Можно ли создать ТСЖ на несколько домов

Как организовать ТСЖ в многоквартирном доме

1. Что такое ТСЖ?

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) — это объединение собственников квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме (или в нескольких домах ) для совместного управления общим имуществом. ТСЖ обладает правом формировать тариф на содержание и ремонт общего имущества дома, выбирать подрядчиков с выгодными условиями, решать вопросы о необходимости проведения капитальных ремонтных работ, и другими правами и обязанностями .

Инициировать создание ТСЖ могут любые собственники квартир или нежилых помещений в доме. Число голосов собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать 50% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Если вашим домом уже управляет управляющая компания, при создании и регистрации ТСЖ договор с ней расторгается.

2. Как создать ТСЖ?

Решение о создании ТСЖ принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Инициатором проведения собрания может быть любой собственник помещения в многоквартирном доме.

В повестку дня такого собрания обязательно должны быть включены следующие вопросы:

  • выборы счетной комиссии;
  • выбор способа управления домом — создание товарищества собственников жилья;
  • утверждение устава ТСЖ;
  • выборы правления ТСЖ;
  • выборы председателя правления ТСЖ (избирается из числа членов правления);
  • выборы ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ;
  • выборы уполномоченного представителя собственников помещений по государственной регистрации ТСЖ (как правило, этим представителем избирается будущий председатель правления ТСЖ);
  • расторжение договора управления с управляющей компанией (если вашим домом управляет управляющая компания).

Если ТСЖ создается в одном многоквартирном доме, то поддержать это решение должны собственники, обладающие более 50% от общего числа голосов собственников в этом доме. Если ТСЖ планирует управлять общим имуществом сразу в нескольких домах, то решение о создании такого ТСЖ должно приниматься более чем двумя третями голосов собственников в каждом из этих домов.

Подробнее о том, как оповестить собственников о предстоящем собрании, как правильно посчитать голоса и оформить протокол, читайте в нашей инструкции.

3. Как зарегистрировать ТСЖ?

Процедура регистрации ТСЖ происходит по той же схеме, что и регистрация юридического лица. Для этого вам понадобятся:

  • заявление по форме N Р11001 (заявление должно быть нотариально заверено);
  • протокол общего собрания собственников помещений в МКД по созданию ТСЖ с подписями собственников, прошитый и пронумерованный с приложенными к нему сведениями о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников за создание товарищества собственников жилья. Прошитый документ скрепляется подписью лица, уполномоченного общим собранием на государственную регистрацию ТСЖ;
  • устав ТСЖ, прошитый, пронумерованный и скрепленный подписью избранного председателя правления ТСЖ, — в двух экземплярах;
  • квитанция об уплате госпошлины (с помощью специального сервиса на сайте ФНС вы можете сформировать платежный документ для уплаты госпошлины в банке или оплатить госпошлину онлайн).

Пакет документов представляется в налоговую инспекцию лицом, уполномоченным общим собранием собственников на государственную регистрацию ТСЖ, или его представителем по нотариально удостоверенной доверенности.

Подать документы можно:

  • в налоговую инспекцию;
  • через центр госуслуг «Мои документы»;
  • по почте с объявленной ценностью и описью вложения;
  • через DHL Express и Pony Express (в пределах Москвы);
  • онлайн, с помощью сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Процедура регистрации должна занять не более пяти рабочих дней.

4. Что делать после регистрации ТСЖ?

После того как на общем собрании собственников будет принято решение о создании ТСЖ и расторжении договора с управляющей компанией (если она управляла вашим домом), УК нужно будет уведомить об этом и запросить у нее техническую и иную связанную с управлением домом документацию. После официальной регистрации ТСЖ нужно направить уведомление о начале своей деятельности в Мосжилинспекцию.

К уведомлению прилагаются заверенные печатью и подписью председателя правления ТСЖ копия протокола общего собрания собственников помещений по созданию ТСЖ и копия свидетельства о государственной регистрации ТСЖ.

ТСЖ также нужно будет обзавестись печатью, открыть расчетный счет в банке, уведомив об этом налоговую и встать на учет в ПФР, фондах социального и медицинского страхования.

5. Куда и как жаловаться на работу ТСЖ?

Собственники могут оспорить любое решение ТСЖ, если не согласны с ним. Если вас не устраивает работа созданного в вашем доме ТСЖ, вы можете направить претензии председателю товарищества в письменном виде. Он обязан рассмотреть жалобу и оперативно предпринять меры для решения вопроса.

Если председатель товарищества не реагирует на обращения и не предоставляет жителям информацию об управлении домом, то можно обратиться в Мосжилинспекцию, столичное управление Роспотребнадзора, прокуратуру или суд.

Жалоба составляется в письменном виде в двух экземплярах. В ней указываются адрес дома и название ТСЖ, суть проблемы и требования. Также можно приложить фотографии, справки о том, что собственники не имеют задолженностей по оплате ЖКУ, и копию обращения к председателю товарищества.

Образование ТСЖ собственниками жилых домов

Есть несколько индивидуальных жилых домов (и земельных участков под строительство ИЖС), территориально расположенных в рамках одного земельного массива. Возможно ли решением собственников индивидуальных жилых домов (введены в эксплуатацию, получены адреса) образовать ТСЖ для решения вопросов по управлению общим имуществом? Какая организационная форма управления будет оптимальной для данной ситуации? Может ли сторонняя управляющая компания взять в управление такой массив и выставлять квитанции за коммунальные услуги?

Читайте также:
Трещина в стене панельного дома что делать

В соответствии с ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Таким образом, из приведенной нормы ЖК РФ можно сделать вывод, что собственники частных домовых владений имеют право на выбор такой формы управления, как ТСЖ.

Чтобы создать ТСЖ необходимо сделать следующее.

1. Для начала необходимо собрать информацию о собственниках всех помещений дома. БТИ выдает информацию обо всех имеющихся в доме помещениях, а Главное управление Федеральной регистрационной службы — о собственниках помещений.

2. Далее необходимо провести организационную работу по проведению общего собрания. Общее собрание может быть созвано по инициативе собственников помещений (как жилых, так и нежилых).

Общее собрание ведет председатель собрания, который избирается большинством голосов присутствующих собственников помещений или их представителей. Для ведения протокола собрания избирается секретарь собрания.

Решение принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом. На общем собрании принимается решение об образовании товарищества собственников жилья, утверждении его устава, а также выбираются члены правления ТСЖ и ревизионная комиссия (ревизор) ТСЖ. Решение общего собрания, принятое в установленном выше порядке, является обязательным для всех домовладельцев, в том числе для тех, которые независимо от причин не приняли участия в голосовании.

Если вопрос выбора способа управления домом решен в пользу создания собственного ТСЖ, необходимо будет также подготовить и утвердить его устав.

При принятии общим собранием домовладельцев решения о создании ТСЖ инициатор собрания или уполномоченное домовладельцами лицо оформляет протокол собрания, изготавливает две-три нотариально заверенные копии и передает документы для регистрации ТСЖ в налоговый орган. Полномочия лица, уполномоченного осуществить регистрацию ТСЖ, должны быть отражены в протоколе общего собрания.

Регистрация вновь создаваемого товарищества собственников жилья в осуществляется в Федеральной налоговой службе РФ.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган необходимо представить:

– заявление о государственной регистрации по форме № 11001 (приложение № 1 к к приказу ФНС России
от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@);

– решение о создании товарищества собственников жилья в виде протокола общего собрания (подлинник, или нотариально заверенную копию);

– два экземпляра устава товарищества собственников жилья (прошитые, пронумерованные и утвержденные общим собранием домовладельцев);

– квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию товарищества (2 тыс. руб.) необходимо перечислить на расчетный ФНС РФ 14 №6 по Калужской области.

В состав органов управления ТСЖ могут быть избраны только члены ТСЖ.

После регистрации в ФНС России ТСЖ может открывать счет в банке.

Созданное и зарегистрированное ТСЖ вправе заключать договоры с организациями – поставщиками коммунальных услуг и специализированными подрядными организациями.

Однако ЖК РФ не предусматривает возможности выбора частным домовладением управляющей организации.

Многодомовые ТСЖ

Бывают товарищества, созданные в одном МКД. А бывают товарищества, которые создаются с целью объединения нескольких МКД на близлежащей территории. У них много своих особенностей и нюансов. Вот об этих ТСЖ сегодня и поговорим.

Что такое многодомовые ТСЖ

Многодомовые ТСЖ – это товарищества, созданные с целью управления одновременно несколькими многоквартирными домами, расположенными неподалёку друг от друга. Данный вид организации не редкость. При объединении МКД в одно ТСЖ учитываются особенности расположения этих домов, количество квартир и собственников, характеристики инженерно-технического обеспечения и прочих элементов инфраструктуры.

В соответствии с ч.1 ст.135 ЖК РФ под товариществом собственников жилья подразумевается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в МКД для совместного управления, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в этом доме или в нескольких домах.

Читайте также:
Расчет парковочных меСтатья для жилого дома

Правовая основа

Таким образом, товарищество должно осуществлять деятельность по содержанию общего имущества собственников в одном или нескольких МКД, а также предоставления коммунальных услуг владельцам помещений. Но в этой части статьи есть отсылка на ч.2 ст.136 ЖК РФ при создании многодомовых ТСЖ, которая гласит, что товарищество собственников может быть создано только при одновременном соблюдении двух условий:

  • “собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства”;
  • “собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов. Решения об избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе одного из собственников жилых домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общем собрании собственников жилых домов большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников жилых домов”.

Изменения

Однако действующая редакция данной статьи Жилищного Кодекса не распространяется на товарищества, созданные до 18.06.2011 года, времени вступления в силу ФЗ №123 от 4 июня 2011 года, внёсшего изменения в ЖК РФ (п.1 ст.8 Закона).

Таким образом, согласно ст.5.1 ФЗ №189 от 29.12.2004 года товарищество собственников жилья, созданное в 2 и более МКД, при несоответствии требованиям п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ должно быть реорганизовано в ЖСК или путём разделения на несколько ТСЖ до 1 июля 2016 года, если собственниками не выбран иной способ управления МКД (ч.3, 4 ст.140 ЖК РФ).

Кроме того, с 1 июля 2016 года ФЗ №176 от 29.06.2015 года в п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ фразу “в данных домах” дополнят следующим содержанием “в данных домах. Перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких МКД, определяется в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ”.

Реорганизации до 1 июля 2016 года подлежат все многодомовые товарищества, не соответствующие требованиям п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ, что особенно относится к ТСЖ, созданным до 18.06.2011.

Особенности

Бывает, что одно ТСЖ объединяет до 100 МКД, но фактически не управляет домами, а заключает договор управления с УК. При этом многодомовое товарищество может менять управляющую компанию в упрощённом порядке по сравнению с собственниками при отсутствии ТСЖ. Таким образом, товарищества подобного рода по факту существуют фиктивно. Теперь по закону это будет сделать невозможно.

Чтобы создать товарищество на 2 и более МКД, необходимо выполнить одновременно два условия:

  • МКД должны быть расположены на оформленных земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в госкадастре недвижимости документами имеют общую границу;
  • В пределах указанных оформленных земельных участков должны быть сети инженерно-технического обеспечения и прочие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в соседних МКД.
  • Решение о создании многодомового товарищества должно быть принято в каждом многоквартирном доме отдельно. За принятие данного решения должно проголосовать не менее 2/3 голосов от 100% собственников МКД. Если ТСЖ не соответствует требованиям жилищного законодательства, то члены товарищества из числа собственников помещений в МКД должны на общем собрании принять решение о его реорганизации либо избрать другой способ управления домом.

Реорганизация ТСЖ путём его разделения или выделения

Порядок реорганизации ТСЖ предусмотрен одним из 2 способов: разделение или выделение (ст.140 ЖК РФ). При разделении ТСЖ на отдельные товарищества в каждом МКД необходимо выполнить следующий алгоритм действий:

  • провести собрание собственников помещений одного из МКД в составе ТСЖ с инициативой о разделении товарищества;
  • провести общие собрания собственников всех остальных МКД, которые принимают решения о согласии на разделение. Решения должны приниматься большинством голосов от общего числа собственников помещений в каждом МКД (более 50% голосов «за» от 100% всех собственников). Собрания должны быть проведены в каждом МКД в течение двух лет с момента проведения ОСС в доме, который первым принял решение о разделении.
Читайте также:
От чего зависит кадастровая стоимость дома

Либо возможен альтернативный вариант, когда проводится общее собрание всех членов многодомового товарищества с целью принятия решения о разделении ТСЖ. Решение принимается большинством голосов от числа членов ТСЖ, присутствующих на ОСС (более 50% голосов “за” от 100% участвующих в собрании членов ТСЖ).

При выделении ТСЖ на 1 МКД из многодомового товарищества необходимо выполнить следующий алгоритм действий:

  • провести общее собрание собственников помещений в МКД с целью принятия решения о выделении МКД, в котором будет создано самостоятельное товарищество. решение принимается большинством голосов от общего числа собственников помещений в данном доме (более 50% голосов «за» от 100% всех собственников);
  • создать ТСЖ в выделяющемся МКД в установленном порядке через ОСС данного дома.

В обоих случаях необходимо подать документы в налоговую службу о реорганизации товарищества от имени многодомового ТСЖ.

После проведения ОСС и принятия решения о реорганизации проводится следующий порядок действий:

  • в течение трёх дней с момента принятия решения ОСС нужно уведомить ИФНС по форме Р12003 о начале реорганизации;
  • в течение трёх рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации нужно уведомить фонды ПФР, ФСС в простой письменной форме.
  • затем производится публикация сведений о начале реорганизации товарищества в журнале «Вестник государственной регистрации» – 2 раза за 2 месяца;
  • необходимо уведомить всех кредиторов о процедуре реорганизации в простой письменной форме;
  • по окончании двух месяцев с даты начала реорганизации и с момента регистрации в ИФНС процедуры реорганизации необходимо составить и подать в ИФНС разделительный баланс и заявление о создании нового юридического лица и об реорганизации существующего по форме 12001.

Ответственность и наказание за невыполнение многодомовыми ТСЖ требования реорганизации до 1 июля 2016 года по закону не предусмотрены. Скорее всего, такие товарищества лишатся права управления МКД из-за несоответствия ч.2 ст.136 ЖК РФ. Но практика, как правило, отличается от теории. Поэтому, вероятно, многодомовое товарищество будет управлять МКД, пока ГЖИ не проведёт проверку по этому факту и не подаст иск в суд о ликвидации ТСЖ.

Организация товарищества собственников жилья/имущества

В последнее время наблюдается стойкая тенденция строительства коттеджных посёлков, которые по сути являются некой заменой Садовых и огородных товариществ или же их разновидностью. В законе нет определения понятия Коттеджный посёлок и этот вызывает массу вопросов, не точностей и применений аналогии права взамен прмых норм. Так же многие собственники в многоквартирных домах уже не оставляют на откуп муниципальным службам и управляющим компаниям вопросы управления недвижимостью, создания новых объектов общего пользования и капитальный ремонт имеющихся.

Сейчас многие дома и коттеджные посёлки переходят на систему самоуправления. Организуются товарищества собственников жилья, товарищества собственников недвижимости, инициативные группы среди жильцов. В действительности это один из наиболее эффективных и рациональных способов управления недвижимостью и общим имуществом. Согласитесь, что наиболее заинтересованы в заботе об общем имуществе, его сохранности и улучшении его собственники. При принятии решения о самостоятельном управлении имуществом возникают вопросы: как зарегистрировать? Как провести общее собрание? Как оформить протокол общего собрания? И первый, на мой взгляд, один из самых важных вопросов: насколько возможно реализовать задуманное? Соответствует ли желание возможностям?

Если мы говорим о ТСЖ, то ответы на большинство вопросов уже содержатся в Жилищном кодексе, судебной практике и разъяснений судов по этому вопросу тоже достаточно. А если это новая или не часто используемая форма? Например, объединение нескольких домов в одно ТСЖ или ТСН в коттеджном посёлке? Процедуры вроде бы те же. Но есть и большие различия, которые кроются в мелочах.

Если мы говорим об объединении нескольких жилых домов в одно ТСЖ, то нужно учесть несколько нюансов:

Управление общим имуществом. Это основной момент, который должен быть учтён. А как понять есть ли общее имущество у двух стоящих отдельно друг от друга домов? На первый взгляд ответ очевиден: конечно же нет. Но если присмотреться и внимательно проанализировать ситуацию, вполне возможно, что ответ изменится на да.

Итак, что может и должно объединять два многоквартирных дома:

· Наличие общей границы земельных участков, по данным ЕГРН;

· Совместное использование общего имущества допускается проектной документацией этих домов;

· Обеспечение работоспособности общего имущества одного дома зависит и или достигается путем технологического подключения к общему имуществу в другом доме;

Читайте также:
Противопожарные нормы при строительстве индивидуального жилого дома

· Наличие элементов инфраструктуры, которые предназначены для использования собственниками помещений обоих домов;

Но и после проверки всех сведений и принятия решения об объединении двух многоквартирных домов в одно ТСЖ необходимо оформить протокол общего собрания собственников о создании такого ТСЖ. Решения о создании такого объединённого ТСЖ принимаются собственниками обоих домов на общих собраниях собственников в каждом многоквартирном. Решение будет считаться принятым если «за» проголосует большинство (не менее 2/3) собственников помещений каждого из домов.

Так же при оформлении протокола общего собрания собственников необходимо учитывать какие особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

После оформления протокола и разработки необходимых внутренних документов (устав ТСЖ, решение о создании ТСЖ) необходимо собрать пакет документов для регистрации ТСЖ в налоговой инспекции, в настоящее время непосредственно ехать в налоговую инспекцию нет необходимости все необходимые действия можно совершить нотариально, фактически нотариус сам за вас подаст документы в налоговую инспекцию и выдаст документы о регистрации ТСЖ.

Однако и после регистрации ТСЖ с участием двух домов, можно столкнуться с недопониманием со стороны жильцов. В судебной практике имеются случаи, когда люди доходят и до Конституционного суда РФ в попытке доказать невозможность создания одного ТСЖ на два дома. Судебная практика, как правило складывается в пользу ТСЖ. Взять, к примеру определение Конституционного суда № 708-О от 27.03.2018г. В описательной части Суд чётко даёт понять, что если дома связаны, например единым фундаментом, то создание одного ТСЖ является законным и не противоречит законодательству РФ.

Так же необходимо отметить, что в соответствии с письмом Минстроя России от 01.08.2016 N 24192-ОД/04 такое ТСЖ может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать. Однако действие пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.06.2011) не распространяется на ТСЖ, созданные до 18.06.2011 года.

Как видно из практики применения и разъяснений государственных органов, в каждом конкретном случае нужно детально разбираться, так как каждый случай уникален и применить право по аналогии не всегда представляется возможным.

С товариществом собственников недвижимости дело обстоит немного сложнее, так как отдельно этот вид управления недвижимостью в ЖК РФ не расписан, большинство норм применяется по аналогии, да и есть свои нюансы в организации управления и управлении загородной недвижимостью.

Создание товарищества собственников недвижимости, как правило применяется для организации управления загородной недвижимостью (далее – ТСН).

Термин Товарищество собственников недвижимости никак не определяется ЖК РФ, но ст. 135 ЖК РФ указывает, что Товарищество собственников жилья это вид товарищества собственников недвижимости. Таким образом можно сделать вывод, что Товарищество собственников недвижимости это более глобальный термин и применений норм закона регулирующих деятельность ТСЖ так же можно отнести и к деятельности ТСН.

Для создания ТСН необходимо, чтобы имущество находилось в непосредственной близости друг от друга. Законодательно не определено какое количество недвижимости (домов, участков) может быть объединено в ТСЖ. Но критерий объединения остается неизменным:

· Наличие общих границ или расположение имущества в непосредственной близости друг от друга;

· Наличие общей инфраструктуры (газ, свет, вода, канализация, дороги)

· Зависимость обеспечения необходимыми ресурсами между домами (одна канализация, общая дорога, общий водопровод)

Цели создания ТСН ни чем не отличаются от целей создания ТСЖ: управление общим имуществом, создание общего имущества и улучшение общего имущества собственников.

Для правильного формирования границ ТСН важно чётко понимать что понимается под термином «Общие границы» ответ на этот вопрос даёт письмо Минстроя России от 01.08.2016 N 24192-ОД/04: под общей границей земельных участков в части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается граница прилегающих земельных участков, что должно подтверждаться информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.

Для регистрации ТСН требуется пакет документов аналогичный созданию ТСЖ, общее собрание проводится для всех собственников желающих объединиться (при условии, что их недвижимость входит в границы создаваемого ТСН), составляется устав и иные необходимые для регистрации документы. Документы должны быть поданы в налоговую инспекцию для регистрации ТСН.

Но если в жилом доме чётко и понятно какие имущество является общим, то для загородной недвижимости это может являться вопросом. Так как при строительстве коттеджных поселков или создании садовых товариществ дороги и коммуникации, как правило оформлены на застройщика или же переданы на баланс муниципалитета района где расположено имущество.

В контексте обозначенных вопросов следует учитывать, что отсутствие в законодательстве чёткого регулирования вопросов общего имущества в загородной недвижимости обуславливается следующими моментами: застройка загородной недвижимости изначально не предполагала наличия общего имущества у владельцев загородной недвижимости. Как правило всё что было необходимо находилось или на земельном участке (например септик, об общей канализации долгое время речи не шло), газ и электричество как правило подаются индивидуально в каждый дом и эти сети никогда не находятся в частной собственности, а принадлежат соответствующим государственным органам. Что остаётся? Вода. В большинстве случаев вопрос решался наличием колодца или скважины на участке. И лишь сравнительно недавно стали появляться коттеджные посёлки, в которых предполагается наличие всех этих сетей. Таким образом получается, что приобретение недвижимости в коттеджном посёлке не влечёт за собой автоматического возникновения доли в праве на объекты инфраструктуры (водопровод, канализация, дороги) в этом посёлке. Доля в праве на указанные объекты возникает в соответствии с Гражданским кодексом РФ, земельным кодексом РФ и иными нормативными актами. В большинстве случаев собственник приобретающий недвижимость в посёлке начинает платить взносы за содержание общего имущества и таким образом у него возникает право на долю в этом имуществе в силу закона.

Читайте также:
Дарственная на дом между близкими родственниками

В заключении хочу сказать, что 27.07.2017 был принят Федеральный закон О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 217-ФЗ. В котором определяется принадлежность имущества общего пользования в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27.07.2017 № 217-ФЗ указанное имущество принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков. Для целей применения аналогии права это намного облегчает понимание правового режима общего имущества в коттеджном посёлке. Но это по прежнему остаётся аналогией права для коттеджных посёлков.

Как же получить это имущество на баланс ТСН? Ведь никто из собственников не хочет улучшать чужое имущество или создавать объекты общего пользования на чужой земле (что и вовсе может быть признано не законным). Ответ на этот вопрос, к сожалению не содержится в ЖК РФ, но существуют обычаи делового оборота и судебная практика. Исходя из обычаев делового оборота необходимо обратиться в муниципалитет района, сообщить им о создании ТСН и попросить передать интересующие объекты на баланс ТСН. После прохождения определенной процедуры скорее всего имущество будет передано на баланс ТСН. Судебная практика так же исходит из логики, что общее имущество собственников должно находиться в долевой собственности всех собственников и быть на балансе ТСН.

03.02.2016 | Особенности многодомовых ТСЖ

Многодомовые ТСЖ, то есть ТСЖ, созданные для управления одновременно несколькими домами, далеко не редкость, поскольку с учетом особенностей расположения домов, количества квартир, особенностей инженерно-технического обеспечения, других элементов инфраструктуры, действительно иногда целесообразно создавать одно ТСЖ на несколько домов.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ «товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов».

Таким образом, создание ТСЖ на несколько домов возможно только при соблюдении правил ч. 2 ст. 136 ЖК РФ.

Часть 2 статьи 136 ЖК РФ в первоначальной редакции устанавливала:

«2. Товарищество собственников жилья может быть создано при объединении:

1) нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры;

2) нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений – жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры».

Впоследствии законодатель пересмотрел условия создания многодомовых ТСЖ, внеся изменения в приведенную статью ЖК РФ Федеральным законом от 04.06.2011 N123-ФЗ (далее – Закон 123-ФЗ). Однако, учитывая, что ранее созданные многодомовые ТСЖ в большинстве своем не соответствовали новым требованиям, законодатель предусмотрел, что новые требования не распространяются на многодомовые ТСЖ, созданные до вступления в силу изменений (то есть до 18.06.2011 – дата вступления в силу Закона 123-ФЗ).

Читайте также:
Как получить лицензию на управление многоквартирным домом

Пункт 1 статьи 8 Закона 123-ФЗ устанавливает:

«1. Действие пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на товарищества собственников жилья, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

Следовательно, многодомовые ТСЖ, созданные после 18.06.2011, должны были соответствовать требованиям, которые не предъявлялись к ТСЖ, созданным до 18.06.2011.

При этом Законом 123-ФЗ в ЖК РФ были также внесены изменения (части 3 и 4 статьи 140 ЖК РФ), устанавливающие порядок реорганизации многодомовых ТСЖ.

Таким образом, фактически был установлен некий «переходный период» (срок окончания которого на тот момент, впрочем, не был установлен) для приведения в соответствие с новыми требованиями путем реорганизации многодомовых ТСЖ, созданных до 18.06.2011.

Впоследствии в отношении многодомовых ТСЖ сформировалось мнение, что очень часто ТСЖ, объединяющие несколько домов, создаются вовсе не исходя из целесообразности и рациональности, не вследствие желания собственников самостоятельно управлять своими домами, организуясь в товарищество. Нередки случаи, когда ТСЖ объединяет десятки, а то и сотни домов, при этом деятельности по управлению домами не осуществляет, а заключает договор управления с управляющей организацией. При этом многодомовое ТСЖ имеет возможность менять УО в более простом порядке, чем собственники при отсутствии ТСЖ. То есть значительная часть ТСЖ, объединяющих существенное количество домов, по факту существуют фиктивно, с целью возможности «увода» домов от одной УО и передачи их другой УО. Этот вопрос ранее уже рассматривался в одной из статей, опубликованных на сайте «АКАТО».

Федеральным законом от 21.07.2014 N255-ФЗ законодатель вновь изменил условия создания ТСЖ, внеся изменения в ЖК РФ, а кроме того, установил обязанность реорганизовать многодомовые ТСЖ, не соответствующие установленным п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ требованиям, в срок до 01 июля 2016 года, внеся статью 5.1 в Федеральный закон от 29.12.2004 N189-ФЗ (далее – Закон 189-ФЗ).

Необходимо особо отметить, что реорганизации в срок до 01 июля 2016 года подлежат все многодомовые ТСЖ, не соответствующие требованиям ЖК РФ, в том числе ТСЖ, созданные до 18.06.2011. Фактически статья 5.1 Закона 189-ФЗ установила окончание «переходного периода», предоставленного для реорганизации именно тех многодомовых ТСЖ, которые были созданы до 18.06.2011. Ссылка на пункт 1 статьи 8 Закона 123-ФЗ о том, что на указанные ТСЖ не распространяются требования п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ, и якобы обязанность их реорганизации не предусмотрена законом, в данном случае несостоятельна, поскольку статья 5.1 Закона 189-ФЗ прямо указывает на необходимость реорганизации всех многодомовых ТСЖ, не соответствующих требованиям п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ, независимо от сроков внесения поправок в указанную норму и сроков создания ТСЖ.

В соответствии действующей редакцией п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ «товарищество собственников жилья может быть создано: собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, мы видим 2 условия создания ТСЖ на два и более дома, которые должны быть одновременно (поскольку перечислены в законе через союз «и»):

  1. дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу (то есть участки домов должны быть оформлены, иметь границы в соответствии с требованиями законодательства о кадастровом учете недвижимого имущества);
  2. в пределах указанных оформленных земельных участках имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.

С 01 июля 2016 второе условие будет скорректировано, т.к. Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ с 1 июля 2016 года в п. 1 ч. 2 ст. 136 слова «в данных домах.» будут заменены словами «в данных домах. Перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, определяется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.».

Читайте также:
Что считается жилым домом по закону

Таким образом, с 01 июля 2016 г. вывод о том, может ли ТСЖ создаваться в двух и более домах, можно будет сделать только после изучения Постановления Правительства РФ, которое должно определить перечни видов имущества, которое предназначено для совместного использования несколькими домами. В настоящее время такое Постановления Правительства РФ еще не принято.

Кроме того, решение о создании такого ТСЖ на несколько домов принимается в каждом доме отдельно, причем для положительного решения необходимо более 2/3 голосов «ЗА» от 100% собственников дома.

Как быть с теми ТСЖ, которые созданы до изменения 28.02.2015 Закона 189-ФЗ? В соответствии со статьей 5.1 Закона 189-ФЗ товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, должно быть реорганизовано в порядке, установленном ч. 3 или 4 ст. 140 ЖК РФ, до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами. Указанное требование распространяется и на ТСЖ, которые созданы до дня вступления в силу Закона 123-ФЗ (то есть, созданы до 18.06.2011).

Таким образом, если многодомовое ТСЖ не соответствует требованиям ЖК РФ, собственники (члены ТСЖ) обязаны принять решение о реорганизации ТСЖ или избрать иной способ управления домом (УО или непосредственное управление, если в доме не более 30 квартир).

Порядок реорганизации ТСЖ предусмотрен ст. 140 ЖК РФ, реорганизация возможна одним из двух способов: разделение или выделение.

а) разделение 2-х и более домов на ТСЖ в каждом доме (или на ТСЖ, в которых будут дома с выполнением условий ч. 2 ст. 136 ЖК РФ);

– проводится собрание собственников помещений одного из домов в составе ТСЖ, собрание принимает решение выдвинуть инициативу о разделении ТСЖ;

– проводятся общие собрания собственников всех остальных домов, которые принимают решения о согласии на разделение, решения принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в каждом МКД (т.е. для принятия решения требуется более 50% голосов «ЗА» от 100% всех собственников). Такие собрания должны быть проведены в каждом доме в течение 2-х лет с момента проведения общего собрания собственников в доме, который первым решил разделиться.;

– проводится собрание всех членов многодомового ТСЖ – принимается решение о разделении ТСЖ большинством голосов членов ТСЖ от числа голосов членов ТСЖ, присутствующих на его общем собрании (кворум, т.е. необходимое количество участвовавших, более 50% от 100% членов ТСЖ, решение принимается более 50% от участвовавших).

б) выделение ТСЖ на 1 дом из ТСЖ на 2 и более домов.

– решение о выделении ТСЖ принимается на общем собрании собственников помещений в МКД, в котором будет создано самостоятельное ТСЖ в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме (т.е. для принятия решения требуется более 50% голосов «ЗА» от 100% всех собственников);

– создание ТСЖ в выделяющемся доме производится в установленном порядке через собрание собственников этого дома.

Таким образом, мы видим, что реорганизация ТСЖ гораздо проще проводится в порядке «выделения». И в том и другом случае, требуется подавать документы в налоговую службу о реорганизации ТСЖ от имени многодомового ТСЖ.

Порядок реорганизации:

  • Принятие решения (проведение всех необходимых собраний);
  • Уведомление ИФНС (форма Р12003) о начале реорганизации (в течение 3-х дней с момента принятия решения);
  • В течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации, необходимо уведомить фонды ПФР, ФСС (простая письменная форма).
  • Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сведений о начале реорганизации – 2 раза за 2 месяца;
  • Уведомление всех кредиторов о процедуре реорганизации (простая письменная форма);
  • Составление и подача в ИФНС разделительного баланса и заявления о создании нового юридического лица и об реорганизации существующего (форма 12001) по истечении 2х месяцев с даты начала реорганизации (с момента регистрации в ИФНС процедуры реорганизации).

Последствия невыполнения такими многодомовыми ТСЖ требования реорганизации или не избрание собственниками иного способа управления домом до 01 июля 2016 законодательством не предусмотрены, однако, можно сделать вывод о том, что такое ТСЖ потеряет право управления домом, ведь такое ТСЖ не соответствует ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, а значит, управлять МКД не может. Однако, что произойдет впоследствии, совершенно не ясно. Вполне возможно, что такое ТСЖ будет управлять до тех пор, пока жилищной инспекцией не будет проведена проверка по данному вопросу и не будет подан иск в суд о ликвидации такого ТСЖ.

Читайте также:
Отменили ли капитальный ремонт многоквартирных домов

ФАС в СМИ: Подключение к электрическим сетям: нюансы и азы

Как подключить земельный участок (или дом) к электрическим сетям, какие документы нужны, куда нужно обращаться – все это и многое другое в разговоре с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Вячеславом Борисовым.

– В самом начале беседы давайте поговорим о документе, в котором прописаны все нормы и правила подключения к электрическим сетям

– Есть «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861. Так вот, в этом документе содержатся все азы технологического присоединения к электросетям как для впервые вводимых в эксплуатацию объектов, так и для тех, кто уже подключен, но хочет, к примеру, увеличить мощность или же поменять категорию или вид производственной деятельности. Последние, в частности, не меняют мощность, но сама схема электроснабжения становится другой.

– Молодая семья получила земельный участок. Как провести к участку электроэнергию?

– В первую очередь, конечно же, нужно подать заявление в сетевую организацию о необходимости подключения земельного участка либо иного объекта недвижимости к электрическим сетям. Возникает логический вопрос: куда писать? Если на расстоянии менее 300 метров (в городской черте) и 500 метров (в сельской местности) вблизи границ участка находятся несколько электросетевых хозяйств, которые принадлежат разным сетевым организациям, то можно подать заявление в любую из них. Если их нет вблизи или они находятся на расстоянии далее 300 метров от границы участка, то заявление нужно направить в ту сетевую организацию, объекты которой находятся на наименьшем расстоянии. Конечно же, простой обыватель не обладает всей полнотой информации по сетевым организациям и не будет сам измерять расстояние от своего участка к ним. Для получения нужной информации семья может обраться в орган местного самоуправления, где ему в течение 15 дней должны представить запрошенную информацию.

– во-вторых, получить от сетевой организации заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия (их сетевая организация направляет в течение 15 дней со дня получения заявки).

– в-третьих, после подписания договора и получения технических условий приступить к выполнению технических условий в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя. До энергопринимающих устройств на участке – сетевая организация. Все эти условия и обязанности прописываются в технических условиях, которые выдаются заявителю бесплатно на срок от двух до пяти лет, но срок может быть и продлен.

– в-четвертых, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.

Необходимо также учесть, что если к электрическим сетям подключаются объекты юридических лиц мощностью свыше 100 кВт или граждан с присоединенной мощностью более 15 кВт, то требуется получение разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию.

– в-пятых, осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности и составление не позднее 3 рабочих дней акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Также может быть один совместный документ – акт об осуществлении технологического присоединения.

– Сетевая организация определена, и заявление подготовлено, требуется ли к нему иные документы?

Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 утверждена форма, по которой подается заявление (приложение №6).

В заявлении обязательно указывается:

– запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств;

– наименование и место нахождения энергопринимающих устройств

– сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям)

– наименование поставщика электрической энергии, с которым заявитель намеревается заключить договор

К заявлению прикладываются документы:

– перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;

– копия документа, подтверждающего право на объекты, подключаемые к электрическим сетям (нежилое помещение, дом, земельный участок);

– план расположения энергопринимающих устройств;

– А может семья получить отказ сетевой организации на подключение?

– Если к заявке приложены все необходимые документы, то сетевая организация обязана подключить всех желающих, такова особенность данного направления. При потреблении мощности до 15 кВт включительно, наличие технической возможности не имеет значение, свыше -при наличии технической возможности.

– Другой аспект данного вопроса: на какую сумму надо раскошелиться семье, чтобы на его участке появилось электричество?

– Цена фиксированная – 550 рублей для объектов с максимальной мощностью до 15 кВт включительно.

– Кто должен проводить работы по прокладке сетей от ТП или другого места до дома?

Читайте также:
Сколько стоит зарегистрировать дом на участке

– В технических условиях распределены обязанности между сетевой организацией и заявителем. Все мероприятия, в том числе по прокладке сетей до энергопринимающих устройств на участке заявителя осуществляется сетевой организацией.

– Допустим, к электрическим сетям подключается целое дачное некоммерческое товарищество, садоводческое некоммерческое товарищество или гаражно-строительный кооператив. Им придется потратиться значительно как крупному бизнесу?

– Ни в коем случае. Если на одного члена товарищества приходится не более 15 кВт и расчет будет вестись по общему счетчику, то за подключение необходимо оплатить лишь 550 рублей за каждого члена товарищества. Если же требуется свыше 15 кВт, то размер платы будет выше. Она определяется на основании тарифов, утвержденных органом тарифного регулирования.

Если есть у потребителя вариант самостоятельного строительства линии электропередач до точки подключения, то он платит только за требуемую мощность.

Есть нюанс по товариществам и кооперативам. Заявление на подключение к электрическим сетям подает само товарищество, кооператив либо их представители. Если потребитель не состоит в товариществе, то он сам лично подает заявление в сетевую организацию, при этом кооператив не вправе препятствовать ему допуск к пользованию электрическими объектами, находящимися на территории товарищества, кооператива.

– Что делать, если в установленный договором срок сетевая компания не проложила сети и не подключила дом к сети?

– За нарушение сетевой компанией сроков подключения к электрическим сетям предусмотрена административная ответственность. В случае, если с вашей стороны осуществлены все мероприятия по технологическому присоединению и сетевая компания об этом надлежащим образом извещена, вы можете обратиться в Чувашское УФАС России с заявлением о привлечении сетевой организации к ответственности, не забыв приложить к заявлению документы, подтверждающие совершения вами указанных действий.

– Если электрические линии нужно прокладывать через чужие здания, земли, кто должен решать эти вопросы?

– В договоре прописывается обязанность сетевой организации по урегулированию вопросов с третьими лицами, в том числе и по прокладке электрических линий.

– Какие документы должна сетевая компания выдать по итогам подключения?

– По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения

– Не всегда все идет по прописанному сценарию, бывают разные ситуации. Часто меняются собственники энергопринимающих устройств. Как быть в этом случае?

– При покупке любого объекта, будь то нежилое помещение, либо земельный участок, на котором располагаются присоединенные энергопринимающие устройства, у прежнего собственника необходимо запросить документы, подтверждающие данный факт.

При наличии указанных документов новому собственнику необходимо обратиться в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон). Документы будут готовы в течение 7 дней.

В том случае, если объект был технологически присоединен опосредованно, (с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования СНТ, ТСЖ, УК и пр.), то заявление подается через данных лиц.

В случае утраты документов, подтверждающих технологическое присоединение, сетевая организация может осуществить их восстановление.

– Какие особенности подключения к электрическим сетям для целей ведения предпринимательской деятельности?

– Цена за подключение к электросетям для объектов мощностью до 15 кВт составляет 550 рублей. Данной мощности вполне достаточно для удовлетворения нужд, к примеру, небольшого кафе, автомойки, магазина. Для среднего и крупного бизнеса стоимость подключения будет выше.

Если мощность до 150 кВт цена определяется по стандартизированной тарифной ставке, определенной Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам. Если мощность выше 150 кВт – по индивидуальному проекту.

При осуществлении подключения к электросетям нежилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, при подаче заявки необходимо представить копию документа, подтверждающего согласие управляющей компании многоквартирного дома, либо решения общего собрания собственников такого дома, на организацию присоединения нежилого помещения в многоквартирном доме.

Правила подключения электричества к дому

Для того, чтобы подключить дом к электричеству, необходимо соблюсти ряд правил, чтобы использование электроэнергии осуществлялось на законных основаниях и по всем действующим стандартам. В противном случае на владельца дома может быть наложен штраф в размере до 15 тысяч рублей. К тому же, незаконное подключение может быть рассмотрено как факт хищения электроэнергии. А это уже уголовное преступление, за которое на физическое лицо может быть наложен штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок 1,5 года.
Так что стоит внимательно отнестись ко всем аспектам, связанным с подключением частного дома к электросетям.

Закон, регламентирующий нормы подключения земельного участка и частного дома к электричеству

  • Основным документом, регулирующим экономические отношения поставщиков электроэнергии и её потребителей и устанавливающим полномочия государственных органов по регулированию этих взаимоотношений, является Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об электроэнергетике».
  • В соответствии со ст. 20-26 данного закона были разработаны “Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств”, которые утверждены Правительством Российской Федерации в Постановлении № 861 от 27 декабря 2004 года.
  • Также действия сетевых организаций попадают под действие Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», т. к. эти организации являются субъектами естественной монополии.
Читайте также:
Расчет парковочных меСтатья для жилого дома

Кто подключает дом к электричеству?

Собственник дома не имеет права самостоятельно присоединяться к линии электропередач. Подключение осуществляет энергоснабжающая организация, в ведомстве которой находится дом или участок. Однако энергокомпания несёт ответственность за подключение и эксплуатацию только за пределами территории собственника.
Так, например, точки присоединения к сети не должны быть удалены от границ участка на расстояние более 25 м. Иными словами, если рядом с участком не проходит линия электропередач, что энергоснабжающая организация обязана дополнительно подвести её до нужного расстояния.
Все работы внутри участка и дома обязан выполнить собственник. А сетевая компания оставляет перечень необходимых мероприятий и требования к электрооснащению, которое будет приобретать и устанавливать собственник. Все эти указания прописаны в ТУ (Технических условиях), которое выдается владельцу или его представителю после подачи заявления и составления договора.

Основные требования Технических условий, предъявляемые собственнику

Подключение к ЛЭП возможно только после того, как будут выполнены все требования ТУ. Перед подключением инженер сетевой организации обязательно проверит правильность их выполнения. Если будут замечания, то собственнику придётся их устранить.
Если владелец решил самостоятельно справиться с проведением подготовительных работ по подключению электричества, то вот основные требования, с которыми ему придётся столкнуться.

Требования к прокладке кабеля

  1. Прокладку кабеля до линии электропередач можно осуществлять двумя способами:
    • Под землёй. Этот способ дороже и сложнее в обслуживании, но выглядит более эстетично, т. к. снаружи не торчат никакие лишние провода.
    • По воздуху. Это наиболее часто применяемый метод. Он дешевле, и провести необходимый ремонт в случае необходимости будет гораздо проще.
  2. Для присоединения к линии электропередачи используют алюминиевые кабели с сечением не менее 16 мм или медные с сечением не менее 10 мм. Если кабель прокладывается под землёй, то желательно использовать кабели в броне.
  3. Если расстояние от опоры ЛЭП до ввода в дом превышает 25 м при прокладке по воздуху, то придется ставить дополнительную опору. При прохождении кабеля над дорогой, он должен располагаться на высоте не менее 6 м с учётом провисания, над тротуарами не менее 3,5 м. Если используется подземный способ, то кабель должен входить в землю по столбу через трубу, высота которой над уровнем земли не менее 2 м. Далее кабель проходит под землёй на глубине не менее 0,7-1,0 м.
  4. При прокладке по стене дома два кабеля: ноль и фаза должны располагаться на расстоянии не менее 5 см для кирпичных стен или 10 см для деревянных.
  5. Ввод кабеля в дом осуществляется на высоте не менее 2,75 м от уровня земли.
  6. Подключение кабеля производится к аппарату учёта или устройству распределения. Все приборы, находящиеся до счётчика, должны иметь возможность опломбирования.
  7. Подключение электричества осуществляется через ВРУ (вводно-распределительное устройство), которое обычно располагается на ближайшей опоре. Оно состоит из входных проводов, клеммных контактов, рубильника (или автоматических трёхполюсных выключателей), защитных автоматов и УЗО (устройство защитного отключения).

Требования к счётчику

  1. Счётчик должен быть трёхфазный на 50 А, при необходимости многотарифный.
  2. Удобнее, если он будет иметь крепления на DIN-рейку.
  3. Класс точности не ниже 2.0.
  4. Прибор должен быть поверен не более 1 года назад.

Требования к ЩУ

  1. Обычно основная часть электрооборудования помещается в ЩУ (щит учёта). Следует отметить, что работы по монтажу ЩУ для лиц, не имеющих допуска к работе с электроустановками может быть небезопасно. В щите располагают следующие элементы:
    • счётчик;
    • вводной автоматический выключатель;
    • автоматический выключатель для линии от щита к дому;
    • PEN-шина;
    • нулевая шина;
    • розетка для оборудования;
    • автомат на розетку.

Возможно расположение ВУ и счётчика вне ЩУ.

  • К дому должна быть подключена система заземления, к которой подключается ЩУ.
  • Более подробные требования можно изучить в этих документах:

    • Типовые требования при реализации технических условий по монтажу энергопринимающих устройств заявителей до 15 кВт.
    • ПЭУ (Правила устройства электроустановок), издание 7.

    Так что, если вам требуется подключить свой дом к электричеству, а навыков в этом вопросе нет, то наберитесь терпения и начинайте вникать во все подробности этого процесса. Если же нет такого желания и времени, а также, если вы хотите быть уверенными в качестве проведённых работ и безопасности последующей эксплуатации электрооборудования, то можете обратиться в компанию “БЭК”, которая предоставляет полный спектр услуг по подключению частного дома к электричеству.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: