Нужно ли разрешение на ношение пневматического пистолета

Нужно ли по закону разрешение на пневматический пистолет, документы

Пневматическое оружие считается неоднозначным типом оружия. Оно не считается огнестрельным, но некоторые пневматические модели могут использоваться как охотничье оружие и способны нанести серьезный вред. Рассмотрим, нужны ли разрешения на пневматические пистолеты, как получить лицензию на хранение и ношение пневматики. Как получить разрешение, какими могут быть последствия использования без лицензии.

  1. Нужна ли лицензия на пневматический пистолет
  2. Порядок получения разрешения на хранение и ношение пневматического оружия
  3. Последствия применения пневматики без лицензии
  4. Где можно стрелять по закону?

Нужна ли лицензия на пневматический пистолет

Закон об оружии разграничивает пневматику по калибру и дульной энергии. Разрешение не требуется, если у модели дульная энергия не выше 7,5 Дж, калибр пулек не превышает 4,5 мм. Людям, достигшим 18 лет, продают его без разрешения. Его можно хранить и носить без получения лицензии. Хранение не предусматривает особых условий.

Но, тем не менее, пистолет или винтовку не разрешается носить в заряженном состоянии, можно использовать исключительно в специальных помещениях или специально оборудованных для этого местах. Наказание определяется штрафом или запретом на ношение средства на определенное время.

Получить разрешение на хранение и ношение можно сроком на 5 лет. В наличии должно быть оборудованное место для хранения и сейф.

Порядок получения разрешения на хранение и ношение пневматического оружия

Получение разрешения начинается с подачи разрешения на получение документов. Выдача происходит в лицензионно-разрешительном отделе. Сначала участковый проверяет условия хранения пневматики, знания о безопасности хранения и использовании. Для покупки пневматических пистолетов, у которых калибр превышает 4,5 мм и скорость пули более 100 м в сек., нужно получить такие документы:

  • медицинскую справку;
  • квитанцию об оплате за услуги выдачи лицензии;
  • 4 стандартных фото, как на паспорт;
  • ксерокопии данных паспорта;
  • справку, что отсутствует судимость;
  • заявление.

Носить и приобретать пневматику с показателями, превышающими разрешенные, запрещено.

Последствия применения пневматики без лицензии

Пневматическое оружие, даже то, которое прошло регистрацию, не предназначено для стрельбы по человеку. Если оно будет применено в этом отношении, то может последовать ответственность по закону. Требуется доказать, что пневматика была применена потому, что не было другого способа предотвратить нападения. В этом случае применение считается законным. Кроме того, перед тем, как начать стрельбу, нужно предупредить нападающего об этом.

После выстрелов нужно вызвать полицию и скорую помощь, не зависимо от того, чем закончилась ситуация, есть ли травмы, нанесенные человеку и насколько они тяжелы. В законе «Об оружии» нет указаний, какие средства можно использовать при самообороне. Но четко указывается соразмерность опасности и степени вреда. Потому разницы в том, была ли использована травматика с лицензией или без, не существует.

Лицензию нужно получать на винтовку или пистолет с дульной энергией свыше 7,5 Дж, хранение и применение такой пневматики без разрешения предполагает административную ответственность. Незаконно хранящееся оружие будет изъята, владельца оштрафуют или назначат другое наказание – лишение свободы на 5-15 суток.

Получить срок можно и в зависимости от серьезности нанесенных нападающему травм. По статье 114 УК РФ, причинение вреда здоровью, произошедшее умышленно вследствие превышения норм самообороны влечет за собой наказание в виде ограничения свободы. Срок может составлять до 12 месяцев.

Где можно стрелять по закону?

Закон «Об оружии» запрещает не только применение пневматического оружия в качестве средства самообороны, но устанавливает, что нельзя применять пистолет, винтовку или ружье в населенных пунктах. За стрельбу в городе приведет к штрафу и конфискации оружия и боеприпасов. За городом или в специально оборудованных для стрельбы местах пользоваться пневматикой можно.

В некоторых случаях пневматическое орудие, особенно мощное, может защитить, но в целом у него низкая эффективность, которую нельзя сравнивать с эффективностью травматического оружия. Применение пневматики не всегда останавливает нападающего, часто просто повышает агрессивность, особенно, если нападающий неадекватен, находится под воздействием наркотиков или алкоголя. Для самообороны нужно выбирать модель травматического оружия, специально предназначенного для этого.

Пневматическое оружие: приобретение, использование, ответственность

Выбирая пневматическую винтовку или пистолет для спортивной стрельбы или охоты, нужно знать правила приобретения, хранения и использования такого вида оружия, а также ответственность за нарушения этих правил.

Пневматическим является оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа (ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ “Об оружии”).

Пневматическое оружие классифицируется по дульной энергии и назначению, в зависимости от которых установлены различные правила его приобретения, хранения и использования. К примеру, не нужно получать лицензию на приобретение пневматического пистолета с дульной энергией до 7,5 Дж и калибром до 4,5 мм. Ответственность за нарушение этих правил также зависит от вида оружия.

Следует понимать, что соблюдать осторожность нужно даже в случае стрельбы из конструктивно схожего с пневматическим оружием изделия, которое можно свободно купить без каких-либо разрешений. Если вы раните из этого оружия человека, причините повреждения чужому имуществу или будете стрелять по животным и птицам, то можете быть привлечены к гражданской, административной или уголовной ответственности. К примеру, за стрельбу по животным, повлекшую их гибель или увечье, может быть назначено наказание от штрафа в размере не выше 80 000 рублей до лишения свободы на срок до двух лет по ст. 245 УК РФ.

Читайте также:
Штраф за размещение наружной рекламы без разрешения

Владельцы же более мощного пневматического оружия с дульной энергией от 3 Дж должны соблюдать дополнительные ограничения. Им запрещено стрелять в пределах населенных пунктов, за исключением специально предназначенных для этого тиров и стрельбищ, а за нарушение этого правила установлена серьезная административная ответственность по ст. 20.13 КоАП РФ.

Следует отметить, что к созданию специальных мест для стрельбы предъявляются специальные требования и сложившаяся судебная практика подтверждает необходимость получения для этого специального разрешения. Так, в постановлении Алтайского краевого суда от 24 мая 2013 г. по делу № 4а-233/2013 было указано, что под специально отведенными для стрельб местами понимаются стрелковые тиры и стрельбища, открытые по разрешениям органов внутренних дел. Суд подчеркнул, что земляной карьер, расположенный в границах населенного пункта и фактически используемый как стрельбище, к таковым не относится. Таким образом, самостоятельно оборудовать на даче специальное место для стрельбы не получится.

В каких случаях требуется лицензия на приобретение пневматического оружия, где из него можно стрелять и какая ответственность грозит владельцу оружия, нарушившему установленные правила, узнайте из нашей инфографики.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Материалы по теме:

Правила оборота гражданского оружия. Планируемые изменения
В связи с последними трагическими событиями, депутаты Госдумы планируют ужесточить порядок оборота оружия. В нашем материале мы рассмотрим действующий в настоящий момент порядок приобретения, хранения и ношения оружия гражданами нашей страны, с учетом требований российского законодательства. А также планируемые законодателем изменения.

Исследования:

28% участников опроса высказались за ужесточение ответственности законных владельцев оружия в случае нарушение ими порядка его хранения и ношения
В феврале 2014 года Госдумой во втором чтении будет рассмотрен законопроект № 307135-6 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием оборота оружия”. Мы спросили у пользователей нашего портала, какая основная мера, на их взгляд, будет способствовать предотвращению незаконного применения оружия в общественных местах, которое может повлечь гибель людей.

Нужно ли разрешение на пневматический пистолет — нужна ли лицензия для ношения и как ее получить?

Любителей оружия достаточное количество, многие покупают его для обороны, а некоторые просто для забавы. Поэтому часто люди приобретают пневматический пистолет, не задаваясь вопросом, нужно ли разрешение на пневматический пистолет? Многие думают, что это не полноценное оружие и последствий в случае чего будет не много. Тем не менее, пневматический пистолет является оружием, некоторые его виды требуют получения разрешения. К тому же появляется и другой важный вопрос – надо ли разрешение на ношение пневматического пистолета? Ответы можно найти в законе об оружии, где строго прописана и ответственность за нарушение действующих законов.

Разрешение на пневматику

Многих волнует, нужна ли лицензия на пневматический пистолет? Пневматический пистолет является не боевым, но все-таки оружием. Это достаточно грозная сила, которая в определенных случаях способна даже убить. Поэтому разрешение для приобретения необходимо, но не для всей пневматики.

Статья 13 закона об оружии разграничивает пневматическое оружие по диаметру калибра, а также силе дульной энергии:

  1. если дульная энергия меньше 7,5 Джоулей, а диаметр калибра не превышает 4,5 мм, то подобный пневматический пистолет не потребует разрешения;
  2. если данные показатели превышаются, то потребуется получить на пневматику лицензионно-разрешительные документы.

Задать вопрос юристу бесплатно в онлайн чате 02

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Круглосуточная консультация
Наши юристы работают 24 на 7

Ношение пневматического пистолета

Можно ли носить пневматический пистолет без разрешения? Понятия хранения и ношения – это разные вещи.

  1. В соответствии с законом мощность до 3 Джоулей позволяет спокойно носить и хранить пневматический пистолет. Но необходимо отметить, что при необходимом сходстве с действующими боевыми образцами подобные экземпляры могут заинтересовать соответствующие органы.
  2. Мощность образца до 7,5 Джоулей, а также калибром до целых 4,5 мм не нуждается в получении разрешений и лицензий, однако имеются ограничения при их ношении, которые указаны в статье 6:

1) запрещено носить такой пистолет в момент публичных мероприятий;

2) запрещено носить такой пистолет в снаряженном состоянии в населенных пунктах. Его можно будет носить в разобранном виде, применяя в безлюдных местах.

При нарушении данных правил предполагается накладывание административного штрафа или лишение права на ношение, хранение, включая приобретение и хранение оружия до 12 месяцев.

3. Мощность пистолета до 25 Джоулей достаточно высока, поэтому такое оружие подпадает в категорию оружие повышенной мощности. Его покупка потребует получение лицензии на покупку, ношение и хранение. Подобный пневматический пистолет нужно будет хранить с особой тщательностью, для него потребуется покупка сейфа.

4. Пневматический пистолет свыше 25 Дж относится к мощной спортивной пневматике и боевым образцам.

Читайте также:
Оружие для самообороны без разрешения и лицензии

В результате самый мощный пневматический пистолет без лицензии будет образец с калибром до полных 4,5 мм, в том числе энергией включительно до 7,5 Дж.

Получение лицензии на пневматический пистолет

Если же Вы решили приобрести более мощный пистолет, то потребуется получать лицензию. Для этого нужно будет подготовить ряд документов:

  1. заявление в ОВД;
  2. подготовить паспорт и его ксерокопию;
  3. медицинское заключение, в котором будет подтверждено, ВТО у вас со здоровьем нет проблем;
  4. 2 штуки фотографий 3×4;

Для получения лицензии на покупку спортивной пневматики более 25 Дж для занятий спортом к документам будет необходимо дополнительно приложить спортивный паспорт, либо иной документ, который относит владельца к образовательной и спортивной организации, ходатайство аккредитованной спортивной организации с соответствующим указанием вида спорта.

В законе также прописаны требования о необходимости прохождения подготовки и проверке знаний по обращению с оружием, которые относятся к тем, кто покупает пневматические оружие впервые.

Лицензия не выдается в случае:

  1. при отсутствии медицинского заключения;
  2. не достигшим нужного возраста;
  3. наличие непогашенной судимости, либо снятой и погашенной за судимости особо тяжкое преступление с задействованием оружия.

Пневматика – оружие или не нет?

Что такое пневматическое оружие, для чего оно нужно и какие законодательные ловушки ждут пневмоохотника на его пути — вот вопросы, которые вызывают путаницу (чаще всего из-за неверного истолкования закона). Попробуем в этом разобраться.

Тема пневматики — как охотничьей, так и спортивной и «развлекательной» — сегодня представляет особый интерес, т.к. пневматическое оружие становится все более популярным среди охотников.

Так что же такое пневматика?

НЕ ВСЯ ПНЕВМАТИКА — ОРУЖИЕ

К пневматике относятся устройства, в которых метание снаряда (пули) осуществляется сжатым газом. Это может быть воздух, углекислый газ или «грингаз», но в любом случае это сжатый газ. Устройство так или иначе высвобождает его, что приводит снаряд в движение.

И, что очень важно, ничего негде не горит. Однако ошибочно считать пневматическое оружие игрушкой.

Скорости выбрасываемого снаряда и его энергия могут быть вполне приличными.

Другие устройства — это не пневматика и к теме нашего разговора не относятся. Я специально уклонился от использования слова «оружие»: в нашем законодательстве это совершенно определенный термин, влекущий за собой определенные последствия, а главное — не вся пневматика является оружием.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН?

По закону вся пневматика, которая при выстреле выдает энергию менее 3 Дж, оружием не является. Это очень важно, никакие ограничения, связанные с оборотом оружия, на него не распространяются.

Нет ограничений на покупку и продажу, нет регистрации, особенностей хранения и транспортирования, а также запрета на стрельбу в каких-либо местах (однако не нужно забывать о статье «Хулиганство»).

В общем, это обычный бытовой предмет. Самое интересное, что нет ограничений и на калибр, чем пользуются изготовители и сертификаторы, получающие на свои иногда очень внушительные изделия сертификаты и продающие их свободно.

Тут надо понимать, что 3 Дж — это очень мало даже для 4,5 мм, что уж говорить о 9 мм! При таком калибре и ограничении винтовка серьезно уступает рогатке. Но закон есть закон: все, что менее 3 Дж, не оружие, и ограничения на эти предметы не распространяются:

«На устройства до 3 Дж закон не распространяется, они относятся к конструктивно схожим с оружием. На это же указывает и ГОСТ Р 51612-2000 (Оружие пневматическое): 2.2 конструктивно сходные с пневматическим оружием изделия: пневматические винтовки, пистолеты и револьверы с дульной энергией от 0,5 до 3 Дж независимо от калибра»…

Вторая «вилка» в законе — от 3 до 7,5 Дж и калибр 4,5 мм. Эта группа уже считается оружием, но продается она все еще свободно. Для ее покупки надо быть старше 18 лет и предъявить паспорт.

СТАТЬЯ 9: ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ К НЕМУ

Итак, вопрос лицензий, регистраций и разрешений на пневматическое оружие раскрыт, поэтому оставим лишь вывод: пневматика до 7,5 Дж и до 4,5 мм включительно не нуждается в лицензировании.

Но тут нужно быть очень внимательным: все ограничения, связанные с таким оружием, распространяются на его владельцев, в том числе и стрельба в неположенном месте со штрафом до 50 тысяч рублей.

Обращаем внимание на то, что оружие в этой категории может быть только до 4,5 мм. Часто путаются: как так? До 3 Дж все что угодно, а с 3 до 7,5 Дж только 4,5 мм?

Несправедливо! Но на самом деле все логично. До 3 Дж это не оружие, а от 3 до 7,5 это уже оружие, и на него введены ограничения. Свыше 7,5 Дж идет лицензионная пневматика, которая может быть только спортивной и охотничьей.

Стрельба из пневматической винтовки — увлекательный вид спорта. Фото автора.

В Законе об оружии (ст. 3) гражданское оружие подразделяется на спортивное (пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж) и охотничье (пневматическое с дульной энергией не более
25 Дж).

И вот тут есть о чем подумать. Спортивное оружие хранится только на спортивных объектах или у стрелков, достигших высоких результатов, а охотничье имеет верхнее ограничение —
25 Дж. Последнее совершенно непонятно. Если пневматика продается по лицензии, то зачем ограничение?

Читайте также:
Нужно ли разрешение на строительство линейного объекта

Какой тут практический смысл? За рубежом люди охотятся даже на буйволов, а у нас пневматика, которая продается по лицензии, ограничена «сверху» в 25 Дж? Зачем? Для справки отметим, что мощность «мелкашки» 100 Дж.

Отсюда возникает вопрос, есть ли смысл в лицензионной пневматике, если она соответствует закону и ее мощность «задушена» до 25 Дж?

ОБОРОТ ПНЕВМАТИКИ

В Законе об оружии довольно много внимания уделяется пневматике.

Например, в ст. 6 «Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия» запрещается: «хранение или использование вне спортивных объектов спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, спортивного длинноствольного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм»; «ношение и перевозка в границах населенных пунктов пневматического оружия в заряженном или снаряженном состоянии, а также использование такого оружия в границах населенных пунктов вне помещений и участков местности, специально приспособленных для спортивной стрельбы в соответствии с требованиями»…

Но надо помнить что все эти ограничения относятся только к оружию, то есть к пневматике мощностью более 3 Дж.

Пружинно-поршневые винтовки находят своих поклонников. Фото автора.

Что касается приобретения оружия, то в статье 13 ФЗ говорится, что «право на приобретение спортивного оружия, охотничьего оружия имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства»; пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно регистрации не подлежит.

Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, имеют право приобретать их без получения лицензии»; «охотничье пневматическое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым выданы охотничьи билеты или членские охотничьи билеты»; «спортивное пневматическое оружие с дульной энергией свыше 7,5 Дж и охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие имеют право приобретать для занятий видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия, граждане Российской Федерации, которым спортивной организацией или образовательной организацией в соответствии с выполняемыми этими организациями уставными задачами в сфере физической культуры и спорта выдан спортивный паспорт либо документ, подтверждающий занятие видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия»; «конструктивно сходные с оружием изделия, пневматические винтовки, пистолеты, револьверы с дульной энергией не более 3 Дж, которые по заключению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, не могут быть использованы в качестве огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и газового оружия, приобретаются без лицензии и не регистрируются»…

Спортивная винтовка имеет массу дополнительных регулировок. Охотничья винтовка выглядит значительно элегантнее. Фото автора.

Это концентрированная выдержка из закона, которая дает понять принципы оборота оружия. Но опять же надо учесть, что 3 Дж к этому закону отношения не имеет.

Теперь от теории перейдем к практике. Исходя из нашего законодательства, логично предположить, что большинство представленной на прилавках пневматики будет «не оружием».

Причем оно условно делится на два больших класса: первое не предназначено для тюнинга и просто до 3 Дж, второе продается как «не оружие», но легко трансформируется в оружие, поскольку сознательно задушено до 3 Дж.

Это достигается простыми манипуляциями или заменой компонентов вроде пружины в пружинно-поршневой пневматике. Но с точки зрения закона это неважно. Важно, что ваш предмет меняет статус, и это, к сожалению, серьезно.

Различные модели РСР-винтовок дают возможность выбрать именно то, что нужно. Фото автора.

Конечно, вы не получите за это статью 223 УК РФ, но и статья КОАП 20.10 маленькой не покажется, и прежде всего потому, что она предусматривает конфискацию часто весьма недешевого предмета.

Статья 20.10. предусматривает следующее: «Незаконные изготовление, продажа пневматического оружия или передача пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра 4,5 мм без разрешения органов внутренних дел влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой».

Так что и за две такие «шалости» вполне можно лишиться лицензионного оружия.

Итак, у нас можно приобрести следующую пневматику:

— до 3 Дж, конструктивно схожее с оружием изделие; оно не относится к оружию, это просто бытовой предмет без ограничения на владение, хранение, транспортирование и использование;

— спортивное пневматическое оружие до 7,5 Дж можно купить после 18 лет и по паспорту; стрелять из него можно только в специально отведенных для этого местах (полигоны, стрельбища, стрелковые и охотничьи стенды, тиры, принадлежащие организациям, предприятиям, учреждениям любой формы собственности, открытые по разрешению соответствующих органов, где осуществляется соблюдение правил установленной безопасности согласно постановлению).

Необходимо знать и соблюдать все ограничения закона об оружии. Приобретать спортивную пневматику свыше 7,5 Дж могут только спортивные объекты или спортсмены, имеющие спортивные достижения, и только по лицензии.

Читайте также:
Просрочено разрешение на оружие: что грозит

Охотничью пневматику можно приобрести только при получении лицензии. Закон к ней относится в полной мере. Помним об ограничении в 25 Дж. Стрелять можно только в сезон при наличии путевки и охотничьего билета, в охотничьем хозяйстве или круглогодично в специально отведенных для этого местах.

Стоит ли покупать «задушенную» до 3 Дж пневматику, решать придется самому охотнику. Надо понимать, что увеличение ее мощности однозначно нарушение закона, которое может привести к конфискации винтовки.

Для нас, охотников, этот вариант еще менее привлекателен, так как охотиться с ней легально не получится, потому что это не предусмотрено законом и при проверке документов вы не можете предъявить разрешение на оружие.

Надеюсь, статья расставила все на свои места и читатель смог разобраться в особенностях оборота пневматики в России.

Нужно ли разрешение на пневматический пистолет: как оформляется разрешение

Пневматические пистолеты являются чрезвычайно разнообразной группой оружий с разной мощностью. Наименее мощные экземпляры встречаются среди игрушек и не вызывают у окружающих никакого опасения. Когда же речь заходит о пистолетах мощностью в 25 Джоуэлей, то начинают подразумеваться специальные оружия, способные убить дикое животное и широко использующиеся во время охоты или для определенных спортивных дисциплин. Соответственно, вопрос о том, нужно ли разрешение на пневматический пистолет является неоднозначным и предполагает несколько вариантов ответа. О том, в каких случаях человеку потребуется разрешение и какие существуют правила ношения пневматики рассказываем далее.

Нужно ли разрешение на пневматический пистолет

В каких случаях требуется разрешение

Пневматический пистолет занимает по-настоящему промежуточную позицию – его нельзя отнести к классу боевых оружий, но в то же время он способен нанести значительный урон здоровью и при определенных обстоятельствах даже лишить жизни. В связи с этим, для того, чтобы получить право воспользоваться этим оружием, необходимо получить соответствующее разрешение. В то же время, на законодательном уровне пневматическое оружие было разделено на разные группы в зависимости от:

  • силы дульной энергии;
  • диаметра калибра.

От диаметра калибра зависит необходимость получения лицензии на ту или иную пневматику

Согласно закону, разрешение не требуется в том случае, если сила дульной энергии не превышает семи с половиной Дж. Что касается диаметра калибра, то он не должен превышать четырех с половиной миллиметров. Если какой-либо из этих параметров выходит за рамки допустимых значений, то использование такого оружия без соответствующих документов является незаконным и может повлечь за собой наказание.

Получение лицензии

Лицензия нужна, прежде всего, для того, чтобы покупатель предоставил ее продавцу при покупке пневматического пистолета. При отсутствии таковой продавец просто не будет иметь права продать товар (за исключением тех пистолетов, которые попадают под категорию разрешимых). Перед покупкой оружия и оформлением лицензии, необходимо разобраться с двумя основными вопросами:

  • оружие какой марки вы хотите приобрести?
  • в каких целях вы приобретаете оружие?

Лицензия на пневматическое оружие

Информацию о различных марках и их особенностях покупатель сможет легко найти на различных сайтах оружейных магазинов, а также при личной консультации с продавцом.

Кто выдает лицензии

Выдачей лицензий занимается лицензионно-разрешительный отдел, который можно легко найти в большинстве городов России. Информацию о местонахождении отделов можно найти в сети, а также запросить в ближайшем полицейском участке. Следует заметить, что у многих ЛРО специфические часы работы, потому желательно ознакомиться с ними заранее. В больших городах может располагаться сразу несколько ЛРО – в таком случае имеет смысл обратиться в отдел по месту жительства.

Выдачей лицензий на владение пневматикой и прочих типов оружий занимается ЛРО

Пакет документов

Для того, чтобы сотрудники лицензионно-разрешительного отдела имели возможность выдать лицензию гражданину, им потребуется определенное количество документов. Среди этих документов значатся следующие:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • медсправка на владение оружием;
  • справка из обучающего центра, подтверждающая осведомленность ее владельца в технике безопасности владения оружием. Поскольку данная справка требуется не всегда, следует уточнить ее необходимость у сотрудников ЛРО;
  • фотография 3*4;
  • квитанция на оплату единовременного сбора;
  • охотничий билет (требуется в тех случаях, когда оружие приобретается в целях ведения охоты). Данный билет можно заказать через портал Госуслуг либо в ближайшем МФЦ.

Универсальный пакет документов, требуемый для получения лицензии, включает в себя необходимый минимум справок и документов

Все указанные документы подкрепляются заявлением на получение лицензии. Данная бумага имеет унифицированное оформление и содержит список всех необходимых документов, которые заявитель обязуется вместе с ней предоставить.

Заявление рассматривается специалистами в течение десяти дней, по истечению которых гражданину приходит по почте уведомление, в котором говорится о вынесенном решении. В том случае, если ответ положительный человеку даются две недели на то, чтобы посетить лицензионно-разрешительный отдел и забрать документ. Только после этого этапа он сможет приступить к приобретению оружия.

Бланк заявления на получение разрешения на владение пневматикой

Если же ответ оказался отрицательным, в письме объясняются причины отказа. Как правило, отказ связан с недостающим набором документов, либо неправильным заполнением одного из них. В такой ситуации гражданину дается фиксированный промежуток времени на то, чтобы донести или исправить какие-либо документы, после чего отправить их на перепроверку.

Читайте также:
Как получить разрешение на такси без ИП

Возможные причины для отказа

Если же говорить о прочих причинах для отказа в оформлении лицензии (помимо неправильной документации), то можно отметить следующие варианты:

  • заявителю на момент подачи заявления не исполнилось восемнадцать лет;
  • заявитель отбывает наказание;
  • заявитель имеет непогашенную судимость за умышленное преступление;
  • заявитель совершил особо тяжкое преступление, предполагавшее применение оружие (ему будет отказано в получении лицензии даже в том случае, если судимость уже была снята;
  • в течение года заявитель был уличен в совершении нарушений в области общественного порядка либо в нарушении правил охоты;
  • заявитель был задействован в обороте и/или потреблении психотропных препаратов;
  • заявитель не имеет постоянного места жительства;
  • суд вынес решение о том, что заявитель не имеет права на приобретение любого оружия, которое может потенциально нанести ущерб.

В получении лицензии могут отказать в тех случаях, если у заявителя имелись проблемы с законом

Медицинская справка

Несмотря на то, что пневматическое оружие часто не воспринимается как собственно оружие, получение медицинской справки на него является обязательным этапом для получения лицензии – в том случае, если речь идет о крупнокалиберных вариантах. Для того, чтобы получить лицензию от заявителя требуется справка формы

Образец справки формы 002-О/у

, пришедшая недавно на смену 046-1.

Основной целью медицинской справки, выдаваемой на какое-либо оружие, является подтверждение вменяемости его потенциального хозяина. Выдачей таких справок занимаются многие медцентры или медкомиссии. Главное требование к такому медцентру – наличие лицензии, которая дает этой организации право выдавать справки подобного формата. Для того, чтобы получить данную справку, гражданину придется пройти осмотр таких специалистов, как:

  • психиатр (в психоневрологическом диспансере);
  • нарколог (в наркологическом диспансере);
  • офтальмолог;
  • терапевт (на начальном этапе выдаст направления ко всем прочим врачам и в конце напишет заключение).

Осмотр в ПНД и НД является обязательным этапом получения лицензии на оружие

Помимо общих осмотров, потребуются также справки из двух обозначенных выше диспансеров, подтверждающие тот факт, что гражданин не состоит на учете ни в одной из данных организаций.

Кстати. Как и само разрешение на оружие, медсправка на его владения выдается только лицам старше восемнадцати лет.

Кому могут отказать в выдаче справки

Как правило, большинство медицинских проверок проходит успешно, после чего гражданину выдается соответствующий документ. Однако бывают и случаи, в которых специалисты принимают решение отказать в предоставлении справки. Объективных причин для отказа несколько и кроются они в различных патологиях, выявленных у человека:

  • патологии нервной системы, подразумевающие периодические обострения;
  • эпилептическая активность;
  • токсикомания;
  • наркотическая зависимость;
  • потеря зрения (на один глаз) и прочие дефекты зрения, которые могут привести к непредсказуемым последствиям при использовании пневматики;
  • отсутствие трех пальцев на руке/отсутствие большого пальца, препятствующее корректному использованию оружия.

При наличии у заявителя проблем с психикой или зрением врачи отказывают в выдаче соответствующей справки

Сроки действия

Медицинская справка сохраняет свою юридическую силу в течение одного года. Однако это вовсе не означает, что по истечению каждый 12 месяцев владелец оружия должен будет заново проходить медицинскую комиссию и предоставлять справки из диспансеров. Необходимость в обновлении справки появится ровно через пять лет после получения лицензии, поскольку именно в это время ее потребуется обновить.

Как работает лицензия

Одна лицензия выдается строго на одно оружие. Соответственно, человек не сможет иметь одну лицензию и, к примеру, пять пистолетов. При этом каждая лицензия имеет ограниченный срок действия, продолжительностью в шесть месяцев. В том случае, если лицензия владельца оружия окажется просрочена, на него будут наложены определенные санкции. Одной из таких санкций является невозможность переоформить лицензию (и следовательно владеть оружием) в течение всего следующего года.

О том, как продлить лицензию на оружие онлайн — через сайт Гоуслуги можно прочесть ниже.

Продление лицензии на оружие через сайт Госулуги

Когда лицензия может обнулиться

Случается и так, что суд принимает решение обнулить лицензию на оружие. Для того, чтобы это произошло, должно случится одно из следующих событий:

  • аннулирование охотничьего билета (происходит при нарушении правил охоты);
  • получение гражданином судимости, которая делает использование им оружия невозможным;
  • наличие изменений в законе, которые существенно ограничивают или воспрещают конкретному гражданину использовать оружие.

Судимость является одной из веский причин прекращения лицензии на оружие

Помимо всего прочего, при желании человек может самостоятельно отказаться от имеющейся у него лицензии и закрыть ее раньше момента истечения срока действия данного документа.

Дальнейшие действия

После того, как гражданин приобретает оружие, он в обязательном порядке озабочивается приобретением сейфа, в котором это оружие смогло бы хранится в безопасности. Далее потребуется оплатить квитанцию, которая выдается в лицензионно-разрешительном отделе на оплату госпошлины. Размеры этой госпошлины зависят от количества оружия и всегда очень невелики. За одну единицу пневматики потребуется заплатить всего десять рублей.

Сейф для оружияСейф для оружия

После того, как оплаченная квитанция возвращается сотрудникам ЛРО, они выдают заявителю разрешение. Для получения разрешения необходимо иметь при себе только паспорт и лицензию (если таковая уже имеется).

Читайте также:
Как взять разрешение на строительство частного дома

В некоторых случаях, в то время как сотрудники рассматривают заявление, заявителя навещает участковый – для того, чтобы убедится в том, что приобретаемое оружие будет находится в безопасных условиях (именно поэтому сейф желательно приобретать заранее). На основании осмотра участковый составит рапорт, который будет учитываться лицензионно-разрешительным отделом при выдаче разрешения.

В качестве заключительного этапа перед получением лицензии заявитель отвечает на вопросы комиссии по технике использования оружия

Во время заключительной встречи с сотрудниками ЛРО заявителю будет предложено ответить на несколько контрольных вопросов по безопасному хранению и использованию оружия (в данном случае пневматического). После успешного прохождения проверки гражданину остается ожидать письма, в котором сотрудники ЛРО вышлют уведомление о том, что ему разрешается приобретать и применять пневматику.

Разрешается ли носить пневматику с собой

Ношение оружия – это всегда большая ответственность. Именно поэтому перед получением права на его приобретение потенциальные владельцы проходят специальные экзамены, на которых даются основные правила пользования пневматикой. Вопреки расхожему заблуждению, для того чтобы у гражданина появились проблемы с законом, вовсе необязательно стрелять из своего оружия. Вполне достаточно продемонстрировать его, пускай и случайным образом, в неподходящих обстоятельствах. В таблице ниже мы разбираем пневматику различной мощности и меры предосторожности, которые должен соблюдать гражданин при ее ношении.

Таблица 1. Особенности ношения пневматики

Мощность Правила пользования
До 3 Джоуэлей Согласно законодательству, оружия мощностью до 3 Дж приравниваются к игрушечным – то есть, неспособным нанести какой-либо вред окружающим. Подобные предметы можно носить с собой без каких-либо документов на хранение или использование. У сотрудников полиции могут возникнуть вопросы лишь в том случае, если по внешним характеристикам этот товар будет напоминать настоящее оружие
До 7,5 Джоуэлей Как и в предыдущем случае, пневматические оружия мощностью до 7,5 Дж не требуют каких-либо документов, которые разрешали бы его использование. Однако на законодательном уровне предусмотрен ряд ограничений при использовании этих предметов. Во-первых, их нельзя демонстрировать (и тем более пускать в действие) во время публичных мероприятий. Во-вторых, в заряженном виде их нельзя носить с собой в населенных пунктах
До 25 Джоуэлей Начиная от 25 Дж речь заходит о специализированных оружиях, использующихся в спортивных, а также в охотничьих целях. Во избежание санкций со стороны полицейских владельцу такого оружия потребуется постоянно иметь при себе разрешение, которое подтверждает его право иметь подобный предмет. Как и с оружиями, мощностью до 7,5 Дж их нельзя брать с собой во время массовых мероприятий, а также демонстрировать в населенных пунктах

Возможные наказания

Если владелец оружия не соблюдает правил его использования (но при этом не наносит ущерба кому-либо из людей), то его будет ожидать штраф. Размеры штрафа не так велики и находятся в диапазоне от 500 рублей до 2000. Помимо денежных затрат, вероятны также последствия в виде лишения лицензии на определенный промежуток времени (от шести до двенадцати месяцев).

За незаконное применение пневматики полагается штраф

Избежать такого наказания человек сможет лишь в том случае, если в момент досмотра у него было обнаружено оружие в разобранном виде. В свою очередь, применение крупнокалиберного пневматического оружия разрешается лишь в безлюдных местах либо в крайних случаях – в целях самообороны.

Видео: Что говорится в законах РФ о пневматике

Выдача разрешения на строительство

Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и в пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти.

Наименование государственной услуги

Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и в пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).

Правовые основания для предоставления государственной услуги

Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

а) Градостроительным кодексом Российской Федерации;

б) Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

в) Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

г) приказ Минстроя России от 19 февраля 2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;

д) постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»;

е) постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;

ж) постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. № 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства»

з) Приказ Минстроя России от 23 мая 2016 г. № 334/пр Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)

Категории потребителей государственной услуги

Потребителями могут выступать физические или юридические лица, выполняющие функции застройщика либо технического заказчика

Сроки оказания государственной услуги

– Общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 5 рабочих дней;

– Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.

Информация о платности оказания государственной услуги

Государственная услуга выполняется бесплатно.

Результат предоставления услуги

а) решение о выдачи разрешения на строительство;

б) решение о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с продлением срока действия);

в) решение об отказе в выдаче разрешения на строительство;

г) решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с продлением срока действия)

Критерии отказа и приостановления оказания государственной услуги

1. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

1) при выдаче разрешения на строительство:

а) отсутствует какой-либо из документов, указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б)несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство;

в) несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

2) при внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия:

а) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство;

б) наличие у ответственного структурного подразделения информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3) при внесении изменений в разрешение на строительство (кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения):

а) отсутствует какой-либо из документов, указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б)несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство;

в) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

г) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство;

д) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим.

Порядок обращения за оказанием государственной услуги

Документы могут быть представлены в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»

Формы заявлений, принимаемых к рассмотрению

запрос (заявление) на предоставление государственной услуги, заполненной по форме

Перечень необходимых документов-приложений для каждого заявления

При обращении за получением государственной услуги заявитель представляет в Минстрой России следующие документы (далее – документы):

а) запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;

б) документ, удостоверяющий личность заявителя;

в) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

г) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, – указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

д) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

е) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектной документации:

– схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

– разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

– проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

– положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;

– подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;

– подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;

ж) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного Кодекса Российской Федерации);

з) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

и) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, – соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

к) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

л) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

м) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

н) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

Перечень требований, предъявляемых к документам

Документы предоставляются в оригинале, либо в форме нотариально заверенных копий.

В случае направления документов в электронной форме, документы представляются в формате PDF в виде электронных копий (электронных образов) документов, подписанных усиленной электронной подписью заявителя

Информация о должностных лицах

Директор Департамента разрешительной деятельности и контроля

Кто выдает разрешение на строительство частного дома

С 4 августа прошлого года введен единый – уведомительный – порядок строительства, реконструкции и оформления права собственности в садоводческих некоммерческих товариществах и населенных пунктах. С этой даты для возведения жилого дома на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенного пункта, получение разрешения на строительство/реконструкцию больше не требуется. Для объектов ИЖС, созданных на вышеуказанных землях и для создания садового дома, жилого дома на садовом земельном участке установлена обязанность для правообладателей земельных участков: уведомить о планируемом строительстве/реконструкции жилого или садового дома, а также об окончании строительства/реконструкции жилого или садового дома. Ввод в эксплуатацию жилых домов, садовых домов также больше не потребуется.

Уведомительный порядок возведения жилых и садовых домов установлен вступившим в силу Федеральным Законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Теперь, соблюдая новый порядок, перед началом строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик (правообладатель земельного участка) должен предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома. Сделать это можно несколькими способами: заказным письмом с уведомлением по почте, через портал госуслуг, через МФЦ.

В уведомлении должны быть указаны ФИО и адрес застройщика, его паспортные и контактные данные, кадастровый номер участка, сведения о правах на землю и видах ее разрешенного использования, а также сведения о планируемых параметрах будущего дома.

С уведомлением о планируемом строительстве по общим правилам следует направить, например, правоустанавливающие документы на земельный участок (если права на него не зарегистрированы в ЕГРН). При этом установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок могут быть запрошены органом местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.

Важно отметить, что понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» применяется в одном значении. Под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящее здание (жилые дома, индивидуальные жилые дома), которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Определены предельные размеры для жилых домов – не выше 20 метров и не больше трех этажей.

После подачи уведомления о планируемом строительстве, реконструкции жилого дома, садового дома не стоит сразу начинать строительство, нужно дождаться уведомления от уполномоченного органа местной администрации о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС, садового дома установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка.

Уполномоченный орган в течении 7 рабочих дней со дня получения уведомления о планируемом строительстве, реконструкции проводит проверку на соответствие будущей постройки всем нормам законодательства и направляет застройщику уведомление о соответствии или о несоответствии планируемого строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке. После этого у застройщика появляется законное право приступать к строительству. Уведомление действует в течение 10 лет.

Если застройщик никакого ответного письма и уведомления от уполномоченных органов в установленный для этого срок не получил, то размещение объекта на земельном участке считается согласованным (согласно указанным им параметрам).

После окончания строительства (в срок не позднее 1 месяца) застройщик должен снова подать в уполномоченный орган уведомление – об окончании строительства и приложить к нему технический план, подготовленный кадастровым инженером. Если земельный участок принадлежит двум и более лицам, к уведомлению об окончании строительства необходимо также приложить заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный жилой дом, садовый дом.

Технический план на жилой дом должен быть подготовлен на основании: декларации, уведомления о планируемом строительстве или реконструкции жилого дома, уведомления о соответствии жилого дома установленным требованиям (при наличии такого уведомления). Декларация и уведомления в обязательном порядке прилагаются к техническому плану и являются его неотъемлемой частью.

Уполномоченный орган по результатам проведённых проверок, в том числе путем осмотра созданного объекта ИЖС, садового дома, в течение 7 рабочих дней направляет застройщику уведомление о соответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии таким требованиям. Формы уведомлений, направляемых застройщиком в уполномоченный орган, утверждены приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр.

Если созданный жилой дом или садовый дом не отвечает требованиям законодательства о градостроительной деятельности, копия соответствующего уведомления направляется в орган регистрации прав, а в случаях, установленных статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, в орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль.

Если основания для выдачи уведомления о несоответствии таким требованиям отсутствуют (созданный объект отвечает установленным требованиям), уполномоченный орган обязан направить в орган регистрации прав заявление о постановке данного объекта на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на него, к которому должен приложить уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома, садового дома, технический план и соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на созданный объект (при наличии последнего).

Если указанная обязанность органом не исполнена, застройщик вправе сам представить указанное заявление в орган регистрации прав. При этом необходимые документы (уведомление об окончании строительства, технический план, соглашение) будут запрошены органом регистрации прав в уполномоченном органе местного самоуправления самостоятельно.

Законом предусмотрены переходные положения. До 1 марта 2019 года в отношении жилых строений и жилых домов, созданных на садовых и дачных земельных участках, допускалось осуществление кадастрового учета и государственной регистрации прав без направления уведомлений о планируемом строительстве и уведомлении об окончании строительства.

Стоит учесть, что вышеизложенный уведомительный порядок является обязательным. Если уведомление об окончании строительства не было подано, регистрирующий орган вправе приостановить государственную регистрацию права на этот объект недвижимости. В свою очередь, неустранение причины, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав, повлечет за собой отказ в предоставлении заявленной госуслуги в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости». Таким образом, собственник, построивший на своем участке жилой или садовый дом, не сможет зарегистрировать на него право собственности, данный объект недвижимости будет отсутствовать в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, что означает невозможность распоряжаться им и совершать с ним какие-либо сделки в дальнейшем.

Если застройщик не планирует оформлять дом в собственность и не желает подготовить уведомления, ему стоит учесть, что органы местного управления наделены полномочиями о сносе самовольной постройки и приведении территорий в соответствие с градостроительными нормами.

Кроме того, орган местного самоуправления поселения, городского округа – по месту нахождения самовольной постройки, орган местного самоуправления муниципального района (в случае если самовольная постройка расположена на межселенной территории) в течении 20 рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль, уведомления о выявлении самовольной постройке и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан принять одно из следующих решений:

– о сносе самовольной постройки либо о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями;

– обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями.

Вместе с тем, застройщик вправе обжаловать судебное решение. Также застройщик может в судебном порядке добиться установления права собственности на построенный объект, если изначально он не подавал уведомления, но построил все по нормам, предусмотренным действующим законодательством, и имеет земельный участок в собственности.

Важно подчеркнуть, что целью введения закона является упорядочение индивидуального жилищного строительства. Законом определены максимальные параметры жилого дома, позволяющие предотвратить проблему возведения многоквартирных домов под видом объектов индивидуального жилищного строительства. Установлен порядок согласования строительства возводимого дома. В целях контроля за соблюдением параметров строительства предусмотрена возможность проведения проверок в случае поступления информации о нарушениях предельных параметров разрешенного строительства. Иными словами,Федеральный закон № 340-ФЗ обеспечили возможность в очень короткие сроки определить и не допустить строительство при явных и грубых нарушениях законодательства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: