности сотрудника ГИБДД

Закон четко устанавливает полномочия инспекторов, а именно:

  1. должностное лицо обязано обратиться к водителю с уважением, никаких грубых высказываний в его адрес быть не должно – это прямое нарушение регламента ГИБДД. Если это зафиксировать на видеокамеру, то только на данном основании уже можно оспорить вынесенное постановление;
  2. сотрудник ДПС должен понятно объяснить, какие правила нарушил водитель и каковы могут быть последствия. Он не имеет права психологически воздействовать и угрожать ему. При выявлении угрозы такой протокол может быть признан недействительным;
  3. после остановки инспектор называет водителю свои Ф.И.О. и должность, объясняет причину остановки транспортного средства. Если основания не названы, то такая остановка считается незаконной. Однако данный факт необходимо доказать, поскольку ст. 19.3 КоАП РФ установлена ответственность за неповиновение сотруднику полиции (штраф до 1000 рублей либо арест до 15 суток);
  4. до составления протокола об административном правонарушении дело еще не возбуждено, поэтому инспектор ДПС вправе не знакомить водителя с доказательствами по делу. В данном случае автовладельцу стоит согласиться с обвинениями инспектора, подписать протокол, забрать у него копию и обратиться в суд с исковым заявлением.

Какие доказательства может предъявить инспектор ДПС?

Водитель должен помнить, что инспектор ДПС обязан предъявлять доказательства для подтверждения виновности. К ним относятся:

  • протокол, фиксирующий только мнение инспектора о предполагаемом нарушении. Поэтому он обычно рассматривается вместе с другими доказательствами;
  • рапорт, который сотрудник ГИБДД обязан составить и указать принятые меры по факту обнаруженного нарушения. Однако рапорт считается внутренним документом и считается доказательством в случае предупреждения сотрудника ДПС об ответственности при предоставлении подтверждений нарушения;
  • схема ДТП – инспектор должен составить и приложить схему нарушения в случае, если водитель выехал на встречную полосу. При этом она считается доказательством, если отражает неправильный маневр водителя. Также схема должна быть оформлена по регламенту – указан участок дороги, на котором водитель совершил нарушение, объект (конкретный дом или километр), разметка всех присутствующих на дороге знаков;

В протоколе или на самой схеме не должно быть названия «схема правонарушения». Это автоматически лишает документ доказательной силы, поскольку в законе нет такого понятия, а есть «схема ДТП».

  • фото- и видеосъемка места ДТП. Обычно упоминание о данных доказательствах вносится в протокол. Но водителю следует выяснить, какой прибор использовался при съемке, в том числе его номер и назначение. Также к фотографиям в деле применяются определенные требования, которые позволяют считать их доказательствами.

Если вы не уверены, что в протокол внесены все фактические доказательства, либо он составлен с нарушением, советуем незамедлительно обратиться к нашим опытным специалистам, позвонив по указанным на сайте телефонам.

Что делать, если доказательств нет?

При отсутствии доказательной базы, в любом случае, ее подделывать не стоит. Вне зависимости от положения стороны (будь то инспектор ДПС или водитель) обоим участникам грозит уголовная ответственность за дачу ложных показаний (ст. 307 УК РФ). Если дело сфабриковал инспектор – это нарушение, закон в данном случае на стороне водителя. Все, что необходимо сделать при такой ситуации – обратиться в следственный отдел района по месту нахождения ДПС или того судебного участка, который рассматривал дело. Водитель должен представить необходимые доказательства в подтверждение своих обвинений, обычно ими являются видеосъемка (на смартфоне или видеорегистраторе). Наконец, можно расценивать как должное доказательство показания свидетелей.

Читайте также:
Право аренды земельного участка: понятие содержание

Если вы нуждаетесь в правовой поддержке и не знаете, как оспорить вынесенное постановление об административном правонарушение, незаконные действия сотрудника ГИБДД, целесообразно обратиться за помощью к опытному автоюристу.

Инспектор вменяет нарушение, а фото и видео доказательств у него нет – законно ли?

Привлечение без видео

Закон 2022 года чётко предписывает, что любое лицо является невиновным, пока его вина не доказана. Это распространяется и на уголовное право, и на административны нарушения. Казалось бы, ответ на вопрос, что делать, если у сотрудника ГИБДД нет фото и видеоматериалов в качестве доказательств нарушения, но тем не менее, он вменяет штраф или грозится лишением прав, достаточно прост: нет доказательств, нет и дела! Но не так всё просто, и есть в этом вопросе ряд тонкостей.

Если вина не доказана, то штраф или лишение незаконны

Никто из привлекаемых лиц не обязан доказывать свою невиновность, обвинительная сторона должна доказывать вину. То есть лицо не виновно, пока не доказано обратное.

Но работает это в отношении водителя не всегда. Исключением является фиксация на камеры, тогда, независимо от того, что собственник автомобиля мог и не быть за рулём, штраф выписывается на него в любом случае – даже при отсутствии его вины.

Из презумпции невиновности следует вроде бы логичный вывод о том, что если инспектор ДПС увидел нарушение, остановил водителя, составляет протокол и грозит передать его в суд для дальнейшего лишения или же выписывает постановление со штрафом, а никаких доказательств нарушения у него нет, то водитель считается невиновным.

А есть ли обязанность у сотрудника вести фото или видеосъёмку нарушений? Такой обязанности напрямую нигде не прописано. Административный регламент лишь предписывает, что видеозапись и фотографирование могут быть со стороны сотрудника ГИБДД, но не обязательно.

Какие штрафы чаще выписываются без доказательств?

На дорогах России в 2022 году фактическое отсутствие фото или видеозаписи нарушения у инспектора ДПС практикуется довольно часто. Чаще всего фигурируют такие нарушения и привлечения по ним:

  • штраф за непропуск пешехода, где у инспектора нет ни фото-/видеозаписи нарушения, ни показаний самого пешехода, ни свидетельских показаний,
  • лишение прав за пересечение сплошной – причём, речь идёт не только об обгоне через сплошную без подтверждения видеозаписью, но и выезде автолюбителя с перекрёстка, когда тот задевает сплошную,
  • штраф за ремень также с отсутствием доказательства нарушения,
  • проезд на красный (в ряде случаев предусматривает в том числе лишение права управления),
  • и даже превышение скорости без фиксации специальным радаром.

Обязан ли сотрудник ГИБДД показать видео нарушения?

Вот мы и подошли к главному ответу на наш вопрос о неимении доказательств в виде фотофиксации или видеозаписи нарушения водителем у сотрудника ГИБДД – насколько это законно?

Инспектор не обязан показывать видео нарушения. Такой обязанности просто нигде в законе прямо не прописано. В данной ситуации есть водитель – лицо в отношении которого инспектор ведёт дело, и рассматривающий дело – непосредственно сам инспектор. Если нарушение подпадает под лишение прав, то сотрудник ДПС уполномочен только возбудить дело протоколом, а рассматривать такое дело может только суд, куда инспектор и передаёт составленный протокол и при необходимости другие бумаги, указав в них все обстоятельства нарушения.

И в обязанности инспектора входит в том числе приобщить к делу доказательства нарушения – записать в протоколе об их наличии. В постановлении он может ничего не писать. Но, если водитель не согласен с вменяемым ему нарушением, то протокол должен составляться в обязательном порядке (ч.2 ст. 28.6 КоАП), где и может (но не обязательно) указываться наличие доказательств. При этом, водителю в протоколе обязательно нужно указать: “С вменяемым мне нарушением не согласен, требуется помощь защитника“. Это существенно поможет при обжаловании.

Если в материалах дела доказательства не фигурируют, то судья или рассматривающее дело высшее должностное лицо всё же чаще принимают принесённые инспектором на слушание дела или на разбор доказательства в виде фото или видеозаписи нарушения (ч.1 ст. 26.2 КоАП).

Но вот водителю предъявлять и показывать по его требованию фото или видео нарушения инспектор не обязан и в таком требовании может отказать. При этом, это вовсе не значит, что видео или фотодоказательств у него нет, просто для дальнейшего разбора, вероятно, запись будет обрезана, чтобы выдать только нужные и удобные инспектору фрагменты.

Можно ли обжаловать штраф, если нет видео или фотодоказательств?

Вообще, обжаловать можно любое постановление в течение установленного срока. Но не всегда это венчается успехом для водителя – всё зависит от оснований для обжалования. Что касается незаконности постановления ввиду отсутствия каких-либо доказательств, то здесь, увы, практика не на нашей стороне!

Читайте также:
Апелляция на постановление об административном правонарушении: образец

Есть презумпция невиновности, это мы обсудили выше. Но есть и присяга! Какая связь? Не очевидная. Дело в том, что на суде или при обжаловании штрафа фактически протокол является доказательством, как бы абсурдно это ни звучало, ведь протоколом лишь возбуждается дело, в нём делаются записи о нарушении. Какое же это доказательство?!

Но основание при вынесении решения о неудовлетворении жалобы автолюбителя чаще всего одно: нет оснований не доверять сотруднику полиции (в профессиональных кругах это используется даже как широко употребляемая аббревиатура: НОНДСП ), ведь он принимал присягу. А раз принимал присягу, значит, врать не может. Это звучит ещё абсурднее, но увы, практика на 2022 год такова. В РОИ даже поднималась соответствующая инициатива запретить такое основание в принятии решений судами.

Судебная практика

В Дагестане было отменено постановление мирового судьи о лишении прав за отказ от медицинского освидетельствования водителем за то, что единственное доказательство – видеозапись инспектора процедуры отказа водителя – получено недопустимым способом, потому что сотрудник ГИБДД не предупредил водителя о том, то ведётся видеосъёмка, что противоречит пункту 35 (в текущей редакции Приказа №664 – 38 пункта) Административного регламента.

Но самое главное судебное решение в вопросе наличия только протокола как доказательства нарушения и отсутствие показаний свидетелей, фото и видеоматериалов в деле, датируется 2018 годом и вынес его сам Верховный суд. Так, ВС РФ решил, что протокол не может являться доказательством в суде, и данных, указанных в нём, недостаточно для привлечения водителя к ответственности. И потому такое привлечение на основании только протокола незаконно.

Между тем, решениями верховных судов обязаны руководствоваться все нижестоящие инстанции.

Права и обязанности сотрудника ГИБДД

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

(ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Общие обязанности и права сотрудников полиции закреплены в ст. 12 и 13 Закона о полиции, а компетенция по рассмотрению дел об административных правонарушениях – в ст. 23.3 КоАП РФ.

Большинство обязанностей сотрудников полиции, закрепленных в ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, носит универсальный характер, т.е. их содержание не зависит от специализации в деятельности соответствующих структурных подразделений полиции. К ним можно отнести следующие обязанности:

– принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

– выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

– осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц;

– передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя;

– информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

– прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

– оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

– выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;

– выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;

– участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– участвовать в пропаганде правовых знаний;

– обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

– пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции и др.

Обязанности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения сгруппированы в отдельном положении названного Закона, где предусмотрены следующие обязанности: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством РФ, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством РФ случаях – тяжеловесных грузов (п. 19 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

Читайте также:
Абсолютный и ограниченный суверенитет государства конституционное право

К универсальным правам полиции согласно ч. 1 ст. 13 Закона о полиции можно отнести следующие:

– требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

– проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

– проверять у граждан разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством РФ;

– вызывать в полицию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии);

– подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

– в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации;

– запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

– беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений об административных правонарушениях;

– требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для документирования обстоятельств совершения административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан;

– в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их;

– обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

– составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

– доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;

– доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу;

– направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством РФ;

Читайте также:
Порядок обжалования протокола об административном правонарушении ГИБДД

– осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения и др.

Многие из перечисленных прав полиции по существу дублируют права, которые предусмотрены в КоАП РФ для лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

К специальным правомочиям полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения согласно п. 20, 21 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции относятся следующие:

– останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

– осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;

– задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

– временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения;

– временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии;

– выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

– требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения;

– ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

– задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ;

– запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах;

– при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.

Выполнение обязанностей и реализация прав сотрудниками полиции не должны нарушать права и законные интересы граждан, для этого в Законе о полиции закреплена система органов контроля и надзора за деятельностью полиции.

Система контроля за деятельностью полиции включает государственный и ведомственный контроль (ст. 49 Закона о полиции).

Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В ст. 50 названного Закона регламентируются вопросы осуществления общественного контроля за деятельностью полиции. Установлено, что граждане РФ, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом. Эту функцию также осуществляет Общественная палата РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 N 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации”, а также общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах. Общественные советы осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 51 Закона о полиции).

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством (ст. 52 Закона о полиции).

В ст. 53 Закона о полиции установлено, что действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры РФ либо в суд.

Читайте также:
Имеет ли право руководитель лишить стимулирующих выплат

Провокационные вопросы ГИБДД и ответы на них

Спорить с сотрудником ГИБДД не стоит — он наверняка знает больше и ему виднее, что вы нарушили. Кроме того, ответ даёт инспектору представление о том, хорошо ли вы знаете закон или только имеете о нём общее представление. От правильности ответа зависит и сумма взятки. Для водителя при этом главным являются не знаки и правила, а санкции, предусмотренные за нарушения. Если гаишник услышит ответ: «лишение», то с радостью начнёт потирать руки, понимая, что может требовать любую сумму. Потому при встрече не следует стесняться и заглянуть в КоАП с помощью мобильного телефона.

«Отвечать на вопросы по поводу ПДД необходимо только на экзамене в автошколе, в дальнейшем водитель должен их только соблюдать. В законе «О полиции» и других документах, регламентирующих действия непосредственно сотрудников ГИБДД, нет ни слова о том, что полицейский вправе задавать подобные вопросы, а водитель должен на них отвечать», — поясняет юрист Елизавета Владимирова.

Вопрос в лоб призван застать человека врасплох. Спрашивая, выпивал ли водитель накануне, инспектор будет оценивать не только то, что отвечает водитель, но и как он при этом себя ведёт. От реакции на провокационный вопрос будет зависеть дальнейшая линия поведения инспектора. На такой вопрос всегда лучше сказать «нет». Отвечать положительно не стоит даже в шутку, ведь неизвестно, какая реакция полицейского может последовать. Сотрудник ГИБДД может посчитать, что если вы пили вчера, то у вас в организме ещё присутствует алкоголь. Вас могут направить на медосвидетельствование, и никакие заверения, что вы просто человек с юмором, тут уже не помогут.

«Сотрудники часто спрашивают о том, где работает водитель. Делается это не из праздного любопытства, а чтобы понять, с кем он имеет дело. Как именно инспектор распорядится полученной информацией, зависит уже от его добросовестности. В то же время нечистый на руку сотрудник полиции, узнав, что остановил представителя «безобидной» для него профессии, скорее всего, попытается раскачать водителя на взятку. Любимая категория таких, с позволения сказать, представителей закона — люди, чей труд непосредственно связан с управлением автомобилем. Ведь они готовы на многое, чтобы только сохранить права. Вывод: чем меньше знает полицейский, тем проще водителю», — считает юрист Елизавета Владимирова.

Интерес инспектора к нештатному ксенону, тонировке или самодельному фаркопу тоже возникает не на пустом месте. Задавая вопрос именно в такой формулировке, инспектор заведомо ставит вас в позицию нарушителя. Хорошо это работает с теми автолюбителями, которые плохо разбираются в ПДД. Водитель автомобиля всегда должен быть уверен в том, что его транспортное средство полностью пригодно к использованию. Любые изменения кузовной части автомобиля подлежат регистрации в установленном законом порядке. Соответственно, если в автомобиле есть какие-либо изменения, то это указывается в документах на данный транспорт.

«А вот правила перевозки детей в автомобиле, являющиеся предметом спора, привязаны к возрасту пассажиров. Согласно пункту 22.9 ПДД, малышей до семи лет необходимо возить в машине с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих их весу и росту. Дети с семи до 11 лет включительно могут ездить сзади пристёгнутыми обычным ремнём безопасности. Загвоздка в том, что определить возраст маленького пассажира на глаз бывает непросто (некоторые дети выглядят младше сверстников). Доказать свою невиновность будет очень сложно. Паспорта с отметкой о детях или свидетельства о рождении ребёнка будет недостаточно, ведь в них нет фото. Я бы посоветовала положить в бардачок копию свидетельства о рождении ребёнка. Зачастую его демонстрации достаточно, чтобы сотрудник ДПС потерял интерес к вам и вашим пассажирам», — говорит юрист Елизавета Владимирова.

«Фирменные» проверки от участкового милиционера

При визите представителя отдела внутренних дел бухгалтеры невольно напрягаются. Выяснить, насколько оправданно мнение, что посещение родной милиции может повлечь за собой большие неприятности для фирмы, взялся корреспондент «Московского бухгалтера».

Шутки в сторону

Мы привыкли видеть в участковом человека, который периодически совершает обход жилых домов и следит за общественным порядком. А зря, его компетенция этим не ограничивается. В приказе Министерства внутренних дел от 16 сентября 2002 г. № 900 сказано, что участковый может проверять работу фирм на закрепленной за ним территории. Например, отслеживать наличие разрешений на ту или иную деятельность или применение ККТ. Кроме того, милиционер не только имеет право, но и должен контролировать правила лицензирования и регистрационного учета.

Юрист юридической компании «Туров и парт- неры» Роман Винокуров предупреждает, что сотрудник будет проверять те документы, которые ему нужны в зависимости от характера ревизии.

— Участковый уполномоченный руководствуется Конституцией, Законом «О милиции», приказом МВД от 16 сентября 2002 года № 900. Милиционер должен и имеет право выявлять на своем участке организации, которые работают без регистрации, специального разрешения (лицензии), а также нарушают правила торговли.

Читайте также:
Право вето: что это значит

Что участковый может проверить? Это скорее зависит от «глубины» проверки. В одном случае он может просто посмотреть, не нарушается ли общественный порядок в магазине, есть ли регистрация у работников, или поинтересоваться наличием договора аренды. В другом, менее благоприятном случае милиционер проверит правоустанавливающие документы, например свидетельство о государственной регистрации, лицензию и правила торговли.

С чем пожаловали?

Знать свои права при общении с милицией весьма полезно. Но не всегда мнение проверяемых совпадает с точкой зрения самих участковых.

— Самое главное — не паниковать, — советует главный бухгалтер Дмитрий

Васильев. — Внимательно просмотрите удостоверения представителей милиции, лучше даже сделать их ксерокопию. Обычно после этого проверяющие ведут себя скромнее, так как понимают, что имеют дело с людьми, знающими свои права. Из своего опыта могу сказать, что милиция больше всего любит проверять предприятия общепита, поскольку в этом бизнесе нарушения найти проще всего. Должен признать, что с участковым проблем никогда не было, даже наоборот — оказывали посильную помощь, предупреждали о возможных проверках. А если вы лично знакомы с его непосредственным начальником, тогда бояться вообще нечего. Для того чтобы не бояться никаких проверок ни с чьей стороны, советую не хранить компрометирующую информацию, особенно в офисе.

Важно понимать, чем вызвана проверка, и действовать по обстоятельствам, но препятствовать проведению ревизии не стоит. Что из этого может выйти, рассказал участковый уполномоченный одного из районных отделов милиции по ЦАО г. Москвы.

— Заходить на территорию фирмы участковый может беспрепятственно. Ему необязательно иметь какие-либо предписания или постановления для проведения проверок. По закону участковому милиционеру достаточно полагать, что совершается правонарушение. Это и есть основание для проверки. Постановление или решение начальника должно быть, например, у налоговиков или ОБЭПа (отдел по борьбе с экономическими преступлениями). Сотрудникам уголовного розыска и участковым оно не нужно.

Если у директора или бухгалтера возникнет желание не пустить сотрудника милиции на территорию фирмы или не предоставить ему документы, то он и не будет особенно настаивать. Он напишет протокол о неповиновении законным требованиям представителя правоохранительных органов, затем приедут коллеги из ОВД и, возможно, заберут директора в отделение милиции часа на три. Потом, конечно, отпустят, но штраф заплатить все-таки придется.

На самом деле у участкового очень широкие полномочия. Он может прийти на фирму и потребовать предоставить практически любые документы. Например, учредительные, уставные, трудовые договоры. Кроме того, участковый проверяет соблюдение требований противопожарной безопасности, трудовых и санитарных правил организации труда. Взимать штраф милиционер не может, поэтому он должен составить протокол о совершении административного правонарушения и направить его в соответствующее ведомство. То есть в СЭС, трудовую инспекцию, пожарным, начальнику ОВД и т. д.

Участковый вполне может посмотреть штатное расписание и сравнить с реальным количеством работников, чтобы проконтролировать соблюдение трудового законодательства. Точно так же устанавливают наличие нелегалов или недолжным образом оформленных иностранцев. Кроме того, милиционер вправе проверить наличие медкнижек.

Сколько стоит визит участкового

Если при проверке будут выявлены нарушения, то фирма может понести административную ответственность. Полный список административных нарушений и ответственность за них перечислены в главе 14 Кодекса об административных правонарушениях. Наиболее часто фирмы штрафуют за такие нарушения (cм. таблицу).

Правонарушение
Сумма штрафа (руб.)
Основание
фирма
должностное лицо
Предпринимательская деятельность без госрегистрации

500 — 2000
п. 1 ст. 14.1 КоАП
Предпринимательская деятельность без лицензии при условии, что она обязательна
40 000 – 50 000, могут конфисковать продукцию, орудия производства и сырье
4 000 – 5 000, могут конфисковать продукцию, орудия производства и сырье
п. 2 ст. 14.1 КоАП
Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия
40 000 – 50 000
4 000 – 5 000
п. 2 ст. 14.4 КоАП
Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг, не соответствующих требованиям стандартов или образцам
20 000 – 30 000
2 000 – 3 000
п. 1 ст. 14.4 КоАП
Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг без ККМ
30 000 – 40 000
3 000 – 4 000
ст. 14.5 КоАП
Нарушение правил торговли отдельными товарами
10 000 – 30 000
1 000 – 3 000
ст. 14.15 КоАП

Надейтесь на лучшее, а готовьтесь к худшему

Участковый может составить мотивированный рапорт и изложить в нем основания для возбуждения уголовного дела. Далее к вам в гости пожалует уже более серьезная проверка. Например, ОБЭП или сотрудники, занимающиеся налоговыми преступлениями. Перечень чинов, которые имеют право не только просмотреть, но и изъять документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность фирмы, приведен в приказе МВД от 2 августа 2005 г. № 636. В частности, к ним относятся начальники территориальных отделов внутренних дел и их заместители. Они могут забрать подлинники документов на срок проведения ревизии, который не должен превышать 30 дней. При этом представители МВД должны составить опись изъятого, один экземпляр которой остается в фирме, и копии.

Милиционеры должны составить протокол, в котором указать все, что изъято и досмотрено, и кто при этом присутствовал. Нужно проконтролировать, чтобы были указаны все реквизиты — полное название документа, дата составления, количество листов и т. д. А также подписи понятых, представителя фирмы и самого проверяющего.

Последствия обнаружения противоправных фактов предусмотрены Уголовным кодексом. Например, за незаконное предпринимательство фирме грозит штраф до 300 тысяч рублей. А для должностного лица штраф будет в размере заработной платы за период до 2 лет (п. 1 ст. 171 УК). Но не думайте, что за все нарушения можно будет отделаться только финансовыми потерями. Если вы производите, храните или продаете немаркированные товары, то помимо штрафа в размере до 200 тысяч рублей вы рискуете оказаться за решеткой на срок до 3 лет (ст. 171 УК), а за лжепредпринимательство — до 4 лет (ст. 173 УК).

Требовать предоставления финансовых документов милиционер не имеет права. Проверять сведения о расчете или уплате налогов может только сотрудник подразделения внутренних дел по налоговым преступлениям. В круг полномочий участкового это не входит. Если он все же потребует предоставить ему такие документы, вы смело можете сослаться на приказ МВД от 26 декабря 2003 г. № 1033.

Если к вам придет милиционер, обязательно поинтересуйтесь, из какого он подразделения, уточните цель визита и попросите показать служебное удостоверение. Можно даже переписать эти данные на случай, если к вам явятся «левые» участковые. А еще лучше позвонить в ОВД и выяснить, действительно ли он направлен для проверки.

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Проверки магазина: что делать, как защитить бизнес и себя

При организации бизнес-деятельности ИП и юрлица должны помнить, что проверки магазина являются обычным делом. Такая функция возлагается на Роспотребнадзор, МЧС, полицию, Роскомнадзор и ряд других органов. Особенности контроля установлены на законодательному уровне, поэтому предприниматель должен быть готов к гостям и знать, как вести себя в таких ситуациях. Ниже рассмотрим правовые особенности и последствия таких выездов для представителей бизнеса в России.

  1. Где узнать о запланированной проверке
  2. Что делать во время проверки
  3. Особые указания
  4. Виды проверок магазина
  5. Проверяющие органы: обзор вариантов
  6. Роспотребнадзор
  7. ФНС
  8. Полезные советы
  9. Пожарная служба
  10. Какие еще возможны проверки
  11. Итоги
  12. Консультация адвоката по проверке магазина

Где узнать о запланированной проверке

Сведения о визите проверяющих органов в магазине можно получить на онлайн-сайте Генпрокуратуры. Необходимо перейти в раздел проверок малого бизнеса и указать данные торговой точки (название, ОГРН, код плательщика). Альтернативный вариант — проверка сведений по наименованию контролирующей структуры.

Что делать во время проверки

Во избежание проблем важно проверить деятельность на факт соблюдение законодательства. Отдельное внимание уделите документам на соответствие требованиям законов РФ.

Возможны ситуации, когда проверка назначается по ошибке.

В таком случае хозяин торговой точки оформляет заявление и передает его в уполномоченный орган. Документ оформляется с учетом требований ПП РФ №1268 от 26 ноября 2015 года.

Вместе с заявлением передается дополнительный пакет бумаг:

  • выписка из реестра держателей акций (для АО)
  • копия отчетности или учетная книга (для ИП)
  • данные о количестве сотрудников.

Уполномоченный орган рассматривает обращение и принимает решение об отмене проверки (если она назначена ошибочно).

На рассмотрение выделяется до 10 суток с момента передачи всех бумаг.

Если работа уже ведется, она приостанавливается на период изучения обращения предпринимателя.

Если проверка проходит по плану, а контролирующие органы уже находятся в магазине, запросите документы, подтверждающие личность и актуальность мероприятия. Для надежности стоит зафиксировать работу уполномоченных органов на фото, видео или звуковую аппаратуру. Такие действия помогут отстоять права в случае выявления нарушений со стороны уполномоченного органа. Параллельно нужно письменно зафиксировать все действия проверяющей структуры.

Особые указания

Если во время проверки требуется передача бумаг, последние отдаются только с оформлением описи. В ней прописывается:

  • название
  • число
  • тип бумаги (подлинник, копия).

Оформление такого перечня помогает доказать факт наличия документации (в случае ее утери).

Если уполномоченный орган требует оригинал, необходимо снять копию и попросить инспектора удостоверить бумагу. Передача документации, содержащей государственную тайну, происходит только по решению судебного органа.

Перед подписанием протокола важно изучить его содержание и убедиться, что информация отражена без ошибок. При выявлении несоответствий можно сделать соответствующую приписку о намерении подать претензию в вышестоящие органы. При подаче жалобы к ней прикладываются бумаги, подтверждающие факт нарушений при проверке магазина.

Если о посещении инспектора известно заранее, лучше связаться с юристом. Он поможет защититься от своеволия проверяющих, избежать передачи «лишних» бумаг и затягивания проверки. Кроме того, присутствие юриста придает уверенности предпринимателю в процессе общения.

Виды проверок магазина

Проверки условно делятся на две категории — плановая и внеплановая. Обе они бывают выездными и документальными. Рассмотрим их особенности:

  1. Плановая — вид проверки, которая проводится с учетом запланированного графика. В качестве объекта контроля выступает юрлицо или ИП. Во время посещения контролируется следование требованиям законодательства и соответствие данных в документах. Включение в план возможно после регистрации ИП или юрлица в госоргане и передачи информации о выполнении определенных видов деятельности. Периодичность таких проверок раз в три года.
  2. Внеплановая — контроль магазина, который проводится при получении жалобы от других лиц, появления угрозы здоровью или жизни, нарушении норм безопасности. Внеплановый выезд возможен для проверки исполнения предписаний, установленных для ИП или юридического лица во время планового выезда.

Упомянутые проверки также делятся на две категории:

  1. Документарная. Проводится по специальной программе, составленной руководством ФНС. Владелец магазина не должен помогать инспектору находить ошибки, но и препятствовать выполнению служебных обязанностей нельзя. В программу входит контроль бухучета, правильность указания данных о себестоимости товара (услуг), вычисление налога на прибыль и его правильность. На проверку дается до месяца с возможностью продления по указанию руководства ФНС. Как правило, в документарную проверку магазина входит сверка информации, а также правильность и законность ее внесения.
  2. Выездной контроль. Минус в том, что такая работа проводится непосредственно в магазине. Следовательно, инспектор контролирует не только бумаги, но и распорядок работы, поведение персонала и другие аспекты деятельности. Предприниматель может отказаться от выездной проверки, указав на отсутствие подходящего помещения. В таком случае инспектор может выехать на место, чтобы убедиться в этом факте своими глазами.

Вне зависимости от типа контроля работник магазина должен быть готов к приезду уполномоченных органов.

Проверяющие органы: обзор вариантов

Как отмечалось в начале статьи, проверка магазина доступна многим органам. Рассмотрим особенности для каждого из вариантов.

Роспотребнадзор

Во время выезда на объект представители этого органа проверяют все нюансы деятельности магазина. Внимание уделяется следующим моментам:

  • вывеска на магазине
  • присутствие ценников
  • оформление уголка покупателей
  • договор с фирмой, занимающейся вывозом мусора
  • арендное соглашение на офис
  • журнал контроля сантехнического состояния
  • лицензии на работу и т. д.

В зависимости от вида деятельности магазина может проверяться качество товара, наличие медицинской книжки, выполнение работниками правил торгов. Изучается документация на предлагаемую продукцию. После проверки оформляется акт (2 экз.). В документе прописываются выявленные отклонения от требований законодательства. Также указываются следующие данные:

  • дата и время оформления
  • название проверяющей структуры
  • данные документа, на основании которых ведется проверка
  • название проверяемого лица
  • информация о проверяющем
  • результаты
  • данные об ознакомлении
  • подписи.

Чаще всего владелец магазина наказывается за отклонение от санитарных и технических норм, неправильное хранение продуктов питания, ошибки при составлении ценников или во время маркировки товара. За все нарушения предусмотрены штрафные санкции, которые отличаются в зависимости от вида нарушения и типа объекта (ИП, юрлицо). К примеру, за отклонение от требований санитарно-гигиенических норм ИП ждет штраф 500-1000 рублей, а юридическое лицо — 10-20 тысяч рулей или прекращение деятельности на период до 30 месяцев. Размер штрафа за некоторые нарушения может достигать 0,5 миллиона рублей.

Еще одним проверяющим органом, который часто наведывается в магазин, является налоговая инспекция. Он проводит два типа проверки:

  1. Камеральная. Ее особенность состоит в проведении работы на территории ФНС. Суть заключается в изучении отчетов, предоставленных владельцем магазина. Сначала проверяется факт сдачи отчетности, наличие необходимых сведений, корректность перечислений. При выявлении нарушений выделяется время на устранение возникших замечаний. Если владелец магазина не исполняет предписание в установленные сроки, его ожидает штраф.
  2. Выездная. Как отмечалось, работа проводится в магазине с возможностью переноса проверки в отделение ФНС. На выполнение таких мероприятий выделяется до 60 дней, но при необходимости сроки работы продлеваются. По окончании мероприятий формируется акт с отражением замечаний и сроками на их исправление.

Работники ФНС вправе организовать внеплановую проверку при выявлении следующих замечаний:

  • низкий размер выплат, если сравнивать со средними параметрами для такой деятельности
  • выявление грубых нарушений, помарок или неточностей при создании налоговой базы
  • данные по расходам и прибыли сильно расходятся
  • имеются подозрения на указание неправдивой информации в отчетности
  • игнорирование вопросов, отправленных работниками ФНС
  • несоответствие информации, указанной в налоговых отчетах и документах, находящихся в магазине
  • прочие нарушения.

Во время проверок владелец магазина должен передать работнику ФНС необходимые документы. В свою очередь, инспектор обязан предъявить служебное удостоверение и решение о проведении работ. Если руководитель магазина препятствует работе проверяющего, оформляется акт с описанием подобной ситуации.

Полезные советы

Чтобы избежать трудностей, следуйте простым советам:

  • пригласите юриста
  • проверьте удостоверение у инспектора
  • не препятствуйте ходу проверки
  • передавайте документы лично или заказным письмом
  • проинформируйте ФНС о возможной задержке в передаче бумаг
  • лично изучите протокол выемки

В процессе проверки важно быть спокойным и рассматривать взаимодействие с проверяющим, как общение с партнером по бизнесу. Обеспечьте комфорт проверяющему, фиксируйте его действия и передавайте бумаги с учетом описи. За нарушение требований ФНС владельца магазина ждет штраф. К примеру, за отклонение от правил передачи отчета стягивается штраф 200 рублей за каждую декларацию. Игнорирование передачи каких-либо бумаг влечет за собой финансовое наказание размером 50-200 тысяч рублей. При отклонении от правил учета с человека стягивается 10 т. р. и т. д.

Пожарная служба

При появлении в магазине пожарных нужно быть готовым к проверке. Задача инспекторов в том, чтобы убедиться в безопасности объекта для окружающих людей и работников заведения. Специалист изучает все нюансы, касающиеся его деятельности — соблюдение требование ПБ, наличие выходов для эвакуации, отсутствие преград для перемещения через них, план эвакуации и т. д.

Для успешного прохождения проверки хозяину магазина нужно подготовить пакет бумаг, в который входит:

  1. Приказы — о назначении ответственного субъекта, определении эвакуационных выходов, запрете курения в не предназначенных для этого местах.
  2. Инструкции — о мероприятиях случае возгорания и мерах ПБ.
  3. Справки — об обучении ответственного лица правилам ПБ и сотрудников по мерам безопасности.

Также потребуется проект сигнализации, журнал с записями об инструктаже и соглашение с обслуживающей фирмой.

По завершении работ оформляется акт, где фиксируются сведения о проверяющем, итоги проверки, нарушения, объяснения ответственных лиц и пометка об ознакомлении. Также прикрепляются протоколы. Ответственность владельца магазина зависит от степени нарушения и может составлять от 3 до 200 тысяч рублей. При незначительных отклонениях инспектор выносит предупреждение.

Какие еще возможны проверки

Кроме упомянутых выше органов, к проверке магазина может привлекаться ряд других структур. Выделим основные:

  1. УЭБ и ПКТУ МВД. Они проверяют магазин на факт нарушения законодательства с целью выявления преступной деятельности. Основанием может стать донос партнеров, жалобы покупателей, подозрения уполномоченных органов. Проверка происходит неожиданно и без предупреждения. Во время посещения магазина проходит осмотр объекта, опрос, контроль отправленной почты, прослушка звонков и т. д. Работники службы вправе изымать любые документы.
  2. Участковый. Этот представитель правопорядка может зайти в магазин в любой момент при наличии подозрений на нарушение закона. Руководителю торговой точки нельзя препятствовать проверке. При выявлении нарушений составляется протокол и накладывается штраф от 500 рублей и выше. Распространенные нарушения — работа без регистрации или лицензии, нарушение правил торгов и т. д.
  3. Прокуратура. При наличии жалоб со стороны покупателей в магазин могут наведаться работники Прокуратуры. Их задача подтвердить или опровергнуть факт нарушения. Во время проверки проводится осмотр помещений и документов, назначается ревизия. При выявлении отклонений от требований закона владелец магазина получает предупреждение или требование об их устранении. Прокурорские работники вправе подать в суд.
  4. Трудовая инспекция. Представители этого органа будут проверять, соблюдает ли владелец торговой точки права своих сотрудников и своевременно ли платит зарплату. Во время проверки изучаются договора с работниками, график смен, табель учетного времени, таблица отпусков, медкнижки и другие бумаги. За нарушения в процессе проверки ожидает штраф от 300-500 рублей и более в зависимости от степени вины.
  5. Госторгинспекция. Этот орган проверяет торговую точку на факт соблюдения правил торгов, применения ценовой политики и качества продукции. При себе у инспектора должно быть удостоверение и документ, являющийся основанием для проверки. Иногда проводятся контрольные закупки. Размер штрафа зависит от нарушения и составляет от 1 до 200 МРОТ. Распространенные нарушения — продажа товара без лицензии, отклонение от правил торговли, отсутствие маркировки на товарах и т. д.

Также в магазин могут заглянуть представители местных органов власти (ФЗ №131).

Итоги

Владельцам магазинов приходится терпеть много проверок, но при соблюдении законодательства и правильном ведении документации их не стоит бояться. Чтобы избежать трудностей в будущем, можно взять на работу юриста или пользоваться услугами сторонних компаний.

Консультация адвоката по проверке магазина

Как узнать о запланированной проверке и обезопасить себя во время её проведения? Как решить проблемы, возникшие после ее проведения? Ответить на Ваши вопросы может наш консультант. Заполните форму ниже и наш юрист свяжется с Вами для консультации!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: